Главная

Что такое Каста? Значение и толкование слова kasta, определение термина

1) Каста - (от португ. casta - род, поколение ) - англ. caste; нем. Kaste. 1. Обособленная обществ, группа , члены к-рой связаны происхождением или правовым положением, принадлежность к к-рой является наследственной (напр., кастовая система в Индии). 2. В широком смысле - обществ, группа, ревниво оберегающая свою замкнутость, обособленность и свои сословные или групповые привилегии.
2) Каста - (от португ. casta - род, поколение ) - 1. Обособленная обществ. группа , члены к-рой связаны происхождением или правовым положением, принадлежность к к-рой является наследственной (напр., кастовая система в Индии). 2. Обществ. группа, ревниво оберегающая свою замкнутость, обособленность и свои сословные или групповые привилегии.
3) Каста - - социальная группа ( страта ) , членством в которой человек обязан исключительно своим рождением.
4) Каста - — замкнутая, эндогамная группа людей, обособленных вследствие выполнения специфической социальной функции, наследственных занятий и профессий.
5) Каста - - замкнутые, эндогамные (см. экзогамия и эндогамия ) страты с аскриптивным (приписанным) членством (см. статус социальный ) и полным отсутствием социальной мобильности, составляющие основу особой исторической формы социальной стратификации – кастовой. В чистом виде кастовая система существовала в индуистской Индии. Корни ее уходят далеко в историю (около 3 тыс.лет ). Кастовая система при помощи религии жестко закрепляет определенное разделение труда , сформировавшееся на этнической основе, - каждой касте разрешается только определенный род занятий. Касты занимают свои места в соответствии со степенью "ритуальной чистоты", т.е. по религиозному признаку. В Индии существовали четыре кастовых группы и одна внекастовая – неприкасаемые . С 1947 года кастовое разделение перестало поддерживаться государством , но его социальная роль все еще остается очень значительной.
6) Каста - (португ. casta - род, поколение , происхождение ) - эндогамная группа людей, занимающая строго ранжированное место в социальной иерархии , связанная с традиционными занятиями и ограниченная социальной традицией в общении друг с другом. В той или иной форме признаки кастового деления имелись в общественном строе многих древних и средневековых социумов (К. воров в Древнем Египте, самураев в Японии и т.д.). Только в Индии кастовая организация сформировалась во всеобъемлющую социальную систему. По индийской конституции (1950) К. равноправны и кастовая дискриминация запрещена законом (1955). Вместе с тем определенные кастовые различия в Индии, прежде всего в сельской местности, существуют до настоящего времени. В современном обществе могут существовать определенные социально-классовые группы, функционирующие по кастовым механизмам (от элитных до маргинальных). С.Ю. Солодовников
7) Каста - (caste) — форма социальной стратификации, включенная в иерархически выстроенную систему; замкнутая, эндогамная страта , членство в которой является предписанным, контакты с другими стратами ограничены, а мобильность теоретически исключена. Хотя она отражает экономическое неравенство , вытекающее из разрешения членам каждой из каст только определенного рода занятий, но в конечном счете основана на внеэкономических критериях. В самой чистой форме — в индуистской Индии — кастовый принцип религиозен: касты занимают места в соответствии со степенью ритуальной чистоты", приписанной их членам и роду деятельности. Некоторые комментаторы, однако, расширяют термин , распространяя его на ситуации, в которых разделение подкреплено расовыми антипатиями и, возможно, легальными санкциями, как до недавнего времени в Южной Африке (см. Апартеид ) и в отдельных южных штатах США (например, Доллард " Каста и класс в южном городе " , 1937). Этимология термина также спорна. Он происходит от португальского casta, но остается неясным, был ли это первоначально общий термин для обозначения класса или категории либо он более определенно увязывался с понятиями чистоты и родовитости. Исторически, как полагают некоторые, единственно истинная форма кастовой стратификации существует в Индии в связи с индуизмом. Более чем 3000-летние истоки данной системы не ясны. Вероятно, они имеют двойную основу — этнос и профессиональную специализацию. Обширная субконтинентальная область Индии была заселена рядом этнических групп; отношения между ними часто менялись вследствие завоеваний и разных профессиональных умений. Кастовая система , следовательно, возникает вне моделей особенного, политического и социального подчинения, а профессиональная специализация и этнические антипатии предполагают барьеры для контактов. Отсюда ее развитие обосновано двумя фактами: обеспечением группировками объединений для коллективных нормативных установок в собирании урожая и податей; наличием могущественного духовенства (брахманов), способного внедрить табу в сформировавшийся свод ритуальных правил, которые иногда усиливаются сочетанием со светскими нормами. Система, которую усовершенствовали брахманы , покоилась на пяти основных элементах: четырех кастовых группах ( варнах ) и одной внекастовой — "неприкасаемых". Они занимали и занимают места в иерархии ритуальной чистоты, проистекавшей от разрешенных только их членам образа жизни и рода занятий. Высшие касты брахманов и кшатрий, последняя представляла светских и военных правителей, а также землевладельцев. Далее следуют касты предпринимательских средних классов (вайшьи) и работников, слуг, рабов (шудры). В самом низу стоят внекастовые или неприкасаемые (хариджан), выполняющие самую грязную работу и считающиеся ритуально не чистыми. Варна, однако, составляет лишь самое многочисленное подразделение системы, а в определении повседневных социальных действий больше значат ее регионально основанные подразделения, индивидуальные касты и подкасты — джати (дословный перевод — отделять "породы" и "разновидность"). Каждая из джати имеет собственный социальный ранг и свод кастовых правил, разработанных для поддержания ритуальной исключительности группы посредством ограничения или запрещения браков, комменсальности, а также социальных и физических контактов за пределами границ касты. Кроме того, они ритуально регулируют трудовую занятость и методы ее выполнения. Правила подкрепляются светскими и духовными санкциями, исходящими от карательных полномочий властей касты, общественного мнения и индуистской теодицеи. Последняя связана с верой в перевоплощение. Положение личности внутри касты — награда либо наказание за верное или неверное соблюдение кастовых правил в ее предшествующих воплощениях. Так как ранг внутри касты дается от рождения и сохраняется в течение всего воплощения, то единственная надежда на достижение личностью более высокого ранга в следующем рождении связана с точным исполнением кастовых обязанностей. Это — мощный стимул приверженности правилам касты. В индуистском мировоззрении данную структуру духовного и социального управления подкрепляют два символа : дхарма — высший порядок всех природных и социальных вещей, включая социальное поведение и социальные отношения , соответствующие члену определенной касты, и карма — общая доктрина перевоплощения. Именно отсюда Вебер вывел теорию порабощающего традиционализма индусских народов. Он также полагал, что кастовая система препятствовала развитию капитализма в Индии, по крайней мере, по трем причинам : подразделения системы не позволяли городским "средним классам" увязать установление права человека со свободой собственности, на чем покоится капитализм; разнообразие законов в каждой касте препятствовало появлению общей и "универсальной" законодательной системы, подходящей к капиталистическому развитию; ритуальные стереотипы о связанных с кастой трудовой занятости и технике мешали мобильности рабочей силы и применению новых технологий. Реальная действительность касты, однако, отличается от теоретических запретов. Одно из важных отличий — существование процесса , известного как санскритизация , то есть отдельная джати может преуспевать в повышении своего положения в иерархии, постепенно усваивая поведение и убеждения , свойственные членам более высокой касты. На практике, что несколько расходится с представлениями Вебера, промышленное развитие в Индии, начиная с 1900-х гг., показало приспособление образцов трудового поведения каст к новым экономическим требованиям. Так что связь между кастовой системой и экономическим развитием более гибкая, чем иногда принято думать. Начиная с 1947 г. кастовое разделение не получает поддержку со стороны государства, но ее социальная роль все еще остается значительной. В числе известных общих работ о касте находятся: В. Бугле "Очерки о кастовой системе" (1970) и Л. Дюмон "Гомоиераркикус: кастовая система и ее значение " (1970). См. также Класс; Социальные перегородки; ср. Государства; Рабство .
Алфавитный указатель

Посмотреть значение слова Каста в других словарях:

Что такое Каста? Словарь Даля
Определение термина Каста. Словарь Ожегова
Толкование слова Каста Исторический словарь
Что означает слово Каста? Философский словарь
Что означает термин Каста? Политический словарь
Главная
Финансовый словарь
Большой бухгалтерский словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Социологический словарь
Сексологический словарь
Астрономический словарь
Энциклопедический словарь
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Кольера
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Толковый словарь Ушакова
Словарь Ожегова
Словарь Даля
Словарь наркотического сленга
Словарь воровского жаргона
Словарь молодёжного слэнга
Словарь компьютерного жаргона
Архитектурный словарь
Джинсовый словарь
Словарь по ландшафтному дизайну
Автомобильный словарь
Кулинарный словарь
Биографический словарь
Словарь эпитетов
Словарь курортов
Словарь русских технических сокращений
Этимологический словарь Фасмера
Словарь иностранных слов
Словарь фразеологизмов
Словарь географических названий
Словарь символов
Словарь синонимов
Словарь нумизмата
Словарь имён
Словарь мер
Словарь русских фамилий
Этнографический словарь
Исторический словарь
Религиозный словарь
Словарь по мифологии
Библейская энциклопедия
Словарь по искусству
Философский словарь
Словарь логики
Психологический словарь