Энциклопедия японии - аристократия. Современные аристократы и их владения

Рюриковичи, Романовы, Гогенцоллерны, Валуа... Китай династий Тан, Юань, Мин... Называя династию, мы тут же представляем себе то время, когда ей довелось править. Когда же мы говорим о Японии, то именуем исторические периоды по месторасположению императорского двора или же ставки военного правителя — сёгуна: периоды Нара, Хэйан, Камакура, Эдо… Отчего так? Почему повсеместно принятое обозначение исторических периодов по фамилии правящей династии в Японии не прижилось?

Звезда императора

Размышления на эту, казалось бы, слишком далекую для сегодняшнего дня тему выводят нас на действительно крайне важные особенности исторического пути этой страны. Начнем хотя бы с того, что сама фамилия японского императорского рода, как это ни парадоксально, нам неизвестна. На протяжении всей писаной японской истории императорский род всегда был «просто» императорским — с определенным артиклем. Ибо он был одним-единственным во всей известной нам истории. Других фамилий, которые бы претендовали на то, что они ведут свою родословную от главной богини солнца синтоистского пантеона — Аматэрасу, — не находилось. Даже когда все нити практического управления страной находились в руках всемогущих военных правителей — сёгунов, они не покушались на императорские регалии (священное зеркало, меч и яшму). Когда японские императоры, отдаленные от принятия любых важных решений, проживали во дворце с протекавшей крышей, никому не приходило в голову занять их место на троне — настолько велик был авторитет правящего рода, глава которого (император) считался первосвященником синтоизма, «ответственным» за общение с богами.

Так что про Японию можно говорить: «При императоре таком-то», имея в виду определенный период, но сказать: «При правящей династии такой-то» — нельзя. Такая жесткая привязка к традициям делает попытку посягательства на императорскую власть невозможной. Но ситуация, сложившаяся при японском дворе в VIII веке, единственный раз в истории страны накренила почитаемые всеми традиционные устои.

В это время Япония проводила самую настоящую «модернизацию» и ее правители страстно хотели походить на самую культурную и мощную страну Дальнего Востока — Китай. А потому в Японии изучали китайское законодательство и философию, придворные облачались в китайские одежды, вся деловая документация велась на китайском языке, чиновники старательно слагали китайские стихи. Поклонялись они и Будде — ведь в Китае тоже молились ему. Япония тогда была «отсталой», но ее элита хотела быть первой в мире.

В 710 году японский императорский двор переехал в только что отстроенный дворец в новой столице — Наре. Выбор места был продиктован китайскими представлениями о «правильном» расположении в пространстве. В полном согласии с теорией фэн-шуй («ветра и воды») к востоку от Нары протекала река, на юге находился пруд, за ним простиралась равнина, на западе город окаймляла широкая дорога, на севере возвышались горы, переходившие в холмы, окружавшие столицу с трех сторон.

Нара была устроена на манер китайских столиц. Окруженный глинобитными стенами дворец императора располагался на самом севере — ведь император считался земным воплощением Полярной звезды, которая, как известно, занимает на небосводе неподвижное положение. Поэтому и японские императоры редко покидали пределы дворца. Они полагали: подданные должны «крутиться» вокруг священной особы — подобно тому, как все небесные тела вращаются вокруг Полярной звезды. Главным зданием дворцового комплекса был Дайгокудэн (Дворец великого предела) — тронный зал, где проводились основные государственные церемонии: восхождение на престол, празднование Нового года, прием иностранных послов. На юг от императорского дворца вела главная магистраль города — проспект Судзаку шириной 67,5 метра. Судзаку — это название мифической птицы, которая охраняет от злых духов южное направление. Проспект был «воротами» столицы, по нему направлялись во дворец послы, там по праздникам устраивались церемонии и танцевально-песенные действа.

По обе стороны от Судзаку, где располагались усадьбы аристократов, были выкопаны неглубокие каналы, берега которых были засажены ивами и укреплялись камнями. От этих каналов вели многочисленные ответвления, которые проходили по земельным участкам. Обнаруженные нынешними археологами туалеты того времени представляют собой неглубокие прямоугольные ямы, по дну которых текла вода, поступавшая из каналов. Получается, что японцы того времени пользовались туалетами со «смывным устройством». Потом, правда, вода из туалетов возвращалась в те же самые каналы, так что ароматы города были не самым приятным впечатлением от столицы. В хронике того времени прямо утверждается, что улицы города были «грязны и вонючи». Но все в этой жизни — дело привычки, об этих сетованиях можно прочесть только в начале века, к его концу запахи беспокоить людей перестали.

Прямые, как стрела, улицы, делили город на 72 прямоугольных квартала. Общая протяженность немощеных улиц составляла 350 километров. В Наре, которая занимала территорию площадью около 25 км 2 , проживало, по разным оценкам, от 100 до 200 тысяч человек. Для того времени это была огромная цифра — ведь все население Японии составляло тогда около 6 миллионов человек. В Наре жили семь тысяч чиновников, ремесленники, дворовые люди, монахи, торговцы.

Народу, согнанному на строительство Нары со всех концов страны, приходилось тяжело, для возведения столицы с дворцом, усадьбами аристократов и многочисленными буддийскими храмами понадобилось не меньше 50 миллионов человекодней. Оторванные от дома и поля крестьяне бежали со строительных площадок куда глаза глядят, но зато чиновникам и аристократам город казался прекрасным:

Столица Нара
Прекрасна
В синеве небес,
Цветет цветком
Благоуханным.

Это был век грандиозных государственных проектов. Столицу соединили с регионами широкие и удобные дороги, во всех шестидесяти с небольшим провинциях устроили школы для будущих чиновников, повсюду возводились дамбы и осушались болота. Японская аристократия заболела тогда «комплексом гигантомании»: при строительстве централизованного государства это случается повсеместно.

«Открытие глаз» Вайрочаны

В середине VIII века в Наре был построен гигантский буддийский храмовый комплекс Тодайдзи, занимавший площадь 90 га. До настоящего времени он остается самым большим деревянным сооружением на Земле, хотя и неоднократно горел, и был восстановлен в масштабе 2 к 3 по отношению к первоначальному сооружению. В «золотом павильоне» (главном святилище) Тодайдзи до сих пор хранится самая большая в мире бронзовая статуя — изображение космического будды Вайрочаны высотой 16 метров. Считалось, что все сущее на Земле — не более чем эманация (проявление) тела этого будды. На выплавку сидящего в форме лотоса будды пошло, в частности, 500 т меди, 400 кг золота. Вайрочана должен был покровительствовать стране и ее правителям в эпоху реформ.

Храм Тодайдзи начали строить по обету покровителя буддизма императора Сёму. В его указе 743 года говорилось: «Я, недостойный, с благоговением взошел на трон. Всеми помыслами своими устремляюсь я к спасению и всеми силами своими лелею заботу о подданных. Хотя на окраинах уже процветает великодушие, Поднебесная еще не облагодетельствована Законом Будды. Воистину таинственное великолепие Трех Сокровищ приводит Небо и Землю в гармонию, осчастливливает десять тысяч поколений, твари и растения набирают силу. Обещаю отлить статую из меди, что сыщется в стране, срою горы высокие и отстрою храм и, обратившись ко всему миру, соберу общину и тогда, как один, имея общую цель, все вместе устремимся к просветлению».

Освящение Тодайдзи состоялось уже после того, как Сёму отрекся от престола в пользу своей дочери Кокэн, которая была так же набожна, как отец. Церемония «открытия глаз» (освящения) статуи Вайрочаны состоялась в 4-й луне 752 года. На ней присутствовали более десяти тысяч человек — сановники, чиновники, монахи. Индийский монах Бодхисена подошел к статуе и взял в руки огромную кисть, к которой было привязано 12 шнуров длиной 215 метров. Все присутствующие взялись за шнуры и стали причастны к священнодейству, и тогда Бодхисена нарисовал в глазах статуи зрачки — теперь она стала «зрячей» и можно было обращаться к ней за помощью. К чему, собственно, и прибегли позже — накануне попытки свержения правящего рода. Этот внутридинастический раздор произвел на современников и их потомков столь незабываемое впечатление, что впредь уже никто не осмеливался покуситься на наследственные привилегии императорского рода. Подобные катаклизмы в истории Японии бывали и раньше, но они, однако, никогда не ставили под сомнение само существование этого рода как правящего. Уже тысячу лет повторяют японцы слова стихотворения, славящего императора и его вечную власть. Во второй половине XIX века оно стало официально признанным государственным гимном Японии:

Государя век тысячи,
Миллионы лет длится пусть!
Пока камешек
Скалой не стал,
Мохом не оброс седым!
(Перевод Н.И. Конрада)

Совершить династический переворот попытался монах Докё. Его имя переводится как «Зеркальный Путь». Предполагалось, что обладатель этого имени вобрал в себя все премудрости священного учения.

Секреты врачующего пастыря

Судьба Докё уникальна. Будучи выходцем из захудалого провинциального рода Югэ, он прошел головокружительный путь от простого монаха до всемогущего властителя страны. Выдвижение Докё тем более удивительно, что социальная структура японского общества VIII столетия достаточно жестко определяла судьбу человека. При присвоении придворных рангов и распределении государственных должностей принадлежность к тому или иному роду играла главную роль.

С самого рождения японские аристократы получали так называемые «теневые ранги». Пока дети играли в свои игрушки, они получали одно повышение за другим, так что к достижению совершеннолетия (а оно, как и сейчас, наступало к 21 году) молодой человек вполне мог претендовать на высокую должность при дворе. И конкурсные экзамены на занятие чиновничьего поста, позаимствованные у Китая, играли здесь весьма ограниченную роль. По сравнению с отметками намного важнее было появиться на свет в высокородной семье. Ведь наиболее могущественные аристократические роды того времени вели свое происхождение от «небесных (то есть наиболее древних и авторитетных) божеств» местной религии — синто (что буквально означает «путь богов»). Другим же оставалось довольствоваться лишь ролью зрителей, которые следили за действом, разворачивающимся на недоступных для их вмешательства высотах.

Докё оказался исключением из строгих принципов организации придворной жизни. И не только по причине выдающихся личных качеств (согласно утверждениям современных графологов, Докё обладал «сильным и самоуверенным характером»), но и благодаря тому, что он избрал для себя путь монаха, весь образ мыслей которого должен был бы, казалось, избавить его от соприкосновения с делами мирскими.

Однако и монахи, даже буддийские, бывают разными. Одни ищут уединения ради молитв о спасении души и достижении нирваны, другие пытаются показать всему миру истинный путь и обратить этот мир в свою веру. А для этого им требуется неограниченная власть. К числу последних принадлежал и Докё.

Буддизм, проникший в Страну восходящего солнца из Кореи и Китая, получил здесь свое распространение с середины VI века. По догмам буддийских представлений, человека следует оценивать исключительно с точки зрения его личных добродетелей, и вопросы генеалогические занимают в этом вероучении подчиненное место. Ибо перед Буддой равны все — и аристократы, и простолюдины. Каждый из них ищет спасения в одиночку, и благородное происхождение здесь помочь не может.

И хотя в Японии VIII века весьма активно складывалась иерархия буддийского духовенства, она еще не приобрела кастового характера и оставалась открытой для притока свежих сил. Японская аристократия была очень закрытым образованием, простолюдин не мог сделать головокружительную карьеру на государственной службе, ибо все мало-мальские должности занимали «потомки божеств». Буддийские монахи представляли собой, пожалуй, единственную социальную группу, где человек из простой семьи мог занять достаточно высокую должность в церковной организации и приблизиться даже к самому правителю. Безбрачие монахов также препятствовало образованию монашеских «династий» и способствовало постоянному обновлению общины, отбору в ее руководство самых активных и способных людей. В штате придворных монахов Докё появляется в начале 50-х годов VIII века.

Надо сказать, что монахи того времени обучались не только китайской грамоте, что было необходимо для чтения священных буддийских текстов, переведенных в Китае с санскрита на китайский язык, но и владели многими другими полезными навыками. Они были искусны в возведении храмов, строительстве мостов и дорог; они рисовали иконы, ваяли статуи, составляли географические карты. За Докё же еще и утвердилась слава искусного целителя. Видимо, поэтому его направили в 761 году к занемогшей экс-императрице Кокэн. И монаху удалось войти к ней в доверие.

Престол в это время занимал император Дзюннин, представитель одного из ответвлений многочисленного императорского рода. В древности в Японии не существовало строгого порядка престолонаследования, и поэтому возможность занять трон имели довольно много «кандидатов из династии». Но Кокэн новый император был не по нраву.

Ныне уже трудно судить, чем именно Докё завоевал расположение бывшей императрицы. Можно лишь гадать: только ли талантом врачевателя. Может быть, она выбрала его в качестве своего духовного пастыря? Или, как утверждает один источник, «Докё из рода Югэ спал на одной подушке с Кокэн, слышал о делах государственных и повелевал Поднебесной»? Во всяком случае, современники считали, что дело обстояло именно таким образом. И потому распевали такую фривольную песенку:

Не презирай монаха
За то, что одет, как баба.
Под юбкой-рясой у него
Запрятан молот. Когда он
Вздымается, становится
страшно!

В монархии монахини

В то время отречение императоров и императриц было обычной практикой. Кокэн поначалу подчинилась этому правилу, но потом резко изменила свои намерения.

Летопись лапидарно отмечает, что «между экс-императрицей Кокэн и императором Дзюннин обнаружились разногласия, после чего Кокэн удалилась в буддийский храм Хокэдзи». Этот храм располагался в столице. Спустя какое-то время она публично объявила, что принимает монашество. Уход в монахини вписывался в общепринятые нормы, в отличие от Европы монах имел право заниматься и делами светскими. Но не до такой же степени! Окончание указа было шокирующим. Кокэн распорядилась, что малые дела в управлении государством она оставляет Дзюннину, а «большими» отныне станет заниматься сама. До этого времени монахи никогда страной не правили.

В течение двух лет из дворца и храма исходили противоречащие друг другу указы. Борьба политическая окончилась в результате настоящим сражением, в котором дружина Кокэн одержала победу. Дзюннин же был сослан и вскоре скончался при таинственных обстоятельствах: не выдержав заточения, он якобы попытался сбежать, но был пойман и скончался уже на следующий день… Применительно к этому времени употребить термин «политическая борьба» можно только условно, ибо эта борьба включает в себя не только придворные интриги (по части которых японцы были большими мастерами), но и откровенную магию. Так, соперники Кокэн тайно похитили прядь ее волос, вложили их в череп и бросили в реку, произнеся соответствующее проклятие, что должно было устранить ее из борьбы за престол. Однако «черная магия», запрещенная, кстати говоря, по закону, оказалась на этот раз бессильна перед лицом превосходящих сил противника.

Место Дзюннина заняла Кокэн. На сей раз она приняла тронное имя Сётоку. Императрица-монахиня пожелала иметь министра-монаха и даровала Докё не предусмотренный никакими придворными правилами титул «великий министр-монах». Во время совместного правления Сётоку—Докё было проведено множество мероприятий, направленных на дальнейшее распространение буддизма в стране.

В синтоистское святилище Исэ, которое было родовой святыней правящего рода, поместили статую Будды. При дворе была введена должность ответственного за отпущение на волю животных, птиц и рыб. Крестьян сгоняли на строительство храмов, специальное правительственное ведомство каждодневно переписывало сутры. Монастырям предоставлялись все новые и новые земли, а при храмах устраивали пруды, куда и стали торжественно выпускать рыб, купленных у торговцев на рынке. Для ритуального очищения от скверны, вызванной мятежом высокопоставленного придворного Фудзивара Накамаро, был вырезан один миллион покрытых каолином деревянных трехъярусных пагод! И в каждую из них, высотой 21,5 см, вложили текст с оберегающими буддийскими заклинаниями — дхарани. Этот отпечатанный ксилографическим способом тираж, вероятно, может быть признан на то время самым крупным во всем мире. Как в восточном, так и в западном. Указанная в источнике цифра может вызвать недоверие, однако до сих пор только в одном храме Хорюдзи сохраняется 40 000 таких пагод!

А в 766 году произошло настоящее чудо: в храме Сумидэра были обнаружены мощи самого Будды. Сётоку признала это чудо за знак мистической поддержки, оказанной Докё, и пожаловала ему новый титул — теперь он стал именоваться «императором учения Будды», и его материальное обеспечение приравняли к императорскому.

Чудеса сопутствовали правлению тандема Сётоку—Докё. Хроника утверждает, что сама императрица наблюдала, как на небе появляются пятицветные облака — знак, что само Небо с одобрением относится к тому, что происходит в стране. Однако на самом деле государственные дела стремительно приходили в расстройство — уж слишком много времени, сил и средств тратилось на молитвы и строительство храмов. Докё тянул за собой в столицу своих родственников, они, вероятно, были не слишком опытны в управлении, прирожденные аристократы были недовольны засильем чужаков и составляли заговоры. Народ голодал, участились неурожаи: государственные зернохранилища, предназначенные для помощи пострадавшим от непогоды и стихийных бедствий, опустели. Страну накрыла волна эпидемий. В ответ на это монахи по всей стране возглашали молитвы, а состоявшие на государственной службе прорицатели чуть ли не каждый день обнаруживали счастливые знамения: белого оленя (белый — священный цвет), белого воробья, белую ворону, белую черепаху, сросшиеся колосья риса.

Реальные проблемы режим Сётоку—Докё пытался решить с помощью ритуалов, молитв и магии. Однако ничего не помогало, даже неоднократные помилования преступников, что считалось очень сильной мерой воздействия на разгневанное Небо. При этом в соответствии с дальневосточными представлениями об индивидуальной ответственности правителя за все свалившиеся на страну беды императрица Сётоку брала вину на себя: «Обладая малой добродетельностью, взошли Мы на трон по ошибке. Народ не ласкаем и не милуем, люди потеряли покой. Оглядываемся назад и плачем над содеянными грехами, страдаем, ибо не можем выбраться изо рва. И решили Мы, что пришло время провозгласить указ о великом помиловании в Поднебесной…»

Но и эти старания были тщетны. Ни амнистии, ни запреты на употребление мяса и сакэ ситуацию не разрешили. Что же оставалось? Только с еще большим жаром возносить молитвы, верить и надеяться. «Болезни продолжают терзать людей, природные бедствия продолжают грозить. Не можем найти себе места — так долго терзается Наше сердце. Но если заповеданное Нам учение Будды откликнется на Наши молитвы, тогда страданиям непременно настанет предел и бедствиям непременно настанет конец».

А тем временем амбиции Докё росли день ото дня: несмотря на все свои титулы, он посчитал, что должен стать императором не только религиозным, но и настоящим. Видимо, монах полагал, что у самой Сётоку для решения возникших проблем попросту не хватает харизмы. А может быть, дело было в обыкновенном тщеславии. Для достижения своей цели Докё попытался использовать глубоко укоренившуюся в японском народе веру в предсказания.

Буддизм получает распространение в Японии с середины VI века. Он проникает из Кореи и Китая. Предпосылкой этого стала назревшая необходимость создания общегосударственной идеологии, которая не могла существовать на основе разрозненных культов местной религии синто. В первую очередь в распространении буддизма были заинтересованы правящий род и нарождавшаяся служилая знать, которые и начали оказывать новой религии прямую государственную поддержку. На средства двора строились храмы, при дворе проводились буддийские церемонии и ритуалы.
Пик государственной поддержки буддизма пришелся как раз на период Нара. В правление Сёму (724—749) в каждой провинции начинают возводиться государственные буддийские храмы, в самой столице строится гигантский храм Тодайдзи. Монахам в этих храмах вменялось в обязанность возносить молитвы о благополучии государства и императора. После попытки государственного переворота, предпринятого монахом Докё, происходит некоторое отчуждение государства от буддизма: становится ясно, что культ Будды начинает выходить из-под тотального государственного контроля. Но к этому времени религия уже и не нуждалась в протекции двора. Это было связано с тем, что ее догмы полностью вписались в представления зарождающейся «средневековой личности» и возложили на эту личность персональную этическую и религиозную ответственность за совершенные деяния. К тому же, например, в синтоизме концепции посмертного существования, как таковой, нет. Тогда как буддизм предлагал ясную и определенную систему представлений о рае и аде, о прижизненном и посмертном воздаянии за совершенные деяния.

Два миража

В 769 году в Наре стало известно, что синтоистский бог Хатиман из храма Уса с острова Кюсю якобы пожелал, чтобы Докё стал императором. Но тут единственный раз за правление Сётоку чары Докё оказались бессильны, ибо императрице было явлено другое, совершенно неожиданное для «императора учения Будды» видение: она должна отправить придворного Вакэ Киёмаро на Кюсю, чтобы он узнал истинную волю бога. Докё не мог ослушаться, но напутствовал посланца такими словами: «Несомненно, что великий бог Хатиман призывает Киёмаро, дабы объявить ему о моем избрании на престол». Далее последовала вполне лукавая фраза: «В этом случае я дарую тебе высокий ранг и должность».

И пока Киёмаро совершал достаточно длительное по тем временам путешествие, Докё всячески привечал членов рода Вакэ и даже назвал один уезд его именем. Но Киёмаро вернулся от оракула с шокирующим для Докё ответом: «Со времени начала нашего государства и до дней нынешних определено, кому быть государем, а кому — подданным. И не случалось еще, чтобы подданный стал государем. Трон солнца небесной богини Аматэрасу должен наследоваться императорским домом. Неправедный же да будет изгнан».

За такой ответ Докё сослал самого Киёмаро, однако больше он уже не возобновлял своих претензий на престол. Потомки считали Киёмаро спасителем императорской династии: в XX веке, например, его портрет одно время украшал десятииеновую банкноту.

Влияние Докё на императрицу было столь прочным, что и после уникальной в японской истории попытки свержения правящей династии он продолжал сохранять свои позиции. Однако дни его могущества были уже сочтены. После смерти императрицы, последовавшей в 770 году в возрасте 53 лет, новый император Конин немедленно изгнал Докё из столицы Нары в далекий храм в провинции Симоцукэ, где он и скончался через три года. Родственники Докё тоже потеряли свои посты, его братьев сослали. Так аристократия взяла реванш за временное поражение.

Почему же около десяти лет родовые аристократы терпели при дворе безродного монаха? С точки зрения современного человека, решить эту проблему можно было проще простого: убрать неугодного. Но, во-первых, вряд ли в Японии VIII века мыслили такими жесткими категориями, во-вторых, покровительство императрицы и к тому же совместная жизнь с ней придавали Докё своего рода «статус неприкосновенности»: право входа в ее покои имели всего несколько человек.

Возмущение, вызванное Докё, было столь велико, что Конин счел за благо изменить прежний девиз правления, не дожидаясь конца года, что считалось совершенно недопустимым с точки зрения «нормальной» императорской этики. Официальная хроника вынесла Докё безжалостный вердикт: «Докё вел себя по своему хотению, строил множество храмов, необоснованно прибегая к трудовой повинности. Личные дела подданных и дела государственные приходили в упадок, средств государству перестало хватать. Управление и наказания становились с каждым годом все более жестокими, убийства случались часто. Преступлений в это время было совершено слишком много».

Действия Докё навлекли гонения не только на него самого и его сторонников. После его смерти при дворе усилились антибуддийские настроения, сократилась государственная помощь буддийским храмам, ужесточился государственный контроль над пострижением в монахи. Государству были нужны работники, а монахи освобождались от налогов и не давали потомства. Перенос столицы в Хэйан (современный Киото) в 794 году также часто объясняют желанием императорского двора уйти от влияния мощных буддийских монастырей и храмов, которые располагались в Наре. Отныне место буддизма в официальной идеологии занимают конфуцианство и синтоизм, аристократы вместе с домочадцами, слугами и ремесленниками перебрались в Хэйан, и Нара опустела. На месте прежней столицы крестьяне стали возделывать свои поля, и только несколько буддийских храмов сегодня напоминают о былом величии Сётоку. В Хэйане таких грандиозных храмов уже не строили.

Так потерпела крах попытка построения буддийской теократии в отдельно взятой стране. Аристократическая элита Японии окончательно осознала, что единственным магическим (равно как и практическим) гарантом ее наследственных привилегий может служить только синтоизм с его развитым культом предков, из которого проистекает подчеркнуто уважительное отношение к истории и традиции вообще. Только те роды, которые возводили свое происхождение к божествам синто, имели право руководить страной. И хотя буддизм к этому времени набрал достаточно сил для самостоятельного развития без поддержки государства, хотя государей и аристократов продолжали хоронить согласно буддийскому ритуалу сожжения, никогда больше в истории этой страны буддизм не играл той колоссальной роли, которая была ему уготована в VIII столетии.

А императорская династия благополучно дожила до сегодняшнего дня. Несмотря на то что ныне столица страны расположена вовсе не в Наре или в Киото, а в Токио. Двор переехал туда в 1868 году, но мы по прежнему не знаем фамилии правящей династии, потому что в Японии была только одна династия, которая благополучно совершила все переезды и дожила до того дня, когда в современной конституции Страны восходящего солнца император определяется как «символ японского народа».

Александр Мещеряков

Кугэ 公家 - древняя японская несамурайская придворная аристократия. В советской литературе часто назывались родо-племенной аристократией, в противовес самураям (侍 или 士) , называемым служилой аристократией. Согласно традициям, жена императора микадо должна была быть непременно из рода Фудзивара 藤原, относящимся к кугэ, а не к самураям. После прихода к власти самураев, ранее считавшихся простолюдинами, придворная аристократия утратила своё влияние и превратилась в украшение императорского двора.

В отличие от самураев кугэ были известны своим пацифизмом, в эпоху Хэйан 平安時代 предпочитали жить исключительно в Киото 京都 и проводить своё время в занятиях поэзией. В итоге придворные отдали всё управление на местах в руки наместников, которые позже, собрав самурайские армии, взяли власть в свои руки, превратившись в даймё 大名 (буквально - «большое имя») - крупных военных феодалов .

История

Японская аристократия происходит от местной знати древней Японии, которая входила в политико-административную систему государства Ямато на протяжении IV-IX веков. Эта аристократия была сплочена вокруг императорского двора, который с IX века назывался кугэ, то есть «государственным домом». Во второй половине IX века термином «кугэ» стали обозначать всех людей двора, как родовитых бюрократов, так и простых чиновников столицы Киото 京都 .

Период Хэйан 平安時代 (794-1185 годы) считается «золотым веком» придворных. В стране царила аристократическая диктатура рода Фудзивара 藤原 . Многие шедевры литературы и искусства были созданы выходцами из состоятельных семей кугэ. Увлечение куртуазной культурой и пренебрежение насущными потребностями государства было главной причиной упадка политического веса аристократии. Как следствие, в Японии созрели предпосылки для захвата ведущей роли в стране региональными лидерами, прежде всего, предводителями самураев.

С развалом правовой системы рицурё 律令 и образованием Камакурского сёгуната 鎌倉時代 кугэ начали противопоставлять себя «военным домам», так называемым букэ 武家 - самураям. В отличие от военных, которые подчинялись сёгунату, кугэ были составной частью императорского двора. В связи с постепенной утратой последними реальных рычагов власти, роль аристократов в государственной жизни уменьшилась. Последней попыткой политического реванша стали события Реставрации Кэмму 建武新政 (Кэмму но синсэй - «Новое правление лет Кэмму» 1333-1336 годы) , однако и она закончилась победой самураев.

Во времена существования сёгуната Муромати 室町時代 (1338-1573 годы) кугэ превратились в лиц, которые имели громкие титулы членов императорского правительства, но практически не влияли на развитие ситуации в стране. Сферой их деятельности стала культура, литература и поэзия. В конце XVI века, аристократы были лишены даже титулов - они были предоставлены важным соратникам «объединителя Японии» Тоётоми Хидэёси 豊臣秀吉 .

Ситуация несколько улучшилась в период сёгуната Токугава (1603-1867 годы). Согласно «Законам об Императорском дворе и кугэ», изданным самурайским правительством в 1615 году, аристократии было возвращено право на получение титулов при условии тотального подчинения новой власти. Однако в целом, кугэ оставались безвольной «прислугой императора». Главным поприщем для них была лишь культура. Из среды аристократов вышло немало выдающихся литераторов, поэтов и ученых.

После Реставрации Мэйдзи 明治維新 (Мэйдзи Исин) 1869 года, кугэ вместе с представителями родов провинциальных властителей даймё, были объединены в 1884 году в так называемую новую «японскую знать» кадзоку 华族 . Её появление ознаменовалось исчезновением самураев как класса и ликвидацией института аристократов кугэ.

Классификация

  • Сэккэ 摂家 - высший класс кугэ. Все пять фамилий, принадлежавших к этому классу, являлись потомками Фудзивара-но Митинага 藤原道長. Могли назначаться сэссё 摂政 и кампаку 関白. Сэссё 摂政 («берущий управление») - императорский регент в Японии. Назначался в случае несовершеннолетия правящего императора или занятия престола императрицей. Традиционно избирался из членов императорской семьи, но с IX века стал назначаться из членов аристократического рода Фудзивара. Кампаку 関白 - титул и должность высшего советника взрослого императора в древней и средневековой Японии. Аналог турецкого визиря или европейского канцлера .
  • Сэйгакэ 清華家 - могли назначаться дайдзин 大臣 (главными министрами), включая дайдзёдайдзин 太政大臣 . Дайдзёдайдзин («министр высшей политики») - должность главы императорского правительства Японии в VII-XIX веках, наивысшая должность главного государственного ведомства - Высшего Государственного Совета (дайдзёкана). В западной историографии часто переводится как «Министр высшей политики», «Главный министр», «Премьер-министр». Сайгакэ 清華家 принадлежали к кланам Фудзивара 藤原 и Минамото 源 . Дайдзёдайдзинами становились в основном аристократы из рода Фудзивара, однако иногда эту должность отдавали и могущественным самураям, таким как Тайра-но Киёмори 平清盛 (1118 - 1181 годы) , Тоётоми Хидэёси 豊臣秀吉 (1537 - 1598 годы) или Токугава Иэясу 徳川家康 (1543-1616 годы) , в знак признания их заслуг.
  • Дайдзинкэ 大臣家 - могли назначаться найдайдзин 中大臣 (内大臣 ) и дайнагон 大納言 . Найдайдзин 内大臣 - средний министр - государственная должность в Японии до 1945 года. До Реставрации Мэйдзи средний министр по существу являлся министром двора. В эпоху Мэйдзи помимо этого исполнял функции министра-хранителя Малой государственной печати. Непосредственно занимался делами императорского семейства и замещал левого и правого министров в их отсутствие. Согласно ко­дексу Тайхо 702 года, должность найдадзина являлась третьей по старшинству должностью при императорском дворе. Дайнагон 大納言 - старший императорский советник в Японии.
  • Уринкэ 羽林家 - военный класс, могли назначаться дайнагон 大納言 , иногда - найдайдзин 中大臣 .
  • Мэйка 名家 - гражданский класс, могли назначаться дайнагон 大納言 .
  • Ханка 半家 - могли назначаться санги 参議 и тюнагон 中納言 . Санги - императорский советник, должность в Высшем Государственном Совете, Императорском правительстве Японской империи. Младше Старшего советника (дайнагон 大納言 ) и Среднего советника (тюнагон 中納言 ). Предоставлялась чиновникам 3-4 ранга. Упразднена в 1868 году. Тюнагон 中納言 - средний государственный советник Японии - должность и титул в Японии в VII-XIX веках. Чиновник 3-го младшего ранга. Младше по званию старшего государственного советника и старше младшего государственного советника. Один из помощников в составе Палаты большого государственного совета.

Доброго времени суток, дорогие Аминовцы. В этом посту я расскажу о японской иерархии аристократии.

На верху всей феодальной иерархии находился император - Тено. Предполагалось, что он является потомком богини Аматерасу. В Японии трон мог принадлежать только потомку богини Аматерасу, поэтому мощные феодалы Минамото, Фудзивара, Тоетоми Хидэеси, Токугава не могли претендовать на трон. Дворец был государством в государстве с многочисленной аристократией. Это был замкнутый мир со своими внутренними отношениями, интригами, переворотами. Из этой среды в биралися кадры для высших звеньев государственного аппарата, прежде всего принцы, которым предстояло стать наследниками престола «лишние» принцы по крови титул принца не получали, переводились в разряд «Минамото», а их потомки пополняли разряд самураев. При императорском дворе находилась особая группа - кугэ - потомки родоплеменной аристократии. (О них я также делала пост).

Ранги было введено в Японии в 603 году принцем Сетоку. В VIII веке кодексом «Тайхорьо» установлен порядок получения рангов, вводились как для мужчин, так и и для женщин. Для придворных существовало восемь рангов, разделенных гораздо подразделений, в сочетании давали 30 градаций. Обладатели первых трех и многие обладатели четвертого и пятого рангов составляли приоб пахотном элиту. Первые пять рангов жаловались непосредственно императором, ранги с шестого по восьмой распределялись императорским правительством и утверждались императором. Начальные ранги находились в совершенно м подчинении правительства.

Обладатели трех первых рангов занимали все высшие должности при дворе: регентов при малолетних императорах, канцлеров, главного министра правительства, левого и правого министров. Иногда к этой же группе добавлялися средний министр и советники разного уровня.

Указанная группа составляла верхушку придворной аристократии. Обладатели четвертого и пятого рангов служили чиновниками при министрах, начальниками и старшими в фицерамы охраны императора, руководителями различных отделов. Более мелкие должности заполнялись обладателями низших рангов. Период XI 1-ХIX веков стал временем господства самурайского ста, Императорский двор в Киото перестал управлять государством и вобрал в себя незначительное количество благородных аристократических домов - Фудзивара, Сугавара, Тайра, Минамото, Кийовара, Абэ, Ураба и др., имели право служить при императорском дворе. Вытесненные сегуна и по состоянию самураев, куге уже никакой службы не несли, превратившись в дворцовую свиту.

Третьим периодом в жизни придворной аристократии стало время от реставрации Мэйдзи до принятия в 1946 г конституции Японии. С 1869 по 1887 год количество придворных рангов было сокращено с 30 до 16. Императорским указом от 1872 отменялись все феодальные титулы и звания и вводились три состояния: аристократия (кадзоку), дворянство (сидзоку) и простолюдины (хеймин). В 1884 году правительство ввело титулы на европейский манер: князь, маркиз, граф, барон, которые были пожалованы куге, дайме и некоторым самураям. После 1889 члены императорской семьи перестали получать ранги, а в 1946 году решением правителя придворные ранги были отменены.

Глава Дворца - император после установления сегуната выполнял сугубо церемониальные функции (за исключением короткого правления Го-Дайго): послушно наделял мощных дайме титулом сегуна, осуществлял функции жреца, как"священноцар"открывал начало полевых работ, уборки врожня врожаю.

Основу феодального строя составляли сильные"дома\"-синьории - дайме и подвластные им вассалы, ниже поверх которых составляли самураи. Основое могущество дайме были земельные владения и собственные военные. Средневековая история Японии представляла собой войну"всех против всех"Это был звездный час самурайства, каждый дайме должен иметь отряды преданных ему воинов. Дайме также были разделены на ранги, высоким с которых был "сьогун".

Значение слова АРИСТОКРАТИЯ в Энциклопедии Япония от А до Я

АРИСТОКРАТИЯ

придворная (кугэ) - один из самых загадочных социальных слоев феодальной Японии. О нем известно значительно меньше, чем о военно-феодальном дворянстве - букэ. В ее истории можно выделить три периода. Первый период (VI-ХII вв.), когда с возникновением императорского двора возникла придворная аристократия. Ее золотой век пришелся на период Хэйан (IХ-ХII вв.), когда блеск, величие и влияние этой элиты тогдашней Японии сыграли значительную роль в формировании японского общества и национальной культуры. Система придворных рангов была введена в Японии в 603 г. принцем Сётоку. В дальнейшем она несколько раз пересматривалась. В VIII в. кодексом "Тайхорё" был установлен долгое время остававшийся неизменным порядок получения рангов, действовавший до Реставрации Мэйдзи. Ранги получали все придворные - и мужчины, и женщины. Один император не имел ранга. Для членов императорской фамилии существовала особая система, определявшая их положение в семье. Для них имелись 4 градации, принадлежность к которым зависела от степени родства с императорским родом. Сначала все сыновья и братья императора получали титул синно (ближайший родственник монарха) и один из высших рангов. Постоянное расширение императорской семьи было существенной материальной проблемой для императорской казны, поэтому начиная с IX в. многим сыновьям и внукам императоров стали давать фамилии и отдельные владения. Для придворных существовало восемь рангов с добавлением начального ранга и со множеством подразделений на ступени и степени, в сочетаниях дававших 30 градаций. За небольшим исключением, все обладатели первых трех рангов ("ки" - "благородные") и многие обладатели четвертых и пятых рангов составляли придворную элиту. При японском дворе присвоение ранга обычно предшествовало занятию официальной придворной должности. Первые пять рангов даровались непосредственно императором, ранги с шестого по восьмой распределялись императорским правительством и утверждались императором. Начальные ранги находились в полном распоряжении правительства. Каждый год пятого или шестого января имена получивших ранги оглашались в присутствии императора на церемонии пожалования придворных рангов. Восьмого января раз в два года проводилась церемония пожалования рангов женщинам. За редким исключением, обладатели трех первых рангов занимали все высшие должности при дворе: регентов при малолетних императорах, канцлеров, главного министра правительства, левого министра и правого министра. Иногда в эту же группу включались средний министр и советники разного достоинства. Эта группа составляла верхушку придворной аристократии. Обладатели четвертых и пятых рангов служили чиновниками при министрах, начальниками и старшими офицерами охраны императора, руководителями различных отделов. Более мелкие должности заполнялись обладателями оставшихся низких рангов. Второй период (ХII-ХIХ вв.) - время господства самурайского сословия, когда императорский двор жил в Киото изолированно и обособленно, застыв в своем потускневшем, номинальном величии. К нему относились семья императора, небольшое число знатных аристократических домов - Фудзивара, Сугавара, Тайра, Минамото, Киёвара, Абэ, Урабэ и др., которые имели право служить при императорском дворе, а также офицеры охраны императора. Процесс обеспечения многочисленных родственников императора всеми мыслимыми и немыслимыми благами заметно осложнился после того, как император утратил власть и попал в материальную зависимость от сёгунов. Поскольку число принцев постоянно возрастало, в начале XVII в. был издан декрет о том, что представители только трех семей будут иметь право носить титул синно и при чрезвычайных обстоятельствах наследовать престол: Фусими, Кацура и Арисугава. В XVIII в. к ним была добавлена семья Каннин. Они составили четыре главные ветви императорской фамилии, члены этих семей считались принцами крови. Поскольку и их число быстро возрастало, некоторых из них обязывали становиться бонзами. Было 13 буддийских храмов, где настоятелями являлись принцы крови, они лишались придворных рангов и снимались с придворного довольствия. Браки между знатными придворными и членами императорской фамилии привели к тому, что в конечном счете почти все семьи придворной аристократии находились в прямом или косвенном родстве с императорами. Иногда ранги присваивались и наиболее знатным самураям. Государственными делами двор обременен не был. Занятия придворных были чисто традиционными - интриги с целью получения более высокого ранга и приближения к императору, церемониал и этикет, поэзия, науки и искусства, тем более что в кодексе для придворной аристократии "Кугэ сёхатто" было четко зафиксировано: "Повышаются в чинах вне очереди лица, выказавшие ученость, способности по службе и таланты в стихосложении". Император продолжал выполнять религиозный ритуал поклонения главному божеству синтоистского пантеона - богине солнца Аматэрасу, а также обряды и церемонии, имевшие многовековую традицию, например, связанные с посадкой риса и уборкой урожая. Так или иначе, но функции хранителя и носителя традиционной культуры императорский двор выполнял исправно. Киото оставался центром традиционной культуры, даже не будучи резиденцией правителей. Третий период (ХIХ-ХХ вв.), от Реставрации Мэйдзи до принятия в 1946 г. Конституции Японии, когда система придворных рангов стала постепенно упрощаться. С 1869-го по 1887 г. число придворных рангов было сокращено с 30 до 16. Императорским указом от 1872 г. отменялись все феодальные титулы и звания и учреждались три сословия: аристократия (кадзоку), дворянство (сидзоку) и простонародье (хэймин). В 1884 г. правительство ввело пять аристократических титулов по европейскому образцу: князь, маркиз, граф, виконт и барон. Новые титулы были дарованы кугэ, даймё и некоторым самураям. После 1889 г. члены императорской фамилии перестали получать ранги, а в 1946 г. решением кабинета министров присуждение придворных рангов было отменено.

Япония от А до Я, энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое АРИСТОКРАТИЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • АРИСТОКРАТИЯ
    Аристократия ("власть лучших, знатнейших") - форма государственного правления, при которой власть принадлежит представителям родовой знати, и сама родовая знать. Возникновение …
  • АРИСТОКРАТИЯ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    АРИСТОКРА’ТИЯ («власть лучших, знатнейших»)форма государственного правления, при которой власть принадлежит представителям родовой знати, и сама родовая знать. Возникновение понятия «аристократия» …
  • АРИСТОКРАТИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    (от греч. aristos - лучший и...кратия) ..1) форма государственного правления, при которой власть принадлежит представителям родовой знати...2) В рабовладельческом …
  • АРИСТОКРАТИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от греч. aristokratiа, буквально - власть лучших, знатнейших), 1) форма правления, при которой государственная власть находится у привилегированного знатного меньшинства. …
  • АРИСТОКРАТИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Аристократия (греч.) - такая республиканская форма государственногоуправления, в которой верховная власть находится исключительно в рукахвысших привилегированных классов, которые правят или …
  • АРИСТОКРАТИЯ в Современном энциклопедическом словаре:
  • АРИСТОКРАТИЯ
    (от греческого aristos - лучший и...кратия), 1) форма государственного правления, при которой власть принадлежит представителям родовой знати. 2) В …
  • АРИСТОКРАТИЯ в Энциклопедическом словарике:
    и, мн. нет, ж. 1. Высший, привилегированный слой господствующего класса, родовитая знать. Аристократический - 1) относящийся к аристократии; 2) перен. …
  • АРИСТОКРАТИЯ в Энциклопедическом словаре:
    , -и, ж. 1. Высший родовитый слой дворянства. 2. перен. Привилегированная часть класса или какой-н. общественной группы. Финансовая а, (верхушка …
  • АРИСТОКРАТИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АРИСТОКР́АТИЯ (от греч. aristos - лучший и... кратия), форма гос. правления, при к-рой власть принадлежит представителям родовой знати. …
  • АРИСТОКРАТИЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (греч.) - такая республиканская форма государственного управления, в которой верховная власть находится исключительно в руках высших привилегированных классов, которые правят …
  • АРИСТОКРАТИЯ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    аристокра"тия, аристокра"тии, аристокра"тии, аристокра"тий, аристокра"тии, аристокра"тиям, аристокра"тию, аристокра"тии, аристокра"тией, аристокра"тиею, аристокра"тиями, аристокра"тии, …
  • АРИСТОКРАТИЯ в Тезаурусе русской деловой лексики:
  • АРИСТОКРАТИЯ в Новом словаре иностранных слов:
    (гр. aristokratia) 1) высший, привилегированный слой эксплуататорских классов, богатая или родовитая знать; 2) одна из форм государственной власти в …
  • АРИСТОКРАТИЯ в Словаре иностранных выражений:
    [гр. aristokratia] 1. высший, привилегированный слой эксплуататорских классов, богатая или родовитая знать; 2. одна из форм государственной власти в др. …
  • АРИСТОКРАТИЯ в Тезаурусе русского языка:
    ‘социальные слои общества’ Syn: дворянство, элита, высшие слои общества Ant: "низы", …


Последние материалы раздела:

Дан импульс творческим порывам
Дан импульс творческим порывам

Министе́рство оборо́ны Росси́йской Федера́ции - федеральный орган исполнительной власти (федеральное министерство), проводящий военную политику и...

Рад кавалергард что едет на парад полностью
Рад кавалергард что едет на парад полностью

ВСЕ СКОРОГОВОРКИ Скороговорки для тренировки произношения шипящих. В четверг четвёртого числа в четыре с четвертью часа че-тыре чёрненьких,...

Сочинение на тему «Зачем нам нужен речевой этикет?
Сочинение на тему «Зачем нам нужен речевой этикет?

Начнем с определения понятия, речевой этикет - это установленное правило общения в определенной социальной сфере, подразумевающее вежливость, в...