Как называют людей прошедших войну. Люди с синдромом войны среди нас - это для нас опасно, или нет? Послевоенный стресс мирного населения

ЧЕЛОВЕК, ПРОШЕДШИЙ ВОЙНУ

Сундеева Марина Олеговна 1 , Татаренко Мария Андреевна 2 , Гнетова Людмила Валентиновна 3
1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студентка 4-го курса
2 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студентка 4-го курса
3 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, к.ю.н., доцент кафедры «Всеобщей истории, классических дисциплин и права»


Аннотация
Война является серьезным психологическим потрясением, которое, несомненно, оказывает непосредственное влияние на мировоззрение людей, прошедших через боевые действия, потерю близких и родных. В статье рассматриваются особенности и своеобразие мироощущения человека, прошедшего войну.

MAN, THE LAST WAR

Sundeeva Marina Olegovna 1 , Tatarenko Maria Andreevna 2 , Gnetova Lyudmila Valentinovna 3
1 Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, 4th year student
2 Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, 4th year student
3 Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, K.Yu.D., associate Professor of the chair "General history, classical Sciences and law"


Abstract
War is a serious psychological trauma, which undoubtedly has a direct impact on the Outlook of the people who passed through the fighting, loss of friends and relatives. The article discusses the features and peculiarities of the attitude of a man who survived the war.

Война… Казалось бы, такое маленькое слово, но сколько смысла, сколько страха, боли и горечи оно в себе заключает. Свист пуль, взрывов на полях боевых действий, потеря родных и близких коренным образом изменяют сознание людей, меняют самого человека, его мировоззрение, что отражается и на дальнейшей его жизни. Оставшегося после войны бойца изнутри тяготит израненная память. Каково мироощущение человека, прошедшего войну?

Человек на войне выступает не только в качестве свидетеля насилия над другими бойцами, но и сам принимает непосредственное участие в боевых действиях.

В воспоминаниях одних людей постоянно всплывают ранящие картины прошлого, связанные с пережитым, что заставляет вновь вернуться и пережить трагические моменты войны.

Другие – сознательно стараются избегать воспоминаний о пережитом. Ведь малейший намёк о событиях прошлых лет заставляют их вновь ощутить все горечи тех дней. Появляется инстинкт самосохранения, выражающийся, например, в острой реакции даже на малейшее приближение со стороны спины.

После пережитого участники войны уже не могут испытывать чувства радости таким образом, как это было до начала военных действий. Многие испытывают на себе творческий упадок, просыпается чувство уединенности, отстраненности от людей и всего окружающего мира. Чувство неуверенности превалирует над всеми другими чувствами, присущими человеку, жившему в нормальных условиях мирного времени. Наступает непреодолимое отчаяние .

Некоторые люди, участвовавшие в войне, наоборот стремятся решить все возникающие жизненные проблемы с помощью применения силы, с элементами эмоциональной агрессии .

Окружающим кажется странным такое поведение. Ведь, казалось бы, военные действия давно завершены. Зачем ворожить прошлое? Но именно это прошлое и повлияло на колоссальное изменение в поведении людей, что в свою очередь отразилось и на мироощущении, мировосприятии участников боевых сражений .

Многие не могут простить себе гибели товарищей, воевавших с ними. Многие долго не могли осознать, что на войне придется убивать .

А другие, наоборот, стали сплоченней. Как ни странно, но многих война объединила, связала, и даже помогла приобрести верных, надежных друзей, проверенных тяжелым испытанием. Такие люди вминают о войне не только тяжелые минуты боев, но и перерывы между боев, когда они могли отдохнуть, подбодрить друг друга шутками и песнями. Они как дети радуются всему тому, что их окружает, но больше всего мирному небо и больше всего они хотят, что б такого больше не повторилось никогда!

Человек, прошедший войну… Каков он?! Безусловно, это Герой, выдержавший и прошедший через нелегкое испытание, которое оставила свой неизгладимый след на его мировоззрении. У него происходит переоценка ценностей, он начинает ценить каждое мгновение, любовь, дружбу, жизнь. Боль, которую он прочувствовал на войне, никогда не сотрется из его памяти. Эта боль не столько физическая, сколько душевная – боль от потери родных и близких, товарищей, друзей.

Особую радость он испытывает в великий праздник – День Победы! Ведь для него это не просто дата, а конец тех страшных событий, постоянных бомбежек и перестрелок, ознаменование мирной, спокойной жизни. В этот день он испытывает гордость за себя, за верных друзей и товарищей, которых, может, уже нет в живых, за Родину!

Ветераны надевают ордена и медали, встречаются у памятников погибшим, рассказывают о том, как воевали.

В этот день особенно трудно подбирать подходящие слова. Уместно будет припомнить слова великого писателя Э. Хемингуэя: «Люди, прошедшие войну – это особые люди».

Жизнь этих людей разделилась на две части: «до» и «после» .

«До» – это присутствие ежедневной настороженность, смерти, опасности. Это жертвы во имя будущего страны, во имя жизней других людей. Ведь именно защитникам Родины, участникам войны, мы обязаны тем, что живем сейчас под мирным, чистым небом, несмотря на то, что многих из них уже нет в живых .

«После» – это окончание войны, умение жить в мирных условиях, когда в голове остались лишь воспоминания о родных и близких, которых не осталось в живых, события военных действий, которые то и дело ранят душу .

Люди, прошедшие войну – это особые люди! Что же помогло им выжить и выдержать войну? Сила духа, патриотизм, любовь к Родине и ненависть к врагу! Герои живу среди нас, и не всегда разглядишь его в скромном человеке. Война всплывает в их памяти самым страшным, самым горестным воспоминанием. Но в то же время она напоминает им о стойкости, мужестве, дружбе и верности.

Мы знаем о войне лишь понаслышке, но для этих людей она стала реальностью, которую никогда не сотрешь из памяти …

Дай Бог, чтобы такое больше никогда не повторилось.

Поправочка: прошедшие войну не люди, а солдаты. Я не к тому, что солдаты не люди. Наоборот. Просто объединять в общую группу всех, кто формально воевал, нельзя. Офицеры, например, охотно балаболят на эти темы - потому что значительная их часть попала в армию не по призванию, а окончив вуз с военкой и прижавшись под крылышко куму, у которого прапорские погоны и доступ к складам, а позже по выслуге лет доросшая до какого-нибудь майора, и бои видевшая только по телевизору. И вот они регулярно любят, особенно подвыпив, разводить с красной мордой демагогии про войну.

А солдаты попадают в мясорубки. И не по своей воле. Это всегда насилие, в первую очередь над личностью. Твое тело бьют, пинают и пытают, пока ты не начнешь как робот выполнять приказы. После дают оружие и приказом становится "вали вон тех козлов". Это вдвойне неприятно, потому что лично тебе эти козлы ничего не делали, а когда приходилось с ними сталкиваться - оказывались весьма неплохими ребятами.

Ведь если вас, пардон, в темном парке в жопу выебать ножкой от табуретки - вы тоже, поди, не будете радостно щебетать о произошедшем при упоминании в разговоре темы изнасилований. То же и с ветеранами боевых действий.

Это, кстати, показательный момент. Если человек - ветеран, но охотно ведет разговоры о войне, скорее всего отсиделся в тылу при штабе или максимум ездил инспектировать палаточные городки на передовую минут на 20.

Отчасти соглашусь. Но лишь отчасти.

Первое. Далеко не все офицеры отсиживаются "под крылом у прапора" далеко не все прапора сидят на складах. Да что там, не все офицеры, которые имеют штабную должность, отсиживаются в штабе. Я был на срочке в командировке и смело скажу, что хороший офицер - это не редкий вид из красной книги. В нашей части все офицеры были "боевые", выходцы из рязанского и новосибирского вузов, ни один не отсиживался в расположении, всегда были со своей ротой/группой на выходе. Штабные замполит и зампотылу регулярно выходили с нами. Однажды выходил и комбат, хотя ему было уже к 50 и вроде на фиг бы и надо уже. Тем не менее, командиры бригады и нашей части были самые настоящие солдаты. Возможно в штабе огвс и были те, о ком вы говорите, но в семье не без урода. И с какими бы частями и группами мы не пересеклись, везде были офицеры, от откровенно зелёных, до матерых. И опять же, в штаб попадают люди и из боевых частей.

Я к чему? А вот это уже во вторых. Люди то все разные и каждый имеет разное отношение к войне. К тому же, каждый солдат попадал в свою заварушку и у каждого имеется свой рассказ на тему войны. И для одного, этот рассказ не для всех ушей, поэтому тот, кто действительно имеет что рассказать, неохотно делится воспоминаниями, тем не менее, пара тройка человек будут знать все подробности. У другого же взыграет бахвальство и он с радостью расскажет вам, стоит его только спросить. Возможно(точно), он и не скажет всей правды, но похвалиться шанса не упустит.

Ну а если перед вами убийца легиона наёмников, который в одиночку держал высоту целую неделю, то скорее всего это - рембо комнатный, вид не самый редкий, но очень нестабильный, так как сильно восприимчив к лещам. Хотя и такие парни реально были.

Ответить

Прокомментировать

Чеченский синдром

Вернувшиеся с войны считают всех своими должниками

Олеся Носова, Ульяна Скойбеда

Чеченский синдром - новый диагноз, который теперь появился в военной психиатрии. Вернее, новое название старого диагноза - раньше такой синдром назывался афганским, а еще раньше - вьетнамским.

Все (!) ребята, прошедшие чеченскую кампанию (или любые другие “горячие точки”), в той или иной степени страдают этим заболеванием.

Синдром характеризуется тем, что в своем сознании человек по-прежнему живет в войне. Он не может спать - а если засыпает, она ему снится. Человек кричит, стонет во сне. А наяву ему постоянно кажется, что вот-вот рядом начнут взрываться гранаты. Во всех прохожих с темными волосами ему мерещатся боевики, которые его преследуют (здесь можно говорить даже о мании преследования). “Чеченцы” не могут заставить себя ходить по траве - они боятся “растяжек”. Неожиданный шум, “выстрел” автомобиля заставляют их падать на землю, спасаясь от “взрыва”, - это естественная реакция.

И тут возникает серьезный конфликт между вчерашним солдатом и мирными обывателями. Вернувшийся с войны человек изначально считает, что мирные жители у него в долгу. Пока он, герой, проливал за них кровь, сидел в окопах, кормил вшей, они, тыловые крысы, нежились в уютных постелях, ездили в метро (вспомните - такие же симптомы были у фронтовиков, вернувшихся с Великой Отечественной войны). Человек хочет, чтобы теперь все эти тыловики преклонялись перед ним, холили его и лелеяли, пели ему дифирамбы. А люди вовсе не собираются этого делать! Наоборот - считают “чеченца” каким-то странным, “придурковатым”. И конфликт этот со временем только усиливается. Фронтовик пару раз по пьянке выскажет все, что он думает об “этих дезертирах”. В ответ его перестанут приглашать в компании. Он начинает пить. Его выгоняют с работы...

Кстати, о питье. Как правило, 90 процентов вернувшихся с войны начинают серьезно пить. Водка обостряет все симптомы...

Отсюда, из противоречия между “героической” психологией фронтовика и реальностью, и возникают многочисленные случаи, когда “чеченцы” неожиданно, вроде бы беспричинно начинали стрелять на улицах. Убивать или насиловать женщин. Подсознательно они считают, что вправе делать это. Мы - воши, а они право имеют. Заслужили это право там, в окопах.

Мародерство - то же самое. Ведь окружающие люди обязаны “чеченцу” всем. В том числе и своим имуществом.

Синдром солдатского сердца

Как помочь молодым ветеранам локальных войн

Нина ЧИСТОСЕРДОВА

Челябинск

У этого красивого 26-летнего парня, казалось бы, нет проблем. Сергей выбрал самую трудную судьбу: сознательно пошел в армию, на войну, в разведку. Он из уличных пацанов, никогда не был маменькиным сынком. Прошел вторую Чеченскую кампанию, сохранив себя и свой взвод. Вернулся к любимой, женился, нашел работу. Война не прошлась по нему тяжелым катком. Тогда почему он вздрагивает при залпах салюта, вскакивает во сне на автомобильный выхлоп? Зачем изо всех сил рвется обратно на войну? О проблемах воинов-интернационалистов, которых с каждым годом становится все больше, мы беседуем сегодня с главным врачом Челябинского областного клинического терапевтического госпиталя ветеранов войн, профессором кафедры неврологии УГМАДО Дмитрием АЛЬТМАНОМ и заведующей кафедрой психиатрии ЧГМА, профессором Ириной ШАДРИНОЙ.

Стресс длиною в жизнь

Сергей сам никогда бы не обратился в госпиталь, он считает себя достаточно здоровым, не подозревая, что последствия боевой психической травмы исподволь разрушают организм, у которого пробит барьер адаптации. Сережа пережил страшный шок, когда в Чечне на его глазах убили друга. Так он не вел себя больше никогда: плакал, чуть не бился головой о стену. Наутро проснулся другим человеком, жестко разделившим: вот враг, а это - оборотная сторона. Потому он и сейчас так остро реагирует на звук вертолета, мечется ночью по квартире в поисках каски. А утром не может вспомнить ничего.

У этого в целом благополучного мальчика, адаптировавшегося в мирной жизни, не ставшего ни алкоголиком, ни наркоманом, пограничное психическое расстройство. Если бы в первые три месяца после возвращения из Чечни он прошел реабилитацию, этих последствий бы не было, - комментирует психиатр.

Для этого в Челябинском госпитале для ветеранов войн и был создан центр медико-психологической и психосоматической реабилитации. Сергея вызвали сюда для прохождения диспансеризации.

С 2006 года мы занимаемся этой проблемой, - объясняет главный врач госпиталя. - Афганский, чеченский синдром - это ведь не просто слова, за каждым стоит конкретная человеческая жизнь. Боевая психическая травма - это стресс, запредельный для человеческих возможностей. Он может длиться годами, но у большинства остается пожизненно. Я в своей докторской диссертации занимался проблемами афганцев, изучая их особенности 16 лет спустя после войны. Половина из этих ребят несколько раз вступала в брак, но жить в семье не могла. 75 процентов из них не изменили круга общения: они не понимали людей, не прошедших войну, то есть дружили только со "своими".

Мне говорят: "Разве такое возможно?" А попробуйте, встаньте на беговую дорожку, пробегите 5-6 километров. Когда вы сойдете с нее, голова все еще продолжает кружиться, вы как бы бежите. А этот человек перенес сильнейший стресс, думал лишь о том, как выжить, сберечь себя и товарищей, выполнить боевую задачу, был в постоянном запредельном напряжении. В результате происходит истощение собственных ресурсов. В свое время соседом у меня был молодой человек, недавно вернувшийся из Афганистана. Знаете, как он входил в квартиру? Сначала оглядывался налево-направо, вверх-вниз, делал шаг вперед и повторял свой маневр. То есть он был все еще в боевой готовности.

Сегодня к нам в госпиталь поступило двое ребят, одному 36 лет, другому - 42. Но каждый из них уже перенес по инсульту и инфаркту. В их основе - то самое пограничное психическое расстройство, которое не вылечили в самом начале. Оно реализовалось в раннюю изношенность организма, всех его регуляторных систем.

"Чужие" войны

Вьетнамский, афганский, чеченский синдром. Так его называли раньше, связывая с участием в "чужой" войне.

Впервые в истории этот синдром был описан врачом по фамилии Декоста, который был участником американских войн Севера и Юга (помните роман "Унесенные ветром"?), - рассказывает Ирина Шадрина. - В той войне впервые применили разрывные снаряды, и потому синдром назывался сначала "снарядный шок". Потом ему дали другое имя - синдром солдатского сердца.

На учете в госпитале состоят 5824 "афганца", 10191 "чеченец" из Челябинской области. Но войны не становятся далеким прошлым.

После Великой Отечественной войны Россия участвовала в 20 военных конфликтах. Сейчас Северный Кавказ, кошмар Осетии, серьезная обстановка в Грузии. Ребята оттуда к нам постепенно подтягиваются. Сейчас их уже 235, - говорит Дмитрий Альтман. - Очень важно ими заниматься в первые месяцы после войны. Когда возникает хронизация расстройства, делать это гораздо сложнее, да и эффективность ниже. Вот почему мы обращаемся не только к самим ребятам (порой они себя больными не воспринимают), но к их близким - женам, родителям, друзьям: приводите их к нам.

Страница Психолога

Навигация

Правление

Наш фотоархив (мероприятия, праздники)

Наша газета

Страница Юрия Исламова

Книга памяти (Свердл. обл.)

Мемориальная доска 40-й Армии

Афганский мемориал Погранвойск

Семьи погибших

Памятники и мемориалы

Музей "Шурави"

Творчество ветеранов

Культурный центр "Солдаты России"

Воины Отечества

Видео архив

Новые книги

Фонд
"Вечная память"
(г. Москва)

Строительство храма
"Воинской славы"
(г. Екатеринбург)

Свердловчане,
не получившие награды

С Днем Рождения побратимы!

Встречи однополчан

Помяните нас живые!

Конкурс армейской литературы

Создадим летопись подвига вместе

Группа "Афганский Блокнот"

Нижнетагильский центр социального обслуживания ветеранов боевых действий и членов их семей

ПРИШЕЛ СОЛДАТ С ВОЙНЫ

ПРИШЕЛ СОЛДАТ С ВОЙНЫ

Солдат вернулся домой. Слава богу, живой! Не всегда здоровый и невредимый, но живой. Для родных и близких, да и для него это главное.
Он вернулся, но война стала частью его жизни. И потому через месяц, а может через год, начинается то, что так тяжело перенести близким людям.
«По ночам он вскакивает, кричит, зовет на помощь, обещает кому-то отомстить. Днем — замкнутый, неразговорчивый, вдруг ни с того ни с сего раздражается, начинает скандалить с родными. Не был ни ранен, ни контужен, но на его глазах умирал лучший друг. Говорит, что хочет снова в Чечню — «перестрелять их...».
Похожие истории рассказывают солдатские матери и жены из всех уголков России. Это - «чеченский синдром», родной брат «афганского», «вьетнамского», «алжирского»... В психиатрии отмечен как «посттравматические стрессовые расстройства» (ПТСР).
«Чеченский синдром» - штука коварная и проявляется не сразу. Сначала - эйфория. После возвращения с войны каждый испытывает невероятную радость, что удалось вернуться домой живым.
Но ликование вскоре проходит. Человек учится заново жить в ставшем ему чужим мире. Иной раз доходит до абсурда. Некоторые не могут спокойно пройти по траве, потому что боятся «растяжек», напрягаются, когда навстречу идет темноволосый человек, боятся резких и громких звуков, низко летящего самолета. У людей появляется склонность к агрессии и пренебрежение собственной жизнью.
Чтобы понять вернувшегося с войны человека, его родным и близким нужно иметь представление о том, что с ним происходило и происходит. Ведь реальность мира боевых действий отличается от повседневного мира.
Первое тяжелое испытание -это разлука с домом, близкими людьми. И это не просто долгая разлука. Солдат на войне никогда не знает, придется ли ему увидеть все это вновь.
Любая резкая смена жизненных обстоятельств - это стресс. Состояние стресса мобилизует организм для быстрого обучения новым способам поведения в сложной ситуации. А в боевой обстановке стресс приобретает совершенно особый характер. Под влиянием множества стрессовых факторов, с которыми каждый день на войне сталкивается воин, у него формируется комплекс психических реакций, дающий возможность выжить в этих условиях. Это своего рода ответ на предъявляемые войной требования к психике человека. Чтобы остаться в живых и решать боевые задачи, человек мобилизует все свои моральные и физические силы.
Война разрушает всю сложившуюся в мирное время систему представлений о хорошем и плохом, о правильном и неправильном, и, самое главное, - сталкивает человека с самим собой. На войне он узнает о себе и о жизни то, чего не видел или не хотел замечать в мирной жизни. Его психика начинает работу по созданию новой картины мира. Но как соединить прошлые представления и привычки с тем, что человек получает на войне? Многое здесь зависит от того, насколько человек готов к новой ситуации, насколько он стрессоустойчив и насколько он «обучаем», то есть может ли он усвоить новый опыт, предлагаемый ему войной.
Во все времена солдату приходилось свыкаться с тем обстоятельством, что ему самому придется убивать или быть убитым. В минуту опасности многие свойства личности раскрываются с неожиданной стороны. Непрерывная череда пограничных ситуаций, бытие на грани жизни и смерти формирует особый тип психологии участника боевых действий.
«Перенесение всевозможных лишений, переживание различных видов опасности или ожидание ее наступления, потеря личной свободы и принудительный характер поведения - все эти факторы войны и боя влияют на психику бойца, - писал в 1935 году в эмиграции русский военный психолог, в Первую мировую - полковник Генерального штаба Р. Дрейлинг. - Действуя постоянно и непрерывно, они постепенно видоизменяют характер реакции бойца на окружающий мир, создают ряд условных рефлексов - словом, производят ряд изменений, которые, в конечном счете, дают картину видоизмененной психики, присущей бойцу по сравнению с обывателем».
На войне тесно переплетаются опасность боя и повседневность быта. Человек на фронте не только воюет. Наступает затишье - и в эти часы он занят работой, от которой во многом зависит успех в новом бою. Среди важнейших факторов, влияющих на психику бойца, Р. Дрейлинг называет «особые условия военного быта, вне привычных общественных и экономических отношений». При
этом он отмечал, что «труд, производимый, например, пехотинцем в полном вооружении и снаряжении, превосходит по количеству расходуемой энергии самые тяжелые формы не только профессионального, но и каторжного труда».
Война всегда оставалась трудом не только опасным, но и изнуряющим человека физически и психически. Поэтому отдых, прежде всего сон, так ценятся на фронте. «Война выработала привычку спать при всяком шуме, вплоть до грохота ближайших батарей, и в то же время научила моментально вскакивать от самого тихого непосредственного обращения к себе», - вспоминал участник Первой мировой, полковник Г. Чемоданов. И это характерно для всех войн.
Однако даже непомерные физические нагрузки не идут ни в какое сравнение с моральными нагрузками солдатской работы. По данным военных психиатров, в первых боях Великой Отечественной войны примерно четверть солдат рвало от страха. Лишь около 2 процентов впервые попавших под обстрел воинов могли адекватно реагировать на ситуацию, но и их в той или иной степени поражал боевой стресс.
Для снятия стресса на войне люди пользуются тем, что имеют. Пили и пьют на войне много, но не пьянеют. Хронический стресс снижает чувствительность к алкоголю. Во всех армиях мира перед боем рядовые и офицеры выпивали положенный им стакан. Для храбрости, а главным образом для предохранения от болевого шока при ранении. Впрочем, и после боя солдат пил стакан-другой для психологической разрядки. Шли в ход и наркотические средства.
Война затрагивает все уровни человеческой психики. Чтобы справиться со страхом смерти или увечья и необходимостью убивать самому, человеку нужны очень серьезные побудительные мотивы, высшие смыслы.
На войну идут как добровольно, так и по принуждению. В последнем случае к тяготам военной службы добавляется непонимание и непринятие причин, по которым приходится их терпеть. Внутренний конфликт в такой ситуации неизбежен.
Конечно, многое зависит и от личности воина. Психология человека, оказавшегося в роли солдата, формируется еще в мирный период, война же выявляет с наибольшей определенностью те или иные качества, а также вызывает к жизни новые, которые не могут возникнуть в мирной обстановке, а на войне формируются чрезвычайно быстро.
Человек на войне за короткий срок изменился и вновь стать таким, каким был, не сможет никогда. Теперь перед солдатом встает задача возвратиться к мирной жизни. Это долгий путь, но пройти его необходимо. И здесь так важны поддержка и любовь родных и близких и вера в то, что задача эта разрешима и реальна.

Нина ДУДНИКОВА

Журнал "Боевое Братство", № 4, 2007 год

Это лишь немногие цитаты из статей психиатров и психологов. К сожалению это наша действительность. А обсудить эту проблему я решила после общения в блогах с людьми, которые воевали.... Явная агрессия некоторых из них вдруг позволила мне осознать, что они уже не могут жить без врагов, которых необходимо уничтожать и сейчас такими врагами для некоторых из них являемся МЫ-люди не знающие войны. Но они живут среди нас, это факт и никто с ними не работает, мало того большинство из них идет работать в милицию и другие силовые структуры. Никто не занимается их реабилитацией. А ведь часть из них опасны для нас с вами, для наших детей. Что же делать....Хотелось бы услышать ваши мнения....

Солдаты, прошедшие войну, видели такое, что обычным людям бывает недоступно. И именно поэтому им нужна помощь психолога для того, чтобы вернуться к обычной жизни.

Психика людей, которые находятся на войне, перестраивается под ее потребности. И после того, как человек попадает в мирную обстановку, он становится неприспособленным к ней. Его мнение отличается от мнения окружающих. А психика солдата после военных действий не хочет воспринимать спокойствие .

Прежде всего эта неприспособленность сказывается на стандартных ценностях общества. Все становится для человека бессмысленным. На войне важно то, что враг – есть враг. И когда солдат с ним сталкивается, ему нужно принимать быстрые решительные действия. Есть одно единственное правило:

«если ты не убьешь противника, тогда он убьет тебя»

В мирном обществе такие методы борьбы с врагом не признаются по закону. И это становится серьезной проблемой для тех людей, которые привыкли быстро реагировать на любую опасность. От этой привычки очень сложно избавиться, поэтому зачастую солдатам после войны требуется восстановление психики, которое будет выполнено профессиональным врачом.
Работа - чрезвычайно трудна. У солдат, как правило, появляются такие проблемы, которые сложно встретить у обычных людей. Военная жизнь требует четкого подчинения, таким образом, подавляя свободную волю человека. Картины боевых действий находят свое место в памяти мужчины, и их очень сложно забыть. Война навсегда накладывает свой отпечаток на психику, сознание и поведение солдата. А общество, которое относится к ним с опаской, только усугубляет положение.
Кроме того, те люди которые прошли войну, зачастую видят кошмары, их преследуют ужасные воспоминания и лица погибших товарищей. Психика и война – две несовместимые вещи. Нормальным человек никогда не останется после того, как увидит столько боли и страдания. Особенно, если во время боевых действий были получены травмы. Восстановиться окончательно, к сожалению, уже никогда не получится. Но сделать шаги к выздоровлению – вполне возможно!

Влияние войны на психику очевидно, но стоит помнить, что зависит от многих важных факторов, например:

  • Встреча с родными и близкими после возвращения домой;
  • Общественная благодарность за выполнение долга перед Родиной;
  • Доступность льгот и повышение социального статуса;
  • Новая интересная работа;
  • Ведение общественной жизни;
  • Общение.

Русский язык

21 из 24

(1)Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара Григорьевна Габбе. (3)Она сказала мне однажды: – В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое – испытание нуждой. (7)Второе – благополучием, славой. (8)А третье испытание – страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни. (10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных. (14)«Удивительное дело, – писал поэт-декабрист Рылеев, – мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости». (15)С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души. (16)Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)И вот война кончилась, человек вернулся домой. (20)К своей семье, к своей мирной работе. (21)Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости. (25)Мальчишка разбил стекло. – (26)Кто это сделал? – спрашивает учитель. (27)Мальчишка молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я». (31)Чего он боится? (32)Слетая с горы, он может свернуть себе шею. (33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести? (36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно». (37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался. (39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно. (40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы... (41)Скажу правду – уволят с работы... (42)Уж лучше промолчу. (43)Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, которые были бы с краю, нет. (45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. (48)Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество. (49)Оно испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах. (50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно. (По Ф.А. Вигдоровой*) * Фрида Абрамовна Вигдорова (1915–1965) – советская писательница, журналист.

Показать текст целиком

Известная русская писательница Ф.А.Вигдорова в данном тексте размышляет о том, что такое мужество и есть ли место страху в жизни мужественного человека.
Почему так важно преодолевать страх в житейских ситуациях? Вот главная проблема, которая находится в центре внимания автора.
Размышляя над этой проблемой, Вигдорова цитирует поэта Рылеева: "Удивительное дело, ... мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости". Писательница развивает эту мысль и приводит два примера проявления малодушия в мирной жизни людей. Первый - мужчина, прошедший войну. Он не боялся войны, смерти, "но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убежден, как в своей собственной, он не вступился". Второй - мальчик, разбивший стекло в школе. "Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. Но он боится сказать: "Стекло разбил я".
Позиция автора мне понятна. Она заключается в том, что человек должен быть в ответе за каждый свой поступок и за всё, что делается вокруг нас. Вигдорова считает, что мужество бывает одно, и оно требует умения преодолевать в себе страх везде и всегда.
Я согласна с позицией автора. Действительно, каждый из нас сталкивался хотя бы раз со страхом в повседневной жизни. Мы боимся признаться в своей причастности к нехорошему поступку, чтобы нас не выгнали из школы, не отругали родители, не уволили с работы, не поменяли мнение в худшую сторону . Мы боимся заступиться за кого-то, чтобы не получить



Последние материалы раздела:

Рад кавалергард что едет на парад полностью
Рад кавалергард что едет на парад полностью

ВСЕ СКОРОГОВОРКИ Скороговорки для тренировки произношения шипящих. В четверг четвёртого числа в четыре с четвертью часа че-тыре чёрненьких,...

Сочинение на тему «Зачем нам нужен речевой этикет?
Сочинение на тему «Зачем нам нужен речевой этикет?

Начнем с определения понятия, речевой этикет - это установленное правило общения в определенной социальной сфере, подразумевающее вежливость, в...

Das Leben im Dorf – Жизнь в деревне на немецком языке Как будет по немецки я люблю деревню
Das Leben im Dorf – Жизнь в деревне на немецком языке Как будет по немецки я люблю деревню

Иностранный язык один из самых сложных предметов в школе. Использование современных образовательных технологий, как никогда актуально на уроках...