Стихи и чистоговорки на разные звуки (Автоматизация). (28)

У Маши на кармашке маки и ромашки.

Хороши в Шекене ерша, щуки тоже хороши.

По шоссе шел с посошком и услышал шум шасси.

В каше - мошка.
Спеши, кошка, есть из плошки
Кашу с мошкой.

Наш шахматист вашего шахматиста перешахматит, перевышахматит.

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон!
(И. Демьянов)

Шли шестнадцать мышей
И нашли шесть грошей.
А мыши, что поплоше,
Шумливо шарят гроши.

В шалаше лишь шмель шумит.
Там, свернувшись, Саша спит.

Тише, мыши! Кот на крыше!
Зашумите - он услышит!

Шапка да шубка - вот и наш Мишутка.

Я по камушкам пошёл, шубу шёлкову нашел.

Поспеши, не мешкай,
Сбегай за орешком.
А орешки хороши,
Ты не мешкай, поспеши.

Шли, шли - пирожок нашли.
Сели, поели, дальше пошли.

Шапкой Миша шишку сшиб.

Наша дорожка усыпана горошком.
Возьми ложку да покушай горошку.

Шепчет кошке петушок:
- Видишь пышный гребешок?
Шепчет кошка петушку:
- Шаг шагнешь - и откушу!

Ежик в бане вымыл ушки,
Шею, кожицу на брюшке.
И сказал еноту еж:
"Ты мне спинку не потрешь?"

Шел Шишига по шоссе,
Шел, шурша штанами.
Шаг шагнет, шепнет: "Ошибка",
Шевельнет ушами.

Шишки на сосне,
Шашки на столе.

В шалаше шесть шалунов.

Шарманки шамкают и шали шаркают.

Надели Паше галоши и гамаши.

У Андрюшиной машины
Хорошие шины.

В кошелке метр шёлка.

Пишу шутки для Дашутки и Мишутки.

У мышки-крошки в норушке крошки.

Хороши в дорожку пирожки с картошкой.

Шел Саша по шоссе.

Смешные шутки у Саши и Мишутки.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Милости прошу к нашему шалашу.

Мамаша давала Ромаше сыворотку из-под простокваши.

Мышонку шепчет мышь:
- Ты все шуршишь, шуршишь!
Мышонок шепчет мыши:
- Шуршать я буду тише!
(А. Капралова)

На лугу поспела кашка.
Кашку есть корова Машка.
Машке нравится обед:
Ничего вкуснее нет!
(А. Шибаев)

Шли сорок мышей, несли сорок грошей.
Две мыши поплоше несли по два гроша.

Наша серая кошка сидела на крыше.
А ваша серая кошка сидела ещё выше.

Облепили лампу мошки,
Греют тоненькие ножки.
Осторожно, мошки!
Обожжёте ножки!
(В. Лунин)

Шила шубку - сшила юбку.
Шила шапку - сшила тапку.
Хороша швея Наташа!
(Е. Благинина)

Маше шапка надоела,
Маша кашу не доела.
Маша, кашу доедай,
Маме не надоедай!
(В. Лифшиц)

Шила Саша шапку скоро,
Шов строчила шёлком споро.
(А. Просветов)

Вот детишки Маша, Миша.
Маша меньше, Миша выше.
Миша Маше что-то пишет.
Отгадай, что пишет Миша.
(М. Успенский)

Здесь ведь лужа, видишь, Луша?
Ты иди туда, где суша.
Перейди, где лужа уже!
Знай шагает в лужу Луша.
(С. Лепилина)

Даже шею, даже уши
Ты испачкал в черной туши.
Становись скорей под душ.
Смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем.
После душа вытрись суше.
Шею суше, суше уши,
И не пачкай больше уши.

В шалаше шуршит шелками
Желтый дервиш из Алжира
И, жонглируя ножами,
Штуку кушает инжира.

Малыши к 3-4 годам уже довольно бойко говорят, но их речь еще нечеткая и невнятная. Обычно дети в возрасте 4-5 лет не выговаривают букву Р и многие шипящие звуки. Чтобы малыш научился говорить правильно и четко нужны специальные упражнения. Чистоговорки для детей помогут родителям заниматься с малышами. Все, что для этого нужно - хорошо подобранные скороговорки и чистоговорки на сложную букву.

Проговаривая стишки чистоговорки дети учатся правильно произносить отдельные звуки в словах. кроме этого, чистоговорки нужны для тренировки речи ребенка, чтобы все звуки произносились малышом внятно и чисто.

Упражнения на тренировку произношения позволят вашему малышу сформировать правильное произношение фраз и слов с трудными буквами. Закреплению четкого произношения звуков способствуют частое повторение чистоговорок, коротких считалок и маленьких стихотворений с «трудной» буквой.

Выберите чистоговорку на трудную букву и занимайтесь с ребенком!

Чистоговорки на букву Б

Ба-ба-ба,ба-ба-ба- Мама, мама, вон труба!
Бу-бу-бу,бу-бу-бу- Ты и мне купи трубу!
Бе-бе-бе,бе-бе-бе - потрубил я на трубе.
Ба-ба-ба,ба-ба-ба - не нужна уже труба!

Ба-бо-бы - на дворе стоят столбы.
Бу-бы-ба - из окна торчит труба.

Был у бабушки баран,
Бил он бойко в барабан,
И плясали бабочки
Под окном у бабушки.

Бегемот разинул рот,
Булки просит бегемот.

В букваре у Буратино
Брюки, булка и ботинок.

Белый снег, белый мел,
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой даже не была.

Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испек спозаранку.

У боярина-бобра нет богатства, нет добра.
Два бобренка у бобра - лучше всякого добра.

Чистоговорки на букву В

Ва-ва-ва, ва-ва-ва - вот высокая трава.
Вы-вы-вы, вы-вы-вы - даже выше головы.
Ве-ве-ве, ве-ве-ве - васильки видны в траве.
Ву-ву-ву, ву-ву-ву - васильков букет нарву.

Сидит Ваня на диване,
Под диваном ванночка,
В этой ванне вместо бани
Часто мыли Ванечку.

Около кола вьюн и хмель
Вьются на плетень:
Вьются, плетутся, заплетаются,
Расперезавеваются.

Воробья врачи спасли, в вертолет его внесли.
Вертолет вертел винтами, волновал траву с цветами.

Чистоговорки на букву Г

Га-га-га - у козы рога.
Гу-гу-гу - по лугу бегу.
Го-го-го - стоит вагон.

Га-га-га, га-га-га - хочешь, Галя пирога?
Гу-гу-гу, гу-гу-гу - есть их больше не могу.
Ги-ги-ги, ги-ги-ги - не нужны мне пироги.
Гу-гу-гу, гу-гу-гу - и я тоже не могу.
Га-га-га, га-га-га - где же оба пирога?

Гуси, гуси!
- Га-га-га!
- Есть хотите?
- Да-да-да!

Шел гуськом гусак с гусаком.
Смотрит свысока гусак на гусака.
Ой, выщиплет бока гусак у гусака.

Чистоговорки на букву Д

Ду-до-да - гудят провода.
Да-да-да - теплая вода.
Ду-ду-ду - спать я не пойду.
Де-де-де - я не знаю где.
Ди-ди-ди - спокойно посиди.

Да-да-да, да-да-да - не ходи, Вадим, туда!
Ду-ду-ду, ду-ду-ду - все равно туда пойду.
Ди-ди-ди, ди-ди-ди - ты ж одетый, не ходи!
Да-да-да, да-да-да - ой! Холодная вода!
Де-де-де, де-де-де - вот беда! Вадим, ты где?
Ды-ды-ды, ды-ды-ды - только слышно из воды.

Дятел дуб долбил, да не до долбил.
Дятел дерево долбит, день-деньской кору долбит.
Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу люб.

Дарья дарит Дине дыни.
День у Дины, два - у Димы.

Дождик, дождик, не дожди!
Дождик, дождик, подожди!
Дай дойти до дому дедушке седому!

Чистоговорки на буквы Ж

Жа-жа-жа-жа,
Есть иголки у ежа.
Жи-жи-жи-жи,
Но не шьют, увы, ежи.
Жу-жу-жу-жу,
Нитки не нужны ежу.
Же-же-же-же,
Это песня о еже.

Жа-жа-жа - убежали два ежа.
Жу-жу-жу- ежу кофточку вяжу.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа - тут ежата у ежа.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу - как-то уж пришел к ежу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи - мне ежаток покажи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу - я с ужами не дружу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа - уж уходит от ежа.

Встретил в чаще еж ежа:
- Как погода, ёж?
- Свежа.

Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Чиж с чижихой и с чижонком,
Стриж с стрижихой и с трижонком.

Чистоговорки на букву З

Зи-зи-зи, зи-зи-зи - обезьянку привези!
Зя-зя-зя, зя-зя-зя - обезьянам здесь нельзя.
Зи-зи-зи, зи-зи-зи - раз нельзя - не привози.

За-за-за, за-за-за - здесь привязана коза.
Зы-зы-зы, зы-зы-зы - мало травки у козы.
Зу-зу-зу, зу-зу-зу - отвязали мы козу.
За-за-за, за-за-за - залезает в сад коза.
Зу-зу-зу, зу-зу-зу - привязали вновь козу.

Зину купили мы в магазине.
Зину в корзине домой отнесли.
Зиму прождала Зина в корзине
Знаем где Зина. Иди, поищи!

Чистоговорки на букву К

Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон -
В капюшоне он смешон.

Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски.
Вылит колокол, кован колокол, да не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.

Чистоговорки на букву Л

Ла-ла-ла - вот пила.
Лой-лой-лой - пилим мы пилой.
Лы-лы-лы - вот нет пилы.
Лу-лу-лу - сломали пилу.
Лу-лу-лу - купили новую пилу.

Лу-лу-лу- точил Толя пилу
Ли-ли-ли - суп соленый, у Ильи!

Ли-ли-ли, ли-ли-ли - тополя видны вдали.
Ле-ле-ле, ле-ле-ле - много их у нас в селе.
Ля-ля-ля, ля-ля-ля - но от них в пуху земля.
Ля-ля-ля, ля-ля-ля - все мы любим тополя.
Лю-лю-лю, лю-лю-лю - тополя и я люблю.

На лугу под лопухом у лягушки летний дом,
А в болоте лягушачьем у неё большая дача.

Лайка с болонкой лаяли звонко.
Иволга долго пела над Волгой.

Чистоговорки на букву М

Ма-ма-ма - дома я сама.
Му-му-му - молоко кому?
Мо-мо-мо - едим эскимо.
Мы-мы-мы - прочитали мы.
Ми-ми-ми - поем ноту ми.

Чистоговорки на букву Н

На-на-на - нам звезда видна.
Ан-ан-ан - на стенке таракан.
Не-не-не - ваза на окне.
Ни-ни-ни, - далеко горят огни.
Ин-ин-ин - к нам плывет дельфин.
Но-но-но - мы пойдем в кино.
Он-он-он - в зоопарке слон.
Ну-ну-ну - вас я припугну.
Ун-ун-ун - в сказках есть колдун.
Ын-ын-ын - это старший сын.
Ню-ню-ню - сена дам коню.
Ня-ня-ня - отыщи меня.
Ян-ян-ян - где растет тимьян?

Чистоговорки на букву П

Ап-ап-ап - раздается храп.
Ип-ип-ип - где-то слышен хрип.
Оп-оп-оп - очень толстый поп.
Оп-оп-оп - нажимаем стоп.
По-по-по - наш трамвай идет в депо.
Уп-уп-уп - ешьте, дети, суп.
Яп-яп-яп - не делай все тяп-ляп.

П! - мы губы сложим вместе.
- П! - мы выдохнем порезче!
- П, П, П! - пыхтим мы глухо,
Нету голоса у звука!

П, П, П! - пускает пар
Полный чая самовар.
Каша на плите пыхтит,
Из-под крышки пар летит.
Паровоз пары пускает,
Путь по рельсам пробегая.
Плавно по реке плывет,
Паром пышет пароход…

Наша острая пила -
Не пила, а пела.
Не пила, не ела,
Ни разу не присела.
Звонко пела, как могла,
Развеселая пила.

Петуха спросили дети:
- Почему зовут вас Петей?
Так ответил Петя детям:
- Хорошо умею петь я.

Чистоговорки на букву Р

Рю-рю-рю, рю-рю-рю - как я много говорю?
Ри-ри-ри, ри-ри-ри - от зари и до зари.
Ре-ре-ре, ре-ре-ре - о горе и о норе.
Ря-ря-ря, ря-ря-ря - про озера и моря.
Рю-рю-рю, рю-рю-рю - говорю и говорю.
Ря-ря-ря, ря-ря-ря - обо всем, но, видно, зря!

Ря-ря-ря: алая заря.
Рю-рю-рю: рисую я зарю.
Ри-ри-ри: чисто говори.
Ра-ра-ра: в школу мне пора.
Ре-ре-ре: игры во дворе.
Ро-ро-ро: легкое перо.
Ры-ры-ры: стихи для детворы.
Ру-ру-ру: развлекаем детвору.
Ар-ар-ар: из кастрюли валит пар.
Ор-ор-ор: разгорелся у нас спор.
Ир-ир-ир: роту строит командир.

У Вари на бульваре варежки пропали,
Воротилась Варя вечером с бульвара,
И нашла в кармане варежки Варвара.

Говорила сорока сороке:
- Я, как рыба, молчу на уроке.

Под кустом ореха норка.
В норке проживает норка.

Гроздья рябины на солнце горят.
Горит от рябины в глазах у ребят.

У меня на кармашке маки и ромашки.

В аквариуме у Харитона четыре рака, да два тритона.

Шли три попа, три Прокопия попа,
Три Прокопьевича.
Гговорили про попа, про Прокопия попа,
Про Прокопьевича.

Кар! — кричит ворона.
— Кража!
Караул! Грабёж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано!
Брошь украл он из кармана!
Карандаш!
Картонку!
Пробку!
И красивую коробку!
— Стой, ворона, не кричи!
Не кричи ты, помолчи.
Жить не можешь без обмана!
У тебя ведь нет кармана.
— Как? ! —
Подпрыгнула ворона
И моргнула удивлённо.
— Что ж вы раньше не сказали? !
Кар-р-раул! Кар-р-рман укр-р-рали!

На дворе трава, на траве дрова:
Раз дрова, два дрова, три дрова;
Дрова вдоль двора,
Дрова вширь двора -
Не вместит двор дров;
Дрова выдворить со двора!
Не руби дрова на траве двора!

Сорок сорок для своих сорочат
Сорок сорочек, не ссорясь строчат.
Сорок сорочек прострочены в срок -
Сразу поссорились,
Сразу поссорились,
Сразу поссорились сорок сорок.

Радик здоровый подрался с коровой!

Чистоговорки на букву С

Ся-ся-ся, ся-ся-ся - не поймали карася.
Се-се-се, се-се-се - карасей ловили все.
Си-си-си, си-си-си - в водоеме караси.
Ся-ся-ся, ся-ся-ся - вот поймать бы карася!
Са-са-са, са-са-са - ой-ой-ой летит оса!
Сы-сы-сы, сы-сы-сы - не боимся мы осы!
Су-су-су, су-су-су - видел кто из вас осу?
Сы-сы-сы, сы-сы-сы - мы не видели осы.
Са-са-са, са-са-са - отгадайте, где оса.

Са-са-са: на столе оса.
Су-су-су: не боимся мы осу.
Сы-сы-сы: жало остро у осы.
Се-се-се: киселя дадим осе.

Сказала со смехом соседке синица:
- Стать самой стрекучей сорока стремится!

Ах, вы, сени, сени, сени
Вышел в сени сонный Сеня.
И в сенях споткнулся Сеня,
И кувырк через ступени.

Солнце-Солнце - золотое донце.
Солнце - солнышко свети.
Солнце - солнышко гори.

Чистоговорки на букву Т

Та-та-та - у нас дома чистота.
Ты-ты-ты - сметану съели все коты.
Ту-ту-ту - молоко налью коту.
Ти-ти-ти - съели кашу мы почти.
Тё-тё-тё - отложили мы шитьё.
То-то-то -поиграли мы в лото.
Ать-ать-ать - мы пойдем с тобой гулять.
Ат-ат-ат - берем с собой самокат.

Тень-тень-потетень,
Весь день, где пень -
Заплетаю плетень и прирасплётываю.
Под плетенем целый день - тень!

Чистоговорки на букву У

Уа-уа-уа - в коляске плачет детвора.
Ау-ау - кто потерялся, не пойму.
У-у-у-у - воет волк в лесу.
Ух-ух-ух - накалился наш утюг.
Уч-уч-уч - светит в окно солнца луч.
Ур-ур-ур - кошка нам сказала: «Мур!».

Чистоговорки на букву Ф

Фа-фа-фа - в углу стоит софа.
Аф-аф-аф - в замке живет граф.
Фе-фе-фе - он живет в Уфе.
Фэ-фэ-фэ - мы пойдем в кафе.

У Феофана Митрофаныча
Три сына Феофаныча.

Жил в горах волшебник Феликс
С буквой Ф и птицей Феникс.
Зажигал фонарик Феликс,
Загоралась птица Феникс.

Чистоговорки на букву Х

Ха-ха-ха, ха-ха-ха - есть у нас два петуха.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи - всё дерутся петухи.
Ху-ху-ху, ху-ху-ху - клювы все у них в пуху.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи - хватит драться, петухи!
Ха-ха-ха, ха-ха-ха - без хвостов два петуха.

Ха-ха-ха, ха-ха-ха - на обед у нас уха.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи - дай попробовать ухи.
Хе-хе-хе, хе-хе-хе - соль одна в твоей ухе.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи - не хочу такой ухи!

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали:
- Ха-ха-ха-ха-ха!

Чистоговорки на букву Ц

Цы-цы-цы - есть хотят птенцы.
Цу-цу-цу - дали нам по огурцу.
Цы-цы-цы - мы помыли огурцы.

Цо-цо-цо, цо-цо-цо курица снесла яйцо.
Цу-цу-цу, цу-цу-цу киска тянется к яйцу.
Ца-ца-ца, ца-ца-ца брысь, котенок, от яйца!
Цу-цу-цу, цу-цу-цу не пускать его к яйцу!
Цо-цо-цо, цо-цо-цо сами мы съедим яйцо.
Цы-цы-цы, цы-цы-цы отогнали? Молодцы!
Це-це-це, це-це-це вот вам сказка о яйце.

Ца-ца-ца - слушай сказку до конца.
Цу-цу-цу - дело близится к концу.
Цы-цы- цы - обрубаем все концы.
Це-це-це - что узнаем мы в конце?
Ец-ец-ец - зиме конец.
Ец-ец - летит скворец.
Ца-ца-ца - мы видели скворца.
Цы-цы-цы - на дворе поют скворцы.

Не велика птица синица, да умница.
Цыпленок пьет из блюдца воду.

Чистоговорки на букву Ч

Ча-ча-ча-ча, - на столе горит свеча.
Чо-чо-чо-чо, - ой, как свечке горячо.
Чу-чу-чу-чу, - я подую на свечу.
Чи-чи-чи-чи, - пламя сдую у свечи.

Ча-ча-ча - сидит зайчик у врача.
Чу-чу-чу - врач идет к грачу.

У четырех черепах по четыре черепашонка.

Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
Черепаха всех смешит, потому что не спешит.
А куда спешить тому, кто всегда в своем дому.

Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход,
В дымоходе чернота. Отыщи-ка там кота!

Чистоговорки на букву Ш

Ша-ша-ша-ша, - наша Таня хороша.
Шо-шо-шо-шо, - поёт хорошо.
Шу-шу-шу-шу, - поёт песню малышу.
Ши-ши-ши-ши, - любят песни малыши.

Шестнадцать шли мышей,
И шесть несли грошей;
А мыши, что поплоше
Шумливо шарят гроши.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей.
Две мыши, что поплоше несли по два гроша.

Чистоговорки на букву Щ

Ща-ща-ща-ща - в дождь я мокну без плаща.
Щу-щу-щу-щу - зонтик я себе ищу.
Ще-ще-ще-ще - буду я ходить в плаще.
Щё-щё-щё-щё - и в сапожках ещё.

Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ - будем мы готовить борщ.
Ща-ща-ща, ща-ща-ща - нету свеклы для борща.
Щи-щи-щи, щи-щи-щи - приготовим лучше щи.
Щу-щу-щу, щу-щу-щу - я капусту поищу.
Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ - не клади в кастрюлю хвощ!
Щу-щу-щу, щу-щу-щу - я морковку поищу.
Ща-ща-ща, ща-ща-ща - брат принес домой леща.
Щи-щи-щи, щи-щи-щи - поедим сначала щи.

Этой щёткой чищу зубы, этой щеткой - башмаки,
Этой щеткой чищу брюки, все три щетки мне нужны.

Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

Щука проглотила щётку, щётка ей щекочет глотку.
- Удивительное дело! Что же я за рыбку съела?

Вот такие чистоговорки и стишки на дифференциацию звуков. Вы можете писать в комментариях свои чистоговорки, которые помогли вам справиться с трудным звуком.

Удачи вам в звукопроизношении!

Правила автоматизации звуков в стихах.

Стихотворные тексты используются логопедом, воспитателем или родителями на этапе автоматизации уже поставленного звука

После постановки звукапереходят к этапу автоматизации.Автоматизацию звука проводят в определенной последовательности: сначала необходимо добиться легкого произношения изолированного звука (СССС), затем слогов с этим звуком (СА, СЭ, СЫ, СО, СУ), далее - слова с этим звуком, фразы, тексты, самостоятельная речь.

Автоматизация нового звука в стихах (или в рассказах) – предпоследний этап автоматизации. После него можно приступать к исправлению

произношения звука в самостоятельной речи ребенка. Отработка звука в стихах позволяет подготовить ребенка к использованию нового звука в повседневной жизни.

Итак, когда ребенок может правильно произносить звук в словах, специально подобранных словосочетаниях и предложениях, начинаем читать стихи.

На что следует обратить внимание, выбирая стихотворение ребенку?

Для автоматизации лучше использовать стихи, в которых не встречаются звуки, оппозиционные отрабатываемому по каким-либо признакам (С – Ш, Ть – Ч, Р – Л) или те, которые были заменителями нужного нам звука до исправления (например, ребенок вместо С произносил Ф, постарайтесь выбирать стихи, в которых не встречается звук Ф).

Если ребенку исправляли параллельно несколько звуков из разных групп (например, С и Л), и если они встречаются в одном стихотворении – выберите тот звук, который вам сейчас важнее или тот, который чаще встречается в тексте, и на другой звук не обращайте внимания, пусть произносится так, как ребенку удобнее. Если же звук Л ставили позже, чем С, и звук С уже автоматизирован, то требуйте правильного произношения и того и другого звука…

Старайтесь подбирать стихи, доступные пониманию ребенка, учитывайте его возраст и кругозор. Прочитайте стихотворение ребенку целиком, убедитесь, что смысл текста понятен. Если встретились незнакомые или непонятные слова – объясните их смысл ребенку. Понимание смысла облегчает произношение текста…..

Выбирайте стихи по интересам ребенка. Пусть они будут забавными, вызывающими положительные эмоции. Если стишок вызывает у ребенка отторжение, негативизм (какие-то личные переживания, ассоциации), не стоит настаивать, возьмите другое стихотворение.

Не стоит очень маленькому ребенку давать стихи длинные (больше 8 строчек) – малыш не сможет удержать сюжет стишка, утратит смысл, получится набор слов. Не стоит выбирать стихи с очень длинной строчкой (больше 4 слов в строке) и со сложным порядком слов в предложениях (например, инверсивные фразы, где подлежащее и сказуемое стоят не в начале фразы) – это также усложняет восприятие смысла, снижает качество работы.

После этого читайте стихотворение по одной строчке, предлагая ребенку повторить после вас.Это называется отраженное проговаривание. Совместное произношение (сопряженное проговаривание) текста (на данном этапе) недопустимо. Очень трудно услышать, что и как ты говоришь, если параллельно слушаешь другого человека. Если же ребенку трудно запомнить и воспроизвести всю строчку сразу (он забывает часть строки, переставляет слова, или неправильно произносит отрабатываемый звукв некоторых словах) перейдите на вариант повторения по одному - два слова.Прочитайте так все стихотворение, затем – снова повторите построчно.

Читая ребенку текст, выделяйте голосом (длиной произношения, четкостью артикуляции) отрабатываемый звук – тем самым вы облегчите ребенку процесс воспроизведения, ему не нужно самому тратить силы на поиск «трудного» звука в ряду множества слов.

Слова в тексте произносятся в соответствии с правилами русской орфоэпии, а не орфографии. То есть не стоит произносить «Сова», «Корова», «Дуб» - эти слова читаются так: «Сава, КАрова, ДуП».Логопедические тексты специально подобраны с учетом оглушения звонких звуков.

Не стоит заучивать стихи наизусть – внимание у ребенка одно, если мы отрабатываем звук, не нужно тратить интеллектуальные силы ребенка на запоминание текста.К тому же дети непроизвольно и незаметно сами очень часто запоминают стихи, главное не ставьте ему такую задачу, пусть это происходит неосознанно.

Одно и то же стихотворение следует прочесть 4-5 раз, не подряд, а в течение нескольких дней. Кстати, те стихи, которые ребенок знает наизусть, но с «неправильным» звуком, переучивайте в последнюю очередь. По сути, это будет контрольной работой по результатам автоматизации звука.

Речевой материал для автоматизации звука "Ш" у детей

Цель: автоматизация звука "Ш" в речи ребенка.
Задачи:
1. Отработать правильное произношение звука "Ш" в речи с помощью чистоговорок и стихотворений.
2. Улучшить ритмико-интонационную сторону речи.
3. Повысить речевую активность.
4. Оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.

Описание: Уважаемые коллеги, продолжаю публиковать копилку чистоговорок и стихов для автоматизации звуков в речи ребенка, которые используются мною в логопедической работе с детьми. На этот раз позвольте представить вашему вниманию речевой материал, направленный на автоматизацию звука "Ш". Данная работа будет полезна логопедам, воспитателям, родителям.

Содержание
Чистоговорки на звук "Ш" я так же использую на 2-х этапах работы по звукопроизношению.
Первый раз я их использую на этапе автоматизации звука "Ш" в слогах. Работа ведется следующим образом: взрослый читает сам текст, а ребенок произносит только слоги (игра "Эхо").
Например: взрослый - "Жить на свете хорошо", ребенок - "Шо-шо-шо"
Таким образом в увлекательной форме можно проговаривать слоги различной конфигурации довольно долгое время и ребенку это не надоедает. Так же в процессе многократного проговаривания чистоговорки ребенок ее запоминает и потом может ее рассказать на конкурсе чтецов.
Второй раз эти же чистоговорки я использую, когда идет автоматизация данного звука в речи. Сначала я использую чистоговорки, т. к. они уже знакомы ребенку. Только теперь всю чистоговорку говорить ребенок. Второй вариант - это конкурс "Чтецов" - 2-3 ребенка, хорошо произносящие данный звук соревнуются в чтении чистоговорок. Еще на этом этапе мы играем в игру "Кто быстрее?" - берется так же 2-3 ребенка, я называю какой-то слог, например, "ША", а ребенок должен вспомнить и сказать на этот слог чистоговорку. Кто первый скажет, тот получит жетон. В конце игры по количеству жетонов определяется победитель. И в первой, и во второй игре важно не только рассказать чистоговорку, а главное произнести правильно звук.

Вот некоторые из них.
Ша-ша-ша - у меня лапша.
Шо-шо-шо - летом хорошо.
Шу-шу-шу - я флажком машу.
Шу-шу-шу - Мише я пишу.
Ши-ши-ши - Миша с Машей малыши.
Ши-ши-ши - наши дети хороши.
Ша-ша-ша - уложили малыша.
Шу-шу-шу - шапку новую ношу.
Ши-ши-ши - поздравленье напиши.
Ше-ше-ше - как прекрасно на душе.
Аш-аш-аш - я достану карандаш.
Ош-ош-ош - есть на кухне острый нож.
Уш-уш-уш - починил сантехник душ.
Ош-ош-ош - у меня на блузке брошь.
Иш-иш-иш - за окном такая тишь.
Ыш-ыш-ыш - на реке шумит камыш.
Аш-аш-аш - мы построили шалаш.
Шин-шин-шин - за окном шуршание шин.
Шол-шол-шол - дождь покапал и прошел.
Шок-шок-шок - уронили мы горшок.
Аша-аша-аша - это наша Маша.
Ашка-ашка-ашка - на шкафу букашка.
Ошка-ошка-ошка - на окошке кошка.
Ушка-ушка-ушка - Машина подушка.
Ышка-ышка-ышка - во шалунья мышка.

А вот несколько чистоговорок-стихотворений

НАЗЫВАЮ СЛОВА
Вшин-вшин-вшин - назову кувшин.
Ошка-ошка-ошка - называю кошка.
Ушка-ушка-ушка - назову подушка.
Ышка-ышка-ышка - называю мышка.
Ашка-ашка-ашка - назову рубашка.
Ишня-ишня-ишня - называю вишня.
Уша-уша-уша - называю груша.
Шина-шина-шина - назову машина.

ШУБА
Ша-ша-ша - наша шуба хороша.
Шо-шо-шо - в нашей шубе хорошо.
Шу-шу-шу - нашу шубу я ношу.
Ши-ши-ши - в нашей шубе попляши.
Ши-ши-ши - шейте шубы от души.

ПЛЯСОВАЯ
Ша-ша-ша - наша Маша хороша.
Шо-шо-шо - пляшет Маша хорошо.
Шу-шу-шу - я для Маши попляшу.
Ши-ши-ши - ну-ка, Маша, попляши.
Ше-ше-ше - пляшем с радостью в душе.

КАМЫШИ
Ши-ши-ши - зашумели камыши.
Ше-ше-ше - это утка в камыше.
Ша-ша-ша - выплывай из камыша.
Шах-шах-шах - нету утки в камышах.
Ши-ши-ши - что нам шепчут камыши?

МАМА
Ша-ша-ша - мама моет малыша.
Шо-шо-шо - моет очень хорошо.
Ыш-ыш-ыш - будет чистым наш малыш.

Я РИСУЮ
Ши-ши-ши - у меня карандаши.
Аш-аш-аш - нарисую я шалаш.
Ыш-ыш-ыш - нарисую рядом мышь.
Уш-уш-уш - у нее лукошко груш.
Ши-ши-ши - груши очень хороши.

На этапе автоматизации звука после чистоговорок я использую стихи, в которых часто встречается звук "Ш". На данном материале потом проводится конкурс "Чтецов". Вот некоторые из них.

Хороши у бабушки
Пышки и оладушки.

В шалаше шуршали мышки,
Шелушили мышки шишки.

В летнем душе две лягушки
Лягушатам моют ушки.

Сшил мишутка шубки мышкам,
Чтоб не зябли мышки слишком.

На опушке две букашки
Поиграть решили в шашки.
Крошечные шашечки
Тащат две букашечки.

Эй, мышата, не шумите
И под шкафом не шуршите.
Паша наш пример решает,
А шуршание мешает.

Кот шалун сидит на шторе,
Потому что Маша в школе.
Будет Маша после школы
Штопать шелковые шторы.

У моей машины
Новенькие шины.
Я по камешкам качу,
Кого хочешь, прокачу.

Мышки, не мешайте кошке
Ловить мошек на окошке.
Кошка мошку лапкой - хвать!
Лучше кошке не мешать.

Паша тихо шепчет Мише.
Миша шепота не слышит.
Паша, громче пошепчи:
- Миша, уши полечи.

Башмачки и башмаки
Любят длинные шнурки.
Башмаки легко обуешь
И шнуруешь, и шнуруешь.

Жа-жа-жа-жа,
Есть иголки у ежа.
Жи-жи-жи-жи,
Но не шьют, увы, ежи.
Жу-жу-жу-жу,
Нитки не нужны ежу.
Же-же-же-же,
Это песня о еже.

Жа-жа-жа - убежали два ежа.
Жу-жу-жу- ежу кофточку вяжу.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа - тут ежата у ежа.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу - как-то уж пришел к ежу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи - мне ежаток покажи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу - я с ужами не дружу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа - уж уходит от ежа.

Жа – жа - жа – залетели два чижа.
Жа - жа - жа – мы видели ежа.
Жа – жа - жа – есть иголки у ежа.
Жа – жа - жа – поймали мы ежа.
Жа – жа - жа – принесли домой ежа.
Жи – жи - жи – здесь живут ежи.
Жу – жу - жу – молоко дали ежу.
Же - ж е - же – дождь прошел уже.
Жо - жо - жо – лужок, снежок, пирожок, творожок.
Жу – жу - жу – на траве лежу.
Жи – жи - жи – фокус покажи.

«Ж» - «Ш»

Жок - жок – подарили мне флажок.
Жок - жок – я держу в руке флажок.
Шком - шком – я машу флажком.
Шками - шками – мы идем с флажками.
Жим – жим – жим – соблюдаем мы режим

Встретил в чаще еж ежа:
- Как погода, ёж?
- Свежа.

Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Чиж с чижихой и с чижонком,
Стриж с стрижихой и с трижонком.

Автоматизация звука Ж в словах

1. Журавль дружил бы с жабой, кабы желал бы дружбы этой жабы.

2. В живом уголке жили ежи да ужи.
3. У ежа – ежата, у ужа – ужата.
4. У Жоры – уж, у Розы – жук.
5. Встретил в чаще еж ежа:
- Как погода, ёж?
- Свежа.
И пошли домой, дрожа, горбясь, ежась, два ежа.
6. Хорош пирожок, внутри – творожок.
7. – Жора, заржавел железный замок?
- Заржавел железный замок.
8. Слишком много ножек у сороконожек.
9. Задрожали зайки, увидев волка на лужайке.
10.Волк на лужайке – задрожали зайки.
11.С мышами во ржи подружились ежи. Ушли в камыши – и во ржи – ни души.
12.Испугались медвежонка еж с ежихой и с ежонком, чиж с чижихой и с чижонком, стриж с стрижихой и с трижонком.
13.Лежебока, рыжий кот, отлежал себе живот.
14.На крыше у Шуры жил журавль Жура.
15.Жужжит жужжелица, жужжит, да не кружится.
16.Жужжит над жимолостью жук,Зеленый на жуке кожух.
17.Жук жуку жужжал: « Жжжу - жжжу. Я с ежом давно дружу…»
16.Жутко жуку жить на суку.
17.Зажужжала муха, дожужжалась паука.
18.У сороконожки на каждой ножке по босоножке.
19.Саша – в саже.
20.Из карманов у Аркашки вечно сыплются бумажки.
21.Жора ждёт менеджера с пейджером.
22.В ложке у Тимошки рожки, а не рожки.
23.А жена-то мужа и утюжит, и утюжит.
24.Жена на мужа похожа – у мужа пропажа, у жены тоже.
24.Жена на мужа похожа – у жадного мужа жена жадна тоже.
25.Желтая тележка Олежки – тяжелая.
26.Житель в жилете лежит и лижет желе.
27.Жили-были линь да язь – жили в иле, не ленясь.В ясли язь возил язят, линь линят – в интернат.
28.Погляжу на бережок – не лежит ли пирожок?
29.– Побежим под дождем?
- Подождем.
- Переждем дождик?
- Переждем.



Последние материалы раздела:

Органические вещества заменимые аминокислоты
Органические вещества заменимые аминокислоты

АМИНОКИСЛОТЫ Низкомолекулярные органические соединения, содержащие одну или две карбоксильные группы (—СООН) и одну или две аминогруппы (—NH2)....

Дмитрий михайлович грозные очи История в лицах
Дмитрий михайлович грозные очи История в лицах

Князь Дмитрий Михайлович Пожарский (1578-1642) был представителем старинного, но захудалого княжеского рода, ведущего происхождение от седьмого...

Глаз сахары в африке Глаз сахары координаты
Глаз сахары в африке Глаз сахары координаты

Продолжаем нашу серию рассказов об удивительных местах планеты. Сегодня мы побываем в Мавритании и посмотрим на знаменитое око планеты. Знаменитый...