Структура общего образования рф. Как устроена система образования россии

Система образования в Российской Федерации - это комплекс обучающих программ, регламентированных государственными стандартами образования, и реализующих их образовательных сетей, состоящих из независимых друг от друга учреждений, подчиненных контролирующим и управляющим органам.

Как функционирует

Российская система образования - это мощная совокупность четырех сотрудничающих структур.

  1. Федеральные стандарты и образовательные требования, которые определяют информационную составляющую учебных программ. В стране реализуются два вида программ – общеобразовательные и специализированные, то есть профессиональные. Оба вида подразделяются на основные и дополнительные.

К основным общеобразовательным программам относят:

  • дошкольные;
  • начальные;
  • основные;
  • средние (полные).

Основные профессиональные программы подразделяются следующим образом:

  • средние профессиональные;
  • высшие профессиональные (бакалавриат, специалитет, магистратура);
  • послевузовское профессиональное обучение.

Современная система образования в России предполагает несколько форм обучения:

  • в стенах аудиторий (очная, очно-заочная (вечерняя), заочная);
  • внутрисемейное;
  • самообразование;
  • экстернат.

Также допускается сочетание перечисленных учебных форм.

  1. Научные и образовательные институции. Они функционируют для реализации учебных программ.

Образовательное учреждение - это структура, занятая осуществлением учебного процесса, то есть реализацией одной или нескольких обучающих программ. Учебное учреждение также обеспечивает содержание и воспитание учащихся.

Схема системы образования в РФ выглядит так:

Учреждения образования бывают:

  • государственными (регионального и федерального подчинения);
  • муниципальными;
  • негосударственными, то есть частными.

Все они являются юридическими лицами.

Типы образовательных заведений:

  • дошкольные;
  • общеобразовательные;
  • начального, общего, высшего профобучения и послевузовского профобразования;
  • военного высшего профобразования;
  • дополнительного образования;
  • специального и корректирующего обучения санаторного типа.

ІІІ. Структуры, осуществляющие управленческие и контрольные функции.

ІV. Объединения юридических лиц, общественных групп и общественно-государственных компаний, работающих в системе образования РФ.

Структура

Учреждения - главное звено системы образования Российской Федерации. Обучающие заведения ведут учебно-воспитательную работу по специально разработанным планам и сводам правил.

Кратко систему образования в РФ описать невозможно, поскольку она многообразна и складывается из разных составляющих. Но все они входят в комплекс, призванный на каждой образовательной ступени осуществить последовательное развитие индивидуальных и профессиональных качественных показателей личности. Образовательные учреждения и всевозможные виды обучения образуют российскую систему непрерывного образования, которая сочетает такие типы обучения:

  • государственное,
  • дополнительное,
  • самообразование.

Компоненты

Программы образования в педагогической системе РФ - это целостные документы, разработанные с учетом:

  • ФГОС, на которые приходится более 70% содержания образовательных программ;
  • национально-региональных запросов.

ФГОС - Федеральные государственные образовательные стандарты - содержат требования, соблюдение которых обязательно для учреждений, имеющих государственную аккредитацию.

Профобразование

Развитие системы образования в России невозможно представить без полноценного формирования личности, которое достигается при овладении глубокими знаниями, профессиональными умениями, навыками и солидными компетенциями по одной или нескольким профессиям. Реформирование профобразования призвано обеспечить прогресс каждому обучающемуся.

К основным направлениям совершенствования профобразования относятся:

  • укрепление и расширение материальной основы профобразования;
  • создание на предприятиях центров практики;
  • привлечение к подготовке кадров профессионалов-производственников;
  • повышение качества обучения специалистов.

Современная система образования в РФ подразумевает расширение профессиональной составляющей.

Нормативные документы

Основной документ, регулирующий деятельность учебных учреждений, - это принятый в 2012 году Закон «Об образовании в Российской Федерации». В нем изложено отношение к процессу обучения и регламентирована его финансовая составляющая. Поскольку система обучения находится на стадии реформирования и совершенствования, время от времени появляются новые указы и приказы, и перечень нормативных актов постоянно пополняется, но на сегодня в него включены:

  1. Конституция РФ.
  2. Целевая программа развития образования.
  3. Федеральные законы «О высшем и послевузовском образовании», «О внесении изменений в законодательные акты об уровнях высшего профобразования».
  4. Приказы Минобрнауки «О головных вузах и организациях», «О реализации Болонской программы».
  5. Примерные положения об организации учебного процесса.
  6. Концепция модернизации системы образования в России.
  7. Постановление «О сотрудничестве с зарубежными организациями в области образования».
  8. Типовые положения о дополнительном обучении.

В список также входят законы, постановления, указы и распоряжения, касающиеся отдельно каждого «этажа» образовательной системы.

Управление образовательной системой в РФ

На верхней ступени стоит Министерство образования и науки, занятое выработкой доктрины учебной сферы и составлением нормативно-правовых документов. Далее располагаются федеральные агентства и исполнители муниципального уровня. Коллективы местного самоуправления следят за реализацией вышедших актов в структурах образования.

Любая управленческая организация имеет свои четко прописанные полномочия, которые передаются от высшего уровня к низшему, не обладающему правами на реализацию некоторых действий в образовательной политике. Это не означает делегирование права на финансирование тех или иных мероприятий без согласования с вышестоящей структурой.

Инспектирование общего соблюдения законодательных положений ведет государственно-общественная система управления образованием в РФ. Входящие в нее организации заняты в основном вопросами функционирования школ и контролем выполнения принципов:

  • гуманного и демократичного подхода в управлении;
  • систематичности и целостности;
  • правдивости и полноты сведений.

Чтобы политика была последовательной, в стране существует система органов управления образованием следующих уровней:

  • центрального;
  • вневедомственного;
  • республиканского;
  • автономно-областного;
  • автономно-окружного.

Благодаря сочетанию централизованного и децентрализованного управления удается обеспечивать работу администраторов и общественных организаций в интересах коллективов. Это создает плацдарм для внедрения управленческих постановлений без дублирования и приводит к повышению координации действий всех подразделений образовательной системы.

Министерство образования РФ

Забайкальский Государственный Гуманитарно-Педагогический Университет им Н. Г. Чернышевского

Реферат на тему:

«Система образования России»

Выполнила: студентка гр.1123,

Ванюшина Н.С.

Проверила: Грачева Е.Ю.

Чита, 2011

Введение

.

.Дошкольное образование

.

.

.

.Основные проблемы системы образования

Заключение

Введение

Образование - это жизненно важная сфера социально-экономической деятельности. Значительная часть ресурсов общества задействована в образовании, к материальному обеспечению сферы образования имеют отношение многие отрасли экономики государства, являющиеся в то же время потребителем ее продукта. Образование является одним из факторов, обеспечивающих развитие общества, сглаживающих и даже нейтрализующих влияние на него негативных составляющих среды обитания экологического, техногенного и экономического порядка.

В современных условиях перед человечеством встала проблема обеспечения устойчивого развития цивилизации в условиях существенных изменений среды обитания, особая роль в решении данной проблемы отводится образованию. Значимость образования для развития цивилизации объективно обусловлена растущей ролью организационных и информационных технологий при снижении роли материального производства, образование становится важнейшим фактором, обеспечивающим развитие общества. Являясь одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности, образование обеспечивает развитие факторов и результатов производственной деятельности. В наше время образование является одной из самых крупных сфер мировой экономики и одним из наиболее быстро развивающихся секторов мировой торговли услугами, при этом ежегодные мировые расходы на образование по некоторым оценкам превышают триллион долларов. В современном обществе образование выступает и как система экономических отношений, выражающая взаимосвязь, взаимодействие непосредственно образования и сопряженных с ним сфер деятельности. Поэтому система образования на уровне государства представляет собой сектор его экономики со всеми присущими ему характеристиками.

1. Общая структура системы образования РФ

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», Российское образование представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов:

дошкольные;

общеобразовательные;

учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.);

учреждения дополнительного образования;

другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.

Государственные и муниципальные образовательные учреждения осуществляют свою деятельность на базе типовых положений, утвержденных Правительством РФ, о соответствующих типах и видах образовательных учреждений. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений.

Таким образом, образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование, образовательные учреждения которой могут быть платными и бесплатными, коммерческими и некоммерческими. Все они имеют право заключать между собой соглашения, объединяться в учебно-воспитательные комплексы (детский сад-начальная школа, лицей-колледж-вуз) и учебно-научно-производственные объединения (ассоциации) с участием научных, производственных и других учреждений и организаций. Образование можно получать с отрывом и без отрыва от производства, в форме семейного (домашнего) образования, а также экстерната.

Дальнейший аналитический материал будет содержать общие характеристики дошкольного и среднего образования, причем последнее рассматривается, прежде всего, в связи с высшим (университетским) образованием, занимающем важнейшее место в системе образования России. Именно ему будет уделено особое внимание в данном обзоре.

2. Дошкольное образование

Дошкольное воспитание как первая ступень образования, на которой закладываются основы социальной личности, и важнейший институт поддержки семьи за последние 10 лет прошло сложный путь вписывания в новые реалии.

Современное дошкольное образование России располагает следующими видами дошкольных учреждений: детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и т.п.); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании); центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей.

Первоначальное резкое сокращение охвата детей дошкольным воспитанием к 1995 году стабилизировалось. В настоящее время около 55 % детей посещает детские сады (например, в скандинавских странах, таких детей - около 90 %).

Как показывают многолетние исследования, полноценное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни - полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку интимно-личностные взаимоотношения, формирование чувства защищенности, доверия и открытости миру. Вместе с тем, семья и сама нуждается в поддержке, которую и призван оказывать ей детский сад - родители могут работать и учиться, профессионально и личностно совершенствоваться, не испытывая при этом чувства вины, что ребенок в это время заброшен, они могут быть уверены, что ребенок находится в комфортных условиях, нормально питается, с ним занимаются педагогию.

А что дает детский сад самому ребенку? Главное преимущество детского сада наличие детского сообщества, благодаря которому создается пространство социального опыта ребенка. Только в условиях детского сообщества ребенок познает себя в сравнении с другими, присваивает способы общения и взаимодействия, адекватные различным ситуациям, преодолевает присущий ему эгоцентризм (направленность на самого себя, восприятия окружающего исключительно с собственной позиции).

В настоящее время изменилась и сама система дошкольного воспитания. Введена дифференциация дошкольных образовательных учреждений по видам и категориям. К существовавшему ранее единственному виду - «детский сад» добавились новые - детский сад с приоритетным осуществлением интеллектуального или художественно-эстетического, или физического развития воспитанников, детский сад для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, присмотра и оздоровления, центр развития ребенка и др. С одной стороны, это позволяет родителям выбирать образовательное учреждение, соответствующее их запросам, с другой стороны, большинство этих видов (за исключением, коррекционных - для детей с серьезными нарушениями в здоровье) не отвечает закономерностям детского развития. В дошкольном возрасте находятся в стадии становления физические и психические функции, формируются первичные духовные ценности, интеллект ребенка, его творческое начало, широкая сфера интересов и др., и в связи этим неправомерно выделение той или иной приоритетной линии развития; специализация абсурдна по отношению к дошкольнику и нарушает право ребенка на разносторонность и целостность развития.

Система дошкольного воспитания обновилась и содержательно. Детские сады работают теперь не по единой, как это было раньше, а по целому спектру новых программ и педагогических технологий, созданных коллективами и отдельными авторами, что способствует развитию инициативности и творчества педагогов. Вместе с тем, программы часто прямо противоположны по принципиальным подходам к воспитанию и развитию детей: в одних преобладает обучение и мало внимания уделяется самостоятельной деятельности детей и их воспитанию, в других - обучение отрицается, и все дидактические задачи решаются только в игре, что разрушает и саму игру как ведущую деятельность в этом возрасте, и мало результативно в смысле обучения детей.

3. Среднее (школьное) образование

Школьное образование - важный элемент образования в современном обществе, формирующий у ребёнка базовые знания и навыки.

Школы в России дают обучаемым так называемое среднее образование. Школы, дающие только стандартный курс общего образования, именуются просто «средними школами», а школы, дающие углублённые знания по отдельным дисциплинам, либо вводящие в дополнение к обязательному курсу собственные дисциплины, могут именоваться иначе («школа с углублённым изучением предметов», «лицей», «гимназия»).

Обучение в государственных средних школах (в том числе школах с углублённым изучением предметов) официально является бесплатным. В последние десятилетия существования СССР школы также бесплатно снабжали учеников учебниками, сейчас учебные пособия приобретаются.

В настоящее время полный курс обучения в российской школе занимает 11 лет.

До 1986 года курс школьного обучения был 10-летним (начальная школа - 3 года, основная - 5 лет, старшая - 2). Затем в порядке эксперимента был введён 4-летний курс начальной школы, но ученикам предоставлялась возможность выбора, по 3-летней (10-летней) или 4-летней (11-летней) программе им учиться. При этом ученики, обучавшиеся по 3-летней программе, при переходе на основную ступень «перепрыгивали через номер» - из 3-го класса переходили в 5-й, причём единовременно, в 1989 году, такое «перепрыгивание» было произведено во всех классах. В настоящее время 3-летнее начальное обучение отменено полностью: все вновь поступающие в школу дети учатся по 11-летней программе.

Нормативные сроки освоения общеобразовательных программ по ступеням общего образования, принятые Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2001 г. № 224:ступень (начальное общее образование) - 4 года;ступень (основное общее образование) - 5-6 лет;ступень (среднее (полное) общее образование) - 2 года.

Начальное и основное общее образование в школе согласно Конституции РФ является обязательным для всех.

Школьный курс делится на три этапа, официально именуемые: «начальная школа», «основная школа» и «старшие классы».

Начальное образование. По современным правилам в 1 класс принимаются ученики, которым в год поступления (имеется в виду календарный, а не учебный год) исполнится семь лет. Таким образом, на момент поступления в первый класс ученику обычно бывает от 6 до 8 лет.

Начальная школа занимает 4 года - с 1-го по 4-й класс. Её задачей является дать минимальный базовый набор знаний и умений, необходимых для жизни и любой работы: чтение, минимально грамотное письмо, элементарная математика, начальное трудовое обучение. Помимо этого проводятся общеразвивающие занятия: музыка, физкультура, иногда хореография, искусство, имеется предмет «окружающий мир», на котором ученикам просто рассказывают обо всём, с чем они могут встретиться в жизни. Со второго класса (по нормам 2005 года) во всех школах вводится обучение иностранному языку (раньше иностранный язык в начальных классах изучался только в специализированных школах).

За классом в начальной школе закрепляется один учитель, который несёт ответственность за класс и ведёт почти все предметы (за исключением физкультуры и музыки). Класс имеет одно собственное помещение, где проводятся все уроки, кроме тех, для которых требуется специальное помещение или оборудование. Количество уроков обычно не превышает четырёх в день. В первом классе с 1995 года школьники учатся пять дней в неделю.

Исторически начальная школа была одним из возможных вариантов образования для людей, не нуждающихся в более полном образовании. Нередко её посещали подростки или даже взрослые ученики, которые в детстве не имели возможности посещать школу и обучиться грамоте. Окончив школу и получив начальное образование, ученик мог поступать на низкоквалифицированную работу. Но уже более полувека абсолютное большинство людей заканчивает начальную школу в детском возрасте, после чего переходит на следующий этап обучения.

На самом деле это не совсем так. В 60-70- годы начальная школа была в обязательном порядке 4 года. Потом ещё 4 года нужно было проучиться, чтобы получить неполное среднее образование, что давало право поступления в средние специальные учебные заведения, которые готовили специалистов среднего звена, их выпускников можно было встретить на должности мастера, начальника участка, начальника цеха, технолога, конструктора, и т.д. Потом 2 года: 9 и 10 классы - полное среднее образование, которое в те годы не было обязательным, но давало право поступления в ВУЗ. Право поступления в ВУЗ давало также среднее специальное образование, полученное, например в техникуме.

Основная школа. В течение пяти лет, с 5-го по 9-й класс, школьники учатся в основной школе. Основной курс средней школы даёт базовые знания по главным направлениям наук. В основной школе обучение ведётся по стандартной предметно-кабинетной системе: каждый учебный курс ведёт учитель - специалист по данной дисциплине, за которым закреплён собственный кабинет, и класс в течение учебного дня переходит из кабинета в кабинет. Кроме того, за классом закрепляется классный руководитель - один из учителей школы (не обязательно ведущий в этом классе какие-либо уроки, а в некоторых школах - освобождённый от учебной работы вообще), который официально отвечает за класс, решает административные и организационные вопросы, связанные с обучением класса в целом и его учеников.

Общее количество изучаемых в основной школе дисциплин - около двух десятков. Среди них: алгебра, геометрия, физика, неорганическая химия, биология (в разных классах - разные разделы), русский язык, литература, история, география, иностранный язык, музыка, трудовое обучение, физкультура. Учебная нагрузка составляет в среднем шесть уроков в день.

По окончании основной школы ученики сдают экзамены: алгебра, русский язык и еще два по выбору (под «сдачей» как результатом понимается получение отметки не ниже «удовлетворительно»). По результатам обучения выдаётся документ - «Аттестат об основном общем образовании» - подтверждающий факт обучения и содержащий оценки по всем изучавшимся дисциплинам. По завершении основной школы часть учеников остаётся в школе и переходит в старшие классы, часть отправляется учиться в средних специальных учебных заведениях.

Старшие классы. Основное назначение старших классов - подготовка к поступлению в вуз. В России - это последние два года обучения.10 класс и 11 класс.

В учебный курс входит дальнейшее изучение части предметов, изучавшихся ранее в основной школе, а также небольшое количество новых дисциплин. В настоящее время делается очередная попытка перехода в старших классах на профильное обучение, когда ученик выбирает направление более углублённого изучения предметов, исходя из собственных склонностей. Набор возможных профилей обучения, предоставляемых школой, может варьироваться. В дополнение к общеобразовательным предметам вводится Начальная военная подготовка (НВП), рассматриваемая как подготовка учащихся к службе в армии. Этот предмет обычно ведут отставные военные, на него может отводиться отдельный день в учебной неделе. Учебная нагрузка в старших классах составляет до семи уроков в день.

По завершении обучения ученики сдают Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Ученики обязаны сдать математику и русский язык. Сдача ЕГЭ по остальным предметам является добровольной, при этом ученики выбирают, как правило, те предметы, которые нужны для поступления в выбранный вуз.

До всеобщего введения ЕГЭ (2009 год) выпускникам старшей ступени, получившим по всем предметам полугодовые, годовые и экзаменационные отметки «отлично», вручалась золотая медаль, а имеющим одну отметку «хорошо» - серебряная, и медалистам полагались льготы при поступлении в вуз по традиционной форме. С введением ЕГЭ эти льготы утратили смысл и были отменены. Выдача медалей по-прежнему допускается (и практикуется в реальности), но лишь в качестве морального поощрения.

Успешно закончивший последний этап обучения получает Аттестат о среднем образовании - документ, подтверждающий получение знаний в объёме государственного стандарта. В аттестате указываются итоговые оценки по всем изучавшимся предметам.

Качество среднего образования в России. Одним из самых авторитетных исследований в области среднего образования в разных странах мира является исследование PISA, проводимое ОЭСР в сотрудничестве с ведущими мировыми образовательными центрами. В этом исследовании участвуют страны-участницы ОЭСР и страны, сотрудничающие с этой организацией, в том числе и Россия. К сожалению, позиции России в рейтинге стран по уровню среднего образования не радуют. В 2009 году РФ заняла 41 место из 65 возможных, оказавшись ниже не только среднего уровня по ОЭСР, но Турции и ОАЭ.

образование дошкольный закон

4. Среднее профессиональное образование

Среднее профессиональное образование (СПО) - средний уровень профессионального образования.

В советское время среднее профессиональное образование можно было получить в техникумах, а также училищах (например, медицинское училище).

В постсоветское время часть техникумов переименована в колледжи. В настоящее время среднее профессиональное образование может быть получено в техникумах и колледжах. Различия в терминах определены в Типовом положении об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении).

Устанавливаются следующие виды средних специальных учебных заведений:

а) техникум - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки;

Иными словами, техникум и колледж обучают по специальностям, по которым среднее профессиональное образование может быть получено за 3 года (по некоторым специальностям - за 2 года). При этом в колледже обязательно наличие обучения также и по программам углубленной подготовки (4 года).

С точки зрения организационно-правовых форм, в сфере среднего профессионального образования действуют:

Государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования (ГОУ СПО), в том числе - автономные учреждения;

Негосударственные образовательные учреждения среднего профессионального образования (НОУ СПО)

Автономные некоммерческие организации среднего профессионального образования (АНОО СПО).

Особенности СПО в сравнении с начальным профессиональным образованием

5. Высшая школа, или высшее профессиональное образование

Высшая школа в России - наиболее динамично развивающееся звено системы непрерывного образования. Она представлена следующими видами учебных заведений: университетами (они являются центрами фундаментальных научных исследований и осуществляют подготовку специалистов по разным профилям), академиями, институтами, консерваториями, высшими профессиональными школами. Реформирование высшей школы основано на введении многоступенчатой подготовки специалистов, которая реализуется по содержанию и срокам обучения преемственными общеобразовательными программами. По завершении обучения на каждой из ступеней выпускник получает диплом, который дает право заниматься профессиональной деятельностью или перейти к следующему этапу образования. Такая перестройка высшего образования дает возможность удовлетворить потребности страны в специалистах разного уровня квалификации. Реформы в отечественном высшем образовании начались в 1992 г. с принятием федерального Закона «Об образовании». Он узаконил новые для нас понятия: бакалавриат, магистратура, многоуровневая система. Но, не ломая сложившуюся систему, сохранил и включил в новую и старую, одноступенчатую систему подготовки специалистов, предоставляя вузам самим определяться - по какой программе готовить выпускников. Это, дав и вузам и студентам новые возможности внесло и некоторую сложность, связанную с необходимостью выбора. (Раньше было проще - выбирали из одного). Уровни (или, как еще говорят, ступени) высшего образования определены у нас ст.: принятого в 1996 г. федерального Закона «О высшем профессиональном и послевузовском образовании». В соответствии с ним высшее образование включает три ступени: - первая ступень: неполное высшее со сроком обучения 2 года; - вторая ступень: базовое высшее (бакалавриат) со сроком обучения 4 года; - третья ступень - с ней дело обстоит сложнее: к ней отнесена и прежняя модель - «дипломированный специалист» со сроком подготовки 5 лет и новая - «магистр» со сроком подготовки 6 лет; А теперь подробнее о бакалавре - кто он. В действующей системе образования это выпускник вуза, получивший базовое высшее образование (или, в терминологии ГОС, образование по некоторому выбранному направлению). Звучит замысловато, но означает очень простую вещь - он получил фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации - ведь учился-то всего 4 года. А чем тогда заниматься выпускнику? Ответ дает п. 7 ст. 6 вышеупомянутого Закона - занимать всё те должности, для которых их квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего образования. А как же специализация? Давайте посмотрим, откуда она берется. Во-первых, специализироваться можно работая на практике под руководством опытного в конкретной узкой области специалиста. А что делать, если попали вы после вуза в такое место, где их просто нет? (А именно так зачастую обстоит во многих регионах со специалистами в области права, коммерции, менеджмента и другим специальностям, «голод» по которым еще долго не будет утолен). В худшем случае, продолжать «грызть гранит» наук самостоятельно - если вуз дал вам действительно фундаментальную базовую подготовку - должны справиться. Но, конечно лучше это делать в рамках системы образования - на то она и многоуровневая. Во-вторых - продолжить обучение по одной из программ третьего уровня. Тут у вас есть выбор - если решили получить квалификацию «дипломированный специалист», то учиться надо еще 1 год (при условии совпадения программ фактически обучение «за партой» длится 1 семестр, далее идет самостоятельная работа - дипломирование). Но лучший путь для бакалавра к вершинам квалификации - магистратура. Обучение в ней длится 2 года и завершается защитой выпускной работы - магистерской диссертации и, соответственно, присвоением степени магистра

А здесь только отметим достоинства выбора бакалавриата в качестве уровня профессиональной подготовки: 1. Этот вид квалификации (в отличие от «дипломированного специалиста» принят по международной классификации и понятен работодателям во всём мире);

Фундаментальность подготовки, изначальная «несуженность» ее позволяет, при необходимости, легко сменить профессию. Дело в том, что в соответствии с ГОС, программы подготовки бакалавров по разным направлениям устроены так, что позволяют всего за год перейти к одной из целого «веера» совместимых профессий. (для сравнения: выпускнику, обучавшемуся по жесткой 5-летней программе «специалиста» придется получать новую профессию по программе второго высшего образования за 2 - 2,5года; 3. Всего через 4 года после поступления можно приступить к профессиональной деятельности, т.е. обрести экономическую независимость. И еще: в случае смены профессии выпускник, имеющий диплом с квалификацией «специалист» получает именно второе высшее, а оно, по закону, всегда только платное. Бакалавр же, поступая в магистратуру иного профиля продолжает образование по программе третьего уровня - т.е. бесплатно (разумеется, если пройдет по конкурсу на бюджетные места). В последние годы возникла потребность в переподготовке кадров, т. е. создании условий для получения новой или смежной специальности. Всем образовательным учреждениям предоставляется право оказывать дополнительные образовательные услуги населению при наличии лицензии (разрешения) на указанный вид деятельности. Дополнительные услуги могут быть платными, если они выходят за пределы обязательной образовательной работы с детьми, которая определяется учебным планом учреждения и программой, принятой для него в качестве основной. Так, на базе дошкольного учреждения дополнительно организуется обучение детей иностранным языкам, хореографии, ритмике, игре на музыкальных инструментах и т. д. Дополнительные образовательные услуги предоставляются не только воспитанникам данного учреждения, но и всем желающим.

. Основные проблемы системы образования

Если говорить о проблемах образования в связи с общим экономическим положением в стране, то в целом они сводятся к следующим четырём:

.качественного образования в гимназиях, лицеях, колледжах и вузах для способных детей из малообеспеченных семей, отдаленных регионов России стала достаточно проблематичной, и в значительной мере зависит не столько от способностей детей и молодежи, сколько от материального положения семьи (репетиторство, платные курсы, оплату обучения), а для поступающих в вузы - и от места проживания.

.низкая заработная плата педагогов

.недостаточное финансирование учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования (бюджетное финансирование осуществляется в лучшем случае на 40-50%);

.доступность, плохое материально-техническое обеспечение образовательного процесса (за последние 10 лет почти 90% учебных заведений системы образования не получали из бюджета средства на приобретение нового учебно-лабораторного оборудования);

Как следствие из отмеченного выше, заметным стало понижение качества образования по основным уровням:

общее среднее - устаревшая структура, перегруженность школьных программ;

начальное и среднее профессиональное - разрыв учебно-производственных связей с базовыми предприятиями;

высшее - особенности создания негосударственных вузов, введение «платного образования», открытие многочисленных филиалов государственных вузов не всегда качественно функционирующих.

Платное образование в значительной мере оказалось неэффективным из-за таких факторов, как:

.большая часть средств от платного высшего образования направляются не для поддержки государственных вузов, а в негосударственные, которые не всегда обеспечивают уровень качества образования;

.отсутствие четкого разграничения платных и бесплатных образовательных услуг в дошкольном и школьном образовании;

.большая часть средств от репетиторства минует бюджеты вузов и криминализует процессы вступительных экзаменов.

Заключение

Образование оказывает влияние на все виды деятельности человека. Окончив школу, одни поступают в институт, другие в техникум, третьи не поступают никуда. Это являет собой определённый фильтр в выборе дальнейшей профессии человека, хотя не редки случаи, когда окончив институт человека, идёт работать продавцом мороженого, особенно в нашей стране. Но, тем не менее, функция фильтрующего устройства образованием не утрачивается. Хэрн писал, что образование - разумный способ распределения людей в соответствии с их достоинствами. Согласно теории «человеческого капитала» образование не является чем-то немедленно потребляемым, скорее это капиталовложение в будущее человека. Как и все капиталовложения, в будущем оно приносит прибыль. В этой теории утверждается, что все усилия, затраченные в прошлом, будут вознаграждены в будущем. Вполне естественно, что вознаграждение соответствуют капиталовложениям.

Это оправдывает неравенство между людьми, так как они затратили неравные средства на подготовку к разным видам деятельности. Отмечая особую роль образования в истории человечества, зарубежные и отечественные ученые говорят о несоответствии современной системы образования объективным требованиям нынешнего этапа общественного развития. Этот этап, наступивший во второй половине XX в., характеризуется серьезными, динамичными изменениями в различных социально-экономических сферах. Возрос интерес к человеку как фактору экономического прогресса, в связи с чем встал вопрос о гуманизации образования. Прогресс науки, техники, культурная и информационная революции превращают образование в необходимый атрибут повседневной жизни.

Подлинный переворот в технике, технологии меняет характер и содержание многих видов труда. В результате чего от человека требуются уже не столько физические затраты, сколько интеллектуальные усилия, самостоятельность и ответственность в принятии решений. В обществе возникла объективная потребность в образованных, компетентных людях, возросла тяга к образованию, а демократизация социальной жизни сделала его более доступным для разных категорий населения, в том числе для национальных меньшинств, женщин, инвалидов, работающей молодежи и др.

Список используемой литературы

1.Ананьев.Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 370с. - ISBN - 4-512-6529-4.

.Бакулина, Ю.С. Педагогические приложения современной психологии/ Ю.С. Бакулина // Педагогика. - 2007. - №8. - С.60-64.

.Бордовская, Н. Педагогика / Н. Бордовская. - СПб.: Питер, 2003.- 450с.- ISBN - 5-42365-74-65.

.Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 570с. - ISBN - 7-65123-41-8.

.Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации. - М., 2002. / НИИВО, Лаборатория статистики высшего образования.

.Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: БЕК, 1996. - 358с. - ISBN - 7-6213-58-62.

.Закон Российской Федерации «Об образовании» / Собрание Законодательства Российской Федерации, 1996 г. от 13. 01. 1996 г. № 12 - ФЗ.

.Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2001. - 420с. - ISBN - 2-4135-65-7.

.Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики / В.П. Зинченко. - М.: Гардарики, 2002. - 400с. - ISBN - 1 - 3564-452-5.

.Коджаспирова Г.М. Педагогика / Г.М. Коджаспирова. - М.: Гардарики, 2004. - 420с. - ISBN.

.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 N 393.

.Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии / В.А.Крутецкий. - М.: Наука, 1982. - 620с. - ISBN - 5 - 3256-748-1.

.Педагогическая психология / Под ред. В.Г. Казанской. - СПб.: Питер, 2003. - 260с. - ISBN - 2-6541-85-4.

.Реан, А.А. Социальная педагогическая психология [Текст] / А.А. Реан. - СПб.: Питер, 1999. - 264с. - ISBN.

.Россия и страны мира / Статистический сборник - М., Госкомстат России. - 2002.

.Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология/Л.Д. Столяренко. - М.: Наука, 2004. - 440с. - ISBN - 6-6128-456.

.Фельдштейн, Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. - 2005. - №6. - С.78 - 84.

1. Система образования включает в себя:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

4) среднее общее образование.

5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

Комментарий к Ст. 10 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемые положения не являются новыми для отечественного образовательного законодательства, поскольку нормы о структуре системы образования содержали системообразующие акты образовательного законодательства: и закон о высшем образовании (ст. 4). Между тем в рассматриваемой статье соответствующие положения указанных нормативных актов несколько переработаны и синтезированы в нормативный материл с учетом разноуровневого характера образования.

1. В комментируемом законе предложен новый подход к определению системы образования, учитывающий изменения в системе образовательных отношений в целом. Он заключается в том, что:

во-первых, в систему образования включены все виды существующих совокупностей обязательных требований к образованию: федеральные государственные образовательные стандарты, федеральные государственные требования, а также образовательные стандарты и образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности.

В целях обеспечения качества образования законодателем предусматриваются: федеральные государственные образовательные стандарты для основных общеобразовательных и профессиональных программ, в том числе для дошкольного образования, чего ранее не предусматривалось. Однако это не означает необходимость проведения аттестации для обучающихся на данном уровне. Закон вводит запрет на проведение как промежуточной, так и итоговой аттестации обучающихся в дошкольных образовательных организациях;

федеральные государственные требования - для дополнительных предпрофессиональных программ;

образовательные стандарты - для образовательных программ высшего образования в случаях, предусмотренных комментируемым законом или указом Президента Российской Федерации. Определение образовательного стандарта приводится в п. 7) ст. 2 Закона N 273-ФЗ, однако более точное его толкование мы обнаруживаем в ст. 11 Закона (см. ).

Образовательные программы также включаются в систему образования, поскольку представляют собой комплекс основных характеристик образования и организационно-педагогических условий. Такое их выделение обусловлено тем, что в случае, если разработаны либо федеральные государственные образовательные стандарты, либо федеральные государственные требования, либо образовательные стандарты, образовательная программа составляется на их основе. В том случае, если указанные отсутствуют (по дополнительным общеразвивающим и с определенными особенностями, по дополнительным профессиональным программам*(14); программы профессионального обучения разрабатываются на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов), образовательные программы являются единственной совокупностью требований для получения такого рода образования.

Во-вторых, в систему образования включаются наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также педагогические работники, обучающиеся и их родители (законные представители) (до возраста совершеннолетия обучающегося), что делает их полноправными участниками образовательного процесса. Конечно, такая позиция должна подкрепляться конкретными правами и гарантиями для таких субъектов. С этой целью законодатель вводит главу 4, посвященную обучающимся и их родителям, и , посвященную педагогическим, руководящим и иным работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность ( и ).

В-третьих, в систему образования входят наряду с органами, осуществляющими управление в сфере образования на всех уровнях власти, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы. Признак подведомственности не выделяется, вместо него вводится признак создания органа органом, осуществляющим управление в сфере образования. Принципиальных различий такая замена не несет. Вместе с тем прежняя формулировка "учреждения и организации" могла не позволить отнести, например, общественные советы к системе образования.

В-четвертых, в систему образования включаются организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования. Указанное объясняется необходимостью понимания системы образования как единого неразрывного процесса движения знания от педагога (образовательной организации) до обучающегося. В этот процесс входят и расчетные центры обработки информации, и аттестационные комиссии и т.п. В этот круг не входят физические лица (эксперты, общественные наблюдатели и др.).

В-пятых, в систему образования помимо объединений юридических лиц, общественных объединений входят объединения работодателей и их объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования. Такая позиция обусловлена активизирующимся направлением интеграции образования, науки и производства; пониманием образования как процесса, завершающегося трудоустройством и ориентацией в связи с этим на запросы мира труда. Работодатели принимают участие в работе учебно-методических объединений (), привлекаются к проведению государственной итоговой аттестации по основным профессиональным образовательным программам, к проведению квалификационного экзамена (итог профессионального обучения) ( , ); работодатели, их объединения вправе проводить профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и составлять на этой основе рейтинги ().

Пункт 3 комментируемой статьи 10 Закона Об образовании в РФ вводит систему видов образования, подразделяя его на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение.

Профессиональное обучение, несмотря на, казалось бы, отсутствующий "эффект" образовательной деятельности - повышение образовательного ценза обучающегося, предполагает и необходимость освоения образовательной программы среднего общего образования, если она не освоена.

Данная система должна позволить реализовывать образовательные потребности человека в течение всей жизни, то есть не только возможность получить образование в любом возрасте, но и получить другую профессию (специальность). С этой целью вводятся разнообразные образовательные программы.

Изменяется система уровней образования, согласно которым в структуру общего образования в соответствии с Законом входит:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование;

В структуру профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - подготовка специалиста, магистратура;

4) высшее образование - подготовка научно-педагогических кадров.

Главным новшеством является то, что: 1) дошкольное образование включено в качестве первого уровня общего образования; 2) начальное профессиональное образование не выделяется как уровень; 3) высшее профессиональное образование поглощает собой подготовку научно-педагогических кадров (ранее осуществляемую в рамках послевузовского профессионального образования).

Изменение уровней образования вызвано предписаниями Болонской декларации, Международной стандартной классификации образования.

Возникает вопрос: какие последствия несет за собой изменение системы уровней образования?

Модернизация системы уровней образования влияет на систему образовательных программ и типов образовательных организаций.

Изменения образовательных программ повторяют соответствующие изменения уровней образования.

Пугающим с первого взгляда выглядит введение дошкольного образования в систему уровней образования. По правилу это предполагает наличие федеральных государственных образовательных стандартов с подтверждением результатов освоения дошкольной образовательной программы в виде итоговой аттестации. Однако в этой ситуации Закон предусматривает "большое" исключение из правила, являющееся оправданным, учитывая уровень психо-физического развития детей в столь раннем возрасте. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. То есть подтверждение выполнения требований федеральных государственных образовательных стандартов должно выражаться не в форме проверки знаний, умений, навыков воспитанников, а в форме отчетности работников дошкольной образовательной организации о проделанной работе, направленной на реализацию требований стандарта. Дошкольное образование теперь является первым уровнем образования, однако законодатель не вводит его в качестве обязательного.

Закон N 279-ФЗ теперь предусматривает в качестве отдельных уровней образования начальное общее образование, основное общее образование и среднее общее образование. В прежнем Законе N 3266-1 они являлись ступенями образования.

Поскольку уровень начального профессионального образования "выпадает", его замещают вводимые в среднее профессиональное образование две программы, представляющие собой удачное сочетание прививания навыков в области начального профессионального образования со знаниями и навыками, необходимыми для выполнения работ, требующих уровня среднего профессионального образования. В итоге основные программы среднего профессионального образования подразделяются на программы подготовки квалифицированных рабочих и программы подготовки специалистов среднего звена.

Изменение в системе высшего образования приводит к ее разделению на несколько подуровней:

1) бакалавриат;

2) подготовка специалиста, магистратура;

3) подготовка научно-педагогических кадров.

Сам термин "профессиональное" теперь не применяется к высшему образованию, последнее при этом все же входит в систему профессионального образования.

Ставшие для нас уже привычными бакалавриат, магистратура и специалитет сохраняют свое правовое значение, соседствуя теперь с подготовкой научно-педагогических кадров. Специалитет, как образовательная программа, предусматривается там, где нормативный срок освоения образовательной программы по конкретному направлению подготовки не может быть сокращен.

Следует отметить, что в системе уровней образования выделение подуровней продиктовано разными задачами. Если говорить о средней школе, то здесь получение начального образования рассматривается как неполное образование и родители обязаны обеспечить получение детьми начального, основного общего и среднего общего образования. Эти уровни являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

Выделение же подуровней в высшем образовании продиктовано необходимостью обозначения самостоятельности каждого из них и самодостаточности. Каждый из них является свидетельством получения высшего образования без "сослагательных наклонений". Судебная практика по этому поводу, основываясь на законе об образовании 1992 года, в противовес подходит к оценке бакалавриата, как первого уровня высшего образования, недостаточного для занятия должностей, требующих высокой профессиональной подготовки, например, судьи. Такой подход реализован во всей системе судов общей юрисдикции, в том числе Верховном Суде РФ*(15).

Отсюда понятие неполного высшего образования может относиться только к факту неполного нормативного срока освоения той или иной образовательной программы определенного уровня образования. Следовательно, когда образовательная программа по конкретному направлению подготовки освоена не полностью, невозможно говорить о прохождении конкретного уровня образования с выдачей документа об образовании, что подтверждает и судебная практика*(16).

Следует отметить, что в региональном законодательстве имеются примеры ранжирования в зависимости от "уровня" образования (специалист, магистр), например, коэффициентов оплаты труда. Такая практика признана несоответствующей законодательству, поскольку в этом случае не учитываются положения ч. 3 ст. 37 Конституции РФ , ст. и 132 Трудового кодекса РФ , запрещающих дискриминацию в сфере труда, в том числе дискриминацию при установлении и изменении условий оплаты труда.

Следуя той логике, что каждый из "видов" уровня высшего образования, будь-то бакалавриат, специалитет или магистратура, подтверждает завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований (ст. 2 Закона, "Основные понятия"), то никакие ограничения не могут быть установлены для одного из видов по сравнению с другим.

Однако это утверждение требует уточнения: определенные ограничения уже предусмотрены самим Законом. Из каких нормативных предписаний это вытекает? Ответ мы обнаруживаем в ст. 69 "Высшее образование", где сказано, что к освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование (виды приравниваются).

К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня. Тем самым подчеркивается более высокое положение магистратуры в иерархии высшего образования.

Однако далее мы видим, что подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре, ассистентуре-стажировке возможна лицами, имеющими образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). То есть в этом случае мы видим, что специалитет "на финише" соответствует по уровню своей подготовки магистратуре. А вот подготовка научно-педагогических кадров является уже следующим уровнем высшего образования.

Таким образом, система образования согласно закону об образовании представляет собой единую систему, начиная с дошкольного образования и оканчивая подготовкой научно-педагогических кадров, как необходимого уровня образования для занятия отдельными видами деятельности или отдельных должностей (например, ординатура).

Изменение уровней образования обусловило изменение типов образовательных организаций: расширение возможностей по созданию различных видов организаций, осуществляющих обучение. Помимо собственно образовательных активно задействованы в системе образования, согласно Закону, организации, имеющие в своей структуре образовательные подразделения.

Дополнительное образование является видом образования и включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Каждый из них предполагает реализацию отдельных образовательных программ.

К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Выделение различных видов образовательных программ, в том числе в рамках дополнительного образования, позволяет обеспечивать непрерывность образования в течение всей жизни. Предлагаемая система образовательных программ предоставляет возможность одновременного освоения нескольких образовательных программ, учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования, обучение по сокращенной программе обучения.

Система образования в РФ

Образование - одна из важнейших сфер социальной жизни, от функционирования которой зависит интеллектуальное, культурное, нравственное состояние общества. Конечный результат сводится к образованности индивида, т.е. его новому качеству, выраженному в совокупности приобретенных знаний, умений и навыков.

Система образования включает:

    дошкольные образовательные учреждения;

    общеобразовательные учреждения;

    образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшее учебное заведение);

    образовательные учреждения среднего специального образования (среднее специальное учебное заведение);

    негосударственные образовательные учреждения;

    дополнительное образование.

Учреждения образования представляют собой массовую и обширную систему. Их сеть воздействует на социально-экономическую ситуацию, как в стране, так и в регионах. В образовательных учреждениях осуществляется передача знаний, моральных устоев и обычаев общества.

Образование, как и всякая социальная подсистема, имеет свою структуру. Так, в структуре образования можно выделить образовательные учреждения (школы, колледжи, университеты), социальные группы (учителя, студенты, учащиеся), учебный процесс (процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков, ценностей).

Структура образования:

    Дошкольное (ясли, детский сад);

    Общее : - начальное (1-4 кл.)- основное (5-9 кл) – среднее(10-11кл);

    Профессиональное : - начальное(ПТУ, проф-лицей), -среднее(техникум, колледж), - высшее(бакалавриат, специалитет, магистратура)

    Послевузовское (аспирантура, докторнатура)

Кроме дошкольного, общего и профессионального образования иногда выделяют:

    дополнительное образование, которое проходит параллельно с основным, - кружки, секции, воскресные школы, курсы;

    самообразование - самостоятельная работа по приобретению знаний о мире, опыта, культурных ценностей. Самообразование - это свободный активный путь культурного самосовершенствования, позволяющий добиться наилучших успехов в образовательной деятельности.

По формам обучения при структурировании выделяются очная, заочная, экстернатная, по индивидуальному плану, дистанционная формы.

Фундаментальными основами государственной политики в области образования в Российской Федерации являются:

    Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.

    Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

    Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых законодательно образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном законами Российской Федерации.

    Общее образование является обязательным.

    Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

    • Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.

    Граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.

    • Вопросы изучения государственных языков республик в составе Российской Федерации регулируются законодательством этих республик.

    Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

    Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

    • В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

    Проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области образования обеспечивает Правительство Российской Федерации.

    Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования (текущая Программа принята на период 2006-2010 годов).

    В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах, осуществляющих управление в сфере образования, создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

    гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

    единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

    общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

    светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

    свобода и плюрализм в образовании;

    демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Особенности педагогической профессии

Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е.А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из рада других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности.Главное ее отличие от других профессий типа "человек-человек" заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Деятельность других представителей профессий типа "человек-человек" также требует взаимодействия с людьми, но здесь это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека. В профессии же педагога ведущая задача - понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение.

Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда. С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми: если у руководителя (а учитель таковым и является) не складываются должные отношения с теми людьми, которыми он руководит или которых он убеждает, значит, нет самого важного в его деятельности. С другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области (в зависимости от того, кем или чем он руководит). Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной.

Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

Гуманистическая функция педагогической профессии. За педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции - адаптивная и гуманистическая ("человекообразующая"). Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации, а гуманистическая - с развитием его личности, творческой индивидуальности.

Система образования существует для реализации права человека на образование. Укаждого человека есть потребность в образовании, информации, обучении. На удовлетворение этой потребности и направлена деятельность системы образования. Состав системы образования Российской Федерации определен в статье 8 Закона «Об образовании» (рис. 1).

Рис. 1. Структурные элементы системы образования России

Усиление роли знаний, информации, постепенное их превращение в основной капитал принципиально изменяют роль образовательных учреждений в структуре общественной жизни современного мира. В последние годы идеи и концепции информационного общества перешли из сферы социально-экономических, социально-философских и социологических исследований в сферу национальных и международных проектов становления информационного общества. В каждом из них центральное место занимает развитие сферы образования. От структуры системы образования, образовательных учреждений, их способности удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах принципиально зависят перспективы общественного развития в современном мире.

Закон РФ «Об образовании» понятием «система образования» объединяет следующие объекты: совокупность взаимодействующих образовательных программ и образовательных стандартов, сеть реализующих их учреждений и организаций, а также органов управления ими. Таким образом, система образования – это управляемая сеть, наполненная содержательной (образовательной) деятельностью, образовательным процессом, регламентируемым программами, носителями содержания образования, организацией, мотивацией кадров учителей и участников процесса, их взаимодействием; результат взаимодействия отдельных звеньев инфраструктуры и достижении целей образования.

Сеть образовательных учреждений – это совокупность разнообразных и взаимосвязанных форм, типов и видов образовательных учреждений, осуществляющих учебно-воспитательную деятельность на основе образовательных программ и стандартов для удовлетворения разнообразных потребностей людей и общества в целом в образовании. Сеть образовательных учреждений – важная характеристика системы образования. К основным ее свойствам относятся: состав образовательных учреждений, их функциональное назначение, способ взаимосвязи учреждений в единое целое.

Сеть образовательных учрежденийРоссийской Федерации масштабна и качественно разнообразна. В 2000/2004 учебном году в ней функционировали 140,4 тыс. образовательных учреждений, в которых работали более 5,7 млн человек и обучались 33 млн человек. Таким образом, в настоящее время в образовательных учреждениях работают и учатся почти 39 млн человек, что составляет более четверти всего населения России.

Отдельные направления образовательной деятельности в зависимости от возраста потребителей образовательных услуг и предоставляемого уровня образования являются составной частью структуры образовательных учреждений, образуя секторы, или подсистемы, образования по возрастной и уровневой вертикалям: например, сектор общего среднего образования, высшего образования, дошкольного воспитания, дополнительного образования, начального профессио­нального образования. В то же время непрерывное образование предполагает взаимодействие ряда секторов, существование системообразующего фактора, определяющего наличие единой структуры таких учреждений. Проблема формирования целостной структуры образовательных учреждений России обусловлена необходимостью сохранить основные параметры и преемственность в образовательном процессе – от детского сада до послевузовской переподготовки. Такое взаимодействие и преемственность – задача чрезвычайно сложная, и ее решение зависит от совместных усилий органов управления всех уровней.

До 90-х гг. ХХ в. структура образовательных учреждений развивалась в соответствии с целями и задачами планово-административной системы. Так, в школьном образовании отсутствовали социально-активные предметы гуманитарного цикла, иностранный язык давался весьма ограниченными «порциями», информатика преподавалась на крайне низком качественном уровне, иногда даже без использования техники, в то время как в школах развитых стран преподавалось три блока предметных областей: коммуникативный (родной язык, иностранные языки, информатика); естественно-научный (математика, физика, биология, химия и т.д.); социально-гуманитарный (экономика, право, политология, социология, история, социальная антропология). Третий предметный блок знаний практически отсутствовал в советской школе, лишь в последнее время он стал пошагово вводиться в российскую школу (обществознание, основы экономических знаний). В целом, по своему содержанию российское образование унаследовало от советского полную десоциолизированность, в нем не изучаются формы взаимодействия человека (индивид, группа индивидов, отдельные сообщества, страты, общество в целом, мировое сообщество).

Образовательное учреждение осуществляет образовательный процесс, т.е. работает по одной или нескольким образовательным программам, обеспечивает содержание и воспитание обучаю­щихся, воспитанников.

Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных и религи­озных объединений). Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью peaлизуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.

Гражданский кодекс Российской Федерации относит образовательные учреждения к некоммерческим организациям, поэтому в их наименованиях должно быть указание о характере образовательной деятельности.

В зависимости от реализуемой образовательной программы создаются следующие типы образовательных учреждений:

дошкольные;

общеобразовательные, включающие в себя три ступени: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования;

дополнительного образования взрослых;

дополнительного образования детей;

специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Видовые наименования учреждений определяются в соответствии с уровнями реализуемых образовательных программ и направлениями деятельности. Так, дошкольное образовательное учреждение тип образовательного учреждения, работающего по образовательным программам дошкольного образования различной направленности. В нем обеспечиваются воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В соответствии с этим дошкольные образовательные учреждения делятся на следующие виды: детский сад; детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифици­рованной коррекции отклонений в физическом и психологическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании); центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Общеобразовательные учреждения учреждения, осуществляющие образовательный процесс, т.е. реализующие одну или несколько образовательных программ и обеспечивающие содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Создаются следующие виды учреждений: начальная общеобразовательная школа; основная общеобразовательная школа; средняя общеобра­зовательная школа; средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (может быть указан конкретный предмет: иностранный язык, химия, профиль физико-математический или гуманитарный); лицей; гимназия; вечерняя (сменная) общеобразовательная школа; центр образования; открытая (сменная) общеобразовательная школа; кадетская школа.

Общеобразовательные школы-интернаты учреждения, созданные для оказания помощи семье в воспитании детей, формировании у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего развития творческих способностей детей. В такие учреждения преимущественно принимаются дети, нуждающиеся в государственной поддержке, в том числе дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети одиноких матерей, находящиеся под опекой. К этому типу учреждений относятся: школа-интернат начального образования; школа-интернат среднего (полного) общего образования; школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов; гимназия-интернат; лицей-интернат; санаторно-лесная школа; санаторная школа-интернат.

Основные задачи образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,это создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию воспитанников; обеспечение их медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации; охрана прав и интересов воспитанников. Исходя из индивидуальных особенностей детей (возраста, диагноза заболевания), в системе образования могут функционировать следующие виды учреждений: детский дом (для детей раннего, дошкольного, школьного возрастов, смешанный); детский дом-школа; школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; санаторный детский дом; специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии; специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии. В учреждениях такого типа содержание и обучение воспитанников осуществляются на основе полного государственного обеспечения.

В номенклатуру образовательных учреждений России включен и такой тип учреждений, как специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением. Виды таких учреждений также зависят от возраста и состояния здоровья воспитанников: специальная общеобразовательная школа; специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей и подростков с отклонениями в развитии; специальное профессионально-техническое училище; специальное (коррекционное) профессио­нально-техническое училище для детей и подростков с отклонениями в развитии.

Подготовку квалифицированных специалистов со средним профессиональным образованием ведут образовательные учреждения среднего профессионального образования(средние специальные учебные заведения). К ним относятся: техникумы (училища, школы); колледжи; техникумы-предприятия. Отличительная особенность колледжа в том, что в нем обеспечивается повышенный (по сравнению с техникумом) уровень квалификации обучающихся. В техникуме-предприятии ведется образовательная и профессиональная подготовка учащихся.

Третья ступень профессионализации – высшее профессиональное образование – обеспечивает подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня и удовлетворяет потребности личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего и среднего профессионального образования, которые осуществляются путем обучения в высших учебных заведениях.

Учреждения высшего профессионального образования обеспечивают потребности личности в приобретении высшего образования и квалификации в избранной области профессиональной деятельности. Этот тип учреждений подразделяется на: университет – высшее учебное заведение, деятельность которого направлена на развитие образования, науки и культуры путем проведения фундаментальных научных исследований и обучения на всех уровнях высшего, послевузовского и дополнительного образования по широкому спектру естественно-научных, гуманитарных и других направлений науки, техники и культуры; академию; институт. Академия , в отличие от университета, осуществляет подготовку специалистов высшей квалификации и переподготовку руководящих специалистов определенной отрасли (преимущественно одной из областей науки, техники, культуры). Институтом называется самостоятельное высшее учебное заведение или структурное подразделение университета (академии), работающее по профессиональным образовательным программам по ряду направлений науки, техники и культуры. При этом изменяется структура обучения, делаются попытки отойти от традиционного 5-летнего курса обучения, поделив его на две ступени – бакалавриат и магистратуру.

Основная форма подготовки научных и научно-педагогических кадров – аспирантура на базе высшего профессионального образования. Лицам, получившим высшее образование, предоставля­ется возможность получить послевузовское профессиональное образование для повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации и получения ученой степени. Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре, создаваемых при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях.

Образование взрослых стало важным направлением работы образовательных учреждений и явно будет перерастать в самостоятельную сферу услуг, имеющую свои организационные, теоретические, научно-методические особенности. В большинстве развитых стран образование взрослых функционирует как особая и достаточно самостоятельная структура. В последние годы важную роль в обучении взрослых за рубежом играют учреждения дистанционного образования. В России же пока образованием и переподготовкой взрослого населения занимаются разнообразные образовательные учреждения: вечерние школы, ПТУ, курсы профессионально-технической подготовки, заочные и вечерние средние специальные учебные заведения; заочные, вечерние и дневные вузы; факультеты и курсы повышения квалификации.

Учреждения дополнительного образования взрослых включают в себя прежде всего учреждения дополнительного профессионального образования – повышения квалификации. Функциональное назначение этого типа учреждений – повышение уровня профессиональных знаний специалистов, совершенствование их деловых качеств и подготовка к выполнению новых трудовых функций. Исходя из реализуемых образовательных программ (повышение квалификации, стажировка, профессиональная переподготовка), создаются различные виды учреждений: академии; отраслевые, межотраслевые и региональные институты повышения квалификации, институты усовершенствования; курсы (школы, центры) повышения квалификации; учебные центры службы занятости.

Основное предназначение учреждений дополнительного образования детей – развитие мотивации личности, преимущественно в возрасте от 6 до 18 лет, к познанию и творчеству, организация содержательного досуга детей. Перечень видов учреждений, относящихся к этому типу, настолько велик, что классифицировать их следует по укрупненным группам: дворцы, дома и центры детского и юношеского творчества; станции юных техников, туристов, натуралистов; центры дополнительного образования детей традиционной культуры, народных ремесел; школы по различным видам искусств; спортивные школы, в том числе олимпийского резерва; клубы юных моряков, пограничников, парашютистов и т.д. В 2003/2004 учебном году в России функционировало 8,7 тыс. учреждений дополнительного образования детей, в которых обучалось 9 млн детей и работало 203,6 тыс. взрослых.

Кроме образовательных учреждений в систему образования включается также широкая сеть учреждений, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс, так называемые прочие учреждения. Прежде всего это научно-методические центры, медико-психолого-педагогические службы, фильмотеки и видеотеки, централизованные бухгалтерии, службы технического надзора за ходом капитального ремонта и строительства объектов образования, службы по хозяйственному содержанию зданий.



Последние материалы раздела:

Дан импульс творческим порывам
Дан импульс творческим порывам

Министе́рство оборо́ны Росси́йской Федера́ции - федеральный орган исполнительной власти (федеральное министерство), проводящий военную политику и...

Рад кавалергард что едет на парад полностью
Рад кавалергард что едет на парад полностью

ВСЕ СКОРОГОВОРКИ Скороговорки для тренировки произношения шипящих. В четверг четвёртого числа в четыре с четвертью часа че-тыре чёрненьких,...

Сочинение на тему «Зачем нам нужен речевой этикет?
Сочинение на тему «Зачем нам нужен речевой этикет?

Начнем с определения понятия, речевой этикет - это установленное правило общения в определенной социальной сфере, подразумевающее вежливость, в...