Субъективное мнение относительно псевдообъективных обстоятельств. Дронов И.Е

Князь Влади́мир Петро́вич Меще́рский (14 (26) января 1839, Санкт-Петербург - 10 (23) июля 1914, Царское Село) - русский писатель и публицист крайне правых взглядов, издатель-редактор журнала (с 1 октября 1887 года - газеты) «Гражданин», камергер Александра II.

Биография

Представитель княжеского рода Мещерских. Сын дочери Н. М. Карамзина , за что получал специальную прибавку к жалованью: Карамзин был государственным историографом, и двор платил его семье пенсию. Родители Мещерского, Пётр Иванович и Екатерина Николаевна, принадлежали к ближайшему окружению Пушкина, его бабушкой была София Сергеевна Мещерская, переводившая с французского.

Мещерский получил наибольшую известность как влиятельный консервативный публицист и консультант правительства (сперва Александра III, затем, после кратковременной опалы, - Николая II), прославившийся своим предложением «поставить точку» реформам Александра II.

Газета «Гражданин», которую он издавал, пользовалась субсидиями правительства. Генерал А. А. Мосолов, бывший начальником канцелярии Министерства Императорского Двора (1900-1916), свидетельствовал в своих воспоминаниях, что Мещерский получал ежегодную субсидию из десятимиллионного фонда; также писал о нём: «За время своей службы при дворе, я не помню ни одного случая, когда бы Мещерский не добился от государя испрашиваемой им для кого-нибудь милости. Он писал непосредственно его величеству, и у меня перебывало в руках немало писем, писанных убийственным почерком князя с неизменною резолюциею императора: „Исполнить“.» Некоторое время с ним сотрудничал писатель Ф. М. Достоевский , бывший ранее, с 1 января 1873 года редактором-издателем еженедельника. С 1873 года - действительный статский советник.

Репутация Мещерского, одиозная среди либералов и левых, была не лучшей и в кругах консерваторов, многие из которых стремились отмежеваться от него. Это было связано не только с деятельностью Мещерского как «серого кардинала» правительства, но и со скандальными историями, которые возникали в связи с гомосексуальной ориентацией князя.

Неприличная история произошла между Мещерским и графом Келлером вокруг молодого трубача из подчиненного графу лейб-стрелкового батальона столичного гарнизона. Князь добился отставки военачальника, препятствовавшего ему видеться с любовником. Но позднее проведенное расследование подтвердило правоту графа Келлера, а слухи о деле быстро распространились по Петербургу.

Эпизод из эпохи Александра III">Берсеньев В. В.,Марков А. Р. ПОЛИЦИЯ И ГЕИ: Эпизод из эпохи Александра III .

Владимир Сергеевич Соловьёв именовал его «Содома князь и гражданин Гоморры», прозрачные намёки на это появлялись во французских и русских газетах. Любовником князя (по другим данным - незаконным братом) был правительственный агент и авантюрист Иван Манасевич-Мануйлов, затем в связи с Мещерским находился покровительствуемый им журналист Иосиф Колышко.

Из полицейского донесения:

Мещерский Князь Владимир Петрович

55-ти лет, Камергер; редактор газеты «Гражданин».

Употребляет молодых людей, актеров и юнкеров и за это им протежирует. В числе его любовников называют Аполлонского и Корвин-Круковского. Юнкеров и молодых людей ему сводничают К.Ив. Чехович и Депари. Для определения достойна задниц его жертв, у него заведен биллиард.

Историки так его характеризуют:

Еще более одиозной была репутация другого трубадура реакции 80-90-х годов - князя Владимира Петровича Мещерского. Сей господин, прославлявший национальную потребность в розгах («как нужна соль русскому человеку, так ему нужны розги»), «презренный представитель заднего крыльца», «негодяй, наглец, человек без совести», к тому же еще «трижды обличенный в мужеложстве», был личным другом Александра III. Его журнал «Гражданин» субсидировался царем и считался поэтому в осведомленных кругах «царским органом», «настольной книгой царей». И. С. Тургенев писал о нем в 1872 году, то есть еще тогда, когда «Гражданин» не был столь реакционен, как в 80-е годы: «Это, без сомнения, самый зловонный журналец из всех ныне на Руси выходящих».

С. Ю. Витте в своих воспоминаниях указывает: «Наиболее любимый молодой человек Мещерского - Бурдуков, отставной корнет, не имеющий никакого образования и воспитания, состоит камергером двора его величества, чиновником особых поручений при министре внутренних дел, получает усиленное содержание. И даже, кажется, на случай смерти Мещерского, когда он, Бурдуков, останется без протекции, ему заранее определена пенсия, сравнительно в большом размере, если только Бурдуков покинет службу». Николай Фёдорович Бурдуков (в 1910-е годы действительный статский советник, служивший в железнодорожном ведомстве) проживал в доме Мещерского по Спасской улице, 27. После кончины Мещерского Н. Ф. Бурдуков по завещанию стал его наследником и получил в собственность оба дома, которыми владел князь - на Спасской и в Гродненском переулке, дом 6.

Творчество

Успехом пользовались по преимуществу его сатирические романы из великосветской жизни, изданные иногда под инициалами «К.В.М.»: «Женщины из петербургского большого света», «Один из наших Бисмарков», «Лорд Апостол в петербургском большом свете», «Хочу быть русской», «Тайны современного Петербурга», «Ужасная женщина», «Реалисты большого света», «Князь Нони», «Граф Обезьянинов», «Ужасная ночь» и др. Князь Мещерский, его журнал и сочинения неоднократно иронически упоминаются в ранних юморесках А.П. Чехова .

Мещерскому принадлежат также: «Очерки нынешней общественной жизни в России» (СПб., 1868), «В улику времени» (1879) и др. При жизни были изданы его «Воспоминания» в 3-х частях (Санкт-Петербург, 1897-1912), описывающие некоторые события политической и светской жизни 1880-1890-х гг.

Награды

  • Звание Камер-юнкера (1861);
  • Орден Святой Анны 3-й степени (1864);
  • Звание Камергера (1872);
  • Орден Святого Владимира 3-й степени (1902);
  • Медаль «В память царствования императора Александра III»
  • Медаль «В память 300-летия царствования дома Романовых»

МЕЩЕРСКИЙ ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ - князь, российский пуб-ли-цист, пи-са-тель, действительный статский советник (1873 год), ка-мер-гер (1872 год).

Из ро-да Ме-щер-ских. Внук Н.М. Ка-рам-зи-на. Окон-чил Училище пра-во-ве-де-ния (1857 год). В 1857-1858 годах слу-жил в Се-на-те. Стряп-чий по-ли-цей-ских дел в Ро-ж-де-ст-вен-ской час-ти Санкт-Пе-тер-бур-га (1859 год). Су-дья по гражданским де-лам Санкт-Пе-тербургского уезд-но-го су-да (1859-1861 годы). Чи-нов-ник осо-бых по-ру-че-ний при ми-ни-ст-ре внутренних дел (1861-1876 годы). В конце 1876 года при-чис-лен к Министерству народного про-све-ще-ния без мес-та и со-дер-жа-ния (чис-лил-ся до смер-ти). Из-да-тель (1872-1877, 1882-1914 годы) и ре-дак-тор (1882-1894, 1895-1906, 1913 годы) кон-сер-ва-тив-но-го жур-на-ла-га-зе-ты «Гра-ж-да-нин», из-да-тель и ре-дак-тор газеты «Русь» (1894-1896 годы), жур-на-лов «Вос-кре-се-ние» (1887-1894 годы), «Дру-же-ские ре-чи» (1903-1905 годы) и других из-да-ний. Глас-ный Санкт-Пе-тербургской городской ду-мы (1904 год).

В 1862-1872 годах вхо-дил в бли-жай-ший круг мо-ло-дых чле-нов императорской фа-ми-лии, осо-бен-ная друж-ба свя-зы-ва-ла его с гер-цо-гом Н.М. Лейх-тен-берг-ским (из ро-да Лейх-тен-берг-ских), на-след-ни-ком пре-сто-ла великим князем Ни-ко-ла-ем Алек-сан-д-ро-ви-чем, а так-же с великим князем Алек-сан-дром Алек-сан-д-ро-ви-чем (с 1865 года, по-сле смер-ти бра-та, на-след-ник пре-сто-ла, бу-ду-щий император Алек-сандр III), на фор-ми-ро-ва-ние по-ли-тических взгля-дов ко-то-ро-го Мещерский ока-зал зна-чительное вли-я-ние. В этот пе-ри-од Мещерский был сто-рон-ни-ком ре-форм, про-во-ди-мых императором Алек-сан-дром II. В 1870-е годы за-нял бо-лее кон-сер-ва-тив-ные по-зи-ции. Стал счи-тать, что ре-фор-мы долж-ны но-сить по-сте-пен-ный ха-рак-тер, со-от-вет-ст-вую-щий уров-ню раз-ви-тия стра-ны, что «к ре-фор-мам ос-нов-ным на-до по-ста-вить точ-ку, ибо нуж-на пау-за, пау-за для то-го, что-бы дать жиз-ни сло-жить-ся» (при-нёс-шая Мещерскому ре-пу-та-цию ре-ак-цио-не-ра ста-тья «Впе-рёд или на-зад», опубликована в журнале «Гра-ж-да-нин», 1872 год, № 2). В середине 1870-х годов оце-ни-вал ре-фор-мы Алек-сан-д-ра II уже как не-удач-ные, а при-чи-ной это-го счи-тал не-го-тов-ность и не-же-ла-ние пред-ста-ви-те-лей об-ра-зо-ван-но-го об-ще-ст-ва за-ни-мать-ся де-лом. Мещерский об-ли-чал не-со-стоя-тель-ность земств, под-ме-няв-ших, по его мне-нию, прак-тическую хо-зяйственную дея-тель-ность «ли-бе-раль-ной го-во-риль-ней»; ука-зы-вал на тен-ден-ци-оз-ность но-вых су-дов, снис-хо-ди-тель-но от-но-сив-ших-ся к пре-ступ-ни-кам из низ-ших со-сло-вий и, на-обо-рот, го-то-вых при-знать ви-нов-ность че-ло-ве-ка из-за его вы-со-ко-го со-ци-аль-но-го ста-ту-са. След-ст-ви-ем ре-форм счи-тал об-щее па-де-ние нрав-ст-вен-но-сти в об-ще-ст-ве. Идеа-лом государственного уст-рой-ст-ва для Мещерского яв-ля-лась силь-ная са-мо-дер-жав-ная власть, опи-раю-щая-ся на ши-ро-кие об-щественные кру-ги, с чем бы-ли свя-за-ны его кри-ти-ка пра-ви-тель-ст-ва за не-до-ве-рие к об-ще-ст-ву, при-зы-вы к со-кра-ще-нию пол-но-мо-чий ми-ни-стерств за счёт уси-ле-ния вла-сти гу-бер-на-то-ров, от-стаи-ва-ние эле-мен-тар-ных гражданских сво-бод (сло-ва, со-вес-ти). Мещерский ве-рил в са-краль-ность цар-ской вла-сти, был сто-рон-ни-ком со-хра-не-ния со-слов-ной сис-те-мы как ос-но-вы са-мо-дер-жа-вия и па-тер-на-ли-ст-ской опе-ки над кре-сть-я-на-ми со сто-ро-ны дво-рян-ст-ва. Национальные во-про-сы рас-смат-ри-вал с точ-ки зре-ния государственных ин-те-ре-сов, их ре-ше-ние ви-дел в рас-про-стра-не-нии на ок-раи-ны Российской им-пе-рии об-ще-рос-сий-ско-го за-ко-но-да-тель-ст-ва.

Со вре-ме-нем Мещерский стал од-ним из главных идео-ло-гов «контр-ре-форм» 1880-1890-х годов. Одоб-рял осу-ще-ст-в-лён-ную императором Алек-сан-дром III кор-рек-ти-ров-ку ре-форм 1860-1870-х годов, по-ста-вив-шую са-мо-дея-тель-ность об-ще-ст-ва под кон-троль пра-ви-тель-ст-ва, уви-дел в этом ко-нец эпо-хи «все-об-ще-го ша-та-ния» и воз-вра-ще-ние твёр-дой, знаю-щей свои же-ла-ния вла-сти, то есть воз-ро-ж-де-ние ис-кон-но рус-ско-го, с его точ-ки зре-ния, прин-ци-па - «что-бы од-на власть управ-ля-ла, и ни-кто боль-ше, а мы бы-ли управ-ляе-мы». Мещерский ак-тив-но бо-рол-ся с лю-бым про-яв-ле-ни-ем ли-бе-ра-лиз-ма, в том числе и в пра-ви-тельственных сфе-рах (вы-сту-пал про-тив ми-ни-ст-ров народного про-све-ще-ния, фи-нан-сов и юс-ти-ции - А.П. Ни-ко-лаи, Н.Х. Бун-ге, Д.Н. На-бо-ко-ва).

С 1872 года литературный и по-ли-тический са-лон Мещерского по-се-ща-ли вид-ные чи-нов-ни-ки центральных ве-домств и ме-ст-ных уч-ре-ж-де-ний, ли-те-ра-то-ры и об-щественные дея-те-ли. В 1880-1910-е годы Мещерский имел оп-ре-де-лён-ный вес в пра-ви-тельственных кру-гах. По-сле всту-п-ле-ния на пре-стол императора Ни-ко-лая II под-верг-ся опа-ле, од-на-ко вско-ре су-мел вос-ста-но-вить своё влия-ние при дво-ре. В пись-мах к императору Алек-са-нд-ру III и императору Ни-ко-лаю II, и в пе-ре-пис-ке с ря-дом вид-ных са-нов-ни-ков (К.П. По-бе-до-нос-це-вым, Т.И. Фи-лип-по-вым, Д.С. Си-пя-ги-ным, В.К. Пле-ве, С.Ю. Вит-те) Мещерский пред-ла-гал свои ва-ри-ан-ты ре-ше-ния важ-ных внут-ри- и внеш-не-по-ли-тических про-блем, пы-тал-ся вли-ять на кад-ро-вую по-ли-ти-ку (в ча-ст-но-сти, со-дей-ст-во-вал на-зна-че-нию И.А. Выш-не-град-ско-го на пост министра фи-нан-сов). Вы-сту-пал про-тив со-юз-нических от-но-ше-ний с западно-ев-ропейскими стра-на-ми, ни-когда, по мне-нию Мещерского, не слу-жив-ших к поль-зе Рос-сии. Един-ст-вен-ной стра-ной, чьи ин-те-ре-сы не вхо-ди-ли в про-ти-во-ре-чие с рос-сий-ски-ми, он по-ла-гал Гер-ма-нию. На ру-бе-же XIX-XX веков Мещерский по-счи-тал власть дос-та-точ-но силь-ной, что-бы про-вес-ти на-зрев-шие ре-фор-мы ме-ст-но-го управ-ле-ния - рас-ши-рить уча-стие в управ-ле-нии «об-ще-ст-вен-ных сил», но не че-рез зем-ст-ва, а че-рез дей-ст-вую-щие при под-держ-ке гу-бер-на-то-ров ме-ст-ные вы-бор-ные ко-мис-сии. Мещерский уча-ст-во-вал в со-став-ле-нии про-ек-та Ма-ни-фе-ста Ни-ко-лая II от 26.02(11.03).1903 года, ко-то-рый воз-вес-тил о про-грам-ме ре-форм - зем-ско-го са-мо-управ-ле-ния, цен-зу-ры и других. Ли-бе-раль-ные и ре-во-люционные на-строе-ния об-ще-ст-ва Мещерский по-ла-гал на-нос-ны-ми, не уко-ре-нён-ны-ми в русской жиз-ни. Подъ-ём ли-бераль-но-го дви-же-ния в 1904-1905 годах ка-зал-ся ему ох-ва-тив-шим об-ще-ст-во бе-зу-ми-ем. В 1905 году в со-ста-ве Осо-бо-го со-ве-ща-ния под пред-се-да-тель-ст-вом Д.Ф. Ко-бе-ко Мещерский уча-ст-во-вал в раз-ра-бот-ке Временных пра-вил о по-вре-мен-ных из-да-ни-ях (смотрите в статье Вре-мен-ные пра-ви-ла о пе-ча-ти 1905-1906 годов).

Ав-тор по-пу-ляр-ных са-ти-рических по-вес-тей и ро-ма-нов из жиз-ни выс-ше-го све-та, в ху-дожественной фор-ме вы-ра-жав-ших его по-ли-тические взгля-ды: «Жен-щи-ны пе-тер-бург-ско-го боль-шо-го све-та» (тома 1-3, 1874 год), «Один из на-ших Бис-мар-ков» (тома 1-2, 1874 год), «Лорд-апо-стол в боль-шом пе-тер-бург-ском све-те» (тома 1-4, 1876 год), «Тай-ны со-вре-мен-но-го Пе-тер-бур-га» (тома 1-4, 1876-1877 годы), «Муж-чи-ны пе-тер-бург-ско-го боль-шо-го све-та» (тома 1-4, 1897 годы), «Ми-лый че-ло-век» (тома 1-2, 1901 годы) и другие. Ав-тор ме-муа-ров («Мои вос-по-ми-на-ния», тома 1-3, 1897-1912 годы; пе-ре-изданы под названием «Вос-по-ми-на-ния», 2001 год).

Ис-точники:

Франк В.С. Из не-из-дан-ной пе-репис-ки имп. Алек-сан-д-ра III и Ни-ко-лая II с кн. В.П. Ме-щер-ским // Со-вре-мен-ные за-пис-ки. 1940. Т. 70;

Vinogradoff I. Some Russian Imperial letters to Prince V.P. Meshchersky // Oxford Slavonic Papers. Oxf., 1962. Vol. 10;

idem. Further Russian Imperial correspondence with Prince V.P. Meshchersky // Ibid. Oxf., 1964. Vol. 11.

Сочинения:

Очер-ки ны-неш-ней об-ще-ст-вен-ной жиз-ни в Рос-сии. СПб., 1868-1870. Вып. 1-2;

Ре-чи кон-сер-ва-то-ра. СПб., 1876. Вып. 1-2;

Прав-да о Сер-бии. СПб., 1877;

В ули-ку вре-ме-ни. СПб., 1879;

О со-вре-мен-ной Рос-сии. СПб., 1880;

Что нам нуж-но. СПб., 1880;

Гра-ж-да-нин кон-сер-ва-тор / Вступ. ст., сост., ком-мент. И.Е. Дро-но-ва. М., 2005.

Дополнительная литература:

Ку-ту-зов П.А. Ос-но-вы пат-рио-ти-че-ских убе-ж-де-ний кня-зя В. П. Ме-щер-ско-го (К юби-лею 30-лет-не-го из-да-ния «Гра-ж-да-ни-на»). М., 1902;

Сло-ним-ский Л.З. О ве-ли-кой лжи на-ше-го вре-ме-ни: К. П. По-бе-до-нос-цев и князь В.П. Ме-щер-ский. СПб., 1908;

Да-лин В.М. По-след-ние Ро-ма-но-вы и князь Ме-щер-ский // Во-про-сы ис-то-рии внеш-ней по-ли-ти-ки СССР и ме-ж-ду-на-род-ных от-но-ше-ний. М., 1976;

Анань-ич Б.В. О тек-сте ма-ни-фе-ста 26 фев-ра-ля 1903 г. (Из ар-хи-ва В.П. Ме-щер-ско-го) // Вспо-мо-га-тель-ные ис-то-ри-че-ские дис-ци-п-ли-ны. Л., 1983. Т. 15;

Со-ловь-ев Ю.Б. Князь В.П. Ме-щер-ский и его роль во внут-рен-ней по-ли-ти-ке в пред-воен-ные го-ды // Про-бле-мы со-ци-аль-но-по-ли-ти-че-ской ис-то-рии Рос-сии. СПб., 1991;

Дро-нов И.Е. Кру-жок кня-зя В.П. Ме-щер-ско-го, 1865-1914 // Вест-ник МГУ. Сер. 8. Ис-то-рия. 2001. № 3.

Князь Александр Васильевич Мещерский принадлежал к древнему российскому аристократическому роду. Он являлся последним имевшим потомство кровным представителем этого семейства по мужской линии в дореволюционной России.

Сведения о других отпрысках этого княжеского рода – туманны, скудны либо сомнительны. О судьбе тех, кто остался после Октябрьской революции на территории России, практически ничего не известно.

Частично восполнить этот пробел российской истории относительно рода Мещерских поможет уникальная рукопись (датирована 1980 г.), обнаруженная в Белоруссии в одном из семейных архивов. Рукопись — мемуары москвича Петра Федоровича Борисова, бывшего военнослужащего Советской Армии.

Фрагмент мемуаров П.Ф.Борисова

Родная сестра П.Борисова — Александра Федоровна Борисова, была когда-то служанкой, и, как ранее, без грязных намеков, принято было говорить — «интимной подругой» последней представительницы князей Мещерских на территории бывшего СССР, какой была .

Князь Александр Васильевич Мещерский женится

Одной из шокирующих новостей в аристократических салонах Петербурга и Москвы около 100 лет назад было, прямо скажем, неординарное событие: 73-летний князь Александр Васильевич Мещерский женится!

Князь и княгиня Мещерские

Всё бы ничего, да вот только жених, овдовевший в 1895 году, оказался старше своей невесты на целых 48 лет! Невестой, которой еще не исполнилось и двадцати пяти, была воспитанница князя Екатерина Прокофьевна, дочь его друга и личного врача Прокофия Семеновича Подборского.

Родные и близкие князя Александра Васильевича Мещерского крайне негативно отнеслись к его поступку, и пытались объявить князя сумасшедшим.

Масла в огонь подлило то обстоятельство, что молодая невеста была на сносях. Однако слух о том, что ребенок, мол, «не голубых кровей», опровергло рождение сына Вячеслава. Он столь разительно был похож на князя Александра Васильевича, что сомнения относительно отцовства развеялись.

Тем не менее, общение А.Мещерского со многими из знакомых прервалось. «Доброжелатели» не преминули доложить о скандале императору Николаю II: мол, князь Александр Васильевич Мещерский женился на старости лет на какой-то аферистке. Но искушенный в придворных интригах князь, испросив аудиенции царя, явился к нему со своей женой. Молодожены настолько очаровали Николая II, что он не только не имел впоследствии ничего против этого брака, но и одарил княжескую чету подарками.

После царского одобрения к князю Александру Васильевичу Мещерскому с поздравлениями хлынули его давние знакомые, восклицая, что, мол, есть еще порох в пороховницах!

Но счастливая жизнь семейной четы Мещерских оказалась недолгой. В 1903 году здоровье престарелого князя резко ухудшилось. К этому времени княгиня Екатерина Прокофьевна Мещерская вновь была беременна. Князь Александр Васильевич Мещерский наказал своей супруге: «Родится дочь — назови ее своим именем».

В 1904, после смерти Александра Васильевича Мещерского, родилась его дочь, которую назвали Екатериной.

Китти Мещерская

Китти – такое имя, в соответствии с духом времени, когда в России бытовало англоманство, получила маленькая княжна Екатерина Александровна Мещерская .

Пока подрастали дочь и сын (который был отдан на воспитание в Пажеский корпус), княжеской вдове Екатерине Прокофьевне Мещерской не раз поступали выгодные предложения о повторном замужестве. Все они были отвергнуты. В разговорах с Александрой Федоровной Борисовой княгиня заявляла: прожитые семь лет с князем были для нее как прекрасный сон.

Напряженность во внешнеполитической обстановка, в конце концов, разрешилась первой мировой войной, а впоследствии — февральской революцией.

Помимо особняка в Москве, княжескому роду Мещерских принадлежало Петровское имение возле станции Алабино, что в 40 верстах от Москвы. Это был настоящий дворец. Помимо прочего, в подвалах имения хранились сотни метров ковров, которые расстилались от станции до имения по случаю приезда именитых гостей. В начале февральской революции они были отданы крестьянам, поставлявшим продовольствие.

… Княжне Китти шел тринадцатый год. Летом 1916 года в Петровском произошел случай, впоследствии заметно повлиявший на судьбу Мещерских. Однажды утром княгиня Екатерина Прокофьевна Мещерская узнала от управляющего, что в их конюшнях прячутся трое беглых арестантов. Поняв, что беглецы – не уголовники, а «политические», княгиня не стала вызывать урядника, а приказала привести арестантов к себе. После беседы с ними она снабдила «политических» деньгами и провизией, после чего их отпустили.

Грянула Октябрьская революция. Возмужавший князь Вячеслав Александрович Мещерский воевал в белой армии, затем иммигрировал за границу. О его судьбе практически ничего не известно. А княгиня Екатерина Прокофьевна Мещерская по обвинению в антисоветской переписке с Западом (с сыном Вячеславом) оказалась в Бутырской тюрьме. Большевики также ставили в вину бывшей княгине продажу за границу художественных ценностей, ранее принадлежавших роду князей Мещерских.

Китти часто навещала мать в тюрьме. Особенно интересовала следователей судьба картины Ботичелли «Мадонна». Однажды она вместе с княгиней попала на допрос к начальнику Бутырской тюрьмы. И тот узнал в малолетней княжне ту самую 12-летнюю девочку, что стояла рядом с княгиней Екатериной Прокофьевной в тот памятный для него день, когда летом 1916 года он с двумя товарищами бежал из тюремного вагона на станции Алабино…

Княгиня Екатерина Прокофьевна Мещерская была освобождена из-под стражи. Нашлась и «Мадонна» Ботичелли. Она была спрятана в доме Мещерских, зашитая в портьеру.

Княжна Екатерина Александровна Мещерская в СССР

Княжна Екатерина Александровна Мещерская всю жизнь прожила в СССР. Ей удалось уцелеть во времена сталинских репрессий. Этим она обязана дружбе с бывшим кавалергардом, графом, а при СССР – дипломатом, генерал-лейтенантом Алексеем Алексеевичем Игнатьевым, и его другом по Пажескому корпусу Сергеем Владимировичем Симанским, позже известным как Патриарх Всея Руси Алексий I.

Бывший кавалергард граф А.А.Игнатьев

Согласно рукописи Петра Борисова, в советское время бывшая княжна Екатерина Мещерская занималась воспитанием детей-сирот. Благодаря помощи тенора Ивана Козловского, композитора Тихона Хренникова и других друзей, в сентябре 1980 года Екатерине Александровне стали выплачивать персональную пенсию в размере 70 рублей. Также ей назначили льготы по квартплате и по оплате коммунальных услуг с 50% скидкой…

Последние годы жизни княжны Е.А.Мещерской в СССР

Много чего пережила бывшая княжна Екатерина Александровна Мещерская, последняя представительница древнего русского рода. По иронии судьбы, во времена СССР она проживала по тому же адресу, что и ее предки: ул. Поварская,22 (при Советском Союзе – улица Воровского). Но уже не в княжеских апартаментах, а в здании бывшей прачечной.

Автор мемуаров о судьбе княжеской четы Мещерских

О Петре Федоровиче Борисове, человеке, благодаря которому эти воспоминания сохранились, мало что известно. Участник Великой Отечественной войны, войну начал рядовым минометной роты 3-го батальона 60-й отдельной стрелковой бригады. В 1942 году воевал на Северо-Кавказском фронте. Службу в Вооруженных Силах СССР он закончил в звании майора.

Фото:
1. Князь Александр Васильевич Мещерский и его молодая жена княгиня Екатерина Прокофьевна Мещерская. Князю – 73 года (род. в 1822 г.), княгине – 25 лет (род. в 1870 г.).

Хлебосольный князь Мещерский. Поэт был опечален его уходом настолько, что откликнулся одой. Несмотря на отсутствие одических размеров и величественности, присущих жанру, эти восемьдесят восемь строк настолько трогают душу читателя, что неминуемо начинаются поиски информации о том, кто такой князь Мещерский и чем он известен? Оказывается - ничем. Самый обыкновенный человек, хотя и представитель древнего рода. Князя Александра, о котором так горевал Державин, значительно превзошёл в известности его потомок - Владимир, который писал, будучи публицистом, а также издавал и редактировал журнал "Гражданин". Но князь Владимир начал издательскую деятельность в 1887-м, а державинская ода "На смерть князя Мещерского" была написана в 1779 году, почти сто лет назад.

Ода

Смерть и вечность - две темы, касающиеся каждого и постоянно пересекающиеся в оде Державина, небывалая искренность и проникновенность лирики - вот почему эти стихи быстро стали известными и полюбились читателю. В их строках заложена глубокая философия относительно ничтожного человеческого бытия и огромного непостижимого мироздания, внутри которого князь Мещерский всё ещё жив. Утешительно для читателя то, что Державин показывает человечество как часть природы, которая вечна, стало быть и люди часть этой вечности, хотя каждая отдельная жизнь безусловно конечна, кратковременна и преходяща. Ведь любой человек - знатный и ничтожный - обязательно умрёт.

Гений Державина сумел объединить жизнь со смертью в радостном ощущении первого и трагическом переживании последнего, и умерший князь Мещерский с лёгкой руки поэта получил жизнь вечно отрадную - настолько глубоко и страстно сопереживал поэт своему близкому знакомому. Смерть мрачна, неумолима, она равнодушна к тому, что вся жизнь героя строк державинской оды была праздничной, наполненной красотой и довольством, роскошью и негой. До предела усиливается драматизм именно этим противопоставлением: на смерть князя Мещерского невозможно отреагировать словом "отмучился". Сама коллизия, разворачивающаяся в оде, конфликтна, так же как и образная система, применяемая автором.

Заложенный в структуру оды конфликт приводит к пониманию, что диалектическая сущность мироздания противоречива и никак не может быть приведена к единству с отдельно взятой человеческой судьбой. "Где стол был яств - там гроб стоит..." - исключительный по своей насыщенности стих. "На смерть князя Мещерского" - ода на одиннадцать строф, где в каждой строчке жизнь пытается сопротивляться смерти.

Противостояние

Восемь строк любой строфы этой оды обязательно заявляют о противостоянии жизни и смерти. Это утверждается на различных уровнях подачи поэтического материала. Образным рядом, построением синтаксических конструкций, изменениями ритмических рисунков звучания и так далее. Державин очень обильно использует тропы - поэтические иносказания, которые со временем, уже в творчестве его последователей оформятся как оксюморон. Это достаточно сложный троп, но и чрезвычайно выразительный: "Мёртвые души" у Гоголя, "Живой труп" у Толстого, "Горячий снег" у Бондарева - сами названия передают всю неоднозначность переживаний, чувств, душевных состояний в передаче определённых событий.

Державин стал основоположником этого средства выразительности в литературном языке. В одном и том же образе уживаются абсолютно противоположные смыслы - это и есть оксюморон. Неоднозначность, противоречия во всём - не только в каждом поступке человека, в его поведении, но и вся жизнь - один только оксюморон, отсюда и такая высокая степень правдивости в строках этой оды. Анализ стихотворения "На смерть князя Мещерского" явно показывает те начала, которые впоследствии будут разработаны, усовершенствованы и до максимума повысят психологическую нагрузку произведения. Например, фраза: "Сегодня бог, а завтра прах." Это значит следующее: родимся для того, чтобы умереть, и вместе с жизнью смерть свою приемлем. Так звучит главная идея и выполненная Державиным сверхзадача в данном произведении.

Князь Александр Мещерский

Ода, сочинённая Державиным и опубликованная анонимно в "Санкт-Петербургском вестнике" 1779 года, сделала этого человека знаменитым. Молодой так был впечатлён данными строками, что захотел непременно познакомиться с автором, да и не только он. Город, а впоследствии и страна гудели, обмениваясь восторгами. Даже Пушкин, спустя много лет после выхода в свет этого произведения, был впечатлён так, что эпиграфом к главе "Дубровского" взял державинскую строку. Ведь, казалось бы, невозможно выразить мысли о жизни и смерти конкретнее и короче. Вся картина бытия человека раздвигается до необозримых пределов. Строки афористически чеканные не передают почти ничего жизнеописательного относительно своего лирического, внезапно почившего героя.

Сын роскоши, человек благополучный и крепчайшего здоровья. Чем и поразительна была его смерть для друзей, родственников и знакомых. Ода обычно пишется об исторически значимых лицах, по крайней мере это предписывают все законы классицизма. А здесь - просто знакомый поэта. Обычный смертный, ничем из общего числа современников не выдающийся. Это не Суворов, не Потёмкин, а заурядный князь. Почему же стихотворение Державина "На смерть князя Мещерского" производило такое неизгладимое впечатление не только на современников, но и на отдалённых потомков? Это тоже новшество: на тот момент ни один поэт не показал так масштабно всевластность и общность законов мироздания через судьбу обычнейшего из людей.

Образ смерти

Смерть выписана Державиным во всём её могуществе - детально и красочно. Образ её показан в динамике - последовательно и развёрнуто. От скрежетания зубовного до усечения косой дней человеческой жизни - в первой строфе. От глотающей целые царства и разящей безжалостно всё вокруг - во второй.

Далее размах принимает космические размеры: сокрушаются звёзды, потухают солнца, всем мирам грозит смерть. Здесь присутствует и некоторое "заземление", чтобы не улететь в этот космос безвозвратно. Державин переключает читателя на жизнепонимание небольшой насмешливой сценкой: смерть глядит, усмехаясь, на царей, на пышных богачей, на гордых умников - и точит, всё точит лезвие своей косы.

Лейтмотивы

Чёткость деления на строфы отнюдь не нарушает плавности повествования. Целый ряд особых художественных приёмов поставил для этой цели Державин себе на службу. Строфы словно перетекают одна в другую (приём, применённый впервые в русской литературе настолько полно и ясно). Концентрируя главную мысль в последней строке строфы, поэт повторяет её в первой строке следующей, развивая затем и усиливая. Мысль и образ, которые повторяются на протяжении всего текста, называются лейтмотивом, им и воспользовался Державин. Ода "На смерть князя Мещерского" именно потому и получилась таким стройным и последовательным произведением. Главными лейтмотивами послужили равнодушная и бесстрастная смерть и скоротечная, словно сон, жизнь.

Метафизический текст

Князю Мещёрскому не были даны высокие должности, видные посты, он никак и ничем не прославился - ни по военному, ни по административному, ни по художественному ведомству. Человек без особых дарований, с приятными чертами чисто русского хлебосольства (которыми в принципе обладал тогда практически каждый). Первое название, которое дал своему произведению Державин, и вовсе относило его к жанру поэтического послания, но никак не к канонической оде: "К С. В. Перфильеву, на смерть Александра Ивановича Мещерского". Однако пафос истинной оды, звуча колокольным набатом, выдал жанровую принадлежность с первой строфы: "Глагол времён! Металла звон!".

И тут же проясняется метафизическая проблематика. Смерть любого - даже вовсе неизвестного человека делает человечество чуть менее полным, а каждого живущего чуть менее полноценным. Смерть приятеля показана как событие экзистенциальное в потоках изумительных поэтических откровений. Рассказывая о смерти князя, Державин явно сопоставляет её со своей собственной. Единство каждого человека со всем человечеством - вот это и есть метафизика данной идеи. И одновременно ода "На смерть князя Мещерского" говорит о противостоянии смерти, поскольку каждой строкой наталкивает на рефлексию о смысле бытия конкретного человека в общем мироздании, несмотря на его бестрепетные законы.

Смысловая структура

Оригинальные метаморфозы ждут читателя в каждом стихе: первопроходец русской поэзии впервые внёс в литературу абсолютно новые категории: высокое-низкое, вечное-временное, частное-общее, абстрактное-конкретное. Конечно же, всё это известно со времён Аристотеля. Но только у Державина эти категории перестают звучать как взаимоисключающие, вступая в синтез.

Одическое, приподнятое, восторженное звучание констатирует самые неутешительные его постулаты. Жизнь человека и ее смысл: лишь смертный не думает умирать. Такие оксюмороны многочисленны, и все они в этой оде трагичны, так чувствует их Державин. "На смерть князя Мещерского" - ода, поставившая читателя перед лицом смерти как единственной константы, поскольку любая сущность завтра или через тысячу лет, как баобаб, всё равно умирает.

Предупреждение читателю

Существование такой константы сомнительно и иллюзорно, потому что бытийно как бы не имеет смысла, и, значит, сущность не истинна, если следов в будущем никаких от неё не осталось. Державин добавил смысла в сытое, но по большей части бессмысленное существование своего знакомого, одой "На смерть князя Мещерского".

Анализ этого произведения сделан не только филологами, но и философами, где связаны все её детали с моделью вселенной, где нет самооснованности бытия индивидуума, поскольку индивидуальность лишена бытийности. Однако внутренний опыт поэта вступает в спор с неизбежностью, словно предупреждая читателя о том, что он на краю бездны, что цепь превращений не прервётся, все и вся исчезнут в этой космической мистерии без малейшего следа.

Другой князь Мещерский

Державин к князю Мещерскому Владимиру Павловичу отношения иметь не мог, хотя предок его удостоился оды на свою смерть. Князь Александр Иванович был статским советником, служил в таможенной канцелярии. Любил литературу и Санкт-Петербургское Английское общество (клуб). Происходил род Мещерских из татарских князей тринадцатого века, в четырнадцатом и пятнадцатом - владел Мещерой, среди представителей рода были воеводы - городовые и полковые. Это и всё, что известно о князьях Мещерских, ничего особенного. Но в 1838 году родился внук Карамзина, князь Владимир Мещерский, особа не по-державински одиозная. Это один из главных героев общественной жизни России девятнадцатого века, персонаж не только умопомрачительных слухов, но и скабрезных анекдотов. Много работал, издавал журнал (впоследствии - газету), написал "Речи консерватора", которые были довольно известны среди современников.

Его отец - гвардии подполковник Пётр Мещерский, мать - старшая дочь знаменитого историографа и писателя Николая Карамзина. Родители - нравственно красивые люди, просвещённые и верящие в идеалы. Сын же, по собственным его словам, имел и характер дурной, и натуру. Грезил о подвигах во имя Отчизны и о сексуальном внимании со стороны посторонних мужчин. Литературная стезя была выбрана им случайно. В 1981 году описал приезд императора к Потёмкиным, с коими был в дружбе. Вскорости князю Мещерскому было пожаловано камер-юнкерство. И работа в министерстве внутренних дел, после чего и открылась дорога в сформированный неподалёку знаменитый кружок. И начался стремительный подъём князя в элиту государственности России.

Воспитателю наследника - графу Строганову, князь Мещерский понравился, поэтому круг общения князя расположился на высотах заоблачных - он стал близким другом цесаревича Николая (здесь вложен тот самый смысл, несмотря на отношение к будущему русскому монарху). давалась Владимиру Мещерскому не так просто, как кажется: то Строганов обзовёт "плохим куртизаном", то за спиной слишком громко шушукаются и хихикают. Однако советчиком для всего окружения наследника и для него самого Мещерский всё-таки стал. Цесаревич был крепко болен, и князь сопровождал его на лечение в Европу, за что начальник по управлению внутренних дел Валуев назвал его "интимным при дворе".

После смерти Николая (поговаривали о самоубийстве на почве гомосексуализма) Мещерскому дали другого цесаревича, в будущем - Александра III, который питал чувства к кузине князя. Эту привязанность будущего монарха Мещерскому удалось нейтрализовать, принимая огонь на себя, за что императорская семья осталась ему весьма благодарна. К этому времени писательский зуд стал очень досаждать князю, и с помощью цесаревича был учреждён настоящий оплот самодержавия - журнал "Гражданин". Благодаря превосходным воспреемникам учредитель журнала и остался в людской памяти. Ведь продолжили его дело такие люди, как Достоевский, Тютчев, Майков. А сам Мещерский на страницах "Гражданина" нещадно боролся со светским образованием, земством, судом присяжных, крестьянским самоуправлением и интеллигентствующими евреями. "Содома князь и гражданин Гоморры", по словам Владимира Соловьёва.

продолжение колен князей Мещерских. Двадцать первое колено 375. Кн. Петр Андреевич (339). Р. 6.08.1833, в доме надворного советника, графа Александра Степановича Толстого; крещен 15 августа в Московской Пречистенского Сорока Иоанно-Предтечинской церкви, в Старой Конюшенной; восприемники: отставной штабс-капитан Александр Дмитриевич Чертков и жена московского полицмейстера, полковника Федора Ивановича Миллера Татьяна Львовна. Кж. Мария Андреевна (339). Р. 10.03.1835; крещена 17 марта в Московской Пречистенского Сорока Покровской, в Левшине, церкви; восприемники: отставной майор кн. Алексей Павлович М. и надворная советница Екатерина Львовна Тютчева. 376. Кн. Андрей Андреевич (339). Р. 22.11.1837; крещен 29 ноября в Московской Пречистенского Сорока Троицкой в Зубове церкви; восприемники: отставной коллежский секретарь Александр Григорьевич Небольсин и вдова майора Любовь Львовна Щукина. 377. Кн. Борис Васильевич (354). 9.09.1818 – 27.02.1884. Тайный советник. Камергер. Тверской губернский предводитель дворянства. Ж.: кж. Софья Васильевна Оболенская (24.01.1822 – 3.06.1891). 378. Кн. Александр Васильевич (354). 14.04.1822, СПб. – 22.12.1900, Москва. Генерал-майор. Шталмейстер. Мемуарист. Поэт. Общественный деятель. Московский губернский предводитель дворянства (1872 – 75). Получил домашнее воспитание. В 1838 поступил юнкером в Оренбургский Уланский полк; с 1839 корнет. О своей жизни до 1844 подробно рассказал в книге «Из моей старины. Воспоминания» (1900 – 01). Осуждая либеральные тдеи 2-й половины XIX в. и видя в современной молодежи «утилитаризм и мелочный расчет», с умилением вспоминал о времени своей молодости – о дворянской среде, «не противоречащей началам религии и нравственности», о Николае I, «идеальном типе царя», о богомольном купечестве, о слугах «добрых и верных». Среди его светских знакомых были литературные и общественные деятели: П.Я. Чаадаев, А.А. Перовский (А. Погорельский), М.Ф. Орлов, С.А. Соболевский, К.П. Брюллов, А.В. Сухово-Кобылин, А.К. Толстой (который, как и Я.П. Полонский, был влюблен в сестру М. – Софью). Зимой 1839 он познакомился с М.Ю. Лермонтовым. В 1841 М. жил в СПб. в семье П.А. Вяземского как товарищ П.П. Вяземского; в Ревеле, Гельсингфорсе и Царском Селе – семье Карамзиных (был дружен с А.Н. Карамзиным), где познакомился с А.К. Шернваль, Д.Н. Блудовым, Е.П. Ростопчиной, А.О. Смирновой-Россет, И.П. Мятлевым, Ф.И. Тютчевым; бывал на вечерах М.Ю. Виельгорского. В 1844 познакомился с супругами Виардо, видел И.С. Тургенева. В 1845 вызвался добровольцем от л.-гв. Гусарского полка на Кавказ, участвовал в Даргинской операции, был ранен. В 1850 вышел в отставку по болезни в чине ротмистра и до 1853 лечился за границей. В 1855, во время Крымской войны, вновь поступил на военную службу в чине подполковника для особых поручений к новороссийскому и бессарабскому генерал-губернатору. По поручению императрицы Марии Александровны раздавал пособия раненым защитникам Севастополя. В 1855 опубликовал на французском языке сборник «La question d’Orient» (СПб.), содержащий пять «песен в комическом роде по поводу современных политических событий и между прочим перевод известного русского стихотворения «Вот, в воинственном азарте / Воевода Пальмерстон…» (В.П. Алферьева). В 1860 – 63 служил в Министерстве Внутренних Дел. В 1867 уволен от военной службы в чине генерал-майора. Основал Петровско-Александровский пансион-приют и был его почетным опекуном. Опубликовал несколько публицистических и экономических брошюр: «Объяснительная записка к проекту устава поземельного банка русского земства» (СПб., 1856), «Речи, произнесенные в Московском Дворянском Собрании в 1869 г.» (М., 1869) и др. По словам И.С. Аксакова, М. был сторонником «аристократического» направления, которое стремилось «поднять» значение дворянства и даже обособить его в смысле политическом, придав ему некоторые привелегии». Одним из средств сохранить за дворянством ведущую роль в жизни государства М. считал институт майоратов (брошюра «О заповедных имениях. Исторический очерк», СПб., 1888). Защишал права дворянства только от «черни», но не от правительства, не одобряя дворянской оппозиции. После громкого скандала, вызванного обсуждением вопроса об участии дворянства в народном образовании, М. покинул пост предводителя. Александр II, бывший в этом конфликте на стороне М., возвел его в 1875 в звание шталмейстера Двора. С 1883 предводитель дворянства Полтавской губ. В 1890 – 96 член Совета по учебной части в Московском училище ордена Св. Екатерины и Александровском Институте. В 1860 – 90-х член Комитета Московского Общества любителей художеств. Издал “Альбом хромолитографических видов из разных городов Испании, снятых А.В. Мещерским и художником Эйбнером"”(СПб., 1868). За этот труд был удостоен звания почетного вольного общника Академии художеств. Ж.(1848): графиня Елизавета Сергеевна Строганова. 379. Кн. Иван Васильевич (354). Р. 29.06.1827. Действительный статский советник. Камергер. Подольский гражданский губернатор. 380. Кн. Сергей Васильевич (354). 19.04.1828 – 1856. Ж.: Мария Владимировна Апраксина. 381. Кн. Василий Васильевич (354). Р. 1830. Егермейстер. 382. Кн. Николай Васильевич (354). Р. 1837. Кж. Елена Васильевна (354). 2.12.1819 – 7.10.1905. М.: принц Каликст-Густав-Герман Бирон-Курляндский (3.01.1817 – 8.03.1882). Кж. Софья Васильевна (354). 383. Кн. Эммануил Николаевич (355). 1832 – 1877. Погиб при Шипке. Полковник и флигель-адъютант. Участник Русско-турецкой войны 1877 – 78. 384. Кн. Николай Петрович (357). Р. 1829. Тайный советник. Попечитель Московского Учебного Округа. Ж.: графиня Мария Александровна Панина. 385. Кн. Александр Петрович (357). Р. 1837. 386. Кн. Владимир Петрович (357). 11.01.1839, СПб. – 10.07.1914, Царское Село. Действительный статский советник. Камергер. Публицист, издатель «Гражданина». Окончил училище правоведения (1857). Был полицейским стряпчим и уездным судьей в СПб. (до 1862), чиновником особых поручений при министре внутренних дел (до 1867). В звании камергера был назначен в Министерство народного просвещения. С 1860 печатался в «Северной пчеле», «Московских ведомостях», «Русском вестнике». Первый литературный труд его: «Россия под пером замечательного человека», появился в «Русском Вестнике» конца 1860-х. Его комедия "Миллион" в свое время имела успех. Писал комедии. Широкую известность получили его сатирические романы из великосветской жизни: «Женщины из петербургского большого света» (1874), «Один из наших Бисмарков» (1874), «Хочу быть русскою» (1877), «Ужасная женщина» (1878), «Тайны современного Петербурга» (1876 – 77), «Лорд Апостол в петербургском большом свете», «Реалисты большого света», «Князь Нони», «Граф Обезьянинов», «Мужчины петербургского большого света» и др. На правительственные субсидии издавал газету «Гражданин» (1872 – 1914), журналы «Добро» (1881) и «Дружеские речи» (1905). Большие связи М. в придворных и правящих сферах давали ему возможность знать и оглашать факты, не проникавшие в другие органы печати; это поддерживало в обществе интерес к «Гражданину», носившему ярко-реакционную окраску. «Гражданин» сделал своим политическим девизом стремление "поставить точку" реформам Александра II и, не останавливаясь на этом, стремился к восстановлению дореформенных порядков. На страницах своих органов М. вел борьбу с земством, с судом присяжных, со школой, с крестьянским самоуправлением. Журнальная деятельность и личное влияние М. сыграли роль в ряде мероприятий царствования Александра III, особенно при ведении земских начальников. Большое влияние имел М. при замещении различных административных должностей, до министерских постов включительно. Влияние это пошатнулось в конце царствования Александра III, после обнаружения злоупотреблений при сдаче М. громадного типографского заказа одним из выдвинутых им министров. Позднее влияние М. опять было значительно. Отдельно изданы сборники статей М.: «Речи консерватора» (СПб., 1876), «Что нам нужно» (СПб., 1880); «В улику времени» (СПб., 1881) и др. Автор статей о Ф.И. Тютчеве, Л.Н. Толстом, Ф.М. Достоевском, мемуаров «Мои воспоминания» (т. 1 – 3, 1897 – 1912). Кж. Мария Элимовна (358). Ум. 26.07.1868, Париж. М.: егермейстер Павел Павлович Демидов (9.10.1839 – 14.01.1885), кн. Сан-Донато. 387. Кн. Платон Степанович (363). 1713 – 1799. Генерал-аншеф. Генерал от инфантерии. Правитель Малороссии (1769 – 75); наместник казанский, симбирский, пензенский и вятский. Казанский генерал-губернатор. Кавалер ордена Св. Андрея Первозванного. Уволен в отставку в 1792. В 1796 Павлом I был вновь принят на службу. 388. Кн. Иван Степанович (363). 389. Кн. Петр Степанович (363). 390. Кн. Сергей Юрьевич (364). Р. 1756. 391. Кн. Федор Юрьевич (364). 392. Кн. Василий Юрьевич (364). Р. 1766. 393. Кн. Александр Юрьевич (364). 394. Кн. Никита Иванович (365). Статский советник. 395. Кн. Петр Иванович (365). 396. Кн. Филипп Игнатьевич (366). 397. Кн. Александр Петрович (368). Р. 1801. Прапорщик Черниговского пехотного полка, декабрист. В 1825 участвовал в восстании Черниговского полка, но вскоре после начала выступления бежал и явился к начальству. Приговорен к лишению всех чинов и дворянства, разжалован в рядовые навечно и отправлен в дальние сибирские гарнизоны. 12.07.1826 приговорен к заключению на 6 мес. в крепость с последующим определением на службу. По отбытии наказания возвращен в тот же полк. Уволен со службы 21.02.1828. Помещик с. Турово Ряжского у. 398. Кн. Александр Александрович (369). Кж. Анастасия Александровна (369). М.: Гебхард Крупенский. 399. Кн. Михаил Иванович (370). 400. Кн. Петp Иванович (370). 401. Кн. Федоp Иванович (370). 402. Кн. Иван Иванович (370). Двадцать второе колено Кж. Екатерина Борисовна (377). Р. 23.08.1848. М.: Алексей Никитич Татищев. 403. Кн. Борис Борисович (377). 15.03.1850 – 1904. Действительный статский советник. Церемониймейстер. Ж.: графиня Мария Алексеевна Мусина-Пушкина. Кж. Мария Борисовна (377). Р. 15.07.1851. 404. Кн. Сергей Борисович (377). Р. 4.11.1852. 405. Кн. Алексей Борисович (377). 10.12.1854 – 1928. Ж.(30.01.1887): кж. Мария Андреевна Оболенская (Р. 29.06.1858). Кж. Елена Борисовна (377). Р. 7.03.1867. 406. Кн. Василий Сергеевич (380). 407. Кн. Василий Николаевич (384). 408. Кн. Николай Николаевич (384). 409. Кн. Петр Платонович (387). 1764 – после 1829. Генерал-майор. 410. Кн. Алексей Платонович (387). Ум. 1840. Ж.(14.11.1804): Анастасия Александровна Петрово-Соловово (Р. 1770). 411. Кн. Василий Иванович (388). 412. Кн. Петр Сергеевич (390). 1782 – 1847. 412. Кн. Михаил Сергеевич (390). Ум. до 1822. 413. Кн. Николай Сергеевич (390). Р. 1791. 414. Кн. Платон Сергеевич (390). Р. 1794. 415. Кн. Василий Никитич (394). Р. 1755. Генерал-майор. 416. Кн. Николай Никитич (394). Кж. Анна Никитична (394). М.: титулярный советник Петр Никитич Можаров. Двадцать третье колено 417. Кн. Борис Борисович (403). Р. 1881. 418. Кн. Иван Борисович (403). Р. 1889. 419. Кн. Сергей Алексеевич (405). Р. 1887. 420. Кн. Борис Алексеевич (405). Р. 1889. 421. Кн. Андрей Алексеевич (405). Р. 1890. 422. Кн. Николай Петрович (409). 1806 – до 1870. 423. Кн. Платон Петрович (409). Р. 1809. Ж.: Сонцева. 424. Кн. Платон Алексеевич (410). Р. 1805. 425. Кн. Александр Алексеевич (410). Р. 1807. Ж.: Мария Емельяновна Новосельцева. 426. Кн. Симон Петрович (412). Р. 1813. 427. Кн. Сергей Петрович (412). Р. 1841. 428. Кн. Георгий Платонович (414). Р. 1827. 429. Кн. Сергей Платонович (414). Р. 1834. Двадцать четвертое колено 430. Кн. Алексей Сергеевич (419). Р. 1923. 431. Кн. Николай Старший Николаевич (422). 1834 – 1893. Действительный статский советник. 432. Кн. Николай Младший Николаевич (422). Р. 1858. 433. Кн. Константин Николаевич (422). Р. 1859. 434. Кн. Павел Николаевич (422). Р. 1861. 435. Кн. Петр Платонович (423). Р. 1838. 436. Кн. Алексей Александрович (425). Р. 1843. 437. Кн. Александр Александрович (425). Р. 1844. Двадцать пятая ветвь 438. Кн. Сергей Алексеевич (430). Р. 1949. 439. Кн. Евгений Алексеевич (430). Р. 1951. 440. Кн. Николай Павлович (434). Р. 1885. 441. Кн. Павел Павлович (434). Р. 1887. 442. Кн. Юрий Павлович (434). Р. 1898. Двадцать шестое колено 443. Кн. Алексей Сергеевич (438). Р. 1973. Кж. Мария Евгеньевна (439). Р. 1977. 444. Кн. Михаил Евгеньевич (439). Р. 1982. Кж. Екатерина Евгеньевна (439). Р. 1986. 445. Кн. Дмитрий Евгеньевич (439). Р. 1993. 446. Кн. Дмитрий Павлович (441). Ум. 1977. 447. Кн. Андрей Юрьевич (442). Р. 1915. Двадцать седьмое колено 448. Кн. Андрей Дмитриевич (446). Р. 1947. 449. Кн. Николай Дмитриевич (446). Р. 1949. Кж. Наталья Андреевна (447). Р. 1943.



Последние материалы раздела:

Дан импульс творческим порывам
Дан импульс творческим порывам

Министе́рство оборо́ны Росси́йской Федера́ции - федеральный орган исполнительной власти (федеральное министерство), проводящий военную политику и...

Рад кавалергард что едет на парад полностью
Рад кавалергард что едет на парад полностью

ВСЕ СКОРОГОВОРКИ Скороговорки для тренировки произношения шипящих. В четверг четвёртого числа в четыре с четвертью часа че-тыре чёрненьких,...

Сочинение на тему «Зачем нам нужен речевой этикет?
Сочинение на тему «Зачем нам нужен речевой этикет?

Начнем с определения понятия, речевой этикет - это установленное правило общения в определенной социальной сфере, подразумевающее вежливость, в...