Теории игры в зарубежной и отечественной психологии и педагогике. Вильям Штерн — Основатель персоналистической психологии

Штерн Вильям Луис (Stern, William Louis 1871-1938) - нем. психолог, специалист по генетической и дифференциальной психологии, психотехнике, общей и судебной психологии. Разрабатывал концепцию персонализма.

Ввел понятие «коэффициент интеллекта» (1912) и ставшую общепринятой нотацию возраста (напр., 3;4 означает 3г. 4мес). В противоположность теориям развития, отдающим предпочтение одному из 2 факторов развития - среде или наследственности, Ш. защищал т. зр., называвшуюся им «теорией конвергенции», которая составляет ядро его философии личности (см . Конвергенции теория ).

Наибольшую популярность и признание получили исследования Штерна в области детской и педагогической психологии. Пользуясь методом тестов, он вводит понятие коэффициента умственной одаренности (IQ), в книге "Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста" (М., 1915). В вышедшей вслед за этой книге "Психология раннего детства до шестилетнего возраста" (М." 1915) Штерн излагает теорию психического развития ребенка.

Штерн Вильям изучал также речевое и перцептивное развитие детей. 3-я глава работы Л.С. Выготского «Мышление и речь» называется «Проблема развития речи в учении В. Штерна». Это одна из самых коротких глав, что указывает на ее незавершенный характер. Свою критику взглядов Ш. на развитие речи и восприятия Выготский подкрепил экспериментами, с которыми лично ознакомил Ш. во время его посещения М. В работе «Исторический смысл психологического кризиса» Выготский подверг критике персонализм Штерна за его превращение в очень общую философскую концепцию. (Б. М.)

Литература

  • Воспоминания, показания и ложь в раннем детстве, - Спб., 1911.
  • Штерн В. Дифференциальная психология. 1911.
  • Штерн В. язык детей. 1907.
  • Штерн В. Личность и вещь. 1906-1924.
  • Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста / Пер. с нем. - СПб.: Союз, 1997.

назад в раздел .

Создатель концепции интеллектуального коэффициента, которая позднее легла в основу известного теста IQ Альфреда Бине . Отец немецкого писателя и философа Гюнтера Андерса . В 1897 Штерн изобрёл вариатор тона, что позволило ему существенно расширить возможности изучения звукового восприятия человека.

Биография

Штерн также исследовал проблему «характера» групповых образований, которые он рассматривал как живые организмы, подобные людям.

Штерн является также одним из основателей современной детской психологиии и психологии развития, кроме этого он работал в области дифференциальной психологии. В своём труде,Монографии к душевному развитию ребёнка"(2 тома,1928-31 г.г.) обрабатываются наблюдения, осуществлённые Штерном совместно с его женой Кларой, за собственными детьми в свете уже существующих теорий о психическом развитии детей. Особое внимание уделяется речевому развитию, полученные данные ложатся в основу проводимых Штерном исследований одарённости и интеллекта.

Штерн выделяет значение отношений между детьми в зависимости от скорости развития и интеллекта. Кроме этого, осуществляет исследования фантазии ребёнка и вытекающую из этого степень правдоподобия детских свидетельских показаний при расследованиях и на суде(Forensische Psychologie).Штерн также являлся одним из основателей философского персонализма.

Литература

  • Штерн В. Дифференциальная психология. 1911.
  • Штерн В. Язык детей. 1907.
  • Штерн В. Личность и вещь. 1906-1924.
  • Stern, W. (1912). «The Psychological Methods of Intelligence Testing» (G. Whipple, Trans.). Baltimore: Warwick and York.
  • General Psychology from the Personalistic Standpoint (1938)
  • Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста / Пер. с нем. - СПб.: Союз, 1997.
  • Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы = Die differentielle Psychologie in ihren methodischen Grundlagen / [Послесл. А. В. Брушлинского и др.]; РАН, Ин-т психологии. - М.: Наука, 1998.

Внешние ссылки

  • Biography from Indiana University
  • Profile at Museum of the Jewish Diaspora
  • Biography at Radical Academy

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Вильям Штерн" в других словарях:

    - (Stern) (1871 1938), немецкий психолог и философ. С 1933 в США. Основные труды по детской, а также прикладной психологии (судебной и др.). Одним из первых применил тесты, ввёл понятие коэффициента интеллектуальности. В системе «критического… … Энциклопедический словарь

    Штерн, Стерн, Штернберг, Штернфельд, Штернхейм (Stern) фамилия еврейского или немецкого происхождения. Stern означает «звезда» на идише и немецком. Известные носители: Штерн, Авраам: Штерн, Авраам (род. между 1762 и 1769 годом … … Википедия

    Штерн Вильям - (1871–1938) немецкий психолог. Согласно Ш., личность, под которой он понимал не только человеческую личность, но любой целостный объект, представляет собой неделимую на психическое и физическое единицу, целостность которой объясняются ее… …

    - (Stern) Вильям (род. 29 апр. 1871, Берлин – ум. 27 марта 1938, Поукипси, США) – нем. амер.. психолог и философ; в 19J6 1933 – профессор в Гамбурге; основатель дифференциальной психологии. В философии является представителем «критического… … Философская энциклопедия

    - (1871 1938) немецкий психолог и философ. С 1933 в США. Основные труды по детской, а также прикладной психологии (судебной и др.). Одним из первых применил тесты, ввел понятие коэффициента интеллектуальности. В системе критического персонализма (… … Большой Энциклопедический словарь

    - (29.04.1871, Берлин 27.03.1938) немецкий психолог, основатель персоналистической психологии. Сделал попытку интегрировать естественные и гуманитарные науки. Проводил экспериментальные исследования развития у детей восприятия, речи, умственных… … Психологический словарь

    Штерн (Stern) Вильям (29.4.1871, Берлин, ‒ 27.3.1938, Дарем, Северная Каролина), немецкий психолог и философ идеалист. Профессор в Бреслау (с 1907) и Гамбурге (1916‒33), где основал Психологический институт, занимающийся главным образом вопросами … Большая советская энциклопедия

    Штерн (Stern) Вильям Луис - (29.04.1871, Берлин 27.03.1938) немецкий психолог, основатель персоналистической психологии. Биография. Учился у Г.Эббингауза в Берлине. С 1897 по 1915 г. преподавал в университете Бреславля (Вроцлава), с 1915 по 1933 г. в университете Гамбурга … Большая психологическая энциклопедия

    Уильям Льюис Штерн (англ. William Lewis Stern; (29 апреля 1871, Берлин 1938, Дархэм, США) немецкий психолог и философ, считается одним из пионеров дифференциальной психологии и психологии личности. Кроме того, оказал большое влияние на… … Википедия

Цитаты : 1. Индивидуальность всегда означает единичность. Каждый идивид это картина это картина, нигде и никогда больше не существующая в единичной форме. 2. Я оцениваю, следовательно… я имею ценность (Ich werte, also bin ich . . .Wert). 3. Под «индивидуальностостью» мы понимаем индивида как целое в его уникальности. 4. Нет гештальта без личности, его производящей.

Достижения:

Профессиональная, социальная позиция: Выдающийся немецкий психолог и философ.
Основной вклад (чем известен): Основатель персоналистической психологии и европейского направления психотехники, считается одним из пионеров дифференциальной, детской, педагогической и юридической психологии. Создатель концепции интеллектуального коэффициента (IQ)
Вклады:
1. Персоналистическая психология. Штерн определял психологию как «науку о личности, обладающей опытом или способной приобретать опыт ».
1.1. Штерн рассматривал личность как центральную категорию, как уникальное, живое и подлинное целое, наделенное стремлением к цели, как первичное, реальное, самодостаточное и самоценное единство, внутренне- детерминированное и открытое миру.
1.2. Личность образует тот смыслообразующий контекст, в котором сама психика и все психические процессы обретают смысл. «Нет гештальта без личности, его производящей» (Keine Gestalt ohne Gestalter). Сама психология предстает только как часть персонализма.
1.3. Он ввел понятие «мир личности» (gelebten Welt) (1935), в котором человек действительно существует и который отличается от «мира опыта» (erlebten Weltn) и «объективного мира»(objektiven Welt).
1.4. Он заявил, что развитие личности не является механическим обменом между человеком и его окружаюшей средой, но включает в себя готовность реализовать значения, которые предлагаются внешним миром.
При рассмотрении мотивационной сферы, Штерн подчеркивал значение воли, которая предполагает сознательное представление цели.
1.5. Он предложил «теорию конвергенции», согласно которой личность формируется в результате взаимодействия между наследственностью и социальной средой, а также ввел понятие интроцепции , понимаемой как превращение внешних целей в собственной цели личности.
2. Дифференциальная психология. В своей книге «Дифференциальная психология» (1900), Штерн одним из первых обратился к систематическому изучению индивидуальных различий и заложил основы одноименной дисциплины.
В 1897 Штерн изобрёл вариатор тона, что позволило ему существенно расширить возможности изучения звукового восприятия человека.
3. Понятие коэффициента интеллекта. Он одним из первых начал проводить тестирование интеллекта и ввел понятие коэффициента интеллектуальности, или IQ (1912), высчитываемого как отношение умственного возраста к хронологическому. Он развивал теорию одаренности и был инициатором использования тестов для профессиональной ориентации и отбора одаренных детей.
4. Детская и педагогическая психология. Штерн особо известен своим вкладом в детскую психологию, особенно своими исследованиями развития языка у детей (так, он говорил, что ребенок, в возрасте около 1,5 лет, делает одно значительное открытие – то, что каждая вещь имеет свое название, а каждое слово свое значение). Штерн впервые поставил в центр исследовательских интересов развитие целостной личности ребенка. Начиная с момента рождения их первого ребенка в 1900 году, Штерн вместе с его женой Кларой, начали записывать результаты наблюдений психологического развития своих собственных детей. Позже, на основе этих дневников, были изданы две монографии. Он выделил 5 основных этапов в развитии речи у детей, и определил основные тенденции, определяющие ее развитие.
Теория игры. Он впервые выделил содержание и форму детской игры, и рассмотрел ее как необходимое условие для развития личности ребенка.
Развитие Штерн понимал как рост, дифференциацию и преобразование психических структур, как переход от смутных, неотчетливых образов к более ясным, структурированным и отчетливым гештальтам.
5. Правовая (судебная) психология. Штерн известен своими исследованиями достоверности свидетельских показаний и психологии судебных процедур. Он отмечал, что воспоминания свидетелей могут быть неточны и зависеть от времени.
6. В философии Штерн разрабатывал концепцию персонализма, представляющего собой всеобъемлющее мировоззрение основывающееся на различии между человеком и вещью. В своей теории он попытался интегрировать естественные и гуманитарные науки, сознание и тело, причинность и телеологию, ассоцианизм и холизм. Штерн рассматривал мир как иерархию «личностей» различных ступеней (взрослый человек, ребенок, животное, растение, кристалл). Он отличал личность, как некую внутренне активную и целенаправленную целостность, от вещи, представляющей собой сумму частей, детерминированной извне. Личность способна оценивать, вещи могут быть оценены, человек ценен сам по себе, а вещи таковыми не являются.
7. В 1906 году Штерн основал в Новом Бабельсберге недалеко от Берлина Институт прикладной психологии (совместно со своим студентом Отто Липманом), а в 1907 году «Журнал прикладной психологии» , в котором он развивал концепцию психотехники. В 1919 году Штерн основал Психологическую лабораторию в Гамбургском университете, где он также издавал «Журнал по педагогической психологии и экспериментальной педагогики».
Основные труды: О психологии индивидуальных различий (дифференциальная психология) (1900), Детская речь «Die Kindersprache» (с Кларой Штерн) (1907), Воспоминания, высказывания и ложь в раннем детстве (с Кларой Штерн) (1909), Методологические основы дифференциальной психологии (1911), Психологические методы тестирования интеллекта (1912), Психология раннего детства до шестилетнего возраста(1914), Психология и персонализм (1917), Основы персоналистической философии (1918), Личность и вещь: Систематическое философское мировоззрение личности человека (1918), Философия значения (1924), Автобиография «Selbstdarstellun» (1927), Постижение науки о личности (1930), Общая психология с точки зрения персоналистики (1935, 1938).

Жизнь:

Происхождение: Внук немецко-еврейского философа реформатора Сигизмунда Штерна. Отец Сигизмунд Штерн (владелец небольшого бизнеса), мать Роза Штерн (двоюродная кузина своего мужа).
Образование: Он окончил Берлинский университет им. Фридриха-Вильгельма (1888-1893) (ныне Университет Гумбольдта), где в 1893 году он получил докторскую степень по психологии (Докторская диссертация «Аналогии в народном мышлении «.
Оказали влияние: Штерн был студентом Эббингауза, на него оказал влияние Альфред Бине, основатель первой во Франции Лаборатории экспериментальной психологии.
Основные этапы профессиональной деятельности: Преподавал в университете Бреслау (Вроцлав) (1897-1916), в Гамбургском университете (1916-1933), где он также до 1933 года работал директором Психологической лаборатории. В 1931 году он был избран президентом немецкого психологического общества.
В 1933 году, спасаясь от нацистского режима, эмигрировал сначала в Голландию, а затем в США, где преподавал в университете Дьюка (1933-1938).
Основные этапы личной жизни: В. Штерн был женат на Кларе Жозефи, психологе. У них было 3-е детей: Хильда, Ева и Гюнтер, который стал известным немецким писателем и философом.
Изюминка : Штерн был отцом немецкого писателя и философа Гюнтера Андерса.

Штерн Вильям Льюис (William Lewis Stern) (1871-1938) - немецкий психолог и философ, считается одним из пионеров дифференциальной психологии и психологии личности. Оказал большое влияние на зарождающуюся юридическую психологию. Создатель концепции интеллектуального коэффициента, которая позднее легла в основу известного теста IQ Альфреда Бине.

Штерн родился в Берлине. В 1893 получил степень доктора философии в Берлинском университете. Преподавал в Университете Бреслау с 1897 по 1916. В 1916 назначен профессором психологии в Гамбургском университете, и оставался в этой должности вплоть до 1933, одновременно будучи директором Психологического института при данном университете. После прихода нацистов к власти эмигрировал сначала в Нидерланды, затем в 1934 - в США, где получил должность профессора в Дьюкском университете и оставался в этой должности вплоть до своей смерти.

В 1902 г. появилась работа Штерна, обратившая на себя всеобщее внимание. В этой работе делается попытка использовать общие положения науки психологии и выработанные ею методы - для изучения вопросов, относящихся к области судебного следствия - к показаниям свидетелей. Таким образом, юридический мир неожиданно получил научную помощь от представителя науки психологии.

Штерн исходил из следующего положения: чтобы установить, может ли воспоминание дать точную копию прошедшего, необходимо иметь возможность проверить свидетельское показание путем сопоставления, путем, так сказать, очной ставки между объективной действительностью и воспоминанием свидетеля об этой действительности. Для этого надо получить свидетельские показания о таких предметах или событиях, которые не исчезают бесследно, как это имеет место в реальной жизни, а которые во всякое время могут быть повторены и, будучи фиксированы, могут быть сопоставлены и сравниваемы с показанием.

Штерн провел целый ряд экспериментальных исследований, направленных на изучение природы свидетельских показаний. Задачей своих экспериментов он ставил не изыскание научно обоснованных приемов получения показаний как это делал А.Бинэ, а установление степени достоверности показаний. Опираясь на свои данные, В.Штерн утверждал, что свидетельские показания принципиально недостоверны, порочны, поскольку "забывание есть правило, а воспоминание - исключение". Итоги своего исследования В.Штерн доложил на заседании Берлинского психологического общества, они вызвали большой интерес в юридических кругах многих стран Европы. Впоследствии В. Штерн создал персоналистическую концепцию памяти. По этой концепции память человека не является отражением объективной реальности, а выступает лишь как ее искажение в угоду узко эгоистическим интересам личности, ее индивидуалистическим намерениям, ее гордости, тщеславию, честолюбию и пр.

Опыты Штерна привлекли к себе внимание широкого круга исследователей. Подобные опыты, с теми или иными различиями, были повторены в разных местах и разными исследователями: Бине, Вешнером, Минеманом, Борстом, Дугалем, Елистратовым, Завадским и др.

Оценка экспериментов Штерна наиболее точно сформулирована в следующем высказывании А.В.Завадского и А.И.Елистратова:

«В.Штерн произвел ряд опытов над достоверностью свидетельских показаний. Опыты дали ему право составить такое положение: безошибочные показания будут исключением, правилом же должны считаться показания с ошибками. Положение это может считаться вполне установленным».

Данные экспериментальных исследований психологии показаний послужили толчком к постановке вопроса о применении в судебном процессе психологической экспертизы. Этому была посвящена, например, книга В. Штерна «Показания юных свидетелей по делам о половых преступлениях». Сам он неоднократно выступал в суде в качестве эксперта.

Роль эксперта-психолога, по мнению Штерна, должна явиться двоякой: во первых, основываясь на данных психологии свидетельских показаний, он должен выяснить, какое влияние на свидетелей оказали те или иные условия; так, например, от него можно было бы требовать сведений о том, какова в среднем достоверность детских показаний; при некоторых сообщениях свидетелей, например, при определении времени, ему пришлось бы решать вопрос, не слишком ли продолжителен срок, истекший с момента события, для того, чтобы оно могло сохраниться в памяти; если доказано было бы, что свидетель находится под влиянием известного внушения, эксперт обязан был бы высказаться о том, насколько способно это внушение исказить истину; далее, он должен был бы давать заключение о том, не объясняется ли неверное показание свидетеля невольной ошибкой памяти и т. п. Во вторых, эксперт мог бы подвергать свидетелей экспериментальному исследованию, чтобы определить, насколько важнейшие из них способны к точным восприятиям и, потому, вообще достойны доверия.

Большое внимание Штерн уделял вопросам внушающего воздействия на свидетеля. Исследуя этот вопрос, Штерн пришел к заключению, что "субъективная искренность" не гарантирует "объективную правдивость". Он выяснил, что наводящие вопросы значительно искажают показания свидетелей.

После появления первой монографии Штерна, с описанием произведенных им опытов, значение их сделалось настолько очевидным и необходимость дальнейших опытов в этом направлении настолько была сознана, что с 1903 г. в Германии начал издаваться под его редакцией специальный журнал под названием "Beiträge zur Psychologie der Aussage" (Доклады по психологии показаний), поставивший себе целью - содействовать накоплению опытов в сколь возможно большем количестве и с наибольшим разнообразием методов и объектов, - для того, чтобы обеспечить возможность широких и разносторонних выводов в области, так сказать, переоценки ценностей свидетельского показания. В 1908 г. этот журнал был заменен на другой - "Zeitschrift für Angewande Psychologie" (Журнал прикладной психологии), охватывающий более широкий спектр психологических проблем, в том числе и юридической психологии.

Деятельность Вильяма Штерна в изучении психологии свидетельских показаний оказала неоценимую роль для развития юридической психологии. Именно с его работ начинают отсчитывать современный, научный этап ее развития.

Основные труды:

Психология свидетельских показаний // Вестник права, 1902, № 2, 3.

Показания юных свидетелей по делам о половых преступлениях. 1910.

Воспоминания и показания в раннем детстве // Педагогическая психология, 1911, кн. 8.

Воспоминания, показания и ложь в раннем детстве, - Спб., 1911.

Дифференциальная психология. 1911.

Язык детей. 1907.

Личность и вещь. 1906-1924.

The Psychological Methods of Intelligence Testing. 1912.

General Psychology from the Personalistic Standpoint. 1938.

Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста / Пер. с нем. - СПб.: Союз, 1997.

Дифференциальная психология и ее методические основы = Die differentielle Psychologie in ihren methodischen Grundlagen / [Послесл. А. В. Брушлинского и др.]; РАН, Ин-т психологии. - М.: Наука, 1998.

Beiträge zur Psychologie der Aussage. 1903-1906 г.г. (Ред.)

Zeitschrift für Angewandte Psychologie. 1908-1916 г.г. (Ред.)

Немецкий психолог В. Штерн получил образование в Берлинском университете, где он учился у известного психолога Г. Эббингауза. После получения докторской степени его приглашают в 1897 году в университет в городе Бреслау, где он проработал в должности профессора психологии до 1916 года. Оставаясь профессором этого университета, Штерн основывает в 1906 году в Берлине институт прикладной психологии и одновременно начинает издание «Журнала прикладной психологии», в которых он, вслед за Мюнстербергом развивает концепцию психотехники. Однако наибольший интерес у него вызывают исследования психического развития детей. Поэтому он в 1916 году принимает предложение стать преемником известного детского психолога Э. Меймана на посту заведующего психологической лабораторией в Гамбургском университете и редактора «Журнала по педагогической психологии». В это время он также является одним из инициаторов организации Гамбургского психологического института, который был открыт в 1919 году. В 1933 году Штерн эмигрирует в Голландию, а в 1934 году переезжает в США, где ему предлагают должность профессора в Дьюкском университете, которую он и занимал до конца жизни.

Штерн был одним из первых психологов, поставившим в центр своих исследовательских интересов анализ развития личности ребенка. Изучение целостной личности, закономерностей ее формирования было целью разработанной им теории персонализма. Это было особенно важно в тот период, то есть в десятых годах XX века, так как исследования детского развития в то время сводились преимущественно к изучению познавательного развития детей. Штерн также уделил внимание этим вопросам, исследуя этапы развития мышления и речи. Однако с самого начала он стремился исследовать не изолированное развитие отдельных когнитивных процессов, но формирование целостной структуры, персоны ребенка.

Штерн считал, что личность - это самоопределяющаяся, сознательно и целенаправленно действующая целостность, обладающая определенной глубиной (сознательным и бессознательным слоями). Он исходит из того, что психическое развитие - это саморазвитие, саморазвертывание имеющихся у человека задатков, которое направляется и определяется той средой, в которой живет ребенок. Эта теория получила название теории конвергенции, так как в ней учитывалась роль двух факторов-наследственности и среды в психическом развитии. Влияние этих двух. факторов анализируется Штерном на примере некоторых основных деятельностей детей, главным образом игры. Он впервые выделил содержание и форму игровой деятельности, доказывая, что форма является неизменной и связана с врожденными качествами, для упражнения которых и создана игра. В то же время содержание задается средой, помогая ребенку понять, в какой конкретно деятельности он может реализовать заложенные в нем качества. Таким образом, игра служит не только для упражнения врожденных инстинктов (как считал известный психолог К. Гросс), но и для социализации детей.

Само развитие Штерн понимал как рост, дифференциацию и преобразование психических структур. При этом, говоря о дифференциации, он, как и представители гештальтпсихологии, понимал развитие как переход от смутных, неотчетливых образов к более ясным, структурированным и отчетливым гештальтам окружающего мира. Этот переход к более четкому и адекватному отражению окружающего проходит через несколько этапов, преобразований, которые характерны для всех основных психических процессов. Психическое развитие имеет тенденцию не только к саморазвитию, но и к самосохранению, то есть к сохранению индивидуальных, врожденных особенностей каждого ребенка, прежде всего сохранения индивидуального темпа развития.

Штерн является одним из основателей дифференциальной психологии, психологии индивидуальных различий. Он доказывал, что существует не только общая для всех детей определенного возраста нормативность, но и нормативность индивидуальная, характеризующая данного конкретного ребенка. Он также был одним из инициаторов экспериментального исследования детей, тестирования и, в частности, усовершенствовал способы измерения интеллекта детей, предложенные А. Бине измерять не умственный возраст, а коэффициент умственного развития (IQ).

Сохранение индивидуальных особенностей возможно благодаря тому, что механизмом психического развития является интроцепция, то есть соединение ребенком своих внутренних целей с теми, которые задаются окружающими. Штерн считал, что потенциальные возможности ребенка при рождении достаточно неопределенны, он сам еще не осознает себя и свои склонности. Среда помогает ребенку осознать себя, организует его внутренний мир, придавая ему четкую, оформленную и осознанную структуру. При этом ребенок старается взять из среды все то, что соответствует его потенциальным склонностям, ставя барьер на пути тех влияний, которые противоречат его внутренним наклонностям. Конфликт между внешним (давлением среды) и внутренними склонностями ребенка имеет и положительное значение для его развития, так как именно отрицательные эмоции, которые вызывает это несоответствие у детей и служит стимулом для развития самосознания. Фрустрация, задерживая интроцепцию, заставляет ребенка всмотреться в себя и в окружающее для того, чтобы понять, что именно нужно ему хорошего самоощущения и что конкретно в окружающем вызывает у него отрицательное отношение. Таким образом, Штерн доказывал, что эмоции связаны с оценкой окружающего, помогают процессу социализации детей и развитию у них рефлексии.

Целостность развития, проявляется не только в том, что эмоции и мышление тесно связаны между собой, но и в том, что направление развития всех психических процессов одинаково - от периферии к центру. Поэтому сначала у детей развивается созерцание (восприятие), затем представление (память), а затем мышление, то есть от смутных представлений они переходят к познанию сути окружающего.

Штерн считал, что в развитии речи ребенок делает одно значительное открытие - открытие значения слова, открытие того, что каждый предмет имеет свое название, которое он делает примерно в полтора года.

Этот период, о котором впервые заговорил Штерн, стал потом отправной точкой для исследования речи практически у всех ученых, занимавшихся этой проблемой. Выделив 5 основных этапов в развитии речи у детей, Штерн не только детально описал их, фактически разработав первые нормативы в развитии речи у детей до 5 лет, но и постарался выделить основные тенденции, определяющие это развитие, главным из которых являются переход от пассивной к активной речи и от слова к предложению. Большое значение имело исследование Штерном своеобразия аутистического мышления, его сложности и вторичности по отношению к реалистическому, а также его анализ роли рисования в психическом развитии детей. Главным здесь является открытие Штерном роли схемы, помогающей детям перейти от представлений к понятиям. Это идея Штерна помогла открытию новой формы мышления - наглядно-схематического или модельного мышления, на основе которого и разработаны многие современные концепции развивающего обучения детей.

Таким образом, можно без преувеличения сказать, что В. Штерн повлиял практически на все области детской психологии - от развития когнитивных процессов до развития личности, эмоций или периодизации детского развития, так же как и на взгляды многих выдающихся психологов, занимавшихся проблемами развития психики ребенка.

Литература

Штерн В. Дифференциальная психология. 1911.
Штерн В. Язык детей. 1907.
Штерн В. Личность и вещь. 1906-1924.



Последние материалы раздела:

Презентация на тему:
Презентация на тему: "9 мая – День Победы!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...

Линейная функция и ее график 7
Линейная функция и ее график 7

"Линейная функция". 7-й класс Цели: Образовательные: Повторить, обобщить, закрепить, проверить знания и умения по теме «Линейная функция»;...

Вычитание положительных и отрицательных чисел Как вычислить отрицательные и положительные числа
Вычитание положительных и отрицательных чисел Как вычислить отрицательные и положительные числа

ВЫЧИТАНИЕ Математика, 6 класс (Н.Я.Виленкин) учитель математики МОУ «Упшинская основная общеобразовательная школа» Оршанского района Республики...