Восточные славяне 5 6 век. Восточные славяне

Славяне и Киевская Русь (до XI вв.)

1 . Киевская Русь возникла в конце первого тысячелетия н. э. в пределах Восточно – Европейской равнины.

Происхождение славян. Славянские племена выделились из индоевропейской общности народов в середине II тысячелетия до н. э. на территории к югу от Балтийского побережья.

Славянская колонизация Восточно-европейской равнины .

Приблизительно в V в. до н.э. балтославянские племена разделились на славян и балтов. Славяне сначала проживали по среднему течению рек Днепр и Одер. Затем участвовали в «Великом переселении народов» (III-VI вв. н.э.). Часть племен двинулась на восток – в направлении оз. Ильмень и среднего течения Днепра. Образовалась восточнославянская этническая общность. VII век стал «славянским веком»: восточные славяне начинают доминировать на пространстве от Карпат до верховьев Волги и от Финского залива до среднего течения Днепра. Автохтоны (коренные обитатели) лесной зоны (балтские и угро-финские племена) вели «присваивающее хозяйство» (охота, рыболовство), обитатели южных степей (ираноязычные кочевники) - примитивное скотоводство. Поэтому они растворялись в славянах. Славяне - пашенные земледельцы – принесли на Восток Европы культуру производящего хозяйства. Выделились еще южные и западные славяне. Т.е. три ветви славян.

Общественный строй восточных славян. Восточные славяне находились на стадии разложения первобытно – общинного строя. Управление. На смену общностям, основанным на кровно – родственных связях и коллективном имуществе, приходят «соседские» общины , основанные на территориально-хозяйственном единстве. Родоплеменные объединения перерастают в территориально – политические племенные союзы : поляне, древляне, ильменские словене, древляне, дреговичи и др. Всего 12-15 по разным источникам. Затем родовые общины распадаются, ее сменяет соседская (территориальная) община – вервь. Члены верви совместно вели хозяйство. Для решения вопросов собирался общий совет –вече. В случае военной опасности собиралось народное ополчение все мужское население. Экономический и общекультурный прогресс повлек вычленение господствующего слоя – князей (из военных вождей), военно-служилой (дружина) и родовой знати («лучшие мужи»). Становление социальной дифференциации послужило основой формирования древнерусской государственности. Занятия. Основное занятие славян было земледелие подсечно-огневое и переложное. Сеяли пшеницу, просо, ячмень, гречиху. Были огороды: репа, капуста. Было скотоводство: коровы, козы, свиньи. Бортничество. Охота: еда, кожа, меха. Куница выполняла роль денег. Развивались ремесла: кузнечное, гончарное дело, ткачество. Жили в полуземлянках и наземных помещениях. Топили по-черному. Были поселения и городища (укрепленные). Верования. Славяне были язычниками. Ярило- бог солнца, Перун – бог грома, Стрибог – покровитель ветра, Волос, покровитель скотоводства. Не было особого жреческого сословия, но были кудесники и волхвы. Соседи восточных славян. За западе западные славяне, балы. На севере – финноугрские племена – чудь, меря. Весь, мордва. Их постепенно мирно колонизировали. На востоке и юге жили скифосарматские ираноязычные племена. Из них в VI в. выделился Тюрский каганат, вVII распался. ВVI в. из Центральной Азии в современную Венгрию прокочевал аварский каганат – непрочное государство. Были разбиты Византией. В VII в. В Нижнем Поволжье было создано сильное государство – Хазарский Каганат. Столица – Итиль. Они подчинили восточных славян и мордву и собирали дань. В Среднем Поволжье было сильное государство с VII в. Волжская Булгария. На Юго-востоке были кочевники – печенеги, затем половцы. На юге была Византия, самое большое культурное влияние.

Возникновение Киевской Руси. Научная разработка древнерусской истории (с середины XVIII в.) связана с формированием «норманнской» и «антинорманнской» теорий. Первая основывалась на предположении о норманнском (норманны, варяги – выходцы из Скандинавии) происхождении Киевской государственности. Вторая отрицала иностранное происхождение государства, считая варяжского предводителя Рюрика фигурой мифической или славянским вождем. Слабостью обеих теорий является отождествление вопроса о возникновении государства с проблемой происхождения династии. Возникновение Древнерусского государства не могло быть следствием единичного акта. Славянская первооснова древнерусской государственности представляется очевидной. Варяжский элемент сыграл активную роль в формировании государственных институтов древней Руси (варяжское происхождение правящей династии, опиравшейся на древнерусскую знать - бояр, сформировавшихся в результате слияния варягов со славянской племенной верхушкой). Формирование государства. Государство - это единая система управления людьми. Законы (традиция). Охрана границ. Складывалась у славян постепенно. IX в. Развивается торговля. Выделяются купцы. Появляются города – Киев, Чернигов, Смоленск, Полоцк, Любеч, Новгород. Они хорошо укреплены. Было вмного врагов. Появились специальные воины – дружины . Их возглавляли князья . Норманы – Серверные люди – хорошие воины и отличные мореплаватели, имели много завоеваний и были наемниками. Название в Европе - Викинги . Наемных северян называли варягами. Одно из племен Роутси . Их часто нанимали славяне. Отсюда русы. Есть и другие гипотезы. Происхождение термина «Русь». Доминирует версия скандинавского происхождения («русь»: воин - гребец, дружина). Сохраняются аргументы в пользу славянской, балтской или ираноязычной этимологии. «Киевская Русь» - термин, принятый в научной литературе.

Периодизация истории Киевской Руси .

В 862 г. по летописям были приглашены Рюрик (основал и Новгород и возглавил крупное княжество), Трувор и Синеус. В начале IX в. князья Аскольд и Дир были приглашены для правления в Киев и освободили его от дани. И также создали сильное книжество. В 879 г.умер Рюрик. Новгородским князем стал его родственник Олег . До 912 г. В 882 г. с большим войском двинулся на юг. Подчинил Кривечей. Хитростью выманил и убил Аскольда и Дира. Объединил два княжества, разбил древлян. Столицей сделал Киев, объявив его Матерь русских городов. Это первое государство восточных славян – Древнерусское государство или Киевская Русь. Главой Руси был киевский великий князь. Он опирался и советовался с дружиной. Все племена, признававшие власть Киева заключали договор и платили дань. Сформировалось полюдье. В военное время поставлялось ополчение. Его возглавлял воевода. В годах сохранялось вече. Князья: 1. Присоединяли и защищали территории, 2. Поддерживали купечество. В 907 г. Олег и 2000 ладей и 80000 воинов осадили Царьград. Был подписан выгодный мир. В 911 г. был еще один поход войск и новый выгодный договор. По преданию Олег умер от укуса змеи из черепа коня.

Затем правил Игорь (912-945) – сын Рюрика. Он присоединил древлян. В 941 и 944 г. совершил походы на Византию. В 945 г. во время повторного сбора дани был убит древлянами. Ольга (945-957 гг.) – жена Игоря. Отомстила древлянам за смерть мужа. Но дань теперь стали собирать не сами князья, а специальные люди. Была проведена реформа. Установили размер дани – уроки, и места сбора – погосты. В 957 г. Ольга в Царьграде приняла христианство. Становится форпостом христианства и играет активную роль на международной арене. Ольга передала власть совершеннолетнему Святославу (945-972). Он был выдающимся полководцем и всю жизнь провел в походах и сражениях. Присоединил вятичей. 965 и 969 гг. большие походы – разгромил булгар и Хазарский каганат. Основал Тмутараканское княжество. Войны с Византией. В 972 г. был подкараулен и убит печенегами. Из его черепа хан Куря сделал чашу для пиров. Затем была борьба за власть между сыновьями Святослава. Победил Владимир Святославович (980-1015). Укрепил внутреннюю власть, воевал с Польшей и Бургарией. На юге построил оборонительные рубежи. Христианизация Руси. В период складывания государственности восточные славяне (как и варяги) исповедовали язычество.

С середины X в. на Русь проникает христианство. В 988 князь Владимир Святославович осуществил массовое крещение киевлян. Постепенно христианство становится религией большинства населения Руси. Принятие монотеистической веры сыграло исключительную роль в складывании единой древнерусской государственности, языка и культуры. Различия между западной (римско-католической) и восточной (византийско-православной) ветвями христианства наложили отпечаток самобытности на последующий ход отечественной истории. Взял в жену Византийского принесу. Церковь возглавлял митрополит. Округа возглавляли епископы. Духовенство делилось на черное и белое. Черное жило в монастырях.

Социально-экономический строй . Древнерусское общество носило аграрной характер: сельский уклад (уклад - система общественных отношений определенного типа), подчиненный природному циклу и основанный на коллективном (общинном) общежитии, являлся основой общества, менталитета (мироощущения).

Общественно – политический строй. Превалирует мнение о Киевской Руси как раннефеодальном обществе. Феодализм - тип общественного устройства, характеризуемый аграрностью, сословным делением общества (сословие - общность с закрепленными наследуемыми правами и обязанностями), наличием крупной («феодальной) земельной собственности (феод - земли, пожалованные в наследственное владение за службу), зависимой от нее крестьянской собственностью, господством религии в духовной сфере, как правило, монархической формой правления.

Владимир по примеру отца отправил 12 детей в разные земли Руси проводить свою политику и укрепить единство державы. Но центральная власть была еще не сильна. Планировал передать власть Борису, он с Глебом были любимыми сыновьями. Это не нравилось старшим сыновьям Святополку и Ярославу. В 1015 г. Ярослав в Новгороде отказался платить дань Киеву. Владимир хотел послать войско, но умер. Должен был править Борис. Но Святополк подослал убийц к Борису и Глебу. Их позднее причислили к лику святых. А Святополка прозвали Окаянным. Затем он организовал убийство Святослава. Святополк правил (1015-1019). Он опирался на половцев и поляков. Боролся за власть с Ярославом. Святополк умер в 1019 г. Власть перешла к Ярославу Мудрому (1019-1054 гг.) Но окончательно он подавил усобицы и стал единоличным правителем в 1036 г. после смерти Мстислава, князя Тмутаракани. Затем правил мудро и тихо. Сложились четкие правила управления Древнерусским государством. Во внешней политике укреплял южные рубежи. В 1036 г. Разбил печенегов. Формируется древнерусская народность и единый древнерусский язык.

Социальная структура Киевской Руси (фрагментарно зафиксированная в древнейшем своде законов «Русская Правда») характеризуется делением по сословному принципу на слои лично свободных (привилегированную знать и непривилегированный люд) и лично зависимых (полностью – рабы – холопы (челядь), частично – смерды, закупы, рядовичи). Главной производительной силой древнерусского общества были «люди» - свободные крестьяне, основная часть населения, ведшие семейное хозяйство на общинной земле, и городской люд, связанный с ремеслом и торговлей. Правящая верхушка – князья, высшие слои – бояре (старшие дружинники). Они владельцы вотчины, наследного землевладения. Вотчины имели дружинники и церковь.

Земля была собственностью общины и делилась между всеми семьями, входившими в общину. Но платили дань в пользу государства. Т.о. государство утвердило право собственности на землю. В Древней Руси не сложились ключевые институты развитого феодализма: сеньориальная (частная) собственность на землю (княжеские домены начинают формироваться с X в., боярские вотчины - с XI в.); крепостное право (юридически оформленное прикрепление крестьян к земле и лично - к собственнику земли, формирующее «вотчинную юрисдикцию» - право феодала на внеэкономическое принуждение крепостного); рентные отношения (перераспределение прибавочного продукта от производителя собственнику земли).

Внутри привилегированного слоя складывались отношения сюзеренитета - вассалитета (вассал - обладающий неотъемлемыми правами - иммунитетами слуга, служащий сюзерену за пожалования): киевский князь - «первый среди равных» - выступал сюзереном по отношению к младшим рюриковичам и к дружинникам. По мере развития частнособственнических отношений в поздней Киевской Руси начинается формирование служилого слоя на «классической» основе земельных пожалований.

При господстве коллективной феодальной земельной собственности привилегированное сословие имело три основных источника существования: торговля, военная добыча и «полюдье». Элита «ходила по людям», которые поставляли продукцию производства и промыслов. В середине X в. княгиней Ольгой порядок сбора был зафиксирован по месту («погосты»), срокам, размерам. «Полюдье» трансформировалось из дани в налог, шедший на содержание двора, обеспечение государственных нужд. «Полюдье» стала ранней формой феодальной ренты, которая собиралась с лично свободных крестьян феодальной знатью в целом, властью.

Особенностью древнерусского (восточноевропейского), «бессинтезного» феодализма (в отличие от «синтезного» западноевропейского, воспринявшего римскую традицию) была замедленность формирования частной собственности, сохранение массива государственных земель, что создавало перспективу длительного роста феодализма «вширь». Раннерусский феодализм - «государственный феодализм», что демонстрирует этатизм (повышенную роль государства) уже на ранней стадии становления государственности.

Политический строй. Киевский князь, получавший трон по праву династического наследования, являлся олицетворением государства, верховным правителем, судьей, главой дипломатии, вооруженных сил, распорядителем казны.

Ограничители княжеской власти: Русь считалась владением всего рода Рюриковичей, киевский князь был связан отношениями сюзеренитета – вассалитета со служилыми князьями; боярским советом; «рядовыми» («ряд» - договор) соглашениями, заключаемыми с рядом территорий; вечевым строем; традиционным порядком наследования княжеского стола, который должен был переходить к старшему в роду Рюриковичей; институтом феодальных «снем» - съездов, решающих вопросы династических и вассальных отношений.

Киевская Русь - ранняя ограниченная монархия (источником власти является институт монархического правления).

Ярослав Мудрый – расцвет древнерусского государства.

Формирование территориального единства. В 882г. преемник Рюрика Олег захватывает Киев, ставший столицей, положив конец противостоянию северного и южного центров формирования древнерусской государственности. В течение IX - X вв. киевские князья подчиняют племенные княжества. В правление Владимира Святого завершается замена «туземных» княжений служилыми князьями - наместниками из дома Рюриковичей. К концу X в. Киевская Русь делилась на волости во главе с князьями - вассалами великого князя. Местное правление (представители князя, гарнизоны, возглавляемые тысяцкими, сотниками, десятскими - в соответствии с «десятинной» системой управления) содержалось за счет кормлений - сборов с населения.

Начинает складываться система дворцово-вотчинного управления, в которой власть принадлежит вотчиннику. Служащие княжеского дворцового хозяйства (тиуны, старосты) становятся управителями соответствующих отраслей государства.

Города. За исключением Новгорода, древнерусские города, складывающиеся, в основном, как перевалочные пункты внешней торговли, не имели самоуправления, будучи резиденцией местных властей - опорой княжеской власти, и сыграв в этом качестве выдающуюся роль в складывании государства.

Внешняя политика. Киевская Русь, восточный форпост христианской Европы, была активным участником международных отношений.

Хазарское направление: в 964 - 965 гг. князь Святослав сокрушает Хазарский каганат, наиболее опасного соперника на протяжении IX - X вв..

Византийское направление: мирные торгово-культурных связи перемежались вооруженными конфликтами (походы руссов на рубеже IX - X вв., отношения союзничества и противоборства во времена Святослава, развитие отношений на основе религиозной общности к концу X в.).

Южное направление: отношения союзничества и вооруженной борьбы с печенегами, угрожавшими югу Руси, особенно, с конца X в.; с XI в. аналогичным образом - с кочевыми тюрками – половцами.

Западное направление: отражением разнообразных отношений явились династические связи (начиная с Ярослава Мудрого, женатого на дочери шведского короля).

Устное народное творчество – былины – богатыри: Илья Муромец и др. Письменность важно. Кириллица 862 г. Писали устав. Книги из пергамена. Простолюдины использовали бересту. Литература. Летописи. 113 г. «Повесть временных лет». Монах Нестор. Жития – описания жизни святых. Развивается архитектура. Софийский собор в Киеве. Развиваются художественные ремесла. Быт и нравы. Большинство сельские жители. Жили большими семьями. Руководил всем глава семьи. Работали с 7 лет. Браки в 13-14 лет. Долго сохранялись языческие праздники. Были скоморохи и Шуты. Развивается военное дело: доспехи и вооружение. Бояре жили в хоромах. Зажиточные горожане в срубах. Ремесленники жили на окраинах – слобода, в деревянных избах и глинобитных домиках. Крестьяне жили в небольших домах и полуземлянках. Топились по черному. Освещались лучинами. Одежда. Мужчины рубаха, порты, лапти, онучи, зипун, кожух. Женщины – понёва. Богатые хорошо одевались. Были украшения.

Удельный период».

Рубеж 5-6 веков – время начала соприкосновения с Римской империей славян, которое делится на два периода и продолжается вплоть до 10 века. Весь 6 век проходит под знаком давления славян на Византию. В этот период вторжения славян в пределы Римской империи по своим последствиям было равнозначно вторжению германских племен. В этот период на рубежах Византийской империи и вокруг Константинополя строятся оборонительные сооружения, отделяющие ее от земель, заселенных славянами, но это не останавливает их натиска. В этом веке славяне осуществляют прорыв на Дунае и проникают на Балканский полуостров в Македонию, Истрию, Далмацию, занимают часть Греции.

В 6-8 веках восточные славяне проникают в южно-русские степи, выходят к Дону, колонизируют междуречье Волги и Оки , …
подходят к Ладожскому озеру, Неве, Нарве. Коренное население этих областей: тюркские, финно-угорские, прибалтийские племена, — ассимилируются восточными славянами и привносят в их образ жизни свой духовно-культурный вклад.

До первых веков нашей эры славяне были единым целым. К 6 веку они разделились на три части : венедов(обитавших к северо-востокуот Карпат в верховьях р. Вислы) , склавинов (обитавших к Западу от р. Днестр и в Прикарпатье) и антов (живших между Днестром и Днепроми к северу от Азовского моря).

Позднее на основе этих племенных групп о формились западные и восточные славяне.Ядро западных славян составили склавины и венеды , восточных анты. Анты исчезают с исторической арены к концу 6 века. Никаких упоминаний о восточных славянах в источниках вплоть до 9 века нет. Однако развитие восточных славян не прерывалось, анты были лишь частью восточно-славянских племен.

К концу 6 века руководящая роль у восточных славян переходит в росам (русам ). Первое упоминание о них относится к 6 веку. Обитали они в Приднестровье в бассейне р. Роси . В 6-7 веках имя «русы» вытесняет другие племенные названия и распространяется на всю территорию лесостепной полосы Восточной Европы, заселенную славянскими племенами.

В 6-8 веках восточные славяне проникают в южно-русские степи и Нарве.

В «Повести временных лет» упоминаются 13 восточнославянских племен:

1. Поляне (русь) р-н г. Киева;

2. Северяне к востоку от полян в бассейнах рек Десны, Сейма, Суры, Св. Донца;

3.Уличи – южнее полян в Междуречье Днепра и Буга;

4. Д ревляне – западнее полян в припятском Полесье;

5. Дулебы (волыняне) – еще западнее на Волыни и Галицкой земле;

6. Хорваты – крайние на Западе, Закарпатье;

7. Тверцы от Днестра до нижнего течения Дуная;

8. Дреговичи – на севере от древлян и полян по р. Сожу;

9. Родимичи – восточнее дреговичей;

10. Вятичи – восточнее дреговичей в глухих лесах по р. Оке и далее; 11. Кривичи – в северных областях восточнославянской территории в верховьях Днепра, Волги, Зап. Двины;

12. Полочане – по р. Двине;

13. Словены бассейн р. Двины, Волхова, Ильмень озера.

Описание этнического облика русов сохранилось в текстах в византийских и арабских текстах 6-10 веков.

Христианизация восточных славян начинается после их проникновения на Балканский полуостров и захвата греческих территорий и установления достаточно тесных контактов с Византией. Они осуществлялись посредством постоянных торговых связей с Византией и Востоком, а также благодаря службе славянских дружинников в византийских войсках, где они отличались высоким уровнем военного искусства, храбростью, мужеством и жестокостью. Активный характер она приобретает в 9 веке при византийском патриархе Фотии. К этому времени постоянные конфликты Византии и славянских племен сменяются стремлением Византийских императоров установить славян к колонизации незаселенных территорий греческого мира, отношения взаимовыгодного сотрудничества и даже привлечь. В этот период славяне проникают не только в северную, но и в среднюю и южную Грецию, на Крит и Юг Италии. В середине 8 века в текстах средневековой Европы Македония именуется «Склавинией», а юг Пелопоннеса «Славянской землей» (slavinia terra).

В 9 веке – синхронно для западных и восточных славян начинается христианизация славянского мира . В 863 году, под патронажем Фотия была осуществлена миссия «первоучителей» славян византийских монахов Кирилла (Константина) и Мефодия в Великую Моравию. Ими была создана славянская грамота и переведены на славянский язык ряд священнослужебных книг. В 865 году было осуществлено крещение Болгарии .

В 864-866 Первое крещение Руси .

В 869 – керещение сербов

В 7-8 вв . основным занятием славян было примитивное (подсечное) земледелие. Повсеместно развито ремесло (производство с/х орудий, оружия, столярных изделий). В 9 в. появляются на территориях, заселенных славянскими племенами, города с постоянным населением, состоявшем в основном из купцов, ремесленников, дружинников князя (Киев, Новгород, Белоозеро, Ростов, Изборск, Ладога, Любеч, Муром, Смоленск). В 9-12 веках оформляются два древнейших государственных центра восточных славян: Киевская Русь куява ) славянских племен среднего Приднестровья – полян, северян, вятичей) с центром в Киеве и Новгородская Русь (ее ядром стал политический союз (славия), в него вошли племена чудь, словене, меря, кривичи) с центром в Новгороде.

Закрытие Платоновской академии. Византийский полководец Велизарий высаживается в Италии.
Захват Рима Велизарием.
Остготы во главе с королем Тотилой изгоняют византийцев из Рима и отвоевывают большую часть Италии, Сицилию, Сардинию и Корсику.
Византийский полководец Нерсес разбивает войска Тотилы.
538 -594 Григорий Турский – епископ г. Тура в своей «Истории франков» сожалеет об утрате античного наследия в результате того,что изучение свободных искусств пришло в упадок, или, скорее,совершенно исчезло в городах Галлии. Традиция перестала с этого момента быть живым опытом, оставаясь прекрасным воспоминанием. За этими словами сожаления образованного христианского мыслителя стоит осознание того очевидного факта, что наступило время упадка культуры раннего Средневековья, которое сопровождалось уходом культуры в монастыри.
540-604 Григорий I (Великий ) – папа римский. Идеолог ортодоксального христианства .Стремился к расширению влияния христианской церкви на всю Европу. Провозгласил папу высшим судьей над любыми делами. Обратил в христианство лангобардов. Приобщил к Риму территории, ставшие затем основой «Папской области». С горечью писал об утрате «римского порядка»: «Повсюду мы видим войну, Повсюду слышим стенания. Наши города разрушены Наши деревни стоят пустые». Вместе с тем в своих богословских сочинениях и действиях в качестве верховного иерарха церкви решительно выступал против использования в монастырских школах памятников и опыта античной культуры. Так в письме к одному из епископов (600) он писал: «Нам так много хорошего говорили о ваших занятиях, и в сердце нашем поэтому родилась столь великая радость…Но потом дошло до нас, о чем мы не можем вспомнить без стыда, а именно, что ты обучаешь какой-то грамматике. Известие об этом поступке, к которому мы чувствуем великое презрение, произвело на нас очень тяжелое впечатление,такчто все то, о чем я говорил выше, обратило меня в горе и печаль… если вы докажете ясно, что все рассказанное о вас ложно, что вы не занимаетесь вздорными светскими науками, то мы будем прославлять Господа нашего, который не допустил оскверниться устам вашим богохульственною хвалою такого, о чем нельзя и молвить…» .
Италия полностью завоевана Византией.
Нападение славян на Константинополь.
Остготы частично истреблены, частично изгнаны из Италии.
Завоевание большей части Италии восточно-германскими племенамилангобардов (они в наименьшей степени, чем другие германские племена подверглись романизации. Их называли народом «еще более диким, чем все остальные дикие германцы») Окончательное разрушение римского порядка, еще сохранявшегося готскими правителями. УпадокИталии.Гибель и разрушение городов:население Рима сократилось с миллиона до 50 тыс. человек. В городе стали сеять хлеб. Милан был снесен до основания. Неаполь разграблен,Кампанья – житница Италии – превратилась в пустыню. Резко сократилось население Италии.
Король вестготов Реккард , исповедовавший арианство, принимает католичество и приказывает сжечь все арианские книги. В Испании наступает период строжайшей христианской ортодоксии. Римские обычаи на территории бывших провинций римской империи еще сохраняются хотя и в христианизированной форме.В городах Галлии они фактически исчезают. Умирает эпоха великих христианских теологов и философов христианской античности. Постепенно утрачивается интерес кантичной традиции, которые возродится только в VII веке. В VI веке окончательно утверждается христианская ортодоксия.
VI-VII Заселение славянами Балкан.
VI–VIII Вестготское королевство в Испании . В нем была сохранена римская административная система. Образование. Короли пользовались абсолютной властью, они издавали законы и собирали налоги. Власть короля была приоритетной и по отношению к власти церкви. В городах и епископских центрах сохранились школы, в которых изучались наряду с богословием и правом «свободные искусства». В VI веке на смену распространенному арианству пришло католичество.

Славянские древности V-VII вн. известны на обширной территории Средней и Восточной Европы - от Ольбы на западе до Днепра н Волхова па востоке и от побережья Балтийского моря па севере до Балканского полуострова и Пелопоннеса па юге. Важнейшими этнографическими признаками культуры славян того времени являются лепная глиняная посуда, домостроительство п погребальная обрядность. Именно но этим признакам славянские древности отчетливо выделяются среди синхронных, оставленных другими европейскими этноязыковыми группами - германской, балтской, фракийской, тюркской, фишю- угорской.

Эти же элементы существенны и для дифференциации славянских древностей па отдельные куль- турно-племеппыо группы. Материальная культура славян того времени уже не была единой. Расселившись на обширнейших пространствах, славяне при взаимодействии с иноплеменным населением в культурном отношении дифференцировались па несколько локальных групп.

На основании археологических материалов V- VII вв. выделяются три крупные группировки славянства (Седов В. В., 1979. с. 101-143).

Первая характеризуется пражско-корчакской керамикой, подробное описание которой дано ниже, наземными срубпыми домами с типично славянским интерьером, а также захоронениями по обряду кремации умерших в грунтовых могильниках. В VI - VII вв. появляются первые курганные захоропепня, которые весьма постепенно приобретают господствующее положение, вытесняя грунтовые трутюсож- жеттпя. Эта группировка славян расселилась па широкой территории от верхней Эльбы па западе до Прштятского Полесья на востоке, включая верхние и средине течения Вислы и Одры.

Более южные регионы славянского мира (лесостепные земли междуречья Днепра и Дуная, Среднее и Нижнее Подунавье и Балканский полуостров) принадлежали второй группировке, которой свойственны нра"жско-пеньковская керамика и полуземля- почпые жилища. Здесь также господствовали захоронения по обряду кремации, по наряду с пи.мн рано появились трупоположепня. Обычай сооружать курганы здесь не был известен, захоропепня совершались в грунтовых могильниках.

В северо-западной части славянской территории раннего средневековья отчетливо выделяется третья группировка, для которой характерны своеобразная керамика суковского, дзедзицкого и других типов и наземное домостроительство. Северо-западная группировка обособляется и по погребальной сбрядпости. Вплоть до начала X в. здесь был распространен обряд трупооожжеппя с захоронениями, тте фиксируемыми археологическими методами (разбрасывание остатков кремации па поверхности земли).

Эти три группировки славянства середины I тысячелетия п. э., нужно полагать, отражают диалект- по-племепное членение па последней стадии прасла- вяпского языка. Славяне в то время еще говорили на общеславянском языке, однако не были монолитными в языковом отношении. Как свидетельствуют языковые материалы, праславянский язык в начале средневековой эпохи уже дифференцировался на диалекты, и это деление было достаточно глубоким (Берн- штейн С. Б., 1961, с. 66-81). VI-VII веками завершается последний период праславяпской истории. В результате широкого расселения славян создались условия для распада единого славянского языка и формирования отдельных самостоятельных языков славян (Филин Ф. П., 1962, с. 110). Распад общеславянского единства был весьма сложным процессом, состоявшим не только в членении славянской территории, по и в сложных миграционных перегруппировках различных праславяпских племен. Диалектно- племенное деление праславян па поздней стадии их истории никак нельзя связывать с позднейшей трех- частной дифференциацией славянства.

В Восточной Европе, там, гле но свидетельству Повести временных лет расселились восточнославянские племена, для начала раннего средневековья (V-VII вв.) по материалам археологии выделяется семь крупных культурных группировок: культура пражско-корчакского типа, культура пражско-нень- ковского облика, древности колочинского тнпа, ту- шемлииско-банцеровская и мощинская культуры, древности, представленные длинными курганами и сопками (карта 1). Носители этих культур непосредственно или в качестве субстрата припяли самое активное участие в генезисе восточнославянского населения.

Происхождение и расселение славян. В современной науке существует несколько точек зрения на происхождение восточных славян. Согласно первой славяне — коренное население Восточной Европы. Они происходят от живших здесь в раннем железном веке создателей зарубинецкой и Черняховской археологических культур. Согласно второй точке зрения (ныне более распространенной) славяне переселились на Восточно-Европейскую равнину из Центральной Европы, а конкретнее — из верховьев Вислы, Одера, Эльбы и Дуная. С этой территории, являвшейся древнейшей прародиной славян, они расселились по Европе. Восточные славяне перешли с Дуная в Карпаты, оттуда — на Днепр.

Первые письменные свидетельства о славянах относятся к I—II вв. н.э. О них сообщали римские, арабские, византийские источники. Античные авторы (римский писатель и государственный деятель Плиний Старший, историк Тацит, географ Птолемей) упоминают славян под именем венедов.

Первые сведения о политической истории славян относятся к IV в. н.э. С Балтийского побережья германские племена готов пробились в Северное Причерноморье. Готский вождь Германарих был разбит славянами. Его преемник Винитар обманом заманил к себе 70 славянских старейшин во главе с Бусом и распял их (спустя 8 столетий неизвестный автор «Слова о полку Игореве» упомянул «время Бусово» ).

Особое место в жизни славян занимали отношения с кочевыми народами степи. В конце IV в. готский племенной союз был разбит тюркоязычными племенами гуннов, пришедшими из Центральной Азии. В своем продвижении на запад гунны увлекли и часть славян.

В источниках VI в. славяне впервые выступают под собственным именем. По данным готского историка Иордана и византийского писателя-историка Прокопия Кесарийского, венеды в это время делились на две основные группы: (восточные) и славинов (западные). Именно в VI в. славяне заявили о себе как о сильном и воинственном народе. Они воевали с Византией и сыграли основную роль в сломе дунайской границы Византийской империи, заселив в VI-VIII вв. весь Балканский полуостров. В ходе расселения славяне смешивались с местным населением (балтийскими, финно-угорскими, позднее сарматскими и другими племенами), в результате ассимиляции у них складывались языковые и культурные особенности.

— предки русских, украинцев, белорусов — занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. В VI-IX вв. славяне объединялись в общности, имеющие не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы — это этап на пути формирования . В летописном рассказе названо полтора десятка объединений восточных славян (поляне, северяне, древляне, дреговичи, вятичи, кривичи и т.д.). Эти союзы включали в себя 120-150 отдельных племен, имена которых уже утрачены. Каждое племя, в свою очередь, состояло из множества родов. Объединяться в союзы славян заставляла необходимость защиты от набегов кочевых племен и налаживания торговых связей.

Хозяйственные занятия восточных славян. Главным занятием славян было земледелие. Однако оно было не пашенным, а подсечно-огневым и переложным.

Подсечно-огневое земледелие было распространено в лесной полосе. Деревья подрубали, они засыхали на корню, и их сжигали. После этого пни выкорчевывали, землю удобряли золой, рыхлили (без пахоты) и использовали до истощения. Под паром участок был 25-30 лет.

Переложное земледелие практиковали в лесостепной полосе. Траву выжигали, полученной золой удобряли землю, затем рыхлили и также использовали до истощения. Поскольку сжигание травяного покрова давало меньше золы, чем сжигание леса, участки приходилось менять через 6-8 лет.

Славяне занимались также животноводством, бортничеством (собиранием меда диких пчел), рыболовством, которые имели подсобное значение. Важную роль играла охота на белку, куницу, соболя, целью ее была добыча пушнины. Меха, мед, воск обменивали на ткани, драгоценности главным образом в Византии. Основной торговой дорогой Древней Руси стал путь «из варяг в греки»: Нева — Ладожское озеро — Волхов — Ильмень озеро — Ловать — Днепр — Черное море.

Государство восточных славян в 6-8 веке

Общественный строй восточных славян. В VII-IX вв. у восточных славян шел процесс разложения родоплеменного строя: переход от родовой общины к соседской. Общинники жили в полуземлянках, рассчитанных на одну семью. Частная собственность уже существовала, но земля, лесные угодья и скот оставались в общем владении.

В это время выделилась родоплеменная знать — вожди и старейшины. Они окружали себя дружинами, т.е. вооруженной силой, не зависящей от воли народного собрания (веча) и способной принудить рядовых общинников к повиновению. Каждое племя имело своего князя. Слово «князь» происходит от общеславянского «кнез» , означающего «вождь» . (V в.), княживший в племени полян. Русская летопись «Повесть временных лет» называла его основателем Киева. Таким образом, в славянском обществе уже появлялись первые признаки государственности.



Художник Васнецов. "Княжий двор" .

Религия, быт и обычаи восточных славян. Древние славяне были язычниками. Они верили в злых и добрых духов. Сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные отношения того времени. Важнейшими богами славян были Перун — бог грома, молнии, войны, Сварог — бог огня, Велес — покровитель скотоводства, Мокошь — богиня, оберегавшая женскую часть племени. Особо почитался бог солнца, который у различных племен назывался по-разному: Даждь-бог, Ярило, Хорос, — что говорит об отсутствии еще устойчивого славянского межплеменного единства.



Неизвестный художник. "Славяне гадают перед битвой".

Славяне жили небольшими селениями по берегам рек. В некоторых местах для защиты от неприятеля селения огораживали стеной, вокруг которой выкапывали ров. Такое место называли городом.



Восточные славяне в древности

Славяне были гостеприимны и добродушны. Каждый странник считался дорогим гостем. По славянским порядкам можно было иметь несколько жен, но больше одной имели только богатые, т.к. за каждую жену надо было платить выкуп родителям невесты. Нередко, когда умирал муж, жена, доказывая свою верность, убивала и себя. Повсеместно был распространен обычай сожжения покойников и возведения над погребальными кострами больших земляных насыпей — курганов. Чем знатнее покойник, тем выше насыпали холм. После погребения справляли «тризну», т.е. устраивали пиршества, боевые игры и конские ристалища в честь умершего.

Рождение, свадьба, смерть — все эти события в жизни человека сопровождались заклинательны-ми обрядами. У славян существовал годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и различных времен года. Целью всех обрядов было обеспечение урожая и здоровья людям, а также скоту. В селениях стояли идолы, изображавшие божества, которым «всем миром» (то есть всей общиной) приносили жертвы. Рощи, реки, озера почитались священными. У каждого племени существовало общее святилище, куда сходились члены племени на особо торжественные праздники и для решения важных дел.



Художник Иванов С. В. - "Жилье восточных славян".

Религия, быт и общественный и хозяйственный строй восточных славян (схема-таблица):

Восточные славяне относятся к западной ветви древнейших индоевропейских племен. История их начинается задолго до нашей эры, но восточные славяне в 6-9 веках только смогли образовать долгосрочные объединения союзных племен, которые составляли прообраз государственного строя.

Восточные славяне в древности

6-9 века нашей эры отдалены от нас прожитыми столетиями. Тем не менее некоторые сведения об истории славян в те далекие времена стали известны. Например, не вызывает вопросов тот факт, что на современных территориях России, Украины и Беларуси восточные славяне появились в эпоху великого переселения народов. Они заселили лесную и лесостепную зоны Восточной Европы и сыграли значительную роль. Соседи восточных славян 6-9 века уже образовали свои государства: с запада поселения прарусичей окружали византийские земли, с юга - гуннское государство. Позднее на окраинах славянских земель возникали нестойкие государственные образования кочевых народов - держава аваров (обров), Булгарское царство.

Соседи славян

Отношения с соседями складывались непросто. Восточные славяне в 6-9 веках неоднократно отражали нападения противника, ходили в военные походы, заключали военные союзы. Основным другом-врагом в эту эпоху становится могущественная Византия. Первые упоминания о восточных славянах как об организованной силе встречаются в византийских источниках. Например, известный летописец Прокопий Кесарийский указывал, что у антов и склавов нет царя, живут эти племена интересами общины, поклоняются одному богу и говорят на одном языке.

Территория восточных славян

Первой родиной восточных славян были территории, находившиеся на побережьях реки Одер. Самой восточной точкой расселения считаются западные склоны Карпатских гор. Постепенно шло освоение более восточных земель. Мягкий климат и плодородные земли приднепровской равнины освоили и заселили восточные славяне в 6-9 веках. Расселение на север произошло уже позднее, в период становления Киевской Руси. Славянские племена оседали на берегах Невы и Ладоги, доходили до и сурового побережья Северной Двины. В приграничных землях происходила постепенная ассимиляция славянских племен с балтийскими и финно-угорскими народностями. Памятники, содержащие изображения славянских божеств, до сих пор можно найти на наших северных территориях.

Племена восточных славян

Восточные славяне в 6-9 веках образовывали объединения, которые складывались не по родовому, а по территориальному признаку. Например, поляне жили в лесостепи, которая располагалась по среднему течению Днепра. Правобережье занимали древляне. К северу от этого племени между берегами Припяти и Западной Двины раскинулись земли дреговичей. Такое название произошло от славянского слова «дрягва». Рядом расположились полочане, названные так по реке Полота, на берегах которой жили эти племена. Известны были племена тиверцев, вятичей, радимичей, кривичей, а на западных склонах Карпат расселялись белые хорваты. Путешественники, посещавшие славянские земли, отмечали, что восточные славяне в 6-9 веках, как и в начале тысячелетия, населяли свои территории неравномерно. Наиболее плотные поселения оказались на территории Поднепровья, где жили поляне.

Одно из названий, которое закрепилось за этим народом, звучало как Русь. Вопрос о происхождении данного термина до конца не выяснен. Постепенно и их ассимиляция с коренными племенами приводила к возникновению сравнительно прочных племенных союзов. Так закладывались основы государственности, и формировался общественный строй восточных славян 6-9 века.

Как жили славяне в давние времена

Большую роль в жизни славянского племени играла община (вервь). Низкая производительность труда требовала применения сил всего коллектива. В задачи старейшин входил контроль над использованием ресурсов и над соблюдением справедливого распределения результатов труда.

Постепенное усовершенствование орудий труда и оседлая жизнь способствовали большей самостоятельности отдельных семей и родов. Основные занятия восточных славян 6-9 века — вырубка леса, посев сельскохозяйственных культур, скотоводство, охота и рыболовство. Единое хозяйство постепенно распалось, огромные дома, в которых жили по нескольку сот человек, уступили место небольшим жилищам, предназначенным для проживания отдельных семей. Наступление подарило людям железные топоры, плуги с металлическими наконечниками, мотыги, лопаты, а также усовершенствовали оружие: в обиходе появился лук со стрелами, мечи, дротики. Так постепенно возрастали возможности отдельных семей не только самостоятельно вырастить урожай, но и сохранить свою безопасность. Общие владения распадались на небольшие участки - наделы, но охота на крупного зверя, расчистка земли аграрного назначения по-прежнему требовали значительных усилий.

Усиление неравенства

Постепенно возрастающее благополучие каждой семьи приводили к появлению излишков продукции. Так возникало имущественное, а позднее — и Старая родовая знать стала сливками феодального общества, постепенно захватывая новые земли и заставляя свободных общинников платить дань. Так восточные славяне в 6-9 веках формировали новый феодальный общественный строй. И феодальные владения, и крестьянские хозяйства в большинстве своем имели натуральный характер производства. И те и другие не считали созданные продукты труда товаром. Небольшие излишки шли на уплату дани или служили средством обмена на ремесленные товары. Центрами таких сделок становились города. Из оборонного сооружения, призванного охранять близлежащие земли и служить защитой княжеской семье, города превращались в центры торговли.

Верования и быт восточных славян

В 6-9 веках первого тысячелетия нашей эры религиозные взгляды наших предков составляли устойчивую религию, хорошо адаптированную к повседневным реалиям каждого славянина.

Истоки верований находились в глубинах древности. Многие представления о мировом порядке вещей пришли из индоевропейского прошлого, или даже из эпохи палеолита. Например, главой славянского пантеона стал Сварог - бог всего окружающего мира. Его сыновья несли людям свет и огонь. Бог солнца Даждьбог считался национальным божеством - недаром «Слово о полку Игореве» называет древних русичей «даждьбожьими сынами». Молились славяне древнему Роду и рожаницам - богиням семьи и плодородия. Велес считался покровителем скота и торговли, а Стрибог стал повелителем ветров.

Верования славян

Культура восточных славян 6 - 9 века базировалась на поклонении своим богам. Археологи находят множество доказательств тесной связи духовного и материального мира наших предков. Многочисленные идолы, древние капища и обреги-вышивки показывают нам тот удивительный мир, полный мифических существ, в котором жили и в который верили восточные славяне в 6-9 веках. Кратко их мировоззрение сводилось к существованию трех миров - небесного, земного и подземного.

Небесный мир был жилищем богов и молний, земной населяли люди, животные и различные мифологические существа. Подземный мир являлся обиталищем мертвых.

Наряду с распространением языческих верований выстраивались и социальные лестницы. Общество все больше расслаивалось на независимую знать и воинов и зависимых крестьян. Все больше земель концентрировалось в руках князей и вельмож, все чаще крестьянам приходилось платить налоги и отбывать повинности. В обществе устанавливались феодальные отношения, приведшие к возвышению племени полян и образованию государства Киевская Русь.



Последние материалы раздела:

Периодичность тригонометрических функций
Периодичность тригонометрических функций

Зависимость переменной y от переменно x, при которой каждому значению х соответствует единственное значение y называется функцией. Для обозначения...

Семья Романовых: история жизни и смерти властелинов России
Семья Романовых: история жизни и смерти властелинов России

В Кремле в Оружейной палате хранятся две неказистые на вид сабли. Но, несмотря на непрезентабельный вид, они являются бесценными реликвиями России....

Расположение военных ресурсов до Тучанки
Расположение военных ресурсов до Тучанки

Индекс готовности в Mass Effect 3 сильно влияет на расклад сил в галактической войне против Жнецов и существенно повышает шансы на хорошую...