Временная социальная общность. Виды социальных общностей и их особенности

Общество состоит также из множества подсистем, каждая из кᴏᴛᴏᴩых обладает особыми ϲʙᴏйствами и качествами. В наибольшей степени важны так называемые социальные общности. Этим термином обозначается большая или малая группа людей, обладающих общими социальными признаками, занимающих одинаковое социальное положение, объединенных совместной деятельностью, политическими, идеологическими и иными ценностными ориентациями. Общности будут самостоятельными субъектами социального действия и поведения.

Социология обращает внимание на следующие особенности ϶ᴛᴏго явления:

  • социальные общности не будут умозрительными конструкциями, они реально существуют, и их можно выявить наблюдением и специальными исследованиями;
  • социальные общности — не арифметические суммы людей, а целостные множества, обладающие как таковые особыми ϲʙᴏйствами;
  • возникновение и деятельность социальных общностей управляется существующими социальными связями и взаимодействиями; вместе с тем они имеют собственные внутренние источники саморазвития. К числу таких источников ᴏᴛʜᴏϲᴙтся потребности, интересы и различные побуждения участников.

На практике встречаются следующие причины формирования социальных общностей :

  • сходство, близость условий жизни людей, порождающие различные формы коллективизма солидарности;
  • аналогичные потребности и интересы, осознание таких аналогий;
  • возникновение связей и хотя бы элементарных проявлений взаимодействий, ощущение пользы взаимосвязей, некᴏᴛᴏᴩых форм активности;
  • наличие и формирование некᴏᴛᴏᴩой общей «субкультуры», единства взглядов и подходов хотя бы по ограниченному кругу проблем;
  • развитие представлений о целях общности, становление элементов самоуправления и управления, а на ϶ᴛᴏм основании возникновение элементов организованности и организации;
  • социальная самоидентификация участников общности, формальное или неформальное причисление к данной общности.

Выше уже говорилось о том, что общество представляет собой многомерное, сложное образование. В его состав входят отдельные индивиды, кᴏᴛᴏᴩые одновременно выступают и как члены или сторонники различных социальных групп и общностей. Более того, многие такие общности играют особую роль, будут одним из важных источников движения всего общества.

Эти общности бывают крайне разнообразными. Социология проводит специальные исследования в ϶ᴛᴏй области. Выявлено, что большинство граждан в каждой стране имеют отношения с различными общностями, с кᴏᴛᴏᴩым они взаимодействуют. Без учета ϶ᴛᴏго обстоятельства часто бывает невозможно понять реальные интересы и мотивы поведения граждан, а также условия стабильности или, наоборот, нестабильности всего общества в целом.

Социология выделяет два основных типа общностей : массовые и групповые.

Массовые общности характеризуются следующими особенностями:

  • имеют неопределенную, можно сказать, аморфную структуру, неопределенные границы, неопределенный количественный и качественный состав, не имеют каких-либо формальных принципов вхождения человека в состав такой общности;
  • чаше всего возникают при появлении некᴏᴛᴏᴩых ситуаций, при исчезновении кᴏᴛᴏᴩых такая общность может исчезнуть. Вместе с тем, некᴏᴛᴏᴩые массовые общности обладают способностью приспосабливаться к изменившимся условиям;
  • им ϲʙᴏйственна разнородность состава, межгрупповая структура; в нихтрадиционно нет каких-либо внутренних границ между классовыми, этническими, идеологическими, профессиональными, демографическими и иными группами;
  • как правило, не вступают в состав более широких общностей в качестве явных структурных единиц именно в силу ϲʙᴏей аморфности и неопределенности.

К социальным общностям ᴏᴛʜᴏϲᴙтся этнические, профессиональные, территориальные, тендерные, возрастные, региональные, образовательные и т. п.

В разнообразные общности входят люди по некᴏᴛᴏᴩым общим признакам: наемные работники, крупные, средние и мелкие предприниматели, сельскохозяйственные фермеры, защитники окружающей среды, противники военных авантюр. Это относительно большие группы. Вот к примеру, в Великобритании численность членов профсоюзов достигала в разные периоды от 7 до 12 миллионов. Во Франции численность активных сторонников основных профсоюзных центров в 20-30 раз превышает число членов данных профцентров.

Важно заметить, что одновременно с крупными в каждой стране существуют множество малых социальных общностей. К ним ᴏᴛʜᴏϲᴙтся семьи, работники цеха, трудовые коллективы, сотрудники отдела в государственных учреждениях, научных и учебных заведениях. В последнее время большую популярность приобрела такая общность, как выпускники школьных классов и курсов вузов.

К таким малым общностям ᴏᴛʜᴏϲᴙтся также комитеты жителей городских домов. В некᴏᴛᴏᴩых зарубежных странах (Бельгия, Италия, Франция, Чили) такие общности по месту жительства играют важную роль в таких вопросах, как квартплата, поддержание жилого фонда, благоустройство населенных пунктов и т. п. Эти общности отличаются высокой активностью и устойчивостью. Так, в Чили «советы соседей» сохранились и вели активную работу даже в период фашистской диктатуры Пиночета.

Интерес для социологии такие общности представляют потому, что в ряде случаев именно на базе малых общностей возникают крупные массовые общественные организации и движения, играющие важную роль в демократизации общественных отношений. В качестве примера приведем Ассоциации квартиросъемщиков и налогоплательщиков, к голосу кᴏᴛᴏᴩых прислу- ш иваются домовладельцы и прави гельства.

Практика показывает, что отношение гражданина к существующим общностям будет показателем его гражданской активности и демократизма. Более того, исследования показали, что в демократических странах гражданин состоит в нескольких общностях (в большинстве случаев — в трех-четырех) Нужно помнить, такие граждане политически более активны и осознанно участвуют в решении общественных вопросов.

Социальная общность — не арифметическая сумма граждан, а новая система, структура, для кᴏᴛᴏᴩой характерны специфические функции, возможности и правила деятельности.

В практике социологических исследований принято классифицировать социальные общности по разным основаниям. Это:

  • базовые признаки — этнические, территориальные, демографические, гражданские, политические, социально-трудовые;
  • структурные признаки — формальное членство, степень организованности, иерархия, территория:
  • количественный фактор — десятки участников, сотни, тысячи, миллионы;
  • признак устойчивости, саморегулирования и самообновления;
  • продолжительность функционирования.

Научная классификация необходима для того, ɥᴛᴏбы установить фактические особенности и роль общностей и прогнозировать их будущее, что крайне важно для принятия политических решений.

Особое внимание обращает социология на большие социальные общности, поскольку они обладают значительным влиянием. К особенностям таких общностей относится значительная численность (многие тысячи и сотни тысяч), распространение влияния на значительные территории. Как обшсс правило, сторонников таких общностей объединяет ограниченное число характеристик и целей. Это могут быть социально-трудовые, территориальные, профессиональные, этнические, идеологичекие, конфессиональные и тому подобные интересы.

Среди больших социальных общностей встречаются малоорганизованные и жестко организованные.

К малоорганизованным общностям ᴏᴛʜᴏϲᴙт, например, избирателей какой-либо партии, участников общественных движений, демонстраций, митингов. Общности такого типа возникают для совместного решения ограниченной задачи. Нужно помнить, такие общности могут быстро возникнуть и так же быстро прекратить ϲʙᴏе существование.

В ряде случаев, однако, под влиянием множества обстоятельств, кᴏᴛᴏᴩые тщательно исследуются социологией, такие общности приобретают организованный характер, более четкую программу, руководящие органы, преемственность деятельности. Материал опубликован на http://сайт
Нужно помнить, такие общности превращаются в общественные движения. Более того, известно немало случаев, когда организованные общности превращались в политические партии, завоевывали депутатские места в парламенте и входили в состав правительства (движение «зеленых» в Германии)

Этнические общности будут очень распространенными в большинстве стран. Социология различает понятие нации и понятие этноса. Понятие нации имеет политическое содержание и практически совпадает с понятием гражданства. Так, все жители Франции, имеющие французский паспорт, имеют французскую национальность. Именно такая концепция зафиксирована в законодательстве большинства западноевропейских стран.

Другое дело — понятие этноса. Стоит заметить, что оно характеризует, можно сказать, биологическую особенность человека, унаследованную от родителей: русский, чех, татарин, таджик и т. д. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что этническая общность — ϶ᴛᴏ относительно устойчивое множество людей, отличающихся общей культурой, языком, некᴏᴛᴏᴩыми ϲʙᴏйствами психологии, традициями, осознающих ϲʙᴏе отличие от других общностей аналогичного рода. Стоит сказать, для понимания этнической принадлежности иногда большое значение имеет самосознание человека и общности, то есть субъективное ощущение такой принадлежности.

В отечественной науке и практике длительное время термин «этнос» не применялся. Вместо него использовался термин «нация». В ряде случаев ϶ᴛᴏ создавало странные ситуации. Так, в советское время в заграничном паспорте требовалось указать национальность. Приходилось писать: «национальность — советская», то есть указывать именно гражданство.

Сегодня практически не осталось моноэтнических стран. В некᴏᴛᴏᴩых случаях этнические общности весьма многочисленны: турецкая община в Германии насчитывает около пяти миллионов человек, арабская община во Франции составляет почти 20 % населения страны. Многочисленна русскоязычная община в США. Множество этнических общин существуют и в нашей стране.

Значительные перемещения населения в последней трети XX века и в настоящее время создают множество сложных проблем, исследование кᴏᴛᴏᴩых находится в центре внимания отечественной социологии.

Состоит также из множества подсистем, каждая из которых обладает особыми свойствами и качествами. Наиболее важны так называемые социальные общности. Этим термином обозначается большая или малая группа людей, обладающих общими социальными признаками, занимающих одинаковое социальное положение, объединенных совместной деятельностью, политическими, идеологическими и иными ценностными ориентациями. Общности являются самостоятельными субъектами социального действия и поведения.

Обращает внимание на следующие особенности этого явления:

  • социальные общности не являются умозрительными конструкциями, они реально существуют, и их можно выявить наблюдением и специальными исследованиями;
  • социальные общности — не арифметические суммы людей, а целостные множества, обладающие как таковые особыми свойствами;
  • возникновение и деятельность социальных общностей управляется существующими социальными связями и взаимодействиями; вместе с тем они имеют собственные внутренние источники саморазвития. К числу таких источников относятся потребности, интересы и различные побуждения участников.

На практике встречаются следующие причины формирования социальных общностей :

  • сходство, близость условий жизни людей, порождающие различные формы коллективизма солидарности;
  • аналогичные потребности и интересы, осознание таких аналогий;
  • возникновение связей и хотя бы элементарных проявлений взаимодействий, ощущение пользы взаимосвязей, некоторых форм активности;
  • наличие и формирование некоторой общей «субкультуры», единства взглядов и подходов хотя бы по ограниченному кругу проблем;
  • развитие представлений о целях общности, становление элементов самоуправления и управления, а на этом основании возникновение элементов организованности и организации;
  • социальная самоидентификация участников общности, формальное или неформальное причисление к данной общности.

Выше уже говорилось о том, что общество представляет собой многомерное, сложное образование. В его состав входят отдельные индивиды, которые одновременно выступают и как члены или сторонники различных социальных групп и общностей. Более того, многие такие общности играют особую роль, являются одним из важных источников движения всего общества.

Эти общности бывают крайне разнообразными. Социология проводит специальные исследования в этой области. Выявлено, что большинство граждан в каждой стране имеют отношения с различными общностями, с которым они взаимодействуют. Без учета этого обстоятельства часто бывает невозможно понять реальные интересы и мотивы поведения граждан, а также условия стабильности или, наоборот, нестабильности всего общества в целом.

Социология выделяет два основных типа общностей : массовые и групповые.

Массовые общности характеризуются следующими особенностями:

  • имеют неопределенную, можно сказать, аморфную структуру, неопределенные границы, неопределенный количественный и качественный состав, не имеют каких-либо формальных принципов вхождения человека в состав такой общности;
  • чаше всего возникают при появлении некоторых ситуаций, при исчезновении которых такая общность может исчезнуть. Вместе с тем, некоторые массовые общности обладают способностью приспосабливаться к изменившимся условиям;
  • им свойственна разнородность состава, межгрупповая структура; в них, как правило, нет каких-либо внутренних границ между классовыми, этническими, идеологическими, профессиональными, демографическими и иными группами;
  • как правило, не вступают в состав более широких общностей в качестве явных структурных единиц именно в силу своей аморфности и неопределенности.

К социальным общностям относятся этнические, профессиональные, территориальные, тендерные, возрастные, региональные, образовательные и т. п.

В разнообразные общности входят люди по некоторым общим признакам: наемные работники, крупные, средние и мелкие предприниматели, сельскохозяйственные фермеры, защитники окружающей среды, противники военных авантюр. Это относительно большие группы. Так, например, в Великобритании численность членов профсоюзов достигала в разные периоды от 7 до 12 миллионов. Во Франции численность активных сторонников основных профсоюзных центров в 20-30 раз превышает число членов этих профцентров.

Одновременно с крупными в каждой стране существуют множество малых социальных общностей. К ним относятся семьи, работники цеха, трудовые коллективы, сотрудники отдела в государственных учреждениях, научных и учебных заведениях. В последнее время большую популярность приобрела такая общность, как выпускники школьных классов и курсов вузов.

К таким малым общностям относятся также комитеты жителей городских домов. В некоторых зарубежных странах (Бельгия, Италия, Франция, Чили) такие общности по месту жительства играют важную роль в таких вопросах, как квартплата, поддержание жилого фонда, благоустройство населенных пунктов и т. п. Эти общности отличаются высокой активностью и устойчивостью. Так, в Чили «советы соседей» сохранились и вели активную работу даже в период фашистской диктатуры Пиночета.

Интерес для социологии такие общности представляют потому, что в ряде случаев именно на основе малых общностей возникают крупные массовые общественные организации и движения, играющие важную роль в демократизации общественных отношений. В качестве примера приведем Ассоциации квартиросъемщиков и налогоплательщиков, к голосу которых прислу- ш иваются домовладельцы и прави гельства.

Практика показывает, что отношение гражданина к существующим общностям является показателем его гражданской активности и демократизма. Более того, исследования показали, что в демократических странах гражданин состоит в нескольких общностях (в большинстве случаев — в трех-четырех). Такие граждане политически более активны и осознанно участвуют в решении общественных вопросов.

Социальная общность — не арифметическая сумма граждан, а новая система, структура, для которой характерны специфические функции, возможности и правила деятельности.

В практике социологических исследований принято классифицировать социальные общности по разным основаниям. Это:

  • базовые признаки — , демографические, гражданские, политические, социально-трудовые;
  • структурные признаки — формальное членство, степень организованности, иерархия, территория:
  • количественный фактор — десятки участников, сотни, тысячи, миллионы;
  • признак устойчивости, саморегулирования и самообновления;
  • продолжительность функционирования.

Научная классификация необходима для того, чтобы установить фактические особенности и роль общностей и прогнозировать их будущее, что необходимо для принятия политических решений.

Особое внимание обращает социология на большие социальные общности, поскольку они обладают значительным влиянием. К особенностям таких общностей относится значительная численность (многие тысячи и сотни тысяч), распространение влияния на значительные территории. Как обшсс правило, сторонников таких общностей объединяет ограниченное число характеристик и целей. Это могут быть социально-трудовые, территориальные, профессиональные, этнические, идеологичекие, конфессиональные и тому подобные интересы.

Среди больших социальных общностей встречаются малоорганизованные и жестко организованные.

К малоорганизованным общностям относят, например, избирателей какой-либо партии, участников общественных движений, демонстраций, митингов. Общности такого типа возникают для совместного решения ограниченной задачи. Такие общности могут быстро возникнуть и так же быстро прекратить свое существование.

В ряде случаев, однако, под влиянием множества обстоятельств, которые тщательно исследуются социологией, такие общности приобретают организованный характер, более четкую программу, руководящие органы, преемственность деятельности. Такие общности превращаются в общественные движения. Более того, известно немало случаев, когда организованные общности превращались в политические партии, завоевывали депутатские места в парламенте и входили в состав правительства (движение «зеленых» в Германии).

Этнические общности являются очень распространенными в большинстве стран. Социология различает понятие нации и понятие этноса. Понятие нации имеет политическое содержание и практически совпадает с понятием гражданства. Так, все жители Франции, имеющие французский паспорт, имеют французскую национальность. Такая концепция зафиксирована в законодательстве большинства западноевропейских стран.

Другое дело — понятие этноса. Оно характеризует, можно сказать, биологическую особенность человека, унаследованную от родителей: русский, чех, татарин, таджик и т. д. Таким образом, этническая общность — это относительно устойчивое множество людей, отличающихся общей культурой, языком, некоторыми свойствами психологии, традициями, осознающих свое отличие от других общностей аналогичного рода. Для понимания этнической принадлежности иногда большое значение имеет самосознание человека и общности, то есть субъективное ощущение такой принадлежности.

В отечественной науке и практике длительное время термин «этнос» не применялся. Вместо него использовался термин «нация». В ряде случаев это создавало странные ситуации. Так, в советское время в заграничном паспорте требовалось указать национальность. Приходилось писать: «национальность — советская», то есть указывать именно гражданство.

В настоящее время практически не осталось моноэтнических стран. В некоторых случаях этнические общности весьма многочисленны: турецкая община в Германии насчитывает около пяти миллионов человек, арабская община во Франции составляет почти 20 % населения страны. Многочисленна русскоязычная община в США. Множество этнических общин существуют и в нашей стране.

Значительные перемещения населения в последней трети XX века и в настоящее время создают множество сложных проблем, исследование которых находится в центре внимания отечественной социологии.

Понятия социальной группы и социальной общности являются наиболее дискуссионными в социологическом сообществе. Существуют различные взгляды на трактовку обоих этих понятий, из которых можно выделить два самых распространенных:

  1. Общности обозначаются как синонимы социальных групп. В этом случае социологи, как правило, не рассматривают общность как таковую, ограничиваясь подробным разбором определения социальной группы.
  2. Понятия социальная группа и социальная общность достаточно различаются.

Социальная общность

Социальная общность – это совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия, поведения. Для социальных общностей характерно наличие самых общих объединительных признаков. Социальные общности отличаются огромным разнообразием видов и форм. Они значительно варьируются как по количественному составу, так и по продолжительности существования. Как правило, общность можно выделить по системообразующим признакам: территориальные, этнические, демографические и другие. Разные общности играют разную роль в историческом развитии определенного общества. Есть общности, которые не оказывают практически никакого влияние на историческое развитие общества. Они возникают, существуют короткое время и распадаются. Например, посетители кинотеатра на определенном сеансе, пассажиры автобуса. Другие общности, которые действуют достаточно продолжительное время, могут влиять на общество в гораздо большей степени. Например, студенты.

Этническая общность

Под этнической общностью, например, понимают социальную общность, которая выделяется по этническому признаку, то есть это люди определенной нации или народности с характерными для этой нации или народности привычками, традициями и укладом жизни. Этнические общности могут играть значительную роль в историческом развитии общества – завоевание земель, защита собственной территории – очень часто эти события связаны с активными действиями той или иной общности. Кроме того, этнические общности всегда заметны в том случае, если они находятся за пределами территории, которую исторически занимает данная общность. Тогда она образует общность по принципу определенного этнического “землячества” в рамках определённой территории. С подобными “землячествами” в том случае, если они большие и сильные, вынуждены, как правило, считаться и основные этнические общности данной территории, Исторически сложившаяся этническая общность на определенной территории называется также этносом. Основные исторические формы существования этнической общности: род, племя, народность, нация.

  • Род – группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по материнской или отцовской линии. Характерными чертами рода являлись первобытный коллективизм, отсутствие частной собственности, классового деления, моногамной семьи.
  • Племя – тип этнической общности людей и социальной организации доклассового общества. Главная отличительная черта (признак) – кровно-родственная связь между его членами. Характерными чертами племени являются наличие племенной территории, племенное самосознание, племенное самоуправление.
  • Народность – форма социально-этнической общности людей, исторически следующая за родоплеменной общностью. Если для родоплеменных объединений характерны кровно-родственные связи, то для народности – территориальные.
  • Нация – исторически складывающийся тип этноса, историческая общность людей, характеризующаяся устойчивой целостностью экономической жизни, языка, территории, некоторыми особенностями культуры и быта, психологического склада и этнического (национального) самосознания. Нация возникает при переходе народности на более высокий качественный уровень.

Классификация социальных общностей и социальных групп

Общности подразделяются на массовые (социальные общности) и групповые (социальные группы)

Массовые (социальные общности) . представляют собой структурно нерасчлененные аморфные образования с довольно раздвинутыми границами, с неопределенным качественным и количественным составом. Для них характерно:

  • для них может быть характерен ситуативный способ существования;
  • им присуща разнородность состава, межгрупповая природа;
  • для них может быть характерно объединение по какому-то одному признаку или основанию.

Групповые (социальные группы) . Социальная группа – совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других (Р. Мертон). Социальные группы в отличие от массовых общностей характеризуются:

  • устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существования в пространстве и во времени;
  • относительно высокой степенью сплоченности;
  • отчетливо выраженной однородностью состава, то есть наличием признаков, присущих всем индивидам, входящим в группу;
  • вхождением в более широкие общности в качестве структурных образований.

Классификация социальных групп

Малые и большие социальные группы

Малая группа – это достаточно устойчивая общность людей, в которой общественные отношения выступают в формах непосредственного личностного общения. Это, как правило, группа людей, от 3 до 15 человек, которые объединены общей сферой деятельности: труда, общения и познания, находятся в непосредственных контактах, эмоциональных отношениях, способствуют выработке групповых норм и динамике групповых процессов. При большем количестве людей группа разбивается на подгруппы. Отличительные признаки малой группы: ограниченное число членов, стабильность состава, интерактивность и информационная насыщенность общения, неформальный уровень восприятия человека человеком, внутренняя структура, чувство принадлежности к группе. Для малой группы характерны общие закономерности:
- наличие цели для совместной деятельности;
- взаимодействие каждого с каждым;
- наличие в группе организующего начала в лице лидера, руководителя или неформальной структуры отношений;
- число связей увеличивается в геометрической профессии, тогда как количество субъектов возрастает в арифметической;
- наличие эмоциональных межличностных отношений;
- выработка особенной групповой культуры – традиций, норм, правил, стандартов, поведения, определяющих ожидания членов группы по отношению друг к другу, отклонение от групповых стандартов, как правило, разрешается только лидеру.

Большие – группы, не отвечающие условиям малых групп. Большая социальная группа структурируется, как правило, как социальная организация.

Формальные и неформальные социальные группы

Формальные – со строго определенной структурой, правилами и регламентацией действий членов этой группы в том случае, если эта деятельность связана с официальным статусом члена группы. Для формальной группы характерно наличие структуры, рационализации функций, разделение обязанностей. По форме своей организации формальная социальная группа является социальным институтом. Поэтому к формальной социальной группе применяются все характеристики социального института (функции, признаки и так далее) (смотрите раздел “Социальная структура общества” в теме “Социальные институты” данного издания).

Неформальные – не имеющие структуры и всего перечисленного в характеристике формальных групп. Взаимодействие между членами группы строится на основе межличностных отношений по инициативе самих индивидов, общности их интересов.

Роль социальных групп и общностей в истории

Роль социальных групп и общностей в обществе совершенно разная. Большинство социальных групп и общностей не оставляют значительных следов в истории обществ. Исключение составляют элитные группы и общности, группы и общности, непосредственно влияющие на политическое развитие общества, а также некоторые группы и общности в момент революционных потрясений или серьезных кризисов, когда на развитие ситуации порой сильное влияние оказывают случайные факторы. Именно в этой ситуации общности и социальные группы могут своими действиями “развернуть” ситуацию в ту или иную сторону. Например, в ходе развития экономического кризиса в СССР конца 80-х годов большую роль сыграла такая общность, как шахтеры. Подавляющее большинство угольных шахт СССР не отгружало уголь дальше своего региона, поэтому разразился серьезный энергетический кризис, что, в свою очередь, привело к увеличению политической нестабильности в стране.

Групповые нормы и санкции

В социальных группах существуют групповые ценности и нормы. Групповые ценности – это разделяемые социальной группой (или обществом в целом, если речь идет о социальных ценностях) убеждения по поводу целей, которых необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям. Иными словами, социальные ценности помогают ответить на вопрос, как относиться к тому, что уже есть, и к тому, что может быть.

Групповые нормы производны от групповых ценностей и основываются на них. Они отвечают уже не на вопрос об отношении к явлениям и процессам, происходящим внутри группы и в обществе, а на вопрос о том, что и как с ними делать. Если групповые ценности определяют общую, стратегическую составляющую поведения группы, то групповые нормы – конкретные установки поведения отдельного члена группы, определяющие границы желательного и допустимого поведения индивида в конкретной ситуации с точки зрения этой группы. Групповые нормы – это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение человека в соответствии с ценностями данной конкретной группы. При этом понятно, что ценности у разных групп – разные. Соблюдение этих норм обеспечивается в группе путем применения наказаний и поощрений. Формы поощрения, как и формы наказания, у каждой группы свои. Поощрением может быть повышение статуса члена группы, приближение к отличившемуся групповых “святынь”, групповое признание особых заслуг члена группы. Формы наказания противоположны. Крайней формой внутригруппового наказания является исключение члена группы из состава этой группы. Если же говорить об обществе в целом, то, аналогично групповым ценностям и групповым нормам, существуют социальные нормы и ценности, которые регулируют отношения в обществе в целом.

Межнациональные отношения

Межнациональные отношения проявляются во взаимодействии различных наций в пределах определенной территории проживания. Трения в этих отношениях могут явиться предпосылкой межнациональных конфликтов. Межнациональные конфликты по природе своей аналогичны конфликтам между другими общностями. Поэтому пути разрешения межнациональных конфликтов мало отличаются от универсальных способов их разрешения (смотрите социальный конфликт). Межнациональные конфликты в большей или меньшей степени опираются на почву национализма и сепаратизма.

Национализм – идеология, основанная на идеях национального превосходства и национальной исключительности и трактовке нации как главной формы общности.

Сепаратизм – идеология, в основе которой лежит стремление определенной общности (чаще всего этнической) к отделению, обособлению и созданию собственных государств или других национально-территориальных образований в составе государств.

Социальная общность является одной из важных составляющих социума.

Социальные общности разных видов и типов – это формы совместной жизнедеятельности людей, формы человеческого общежития.

Именно поэтому их изучение является важным направлением социологической науки. Социальная общность – это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом общественно-исторического процесса.

Социальные общности являются относительно устойчивыми совокупностями людей, отличающихся более или менее одинаковыми чертами (во всех или некоторых аспектах жизнедеятельности) условий и образа жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов.

Таким образом, в качестве основных черт социальных общностей можно выделить следующие:

1) реальность – социальные общности не являются умозрительными абстракциями или экспериментальными искусственными образованиями, а существуют реально, в самой действительности. Их существование можно эмпирически зафиксировать и проверить;

2) целостность – социальные общности не являются простой совокупностью индивидов, социальных групп или иных социальных, а целостность с вытекающими характеристиками целостных систем;

3) выступление в качестве объекта социального взаимодействия – социальные общности сами являются источниками своего развития. Становление и функционирование социальных общностей происходит на основе социальных связей, социального взаимодействия и отношений.

Социальные общности отличаются огромным разнообразием конкретно-исторических и ситуационно обусловленных видов и форм.

Так, по количественному составу они варьируются от взаимодействия двух людей до многочисленных международных, экономических и политических движений.

По времени продолжительности существования – от длящихся минуты и часы до живущих столетия и тысячелетия этносов, народностей, наций.

По плотности связи между индивидами – от тесно сплоченных коллективов и организаций до весьма расплывчатых, аморфных образований.

Разнообразные виды общностей образуются на различной объективной основе.

В качестве таких оснований можно выделить следующие характеристики:

1) характер общественного производства (производственный коллектив, социально-профессиональная группа);

2) этническая принадлежность (народности, нации), которые отличаются спецификой экономической деятельности, окружающей природной среды и другими качествами;

3) естественные социально-демографические факторы (пол, возраст, принадлежность к социальному слою, например, студенчество и т. д.);

4) культурные особенности (различные культурные объединения: театральные, кинематографические и т. д.);

5) политические ориентации (политические партии и общественные движения).

Все социальные общности можно разделить на массовые и групповые .

Массовые общности – это совокупности людей, выделяемые на основе поведенческих различий, которые ситуационны и не фиксированы.

Массовые общности характеризуются следующими признаками:

1) представляют собой структурно нерасчлененные аморфные образования с довольно раздвинутыми границами, с непосредственным качественным и количественным составом, не имеющие четко обозначенного принципа вхождения в них;

2) для них характерен ситуационный способ образования и существования, так как они функционируют в границах той или иной конкретной деятельности, невозможны вне ее и поэтому оказываются неустойчивыми, меняющимися от случая к случаю образованиями;

3) им присуща разнородность состава, межгрупповая природа, то есть эти общества преодолевают классовые этнические и иные границы;

4) вследствие своего аморфного образования они не способны выступать в качестве структурных единиц более широких общностей.

Групповые общности – это совокупности людей, которые отличаются устойчивым характером взаимодействия, высокой степенью сплоченности, однородностью; они чаще всего входят в более крупные социальные общества в качестве структурных элементов.

Любая общность формируется на основе одинаковых условий жизни людей, из которых она образуется. Однако совокупность людей становится общностью только тогда, когда они могут осознать эту одинаковость, проявить свое отношение к ней. В связи с этим у них вырабатывается отчетливое понимание того, кто является «своим», а кто «чужим».

Соответственно возникает понимание единства своих интересов по сравнению с другими общностями.

Осознание данного единства присуще любой социальной общности. При этом существует прямая зависимость между характером основы общества и осознанием единства; чем больше общих условий лежит в основе их формирования, тем больше единство данной общности. Поэтому наиболее присуще осознание единства для этнических общностей: наций, народов, народностей.

2. Социальная группа как объект социологического изучения. Виды социальных групп

П. Сорокин отмечал, что «…вне группы история нам не дает человека. Абсолютно изолированного человека, живущего вне общения с другими людьми, мы не знаем. Нам всегда даны группы…». Общество представляет собой совокупность самых разных групп: больших и малых, реальных и номинальных, первичных и вторичных.

Социальная группа – это совокупность людей, имеющих общие социальные признаки, выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности.

Такими признаками могут быть пол, возраст, национальность, раса, профессия, место жительства, доход, власть, образование и т. д.

Первые попытки создания социальной теории групп были предприняты в XIX – начале XX вв. Э. Дюркгеймом, Г. Тардом, Г. Зиммелем, Л. Гумпловичем, Ч. Кули, Ф. Теннисом .

В обыденной жизни понятию «социальная группа» даются самые различные толкования.

В одном случае этот термин применяется для обозначения сообщества индивидов, физически и пространственно находящихся в одном месте.

Примером такого сообщества могут быть индивиды, находящиеся в определенный момент на определенной площади или проживающие на одной территории. Такое сообщество называют агрегацией.

Агрегация – это некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательного взаимодействия.

Значимость социальной группы для индивида заключается прежде всего в том, что группа – это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественного разделения труда. В соответствии с местом в системе общественных отношений социологи выделяют большие и малые социальные группы.

Большая группа – это группа с большим числом ее членов, основанная на различных типах социальных связей, не предполагающих обязательных личных контактов. Большие социальные группы, в свою очередь, также можно разделить на несколько видов.

Номинальные группы – совокупность людей, выделяемая для целей анализа по какому-нибудь признаку, не имеющему социального значения. К ним относятся группы условные и статические – некоторые конструкции, используемые для удобства анализа.

Если признак, по которому выделяются группы, выбран условно (например, высокие или низкие), то такая группа является чисто условной, если признак существенный (профессия, пол, возраст) – она приближается к реальным.

Реальные группы – это такие общности людей, которые способны к самодеятельности, т. е. могут действовать как единое целое, объединены общими целями, осознают их, стремятся к их удовлетворению совместными организованными действиями. Это группы типа класса, этноса и другие сообщества, которые образуются на основе совокупности существенных признаков.

Большие социальные группы редко выступают в качестве объекта социологических исследований, что обуславливается их масштабом.

Гораздо чаще в качестве элементарной частицы общества, сосредотачивающей в себе все виды социальных связей, выступает малая социальная группа.

Малая социальная группа – это небольшое число людей, которые хорошо знают друг друга и постоянно взаимодействуют. Г. М. Андреева определяет этот феномен как группу, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов.

Таким образом, главным группообразующим фактором в данном случае выступает непосредственный личный контакт. Малая группа имеет ряд отличительных признаков:

1) ограниченное число членов, как правило от 2 до 7 человек, но не более 20;

2) члены малой группы находятся в непосредственном контакте, взаимодействуя в течение определенного времени;

3) каждый из членов группы взаимодействует со всеми членами;

4) принадлежность к группе побуждается надеждой найти в ней удовлетворение личных потребностей;

5) члены группы имеют общие цели, как правило, они вырабатывают общие правила, стандарты, нормы и ценности.

Существует две исходных формы малой группы: диада и триада.

Диада – это группа, состоящая из двух человек, характеризующаяся более интимными отношениями, например, пара влюб-ленных. Триада – активное взаимодействие трех человек, для которых менее характерны эмоциональность и интимность, но в большей степени развито разделение труда.

Существуют различные подходы к классификации малых групп. В рамках одной из них принято выделять первичные и вторичные группы.

Первичная группа – разновидность малой группы, отличающаяся высокой степенью солидарности, близостью ее членов, единством целей и деятельности, добровольностью вступления и неформальным контролем над поведением ее членов, например, семья, группа сверстников, компания друзей и т. д. Впервые термин «первичная группа» ввел в научный социологический оборот Ч. Кули . Автор рассматривал его как элементарную клеточку всего социального организма.

Изучение первичных групп важно в силу их огромного влияния на нравственное и духовное воспитание человека. Стереотипы, вырабатываемые в таких группах, становятся частью культуры, моральными постулатами и ролевыми установками для огромного количества людей.

Вторичная группа – это социальная группа, социальные контакты и отношения между членами которой носят безличный характер.

Эмоциональные характеристики в такой группе отходят на второй план, а на первый выходит способность осуществлять определенные функции и достигать общей цели. Вторичной группой можно назвать социальные общности, связанные между собой внешней связью, которая, однако, оказывает существенное влияние на их поведение.

В классификации малых групп выделяют также референтные группы. Референтная группа – это реальная или воображаемая группа, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, цели, ценности которой он ориентируется в своем поведении и самооценке. Разработка этого социального явления были проведены американским социологом Г. Хайменом . В ходе исследований он выяснил, что каждый человек включает себя сразу в несколько референтных групп, хотя и не принадлежит им формально.

При рассмотрении малых социальных групп принято выделять также группы членства – группы, к которым индивид реально принадлежит. В обыденной жизни нередки случаи, когда между группами членства и референтными группами возникает ценностный конфликт. Результатом этого может стать разрыв межличностных связей, что грозит разрушением социальной группы. В современном обществе такие явления имеют значительные масштабы.

Прежде всего это связано с развитием информационных технологий. Официальная мораль, если она не поддерживается в средствах массовой информации, отвергается в процессе социализации.

3. Социальные квазигруппы. Социальный феномен толпы. Особенности поведения людей в толпе

Помимо указанных типов социальных групп в социологии выделяются группы, которые появляются непреднамеренно и носят случайный характер. Такие спонтанные неустойчивые группы называются квазигруппами. Квазигруппа – это спонтанное (неустойчивое) образование с кратковременным взаимодействием какого-либо вида.

Одним из самых ярких примеров квазигруппы является толпа. Толпа – это временное собрание людей, объединенных в замкнутом пространстве общностью интересов.

Социальная структура толпы, как правило, проста – лидеры и все остальные участники.

Физически ограниченное пространство приводит к социальному взаимодействию даже в тех случаях, когда люди в толпе стараются избегать межличностного контакта.

В зависимости от характера поведения и формирования толпы можно разделить на несколько видов.

Случайная толпа обладает наиболее неопределенной структурой. Например, собрание людей на улице возле произошедшего дорожно-транспортного происшествия. В этом виде толпы людей объединяют либо незначительные цели, либо вовсе бесцельное времяпровождение.

Индивиды слабо эмоционально включены в случайную толпу и могут свободно отделить себя от нее. Однако при определенном изменении условий такая толпа может быстро сплотиться и приобрести общую структурированность.

Обусловленная толпа – собрание людей, заранее планирующееся и относительно структурированное. Например, толпа, собравшаяся на стадионе для просмотра футбольного матча. В данном случае толпа «обусловлена» в том смысле, что поведение ее членов находится под воздействием определенных, заранее установленных социальных норм.

Экспрессивная толпа – социальная квазигруппа, которая обычно организуется в целях личного удовольствия ее членов при активности людей, которая уже сама по себе является целью и результатом. Например, собрание людей на проведении рок-фестиваля.

Действующая толпа. Под термином «действующая» подразумевается весь комплекс действий толпы. Одной из важнейших форм действующей толпы является сборище – эмоционально возбужденная толпа, тяготеющая к насильственным действиям. Сборища, как правило, имеют лидеров, однонаправленных в своих агрессивных намерениях и требующих строгого конформизма от всех членов.

Действия сборища направлены на какой-либо определенный объект и носят кратковременный характер. После этого сборище, как правило, распадается.

Распространенным примером сборища является ликующая толпа, которая имеет очень узкую направленность и после достижения цели быстро распадается. Другая форма действующей толпы – восставшая толпа.

Это насильственный и деструктивный коллективный взрыв. Такая толпа отличается от сборища тем, что при восстаниях поведение менее структурировано, менее целенаправленно и более неустойчиво.

Восставшая толпа может состоять из различных групп, преследующих свои цели, но действующих в критический момент сходным образом. Такой вид толпы в наименьшей степени подвержен различным случайным явлениям извне, ее действия в большинстве случаев непредсказуемы.

Несмотря на то, что толпы сильно различаются по характеру и поведению, можно выделить общие черты, характерные для поведения людей в любой толпе:

1) внушаемость . Люди, находящиеся в толпе, как правило, более внушаемы. Они с большей вероятностью принимают мнения, чувства и действия большинства;

2) анонимность . Индивид ощущает себя неузнаваемым в толпе. Толпа часто действует как целое, ее индивидуальные члены не воспринимаются и не выделяются как индивиды;

3) спонтанность . Люди, составляющие толпу, имеют тенденцию к более спонтанному поведению, чем в обычных условиях. Как правило, они не задумываются над своим поведением и их действия диктуются исключительно эмоциями, царящими в толпе;

4) неуязвимость . Поскольку люди, составляющие толпу, анонимны, они начинают чувствовать себя вне социального контроля. Например, при осуществлении акта вандализма футбольными болельщиками каждый из участников действия снимает с себя ответственность, действуя со всеми вместе как единое целое.

В толпе теряют значение индивидуальные и статусные различия, действующие в «обычных» условиях социальные нормы и табу. Толпа понуждает отдельных людей одинаково действовать и буйствовать, сминает всякую попытку сопротивления или сомнения.

Тут понятны аналогии с бешеным потоком, селем и т. п. Но это лишь аналогии: поведение самой неистовой толпы имеет свою логику, причем это логика социального действия, участники которого действуют как существа социальные.

В действующей толпе, особенно в сплоченной, всегда можно обнаружить более или менее определенную и устойчивую собственную структуру.

В ее основе лежит некоторый традиционный поведенческий стереотип (ксенофобия религиозная или этническая, кровная месть, «закон Линча» и пр.) и ролевой механизм (например, подстрекатели, активисты, крикуны и т. д.). Нечто подобное существует и в ситуации разобщенной, панической толпы (стереотип «спасайся кто как может» и соответствующее распределение ролей).

Ролевой этот набор в толпе беден, функции сводятся к триггерным и усилительным.

4. Социология этнических общностей

В научной литературе под этнической общностью принято понимать устойчивую совокупность людей, проживающих, как правило, на одной территории, имеющих свою самобытную культуру, включая язык, обладающую самосознанием, что обычно выражается в названии этноса, – Россия, Франция, Индия и т. д.

Интегративным показателем сложившейся общности выступает этническое самосознание – чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп.

Важную роль в развитии этнического самосознания играют представления об общности происхождения, территории, традиции, обычаи и т. п., то есть такие элементы культуры, которые передаются из поколения в поколение и образуют специфическую этническую культуру.

Вопрос исследования этносов очень важен для социологии, так как именно этносы представляют собой самую стабильную социальную общность.

Наиболее разработанной на сегодня концепцией этносов является концепция этногенеза Л. Н. Гумилева. В своей книге «Этногенез и биосфера земли» исследователь разработал теорию «пассионарности».

Природно-биологический характер этноса Гумилев видит в том, что он является составной частью биоорганического мира планеты, возникает в определенных географических и климатических условиях.

Любой этнос есть результат процесса адаптации человека к природно-географическим условиям обитания. Этнос – это феномен биосферы, а не культуры, возникновение которой носит вторичный характер.

Гумилев в своей теории пытался раскрыть причины гибели одних этносов и зарождения других, которые, по его мнению, культурологическая концепция этноса не объясняет.

Главной причиной зарождения и развития этнических общностей является присутствие в них «пассионариев» – наиболее энергичных, даровитых и развитых людей и «субпассионариев», обладающих противоположными качествами.

Появление пассионариев и субпассионариев есть процесс генетических мутаций в популяции. Мутанты в среднем живут около 1200 лет, таков же и срок жизни этноса, расцвет его материальной и духовной культуры, создаваемой благодаря деятельности энергических пассионариев. Уменьшение числа пассионариев и увеличение числа субпассионариев ведет к гибели этноса.

Природно-климатические условия играют очень важную роль, так как именно под их действием вырабатывается определенный стереотип поведения, характерный для данного этнического сообщества. В качестве общепринятой классификации этносов в социологии выступает выделение трех их видов: племени, народности и нации, различающихся по уровню развития.

Племя – это тип этнической общности, присущий преимущественно первобытнообщинному строю и основанный на кровнородственном единстве.

Племя формируется на основе нескольких родов и кланов, ведущих общее происхождение от одного предка. Людей в данной общности объединяют общие примитивные религиозные верования (фетишизм, тотемизм), зачатки политической власти (совет старейшин, вожди), наличие общего разговорного диалекта. В ходе развития племена объединяются и создают союзы, которые совместно осуществляют переселения и завоевания, что ведет к образованию народностей.

Народность – это тип этнической общности, возникающий в период разложения родоплеменной организации и основанный уже не на крови, а на территориальном единстве. Народность отличается от племенной организации более высоким уровнем развития экономики, наличием культуры в виде мифов, сказок, устоев. Народность обладает сформировавшимся языком, особым образом жизни, религиозным сознанием, институтами власти, самосознанием.

Нация – это исторически высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, экономической жизни, культуры и национального самосознания. Процесс создании нации как наиболее развитой формы этноса происходит в период окончательного складывания государственности, широкого развития экономических связей, общей психологии, особой культуры, языка и т. д.

Ярко выраженной особенностью современной эпохи является тенденция к национально-этническому возрождению многих народов, их стремление самостоятельно решать проблемы собственного существования. Среди основных причин национального возрождения народов и их политической активности следует отметить следующие:

1) стремление народов укрепить все элементы социальной справедливости, ведущие к ограничениям их прав и возможностей развития в рамках бывших колониальных империй и некоторых современных федеративных государств;

2) реакция многих этносов на процессы, связанные с распространением современной технологической цивилизации, урбанизации и так называемой культуры, нивелирующие условия жизни всех народов и ведущие к утрате их национальной самобытности;

3) желание народов самостоятельно использовать природные ресурсы, находящиеся на их территории и играющие роль в удовлетворении их жизненных потребностей.

Для достижения задачи этнического возрождения необходима готовность нации понять свои подлинные интересы, а также интересы других наций и найти точки соприкосновения.

5. Организация как объект изучения социологии

Понятие «организация» употребляется в нескольких значениях:

1) как упорядоченность какого-либо объекта; тогда под организацией понимаются определенные структуры, строение и тип связей как способ единения частей в целое;

2) как вид деятельности; организация – это процесс, включающий распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию;

3) как искусственное объединение людей для решения каких-либо задач.

В западной социологической мысли организация представляется как произвольное соглашение людей, которые объединились в процессе работы, распределив и закрепив за каждым членом организации определенную функцию для наиболее эффективной деятельности всей организации в целом.

У всех объединившихся людей предполагается наличие общих интересов, а в идеальном типе организации – совпадение целей организации с целями каждого ее члена.

Отличительными характеристиками социальной организации является определенная структура социальных отношений индивидов и система распределяемых ими верований и мотивирующих ориентаций.

Можно выделить четыре подхода к определению организации:

1) организация – это сообщество взаимодействующих человеческих существ, являющееся самым распространенным в обществе и содержащим центральную координационную систему, что делает организацию похожей на сложный биологический организм (Д. Марч и Г. Саймон );

2) организация – это такой вид кооперации людей, который отличается от других социальных групп сознательностью, предсказуемостью и целенаправленностью (К. Барнард );

3) организация для достижения специфических социальных целей должна быть формализована, обладать формальной структурой (П. Блау, У. Скотт );

4) организация – это социальное объединение (человеческие группы), сознательно конструируемое и реконструируемое для специфических целей (А. Этциони ).

В западной социологии можно выделить несколько основных подходов к анализу организаций.

Рациональный подход. В рамках этого подхода организация мыслится как «инструмент» рационального средства достижения четко поставленных целей.

Организация в данном случае рассматривается как совокупность отдельных самостоятельных частей, способных изменяться и заменять друг друга, не нарушая при этом целостности системы. Сторонники этого подхода, представителем которых является М. Вебер, не придают значения неформальным отношениям между членами организации.

Естественная модель. Организация – некий организм, которому присущ органический рост, стремление к продолжению своего существования и сохранению равновесия системы. Согласно данной модели организация может продолжать свое функционирование даже после успешного достижения своих целей. Для представителей этого направления главной задачей является поддержка равновесия организации.

Большое внимание уделяется неформальным отношениям в организации.

Концепция «организации-машины» , разработанная французским инженером и исследователем А. Файолем , отмечает безличность организации и формально-рациональные отношения между рабочими и четкую иерархию управления. При этом задача организации заключается в том, чтобы осуществлять контроль, координацию и планирование работы разных звеньев организации. Таким образом, человек рассматривается как элементарная клеточка в системе управления.

Интеракционистская модель рассматривает социальное взаимодействие и коммуникцию как фундаментальные процессы любой организации.

Положительной стороной этой модели является утверждение о невозможности строго рационального и формального построения организации, в которой работают живые человеческие личности со своими интересами, потребностями, ценностями, которые не могут не влиять на процесс выполнения ими их функций. Поэтому необходимо принять ограниченность рациональной модели и невозможность полной формализации поведения людей.

Итак, существует множество определений организации, из которых обычно выделяется концепция организации как рациональной системы, направленной на достижение целей. При этом социальное взаимодействие в организации является составной частью общего процесса социального взаимодействия в обществе в целом и поэтому нельзя изолировать члена организации от общества, необходимо видеть в нем человеческую личность со своими интересами и потребностями.

На исследование организаций в общественной социологии наложила отпечаток господствующая идеология. Долгое время отечественные социологи преимущественно изучали социологию труда, малых групп, социальное планирование, не проводя исследований в области управления организаций. Только с началом проведения социально-экономических и политических преобразований в 80-90-е гг. XX в. появилась потребность в исследовании управленческого характера организаций.

6. Сущность, структура и типология социальных организаций

Социальная сущность организации проявляется в реализации своих целей через достижение личностных.

Без этого союза между целым и элементами нет организации как системы.

Люди будут объединяться и работать в организации только тогда, когда будут получать то, что нужно каждому из них, т. е. доход, образование, реализацию своих способностей, профессиональное продвижение.

Таким образом, можно говорить об организации как о социальной системе, элементами которой являются люди, группы, коллективы.

Вместе с тем любая организация сама является элементом общественной системы. Общество может рассматриваться как совокупность взаимодействующих организаций. Они являются самыми распространенными формами человеческой общности, первичными ячейками социума.

Организация выполняет роль посредника между человеком и обществом, а социальная жизнь организации – это постоянное разрешение противоречий между интересами личности, организации и общества.

С социологической точки зрения структура социальной организации определяется ее ценностно-нормативными стандартами, регулирующими размещение и взаимосвязь социальных позиций (должностей) с присущими им ролевыми предписаниями.

Характерной особенностью социальной структуры организации является обязательная иерархическая упорядоченность социальных позиций, позволяющих координировать социальные позиции различных уровней присущими им кругом прав и обязанностей.

На базе этой иерархии возникает своеобразная лестница должностных зависимостей, предполагающая обязательную подчиненность низших звеньев персонала высшим.

Кроме того, социальные позиции и роли, из которых складывается социальная структура организации, отличаются весьма строгой и однозначной нормативной регуляцией, которая предписывает каждому члену организации строго очерченный круг должностных обязанностей и соответствующий уровень ответственности.

Одним из обязательных условий для успешного функционирования организации является возможность служебной карьеры для ее членов, так называемая «вертикальная мобильность» или успешное продвижение по иерархической лестнице служебных должностей.

Следует отметить, что современный работник должен постоянно повышать свою квалификацию.

Во-первых, это дает возможность персоналу постоянно обновлять свои знания и профессиональные навыки в соответствии с меняющимися условиями производства, а во-вторых, повышение квалификации выступает непременным условием служебной карьеры или просто «соответствия должности».

Другим важным условием функционирования формальной организации является система налаженной коммуникации, т. е. взаимосвязь потоков информации, циркулирующей между различными звеньями организации.

Коммуникация необходима для принятия управленческих решений и рациональной координации деятельности людей.

Взаимный обмен информацией между различными звеньями организации является важнейшим условием, средством делового общения и социального взаимодействия членов организации.

В социологической литературе существует множество подходов к типологии организаций.

В первом подходе, который называется традиционным, выделяют три вида:

1) предприятия и фирмы (производственные, торговые, обслуживающие);

2) учреждения (финансовые, культурные, научные, управленческие, образовательные, медицинские);

3) общественные организации (религиозные, профессиональные, добровольные).

Второй подход основан на делении организаций на основе общественных отношений: экономические, социальные, культурные, управленческие.

В каждом из этих типов есть существенное сходство, определяющее цели и функции организаций.

Американский социолог А. Этциони подразделяет все организации на три основные группы:

1) добровольные, члены которых объединяются на добровольной основе (политические партии, профсоюзы, клубы, религиозные объединения);

2) принудительные, членами которых становятся принудительным путем (армия, тюрьма, психиатрическая лечебница);

3) утилитарные, члены которых объединяются для достижения общих и индивидуальных целей (предприятия, фирмы, финансовые структуры).

Современные российские социологи выделяют преимущественно следующие типы организаций:

1) деловые, членство в которых обеспечивает работников средствами к существованию (предприятия, фирмы, банки);

2) общественные, представляющие собой массовые объединения, членство в которых позволяет удовлетворить экономические, политические, социальные, культурные и другие потребности (политические партии, общественные движения);

3) промежуточные, сочетающие в себе признаки деловых и общественных организаций (кооперативы, товарищества);

4) ассоциативные, возникающие на основе взаимной реализации интересов (клубы, неформальные группы).

В рамках другой классификации выделяются два основных типа организаций: административные и общественные. Первые в свою очередь подразделяются на:

1) промышленно-хозяйственные, а также финансовые;

2) административно управленческие (органы государственного управления различного уровня);

3) научные и исследовательские организации;

4) учреждения культуры и досугового обслуживания населения.

К общественным организациям относятся политические партии и добровольные общественные организации, творческие союзы и другие.

Широко распространена в отечественной социологической литературе типология организаций по отраслевому признаку: промышленно-хозяйственные, финансовые, административно-управленческие, научно-исследовательские, образовательные, лечебные, социокультурные и др.

Социальные общности выступают важными субъектами общественного развития и социального конфликта: пенсионеры, шахтеры, пролетарии, горожане и т.п.

Социальные общности – это реально существующее объединение людей, характеризующееся: 1) какими-либо одинаковыми объективными признаками (языком, трудом, проживанием, формой дохода и т.п.), 2) общностью психологии, взглядов, ментальности; 3) определенной ролью в обществе.

По причине присущих данной социальной общности психологии (потребностей, интересов, влечений), ментальности (идеалов, ценностей, способов мышления) она становится источником социальной деятельности и социального конфликта.

Различают групповые и массовые (возрастные, профессиональные, классовые и т.п.) социальные общности.

Массовые социальные общности характеризуются отсутствием непосредственного общения в рамках большой численности (шахтеры, транспортники, учителя и т.п.); относительно слабой сплоченностью (аморфностью); входят в состав общества (или человечества – как этносы). Массовые общности состоят из социальных групп. Часто понятия «общность» и «группа» употребляются в одном значении – объединение людей.

Социальные общности представляют собой объединения людей с устойчивым (регулярным) взаимодействием в процессе какой-то деятельности, высокой степенью сплоченности (общности потребностей, чувств и взглядов), вхождением в массовые общности. Разные социальные группы воспринимают друг друга как «свои» или «чужие» по характеру труда, манере поведения и одежды, содержанию и стилю разговора, форме досуга и политическим пристрастиям и т.п.

Социальные общности делятся на малые (до 20 человек) и большие (свыше 20 человек). Малые (первичные) социальные группы – это студенческая группа, трудовая бригада, спортивная команда и т.п. и большие (вторичные) – студенты факультета, коллектив цеха, спортсмены какого-либо клуба и т.п. Если малые социальные группы образуются в результате непосредственного, эмоционального, деятельного взаимодействия индивидов, то большие – в результате опосредованного, формального, организационного взаимодействия.

Важнейшей первичной социальной группой (а также и институтом) общества выступает семья, в которой происходит воспроизводство и социализация людей.

Социальные общности различаются между собой по главному признаку, выделяющему их в обществе (см. рис.7.3):
1) возрастные группы (молодежь и пенсионеры) – различаются своим социальным опытом (идеологическим, политическим, экономическим, трудовым). Одни (например, революционеры) принимают настоящее и особенно будущее, а другие – консерваторы, отрицают будущее во имя прошлого;
2) экономические общности (классы) – различаются своим местом в системе экономики и власти, власти, психологией и мировоззрением. У классов субъективные признаки (психология и мировоззрение) обусловлены во многом их местом в системе экономики, например, буржуазия и пролетариат. Для классов важнейшими являются политические и экономические интересы;
3) профессиональные группы – различаются характером трудовой деятельности (шахтеры, крестьяне, учителя и т.п.), профессиональными интересами;
4) национальные группы – различаются национальным самосознанием, языком, психологическим складом, традициями и обычаями, национальными интересами;
5) религиозные группы – различаются исповедуемой ими религией, религиозными интересами, типом культовых обрядов и т.п.;
6) городское и сельское население – различаются укладом жизни. Существует множество и других социальных групп.



Последние материалы раздела:

Что думает Нострадамус о Третьей мировой войне?
Что думает Нострадамус о Третьей мировой войне?

Сегодня многие интересуются о , предпосылки о начале которой мы видим, практически каждый день. Во все времена люди хотели заглянуть в свое...

О гессенских сестрах - элла и аликс
О гессенских сестрах - элла и аликс

Императрица Александра Федоровна и великая княгиня Елизавета ФедоровнаДве сестры Элла и АликсЕлизавета Фёдоровна (при рождении Елизавета Александра...

Как Александр III с Европой разговаривал
Как Александр III с Европой разговаривал

Если присмотреться к тем былым правителям, кого сегодня называют «великими», то можно сильно удивиться! Оказывается, что самые «великие» – те, кто...