1 и 2 действие комедии недоросль. «Недоросль

События происходят в имении помещиков Простаковых. Хозяйка госпожа Простакова недовольна кафтаном, который пошил для ее шестнадцатилетнего сына Митрофанушки Трифон. Она посылает за портным няньку Еремеевну, а Митрофана за своим мужем.

Простакова набрасывается на Трифона с обвинениями в том, что кафтан узок. Тот оправдывается – на портного не учился. Совершенно другого мнения об обновке Простаков. Он считает, что кафтан мешковат, но на своем не настаивает, поскольку во всем доверяет супруге. Простакова требует, чтобы Трифона наказали.

Входит брат Простаковой – Скотинин. В этот день назначен его сговор с сиротой Софьей , которая живет в их доме. Ради такого торжественного случая и шился кафтан для Митрофанушки. Скотинин просит сестру отложить наказание Трифона, а завтра он сам разберется с нерадивым холопом.

Простакова просит брата подтвердить, что кафтан узок. Но Скотинин считает, что обновка пошита прекрасно. Недовольная хозяйка дома требует, чтобы Митрофану подали завтрак, а то скоро появятся учителя. Нянька сообщает, что «дитятко» уже скушало пять булок, а всю ночь маялось животом.

Митрофанушка жалуется, что ему снилась всякая дрянь: как маменька била папеньку. Ему даже стало жаль маменьку, так она устала. Простакова тает от умиления и позволяет великовозрастному «дитяти» сбежать на голубятню.

Скотинин спрашивает, где его невеста и не пора ли ей сообщить, что она выходит замуж. Простаков рассказывает, что девушка потеряла отца еще в младенчестве, а полгода назад умерла мать девушки. Дядя Софьи господин Стародум поехал в Сибирь, да там и пропал. Его считают погибшим. Софья – наследница имения, за которым надзирают Простаковы.

Скотинин хочет жениться на Софье, поскольку в ее имении очень крупные свиньи, а он с детства любит этих животных. Входит радостная Софья с письмом в руке. Она сообщает, что весточку ей прислал дядюшка Стародум. Эта неожиданная новость шокирует семью Простаковых, но хозяйка не хочет верить. Она предполагает, что Софья врет, а письмо ей прислал тот офицер, за которого она хотела выйти замуж.

Простакова рассказывает, что у Митрофанушки три учителя. Дьячок Кутейкин преподает грамоту, арифметике обучает отставной сержант Цыфиркин, а французскому языку и прочим наукам – немец Адам Адамович Вральман. Кутейкин и Цыфиркин приезжают из города, а Вральман живет в имении.

В это время входит государственный чиновник Правдин, который живет рядом. Его знакомят со Скотининым и просят прочитать письмо. Правдин сообщает, что Стародум разбогател в Сибири, а теперь объявляет Софью своей наследницей. Простакова тут же решает выдать Софью за Митрофана.

Вбегает слуга с сообщением, что в деревню зашли солдаты. Простаков и Правдин уходят познакомиться с офицером. Огорченный расстройством своей помолвки Скотинин отправляется к любимым свиньям.

Действие второе

Правдин разговаривает с офицером, которого зовут Милон. Оказывается, они давно знакомы. Правдин поясняет, что он прислан сюда наместником, обязан выявлять и наказывать помещиков, которые жестоко обращаются с крепостными. Милон торопится в Москву, чтобы разыскать свою возлюбленную, которую после смерти матери увезли к себе дальние родственники. Подходит София, Милон с радостью узнает свою невесту.

Девушка рассказывает, что отыскался ее дядюшка Стародум, который обещал за ней приехать. Но ее, как богатую наследницу, собираются теперь выдать за Митрофана. В это время подходит Скотинин. Он возмущен намерениями своей сестры и уверяет Софью, что никто не сможет их разлучить. Девушка удивлена: она не знала, что Скотинин тоже хочет на ней жениться.

Появляются Митрофанушка и нянька Еремеевна. Скотинин, увидав соперника, бросается на него с кулаками, но тот прячется за няньку. Еремеевна грозится выцарапать глаза Скотинину. Он в испуге убегает.

Подходят супруги Простаковы. Госпожа рассказывает Софье, что приготовила комнату для Стародума, предлагает ее посмотреть. Софья уходит.

Еремеевна приводит Цыфиркина и Кутейкина. Правдин и Милон оставляют Митрофана заниматься, а сами уходят, чтобы переговорить, обещают быть к обеду.

Простакова требует, чтобы Митрофан повторил уроки, но «дитятко» жалуется: ученье ему на ум не идет, так как его напугал Скотинин. Разъяренная матушка обвиняет Еремеевну, что та не изодрала братца. Простакова уводит Митрофана обедать, учителя идут вслед за ней и забирают с собой няньку.

Действие третье

Правдин видит из окна, что подъехала карета Стародума. Он выходит встречать старого знакомого. Стародум рассказывает о себе. Он дружил с одним графом. Когда началась война, предложил другу идти в армию, но тот отказался. Стародум был потрясен трусостью человека, о котором был самого хорошего мнения. Он воевал и не один раз был ранен, но в чинах повысили не его, а этого графа. Тогда Стародум подал в отставку, после чего его призвали ко двору. Но там ему быстро надоело, и Стародум уехал из Петербурга.

Рассказ прерывает Софья. Дядя и племянница сердечно рады друг другу. Стародум поясняет, что уехал в Сибирь, чтобы нажить состояние честным путем, и это ему удалось.

Слышен шум, а затем появляются дерущиеся Простакова и Скотинин. Их разнимает Милон. Стародум не может удержаться от смеха. Простакова недовольна: она защищает своего ребенка, а неведомо кто смеется! Софья поясняет, что это ее дядя. Простакова сразу же меняется в лице и начинает лебезить.

Стародум объявляет, что завтра же едет с племянницей в Москву, где намерен выдать ее замуж за достойного молодого человека. Все, в том числе и Софья, огорчены и удивлены. Стародум замечает огорчение Софьи и обещает девушке, что она сама выберет жениха.

Все уходят, остаются только Цыфиркин и Кутейкин, которые жалуются на скудный обед, притеснение слуг в этом доме и тупость своего ученика. А еще они мечтают хорошенько «отдубасить» Вральмана, который не дает учить Митрофана.

Появляются Митрофанушка и Простакова. Мать уговаривает сына поучиться последний раз, чтобы Стародум слышал, как тот старается. Но сынок изрекает фразу, ставшую затем очень известной: «Не хочу учиться, а хочу жениться». С трудом матушка все же уговаривает Митрофана взяться за ум. Цыфиркин задает две задачи. На это Простакова заявляет, что деньги можно считать и без арифметики. Как только за дело берется Кутейкин, пытаясь с Митрофаном читать, входит Вральман.

Он сразу начинает журить Простакову, что та перетруждает ребенка уроками. Занятия быстро сворачиваются, и довольный Митрофан убегает. Уходит и его матушка. Разгневанные Цыфиркин и Кутейкин хотят побить Вральмана, но тот успевает сбежать.

Действие четвертое

Софья и Стародум беседуют о добродетели, истинных ценностях. Дядя убеждается, что Софья – честная и рассудительная девушка. Ему приносят письмо от графа Честана. Это старый друг, который предлагает выдать Софью за своего племянника Милона. В это время входит сам Милон, и девушка знакомит его с дядей.

Выясняется, что это тот самый человек, о котором хлопочет граф Честан. Стародум беседует с Милоном и делает вывод о его честности и благородстве. Милон и Софья признаются в сердечной привязанности, Стародум их благословляет.

Появляется Скотинин, который пытается добиться у дядюшки руки племянницы. Милон и Стародум его высмеивают.

Простакова предлагает Стародуму проверить ученость Митрофана. На простые вопросы по грамматике недоросль не в состоянии правильно ответить. Он утверждает, что дверь – «прилагательная», так как к стене прилагается. Несет Митрофан и другие глупости. О такой науке, как география, он никогда не слышал. Простакова вступается за сына, она уверяет, что дворянину география не нужна. На то есть извозчики.

Вдоволь насмеявшись, Стародум объявляет, что Софья не может выйти ни за Скотинина, ни за Митрофана, потому что уже посватана. Правдин получает пакет и уходит его читать. Узнав, что Стародум и Софья уезжают завтра в семь утра, Простакова велит готовить карету «на шесть», а дюжим парням не спускать с девушки глаз.

Действие пятое

Ранним утром беседуют Правдин и Стародум. Они рассуждают о государственном благе и о правильном воспитании. Правдин сообщает, что ему предписано взять под опеку имущество Простаковых за их жестокое обращение с челядью.

Раздаются крики и шум. Вбегают Милон, Софья и Еремеевна. Нянька тянет девушку назад, Милон отталкивает ее и угрожает шпагой. Софья бросается к дяде с просьбой о спасении. Оказывается, девушку схватили и потащили к карете, чтобы везти венчаться с Митрофаном.

Появляются Простаковы. Госпожа бранит слуг за то, что они побоялись Милона. Правдин заявляет, что дядя Софьи и ее жених Милон имеют право судить Простаковых за их преступление. Все семейство падает на колени, чтобы вымолить прощение.

Входит Скотинин и удивляется представшей картине. Софья в душевной доброте прощает Простаковых. Стародум также решает их простить. На радостях Простакова вскакивает с колен и заявляет, что сейчас расправится со слугами, которые, по ее мнению, виноваты в провале.

Правдин останавливает ее и зачитывает предписание, в котором за жестокое обращение со слугами Простаковых отстраняют от управления имением. Они в ужасе. Простакова умоляет повременить с исполнением указа хоть на три часа, но Правдин неумолим. Скотинин, четко осознав, что Софья уже посватана, уезжает.

Правдин велит позвать учителей, чтобы рассчитаться с ними. Стародум узнает Вральмана, который три года был у него кучером. Адам Адамыч поясняет, что три месяца не мог найти работу и потому нанялся учителем. Вральман просит взять его кучером снова, и Стародум соглашается. Кутейкин требует, чтобы ему компенсировали сношенные сапоги и прочие неудобства. А Цыфиркин отказывается от платы, потому что Митрофан так и не научился арифметике.

Видя такую честность и бескорыстие, Милон, Стародум и Правдин награждают старого солдата деньгами. Он уходит растроганный. Кутейкину предлагают решить денежный вопрос с госпожой Простаковой. Он сразу отказывается от всех своих притязаний и сбегает.

«Бригадир», краткое содержание по действиям пьесы Фонвизина

Те же и оба Простаковы.

Г-жа Простакова (мужу, идучи). Тут перевирать нечего. Весь век, сударь, ходишь, развеся уши.
Простаков. Да он сам с Правдиным из глаз у меня сгиб да пропал. Я чем виноват?
Г-жа Простакова (к Милону). А! мой батюшка! Господин офицер! Я вас теперь искала по всей деревне; мужа с ног сбила, чтоб принести вам, батюшка, нижайшее благодарение за добрую команду.
Милон. За что, сударыня?
Г-жа Простакова. Как за что, мой батюшка! Солдаты такие добрые. До сих пор волоска никто не тронул. Не прогневайся, мой батюшка, что урод мой вас прозевал. Отроду никого угостить не смыслит. Уж так рохлею родился, мой батюшка.
Милон. Я нимало не пеняю, сударыня.
Г-жа Простакова. На него, мой батюшка, находит такой, по-здешнему сказать, столбняк. Иногда выпуча глаза стоит битый час, как вкопанный. Уж чего-то я с ним не делала; чего только он у меня не вытерпел! Ничем не проймешь. Ежели столбняк и попройдет, то занесет, мой батюшка, такую дичь, что у бога просишь опять столбняка.
Правдин. По крайней мере, сударыня, вы не можете жаловаться на злой его нрав. Он смирен. ..
Г-жа Простакова. Как теленок, мой батюшка, оттого-то у нас в доме все и избаловано. Ведь у него нет того смыслу, чтоб в доме была строгость, чтоб наказать путем виноватого. Все сама управляюсь, батюшка. С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка!
Правдин (в сторону). Скоро будет он держаться иным образом.
Митрофан. И сегодня матушка все утро изволила провозиться с холопями.
Г-жа Простакова (к Софье). Убирала покои для твоего любезного дядюшки. Умираю, хочу видеть этого почтенного старичка. Я об нем много наслышалась. И злодеи его говорят только, что он немножечко угрюм, а такой-де преразумный, да коли-де уж кого и полюбит, так прямо полюбит.
Правдин. А кого он не возлюбит, тот дурной человек. (К Софье.) Я и сам имею честь знать вашего дядюшку. А сверх того от многих слышал об нем то, что вселило в душу мою истинное к нему почтение. Что называют в нем угрюмостью, грубостью, то есть одно действие его прямодушия. От роду язык его не говорил "да", когда душа его чувствовала "нет".
Софья. Зато и счастье свое должен он был доставать трудами.
Г-жа Простакова. Милость божия к нам, что удалось. Ничего так не желаю, как отеческой его милости к Митрофанушке. Софьюшка, душа моя! не изволишь ли посмотреть дядюшкиной комнаты?

Софья отходит.

Г-жа Простакова. Опять зазевался, мой батюшка; да изволь, сударь, проводить ее. Ноги-то не отнялись.
Простаков (отходя). Не отнялись, да подкосились.
Г-жа Простакова (к гостям). Одна моя забота, одна моя отрада – Митрофанушка. Мой век проходит. Его готовлю в люди.

Здесь появляются Кутейкин с часословом, а Цыфиркин с аспидной доскою и грифелем. Оба они знаками, спрашивают Еремеевну: входить ли? Она их манит, а Митрофан отмахивает.

Г-жа Простакова (не видя их, продолжает). Авось-либо господь милостив, и счастье на роду ему написано.
Правдин. Оглянитесь, сударыня, что за вами делается!
Г-жа Простакова. А! Это, батюшка, Митрофанушкины учители, Сидорыч Кутейкин...
Еремеевна. И Пафнутьич Цыфиркин.
Митрофан (в сторону). Пострел их побери и с Еремеевной.
Кутейкин. Дому владыке мир и многая лета с чады и домочадцы. Цыфиркин. Желаем вашему благородию здравствовать сто лет, да двадцать, да еще пятнадцать, несчетны годы.
Милон. Ба! Это наш брат служивый! Откуда взялся, друг мой?
Цыфиркин. Был гарнизонный, ваше благородие! А ныне пошел в чистую.
Милон. Чем же ты питаешься?
Цыфиркин. Да кое-как, ваше благородие! Малу толику арихметике маракую, так питаюсь в городе около приказных служителей у счетных дел. Не всякому открыл господь науку: так кто сам не смыслит, меня нанимает то счетец поверить, то итоги подвести. Тем и питаюсь; праздно жить не люблю. На досуге ребят обучаю. Вот и у их благородия с парнем третий год над ломаными бьемся, да что-то плохо клеятся; ну и то правда, человек на человека не приходит.
Г-жа Простакова. Что? Что ты это, Пафнутьич, врешь? Я не вслушалась.
Цыфиркин. Так. Я его благородию докладывал, что в иного пня в десять лет не вдолбишь того, что другой ловит на полете.
Правдин (к Кутейкину). А ты, господин Кутейкин, не из ученых ли? Кутейкин. Из ученых, ваше высокородие! Семинарии здешния епархии. Ходил до риторики, да богу изволившу, назад воротился. Подавал в консисторию челобитье , в котором прописал: "Такой-то-де семинарист, из церковничьих детей, убояся бездны премудрости, просит от нее об увольнении". На что и милостивая резолюция вскоре воспоследовала, с отметкою: "Такого-то-де семинариста от всякого учения уволить: писано бо есть, не мечите бисера пред свиниями, да не попрут его ногами".
Г-жа Простакова. Да где наш Адам Адамыч?
Еремеевна. Я и к нему было толкнулась, да насилу унесла ноги. Дым столбом, моя матушка! Задушил, проклятый, табачищем. Такой греховодник.
Кутейкин. Пустое, Еремеевна! Несть греха в курении табака.
Правдин (в сторону). Кутейкин еще и умничает!
Кутейкин. Во многих книгах разрешается: во псалтире именно напечатано: "И злак на службу человеком".
Правдин. Ну, а еще где?
Кутейкин. И в другой псалтире напечатано то же. У нашего протопопа маленька в осьмушку, и в той то же.
Правдин (к г-же Простаковой). Я не хочу мешать упражнениям сына вашего; слуга покорный.
Милон. Ни я, сударыня.
Г-жа Простакова. Куда же вы, государи мои?..
Правдин. Я поведу его в мою комнату. Друзья, давно не видавшись, о многом говорить имеют.
Г-жа Простакова. А кушать где изволите, с нами или в своей комнате? У нас за столом только что своя семья, с Софьюшкой...
Милон. С вами, с вами, сударыня.
Правдин. Мы оба эту честь иметь будем.

Знаменитая комедия показывает нам семью Простаковых, где одним из главных героев оказывается глупый подросток Митрофанушка, который совсем не учится. Все закручивается вокруг него. Его мать рассчитывает найти ему невесту с огромным приданым, но никак не получается. Разорившись, Простакова пытается найти успокоение у своего ребенка, однако слышит только в ответ дерзкие речи. Приобретенное воспитание, полученное от матери, дало свои результаты. Мы наблюдаем, каким же бессердечным и пустоголовым стал этот юноша.

Произведение учит нас уважительно относиться к старшему поколению, чтобы не быть похожими на Простакова-младшего, трудиться в меру своих возможностей и не пренебрегать работой остальных людей, обрести неплохое образование и тянуться к лучшему.

Краткий пересказ

Произведение «Недоросль», созданное писателем Денисом Ивановичем Фонвизиным, рассказывает о нравах, которые царили в русских поместьях в XVIII веке.

Дворянка Простакова заставляла своих слуг и крепостных крестьян выполнять дела, которые они не умели делать. Женщина жестоко наказывала их за не усердие и непослушание. Её муж всегда и во всем соглашался с женой.

Супружеская чета воспитывала сына по имени Митрофан, который не желал учиться. Юноша был совершенно безграмотен, несмотря на то, что родители наняли ему несколько учителей. Мать обещала недорослю скорое венчание, при условии, что он возьмётся за учёбу. Но сын всячески отлынивал от нелюбимого дела.

У женщины был брат – Скотинин. Он мечтал создать семью с Софьей – сиротой, которая проживала в поместье. Ведь девушка обладала богатым наследством. Простакова тоже лелеяла мысль женить на Софье своего отпрыска. Только офицер Милон по-настоящему любил девушку. И бедная сирота тоже испытывала романтические чувства к молодому человеку.

Софья узнала, что её хотят насильно выдать замуж и не знала, что предпринять. На счастье девушки в поместье приехал Стародум - её дядя и опекун. Он хотел увести Софью к себе. Простакова всячески угождала мужчине, желая приобрести в его лице союзника для женитьбы сына. Она рассказала Стародуму, какой образованный у неё отпрыск, и сколько учителей его обучали грамоте.

Стародум узнал, что его племянница образована, а так же честна и добра. Он выяснил, что девушка симпатизирует Милону. Мужчина понял, что молодые люди будут прекрасной супружеской парой, и дал своё согласие на их брак.

Но другие претенденты на руку богатой наследницы не оставили попыток очаровать Стародума. Скотинин поведал о том, что в его поместье много прекрасных свиней, и что его род имеет очень древние корни. Простакова показала своего «образованного» сыночка. Стародум объяснил всем, что у его племянницы уже есть жених, скоро состоится их свадьба. Так же мужчина сказал, что уедет с племянницей следующим утром.

Однако Простакова не оставила попыток осуществить свой коварный план. Она велела слугам увезти Софью в другую деревню и насильно обвенчать её с Митрофаном. Только вмешательство Милона спасло девушку от ужасной участи.

В это время в поместье наведался господин Правдин – государственный чиновник. Он приехал выяснить всю правду о делах четы Простаковых. Правдин

узнал о бесчинствах, которые творила со слугами и крепостными дворянка. Выяснил, что она уже давно обкрадывала Софью. Стародум и Милон свидетельствовали о том, что Простакова хотела насильно обвенчать невинную девушку со своим сыном. Правдин лишил супружескую чету поместья и распустил всех учителей Митрофанушки. Сам недоросль был определён в солдаты. Скотинин, узнав о несчастье сестры, поскорее уехал к себе домой.

В своём произведении Фонвизин обличил нравы, царившие в русском обществе. С подачи гениального писателя словами «недоросль» и «Митрофанушка» стали называть невежественных людей и недоучек.

Краткое содержание Недоросль Фонвизина по действиям (читатется за 4 минуты)

Действие 1

Сюжет завязывается со сцены, где Простакова бранит своего слугу за некачественно сшитый кафтан. Тришка предупреждал хозяйку о том, что он не имеет никакого отношения к рукоделию, но властная женщина и слушать его не хотела. Дворового выгоняют. Помещица считала прислугу низшего разряда, и поэтому всегда бедняков оскорбляла и наказывала без причины. С утра пораньше в доме раздавались крики и ругательство в адрес крестьян, и всегда это совершалось при детях и супруге.

Здесь же между мужем и женой, а также ее братом происходит разговор о Митрофанушке. Мать волнуется за него. Выслушав жалобы дитятки, она заключает его в объятия и сообщает, что для нее он - одна отрада. Дальше беседа идет о Софье, которая доводилась родственницей семейства Простаковых. Барышня выросла сиротинушкой, отца с матерью у нее не было, и Простаковы забрали ее из столицы к себе, чтобы продолжить ее воспитание. Единственный родственник, ее дядя, давным-давно уехал, и от него не было никакой весточки, поэтому все подумали, что он скончался.

В ходе разговора перед нами представлен Скотинин как жадная, злая персона, которому не Софья была нужна, а ее хозяйство. Он также жестоко относится к своим работникам, и дерет с их хозяйств огромные налоги. Воспитанница получает внезапно записку от своего якобы пропавшего дяди. Но, барыня не верит, и думает, что известие от ее друга. Прочитать она бумаги не может, так как не владеет навыками письма и чтения. Тут возникает постоялец, прибывший устроить порядок в усадьбе Простаковых, зачитывает бумагу, где было прописано, что Стародум сделал племянницу состоятельной госпожей. Дело приняло совсем другой оборот. Барыня уже не ругает ее, а хочет сосватать Митрофанушку, которому уж очень хочется вступить в брак. Пока происходит подобный разговор, все узнают от слуги, что в деревню вступил полк военных.

Действие 2

Из известия о солдатиках узнаем еще и то, что возглавляет их Милон, влюбленный в Софью. Здесь он сталкивается с давним товарищем, где поведал о долгой разлуке с возлюбленной. Правдин же говорит ему о том, что его отправили в данное владение, чтобы понять происходящее здесь беззаконие по отношению к крестьянам. Вдруг неожиданно мимо друзей проходит Софья. Молодые люди обрадовались такой встрече, однако офицеру стало известно, что помещица горит желание насильно выдать замуж его невесту.

Тут они замечают Скотинина и придумывают, как избавиться от него. Милон и Правдин настраивают брата против своей сестры, заявляя, что она совсем его не почитает. Скотинин, услышав подобные речи, разгневался и стал думать, как поставить на место Простакову. Неожиданно является Митрофанушка с няней, которая наставляет глупца на истинный путь, твердя ему постоянно, что надо учиться. Но бестолковый юнец и слышать не желает. Лицезрев эту сцену, Скотинин затевает ссору с племянником из-за девушки. И возможно все закончилось дракой, если бы Еремеевна и Правдин не устранили конфликт. Показывается Простакова. Она угодничает перед офицером, и разъясняет, что все эти годы она заботилась о девушке, ожидая скорейшего возвращения Стародума. Но она не забывает похвастаться и тем, что она все силы и средства отдает на обучение своего сына, лишь бы он стал знаменитым господином в обществе.

Вслед за уходом Софьи, возникают учителя, такие же неопытные и бестолковые, как и их ученик. Один из них в свое время бросил учебу, так как не разбирался в науках, второй был гвардейцем в прошлом. Они жалуются, что не могут какой уже год обучить Митрофанушку, объясняя, свое появление в этом доме. Милону с другом понятно, что педагоги у юнца совсем некомпетентные. Помещица присутствует на занятиях сына, и упрашивает его, чтобы он повторял обязательно пройденный материал. Сынок же, повествует ей про конфликт со Скотининым. Мать осыпает ругательствами Еремеевну за то, что та позволила обидеть Митрофанушку.

Действие 3

Прибывает Стародум. Правдин, как только узнал,что он приехал, сразу же вышел нему на встречу и начал рассказывать, что за беспорядки творятся у Простаковых. Тем не менее пожилой человек объясняет чиновнику, что прежде чем обвинять людей, нужно поразмыслить, тут же повествует о личной жизни. Вместе с Правдиным вспоминают время, когда в почете был ум, и в человеке развивали его сущность. Стародум вспомнил одно событие, из-за которого он вынужден был бросить службу и вернуться домой. Стремясь к карьере и достойно исполняя обязанности, он заметил, что юноша, который безответственно служил, но имея связи при дворе, вырвался вперед его.

Исполняя свой долг перед Родиной, Стародум, пребывая при дворе государя, отметил, что все чиновники выслуживаются как могут, но никто из них не идет честным путем. Ему это пришлось не по нраву, и он бросил службу. Задушевный разговор был прекращен из-за появления Софьи, которая была рада приезду дяди. Она слегка бранит его за то, что долгое время не давал о себе знать, но тот успокоил ее, ставя ее в известность, что сейчас она - богатая наследница. Вдруг до них доносится грохот и ругань, они стремятся туда, и перед их глазами предстает неприятное зрелище: Простакова и Скотинин дерутся. Милон изо всех сил старается их разнять, и ему это удается. Софья пытается намекнуть офицеру, что прибыл ее дядя, и он соображает.

Помещица, только что, отойдя от ссоры с братом, бранит Еремеевну за то, что кроме нее остальных дворовых не наблюдается. Старушка в свою очередь поясняет причину всей отсутствующей челяди. Завязывается знакомство Стародума со всеми присутствующими усадьбы. После приятного знакомства с Милоном и Правдиным, дядюшке невозможно оторваться от навязчивого приветствия Простаковых. Отец и сын стремятся ухватить его за руки. Митрофанушка преклоняется перед ним так, как научила маменька. Сама же гроза всего семейства заискивает перед Стародумом, говоря, что на такого расчудесного человека она нигде не наталкивалась, и ссориться ей не нравится. И конфуз, который вышел у нее с братом - просто нелепость. Стародум же не верит ни одному ее слову, и сообщает, что он в спешном порядке отбывает с племянницей в Москву.

Простакова расстраивается, слезно упрашивая, чтобы Софья осталась здесь. Но Стародум хочет найти приличного мужа. Помещица вдается в воспоминания о своем детстве. Хорошего она там и не видела ничего. Семья у них была большая, но в живых остались только она и брат. Отец, долго служивший воеводой, мог только богатство наживать, а знания ему были не нужны. И детей собственных он не обучал. И поэтому Простакова намеривает научить Митрофанушку всем наукам. Правдину надоело слушать бестолковые речи барыни, и он, проваживая всех из комнаты, дает Стародуму передохнуть.

Появляются педагоги бездарного ученика. Они плачутся друг другу,что у них не выходит обучить Простакова- младшего, и проблему в этом видят в немце, препятствующему учебе. В ходе разговора возникает Митрофанушка с матерью. Когда Цифиркин дает ему занятие, неуч не может справиться. Он обращается за помощью к Простаковой, на что та отвечает, всю сумму надо забрать себе. Кутейкин также не может научить его элементарным азам грамоты, потому что вмешивается Вральман и уверяет ученика не заниматься и в будущем общаться с такими же неграмотными людьми как он. Преподаватели намереваются поколотить Вральмана, но он вовремя сбегает от них.

Действие 4

Перед нами предстают дядя со своей племянницей за интересной беседой, где Стародум истолковывает девушке, что нужно жить правдиво и быть справедливым, делится секретами счастливой семейной жизни. Вдруг ему доставляют послание, где он узнает, что Милон и есть тот благородный человек, за которого он решил сосватать Софью. Тут заходят Простакова с сыном и Правдин.

Барыня старается показать, чему научился Митрофанушка, однако Правдин когда начал расспрашивать его по всем областям наук, то не получил ни одного вразумительного ответа. Но Простаковой не важно, насколько умен ее сын. Ей интересно, какой будет жених у Софьи. Узнав, что ей подобрали уже перспективного человека, и они отбудут на следующий день, барыня вместе со своим сыном и братом решаются ее остановить.

Действие 5

Пока Правдин и Стародум вели деловую беседу, Еремеевна хотела перехватить Софью и увезти ее в незнакомое место. Но вовремя подоспевший Милон предотвращает похищение. Простакова просит помиловать ее и обвиняет лакеев, которые допустили подобный случай. Правдин ей не верит и зачитывает ей особую бумагу, в которой сообщается,что все ее земли с крестьянами переходят в его распоряжение.

Чиновник рассчитывается с педагогами, однако Цифиркин не взял деньги. Ему было стыдно за то, что он так не научил ничему Митрофанушку. После отъезда Стародума. Правдин предлагает Митрофанушке поступить к нему на службу, и юноша согласен. Мать сожалеет, что потеряла все и пытается найти поддержку у сына, но он ее отталкивает грубо. Наблюдая за происходящим, Правдин указывает помещице на результат ее воспитания.

Картинка или рисунок Фонвизин - Недоросль

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Андерсен Соловей

    История произошла в китайском дворце, который находился в чудном месте прекрасного сада и различными удивительными цветами. За садом простирался лес. И рядом с морским берегом жил соловей

  • Краткое содержание Чехов Пересолил

    Этот рассказ повествует о том, как двое взрослых, довольно крепких и здоровых мужчин нафантазировали себе ужасы друг о друге во время поездки через лес. Один из героев – крестьянин, который взялся подвезти землемера.

  • Краткое содержание Васильев Летят мои кони

    Данное произведение представляет своего рода некую исповедь автора. Он рассказывает о себе в течение всего произведения. Родился он в Смоленске, рос и учился там. Мать его была сильно больна.

  • Краткое содержание Звезды под дождем Крапивина

    Звезды под дождем – звучит очень красиво и романтично. Но на свете стало столько практичных людей и совсем не романтиков, что иногда становиться скучно жить, ведь на свете столько всего интересного

  • Краткое содержание Иисус Христос - суперзвезда рок-опера

    Всё больше людей верят, что Иисус – сын Господа Бога, и только Иуда отказывается это признавать. Иуда уверен, что мысли про Иисуса и Бога не дают людям сосредоточиться на угрозе со стороны римлян.

Действие первое

Явление I Гж. Простакова, рассматривая новый кафтан Митрофана, ругает Тришку за то, что тот обузил и испортил вещь. Она отправляет Еремеевну за портным, а Митрофана - за отцом.

Явление II Простакова, называя Тришку «скотом» и «воровской харей», ругает его за испорченный кафтан. Тришка оправдывается: он самоучка. На это Простакова отвечает, что первый портной тоже ни у кого не учился. На что Тришка гениально возражает: «Да первый портной, может быть, шил хуже и моего».

Явление III Простакова ругает мужа, что он от нее скрывается, и просит решить спор о кафтане. Простакову кажется, что кафтан мешковат (т.е. большой). Простакова бранит мужа, а тот отвечает: «При твоих глазах, мои ничего не видят». Простакова сетует, что Бог дал мужа-глупца.

Явление IV Появляется Скотинин и спрашивает, кого хочет наказать сестра в день его сговора? В другой день он сам поможет наказать любого: «Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата». Разглядывая кафтан Митрофана, Скотинин говорит, что он сшит «изряднехонько». Простакова велит Еремеевне накормить Митрофана, ибо скоро учителя придут. Еремеевна отвечает, что он уже 5 булок съел, а до этого всю ночь промаялся от обжорства. Митрофан рассказывает, что его мучали кошмары: матушка била батюшку. Митрофан жалеет, что мать устала от драки. Гж. Простакова называет сына «мое утешение» и отправляет его порезвиться.

Явление V Простакова и Скотинин беседуют о Софье. Скотинин предлагает: не грех бы ей узнать о сговоре. Простакова отвечает, что нечего ей докладываться. И вспоминает, как она хорошо относится к сироте. Простаков же уточняет, что вместе с Софьей взялись мы надзирать и за её деревенькой. Жена резко обрывает его. Скотинину не терпится жениться, чтобы объединить земли и разводить свиней, до которых у него «смертная охота». Простакова утверждает, что Митрофан весь в дядю, тоже обожает свиней.

Явление VI Входит Софья с письмом, но ни Скотинин, ни Простакова его прочесть не могут и кичатся тем, что в их роду сроду не было грамотеев.

Явление VII Входит Правдин, Простакова просит его прочесть письмо, но Правдин сначала спрашивает разрешения у Софьи, объясняя, что чужих писем не читает. Из письма выясняется, что Софья - «наследница дохода с десяти тысяч». Скотинин и Простакова ошеломлены. Простакова кидается обнимать Софью. Скотинин понимает, что его сговору уже не быть.

Явление VIII Слуга объявляет Простакову, что в село вошли солдаты с офицером. Простакова пугается, но муж её успокаивает, что офицер не допустит беспорядка солдат.

Действие второе

Явление I Милон неожиданно встречается с давним приятелем Правдиным и говорит, что спешно едет в Москву, горюет, что не знает ничего о своей возлюбленной, может быть, подвергающейся жестокости. На что Правдин рассказывает, что и в данном семействе жестокая жена и глупый муж. Он же, Правдин, надеется положить конец «злобе жены и глупости мужа». Милон доволен, что его друг имеет на то полномочия. Входит Софья.

Явление II Милон счастлив от встречи с возлюбленной, а Софья жалуется на притеснения, которые пришлось ей пережить в доме Простаковых. Софья удивлена сегодняшней переменой к ней Простаковой. Милон ревнует, но Софья обрисовывает тупость Митрофана, и Милон успокаивается. Софья уверена, что её судьба в руках дяди, который скоро приедет. Появляется Скотинин.

Явление III Скотинин жалуется, что сестра, вызвавшая его из имения на сговор, резко изменила свое намерение. Он говорит Софье, что её у него никто не отнимет. Милон возмущен такой дерзостью. Скотинин грозится отомстить Митрофану, переходящему ему путь.

Явление IV Еремеевна уговаривает Митрофана поучиться, а он её обзывает «старой хрычовкой». Вошедший Скотинин грозит Митрофану расправой. Еремеевна кидается на защиту своего питомца. Скотинин отступает.

Явление V Простакова заискивает перед Милоном и Софьей, говорит, что ждет-не дождется её дядюшки, а затем начинает рассказывать, как она любит Митрофана и заботится о нем, лишь бы его в люди вывести. Появляются учителя, не бог весть какие, зато дешево им платить. Цыфиркин жалуется, что третий год не может обучить Митрофана действию с дробями. Правдин и Милон убеждаются, что учителя никудышные, и уходят, чтобы не мешать занятиям Митрофана.

Явление VI Простакова просит Митрофана повторить пройденное с учителями. А сын жалуется ей на дядю, который чуть не убил его. Простакова накинулась на Еремеевну, почему та не заступилась за «ребенка». Потом она велит мамке накормить учителей и продолжить учение. Уходя, учителя жалуются на свою несчастную долю.

Действие третье

Явление I Правдин и Стародум, беседуя, вспоминают Петровскую эпоху, когда людей ценили по уму, а не по чинам и богатству. Они рассуждают о достоинствах традиционного воспитания, когда воспитывали не только ум, но и душу. Стародум рассказывает случай, когда он познакомился с недостойным человеком, но не сразу это распознал. Стародум служил отечеству, воевал и получил раны, но узнал, что молодой человек, благодаря близости отца ко двору, обошел его по службе, не проявив ни малейшего рвения к делам, тогда Стародум покинул государственную службу, ушел в отставку. Попав ко двору, Стародум удивлялся, что там никто не ходит по прямой дороге, а все крюками, лишь бы обойти друг друга. Все это ему не понравилось, и он предпочел удалиться. Не получив ни чинов, ни деревень, он сохранил «душу, честь и правила». Стародум выносит приговор царствующему дому: «Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится».

Явление II Радостно и сердечно встречаются Стародум и Софья. Софья говорит, что очень переживала, куда он пропал на столько лет. Стародум успокаивает её, что нажил достаточно денег в Сибири, чтобы хорошо её выдать замуж. Софья выражает ему свое почтение и признательность. До них доносится страшный шум.

Явление III Милон разнимает дерущихся Простакову и Скотинина. Скотинин изрядно потрепан. Если бы не Милон, ему пришлось бы совсем худо. Софья глазами показывает Милону на Стародума, Милон её понимает.

Явление IV Простакова бранит Еремеевну, что кроме нее никого из дворни не видит. Еремеевна говорит, что Палашка заболела и бредит, «как благородная». Простакова удивляется. Она велит позвать мужа и сына, чтобы представить их дядюшке Софьи.

Явление V Стародум, едва вырвавшись из объятий Простаковой, сразу попадает к Скотинину. Затем знакомится с Милоном. А уж его за руки хватают Митрофан и Простаков. Митрофан намеревается поцеловать руку Стародуму, лебезит перед ним под диктовку матери. Простакова говорит Стародуму, что сроду она ни с кем не ругается, т. к. нрава тихого. Стародум язвительно отвечает, что успел это заметить. Правдин добавляет, что уже три дня наблюдает баталии. Стародум говорит, что не любитель подобных зрелищ, поэтому завтра же уедет с Софьей в Москву. Простакова буквально плачет, что не переживет отъезда Софьи. Стародум говорит, что едет выдать Софью замуж за достойного человека. Простакова вспоминает своих родителей, у которых было 18 детей, а выжили лишь двое: она да брат. Отец её всегда говорил, что проклянет своего сына, если тот будет учиться. А ныне век другой, вот она своего сына кое-чему учит. Простакова хвалится Митрофа-ном и хочет, чтобы Стародум оценил его успехи. Стародум отказывается, говоря, что он плохой судья в том.

Явление VI Кутейкин и Цыфиркин возмущаются, что приходится каждый раз подолгу ждать своего ученика. Кутейкин сочувствует местной челяди, говоря, что он служивый человек, бывал в баталиях, но здесь пострашнее. Цыфиркин жалеет, что нельзя как следует наказать Митрофана за глупость и лень.

Явление VII Митрофан соглашается ради матери поучиться последний раз, но чтобы уж и сговор был сегодня: «Не хочу учиться, а хочу жениться». Митрофан повторяет с учителями пройденное, но не может решить простейшую задачу. Мать постоянно вмешивается, учит сына ни с кем не делиться, а знать географию незачем, на то извозчики есть.

Явление VIII Учитель Вральман говорит с сильным иностранным акцентом, его едва можно понять. Он уверен, что не следует забивать голову ребенка науками, лишь бы здоровье было. Он ругает русских учителей, губящих здоровье Митрофанушки. Простакова с ним полностью согласна. Она уходит приглядеть за сыном, чтобы он не разгневал как-нибудь невзначай Стародума.

Явление IX Кутейкин и Цыфиркин нападают на Вральмана, тот убегает, чтобы ему не намяли бока.

Действие четвёртое

Явление I Софья читает книгу и ждет дядю.

Явление II Стародум видит книгу Софьи и говорит, что автор «Телемака» не может написать плохую книгу. Он верит, что Софья читает отличную книгу. Они беседуют о хороших и дурных людях. Софья уверяет, что счастье - это знатность и богатство. Стародум соглашается с ней, говоря, что у него свой расчет. Знатность он ценит по числу дел, совершенных человеком для пользы Отечества, а богатство видит не в том, чтобы копить деньги в сундуках, а в том, чтобы отдавать лишнее нуждающимся. Софья с ним согласна. Стародум рассуждает о человеке вообще. Он говорит о семье, в которой муж и жена ненавидят друг друга, - это несчастье для них и окружающих, дети в такой семье брошены и несчастнейшие создания. И все оттого, что люди не советуются со своим сердцем. Софья счастлива, что у нее появился такой мудрый наставник.

Явление III Камердинер приносит Стародуму письмо. Софья идет за очками для дяди.

Явление IV Стародум размышляет о Милоне. Хочет сосватать за него Софью.

Явление V Софья признается Стародуму в любви к Милону.

Явление VI Правдин представляет Стародуму Милона. Софья говорит, что её мать любила его, как родного сына. Милон высказывает свои взгляды на службу и человека, близкие взглядам Стародума. Милон показывает себя образованным и рассудительным молодым человеком. Он нравится Стародуму, и тот благословляет Софью и Милона на брак.

Явление VII Появляется Скотинин и просит благословить его и Софью. Он показывает себя абсолютным глупцом. Стародум смеется.

Явление VIII Гж. Простакова интересуется, не помешал ли кто отдыхать Стародуму; она всех заставляла ходить на цыпочках, дабы не потревожить такого дорогого гостя. Простакова опять просит Стародума проэкзаменовать Митрофана. Митрофан показывает абсолютное незнание элементарных вещей. Мать, защищая сына, говорит, что век люди жили без наук, и он благополучно проживет.

Явление IX Простакова интересуется, узнал ли Стародум её сына. Тот отвечает, что узнал обоих как нельзя лучше. На вопрос Митрофана он отвечает, что Софье не бывать за ним, она уже сговорена за другого. Простакова бегает в злобе по комнате и строит планы: украсть Софью в шесть утра, до того, как она уедет с дядей.

Действие пятое

Явление I Правдин и Стародум беседуют о том, как можно положить конец злонравию Простаковой. Правдину поручено взять имение в опеку. Правдин и Стародум рассуждают о добродетелях царя, которому доверены жизни подданных, сколь велик душой он должен быть. Далее, они переходят к рассуждению о дворянах, «кои должны быть благонравны».

Явление II Милон со шпагой в руках отбивает Софью от Еремеевны и людей Простаковой, которые насильно тащили девушку в карету и хотели везти в церковь венчаться с Митрофаном.

Явление III Правдин уверен, что это преступление дает повод дяде и жениху обратиться к правительству, чтобы наказать преступников. Простакова на коленях молит о пощаде.

Явление IV Но Стародум с Милоном отказываются жаловаться на Простаковых, которые жалки и противны в своем унижении. Скотинин ничего не понимает в происходящем. Простакова встает с колен, когда понимает, что прощена, и тут же собирается чинить расправу над своими людьми, которые «выпустили Софью из рук». Она говорит, что вольна перепороть всех, если захочет. Тут Правдин достает бумагу об опеке над поместьем. Скотинин, боясь, что и до него доберутся, предпочитает удалиться.

Явление V Простакова просит Правдина помиловать или дать отсрочку, хотя бы на три дня. Он и трех часов не дает.

Явление VI Стародум признает во Вральмане своего бывшего кучера. Кутейкин требует за свою работу деньги, а Простакова говорит, что он ничему Митрофана не научил. Тот возражает, что не его в том вина. Цыфиркин отказывается от денег, т. к. за три года Митрофан ничего не усвоил путного. Правдин стыдит Кутейкина и награждает Цыфиркина за добрую душу. Милон также дает ему денег. Вральман просится к Стародуму кучером.

Явление VII Карета Стародума подана, и Вральман готов занять место кучера: Стародум берет его к себе на службу.

Явление последнее Стародум, Софья, Милон прощаются с Правдиным. Простакова кидается к Митрофану, её последней надежде, а Митрофан отвечает: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…» Простакова убита «предательством сына». Даже Софья кидается её утешать. Правдин решает отдать Митрофана в службу. Стародум говорит, указывая на Простакову: «Вот злонравия достойные плоды».

Которому шестнадцать лет, и ругает портного Тришку за то, что тот испортил вещь. По её мнению, кафтан слишком узкий. Она обзывает Тришку обидными словами, но что тот оправдывается и признает, что всего лишь самоучка. Простакова отправляет няню Еремеевну привести другого портного, а Митрофана отправляет за отцом.

Муж помещицы, запинаясь от робости, говорит, что кафтан кажется мешковатым. За это она осыпает его бранными словами. В разговор вмешивается брат госпожи – Тарас Скотинин . По его мнению, кафтан сшит «изряднехонько». Предполагалось, что Митрофан сможет надеть этот кафтан на дядюшкин сговор с Софьей , которая является дальней родственницей Простаковых.

Софья – сирота, так как отец умер, когда она была маленькой, а мать – совсем недавно. О её дяде по материнской линии Стародуме вот уже несколько лет ничего не слышно. С тех пор, как он уехал в Сибирь, вестей от него не было. Таким образом, Простаковы-Скотинины взяли девушку под опеку, чтобы завладеть её имением. Женившись на ней, Тарас Скотинин, рассчитывает завладеть всеми свиньями в имении, так как любит их разводить.

Вдруг появляется Софья с письмом в руках. Она заявляет, что получила весточку от дяди, и, что он уже в Москве. Простакову эта новость пугает. Она выхватывает письмо из рук девушки и просит позвать их постояльца Правдина , так как ни она, ни другие члены её семьи грамоте не обучены, чем они любят хвастать. Сама Простакова часто вслух благодарит бога, что она не так воспитана, чтобы уметь читать.

Появляется Правдин и зачитывает письмо. В нём говорится, что Стародум своими трудами в Сибири заработал состояние, дающее десять тысяч дохода в год. Также, он сообщает, что хочет сделать племянницу своей наследницей. Услышав это, Простакова решает женить своего сына Митрофана на Софье.

Действие второе

Через деревню идут солдаты под руководством офицера Милона . По пути им встречается Правдин, который рассказывает Милону о цели своего визита в деревню. Дело в том, что наместничество отправило его выяснить, не превышает ли кто-либо в округе власть, данную им и нет ли грубых там невежд. Через три дня пребывания он уже заметил, что таковыми невеждами и деспотами в отношении своих дворовых являются Простаковы.

В то же время Милон рассказал Правдину о девушке, в которую давно влюблен, но вот уже полгода, как они находятся в разлуке. До него дошли слухи, что после смерти матери опекунство над ней взяла какая-то дальняя родня. Они же увезли её в свою деревню. Рассказывая об этом, он запнулся на полуслове и увидел свою возлюбленную Софью.

Она рассказывает Милону, что Простакова, прознав про её наследство, надумала выдать её замуж за своего сына Митрофанушку. Пока Милон думает о воображаемых достоинствах своего противника, представляет, насколько тот умен и любезен, Софья рассказывает всю правду о так называемом женихе.

В это время мимо проходит Скотинин. Он бесцеремонно вмешивается в разговор и говорит о своем намерении жениться на Софье. А также, добавляет, что на такое наследство он смог бы купить всех свиней мира. После того, как Правдин говорит, что госпожа надумала женить на Софье своего сына, Скотинин приходит в бешенство и набрасывается с кулаками на Митрофана. За него заступается его няня и кормилица Еремеевна, которая позже вместо благодарности слышит от Простаковой только обвинения в свой ответ.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...