1 информатизация образования явление и сущность процесса. Информатизация российского образования (основные стратегии, результаты и факторы влияния)

Статья на тему: « Этапы информатизации отечественного образования»

Под информатизацией образования понимается целенаправленная деятельность по разработке и внедрению информационно-коммуникационных технологий:

    в учебный процесс для подготовки граждан к жизни и деятельности в условиях современного информационного общества; повышения качества общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов на основе широкого использования информационно-коммуникационных технологий;

    в управление системой образования для повышения эффективности и качества процессами управления;

    в методическую и научно-педагогическую деятельность для повышения качества работы педагогов; разработки и внедрению новых образовательных технологий на основе использования информационно-коммуникационных технологий.

В современном информационном обществе основой развития цивилизации выступают информационные процессы, в которых широкое применение находят информационно-коммуникационные технологии. Внедрение информационно-коммуникационных технологий во сферы деятельности человека способствовало возникновению и развитию глобального процесса информатизации. В свою очередь, этот процесс дал толчок развитию информатизации образования, которая является одним из важнейших условий реформирования и модернизации системы отечественного образования, так как именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но которым предстоит самим жить и работать в этой новой среде. В России, как и во многих других странах мирового сообщества все большее внимание уделяется проблеме информатизации образования, которая рассматривается как одна из наиболее важных стратегических проблем развития цивилизации.

Проблемы информатизации образования является фундаментальной и важнейшей глобальной проблемой ХХI века в силу следующих основных причин:

    стремительное развитие процесса информатизации общества, которое является проявлением общей закономерности развития цивилизации. Сегодня этот процесс приобрел поистине глобальный характер и уже охватывает практически все развитые страны мира, в том числе и Россию. При этом информатизация общества влечет за собой многие весьма радикальные социальные изменения. Она существенным образом изменяет практически все стороны жизни людей;

    функциональные возможности и технические характеристики средств информатики, информационно-телекоммуникационных технологий в последние годы исключительно быстро растут, а их стоимость неуклонно снижается, что делает эти средства все более доступными для массового пользователя. Необходимо отметить, что эти возможности уже сегодня значительно опережают тот уровень подготовленности общества, который требуется для их эффективного использования, и это порождает еще одну социальную проблему – проблему развития новой информационной культуры общества, тесно связанную с проблемой развития сферы образования;

    дальнейшее стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и широкое внедрение ее достижений в социальную практику привели к формированию совершенно новой информационной среды общества, которую современные философы называют инфосферой. Именно инфосфера будет определять основные черты информационного общества, той новой цивилизации, которая уже сегодня формируется в развитых странах и с исторической неизбежностью будет распространяться от них по всему миру.

Информатизация отечественного образования началась в 1985 году (с государственной реформы образования 1984 г.), когда было принято исключительно важное правительственное решение о направлении в сферу образования нескольких тысяч первых советских персональных ЭВМ и о введении в средних школах общего курса основ информатики и вычислительной техники. В общественное сознание начало входить новое понятие – «компьютерная грамотность». Оно означало владение навыками решения задач с помощью ЭВМ, а также понимание основных идей информатики и роли информационных технологий в развитии общества.

В информатизации образования можно выделить следующие этапы:

    1985-1993 гг. до принятия Программы информатизации образования Российской Федерации;

    1993-1998 гг. до принятия Концепции информатизации сферы образования Российской Федерации;

    1998-2001 гг. до периода окончания сроков региональных программ информатизации систем среднего образования, подготовленных 1998-1999 годах.

2002 г.-по н.в. с момента присоединения России к Болонскому соглашению и началу модернизации отечественного образования и вхождению его в общемировое образовательное пространство.

Этап с 1985 по 1993 гг. можно назвать этапом «компьютеризации», основными результатами которого стали:

    введение общеобразовательной информатики во все средние учебные заведения;

    начало подготовки учителей информатики в педагогических вузах;

    оснащение образовательных учреждений разнородной компьютерной;

    создание Российского фонда компьютерных учебных программ при Институте информатизации образования, состоящего из информационной и программной частей;

    в 1990 году, была разработана и опубликована концепция информатизации образования, которая определила основные направления и этапы развития важного процесса развития нашего общества. В концепции подчеркивалось, что информатизация образования – это «процесс подготовки человека к полноценной жизни в условиях информационного общества». При этом указывалось, что информатизация образования является не только следствием, но и стимулом развития новых информационных технологий, что она содействует ускоренному социально-экономическому развитию общества в целом.

В начале 90-х годов в содержательном направлении развития информатизации образования были определены четыре наиболее важные задачи:

    Подготовка специалистов для профессиональной деятельности в информационной среде общества, владеющих новыми информационными технологиями.

    Формирование в обществе новой информационной культуры.

    Фундаментализация образования за счет его существенно большей информационной ориентации и изучения фундаментальных основ информатики.

    Формирование у людей нового информационного мировоззрения.

На втором этапе с 1993 по 1998 гг., с которого собственно и начинается процесс информатизации, были разработаны первые концепции информатизации образования Российской Федерации. В 1993г. была принята Программа информатизации образования в Российской Федерации на 1994-1995 гг., которая вобрала в себя основные стратегические направления информатизации системы образования СССР и была призвана решить ближние цели.

В соответствии с этой Концепцией работы по информатизации образования проводились по следующим основным направлениям:

    Информатизация процесса обучения и воспитания.

    Информатизация научных исследований в высшей школе. Управление системой высшей школы как объектом информатизации.

    Создание современной информационной среды системы высшего образования и науки. Оснащение системы высшей школы техническими средствами информатизации.

    Информационная интеграция высшей школы России в мировую вузовскую систему.

На начало 1997 года в системе высшей школы России действовали, то есть имели определенный правовой статус, три официальных документа, которые назывались концепциями и относились к предметной области информатизации высшего образования:

    Концепция системной интеграции информационных технологий в высшей школе (вышла в начале 1993 года);

    Концепция информатизации высшего образования Российской Федерации (утверждена 28 сентября 1993 г.);

    Концепция развития сети телекоммуникаций в системе высшего образования Российской Федерации (утверждена 31 марта 1994 г.).

После выхода в свет этих документов возник целый ряд факторов, которые требовали осмысления и дальнейшего развития, а также пересмотра ряда положений вышеназванных концепций. Среди этих факторов наиболее значительными являлись следующие:

    в августе 1996 года создано единое Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации (на базе упраздненных Министерства образования РФ и Государственного комитета РФ по высшему образованию);

    за последние годы реформирования образования в России и в других странах мира рассеялся ряд иллюзий и появился практический опыт информатизации образовательного процесса, как положительный, так и отрицательный;

    за последнее десятилетие сфера образования России значительно продвинулась в части интеграции в мировое образовательное пространство;

    определились в значительной степени, по крайней мере, на ближайшие несколько лет, основные направления важнейших составляющих новых информационных технологий (НИТ) общесистемного, базового и учебного назначения;

    накоплен и подвергся осмыслению, в том числе и на международном уровне, значительный и полезный опыт использования информационных технологий (ИТ), как в общем, так и в профессиональном образовании.

В 1998 г. эти и другие факторы легли в основу Концепции информатизации сферы образования Российской Федерации, которая была доложена 5 мая 1998 года на пленарном заседании секции № 8 «Информационные технологии в образовании и науке» в рамках Первого международного конгресса-выставки «Образование – 98» (г. Москва, 4-7 мая 1998 г.). Целью разработки этой Концепции стало определение задач, основных направлений, темпов и приоритетов развития информатизации сферы образования России в условиях кризисной экономики и переходного периода к рыночным методам хозяйствования.

Этот документ включил в себя систему взглядов и положений, определяющих ближние и дальние цели, достижение которых путем информатизации должно было обеспечить повышение качества образования в России и решение проблемы обеспечения отраслей народного хозяйства страны высококвалифицированными кадрами.

Предварительная редакция Концепции, разработанная в ГосНИИ системной интеграции, была рассмотрена 26 сентября 1997 года на заседании Рабочей группы, в состав которой по решению Минобразования России от 2 сентября 1997 г. вошли специалисты и эксперты, представляющие основные структуры системы образования России.

Одним из основных направлений информатизации образования стало создание и развитие системы дистанционного образования, концепция которой была выдвинута на Втором международном конгрессе «Образование и Информатика: политика в области образования и новые технологии», созванного ЮНЕСКО в сотрудничестве с Российской Федерацией в Москве с 1 по 5 июля 1996 года. В развитие Постановления Правительства РФ №498 от 23.5.95 в 2000 г. были организованы два совета (межведомственный по открытому образованию и по дистанционному обучению в сфере профессионального образования). 10.01.2003 Президент РФ утвердил ФЗ №11-ФЗ о поправках по дистанционной образовательной технологии в оба ФЗ, а Минобразование утвердило методику по организации дистанционного обучения в учреждениях профессионального (среднего, высшего и дополнительного) образования (приказ от 18.12.02 №4452) и лицензионные нормативы (приказ №4452 и распоряжение №985-24 от 26.08.03). До 1998 г. было создано достаточно большое число систем дистанционного обучения и разработаны программы на основе их использования.

Дальнейшему развитию и реализации разработанной концепции помешал экономический кризис, который разразился в стране в августе 1998 г. С этого момента начали развиваться тенденции децентрализации в сфере образования, в том числе и в процессах информатизации: разрабатываются и начинают реализовываться региональные и даже локальные (вплоть до рамок отдельных учебных заведений) программы информатизации образования. Финансирование этих программ было отдано на откуп самих разработчиков и осуществлялось из различных источников: местные бюджеты, внебюджетные средства организаций, поддержка со стороны различных фондов и т.д.

Только в 2001 г. в связи с постепенным выходом из кризиса государство вновь приступает к целенаправленной деятельности по информатизации образования. С этого времени финансирование принимает конкурсный характер.

В 2001 г. во исполнение поручения Президента от 1 сентября 2000 г. № Пр-1769 и Постановления Правительства РФ № 224 от 23.3.01 Минобразованием России определены основные мероприятия проекта «Компьютеризация сельских школ – 2001». В развитие проекта Минобразованием России подготовлена и утверждена Постановлением Правительства РФ № 630 от 28.8.01 ФЦП «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 годы» (РЕОИС). В ней предусматривается комплексное решение: обеспечение УО современными аппаратно-программными средствами, развитие инфраструктуры, обеспечивающей доступ к информационным ресурсам и гарантированное обслуживание техники, повышение соответствующей квалификации работников образования, разработка электронных обучающих средств, позволяющих дистанционно учащимся и педагогам обучаться, а лучшим педагогам – обучать.

В 2002 г. организуются мероприятия Минобразования по реализации утвержденных на коллегии 28 февраля 2002 г. основных направлений информатизации образования по конкурсам 2002 года, а в 2003 г. – мероприятия Минобразования по реализации направлений информатизации образования по конкурсам 2003 года.

На этом этапе основными являлись следующие направления информатизации образования:

    Подготовка кадров для информационного общества

    Развитие электронных образовательных ресурсов

    Компьютеризация и коммуникационное обеспечение образования

    Поддержка региональных программ информатизации

    Развитие информационно-коммуникационных технологий управления образованием

Присоединение России в 2002 г. к Болонскому соглашению привело к пересмотру отечественной системы образования. В последнее время наметились тенденции к интеграции ее в мировое образовательное пространство, что повлекло начало ее модернизации. Одним из главных направлений модернизации отечественного образования является его информатизация, которая на современном этапе развивается по следующим четырем основным направлениям:

Оснащение образовательных учреждений современными средствами информатики и использование их в качестве нового педагогического инструмента, позволяющего существенным образом повысить эффективность образовательного процесса. Это направление получило в нашей стране название педагогической информатики. Начавшись с освоения и фрагментарного внедрения НИТ в традиционные учебные дисциплины, педагогическая информатика стала развивать и предлагать педагогам новые методы и организационные формы учебной работы, которые в дальнейшем стали использоваться повсеместно и сегодня способны поддерживать практически все многообразие образовательного процесса, как в системе высшего образования, так и в средней школе. Проблема здесь заключается лишь в уровне оснащенности образовательных учреждений современными средствами информатизации.

Использование современных средств информатики, информационных телекоммуникаций и баз данных для информационной поддержки образовательного процесса, обеспечения возможности удаленного доступа педагогов и учащихся к научной и учебно-методической информации, как в своей стране, так и в других странах мирового сообщества.

Развитие и все более широкое распространение дистанционного образования – нового метода реализации процессов образования и самообразования, позволяющего существенным образом расширить масштабы образовательного пространства и обеспечить возможность доступа все большей части населения к образовательным ресурсам данной страны и других стран мирового сообщества.

Пересмотр и радикальное изменение содержания образования на всех его уровнях, обусловленные стремительным развитием процесса информатизации общества. Эти изменения сегодня ориентируются не только на все большую общеобразовательную и профессиональную подготовку учащихся в области информатики, но также и на выработку качественно новой модели подготовки людей к жизни и деятельности в условиях постиндустриального информационного общества, формирования у них совершенно новых, необходимых для этих условий личных качеств и навыков.

В 2005 г. в рамках приоритетных национальных проектов был выдвинут на государственном уровне проект «Образование». Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта «Образование» были утверждены президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов (протокол № 2 от 21 декабря 2005 г.). По направлению «Внедрение современных образовательных технологий» основными мероприятиями являются: разработка и размещение в открытом доступе в сети Интернет информационных образовательных ресурсов, подключение школ к сети Интернет, приобретение и поставка в общеобразовательные учреждения компьютерного оборудования; а также оснащение школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием. Реализация этого направления является неотъемлемой частью процесса информатизации отечественного образования.

Хотя информатизация образования развивается, разрабатываются и реализуются направления, концепции и программы на разных уровнях (от федерального до уровня образовательного учреждения), по ряду направлений информатизации образования результаты, заявленные в предыдущих концепциях, достигнуты только частично в силу разных причин. Наиболее важными работами среди них по-прежнему остаются следующие:

    создание глобальной информационной инфраструктуры образования (не решены до конца проблемы очередного этапа реформирования сферы образования);

    разработка действенной нормативно-правовой базы;

    создание системы стандартизации и сертификации информационных технологий в образовании;

    создание информационно-аналитической системы управления образованием;

    разработка научно-обоснованной методологии использования информационных технологий в образовательном процессе;

    создание базового курса информатики для всех этапов непрерывного образования – от школ до послевузовского и дополнительного образования;

    подготовка и переподготовка кадров для системы образования в области использования и внедрения новых информационных технологий.

Информатизация является одним из основных этапов модернизации современного образования. Это вполне обосновано, ведь новые информационные технологии уверено проникают во все сферы жизни, география их применения стала гораздо разнообразнее. Сегодня специалисты, обладающие знаниями в области информационно-коммуникационых технологий (далее – ИКТ), пользуются спросом на рынке труда. В связи с этим, существует необходимость «повышения качества образования, эффективности функционирования системы образования в целом, обеспечение доступности образовательных услуг, подготовки учащихся к жизни в открытом информационном пространстве».

В Концепции информатизации сферы образования РФ дано следующее определение информатизации: “Информатизация образования понимается как процесс, направленный на реализацию замысла повышения качества содержания образования, проведение исследований и разработок, внедрение, сопровождение и развитие, замену традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности в национальной системе образования России” .

Таким образом, под информатизацией образования принято понимать процесс внедрения информационных технологий в учебный процесс. Необходимо осознавать, что основными целями информатизации являются повышение эффективности образовательной деятельности на основе ИКТ и повышение качества подготовки специалистов с новым типом мышления, согласно требованием современного информационного общества.

Использование информационных технологий позволяет резко усилить интеллектуальные возможности человека и активизировать творческий потенциал, передавая компьютеру выполнение некоторых видов работ. Процессы информатизации играют ведущую роль в формировании информационного общества. Основу такого общества составляют идеи, интеллект, знания .

Использование информационных технологий в образовательном процессе, безусловно, имеет ряд преимуществ. Приведем некоторые из них. Система образования становится более гибкой и быстрее реагирует на изменения в современной быстроменяющейся обстановке. Новые методы организации учебного материала повышают эффективность его использования.

Внедрение информационных технологий позволяет сделать учебный процесс более индивидуализированным, следовательно, более эффективным. Навыки работы на компьютере, умение искать нужную информацию в сети Интернет повышает мотивацию к учебе, ее результативность.

Информационные технологии позволяют по-новому организовать взаимодействие педагогов, учеников и родителей.

Порой складывается впечатление, что информационные технологии привносят в образовательный процесс только положительные моменты. Конечно, в большинстве случаев это так, но у любой медали – две стороны. Обе эти стороны необходимо знать и учитывать в работе каждому педагогу.

Процесс информатизации образования условно можно разделить на несколько составляющих:

Оснащение учреждений образования современной компьютерной техникой и программным обеспечением, мультимедийным и телекоммуникационным оборудованием;

Построение информационного пространства;

Формирование информационной культуры у всех участников образовательного процесса .

Рассмотрим каждую из них подробнее.

Легче всего реализуется первое направление. В последние годы в рамках модернизации образования на оснащение учебных заведений выделялись огромные средства. На рынке нет проблем с приобретением новой техники, будь то современный компьютер, интерактивная доска или оборудование для проведения видео-конференцсвязи. С программным обеспечением дело обстоит аналогично. Уже сегодня мы имеем возможность использовать как платное, так и свободно распространяемое программное обеспечение. В сети Интернет существует множество ресурсов, которые позволяют наполнить медийным содержанием любой урок. Причем можно использовать как готовый вариант, так и адаптированный под конкретные задачи. Аналогично обстоит ситуация и со средствами контроля обучения.

Говоря об оснащении учебных заведений компьютерной и мультимедийной техникой, не стоит забывать о проблеме, связанной с обслуживанием и ремонтом данного оборудования. В школах, например, эта обязанность возложена на учителя информатики, который не всегда может своими силами починить вышедшую из строя технику. Да и финансирование на ремонт есть далеко не всегда. Это приводит к тому, что зачастую дорогостоящее оборудование не используется.

Направление, связанное с построением информационного пространства тоже решается. Практически не осталось учреждений образования не имеющих свою локальную сеть. Стремление построить открытое образовательное пространство, обеспечить доступность образовательных услуг ведет к построению системы дистанционного образования.

Очевидно, под информационным пространством уже понимается не только средство доступа к необходимой информации, но и набор интеллектуальных сервисов. И все же стоит отметить, что во многих учебных заведениях с развитой информационной инфраструктурой персонал и обучающиеся не удовлетворены качеством данных, находящихся в сети. Зачастую в сети в избытке хранится ненужная и не актуальная информация, зато ощущается дефицит необходимой. Кроме того, многие пользователи не имеют представления о том, какие ресурсы и сервисы им доступны, как ими пользоваться или просто не имеют такой возможности. Для примера можно привести доступ к ресурсам ВУЗа из студенческих общежитий.

Подробнее хотелось бы остановиться на процессе формирования информационной культуры (грамотности) и ИКТ-компетентности. Под информационной культурой понимаются знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности . ИКТ-компетентность это понятие более широкое и включает в себя не только базовые знания и умения по использованию различных информационных инструментов, но и эффективное применение в педагогической деятельности. Таким образом, формирование ИКТ-компетентности является одной из важнейших задач педагогического образования. Не владение ИКТ-технологиями рассматривается сейчас как признак профессиональной непригодности педагога.

Анализ учебных планов показал, что блок, связанный с ИКТ-подготовкой учителей различных профилей, не отличается. Основное отличие и преимущество учителей информатики заключается в наличии фундаментальных знаний по информатике. Что мы имеем в итоге. Любой педагог, обладающий даже малыми базовыми знаниями в области информационных технологий, может преподавать соответствующие курсы. Возникает вопрос: действительно ли такие знания позволяют органично влиться в современный информационный мир.

К сожалению, пристальное изучение таких программ как «Информационные и коммуникационные технологии в естественнонаучном образовании», «Информационные технологии в профессиональной деятельности» сводятся к рассмотрению общих вопросов информатики. К таким вопросам относится работа с текстовыми и табличными процессорами, изучение правил построения презентаций. Пиком айсберга является краткое ознакомление с возможностями таких технических средств как интерактивная доска, документ камера и другим оборудованием, использующимся в учебном процессе. А ознакомление действительно является кратким и зачастую поверхностным. В большинстве образовательных учреждений интерактивная доска используется как обыкновенный экран с мультимедиа проектором. Правда, цена последнего на порядок ниже. Педагоги, получившие такие базовые знания и умения, начинают имитировать использование компьютера в своей профессиональной практике. Делают презентации и проводят с ними открытые уроки. И, к сожалению, все эти уроки всего лишь фикция, которая влияния на учебный процесс не оказывает. Использование современных технических средств позволяет сделать любой урок более наглядным, работать с разнородной информацией, такой как звук, текст, фото- и видеоизображения. Правда, очень часто некоторые педагоги злоупотребляют этим, обосновывая это тем, что современного ученика не увлечь одними только рассказами и лекциями. На наш взгляд, профессиональный учитель может привить любовь к своему предмету, имея в наличии лишь доску и мел. А по некоторым предметам, таким как математика, это необходимое и достаточное условие. Другими словами, информационные технологии должны дополнять изучаемый материал, а не подменять его. Технологии изменились до неузнаваемости, но основные ценности в образовании остаются неизменными.

Одним из преимуществ информатизации образования называется индивидуализация обучения, собственная траектория. Но кроме преимуществ в этом есть и ряд недостатков. При использовании информационных технологий обезличивается учебный процесс, сводятся к минимуму социальные контакты, общение с преподавателем подменяется на диалог с машиной, что не позволяет формировать и формулировать мысли на профессиональном языке. Компьютеры пока еще не научились разговаривать с человеком на равных, этот диалог весьма ограничен .

Конечно, никто не отменял бумажные учебники. Но сегодня также появилась возможность, свобода поиска любой информации в сети Интернет. В этом тоже существуют негативные моменты. Каждый запрос сопровождается избыточной информацией, «информационным мусором». Незнание правил поиска в сети Интернет позволяет легко отвлечься от изучаемого материала. Переход по предлагаемым ссылкам в найденной информации может быть как дополнением к её изучению, так и существенно отвлечь от неё.

В последнее время часто можно слышать выражение «цифровые дети». Считается, что нынешнее поколение более развито и с большей легкостью осваивает новые технологии. Это действительно так, но внедрять их нужно разумно и своевременно. Приведем два примера. В одной из телепередач А.Гордон рассказал историю о таком «цифровом» мальчике. В свои семь лет он с легкостью освоил подаренный родителями IPAD. Для него не составляло труда всего лишь легким движением пальцев увеличить изображение на экране, чтобы рассмотреть его получше. Эта семья ехала на автобусе, когда на стекло с внешней стороны села бабочка. Привычное движение руки, но бабочка не увеличилась. Весь автобус пытался успокоить истерику «цифрового» ребенка. Этот пример не отрицает необходимость внедрения информационных технологий, но доказывает, что разум человека должен быть подготовлен к такому внедрению. Это также подтверждает решение ведущих руководителей компаний, работающих в сфере высокотехнологичной экономики. Руководители и сотрудники таких компаний как Google, Apple, Yahoo, Hewlett-Packard, eBay отправили своих в школу без компьютеров. Использование любой техники находится под запретом, в том числе и дома. Главная задача образования – научить грамотности, умению считать, способности критически мыслить. Считается, что несвоевременное внедрение IT-технологий подавляет творческое мышление, активность, внимательность, человеческие взаимоотношения. Такие родители уверены, что когда их детям действительно нужно будет познакомиться с информационными технологиями, то они будут обладать требующимися для этого навыками. Ведь эти технологии так легко даются «цифровым детям».

В заключении хочется напомнить, что не стоит забывать о том, что чрезмерное использование средств информационных технологий негативно отражается на здоровье. И в первую очередь, на здоровье детей, ведь этим еще не сформировавшимся, не окрепшим организмам проводить по шесть – восемь часов за компьютером – преступление.

Наверное, нет такого педагога, который не понимал бы, что использование компьютера на уроке – это не просто дань моде. Очевидно, с помощью современного оборудования, программных продуктов, электронных учебников уроки вести легче и интереснее. Но не стоит забывать, что ИКТ - это не лекарство от всех болезней, а хорошее средство обучения в руках мудрого учителя. Только талант и мастерство педагога поможет найти золотую середину в использовании информационных технологий на уроках. Педагог должен научиться быть гибким и иметь творческий подход, а также правильно реагировать на изменения в культуре и модных тенденциях. Это и только это не позволит плюсам превратиться в минусы.

  • Макарова О.Б. Информационные и коммуникационные технологии в естественнонаучном образовании: учебно-методическое пособие / О. Б. Макарова; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т естественных и соц.-экон. наук, Каф. зоологии и методики обучения биологии. - Новосибирск: НГПУ, 2011. - 64 с
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    Одним из приоритетных направлений информатизации современного общества является процесс информатизации образования. Информатизация в сфере образования сопровождается внедрением средств информационных и коммуникационных технологий в предметные области, профессиональную деятельность педагогов и организацию управления учебно – воспитательным процессом.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Ставникова Ирина Сергеевна,

    Учитель английского языка

    МБОУ «СОШ№2» п.г.т.Уренгой

    Пуровского района

    « Влияние процесса информатизации общества на развитие информатизации образования »

    Введение

    В настоящее время особую роль приобретает информатизация всех сфер жизнедеятельности человека: науки, производства, образования. Информационные и коммуникационные технологии становятся катализатором научно – технического и общественного пргресса.

    Одним из приоритетных направлений информатизации современного общества является процесс информатизации образования. Информатизация в сфере образования сопровождается внедрением средств информационных и коммуникационных технологий в предметные области, профессиональную деятельность педагогов и организацию управления учебно – воспитательным процессом.

    Информатизация образования неизбежно приводит к трансформации всех компонентов образовательной системы.

    Информатизация общества

    Современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации. Информатизация общества – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор,

    накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование

    информации, осуществляемые на основе современных средств вычислительной и микропроцессорной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена.

    Информатизация общества обеспечивает:

    Активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, в научной, производственной и других видах деятельности его членов;

    Интеграцию информационных технологий с научными, производственными, инициирующую развитие всех сфер общественного производства, интеллектуализацию трудовой деятельности;

    Высокий уровень информационного обслуживания, возможность доступа любого члена общества к источникам достоверной информации,

    визуализацию представляемой информации, существенность используемых данных.

    Применение открытых информационных систем, рассчитанных на

    использование всего массива информации, доступной в данный момент обществу в определенной его сфере, позволяет усовершенствовать механизмы управления общественным устройством, способствует гуманизации и демократизации общества, повышает уровень благосостояния его членов.

    Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала индивида.

    Основные понятия и определения предметной области – информатизации образования

    В современном понимании информатизация общества представляет собой бурно развивающийся глобальный социальный процесс.

    Информатизация – процесс широкого внедрения современных высокотехнологичных систем обработки и использования информации во всех сферах жизни общества, роста информационных ресурсов и накопления интеллектуального потенциала общества в цифровом формате.

    Доминирующим видом деятельности человека становится информационная деятельность, осуществляемая на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного воздействия и обмена.

    Отличительная особенность информационной деятельности с использованием информационных средств ИКТ – скоростная передача любых объемов информации, представленной в цифровом формате.

    Под воздействием процесса информатизации происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни и профессиональной деятельности человека.

    Происходящие в обществе изменения не могут не касаться и сферы образования. В профессиональной деятельности педагогов все шире используются компьютеры, интерактивные доски, базы данных и знаний, интерактивные мультимедийные электронные обучающие средства, автоматизированные системы тестирования и диагностики, информационные ресурсы сети Интернет.

    Реализацией возможностей средств ИКТ в сфере образования занимается новая отрасль педагогической науки - информатизация образования.

    Информатизация образования – новая область педагогического знания, которая изучает вопросы методологии, технологии и практики создания и использования средств ИКТ в системах образования всех уровней.

    В настоящее время инновации в образовании основаны на применении методов и средств информатики, возможностей ИКТ, которые позволяют эффективнее и качественнее решать учебные задачи, развивать личность учащегося, его творческие, социальные и коммуникативные способности в целях успешной адаптации к условиям жизнедеятельности в информационном обществе. Инновационные технологии обучения раздвигают рамки традиционной классно – урочной системы и основаны на использовании в учебном процессе новых средств обучения: экспертных и интеллектуальных обучающих систем, систем автоматизации управления учебным заведением и системой образования, информационно – образовательного ресурса Интернета и т.д.

    Информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого - педагогических целей обучения и воспитания.

    Процесс информатизации образования реализуется в три этапа. Первый этап – массовые закупки учреждениями образования компьютерных классов и периферийного оборудования, подключение к сети Интернет. Второй этап – разработка учебно – методических комплексов нового поколения. Третий этап – трансформация традиционного образования.

    Цели процесса информатизации образования:

    1. Реализация социального заказа современного общества.

    Дальнейшее развитие и внедрение во все сферы жизни и деятельности человека средств информатизации и коммуникации позволяют говорить о формировании новой информационной среды, в которой нам предстоит жить и работать в ближайшие годы. В учебном учреждении должны быть созданы такие условия для осуществления сбора, обработки, продуцирования, транслирования, архивирования информации, деятельности по представлению и извлечению знаний из различных информационных источников, которые будут максимально приближены к деятельности в новой социокультурной среде. Это позволит выпускникам школы быстрее адаптироваться к изменяющимся окружающего мира. Причем подготовка молодого человека должна быть не только достаточной для реализации им возможностей ИКТ во всех сферах жизни и деятельности в информационном обществе, но и, что особенно важно, носить опережающий характер.

    1. Развитие личности обучающегося.

    Достижение этой цели потребует постоянного совершенствования содержания, форм, методов и средств обучения на базе средств информатизации и коммуникации.

    1. Интенсификация, повышение эффективности и качества образовательного процесса на всех уровнях процесса образования.

    Реализация уникальных возможностей ИКТ способствует совершенствованию организационных форм и методов обучения, повышает эффективность учебно – воспитательного процесса, обеспечивает одновременное развитие личности обучаемого и его интеллектуального потенциала, формирование у него умений самостоятельно собирать, обрабатывать, передавать информацию об изучаемых объектах, явлениях, процессах.

    Внедрение новых информационных технологий в процесс изучения английского языка

    Иностранный язык - это учебный предмет, который в силу своей специфичности (создание для обучающихся искусственной языковой среды из-за отсутствия естественной) предполагает наиболее гибкое и широкое использование различных технических средств обучения. Поэтому в преподавании иностранного языка новые возможности, открываемые мультимедийными средствами, нашли самое разнообразное применение.

    Современная система образования все активнее использует информационные технологии и компьютерные телекоммуникации. Рассмотрим использование интерактивной доски на уроках английского языка.

    Используя такую интерактивную доску, можно сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей. Интерактивная доска позволяет сопоставлять слова и их значения, выбирать правильный ответ; заполнять пропуски, таблицы, разгадывать кроссворды и находить правильные ответы; расположить предметы на картинке; находить слова, соответствующие картинкам; осуществлять активное комментирование материала: выделение, уточнение, добавление дополнительной информации и многое другое.

    В интерактивной доске объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации, вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования.

    Таким образом, учащиеся являются не просто зрителями, наблюдающими представленный материал, а имеют возможность поработать с доской, выполняя различные тренировочные упражнения.

    Функции интерактивной доски неограниченны:

    1. Помогает эффективно провести фонетическую зарядку. Разнообразные упражнения помогают вспомнить звуки, буквосочетания и правила чтения.

    2.Предоставляет отличную возможность учителю создать свои грамматические таблицы для наглядного введения грамматического материала.

    3. Интерактивная доска незаменима при введении лексического материала и для проверки запоминания введенных слов.

    4. Имеет богатую коллекцию интерактивных иллюстраций, которые могут разнообразить оформление презентации.

    5. Интерактивные тесты.

    Использование интерактивной доски помогает экономить время урока, активизировать работу учащихся, сделать процесс обучения увлекательным как для учащихся, так и для самого учителя.

    Интерактивная доска может обогатить любой урок и сконцентрировать учащихся на учебе.

    Но, при использовании интерактивной доски необходимо обратить внимание на 2 существенных недостатка:

    1. Временные затраты на подготовку урока очень велики.

    2. Необходимость временного ограничения работы с интерактивной доской (10-15 минут) на уроке из-за необходимости соблюдать санитарные нормы.

    Современность предъявляет всё более высокие требования к обучению и практическому владению иностранным языком в повседневном общении и профессиональной сфере. Использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения.

    Проанализировав опыт применения ИКТ на уроках иностранного языка и во внеурочное время, можно сделать вывод:

    • мультимедийные технологии ускоряют процесс обучения:
    • способствуют резкому росту интереса учащихся к предмету;
    • улучшают качество усвоения материала;
    • позволяют индивидуализировать процесс обучения;
    • дают возможность избежать субъективности оценки.

    Применение компьютерных технологий позволяет:

    • наполнить урок новым содержанием;
    • развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;
    • формировать элементы информационной культуры;
    • прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;
    • поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий.

    В заключении необходимо подчеркнуть, что внедрение в учебный процесс информационных технологий вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Но использование информационных технологий позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка.

    Заключение

    Информатизация общества и образования – неизбежная закономерность развития современной цивилизации, которая распространяется на все страны мирового сообщества. Поэтому учителю важно знать новую терминологию, основные закономерности этого процесса и результаты его воздействия на систему образования, понимать неизбежность постоянной структуры образования, влияющих на сферу профессиональной деятельности учителя.

    Появление новых программных, аппаратных средств, периферийного оборудования, модернизация средств информатики, средств информатизации и коммуникации требует от современного учителя самообразования и саморазвития.

    Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.

    Список литературы

    • Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 192с.
    • Панюкова С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 224с.
    • Романов А.Н., Торопцов В.С., Григорович Д.Б. Технология дистанционного обучения в системе заочного экономического образования. – М.: ЮНИТИ-ДАНА., 2000. – 303 с.
    • Трайнев В.А., Трайнев И.В. Информационные коммуникационные педагогические технологии. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К»,2009. – 280с.
    • Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в дистанционном обучении: Доклад на круглом столе «ИКТ в дистанционном образовании». – М.: МИА, 1999. – 14 с.
    • http://www.iteach.ru/
    • http://www.fea.ru/CompMechLab.html

    Лекция 1. Информатизация образования: характерные особенности, цели, задачи

    1.Информатизация общества.

    2.Информатизация образования как процесс и область педагогического знания.

    3.Основные направления развития информатизации образования.

    Информатизация общества

    В начале третьего тысячелетия развитие цивилизации определяется переходом от индустриального общества к информационному обществу, которое характеризуется принципиальным изменением структуры общественного разделения труда, переносом центра тяжести из области материального производства в область создания информационных продуктов, осуществления информационной деятельности и информационного взаимодействия, реализации информационных процессов и технологий. В информационном обществе уровень интеллектуального развития его членов становится главным стратегическим ресурсом, важнейшим фактором развития экономики, что значительно повышает статус образования, предъявляет новые требования к его уровню и качеству.

    Анализ современных тенденций развития образования, характерных в настоящее время для всего мирового сообщества и определяющих политику в области образования во многих странах, убеждает в становлении новой системы образования, реализующей возможности информационных и коммуникационных технологий. Глобальная информатизация общества инициирует формирование информационно-коммуникационной среды и экономики, основанной на знаниях. При этом главным ее ресурсом становится человек, способный приобретать знания, творчески их применять, а также участвовать в процессе создания и использования новых знаний. Подготовка такого человека возможна только в новой системе образования, ориентированной на опережающее развитие индивидуума. Само образование становится ведущим фактором экономического развития общества, определяя возможности, потенциал общества в будущем, формируя квалифицированные кадры, для которых знание является важным источником развития личности. Анализ и обобщение многих источников отечественной и зарубежной литературы, рассматривающих состояние образования и запросы общества к подготовке выпускников учреждений общего среднего и профессионального образования, позволяют выделить следующие тенденции: специалисты в области образования ищут новые пути его развития на основе гуманизации, императива общечеловеческих ценностей, реализации возможностей информационных и коммуникационных технологий в целях развития личностных качеств и профессионального потенциала индивидуума; подготовка кадров для наукоемких производств неизбежно повышает уровень требований не только к уровню общего и профессионального образования человека, но и к развитию его творческих способностей, его интеллектуальному потенциалу; в условиях рыночной экономики человек играет все более активную роль на рынке труда, предлагая в качестве товара свой главный личный капитал - компетентность, профессионализм, квалификацию, и чем выше уровень его квалификации, тем большую свободу выбора имеет он на рынке труда, тем больше востребован он в жизни; в связи с постоянно изменяющейся ситуацией на рынке труда человек вынужден получить такое образование, которое позволит ему в кратчайшие сроки осваивать новые профессии; постоянно растет количество людей, занятых в информационной сфере по сравнению со специалистами, работающими в промышленности и сельском хозяйстве.



    Все эти изменения в сфере профессиональной деятельности неизбежно меняют и структуру образования, определяя характерную особенность современного общества периода его информатизации.

    Информатизация общества - это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование, продуцирование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена.

    Информатизация общества - перестройка и обогащение информационно-коммуникативной основы функционирования общества и его важнейших подсистем - производства, управления, науки, образования, сферы услуг, денежно-кассовых операций, медицины, криминалистики, охраны окружающей среды, а также быта и сферы личной трудовой деятельности людей.

    Информатизация - направленный процесс системной интеграции компьютерных средств, информационных и коммуникационных технологий с целью получения новых общесистемных свойств, позволяющих более эффективно организовать продуктивную деятельность человека, группы, социума.

    Информатизация общества обеспечивает : активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, в научной, производственной и других видах деятельности его членов; интеграцию информационных технологий с научными, производственными, инициирующую развитие всех сфер общественного производства, интеллектуализацию трудовой деятельности; высокий уровень информационного обслуживания, доступ любого члена общества к источникам достоверной информации, визуализацию представляемой информации, существенность используемых данных.

    Особенностью современного периода развития общественного устройства является применение открытых информационных систем, рассчитанных на использование всего массива информации, доступного в данный момент обществу. Это позволяет совершенствовать механизмы управления современным социумом, способствует гуманизации и демократизации общества, повышает уровень благосостояния его членов. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей возможность развития творческого потенциала каждого индивида.

    Характерной чертой этого периода является становление и функционирование Всемирной информационной сети Интернет , которая позволяет формировать информационные запросы, информационные потоки сообразно интересам и предпочтениям каждого потребителя информации. Информация начинает обладать первостепенной значимостью в науке, искусстве, производстве, технике и образовании. Более того, информация персонифицируется. В конце 1980-х - начале 90-х гг. уникально быстрое развитие и совершенствование всемирной информационной сети Интернет значительно расширило сферу применения информационных ресурсов современного общества, что позволило обеспечить пользователю доступ к информационным ресурсам крупнейших библиотек мира, радиостудий, телестудий, баз данных, к копиям реальных исторических документов. Современные средства передачи информации практически снимают ограничения как по объему, так и по скорости транслируемой информации, а средства навигации обеспечивают возможность обращения к любому, сколь угодно удаленному, источнику информации и получения любого объема информации. Уже к концу XX века возможности Всемирной информационной сети Интернет расширяются - становится возможным как обеспечение непосредственного информационного взаимодействия с партнерами, единомышленниками, коллегами по работе и научным исследованиям, так и интерактивное информационное взаимодействие с источниками информационного ресурса.

    Для современного общества этапа информатизации и глобальной массовой коммуникации характерен процесс активного использования информации в качестве общественного продукта. Применение методов и средств информатики как научной области знания позволяет эффективнее и качественнее решать учебные и профессиональные задачи, реализовывать возможности информационных и коммуникационных технологий в целях развития личности человека, его адаптации к современным условиям жизнедеятельности в информационном обществе.

    Вместе с тем применение средств ИКТ влечет за собой изменения как в области технического и технологического обеспечения деятельности специалиста любой профессии, так и эргономических, физиолого-гигиенических аспектов этой деятельности. При этом быстрота изменений, происходящих в этой сфере, не имеет аналогов в прошлом. В связи с этим будущему специалисту необходимо обеспечить такую базовую подготовку в области использования методов и средств информатики, информационных и коммуникационных технологий, которая будет гарантировать необходимый уровень информационной культуры члена современного общества и определенный уровень профессиональной подготовки.

    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

    1.В чем заключается основное отличие информационного общества от общества индустриального?

    2.Какие отличительные черты информационного общества вам известны?

    3.Как изменяется роль образования при переходе к информационному обществу?

    1.Информатизация общества - глобальный социальный процесс, который затрагивает все сферы деятельности человека. Охарактеризуйте известные вам изменения в профессиональной деятельности человека и систематизируйте эти изменения по предложенной вами классификации.

    2.Проанализируйте роль и значение информации в деятельности педагога.

    Информатизация образования как процесс и область педагогического знания.

    Реализацией возможностей средств ИКТ в сфере образования занимается отрасль педагогической науки - информатизация образования.

    Информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания в условиях безопасного их применения. Этот процесс инициирует: совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информационного общества глобальной массовой коммуникации; совершенствование методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять учебную экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной информационной деятельности; совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей; создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.

    Вместе с тем информатизация образования рассматривается в настоящее время как новая область педагогического знания , которая ориентирована на обеспечение сферы образования методологией, технологией и практикой решения следующих проблем и задач:

    Создание методологической базы отбора содержания образования, разработка методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в условиях информационного общества массовой коммуникации и глобализации;

    Обоснование и разработка моделей инновационных и развитие существующих педагогических технологий применения средств ИКТ в различных звеньях образования, в том числе форм, методов и средств обучения;

    Создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять деятельность по сбору, обработке, передаче, хранению информационного ресурса, по продуцированию информации;

    Разработка исследовательских, демонстрационных прототипов электронных средств образовательного назначения, в том числе программных инструментальных средств и систем;

    Использование распределенного информационного ресурса Интернет и разработка технологий информационного взаимодействия образовательного назначения на базе глобальных коммуникаций, в том числе продуцирование педагогических приложений в сетях на базе потенциала распределенного информационного ресурса;

    Разработка средств и систем автоматизации процессов обработки учебного исследовательского, демонстрационного, лабораторного эксперимента - как реального, так и виртуального, в том числе удаленного доступа;

    Создание и применение средств автоматизации для пси- холого-педагогических тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых, их продвижения в учении, установления интеллектуального потенциала обучающегося;

    Осуществление педагогико-эргономической оценки средств вычислительной техники, информационных и коммуникационных технологий, используемых в сфере образования;

    Разработка и использование средств автоматизации для управления системой образования на основе использования баз и банков данных научно-педагогической информации, учебно-методических материалов, телекоммуникационных сетей, а также управления образовательным учреждением или системой образовательных учреждений.

    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

    1.Какие проблемы являются основными для информатизации образования как отрасли педагогической науки?

    2.Назовите основные проблемы и задачи информатизации образования?

    Темы и вопросы для обсуждения

    1.В чем, на ваш взгляд, заключаются различия между методологией, технологией и практикой разработки и оптимального использования средств ИКТ? Рассмотрите эти понятия и приведите примеры их использования в деятельности педагога и психолога.

    2.Как вы понимаете словосочетание «оптимальное использование средств ИКТ»?

    3.Основные направления развития информатизации образования .

    В настоящее время наметились основные направления развития информатизации образования, описание которых занимает существенное место в отечественных и зарубежных педагогических трудах. Кратко остановимся на раскрытии их со­держания.

    1. Методология и стратегия формирования структуры и отбора содержания образования, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информационного общества.

    Совершенствование методологии и критериев отбора содержания образования на данном этапе развития педагогической науки обусловлено прежде всего необходимостью ориентироваться в образовательном процессе не на получение обучаемым определенной суммы знаний, умений, навыков, а на развитие его интеллектуального потенциала, умения самостоятельно извлекать знания в условиях активного использо­вания средств современных технологий информационного взаимодействия - таких как мультимедиа, гипертекст, гипермедиа, телекоммуникации.

    Данное направление предполагает, во-первых, выявление условий переструктурирования содержания обучения в соответствии с отходом от линейных форм представления учебно­го материала, во-вторых, включение новой тематики, отражающей современные достижения науки и технологии, в-третьих, интеграцию предметных областей или тем, ставших уже традиционными, в-четвертых, разработку содержания и структуры корпоративных информационных систем и сетей образовательных учреждений, а также распределенных информационных ресурсов образовательных систем, функци­онирующих на базе телекоммуникаций.

    2. Проектирование педагогических технологий, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучающегося, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности по сбору, обработке, передаче, продуцированию учебной информации характеризуется созданием педагогических технологий, методических систем обучения, ориентирован­ных на формирование умений осуществлять учебную деятельность в следующих областях:

    а) поиск информации, представленной в электронном виде (литературные первоисточники, научно-практические и учебно-методические материалы, электронные копии документов и пр.), в том числе на базе использования распределенного информационного ресурса Всемирной сети Интернет;

    в) реализация различных видов информационного взаимодействия с изучаемыми объектами, процессами, явлениями, представленными как реально, так и виртуально, в том числе, в условиях функционирования компьютерных сетей.

    Педагогические цели при этом определяются: возможностью реализации интенсивных форм и методов обучения; повышением мотивации обучения за счет информационно емкого и эмоционально насыщенного общения пользователя с виртуально представленными изучаемыми или исследуемыми объектами, процессами, явлениями или рассматриваемыми сюжетами и ситуациями; формированием умений реализовывать разнообразные формы самостоятельной деятельности с распределенным информационным ресурсом Всемирной сети Интернет.

    3. Распределенное изучение возможностей применения средств ИКТ в процессе освоения различных образовательных областей предполагает формирование у обучаемого определенных подходов к осуществлению учебной деятельности с использованием средств ИКТ в аспектах, от­ражающих особенности конкретного общеобразовательного или учебного предмета (предметной области). Реализация этого направления предполагает разработку стандарта в области применения средств ИКТ в процессе изучения конкретного общеобразовательного или учебного предмета или пред­метной области.

    Перспективной становится также разработка образо­вательных стандартов в области применения средств информационных и коммуникационных технологий в процессе изучения групп общеобразовательных дисциплин. Это предполагает как выявление содержательных линий изучения закономерностей данной предметной области, так и основных информационных технологий, используемых в науке и тех­нике в процессе исследования ее закономерностей. При этом в процессе выбора целей обучения рассматриваемого общеобразовательного или учебного предмета (предметной области) с использованием средств ИКТ предполагается, что учащимся обеспечивается предоставление информации, необходимой для формирования школьной программы и ее обеспечения. При выборе программного обеспечения следует ориенти­роваться на базовое, инструментальное и прикладное программное обеспечение, относящееся только к программам общего назначения (например, базы данных, электронные таблицы, инструментальные программные средства или системы компьютерного моделирования, инструментарий, ре­ализующий возможности технологии мультимедиа, тексто­вый редактор, графический редактор, музыкальный редактор и пр.).

    При этом под стандартизацией в области применения средств ИКТ в процессе изучения общеобразовательных предметов будем понимать установление в рамках организаций сферы среднего образования единых норм и требований, предъявляемых:

    · к предоставлению (обеспечению) возможностей использования определенных видов средств ИКТ в процессе изуче­ния конкретного общеобразовательного или учебного предмета (предметной области);

    · к сформированности представлений, знаний, умений, навыков осуществления учебной деятельности с использованием средств ИКТ в процессе освоения содержательных ли­ний изучения конкретного общеобразовательного или учебного предмета (предметной области).

    4. Реализация возможностей образовательного информационного взаимодействия и потенциала распределенного информационного ресурса локальных и глобальной сетей как основы функционирования единого информационного образовательного пространства. Современные подходы к использованию Web-технологий предполагают реализацию информационного взаимодействия участников образовательного процесса в различных режимах работы все­мирной информационной среды, реализованной на базе Интернета.

    Интернет обеспечивает современных пользователей информационными ресурсами глобальной сети, а Интернет-технология позволяет организовать учебную деятельность с использованием прикладных и инструментальных программных средств и систем, доступных современному пользователю. При этом становится возможным использование в учебном процессе информационной среды науки (информация и знания, являющиеся наполнением баз данных; распределенная обработка информации; распространение научной информации на основе Интернет-технологии) и культуры (электронные библиотеки, виртуальные музеи и выставки, художественные презентации).

    5. Педагогико-эргономические условия эффективного и безопасного применения средств вычислительной техники, информационных и коммуникационных технологий, используемых в образовании. Это направление предполагает осуществление педагогико-эргономической оценки средств вычислительной техники, информационных и коммуникационных технологий, используемых в системе непрерывного образования, разработку программно-технического и педагогико-эргономического обеспечения эффективного и безопасного применения средств ИКТ в образовательных целях.

    Также это направление предполагает разработку психолого-педагогических, эргономических, технических, эстетических требований к средствам информатизации и коммуникации, используемым в образовательных целях. Перспективными разработками в этой области является создание отраслевых стандартов на программно-аппаратные комплексы вычислительной техники, на базовое и прикладное программное обеспечение, используемое в образовательных целях. Важным аспектом является также разработка педагогических и гигиенических рекомендаций по оснащению и оборудованию учебных кабинетов, в которых используется вычислительная техника, в том числе обоснование эргономики рабочего места, оснащенного средствами вычислительной техники, информатизации, коммуникации, и разработка состава и спецификаций этого оборудования.

    6. Создание информационной среды управления педагогическим процессом образовательного учреждения, разработка автоматизированных систем информационно-методического обеспечения образовательного процесса и организационного управления. Автоматизированные банки данных научно-педагогической информации, функционирующие на основе телекоммуникационных сетей, становятся в настоящее время одним из пока­зателей уровня современного образовательного учреждения. По этой причине совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей предполагает создание информационной среды управления учебно-воспитательным процессом обра­зовательного учреждения, в том числе разработку автоматизированных систем информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением или системой учебных заведений.

    Отечественные подходы в этой области предполагают разработку систем автоматизации ведения делопроизводства в ОУ. Но рассматривать эту проблему следует гораздо шире - в направлении автоматизации процессов обеспечения современного ОУ необходимыми научными, информационно-справочными, методическими, инструктивно-организационными, техническими, нормативными и другими материалами, которые во все большем объеме используются в научно-практической деятельности в образовательной сфере.

    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

    1.Что необходимо учитывать педагогу при проектировании педагогической технологии в условиях информатизации образования?

    2.В чем заключается совершенствование методологии и стратегии отбора содержания образования на современном этапе развития системы образования?

    Темы и вопросы для обсуждения

    1.Как вы считаете, нужна ли стандартизация в области применения средств ИКТ в процессе изучения конкретного предмета (образовательной области), и в чем она должна заключаться? Постарайтесь аргументировать свою точку зрения.

    2.Сформулируйте позитивные и негативные последствия использования Интернета для развития личности ребенка.

    В ваших руках первый учебник по информатизации образования. Авторы уверены в том, что содержание этой книги, как и содержание всей области «Информатизация образования» требует совершенствования и уточнения по мере развития информационных технологий и появления новых идей в педагогике.

    Прежде чем говорить об особенностях информатизации современного общества и его сферы образования, важно понять исторические предпосылки информатизации.

    Исторический процесс информатизации общества точно описывается с помощью последовательности информационных революций, связанных с появлением новых, для своего времени, технологий.

    Информационная революция заключается в изменении способов и инструментов сбора, обработки, хранения и передачи информации, приводящем к увеличению объёма информации, доступной активной части населения.

    Таких революций шесть.

    Первая информационная революция заключается в появлении языка и членораздельной человеческой речи.

    Вторая информационная революция связана с изобретением письменности. Это изобретение позволило не только обеспечить сохранность уже накопленной человеческим обществом информации, но и повысить её достоверность, создать условия для более широкого, чем ранее, распространения информации.

    Третья информационная революция порождена изобретением в XV веке книгопечатания, которое многие считают одной из первых информационных технологий. Появление и развитие печатных средств массовой информации, таких как газеты и журналы, явилось результатом третьей информационной революции.

    Четвертая информационная революция началась в ХIХ веке. Тогда были изобретены такие средства передачи и распространения информации как телеграф, телефон, радио и телевидение.

    Пятая информационная революция произошла в середине XX века, когда человечество стало активно использовать вычислительную технику. Применение ЭВМ для обработки научной информации кардинальным образом изменило возможности человека по активной и эффективной обработке информации. Впервые, за всю историю развития цивилизации, человек получил высокоэффективное средство для повышения производительности интеллектуального труда.

    Сегодня мы являемся свидетелями шестой информационной революции связанной с появлением глобальных телекоммуникационных компьютерных сетей и их интеграцией с технологиями мультимедиа и виртуальной реальности.

    Шесть революций изменили общество. На лицо развитие и распространение информации и информационных технологий, что позволяет говорить о наличии процессов информатизации. Информатизация оказывает революционное воздействие на все сферы жизнедеятельности общества, кардинально изменяет условия жизни и деятельности людей, их культуру, стереотип поведения, образ мыслей.


    Очевидный прогресс в области информационных технологий повлек за собой появление в научных и научно-популярных изданиях термина «информационное общество». Некоторые ученые под информационным понимают общество, в котором главным продуктом производства являются знания. Использование такого показателя как количество накопленных человечеством знаний в качестве критерия для присвоения обществу статуса информационного общества оправдано, поскольку по некоторым оценкам, с начала нашей эры первое удвоение накопленных человечеством знаний произошло к 1750 году, второе – к началу ХХ века, третье – уже к 1950 году. Начиная с 1950 года, общий объем знаний в мире удваивался каждые 10 лет, с 1970 года – каждые 5 лет, а с 1991 года – ежегодно. Это означает, что на сегодняшний день объем знаний в мире увеличился более чем в 250 тысяч раз.

    История формирования информационного общества содержит в себе историю зарождения и развития новых видов человеческой деятельности, связанных с информатизацией. За последние годы в обществе появились специализированные профессиональные группы людей, связанные с обслуживанием компьютерной техники и процессов обработки информации (операторы, программисты, системные аналитики, проектировщики и т.п.), оказанием консультативных, научно-информационных и других услуг подобного рода. Очевидно, что возникновение новых научных и профессиональных направлений требует специализированной системы подготовки кадров, в которой не только содержание, но и методы и средства обучения должны соответствовать реалиям соответствующего этапа информатизации общества.

    Задачам информатизации общества и всех его сфер, к числу которых относится и образование, уделяется повышенное внимание государства. Необходимость системного государственного подхода к процессу развития информатизации общества начала осознаваться в начале 90-х годов прошлого века. Так, например, еще в 1990 году была разработана и принята «Концепция информатизации общества», а понятие «информатизация» стало все шире использоваться как в научной, так и в общественно-политической терминологии, постепенно вытесняя понятие «компьютеризация».

    Относительно широкое определение понятия «информатизация» дал в своих публикациях академик А.П. Ершов. Он писал, что «информатизация – это комплекс мер, направленный на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно значимых видах человеческой деятельности». При этом А.П. Ершов подчеркивал, что информация становится «стратегическим ресурсом общества в целом, во многом обусловливающим его способность к успешному развитию». В то же время, по заключению ЮНЕСКО, информатизация - это широкомасштабное применение методов и средств сбора, хранения и распространения информации, обеспечивающей систематизацию имеющихся и формирование новых знаний, и их использование обществом для текущего управления и дальнейшего совершенствования и развития.

    Очевидно, что с одной стороны оба указанных определения не противоречат друг другу, и, с другой стороны, определяют, в том числе и информатизацию сферы образования, являющейся одной из областей деятельности человека. Таким образом, понятие «информатизация образования» может быть введено адаптацией этих двух определений.

    Информатизация образования представляет собой область научно-практической деятельности человека, направленной на применение технологий и средств сбора, хранения, обработки и распространения информации, обеспечивающее систематизацию имеющихся и формирование новых знаний в сфере образования для достижения психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

    Внедрение информационных технологий в различные области современной системы образования принимает все более масштабный и комплексный характер.

    Важно понимать, что информатизация образования обеспечивает достижение двух стратегических целей. Первая из них заключается в повышении эффективности всех видов образовательной деятельности на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. Вторая – в повышении качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям информационного общества.

    Исторически информатизация образования осуществляется по двум основным направлениям управляемому и неуправляемому.

    Управляемая информатизация образования имеет характер организованного процесса и поддерживается материальными ресурсами. В ее основе лежат обоснованные общепризнанные концепции и программы.

    Неуправляемая информатизация образования реализуется снизу по инициативе работников системы образования и охватывает наиболее актуальные сферы образовательной деятельности и предметные области.

    Информатизация образования на практике невозможна без применения специально разработанных компьютерных аппаратных и программных средств, которые называются средствами информатизации образования.

    Средствами информатизации образования называются компьютерное аппаратное и программное обеспечение, а также их содержательное наполнение, используемые для достижения целей информатизации образования

    Использование только средств информатизации образования недостаточно для полноценного применения информационных и телекоммуникационных технологий в образовании. На практике такие средства обязательно должны быть дополнены идеологической базой информатизации образования, а также деятельностью специалистов в различных областях знаний, чье участие необходимо для достижения целей информатизации.

    Информатизация образования, независимо от направления ее реализации, является широкой, многоаспектной областью деятельности человека, влияющей на функционирование всей системы образования, и, без преувеличения, на жизнь всего общества в целом.

    Информатизации образования заставляет пересматривать традиционные учебные курсы информатики, методы, технологии и средства информатизации, применяемые в обучении другим дисциплинам. С помощью методов и средств информатики будущий специалист должен научиться получать ответы на вопросы о том, какие имеются информационные ресурсы, где они находятся, как можно получить к ним доступ и как их можно использовать в целях повышения эффективности своей профессиональной деятельности.

    Особую задачу представляет собой информатизация деятельности каждой школы, отдельно взятого университета, колледжа или института.

    Информатизация конкретного учебного заведения представляет собой комплекс мероприятий, нацеленных на применение средств информационных технологий для повышения эффективности процессов обработки информации во всех, без исключения, видах деятельности современного учреждения образования.

    К сожалению, очень часто под информатизацией образования подразумевается внедрение информационных и телекоммуникационных технологий в учебный процесс. Это, действительно, важнейшее направление информатизации образования, оказывающее определяющее влияние на повышение качества подготовки специалистов. Однако, изучая информатизацию образования, важно понимать, что собственно учебный процесс является основной, но далеко не единственной областью деятельности учреждений образования, в которой в настоящее время происходит массовое внедрение различных информационных технологий.

    В частности, особые подходы и средства информатизации образования необходимы при информатизации контроля и измерения результатов обучения. Достаточно вспомнить, что процессы, связанные с определением квалификации специалистов, отбора и формирования контингента студентов вузов становятся все более информатизированными.

    Неотъемлемой частью деятельности практически каждого учебного заведения является проведение научных и научно-методических исследований. Общеизвестно, что использование информационных и телекоммуникационных технологий позволяет не только качественно поднять их уровень, но и способствует повышению профессионализма выпускников.

    Информационные технологии способны существенно повысить эффективность внеучебной деятельности школьников и студентов. Очень часто данная область, традиционно не привлекающая должного внимания со стороны педагогов и учащихся, становится более приоритетной при условии полноценной информатизации образования.

    Большинство учебных заведений испытывают серьезные трудности в организации управления различными направлениями образовательной деятельности. Это порождено дефицитом времени, перегрузкой педагогов и администрации школ и вузов, частое изменение нормативно-правовой базы в сфере образования, отсутствие централизованного обеспечения информацией, расширение номенклатуры специальностей, необходимость ведения собственной планово-финансовой деятельности, сложность привлечения в учебные заведения специалистов высокой квалификации и многие другие.

    Использование информационных технологий способствует улучшению административной деятельности, поддержке управленческих и научных исследований, расширению рамок процесса обучения, повышению эффективности персональной деятельности учащихся. Это не случайно, поскольку процедура управления учебным процессом (планирования, организации, учета выполнения учебной работы, анализа качества и эффективности учебного процесса) отличается высокой степенью трудоемкости, повторяемостью однотипных действий, большим объемом информации, высокой степенью риска в допущении ошибок.

    Информатизация образования включает в себя научные основы создания, экспертизы и применения средств информационных и телекоммуникационных технологий образовательного назначения. В этой области еще много не решенных задач. К ним можно отнести задачи адекватности таких средств реалиям учебного процесса, повышения уровня научности, смысловой и стилистической культуры содержания средств информатизации, необходимость интерфейсной, технологической и информационной связи между отдельными средствами информатизации образования, задействованными в разных областях деятельности школ и вузов.

    Еще одним направлением информатизации образования является подготовка квалифицированных специалистов по разработке и применению технологий и средств информатизации образования.

    Кроме всего этого к информатизации образования в полной мере можно отнести еще и методы использования средств информатизации в очном и дистанционном обучении, особенности функционирования виртуальных учебных заведений, проблемы применения информационных технологий во взаимодействии школ и вузов с родителями и общественностью, а также многое, многое другое.

    И, наконец, нельзя забывать, что информатизация образования – это еще и учебная дисциплина, являющаяся частью системы подготовки и переподготовки педагогов. Перед этой дисциплиной стоят достаточно обширные цели, в числе которых:

    1.Ознакомление педагогов с положительными и отрицательными аспектами использования информационных и телекоммуникационных технологий в образовании;

    2.Формирование представления о роли и месте информатизации образования в информационном обществе;

    3.Формирование представления о видовом составе и областях эффективного применения технических средств информатизации образования;

    4.Формирование представления о видовом составе и областях эффективного применения в сфере образования технологий создания, обработки, представления, хранения и передачи информации;

    5.Ознакомление с общими методами информатизации, адекватными потребностям учебного процесса, контроля и измерения результатов обучения, внеучебной, научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности учебных заведений;

    6.Формирование знаний о требованиях, предъявляемых к средствам информатизации образования, основных принципах и методах оценки их качества;

    7.Обучение педагогов стратегии практического использования средств информатизации в сфере образования, вообще, и в конкретной сфере профессиональной деятельности, в частности;

    8.Выработка у педагогов устойчивой мотивации к участию в формировании и внедрении информационной образовательной среды;

    9.Обучение формирующемуся языку информатизации образования;

    10. Предоставление педагогам дополнительной возможности пояснить обучаемым роль и место информационных технологий в современном мире;

    11. Выравнивание возможностей разных педагогов в области использования средств информатизации в своей профессиональной деятельности.

    Сформулированные цели во многом определяют содержание обучения информатизации образования и, следовательно, структуру и основное содержание данной книги.



    Последние материалы раздела:

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

    Онлайн обучение профессии Программист 1С
    Онлайн обучение профессии Программист 1С

    В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

    Пробный ЕГЭ по русскому языку
    Пробный ЕГЭ по русскому языку

    Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...