1 основные этапы развития психологии как науки. Краткая история развития психологии

Психология, с одной стороны, древняя наука (4 век до н.э.), а, с другой стороны, достаточно молодая (конец 19 в.). Первое упоминание о том, что у человека есть своя психология (или душа) встречается в трактате «О душе» древнегреческого философа Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). Аристотеля считают родоначальником психологии, как и многих других наук, а его философские сочинения – первыми трудами по психологии в ее донаучном этапе развития – этапе сбора первичных данных.

По времени возникновения психология является такой же древней наукой, как и медицина. Но медицина сразу стала самостоятельной наукой, а психология долгое время была отраслью философии.

Основателем принципиально нового этапа развития психологии и выделения ее в самостоятельную науку принято считать Вильгельма Вундта (1832-1920). Этот немецкий ученый в 1879 г. В Лейпциге открыл первую в мире психологическую экспериментальную лабораторию (в 1985 г. подобная лаборатория была открыта в Москве В.М.Бехтеревым).

Первые опыты Вундта по изучению свойств сознания проводились с помощью прибора - метронома (его прямое на­значение - задавать ритм при игре на музыкальных инструментах). В лаборатории В. Вундта он стал практически первым психологическим прибором.

В. Вундт предлагал вслушаться в серию монотон­ных щелчков метронома. Можно заметить, что звуковой ряд в нашем восприятии непроизвольно ритмизуется. Например, мы можем услышать его как серию парных щелчков с ударением на каждом втором звуке (“тик-так”, “тик-так”...). Второй щелчок звучит настолько громче и яснее, что мы можем приписать это объектив­ному свойству метронома. Однако такое предположение легко опровергается тем, что, как оказывается, можно произвольно изменить ритмическую организацию зву­ков. Например, начать слышать акцент на первом зву­ке каждой пары (“так-так”, “так-так”...) или вообще организовать звуки в более сложный такт из четырех щелчков. Итак, заклю­чает В. Вундт, сознание по своей природе ритмично, причем организация ритма может быть как произвольной, так и непроизвольной.

Начиная с 4 в. до н.э. по сегодняшний день, психология в своем развитии прошла ряд этапов. Эти этапы выделяются в связи с пересмотром содержания предмета науки. Процесс его становления проходил в четыре этапа.

1-й этап (V в. до н.э.) - предметом изучения была душа. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Представ­ления о душе были как идеалистическими, так и материалистичес­кими. Идеалист Платон, например, считал душу нематериальной, незримой, нетленной, а материалисты Гераклит и Демокрит - час­тицей природы, атомом огня, то есть материальной. В период уже 17в. ду­ша стала рассматриваться как нечто независимое от тела, как осо­бая сущность. Две субстанции - мыслящая и телесная, протяженная, совершенно отделенные друг от друга, так называемый дуализм (лат. dialia - двой­ственный) в наиболее развитой форме был представлен в учении Рене Декарта (1596-1650).



2-й этап (XVII в.) ознаменовался бурным развитием естествен­ных наук и предметом психологии стало сознание. Оно понималось как способность чувствовать, желать, мыслить.Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. Представителем это­го направления стал английский ученый Джон Локк (1632-1704). В рамках интроспективной психологии в 1879 г. в Лейпциге Виль­гельмом Вундтом (1832-1920) была создана первая эксперименталь­ная психологическая лаборатория. 1879 год стал годом рождения научной психологии.

3-й этап (XIX в.) - в связи с успехами в медицине, эксперимента­ми над животными и др. предметом психологии становится пове­дение (американский ученый Джон Уотсон (1878-1958) и др.). По­явилось мощное научное направление в американской психологии, которое было названо бихевиоризмом. Поведение объяснялось ха­рактером стимула, который вызывает реакцию (поведение): (S - R) стимул - реакция.

В это время появляются ос­новные психологические концепции:

Гештальтпсихология - Вольфганг Келер (1887-1967), Макс Верт-геймер (1880-1943) (предмет изучения - особенности восприятия), изучение психики происходит с точки зрения целостных структур - гештальтов, т.е. восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей;

Психоанализ и неофрейдизм - Зигмунд Фрейд (1856-1939), Карл Густав Юнг (1875 -1961), Альфред Адлер (1870-1937) (пред­мет изучения - бессознательное) травматические события, аффективные переживания, неисполнившиеся желания и т.п. не исчезают из психики, а подвергаются вытеснению – активному удалению из сознания в сферу бессознательного, где продолжают активно воздействовать на психическую жизнь, проявляясь часто в замаскированной, “зашифрованной” форме в виде невротических симптомов.;

Когнитивная психология - Ульрих Найсер, Джером Сеймон Брунер (предмет изучения - познавательные процессы). Когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше поведение;

Генетическая психология - Жан Пиаже (1896-1980)(предмет - развитие мышления отрасль психологии, изучающая происхождение и развитие психики животных и человека. Она прослеживает изменение различных психических процессов в онтогенезе и филогенезе, исследует психику различных видов животных, развитие психики ребенка, условия возникновения сознания человека.).

Основы отечественной научной психологии тоже закладывают­ся в конце XIX - начале XX вв. Происходит становление «рефлексо­логии» - Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927), Борис Ге­расимович Ананьев (1829-1905). представители рефлексологии изучали все рефлексы, протекающие с участием головного мозга.

4-й этап (XX в.) знаменуется появлением в отечественной психо­логии наиболее важного направления, сформировавшегося в 20-30-х гг., стала «культурно-историческая теория», разработанная Львом Семеновичем Выготским (1896-1934), затем - психологичес­кая теория деятельности, связанная с именем Алексея Николаевича Леонтьева (1903-1979) (предмет - психическая деятельность).

На Западе появляется гуманистическая психология - Карл Род­жерс (1902-1987), Абрахам Маслоу (1908-1970) (предмет - особен­ности личности). Гуманистическая психология - направление, в котором личность рассматривается как высшее существо, ставящее перед собой цель самосовершенствования и стремящееся к ее достижению.

В 60-х годах XX в. приковывает к себе внимание новое направле­ние - трансперсональная психология (Станислав Гроф, К. Уилбер, Ч. Тарт), изучаю­щая предельные возможности психики человека. Трансперсональная психология (лат. trans - через, persona - лич­ность («Я» - выход за пределы личности, себя изучает сознание в широком спектре его проявлений: ду­ховный кризис, околосмертные переживания, развитие интуиции, творчества, парапсихологические феномены, описывает предельные возможнос­ти психики человека (космическое состояние), переживания чело­века, которые могут привести человека к смене фундаментальных ценностей, духовного перерождения. Это переживание момента рождения и смерти.

Тема 3

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

Этапы развития психологии

Основные направления зарубежной психологии

Вклад отечественных психологов в развитие психологической науки

Этапы развития психологии

С позиций методологии науки история психологии может быть описана как последовательность этапов становления представлений о ее предмете, методе и принципах в рамках научных парадигм (таблица 1).

1-й этап. На протяжении многих столетий психология оставалась областью описательных знаний, прежде чем стать наукой, изучающей процессы активного отражения человеком объективной реальности в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и других процессов, и явлений психики.

В древности считалось, что душа присутствует в природе везде, где есть движение и теплота. Первое философское учение, основанное на вере во всеобщую одухотворенность мира, получило название «анимизм»
(от лат. anima – душа, дух). Его основой выступало убеждение в том, что у всего, что существует на свете, есть элементы души. В дальнейшем
анималистическое представление о душе уступило место гилозоизму
(от гр. hyle – вещество, материя и zoe – жизнь). У ионийских натурфилософов – Фалеса, Анаксимена и Гераклита – душа трактуется как оживотворяющая людей и животных форма элемента, образующего первоначало мира (вода, воздух, огонь). Границы между живым, неживым и психическим не проводилось. Все это рассматривалось как порождение единой первичной материи (праматерии).

Позже сложились две противоположные точки зрения на психику: материалистическая Демокрита (460 – 370 гг. до н.э.) и идеалистическая Платона (427 – 347 гг. до н.э.). Согласно Демокриту, душа – это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и подвижных. Все душевные явления Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами.

Таблица 1

Этапы развития психологии как науки

Этап Определение предмета психологии Характеристика этапа
1-й Психология как наука о душе Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека
2-й Психология как наука о сознании Возникает в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов
3-й Психология как наука о поведении Возникает в XX в. Задача психологии – наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть (поведение, поступки, реакции человека). Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались
4-й Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики Психология как наука сформировалась на базе материалистического взгляда на мир. Основой современной российской психологии является закономерное осмысление теории отражения

По мнению мыслителя, ощущения человека возникают потому, что атомы души приводятся в движение атомами воздуха или атомами, непосредственно «истекающими» из предметов. Со смертью тела, как считал философ, умирает и душа. Из вышесказанного следует, что материализм Демокрита носил наивный механистический характер.

В работах Платона изложен взгляд на душу как на самостоятельную субстанцию. Душа, по его мнению, не имеет ничего общего с материей и, в отличие от последней, идеальна. Душа – начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело – начало зримое, преходящее, тленное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом. Учение Платона о судьбе души после смерти тела облечено философом в форму мифа и преследует этические, государственно-педагогические цели. Покидая тело после смерти человека душа, в зависимости от того, какой образ жизни вел человек, устремляется или в идеальный мир, или обречена на вечные скитания вблизи земли. Люди должны верить, что после смерти душа ответствует за все действия тела. Эта вера заставит каждого бояться возмездия в будущей жизни, чтобы не впасть в отрицание всякой морали и долга. Идея бессмертия души скрывает еще один смысл: духовный опыт не умирает со смертью человека, он вечен. Платон является родоначальником дуализма в психологии, трактующего материальное и духовное, тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала. Платон говорил об ощущении, памяти и мышлении. Причем он был первым ученым, который определил память как самостоятельный психический процесс. Он открыл роль внутренней речи и активность мышления в процессе познания.

Идея Сократа (ок. 470 – 399 гг. до н.э.), одного из самых замечательных мыслителей Древней Греции, состояла в том, чтобы с помощью определенным образом подобранных вопросов помочь собеседнику найти истинный ответ и тем самым привести его от неопределенных представлений к логически ясному знанию обсуждаемых предметов. Философ рассматривал широкий круг «житейских понятий»: о справедливости и несправедливости, добре и красоте, мужестве и т.д. Девиз Сократа «Познай самого себя» подразумевал анализ поступков, нравственных оценок и норм человеческого поведения в различных житейских ситуациях. Все это вело к новому пониманию сущности души, к новому отношению человека к самому себе как носителю интеллектуальных и нравственных качеств.

Первая попытка систематизации знаний о психике была сделана философом-энциклопедистом Аристотелем (384 – 322 гг. до н.э.), которого по праву считают основателем не только психологии, но и целого ряда других наук. Заслуга Аристотеля состояла в том, что он первым постулировал функциональную взаимосвязь души (психики) и тела (организма). Сущность души, по Аристотелю, – реализация биологического существования организма. Учение Аристотеля заложило основы нового психологического мировоззрения – душа перестала трактоваться как мифологический двойник тела и впервые была осмыслена как организующий механизм жизнедеятельности живых организмов. Аристотелю принадлежит заслуга в разработке таких проблем психологии, как ощущения, представления, активность психики, психический образ, основные ассоциации (связи) по сходству, смежности и контрасту. Аристотель одним из первых на многие века определил содержательную сторону психологического знания: рациональное, чувственное, волевое.

Значительный вклад в развитие представлений о естественнонаучной основе психологии внесли древнегреческие, древнеримские и древневосточные врачи.

Древнегреческий врач Гиппократ (460 – 370 гг. до н.э.) – основоположник научной медицины, обогативший медицинскую психологию врачебной этикой, а психологию учением о темпераментах. В Ш в. до н.э. александрийские врачи Герофил и Эразистрат отделили нервы от сухожилий и связок и установили их взаимосвязь с работой мозга. Римский врач Гален (II в. до н.э.) расширил представление о физиологической основе психики, приблизился к понятию сознания, расчленил движения на произвольные и непроизвольные.

Античные ученые поставили проблемы, веками направляющие развитие наук о человеке. Именно они впервые попытались ответить на вопросы, как соотносятся в человеке телесное и духовное, разумное и иррациональное и мн. др.

Мостиком, связующим античную философию и философию Средневековья, явилось неоплатоническое учение Плотина (III в.), впоследствии развитое Августином Блаженным (IV – V в.). В учении последнего понятие души приобретает религиозное содержание и понимается им как божественная, вечная и независимая от материи сущность.

В эпоху Средневековья значительных успехов достигла арабоязычная наука, ассимилировавшая культуру эллинов, народов Средней Азии, Индии и Китая. Крупнейшими представителями являются Авиценна (Ибн-Сина, 980 – 1037) и Аверроэс (Ибн-Рушд, 1126 – 1098). В трудах этих ученых проводится мысль об обусловленности психических качеств естественными причинами, о зависимости психики от условий жизни и воспитания. Душа отныне становится объектом исследования медиков.

С усилением роли религии (христианства католического) в общественной жизни Европейского континента понимание сознания, психики человека начинает приобретать все более идеалистическую, религиозно-богословскую окраску. В эпоху Средневековья церковно-богословская концепция души становится определяющей, в том числе и под влиянием инквизиции.

В эпоху Возрождения переход от феодальной культуры к буржуазной в значительной степени решил проблему освобождения науки и искусства от догматов и ограничений церкви. Активно стали развиваться естественные, биологические и медицинские науки, возрождаться и преобразовываться различные виды искусств. Эпоха Возрождения привнесла новое миропонимание, в котором культивировался исследовательский подход к явлениям действительности. Было создано общество естествоиспытателей, возрос интерес к психологии творчества, человеческой личности. Приоритетное значение в науке получило экспериментирование.

2-й этап. В XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Душа начинает трактоваться как сознание, деятельность которого непосредственно связана с работой мозга. Формируются принципы научного познания, которые переносятся и на изучение человека. Отныне природа рассматривается как грандиозный механизм, действующий по физическим законам, а человек – как особый механизм, в котором уже нет места для мистической души. Выдающийся мыслитель нового времени Френсис Бэкон (1561 – 1626) обосновал идею о решающей роли эксперимента в научном познании, накопления экспериментальных знаний, их анализа и обобщения.

Становление психологических воззрений в этот период связано с деятельностью ряда ученых. Выдающийся французский ученый, математик, философ и физиолог Рене Декарт (1596 – 1650) заложил основы детерминистской концепции поведения и интроспективной концепции сознания. По мнению ученого, причина поведенческой активности человека лежит вне его и определяется внешними факторами, а сознание не принимает участия в регуляции поведения. В своем учении Р.Декарт противопоставляет душу и тело, утверждая, что существуют две независимые друг от друга субстанции – материя и дух. В истории психологии –это учение получило название дуализма (от лат.dualis – двойственный). Введя в науку понятие рефлекса (отражения), Р.Декарт впервые объяснил психические проявления как материально обусловленные отражательно-регуляционные рефлекторные процессы. На основе его взглядов в психологии возникли важнейшие ее понятия – рефлекса и ассоциаций. Декарт ввел в науку и понятие сознания (как непосредственное знание души о себе), а также наметил путь познания сознания. Сознание есть то, по мнению ученого, как оно выступает в самонаблюдении.

Попытку преодолеть дуализм и механические представления Р. Декарта о психике предпринял нидерландский философ-материалист Бенедикт Спиноза (1632 – 1716), который отстаивал идею единства мира, считая, что сознание является такой же реальностью, как и материальный мир. Б. Спиноза утверждал, что «порядок и связь идей те же, что и порядок и связь вещей» и что все духовные явления порождены действием мате-риальных причин и законов. Он убедительно обосновал один из ведущих принципов научной психологии – принцип детерминизма.

Выдающийся немецкий мыслитель Готфрид Лейбниц (1646 – 1716) ввел понятие бессознательной психики, полагая, что в сознании субъекта непрерывно идет скрытая от него работа психических сил в виде особой динамики неосознаваемых восприятий.

В XVII – XIX вв. широкое распространение получила так называемая эмпирическая психология. Одним из родоначальников эмпиризма является английский философ Джон Локк (1632–1704), исповедовавший опытное происхождение всей структуры человеческого сознания. В самом же опыте Д. Локк выделил два источника: деятельность внешних органов чувств (внешний опыт) и внутреннюю деятельность ума, воспринимающего собственную работу (внутренний опыт). Сознание, по Локку, – это восприятие человеком происходящего в его уме. Этот постулат Локка стал исходной базой двухвекового господства в психологии парадигмы интроспекционизма.

Д. Локку принадлежит заслуга введения в науку понятия «ассоциация», под которой понимались сочетание, связь идей. После Д. Локка в психологии утвердился всеобщий объяснительный принцип человеческой психики – принцип ассоциации (связи) идей, образов. Понятие об ассоциации стало наиболее простым и универсальным объяснительным механизмом формирования и приобретения человеком опыта.

В XVIII в. появилась ассоциативная теория, возникновение и развитие которой связано с именем Дейвида Гартли (1705 – 1757). Установленные им закономерности образования ассоциаций – смежность воздействия и частота их повторения – стали, по существу, первыми закономерностями психологии. Д. Гартли обогатил психологию многими основоположениями, а его научные идеи оказали решающее влияние на последующее развитие психологии.

Немецкий ученый Христиан Вольф (1705 – 1757) издал первые крупные научно-психологические труды «Эмпирическая психология» (1732) и «Рациональная психология» (1734) и ввел в научный оборот термин «психология».

Крупные достижения в психологии в XVIII в. неразрывно связаны с достижениями в естествознании, кардинальными изменениями в мировоззрении, философском осмыслении бытия. Возникает концепция историзма: жизнь людей соотносится с развитием общества как закономерного исторического процесса. Появляются первые ростки понимания культурно-исторической обусловленности индивидуальной психики. Отныне психика человека начинает рассматриваться в соотношении не только с телом и мозгом человека, не только с окружающей средой, но и с культурно-историческим развитием общества.

Конец XVIII – начало XIX в. характеризуется крупными изменениями в исследовании нервной системы, физиологии головного мозга, органов чувств.

Кардинальное значение в этой области имели исследования чешского физиолога Йиржи Прохазки (1749–1820). Он впервые дал классическое определение рефлекса и показал, что рефлекс возникает лишь на те раздражители, которые имеют для организма приспособительную значимость. Й. Прохазки установил, что по рефлекторному принципу функционируют все отделы нервной системы (как низшие, так и высшие), и все формы психической деятельности направлены на приспособление организма к условиям окружающей среды, подчиняясь общему закону «сохранения живого тела». Психика понимается им как способность дифференцировать внешние воздействия, оценивать их в соответствии с потребностями организма и на основе этого осуществлять избирательные, приспособительные действия. На основе исследований и концептуальных обобщений, сделанных Й. Прохазкой, нейрофизиологи обратились к изучению «рефлекторной дуги».

Огромную популярность приобретает френология (от гр. «френ» – душа, ум), автором которой является австрийский анатом Франс Галль (1758–1829). Он предложил карту мозга, в соответствии с которой различные способности размещены в определенных участках. Френология побудила ученых к экспериментальному изучению размещения, локализации психических функций в головном мозге. Ф. Галль считал, что извилины в коре больших полушарий головного мозга и являются местом локализации «умственных сил».

Теория эволюции Чарльза Дарвина (1809 – 1882), появившаяся в середине XIX столетия, анатомически сблизила человека и животных и объяснила общность их телесного устройства. В своих трудах («Происхождение человека», 1870; «Выражение эмоций у животных и человека», 1872) Ч. Дарвин анализирует психику человека, сравнивает ее с психикой животных и приводит убедительные доводы к доказательству того, что эмоции есть не только у человека, но и у животных. В рамках дарвинизма возникла одна из основных категорий психологии – категория поведения . В работе «Происхождение видов» (1859) ученый показал роль приспособительных механизмов и внутривидовой борьбы в биологическом развитии. Под влиянием дарвинизма возникают новые отрасли психологии: зоопсихология, генетическая, сравнительная.

Естествоиспытатели первой половины XIX в. обеспечили открытие ряда психофизиологических закономерностей и содействовали изучению психических явлений естественнонаучными методами, способствовали становлению психологии как научно-экспериментальной отрасли знаний.

Основателем экспериментальной психологии стал немецкий философ, психолог и физиолог Вильгельм Вундт (1832 –1920), создавший в Лейпциге первую в Европе экспериментально-психологическую лабораторию, ставшую вскоре Международным центром психологических исследований. Благодаря исследованиям В. Вундта к концу XIX столетия экспериментальная психология получила развитие во многих странах мира. Впоследствии в Германии были открыты еще несколько лабораторий
(в Геттингене, Бонне, Берлине, Бреславле и Мюнхене).

Следует отметить, что все крупные достижения в развитии психологии были неразрывно связаны с достижениями в естествознании, кардинальными сдвигами в мировоззрении, новым философским осмыслением бытия.

3-й этап. Важную роль в выделении психологии как самостоятельной отрасли знания сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний, а также проведение экспериментальных исследований психики.

В начале XX в. основатель бихевиоризма Д. Уотсон предложил программу построения новой психологии. Бихевиоризм признавал в качестве единственного объекта психологического изучения поведение, поведенческие реакции. Сознание как явление, не поддающееся наблюдению, было исключено из сферы бихевиористской психологии.

4-й этап. Для него характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую прикладную область знания, обслуживающую интересы практической деятельности человека. Особенности развития психологии как науки отражены на рис. 1.

Научные течения в психологии различаются по своему предмету, изучаемым проблемам, понятийному полю, объяснительным схемам. Психологическая реальность человека предстает в них под определенным углом зрения, отдельные стороны его психической жизни выступают на первый план, изучаются основательно и детально, другие либо совсем не изучаются, либо получают слишком узкую интерпретацию.


Рис. 1. Особенности развития психологии как науки

1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ

В развитии психологии как науки можно выделить несколько этапов.

На I этапе психология выступает как наука о душе, наличием которой объясняли все непонятные явления в жизни человека. Материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи - вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий. Великий философ Аристотель в трактате “О душе” выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе; первичная познавательная способность человека - ощущение, принимающее формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Ощущения оставляют след в виде представлений - образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей - ассоциации психических явлений.

II этап развития психологии связан с ее пониманием как науки о сознании. Его начало совпало с периодом бурного развития естественных наук в 17 веке. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап - психология как наука о поведении (20 век). Основная задача психологии на этом этапе - ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека.

IV этап - психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Таким образом, в настоящее время психология понимается как наука о психике и закономерностях ее проявления и развития. Предметом ее исследования является определенный и ограниченный данным уровнем общественно-исторического развития способ освоения объекта, т.е. основные закономерности возникновения и функционирования психической деятельности. Психология изучает общие закономерности психических процессов и своеобразие их протекания, в зависимости от условий деятельности и от индивидуально-типологических особенностей человека.

2. НАЧАЛО РАЗВИТИЯ АНТИЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Психологические идеи античности уходят своими корнями в мифологию общинно-родовой формации. Ее сменой обусловлено появление тысячелетней культуры, оказавшей огромное влияние на развитие практически всех областей знаний нашей цивилизации. Одним из центральных звеньев в эволюции древнего мира явилось формирование научного взгляда на человека, его сознание и психику. Однако античные психологические традиции возникли не на голом месте. Уже к VI в. до н.э. греки поддерживали контакты со всеми центрами цивилизованного мира, а первые ионийские мыслители прошли обучение в Египте и Вавилонии, усвоив достижения восточной протонауки.

Исходным принципом толкования психологических проблем явилась попытка объяснения окружающего мира из присущих ему законов, отраженных на античном уровне. Ограниченность средств познания психических явлений отражалась в потенциях их объяснения. Это, в свою очередь, порождало не только жестко детерминистские концепции души, но и “очищенные” от опытной практики умозрительные теории, сыгравшие значительную роль в становлении психологического знания.

Отсутствие экспериментального исследования, созерцательность подавляющего большинства научных доктрин в совокупности с противоречивыми попытками презрения к “земной” деятельности и личности, с одной стороны, вместе с их обожествлением, с другой, ограничивали возможности античной психологии. Но, вместе с тем, они явились грандиозной попыткой построить рационализированную и систематизированную картину человека и его внутреннего мира, что является для современной психологической науки ключом к пониманию своего предмета.

Все это дает основания утверждать, что древние греки первыми интуитивно реализовали принцип дополнительности в объяснении душевных явлений. Благодаря этому принципу психическое с различной степенью адекватности отражалось в античной науке путем одновременного соположения, казалось бы, противоречащих друг другу понятий и образов. Возможность, а порой и необходимость использования различных способов описания явлений сознания сегодня уже не подлежит сомнению.

Античные психологические взгляды отражены довольно широким кругом теоретических концепций и представлены не меньшим спектром школ и ученых. Данное обстоятельство не позволяет отразить все многообразие психологического знания древнегреческого мира: такая задача по своей сути была бы абсурдной. Но даже описание концепций представленных в пособии авторов, их научного поиска, наследия и вклада в развитие учения о душе убеждает в безбрежности и актуальности для нашего времени античной мысли.

Во всем мире, были запрещены. Серьезно пострадала система подготовки специалистов-психологов, границы сферы практической деятельности психологов сузились до предела. И все-таки вопреки общей губительной направленности административно-идеологического управления развитием психологии, благодаря подвижнической деятельности многих ученых-психологов, были сохранены основы психологии как науки, ...

Всю психическую жизнь исходя из схемы S -> R, невозможно совершенно не учитывать внутреннее состояние живого существа. Это привело к модификации классического бихевиоризма и появлению так называемого необихевиоризма. 3. Второй этап развития – НЕОБИХЕВИОРИЗМ В 30-е годы наряду с ортодоксальной линией развития выделилась линия развития необихевиоризма, связанная в первую очередь с именами...

Точки зрения как высшей ступени познавательной деятельности человека в отличие от обиходного, житейского знания, религии и философии, также обсуждается их взаимное соотношение. Выявляются основные тенденций в развитии научной и философской мысли с IХ-Х вв. до настоящего времени. Ивановский предложил интересную классификацию наук. Он разделил все науки на теоретические и практические, прикладные. ...

Основу рационализацию организации и управления наукой в целом и каждой дисциплины в частности. В связи с особой важностью анализа системного этапа развития метанауки, остановимся на нем подробнее. Рассмотрим вопрос о предмете науковедения и его структуре. В историческом контексте следует проанализировать и имеющиеся точки зрения по этим вопросам. Вопрос о предмете науковедения является...

Психология, как уже было сказано, занимает особое место в системе других наук. А что она представляет из себя как наука? Знакомство с любой наукой начинается с определения ее предмета и описания круга явлений, которые она изучает. Предмет изучения психологии – факты, механизмы и закономерности психики. К такому пониманию своего предмета психология пришла не сразу, а поэтому в истории развития психологии можно выделить ряд этапов, представленных в таблице 1.2.

Таблица 1.2

Этапы развития психологии

Этап

развития психологии

Временной

период

Основные

представители

Основные идеи

1. Психология как учение о душе

а) Античность,

(IV в. до н.э.–V в. н.э.)

б) Средневековье

(V–XVI вв.)

в) Возрождение, Новое время (XVI–XVIII вв.)

а) Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель

б) Фома Аквинский, Ибн Сина (Авиценна), Ибн Рушд (Аверроэс)

в) Р. Декарт, Дж. Локк, Г.В. Лейбниц

Борьба между материализмом и идеализмом. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

Знаменитое изречение Декарта: «Cogito ergo sum» («Я мыслю, следовательно, существую»). Сознание понималось широко – как способность думать, чувствовать, желать. Единственный метод изучения – интроспекция (самонаблюдение).

2. Психология как наука о сознании

Новое время (Вторая половина XIX века)

Оформление в самостоятельную науку. Открытие первой лаборатории экспериментальной психологии.

3. Отсутствие единого предмета (кризис зарубежной психологии)

Новейшее время (начало XX века)

З. Фрейд, Дж. Уотсон, Э. Торндайк, М. Вертхаймер

Отсутствие единого предмета психологии. Оформление различных направлений и научных школ.

4. Современный этап – интеграция психологических знаний

Новейшее время (XX–XXI век)

Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, А. Маслоу, К. Роджерс, Д. Майерс и др.

Современная психология сформировалась на базе материалистического взгляда на мир.

Психология – наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Как видим из таблицы 1.2, в истории развития психологии есть две основные вехи – донаучный и научный этапы, причем известна точная «временная точка», разделяющая их – 1879 год. Чем знаменателен этот год для психологии? Внимательные читатели уже знают ответ на этот вопрос (см. п. 1.1. Особенности психологии как науки). История психологии как самостоятельной науки начинается в 1879 году с основания немецким психологом Вильгельмом Вундтом первой в мире экспериментальной психологической лаборатории в Лейпциге. Вскоре, в 1885 г., В.М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России. Вместе с тем, выбранный как единственно верный научный метод изучения психических явлений – интроспекция (самонаблюдение) не дал хороших результатов и, исчерпав свои возможности, привел к кризису в психологии. Кризис психологии проявился в том, что ученые стали пересматривать предмет психологии и менять о нем представление, возникло много направлений, каждое из которых претендовало на создание своей научной психологии и своего предмета психологии (табл. 1.3).

Таблица 1.3

Основные направления психологии

Научное

направление

Предмет

психологии

Представители

направления

Психоанализ

Бессознательное

З. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг, А. Фрейд, К. Хорни, Г.С. Салливан

Бихевиоризм

Поведение (реакция в ответ на стимул)

Дж. Уотсон, Э. Торндайк, И.П. Павлов, Э.Ч. Толмен, К. Халл, Б.Ф. Скиннер, А. Бандура

Гештальт-психология

Сознание и познавательные процессы как психическое поле с целыми психическими структурами – гештальтами

М. Вертхаймер, В. Кёлер, К. Коффка, К. Левин

Когнитивизм

Познавательные (когнитивные) процессы

Ф. Хайдер, Л. Фестингер, Ж. Пиаже, У. Найсер, Дж.С. Брунер, Г. Хоманс, Г. Келли, Р. Аткинсон

Интеракционизм

Взаимодействие людей, ролевое поведение

Дж. Мид, Ч. Кули, Г. Блумер

Экзистенциально-гуманистическое

Личность и ее потенциал (самореализация)

А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Оллпорт, Р. Мэй, В. Франкл

На современном этапе развития психологии наблюдается интеграция научных знаний, поэтому различные направления, представленные в табл. 1.3, представляют собой взаимодополняющие, а не исключающие друг друга подходы к изучению человека

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Тверской Государственный Университет

Кафедра: отечественной истории

Реферат на тему:


«История развития психологического знания и основные направления в психологии»

Подготовила студентка IV курса ОЗО М.М. Чикунова

Проверил :_______________

Тверь 2007 г.


Глава I. Основные исторические этапы развития психологического знания.

  1. Первый этап: психология как наука о душе.

  2. Второй этап: психология как наука о сознании .

  3. Третий этап: психология как наука о поведении.

  4. Четвертый этап: психология как наука о фактах, закономерностях, механизмах психики.

  1. Бихевиоризм.

  2. Психоанализ.

  3. Гештальтпсихология.

  4. Гуманистическая психология.

  5. Трансперсональная психология.

  6. Онтопсихология.

  7. Тенденции и перспективы развития психологической науки.
Заключение.

Список литературы.

Введение
Психология имеет многовековую историю: первые научные представления возникли в VII в. до н. э. Поэтому встает вопрос о периодизации истории психологии, задачей которой является расчленение этого процесса, выделение этапов, определение содержания каждого из них.

В истории психологии различаются два больших периода: первый, когда психологические знания развивались в недрах философии, а точнее (VI в. до н. э. – сер. XIX в.); второй – когда психология развивалась как самостоятельная наука (сер. XIX в. – настоящее время).

В последних главах будут более подробно рассмотрены темы развития психологической науки, а также ее основные направления, перспективы и тенденции развития отечественной и зарубежной психологии.
Глава I. Основные исторические этапы развития психологического знания

1.1 Первый этап: психология как наука (Аристотель, Демократ, Платон)
Аристотель в своем трактате «О душе» выделил психология как своеобразную???обнаять знания и впервые выдвинул идею о неразделимости души и тела.

Душа, по Аристотелю, есть форма живого органического тела. Душа делает тело живым. В душе – причина – основа всех проявлений живого тела.

Душа как форма тела означает, что она есть суть тела, причина и цель всех его действий. Душа неразрывно связана с телом: она есть??? тела. Действует не душа, а соответствующее тело, но тело одушевлённое.

Главная функция души – реализация биологического сосуществования организма. Центр «психе?» находится в сердце, когда поступают впечатления от органов чувств. Они сообразуют источник, которые, сочетаясь между собой в результате рассудочного явления, подчиняют себе поведение. Чувственные восприятия составляют начало познания. Сохранение и воспроизведение ощущений создаёт память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Особой формой интеллектуальной активности является???разум), привносимый извне в виде божественного разума.

Таким образом, душа проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, разумной.

Высшие способности возникают из низшего и на их основе. Первичная познавательная способность человека – ощущения, оставляющие след в виде представлений-образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трёх направлениях: по сходству, по сложности и контрасту. Тем самым он указал основные виды связей – ассоциаций психических явлений.

Демокрит понимал душу как причину движения тела. Душа понимается как продукт распределения атомов в теле. Демокрит приписывает душе движение в материальном смысле как пространственное перемещение. Душа, по мнению Демокрита, смертна и уничтожается вместе с телом. Он считал, что душа принадлежит всем, даже мёртвому телу. Характерно, что отличая душу от тела, Демокрит считает её телом, хотя и особым телом.

Началом и источником познания являются ощущения и восприятие. Они дают знание о вещах. Демокрит называет чувственное познание «тёмным» родом познания. Для Демокрита характерно такое понимание процесса познания, при котором его чувственная ступень не отрывается от мышления, хотя они, безусловно, различаются.

Чувство рассматривается в системе атомистического материализма в связи с этическими проблемами, как основание для этики. Демокрит различал удовольствие и неудовольствие, как показатели полезного и вредного. Целью жизни он считал «спокойное состояние духа, которое не тождественно удовольствию. Достижение этой цели состоит в умеренности и гармоничности жизни.

Проблема воли разрешается Демокритом на основе учения о необходимости и случайности. Всё существующее в жизни подчинено необходимости. По Демокриту, ничего не происходит случайно и для всего есть некая причина. Демокрит отвергает идеалистическое учение о целесообразности в природе и движения души всецело обуславливаются извне.

Согласно древнегреческому философу-идеалисту Платону душа – это что-то божественное, отличающееся от тела, и она существует прежде, чем соединяется с тем. Она есть образ и истечение мировой души. Это начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Однако иногда последнее заковывает её тело раздираемо?? Различными желаниями и страстями, оно заботится о пропитании, подвержено болезням, страхам, соблазнам. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество и вожделения (мотивация). Разум размещается в голове, мужество в груди, вожделение – в брюшной полости.

Гармоническое единство разумного начала придаёт целостность душевной жизни человека. Душа обитает в теле, а после смерти вступает в божественный «мир идей». И в зависимости, какой образ жизни вёл человек, после его смерти душу ждёт различная судьба.


    1. Второй этап: психология как наука о сознании
(Декарт, Гоббс, Локк, Гартли)
В XVII веке с именем Р.Декарта связан важнейший этап в развитии психологических знаний. Декарт пришёл к выводу о различии между душой человека и его телом. Он говорил о делимости тела и неделимости духа. Однако душа способна производить в нём движения. Это породило собой проблему, названную психофизической. Декарт создал теорию, объясняющую поведение на основе механической модели. Движение возникает в результате воздействия предмета на тело, которое механически приводится к мозгу, а от мозга – к мускулам.

Объяснение непроизвольных движений представляет исторически первую попытку рефлекторного принципа.

Таким образом, понятие «душа» стало превращаться в «разум», а позднее в сознание. Фраза «я мыслю – значит, я существую» стала основой постулата, утверждавшего: первое, что человек обнаруживает в себе, - это его сознание.

Английский философ Дж. Локк рассматривает душу как пассивную, но способную к восприятию среду. Под воздействием чувственных впечатлений она начинает мыслить, т.е. образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввёл понятие «ассоциаций». Изучение взаимоотношений души и тела при этом уступает место вниманию к умственной деятельности и сознанию. По его мнению, существует два источника знаний: объект внешнего мира и деятельность ума, которая познаётся с помощью рефлексии.

Т.Гоббс выступил против учения Декарта о двух субстанциях. Субстанция и тело означает одно и то же. Человек – это тело в ряду множества природных тел . Его движения – это реальность. Сознание – параллельно возникающие проявления этих движений. Ощущения – это проявление движений в органах чувств.

Таким образом, психика – тень реальных материальных процессов – она эпифеномен. Всю психику Гоббс сводит к образам. Начало всех представлений – ощущения. Идеи, которые не могут быть выражены в образах, пустые звуки.

Чувства и воля – вторая, кроме познания, составляющая сознания.

Учение Гоббса о способностях подразумевает отсутствие врождённых преимуществ людей перед друго??

От эпифеноменализма Гоббса начинается бессубъектная психология, в которой сознание рассматривается как???мическое сплетение его содержаний.

Д. Гартли дал первую законченную систему ассоциативной психологии. В главном труде «О человеке, его строении, его обязанностях и его упованиях» (1745г.) – Гартли развивает учение о психике как естественном начале. Все духовные способности объясняются через обращение к органической структуре мозга. Существует три основных простейших элемента жизни: сенсации (ощущения), идеации (идеи ощущений), аффекции (удовольствия, неудовольствия). Из этих трёх элементов строится душевная жизнь с помощью механизма ассоциации, которые являются пассивным отражением нервных связей в мозгу. Психика не является врождённой. Врождённые только способность к аффектам, а также возможность получать ощущения. Всё, что есть в душевной жизни человека, является продуктом воспитания.


1.3 Третий этап: психология как наука о поведении

Выделение психологии в самостоятельную науку в 60-х гг. XIX в. Сопровождалось интенсивным развитием экспериментальных исследований.

Широкое развитие эксперимента в психологии происходило под влиянием естествознания. В разных странах развитием этих исследований происходило своеобразно. В 1879г.??? в Лейпциге открыл первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию, а в 1885г. В.М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

В области сознания, полагал Вундт действуют особая психическая причинная, подлежащая научному объективному исследованию?? Сознание было разбито на психические структуры, простейшие элементы: ощущения, образы и чувство. Это направление назвали структурамистским.

У.Джеймс предложил изучать функции сознания и его роль в выживании человека (функционалистский подход). Психология, по мнению функционалистов, является «полезной??о функциях сознания».

В России у истоков экспериментальной психологии стояли врачи-психиатры: В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков, А.А. Токарский, П.И. Ковалевский, И.А. Сикорский и др. В их лабораториях велись исследования по широкому кругу проблем, включая, кроме психологических, анатомию и физиологию нервной системы, псих??трию.

Н.Н. Ланге установил, что самонаблюдение не может уловить стадии процессов восприятия и внимания, не позволит вскрыть законы изучаемых процессов.

А.Ф. Лазурский разработал метод естественного эксперимента, который заключается в наблюдении по специальной программе за испытуемым в естественных условиях. Наряду с лабораторными приёмами он позволяет исследовать личность человека, его характер и интересы.

Большой вклад в становление отечественной научной психологии внёс И.М. Сеченов. В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема такая же, что и у рефлексов.

Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г.И. Чекнакову (создание психологического института в 1912г.), В.И. Бехтереву, И.П. Павлову.

В 1913г. Дж. Уотсон объявил о необходимости объективных экспериментальных методах изучения. Психология, в данном случае, является наукой о поведении, а все понятия, связанные с сознанием, следует исключить из обихода.

Важными заслугами являются: внедрение объективных методов регистрации и?? внешних реакций, процессов, открытие закономерностей научных, реакций поведения.

Основными недостатками этого подхода являются – игнорирование процессов сознания, недооценка способности психической деятельности человека.
1.4 Четвёртый этап: психология как наука о фактах, закономерностях, механизмах психики
Соприкосновение с практической жизнью привело к развитию прикладной психологии.

Наибольшее развитие получили медицинская и педагогическая психология, в меньшей степени – исследования в обкатке торговли, ??, общественной жизни.

Герман Эббингауз в работе о капитале (1885г.) впервые сформулировал законы памяти на основе собственно психологического эксперимента. Он ввёл два метода исследования памяти: метод заучивания и метод сбережения .

Крупным исследователем памяти был Г.Э. Мюккер. Он сделал вывод о том, что в памяти действует установка на запоминание (смысловая работа над текстом обеспечивает его запоминание).

Экспериментальная разработка мышления составила предмет и задачу исследователей Вюрубургской школы, которую возглавлял О.Кюльне.

Одной из первых работ была работа К. Марбе, что процесс суждения протекает в форме мыслей.

Другой проблемой этой школы был анализ деятельной стороны мышления. Г. Уотт?? Описал мышление как специфический процесс решения задачи.

Большое развитие в Германии получили прикладные исследования. Эмиль Крешлин в клинике ассоциативный эксперимент показал различия в характере ассоциаций при шизофрении и маниакально-депрессивном психозе. Ему принадлежит?? составления схем исследования личности.

Э. Меймон спровозгласил возникновение экспериментальной педагогики. Важное место заняла психология в юридической практике.

Во Франции кроме педагогики (А.Б?? использовал тесты для определения индивидуальных способностей ребёнка), другой областью прикладных исследований была медицина, особенно психиатрия и неврология.

Ж.М. Шарко выделил истерию как заболевание и объяснил её симптомы – параличи, признаки – физиологическими признаками.
Глава II. Основные направления в психологической науке.
2.1 Бихевиоризм
Основателем бихевиоризма стал Дж. Уотсон (1878-1958). Он объявил предметом психологии поведение.

Анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями. Всё, что не поддаётся объективной регистрации, не подлежит изучению. Происходящее внутри человека изучить невозможно. Задача психологии заключается в том, чтобы по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказывать определённую реакцию.

Личность, с точки зрения бихевиористов, не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Изменяя стимулы и подкрепление (похвала и пр.), можно программировать его на требуемое поведение. Закон эффекта Торндайка уточняет: связь между «стимул-реакция» усиливается, если есть подкрепление.
2.2 Психоанализ
Это направление получило своё название по имени основателя З.Фрейда (1856-1939гг.). В психологической жизни он выделял три уровня: сознание (ощущения, ?? в конкретный момент времени), предсознание (доступная память), бессознательное) инстинкты, эмоции и пр.).

По Фрейду, психика человека состоит из 3-х уровней: Оно, Я, Сверх-Я.

Оно – бессознательная часть психики.

Я – уровень сознания.

Сверх – Я??? носители моральных стандартов.

На Я воздействуют: Она Сверх-Я – общество.

Для спасения от конфликта между Я и Оно, Фрейд выделил следующие защитные механизмы: вытеснение желаний (непроизвольное удаление неприятных желаний, чувств в область бессознательного), отрицание, рационализацию (бессознательная попытка оправдать своё поведение), противодействия, проекция, замещение, изоляция, регрессия (возвращение на ранний способ реализования).
2.3 Гештальтпсихология
Гештальтпсихология возникла в Германии, благодаря усилиям Т. Вертгейнера, В.Кепера, К.Левина, выдвинувших программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальств). Сторонники этого направления выступили против ассоциативной психологии В. Вундта, трактовавшей сложные психологические феномены как выстроенные ассоциативные образы из простых.

Понятие о генштальте появилось, когда стали изучать сенсорные образования. Тогда и обнаружилась «первичность» их структуры по отношению к входящим в эти образования компонентам (ощущениям).

Мышление состоит в усмотрении, осознании структурных требований, вызванных элементами проблемной ситуации, и в действиях , которые соответствуют этим требованиям. Построение сложного психического образа происходит в генштальте. Это особый психический акт мгновенного схватывания отношений (структуры) в воспринимаемом поле.
2. 4 Гуманистическая психология
Виднейшими представителями этого направления являются Г. Олппорт, Г.А. Мюррей, Г. Мэррари, К. Роджерс, А. Маслоу. Предметом психо?? исследований является здоровая творческая личность.

Цель личности – не потребность в гомеостазе, как полагает психоанализ, а самоосуществление. Человек открыт миру; наделён потенциалом к непрерывному развитию и самореализации. Любовь, творчество, влияние??? смысл – именно эти понятия характеризуют базисные потребности человека.

Своеобразной ветвью гуманистической психологии является духовная??. Духовность открывает человеку доступ к любви, совести и чувству долга.
2.5 Трансперсональная психология
Основоположниками данного направления можно считать К.Г. Юнга, Р. Ассаджиони, А. Маслоу.

Трансперсональная психология рассматривает человека как духовное космическое существо, неразрывно связанное со Вселенной, космосом, человечеством, обладающим доступом к общемировому информационному космическому полю. Благодаря бессознательному он соединён с бессознательной психикой других людей, а также с космической информацией, с мировым разумом.


2.6 Онтопсихология
Онтопсихология является наукой о субъективности. Онотопсихология родилась родилась из осознания, из опыта «ощущения неудачи». Бытие, которое признаётся всеобъемлющим. Всесторонне изучая историю – культрную эволюцию человека онтопсихология открыла существование на глубинном уровне некоего народа, за которым человек начинает испытывать чувство утраты.

Онтопсихология занимается изучением бытия в психике человека. «Онто» обозначает точку, в которой «я существую». Из своего «Здесь – Бытия» человек может познать любую истину, потому что вне феноменологических различают и???

Итак, онтология познаёт человека с точки зрения его «тканевой сущности»: в радости или в горе. Там, где она наиболее ярко выражена, она является стыком с действительностью.
2.7. Тенденции и перспективы развития психологической науки
Одним из современных тенденций развития отечественной психологии является деятельностный период

Заметной особенностью современной отечественной психологии является тенденция выравнять искажения, которые имели место после 1917г. в виде нарушения преемственности в развитии отечественной науки и её изоляции от мировой.

Другой особенностью психологии постсоветского периода является её сближение с практикой.

В целом же положение психологии обуславливается как крупное, явившееся результатом её построения по образцу естественной науки.

Современная зарубежная психологическая наука концептуально разрознена. Следует отметить тенденции к интеграции различных психологических теорий и подходов в исследованиях конкретных проблем, в анализе фактического материала.

В данный момент наблюдается практическая ориентация психологии и непрерывное расширение сфер практического прикрепления психологических разработок в решении важных социальных задач .

Говоря о перспективах развития современной психологической науки, нужно отметить, что в настоящее время психология стала востребованной наукой. Она представляет реальный интерес для различных видов современной социальной практики – для копилки, ?? права, медицины, образования, военного дела. Значительных масштабов достигла деятельность психологов-консультантов, психологическая служба в школе.

Необходимо отметить работу психологии параллельно с религией над проблемами психики человека, что имеет большое значение в настоящее время.

Психологическая наука заняла прочное место во всех областях жизнедеятельности человека.

Заключение
Итак, в своём развитии психологическая наука прошла четыре этапа.

На первом этапе была впервые выдвинута идея о неразделимости души и живого тела.

На втором этапе провозглашена?? с различием между душой человека и его телом. Душа???, но способна к восприятию средой.

На третьем этапе произошло выделение психологии в самостоятельную науку (60г. XIX в.) и было положено начало экспериментальному изучению психики на этапе изучения поведения человека.

На четвёртом этапе психология изучала формы, закономерности и??? психики. Началось развитие психологии в качестве прикладной области знаний.

Большое влияние на современную психологию оказали следующие направления в психологической науке: бихевиоризм, гентштальтпсихология, психоанализ, гуманистическая психология, трансперсональная психология, онтопсихология.

Бихевиоризм, не смотря на недостатки (недоучёт способности психической деятельности человека) способствовал внедрению объективных методов регистрации и анализу внешних реакций, открытию закономерностей получения и т.д.

Гештальтпсихология разработала понятия психологического образа, утвердила системный подход к психическим явлениям

Психоанализ ввёл в психологию ряд важных тем: бессознательная мотивация, защитные механизмы, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и др.

Трансперсональная психология признала значимость духовного и космического измерений и возможностей для эволюции сознания.

Гуманистическая психология обнаружила наличие духовного изменения в людях, добивающихся самореализации.

Итак, пройдя несколько этапов в своём развитии, каждый из которых внёс весомый вклад в развитие, психологическая наука продолжает развиваться и в настоящее время. На данный момент психология является весьма востребованной в нескольких?? областях общественной жизни наукой.


Список литературы

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1996.

  2. Гофруа Ж. Что такое психология. В 2-х кн. – М., 1996.

  3. Ждан А.Н. История психологии. От античности к современности. -М.,2002.

  4. Немов Р.С. Психология: в 3-х кн. Кн.1. – М., 1996.

  5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1994.

  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. –СПб., 2000.

  7. Столяренко Л.Д. Основы психологии.

Устно-исторический проект «Храм преподобного Серафима Саровского в г.Твери»

«Шмылева Татьяна Ивановна староста храма преподобного Серафима Саровского в г.Твери. Решение заложить храм именно в микрорайоне Соминки появилось у нескольких прихожан. Одна из них – Пенькова Марина Николаевна была главным инициатором такого проекта. Почему? Потому что у нас Соминка – это район, опасный для людей в плане сект. У нас здесь есть и адвентисты, и бабтисты (церковь их здесь есть). Также была здесь церковь Муна. Действовали и другие мелкие протестантские организации, которые пытались завлечь некоторых наших граждан.

И потому для того, чтобы люди могли быть окормлены именно Православной церковью (исторически сложилось, что православие всё-таки для нас ближе), и тогда эта идея зародилась.

И вот с этим предложением Марина Николаевна Пенькова и я пришли к настоятелю прихода святой блаженной Ксении Петербуржской иерею Сергию Дмитриеву. Он нам объяснил, как написать письмо-обращение к владыке с просьбой людей, которые живут на Соминке и проживающих здесь в микрорайоне. И появилось такое письмо. Мы получили благословение владыки. Причём приход Ксении Петербуржской как раз взял под своё покровительство, можно сказать, на свой контроль, закладку и постройку храма.. И храм, он считался приписным к приходу, т.о. приходской храм.

В октябре 2003г. чин закладки храма был совершён владыкой Виктором, т.е. архиепископом Тверским и Кашинским. И при, правда, не большом скоплении, стечении людей, ну, во всяком случае, люди близлежащих деревень Киселево, посёлка, который в районе Тверцы называется (на улице Волынской), близлежащие коттеджи, которые построены нефтяниками, в общем с радостью которые восприняли, что здесь бедный храм.

Почему именно это место выбрано? (т.е. этот храм довольно удалён от магистралей городских, как бы на окраине).

Здесь недалеко были два храма в своё время на Волынском кладбище: Храм Благовещения Пресвятой Богородицы, Храм Успения Пресвятой Богородицы. Один храм был разрушен в 41г. во время войны, а другой во время хрущёвской оттепели, как раз, когда были сильные гонения на Православную церковь. И здесь осталось место здесь похоронены на кладбище многие знаменитые православные люди, меценаты и купцы, и просто очень верующие люди, которые помогали в своё время возводить храмы г.Твери. До сих пор живы дочери последних священников, разрушенных храмов, которые помогали собирать по крупицам, восстанавливать историю. Настоятелем нашего прихода, я уже говорила, является иерей Сергий Дмитриев. У нас в приходе на сегодняшний день четыре храма: Храм Ксении Петербуржской в Юности, домовая церковь священномученика Феоктиста в Юности, храм иконы Божьей Матери Неувядаемого цвета в Черногубове, храм преподобного Серафима Саровского. А вот ответственным священником за наш храм является иерей Геннадий Подворный, который в основном здесь служит и который является??? людей, которые ходят в этот храм.

Но наш храм ещё индивидуален почему, потому что он является точной копией нашего храма, который существовал в Нектарьевой пустыни.

(Интервьюер: Каким образом люди узнавали о храме?)

В своё время, когда только собирались храм строить уже несколько человек, которые уже образовали начальную общину и которые хотели, чтобы храм здесь был, расклеивали объявления по микрорайону Соминка на подъездах, опускали объявления в почтовые ящики и, таким образом узнавали о строительстве храма. Проходила информация о строительстве в СМИ обязательно о каждом событии (о закладке, о каких-то событиях, которые здесь происходили) и в газете «Тверской мирянин».

(Интервьюер: Каким образом складывалась православная община храма?)

Сначала на первом молебне Серафиму Саровскому, который служение?? на улице, иконочка ставилась на дерево и было нас три человека: Марина Николаевна, я и батюшка. Это первый молебен с настоятелем. Потом стали люди приходить на молебен и читать акафист на улице около дерева. Потом, когда уже поставили поклонный крест, около креста поклонного читался акафист на улице (инт.: т.е. постепенно?) Да, постепенно. Но всё равно, наверно, но молитвам, как бы заступничеством Серафима Саровского за такой короткий срок возвестил всё-таки храм и уже крепкая община сложилась. Это только с Божией помощью .

(Интер.: Каким образом организовывалась приходская жизнь храма?)

Сначала прихожане помогали охранять просто территорию, потому что здесь было много актов вандализма просто по отношению к православным захоронениям, которые здесь на местном кладбище находятся. Здесь собирались сатанисты на свои оргии.

Поэтому, когда стройматериалы стали привозить, появилась опасность, что их могут поджечь, унести, что-то испортить. Поэтому люди даже ночевали в машинах. Вот, допустим, первые общинники были охранниками одновременно и одновременно помогали поднести кирпичи, убрать мусор строительный. Т.е. в труде, в молитве и труде так и получалось.

(Интер.: Какие планы дальнейшие у храма есть?)

За три года (будем брать три года с октября по 2006г.) построен храм. Он начал бы действовать раньше, если бы его не подожгли. Но всё ??? у Господа. Поджёг послужил доброму делу. Больше людей узнали, что существует такой храм, потому что он пока единственный в Тверской области. Серафима Саровского храм. И после поджога мы решили увеличить по площади – построить трапезную часть уже кирпичную и обложить кирпичом, чтобы не было больше таких проявлений.

И во время строительства трапезной части были найдены останки людей в большом количестве. Прокуратура Тверской области завела уголовное дело. И, когда провели они расследование оказалось, что они принадлежат людям, которые были расстреляны, т.е. проведена экспертиза была, т.е. наш храм стоит на костях новомученников, тех, кто пострадал в 30-50-х гг. за веру православную.

А в целом вот храм стоит, службы совершенствуются регулярно. А в этом году было ровно два года на Благовещенье, как первая литургия отслужена была в храме.

И теперь строится дом Причта. Почему такая возникла необходимость? Район большой, храм не очень большой. Воскресная школа нужна (где-то нужно заниматься). И поэтому у нас в доме Причта будет кроме служебных помещений помещение для воскресной школы (для детей и для взрослых).

Также планируется музей новейшей истории Православной церкви. Как раз (поскольку у нас здесь много новомучеников, о которых молятся, а они за нас молятся перед Господом в свою очередь). Здесь будет музей об истории гонений на Православную церковь, как раз после революции и до к.60-х гг.

(Интер.: И также вы участвуете в организации канонических поездках?)

Да, но мы как раз приписной храм. Мы не сами организовываем, нас организовывает приход. У нас центр прихода находится в домовой церкви священномученика Феоктиста в Юности. И как только организовывается какая-то каноническая поездка обязательно наши прихожане участвуют в ней. Мы ездили и в Дивеево, но это раз в год мы ездим обязательно, ездили и в Почаев, и в Киево-Печерскую Лавру. И причём эти поездки иногда носят такой характер: мы привозим частичку мощей какого-то святого для того, чтобы люди, которые не имеют возможности выехать далеко, могли приложиться к святыне. У нас в храме несколько таких икон с частичками мощей и также в других храмах прихода.

У нас очень большой всегда крестный ход. Он молодёжный в общем-то, хотя там есть люди немолодого возраста. Его организовывает Тверской союз православных мирян, приход Ксении Петербуржской и молодёжный клуб «Сеятель» по берегам Тьмы, там, где были когда-то монастыри, т.е. по святым местам.

Но в планах нашей общины, нашего прихода – облагородить Волынское кладбище, поскольку это кладбище очень древнее. Здесь были захоронены меценаты, купцы, которые помогали возводить храмы в г.Твери или занимались?? благотворительностью. Как бы хотелось сохранить кладбище ещё и как интереснейший памятник. Тем более, что там находится могилка известной тверской блаженной Варвары.

И мы мечтаем о том, чтобы город нам в этом помог огородить саму территорию кладбища, расчистить его и сделать как раньше. Дочь последнего священника ещё жива. Елизавета Ивановна (по отцу Морошкина она была). Она вспоминала, что раньше по этому кладбищу???, т.е. ухожено и люди ходили туда. Кроме того, как почитали память усопших православных своих собратьев, они ещё там отдыхали.

Ну и ещё у нас мы хотим, чтобы не только и город участвовал, но ещё у нас на Соминке находится учебный центр УВД Тверской области, т.е. там учатся курсанты, которые приезжают со всей Тверской области. Многие из них православные, многие не просто православные, но и верующие настоящие. Они нам помогали и в раскопках, помогали и в строительстве, и в уборке территории.

И мы вот хотим их привлечь тоже по облагораживанию территории кладбища, поскольку это ещё и патриотическое воспитание. На самом деле у нас уже тесные связи завязались. Раз в месяц к ним приходит священник на при??, т.е. выпуск очередной проходит и священник всегда говорит напутственное слово: как служить надо сейчас в наше время в наших органах власти. И на территории учебного центра (мы заключили с ними договор) будет строиться небольшой храм преподобного Ильи Муромца, который известен как заступник Руси от набегов иноплеменных.

И мы будем молиться ему тоже. Поскольку на Соминке очень много сект и есть точки, где продают наркотики, неблагополучный статус молодёжи, поэтому, конечно, это необходимо.

Вот это наши такие планы.»


Интервьюер: Чикунова Марина Михайловна.

Респондент: Шмылёва Татьяна Ивановна.

Место и время проведения интервью:

Храм преп. Серафима Саровского на Волынском кладбище, 29.04.07г. 14.00-14.50ч.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...