12 исследователей исчезнувшие в горах. Пропавшие экспедиции в ссср

История изучения нашей планеты, путешествий и географических открытий полна драматических страниц. Многим великим путешественникам не суждено было вернуться домой, погибнув при кораблекрушениях, от рук враждебных аборигенов или из-за голода и болезней.

Знаменитый капитан Джеймс Кук нашёл свою смерть на Гавайях. И по сей день идут споры о том, ели аборигены погибшего или нет. Но обстоятельства, при которых погиб Кук, более-менее ясны. Другим исследователям повезло куда меньше: их судьба остаётся неизвестной спустя десятки, а то и сотни лет.

Легенда гласит, что король Франции Людовик XVI, подойдя к гильотине, под ножом которой ему предстояло лишиться головы, спросил: «Нет ли вестей от Лаперуза?». В 1783 году Жан-Франсуа де Гало, граф де Лаперуз, один из лучших капитанов французского королевского флота, был приглашён на аудиенцию к королю Людовику XVI. Монарх предложил ему возглавить кругосветную морскую экспедицию, целью которой стало бы упорядочивание открытий, сделанных Джеймсом Куком в Тихом океане, и «снискание дружбы вождей далёких племён». Капитан Лаперуз принял столь лестное предложение.

Экспедиция стартовала 1 августа 1785 года из французского Бреста. Под началом Лаперуза находились два фрегата - «Буссоль» и «Астролябия», а также 220 человек команды. Помимо матросов, в экспедицию отправились несколько учёных и три художника.

«Буссоль» и «Астролябия» обогнули мыс Горн, побывали в Чили, на острове Пасхи и Гавайском архипелаге. В конце июня 1786 года они достигли Аляски, где Лаперуз обследовал окрестности горы святого Ильи. 13 июля здесь же, в бухте, получившей название Порт Французов, из-за сильного течения были потеряны две шлюпки и барка с 21 человеком на борту.


Гибель шлюпок экспедиции Лаперуза в Порте Французов, 1786 год

Оттуда «Буссоль» и «Астролябия» направились в порт Монтерей, что в Калифорнии, где Лаперуз сделал описание францисканских миссий и составил критическую заметку о дурном приёме со стороны индейцев. Затем Лаперуз благополучно пересёк Тихий океан, добравшись до Макао, где была продана добытая на Аляске пушнина.


Фрегаты «Буссоль» и «Астролябия»

В 1787 году экспедиция прошла вдоль берегов Северо-Восточной Азии, обследовала Корейский полуостров, а затем открыла пролив между Сахалином и островом Хоккайдо. При этом Сахалин Лаперуз ошибочно посчитал полуостровом.

В сентябре 1787 года экспедиция Лаперуза бросила якорь в Петропавловске, где была радушно принята русским гарнизоном. «Я не мог бы в собственной стране, у моих лучших друзей, встретить более тёплый приём, чем здесь, на Камчатке», - писал Лаперуз в письме французскому послу в Петербурге. Отправив посыльного с приказом доставить во Францию почту и результаты исследований, полученные к этому моменту, Лаперуз двинулся дальше.


Гавань Петропавловска, 1787 год

Приём на Самоа разительно отличался от русского: здесь в стычке с аборигенами погибли 12 моряков, включая капитана «Астролябии» Флёрио де Лангля. 24 января 1788 года «Буссоль» и «Астролябия» зашли в Ботанический залив, омывающий восточное побережье Австралии, где встретились с английским флотом.

10 марта 1788 года Лаперуз продолжил плавание, намереваясь посетить Новую Каледонию и Соломоновы острова. Более никаких вестей от экспедиции не поступало. Долгие годы судьба экспедиции Лаперуза оставалась загадкой для всего мира. Но более всего интересовались ею, естественно, французы, соотечественники пропавших моряков. Легенда о короле, на эшафоте интересующемся новостями о Лаперузе, возможно, лишь выдумка, но сама ситуация вполне возможна, так как бесследное исчезновение французских кораблей волновало и революционеров, и монархистов в равной степени.


Лишь в 1826 году английский капитан Питер Диллон обнаружил следы кораблекрушения на острове Ваникоро и связал их с экспедицией Лаперуза. В XX веке были записаны устные предания островитян, рассказывающие о кораблекрушении, при котором погибли оба корабля экспедиции Лаперуза. Часть команды выжила и ещё долгие годы жила среди аборигенов. В 2005 году был окончательно идентифицирован найденный среди сохранившихся близ берегов Ваникоро обломков секстант, который действительно входил в оборудование корабля «Буссоль». Установить, выжил ли при кораблекрушении сам капитан Лаперуз, не удалось.

Контр-адмирал Франклин

19 мая 1845 года английские корабли «Террор» и «Эребус» отправились в экспедицию, целью которой были поиски Северо-Западного прохода из Атлантического в Тихий океан. Возглавлял экспедицию опытный путешественник, исследователь Арктики, контр-адмирал британского флота Джон Франклин. Для 59-летнего Франклина это была четвёртая экспедиция. В её состав входили 129 человек.

Суда ненадолго зашли в гавань Стромнесс на Оркнейских островах в северной части Шотландии, а оттуда отплыли в Гренландию. На западном побережье Гренландии экипажи «Террора и «Эребуса» приняли на борт запасы провизии, перевозившиеся транспортным судном, а назад отправили письма родным.

В начале августа 1845 года китобойные суда «Принц Уэльский» и «Энтерпрайз» повстречали «Эребус» и «Террор» в море Баффина, когда те, пришвартовавшись ко льду, ждали благоприятных условий для пересечения пролива Ланкастер. Больше сведений об экспедиции Франклина не поступало. Поиски были начаты в 1848 году, однако результатов не дали.


Корабли «Террор» и «Эребус»

Информация об экспедиции добывалась буквально по крупицам. В 1850 году на острове Бичи были найдены могилы трёх членов экспедиции. В 1859 году поисковая экспедиция во главе с Френсисом Леопольдом Мак-Клинтоком обнаружила записку, оставленную на острове Кинг-Уильям. Записка содержала данные о судьбе кораблей и членов экипажей до апреля 1848 года. Стало известно, что «Террор» и «Эребус» были затёрты во льдах и покинуты людьми. Потери экспедиции к тому моменту составляли 9 офицеров и 15 матросов.

У эскимосов были обнаружены некоторые вещи, принадлежавшие членам экспедиции. Местные жители рассказали, что путешественники умирали от голода и болезней. Кроме того, появились предположения, впоследствии подтвердившиеся, что среди отчаявшихся членов экспедиции были случаи каннибализма.

Поисковые и исследовательские работы продолжаются до сих пор. Установлено, что большинство членов экспедиции умерли на островах Бичи и Кинг-Уильям от голода, переохлаждения, воспаления лёгких. Судьба самого Джона Франклина достоверно не установлена.

Барон Толль

8 июня 1900 года от причала на Неве отошла шхуна «Заря» с участниками русской полярной экспедиции, которую возглавлял русский геолог и полярный исследователь барон Эдуард Васильевич Толль. Экспедиция была снаряжена Императорской Академией наук и имела основной целью исследование части Северного Ледовитого океана к северу от Новосибирских островов и поиск легендарной Земли Санникова. В состав экспедиции входили более 20 человек. Осенью 1900 года экспедиция остановилась на зимовку в бухте Колина Арчера близ архипелага Норденшёльда в Таймырской губе. Летом 1901 года экспедиция обследовала Таймыр.

Летом 1902 года экспедиция разделилась: барон Толль в сопровождении астронома Фридриха Зееберга и двух охотников, Василия Горохова и Николая Дьяконова, покинул шхуну, чтобы на санях и шлюпках совершить переход на остров Беннетта. Предполагалось, что через два месяца «Заря» подойдёт к острову Беннета, чтобы забрать группу Толля. Однако тяжёлая ледовая обстановка привела к тому, что «Заря» не смогла подойти к острову Беннетта в назначенный срок, получила серьёзные повреждения и вынуждена была уйти в Тикси.


Шхуна «Заря»

В 1903 году на помощь Толлю была направлена спасательная экспедиция, которую возглавил Александр Колчак. Добравшись до острова Беннета, Колчак установил, что группа Толля, успешно добравшись до острова, в ожидании «Зари» занялась исследовательской работой. Поскольку руководитель экспедиции не предполагал новой зимовки, запасы были истрачены, а новые не сделаны. 26 октября 1902 года партия Толля двинулась с острова на юг. Записка Толля, обнаруженная позднее Колчаком, оканчивалась словами: «Отправляемся сегодня на юг. Провизии имеем на 14–20 дней. Все здоровы. 26 октября 1902 года».


Участники экспедиции на шхуне «Заря»

Колчак забрал дневники и другие материалы экспедиции, оставленные Толлем на стоянке. Найти следы путешественников ему не удалось. Барон и трое его спутников считаются пропавшими без вести по сей день.

Лётчица Амелия Эрхарт

20 мая 1937 года 39-летняя американская лётчица Амелия Эрхарт в сопровождении штурмана Фредерика Нунана начала кругосветный перелет на двухмоторном моноплане «Локхид Электра L-10E». Ко 2 июля Эрхарт и Нунан успешно преодолели 4/5 всего маршрута. Однако самый сложный перелёт был впереди. 2 июля самолёт лётчицы стартовал с побережья Новой Гвинеи и через 18 часов полёта над Тихим океаном должен был приземлиться на острове Хоуленд.

Остров Хоуленд представляет из себя клочок земли длиной 2,5 километра и шириной 800 метров, выступающий над уровнем моря всего на три метра. Обнаружить его посреди океана со средствами навигации 1930-х годов - задача труднейшая. Тем не менее, Амелия Эрхарт, бывшая уже к тому времени настоящей легендой авиации, первой женщиной-пилотом, перелетевшей Атлантику, была уверена в своих силах.

На Хоуленде для Амелии Эрхарт специально построили взлётно-посадочную полосу, там её ждали представители властей США и репортёры. Связь с самолётом поддерживал корабль сторожевой охраны, выполнявший роль радиомаяка. К расчётному времени лётчица сообщила, что находится в заданном районе, но ни остров, ни корабль не видит. Судя по уровню последнего радиосообщения, принятого с борта самолёта, «Локхид Электра» был где-то совсем рядом, но так и не появился.

Когда прекратилась связь и должно было кончиться топливо в самолете, ВМС США начали самую масштабную поисковую операцию в своей истории. Однако обследование 220 000 квадратных миль океана, многочисленных маленьких островков и атоллов не дало никакого результата.


5 января 1939 года Амелия Эрхарт и Фредерик Нунан официально были признаны погибшими, хотя точной информации об их судьбе нет до сих пор. По одной версии, истративший топливо самолёт просто рухнул в океан, по другой - Эрхарт посадила самолёт на одном из маленьких островков, но при посадке экипаж лишился связи и получил тяжёлые ранения, что привело к их гибели. Существует и версия о том, что потерпевшие аварию лётчики могли быть захвачены в плен, а позже казнены японскими военными. Однако ни одна из версий и по сей день не получила достоверных доказательств.

12 августа 1937 года с подмосковного аэродрома взлетел самолет ДБ-А с бортовым номером Н-209 и экипажем из шести человек. Командиром экипажа являлся Герой Советского Союза, участник экспедиции по спасению парохода «Челюскин» Сигизмунд Леваневский.

За плечами Леваневского было несколько сверхдальних авиаперелётов. На сей раз ему предстояло, преодолев Северный полюс, достичь города Фэрбенкс на Аляске. «Всякий раз, когда я посещал Америку, люди оказывали мне самый сердечный и дружественный приём. Я надеюсь, что этот перелёт поможет укрепить добрые отношения между нашими странами», - сказал 35-летний Леваневский корреспонденту New York Times, прежде чем занять место в кабине.

Но полёт с самого начала складывался трудно, а радиограммы с борта становились всё тревожнее. В последней радиограмме Леваневский сообщал об отказе крайнего правого двигателя и плохих метеоусловиях. В расчётное время самолет в Фэрбенкс не прибыл. Поиски, проводившиеся как в СССР, так и в США, результатов не дали.

Вот уже 80 лет периодически появляются сообщения о том, что самолёт Сигизмунда Леваневского обнаружен. Однако ни разу они не получили подтверждения. По разным версиям, самолёт, отклонившись от курса, мог упасть в Якутии, или же, наоборот, потерпеть катастрофу, уже достигнув побережья Аляски. Как бы то ни было, достоверно установить судьбу экипажа Леваневского не удаётся по сей день.

Прусский натуралист Фридрих Лейхгардт прибыл в Австралию в 1842 году после длительного (и довольно бессистемного) обучения в Берлине, Лондоне, Париже и т.д. Сразу же по прибытии он отправился из Сиднея в Новый Южный Уэльс, чтобы исследовать флору, фауну и методы земледелия.

Затем в 1844 году Лейхгардт совершил свое первое большое путешествие в центральные районы Австралии, начавшееся в Брисбене и окончившееся в Порт-Эссингтоне (если ты, как и мы, не очень разбираешься в географии Австралии, уточним, что это около 5000 км). Во время похода отряд многократно подвергался атакам воинственных аборигенов, сам Лейхгардт подхватил малярию и однажды чуть не сгорел, заснув у костра (разбудил его дым от горевшей на голове шляпы). Но после похода он стал национальным героем, был награжден медалью Великого географического общества в Лондоне.

В 1845 году Лейхгардт решил перейти Австралию с запада на восток и отправился в трехгодичное путешествие, из которого не вернулся. Последнее сообщение исследователь прислал через год после начала экспедиции.

Предполагается, что все участники похода (их было семеро: пятеро европейцев и два аборигена-гида) погибли во время бури в Большой Песчаной пустыне. Так как экспедиция предполагалась трехлетней, забеспокоились о Лейхгардте только в 1850 году, а на поиски отправились в 1852-м. Но что случилось, доподлинно так и не удалось выяснить.

Правда, экспедиция Дейла Карнеги в 1896 году нашла у аборигенов Большой Песчаной пустыни жестяной спичечный коробок и седло, предположительно принадлежавшие Лейхгардту. А в 1900 году несколько ружей были найдены в пустыне, однако не под слоем песка, а под слоем речного ила. Так что, возможно, причиной гибели Лейхгардта стало наводнение.

Гашпар и Мигель Корте Реал

В 1503 году португальский придворный Васко Корте Реал снарядил корабль на поиски своего брата Мигеля Корте Реала, который за год до этого отправился на поиски их с Васко брата Гашпара. А тот пропал, пытаясь разыскать морской путь через Северный Ледовитый океан вдоль северного берега Северной Америки через Канадский Арктический архипелаг. Король Мануэль I, решив, что с него достаточно пропавших братьев Корте Реал, запретил Васко экспедицию. Что случилось с Мигелем и Гашпаром, так и осталось тайной.

Васко, Мигель и Гашпар были сыновьями португальского дворянина Жоао Корте Реала, который, кстати говоря, возможно, плавал к берегам Америки еще до Колумба, в 1470 году. Гашпар решил повторить экспедицию отца и в 1500 году отправился на трех кораблях к Ньюфаундленду. Флотилия попала в шторм и была вынуждена разделиться. Два корабля успешно вернулись домой, а тот, на котором был Гашпар, пропал. В 1502 году Мигель снарядил еще три корабля и отправился на поиски брата. Корабли решили разделиться, чтобы охватить как можно большую территорию. Два корабля вернулись домой, а тот, на котором плыл Мигель, исчез.

Современные исследователи предполагают, что один или оба братьев Корте Реал прошли через Гудзонский пролив и были затерты льдами возле Лабрадора.

Вандино и Уголино Вивальди


Генуэзские братья-мореходы, в 1291 году отправились на двух галерах в плавание с целью через Гибралтарский пролив обогнуть Африку и доплыть до Индии. Оба корабля пропали. Но есть сведения, что им удалось доплыть до Марокко, так как сын Уголино Сорлеоне Вивальди отправился на поиски отца в 1315 году и услышал о нем аж в Могадишо.

Правда, неизвестно, можно ли считать эти сведения истинными, так как Сорлеоне сообщили, что путешественники лишились кораблей из-за шторма, но попали в Царство пресвитера Иоанна (мифическое государство, пользовавшееся популярностью у просвещенных европейцев в средневековье).

Эверетт Руесс

Путешественник-одиночка, с 16-летнего возраста исследовавший безлюдные пространства Аризоны, Колорадо, Нью-Мексико, Йосемитский национальный парк. С семьей он связывался, посылая редкие открытки, а на жизнь зарабатывал, продавая свои пейзажи.

Эверетт пропал предположительно в 1934 году (по крайней мере, тогда семья это заметила и начала волноваться). Последний раз его видели в пустыне Юта одиноко бредущим с двумя ослами. За исключением коренных американцев и местных ковбоев, Эверетт был практически первым человеком, исследовавшим эти территории.

В 2009 году в пустыне Юта было обнаружено захоронение. Пожилой индеец навахо заявил, что это могила Эверетта Руесса, убитого двумя индейцами, которые хотели забрать его ослов. Останки Эверетта были отправлены на ДНК-экспертизу. Но позднее зубная экспертиза доказала, что это не Эверетт, а какой-то неизвестный индеец.

Джордж Басс

Военно-морской хирург Джордж Басс был одним из самых крупных фигур в исследовании Австралии. Он проплыл 18 тысяч километров, изучая побережье страны, причем первые свои путешествия совершил на небольшой лодке, которую назвал Thumb Tom («Мальчик-с-пальчик»), размером немного больше ванны. После того как Бассу выделили нормальный корабль, он отправился к побережью Тасмании и доказал, что это не полуостров, как считалось, а остров. В результате пролив, отделяющий Тасманию от Австралии, назвали проливом Брасса.

В 1803 году Басс на корабле отплыл из Сиднея к берегам Южной Америки (предположительно, чтобы незаконно продать там груз). Далее его судьба неизвестна, он либо попал в шторм и затонул, либо был взят в плен и провел остаток жизни, работая на серебряном руднике в Перу.

Генри Гудзон

Британский мореплаватель начал свою карьеру с юнги на борту торгового корабля. В 1607 году Московская торговая компания наняла его для поисков Северного пути в Азию. На корабле «Хоувелл» Гудзон достиг Гренландии и составил карту побережья. Он вернулся назад, не дойдя до Северного полюса всего 1000 километров, но на следующий год вновь отправился к нему и снова потерпел неудачу.

Затем он нанялся в Ост-Индскую торговую компанию и на корабле «Халве Маан» отправился к Новой Земле. Однако из-за недовольства команды Гудзону пришлось изменить первоначальный курс: он пересек Атлантический океан и по ходу дела открыл остров Манхэттен (позднее там будет заложен Новый Амстердам, переименованный впоследствии в Нью-Йорк), поднялся по реке Гудзон (названа, кстати, в честь мореплавателя). Северный путь Гудзон так и не нашел, но не оставил попытки.

В 1610 году уже под эгидой Британской Ост-Индской торговой компании он вновь отправился на поиски Северного пути. Гудзон исследовал побережье Исландии и Гренландии и, перезимовав во льдах, собирался продолжить поиски, которые были близки к успеху. Но команда взбунтовалась и высадила самого Гудзона, его семилетнего сына и семь матросов на гребную лодку без запасов еды и воды.

Фрэнсис Мойра Крозье

Капитан британского военно-морского флота, совершивший шесть исследовательских арктических и антарктических экспедиций. Начинал свою карьеру с низших должностей на судне, затем дослужился до офицера. В 1821 году попросился в экспедицию по отысканию северо-западного прохода к капитану Уильяму Эдварду Паррипо, где получил опыт зимовки на льду. Затем служил на судне у берегов Португалии и в 1831 году отправился уже в должности коммандера на судне «Террор» в составе исследовательской экспедиции к берегам Антарктиды. В результате экспедиции был открыт Южный магнитный полюс, а Крозье был избран членом Королевского общества.

В 1845 году он вновь отправился в плавание к берегам Арктики, чтобы попытаться найти северо-западный проход. В составе экспедиции было два корабля: флагманский «Эребус», которым руководил Джон Франклин, и «Террор» Фрэнсиса Крозье. В 1847 году Джон Франклин умер (ему было 62 года - солидный по тем временам возраст), и Крозье возглавил всю экспедицию. Однако оба корабля пропали, и о судьбе их команд ничего не известно. Жена Джона Франклина, используя свои связи, снарядила несколько спасательных операций, но не были найдены ни корабли, ни останки членов экипажа.

К слову, про поход Крозье в 2007 году Дэн Симмонс написал роман «Террор», в котором предложил свою версию гибели экспедиции (нет, это не спойлер!). Обязательно прочитай, не пожалеешь.

4 507 смотр.

Тайны пропавших экспедиций – один из самых популярных сюжетов мифов, городских легенд, литературных произведений и фильмов. Сама по себе пропажа подготовленных к экстремальным ситуациям людей является источником для множества домыслов. Яркий пример — «Летучий голландец», но и новое время таких историй предостаточно.

Полярники и исследователи джунглей Африки, Южной Америки или Азии, ученые, отправившиеся на поиски тайн, первопроходцы и группы охотников за сокровищами… Опасные путешествия нередко заканчивались таинственной пропажей подобных экспедиций в полном составе.

Спасательные меры в некоторых случаях не приводят ни к каким результатам – от экспедиций в труднодоступные или опасные места не находится и следа.

В нашей небольшой подборке мы расскажем о семи таинственно пропавших экспедициях и некоторых наиболее вероятных версиях их загадочного исчезновения.

Экспедиция Лаперуза вокруг света

1 августа 1785 года граф де Лаперуз на кораблях «Буссоль» и «Астролябия» отправился в рискованное кругосветное путешествие, чтобы систематизировать открытия, сделанные Куком, и наладить торговые отношения с туземными племенами.

За первый год путешествия Лаперуз обогнул мыс Горн, посетил Чили, остров Пасхи и в июле 1786 года дошел до Аляски.

В следующем году исследователь прибыл к берегам Северо-Восточной Азии, и открыл там остров Кельпаэрт.

Затем экспедиция двинулась к Сахалину – найдя пролив, который теперь носит имя графа. В конце 1787 года Лаперуз уже был у берегов Самоа, где потерял 12 человек в стычке с дикарями.

Зимой 1788 года экспедиция передаёт через британских моряков последнее сообщение на родину. Больше их уже никто не видел. Только в 2005 году удалось достоверно идентифицировать место кораблекрушения, однако судьба Лаперуза до сих пор неизвестна. Вместе с ним также погибла и большая часть его записей.

«Террор» и «Эребус» (экспедиция Франклина)

Эти два британских судна с 129-ю людьми на борту майским утром 1845 года покинули причал Гринхайт. Под руководством сэра Джона Франклина они намеревались исследовать последнее белое пятно на карте канадской Арктики и закончить открытие Северо-Западного прохода.

Уже 170 лет судьба этой экспедиции не даёт покоя учёным и писателям.

Но всё что удалось обнаружить за это время - лишь несколько могил и два зимовочных лагеря.

На основании находок был сделан вывод, что корабли затёрло во льдах, а команда, страдающая от цинги, пневмонии, туберкулёза и жуткого холода, не гнушалась каннибализмом.

Пешком через Австралию (экспедиция Лейхгардта)

4 апреля 1848 года немецкий исследователь Людвиг Лейхгардт вместе с восьмью спутниками двинулся в путь. Он планировал за три года пересечь австралийский материк с востока на запад пешком.

Однако спустя оговоренное время никто из членов этой экспедиции так и не объявился. В 1852 году на поиски отправилась первая команда, за ней последовала вторая, потом третья и так семнадцать лет подряд.

Пока один скитающийся по материку бродяга случайно не обмолвился, что жил несколько месяцев на берегу реки Мулиган с неким Адольфом Классеном.

Когда он узнал, что это один из тех, кого так давно ищут, то отправился на его поиски, но погиб в пути.

И лишь спустя долгое время выяснилось, что Классен почти тридцать лет прожил в плену у дикарей. Они же его и убили примерно в 1876 году. С ним погибла и последняя надежда узнать о судьбе Лейхгартда и его экспедиции.

В поисках Арктиды (экспедиция Толля)

В 1900 году барон Эдуард Васильевич Толль на шхуне «Заря» отправился в экспедицию по поиску новых островов в Арктике. Толль также свято верил в существование так называемой Земли Санникова и хотел стать её первооткрывателем.

В июле 1902 года барон, в сопровождении астронома Фридриха Зееберга и двух охотников Василия Горохова и Николая Дьяконова, покинул шхуну, чтобы на санях и шлюпках достигнуть заветной Арктиды.

Туда же через два месяца должна была подойти «Заря».

Однако из-за плохой ледовой обстановки корабль получил повреждения и вынужден был уйти в Тикси. На следующий год под руководством, тогда ещё лейтенанта, Колчака была собрана спасательная экспедиция.

Они обнаружили стоянку Толля, а также его дневники и записи. Из них следовало, что исследователи решили не дожидаться «Зари» и продолжили путь самостоятельно. Других следов этих четырёх человек так и не нашли.

«Геркулес» (экспедиция Русанова)

«Геркулес» был небольшим зверобойным судном, на котором в 1912 году опытный полярник Владимир Александрович Русанов вместе с членами своей экспедиции отправился к острову Шпицберген, чтобы раньше других стран закрепить за Россией право на добычу там полезных ископаемых.

Всё прошло удачно. Но по неизвестным причинам Русанов решил возвращаться через северо-западную оконечность Новой Земли, а если уцелеет судно, то идти на восток до первого встречного острова. Телеграмма с его намерениями стала последней весточкой с «Геркулеса».

Только в 1934 году на одном из островов близь берега Харитона Лаптева был обнаружен столб с вырезанной надписью «Геркулес 1913». А на соседнем острове были найдены вещи с Геркулеса: мореходная книжка, записи, куски одежды и т.д. Но тел членов экспедиции так и не нашли.

Главная цель «Z» (экспедиция Фосетта)

В 1925 году на просторах слабоизученного района Мату-Гросу пропала экспедиция из трёх человек: полковника Персиваля Фосетта, его сына Джека и их друга Рейли Реймилома. Все они отправились на поиски некоего затерянного города, который сам Фоссет называл «Z».

Многое в этой экспедиции окутано тайной. Её финансировала некая группа лондонских предпринимателей под названием «Перчатка».

Сам полковник, в случае пропажи, просил их не искать, так как все экспедиции постигнет та же участь.

В последнем сообщении от группы исследователей описывалось, как они продираются сквозь заросли, карабкаются в горы и переправляются через реки и что, по сути, это всё очень скучно.

Больше про этих трёх людей никто ничего не слышал. Сейчас ходят разные слухи, начиная с того, что всех их съели индейцы каннибалы, которые здесь не редкость, и заканчивая тем, что Фосетт нашёл город «Z», познакомился с его жителями и не захотел возвращаться назад.

Группа Леонтьева

Летом 1953 года прервалась связь с тувинской экспедицией Льва Николаевича Леонтьева. На месте её последней стоянки поисковики обнаружили ещё тлеющее кострище, палатки и полный комплект снаряжения.

Однако ни людей, ни лошадей в лагере не было. Единственные следы копыт вели из леса в лагерь. На поиски отправились все находящиеся поблизости экспедиции. Но они закончились провалом. Группа Леонтьева до сих пор числится пропавшей, а на просторах Интернета всё ещё гуляет множество теорий, связанных с её исчезновением.

В 1991 году американская экспедиция нашла золото атамана в пещере на Алтае

25 августа 1927 года был казнен Борис Владимировича Анненков потомок декабриста Ивана Анненкова. Покидая Родину, белогвардейский генерал Борис Анненков приказал своим артиллеристам блеснуть на прощание точностью. Пушкари охотно взялись за дело, и раскаленные стволы орудий снарядами мастерски вывели на земле грозную надпись: «Мы вернемся!» Так гласит легенда. Одна из многих, которыми овеяно имя одиозного атамана Гражданской войны, правнука многолетнего предводителя нижегородского дворянства, декабриста Ивана Анненкова. Того самого Анненкова, кому Окуджава посвятил свою знаменитую песню «Кавалергарда век недолог». Невероятные рассказы не только оставили имя атамана в истории нашего государства, но и привели его к гибели.

  • Статус: вне закона

    Дореволюционная биография Бориса Владимировича Анненкова обычна для офицера царской армии. Учился в кадетском корпусе, затем в одном из московских военных училищ. Получил при выпуске звание хорунжего, служил в сибирском казачьем полку. Успешно командовал партизанским отрядом в Первую мировую.

    Немцы, считавшие партизан не воинами, а , неоднократно назначали большой выкуп за его лихую голову. За выдающуюся храбрость на полях сражений имел несколько орденов, в том числе и Святого Георгия.


    После отречения от престола Николая Второго Борис Владимирович принял присягу в знак верности Временному правительству.

    Слава Анненкова началась после Октябрьского переворота, когда пришедшие к власти Советы подписали позорный Брестский мир и приказали офицерам и солдатам сложить оружие. Возмутительное распоряжение застало Бориса Владимировича в Омске, куда он вернулся со своим казачьим полком.

    Мнение:

    Сложно представить историческую фигуру более противоречивую, чем атаман Анненков: для одних он прославленный герой, для других неуправляемый командир и кровавый деспот

    Разоружиться Анненков отказался наотрез, и первым из сибирских офицеров сделал это открыто, заявив, что большевики не смогут привести народ к лучшей жизни.


    Большевики во второй раз после немцев объявили правнука декабриста вне закона. Со своим крошечным (всего 24 человека) партизанским отрядом Борис Владимирович отступил в близлежащую станицу с твердым намерением – бороться с незаконной властью до конца.

    Первым делом он отбил у красных войсковое знамя в честь юбилея дома Романовых, посчитав, что «покрасневшие» казачки не имеют права хранить реликвию. Внезапно атаковал казачий собор в Омске, с императорским штандартом стремительно промчался по льду Иртыша и скрылся из виду.


    Всем известна фраза «победа куется в тылу». Однако, вспоминая войну, мы очень часто забываем вклад тех, кто своим трудом, здоровьем, а иногда и жизнью обеспечивал эти победы. Считаю актуальным и необходимым восполнить базу данных погибших на войне именами тех, кто отдал свою жизнь на Иркутской земле в годы войны. В моем исследовании речь пойдет о пропавшей в 1942 году геологической изыскательной экспедиции Кошурникова. Они проложили маршрут будущей железной дороги к так необходимым в тот момент месторождениям стратегического сырья.

    Гипотеза исследования - гибель группы Кошурникова была неизбежна из-за просчетов во время подготовки экспедиции, однако, это был оправданный риск, так как в случае успеха страна получала необходимое для ведения войны сырье и экономила огромные средства.

    В начале Великой Отечественной войны, в связи с оккупацией европейской части страны, правительству Советского Союза стало понятно, что для того, чтобы восполнить сырье для военного производства, необходимо соединить богатую стратегическим сырьем Восточную Сибирь с Кузбассом, а для этого - срочно строить железную дорогу через Саянский хребет на соединение с Транссибирской магистралью. Идею проложить дорогу через Саянские хребты, инженеры высказывали еще более ста лет назад. Во второй половине 19 века и начале 20 за это дело брались русские и иностранные предприниматели. Однако, познакомившись с маршрутом поближе, отказывались от идеи. Считали, что, согласно техническим условиям, прокладка железной дороги через Саяны невозможна. Вторили и западные газеты: "Абсурд, — писали зарубежные журналисты, — такая дорога невозможна в инженерном отношении, русские ее не построят". Однако война внесла в эти планы коррективы.

    В 1942 году Новосибирский НИИ «Сибтранспроект» получил задание на изыскание и проектирование новой железной дороги от Абакана на восток, до выхода на Транссиб. Существовало пять вариантов этой дороги: на Клюквенную, Канск, Иланскую, Тайшет и Нижнеудинск. По первым четырём направлениям с середины 1942 года проводились полевые изыскания под общим руководством инженера «Сибтранспроекта» Александра Михайловича Кошурникова, а по пятому, Нижнеудинскому, инженер Кошурников решил пойти сам.

    Именно это направление конечного звена Южно-Сибирской железной дороги инженер-изыскатель считал наиболее перспективным. Ведь это был самый короткий маршрут. Кроме того, две трети условного варианта проходили по долине реки Казыр. Легче строить дорогу вдоль реки - всегда над берегом есть терраса, всегда под руками надежное транспортное средство, всегда полно рыбы, леса, питьевой и технической воды.

    Однако, сама изыскательная экспедиция представляла собой огромный риск. Предстояло пройти 250 км по практически нехоженым местам, без хороших карт, наметить будущую трассу и найти проход в 700-километровом горном хребте, расположенном поперек будущей Южно-Сибирской магистрали. В пояснительной записке к смете на изыскания Кошурников писал: «Немногочисленные экспедиции, обследовавшие Восточный Саян, всегда сопровождались человеческими жертвами: в порогах при сплаве на плотах, при переправах через реки, в горных обвалах и лавинах». Вместе с ним в экспедицию пошли инженер Алексей Журавлёв, хорошо зарекомендовавший себя в изыскательных партиях, и техник Константин Стофато, ни разу не бывавший в тайге. На месте Стофато по идее должен был быть опытный геолог, однако, к сожалению, в условиях войны не удалось найти нужного специалиста.

    Кроме того, задание группа получила уже осенью и должна была выйти в октябре, что, учитывая сибирские условия, изначально превращало экспедицию практически в гонку со смертью: не успеют до снега и замерзания реки - шансов выйти из тайги не будет. Однако, в 1942 г. стране нужен был этот маршрут любой ценой. Предварительный маршрут необходимо было описать уже к зиме. Поэтому и поручили его изыскание одному из лучших и опытных изыскателей страны. И именно у него были самые высокие шансы не только провести группу по осенней тайге и вывести ее, но и выполнить правительственное задание.


    Теперь рассмотрим вопрос экипировки и обеспечения экспедиции

    Как свидетельствуют источники, в Новосибирске, снаряжая экспедицию, им дали только две ложки и две кружки на троих, вместо котелка — кастрюлю. Кое-как Кошурников получил сапоги, один топор, одну пилу, одно долото, а самое главное — разрешение поехать в этот район, ведь рядом проходила в то время государственная граница. Продуктов было мало, техническое снаряжение оставляло желать лучшего, теплых вещей - в обрез. О рации не могло быть и речи. С трудом уже на месте упросили дать с собой острогу и ружьё. И это не безалаберность или безответственность. В военные годы достать продукты, одежду, снаряжение было очень сложно даже для такой экспедиции. После сборов Кошурников отправился в Покровск. Здесь нужно было как можно скорее найти транспорт и проводника.

    Как проходила сама экспедиция, можно проследить по изыскательному дневнику Кошурникова, который каждый день вел записи.
    5 октября 1942 г. экспедиция отправилась по маршруту Нижнеудинск-Абакан. Отряд за 5 дней достиг долину реки Казыр. Исследуя каждый километр ее берега, породы, слагающие склоны долины стало ясно, что берегом дальше не пройти: вплотную к воде подступали скалы, а между ними - завалы из поваленных деревьев. Кроме того, через несколько дней исчез мох - корм для оленей, пришлось проводнику повернуть назад. С проводником Кошурников отправил жене последнее письмо: Не скучай, скоро увидимся. Если меня долго не будет, то жди спокойно - не раз я выходил из тайги даже среди зимы. Не могу я погибнуть, у меня слишком большая жажда жизни..."

    Дальше решили сплавляться на плоту. Началось все хорошо, но на следующий день погода испортилась, подул сильный встречный ветер, резко похолодало, плот несколько раз застревал на камнях, и его приходилось сталкивать обратно. Все это очень сильно тормозило исследователей. Дальше дела пошли еще хуже: внезапно выпал постоянный, зимний снег, Константин Стофато сильно простудился и практически не мог оказывать никакой физической помощи. Перебравшись через Саянский порог, Кошурникову и Журавлеву пришлось вдвоем делать новый плот. К сожалению, этот плот тоже вскоре пришлось оставить, в узком месте река замерзла, и исследователям пришлось весь день перетаскивать вещи вниз по реке. Новый плот пришлось бросить 25 октября, дойдя до Китайского порога.

    О том, каких трудностей стоил этот путь, можно судить по записям Кошурникова.

    "11 октября. Воскресенье. Прошли за день километров 9-10, но со сплошной рубкой. Километров 8 рубил я, пока не устал, потом меня сменил Журавлев».
    "15 октября. Четверг. Прошли две шиверы благополучно, а на третьей сели, да так плотно, что пришлось всем лезть в воду и по пояс в воде под снегом сталкивать плот… Сегодня весь день температура ниже 0» .
    "22 октября. Четверг. Неудачный день… Река замерзла на протяжении свыше 200 м. Речка… вся зашугована,.. Решили перейти на правый берег и там делать плот, что чуть не стоило жизни Журавлеву, который провалился под лед и едва выцарапался на берег…».
    25 октября было принято решение идти дальше пешком, взяв на человека только по 15 кг груза, остальные вещи пришлось подвесить на видном месте. Еле передвигая ноги, падая, по колено увязая в снегу, почти разутые, они шли вперёд из последних сил. 31 октября решили снова плыть по реке, пока она не замёрзла совсем. Но и этот плот пришлось бросить. Кроме того, начался сильный снегопад.
    «31 октября. Суббота. Заметно слабеем, что выражается в чрезмерной сонливости. Стоит только остановиться и сесть, как сейчас же начинаешь засыпать. От небольшого усилия кружится голова. К тому же все совершенно мокрые уже трое суток. Просушиться нет никакой возможности… Продовольствие кончилось, остался маленький кусочек мяса».
    Уму непостижимо, но они все же прошли 180 километров по клокочущей и на глазах замерзавшей реке. Через пороги Щеки, Саянский, Китатский, через последний Базыбайский.

    И даже в этих условиях инженеры выполняли свою работу на высочайшем уровне. Все пройденные 180 км маршрута Кошурников вел дневник, оценивая местность, подробно описывая берега Казыра, его излучины и притоки, геологическое строение намечаемой трассы, набрасывал чертежи, брал образцы породы, отмечал удобство трассировки линии вдоль реки. Будущая трасса отражена в профессиональных ремарках Кошурникова: "террасы, каменные отложения, левый берег Казыра удобнее для трассирования... Бачуринская шивера - легкий порог, проходимый в любую воду на плотах и на лодках. Идти нужно под правым берегом, там прямой слив без камней... От речки Воскресенки до Верхнего Китата выходят обнажения коренных пород-граниты, серпентины, порфириты и базальты, осадочных нет..."

    1 ноября они сделали последний в своей жизни плот. 2 ноября отправились в путь. Так как река была слишком непредсказуемой и опасной, то Журавлев и Стофато плыли на плоту через шугу, Кошурников шел по берегу, следя за рекой. Внезапно плот потащило на стремнину. А впереди - лед. В. Чивилихин в своей книге «Серебряные рельсы» так описал события: «Он с ужасом увидел, что плот вдруг нырнул под лед, а с ним - Костя. Журавлев метнулся за товарищем, провалился по шею,.. Кошурников ухнул в реку, пополз навстречу товарищу, разгребая эту дьявольскую кашу из снега, воды и льда. Потянул Алешу за воротник полушубка, а тот почему-то едва передвигался, неестественно скрючив сведенные судорогой руки. Кошурников лихорадочно, рывками подвигал друга к берегу, не замечая, что Алеша - обмяк, завел стекленеющие глаза. До берега было не больше метра… Силы его были на исходе. Под самым берегом он долго и безрезультатно дергал Алешу, который уже не подавал никаких признаков жизни… Кошурников медленно пополз вверх, к кедрам. Кое-как достал из нагрудного кармана кителя спички, но головки их превратились в коричневую кашицу. С него текла вода. Едва передвигаясь, побрел вдоль берега на запад, туда, куда бежал Казыр».
    На другой день Кошурников напишет в дневнике: "Пишу, вероятно, последний раз. Замерзаю... Иду пешком. Очень тяжело. Голодный, мокрый, без огня и пищи. Вероятно, сегодня замерзну". Это была последняя запись.

    Пропавшую экспедицию будут искать долго и серьезно. Поставят в известность всех охотников, пограничников, рыбаков и работников связи. Задействуют даже авиацию. Поисковая группа пройдет практически весь маршрут вслед за экспедицией Кошурникова. Но все было напрасно.

    Почти через год — 4 октября 1943 года — рыбак посёлка Нижне-Казырский Иннокентий Фомич Степанов нашёл останки Кошурникова и его дневник в 48 километрах от ближайшего селения Нижняя Тридцатка. На место находки тотчас же вылетит следственная группа.

    Сегодня найденный дневник Кошурникова — бесценный по зафиксированным в нем данным изысканий и потрясающий документ человеческой силы духа.
    Александра Кошурникова похоронили на высоком берегу Казыра. А на месте его гибели высится скромный обелиск. И написано просто: "Изыскатель А.М. Кошурников. 1905—1942. Он шел всю жизнь теми дорогами, которые больше всего были нужны людям".

    Шла осень 1943 года. Завершился коренной перелом в войне. Острой необходимости в абаканской трассе уже не было. Да и продолжить изыскания можно было не раньше 1944 года. Поэтому работу по данному маршруту отложили на послевоенное время. Изыскания продолжил в 1948 году ученик Кошурникова Евгений Алексеев, который использовал результаты поисков погибшей экспедиции.

    Несмотря на содержащиеся в дневнике Кошурникова положительные отзывы о Нижнеудинском направлении, изыскатели все-таки выбрали Тайшетское направление. В глухой Саянской тайге теперь одновременно передвигалось уже порядка 20 экспедиций и партий, оснащенных в разы лучше, чем группа Кошурникова. В этот раз обошлось без жертв. В 1959 году проект был утвержден. Началось строительство дороги «Абакан - Тайшет».

    Подведем итоги:

    1. На момент работы изыскательной экспедиции инженера Кошурникова, поиск оптимальной трассы железной дороги через Саяны имел государственное и первоочередное значение. Именно поэтому было принято решение отправить ее осенью, в надежде на нормальный по времени приход зимы.
    2. Группа к прохождению маршрута в сложившихся природных условиях была готова плохо (слабое материальное снабжение, нарушенные сроки выхода в тайгу, отсутствие в группе геолога, нахождение в ней неопытного, ни разу не бывавшего в тайге техника Стофато). Однако, у группы были все шансы выйти из тайги вовремя, учитывая опыт и таежные навыки Кошурникова, который неоднократно заканчивал изыскания уже по зиме. К сожалению, в этот раз природные аномалии, сверхсложность трассы, цепь трагических несчастных случаев не дали группе шансов на выживание.
    3. Данная экспедиция и результаты ее работы имеют даже сегодня для страны стратегическое значение: во многом благодаря этим результатам удалось проложить трассу «Абакан - Тайшет», единственную железную дорогу в данном регионе. По ней перевозят большие объемы леса, угля и ходят пассажирские поезда.
    4. Считаю, что гибель группы Кошурникова была неизбежна из-за просчетов во время подготовки экспедиции. Однако это был оправданный риск, так как в случае успеха страна получала бы необходимое для ведения войны сырье и экономила огромные средства.



  • Последние материалы раздела:

    Изменение вида звездного неба в течение суток
    Изменение вида звездного неба в течение суток

    Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

    Онлайн обучение профессии Программист 1С
    Онлайн обучение профессии Программист 1С

    В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...