451 градус проблемы. Анализ произведения «451 градус по Фаренгейту» (Брэдбери)

Проблематика романа «451 по Фаренгейту»

Роман Рэя Брэдбери «451 по Фаренгейту» представляет собой тематически расширенную версию рассказа «Пожарник», опубликованного в журнале «Гэлэкси Сайенс Фикшн» в феврале 1951 г., и являет нам целый комплекс проблем, с которыми, по мнению автора, со временем, возможно, придётся столкнуться человечеству. Название романа происходит от химического свойства бумаги самовоспламеняться при температуре 451 градуса по Фаренгейту (233 градуса по Цельсию).

Изображая Америку ХХI века, Брэдбери моделирует картину будущего на основе существующих сегодня тенденций. Писатель в своём романе создаёт антимодель с помощью символики своих фантазий. Он размышляет о судьбах земной цивилизации, о будущем Америки, с её нестандартно сформировавшимся менталитетом, с её национальным колоритом. США, выведенные в книге, -- это, по сути дела, всё те же Соединённые Штаты ХХ столетия, с их культурой потребления, с навязчивой рекламой в подземке, с «мыльными операми» и искусственно уютным мирком коттеджей. Только всё доведено до крайности, до того самого пресловутого «абсурда»: пожарники не тушат пожары, а сжигают запрещённые книги; людей, предпочитающих ходить пешком, а не ездить на машинах, принимают за сумасшедших; возбраняется даже любоваться природой. Малейшие отступления от общепринятого образа жизни вызывают репрессии [Любимова 2001].

Развитие науки, стремительный рост технологий изменил мышление людей. Технический прогресс значительно облегчил жизнь человека, вместе с тем сильно подавив у него инстинкт самосохранения. Выжить в новом обществе, становящемся не только технократическим, но и тоталитарным, людям помогают стадные чувства, и прежде всего это сказывается на духовных сторонах жизни человека. Нормой поведения становится потребительское существование, при котором единственную пищу для ума дают развлечения, реальность заменена примитивными телеиллюзиями [Зверев 1989].

Мир, описанный Брэдбери, стал таким не в одночасье. В ХХ веке к таким средствам массовой информации и связи, как газеты, почта, телеграф, телефон, добавились радио, телевидение, видео -- и аудиосистемы, компьютерная сеть и т.д. Значительно возросли объёмы информации, поглощаемой человеком, что привело к информационным перегрузкам. Зачастую несущая в себе разрушительное, агрессивное начало, а порой обладающая противоречивым, конфликтным характером, информация начала оказывать негативное воздействие на психику и здоровье людей. Возникла необходимость создания методов защиты от такого воздействия. Рэй Брэдбери в своём романе представляет один из вариантов решения данной проблемы: репрессии по отношению к литературе начались не сами собой -- они вынужденная мера. Когда в какой-то момент стало ясно, что информационную сферу нужно сокращать, возник вопрос: какую её область? Без средств связи уже не обойтись, а телевидение и реклама уже давно стали неотъемлемой частью жизни людей, и слишком многие в них заинтересованы с практической точки зрения. Решение было найдено в избавлении от книг [Чаликова 1991].

Попытку аргументировать это решение делает сослуживец и оппонент главного героя Гая Монтэга, брандмейстер Битти. Причиной, по которой книги отходят на задний план, он видит экстенсивное развитие культуры, её расширение с неизбежной девальвацией: «Раз всё стало массовым, то и упростилось... Когда-то книгу читали лишь немногие -- тут, там, в разных местах. Поэтому и книги могли быть разными. Мир был просторен. Но, когда в мире стало тесно от глаз, локтей, ртов, когда население удвоилось, утроилось, учетверилось, содержание фильмов, радиопередач, журналов, книг снизилось до известного стандарта. Этакая универсальная жвачка... Книги уменьшаются в объёме. Сокращённое издание. Пересказ. Экстракт... Из детской прямо в колледж, а потом обратно в детскую... Срок обучения в школах сокращается, дисциплина падает, философия, история, языки упразднены. Английскому языку и орфографии уделяется всё меньше и меньше времени, и наконец эти предметы заброшены совсем...» [Брэдбери 2008, 114].

Итак, зачем книги, если есть телевизор, рассуждает Битти. Да и от чтения больше вреда, чем от просмотра телепередач -- книги тревожат, заставляют думать. Они опасны! Люди, читающие книги, становятся «интеллектуалами», выделяются из остальной публики, на что-то претендуют. «...Книга -- это заряженное ружьё в доме соседа, -- заявляет Битти. -- Почём знать, кто завтра станет очередной мишенью для начитанного человека? Может быть, я?».

Как быть? Очень просто: взять и запретить, сжечь. Пожарных, объясняет Битти, «сделали хранителями нашего спокойствия. В них, как в фокусе, сосредоточился весь наш вполне понятный и законный страх оказаться ниже других. Они стали нашими официальными цензорами, судьями и исполнителями приговоров... ... Цветным не нравится книга «Маленький чёрный Самбо». Сжечь её. Кто-то написал книгу о том, что курение предрасполагает к раку лёгких. Табачные фабриканты в панике. Сжечь эту книгу. Нужна безмятежность, Монтэг, спокойствие» [Брэдбери 2008, 124].

Роман «451 градус по Фаренгейту» -- тонкая и искусная критика общества потребления, страх перед его деградацией, предостережение обывателю. Описанное Брэдбери общество потребления сжигает на кострах не книги, оно сжигает самого себя - свою историю, свою культуру. Ценность романа -- в той страшной картине будущего, которая вполне может стать правдой. Американский идеал беззаботной жизни, мечты о всеобщем равенстве, отсутствие лишних тревожных мыслей - этот предел мечтаний общества может обернуться и кошмаром, если не внять предостережениям автора [Новиков 1989].

Оба рассматриваемых в исследовании романа написаны примерно в одно время, что сводит к нулю вероятность использования одного романа при написании другого, но, тем не менее, произведения имеют множество общих черт, позволяющих отнести эти произведения к антиутопическому жанру.

1) В обоих произведениях действие разворачивается в странах, где происходит более или менее ярко выраженное насилие над личностью, ограничение её свобод. Степень личностной несвободы в произведениях различна. Оруэлл описывает типично тоталитарное общество со всеми его атрибутами, как то строгие регламентированные нормы поведения, слабое экономическое развитие, фигура вождя в образе «старшего брата», тотальное наблюдение за каждым человеком. Брэдбери предлагает нашему вниманию совершенно другое, с виду, общество. На первый взгляд, в мире Брэдбери царит полное благополучие: нет голода, явного насилия, более того, отсутствует видимая власть, нет ни картин лидеров, ни трансляции пламенных речей, ни каких либо других атрибутов тоталитаризма, однако благополучие этого мира является лишь внешним [Шишкин 1990].

2) Следуя канонам жанра, протагонисты романов противопоставлены обществу, их отличное от общей массы мышление вынужденно вовлекает их в борьбу против этой массы. Борьба Уинстона Смита заканчивается поражением, так как описанный Оруэллом мир в своей тоталитарности устойчив и совершенен настолько, что у героев оппозиции не остаётся никаких шансов. Рэй Бредбери отнёсся к своему герою чуть лояльнее. Мир романа «451 градус по Фаренгейту» менее жесток по сравнению с миром, представленным Оруэллом. Бредбери оптимистично допускает возможность сопротивления, потребительскому обществу противопоставлены загнанные в леса хранители культурного наследия, люди-книги, к которым впоследствии и отправляется главный герой романа Гай Монтег [Шишкин 1993].

3) Сходной является роль женщин в обоих романах. Образ мысли главного героя сравнивается с образом мысли абсолютно лояльных социуму людей, и как ни странно, у обоих авторов в роли такой противоположности выступают жёны героев (в случае с Оруэллом - бывшая жена). И Уинстон Смит, и Гай Монтег страдали от абсолютного конформизма столь близких (или теоретически должных быть близкими) людей. Сходно у обоих авторов и то, что катализатором, взбунтовавшим обоих героев против режима, стала девушка: Кларисса у Брэдбери и Джулия у Оруэлла.

4) Обращает на себя внимание и социальный статус главных героев обоих романов, оба они имеют некоторое положение в обществе и имеют доступ к определённому набору благ. Следовательно, нельзя сказать, что им было совершенно нечего терять. Однако внутренняя свобода на другой чаше весов перевешивает в обоих произведениях.

5) Чрезвычайно схожи и способы воздействия властей на умы населения; в обоих романах наиболее важным способом влияния на человека является телевидение, транслирующее огромное количество патриотических программ у Оруэлла или совершенно бессмысленные мыльные оперы у Брэдбери.

6) Главной движущей силой, заставившей героев поставить на кон всё, что они имели, и даже свою жизнь, стали две вещи: любовь и литература. Движение к знаниям двигало этими людьми. Нельзя не обратить внимание на то, что профессией обоих было уничтожение информации: как сжигание книг у Брэдбери, так и работа над корректированием истории у Оруэлла.

Таким образом, обнаружив столько общих черт в произведениях этих достаточно разных писателей, можно сделать вывод, что взгляды антиутопистов на угнетение нравственных свобод весьма схожи, также схожи и их взгляды на те силы, которые должны противостоять злу: любовь, верность, тяга к знанию и независимости мышления. В современном авторам буржуазном обществе они уже видели элементы «программирования личности» [Лазаренко 1991]. Нравственную позицию обоих писателей можно проиллюстрировать высказыванием Р.Эмерсона: «Истинный показатель цивилизации - не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека, воспитываемого страной».

Роман Рэя Дугласа Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» является одним из самых популярных антиутопических произведений во всем мире. Он описывает тоталитарное общество, в котором книги находятся под запретом и подлежат сжиганию. Предлагаем ознакомиться с анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 11 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

Год написания – 1953 год.

История создания – Толчком к написанию романа послужили кадры кинохроники, на которых нацисты сжигали книги неугодных им авторов. Восприняв это как личную трагедию, Брэдбери приступил к работе над своим антиутопическим произведением.

Тема - Центральная тема романа - роль книги в жизни каждого человека.

Композиция – Композиция романа базируется по принципу антитезы. Построение ее имеет классическую форму: экспозиция (знакомство читателя с реалиями общества, в котором книги считаются злом), завязка (вызов пожарников к месту обнаружения книг), развитие событий (знакомство Монтэга с Клариссой, его переосмысление действительности), кульминация (самосожжение женщины, не пожелавшей расстаться со своими книгами), развязка (Монтэг становится оппозиционером и примыкает к людям-книгам).

Жанр - Роман.

Направление - Научна фантастика, антиутопия.

История создания

На написание романа Рэя Брэдбери вдохновили кадры нацистской кинохроники, в которых демонстрировалось сожжение книг тех авторов, чье творчество противоречило национал-социалистической идеологии.

Писатель был глубоко поражен столь кощунственным отношением к книгам. По его признанию, сжигание Гитлером книг оказало на него такое же сильное влияние, как и уничтожение ни в чем не повинных людей в концлагерях. Для Брэдбери человеческой тело и дух, разум, заключенный в книгах, были неотделимы и представляли одно целое.

Именно поэтому он не мог равнодушно наблюдать за нацистским произволом, его единственным оружием была сила слова, и писатель приступил к написанию романа. В основу произведения лег так и не изданный рассказ «Пожарный» (1949 год), а также рассказ «Пешеход».

Произведение, которое затрагивала остросоциальные проблемы в обществе, Брэдбери писал в публичной библиотеке Лос-Анджелеса, на пишущей машинке, взятой напрокат. Впервые оно было опубликовано в 1953 году, но перед этим ему пришлось выдержать критику и пройти немало цензурных изменений, связанных с большим количеством ругательных слов.

Смысл названия напрямую связан с книгами, поскольку 451 градус по Фаренгейту - это именно та температура, при которой происходит воспламенение и горение бумаги.

Тема

Произведение Рэя Брэдбери раскрывает остросоциальную проблематику жизни общества, которая не утрачивает своей актуальности на протяжении многих лет.

Центральная тема романа - роль книги в жизни человека. Писатель без прикрас демонстрирует общество массового потребления, утратившее способность самостоятельно, мыслить, анализировать происходящее и делать собственные выводы.

Интеллектуально деградировавшим обществом гораздо легче манипулировать, и это прекрасно известно действующему правительству, которое накладывает запрет на все книги. Источником информации служит СМИ и телевидение, которое исподволь отупляет население, преподнося все новости в нужном ракурсе.

Основная мысль произведения - светлое будущее человечества невозможно без опыта прошлых поколений, заключенных в важнейших источниках знаний и жизненного опыта - книгах. Выбирая между ними и развлекательными шоу в пользу последних, люди обрекают себя на неизбежную деградацию. Это чревато самыми серьезными последствиями для общества, поскольку оно само программирует себя на полное уничтожение.

Также автор раскрывает не менее важную тему семьи и семейных ценностей . Замыкаясь в себе и закостеневая в собственном эгоизме, люди начинают игнорировать всю важность семьи. Эмоциональная отчужденность от самых близких людей - прямая дорога к одиночеству и абсолютной незащищенности, ведь только семья способна прийти на выручку даже в самых сложных жизненных ситуациях. Ценить своих родных, неустанно заботиться о них и беречь духовную близость - вот чему учит книга Брэдбери.

В своем романе автор поднимает такие проблемы манипулирования обществом посредством СМИ, чрезмерной увлеченности техническим прогрессом, замены моральных ценностей потребительскими. Своим произведением Брэбери хочет донести простую мысль – у общества, в котором под запретом находятся книги, нет будущего.

Композиция

Проводя в романе «451 градус по Фаренгейту» анализ произведения, следует отметить, что в основе его композиционной структуры лежит принцип антитезы. Вся книга буквально пронизана противопоставлениями света и тьмы, суеты и спокойствия, шума и тишины.

Построение композиции традиционно, и включает в себя экспозицию, завязку, развитие событий, кульминацию и развязку.

  • Экспозиция - знакомство читателя с версией современного мира, в котором нет места книгам. Любые печатные издания находятся под запретом и подлежат сожжению. Этим занимаются специально обученные люди - пожарники, к которым принадлежит главный герой романа Гай Монтэг.
  • Завязка - сигнал пожарной тревоги призывает пожарников как можно скорее выдвигаться к месту обнаружения запрещенной литературы.
  • Развитие событий - знакомство Монтэга с Клариссой, которая открывает ему глаза на истинное положение вещей. Постепенное переосмысление главным героем мира, в котором он привык жить, ни о чем не задумываясь и ни во что не вникая.
  • Кульминация - добровольное самосожжение женщины, не желавшей расставаться со своими любимыми книгами, которые служили ей источником истинной радости, приятных переживаний, бесценных воспоминаний.
  • Развязка - пережив предательство жены, зацикленной на просмотре телепередач, Монтэг примыкает к оппозиции - людям, которые решили во что бы то ни стало сохранить потомкам богатое литературное наследие.

Главные герои

Жанр

«451 градус по Фаренгейту» соответствует жанру “роман”. Произведение написано в научно-фантастическом литературном направлении, и, по сути, является антиутопией - отрицанием возможности построения совершенного общества.

1. Образ будущего в романе.

2. Причины эволюции убеждений Гая Монтэга.

3. Значение романа в понимании настоящего и будущего.

Р. Брэдбери - один из величайших американских писателей-провидцев, сумевший предугадать многие негативные процессы и явления, которые мы наблюдаем в обществе в настоящее время. Его роман «451 по Фаренгейту» воссоздает будущее, в котором жизнь подчинена совершенно иным законам. В этом мире дети разучились задавать вопросы, а взрослые мечтают лишь о наслаждениях и уже никто не верит, в то что когда-то пожарные были нужны для того, чтобы тушить пожары. Теперь же, представители этой некогда благородной профессии наоборот, разжигают пожары для того, чтобы уничтожать в огне книги. Потому что в обществе жевательной резины, говорящих стен и увеселительных шоу книги оказываются не только ненужными, но и вредными. Они заставляют людей думать, задаваться вопросами, сопереживать. Они пробуждают мысли и чувства, заставляют плакать. Все это оказывается излишним для людей, которые по сути своей мертвы. Их жизнь пуста и размеренна. Она прекрасно соответствует законам общества потребления благ и удовольствий и люди не хотят в ней ничего менять. Они готовы ополчиться на все и вся, что угрожает сломать их привычный образ жизни. Такова жена главного героя Гая Монтэга Милдред, которая целиком погрузилась в иллюзорный мир своих телевизионных родственников и даже не помнит уже главных событий своей реальной жизни, не помнит где и как она познакомилась с мужем.

Таков и сам Гай Монтэг, десять лет верой и правдой охранявший устои общества, плотью и кровью которого он сам является. Он живет по его законам и с удовольствием выполняет свою работу - сжигает книги, особо не задумываясь о том, что эта работа на самом деле означает. Ему просто нравиться жечь, давать волю своему гневу, крушить, уничтожать. Нравиться чувствовать, как огонь легко разрешает все проблемы. Он просто уничтожает их, делая ненужным решение. Более десяти лет Гай Монтэг служил хранителем всеобщего спокойствия, «цензором, судьей и исполнителем». Он сжигал книги, даже не пытаясь прочесть хотя бы одну из них и понять, что же в них на самом деле заключено. Для него книги были чем-то непонятными, пугающим, источником проблем и неприятностей. Но все же в Гае Монтэге осталось что-то, что не позволило ему полностью стать таким, как все. Под влиянием различных факторов в его душе поднимаются вопросы и сомнения, которые становятся началом его пробуждения. Он задается вопросом почему в обществе, где людям предоставлены неограниченные возможности развлекаться, испытывать острые ощущения и быть счастливыми, все почему-то несчастны. И начинает осознавать, что среди общей массы потребителей удовольствий есть и другие люди, которые живут иначе и для которых книга - это что-то до такой степени ценное, что они готовы отдать за нее свою жизнь. Эти люди кажутся всем чудаками и чуть ли не умалишенными. Общество отвергает их однозначно и непримиримо. Но они даже перед лицом смерти упорно держаться за свои идеалы. Такой была Кларисса - девушка, которая любила гулять и умела интересоваться тем, что происходит вокруг. Она не вписывается в рамки общества, которое стремится сделать людей не равными, а одинаковыми. Одинаково бездумными и бесчувственными, не способными плакать и задавать вопросы. Не вписывается в рамки общества и та женщина, которая предпочла сгореть заживо вместе со своими книгами. Ее гибель, на глазах у Монтэга, известие о смерти Клариссы, всколыхнули протест в его душе. Этот протест превращает его в конечном счете в бездомного беглеца, которого преследует механический пес. Но он же помогает ему найти ответы на многие вопросы, собственную дорогу и людей, которые хранят в памяти мудрость человечества.

Сегодня, когда нашу жизнь заполнила страсть к наживе и развлечениям, когда с экранов телевизоров на нас низвергается нескончаемый поток все-возможных шоу и рекламы пива, пепси-колы, жевательной резинки, а пищи для ума остается все меньше и меньше, и интерес к книге, особенно среди молодежи неуклонно падает. Предупреждения Р. Брэдбери приобретают вполне конкретный смысл. То, что он изображал когда-то в виде фантастики, начинает с пугающей быстротой приобретать черты реальности. И кажется, что вот-вот на улицах и площадях заполыхают костры, на которых те, кто был призван некогда тушить пожары, начнут сжигать ненужные ни кому книги. Ненужные, потому что мир, в котором всем необходимы лишь наслаждения, прекрасно обходится без них.

В своем романе Брэдбери предупреждает нас о духовной катастрофе, которая грозит человечеству. Катастрофа эта представляется даже более страшной, чем атомная война, потому, что она означает потерю всего лучшего, чего достиг человек за время своего существования. Величие автора в том, что он сумел во время заметить негативные тенденции духовной деградации человека и общества. Но станет ли наш мир таким, каким рисует его Р. Брэдбери, сможем ли мы вовремя внять его предупреждению, или оно превратится в печальное пророчество, зависит от каждого из нас.

Рэй Брэдбери «451 градус по Фарентгейту». Научно-фонтастический роман.Подготовила ученица МБВСОУ «Центр
Образования №17», 11 «Д» класс Кривошеева Алина.

Ржавеет золото, и
истлевает сталь,
Крошится мрамор. К
смерти все готово.
Всего прочнее на земле
– печаль,
И долговечней –
царственное слово.
А.А. Ахматова

Аннотация.

В книге Рэя Брэдбери подробно описывается то
время, когда люди считали, что книги – это зло.
Люди, которые хранили у себя в доме книги были
арестованы и наказаны. Пожарники сжигали эти
дома.
Но как-то тридцатилетний Гай Монтег задумался,
почему пожарники сжигают эти дома, их задача
-тушить пожар.

Начало романа…

Встреча с юной
и романтичной
Клариссой Маклеланд
выбивает героя из колеи
привычного
существования. Впервые
за долгие годы Монтэг
понимает, что
человеческое общение
есть нечто большее,
нежели обмен
заученными репликами.

Кларисса резко
выделяется из массы
своих сверстников,
помешанных
на скоростной езде,
спорте, примитивных
развлечениях в «Лунапарках» и бесконечных
телесериалах. Она любит
природу, склонна
к рефлексиям и явно
одинока.

Вопрос Клариссы: «Счастливы ли вы?» заставляет
Монтэга по-новому взглянуть на жизнь, которую
ведёт он - а с ним и миллионы американцев.
Довольно скоро он приходит к выводу, что,
конечно же, счастливым это бездумное
существование по инерции назвать нельзя.
Он ощущает вокруг пустоту, отсутствие тепла,
человечности.

Я считаю, что если человек научился читать, писать и
мыслить – это великое открытие. Умение читать –
это основное качество личной культуры Человека.
Эта книга заставляет задуматься о том, что есть
возможность развиваться морально, духовно и
умственно.

Умение читать не сводится к тому, чтобы воспроизвести
письменный текст в устной форме. Допустим, что мы
прочитали стихотворение и уяснили значение каждого
слова, разобрали каждое предложение, определили
стихотворный размер, выяснили, почему автор
расставил знаки препинания так, а не иначе. Поняли ли
мы текст? Не обязательно. Нам еще предстоит
осмыслить его, то есть увидеть образы, созданные
автором, понять, как они построены, раскрыть
художественную идею произведения, замысел писателя,
то, какими приемами он выразил свою мысль.

10.

Литературное произведение – это еще и единство материи и формы.
Материя – язык и стиль произведения, форма – его композиция,
сюжет, последовательность диалогических и монологических
фрагментов, которые членят время и пространство произведения,
выделяя в нем и связывая в единый словесный ряд реплики
персонажей и повествование. Писатель не может нарисовать все,
что делали герои, например, романа «Война и мир», на
протяжении нескольких лет, но выделяет и показывает лишь
некоторые отдельные моменты их жизни, «сшивает» их так, что
читатель, сам того не замечая, воспринимает действие как
непрерывное. Или наоборот, автор строит произведение,
сознательно изменяя последовательность событий, как это
происходит, например, в «Герое нашего времени».

11.

Нынешнее поколение поступает аналогично, как и
во времена написания книги. Подростки, взрослые
люди не увлекаются больше произведением
авторов. Они заняты личной жизнью, работой,
детьми, клубами и так далее. Они используют
книги в качестве декора, они ищут информацию в
интернете, нежели в книге.



Ну, вы поняли…

— Люди ни о чем не говорят.
— Ну да! Так уж ни о чем?

Речь пойдет об одной из самых известных в мире антиутопий – “451 градус по Фаренгейту” Рэя Брэдбери.

«…Сожжем всех, сожжем все. Огонь ярок и огонь чист.»

Рэй Брэдбери рисует перед нами картину недалекого будущего, где на пути ко всеобщему счастью под запретом оказались книги. Жизнь людей насыщена самыми разнообразными развлечениями: говорящими телестенами, мобильными радио, аттракционами… Из литературы выжили только комиксы. А вот книги читать нельзя! «А книга – это заряженное ружье в доме соседа. Сожги ее! Разряди ружье!» (451 градус по Фаренгейту – это температура возгорания бумаги).

В этом удивительном будущем дома стали огнеупорными. И пожарная служба, перестав тушить пожары, начала их разжигать… Она выезжает по вызовам в дома, где хранятся книги, и ликвидирует их (и книги, и дома, и иногда даже жильцов). Работа осуществляется, разумеется, строго по доносам! В этой-то службе и работает главный герой книги Гай Монтаг.

По ряду причин главный герой начинает задумываться о происходящем вокруг, анализировать мироустройство и приходит к выводу, что существующее положение вещей его не устраивает. Он становится изгоем в этой системе.

Роман “451 градус по Фаренгейту” – одна из самых знаменитых и выдающихся антиутопий. И это совершенно не удивительно! Здесь есть все: колоритные персонажи, с пугающей точностью описанный мир, интересные детали вроде механической гончей для отлова преступников… Сюжет увлекает и заставляет сопереживать главному персонажу, болеть за него. Описания такие живые, что невольно начинаешь чувствовать и запах прелых листьев, и порывы ветра.

Однако же, антиутопия Брэдбери является своего рода белой вороной в жанре антиутопий, и этим она интересна вдвойне.

Слыша “антиутопия”, мы сразу представляем себе некое тоталитарное государство, кровавых диктаторов или жестко идеологизированное общество, в котором «специальные люди» борются с любым проявлением инакомыслия. Общество, люди в котором глубоко несчастливы из-за своей абсолютной несвободы. Они лишь безмолвные винтики системы, неспособные ничего изменить, это, можно сказать, классический образ антиутопии.

Хаксли рисует нам кастовую систему, в которой каждый человек с самого своего рождения играет заранее отведённую ему роль. Оруэлл рассказывает о единственно правильной точке зрения, идеологии, которой должны придерживаться все члены общества, иначе к тебе приедет черный воронок. Ну а все эти новомодние Голодные Игры и Дивергенты показывают нам утрированный, полудурошный тоталитаризм, построенный на бессмысленном истреблении подростков.

Произведение Брэдбери качественно отличается от этого подхода, показывая нам общество счастливых людей, общество, в котором нет тиранов, гестапо, деспотичной идеологии.

Если ты не хочешь, чтобы политика оборачивалась для человека бедой, сделай так, чтобы он не ломал голову, разглядывая дело с плохой и хорошей стороны. Покажи ему только одну сторону. А еще лучше – не показывай ни одной.

Это мир, где люди не задумываются о политике, экономике, каких-либо проблемах. Это общество победившего потребительства, мир вещей. Люди замкнуты в круговороте из работы, домашних забот и непрекращающихся развлечений. Люди разобщены, равнодушны и даже жестоки друг к другу… Ничего не напоминает?

На протяжении чтения книги, тебя не покидает ощущение, что Брэдбери вовсе не придумывал никакого нового мира, он просто взял тенденции общественного развития современного ему мира, прибавил к ним сотню-другую лет и — вуаля! Вот оно, наше с вами ближайшее будущее. И такой мир с распростёртыми объятиями ждёт нас не по воле злых гениев, человеконенавистнических идей, нет, что вы! Мы сами делаем его таким, сами выбираем себе такое будущее.

Брэдбери пишет: книги под запретом, но так сложилось исторически – они сами вымерли ещё до возникновения этого запрета.

Я читаю: Серьёзные произведения в лучшем случае выпускаются десятитысячными тиражами. А бульварные книжонки сотнями тысяч. Штампующаяся литература, где одна-единственная захудалая мысль размазана на 200 страниц… Книжонки про то, как Она встретила Его. И все! С вас достаточно!


Брэдбери пишет: Люди целыми сутками вовлечены в громкий и яркий мир поверхностной информации. Они слушают радио и смотрят телестены. Герои телесериалов для них как члены их собственной семьи, или даже ещё ближе.

Не видите ли вы сквозь эти строки толпы сериальщиков всех мастей, любителей ток- и реалити-шоу? Прилежных смотрителей “Дома-2” и потребителей очередных «Ментовских войн»? А ведь сейчас активно вводится в эксплуатацию технология виртуальной реальности, перестающая быть фантазией писателей и становящаяся бытовым развлечением.

Почему по телевизору не показывают научно-просветительские передачи? Почему он нас ничему не учит, а лишь развлекает? Ответ прост — невыгодно, их никто не смотрит, у них маленький рейтинг.

Вместо полезной информации и поводов для размышления, в мире Брэдбери людей набивают бесполезными фактами, увлекают глупыми викторинами и спортивными и не очень соревнованиями…
Ну, вы поняли…

Брэдбери пишет о разобщении людей. Они стали эгоистичны, замкнуты только на себе до такой степени, что совершенно не интересуются друг другом. Супруги не помнят, где познакомились. Люди не желают заводить детей, чтобы не тратить на них силы и время, а если и заводят, то всеми силами стараются на них не отвлекаться. Они сажают их перед телестенами и забывают об их существовании.
Видимо, описывая это в далеком 1953 году мистер Брэдбери пытался предостеречь нас от чего-то важного, не так ли? Едва ли он ожидал, что чем быстрее будут развиваться технологии, тем раньше в их использование будут вовлекать детей. И к 2017 году дети, еще не научившиеся говорить, будут способны включить себе на планшете любимый мультфильм, не прибегая к помощи взрослых! Зато он молчит. Он занят. Он никому не мешает…

Равнодушное отношение друг к другу, к войне, к тому, что весь мир катится в пекло. Ограниченность мышления и, главное, совершенное нежелание задавать какие-либо вопросы. Довольствование яркими и громкими глупостями – лишь бы картинка плясала!

— Люди ни о чем не говорят.
— Ну да! Так уж ни о чем?
— Нет, не в буквальном смысле. Большей частью они перечисляют марки автомобилей, сыплют фирменными названиями одежды, хвастаются плавательными бассейнами, и через слово – «это потрясно!». Но ведь все говорят одно и то же, никто не скажет что-нибудь отличное от других.

Я даже сама не могу точно сказать, про какой из миров я пишу – мир книги «451 градус по Фаренгейту» или современный социум?

Это произведение даёт богатую пищу для размышлений и заставляет задуматься о том, куда мы движемся, или попросту катимся. А разве не в этом смысл настоящей литературы?

Да, эта книга была высоко оценена несколькими поколениями читателей, но смогли ли они извлечь из неё какой-то урок? И не получится ли так, что наши ближайшие потомки будут сжигать в том числе и её?



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...