А. Чехов "В аптеке": описание, герои, анализ рассказ. Пример сочинения ЕГЭ по тексту А.П. Чехова «В аптеке

Views: 5894

(1)Был поздний вечер. (2)Домашний учитель Егор Алексеич Свойкин, чтобы не терять попусту времени, от доктора отправился прямо в аптеку.

(3)3а жёлтой, лоснящейся конторкой стоял высокий господин с солидно закинутой назад головой, строгим лицом и с выхоленными бакенами, по всей видимости провизор. (4)Начиная с маленькой плеши на голове и кончая длинными розовыми ногтями, всё на этом человеке было старательно выутюжено, вычищено и словно вылизано. (5)Нахмуренные глаза его глядели свысока на газету, лежавшую на конторке. (6)Он читал.

(7)Свойкин подошёл к конторке и подал выутюженному господину рецепт. (8)Тот, не глядя на него, взял рецепт, дочитал в газете до точки и, сделав лёгкий полуоборот головы направо, пробормотал:

- Через час будет готово.

- (9)Нельзя ли поскорее? - спросил Свойкин.-(10)Мне решительно невозможно ждать.

(11)Провизор не ответил. (12)Свойкин опустился на диван и принялся ждать.

(13)Свойкин был болен. (14)Во рту у него горело, в ногах и руках стояли тянущие боли, в отяжелевшей голове бродили туманные образы, похожие на облака и закутанные человеческие фигуры. (15)Разбитость и головной туман овладевали его телом всё больше и больше, и он, чтоб подбодрить себя, решил заговорить с провизором.

- (16)Должно быть, у меня горячка начинается. (17)Ещё счастье моё в том, что я в столице заболел! (18)Не дай бог этакую напасть в деревне, где нет докторов и аптек!

(19)Провизор на обращение к нему Свойкина не ответил ни словом, ни движением, словно не слышал.

(20)Не получив ответа на свой вопрос, Свойкин принялся рассматривать строгую, надменно-учёную физиономию провизора.

«(21)Странные люди, ей-богу! - подумал он.- (22)В здоровом состоянии не замечаешь этих сухих, чёрствых физиономий, а вот как заболеешь, как я теперь, то и ужаснёшься, что святое дело попало в руки этой бесчувственной утюжной фигуры».

- (23)Получите! - вымолвил провизор наконец, не глядя на Свойкина.- (24)Внесите в кассу рубль шесть копеек!

- (25)Рубль шесть копеек? - забормотал Свойкин, конфузясь.- (26)А у меня только всего один рубль… (27)Как же быть-то?

- (28)Не знаю! - отчеканил провизор, принимаясь за газету.

- (29) В таком случае вы извините… (30)Шесть копеек я вам завтра занесу или в конце концов пришлю.

- (31)Этого нельзя! (32)Сходите домой, принесите шесть копеек, тогда и лекарства получите!

- (33)Свойкин вышел из аптеки и отправился к себе домой. (34)Пока учитель добирался до своего номера, он садился отдыхать раз пять. (35)Придя к себе и найдя в столе несколько медных монет, он присел на кровать отдохнуть. (Зб)Какая-то сила потянула его голову к подушке. (37)Он прилёг, как бы на минутку. (38)Туманные образы в виде облаков и закутанных фигур стали заволакивать сознание. (39)Долго он помнил, что ему нужно идти в аптеку, долго заставлял себя встать, но болезнь взяла своё. (40)Медяки высыпались из кулака, и больному стало сниться, что он уже пошёл в аптеку и вновь беседует там с провизором.

- (По А.П. Чехову*)

- * Антон Павлович Чехов (1860-1904 гг.) - выдающийся русский писатель, классик мировой литературы.

Умение сострадать. Насколько оно важно и почему? Именно эту проблему поднимает в своём тексте А.П. Чехов.

Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу, писатель рассказывает историю о том, как больной учитель Свойкин пришёл в аптеку за лекарством и встретился с холодным равнодушием и даже какой-то неприязнью провизора. Когда Свойкин попросил лекарство, он нахмурился, поскольку учитель отвлёк его от чтения. Когда Свойкин рассказал провизору про свою болезнь, провизор просто проигнорировал его, и такое безразличное отношение, конечно, задело Свойкина за живое.

Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, однако мы, читатели, прекрасно понимаем, что А.П. Чехов уверен: необходимо быть сострадательным человеком, поскольку холодное равнодушие к чужому горю может причинить ещё большие мучения потерпевшему.

Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». В этом произведении представлена история о Понтии Пилате, великом прокураторе Иудеи, и бродячем философе Иешуа Га-Ноцри. Последний был обвинён в том, что подговаривал людей разрушить храм. Разговаривая с Иешуа, Понтий Пилат убедился в том, что Га-Ноцри этого не делал. Понтий Пилат увидел, что Иешуа Га-Ноцри – необычный человек, и захотел помочь ему выжить. Однако вскоре выяснилось, что Иешуа говорил: любая власть является насилием над человеком, и настанет время, когда власти не будет совсем. Это и изменило первоначальное решение Понтия Пилата, и он, боясь гнева кесаря, приговорил Иешуа к смерти. Однако это решение причинило потом немало страданий прокуратору. Когда Понтий Пилат через много лет наконец встретился с Иешуа Га-Ноцри, он заискивающе просил Иешуа, чтобы тот убедил его: казни не было. Иешуа, видя мучения Понтия Пилата, солгал, сказав, что казни действительно не было. Иешуа понял, что, скажи он по-другому, Понтий Пилат будет страдать ещё сильнее. Поэтому он, несмотря на то, что именно прокуратор приговорил его к смерти, проявил сострадание, освободив Понтия Пилата от мук совести.

Приведу ещё один литературный пример, который показывает: нужно уметь сострадать. В романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов и его любовница Аксинья Астахова принесли немало страданий Наталье, законной жене Григория. Наталья настолько была доведена до отчаяния, что даже пыталась закончить жизнь самоубийством. Потом она ещё сделала неудачный аборт, в результате которого умерла. Но были у неё и попытки вернуть Григория. Так, например, Наталья написала Григорию длинное письмо, в котором она его спрашивала: может, он передумает и захочет вернуться к ней? На что Григорий ответил коротким и жестоким «живи одна». Столь бесчувственное отношение мужа усугубило страдания Натальи. Но она продолжала за него бороться. Она приехала к Аксинье и стала просить её, чтобы та вернула ей Григория. Но Аксинья, несмотря на то, что видела страдания Натальи, обошлась с ней очень жестоко. Она наговорила ей грубых слов, сказала, что это Наталья украла у неё Григория, а не наоборот. После этих бессердечных слов Наталья впала в ещё большее отчаяние. Вне всяких сомнений, холодность, бессердечие и жестокость Григория и Аксиньи способствовали усугублению страданий Натальи и, возможно, её гибели.

Итак, умение сострадать является очень важным. Ведь безразличное отношение к чужим страданиям может причинить ещё большую боль страдающему.

А каково Ваше мнение по поставленной проблеме?

Произведение «В аптеке», как и другие рассказы Чехова, носит глубокий смысл. Автор раскрывает перед читателем, как важно не потерять в себе чувство сострадания к другим людям в наши дни. Хотя рассказ и небольшой по своему содержанию, но в нем раскрыта проблема человека, знающего себе цену, но потерявшего свое человеческое подобие из-за неумения сострадать и помочь ближнему. Все сводится к простым отношениям, которые заключаются в купле-продажи. В случае недостатка у человека материальных средств, его фактически бросают умирать, не желая ни о чем слушать. В лице провизора можно увидеть личность, которая руководствуется строгими правилами, не имея снисхождения к проблемам своих клиентов.

История создания рассказа

Небольшой рассказ А. Чехова «В аптеке» был написан им за несколько часов в 1885 году под именем А. Чехонте. Создал произведение автор в качестве маленькой зарисовки для «Петербургской газеты» в разделе «Летучие заметки». Первый подзаголовок назывался «Сценка». Эту газету читали аристократы, врачи, провизоры и влиятельные люди, которые искали в каждом новом издании что-то о себе. Интересно, что А.Чехов рассказ не добавил в свой полный сборник. Рассказ «В аптеке» видел свет лишь в первом издании собрания сочинений «Пестрые рассказы» в 1886 году.

Анализ рассказа

Описание

Домашний учитель Свойкин Егор Алексеич, который был у доктора, решил зайти в аптеку, чтобы не терять лишнего времени. Его поглощает загадочная атмосфера аптеки с кучей микстур, баночек, пузырьков, а также особый лекарственный запах. Он отдает приписанный доктором рецепт провизору, который имеет особый внешний вид: «Начиная с маленькой плеши на голове и кончая длинными розовыми ногтями, всё на этом человеке было старательно выутюжено, вычищено и словно вылизано, хоть под венец ступай».

Провизор ответил, что лекарство будет готово только через час. Он постоянно делает важный вид, не отвлекаясь на попытки Свойкина заговорить с ним. Он приказывает что-то своим ассистентам на немецком языке и продолжает водить пальцем по газете. Свойкин пытается как-то отвлечь себя, его нестерпимо мучают боли. Учитель тяжело заболел. Он пытается донести это провизору, чтобы тот ускорился с приготовлением лекарства, но тот игнорирует его.

В итоге, когда все готово и приходит время расчета, у больного не хватает 6 копеек. Свойкин просит отдать ему лекарство и обещает занести завтра деньги. Провизор же отказывает клиенту: «Сходите домой, принесите шесть копеек, тогда и лекарства получите». Свойкин приходит домой, из-за мучительных болей он уже не может подняться с кровати и засыпает. Ему снится, что он пришел в аптеку снова и получил свое лекарство.

Главные герои

Свойкин Егор Алексеич - домашний учитель, который сильно заболел. О возрасте и внешности его ничего не говорится. Пытается завести разговор с провизором в аптеке и найти понимание, когда у него не хватило денег рассчитаться за лекарство.

Провизор аптеки - безмолвный, педантичный во всем, высокомерный и бесчувственный человек, у которого на первом месте только взаимовыгодные отношения, а не сочувствие и бескорыстные поступки.

Ассистенты провизора и кассир - безликие особы, которые отвечают одну фразу: «Ja!».

А.П. Чехов очень тонко рассматривает глубину души человека. Сочинение «В аптеке» показывает, как один человек нуждается в неотложной помощи, а другой открыто не хочет замечать данный факт. Первый пытается как-то войти в словесный контакт со вторым для того, чтобы отвлечься от мучающих болей и горячки. В лице провизора можно увидеть бесчувственное создание, которое теряет свой человеческий облик по причине отказа входить в положение больного.

Сострадать - вот главная идея рассказа. Без умения сострадать другим людям, мы становимся ничем. Несмотря на свое положение в обществе, социальную значимость и профессиональные навыки, люди должны помогать друг другу. В конце произведения автор оставляет его незавершенным. Из-за этого, читатель сам может только предполагать, что в итоге случилось с больным. Умер он или на утро сходил в аптеку, этот вопрос автор нарочито оставляет открытым. Вот к чему может привести результат человеческого недопонимания и бесчувствия.

А. П. Чехов поднимает проблему равнодушия.

Чтобы привлечь внимание читателей к данной проблеме, герой - рассказчик вспоминает историю, которая произошла с учителем Егором Алексеичем Свойкиным в аптеке. Мужчина был серьезно болен и сразу после посещения врача отправится в аптеку. Там он отдал рецепт провизору, который не поторопился собирать лекарства для Егора Алексеича.

Больной учитель был вынужден ждать, хотя находился в ужаснейшем состоянии. (Пр. 2 – 12).

Цель автора – убедить читателей в том, что в любых жизненных ситуациях нельзя оставаться равнодушным. Егор Алексеич испытывал ужасные боли в руках и ногах, в отяжелевшей голове бродили туманные образы, у него начиналась горячка. Провизор не обращал на него никакого внимания. Собрав лекарства, аптекарь с черствой физиономией вымолвил: «Внесите в кассу рубль шесть копеек!». У Свойкина был только рубль, он пообещал занести шесть копеек в тот же день, но провизор был не согласен на эти условия и отправил больного учителя прочь.

(Пр 23 – 37).

Писатель прямо не высказывает свое отношение к происходящему, но мы читатели понимаем, что равнодушие, безучастие – ужаснейшие вещи, которые должен избегать каждый человек. С этим нельзя не согласиться, потому что лишь человек обладающий способностью к сочувствию и состраданию, сумеет понять боль другого человека.

Многие отечественный писатели поднимали проблему равнодушия в своих произведениях. Одна из них – В. С. Токарева, произведения которой заставляют задуматься о духовных потребностях человека. Неизгладимое впечатление произвел на меня рассказ «Сволочей тоже жалко».

Главные герои – рассказчица, ребенок которой серьезно болен и врач Фаина. Героиня, встретившись с Фаиной в доме генерала, рассказала о своей трагедии. Увидев, минор отчаявшейся матери, женщина – врач вызвалась помочь.

Придя в палату девочки, Фаина осмотрела больную. Врач подошла к матери и заявила, что девочке надо срочно делать операцию, а если после нее ребенок и выживет, то на всю жизнь может остаться слабоумным. Мать впала в ступор. Ошарашенная женщина спросила у Фаины: «Я должна вам что то?», на что врач потребовала оплатить ей такси до ателье, поскольку она потратила свое время. Поступок Фаины иллюстрирует полное равнодушие и безучастие по отношению к бедной отчаявшейся матери.

Никого не может оставить равнодушным и рассказ А. Геласимова «Жанна». Героиня рассказа –Жанна, девушка с тяжелой судьбой, школьница, с ребенком на руках. Юная мама, сама оставшись сиротой, ежедневно, как умеет, борется за свою жизнь и за жизнь своего ребенка и, словно в стену. Почти всегда упирается в людское безразличие.

Жанна приходит в школу, в которой училась. Зайдя в кабинет к директрисе, девушка просила принять ее на работу, потому что ей очень нужны были деньги, для того, чтобы прокормить своего маленького ребенка. Директриса отказала ей, сославшись на то, что Жанна сгубила собственную мать, и своей репутаций будет оказывать на учениц негативное влияние. Женщина проявила апатию по отношение к молодой девушке и выказала полное нежелание ей помочь.

По моему глубокому убеждению, сочувствие и сострадание – это истинные ценности, которые делают человека человеком. Эти ценности утверждаются прежде нравственными поступками. Безразличие и безучастие губят все хорошее в людях.

Сочинение написано учеником общеобразовательной школы. В тексте могут быть ошибки.

Текст Антона Павловича Чехова:

(1)Был поздний вечер. (2)Домашний учитель Егор Алексеич Свойкин,
чтобы не терять попусту времени, от доктора отправился прямо в аптеку.
(3)За жёлтой, лоснящейся конторкой стоял высокий господин с
солидно закинутой назад головой, строгим лицом и с выхоленными
бакенами, по всей видимости провизор. (4)Начиная с маленькой плеши на
голове и кончая длинными розовыми ногтями, всё на этом человеке было
старательно выутюжено, вычищено и словно вылизано. (5)Нахмуренные
глаза его глядели свысока на газету, лежавшую на конторке. (6)Он читал.
(7)Свойкин подошёл к конторке и подал выутюженному господину
рецепт. (8)Тот, не глядя на него, взял рецепт, дочитал в газете до точки и,
сделавши лёгкий полуоборот головы направо, пробормотал:
- (9)Через час будет готово.
- (10)Нельзя ли поскорее? - спросил Свойкин. - (11)Мне решительно
невозможно ждать.
(12)Провизор не ответил. (13)Свойкин опустился на диван и принялся
ждать.
(14)Свойкин был болен. (15)Во рту у него горело, в ногах и руках
стояли тянущие боли, в отяжелевшей голове бродили туманные образы,
похожие на облака и закутанные человеческие фигуры. (16)Разбитость и
головной туман овладевали его телом всё больше и больше, и он, чтоб
подбодрить себя, решил заговорить с провизором.
- (17)Должно быть, у меня горячка начинается. (18)Ещё счастье моё
в том, что я в столице заболел! (19)Не дай бог этакую напасть в деревне, где
нет докторов и аптек!
(20)Провизор на обращение к нему Свойкина не ответил ни словом, ни
движением, словно не слышал.
(21)Не получив ответа на свой вопрос, Свойкин принялся
рассматривать строгую, надменно-учёную физиономию провизора.
(22)«Странные люди, ей-богу! - подумал он. - (23)В здоровом
состоянии не замечаешь этих сухих, чёрствых физиономий, а вот как
заболеешь, как я теперь, то и ужаснёшься, что святое дело попало в руки этой
бесчувственной утюжной фигуры».
- (24)Получите! - вымолвил провизор наконец, не глядя на Свойкина. -
(25)Внесите в кассу рубль шесть копеек!
- (26)Рубль шесть копеек? - забормотал Свойкин, конфузясь. -
(27)А у меня только всего один рубль... (28)Как же быть-то?
- (29)Не знаю! - отчеканил провизор, принимаясь за газету.
- (30)В таком случае вы извините... (31)Шесть копеек я вам завтра
занесу или в конце концов пришлю.
- (32)Этого нельзя! (33)Сходите домой, принесите шесть копеек, тогда
и лекарства полу?чите!
(34)Свойкин вышел из аптеки и отправился к себе домой. (35)Пока
учитель добирался до своего номера, он садился отдыхать раз пять.
(36)Придя к себе и найдя в столе несколько медных монет, он присел на
кровать отдохнуть. (37)Какая-то сила потянула его голову к подушке. (38)Он
прилёг, как бы на минутку. (39)Туманные образы в виде облаков и
закутанных фигур стали заволакивать сознание. (40)Долго он помнил, что
ему нужно идти в аптеку, долго заставлял себя встать, но болезнь взяла своё.
(41)Медяки высыпались из кулака, и больному стало сниться, что он уже
пошёл в аптеку и вновь беседует там с провизором.
(По А.П. Чехову*)
* Антон Павлович Чехов (1860-1904 гг.) - выдающийся русский писатель,
классик мировой литературы.

Сочинение по тексту:

А .П. Чехов, или как он себя называл Антоша Чехонте - выдающийся русский писатель, классик мировой литературы рассуждает о проблеме бессердечного отношения к людям.
Ч тобы привлечь внимание читателей к данной проблеме автор рассказывает о домашнем учителе Егоре Алексеевиче Свойкине, который был тяжело болен и, получив от врача рецепт, обратился в аптеку. Провизор начал готовить лекарства, но он не пытался помочь, он лишь выполнял свою работу. На просьбу Свойкина ускориться он не отвечал, а когда больному не хватило шести копеек, он бессердечно отправил его домой.
А втор считает, что подобное отношение, не имеющее не капли сострадания, направленное от окружающих к человеку может привести к трагедии.
Я не могу не согласиться с автором. На душе появляется печаль от понимания того, что эта проблема актуальна в наше время.
О братимся к произведению Виктора Астафьева «Людочка». Главная героиня выросла в деревне, среди нищеты и пьянства, жестокости и безнравственности. Она ищет спасение в городе, но будучи жертвой грубого насилия в обстановке всеобщего безразличия, Людочка кончает жизнь самоубийством.
В качестве личного примера можно привести множество ситуаций, так если человеку становится плохо и он будет не в силах идти, если он будет лежать посреди улицы, то практически все пройдут мимо, у него даже не спросят о случившейся проблеме.
В заключение хочу сказать, не стоит замыкаться лишь на своих проблемах и бедах, порой стоит обращать внимание на других, ведь это может стоить их жизни.

Похожие материалы:

Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...