А. фет - тончайший лирик, певец родной природы

(на основе анализа стихотворения «Ещё майская

Тема: Жизнеутверждающее начало в лирике Фета.

(на основе анализа стихотворения «Ещё майская ночь»)

Имя урока: «Природа - Любовь - Красота - Восторг - Поэзия».

Цель: рассмотрение особенностей художественного мира поэта.

Задачи урока: введение учащихся в сложный мир фетовского стиха;

выявление выразительных средств; анализ изобразительных приёмов;

создание основы для слайдовой презентации.

Ход урока.

Оргмомент. Поэтическая пятиминутка.

Задание. Прослушайте стихотворение «Еще майская ночь» (фонохрестоматия); На фоне чтения идут слайды.

Запишите в тетрадь 3 -4 ключевых слова стихотворения, передающие состояние лирического героя.

Опорный словарь: Слайд №

Лирический герой – субъект высказывания в лирическом произведении, своего рода персонаж лирики; это

Пейзаж – картина природы в художественном произведении.

Лирика – вид поэзии, выражающий чувства и переживании поэта.

(Дети называют свои ключевые слова) Вступительное слово учителя.

Каждый из нас сейчас вошел в мир поэзии со своим ключевым словом. И каждый из нас совершенно прав, именно этим и жива, и нужна человеку поэзия, чтобы находить в ней каждому отклик на свои образы, мысли, чувства. Давайте придумаем имя нашему уроку, пусть это будет словесная цепочка, которую мы сейчас составим из ключевых слов.(дети называют варианты) Имя урока - «Природа - Любовь - Красота - Восторг - Поэзия». Слайд №

Определение задач урока. Учебник с. 211. последний абзац читаем.

Учитель: Великий писатель испытал огромное душевное волнение. Можем ли сразу ответить на вопрос, почему? Наверное, нет. Поэтому посвятив урок тайнам поэзии Фета, возможно, мы и найдем ответ. (Откуда у этого, как пишет о Фете, «добродушного и толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?»)

Невозможно понять человека, а поэта тем более, не зная его биографии. Работаем со статьей учебника с.207-209.

Первые 3 абзаца читаем вместе, затем работа по группам (вариантам).

Задание для групп.

Инструктаж. Внимательно читаем абзац, карандашом подчеркиваем нужную информацию.

Формулируем повествовательные предложения для записи на слайд. (у каждой группы ноутбук); Время на работу 10-15 минут.

2 группа - 5 абзац, хронологическая таблица, записать информацию на слайде.

3 группа – 6 абзац, выписать на слайд черты одаренности поэта.

4 группа – 7 абзац, выписать на слайд свойства лирики Фета. (для сильных детей).

5 группа – технические редакторы, сводят в одно целое презентацию.

Итог работы. Просмотр слайдовой презентации, созданной детьми. Оценка учителем работы групп. Работа над анализом стихотворения «Еще майская ночь», по памятке. Слайд №

План анализа стихотворения.

О чем это стихотворение? Какие картины природы нарисованы автором? Какое настроение передает нам поэт? Какие образы стихотворения вам особенно запомнились и понравились? Какие приемы использует автор для создания образов?

Почему именно эти приемы?

вам в этом стихотворении?

6. Попытайтесь передать мысли и чувства

Обращаем внимание на синтаксис. Какие по интонации предложения в 1 строфе? (восклицательные). Передают восторг.

Метафоры: царство льдов, царство вьюг и снега.

Эпитеты: свеж и чист май, тепло и кротко смотрят, лист полупрозрачный, застенчиво. Убор радостен и чужд;

Олицетворение: манит и тешит, ждут, дрожат.

Выслушиваем ответы, комментируем. Слушаем в актерском исполнении стихи Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

Слово учителя: Читая и слушая стихи Фета, мы с вами убедились, что они удивительно музыкальны, мелодичны. Чувства, переживания, настроения все в развитии, движении.

Вероятно, поэтому к поэзии Фета обращались многие композиторы. Слушаем романс на слова поэта «Я тебе ничего не скажу». (фонохрестоматия).

Делаем вывод, обратившись к имени урока. Первые два слова как связаны с лирикой поэта? (прием допиши предложение)

В лирике Фета переплетаются и взаимодействуют темы…(природы и любви).

Первое слово и третье в цепочке как связаны?

Природа как воплощение …(как естественный мир красоты).

Первое и четвертое слово

Дивный пейзаж (природы) переполняет душу поэта… (восторгом).

Осталось последнее слово - поэзия. Как рождается она? Фет в стихотворении какое слово повторяет дважды? (невольно).

Закончим последнее предложение: Природа, Любовь, Красота. Восторг невольно вызывают …(поэтический порыв).

Зачитаем полностью вывод. Слайд №

В лирике Фета переплетаются и взаимодействуют темы природы и любви. Природа как воплощение, как естественный мир красоты.

Дивный пейзаж (природы) переполняет душу поэта восторгом.

Природа, любовь, красота восторг невольно вызывают …(поэтический порыв).

Дома: наизусть одно из стихотворений русских поэтов с.;

Доработать каждой группе презентацию.

Цель. Познакомить учащихся со сложным миром напевного фетовского стиха; проанализировать изобразительные приемы, связанные с соз данием импрессионистического образа природы в его лирике; определить мировоззрение писателя; развивать навыки артистичности; способствовать эстетическому воспитанию учащихся.

Оборудование. Портреты А.А.Фета, музыкальное сопровождение «Море» Клода Дебюсси, репродукции картин Клода Моне, Огюста Ренуара, Эдгара Дега.

На доске эпиграфы:

Пленительные сны лелея наяву,

Своей божественною властью

Я к наслаждению высокому зову

И к человеческому счастью.

Фет прежде всего поэт ощущений:

вот почему так трудно объяснить поэтические достоинства его.

Словарная работа

Импрессионизм (из фр. «впечатление»)

Анафора - повторение слова или группы

слов в начале фразы или строки.

Эпифора - единство концовок.

Аллитерация - повторение согласных звуков.

Ассонанс - (из фр. «созвучие») повторение

гласных звуков.

ХОД УРОКА

Активизация мыслительной деятельности.

Чтение учителем наизусть на фоне музыки.

Какое счастие: и ночь, и мы одни!

Река - как зеркало и вся блестит звездами;

А там - то… голову закинь-ка да взгляни;

Какая глубина и чистота над нами!

О, называй меня безумным! Назови

Чем хочешь; в этот миг я разумом слабею

И в сердце чувствую такой прилив любви,

Что не могу молчать, не стану, не умею!

Я болен, я влюблен; но, мучась и любя, -

О слушай! О пойми! - Я страсти не скрываю,

И я хочу сказать, что я люблю тебя -

Тебя, одну тебя люблю я и желаю! (1854)

КСУ «Микрофон» Что можно сказать о поэте?

Учащиеся:

Учитель. Возвышенные чувства поэта никак не сходятся с весьма практичным молодым офицером, который отрекся от любви, чтобы заняться поисками богатой невесты. Творчество Фета - пример разницы между автором и лирическим героем. Но, конечно, самое поразительное, как жил этот лирик внутри человека, имевшего совсем иной «лик»?

Софья Андреевна Толстая (жена Толстого) писала: «В нем было что-то жестокое и, как ни странно это сказать, было мало поэтического. Зато чувствовался ум и здравый смысл».

Разрешить загадку «двуликости» Фета пытался и ближайший друг Яков Полонский: «Что ты за существо - не постигаю… . Если ты мне этого не объяснишь, то я заподозрю, что внутри тебя сидит другой человек, окруженный сиянием, с глазами из лазури и звезд, и окрыленный. Ты состарился, а он молод! Ты все отрицаешь, а он верит! Ты презираешь жизнь, а он, коленопреклоненный, зарыдать готов перед одним из ее воплощений, - перед таким существом, от света которого божий мир тонет в голубоватой мгле!»

Поэтому Я в лирическом произведении лукаво и изменчиво. Он может быть похож на своего создателя, во многом повторять его судьбу. У Фета было так: в жизни он был одним, а в стихах совершенно другим. Он жил параллельно - в жестокой реальности, где надо помнить о выгоде, вести хозяйство, считать деньги, заниматься политикой, - и в вымышленном мире, озаренном светом луны, пронизанном прекрасной музыкой, далеком от всякого зла.

Актуализация знаний учащихся.

Учитель. Обратим внимание на первый эпиграф. Какую задачу ставит перед собой Фет?

Как к его поэзии отнесутся поэты - демократы и почему?

Мотивация учебной деятельности.

КСУ. Представьте себе, что перед нами поэты - либералы и поэты, писатели- разночинцы. Идет заседание за круглым столом.

Писарев Дмитрий Иванович

Вам не кажется, господа, что господин Фет причисляет себя к привилегированной касте жрецов Аполлона?

О какой касте может идти речь? Для него каста - это красота, и она вечна, как и природа:

Целый мир от красоты,

От велика и до мала,

И напрасно ищешь ты

Отыскать ее начало.

Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, - человечно.

Некрасов Николай Алексеевич

Человечно? Оглянитесь вокруг, многоуважаемые господа, наверное, красота закрыла вам очи!

И вот они опять, знакомые места,

Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста,

Текла среди пиров, бессмысленного чванства,

Разврата грязного и мелкого тиранства;

Где рой подавленных и трепетных рабов

Завидовал житью последних барских псов,

Где было суждено мне божий свет увидеть,

Где научился я терпеть и ненавидеть.

Любезный Николай Алексеевич, вы правильно заметили, ваш журнал «Современник» учит ненависти. Вы поместили статью Добролюбова «Когда же придет настоящий день?», где критик пишет, что господина Фета «давно уже позабыли и, пожалуй, теперь только десяток любителей помнит десяток его стихотворений»

Некрасов Н.А.

Да, хотя Тургенев мне друг, но я поступил так, как велели мои убеждения.

Зато всех перещеголял Писарев, цитирую: «Произведения Фета ни на что не годны, кроме как «для оклеивания комнат под обои и для завертывания сальных свечей, мещерского сыра и копченой рыбы, только тогда они будут приносить некоторую долю практической пользы».

Чернышевский Николай Гаврилович

Да неужели вы не понимаете, милостивые господа! Кому сейчас нужны вздохи при луне, «ночные тени, шепот, робкое дыханье», если главное - положение народа и наше отношение к его судьбе! А содержание его миленьких пьес таково, «что их могла бы написать лошадь, если б выучилась писать стихи. Я знавал Фета. Он положительно идиот: идиот, каких мало на свете. Но с поэтическим талантом».

Фет из тех поэтов, которые современны всегда, потому что красота, природа и любовь вечны и «нельзя пред вечной красотой не петь, не славить, не молиться».

Где бури пролетают мимо,

Где дума страстная чиста, -

И посвященным только зримо

Цветет весна и красота. («Какая грусть! Конец аллеи…»)

Учитель. Спор их рассудит время, а он свое опередил. Субъективное видение явлений природы приводило поэта к импрессионизму.

4. Расширение знаний по теме.

Вспомните, когда мы встречались с этим понятием?

Сообщение учащегося, занимающегося живописью.

Последним художественным течением во Франции в последней трети xix - начале xx веков был импрессионизм (от фр. «впечатление»). Название возникло после выставки 1874г., на которой экспонировалась картина Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце».

Художники - импрессионисты избегали смешивания красок на палитре, они, как правило, писали чистым, открытым цветом, накладывая краски на холст маленькими мазками. Если подойти к картине близко, то можно увидеть много разноцветных пятен, нанесенных кисточкой вплотную, одно на другое, А если отойти от полотна, то маленькие мазки будут сливаться в один какой -то тон: розовато - красный, если преобладают теплые краски, и серый, если цвета даны примерно поровну. Их стиль - работа на пленэре (из фр. «открытый воздух»), поэтому задача импрессионистов передать мгновенное состояние природы и человека, где акцентируется как бы случайно пойманный взглядом приходящий момент непрерывного течения жизни; обратить внимание на передачу света и воздуха; сохранить силу и свежесть первого впечатления, позволяющего схватить в увиденном неповторимое и характерное. Произведения отличаются жизнерадостностью, увлеченностью чувствами. Представителями были: Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега и др.

Учитель. Рассмотрите картины, какое впечатление произвели? Укажите признаки импрессионизма.

Чем эти репродукции картин отличаются от известных картин о природе?

«Бульвар Капуцинок» - случайный взгляд, брошенный художником сверху из окна на шумящую толпу, заполнившую бульвар. Густая синеватая тень, отброшенная домом, заставляет солнечную сторону сиять и излучать тепло.

«Танцовщица» - серебристо - розовая фигура девушки почти растворяется в воздухе, чувствуется движение в танцевальном ритме.

«Завтрак на траве» - просто, предельно естественно расположена группа людей в пейзаже, на воздухе, в лучах солнца, пробивающихся через листву деревьев. Прозрачные тени, оттенки цвета на лицах и платьях, передача движения - создает ощущение свежести, теплоты, покоя, радости.

Главное - утверждение в живописи самой жизни.

Учитель. Докажите, что вы наблюдательны и чувствуете красоту пейзажа, как поэты - импрессионисты. Составьте ассоциативный ряд к слову «весна».

(любовь, тепло, подснежник, одуванчик, трель птиц и т. д.)

А вот что видит Афанасий Афанасьевич:

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод.

Эти ивы и березы,

Эти капли - эти слезы,

Этот пух - не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот зык и свист.

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это все весна.

Какие слуховые и зрительные ассоциации видит и чувствует Фет?

Что же будет общего у художников - импрессионистов и у поэта, а что их будет отличать? (Обратить внимание на тропы)

Практическая часть. Словарная работа: повторение поэтического синтаксиса и фонетики (запись на доске).

КСУ. Представьте себе, что вы литературовед, который анализирует стихотворение Фета, выделяя ассоциативно - метафорическое видение. Вы заранее определились работать по группам, но каждая группа ответ дает по - разному: первая - в форме «Спикер», вторая - в форме «Снежный ком», третья - «Снежинка». Предлагаемые стихотворения: «Еще майская ночь…», «Весенний дождь», «Какая ночь! Как воздух чист…», «Я пришел к тебе с приветом». Причем, напоминаю, ничего не записываем, рассказываем и доказываем устно. Отведенное время - 5минут.

Явление импрессионизма было не только в живописи, но и в музыке. Мы готовим сообщение на фоне музыки Клода Дебюсси, французского композитора, основоположника музыкального импрессионизма. На первом плане - гармония (а не мелодия), важная роль отводится красочности звучания оркестра. Главное - нюансы звучания, которые, как и в живописи, отражали оттенки настроений, чувств и впечатлений.

Ответы учащихся.

Учитель. Обратимся ко второму эпиграфу. Какая связь с темой урока?

Не человек с природой, а сама природа говорит с человеком на собственном языке, где происходит игра света и тени. А Фет видит то, что не замечают миллионы других. Он вступает в разговор с природой, благоговеет перед ней, любуется каждой деталью, восторгается светом, вслушивается в тишину, наблюдает за всем, что его окружает. Радостное восприятие жизни, призыв к наслаждению - вот отличительный характер стихотворений о природе. Поэт - это тоже художник. Импрессионистические пейзажные зарисовки сегодня воспринимаются как новое слово в искусстве, хотя оно было сказано более 150 - лет назад. А что по этому поводу думает сам художник?

Подготовленный ученик играет роль поэта, а ребята задают ему вопросы.

Интервью у поэта.

Вот вы сказали «целый мир от красоты…», объясните, пожалуйста.

Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем -

нибудь, помимо красоты. Красота вечна, а чувство ее - наше прирожденное качество. Высокое и прекрасное - высоко и прекрасно не потому, что им увлекается поклонник, а по собственной неизменной природе.

Вы рассуждаете как философ, у вас есть своя теория о красоте?

Я следую теории моего учителя, немецкого философа Шопенгауэра, поэтому познание делю на «низшее» и «высшее». Разум способен на «низшее познание», а «высшее познание доступно только искусству». Оно охватывает мир в его сущности, оставаясь непреднамеренным, иррациональным. Я отрицаю разум в искусстве.

А любовь?

Любовь - это объединяющее начало, то, на чем основано бытие человека. Любовь и красота - главные ценности человеческого бытия.

Кто же тогда может стать поэтом?

Истинная поэзия доступна только избранным, творить надо только по наитию и вдохновению и не должна быть связана с социальными проблемами. «Поэт тот, кто в предмете видит то, чего без его помощи другой не увидит».

Так Вы за самодержавие и крепостнические порядки?

Да, порядок должен быть везде, мне нравится жить хорошо, благополучно на лоне природы. В поэзии ищу убежище от всяких житейских скорбей, в том числе и от гражданских. Я причисляю себя к поэтам «чистого искусства».

Нам непонятно, что значит «чистое искусство»?

Поэзия не должна быть связана с жизнью, а поэту не следует «рассуждать», вмешиваться в житейские дела этого «бедного мира». Искусство - повторяю, служит красоте.

Афанасий Афанасьевич, как Вы относитесь к стихотворениям Некрасова?

Лучше прочту свое:

Кляните нас: нам дорога свобода

И буйствует не разум в нас, а кровь,

В нас вопиет всесильная природа,

И прославлять мы будем век любовь.

В пример себе певцов весенних ставим.

Какой восторг - так говорить уметь,

Как мы живем, так мы поем и славим,

И так живем, что нам нельзя не петь.

Каково же тогда назначение поэта?

Я скажу стихами:

Одним толчком согнать ладью живую

С наглаженных отливами песков,

Одной волной подняться в жизнь иную,

Учуять ветр с цветущих берегов.

Тоскливый сон прервать единым звуком,

Упиться вдруг неведомым, родным,

Дать жизни вдох, дать сладость тайным мукам,

Чужое вмиг почувствовать своим.

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,

Усилить бой бестрепетных сердец -

Вот чем певец лишь избранный владеет,

Вот в чем его и признак, и венец!

И последний вопрос: какую роль играет в вашей жизни музыка?

Когда «слово немеет», на помощь приходит музыка. Музыка - это философия жизни: там, где все гармонично, прекрасно, там мир музыки; там, где этого нет, нет и музыки, там царит безмолвие.

Благодарим Вас за искренность, до свидания.

7. Подведение итога урока.

Что узнали на уроке? В чем заслуга поэта? О чем хотелось бы поговорить?

Учитель. Фету доступно все, что радует, печалит и тревожит этот мир. Поражает мощь поэтического воображения и философских рассуждений, рисующих образы природы:

Учись у них - у дуба, у березы,

Кругом зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слезы,

И треснула, сжимаяся, кора.

Все злей метель и с каждою минутой

Сердито рвет последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат; молчи и ты!

Не верь весне. Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша.

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.

Здесь можно увидеть отражение характера, убеждений, судьбы поэта. Но это и выстраданный взгляд на жизнь, утверждение стойкости как основы земного бытия.

Домашнее задание: письменный анализ стихотворения «Шепот, робкое дыханье», выучить наизусть. Индивидуальные задания:

связь поэзии А.Фета с музыкой;
тема любви в поэзии А.Фета;
презентация мультимедиа.

Название предмета: Литература

Класс: 10

УМК: Коровина В.Я., Журавлев В.П. . и др./ Под ред. Коровина В.И.. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2014.

Уровень обучения: базовый.

Тема урока: А. А. Фет. Жизнь и творче­ство. Жизнеутверждающее на­чало в лирике природы. «Даль», «Еще майская ночь...», «Это утро, радость эта...», «Ещё весны душистой снега», «Летний вечер тих и ясен…», «Я пришел к тебе с приве­том...», «3аря прощается с землею...»

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час

Место урока в системе уроков по теме: 1-ый урок по теме

Цель урока: пробуждение интереса к лирике А. Фета формирование у обучающихся представлений о тематике его поэзии, о художественном своеобразии и современном звучании его стихотворений, выявление выразительных средств, придающих музыкальность, мелодичность стихотворениям поэта; анализ изобразительных приемов, связанных с созданием импрессионистического образа природы в его лирике; совершенствование навыков анализа поэтического текста.

Задачи:

    Образовательные:

Актуализировать понятие о лирике, тропах и фигурах (эпитет, сравнение, метафора) и их роли в поэтическом тексте, выявление своеобразия лирики А.А.Фета, главной мысли стихотворений.

    Развивающие:

Развитие навыков выразительного чтения, творческого воображения, аналитической деятельности.

    Воспитательные:

Формирование чувства прекрасного, глубинного понимания единства человека и окружающей его природы, что является главным мотивом пейзажной лирики А.А.Фета.

Планируемые результаты: активные действия обучающихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в получении новых знаний.

Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:

Клип с романсом на стихи Фета «Я пришел к тебе с приветом» ;

клип песни Андрея Бандеры «Поля России» ;

видео ролик «Биография А.А.Фета»,

клип с романсом на стихи Фета «На заре ты ее не буди

Содержание урока:

1. Актуализация темы и постановка проблемы

На столах у обучающихся информационные листы с текстами к уроку, глоссарий.
На экране слайд с памятником А.Фету. Слайд № 1

Видео клип с романсом на стихи Фета «Я пришел к тебе с приветом».

Учитель: 21 ноября 1892 года появилось сообщение, явившееся полной неожиданностью не только для любителей литературы, но и для всего остального мира. Это было известие о кончине поэта, жизнь которого была окутана тайной. Его смерть вызвала в обществе самые различные чувства.

О нем написаны такие строки: (Слайд №2

«И откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?»-

А Петр Ильич Чайковский сказал о нем: «Считаю его поэтом абсолютно гениальным…»

Учитель: Его жизнь прошла на фоне ярких исторических событий и была долгой и непростой

На экране появляются слайды «Восстание декабристов» затем «Крымская война 1853-1856гг.». Слайды № 3,4

Однако он создал целый мир красоты.

Вопрос : Как вы думаете, кто этот человек?

(Портрет А.А.Фета без подписи) Слайд №5

Ответы обучающихся: Афанасий Афанасьевич Фет.

Звучит куплет романса «На заре ты ее не буди», постепенно стихает.

https://www.youtube.com/watch?v=0OuBW74lqLQ

Учитель: Как можно составить объективное мнение о поэте, писателе?

Ответы обучающихся: по его творчеству

Учитель: Итак, каков объект нашего изучения?

Ответ обучающихся: Афанасий Афанасьевич Фет. Его жизнь и творчество.

Учитель: по теме звучавших романсов и картинам, которые вы видите (демонстрация репродукций картин природы И.Левитана, Шишкина и др. художников Слайды № 6 можете определить, о каких стихотворениях мы будем говорить?

Ответы обучающихся: Тема природы в лирике Фета. Слайд №7

Сформулируем задачи урока.

Видео «Биография А.А.Фета»

https://www.youtube.com/watch?v=Es-dPxpu0Zo

Работая с роликом, выделить в биографии те моменты, которые помогли сформироваться Фету как поэту.

Учитель: Обратите внимание на предыдущие высказывания Л.Н.Толстого и П.И.Чайковского о Фете, а также на слова самого Фета о своем творчестве: «Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо помимо красоты». Какой возникает вопрос?

Ответы обучающихся: В чем гениальность поэта? Что значит лирическая дерзость? В чем жизнеутверждающая сила его лирики о природе?

Проблема: В чем особенность, оригинальность пейзажной лирики А.А.Фета?

Предположения обучающихся: Картины природы оживают, они более детальны, конкретны; его интересуют не предметы, а впечатления, которые они производят…

Учитель: В ходе исследовательской работы вы решите проблему нашего урока.

2. Изучение нового материала (с применением кейс-технологии)

Обучающиеся получают кейс - задание группам, предлагается изучить содержание кейса или поискать информацию самостоятельно по теме (дополнительный материал лежит на парте), глоссарий: изучить стихотворения А.А.Фета «Еще майская ночь...», «Это утро, радость эта...», «Я пришел к тебе с приве­том...», «3аря прощается с землею...»

1-ая группа, задание ученикам: Анализ стихотворения «Еще майская ночь..»

1. Какова история создания стихотворения?
2. Основная идея, сюжет, композиция, жанр.

3. Каким настроением проникнуто стихотворение?

4.Поэтические приемы, используемые Фетом.

Название произведения говорит само за себя и определяет основную идею стихотворения. Развитие сюжета передает трепет, волнение героя, его умиление майской ночью. Композиционно стихотворение состоит из четырех строф с перекрестной рифмой: «край- май», «единой - соловьиной» и т.д. Все стихотворение проникнуто настроением восторга, созерцания красоты природы, которая всегда рядом с человеком. Жанр этого произведения можно определить как лирический пейзаж, созданный с помощью средств поэтической романтики, тесно переплетающихся друг с другом. Поэтические приемы, употребляемые Фетом в этом стихотворении, весьма разнообразны: яркие эпитеты («май свеж и чист», «лист полупрозрачный»); чувственные олицетворения - «звезды смотрят», «березы ждут, дрожат», «лист застенчиво манит»); множество восклицаний – «Какая ночь! На всем какая нега!», «Благодарю, родной полночный край!») рисуют общую картину дивной ночи.

2-ая группа, задание: Стихотворение «Это утро, радость эта…»

1.Какому времени года посвящено стихотворение?

2.Как состояние природы связано с переживаниями лирического героя?

3.В чем особенность стихотворения?

4.Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт?

Предполагаемые ответы обучающихся: Стихотворение о прекрасном времени года – весне, когда окружающий мир пробуждается, наполняется новыми звуками, свежими красками, яркими запахами, а душа человека – сильными чувствами. Состояние природы тесно связано с переживаниями лирического героя, о чём можно судить уже по начальной строке: «Это утро, радость эта…». Утренние часы чаще всего ассоциируются с бодростью, долгожданным восходом солнца, радостью природы от пробуждения. И лирический герой счастлив весенним утром. Особенность стихотворения в том, что оно состоит из одного предложения, чем также подчёркивается стремительность, быстрота смены событий, будто все весенние месяцы сжались до нескольких секунд. В стихотворении поэт использует разные изобразительно-выразительные средства. Один из излюбленных приёмов Фета – анафора. Каждая новая строка начинается с местоимения это, эти, эта. В некоторых строках оно встречается дважды: «эти стаи, эти птицы», «эти мошки, эти пчёлы». Таким образом, задаётся особый ритм, задорный, динамичный.

3-ья группа, задания: Стихотворение «Я пришел к тебе с приветом»

1.Каковы тема и идея стихотворения?

2.Основные средства выразительности, используемые автором.

3. Особенности стихотворения.

Предполагаемые ответы обучающихся:

На первый взгляд, это произведение принадлежит к разряду любовной лирики. Это понятно по первой строке, но дальше Фет продолжает описанием картин весенней природы. Фет своим стихотворением в очередной раз показал, что человек и природа неделимы. Все, что происходит в природе с приходом весны, находит отражение в душе каждого земного обитателя. Основное средство выразительности, которое использует автор в этом произведении, - это олицетворение. Вся природа изображена им как некое живое существо. Важная особенность произведения – внимание к частным деталям. Это легко можно увидеть в данном тексте. Лирический герой заметил все: каждый листик и веточку, он смог уловить даже само настроение, которым наполнен весенний день. Ведь такое же настроение и в душе самого героя. Он готов к тому, чтобы жить, творить, работать и любить.

4-ая группа, задания: «Заря прощается с землею…»

1.Что доминирует в данном стихотворении?

2.Основное средство художественной выразительности произведения.

3.Каковы особенности стихотворения.

Предполагаемые ответы обучающихся: В стихотворении доминируют эмоциональные впечатления от природы, настроения, порожденные встречей с ней. Здесь мы встречаемся с яркими образами, но они не столько раскрывают характерные стороны природы, сколько выражают эмоциональные впечатления лирического героя. Используется антитеза, на которой построено все стихотворение: вечерняя заря над землею и темнеющие туманные долины, а также олицетворение, параллелизм. А. А. Фет сполна обладал способностью подметить случайное, мгновенное и перевести его в «момент» вечности.


Задание классу: из списка слов выберите только те, которыми можно охарактеризовать пейзажную лирику поэта:

Живая, эмоциональная, безжизненная, мрачная, трепетная, чудодейственная, целительная, удивительная, яркая, пустая, безрадостная.

Вывод (решение проблемы): А.А.Фет своими стихами о природе, действительно, создал мир красоты. Явления природы описываются поэтом детально, конкретизировано. Поэт одушевляет природу, делает ее живой. Отношения Фета с природой - это полное растворение в ее мире, это состояние трепетного ожидания чуда. Используются художественные средства выразительности: эпитеты, метафоры, олицетворения. Его стихи – это целый мир, целая жизнь, полная прекрасного.

Звучит песня Андрея Бандеры «Поля России».

https://www.youtube.com/watch?v=JAuQFJL_xP8

Слово учителя: Сегодня мы прикоснулись к творчеству поэта, любящего свою Родину, замечательную природу своей Отчизны и умевшего так великолепно передать ее красоту в своих произведениях. Любите свою Родину так, как любили ее Пушкин, Лермонтов, Фет, Толстой, и гордитесь ею.

Критерии оценивания работы на уроке:

Количество правильных и полных ответов;

Самостоятельность решения;

Предлагаются критерии оценивания буклета, постера, статьи;

4. Рефлексия.

Учитель: Что было бы, если в программе не было уроков, посвященных творчеству Фета?

Предполагаемые ответы обучающихся: Мы бы не познакомились с чудесными стихами поэта. Оказывается, состояние природы отражается на состоянии человеческой души. Природа и люди - составные части единого мира, и через природу человек лучше понимает себя, описывая ее, может полнее выразить собственное психологическое состояние.

5. Домашнее задание: 1)подготовить к прочтению наизусть стихотворение А.А.Фета с обоснованием собственного выбора (в устной или письменной форме).

2) Проанализировать стихотворения «Даль», «Ещё весны душистой снега», «Летний вечер тих и ясен…» по плану:

1. История создания стихотворения (индивидуальные сообщения).
2. Основное настроение стихотворения, его динамика и способы выражения чувств автора. Поэтические интонации.
3. Основные образы стихотворения, роль изобразительно-выразительных средств языка в их создании.
4. Жанр и композиция стихотворения, их связь с его содержанием.
5. Подтекст стихотворения, помогающий постичь его смысл.

Сочинение

Афанасий Фет - проникновенный лирик, принесший в литературу свежесть и новизну в изображении чувств. Его манера писать необычна по сравнению с принятой тогда нормой в поэзии. Неточные слова и выражения в стихах Фета создают не только неожиданные, но и яр­кие, волнующие образы. Создается впечатление, что поэт вроде бы специально и не задумывается над словами, а они сами к нему приходят. Он как бы импровизирует:

Летний вечер тих и ясен;

Посмотри, как дремлют ивы;

Запад неба бледно-красен,

И реки блестят извивы.

От вершин скользя к вершинам,

Ветр ползет лесною высью.

Слышишь ржанье по долинам?

То табун несется рысью.

Изображение природы наполнено такой жизненной си­лой, такой жизнерадостностью, что хочется воскликнуть вслед за другим, современным нам поэтом: «И жизнь хо­роша, и жить хорошо!».

Еще одна отличительная особенность лирики Фета - она вызывает самые разнообразные ассоциации. Этим Фет близок к Пастернаку, который в одном из стихотворений писал:

И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд...

Подлинно новаторское произведение Фета «Шепот, робкое дыханье...». Это стихотворение необычно и нетра­диционно, это один из лучших образцов его лирики. Все стихотворение - это одно назывное предложение, глаго­лов нет, есть только предметы и явления, которые нани­зываются одни за другими:

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря.

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!

В стихотворении слиты воедино природа и любовь, что тоже характерно для лирики Фета. Любовь разлита во всей природе, природа дышит, как живое существо. Про­буждение природы в творчестве поэта связано с пробуж­дением жизненных сил человека. Природа в поэзии Фета помогает понять и ощутить бессмертную стихию жизни, которая олицетворена в образе вечно юной весны.

«Бессмертной весне» поэт будет приносить поэтичес­кие дары на протяжении всего своего творчества. Каж­дую весну его будет волновать чувство весеннего возрож­дения. Торжество весны приносит веру, что «как мир, бесконечна любовь».

Иным достался от природы Инстинкт пророчески-слепой: Они им чуют, слышат воды И в темной глубине земной. Великой матерью любимый, Стократ завиден твой удел: Не раз под оболочкой зримой Ты самое ее узрел.

Ф. И. Тютчев

Афанасий Афанасьевич Фет был искренне убежден, что творить нужно только следуя своему вдохновению, эмоциональному порыву. Он отрицал ведущую роль разума в деле “свободных искусств”. Предметом искусства, по его мнению, могут быть, в первую очередь, природа, любовь, прекрасное, и здесь основное место занимает чувство, восприятие. Именно этим принципам поэт и следовал всю свою творческую жизнь. “Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо помимо красоты”, - говорил он.

Восхвалению природы, ее красоты и гармонии посвящено большинство произведений Фета. Он отразил в своих стихотворениях самые высокие чувства и самые глубокие переживания человека, создал удивительные картины природы; его стихи поражают нас яркостью и сочностью красок, большим эмоциональным накалом, неугасаемой любовью к жизни.

Он воспевал счастливую, благополучную

жизнь на лоне природы, именно в ней - в природе - он видел источник жизненных сил:

… нам дорога свобода И буйствует не разум в нас, а кровь, В нас вопиет всесильная природа, И прославлять мы будем век любовь. В пример себе певцов весенних ставим. Какой восторг - так говорить уметь. Как мы живем, так мы поем и славим, И так живем, что нам нельзя не петь.

Пейзажи, созданные поэтом, играют всеми цветами радуги, Дышат всеми запахами, поют всеми звуками живой природы. В поэзии Фета всегда преобладают светлые, жизнерадостные тона, словно живет окружающим миром, полностью сливается с ним, передает ему свои чувства, мысли, настроения. И природа словно откликается на эмоциональные порывы поэта: “… воздух, свет и думы заодно”. Он разговаривает с деревьями, травами, ветром, любуется бескрайними просторами, восторгается лунным светом, вслушивается в тишину. Поэт замечает в природе те мельчайшие детали, которые не видят миллионы других людей. И все это невероятно близко и дорого ему:

Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна, Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далеких Одинокий бег.

Поэт всегда стремился наиболее точно воспроизводить жизненные явления, проникать в их суть. А в природе он видел высшую мудрость и гармонию, естественную красоту и пленительное волшебство. Фет представлял себе жизнь человека неразрывно связанной с природой, он призывал человека постоянно постигать этот огромный мир, для того чтобы в конечном итоге как можно глубже постигнуть собственную жизнь. Рисуя свои пейзажи, он всегда стремился отражать живую жизнь, одновременно раскрывая богатый внутренний мир человека. И все самые сильные чувства, все эмоциональные переживания лирического героя он передает именно через описание природных явлений:

Какая ночь! все звезды до единой Тепло и кротко в душу смотрят вновь, И в воздухе за песнью соловьиной Разносится тревога и любовь.
Природа, окружающий прекрасный и волнующий мир всегда оставались источником поэтического вдохновения Фета. Все его стихотворения проникнуты радостным восприятием жизни, в них звучит горячий призыв к наслаждению жизнью во всех ее проявлениях. Эти две темы - природа и жажда жизни - проходят через все его творчество, делая его произведения настоящими шедеврами пейзажной и интимной лирики.

Перед читателями многих поколений стихотворения Фета раскрывают красоту русской природы, воспитывают в них любовь к родным просторам, передают радость и светлую восторженность любви, превращают душевные страдания в неустанную жажду жизни.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Своеобразие лирики А. А. Фета. Поэт развивает ро­мантическую традицию, в рамках которой возвышает эс­тетический идеал, а его любимыми темами становится изображение любви, дружбы, природы. Лирика...
  2. Древние говорили, что поэтами рождаются. Афанасий Фет действительно родился поэтом. Многие литературоведы, писатели отмечают художественную одаренность этого человека. Но Афанасий Фет – поэт удивительный и...


Последние материалы раздела:

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...