А. С

Центральным мотивом стихотворения «К Чаадаеву» Пушкина, так же как в оде «Вольность», является томительное ожидание «Минуты вольности святой» (это десятая строчка, занимающая центральное место в состоящем из 21 строки стихотворении). Послание адресовано единомышленнику, кому не нужно подробно излагать свою позицию. С ним лирический герой делится переживаниями, возникшими на возрастном переломе.

В то же время за психологической конкретикой возникает обобщенность, так как она является отражением общей одушевленности, окрашивающей мироощущение целого поколения. Лирический герой не одинок, он может, обрисовывая специфику своего состояния, надеяться на то, что его поймут («...нежил нас обман...», «...в нас горит еще желанье...», «Мы ждем...», «наши имена»), поддержат, отзовутся на «прекрасные порывы». Он видит свою задачу в укреплении у друга веры в скорое наступление эпохи «пленительного счастья», не сомневаясь в его выборе, ведь все они «горят» свободой, ждут ее прихода, готовы выполнить долг чести («Пока сердца для чести живы...»), считая наградой память об их вкладе в борьбу с «самовластьем».

В содержательном плане стихотворение «К Чаадаеву» Пушкина, анализ которого нас интересует, делится на две части. В первой (она занимает четверостишие с перекрестной рифмовкой) вспоминаются юношеские иллюзии о счастье в любви, о реализации надежд, достижении известности. Они «нежили» воображение, наполняли душу, но, «как сон», развеялись с приходом зрелости:

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман...

Иллюзии обманчивы (само слово происходит от лат. «обманывать»), но в увлеченности ими проявилась способность души «гореть» идеалами, жить непреходящими ценностями, внимать неземным голосам. Это свойство внутреннего мира не исчезло, но на первый план вышли иные понятия. Противительный союз не только постоянно подразумевается в антитезе двух периодов в жизни человека, он разделяет части стихотворения («Но в нас горит еще желанье...» — пятая строчка, столь важная, что звуковое соответствие к ней возникает не только в рифмующейся строке четверостишия — 8-й, но и в следующих, 9-й и 12-й это является напоминанием об основной мысли).

В послании отсутствует разделение на строфы, единство текста, написанного четырехстопным ямбом, способствует созданию впечатления, что монолог героя последовательно движется к финальному подтверждению вневременной значимости «горения», «упованья», «порывов», вызванных жаждой освобождения отечества от «гнета власти роковой» («И на обломках самовластья/Напишут наши имена!»). Свобода не только осознается как рациональное (от лат. «разумный») требование, она становится содержанием духовной жизни, наполняя мир чувств. Любовь к отчизне пришла на смену юношеским увлечениям, ей лирический герой готов посвятить всего себя:

Но в нас горит еще желанье,

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.

Слово «внимать» (первое лицо множ. числа: «внимаем или внемлем») теперь малоупотребительно, поэтому о его значении надо сказать особо. Внимать — это внимательно слушать, прислушиваться, впитывать услышанное или прочитанное, направлять ум и волю на осуществление умозрительного вывода. Пушкиным утверждается действенное отношение к несчастьям родины, потребность у молодого поколения вмешаться в ход истории, исправив ошибки, воздействовав на течение событий.

Накал чувств, напряженность поисков выхода из исторического тупика передаются с помощью сравнения и гипербол. В ожидании «минуты вольности» лирический герой томится, как перед любовным свиданием:

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Свиданье предстает верным, он не сомневается в наступлении царства свободы, но предваряющие его минуты тянутся, как века, поэтому так важно внушить соратнику надежду, призвать его не оставлять попыток воплотить идеал в жизнь. Прекрасные порывы его души не останутся незамеченными, так как они подобны сигнальному костру, биение сердца — это отсчет мгновений до главного события. Художественное преувеличение (гипербола) возникает в стихотворении «К Чаадаеву» Пушкина в связи с тем, что заостряется значение гражданственных чувств, они требуют самопожертвования: нетерпение становится «горением», высокая цель окрашивает существование в целом, превращает его в жизнь «для чести». Призыв посвятить отчизне лучшие движения души является продолжением мысли о любви к ней как содержании внутреннего мира зрелого человека, отказавшегося от «юных забав»:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Наряду со сравнением и гиперболами, в образном ряду стихотворения важны метафоры, стилистические обороты, где свойства одного предмета переносятся на другой по сходству или контрасту (скрытая). Метафорой является выражение «свободою горим». Здесь можно увидеть два плана: предметный (пламя) и переносный (одушевление). Они сопоставляются, перекрещиваются, сливаются в одном образе. Это скрытое сравнение (преданы идеалу свободы, который захватил нас целиком, сжигает, как будто мы оказались в пламени), однако отсутствие разделения между планами, их слияние в одном выражении, что и становится смыслом метафоры, вносит новые оттенки. Метафора передает не только впечатление настолько живое и ощутимое, что по одной фразе можно судить о духовном мире ровесников лирического героя, но и эстетическую ценность, важную для поэта, их идеалов. Отблески костра прекрасны, им уподобляются порывы души, и, наоборот, высокие чувства напоминают возносящиеся к небу языки пламени. Сближение признаков двух явлений давно замечено, что выразилось в бытовой метафоре «пламенные чувства», но в стихотворении Пушкина она конкретизирована и в связи с этим характеризует общественно-политические устремления. В понимание своего будущего, благодаря ей, привносится мотив жертвенности, ожидания гибели на костре. Трагический отсвет падает на современность, и оттого друзья и единомышленники воспринимаются как поколение героев, сознательно выбравших свой путь, предвидящих, что для борцов с самовластьем наградой будет только память. Поддержать в них боевой дух должно сознание того, что они выполняют великую миссию — пробуждают Россию от векового сна, приближают восход светила, луч которого разгонит «сгущенную мглу», «вечный мрак» (А.Н. Радищев. «Вольность», строфа 54) неволи. В этом они уподобляются самому «зиждителю» мира, создают новую реальность (там же). Их особым даром выглядит и способность воспринимать плен своей трагической судьбы как истинное счастье:

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Последнее утверждение выделено благодаря двум особенностям: восходящей интонации и сквозной рифме (на, наши, имена), созвучной мужским рифмам предыдущего четверостишия (она, сна). В нем предложение не закончено, пятая, завершающая строчка является его продолжением. Возникает эффект переноса (стилистический прием, состоящий в акцентировании слова, находящегося на границе строчек, входящих в одно предложение, но разделенных метрически как частей, составляющих строфу; здесь разбивка на строфы отсутствует, стихотворение членится на четверостишия в связи со схемой рифмовки, появление пятистишия нарушает ее, что способствует выделению «лишней» строки). Внимание привлекается к значительности противоборствующей стороны, противником в битве за свободу отчизны выступает самовластье, воплощающее силу зла, ненавистное лирическому герою («гнет власти роковой» — образ, продолжающий обобщения в оде Пушкина «Вольность»: «неправедная власть» «роковая» беда народной жизни «везде», строфа 3).

Можно ли, говоря о вольнолюбивой лирике Пушкина, подменять понятие «лирический герой» словом «автор»? Несомненно, они близки, обрисованное в стихотворениях мироощущение было характерно для тех представителей пушкинского поколения, кто видел цель своей жизни в противодействии неприемлемым для них общественным тенденциям, в поддержке интересов угнетенных слоев. Автобиографичность очевидна и в связи с тем, что послание обращено к конкретному лицу, старшему другу Пушкина П.Я. Чаадаеву (1794—1856). Поэт познакомился с ним в 1816 году, когда был еще лицеистом, а Чаадаев закончил Московский университет и затем поступил на военную службу. Как гусарский офицер он участвовал в Отечественной войне (в бородинском, тарутинском, лейпцигском и др. сражениях). После войны он вернулся в столицу, где прославился как человек, настроенный резко критично по отношению к существующему общественному устройству. Чаадаев был членом декабристского Северного общества, но, находясь за границей в 1823—1826 гг., не принимал участия в восстании. Впечатления от встреч с этой яркой личностью отразились не только в лирике Пушкина, но и в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», прототипом главного героя которой был Чаадаев (фамилия Чацкий является отзвуком его имени). Ему посвящено несколько пушкинских стихотворений, проявивших, как высоко поэт ценил друга. В их общественно-политических воззрениях было много общего, Чаадаев мог быть назван лирическим героем послания, товарищем по борьбе с «властью роковой». В другом стихотворении он сравнивается с участвовавшим в убийстве римского императора Гая Юлия Цезаря и возглавлявшим республиканцев в противостоянии второму триумвирату М.Ю. Брутом, а также с афинским вождем демократической группировки Периклом:

Он вышней волею небес

Рожден в оковах службы царской.

Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес,

А здесь он — офицер гусарский.

(«К портрету Чаадаева», 1820)

Проводя анализ, следует заметить, что дружбе с Чаадаевым Пушкин придавал большое значение, говоря о ней, как о «счастье» (запись в «Кишиневском дневнике», апрель 1821 г.), в связи с чем не случайным предстает обращение к нему в послании как к тому, чье имя встанет в один ряд с другими в характеристике поколения, «горящего» свободой. И все же ни автор, ни Чаадаев не обрисованы в стихотворении во всей сложности своего духовного мира. На первом плане оказалась одна из его черт, ей уделяется основное внимание. Особенности мироощущения борцов за приход «избраннейшего» дня (А.Н. Радищев) освобождения являются прототипическими для создания образа лирического героя, воспринимающегося в контексте данного произведения, сходного с характерами персонажей поэм Пушкина, другими образами вольнолюбивой лирики, каждый из которых тем не менее сохраняет своеобразие. Даже между авторскими лицами в оде «Вольность» и в послании «К Чаадаеву» есть разница, обусловленная различием в художественных целях.

Если в оде лирический герой стремится на исторических примерах подтвердить просветительские истины, выразив и личное отношение к порокам власти и долготерпению ее рабов, то в послании другу важно определить истоки общности между ними. Их связывают прежде всего эмоциональные (от лат. «волнение») факторы. Главными из них является восторг от сознания, что их ожидает участь героев, что перед ними дорога «чести», деятельность, которая принесет известность. Все ценности, усвоенные в ранней юности, бледнеют перед новым настроем на борьбу с самой судьбой («роковой» силой). В них «горит» желанье доказать свою любовь к отчизне жертвенным служением ей, надежда превращается в «томленье упованья», слава сделает их известными потомкам. Все это не обман детской мечты, а реальность, опасная, но принимаемая «нетерпеливою душой» с радостным ожиданием «верного свиданья».

Поэтические художественные средства, использованные в стихотворении, позволили высветить доминанту в мироощущении. Она важна не только для характеристики образного строя данного послания, но и в целом для того, чтобы охарактеризовать лирического героя ранней поэзии Пушкина. Свобода для него — необходимое условие жизни, порыв к ней прекрасен, несмотря на то что до нее нельзя дотянуться, как до звезды. Ключевая метафора послания («звезда пленительного счастья») акцентирует сходство между духовным и социально-бытовыми планами. Как ни далеки идеальные стремления от обыденности, человек оценивается лирическим героем в зависимости от способности подчинить свою жизнь достижению возвышенных целей, принести молодость в жертву общему делу, отказавшись отличных стремлений, если они противоречат ему. Таким образом, уже в ранней лирике заметно утверждение правоты жизни, истории, познать которую — задача мыслящего человека, а выразить красоту законов мира — счастье художника. В то же время для лирического героя Пушкина важен человек во всей неповторимости своих мыслей и чувств, направляющий волевые усилия на преодоление несовершенства, которое он ощущает как несправедливость, господство тьмы. Счастье людям он стремится принести, открывая путь к свету, звезде, всходящей («взойдет она») над земным сообществом людей, подобно солнцу. Рассвет, незаметный множеству погруженных в свои заботы людей, предчувствуется теми, кто уверен в его скором наступлении, но лирический герой готов неустанно доказывать его неизбежность, находить все новые краски для обрисовки того, что выпало на их долю. Это жертвы, потери, страдания, но и обретение смысла жизни, «пленительное счастье».

Чтобы лучше понять смысл, перед тем, как читать стих «К Чаадаеву» Пушкина, стоит ознакомиться с историей его создания. Произведение было написано в 1818, всего через год после окончания поэтом лицея. Оно не предназначалось для печати и широкого круга читателей. Пушкин посвятил его лучшему другу, наставнику, единомышленнику, с которым давно был знаком и доверял даже сокровенные мысли. Стихотворение создано в виде свободного послания и было адресовано Петру Чаадаеву как личное письмо. Но, после прочтения для самых близких знакомых, неправильный вариант текста получил огласку, и в 1829 году без согласия автора был опубликован.

Некоторые восприняли стихотворение как прямое обращение и стимул к действию. Считается, что именно оно вдохновило декабристов на открытое проявление недовольства властью. Хотя до этого Пушкин осторожничал и не выносил свои политические взгляды на суд общественности. Скорее всего, «К Чаадаеву» тоже не было явным призывом. Поэт лишь поделился с человеком, к мнению которого прислушивался, возникшими мыслями, выразив недоверие к правящей верхушке. В стихотворении звучит мотив некоего переосмысления основных идеалов и стремлений. Поэт принимает своё взросление, оставляя позади юношеские взгляды. Он понимает, что некоторые желания были ошибочными и слишком утопическими, поэтому недолговечными. Пушкин начинает задумываться о чём-то большем и значимом, чем просто литературная слава. Поэт не отрекается от своего творческого призвания, но хочет применять его для высших патриотических целей, по средствам слова посвящая себя служению Родине. Автор выражает надежду на то, что политическая обстановка в стране ещё может измениться, если власти выполнят свои обещания. В противном случае, Пушкин не собирается ограничиваться лишь одними ожиданиями. Он считает, что нужно верить в силу своего духа, правильность идеалов и стараться воплотить мечты в реальность. Полагаясь на собственную честь, стремление к истинной свободе, желание освободиться от давящего гнёта, можно добиться обретения разочаровавшимся в царе российским народом новой надежды. По мнению поэта только совместные действия способны привести к свержению деспотической власти.

Чтобы выучить полный текст стихотворения Пушкина «К Чаадаеву» для урока литературы (9 класс), можно перечитывать его онлайн или скачать с нашего сайта.

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье;
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

История создания. Стихотворение написано в 1818 году - в петербургский период творчества Пушкина. Оно получило широкую известность, особенно в декабристских кругах, и стало распространяться в списках. Именно за такие стихи Пушкина постигла опала - он оказался в южной ссылке. Много позже в 1829 году без ведома поэта это стихотворение в искаженном виде было опубликовано в альманахе «Северная звезда».

Стихотворение адресовано конкретному человеку: Петру Яковлевичу Чаадаеву (1794-1856), одному из близких друзей Пушкина еще с лицейских лет. Кроме этого стихотворения, к нему обращены послания Пушкина «Чаадаеву» (1821), «Чаадаеву» (1824). Поэта связывала с Чаадаевым многолетняя дружба: их обоих характеризовали свободолюбивые настроения, стремление к изменению жизни в России, нестандартность мышления. Чаадаев, как и многие лицейские друзья поэта, был членом тайного декабристского общества «Союз благоденствия», хотя впоследствии отдалился от этого движения, заняв свою весьма своеобразную позицию в вопросе о государственной власти и дальнейшей судьбе России, За публикацию «Философического письма», в котором были изложены эти взгляды, Чаадаев был объявлен правительством сумасшедшим - так самодержавие боролось с инакомыслием и свободолюбием. Не всегда позиции Пушкина, особенно в зрелые годы, совпадали с мыслями Чаадаева, но в 1818 году юный поэт видел в старшем друге человека, умудренного жизненным опытом, наделенного острым и порой саркастическим умом, а главное - свободолюбивыми идеалами, столь отвечающими настроению Пушкина.

Жанр и композиция.
Для лирики Пушкина характерно стремление к трансформации устоявшихся жанров. В данном стихотворении мы видим проявление такого новаторства: дружеское послание, обращенное к определенному человеку, перерастает в гражданское обращение ко всему поколению, которое включает и черты элегии. Обычно стихотворение в жанре послания адресуется либо другу, либо возлюбленной и по тематике относится к интимной лирике. Меняя адресата своего стихотворения, Пушкин создает новое по жанру произведение - гражданское послание. Вот почему в основе его построения лежит обращение к товарищам: «Товарищ, верь...», по стилистике близкое к гражданским политическим стихам времен Великой Французской революции. Но в то же время композиция стихотворения, построенная как теза - антитеза, подразумевает наличие контраста. Именно так развивается поэтическая мысль: от элегического начала, проникнутого настроением грусти и печали, через противительный союз «но» («Но в нас горит еще желанье...») первая элегическая часть соединяется со второй, совершенно иной по настроению, чувству и мысли: здесь превалирует гражданская тематика, обличительный настрой. А завершение стихотворения, подводящее итог развития поэтической мысли, звучит ярким мажорным аккордом: «Мой друг, отчизне посвятим / Души прекрасные порывы!»

Основные темы и идеи. Главная идея стихотворения - призыв к единомышленникам отойти от частных интересов и обратиться к гражданским проблемам. С ней связана вера поэта в то, что свободолюбивые мечты будут реализованы, и «отчизна вспрянет ото сна». В концовке стихотворения звучит весьма редкая в творчестве Пушкина идея слома всей государственной системы, которая, по мысли поэта, произойдет в ближайшем будущем («И на обломках самовластья / Напишут наши имена!»). Поэт-государственник чаще призывал к постепенным преобразованиям, идущим прежде всего от самой власти, как в стихотворениях «Вольность» и «Деревня». Можно считать, что столь радикальная позиция автора в стихотворении «К Чаадаеву» - свидетельство юношеского максимализма и дань романтическим настроениям. Общий пафос стихотворения - гражданский, но в нем есть элементы романтического и элегического пафоса, особенно в первой части, что отражается в специфике ряда образов.

Впервые в этом стихотворении появляется характерное для дальнейшего творчества Пушкина соединение гражданской тематики с интимной - любовной и дружеской. В связи с этим поэт поднимает проблемы гражданского долга и политической свободы в соединении с вопросами индивидуальной свободы и частной жизни человека, что звучало в то время крайне необычно. Рассмотрим, как развивается поэтическая мысль. Начало проникнуто элегическими настроениями. Лирический герой, обращаясь к своему задушевному другу, с печалью вспоминает о том, что многие прежние его идеалы оказались «обманом», «сном»:

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман.

Вся поэтическая лексика, вся образность первого четверостишия построена в стиле романтических элегий: тихий, нежил, сон, утренний туман. Что же осталось от дней уходящей юности? Нет уже ни любви, ни надежды. Но, кажется, в этой привычной триаде не хватает какого-то слова? Конечно, нет первого из слов этого устойчивого сочетания - «веры». Это ключевое слово еще появится в стихотворении - оно оставлено для заключительной, ударной концовки, чтобы придать ей характер особого, почти религиозного воодушевления и убежденности. Но переход от пессимистической тональности к мажорному звучанию происходит постепенно. Этот переход связан с образами горения, огня. Обычно уподобление страстного желания огню было характерно для любовной лирики. Пушкин вносит в мотив огня совсем иное звучание: оно связано с гражданским призывом, протестом против «гнета власти роковой»:

Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.

Далее следует столь неожиданное сравнение, что далеко не все даже близкие по образу мыслей и духу друзья-декабристы приняли его. Считалось, что сопоставление гражданской жизни с частной, соединение высоких патриотических мотивов с сентиментальными недопустимы. Но Пушкин в этом стихотворении избирает поистине новаторский ход: он соединяет в единый и неразрывный образ понятия «свобода» и «любовь». Тем самым он показывает, что свободолюбие и гражданские устремления так же естественны и присущи каждому человеку, как и самые интимные его чувства - дружба и любовь:

Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.

И тогда уже вполне логичен переход образа горения из области любовных чувств в сферу гражданских побуждений:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы.

Теперь очевидно, что обращение к другу переросло в призыв к вере в идеалы свободы и возможность их достижения, адресованный всему молодому поколению России. Недаром в последнем четверостишии употреблено другое, более высокое слово - «друг» заменяется на «товарищ». А поэтический образ «звезды пленительного счастья», завершающий стихотворение, становится символом надежд на торжество идеалов гражданской свободы.

Художественное своеобразие. Послание «К Чаадаеву» написано излюбленным пушкинским размером - четырехстопным ямбом. Помимо жанрового новаторства, с которым связаны особенности развития авторской мысли и построения стихотворения, оно отличается необычной художественной образностью. Это отмеченное сравнение стремления к «вольности святой» и любви; метафорические образы «горения», эпитеты романтической окраски («под гнетом власти роковой», «минуты вольности святой»), метонимия высокого стиля («Россия вспрянет ото сна»). Особо следует подчеркнуть символический образ звезды - «звезда пленительного счастья», который вошел не только в русскую литературу, но и стал элементом сознания русского общества.

Значение произведения. Стихотворение стало этапным для творчества Пушкина, обозначив важнейшую для его поэзии тему свободы, а также ее особую интерпретацию. В истории русской литературы оно явилось началом традиции соединения гражданской, свободолюбивой и интимной тематики, что подтверждается творчеством Лермонтова, Некрасова, романистикой второй половины XIX века, а затем переходит к таким поэтам XX века, как Блок.

Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман; Но в нас горит еще желанье; Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье. Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья. Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!

Стих «К Чаадаеву» считается гимном декабристов. Пушкин не планировал его публиковать. Но записанный со слов поэта во время чтения в узком кругу друзей, стих передавался из рук в руки, пока не был опубликован в альманахе «Северная звезда» в 1929 году. Благодаря этому стиху за Пушкиным, который был дружен со многими декабристами, закрепилась слава вольнодумца, в результате чего поэт дважды побывал в ссылке, куда был отправлен царем Александром I.

Петр Яковлевич Чаадаев был одним из близких друзей Пушкина еще с лицейских лет поэта. Их многое объединяло, хотя не всегда на протяжении многолетней дружбы их позиции совпадали. Но в 1818 году юный поэт видел в старшем друге человека, умудренного жизненным опытом, наделенного острым и, порой, саркастическим умом, а главное – свободолюбивыми идеалами, столь отвечающими настроению Пушкина.
Чаадаев, как и многие лицейские друзья поэта, был членом тайного декабристского общества «Союз благоденствия», хотя впоследствии отдалился от этого движения, заняв свою весьма своеобразную позицию в вопросе о государственной власти и дальнейшей судьбе России. За публикацию «Философического письма», в котором были изложены эти взгляды, Чаадаев был объявлен правительством сумасшедшим – так самодержавие боролось с инакомыслием и свободолюбием.

Стих «К Чаадаеву» начинается строчками, в которых Пушкин вспоминает о беззаботной юности:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман.

Поэт широко смотрит на мир, который заставляет его почувствовать свою ответственность за то, что происходит с родной страной. Поэтому он призывает как своего друга, так и всю свободомыслящую молодежь России посвятить свою жизнь отчизне. Пушкин выражает надежду, что самовластие будет разрушено, что Россия станет свободной страной и не забудет тех, кто боролся против самодержавия.

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Внеклассное мероприятие.

Сценарий вечера, посвященного памяти декабристов.

«Пока свободою горим, пока сердца для чести живы….»

Звучит песня «Кавалергарды век недолог…»

Стол, накрытый скатертью, свечи…

Слайд А. Пушкин

Из стихотворения А.С. Пушкина.

«Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия воспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена».

Первый ведущий :

19 век - золотой век в истории России. Он дал миру одаренных прославленных писателей и поэтов, художников и музыкантов, исторических деятелей. Это век побед, исканий передовой русской молодежи.

Второй ведущий:

Движение декабристов зародилось еще в 1810 году. Будущие декабристы читали произведения французских просветителей, вольнодумцев: - Вольтера, Руссо, Дидро, Даламбера, Монтескье. Эти авторы преследовали антифеодальные цели и ставили их перед мыслящей молодежью.

Третий ведущий:

Отечественная война 1812 года и заграничный поход русской армии способствовали распространению либеральных взглядов, идей отмены крепостного права и изменения государственного строя России. Бездействие и нерешительность властей в реформировании общества, подталкивали передовую молодежь к созданию тайных обществ и кружков.

Второй ведущий:

Первой организацией декабристов стал «Союз спасения », созданный в 1816 г. Он ставил своей целью введение Конституции и гражданских свобод. Его участниками были Александр Муравьев, Никита Муравьев, Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы, князь Сергей Трубецкой. Позднее в Союз вступили Павел Пестель, Иван Якушкин.

Третий ведущий:

В 1818 г. вместо Союза спасения был создан Союз благоденствия . В него вошли те же лица, но деятельность его стала носить более открытый характер. В обществе состояло уже около 200 человек. Главными задачами организации были подготовка общественного мнения и просвещение народа. В «Зеленой книге», уставе общества, говорилось о введении конституции и отмене крепостного права.

Четвертый ведущий :

После роспуска Союза благоденствия, в 1821-1822 г. были созданы Северное и Южное общества декабристов. Первое действовало в Санкт-Петербурге, а второе на Украине, в армейских частях.

Северное общество возглавил Сергей Петрович Трубецкой. Программным документом общества стала Конституция Никиты Муравьева. В ней говорилось об отмене крепостного права, об ограничении власти монарха 2-х палатным представительным органом, избираемым на основе имущественного ценза.

Заседание Северного общества.

Слайды с фамилиями и портретами декабристов. Лунин М.С. Якушкин И.Д. , Оболенский Е.

Муравьев:

«Крепостное состояние и рабство должны быть отменены. Раб, прикоснувшийся к земле русской, должен быть свободным».

Тургенев:

«Право собственности должно быть священно и неприкосновенно».

Трубецкой :

«Каждое слово должно быть свободным».

Пущин :

«Необходимо уничтожить все военные поселения». «Каждый гражданин Российского государства обязан повиноваться законам и властям Отечества, быть готов к защите Родины».

Слайд Рылеев, Александр Бестужев

Пятый ведущий:

Позднее к руководству в Северном обществе пришли молодые радикально настроенные люди – Кондратий Федорович Рылеев, Александр Александрович Бестужев . Оба они были поэтами. Оба приняли активное участие в подготовке восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 г.

Чтец 2. Стихотворение Рылеева.

«Известно мне: погибель ждет

Того, кто первым восстает

На утеснителей народа,-

Судьба меня уж обрекла,

Но где, скажи, когда была

Без жертв искуплена свобода?

Погибну я за край родной,-

Я это чувствую, я знаю.

И радостно, отец святой,

Свой жребий я благословляю».

Звучит печальная мелодия скрипки.

Шестой ведущий :

Программным документом Южного общества стала «Русская Правда», составленная Павлом Ивановичем Пестелем. Россия провозглашалась единой и неделимой республикой. Крепостное право отменялось. Помещичья земля выкупалась оброком и барщиной. Законодательная власть вручалась Народному вече, избираемому всем населением.

Душой общества стал Сергей Муравьев-Апостол , а его правой рукой – Михаил Бестужев-Рюмин . Во время южной ссылки заседания Южного общества не раз посещал и Александр Сергеевич Пушкин.

Третий ведущий:

Выступление было назначено на 14 декабря 1825 г. На Сенатскую площадь утром был построен московский полк, моряки гвардейского экипажа, 6 рот гренадерского полка. Князь Трубецкой – руководитель восстания не явился, почувствовав бессмысленность восстания и его плачевный исход. В рядах восставших царила растерянность и замешательство.

    Кадры из к/ф «Звезда пленительного счастья». Момент восстания.

Седьмой ведущий:

Восстание было коротким, но ослепительным. Сила декабристов была в том бесстрашном вызове, который они бросали самодержавию. Расчет на то, что свои не будут стрелять в своих едва не подтвердился. Сами декабристы отражали атаки холостыми залпами. Ходу восстания сильно повредило бессмысленное убийство Каховским генерал-губернатора Петербурга, героя Отечественной войны 1812 г. М.А. Милорадовича. После этого Николай I пустил в дело артиллерию. И долгое противостояние закончилось кровавой бойней.

Шестой ведущий:

29 декабря 1825 г. в поддержку декабристов восстал Черниговский полк. Возглавляемый Сергеем Муравьевым-Апостолом , он двинулся на соединение с другими частями. Но 3 января 1826 г. был настигнут отрядом гусар с конной артиллерией. Восставшие вынуждены были сдаться.

Восьмой ведущий:

В течение 6 месяцев велось следствие по делу декабристов. Более 120 человек были преданы суду. Пятеро казнены: Павел Пестель, Кондратий Рылеев, Петр Каховский, Сергей Муравьев-Апостол и Михаил Бестужев-Рюмин. Остальные сосланы на каторгу в Сибирь. Сюда ко многим декабристам приезжали жены. Они не воспользовались разрешением Николая I вторично выйти замуж и бросили ради мужей свободу и обеспеченную дворянскую жизнь. Одна из этих замечательных русских женщин – Екатерина Ивановна Трубецкая.

Сценка. Чтецы 3-4

Из поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины».

Трубецкая:

« Покинув родину, друзей,

Любимого отца,

Приняв обет в душе моей

Исполнить до конца

Мой долг, я слез не принесу

В проклятую тюрьму,-

Я гордость, гордость в нем спасу

И силы дам ему.»

Цейдлер:

« Да, откровенно говорю,

Вернитесь лучше в свет!»

Графиня Трубецкая:

« Благодарю, благодарю

За добрый ваш совет!»

Цейдлер:

« Но муж же вас не пощадил?

Подумайте, дитя.

О ком тоска? К кому любовь?

Увлекся призраком пустым,

И вот – его судьба…

И что ж?.. бежите вы за ним,

Как жалкая раба.»

Графиня Трубецкая:

«Нет! Я не жалкая раба,

Я женщина, жена!

Пускай горька моя судьба-

Я буду ей верна!

Преподаватель: 11 русских женщин отправились за своими мужьями в далекую Сибирь. Среди них Екатерина Трубецкая, Француженка Подина де Гебль (Анненкова), жена костромсого декабриста Наталья Дмитриевна Фонвизина. Мария Николаевна Волконская, оставив маленького сына, тоже отправилась за мужем в Сибирь.

    Кадр из к/ф «Звезда пленительного счастья» Встреча Марии с мужем Сергеем Волконским.

Девятый ведущий:

Другая русская женщина - Александра Муравьева , жертвуя своей жизнью, передала декабристам революционное послание А.С. Пушкина.

Чтец 6. «Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра

Надежда в мрачном подземелье

Разбудит бодрость и веселье.

Придет желанная пора:

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут – свобода

Воспримет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.»

Десятый ведущий:

Ответ А. Пушкину написал декабрист Александр Иванович Одоевский.

«…Своей судьбой гордимся мы,

И за затворами тюрьмы

В душе смеемся над царями,

Наш скорбный труд не пропадет,

Из искры возгорится пламя,

И просвещенный наш народ

Сберется под святое пламя…»

11-ый ведущий:

Широко образованные декабристы оказали большое влияние на жизнь местного населения. Неграмотному в большинстве своем населению нужна была прежде всего школа. Такие школы были открыты во многих местах, и преподавали в них сами декабристы. На поселении декабристы стали заниматься хлебопашеством, заводить образцовые хозяйства. Они впервые знакомили крестьян с употреблением машин в сельском хозяйстве. Благодаря их усилиям в Сибири появилось огородничество.

Преподаватель: о костромичах-декабристах. Слайд-презентация.

1 слайд

Николай Алексеевич Панов.

Н.А. Панов происходил родом из Солигалича, родился в 1803г., отправлен в Петербург, в гвардию. Принят в тайное общество всего за месяц до восстания и сыграл в нем блистательную роль. Он как резюмировалось в следственном деле, “пользуясь любовью к нему нижних чинов, увлек лейб-гренадерский полк, с частью которого пошёл было на дворец”, а когда по восставшим открыли огонь картечью, удерживал солдат в строю. Если бы так же решительно и целеустремленно вел себя выбранный восставшими “диктатор” князь С.П. Трубецкой, тоже, кстати, костромской помещик!

Осужденный по первому разряду на вечную каторгу, он в 1839 г. был поселен в с. Михайловском Иркутской губернии и умер в 1850г.

2 слайд

Павел Дмитриевич Черевин.

Родившись в 1802г. в богатой и сановной семье Черевиных в солигаличской усадьбе Нероново, он получил прекрасное домашнее воспитание, завершенное обучением в Московском университете, который и закончил ”с отличным успехом”. После этого Павел Дмитриевич поступил на военную службу сначала в Семеновский полк, затем в императорскую свиту. Ему не исполнилось и 20 лет, когда в столичных журналах стали появляться его труды по политэкономии и истории – эрудиция Черевина вообще была необычайна. Но, к сожалению, Павел Черевин умер очень рано, в 22-летнем возрасте, в мае 1824г. А через полтора года его имя стало часто повторяться в следственной комиссии по делу декабристов. Выяснилось, что этот юноша был активным и авторитетным членом тайных обществ. В 17 лет вступил он в Союз Благоденствия, а затем в Северное общество, выступал там за отмену крепостного права, республику и казнь императора. Так что смерть от чахотки спасла его, быть может, и от виселицы.

3 слайд

Михаил Матвеевич Корсаков.

Этого декабриста уберегло от Сибири и каторги случайное стечение обстоятельств. Уроженец усадьбы Ивановское Буйского уезда, он, как и Панов, служил в лейб-гвардии Гренадерском полку. Молодой поручик знал о существовании общества и обещал вывести на площадь свою роту. Но в декабре батальон Корсакова находился вне Петербурга, а накануне восстания буевлянин заболел. Поэтому и приговор был менее строг. Корсакова перевели из гвардии на Кавказ, после 7 лет пребывания под пулями горцев уволили со службы, с высылкой в буйскую усадьбу, запрещением въезда в столицы и установлением полицейского надзора. Он не отрекся от своих убеждений, принимал участие в реформе по освобождению крестьян.

4 слайд

Федор Вишневский был членом Северного общества, возражая “сильнее прочих бригадному генералу, настаивавшему на присяге Николаю I , он вывел матросов на площадь, приказав взять боевые патроны”. А ведь всего в августе 1825г. фрегат “Крейсер”, на котором служил Фёдор Гаврилович, вернулся в Кронштадт из кругосветного плавания, начавшегося в 1822г. Командовал ”Крейсером” М.П. Лазарев, а среди офицеров числились П. С. Нахимов и … Дмитрий Завалишин, видный декабрист.

Получив в “награду” за трёхлетнее тяжелое плавание разжалование в солдаты, Вишневский своими подвигами на Кавказе выслужил снова офицерское звание . Выйдя в отставку, он с 1842 по 1846гг. живет в своём имении в Костромской губернии, а затем продаёт его и для воспитания детей переселяется в Москву.

5 слайд

Михаил Александрович Фонвизин.

37 лет, генерал, владелец 1.300 мужского пола в Кологривском уезде. Вместе с тем член тайного общества с 1821г., осужден по IV разряду, отбывал каторгу на нерчинских рудниках, жил на поселении в Енисейске и Тобольске. Его жизнь в сибирской ссылке скрасил приезд жены Натальи Дмитриевны , родившейся в кологривской усадьбе Апухтиных Отраде и бывшей на 17 лет моложе мужа. Она пережила Михаила Александровича, скончавшегося в 1854г., и вступила во второй брак с декабристом И.И. Пущиным. другом А.С. Пушкина.

6 слайд

Павел Александрович Катенин

Участник Отечественной войны 1812 г., поэт, заядлый театрал, декабрист, переписывался с А. С. Пушкиным, член Общества Союз Спасения.

    Стихотворение Молодые генералы былых времен.

    Исполнение песни К. Фролова «Покуда кровь по жилам, а не квас…»

Заключительное слово преподавателя.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...