А1-А6. Языковые нормы: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические

зыковые нормы (нормы литературного языка, литературные нормы) - это правила использования языковых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, правописания, словоупотребления, грамматики. Норма - это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).
Хочется сказать, что языковые нормы не придуманы филологами, они отражают определенный этап в развитии литературного языка всего народа .
Нормы языка нельзя ввести или отменить указом, их невозможно реформировать административным путем. Деятельность ученых-языковедов, изучающих нормы языка, заключается в другом: они выявляют, описывают и кодифицируют языковые нормы, а также разъясняют и пропагандируют их.

К основным источникам языковой нормы относятся:

    произведения писателей-классиков;

    произведения современных писателей, продолжающих классические традиции;

    публикации средств массовой информации;

    общепринятое современное употребление;

    данные лингвистических исследований.

Характерными чертами языковых норм являются:

    относительная устойчивость;

    распространенность;

    общеупотребительность;

    общеобязательность;

    соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой систем

Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять одну из важнейших функций - культурную.

Речевой нормой называется совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации.

В литературном языке различают следующие типы норм :

    нормы письменной и устной форм речи;

    нормы письменной речи;

    нормы устной речи.

К нормам, общим для устной и письменной речи, относятся:

    лексические нормы;

    грамматические нормы;

    стилистические нормы.

Специальными нормами письменной речи являются:

    нормы орфографии;

    нормы пунктуации.

Только к устной речи применимы:

    нормы произношения;

    нормы ударения;

    интонационные нормы.

Нормы, общие для устной и письменной речи, касаются языкового содержания и построения текстов.

Лексические нормы , или нормы словоупотребления, - это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.

Лексические нормы отражаются в толковых словарях, словарях иностранных слов, терминологических словарях и справочниках.

Соблюдение лексических норм - важнейшее условие точности речи и ее правильности. Их нарушение приводит к лексическим ошибкам разного типа (

    неправильный выбор слова из ряда единиц, в том числе смешение паронимов, неточный выбор синонима, неправильный выбор единицы семантического поля (костяной тип мышления, проанализировать жизнедеятельность писателей, николаевская агрессия, Россия переживала в те годы много казусов во внутренней и внешней политике );

    нарушение норм лексической сочетаемости (стадо зайцев, под гнетом гуманности, тайный занавес, закоренелые устои, прошел все стадии развития человека );

    противоречие между замыслом говорящего и эмоционально-оценочными коннотациями слова (Пушкин правильно выбрал дорогу жизни и пошел по ней, оставляя несмываемые следы; Он внес непосильный вклад в развитие России );

    употребление анахронизмов (Ломоносов поступил в институт; Раскольников учился в вузе );

    смешение лингвокультурологических реалий (Ломоносов жил за сотни миль от столицы );

    неверное употребление фразеологических оборотов (Молодость била из него ключом; Надо вывести его на свежую воду ).

Грамматические нормы делятся на словообразовательные, морфологические и синтаксические. Грамматические нормы описаны в "Русской грамматике" (М., 1980, т. 1-2), подготовленной Академией наук, в учебниках русского языка и грамматических справочниках.

Словообразовательные нормы определяют порядок соединения частей слова, образования новых слов. Словообразовательной ошибкой является употребление несуществующих производных слов вместо существующих производных слов с другим аффиксом, например, описывание характера, продажничество, беспросвет, произведения писателя отличаются глубиной и правдивостью .

Морфологические нормы требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и др.). Типичным нарушением морфологических норм является употребление слова в несуществующей или несоответствующей контексту словоизменительной форме (проанализированный образ, царящиеся порядки, победа над фашизмами, назвал Плюшкина прорехом ). Иногда можно услышать такие словосочетания: железнодорожная рельса, импортная шампунь, заказной бандероль, лакированный туфель . В этих словосочетаниях допущена морфологическая ошибка - неправильно оформлен род имен существительных.

Синтаксические нормы предписывают правильное построение основных синтаксических единиц - словосочетаний и предложений. Эти нормы включают правила согласования слов и синтаксического управления, соотнесения частей предложения друг с другом с помощью грамматических форм слов с той целью, чтобы предложение было грамотным и осмысленным высказыванием. Нарушение синтаксических норм имеется в следующих примерах: Читая ее, возникает вопрос; Поэме характерен синтез лирического и эпического начал; Выйдя замуж за его брата, никто из детей не родился живым .

Стилистические нормы определяют употребление языковых средств в соответствии с законами жанра, особенностями функционального стиля и - шире - с целью и условиями общения. Немотивированное употребление в тексте слов другой стилистической окраски вызывает стилистические ошибки. Стилистические нормы зафиксированы в толковых словарях в качестве специальных помет, комментируются в учебниках по стилистике русского языка и культуре речи.

Стилистические ошибки состоят в нарушении стилистических норм, включении в текст единиц, не соответствующих стилю и жанру текста. Наиболее типичными стилистическими ошибками являются:

    стилистическая неуместность (зацикливается, царский беспредел, пофигист, любовный конфликт обрисован во всей красе - в тексте сочинения, в деловом документе, в анали-тической статье);

    употребление громоздких, неудачных метафор (Пушкин и Лермонтов - два луча света в темном царстве; Этим цветам - посланникам природы - неведомо, что за буйное сердце бьется в груди под каменными плитами!; Имел ли он право отрезать эту ниточку жизни, которую не сам подвесил? );

    лексическая недостаточность (Меня до глубины волнует этот вопрос );

    лексическая избыточность (Он их будит, чтобы они проснулись; Надо обратиться к периоду их жизни, то есть к тому периоду времени, когда они жили; Пушкин - поэт с большой буквы этого слова );

    двусмысленность (Во время того, как Обломов спал, многие готовились к его пробуждению; Единственное развлечение Обломова - Захар; Есенин, сохраняя традиции, но как-то не так любит прекрасный женский пол; Все действия и отношения между Ольгой и Обломовым были неполными ).

Нормы орфографии - это правила обозначения слов на письме. Они включают правила обозначения звуков буквами, правила слитного, дефисного и раздельного написания слов, правила употребления прописных (заглавных) букв и графических сокращений, правила переноса слов.

Нормы пунктуации определяют употребление знаков препинания. Средства пунктуации имеют следующие функции:

    отграничение в письменном тексте одной синтаксической структуры (или ее элемента) от другой;

    фиксация в тексте левой и правой границ синтаксической структуры или ее элемента;

    объединение в тексте нескольких синтаксических структур в одно целое.

Орфоэпические нормы включают нормы произношения, ударения и интонации. Соблюдение орфоэпических норм является важной частью культуры речи, так как их нарушение создает у слушателей неприятное впечатление о речи и самом говорящем, отвлекает от восприятия содержания речи. Орфоэпические нормы зафиксированы в орфоэпических словарях русского языка и словарях ударений. Интонационные нормы описаны в "Русской грамматике" (М., 1980) и учебниках русского языка. (по материалам сайта)
Подробнее о возможных стилистических ошибках можно прочитать

А теперь решим

Проверочная работа по теме «Языковые нормы» (ЕГЭ, задания 4-7)
1 вариант
1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
Выпишите это слово.
бантЫ досУг жалюзИ намЕрение бралАОтвет: ___________________________.
2. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
Выпишите это слово.
гналА некролОг квартАл закупОрить донЕльзя

3. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
Выпишите это слово.
оклЕить з анЯл диспансЕр зАгнутый добелАОтвет: ___________________________.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
Выпишите это слово.
позвонИм экспЕрт искрА пОнял прожИвшийОтвет: ___________________________.
5. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
Выпишите это слово.
знАмение приговОр началА укрАинец прибЫвОтвет: ___________________________.
6 В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
В неясном, рассеянном свете ночи открылись перед нами ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЕ и прекрасные перспективы Петербурга: Нева, набережная, каналы, дворцы.
Хром и марганец являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения между Россией и США были установлены в 1807 году.
Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависят духовная жизнь и здоровье человека.
Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ.
Ответ: ___________________________.
7. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Кошки чрезвычайно терпеливы и могут часами ВЫЖИДАТЬ, когда мышь покинет свое убежище.
Никакая работа не ПРЕДСТАВЛЯЛА для этого блестяще образованного и высокоорганизованного человека больших затруднений.
Система контроля в дальнейшем может ПЕРЕТЕРПЕВАТЬ значительные изменения.
Чем больше мы узнаем о ЖИВОЙ природе, тем больше мы познаем самих себя.
Для того чтобы домашний квас получился ИГРИСТЫМ, приятным и освежающим, необходимо соблюдать технологию его приготовления.
Ответ: ___________________________.
8. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
По мнению преподавателей, ЯЗЫКОВЫЙ барьер – это то, что чаще всего мешает взрослому человеку успешно овладевать иностранным языком.
В период заморозков растениям необходимо ЖИВИТЕЛЬНОЕ тепло, поэтому садоводы должны заранее обдумать, какой тип теплиц использовать, чтобы сохранить нежные всходы.
Потенциальные инвесторы продолжают ВЫЖИДАТЬ подходящего момента для вложения денежных средств, оценивая наиболее перспективные направления инвестиций.
Курс культурологи, который изучается на кафедре гуманитарных и социальных наук, был введен с целью ВОСПОЛНИТЬ пробелы в знании требований воинского и гражданского этикета.
Нефролепис может расти и при ИСКУССТВЕННОМ освещении, но, как и все папоротники, нуждается в повышенной влажности воздуха.
Ответ: ___________________________.
9. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Абитуриенты до назначенного дня должны ПРЕДСТАВИТЬ все необходимые документы для приём в выбранное учебное заведение.
Адресат должен сам прийти на почту, как только узнает о том, что для него пришло заказное письмо.
Недостаток кальция в организме черепахи можно легко ВОСПОЛНИТЬ при кормлении животного мелкой рыбой с костями.
Анастасия распахнула окно, и комната наполнилась ЖИВУЧИМ дыханием соснового бора.
На летние месяцы школьников отправляют в ЯЗЫКОВОЙ лагерь.
Ответ: ___________________________.
10. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
А.Н.Радищев в прозе и стихах обращается к сокровищнице народного творчества и народного языка, поэтому его можно считать ЗАЧИНАТЕЛЕМ того процесса, который нашёл свое завершение в произведениях А.С.Пушкина.
По требованию акционеров, аудитора или любого заинтересованного лица акционерное общество обязано в разумные сроки ПРЕДСТАВИТЬ им возможность ознакомиться с уставом общества.
После того как отправленное АДРЕСАНТОМ заказное письмо достигнет адресата, отправитель получит уведомление о вручении.
К ИГРОВОМУ кино относятся практически все произведения кинематографа, за исключением части документального кино.
При раскатывании теста необходимо периодически СТРЯХИВАТЬ лишнюю муку со скалки.
Ответ: ___________________________.
11. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ЛЯГТЕ на пол
ИХ работа
горячие СУПЫ
ШЕСТИСТАМИ учениками
ИНЖЕНЕРЫ
Ответ: ___________________________.
12. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ДВУХСОТ предметов
килограмм ПОМИДОР
новые ЛИФТЫ
много БЛЮДЕЦ
СМОТРЯ вперед
Ответ: ___________________________.
13. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
лучшие парикмахеры
о трёхстах участниках
около двух килограммов
озеро БОЛЕЕ ГЛУБЖЕопытные РЕДАКТОРЫ
Ответ: ___________________________.
14. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
яркие ПРОЖЕКТОРА
опытные ДИСПЕТЧЕРЫ
по ОБЕИМ сторонам дороги
ДВОЕ саней
КРАСИВЕЙШИЙ пейзаж
Ответ: ___________________________.
15. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
КОЛЕНА водосточной трубы
литературные ОБРАЗЫ
сельские ФЕЛЬДШЕРЫ
морские ПОРТЫ
новые КИТЕЛЯ
Ответ: ___________________________.
16.Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1.Обдумав план, композиция не должна быть 1. Нарушение согласования междунарушена. подлежащим и сказуемым.
2.Занятия шли согласно расписания. 2. Ошибка в употреблении сочинительного3.Ученики, принимающие участие в олимпиаде союза.
и которые пройдут два тура, получат грамоты. 3. Нарушение в построении предложения
4. В пьесе «Вишневом саде» Чехов показал с деепричастном оборотом. представителей нового поколения России. 4 . Нарушение управления.
5.Шекспир, Гоголь, Достоевский создавали не 5. Ошибка в построении предложения столько типы человека, а также типы эпохи. однородными членами.
6. Нарушение согласования приложения
с определяемым словом.
7. Ошибка в построении предложения
с однородными причастными оборотами.



17. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1.Те, кто настойчиво стремится к своей 1.Ощибка в построении предложения с
цели, достоин уважения. косвенной речью.
2. По окончанию конференции все были 2.Нарушение согласования между подлежащим
приглашены в зал. и сказуемым в сложном предложении.
3. На больших плакатах, прикрепленные 3. Нарушение согласования между подлежащим
к двум стендам, были изображены и сказуемым в простом предложении.
известные все зрителям условные знаки. 4. Нарушения управления.
4.На картине «Алёнушке» В.М.Васнецов 5. Нарушение согласования определяемого
изобразил девушку-крестьянку, пришедшую слова и приложения.
к лесному озеру. 6. Нарушение согласования определяемого
5. Древнегреческий философ Сократ когда-то слова и причастного оборота.
произнес, что «я знаю, что ничего не 7. Ошибка в построении предложения сзнаю». причастным оборотом.
Запишите ответ соответствиями
______________________________________________
18. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1.Никто, даже лучшие специалисты, не 1.Нарушение управления существительным,
могли вначале поставить правильный диагноз. употребленным с производным предлогом.
2.Это произведение Василя Быкова я прочитал 2.Нарушение построения предложения с
летом, посвященное Великой отечественной причастным оборотом.
войне. 3.Нарушение управлением существительными
3.По окончанию института наши выпускники при однородных сказуемых
могут рассчитывать на трудоустройство в 4. Ошибки в построении предложения спрофильных компаниях. деепричастным оборотом.
4. Большинство ученых знакомо с новейшими 5. Нарушение согласования между подлежащим
космическими разработками. и сказуемым в зависимости от одушевленности/
5Многие любят и интересуются классическими неодушевленности.произведениями. 6. Нарушение согласования между подлежащим
и сказуемым при наличии у подлежащего
уточняющих слов.
7. Нарушение построения простого предложения
с присоединительной конструкцией.
Запишите ответ соответствиями
______________________________________________
19. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1.Одним из русских прозаиков начала ХХ века, 1. Нарушение согласования в предложении
детально описавший быт русского народа, со сложносокращенным словом.
был Иван Шмелев. 2. Ошибка в построении предложения с2.Оплатив счет, ваш заказ будет укомплектован причастным оборотом.
издательством. 3. Нарушение управления существительным,
3. Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо употребленным с производным предлогом.
пела, запомнилась всем. 4. Неправильное построение предложения с
4. Благодаря трудолюбии абитуриенту удалось деепричастным оборотом.
справиться с заданием. 5. Нарушение согласования между подлежащим
5.ОНН представил данные о расследовании и сказуемым в простом предложении.
преступлений в Ливии. 6. Нарушение согласования между подлежащим
и сказуемым в сложном предложении.
7.Нарушение согласования между
определяемым словом и причастием.
Запишите ответ соответствиями
______________________________________________
20. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1.Женщины, в том числе и Анна Сергеевна, 1.Нарушение построения предложения с
выразила свое возмущение. однородными членами.
2.Петя познакомил меня со своей девушкой и 2. Ошибка в построении предложения с
сказал, что я скоро женюсь. косвенной речью.
3.На съезде было решено ряд вопросов. 3.Нарушение управления существительным.
4.Все, кто видел море, не забывает его. 4. Нарушение согласования между5.Заведующий склада отдал распоряжение подлежащим и сказуемым в простом
никого туда не пускать. предложении.
5. Нарушение согласования со сказуемым
при наличии у подлежащего присоедини-
тельной конструкции. 6. Ошибка в построении сложного предложения
7. Ошибка в нарушении согласования между подлежащим и сказуемым в главной части
сложноподчиненного предложения.

Тема: «Языковые нормы»

1 вариант

    Укажите правильный вариант постановки ударения.

    А) Диспа нсер

    Б) Сто ляр

    В) Зави дно

    Г) Ходата йствовать

    В каком слове ударение стоит на первом слоге?

    А) Начать

    Б) Звонить

    А) Красиве е

    Б) Завсегда тай

    В) Инко гнито

    Г) Кварта л

    В каком ряду ударение во всех словах стоит на втором слоге?

    А) шасси, агент, туфля, алфавит

    В) призыв, коклюш, таможня, партер

    Б) процент, щавель, тотчас, эпиграф

    Г) средства, намерение, корысть, дремота

    В каком ряду в каждом слове выделенные согласные произносятся твёрдо?

    А) коф е, диспанс ер, шосс е, свит ер

    В) р ельсы, т ермин, кашн е, ат елье

    Б) каф е, парт ер, т еннис, мод ель

    Г) тек ст, тир е, д ефис, инт ерьер

А) Новая повесть писательницы сразу же вызвала громкие споры.

Б) Роман производит неоднозначное впечатление.

В) Портрету Жуковского Пушкин посвятил своё известное стихотворение.

Г) В этом стихотворении всего в пяти строках поэт передал настроение светлой грустности.

А) поскользнулся

Б) компроментировать

В) насмешка

Г) вместо меня

А) светлая тюль

Б) травяной шампунь

В) мой день рождения

Г) больная мозоль

    Укажите вариант с ошибкой.

    А) две тысячи сто сорок седьмой номер

    В) к миллиону читателей

    Б) восьмьюстами граммами

    Г) трёхстами рублями

    Укажите вариант с ошибкой.

    А) обоими девушками

    В) пятерыми школьниками

    Б) около полутора недель

    Г) тысяча четыреста восемьдесят третий год

    Укажите неправильный вариант (нарушение управления).

    А) Он прибудет завтра, согласно приказу.

    В) Я поражаюсь твоему мужеству.

    Б) Граждане, оплатите за проезд.

    Г) Я не могу подтвердить то, что он сказал.

Б) Множество людей пришло на митинг.

В) На постановку фильма ушло много времени.

Г) До конца полёта остались два часа.

Читая учебник, …

А) настроение испортилось.

Б) страница оказалась вырванной.

В) будьте предельно внимательны.

Г) мне не нравятся длинные объяснения.

14 Укажите вариант с грамматически правильным продолжением предложения.

Решившись отправиться в путешествие,

А) у нас есть потребность в одиночестве.

Б) пришлось уволиться с работы.

В) мне хотелось отдохнуть.

Г) я был готов ко всевозможным трудностям.

А) По свидетельству людей, близких поэту, Лермонтов был неизмеримо выше среды, окружавшей его.

Б) Он не стремился быть любезным и часто отталкивал людей, не умеющих прощать его недостатки, не видящие его прекрасных качеств.

В) Выросший в высшем обществе, где лицемерие и ложь считаются признаками хорошего тона, Лермонтов остался чужд всякой лжи и притворства.

Г) Насмешливая улыбка, появившаяся на его лице, тут же исчезла.

А) Серое низкое небо, мрачные тёмные облака, холодный пронизывающий ветер, голые зябкие деревья - вот типичная картина поздней осени.

Б) Создатель «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимир Даль за свою жизнь записал огромное количество слов и словосочетаний, пословиц и поговорок, песен и частушек, сказок и загадок.

В) Будучи восемнадцатилетним мичманом, Даль начал записывать непонятные и неизвестные ему слова и выражения и постепенно собрал и объяснил значение более 80 тысяч слов.

Г) Он любил путешествия, знакомство с бытом и нравами разных людей и собирать слова.

А) Пушкин подарил Гоголю сюжет, на основе которого была создана поэма «Мёртвые души».

Б) Гоголь писал, что его произведение не похоже ни на повесть, ни на роман.

Г) В первой главе романа «Евгений Онегин» мы знакомимся с главным его героем, который создавался в течение семи лет.

18. В каком предложении нарушены речевые нормы?

А) Утром я пью горячий кофе со сливками.

Б) На факультативное занятие пришли только двое пятиклассниц.

В) Постепенно я более хорошо изучил его характер.

Г) В городской олимпиаде по русскому языку участвовал восемьдесят один ученик.

А) Когда читаешь книгу, старайся обращаться с ней аккуратно.

Б) Если не знаешь правильный ответ, лучше промолчи.

В) Хоть экспедиция работала в трудных условиях, намеченные планы были выполнены.

Г) Мы опоздали на поезд, так как простояли в пробке.

20.

А) Нечаянно я нажал на кнопку компьютера, которая вдруг уничтожила все данные.

Б) Странный гул, который быстро приближался к нам, издавал, оказывается, пчелиный рой.

В) В XVIII веке появились книги, которые погружали читателя во внутренний мир автора.

Г) Ни в одном из справочников, в которых я рылся несколько дней, нужной информации не оказалось.

21. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

А) Здесь есть целые главы, в которых никогда не придётся ничего менять.

Б) Огромная туча, которая медленно двигалась и постепенно закрывала небо, заставила нас отказаться от прогулки.

В) Способ, каким граф Толстой разрабатывает свою тему, столь же нов, сколь и своеобразен.

Г) Остановились на берегу шумной реки, которая размыла край горной дороги.

обсуждать нужно употребить слово осуждать ?

А) После дискуссии мы ещё долго обсуждали нерешённые вопросы.

Б) Вряд ли стоит обсуждать героя повести за нерешительность.

В) Свои проблемы я редко обсуждаю с родителями.

Г) Вы всё ещё обсуждаете новую книгу?

А) у башкир

В) самый красивейший

Б) с пятьюстами рублями

Г) беги домой

Тема: «Языковые нормы»

2 вариант

    Укажите неправильный вариант постановки ударения.

    А) Диспансе р

    Б) Столя р

    В) За видно

    Г) Хода тайствовать

    В каком слове ударение стоит на втором слоге?

    А) каталог

    Б) боязнь

    В) форзац

    Г) километр

    Укажите ошибочный вариант постановки ударения.

    А) по нял

    Б) передала

    В) танцо вщик

    Г) средства

    В каком ряду ударение во всех словах стоит на третьем слоге?

    А) диалог, позвоните, танцовщица, языки

    В) псевдоним, диспансер, медикамент, сантиметр

    Б) договор, документ, валовой, свободнее

    Г) украинский, углубить, инструмент, воспринять

    В каком ряду в каждом слове выделенные согласные произносятся мягко?

    А) акад емия, д екада, д ефект, муз ей

    В) т ермин, р емень, с ессия, д ет ектор

    Б) конт екст, пион ер, р ейд, шимпанз е

    Г) спортсм ен, фан ера, р ейс, д е-факто

    Укажите вариант с ошибкой в образовании слова.

А) Романтическая баллада - это поэтический рассказ о загадочных, часто страшных, непреодолимых событиях в жизни человека.

Б) Баллада «Людмила» воспринимается и как детская сказка, и как страшная фантастика.

В) Художественный мир баллад Жуковского - это мир ужасов, безысходства жизни.

Г) Элегия настраивает читателя на меланхолический лад, создаёт атмосферу грусти и печали.

7. Укажите вариант с ошибкой.

А) поскользнулся

Б) компроментировать

В) насмешка

Г) разонравился

8. Укажите неправильный вариант.

А) светлый тюль

Б) травяной шампунь

В) моё день рождение

Г) больная мозоль

9. Укажите вариант с ошибкой.

А) сорока девятью секундами

В) на четырёх пятых сада

Б) в одиннадцатом классе

Г) в тысяче девятисот двадцать пятом году

10. Укажите вариант с ошибкой.

А) около семьдесят тонн

В) пятистам страницам

Б) к двадцати двум килограммам

Г) шестьсот семьдесят девятый номер

    Укажите правильный вариант.

    А) Согласно закона, вы должны это сделать.

    В) Тот, кто не оплатит проезд, заплатит штраф.

    Б) Все поражались его силой.

    Г) Он подтверждает о том, что обещал раньше.

    Укажите примеры с ошибкой (нарушение связи между подлежащим и сказуемым)

А) Прошло несколько веков.

Б) Миллион рублей были использованы на ремонт нашего дома.

В) Семеро бойцов отправились на выполнение приказа.

Г) Казалось, тысяча разных товаров была представлена в магазине.

13. Укажите вариант с грамматически правильным продолжением предложения.

Собираясь в театр, …

Б) платье оказалось неподходящим.

В) сделалось холодно.

Г) не забудьте взять с собой веер и перчатки.

14. Укажите вариант с грамматически правильным продолжением предложения.

Распахнув окно, …

А) солнце ворвалось в дом.

Б) я окончательно проснулся.

В) на улице оказалась дождливая погода.

Г) мне стало холодно.

15. Укажите вариант с ошибкой (употребление причастного оборота)

А) Роман Лермонтова «Герой нашего времени», опубликованный в 1940 году, вызвал множество разноречивых откликов.

Б) Лермонтов, много читавший и любивший поэзию, часто наизусть в подлиннике цитировал Байрона и Гёте.

В) Я впервые встретил человека, думающего так же, как и я.

Г) Лермонтов принадлежал к высшему обществу и был знаком только с литераторами, принадлежавших к этому свету.

16. Укажите вариант с ошибкой (употребление однородных членов)

А) Любители птиц иногда устраивают для них деревянные скворечники в форме маленьких домиков и укрепляли их под крышами домов.

Б) Благодаря освоению космоса, наша речь пополнилась новыми словами: космонавт, прилуниться, лунник, луноход.

В) Слово «космонавт» состоит из двух корней и в переводе с греческого означает «моряк Вселенной».

Г) Возникновение новых слов в языке часто свидетельствует о необыкновенных научных открытиях: о появлении новых машин, создании новых технологий.

17. Укажите вариант с ошибкой (построение сложного предложения)

А) Державин, который «не умел притворяться… на святого походить», не стал властителем ни при Екатерине II , ни при Павле I , ни при Александре I .

Б) Державин написал стихотворение «Властителям и судиям», жанр которого сам определил как гневную оду.

В) Денис Иванович Фонвизин, которого мы знаем как создателя комедии «Недоросль», служил в иностранной коллегии, был дипломатом.

Г) Начав с переводов, Фонвизин пишет свою первую комедию «Бригадир», которому было в ту пору двадцать пять лет.

18. В каком предложении не нарушены речевые нормы?

А) Ты позвони шь мне завтра?

Б) Кто из учеников читали эту книгу?

В) В стихах Есенина особую роль имеют сравнения.

Г) Самолёт с восьмидесятью пассажирами на борту совершил посадку.

19. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить деепричастным оборотом?

А) Когда будете гулять по парку, старайтесь обращать внимание на деревья.

Б) Если ты не уверен в своих товарищах, мы найдём тебе новых друзей.

В) Я долго болела, поэтому пропустила много занятий по аэробике.

Г) Мы сможем отдохнуть, когда закончим, наконец, эту нудную работу.

20. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

А) Хотя лес пугающе темнел, мы решили не останавливаться на полпути.

Б) Из кустов доносился странный шорох, который всё более усиливался.

В) Тела, которые погружают в ёмкость с водой, вытесняют жидкость.

Г) В книге, которая попалась мне на глаза, я нашёл именно то, что искал.

21. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

А) Мы с друзьями любим фильмы, которые насыщены фантастическими событиями.

Б) У дома, который стоял около самой реки, крылечко совсем покосилось.

В) Не было ещё такого лыжника, которого бы наш чемпион не смог обогнать.

Г) Врачи, которые занимаются профилактикой заболеваний, придают большое значение прививкам.

22. В каком предложении вместо слова прогрессивный нужно употребить слово прогрессирующий ?

А) Человек с прогрессивными взглядами никогда не будет ратовать за ужесточение наказания.

Б) Близорукость, которая усиливается в течение жизни, - прогрессивная близорукость.

В) Его идеи были прогрессивными для того времени.

Г) Прогрессивным является развитие новых технологий.

23. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

А) у грузин

В) пять статей

Б) клади быстрее

Г) с шестистами зрителями

Подготовка к ЕГЭ

Тема: «Языковые нормы»

1 вариант

2 вариант

Владение языковыми нормами проверяет ЕГЭ. Языковым нормам посвящего 6 из 30 заданий части А. 6 баллов, или 9,4% первичных баллов, вы сможете набрать, выполняя задания А1 - А6. К ним добавляются 4 балла, или 6,3%, за соблюдение языковых и речевых норм в сочинении. Всего, таким образом, за владение нормами литературного языка и отсутствие речевых ошибок вам может быть начислено 10 баллов, что составляет 15,7% всех возможных первичных баллов.

Чтобы оценить свой уровень языковой культуры, пройти входное тестирование онлайн перед изучением материалов раздела ЕГЭ: "А, В, С" - всё для подготовки.

4 больших теста для проверки уровня культуры речи для 5-11 классов.

  • Орфоэпические нормы: ударение в слове

    Многие ошибаются, произнося слова с неправильным ударением. Проблемы связаны с тем, что ударение в русском языке разноместное и подвижное. Оно может быть на разных слогах, а также может выделять разные морфемы, перемещаясь с одного гласного на другой в различных формах одного слова

  • Лексические нормы

    Большие затруднения и у ребят, и взрослых вызывает употребление слов-паронимов. Это однокоренные слова. Они близки по звучанию и по значению. Близки, но не тождественны. И лексическая сочетаемость у них разная

  • Морфологические нормы

    Существительные, прилагательные, числительные, местоимения, глаголы, причастия изменяются по определённым правилам. Если человек не знает, как образуется та или иная форма, или не умеет её правильно употреблять, то нарушаются морфологические нормы языка. Морфологические ошибки носят системный характер: не усвоив ту или иную норму, говорящий делает ошибку не в одном слове, а во многих словах, стоящих в данной форме. Например, многие люди не знают, как образуются формы Р.п. мн. ч. у существительных. В результате они делают ошибки: (нет) чулков, (нет) носок, (нет) ботинков, (нет) тапочков, (много) баклажан, (много) помидор, (много) яблоков и т.д.

  • Синтаксические нормы

    Синтаксические нормы предписывают не нарушать синтаксические связи в словосочетании и в предложении, строить предложения по определённым моделям. Ошибки в выборе предлогов и падежей существительных (числительных, местоимений), в употреблении союзов, причастных и деепричастных оборотов, в построении предложений с косвенной речью и многие другие - это нарушения синтаксических норм языка

ТЕСТ 3 КУЛЬТУРА РЕЧИ И ЯЗЫКОВЫЕ НОРМЫ

● – один правильный ответ; ■ – несколько правильных ответов

ВАРИАНТ 1

1. Правильную расстановку ударения изучает …

а) фонология; б) орфоэпия; в) акцентология

2. Ударение в словах Алкоголь, шприцЫ, кетА характеризует …

а) нейтральную сферу употребления; б) профессиональную сферу употребления.

3. Какие явления не относятся к видам речевой избыточности?

а) тавтология; б) плеоназм; в) пароним; г) синоним.

4.

5.

6. К какому явлению относятся выделенные слова:

Нежданный неожиданную историю.

а) плеоназм; б) пароним; в) тавтология.

7. Какой вид речевых ошибок представлен в предложении

а) плеоназм; б) пароним; в) тавтология.

8.

9.

а) Эта туфля мне не подходит. б) Этот туфель мне не подходит.

10. Какое словосочетание не соответствует литературной норме :

11. Какие слова относятся к женскому роду в русском языке?

а) шампунь; б) бандероль; в) вуаль; г) мозоль; д) рояль; е) тюль.

12. Какое предложение соответствует морфологическим нормам русского языка:

а) Мишка смог увидеть дно реки в круглом проруби. б) У небольшой проруби сидел старичок в широком тулупе.

13. Какое предложение соответствует литературной норме русского языка?

а) Взвесьте мне, пожалуйста, килограмм помидор. б) На ферме вырастили много килограммов помидоров.

14. Выберите слова, соответствующие морфологическим нормам русского литературного языка в предложении: В комнате на столе было много блюдцев / блюдец, а на кровати лежала дюжина полотенец / полотенцев.

а) блюдцев б) блюдец в) полотенец г) полотенцев

15.

в) Трое учениц писали доклад о творчестве М.Ю. Лермонтова;

16. Как правильно сказать: а) много чулок; б) много чулков.

17. Как правильно сказать: а) ляжу, поклади, наградю; б) лягу, положи, награжу.

18. Орфоэпические нормы - это:

19. Какая сочетаемость слов нарушена в словосочетании квадратный круг:

а) грамматическая; б) лексическая; в) синтаксическая.

20. Выберите верный вариант предложения:

21. Слова невежа - невежда, командированный - командировочный, Швеция - Швейцария по отношению друг к другу являются:

22. Под культурой речи понимается: а) владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах; б) использование слов в несвойственном им значении; в) выбор и организация языковых средств, позволяющих достичь поставленных задач коммуникации;

● 23. В предложении «От качественных прилагательных, это, можно образовать, это, степени сравнения и, это, краткие формы» назовите вид речевой избыточности:

24. Допущенные ошибки в словосочетаниях «железнодорожная рельса», «французская шампунь», «заказной бандероль» связаны с нарушением:

■ 25. Какие варианты существительных в родительном падеже множественного числа соответствуют литературной норме?

26. Кодификацией нормы называется ее закрепление:

27. Выберите верный вариант предложения:

28. Языковая норма - это правила использования речевых средств в определенный период развития... языка.

а) национального; б) литературного.

29. Языковые нормы: а) делят языковые средства на хорошие и плохие; б) поддерживаются речевой практикой; в) создаются учеными-языковедами; г) указывают на коммуникативную целесообразность средств языка.

30. Относительная устойчивость, распространенность, общеобязательность являются характерными особенностями...

31. Выберите верный вариант:

32. Выберите правильный вариант для предложения «... Сочи привлекает всех туристов»:

33. Ударение в русском языке:

34. Лексика как раздел науки о языке изучает:

в) правильное написание слов.

■ 35. Какие варианты существительных в родительном падеже множественного числа соответствуют литературной норме?

36. Выберите правильную форму родительного падежа множественного числа существительного кочерга.

37. Какое из сочетаний имеет литературное звучание: а) я ложу книгу на место; б) он ложит папку на стол; в) я кладу книгу на место.

38. Выражения памятный сувенир, свободная вакансия, моя автобиография являются: а) логически избыточными; б) логически недостаточными; в) самодостаточными.

39. Выберите верный вариант предложения:

40.

а) Фомини[шн]а; б) посадо[чн]ый; в) командирово[шн]ые; г) горни[шн]ная.

ТЕСТ 3 КУЛЬТУРА РЕЧИ И ЯЗЫКОВЫЕ НОРМЫ

● – один правильный ответ; ■ – несколько правильных ответов

ВАРИАНТ 2

1. Выберите верный вариант предложения:

а) Старик нам посоветовал: «Едьте быстрее - время позднее»;

б) Старик нам посоветовал: «Ехайте быстрее - время позднее»;

в) Старик нам посоветовал: «Поезжайте быстрее - время позднее».

2. Выберите правильный вариант для предложения «... Сочи привлекает всех туристов»:

а) солнечное; б) солнечный; в) солнечная; г) солнечные.

3. Допущенные ошибки в словосочетаниях «железнодорожная рельса», «французская шампунь», «заказной бандероль» связаны с нарушением:

а) лексических норм; б) орфоэпических норм; в) грамматических норм.

4. Выберите правильную форму родительного падежа множественного числа существительного кочерга.

а) много кочерг; б) много кочергов; в) много кочерег.

5. Языковые нормы: а) делят языковые средства на хорошие и плохие; б) поддерживаются речевой практикой; в) создаются учеными-языковедами; г) указывают на коммуникативную целесообразность средств языка.

6. Лексика как раздел науки о языке изучает:

а) словарный состав языка; б) звуковое оформление слов;

в) правильное написание слов.

7. Кодификацией нормы называется ее закрепление:

а) в листовках; б) в словарях; в) в газетах; г) в учебных пособиях.

8. Выражения памятный сувенир, свободная вакансия, моя автобиография являются: а) логически избыточными; б) логически недостаточными; в) самодостаточными.

9. Языковая норма - это правила использования речевых средств в определенный период развития... языка.

а) национального; б) литературного.

10. Выберите правильные варианты произнесения слов:

а) Фомини[шн]а; б) посадо[чн]ый; в) командирово[шн]ые; г) горни[шн]ная.

11. Какие варианты существительных в родительном падеже множественного числа соответствуют литературной норме?

а) килограмм; б) армян; в) партизанов; г) апельсинов, д) офицер.

12. Какое из сочетаний имеет литературное звучание: а) я ложу книгу на место; б) он ложит папку на стол; в) я кладу книгу на место.

13. Ударение в русском языке:

а) закрепляется за определенным слогом; б) свободное, разноместное;

в) всегда падает на последний слог; г) всегда падает на первый слог.

14. Как правильно сказать: а) ляжу, поклади, наградю; б) лягу, положи, награжу.

15. Выберите верный вариант:

а) Я пылесосю; б) Я пылесошу; в) Я воспользуюсь пылесосом.

16. Выберите верный вариант предложения:

а) Мы рассмотрели вопрос согласно полученного заявления;

б) Мы рассмотрели вопрос согласно полученному заявлению.

17. Относительная устойчивость, распространенность, общеобязательность являются характерными особенностями...

а) языковой нормы; б) литературного языка.

18. Под культурой речи понимается: а) владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах; б) использование слов в несвойственном им значении; в) выбор и организация языковых средств, позволяющих достичь поставленных задач коммуникации;

г) отсутствие в речи слов-сорняков.

■ 19. Какие варианты существительных в родительном падеже множественного числа соответствуют литературной норме?

а) помидоров; б) грамм; в) платий; г) сапог.

20. Слова невежа - невежда, командированный - командировочный, Швеция - Швейцария по отношению друг к другу являются:

а) антонимами; б) синонимами; в) паронимами.

● 21. В предложении «От качественных прилагательных, это, можно образовать, это, степени сравнения и, это, краткие формы» назовите вид речевой избыточности:

22. Правильную расстановку ударения изучает …

а) фонология; б) орфоэпия; в) акцентология

23. Какое предложение соответствует литературной норме русского языка: а ) Взвесьте мне, пожалуйста, килограмм помидор. б) На ферме вырастили много килограммов помидоров.

24. Какие явления не относятся к видам речевой избыточности?

а) тавтология; б) плеоназм; в) пароним; г) синоним.

25. Выберите слова, соответствующие морфологическим нормам русского литературного языка в предложении: В комнате на столе было много блюдцев / блюдец, а на кровати лежала дюжина полотенец / полотенцев. а) блюдцев б)блюдец в) полотенец г) полотенцев

26. Как правильно сказать: а) много чулок; б) много чулков.

27. К какому явлению относятся выделенные слова: Нежданный гость постучал поздно вечером в окно, обогрев руки у камина, он поведал неожиданную историю.

28. Выберите предложения, где числительное имеет правильную форму:

а) На занятиях не было обеих сестер;

б) Парохода ждали только четыре женщины;

в) Трое учениц писали доклад о творчестве М.Ю. Лермонтова;

г) На обоих берегах реки раскинулись поля.

29. Орфоэпические нормы - это:

а) правила применения слов в письменной речи;

б) правила использования синтаксических конструкций;

в) произносительные нормы устной речи.

30. Какая сочетаемость слов нарушена в словосочетании квадратный круг: а) грамматическая; б) лексическая; в) синтаксическая.

31. Какой вид речевых ошибок представлен в предложении

Спортсмены испытывали трудности на всей долговременной протяженности трассы.

а) плеоназм; б) пароним; в) тавтология.

32. Выберите литературный вариант словосочетания:

а) директоры заводов; б) директора заводов.

33. Какое предложение соответствует морфологическим нормам русского языка: а) Эта туфля мне не подходит. б) Этот туфель мне не подходит.

34. Выберите верный вариант предложения:

а) В обсуждении принял участие заведующий кафедрой социологии;

б) В обсуждении принял участие заведующий кафедры социологии.

35. Какое словосочетание не соответствует литературной норме :

а) шестеро собак; б) пятеро котят; в) пять утят.

36. Какие слова относятся к женскому роду в русском языке?

а) шампунь; б) бандероль; в) вуаль; г) мозоль; д) рояль; е) тюль.

37. Какое предложение соответствует морфологическим нормам русского языка: а) Мишка смог увидеть дно реки в круглом проруби. б) У небольшой проруби сидел старичок в широком тулупе.

38. Какие факторы влияют на лексическую сочетаемость?

а) семантический; б) грамматический; в) фонетический; г) стилистический.

39. Какой вид речевых ошибок представлен в предложении

Случайный случай произошел вчера со мной, друзья мои!

а) плеоназм; б) пароним; в) тавтология.

40. Ударение в словах Алкоголь, шприцЫ, кетА характеризует …

а) нейтральную сферу употребления; б) профессиональную сферу употребления.



Последние материалы раздела:

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...

Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи
Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи

Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:1. ХРАМОВЕДЕНИЕ...

Перемещение Определить величину перемещения тела
Перемещение Определить величину перемещения тела

Когда мы говорим о перемещении, важно помнить, что перемещение зависит от системы отсчета, в которой рассматривается движение. Обратите внимание...