Адресаты любовной лирики А. С

СЕСТРА МИЛОСЕРДИЯ ЕКАТЕРИНА БАКУНИНА И РОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ОСАЖДЕННОМ СЕВАСТОПОЛЕ

Н.И.Пирогов, Е.М.Бакунина и рождение в Севастополе профессии медицинской сестры

На Крымской войне, где работали русские сестры милосердия Крестовоздвиженской общины под руководством А.Стахович, Е.Хитрово, Е.Карцевой и Е.Бакуниной, в госпиталях противника работала одна дама — англичанка Флоренс Найтингейл, ставшая впоследствии европейским символом женского медицинского служения.

Сам День медицинской сестры, являющийся Международным днем, учрежден в память Флоренс Найтингейл, и приурочен ко дню ее рождения 12 мая. Когда мы в России празднуем этот день, мы воистину становимся теми иванами, которые не помнят или не хотят помнить своего родства.
В 1921г. приказом Наркома Здравоохранения РСФСР Н.А.Семашко были упразднены все общества сестер милосердия, а также, как было сказано в постановлении, «упраздняется и само слово милосердие».
Впоследствии, в поисках нравственных ориентиров в медицине, когда весь опыт дореволюционного служения русских сестер милосердия был предан полному и намеренному забвению, было принято решение о праздновании дня медицинской сестры по международному образцу.
Вот как писал Н.И.Пирогов, бывший руководителем Крестовоздвиженской общины сестер милосердия во время Крымской войны, о первенстве Флоренс Найтингейл в деле сестринского служения.

«Может, конечно, носиться слух в Западной Европе будто бы мисс Нейтингель с 37 сестрами, «дамами высокой души» была первая, которая по собственному желанию, приехала в Крымскую войну, чтобы с сестрами взять на свое попечение всех больных и раненых, находящихся в амбулатории.
Мы, русские, не должны дозволять никому переделывать до такой степени историческую истину. Мы имеем долг истребовать пальму первенства в деле столь благословенном, благотворном и ныне всеми принятом…
В октябре 1854 года Крестовоздвиженская община получила высочайшее соизволение, а в ноябре того же года она находилась уже на театре войны в полной деятельности. О мисс Нейтингель и о ее «высокой души дамах» мы в первый раз услышали только в начале 1855г.».

Отметим лишь один исторический факт. В то время как английские сестры работали в относительно спокойной обстановке глубокого тыла, в безопасных госпиталях Скутари рядом со Стамбулом — сама Флоренс лишь ненадолго с инспекцией приезжала в Балаклаву — то наши сестры милосердия прошли суровую школу оказания помощи раненым воинам в осажденном Севастополе, под ежедневными обстрелами и бомбардировками, а также на передовой.



Из 30 — 40 английских женщин, приехавших в госпиталь в Скутари, половина вынуждены были покинуть общину и вернуться в Англию, не выдержав сложностей личностных взаимоотношений с Флоренс Найтингейл, которая была весьма непростым человеком.
Как сообщалось в обзоре действий Крестовоздвиженской общины во время Крымской войны «умерли при исполнении обязанностей, верные своему призванию семнадцать сестер». Несколько сестер, не выдержав кровавых ужасов и психологически — напряженной обстановки в госпиталях Севастополя, сошли с ума. Как говорится, комментарии излишни.
Но именно эта напряженная обстановка, когда при большом количестве раненых катастрофически не хватало врачей и фельдшерского персонала, способствовала тому, что наши сестры милосердия, в отличие от сестер сиделок в союзнических госпиталях, становились рядом с врачами за операционные столы и ассистировали при операциях.
Именно здесь, в Севастополе в обстановке вынужденного участия сестер Крестовоздвиженской общины непосредственно в операционном процессе, родилась и сама профессия медицинской сестры, временем рождения которой можно считать 1855г., а ее основоположником – Н.И.Пирогова – руководителя сестринской деятельностью в осажденном Севастополе.
Благодаря высокому авторитету и влиянию учредительницы Крестовоздвиженской общины Вл. Кн. Елены Павловны Романовой и Н.И. Пирогова женщины были допущены не только к госпитальному служению, чего раньше никогда не было, но и к госпитальному служению непосредственно на самом театре военных действий.
Сестры милосердия и т.н. сердобольные вдовы были в России и до учреждения в 1854г. Крестовоздвиженской общины. Женщины, подвизавшиеся на ниве милосердного служения ближнему, эпизодически и частным образом занимались патронажным уходом и попечением за сиротами, престарелыми, увечными в различных богоугодных заведениях и обществах, а также в некоторых больницах, ни никогда ранее сестры милосердия не допускались до прямого профессионального медицинского служения больным и тем более раненым.
Неудивительно, что некоторые из сестер, пройдя школу в Севастопольских госпиталях под руководством Н.И.Пирогова, впоследствии уже самостоятельно организовывали медицинские учреждения разного уровня, как, например, это сделала Е.М.Бакунина, открывшая в начале 60-х годов XIXвека в своем имении Казицино на тверской земле первую бесплатную больницу для крестьян, где самостоятельно оказывала им профессиональную первичную медицинскую помощь.
Вспоминая работу в Севастополе, Н.И.Пирогов писал:

«Здание, где мы помещались (Дворянское собрание), само не раз получало бомбы с неприятельских кораблей. Раны почти все представляли страшные разрывы членов от бомб большого калибра. От 150 до 200 ампутаций в других тяжелых операций случалось исполнять каждый день, имея ассистентами одних сестер».
«Старшая сестра второго и третьего отделений Екатерина Михайловна Бакунина отличалась своим усердием. Ежедневно днем и ночью можно было застать ее в операционной комнате, ассистирующею при операциях; в это время, когда бомбы и ракеты то перелетали, то не долетали и ложились кругом всего Собрания, она обнаруживала со своими сообщницами присутствие духа, едва совместное с женскою натурою и отличавшее сестер до самого конца осады. Трудно решить, чему должно более удивляться, хладнокровию ли этих сестер или самоотвержению в исполнении обязанностей».
«Огромная танцевальная зала беспрестанно наполнялась и опорожнивалась; приносимые раненые складывались вместе с носилками целыми рядами на паркетном полу, пропитанном на целые полвершка запекшеюся кровью; стоны и крики страдальцев, последние вздохи умирающих, приказания распоряжающихся громко раздавались в зале».
«Двери залы ежеминутно отворялись и затворялись; вносили и выносили по команде… На трех столах кровь лилась при производстве операций; отнятые члены лежали грудами… Бакунина постоянно присутствовала в этой комнате с пучком лигатур в руке, готовая следовать на призыв врачей».
«В это тяжкое время без неутомимости врачей, без ревностного содействия сестер… не было бы никакой возможности подать безотлагательную помощь пострадавшим за Отечество».

Военный врач Г.Ульрихсон вспоминал, что опытные сестры Крестовоздвиженской общины, такие как Е.Бакунина и некоторые другие так «пригляделись к разнообразным операциям, что любая из них сама бы могла произвести ампутацию, если бы ей это было дозволено».

Сразу после окончания Крымской войны сестры Крестовоздвиженской общины, заслужившие высокий авторитет в Севастополе, были допущены к работе с больными в госпиталях и больницах Санкт-Петербурга, а в здании самой общины на Фонтанке открылась собственная больница, где оказывалась профессиональная медицинская помощь, как сестринского, так и врачебного характера.
Сестры общины работали во 2-м Сухопутном госпитале, в двух чернорабочих больницах (у Сахарного моста и в доме Синебрюхова), Морском госпитале у Калинкина моста, а также в Кронштадтском военном госпитале.
Именно Е.М.Бакунина, а после ее ухода из общины следующая настоятельница общины Е.П.Карцева добились того, что в госпиталях официально был введен постоянный сестринский уход.
В 1863г. военный министр Д.А.Милютин издал указ о введении в госпиталях военного ведомства постоянного сестринского ухода за больными из числа сестер Крестовоздвиженской общины.
Некоторые исследователи считают, что именно эту дату следует считать временем рождения в России профессии медицинской сестры.
Таким образом Крестовоздвиженская община сестер милосердия, созданная Вл.Кн. Еленой Павловной и руководимая Н.И.Пироговым, сыграла в истории отечественного здравоохранения огромную созидательную роль, так как именно профессиональная и самоотверженная деятельность сестер общины и породила саму профессию медицинской сестры.
Из всех сестер общины Н.И.Пирогов всегда выделял Е.М.Бакунину. Ее, Екатерину Хитрово и Елизавету Карцеву он называл тремя столпами общины.

Е.Карцева. Е.Бакунина. Е.Хитрово.

В отличие от Е.Бакуниной, Е.Хитрово и Е.Карцева работали в Симферополе, куда привозили уже прооперированных в Севастополе раненых, и непосредственно профессиональный медико — операционный уход за раненными в госпиталях Симферополя сестры не осуществляли.
К сожалению, Е.Хитрово, прибывшая в Крым в сентябре 1855г. и назначенная настоятельницей общины в конце ноября, пробыла в этой должности слишком мало, так как скоропостижно скончалась от тифа 2 февраля 1856г.
Сама Е.М.Бакунина с большим уважением относилась к Е.Хитрово, называя ее недосягаемым идеалом и образцом сестры милосердия.
О самой же Е.М.Бакуниной Н.И.Пирогов писал так:

«Бакунина с увлечением предалась всецело служению больным и с полным самоотвержением несла эту тяжелую службу. Она сделалась примером терпения и неустанного труда для всех сестер общины.
Вся ее личность дышала истиной, полная гармония царствовала между ее чувствами и ее действиями. Она точно составляла слиток всего возвышенного. Чем более она встречала препятствий на своем пути самозабвения, тем более выказывала она ревности и энергии».
«Сестры продолжали неусыпно действовать. Сестра Будберг, желая дать хотя небольшой отдых уставшим и изнуренным сестрам, хотела прекратить ночные дежурства; но неутомимая Бакунина не захотела отдыхать и продолжала дежурить ночью, с некоторыми другими сестрами, до самого окончания осады».


Во всем этом проявилась характерная черта личности, отличавшая многих представителей семейства Бакуниных, и присущая этому дворянскому роду. Если кто-либо из Бакуниных обращался к какому-либо делу, то он отдавался ему с полным самоотвержением и самозабвением, посвящая себя целиком избранному служению.
Е.М.Бакунина обладала не только завидным здоровьем для такого служения, — скажем, что она во время обороны Севастополя переболела тифом, но сразу после выздоровления вновь стала ухаживать за раненными, — но и крепкой, устойчивой психикой, без владения которой невозможно было выдержать все ужасы и тяготы ежедневной жизни под обстрелами и кровавую обстановку на самих перевязочных пунктах.
Обстановка на перевязочных пунктах колоритно описала в романе М.Филиппова «Осажденный Севастополь», где наряду с вымышленными персонажами выведены и реальные герои Обороны Севастополя:

«В Инженерном доме, где был в том время главный перевязочный пункт, работа кипела. Палаты были полны ранеными. Слышались стоны, крики и причитания, но иные раненые лежали спокойно и только стискивали зубы от боли… Две сестры милосердия…готовили инструменты, бинты, корпию и воду. Одна из них, Бакунина, смотрела на окружающее совершенно спокойно, другая была несколько взволнована, но крепилась…
Оператор нагибается над раненым и в два приема обнажает кость, отделив мясо. Кровь потоком льется из перевязанных артерий в медный таз, который подставила Бакунина; другой врач и фельдшер придавливают артерии, и кровь останавливается. Оператор быстро пилит кость. Каждый звук пилы отзывается во всем организме сестры Глебовой, но она пересиливает себя и подает шелк, которым оператор быстро перевязывает артерии. Операция кончена, только фельдшер заканчивает ее, заложив корпией обрезанное мясо и облепив рану пластырем».


Н.И.Пирогов вспоминал:

«В летописях науки раны такого рода, с какими мы в продолжении этого времени постоянно имели дело, едва ли не беспримерны.
Тысячи пушечных ядер и бомб являли свою разрушительную силу над человеческим телом. Надлежало действовать без малейшего промедления, чтобы сохранить жизнь, которую уносило быстрое истечение крови. Страшное потрясение всей нервной системы, в весьма многих случаях, делало бесполезным, даже вредным, употребление хлороформа.
На хирургических столах почти беспрерывно подавалась хирургическая помощь, при содействии сестер. Большая танцевальная зала Благородного собрания…наполнялась сотнями людей, подвергшихся операциям и…опять очищалась, чтобы дать место новым страдальцам».

Учитывая все выше сказанное, можно смело утверждать, что если основоположником сестринского дела в России по праву должно считать тверского дворянина Н.И.Пирогова, то первой профессиональной медицинской сестрой, без всякого преувеличения, можно смело считать одну из самых деятельных сестер Крестовоздвиженской общины, верную помощницу и сподвижницу Пирогова, тверскую дворянку Екатерину Михайловну Бакунину.
Н.И.Пирогов сформулировал и основной нравственный принцип профессионального служения женщин в медицине. Говоря о деятельности одной из старших сестер Крестовоздвиженской общины Елизаветы Петровны Карцевой, Николай Иванович так высказался о сути сестринского служения:

«истиной сестрой милосердия можно назвать лишь ту, которая свои формальные обязанности сестры милосердия превратит в духовное призвание жизни».

Без всякого сомнения, можно сказать, что эти высокие слова применимы и к профессии медицинской сестры.

Священник Роман Манилов – директор Фонда Екатерины Бакуниной

Использованная литература:

1. Пирогов Н.И. Севастопольские письма и воспоминания. – М., 1950.
2. Голикова Л. «Все, что я мог сделать для Севастополя, я сделал…» К 200- летию со дня рождения Н.И.Пирогова // Севастопольский Ежегодный Визит Альманах. – Севастополь, 2010.
3. Сысоев В.И. Сестра милосердия Екатерина Бакунина. – Тверь, 2012.

Адресаты лирики Пушкина

Екатерина Павловна Бакунина

Уж нет ее... я был у берегов, Где милая ходила в вечер ясный; На берегу, на зелени лугов Я не нашел чуть видимых следов, Оставленных ногой ее прекрасной. Задумчиво бродя в глуши лесов, Произносил я имя несравненной; Я звал ее - и глас уединенный Пустых долин позвал ее в дали. К ручью пришел, мечтами привлеченный; Его струи медлительно текли, Не трепетал в них образ незабвенный. Уж нет ее!.. До сладостной весны Простился я с блаженством и с душою. Уж осени холодною рукою Главы берез и лип обнажены, Она шумит в дубравах опустелых; Там день и ночь кружится желтый лист, Стоит туман на волнах охладелых, И слышится мгновенный ветра свист...

"Осеннее утро". 1816 г.

Бакунина Е. П. - сестра Александра Бакунина, лицейского товарища Пушкина. Она часто навещала брата, летом подолгу жила в Царском Селе, бывала на лицейских балах. "Прелестное лицо ее, дивный стан и очаровательное обращение произвели всеобщий восторг во всей лицейской молодежи", - писал лицеист С. Д. Комовский. "Милая Бакунина" была предметом первого юношеского увлечения Пушкина. Взволнованно записывал он в дневнике: "Я счастлив был!.. нет, я вчера не был счастлив; по утру я мучился ожиданьем, с неописанным волнением стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу - ее не видно было! Наконец я потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с нею на лестнице, - сладкая минута!.. Как она мила была! Как черное платье пристало к милой Бакуниной!" (1815 г., 29 ноября). С нежностью вспоминал о ней поэт и многие годы спустя:

В те дни... в те дни, когда впервые Заметил я черты живые Прелестной девы и любовь Младую взволновала кровь, И я, тоскуя безнадежно, Томясь обманом пылких снов, Везде искал ее следов, Об ней задумывался нежно, Весь день минутной встречи ждал И счастье тайных мук узнал...

("Евгений Онегин", гл. VIII, из черновых рукописей).

Волконская 3. А. - жена Н. Г. Волконского (брата декабриста). Обаятельная, красивая и талантливая женщина - поэтесса, певица, композитор. В ее салоне собирался весь цвет московской интеллигенции: Баратынский, Веневитинов, Вяземский, Мицкевич. "Тут соединялись представители большого света, сановники и красавцы, молодежь и возраст зрелый... профессора, писатели, журналисты, поэты, художники. Все в этом доме носило отпечаток служения искусству и мысли". По возвращении из ссылки Пушкин часто бывал в доме Волконской. В первый день их знакомства Зинаида Александровна пропела его элегию "Погасло дневное светило", положенную на музыку Геништою. "Пушкин был живо тронут этим обольщением тонкого и художественного кокетства, - писал П. А. Вяземский. - По обыкновению краска вспыхивала в лице его. В нем этот детский и женский признак сильной впечатлительности был несомненное выражение внутреннего смущения, радости, досады, всякого потрясающего ощущения". Волконская высоко ценила гений Пушкина, дорожила его дружбой. Осенью 1826 года, когда поэт уехал из Москвы, она писала ему: "Возвращайтесь к нам. Московский воздух легче. Великий русский поэт должен писать или в степях, или под сенью Кремля, а творец "Бориса Годунова" принадлежит стольному граду царей. - Кто она, та мать, зачавшая человека, чей гений - вся сила, все изящество, вся непринужденность; кто - то дикарем, то европейцем, то Шекспиром и Байроном, то Ариосто, Анакреоном, но всегда Русским - переходит от лирического к драматическому, от песен нежных, любовных, простых, порой суровых, романтических или язвительных, к важному и безыскусственному тону строгой истории?"

Е. П. Бакунина. Автопортрет. 1816.

Бакунина Екатерина Павловна (1795-1869), старшая сестра Александра Бакунина, товарища Пушкина по Лицею, фрейлина, художница. Пушкин познакомился с Бакуниной, когда она навещала брата в Лицее, и страстно увлекся ею. Свое чувство он выразил в цикле посвященных ей элегий 1816 года: «Уныние», «Месяц», «Певец», «Осеннее утро». Автопортрет. 1816 г.

Использованы материалы кн.: Пушкин А.С. Сочинения в 5 т. М., ИД Синергия, 1999.

Бакунина Екатерина Павловна (1795-1869). В ноябре 1815 года Пушкин записал в своем лицейском дневнике: «Я счастлив был!., нет, я вчера не был счастлив; поутру я мучился ожиданьем, с неописанным волненьем стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу - ее не видно было! Наконец я потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с нею на лестнице, сладкая минута!.. Как она мила была! Как черное платье пристало к милой Бакуниной!» Об этой девушке, впервые пробудившей любовь в юном поэте, писали и его товарищи- лицеисты С. Д. Комовский и И. И. Пущин. Бакунина часто навещала своего младшего брата, товарища Пушкина по Лицею, и всегда бывала на лицейских балах. «Прелестное лицо ее,- по словам Комовского,- дивный стан и очаровательное обращение производили всеобщий восторг во всей лицейской молодежи».

Она училась живописи у Александра Брюллова, и сохранившиеся акварельные портреты свидетельствуют о ее незаурядном таланте.

Бакунина оставила заметный след в творчестве Пушкина. Ей посвящены стихотворения «Итак, я счастлив был...» (1815), «К живописцу» (1815) и лирический цикл 1816 года - «Окно», «Разлука», «Слово милой» и другие, навеянные безнадежной, неразделенной любовью.

И позднее, в строфе, не вошедшей в окончательный текст «Онегина», Пушкин вспоминал свою первую юношескук любовь:

В те дни, когда впервые
Заметил я черты живые
Прелестной девы и любовь
Младую взволновала кровь
И я, тоскуя безнадежно,
Томясь обманом пылких снов,
Везде искал ее следов,
Об ней задумывался нежно,
Весь день минутной встречи ждал
И счастье тайных мук узнал.

В 1834 году Бакунина вышла за муж за знакомца Пушкина, двоюродного брата А. П. Керн, тверского помещика А. А. Полторацкого. Бакунин «так счастлива, что плачет от радости» писала о предстоящей свадьбе одна и современниц. По-видимому, Пушкин присутствовал на этой свадьбе.

Л.А. Черейский. Современники Пушкина. Документальные очерки. М., 1999, с. 45-46.

Далее читайте:

Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837), поэт.

Бакунин Александр Павлович (1799-1862), брат Екатерины Павловны.

Александр Сергеевич Пушкин - певец любви и свободы, человек, который вошел в историю как величайший Судя по рассказам его окружения, гения можно было видеть и в совсем других ролях. Он прославился среди современников как кутила, картежник, дуэлянт... Но самое главное, что приписывают Пушкину - это, конечно же, завоевание женских сердец.

Как она мила...

Нужно сказать, что его невзрачная внешность ничуть не мешала увлекать прекрасных дам. Лицейские товарищи Пушкина, например, С. Комовский, рассказывают в своих воспоминаниях, что еще в подростковом возрасте Александру были присущи поистине африканское сладострастие и невероятная женолюбивость. Говорят, что на лицейских балах во время танцев его взгляд буквально пылал всего лишь от одного прикосновения к пальцам девушки, поэт начинал дрожать и прерывисто дышать. О том, сколько женщин было у Пушкина, сегодня сказать достаточно трудно. Его донжуанский список достаточно велик - настолько, что биографам порой было очень трудно определиться. Но только немногие смогли оставить след в жизни и творчестве поэта. И одной из них была Екатерина Павловна Бакунина - старшая сестра его лицейского друга. Именно она вдохновила его на целый цикл стихов. Так какой же была на самом деле первая любовь Пушкина? В данной статье мы расскажем о Бакуниной, о ее знакомстве с великим поэтом, о том, как сложилась ее судьба.

Краткая биография

Екатерина Павловна Бакунина родилась 20 февраля 1795 года. Она была дочерью действительного камергера. Продолжительное время ее отец Павел Петрович был управляющим Академии наук. Ее мать, Екатерина Александровна Саблукова, была из дворянского рода, ведущего свое начало от польских шляхтичей. По отцу Екатерина Павловна Бакунина была двоюродной племянницей известного дипломата Д. П. Татищева, а по матери она — внучка сенатора.

Девушка получила отличное домашнее образование. Начиная с 1798 года она с родителями жила за границей: сначала в Германии, затем в Швейцарии, а после в Англии. В 1804 году из-за нехватки денежных средств семья Бакуниных вернулась в Россию. В декабре 1805 года ее отец Павел Петрович скончался. После смерти отца девушку и братьев Александра и Семена воспитывал вместе с матерью их дед А. Саблуков. Именно он был назначен официальным опекуном детей. Жили Бакунины на съемной квартире на набережной Невы, в доме Таирова.

Знакомство с Пушкиным

Они вряд ли бы встретились, если бы в 1811 году ее брата Александра Бакунина дедушка не определили бы в недавно открывшийся Царскосельский лицей. Здесь, как известно, учился и Пушкин. Екатерина Павловна Бакунина вместе со своей матерью достаточно часто навещали брата, а летом их семья постоянно проживала в Царском Селе. В сохранившихся «Ведомостях Лицея» были отмечены их посещения: в 1811 Екатерина приезжала к брату четыре раза, в 1814 году — тридцать один, в 1815-м — семнадцать и т. д.

Шестнадцатилетняя девушка сразу же стала объектом внимания со стороны многих лицеистов. Среди них были Пущин, Пушкин, Иван Малиновский. Ее прелестное лицо, дивный стан, ее очарование производили всеобщий восторг. Лицейская молодежь, как вспоминал С. Комовский, была от нее без ума. Но более всего она пришлась по сердцу юному поэту. Ее знакомство с Пушкиным произошло на лицейском балу. Она, по словам современников, пробудила в поэте первую настоящую платоническую любовь. Именно благодаря этому чувству появился совершенно другой Пушкин - певец любви. Поэт с пламенным восторгом живыми красками изобразил ее красоту в одном из своих произведений. Екатерине Бакуниной он посвятил свое стихотворение «К живописцу». Ее имя было включено в «донжуанский список» поэта.

Жизнь при дворе

В октябре 1817 года Екатерина Павловна Бакунина, став фрейлиной государыни переехала жить при царском дворе. О ее назначении в обществе ходили разные слухи. Многие воспринимали Бакунину неоднозначно. В письме к своей матери Н. Муравьев писал своей матери о том, что его невероятно удивило это назначение. было удивлено тем, что ее произвели в фрейлины, и находило данное обстоятельство весьма странным.

Постепенно Екатерина Бакунина освоилась при дворе и вскоре стала одной из любимиц императрицы. В 1818 году она сопровождала царскую особу в поездке по Дармштадту, Веймару, Мюнхену и Карлсруэ. Судя по свидетельствам современников, красивую фрейлину Бакунину отличала особая грация во время танцев на придворных балах. Это отмечали все, кто хоть раз ее видел.

Нужно сказать, что многие лицеисты тоже увлекались Катенькой, как они ее называли. Влюбленность к ней испытывал, в частности, Жанно - самый близкий друг Пушкина - Пущин. Тот же Комовский, который впоследствии так натуралистично описал пылкость Пушкина по отношению к Екатерине Бакуниной, втайне «неровно к ней дышал». Однако именно он писал в письме к Анненкову о первом чувстве известного поэта. Более того, он с большим чувством юмора рассказывал о том, как искал следы, оставленные «ее ногой прекрасной», в Царскосельских лесах и рощах.

Отдаление

О том, что Пушкин был страстно влюблен в Бакунину, в лицее знали все. Поэт томился этим чувством всю зиму. Не покидало оно его и весной и летом 1816 года. Трудно сказать, отвечала ли взаимностью поэту Екатерина Павловна Бакунина. Стихи Пушкина в этот период, в частности элегии, полны глубокой меланхолии. Поэтому биографам не удается сделать каких-либо определенных выводов об их отношениях. Чувства, существовавшие между Пушкином и его любимой девушкой, скрыты за элегическим трафаретом, заслоняющим действительность. Более того, вполне можно сделать вывод о том, что этот юношеский роман представлял собой всего лишь пару мимолетных встреч в парке, на балу или на крыльце лицея.

Осенью семья Бакуниных переехала в Петербург. Пушкин, судя по написанным им в то время стихам, долго оставался совершенно безутешным. Однако молодость взяла свое, тем более что каждый день приносил в его жизнь новые впечатления. Вскоре начались его первые литературные успехи, а после публичного чтения в присутствии уже стареющего Державина наступил настоящий триумф. Постепенно сердечная рана поэта затянулась…

Романы

Разумеется, Катенька Бакунина не могла ответить взаимностью никому из влюбленных в нее лицеистов. Каждому из них было семнадцать, тогда как ей - двадцать один год. Более того, младший брат Бакуниной был ровесником влюбленного поэта, и подобная ситуация была крайне невыгодной для пылкого поклонника. Девушка смотрела на семнадцатилетнего юношу как на ребенка.

Вообще, по свидетельству современников, Екатерина была достаточно строгой и серьезной девушкой, которой было абсолютно чуждо игривое кокетство. Нужно сказать, что биографам не удалось собрать достаточно много информации о ее личной жизни. Тем не менее в период ее жизни при дворе у Бакуниной случались серьезные романы. Один из современников вспоминал об этом. Он писал, что «авантюра Екатерины Бакуниной» невероятно романтична! Екатерина Павловна, по его словам, очаровательна и вполне достойна хорошей партии.

Она брала уроки живописи у А. П. Брюллова - придворного художника. Поговаривали даже, что у них был короткий роман. Будучи весьма талантливой художницей, Бакунина много занималась копированием в своем любимом жанре - портрете. Ее саму изобразили многие достаточно известные художники. Кипренский, Соколов и А. Брюллов - это далеко не весь список портретистов, которых восхитила ее красота. Работы, принадлежащие перу самой Бакуниной, хранились в их семье, передаваясь из поколения к поколению. Многие из них позже оказались в музейных собраниях.

Замужество

Однако под венец Бакунина пошла уже в достаточно зрелом возрасте. В марте 1834 года Наталья Пушкина написала об этом дочери. Она рассказывала, что мадмуазель Бакунина вскоре сочетается браком с двоюродным братом госпожи Керн. Александр Полторацкий был немолодым вдовцом без детей и с большим состоянием. Говорили, что он два года был влюблен в свою невесту. По поводу предстоящего бракосочетания отставного капитана Бакуниной при дворе говорили много. Фрейлина Шереметьева рассказывала, что невеста невероятно счастлива и даже плачет от огромной радости. Свадьбу сыграли в Петербурге тридцатого апреля 1834 года. Сама императрица Александра Федоровна благословила этот брак. Вскоре Екатерина Павловна Полторацкая вместе с мужем и матерью уехали из столицы.

Жизнь в браке

Молодожены поселились в имение мужа в Рассказово. Как вспоминал впоследствии ее друг барон М. Корф, Екатерина похоронила себя в деревне в Тамбовском уезде. И хотя замужество лишило ее достаточно большого жалованья фрейлины - 3900 рублей ассигнациями, однако Бакунина, по словам близких, ни в чем не нуждалась и была счастлива. В 1837 году А. Полторацкого избрали предводителем дворянства в Тамбовском уезде, очень скоро Екатерина Павловна стала выступать в качестве хозяйки балов и вечеров в Дворянском собрании.

Старость

В 1846 году скончалась ее мать, а в марте 1855 года - муж. Полторацкого похоронили в Новодевичьем монастыре в Петербурге. В 1859 г. Екатерина Павловна переехала жить к замужней дочери в Кострому, а на лето ездила в Затишье - родовое имение Бакуниных. И только изредка она посещала Рассказово. Умерла первая любовь Пушкина седьмого декабря 1869 года. Ее похоронили в Петербурге, в монастыре рядом с мужем.

Послесловие о стихах

Даже циник Комовский признавал, что первой платонической любовью Пушкина была Катенька Бакунина. Биографы поэта признают, что именно ей он посвятил огромный цикл своих стихотворений. Бытует мнение, что больше ни одной из женщин как до нее, так и ни после не удалось вдохновить гения на создание такого количества произведений, из которых можно было создать целый сборник. Конечно, они не были так совершенны, как последующие шедевры, в них можно заметить следы подражания. Однако в этих стихах незримо ощущается то настоящее чувство первой любви, которое Пушкин пронес через жизнь. В 1815 году влюбленный поэт глубоко изобразил красоту девушки в стихотворении «К живописцу», слова которого впоследствии лицеистом Корсаковым были положены на музыку. По мнению большинства исследователей творчества Пушкина, поэт написал около двух десятков лирических произведений под впечатлением своей влюбленности к Бакуниной. Более того, ее образ не раз просматривался в его стихотворениях вплоть до 1825 года.

Через много лет Екатерина Бакунина и Пушкин снова встретилась. Это было в 1828 году в Приютино на дне рождения Екатерины Марковны Олениной. Но, как считают биографы, тогда поэт был слишком поглощен своим романом с дочерью именинницы Анной, чтобы помнить о своей первой лицейской любви…

Бакунина Екатерина Павловна

  • Первой юношеской любовью Пушкина была Екатерина Павловна Бакунина (1795–1869); к ней обращены многие стихи и элегии поэта в 1815–1817 годы.


Стихотворение, посвящённое Бакуниной «Желание»

  • Я слезы лью; мне слезы утешенье;

  • И я молчу; не слышен ропот мой,

  • Моя душа, объятая тоской,

  • В ней горькое находит наслажденье.

  • О жизни сон! Лети, не жаль тебя,

  • Исчезни в тьме, пустое привиденье;

  • Мне дорого любви моей мученье,

  • Пускай умру, но пусть умру любя!


Голицына Евдокия Ивановна

    Первой петербургской возлюбленной Пушкина, хозяйкой одного из литературных салонов была Евдокия Ивановна Голицына (1780–1850). Эта красивая и прекрасно образованная женщина живо интересовалась политическими событиями, занималась математикой, дружила со многими выдающимися людьми. Голицыну называли «ночной княгиней» , так как она обычно принимала гостей поздним вечером и приемы ее длились до рассвета.


Стихотворение, обращенное к княгине Голицыной

  • «Простой воспитанник природы», 1817

  • Простой воспитанник природы,

  • Так я, бывало, воспевал

  • Мечту прекрасную свободы

  • И ею сладостно дышал.

  • Но вас я вижу, вам внимаю,

  • И что же?… слабый человек!…

  • Свободу потеряв навек,

  • Неволю сердцем обожаю.


Истомина Евдокия Ильинична

  • Без внимания не оставил Пушкин знаменитую балерину Евдокию Ильиничну Истомину (1799–1848), воспев ее искусство танца в романе «Евгений Онегин». Эта красивая женщина, с черными, как смоль, волосами, большими черными и блестящими глазами, по свидетельству современника, «в продолжение многих лет пленяла зрителей и сводила с ума молодых офицеров».


Строки об Истоминой в I главе романа «Евгений Онегин»

  • Блистательна, полувоздушна,

  • Смычку волшебному послушна,

  • Толпою нимф окружена,

  • Стоит Истомина; она,

  • Одной ногой касаясь пола,

  • Другою медленно кружит,

  • И вдруг прыжок, и вдруг летит,

  • Летит, как пух от уст Эола;

  • То стан совьет, то разовьет,

  • И быстрой ножкой ножку бьет.


Раевская Мария Николаевна

  • Еще одно серьезное увлечение поэта - Мария Николаевна Раевская (1805–1863) - дочь прославленного героя Отечественной войны генерала Н. Н. Раевского, жена декабриста С. Г. Волконского, одна из замечательных женщин своего времени.


Образ Марии Раевской в стихотворении «Фонтану Бахчисарайского дворца»

  • Фонтан любви, фонтан живой!

  • Принес я в дар тебе две розы.

  • Люблю немолчный говор твой

  • И поэтические слезы.

  • Твоя серебряная пыль

  • Меня кропит росою хладной:

  • Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!

  • Журчи, журчи свою мне быль...

  • Фонтан любви, фонтан печальный!

  • И я твой мрамор вопрошал:

  • Хвалу стране прочел я дальной;

  • Но о Марии ты молчал...

  • Светило бледное гарема!

  • И здесь ужель забвенно ты?

  • Или Мария и Зарема

  • Одни счастливые мечты?

  • Иль только сон воображенья

  • В пустынной мгле нарисовал

  • Свои минутные виденья,

  • Души неясный идеал?


Воронцова Елизавета Ксаверьевна

  • Сильное, страстное чувство вызвала в сердце поэта Елизавета Ксаверьевна Воронцова (1792–1880) - жена Новороссийского генерал-губернатора графа М. С. Воронцова, в канцелярии которого Пушкин служил в Одессе.


Воронцова подарила Пушкину перстень-талисман, Пушкин ответил стихотворением «Талисман»

  • «Талисман»:

  • Храни меня, мой талисман,

  • Храни меня во дни гоненья,

  • Во дни раскаянья, волненья:

  • Ты в день печали был мне дан.

  • Когда подымет океан

  • Вокруг меня валы ревучи,

  • Когда грозою грянут тучи, -

  • Храни меня, мой талисман.

  • В уединенье чуждых стран,

  • На лоне скучного покоя,

  • В тревоге пламенного боя

  • Храни меня мой талисман.

  • Священный сладостный обман,

  • Души волшебное светило...

  • Оно сокрылось, изменило...

  • Храни меня, мой талисман.

  • Пускай же ввек сердечных ран

  • Не растравит воспоминанье.

  • Прощай, надежда; спи, желанье;

  • Храни меня, мой талисман.

  • (1825)


Керн Анна Петровна

  • Долгое время волновала воображение поэта Анна Петровна Керн (1800–1879) - живая, красивая и обаятельная женщина, которая была дружна со многими замечательными людьми своего времени.


Встрече с Керн мы обязаны появлению стихотворения «Я помню чудное мгновенье…»

  • «Я помню чудное мгновенье…»:

  • Я помню чудное мгновенье:

  • Передо мной явилась ты,

  • Как мимолетное виденье,

  • Как гений чистой красоты.

  • В томленьях грусти безнадежной

  • В тревогах шумной суеты,

  • Звучал мне долго голос нежный

  • И снились милые черты.

  • Шли годы. Бурь порыв мятежный

  • Рассеял прежние мечты,

  • И я забыл твой голос нежный,

  • Твои небесные черты.

  • В глуши, во мраке заточенья

  • Тянулись тихо дни мои

  • Без божества, без вдохновенья,

  • Без слез, без жизни, без любви.

  • Душе настало пробужденье:

  • И вот опять явилась ты,

  • Как мимолетное виденье,

  • Как гений чистой красоты.

  • И сердце бьется в упоенье,

  • И для него воскресли вновь

  • И божество, и вдохновенье,

  • И жизнь, и слезы, и любовь.

  • (1825)


Завадовская Елена Михайловна

  • Не обошел своим вниманием Пушкин Елену Михайловну Завадовскую (1807–1874), «красавицу писаную», «звезду первой величины петербургского большого света».


Пушкин посвятил Завадовской стихотворение «Красавица», написав собственноручно его в альбом этой женщины

  • Всё в ней гармония, всё диво,

  • Всё выше мира и страстей;

  • Она покоится стыдливо

  • В красе торжественной своей;

  • Она кругом себя взирает:

  • Ей нет соперниц, нет подруг;

  • Красавиц наших бледный круг

  • В ее сияньи исчезает.

  • Куда бы ты ни поспешал,

  • Хоть на любовное свиданье,

  • Какое б в сердце ни питал

  • Ты сокровенное мечтанье, -

  • Но, встретясь с ней, смущенный, ты

  • Вдруг остановишься невольно,

  • Благоговея богомольно

  • Перед святыней красоты.

  • (1832)


Ушакова Екатерина Николаевна

  • Чувство глубокой привязанности испытывал поэт и к Екатерине Николаевне Ушаковой (1809–1872). Это была старшая дочь в семье Ушаковых, преданный друг поэта и большая почитательница его таланта.


Поэт посвятил Екатерине Ушаковой такие строки

  • Когда, бывало, в старину

  • Являлся дух иль привиденье,

  • То прогоняло сатану

  • Простое это изреченье:

  • «Аминь, аминь, рассыпься!» В наши дни

  • Гораздо менее бесов и привидений;

  • Бог ведает, куда девалися они.

  • Но ты, мой злой иль добрый гений,

  • Когда я вижу пред собой

  • Твой профиль, и глаза, и кудри золотые,

  • Когда я слышу голос твой

  • И речи резвые, живые -

  • Я очарован, я горю

  • И содрогаюсь пред тобою,

  • И сердцу, полному мечтою,

  • «Аминь, аминь, рассыпься!» - говорю.

  • («Ек. Н. Ушаковой», 1827)


Оленина Анна Алексеевна

  • Известно, что Пушкин мечтал о женитьбе на Анне Алексеевне Олениной (1808–1888), - дочери президента Академии художеств А. Н. Оленина. Это была живая и остроумная девушка. Благодаря отцу, знавшему десять языков, она получила прекрасное образование.


Одно из лучших стихотворений поэта, посвященных Олениной, - «Её глаза»

  • Она мила - скажу меж нами -

  • Придворных витязей гроза,

  • И можно с южными звёздами

  • Сравнить, особенно стихами,

  • Ее черкесские глаза.

  • Она владеет ими смело,

  • Они горят огня живей;

  • Но, сам признайся, то ли дело

  • Глаза Олениной моей!

  • Какой задумчивый в них гений,

  • И сколько детской простоты,

  • И сколько томных выражений,

  • И сколько неги и мечты!…

  • Потупит их с улыбкой Леля -

  • В них скромных граций торжество;

  • Поднимет - ангел Рафаэля

  • Так созерцает божество.

  • (1828)


Гончарова Наталья Николаевна

    По-настоящему глубокое чувство вызвала в душе поэта Наталья Николаевна Гончарова (1812–1863). Впервые Пушкин увидел ее зимой 1828–1829 года на одном из московских балов. «Когда я увидел ее в первый раз , - писал поэт будущей своей теще, Н. И. Гончаровой, - красоту ее едва начинали замечать в свете. Я полюбил ее, голова у меня закружилась, я сделал предложение… ».


Образ Натальи Николаевны поэт воспевает в стихотворении «Мадонна»

  • Не множеством картин старинных мастеров

  • Украсить я всегда желал свою обитель,

  • Чтоб суеверно им дивился посетитель,

  • Внимая важному сужденью знатоков.

  • В простом углу моем, средь медленных трудов,

  • Одной картины я желал быть вечно зритель,

  • Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

  • Пречистая и наш божественный спаситель -

  • Она с величием, он с разумом в очах -

  • Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

  • Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

  • Исполнились мои желания. Творец

  • Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

  • Чистейшей прелести чистейший образец.


Музы Пушкина

    Познакомившись с адресатами любовной лирики Пушкина, мы убедились в том, какую огромную роль играли они в жизни поэта. Мы лучше узнали Пушкина как человека, убедились в том, что это увлекающаяся, страстная, пылкая натура и что редкая женщина могла не поддаться его обаянию. Наверное, каждая в душе гордилась тем, что была Музой Пушкина, пусть даже ненадолго, на какое-то «чудное мгновение».




Последние материалы раздела:

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...

Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи
Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи

Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:1. ХРАМОВЕДЕНИЕ...