Актуальность вопросов использования здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающие технологии в школе по фгос

Задача здоровьесберегающей педагогики в рамках образовательного процесса - обеспечить выпускнику школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, тогда аттестат о среднем образовании будет действительной путёвкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей .

Творческий характер образовательного процесса, как считает Л.С. Выготский , крайне необходимое условие здоровьесбережения. Включение ребёнка в творческий процесс не только природосообразно, служит реализацией той поисковой активности, от которой зависит развитие человека, его адаптационный потенциал, способствует достижению цели работы школы - развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления. Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без творческого заряда - неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Насилие же разрушительно для здоровья, как через формирование усталости, так и само по себе.

Как правило, возможности для реализации творческих задач достигаются использованием на уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения. В качестве примера эффективных и доступных форм работы можно привести дискуссию, психолого-педагогический тренинг. К сожалению, для использования их в повседневном учебном процессе необходима не только корректировка учебных программ, но и соответствующая подготовка педагогов. Фактически, это смещение традиционного методического репертуара учителя в сторону психологических технологий. Именно этот вектор профессионального развития учителя позволяет ему не только получить удовольствие от своей работы, в большей степени реализовать индивидуальный подход к учащимся, но и превратить используемые педагогические технологии в здоровьесберегающие. Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы, как указывают в своих работах Л.А.Обухова, Н.А. Лемяскина - это рациональная организация урока.

От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.

Центральным в категориальном аппарате психологии здоровья является понятие здоровья. На сегодняшний день существует множество определений этого понятия. Так, в словаре С.И. Ожегова под здоровьем понимается «правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое и психическое благополучие» . Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

По мнению Т.В. Карасевой, здоровье - это комплексное и, при этом, целостное, многомерное динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его социальные функции . Большинство авторов, изучающих феномен здоровья, соглашаются с тем, что это сложное, многокомпонентное явление и выделяют соматический, психический и социальный его уровень. О.Л. Трещева не соглашаясь с этим, утверждает: «характер проявления психофизических качеств индивида, степень его социальной адаптации не могут не зависеть от личностных качеств человека, осознанности поведения, либо укрепляющего собственное здоровье, либо наносящее ему вред. Поэтому здоровье человека должно определяться и личным уровнем его проявления» .

Н.К. Смирнов дает следующее определение: «Здоровьесберегающие образовательные технологии это комплексная, построенная на единой методологической основе, система организационных и психолого-педагогических приемов, методов, технологий, направленных на охрану и укрепление здоровья учащихся, формирования у них культуры здоровья, а также на заботу о здоровье педагогов» .

Н.И. Соловьева под здоровьесберегающей образовательной технологией понимает функциональную систему организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью, учащихся, научно и инструментально обеспечивающая сохранение и укрепление их здоровья .

Н.Т. Рылова определяет здоровьесберегающую среду образовательных учреждений как совокупность управленческих, организационных, обучающих и оздоровительных условий, направленных на формирование, укрепление и сохранение социального, физического, психического здоровья обучающихся, педагогов на основе психолого-педагогических и медико-физиологических средств м методов сопровождения образовательного процесса, профилактики факторов «риска», реализации комплекса межведомственных мероприятий по созданию социально-адаптированной образовательной среды .

В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья (М.В. Антропова , В.Р. Кучма, Н.Н. Куинджи ):

Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а, во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Психическое здоровье - состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.

Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра и красоты.

для соматического и физического здоровья - я могу;

для психического - я хочу;

для нравственного - я должен.

Признаками здоровья являются:

специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;

показатели роста и развития;

функциональное состояние и резервные возможности организма;

наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;

уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Под здоровьесберегающими технологиями будем понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье.

Цель современной школы, считает Т. Григорьева ,- подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни. Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами - планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

Здоровьесберегающие технологии предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью.

Е.П. Ильин считает, что - здоровьесберегающие образовательные технологии - это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Только тогда можно сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровье сберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов . По-разному понимают этот термин и преподаватели общеобразовательных учреждений. Некоторые считают, что здоровье сберегающие образовательные технологии - это одна или несколько новых педагогических технологий, альтернативных всем другим, и поэтому можно выбирать: работать ли, например, по технологиям С. Френе, В. Зайцева, М. Монтессори и т.д. или по «технологии здоровье сбережения».

Другой вариант понимания можно обозначить как «мифологизацию представления о здоровье сберегающих технологиях»: будто никогда в школах невиданное и обладающее чудодейственной эффективностью.

Здоровьесбережение не может по определению выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только - в качестве условия, одной из задач, связанных с достижением главной цели.

Понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья учащихся.

Критерием здоровьесберегающих качеств образовательных технологий при решении с их помощью защиты от патогенных факторов будет наличие или отсутствие ухудшения здоровья учащихся и педагогов, находящееся в очевидной связи с воздействием таких факторов.

Задача здоровьесберегающей педагогики - обеспечить выпускнику школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, тогда аттестат о среднем образовании будет действительной путёвкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.

Для осуществления учебно-образовательного процесса на основании здоровьесберегающих технологий необходимо выделить закономерности педагогического процесса, находящие свое выражение в основных положениях, определяющих его организацию, содержание, формы и методы, то есть принципы (лат. princium - начало, основа, основное требование деятельности и поведению)

Для того чтобы отобрать принципы здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, были определены критерии отбора: принципы должны способствовать профилактике, диагностике и коррекции здоровья учащихся в учебном процессе; развитию познавательной деятельности младших школьников; гуманизации образования.

Принципы выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят общедидактические принципы и специфические принципы, выражающие специфические закономерности педагогики оздоровления.

По мнению Н.К. Смирнова - общедидактические принципы - это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с общими целями здоровьесберегающих образовательных технологий. Среди специфических принципов, выражающих специфические закономерности педагогики оздоровления, важнейшим можно назвать принцип «Не навреди!» - одинаково актуальный как для медиков, так и для педагогов. Усвоение пользы здоровьесберегающих мероприятий требуют их повторяемости.

Так же Н.К. Смирнов выделяет средства и методы здоровьесберегающих технологий.

1. Средства двигательной направленности;

2. Оздоровительные силы природы;

3. Гигиенические факторы.

Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.

К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная), для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой), своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж; самомассаж; психогимнастика; тренинги и др.

Использую оздоровительные силы природы. Это оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляет процесс утомления.

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укрепления здоровья и стимулирующих развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение санитарно - гигиенических требований, регламентированных СанПиНами. Осуществляется постоянный контроль по таким требованиям: личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т. д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режим питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т. д.; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ушибах, ожогах, укусах,; организация порядка проведения прививок учащимся с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.

Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает положительный эффект здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

Под методами здоровьесберегающих технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления: рассказ, беседа, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, упражнения, наглядность, практический метод, познавательная игра, обучающий контроль, игровой метод, соревновательный метод, активные методы обучения, воспитательные, просветительские и образовательные программы.

Только оптимальное сочетание этих методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

Таким образом, многообразие концептуальных идей здоровьесберегающих технологий, рассмотренных нами в параграфе, определяет значимость данной проблемы в педагогической науке.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я хочу предоставить вашему вниманию опыт своей работы по теме .

Во все времена проблема охраны жизни и укрепления здоровья детей была и остается приоритетной в деятельности дошкольного учреждения, потому что состояние здоровья подрастающего поколения является показателем благополучия общества. Отрадно заметить, что в настоящее время система образования повернулась лицом к проблеме сохранения, укрепления и формирования здоровья подрастающего поколения. Так, современный воспитательно-образовательный процесс, в том числе новые Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают не просто формирование у дошкольников определённых знаний, умений и навыков, а воспитание здоровой личности. В нём сформулирован перечень задач государственной политики в сфере образования, на решение которых направлена реализация данного педагогического опыта. Охрана здоровья обучающихся в образовательной организации входит в число приоритетов действующего Закона “Об образовании”. В связи с данной тенденцией возрастает значимость физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Именно поэтому «повышение индекса здоровья воспитанников путём комплексного подхода к осуществлению оздоровительной работы и взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников» - становится годовой задачей нашего ДОУ и задачей программы развития.

Здоровье воспитанников является важным показателем результатов работы. Мониторинг здоровья моей группы за 2016-2017 года показывает высокую заболеваемость. С переходом детей из группы раннего возраста в младшую группу положительная динамика в укреплении здоровья присутствует, но она недостаточна для того, чтобы говорить об эффективной системе здоровьесбережения в группе.

Вышеизложенное натолкнуло меня на тему программы профессионального саморазвития.

В первую очередь были определены задачи:

  • Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме, определить проблемы профессионального саморазвития
  • Разработать методические и дидактические материалы по теме, дидактические игры и пособия для детей
  • Апробировать методические материалы по выбранной теме в образовательном процессе
  • Представить материалы в процессе методической работы

Чего бы мне хотелось добиться в ходе реализации программы?

  • Снижение пропусков по болезни на одного ребёнка на 15 %
  • Доведение посещаемости детей до 73% (средний показатель по ГО г. Бор)
  • Повышение профессиональной компетентности, в том числе и родителей в вопросах здоровьесбережения, закаливания и физического здоровья воспитанников
  • Активное использование в оздоровлении детей различных здоровьесберегающих технологий
  • Повышение качества работы по формированию ЗОЖ дошкольников через активное взаимодействие педагогов и родителей

Основными направлениями реализации программы стали:

  • Самообразование по теме Взаимодействие с детьми, с коллегами и конечно же - родителями.

Изучив психолого-педагогическую литературу по теме я узнала, что здоровьесберегающие технологии в целом делятся на 4 группы:

  • Технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников
  • Технологии обучения ЗОЖ
  • Технологии музыкального воздействия
  • Технология коррекции поведения

Особый интерес вызвала технология Лазарева. В данном курсе в качестве ведущего фактора развития и оздоровления ребёнка в условиях образовательного учреждения и семьи выступает музыка. Автор программы предлагает занимательный материал, который может использоваться на занятиях. Цель данной технологии – формирование у детей дошкольного возраста мотивации и навыков ЗОЖ.

А теперь – сама реализация программы.

Прежде чем начать работу по реализации программы с детьми, была проделана огромная работа с родителями. Больших усилий стоило приобщение их к внедрению ЗОЖ-технологий. На родительских собраниях посредством объяснений, приведения статистики из мониторинга по заболеваемости, показа ММ-презентаций, буклетов и памяток по ЗОЖ, дня открытых дверей по теме «Неделя здоровья» , мастер-класса по закаливанию с участием родителей нам удалось убедить их в необходимости использования профилактических и закаливающих мероприятий в группе.

Сообща, по рекомендации мед. работника, было принято решение – о начале профилактических мероприятий в группе с использованием «Оксолиновой мази» и «Фиточаёв» . Решение подкреплялось подписями законных представителей.

Оксолиновая мазь - популярное средство для профилактики различных инфекционных заболеваний. Особенно это важно в детском возрасте, когда малыш посещает детский коллектив или другие общественные места, а иммунитет еще полностью не сформирован. Данный препарат абсолютно безвреден, его разрешено применять даже детям грудного возраста для профилактики вирусных заболеваний при посещении общественных мест или при контакте с зараженным человеком.

В группе организован фитобар, где дети получают фиточаи с учетом индивидуальной непереносимости. Для приготовления чаев и отваров используются мелиса, мята, зверобой и шиповник. В период подъема заболеваемости ОРВИ и гриппом воспитанники получают витаминный чай. Преимущества фитотерапии в условиях инновационно-образовательного процесса предполагает: относительную безвредность, низкую токсичность, слабую способность вызывать побочные эффекты, большую доступность, простоту использования.

Кроме этого в группе применяем фитонциды (лук, чеснок)

Следующая ЗОЖ-технология, которую мы используем – это сказкотерапия. Сказка - это зеркало, которое отражает настоящий мир через призму личного восприятия. В ней может быть все, чего не может быть в жизни. Вспоминая старые образы и придумывая новые, дети расширяют свой образный репертуар, внутренний мир ребенка становится богаче. Так как чувства существуют положительные и отрицательные, то и образы у детей возникают и радостные, и пугающие. Одна из важнейших целей занятий - отрицательные образы преобразовать в положительные. Чтобы мир ребенка стал красивым и радостным. Спокойное состояние нервной системы дает ребенку здоровье.

Засыпание в нашей группе проходит под спокойную умиротворяющую классическую музыку, по звуки природы. С учетом температуры воздуха в группе и пожеланиями родителей мы практикуем дневной сон без маек, конечно – с учётом индивидуальных особенностей детей. (Дети, пришедшие с «больничного» освобождаются от выполнения ряда закаливающих процедур на некоторое время для восстановления иммунитетных свойств организма) . Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов. Температурные условия нашего учреждения позволяют применять такой вид закаливания.

Наряду с утренней гимнастикой используем гимнастику пробуждения после дневного сна (иногда – под негромкую музыку) . Это комплекс упражнений в кроватках в течение 5 минут, благодаря которому дети постепенно переходят ото сна к бодрствованию. При этом поднимается мышечный тонус и настроение детей.

В оздоровительные режимы группы входит спектр медико-восстановительных методик: дыхательная гимнастика (укрепляет и развивает грудную клетку) ; точечный массаж; мимические разминки; пальчиковая гимнастика (влияет на развитие мелкой моторики, стимулирует развитие речи, внимания, пространственного мышления, помогает развить быстроту реакции) ; упражнения и игры для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия.

Я хотела бы остановиться подробнее на одном из видов закаливания – это ходьба по солевой дорожке. Процедура состоит в следующем: берутся три полотенца: первое полотенце опускается в солевой раствор (на 1 л воды 90 г соли) и затем расстилается на полу. Второе полотенце, намоченное в пресной воде комнатной температуры, кладется рядом с первым. Третье полотенце остаётся сухим. Ребёнок встаёт ногами на первое полотенце, выполняет притопывание, затем переходит на второе полотенце, стирает соль с подошвы ног, будто бы он пришёл с улицы, и вытирает ноги о половик, а затем переходит на сухое полотенце и вытирает ступни ног насухо. Важным моментом при проведении закаливания на солевых дорожках является то, что стопа должна быть предварительно разогрета. С этой целью используются массажеры для стоп, различные коврики и массажные дорожки, упражнения для стопы.

Обширное умывание служит не только оздоровлению детей, но и приучает их к ЗОЖ с применением гигиенических процедур. Температура воды от 30 до 18 градусов. Порядок снижения температуры – на 1 градус каждую неделю. В нашем учреждении установлены бойлеры, поэтому выставлять необходимую температуру не составляет труда.

Как было сказано, работа с родителями велась первоочерёдно ударными темпами. Мы проводили: консультации, беседы, рекомендации по поводу профилактики болезней, пользе дополнительных прогулок и занятий в спортивных секциях, по поводу соблюдения личной гигиены; отвечали на все эти вопросы на родительских собраниях; в род. уголке постоянно обновляются папки-передвижки, буклеты, памятки по ЗОЖ; проводилось анкетирование по вопросам закаливания в ДОУ и семье; проходили дни открытых дверей по теме «Здоровье» ,

Велось обучение родителей методам оздоравливания детей в форме мастер-класса.

Родители принимают активное участие по сооружению построек на участке (горка, лазелки, крепости, оборудование для метания) и оказывают помощь в создании условий для активной деятельности детей во время прогулки – приобретают спортивный выносной инвентарь (наборы для хоккея, снеголепы, ледянки)

С целью приобщения детей и родителей к совместным занятиям физической культурой было проведено спортивное развлечение «Папа, мама, я – спортивная семья!»

Организован «Круглый стол» для педагогов ДОУ и родителей, на котором наиболее «успешные в отношении здоровья» семьи делились опытом оздоровления и закаливания детей.

Наиболее активные семьи были отмечены благодарственными письмами.

Взаимодействие с коллегами проходит через Участие в РМО, Открытый показ НОД, Освещение вопросов ЗОЖ в рамках педсоветов, семинаров, Консультации в рамках санминимума, Проектирование, Взаимопосещение НОД, режимных моментов

Распространение педагогического опыта проходит в сети интернет – в блогах и на личных страничках сайтов МААМ и дошкольник. Где выложены публикации конспектов НОД по формированию ЗОЖ, Мастер-класс по созданию лэпбука по ЗОЖ, а также представлена методическая разработка «Инновационные формы взаимодействия педагога с родителями воспитанников» . Весной по данной теме планируется защита на высшую категорию.

Активно участвуем в конкурсах и мероприятиях по физкультурно-оздоровительной работе.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровье сберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения. Если мы объединимся и вместе научим наших детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения нашей огромной страны будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально и духовно, но и физически.

Привлекая детей к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, а также воспитывая в них любовь к систематическим занятиям спортом, мы укрепим систему развитии двигательных качеств, умений и навыков дошкольников, а также осуществим часть цели, реализации стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года.

Ирина Барыленко
Проект «Внедрение здоровьесберегающих технологий в семье»

Проект : «Внедрение здоровьесберегающих технологий в семье »

Актуальность проекта :

Главная особенность здоровьесберегающего воспитания – это формирование соответствующей мотивационной сферы детей, т. е. поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление собственного здоровья . Эта мотивационная направленность в дальнейшем должна стать доминирующей в поведении детей, их стремление вести здоровый образ жизни .

Прежде всего, родителям необходимо иметь четкое представление о здоровом образе жизни и научить этому ребенка.

Проблема :

Организация совместной деятельности родителей и педагогов по внедрению здоровьесберегающих технологий в семью .

Цель :

Формировать потребность семьи в здоровом образе жизни .

Обеспечить участие родителей в реализации данного проекта .

Задачи :

Дать представление о возможном влиянии детско – родительских отношений на формирование необходимых для ребенка критериев здорового образа жизни ;

Помочь получить родителям знания и навыки, необходимые для создания семейных отношений и воспитания детей;

Формировать навыки рационального питания, закаливания, занятий физической культурой;

Освоить алгоритм создания проекта , основанного на потребности детей.

Тип проекта : информационно–практико–творческий.

Вид : смешанный.

Длительность проекта : 8 месяцев.

Участники проекта :

Инструктор по физической культуре Барыленко И. А. ;

Воспитатели групп;

Родители;

Распределение деятельности по этапам проекта

Внедрение здоровьесберегающих технологий в семье”

1 этап : Подготовительный. Выявление проблемы.

Формирование проблемы;

Определение задач;

Анкетирование родителей на тему : “Ведете ли вы здоровый образ жизни”

Диагностика физической подготовленности детей, их физического развития;

Изучение методической литературы по данной теме.

2 этап : Основной. Организация работы над проектом :

Освоение алгоритма создания проекта ;

Составление плана работы с родителями;

Консультирование родителей по темам : “Нетрадиционные средства оздоровления детей” , “Как избежать искривления осанки. Правильная осанка”, , “Пальчиковая гимнастика в системе оздоровления детей” , “Методические рекомендации по применению аромотерапии, фитотерапии, витаминотерапии в образовательном учреждении и семье” ; «Гимнастика для глаз» .

Проведение семинара – практикума для родителей и детей по теме : “Учимся дышать правильно” (февраль) ;

Составление плана совместных бесед с родителями;

Организация спортивного развлечения с активным участием родителей по теме : “В гости к Бабе-Яге за молодильными яблоками” (январь) ;

Привлечение родителей к поиску нужной информации в методической литературе, журналах, Интернете и распространение ее среди других родителей;

Повторная диагностика физического состояния детей на конец учебного года.

3 этап : Заключительный. Практическая деятельность по решению проблемы :

Выступление с анализом проделанной работы на педагогическом часе;

Презентация деятельности на общем родительском собрании по теме : “Здоровье – главная ценность в жизни”;

Презентации плакатов, как вида агитации и пропаганды здорового образа жизни ;

Выпуск стенгазеты «Родительский вестник» с рубрикой : “Использование здоровьесберегающих технологий в нашей семье” ;

Обмен опытом семейного воспитания по внедрению здоровье сберегающих технологий в средствах массовой информации;

Постановка новой проблемы, разработка нового мини проекта на основе приобретенного опыта по теме : “Организация здоровьесберегающей предметной среды в семье” .

1. Организовать анкетирование родителей по теме : “Ведете ли вы здоровый образ жизни ?” Помочь родителям оценить свой образ жизни, осознать ценность здоровья

Воспитатели

2. Провести диагностику физической подготовленности детей, их физическое развитие. Познакомить родителей с физическим развитием и физической подготовленностью их ребенка.

Представить заключение осмотра врачами-специалистами АМГ «Центр физического здоровья » . Инструктор по физической культуре

3. Изучить методическую литературу. Изучить методическую литературу для последующего использования ее в работе с родителями Все участники проекта

4. Составить план работы с родителями по формированию у детей здорового образа жизни . Выбрать наиболее эффективные приемы работы с родителями по формированию у детей здорового образа жизни . Все участники проекта

5. Подготовить консультации по темам :

“Нетрадиционные средства оздоровления детей” ,

“Как избежать искривления осанки”,

“Пальчиковая гимнастика в системе оздоровления детей” ,

«Комплексы упражнений для профилактики плоскостопия»

щими технологиями .

Научить родителей проводить пальчиковые игры,

коррекционные упражнения. Все участники проекта

6. Составить план бесед по данной теме. Выявить степень заинтересованности родителей, помочь выбрать здоровьесберегающие технологии для конкретной семьи . Инструктор по физической культуре,

Воспитатели

7. Привлечь родителей к поиску информации в журналах, Интернете. Вызвать желание самостоятельно получать знания и обмениваться ими. Инструктор по физической культуре,

Воспитатели

Предполагаемый результат

Родители становятся единомышленниками с педагогами ДОУ;

Изменение отношения детей к сохранению своего здоровья ;

Активное участие родителей в стенгазете “Родительский вестник”, рассказывающий о практическом опыте использования здоровьесберегающих технологий в семье ;

Создание в семье медиатеки , включающей развивающие и обучающие программы, аудио – видео кассет, дисков с записями учебных фильмов, мультфильмов для удовлетворения интересов детей, образования взрослых членов семьи .

Участие родителей в составлении памяток, призывающих использовать здоровьесберегающие технологии в семье .

Публикации по теме:

Для детей любого возраста самое главное - здоровье, а как правило здоровье закладывается с детства. Я решила взять на заметку все,что связано.

Девиз «Через движения и игру – к лучшей жизни!» Цель: повысить эффективность работы с родителями по оздоровлению детей; сформировать потребность.

Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ Основная задача дошкольных образовательных учреждений подготовить ребёнка.

25 ноября в МБДОУ № 3 прошел педагогический совет №2 по теме «Эффективное внедрение современных технологий и методов развития связной речи.


Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.


Здоровый образ жизни Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.


Здоровый образ жизни: благоприятное социальное окружение; духовно-нравственное благополучие; оптимальный двигательный режим (культура движений); закаливание организма; рациональное питание; личная гигиена; отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ); положительные эмоции.


Здоровьесберегающая образовательная технология - система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования: обучающихся, их родителей, педагогов и других участников образовательного процесса. (О.В. Петров)


Основные компоненты здоровьесберегающих технологий Аксиологический – педагогический процесс направляется на формирование ценностно – ориентированных установок на здоровье Гносеологический – приобретение необходимых для здоровьесбережения знаний и умений, познания себя Здоровьесберегающий – формирование системы гигиенических ценностей и установок, необходимых для нормального функционирования организма (режим дня, режим питания, чередование труда и отдыха, предупреждение вредных привычек, психогигиена и психопрофилактика) Эмоционально – волевой – проявление психологических механизмов, положительные эмоции, которые обеспечивают функционирование личности в обществе Экологический – рассмотрение природной среды как предпосылки здоровья личности Физкультурно – оздоровительный – владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии


Функции здоровьесберегающей технологии: формирующая: осуществляется на основе биологических и со­циальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуаль­ные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде; информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни; диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и на­ правленность действий педагога в соответствии с природными возможностя­ми ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивиду­альное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком; адаптивная: воспитание у учащихся направленности на здравотворчество, здоровый образ жизни, оптимизировать состояние собственного организма и повысить устойчивость к различного рода стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает адаптацию школьников к социально-значимой деятельности. рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами. интегративная: объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.


Типы технологий Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания) Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия) Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла) Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.) Выделенные технологии могут быть представлены в иерархическом порядке по критерию субъектной включенности учащегося в образовательный процесс: Внесубъектные:технологии рациональной организации образовательного процесса, технологии формирования здоровьесберегающей образовательной среды, организация здорового питания (включая диетическое) и т.п. Предполагающие пассивную позицию учащегося: фитотерапия, массаж, офтальмотренажеры и т.п. Предполагающие активную субъектную позицию учащегося различные виды гимнастки, технологии обучения здоровью, воспитание культуры здоровья.


Классификация здоровьесберегающнх технологий 1.По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные). 2.По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитаоно- гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекциидевиантного поведения); психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).


К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие здоровый образ жизни.


Анализ проведения урока с позиции здоровьесбережения 1. обстановка и гигиенические условия в классе 2. число видов деятельности (норма 4-7 видов за урок) 3. средняя продолжительность и частота чередования различных видов деятельности (ориентировочная норма 7-10 минут) 4. чередование видов преподавания (норма – не позже чем через 10 – 15 минут) 5. наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации деятельности обучающихся 6. место и длительность применения технических средств обучения 7. позы обучающихся, чередование поз обучающихся 8. физкультминутки (не менее одной через 15 – 20 минут) 9. наличие у обучающихся мотивации к учебной деятельности


10. наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем, обеспечение собственной безопасности и безопасности окружающих людей 11. психологический климат на уроке 12. наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов, комментариев и так далее 13. плотность урока, то есть время затраченное на учебную работу (не менее 60% времени, но не более 75-80%) 14. наблюдение за наступлением момента утомления и снижения у обучающихся учебной активности, поиск приемов и методов для снятия утомления, наблюдение за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы 15. темп и особенности окончания урока: - быстрый темп, «скомканный» (негативное влияние) - спокойное завершение урока (позитивное влияние) - задержка обучающихся после звонка на перемене (внимание рассеивается, неэффективное завершение урока)



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...