Алапаевские мученики. Зверское убийство романовых в алапаевске

Священнослужитель из Белогорского монастыря игумен Серафим незадолго до гибели Романовых пообещал княгине Елизавете Фёдоровн е, что похоронит её по-христиански в Иерусалиме. И сдержал своё обещание, чудом сумев вывезти тела убитых Романовых из охваченной гражданской войной страны.

Весна 1918 года. Практически все Романовы высланы на Урал. Членов царской семьи постоянно перевозят с места на место. Решение по их дальнейшей судьбе всё никак не принимается. Царь, его жена, дети и ближайшие слуги находятся под арестом в доме Ипатьева. Большевики решают «рассредоточить» Романовых и увозят других представителей династии в Алапаевск.

Игумен Серафим. Фото: из личного архива Ксении Шиловой, директора Музея-школы имени Императрицы Александры Феодоровны

Сначала всем арестованным Романовым выдали удостоверения личности с правом передвижения по Алапаевску. Представители династии могли ходить в церковь, гулять, вести переписку, даже разбили собственный садик. Но скоро всё изменилось. 12 июня было объявлено о «побеге» великого князя Михаила Александровича — на самом деле Романов был убит сотрудникам ЧК и милиции. Большевики использовали это обстоятельство для ужесточения режима заключения Романовых. У узников конфисковали всё имущество, запретили выходить за пределы Напольной школы, где их разместили, как в тюрьме. В ночь на 17 июля в доме Ипатьева была расстреляна царская семья. В ночь на 18 июля Романовых, заключённых в Алапаевске, увезли в неизвестном направлении. На следующее утро большевики сообщили, что Романовы были выкрадены бандой белогвардейцев. На самое деле узников отвезли на заброшенную шахту рудника Нижняя Селимская. Там их убивали ударами обухом топора по голове и сбрасывали на дно шахты. Чтобы замести следы, шахту забросали гранатами и засыпали землёй. Но, когда останки Романовых были всё-таки обнаружены, оказалось, что не все погибли моментально — многие после падения остались живы и медленно умирали от полученных травм и голода.

По преданиям, ещё несколько дней из шахты доносилось пение молитв.

В сентябре 1918 года в Алапаевск вошла армия адмирала Колчака . По его поручению начались поиски следов пропавших Романовых. В октябре тела были найдены. Обнаружить место погребения помогла случайно оброненная одним из великих князей фуражка.

Все погибшие в шахте были причислены к лику святых Русской православной церковью за границей. РПЦ причислила к лику святых только великую княгиню Елизавету Фёдоровну — основательницу Марфо-Мариинской обители в Москве — и её келейницу, инокиню Варвару.

Здесь началась другая история — обещания, данного великой княгине пермским монахом.

Белогорский монастырь — одна из самых знаменитых достопримечательностей Пермского края (его ещё называют «Уральский Афон»), насчитывающая более чем 100-летнюю историю. Расположенная на живописной возвышенности, обитель повидала многое: торжественное открытие, большевистский гнёт и долгожданное возрождение.

Игумен Серафим (Георгий Кузнецов). Фото: Журнал «Православная беседа»

С августа 1918 года по январь 1919 года здесь было расстреляно и замучено 34 священнослужителя.

(Георгий Кузнецов) родился 3 августа 1875 года в купеческой семье в городе Чердыни Пермской губернии. Там до сих пор сохранился скромный деревянный дом его семьи. В почти 20 лет, будучи совсем подростком, молодой человек решил поехать на Афон, но, по велению судьбы, попал на Белую Гору.

Уже в 1897 году Георгий Кузнецов начал служение в монастыре. В 1902 году был пострижен в монахи.

«Всех, кто знакомится с Белогорским монастырём, личность игумена Серафима неизменно восхищает и поражает! Воспитанный на православной уральской земле, этот человек воплощает лучшие черты чердынца — горячее сердце, крепкую веру, беззаветное служение Богу и непоколебимую верность православному царю», — рассказывает Ксения Шилова, директор Музея-школы имени императрицы Александры Феодоровны.

Пророческое пожелание

Несколько раз Серафим приезжал в Москву, где познакомился с княгиней Елизаветой. Фото: Журнал «Православная беседа»

Во время Первой мировой войны уралец уехал добровольцем на фронт, служил военным священником. Несколько раз приезжал в Москву, где познакомился с княгиней Елизаветой Фёдоровной — человеком глубоко православным. Внучка английской королевы, дочь герцога Гессен-Дармштадского , она приняла православие не в угоду своему русскому мужу, а потому, что была восхищена богатством его духовного содержания. Елизавета Фёдоровна была настолько великодушна, что нашла в себе силы посетить убийцу своего мужа в тюрьме — и простить его. В 1914 года она отправляется в паломническую поездку на Урал, где снова встречается с игуменом Серафимом.

Позже судьба опять свела игумена и княгиню: предвидя страшный исход, игумен ещё в 1917 году едет в Москву и предлагает вывезти её в Алапаевск, где у него есть хорошие связи в старообрядческом поселении. Но Елизавета Фёдоровна отказывается, боясь, что её побег вызовет репрессии в отношении её родных.

В мае 1918 года Елизавету Фёдоровну арестовали и выслали в Пермь. Уже оттуда её перевезут в Алапаевск — тот самый город, который когда-то мог стать для неё спасением.

Согласно историческим документам, во время последней встречи с ней Серафим предложил княгине укрыться от большевиков в убежище рядом с Белогорским монастырём. Но Елизавета Фёдоровна отказалась, внезапно попросив игумена похоронить её по-христиански в Иерусалиме.

Слова княгини оказались пророческими. В июле 1918 года большевики под Алапаевском заживо похоронили в заброшенной шахте членов дома Романовых и их близких, в том числе Елизавету Фёдоровну.

Дорога до Иерусалима

Весть о пропаже и возможной гибели потрясла священнослужителя, который во что бы то ни стало решил отыскать останки Романовых. Только с приходом белых войск Серафим попал на место трагедии. Он сам лично участвовал в поисках и извлечении тел со дна шахты.

«В условиях разгоревшейся гражданской войны на Урале игумен увёз из Алапаевска семь гробов с останками святых мучеников. Его подвиг длился два года — можно себе представить, каким опасностям подвергался игумен Серафим, вывозивший святыню из России, охваченной пожаром революции, — через Китай до Иерусалима!» — восхищается Ксения Шилова.

Транспортировка под палящим солнцем, столкновения с красноармейцами, томительные ожидания — Серафим выдержал все эти мучения ради обещания, которое он дал княгине. Членов царской семьи похоронили в Пекине. А местом последнего упокоения для Елизаветы стал храм Святой равноапостольной Марии Магдалины в Иерусалиме, построенный великим князем Сергеем Александровичем Романовым.

Надгробие игумена Серафима в Иерусалиме. Фото: Журнал «Православная беседа»

Сам игумен Серафим до конца жизни остался в Иерусалиме. Ему был отведён небольшой участок поблизости от часовни, где позже он построил себе домик. Чердынец продолжал нести службу, постоянно молился, а также переписывался со своими знакомыми в России. 7 марта 1959 уральский священник скончался, так и не вернувшись обратно на родину.

18 июля 1918 года в Алапаевске красными сатанистами были зверски убиты члены Императорской Семьи и их верные слуги

С 20 мая 1918 года в Алапаевске содержались и в ночь с 17 на 18 июля были зверски убиты члены Императорской Семьи Романовых: Великий Князь Сергей Михайлович, Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна, Князья императорской крови Константин Константинович, Иоанн Константинович, Игорь Константинович, Князь Владимир Палей, Фёдор Ремез (управляющий делами В. К. Сергея Михайловича) и инокиня Варвара (Яковлева), келейница В. К. Елизаветы Фёдоровны. Здесь речь в основном пойдет о четырех жертвах той гнусной расправы. .

В апреле 1918 года, на третий день Пасхи, когда Церковь празднует память Иверской иконы Божией Матери, Великую Княгиню Елизавету Федоровну арестовали и немедленно вывезли из Москвы. В этот день святейший Патриарх Тихон посетил Марфо-Мариинскую обитель, где служил Божественную Литургию и молебен. После службы Патриарх до четырех часов дня находился в обители, беседовал с настоятельницей и сестрами. Это было последней благословение и напутствие главы Российской Православной Церкви перед крестным путем Великой Княгини на Голгофу.

Почти сразу после отъезда Патриарха Тихона к обители подъехала машина с комиссаром и красноармейцами-латышами. Великой Княгине Елизавете Федоровне приказали ехать с ними. На сборы дали полчаса. Настоятельница успела лишь собрать сестер в церкви святых Марфы и Марии и дать им последнее благословение. Плакали все присутствующие, зная, что видят свою Мать и Настоятельницу в последний раз. В.К. Елизавета Федоровна благодарила сестер за самоотверженность и верность и просила отца Митрофана не оставлять обители и служить в ней до тех пор, пока это будет возможным.

С Великой Княгиней поехали две сестры — Варвара Яковлева и Екатерина Янышева. Перед тем как сесть в машину, настоятельница осенила всех крестным знамением.

Узнав о случившемся, Патриарх Тихон пытался через различные организации, с которыми считалась новая власть, добиться освобождения Великой Княгини. Но старания его оказались тщетными. Все члены Императорского Дома были обречены.

Великую Княгиню Елизавету Федоровну и ее спутниц направили по железной дороге в Пермь.

Последние месяцы своей жизни Великая Княгиня провела в заключении, в школе, на окраине города Алапаевска, вместе с Великим Князем Сергеем Михайловичем (младшим сыном Великого Князя Михаила Николаевича, брата Императора Александра II), его секретарем — Федором Михайловичем Ремезом, тремя братьями — Князьями Императорской крови Иоанном, Константином и Игорем (сыновьями Великого Князя Константина Константиновича) и Князем Владимиром Палеем (сыном Великого Князя Павла Александровича). Конец был близок. Матушка-настоятельница готовилась к этому исходу, посвящая все время молитве.

Сестер, сопровождающих свою настоятельницу, привезли в Областной совет и предложили отпустить на свободу, но обе умоляли вернуть их к Великой Княгине. Тогда чекисты стали пугать их пытками и мучениями, которые предстоят всем, кто останется с ней. Варвара Яковлева сказала, что готова дать подписку даже своей кровью, что желает разделить судьбу с Великой Княгиней. Так крестовая сестра Марфо-Мариинской обители Варвара Яковлева сделала свой выбор и присоединилась к узникам, ожидавшим решения своей участи.

Глубокой ночью 5 (18) июля 1918 г., в день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, Великую Княгиню Елизавету Федоровну вместе с другими членами Императорского Дома бросили в шахту старого рудника. Когда озверевшие палачи сталкивали великую княгиню в черную яму, она произносила молитву: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят». Затем чекисты начали бросать в шахту ручные гранаты. Один из крестьян, бывший свидетелем убийства, говорил, что из глубины шахты слышалось пение Херувимской. Ее пели Новомученики Российские перед переходом в вечность. Скончались они в страшных страданиях, от жажды, голода и ран.

Великая Княгиня упала не на дно шахты, а на выступ, который находился на глубине 15 метров. Рядом с ней нашли тело Князя Иоанна Константиновича с перевязанной головой. Вся переломанная, с сильнейшими ушибами, она и здесь стремилась облегчить страдания ближнего. Пальцы правой руки Великой Княгини и инокини Варвары оказались сложенными для крестного знамения...


Святая мученица Великая Княгиня Елисавета Федоровна и ее тело, извлеченное из Алапаевской шахты (октябрь 1918)

Иже херувимы... Великой Княгине Елизавете

Таяла летняя ночь над Уралом,
Лес просыпался от пения птиц…
Элла крестилась и все повторяла:
«Боже, помилуй безумных убийц».

Над головою сплетались ветвями
Старые сосны, блестела роса.
Полюбоваться б земными цветами,
Но завязали тряпицей глаза.

Кто-то с размаха ударил прикладом,
Ликом упала в истоптанный мох,
Встать попыталась, как крин после града, —
В спину уперся пудовый сапог.

В шахту столкнули живой хладнокровно.
Следом за нею — Варвару, князей.
Рвали тела острозубые бревна.
Смерть приготовилась к встрече гостей.

Вздрогнули много видавшие ели
Под небосводом багрово-седым.
Будто не люди, а ангелы пели
Песнь Херувимскую гласом осьмым.

Искупительная жертва. Алапаевск 1918 год

В 1995 г. на месте гибели мучениц был основан Алапаевский во имя Новомучеников Российских мужской монастырь. В 1981 г. В. К. Елисавета Феодоровна и инокиня Варвара в составе Собора новомучеников Российских были канонизированы Русской Православной Церковью Заграницей.

1 и 2 мая 1982 г., в праздник святых Жен-Мvроносиц, состоялось перенесение мощей Великой Княгини Елисаветы Федоровны и инокини Варвары из крипты в ц. Марии Магдалины; в настоящее время две гробницы из белого мрамора с иконами преподобномучениц находятся у алтаря храма.

Монастырь Марии Магдалины в Иерусалиме,
где нашли покой Великая Княгиня Елизавета Федоровна и инокиня Варвара



Так выглядит шахта, в которую были сброшены тела убиенных, сегодня


______________________________
См. тж. М. А. Земляниченко. Великая княгиня Елизавета Федоровна — путь к лику святых . Симферополь, 2005.

* * *

Князь Владимир Палей

Его короткий жизненный путь (1897-1918) явно отмечен Провидением. Князь Владимир Палей принадлежал к высшему слою русской аристократии. Он был сыном Великого Князя Павла Александровича, внук Александра II, поручик Лейб-Гвардии Гусарского полка.

Такая смерть — не случайность, а знамение. Летом 1918 года на Урале (Екатеринбург, Алапаевск, Пермь) неисповедимым Промыслом Божиим для принятия мученической кончины был собран царственный цвет русской нации. Все встретили смертный час с мужеством и достоинством, подобающим роду царей. И какова бы ни была дальнейшая история нашего народа и Отечества, кончина Царственных Мучеников, их родственников и близких для каждого разумного человека будет не только образом безпримерной народной трагедии, но и светлым образом величайшего благородства, чести, незапятнанной совести, засвидетельствованных перед всем миром. Ныне исполняется 98 лет их отшествия из нашего мира.

Владимир Палей прожил столько, сколько было угодно Богу, 21 год.

Как ты жалка и окровавлена,
Моя несчастная страна!
Ты от позора не избавлена!
Ты в эти дни коснулась дна...

Терзают нас часы недужие
Нигде не видно берегов
И в горести враги наружные,
Добрее внутренних врагов.

В страницу славы непочатую
Вонзились грязные мечи —
И перед Родиной распятою
Одежды делят палачи.

И длится страшное видение,
Блестит смертельная коса..
О, где же Бог?.. Где Провидение?!..
О, Как безмолвны небеса!!!

* * *

Портрет Князя императорской крови Иоанна Константиновича Романова (1886-1918) — флигель-адъютанта (1908 г.), штабс-ротмистра лейб-гвардии Конного полка.


Рядом с Зимним дворцом на берегу Невы стоит Мраморный дворец (архитектор А. Ринальди), построенный Екатериной II для Григория Орлова, он стал домом для многочисленного семейства Великого Князя Константина Константиновича Романова и его жены Елизаветы Маврикиевны. В семье было девять детей: шесть сыновей и три дочери. Все дети воспитывались в строгости и религиозном духе. Великий Князь Константин Романов, внук императора Николая I, на военной службе состоял с 1876 года, участник русско-турецкой войны 1877-1878 гг., командир лейб-гвардии Преображенского полка, созданного Петром I, генерал-инспектор (с 1910 г.) военных учебных заведений. Великий Князь был одаренным поэтом и печатал свои стихи под скромным псевдонимом К. Р.

Любовь к родной поэзии прививалась детям. В домашнем кругу показывали туманные картины из произведений Пушкина. Для старших детей профессор П. К. Кульман, филолог и историк русской литературы проводил «четверги» — литературные чтения. Допускались на них и младшие дети. Читалось вслух множество произведений русских классиков: Тургенева, Аксакова, Пушкина, Гоголя, Чехова и других писателей. Все рассаживались вокруг круглого стола и радостно объявляли: «Мы слушаем! Мы слушаем!» В камине потрескивали дрова, было тепло и уютно. Они как бы узнавали в прочитанном свой родной русский мир.

Отец семейства был истинно русским и православным человеком, в таком духе воспитывал он и своих детей. Желание отца было повезти своих детей не в Павловск, не в Крым, а в простую русскую деревню или в монастырь. Великий Князь Константин Константинович в 1887 году побывал в Оптиной пустыни и в этой обители беседовал в скиту со старцем Амвросием. А в 1901 году он нашел сдававшуюся внаем усадьбу в селе Нижние Прыски, находившуюся близ Оптиной Пустыни, ему хотелось, чтобы и его дети могли побывать в Оптиной обители, в скиту, помолиться на службах, посмотреть на монастырский быт. В мае вся семья приехала в Прыски.

Встречать Великих Князей в монастырях полагалось с особенной торжественностью и при колокольном звоне, но Великий князь попросил настоятеля не делать этого. Поэтому торжественных встреч не было, но в колокола все же звонили. Дети с удовольствием стояли на оптинских службах, видели монашеский постриг, старец Иосиф благословлял всех членов семьи. В деревне детям была дана свобода: они играли с деревенскими мальчишками, ходили в лес, в поле, на сенокос и чувствовали себя как дома. В царской семье, членами которой являлись Великие Князья, к обучению детей относились серьезно. Занятий было много, за поведением следили строго. Большое внимание уделялось языкам. Дети должны были чисто говорить по-русски, не примешивая иностранных слов.

Князь императорской крови Иоанн Константинович Романов родился 23 июня 1886 года в Павловске под Санкт-Петербургом. Он был первенцом в семье, его ласково называли Иоаннчик. Отец посвятил ему чудесную колыбельную в которой угадал судьбу своего старшего сына:

Спи в колыбели нарядной,
Весь в кружевах и шелку,
Спи, мой сынок, ненаглядный,
В теплом своем уголку!..

В тихом безмолвии ночи
С образа, в грусти святой,
Божией Матери очи
Кротко следят за тобой.

Сколько участья во взоре
Этих печальных очей!
Словно им ведомо горе
Будущей жизни твоей.

Князь Иоанн Константинович окончил в 1907 году Николаевское кавалерийское училище, служил штабс-ротмистром лейб-гвардии Конного полка, затем флигель-адьютантом Его Императорского Величества. Когда началась первая мировая война, как настоящий патриот ушел на фронт. На войну отправились все сыновья Вел. Кн. Константина Константиновича. Младший из братьев Олег не без гордости писал в своем дневнике: «Мы все пять братьев идем на войну со своими полками, Мне это страшно нравится, так как это показывает, что в трудную минуту Царская Семья держит себя на высоте положения. Пишу и подчеркиваю это, вовсе не желая хвастаться. Мне приятно, мне только радостно, что мы Константиновичи, все впятером на войне.» В сентябре 1914 года от тяжелого ранения скончался князь Олег. Вся семья очень тяжело перенесла эту потерю, не зная еще, что после октябрьского политического переворота 1917 года для них наступят более страшные времена.

Князь Иоанн Константинович был женат на Елене Петровне княжне Сербской, дочери сербского короля Петра I , принадлежавшего к династии Карагеоргиевичей. Брат Елены Петровны Александр в 1921 году взошел на сербский престол. Александр много помогал русским эмигрантам. Из всех европейских стран, Сербия единственная предоставила им режим наибольшего благоприятствования и поэтому стала одним из крупнейших эмигрантских центров русского зарубежья. Во время 1-й мировой войны Елена Петровна организовала на свои средства санитарный поезд и по примеру многих женщин царского рода отправилась с ним на фронт.

После захвата власти в 1917 году в России большевиками положение семьи резко ухудшилось. Большинство членов Императорской фамилии Романовых продолжало оставаться в Петрограде. С них была взята подписка о невыезде. В начале 1918 года епископом Ладожским Мелхиседеком (Паевским) в Иоанновском женском монастыре Санкт-Петербурга совершены были диаконская (3 марта), а затем священническая (10 марта) хиротонии, пожелавшего принять сан Князя Иоанна Константиновича.

Будучи человеком высокой духовной настроенности, Иоанн Константинович выделялся молитвенностью даже в кругу своей очень религиозной семьи. Он был милостив, чуток и отзывчив, нищелюбив, много помогал бедным. Император Николай II, зная глубокую религиозность князя Иоанна, часто посылал его в качестве своего представителя на духовные торжества. Любя церковное пение, князь Иоанн был регентом в церкви Павловского дворца. Хор исполнял песнопения русских композиторов: Чайковского, Балакирева, Глинки, Бахметьева. Он пел, а также иподьяконствовал в Иоанновском монастыре, а уже после принятия сана в ссылке пел на клиросе в Вятском Александро-Невском соборе.

По декрету большевиков от 26 марта 1918 года князь Иоанн вместе с братьями Константином и Игорем после регистрации вскоре были высланы из Петрограда в Вятку, затем в Екатеринбург, а 20 мая они прибыли в город Алапаевск. Здесь в заточении в Напольной школе князья находились два месяца. Вместе с Князем Иоанном выехала жена. Маленьких детей Всеволода и Екатерину оставили на попечение свекрови в красном Петрограде. Уже из Алапаевска Елена Петровна уехала в начале июня в Екатеринбург хлопотать об освобождении мужа. Узнав, что алапаевские узники переведены на тюремный режим содержания тотчас решила возвратиться, но большевики не допустили этого, ибо Романовы были приговорены. Ее же, сохранявшую подданство Королевства Сербии, лишить жизни опасались. В Екатеринбурге она была арестована и препровождена в тюрьму города Перми и содержалась там вместе с приближенными Царской Семьи А. В. Гендриковой и Е. А. Шнайдер. В Перми фрейлины императрицы Александры Федоровны были зверски убиты, а Елена Петровна спаслась лишь по чистой случайности. Через ходатайства атташе иностранных посольств она была освобождена и выехала в Швецию.

Князь Иоанн Константинович вместе с родными братьями, алапаевскими узниками, принял мученическую кончину 18 июля 1918 года. Брошенный живым в шахту, он упал рядом с Великой Княгиней Елисаветой Федоровной, при жизни земной с которой был в близком духовном родстве. С нею они по очереди читали молитвы, уповая на Господа в Напольной школе. В темной сырой шахте Святая Елисавета перевязывала израненную голову князя Иоанна тканью апостольника.

28 сентября 1918 года в Алапаевск вступили части Белой армии, алапаевская следственная комиссия установила место злодеяния, и с 7 по 11 октября из шахты были извлечены тела алапаевских мучеников. Временным местом упокоения Князей Романовых стал склеп с южной стороны от алтаря Свято-Троицкого собора в Алапаевске. 14 июля 1919 года тела вывезли отступающие части Белой Армии в Сибирь, а затем в Китай. Захоронение произвели в апреле 1920 года при храме святого Серафима Саровского в Пекине. Русской Православной Церковью Зарубежом 1 ноября Князь Иоанн причислен к лику Новомучеников Российских. (

Кто такие алапаевские мученики? Это члены царской династии Романовых, убитые большевиками в ночь на 18 июля 1918 года. А предвестниками этой трагедии стали такие события, как отречение от власти императора Николая II и Февральская революция. Именно последняя ликвидировала всю символика царствующего до этого 300 лет дома Романовых. Затем в октябре 1917 года произошёл Октябрьский переворот. К власти в России пришла партия большевиков. Им Романовы тоже были не нужны, даже наоборот, они представляли опасность для людей, разогнавших Учредительное собрание и захвативших власть силовым путём.

Поэтому лидеры большевистской партии решили убрать Романовых подальше от Петрограда и Москвы. Выбор пал на Урал, где позиции большевиков были достаточно сильные, а Екатеринбург считался красной столицей Урала.

Наибольшую опасность для новой власти представлял великий князь Михаил Александрович . Именно в его пользу 2 марта 1917 года отрёкся Николай II. Но Михаил заявил, что примет верховную власть лишь в том случае, если на то будет воля народа, выраженная через Учредительное собрание. То есть формально он считался императором Михаилом II, а отстранить его от власти или, наоборот, утвердить, могло только Учредительное собрание, которое большевики разогнали 5 января 1918 года.

Великий князь жил в своём имении в Гатчине, и 9 марта советское правительство постановило выслать его в Пермь. После этого в город Вятку в последних числах марта выслали детей великого князя Константина Константиновича (умер в 1915 г.) Иоанна, Константина и Игоря, а также великого князя Сергея Михайловича и сына великого князя Павла Александровича от морганатического брака Владимира Павловича.

По прошествии месяца всех этих представителей дома Романовых (кроме Михаила Александровича) собрали в Екатеринбурге. Также 30 апреля 1918 года в город привезли Николая II и его семью. А 7 мая 1918 года была арестована в Москве великая княгиня Елизавета Фёдоровна (жена убитого террористами в 1905 году великого князя Сергея Александровича и родная сестра русской императрицы Александры Фёдоровны).

Великая княгиня Елизавета Фёдоровна после гибели мужа занималась подвижничеством

Надо сказать, что Елизавета Фёдоровна, после трагической гибели мужа, организовала Марфо-Мариинскую обитель милосердия. В её задачу входило оказывать людям духовно-просветительскую и медицинскую помощь. В обители находились больница, аптека, причём большая часть лекарств выдавалась бесплатно. Сама Елизавета Фёдоровна жила в обители, ухаживала за больными, трудилась наравне с сёстрами обители и часто посещала беднейшие кварталы Москвы, где оказывала посильную помощь малоимущим.

По инициативе этой женщины в 1915 году была создана мастерская по изготовлению протезов. В 1916 году великая княгиня лично контролировала проект по созданию протезного завода в Москве. Когда началась революция, Елизавета Фёдоровна отказалась покинуть Россию и продолжила свою подвижническую деятельность. И вот этого человека арестовали чекисты по личному приказу Дзержинского. Причём арестовали на третий день после Пасхи, во время празднования Иверской иконы Божьей матери. За женщину вступился патриарх Тихон, но его заступничество не помогло.

Прибыла великая княгиня в Свердловск вместе с келейницей Варварой Яковлевой и монахиней Екатериной Янышевой. Эти женщины не захотели оставлять Елизавету Фёдоровну одну и последовали вместе с ней на Урал. Разместили вновь прибывших вначале в женском православном Ново-Тихвинском монастыре. Но затем, несмотря на протесты, женщин оттуда выселили и поселили в гостинице «Атамановские номера», где жили мужчины дома Романовых.

Таким образом, в мае месяце в Екатеринбурге скопилось достаточно много представителей династии. Поэтому большевики великих князей и Елизавету Фёдоровну перевезли в город Алапаевск. Прибыли туда все эти люди 20 мая 1918 года. Теперь становится понятно, откуда произошло словосочетание «алапаевские мученики». Оно неразрывно связано с Алапаевском. Но почему мученики? Это уже связано с той смертью, которую они приняли.

Вокзал в Алапаевске, 1918 г.

Прибывших в Алапаевск представителей дома Романовых разместили в большом доме на окраине города и дали достаточно много прав. Великие князья получили возможность свободно ходить по городу, посещать церковь, вести переписку. Елизавета Фёдоровна много молилась и занималась вышиванием. Видимо в это время большевики ещё не решили, что им делать: убивать Романовых или оставлять в живых.

Однако политическая ситуация в стране накалялась. Росло недовольство народа разрухой, начали активизироваться силы, объединившиеся вскоре в белое движение. Любой из великих князей мог стать знаменем, символом в борьбе против большевиков. Всё это побудило руководителей большевистской партии принять решение о ликвидации Романовых. Но просто так убить известных людей нельзя: нужен повод. И такой повод быстро придумали.

Им стал так называемый побег великого князя Михаила Александровича в ночь с 12 на 13 июня 1918 года в городе Перми . В действительности же никакого побега не было. Князя и его секретаря Николая Николаевича Джонсона тайно похитили и убили. Осуществили это сотрудники пермского ЧК. Они вывезли князя и его секретаря в лес и там застрелили. Трупы закопали. Однако это преступление было представлено как умышленный побег. Какие-то неизвестные увезли пару, и та пропала.

Данный инцидент стал поводом для ужесточения режима будущих алапаевских мучеников. 21 июня у них конфисковали всё имущество, вплоть до одежды и обуви. Оставили только по одной паре ботинок да по две смены белья. Запретили свободное гуляние по городу и переписку. Выслали из города обслуживающий персонал великих князей и Екатерину Янышеву, которая приехала с Елизаветой Фёдоровной из Москвы. Также отлучили от Иоанна Константиновича его супругу, принцессу Сербскую Елену Петровну.

Эта женщина вместе с мужем приехала в Алапаевск и делила с ним все невзгоды. Но её после «побега» Михаила Александровича насильно увезли в Пермь. Там принцесса находилась под жёстким присмотром, пока не вмешались сербские и норвежские власти. После этого Елену Петровну переправили в Москву, а в декабре 1918 года она уехала в Стокгольм, оставив навсегда большевистскую Россию.

В ночь с 16 на 17 июля 1918 года были расстреляны в Екатеринбурге Николай II и его семья. А следующей ночью 18 июля пятеро князей, Елизавета Фёдоровна, её келейница Варвара Яковлева и управляющий делами Фёдор Семёнович Ремез пропали. Члены Алапаевского исполкома заявили, что их похитили белогвардейцы. Якобы они в 2 часа ночи напали на дом, где жили Романовы, и увезли их.

В сентябре 1918 года в Алапаевск вошли войска адмирала Колчака. Тут же было возбуждено расследование по факту смерти членов династии Романовых. Вскоре следователи выяснили все обстоятельства убийства этих людей. В злополучную ночь к дому, где жили Романовы, прибыла группа вооружённых лиц. Это были рабочие-большевики. Командовал ими Пётр Старцев.

Женщин и мужчин разбудили, связали им руки, завязали глаза и посадили в две подводы. Вывезли к заброшенным шахтам рудника Нижняя Селимская. Там возле одной из шахт подводы остановились. Жертв подвели к зияющей в земле дыре и сбросили вниз, предварительно ударив каждую обухом топора по голове. Затем в шахту бросили две гранаты, закидали досками, брёвнами и присыпали землёй.

Шахта была обнаружена, а тела подняты в течение четырёх дней с 21 по 24 октября . Выяснилось, что одни несчастные погибли мгновенно, а другие ещё жили несколько дней, пока не умерли от ран, жажды и голода. Крестьяне из ближайшей деревни рассказали, что из-под земли долго доносилось пение молитв. Получается, что людей сбросили вниз живыми, и некоторые из них долго мучились.

Пётр Старцев, который руководил убийством, был задержан и дал показания колчаковским следователям. Однако до наших дней дошло очень мало документов с фактами и свидетельскими показаниями. В этом виновата сама белая контрразведка, так как она многих соучастников убийства просто расстреляла без допросов.

Таким образом, большевиками были убиты без суда и следствия великая княгиня Елизавета Фёдоровна, её келейница Варвара Яковлева, великие князья Сергей Михайлович, Иоанн Константинович, Игорь Константинович, Константин Константинович, князь Владимир Павлович Палей и управляющий делами Фёдор Семёнович Ремез. Всего восемь человек. Это и есть алапаевские мученики, принявшие мученическую смерть и увековечившие тем самым свои имена.

Тела уложили в деревянные гробы, обитые изнутри кровельным железом. Выставили в церкви Алапаевска для прощания. 1 ноября останки захоронили в Свято-Троицком соборе. Там сделали специальный склеп у южной стороны алтаря. Вход в него заделали кирпичом. Но в июле 1919 года останки пришлось вывозить из города в результате наступления Красой армии. Отвезли их в товарном вагоне в Читу в сопровождении игумена Серафима и двух послушников.

В Читу останки прибыли 30 августа. Там их поместили в Покровский женский монастырь, но в марте 1920 года вывезли из города и отправили в Китай. Все финансовые вопросы по транспортировке гробов взяла на себя Мария Михайловна Семёнова, жена атамана Семёнова. Везли их до Пекина под охраной китайских солдат.

Великие князья и келейница Варвара, погибшие в Алапаевске

Когда тела были доставлены в Харбин, то их вскрыли для опознания в присутствии последнего царского посланника в Китае Николая Кудашева. С его слов все тела алапаевских мучеников были полностью разложившиеся, и лишь тело Елизаветы Фёдоровны осталось в целости и сохранности. Великая княгиня лежала в гробу, как живая, и даже на левой стороне лица сохранился большой кровоподтёк, видимо полученный при падении в шахту.

В Пекин гробы привезли 16 апреля 1920 года. Поместили их в одном из склепов на кладбище при церкви Серафима Саровского за городом, в 2 км от городской черты. Затем был устроен специальный склеп под амвоном церкви. Там и нашли покой алапаевские мученики. Но в ноябре 1920 года останки Елизаветы Фёдоровны и келейницы Варвары Яковлевой были вывезены в Иерусалим. Ещё в 1888 году великая княгиня, совершая паломничество в Святую Землю, изъявила желание быть там похороненной. И её желание было исполнено в 1920 году.

Что касается остальных шести тел, то в связи с политическими потрясениями и сменой власти в Китае, церковь была снесена. В настоящее время неизвестно, где находятся мужские останки. Их искали, но безрезультатно.

В мае 1981 года княгиня Елизавета и сестра Варвара были канонизированы Русской православной церковью за рубежом. В 1992 году Архиерейским собором они причислены к лику святых как преподобномученики, то есть ставшие жертвами своих соотечественников. А в 2009 году все алапаевские мученики были реабилитированы Генеральной прокуратурой России. Так закончилась эта долгая эпопея, начавшаяся в 1918 году .

В число лиц, убитых под Алапаевском, входят:

1. великая княгиня Елизавета Фёдоровна;
2. великий князь Сергей Михайлович;
3. князь императорской крови Иоанн Константинович;
4. князь императорской крови Константин Константинович (младший);
5. князь императорской крови Игорь Константинович;
6. князь Владимир Павлович Палей (сын великого князя Павла Александровича от его морганатического брака с Ольгой Пистолькорс);
7. Фёдор Семёнович (Михайлович) Ремез, управляющий делами великого князя Сергея Михайловича;
8. сестра Марфо-Мариинской обители Варвара (Яковлева), келейница Елизаветы Фёдоровны.

В ночь на 18 июля у здания Напольной школы в третьем часу ночи началась стрельба, взрывы гранат, по тревоге был поднят красноармейский отряд, который час провёл в оцеплении вокруг здания. Затем к ним вышел комиссар А. Смольников и сообщил, что белогвардейцы похитили князей на аэроплане. Алапаевским исполкомом незамедлительно была отправлена в Екатеринбург следующая телеграмма.

Военная Екатеринбург
Уралуправление

18 июля утром 2 часа банда неизвестных вооружённых людей напала напольную школу где помещались Великие Князья. Во время перестрелки один бандит убит и видимо есть раненые. Князьям с прислугой удалось бежать в неизвестном направлении. Когда прибыл отряд красноармейцев бандиты бежали по направлению к лесу. Задержать не удалось. Розыски продолжаются.

Алапаевский Исполком

Абрамов
Перминов
Останин

На основе данной телеграммы председатель Уральского областного совета А. Г. Белобородов 18 июля сделал по телеграфу донесение Я. М. Свердлову, М. С. Урицкому и Г. Е. Зиновьеву. 26 июля было опубликовано официальное сообщение о случившемся.

«Похищение князей»
Алапаевский исполком сообщает из Екатеринбурга о нападении утром 18-го июля неизвестной банды на помещение, где содержались под стражей бывшие великие князья Игорь Константинович, Константин Константинович, Иван Константинович, Сергей Михайлович и Палей. Несмотря на сопротивление стражи, князья были похищены. Есть жертвы с обеих сторон. Поиски ведутся.

Подпись: Председ. Областного Совета Белобородов

- «Известия Пермского Губернского Исполнительного Комитета Советов Рабочих, Крестьянских и Армейских депутатов», № 145

Утром 18 июля по городу были расклеены объявления, сообщающие что князья были похищены бандой белогвардейцев, в ходе перестрелки один из похитителей был убит и двое красногвардейцев легко ранены. О судьбе великой княгини Елизаветы Фёдоровны и её келейницы в официальных сообщениях не упоминалось. Официальные органы Алапаевска и Екатеринбурга провели расследование, которое не дало результатов. В августе 1918 года в Алапаевске была проведена продажа вещей князей, как без вести пропавших.

Это была всего лишь инсценировка, которая подтверждается документом «Стенограмма воспоминаний партактива Алапаевского района 1917-1918 гг.» (заседание проходило 6 января 1933 года и имело цель «сохранить для истории воспоминания о парторганизации большевиков Алапаевского района в период от Февральской революции 1917 года до 1921 года»). Согласно записанным в стенограмме воспоминаниям председателя Верхне-Синячихинского совета Е. Л. Серёдкина и председателя Чрезвычайной следственной комиссии Н. П. Говырина алапаевские узники были убиты, а затем было инсценировано их похищение.

В ночь на 18 июля под предлогом перевода заключённых из Алапаевска в Верхне-Синячихинский завод к зданию школы прибыла группа рабочих Невьянского и Верхне-Синячихинского заводов во главе с Петром Старцевым.

Из воспоминания Василия Рябова, одного из участников убийства:
«Мы вошли в здание, где содержались женщины, через незапертую дверь, разбудили их и сказали, чтобы те немедленно оделись, потому что их следовало увезти в безопасное место, потому что здесь они подвергались риску вооружённого налёта.

Они повиновались безропотно. Мы связали им руки за спину и потом завязали глаза, вывели их наружу и посадили в подводу, которая специально их ждала рядом со школой, и отправили к месту назначения.

Затем мы вошли в комнату, которую занимали мужчины. Мы сказали им то же, что и женщинам до того. Молодые великие князья Константиновичи и князь Палей также повиновались без всяких споров. Мы вывели их в коридор, завязали глаза, связали им руки за спиной и посадили в другую подводу. Мы уже ранее решили, что подводы будут двигаться порознь. Великий князь Сергей Михайлович был единственным, кто пробовал сопротивляться.»

Оказавшему сопротивление великому князю Сергею Михайловичу прострелили руку и также посадили в экипаж. Узников вывезли за город к одной из заброшенных шахт железного рудника Нижняя Селимская и после удара обухом топора по голове сбросили в шахту. Затем шахту забросали гранатами, завалили жердями, брёвнами и присыпали землёй. Когда позднее тела были извлечены из шахты, то обнаружили, что некоторые жертвы погибли практически моментально, а другие остались живы и после падения, умирая от голода и ран. Так, рана князя Иоанна, упавшего на уступ шахты возле великой княгини Елизаветы Фёдоровны, была перевязана частью её апостольника, а тело князя Палея было найдено в сидячем положении. Окрестные крестьяне рассказывали, что несколько дней из шахты доносилось пение молитв. Участник убийства вспоминает, что после того, как в шахту была брошена первая граната, оттуда раздалось пение тропаря Кресту: «Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».

Воспоминания председателя Верхне-Синячихинского Совета Е. Л. Серёдкина и председателя Чрезвычайной следственной комиссии Н. П. Говырина подтверждают установленный колчаковским следствием факт, что узники были сброшены в шахту живыми:
«Хотели спустить на дно, а на дно не попали, там был перестил, они там и остановились, в результате оказались живые. Мы хотели шахту взорвать, спустили перекселиновые…, но попали в воду. Для того, чтобы укокошить, нужно было что-то сделать, у меня были в шкафу бомбы, я дал ключ К…, чтобы он привез… /не слышно/. Потом так и зарыли. У меня в руках остался кошелёк с табаком князя…, хотел себе оставить, но потом думаю - привяжутся, бросил туда же.»

Спустя два месяца армия Колчака заняла Алапаевск. Сразу же началось расследование и поиск тел. В 20-х числах октября останки были извлечены из шахты. Несколько дней 8 гробов стояли в Кладбищенской (Екатерининской) церкви Алапаевска, над ними читали неусыпаемую псалтирь и служили панихиды, а после всенощной перенесли в Свято-Троицкий собор, где прошло отпевание.

Похоронили там же: к югу от алтаря сделали склеп.

В июне 1919 года, когда Красная Армия стала отвоевывать ранее сданные места, белые, отступая, решили забрать останки Романовых с собой. Склеп вскрыли, гробы через реку к железной дороге переправляли при помощи натянутого над водой троса.
Потом было длинное путешествие через Иркутск в Читу, а затем в Китай. Стояла жара, поезд по стране, охваченной гражданской войной, шел медленно… Сопровождал тела игумен Серафим с двумя послушниками...

Вышел в свет первый номер газеты «Московская правда».

СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ РСФСР
ДЕКРЕТ от 18 июля 1918 года
О НАРОДНОМ КОМИССАРИАТЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
(ПОЛОЖЕНИЕ)

1. Народный Комиссариат Здравоохранения является центральным медицинским органом, руководящим всем медико-санитарным делом Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.
2. На Народный Комиссариат Здравоохранения возлагается:
а) разработка и подготовка законодательных норм в области медико-санитарного дела;
б) наблюдение и контроль за применением этих норм и принятие мер к неуклонному их выполнению;
в) издание общеобязательных для всех учреждений и граждан Российской Социалистической Федеративной Советской Республики распоряжений и постановлений в области медико-санитарного дела;
г) содействие всем учреждениям Республики в осуществлении медико-санитарных задач;
д) организация и заведывание центральными медико-санитарными учреждениями научного и практического характера;
е) финансовый контроль и финансовое содействие в области медико-санитарной деятельности центральных и местных медико-санитарных учреждений;
ж) объединение и согласование медико-санитарной деятельности местных Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов.
3. Во главе Народного Комиссариата Здравоохранения стоит Народный Комиссар и его Заместитель, назначаемые Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов и Советом Народных Комиссаров на общих основаниях.
4. При Народном Комиссариате Здравоохранения образуется утверждаемая Советом Народных Комиссаров Коллегия, члены которой являются ответственными руководителями Отделов Комиссариата.
5. Комиссариат состоит из Отделов:
1) Военно-Санитарного, выполняющего задания Народных Комиссариатов по Военным и Морским Делам в области медико-санитарного дела;
2) Гражданской Медицины (земской и городской);
3) Страховой Медицины;
4) Школьно-Санитарного (учебно-медицинские учреждения, находящиеся в ведении Народного Комиссариата Просвещения);
5) Путей Сообщения с подотделами:
а) железнодорожным;
б) водных путей;
в) ветеринарным.
6. Для разработки научно-практических вопросов при Народном Комиссариате Здравоохранения образуется Ученый Медицинский Совет, согласно особого положения.
7. При Народном Комиссариате Здравоохранения учреждается на основании положения Центральный Медико-Санитарный Совет, при участии представителей рабочих организаций, как совещательный орган.
8. Все имущество, дела и кредиты медицинских управлений отдельных комиссариатов передаются в Народный Комиссариат Здравоохранения.
Примечание. Для практического проведения, объединения, а также для передачи имущества, дел и кредитов медицинских управлений отдельных комиссариатов создаются комиссии из представителей заинтересованных комиссариатов и Народного Комиссариата Здравоохранения.
9. На местах при местных Советах Рабочих и Крестьянских Депутатов организуются Медико-Санитарные Отделы, объединяющие все медицинское дело на началах настоящего Положения и на основании инструкций, издаваемых Народным Комиссариатом Здравоохранения.
10. В целях установления тесной связи с Медико-Санитарными Отделами Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов, Народным Комиссариатом Здравоохранения созываются периодические съезды названных Отделов.

Председатель
Совета Народных Комиссаров
В.УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Управляющий Делами
Совета Народных Комиссаров
В.БОНЧ-БРУЕВИЧ.

Белочехи захватили посад Мелекесс Самарской губернии (ныне город Димитровград Ульяновской области).

В тот же день в Алапаевске были убиты 6 содержавшихся там членов царской семьи, включая сестру расстрелянной днем ранее императрицы Александра и вдову московского генерал-губернатора Сергей Александровича Елизавету.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...