Александр Блок - поэт "Серебряного века". В истории становления истинной настоящей российской культуры "серебряный век" занимает одно из особых мест

Серебряный век – эпоха модернизма, запечатленная в русской литературе. Это период, когда новаторские идеи захватили все сферы искусства, в том числе и искусство слова. Хоть он и длился всего четверть века (начиная с 1898 года, заканчивая примерно 1922 годом), его наследие составляет золотой форд отечественной поэзии. До сих пор стихи того времени не теряют своей прелести и оригинальности, даже на фоне современного творчества. Как мы знаем, произведения футуристов, имажинистов и символистов стали основой многих известных песен. Поэтому чтобы разбираться в нынешних культурных реалиях, необходимо знать первоисточники, которые мы перечислили в этой статье.

Серебряный век ‑ один из главных, ключевых периодов русской поэзии, охватывающий период конца XIX ‑ начала XX века. Споры о том, кто же первый употребил данный термин, идут до сих пор. Некоторые считают, что «Серебряный век» принадлежит Николаю Авдеевичу Оцупу, известному критику. Другие склоняются к версии, что термин был введен благодаря поэту Сергею Маковскому. Но также существуют варианты относительно Николая Александровича Бердяева, известного русского философа, Разумникова Васильевича Иванова, российского литературоведа, и поэта Владимира Алексеевича Пяста. Но одно известно точно: определение было придумано по аналогии с другим, не менее важным периодом ‑ Золотым веком русской литературы.

Что касается временных рамок периода, то они условны, так как сложно установить точные даты зарождения Серебряного века поэзии. Начало обычно связывают с творчеством Александра Александровича Блока и его символизмом. Конец приписывают дате расстрела Николая Степановича Гумилева и смерти ранее упомянутого Блока. Хотя отголоски этого периода можно найти и в творчестве других известных русских поэтов ‑ Бориса Пастернака, Анны Ахматовой, Осипа Мандельштама.

Символизм, имажинизм, футуризм и акмеизм ‑ основные течения Серебряного века. Все они относятся к такому направлению в искусстве, как модернизм.

Основной философией модернизма служила идея позитивизма, то есть надежда и вера в новое ‑ в новое время, в новую жизнь, в становление новейшего/современного. Люди верили, что они рождены для чего-то высокого, у них есть свое предназначение, которое они должны воплотить. Теперь культура направлена на вечное развитие, постоянный прогресс. Но вся эта философия рухнула с приходом войн. Именно они навсегда изменили мировоззрение и мироощущение людей.

Футуризм

Футуризм ‑ одно из направлений модернизма, которое является составляющей частью русского авангарда. Впервые данный термин появился в манифесте «Пощёчина общественному вкусу», написанном членами петербургской группы «Гилея». В её состав входили Владимир Маяковский, Василий Каменский, Велимир Хлебников и другие авторы, которых чаще всего называли «будетляне».

Родоначальником футуризма считают Париж, но его основатель родом из Италии. Однако именно во Франции в 1909 году был издан манифест Филиппо Томмазо Маринетти, манкирующий место этого течения в литературе. Далее футуризм «дошёл» и до других стран. Маринетти сформировал взгляды, идеи и мысли. Это был эксцентричный миллионер, больше всего увлекающийся машинами и женщинами. Однако после аварии, когда мужчина несколько часов пролежал рядом с пульсирующим сердцем двигателя, он решил воспеть красоту индустриального города, мелодию грохочущего автомобиля, поэтику прогресса. Теперь идеалом для человека был не окружающий естественный мир, а именно урбанистический пейзаж, шум и рокот суетливого мегаполиса. Также итальянец восхищался точными науками и придумал сочинять стихи с помощью формул и графиков, создал новый размер «лесенку» и т.д. Однако поэзия его получалась чем-то вроде очередного манифеста, теоретического и безжизненного бунта против старых идеологий. С точки зрения художественности, прорыв в футуризме сделал не его основатель, а русский почитатель его открытия – Владимир Маяковский. В 1910 году новое литературное течение приходит в Россию. Здесь оно представлено четырьмя самыми влиятельными группами:

  • Московская группа «Центрифуга» (Николай Асеев, Борис Пастернак и т.д.);
  • Ранее упомянутая петербургская группа «Гилея»;
  • Петербургская группа «Московские эгофутуристы» под контролем издательства «Петербургский глашатай» (Игорь Северянин, Константин Олимпов и т.д.);
  • Московская группа «Московские эгофутуристы» под контролем издательства «Мезонин искусства» (Борис Лавренев, Вадим Шершеневич и т.д.).
  • Так как все эти группы имели огромное влияние на футуризм, он развивался неоднородно. Появились такие ответвления, как эгофутуризм и кубофутуризм.

    Футуризм повлиял не только на литературу. Огромное влияние он оказал и на живопись. Характерная черта таких полотен ‑ культ прогресса и протест против традиционных художественных канонов. Это течение соединяет в себе черты кубизма и экспрессионизма. Первая выставка состоялась в 1912 году. Тогда в Париже показали картины, на которых были изображены различные средства передвижения (автомобили, самолеты и т.п.). Художники-футуристы верили, что техника будет занимать лидирующие позиции в будущем. Основным новаторским ходом стала попытка изобразить движение в статике.

    Основные признаки данного течения в поэзии таковы:

    • отрицание всего старого: старого образа жизни, старой литературы, старой культуры;
    • ориентация на новое, будущее, культ изменений;
    • ощущение скорых перемен;
    • создание новых форм и образов, бесчисленные и радикальные эксперименты:
    • изобретение новых слов, речевых оборотов, размеров.
    • десемантизация речи.

    Владимир Маяковский

    Владимир Владимирович Маяковский (1893 ‑ 1930 гг.) ‑ известный российский поэт. Один из величайших представителей футуризма. Начал литературные эксперименты в 1912 году. Благодаря поэту, в русский язык были введены такие неологизмы, как «нате», «голоштанный», серпастый» и многие другие. Также Владимир Владимирович внёс огромный вклад и в стихосложение. Его «лесенка» помогает правильно расставить акценты при чтении. А лирические строки в творении «Лиличка! (Вместо письма)» стали самыми пронзительными любовными признаниями в поэзии XX века. мы подробно разобрали в отдельной статье.

    К наиболее известным произведениям поэта можно отнести следующие примеры футуризма: уже ранее упомянутую « », «В.И. Ленин», « », стихотворения «Я достаю из широких штанин», «А вы могли бы? (Послушайте!)», «Стихи о советском паспорте», «Левый марш», « » и т.д.

    К основным темам Маяковского относятся:

    • место поэта в обществе и его предназначение;
    • патриотизм;
    • воспевание социалистического строя;
    • революционная тема;
    • любовные чувства и одиночество;
    • целеустремленность на пути к мечте.

    После октября 1917 года поэт (за редкими исключениями) вдохновляется лишь революционными идеями. Он воспевает мощь перемен, большевистскую идеологию и величие Владимира Ильича Ленина.

    Игорь Северянин

    Игорь Северянин (1887 ‑ 1941 гг.) ‑ известный русский поэт. Один из представителей эгофутуризма. Прежде всего, он известен своей эпатажной поэзией, где воспевается его собственная личность. Творец был уверен, что он ‑ чистое воплощение гения, поэтому часто вёл себя эгоистично и высокомерно. Но это было лишь на публике. В обычной повседневной жизни Северянин ничем не отличался от других, а после эмиграции в Эстонию и вовсе «завязал» с модернистскими экспериментами и начал развиваться в русле классической поэзии. Самые известные его работы ‑ это стихотворения « !», «Соловьи монастырского сада», «Классические розы», «Ноктюрн», «В парке плакала девочка» и сборники «Громокипящий кубок», «Victoria regia», «Златолира». мы подробно разобрали в другой статье.

    Основные темы творчества Игоря Северянина:

    • технический прогресс;
    • собственная гениальность;
    • места поэта в обществе;
    • любовная тематика;
    • сатира и бичевание общественных пороков;
    • политика.

    Он был первым поэтом в России, который смело назвал себя футуристом. Но в 1912 году Игорь Северянин основывает новое, собственное течение ‑ эгофутуризм, для которого характерны употребление иностранных слов и наличие чувства «себялюбия».

    Алексей Кручёных

    Алексей Елисеевич Кручёных (1886 ‑ 1968 гг.) ‑ российский поэт, журналист, художник. Один из представителей русского футуризма. Творец прославился тем, что принес в русскую поэзию «заумь». «Заумь» — абстрактная речь, лишенная любого смысла, которая позволяет автору использовать любые слова (странные сочетания, неологизмы, части слов и т.п.). Алексей Кручёных даже выпускает собственную «Декларацию заумного языка».

    Самое известное стихотворение поэта ‑ «Дыр бул щыл», но существуют и другие произведения: «Железобетонные гири — дома», «Уехала», «Тропический лес», «В игорном доме», «Зима», «Смерть художника, «Русь» и другие.

    К основным темам творчества Хлебникова можно отнести:

    • тема любви;
    • тема языка;
    • творчество;
    • сатира;
    • тема еды.

    Велимир Хлебников

    Велимир Хлебников (1885 ‑ 1922 гг.) ‑ известный русский поэт, один из главных деятелей авангарда в России. Он прославился, прежде всего, тем, что был основоположником футуризма в нашей стране. Также не стоит и забывать, что именно благодаря Хлебникову начались радикальные эксперименты в области «творчества слова» и ранее упомянутой «зауми». Иногда поэта называли и «председателем земного шара». Основные труды ‑ это стихотворения, поэмы, сверхповести, автобиографические материалы и проза. К примерам футуризма в стихах можно отнести:

    • «Птичка в клетке»;
    • «Времыши ‑ камыши»;
    • «Из мешка»;
    • «Кузнечик» и другие.

    К поэмам:

    • «Зверинец»;
    • «Лесная тоска»;
    • «Любовь приходит страшным смерчем» и т.п.

    Сверхповести:

    • «Зангези»;
    • «Война в мышеловке».
    • «Николай»;
    • «Велик ‑ день» (Подражание Гоголю);
    • «Утёс из будущего».

    Автобиографические материалы:

    • «Автобиографическая заметка»;
    • «Ответы на анкету С. А. Вегнерова».

    Основные темы творчества В. Хлебникова:

    • тема революции и её прославление;
    • тема предопределения, рока;
    • связь времен;
    • тема природы.

    Имажинизм

    Имажинизм ‑ одно из течений русского авангарда, которое также появилось и распространилось в Серебряном веке. Понятие произошло от английского слова «image», что переводится как «образ». Данное направление является ответвлением от футуризма.

    Сначала имажинизм появился в Англии. Главными представителями были Эзре Паунд и Перси Уиндем Льюис. Лишь в 1915 году данное течение дошло до нашей страны. Но русский имажинизм существенно отличался от английского. По сути, от него осталось только название. Впервые русская публика услышала произведения имажинизма 29 января 1919 года в здании Всероссийского союза поэтов в Москве. Оно предусматривает, что образ слова возвышается над замыслом, идеей.

    Впервые термин «имажинизм» появляется в русской литературе в 1916 году. Именно тогда издается книга Вадима Шершеневича «Зеленая улица…»., в которой автор заявляет о появлении нового течения. Более обширного, чем футуризм.

    Так же, как и футуризм, имажинизм оказал влияние на живопись. Наиболее популярными художниками являются: Георгий Богданович Якулов (художник ‑ авангардист), Сергей Тимофеевич Конёнков (скульптор) и Борис Робертович Эрдман.

    Основные признаки имажинизма:

    • главенство образа;
    • обширное употребление метафор;
    • содержание произведения = развитие образа + эпитеты;
    • эпитет = сравнения + метафоры + антитеза;
    • стихотворения выполняют, прежде всего, эстетическую функцию;
    • одно произведение = один образный каталог.

    Сергей Есенин

    Сергей Александрович Есенин (1895 ‑ 1925 гг.) ‑ известный русский поэт, один из самых популярных представителей имажинизма, выдающийся творец крестьянской лирики. мы описали в эссе о его в вкладе в культуру серебряного века.

    За свою столь короткую жизнь он успел прославиться незаурядным творчеством. Его проникновенные стихотворения о любви, природе, русской деревне читал каждый. Но также поэт был известен тем, что являлся одним их основателей имажинизма. В 1919 году он вместе с другими поэтами ‑ В.Г. Шершеневичем и А.Б. Мариенгофом ‑ впервые рассказал обществу о принципах данного течения. Главной особенностью было то, что стихотворения имажинистов можно читать снизу вверх. При этом суть произведения не меняется. Но в 1922 году Сергей Александрович понимает, что это новаторское творческое объединение очень ограниченно, и в 1924 пишет письмо, в котором объявляет о закрытии группы имажинистов.

    Основные труды поэта (необходимо отметить, что далеко не все они написаны в стилистике имажинизма):

    • «Гой ты, Русь, моя родная!»;
    • «Письмо к женщине»;
    • «Хулиган»;
    • « Ты меня не любишь, не жалеешь…»;
    • «Мне осталось одна забава»;
    • Поэма « »;

    Главные темы творчества Есенина:

    • тема Родины;
    • тема природы;
    • любовная лирика;
    • тоска и духовный кризис;
    • ностальгия;
    • переосмысление исторических преобразований 20 века

    Анатолий Мариенгоф

    Анатолий Борисович Мариенгоф (1897 ‑ 1962 гг.) ‑ русский поэт-имажинист, драматург, прозаик. Вместе с С. Есениным и В. Шершеневичем основал новое направление авангардизма ‑ имажинизм. Прежде всего, он прославился своей революционной литературой, так как большая часть его произведений восхваляет это политическое явление.

    К основным трудам поэта можно отнести такие книги, как:

    • «Роман без вранья»;
    • « » (1991 году вышла экранизация этой книги);
    • «Бритый человек»;
    • «Бессмертная трилогия»;
    • «Анатолий Мариенгоф о Сергее Есенине»;
    • «Без фигового листочка»;
    • «Витрина сердца».

    К стихотворениям-примерам имажинизма:

    • «Встреча»;
    • «Кувшины памяти»;
    • «Марш революций»;
    • «Руки галстуком»;
    • «Сентябрь» и многие другие.

    Темы произведений Мариенгофа:

    • революция и её воспевание;
    • тема «русскости»;
    • жизнь богемы;
    • социалистические идеи;
    • антиклерикальный протест.

    Вместе с Сергеем Есениным и другими имажинистами поэт участвовал в создании выпусков журнала «Гостиница для путешествующих в прекрасном» и книги «Имажинисты».

    Символизм

    ‑ течение, во главе которого стоит новаторский образ-символ, пришедший на смену художественному. Термин «символизм» произошёл от французского «symbolisme» и греческого «symbolon» ‑ символ, знак.

    Родоначальником этого направления принято считать Францию. Ведь именно там, в XVIII веке, известный французский поэт Стефан Малларме объединяется с другими поэтами для создания нового литературного течения. Затем символизм «перекочевал» в другие страны Европы, а уже в конце XVIII века пришел и в Россию.

    Впервые данное понятие появляется в произведениях французского поэта Жана Мореаса.

    К основным признакам символизма относятся:

    • двоемирие – разделение на реальность и иллюзорный мир;
    • музыкальность;
    • психологизм;
    • наличие символа как основа смысла и идеи;
    • мистические образы и мотивы;
    • опора на философию;
    • культ индивидуальности.

    Александр Блок

    Александр Александрович Блок (1880 ‑ 1921 гг.) ‑ известный российский поэт, один из самых главных представителей символизма в русской поэзии.

    Блок относится ко второму этапу развития этого течения в нашей стране. Он «младший символист», который воплощал в своих работах философские идеи мыслителя Владимира Сергеевича Соловьева.

    К основным работам Александра Блока можно отнести следующие примеры русского символизма:

    • «На железной дороге»;
    • «Фабрика»;
    • «Ночь, улица, фонарь, аптека…»;
    • «Вхожу я в темные храмы»;
    • «Девушка пела в церковном хоре»;
    • «Мне страшно с Тобой встречаться»;
    • «О, я хочу безумно жить»;
    • поэма « » и многое другое.

    Темы творчества Блока:

    • тема поэта и его места в жизни общества;
    • тема жертвенной любви, любви-поклонения;
    • тема Родины и осмысление ее исторической судьбы;
    • красота, как идеал и спасение мира;
    • тема революции;
    • мистические и фольклорные мотивы

    Валерий Брюсов

    Валерий Яковлевич Брюсов (1873 ‑ 1924 гг.) ‑ российский поэт — символист, переводчик. Один из самых известных представителей Серебряного века русской поэзии. Стоял у истоков русского символизма наряду с А.А. Блоком. Успех творца начался со скандала, связанного с моностихом «О, закрой свои бледные ноги». Затем, после публикаций еще более вызывающих произведений, Брюсов оказывается в эпицентре славы. Его приглашают на различные светские и поэтические вечера, а его имя становится настоящим брендом в мире искусства.

    Примеры стихов символиста:

    • «Все кончено»;
    • «В прошлом»;
    • «Наполеон»;
    • «Женщине»;
    • «Тени прошлого»;
    • «Каменщик»;
    • «Мучительный дар»;
    • «Облака»;
    • «Образы времени».

    Основные темы в творчестве Валерия Яковлевича Брюсова:

    • мистика и религия;
    • проблемы личности и общества;
    • уход в вымышленный мир;
    • история отечества.

    Андрей Белый

    Андрей Белый (1880 ‑ 1934 гг.) ‑ российский поэт, писатель, критик. Так же, как и Блок, Белый считается одним из самых известных представителей символизма в нашей стране. Стоит отметить, что творец поддерживал идеи индивидуализма и субъективизма. Он считал, что символизм представляет собой определённое миропонимание человека, а не просто течение в искусстве. Язык знаков он считал высшим проявлением речи. Также поэт придерживался мнения, что все искусство — это некий дух, мистическая энергия высших сил.

    Свои произведения он называл симфониями, среди которых «Драматическая», «Северная», «Симфоническая» и «Возврат». К известным стихотворениям можно отнести: «А вода? Миг ‑ ясна…», «Асе (Лазурь бледна»), «Бальмонту», «Безумец» и другие.

    Темы в творчестве поэта это:

    • тема любви или страсть к женщине;
    • борьба против мещанской вульгарности;
    • этические и моральные аспекты революции;
    • мистические и религиозные мотивы;

    Константин Бальмонт

    Константин Дмитриевич Бальмонт (1867 ‑ 1942 гг.) ‑ российский поэт-символист, литературный критик и писатель. Прославился своей «оптимистической самовлюбленностью». По словам известного русского поэта Аннинского, он ставил важнейшие философские вопросы в своих произведениях. Главные работы поэта ‑ это сборники «Под северным небом», «Будем как солнце» и «Горящие здания» и всем известные стихотворения «Бабочка», «В синем храме», «Нет дня, чтоб я не думал о Тебе…». Это весьма показательные примеры символизма.

    Основные темы в творчестве Бальмонта:

    • возвышенное место поэта в обществе;
    • индивидуализм;
    • тема бесконечности;
    • вопросы бытия и небытия;
    • красота и таинственность окружающего мира.

    Вячеслав Иванов

    Вячеслав Иванович Иванов (1866 ‑ 1949 гг.) ‑ поэт, критик, драматург, переводчик. Он хоть и намного пережил расцвет символизма, все равно остался верен своим эстетическим и литературным принципам. Творец известен благодаря своей идее о дионисийском символизме (он был вдохновлен древнегреческим богом плодородия и вина Дионисом). В его поэзии преобладали античные образы и философские вопросы, поставленные древнегреческими философами вроде Эпикура.

    Основные труды Иванова:

    • «Александру Блоку»;
    • «Ковчег»;
    • «Вести»;
    • «Весы»;
    • «Современники»;
    • «Долина ‑ храм»;
    • «Небо живет»

    Темы творчества:

    • тайна природной гармонии;
    • тема любви;
    • тема жизни и смерти;
    • мифологические мотивы;
    • истинная природа счастья.

    Акмеизм

    Акмеизм ‑ последнее течение, которое составляло поэзию Серебряного века. Термин произошёл от греческого слова «acme», что значит рассвет чего-либо, вершина.

    Как литературное проявление, акмеизм образовался в начале XX века. Начиная с 1900 года, в квартире поэта Вячеслава Иванова в Петербурге стали собираться молодые поэты. В 1906 ‑ 1907 году небольшая группа отделилась ото всех и образовала «кружок молодых». Он отличался рвением отойти от символизма и образовать нечто новое. Также большой вклад в развитие акмеизма внесла литературная группа «Цех поэтов». В неё входили такие поэты, как Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Георгий Адамович, Владимир Нарбут и другие. Возглавляли «Цех..» Николай Гумилев и Сергей Городецкий. Спустя 5 — 6 лет из этой группы отделилась ещё часть, которая и стала называть себя акмеистами.

    Акмеизм нашёл свое отражение и в живописи. Взгляды таких художников, как Александра Бенуа («Купальня маркизы» и «Венецианский сад»), Константина Сомова («Осмеянный поцелуй»), Сергея Судейкина и Леона Бакста (все они входили художественную группу конца XIX века «Мир искусств») были схожи с взглядами писателей-акмеистов. На всех картинах мы можем увидеть, как современный мир противостоит миру прошлому. Каждое полотно представляет собой некую стилизованную декорацию.

    Основные черты акмеизма:

    • отказ от идей символизма, противопоставление им;
    • возвращение к истокам: связь с прошлыми поэтами и литературными течениями;
    • символ больше не способ влияния/воздействия на читателя;
    • отсутствие всего мистического;
    • соединение физиологической мудрости с внутренним миром человека.
    • Стремление к простоте и предельной ясности образа, темы, стиля.

    Анна Ахматова

    Анна Андреевна Ахматова (1889 ‑ 1966 гг.) ‑ российская поэтесса, литературовед, переводчик. Она же номинант на Нобелевскую премию в области литературы. Как талантливую поэтессу, мир узнал ее в 1914 году. Именно в этом году вышел сборник «Чётки». Далее ее влияние в богемных кругах лишь усиливалось, а поэма « » обеспечила ей скандальную известность. В советском союзе критика не жаловала ее талант, преимущественно ее слава ушла в подполье, в самиздат, зато работы из под ее пера переписывались от руки и заучивались наизусть. Именно она покровительствовала Иосифу Бродскому на ранних этапах его творчества.

    К значимым творениям можно отнести:

    • «Я научилась просто, мудро жить»;
    • «Сжала руки над тёмной вуалью»;
    • «Я спросила у кукушки…»;
    • «Сероглазый король»;
    • «Я не любви твоей прошу»;
    • «А ты теперь тяжелый и унылый» и другие.

    Темами стихотворений можно назвать:

    • тема супружеской и материнской любви;
    • тема истинной дружбы;
    • тема сталинских репрессий и страдания народа;
    • тема войны;
    • место поэта в мире;
    • размышление о судьбе России.

    В основном лирические произведения Анна Ахматовой написаны в направлении акмеизма, но иногда наблюдаются и проявления символизма, чаще всего на фоне какого-либо действия.

    Николай Гумилев

    Николай Степанович Гумилев (1886 ‑ 1921 гг.) ‑ российский поэт, критик, прозаик и литературовед. В начале XX века он входил уже в известный вам «Цех поэтов». Именно благодаря этому творцу и его коллеге Сергею Городецкому и был основан акмеизм. Они возглавили это новаторское отделение от общей группы. Стихи Гумилева понятны и прозрачны, в них нет напыщенности и зауми, поэтому их до сих пор перепевают и воспроизводят на сценах и музыкальных дорожках. Он просто, но прекрасно и возвышенно говорит о сложных чувствах и мыслях. За свою связь с белогвардейцами был расстрелян большевиками.

    К основным трудам можно отнести:

    • «Жираф»;
    • «Заблудившийся трамвай»;
    • «Ещё не раз вспомните»;
    • «Из букета целого сирени»;
    • «Утешение»;
    • «Побег»;
    • «Я сам над собой смеялся»;
    • «Мои читатели» и многое другое.

    Основная тема поэзии Гумилева ‑ преодоление жизненных неудач и препятствий. Также им были затронуты философская, любовная, военная темы. Любопытен его взгляд на искусство, ведь для него творчество – всегда жертва, всегда надрыв, которому отдаешься без остатка.

    Осип Мандельштам

    Осип Эмильевич Мандельштам (1891 ‑ 1938 гг.) ‑ известный поэт, литературовед, переводчик и прозаик. Он является автором оригинальной любовной лирики, много стихов посвятил городу. Его творчество отличает сатирическая и явно оппозиционная направленность по отношению к действующей на тот момент власти. Он не боялся затронуть злободневные темы и задать неудобные вопросы. За свое едкое и оскорбительное «посвящение» Сталину он был арестован и осужден. Тайна его смерти в трудовом лагере остается нераскрытой до сих пор.

    Примеры акмеизма можно найти в его работах:

    • «Notre Dame»;
    • «Мы живем, под собою не чуя страны»;
    • «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»;
    • «Silentium»;
    • «Автопортрет»;
    • «Вечер нежный. Сумрак важный…»;
    • «Ты улыбаешься» и многое другое.

    Темы в творчестве Мандельштама:

    • красота Петербурга;
    • тема любви;
    • место поэта в общественной жизни;
    • тема культуры и свободы творчества;
    • политический протест;
    • поэт и власть.

    Сергей Городецкий

    Сергей Митрофанович Городецкий (1884 ‑ 1967 гг.) ‑ российский поэт ‑ акмеист, переводчик. Его творчество характеризует наличие фольклорных мотивов, он увлекался народным эпосом и древнерусской культурой. После 1915 года стал крестьянским поэтом, описывая нравы и быт деревни. Работая военным корреспондентом, он создал цикл стихов, посвященный геноциду армян. После революции занимался преимущественно переводами.

    Значимые произведения поэта, которые можно считать примерами акмеизма:

    • «Армения»;
    • «Береза»;
    • цикл «Весна»;
    • «Городок»;
    • «Волк»;
    • «Мое лицо ‑ тайник рождений»;
    • «Помнишь, вьюга налетала»;
    • «Сирень»;
    • «Снег»;
    • «Череда».

    Основные темы в стихотворениях Сергея Городецкого:

    • природное великолепие Кавказа;
    • тема поэта и поэзии;
    • геноцид армян;
    • тема революции;
    • тема войны;
    • любовная и философская лирика.

    Творчество Марины Цветаевой

    Марина Ивановна Цветаева (1892 ‑ 1941 гг.) ‑ известная российская поэтесса, переводчица, прозаик. Прежде всего, она известна своими любовными стихотворениями. Ей также было свойственно размышлять об этических аспектах революции, причем в ее работах прослеживалась ностальгия по старому времени. Возможно, именно поэтому она вынуждена была покинуть страну советов, где ее творчество не ценилось. Она блестяще знала другие языки, и ее популярность распространилась не только на нашу страну. Дарованием поэтессы восхищаются в Германии, Франции и Чехии.

    Главные работы Цветаевой:

    • «Идешь, на меня похожий»;
    • «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес..»;
    • «Тоска по Родине! Давно…»;
    • «Мне нравится, что Вы больны не мной»;
    • «Я бы хотела жить с Вами»;

    Основные темы в творчестве поэтессы:

    • тема Родины;
    • тема любви, ревности, разлуки;
    • тема дома и детства;
    • тема поэта и его значимости;
    • историческая судьба отечества;
    • духовное родство.

    Одной удивительной особенностью Марины Цветаевой является то, что её стихотворения не принадлежат ни одному литературному течению. Все они находятся за пределами любых направлений.

    Творчество Софии Парнок

    София Яковлевна Парнок (1885 ‑ 1933 гг.) ‑ российская поэтесса, переводчик. Известность она получила благодаря скандальной дружбе с известной поэтессой Мариной Цветаевой. Дело в том, что общению между ними приписывали что-то большее, чем приятельские отношения. Так же Парнок была удостоена прозвища «русская Сапфо» за свои заявления о праве женщин на нетрадиционную любовь и равные права с мужчинами.

    Основные труды:

    • «Белая ночь»;
    • «В земле бесплодной не взойти зерну»;
    • «Еще не дух, почти не плоть»;
    • «Люблю тебя в твоем просторе»;
    • «Как светел сегодня свет»;
    • «Гадание»;
    • «Слишком туго были сжаты губы».

    Главные темы в творчестве поэтессы – свободная от предрассудков любовь, духовная связь между людьми, независимость от общественного мнения.

    К определенному направлению Парнок не принадлежит. Она всю жизнь пыталась найти свое особенное место в литературе, не привязанное к определенному течению.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Чело века», назовет его Андрей Белый. Дебют поэта состоялся в 1903 году, а первый сборник «Стихи о Прекрасной Даме» вышел в конце 1904 года. В этом сборнике поэт передает синтез вечной женственности, красоты с реалиями жизни, то есть связь земного и Божественного.
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче...

Поэт Анненский называл Блока «чемпионом наших молодых». Александр Александрович был не только талантливым символистом, но и сам являлся символом. Это была «его эпоха», с буйными страстями, переменчивая, неуловимая, когда преобладали краски, а не полутона и оттенки.

И каждый вечер, в час назначенный
Иль это только снится мне?
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными.
Всегда без спутников, одна.
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

Блок видит вполне реальную земную женщину, которую наделяет теми чертами, которые считает признаками века: это необычайная пластика образа, чистота линий и обязательное присутствие красоты. Полунамеки, взгляды; поэт как бы ходит около любви, передавая ее волшебство и чарующую прелесть. Разве так говорят о земном? Нет, это почти Божество, уносящееся в прекрасную даль, это символ неземной красоты и жизни. Так постепенно трансформируется образ Незнакомки.

И странной близостью закованный,
Смотрю за черную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

Но Блок не был бы великим поэтом, если бы видел все однобоко. Он интересуется всем многообразием жизни. Примечателен его цикл стихов, посвященных городу. Поэт видит страдания людей, задавленных работой и нищетой, ему не чужды их переживания и мечты.

Нет! Счастье — праздная забота.
Ведь молодость давно прошла.
Нам скоротает век работа.
Мне — молоток, тебе — игла.
Сиди да шей, гляди в окошко,
Людей повсюду гонит труд,
А те, кому трудней немножко,
Те песни длинные поют.

Лирика Блока почти интимна, он близок читателю своей манерой повествования, большинство его стихотворений написаны от первого лица. Эта близость подкупает, начинаешь безгранично верить человеку, так беззаветно любящему я желающему помочь, если это возможно. Поэт не отделяет себя от окружающего, он активный участник событий или внимательный наблюдатель, ничего не упускающий, все видящий и переживающий ту несправедливость, которая царит в мире.

В соседнем доме окна жолты.
По вечерам по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.
И глухо заперев ворота,
А на стене-а на стене
Недвижный кто-то, черный, кто-то
Людей считает в вышине.
Я слышу все с моей вершины:
Он медным голосом, зовет
Согнуть измученные спины,
Внизу собравшийся народ...

Блок постепенно перерастает рамки символизма, перед ним огромный мир, который он хочет увидеть, понять и отобразить в своей поэзии. Так появляются стихи о России и ее истории. В них звучит гордость за страну, сумевшую подняться из небытия, отстоять свою государственность и независимость. Блок чувствует себя поэтом этой огромной страны, он счастлив своей сопричастностью великой эпохе потрясений.

И вечный бой!
Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль...
И нет конца!Мелькают версты, кручи...
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
.Закат в крови! Закат в крови!
Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь...
Покоя нет, степная кобылица
Несется вскачь!

Не этой ли патриотичностью и пафосом близок нам Блок и сегодня? Из своего «далека» он учит нас любить и ненавидеть, быть терпимыми и довольствоваться тем, что имеем.

Русь опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями
И с мутным взором колдуна

Романтический герой — личность творческая, живущая в своем личном мире, который не имеет ничего общего с тем, в котором живут обыкновенные люди. Эта характеристика относится и к лирическому герою блоковского сборника «Стихи о Прекрасной Даме». С самого начала он чувствует себя необыкновенным, отмеченным особенной судьбой и особенной, неземной природой:

Я вам поведал неземное,
Я все сковал в воздушной мгле.
В ладье — топор, в мечте — герой.
Так я причаливал к земле.

Романтическое миросозерцание делит реальность надвое: на мир мечты и мир обыденный. Таким выглядит мир в ранней лирике А. Блока. Лирический герой здесь живет в некоем идеальном мире, наполненном тайной, он постоянно погружается «в сны и туманы», устремлен к «мирам иным». Душа его при этом совершенно безучастна к тому, что окружает ее в повседневной действительности:

Душа молчит. В холодном небе
Все те же звезды ей горят.
Кругом о злате иль о хлебе
Народы шумные кричат...
Она молчит, — и внемлет крикам
И зрит далекие миры.

Идеал романтиков — единство бытия, гармонический синтез всех его сил и стихий. В «Стихах о Прекрасной Даме» в личном переживании выражено ощущение этого вечного и всемирного бытия, которое одно способно открыть человеку путь из окружающего его мрака «глухой ночи» — к свету грядущего «ослепительного дня».

Верю в Солнце Завета,
Вижу зори вдали.
Жду вселенского света
От весенней земли.

Поэт живет утопической надеждой на некое вселенское чудо, воплощающееся в образе «далеких и манящих зорь». Мир «Стихов о Прекрасной Даме» — мир гармонии и красоты с утопическим и иллюзорным временем и пространством, где в «пяти добрых линиях на земле» невозможно да и не нужно узнавать линии Васильевского острова, по которым шла Любовь Дмитриевна Менделеева (прозаический комментарий к стихотворению «Пять изгибов сокровенных...»). В этом мире рассветы и закаты, сумрак и лазурь вовсе не указывают на какие-либо природные явления.

Но этот романтический иллюзорный мир несет в себе и черты несомненной надменности. А. Блок не просто верит в этот мир, он просто живет в нем и не может иначе. Поэтому авторская позиция первого тома — не только инок, умиротворенно славящий вечноженственный лик Красоты, но и рыцарь, отныне и навсегда стоящий на страже. Рыцарь этот стремится к жизненному воплощению и действию, соответствующему хранимому в душе идеалу:

Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцании красных лампад...
О Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны твои черты.
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: милая — Ты.

В ряду имен Прекрасной Дамы (Святая, Вечная жена) в финале выделяется самое конкретное, самое жизненное, самое теплое слово — «милая». Во всей поэтической системе раннего А. Блока неминуемо возникает тяга к жизненности, к обретению трезвого и простого отношения к действительности.

Симптомы этой тяги — настроения беспокойства, тревоги, также свойственные романтическому миросозерцанию:

Помнишь ли город тревожный,
Серую дымку вдали?
Этой дорогою ложной
Молча с тобою мы шли.

Эта нота звучит год от года все громче и вскоре становится господствующей. Меняется сама природа этой неясной душевной тревоги. Жизнь уединенной души, устремленной в «иное», оказывается, пересекается не только с «всемирной жизнью», но и с реальной историей, с жизнью человека. «Мое тамошнее треплется в странностях века», — признается А. Блок в 1902 году.

Романтический мир ранней лирики А. Блока — зерно, из которого вырастет трагическое миросозерцание и мощное чувство истории зрелой блоковской поэзии.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Какой предстаёт Россия в лирике А.А.Блока? Блок называл своё творчество процессом «вочеловечения». Три этапа этого процесса отразились в стихотворениях поэта, в его поэтической трилогии. Первым было поклонение идеалу - «Прекрасной Даме». Вторым - жизненное разочарование. Россия предстаёт в лирике Блока с совершенной новой, неожиданной стороны. Переживания лирического героя носят очень личный, интимный характер. Россия - это сама жизнь, она неотделима от сердца поэта: «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?» Это вопрос риторический, ответ ясен: вместе. Тема России - центральная в творчестве А.А.Блока. Разные обличья, в которых она предстаёт в лирике поэта, отражают её противоречивость, её драматическую историю, её неизменную притягательность.

3 слайд

Описание слайда:

Родина первоначально осознавалась Блоком в несколько мистическом плане: Дремлю - и за дремотой тайна, И в тайне почевает Русь, Она и в снах необычайна, Её одежды не коснусь... Но уже в 1908 году он пишет стихотворение «Россия» без малейшего налёта мистики: …Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые - Как слёзы первые любви!..

4 слайд

Описание слайда:

Прекрасная Дама в лирике А.А.Блока. Предчувствую Тебя. Года проходят мимо Всё в облике одном предчувствую Тебя. Судьба Александра Блока полна крайностей, порой даже неожиданных. В ней есть жажда жизни и уныние, бешеные искания истины и разочарования, любовь и страдания. С 18-ти лет Блок серьезно готовит себя в актёры. Он выступает в трагических ролях: Ромео, Гамлета, Чацкого, Скупого рыцаря.. Этот трагизм был для Блока привлекателен. В этом обществе он знакомится с Любовью Дмитриевной Менделеевой и увлекается ею. Театральные подмостки, сооруженные в деревенском сарае, продлеваются в жизнь, отношения с Менделеевой становятся продолжением театрального действа. Возникший ранее в творчестве Блока образ Неземной подруги, Царицы, под воздействием впечатления, произведенного на поэта Любовью Дмитриевной, оформляется и художественно закрепляется в эти годы как образ Прекрасной Дамы. Произошло открытие новой большой темы, не только определившее во многом характер дальнейшего поэтического творчества Блока. Прекрасная Дама - не только символ идеального единства и гармонии, она владеет тайной жизненного равновесия, скрытой от живущих на Земле.

5 слайд

Описание слайда:

Любовь-обряд служения чему - то высшему... Любовь рисуется Блоком как обряд служения чему - то высшему; девушка, к которой обращены его любовные переживания, преображается в «Прекрасную Даму», воплощающую в себе «живую душу мира»: Вхожу я в тёмные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцаньи красных лампад. Любовное переживание зашифровывается как своеобразный мистический акт: Я, отрок, зажигаю свечи, …Покорный ласковому взгляду, Огонь кадильный берегу. Любуясь тайной красоты Она без мыслей и без речи И за церковную ограду На том смеётся берегу... Бросаю белые цветы...

6 слайд

Описание слайда:

Образ Прекрасной Дамы создавался на основе реальных земных впечатлений. Это был путь, условно говоря, от «земного» к «неземному». Именно этот факт сыграл решающую роль в творческой эволюции Блока, потому что давал возможность выйти из мистики и отвлеченности. Ведь первопричиной всех дальнейших перевоп- лощений оказывалась именно сфера реальной жизни, подлинных отношений и чувств. Образ Прекрасной Дамы проходит сложный путь видоизменений: земной облик Л.Д.Менделеевой вызывает в памяти ассоциации с героиней юношеских стихов, чей образ, в свою очередь, вырастает в образ Прекрасной Дамы, но уже в сочетании с представлением о живом человеке. Замкнутый внутри своего Я, лирический герой Блока жаждет освобождения, света, воли, весны и эту свою жажду сопрягает с обликом «возлюбленной», «царицы», которой суждено открыть ему путь «из мрака к свету»: …О, верь! Я жизнь тебе отдам, Когда бесчастному поэту Откроешь двери в новый храм, Укажешь путь из мрака к свету!..

7 слайд

Описание слайда:

Стихи о Прекрасной Даме отчетливо выявили трагическую неосуществимость жизненной гармонии. У Блока появляются мотивы «кощунственных» сомнений не только в собственной призванности, но и в самой возлюбленной, способной «изменить облик»: …Как ясен горизонт! И лучезарность близко. Но страшно мне: изменишь облик Ты.

Поражавший всех своей неуемной верой в будущее России и людей. Любящий и страждущий объять необъятное, человек с широкой душой и трагичной жизнью. Жизнь и творчество Блока заслуживают внимания своей полнотой и трогательностью.

Биография поэта

Блок Александр Александрович, год рождения 1880, 28 ноября. Место рождения - Петербург. Его родители: отец - А.Л. Блок, работал юристом в университете в Варшаве, мать - А.А. Бекетова, дочь знаменитого ученого-ботаника.

Родители мальчика развелись еще до его рождения, поэтому вырасти в полной семье у него не получилось. Однако дедушка по материнской линии А.Н. Бекетов, в семье которого и вырос Александр, окружил ребенка должной заботой и вниманием. Дал ему хорошее образование и старт в жизни. Сам А.Н. Бекетов был ректором университета в Петербурге. Высоко моральная и культурная атмосфера окружающей обстановки наложила свой отпечаток на формирование мировоззрений и воспитание Блока.

С самого детства в него заложена любовь к классике русской литературы. Пушкин, Апухтин, Жуковский, Фет, Григорьев - это те имена, на чьих произведениях маленький Блок рос и приобщался к миру литературы и поэзии.

Обучение поэта

Первой стадией получения образования для Блока стала гимназия в Петербурге. После ее окончания в 1898 году он поступает в Петербургский университет на отделение юристов. Заканчивает юридическое обучение в 1901 году и меняет направление на историко-филологическое.

Именно в университете он окончательно принимает решение углубиться в мир литературы. Также это желание подкрепляется красивой и живописной природой, среди которой расположено имение его деда. Выросший в таком окружении, Александр навсегда впитал в себя чуткость и тонкость мировосприятия, и отразил это в своих стихах. С этих пор и начинается творчество Блока.

Со своей матерью Блок поддерживает очень теплые отношения, его любовь и почтение к ней безгранично. Он до самой смерти матери постоянно посылал ей свои произведения.

Внешний облик

Их бракосочетание состоялось в 1903 году. Семейная жизнь складывалась неоднозначно и сложно. Менделеева ждала огромной любви, как в романах. Блок же предлагал умеренность и спокойствие быта. Результатом стало увлечение жены его другом и единомышленником, Андреем Белым, поэтом-символистом, который сыграл не последнюю роль в творчестве самого Блока.

Работа в течение жизни

Жизнь и творчество Блока складывались таким образом, что он, помимо литературы, принимал участие во вполне житейских делах. Так, например:

    был активным участником драматургических постановок в театре и даже видел себя актером, однако литературное поприще привлекло его больше;

    два года подряд (1905-1906 гг.) поэт является непосредственным свидетелем и участником революционных митингов и демонстраций;

    ведет свою колонку обзора литературы в газете "Золотое руно";

    с 1916-1917 гг. отдает долг Родине, проходя службу под Пинском (инженерно-строительная дружина);

    входит в состав руководства Большого ;

    по приходу из армии устраивается на работу в Следственную комиссию чрезвычайного характера по делам царских министров. Работает там редактором стенографического отчета до 1921 года.

    Раннее творчество Блока

    Свой первых стих маленький Саша написал еще в пять лет. Уже тогда в нем читались задатки таланта, который нужно было развивать. Чем Блок и занялся.

    Любовь и Россия - две любимые темы творчества. Блок писал очень много и о том, и о другом. Однако на начальном этапе развития и реализации своего таланта больше всего его привлекала любовь. Образ прекрасной дамы, который он повсюду искал, захватил все его существо. И земное воплощение своим представлениям он нашел в Любови Менделеевой.

    Тема любви в творчестве Блока раскрывается настолько полно, ясно и красиво, что трудно это оспорить. Поэтому неудивительно, что его первое детище - сборник стихов - называется "Стихи о Прекрасной Даме", и посвящен он его жене. Большое влияние при написании этого сборника стихов на Блока оказывала поэзия Соловьева, учеником и последователем которого он и считается.

    Во всех стихотворениях сквозит ощущение Вечной женственности, красоты, естественности. Однако все выражения и обороты, применяемые в написании, носят иносказательный, нереальный характер. Блок уносится в творческом порыве в "миры иные".

    Постепенно тема любви в творчестве Блока уступает место более реальным и насущным проблемам, окружающим поэта.

    Начало разочарования

    Революционные события, разлад в семейных отношениях, с треском проваливающиеся мечты о чистом и светлом будущем для России заставляют творчество Блока претерпевать явные изменения. Следующий его сборник носит название "Нечаянная радость" (1906 год).

    Все больше он высмеивает символистов, к которым себя уже не относит, все сильнее и циничнее относится к надеждам на лучшее впереди. Он участник революционных событий, который находится полностью на стороне большевиков, считая их дело правым.

    В этот период (1906 год) выходит его трилогия драм. Сначала "Балаганчик", спустя какое-то время "Король на площади", а завершает это трио испытывает горькое разочарование от несовершенства мира, от своих обманутых надежд. В этот же период он увлекается актрисой Н.Н. Волоховой. Однако взаимности не получает, что добавляет его стихам горечи, иронии и скепсиса.

    Андрей Белый и другие ранее единомышленники по поэзии не принимают перемены в Блоке и критикуют его нынешнее творчество. Блок Александр остается непреклонен. Он разочарован и глубоко опечален.

    "Трилогия вочеловечения"

    В 1909 году у Блока умирает отец, с которым он не успевает попрощаться. Это накладывает еще больший отпечаток на его душевное состояние, и он решает объединить свои самые яркие на его взгляд произведения в одну поэтическую трилогию, которой дает название "Трилогия вочеловечения".

    Так творчество Блока в 1911-1912 годах ознаменовалось появлением трех сборников стихотворений, которые носят поэтичные названия:

    1. "Стихи о Прекрасной Даме";

      "Нечаянная радость";

      "Снежная ночь".

    Годом позже он выпускает цикл любовных стихов "Кармен", пишет поэму "Соловьиный сад", посвященные его новому увлечению - певице Л.А. Дельмас.

    Родина в творчестве Блока

    Начиная с 1908 года, поэт позиционирует себя больше не как лирик, а как воспеватель своей Родины. В этот период он пишет такие стихотворения, как:

      "Осенняя волна";

      "Осенняя любовь";

    • "На поле Куликовом".

    Все эти произведения пропитаны любовью к Родине, к своей стране. Поэт одновременно показывает две стороны жизни в России: нищету и голод, богомольность, но в тоже время дикость, необузданность и вольность.

    Тема России в творчестве Блока, тема родины - одна из самых основополагающих во всей его поэтической жизни. Для него Родина - это нечто живое, дышащее и чувствующее. Поэтому ему слишком тяжело, непомерно тяжело даются происходящие события Октябрьской революции.

    Тема России в творчестве Блока

    После того как революционные веяния захватывают весь его дух, поэт практически полностью теряет лирику и любовь в своих произведениях. Теперь весь смысл его произведений направлен на Россию, его родину.

    Свою страну Блок олицетворяет в стихах с женщиной, он делает ее практически осязаемой, настоящей, будто очеловечивает. Родина в творчестве Блока принимает настолько масштабное значение, что больше о любви он не пишет никогда.

    Веря в большевиков и их правду, он испытывает жестокой, почти убийственное для него разочарование, когда видит результаты революции. Голод, нищета, разгром, массовое истребление интеллигенции - все это формирует в сознании Блока острое неприязненное отношение к символистам, к лирике и заставляет отныне творить произведения только с сатиристической, ядовитой насмешкой над верой в будущее.

    Однако при этом любовь его к России настолько велика, что он продолжает верить в силу своей страны. В то, что она поднимется, отряхнется и сумеет показать свою мощь и славу. Творчество Блока, Маяковского, Есенина в этом схоже.

    В 1918 г Блок пишет поэму "Двенадцать", самое скандальное и громкое из всех своих произведений, вызвавшее массу кривотолков и разговоров о ней. Но поэта критика оставляет равнодушным, зарождающаяся депрессия начинает поглощать все его существо.

    Поэма "Двенадцать"

    Автор начал писать свое произведение "Двенадцать" в начале января. В первый день работы он даже не делал перерыва. В его записях сказано: “Внутри дрожит”. Потом написание поэмы приостановилось, и закончить ее поэт сумел только 28 января.

    После выхода в свет этого произведения резко переменилось творчество Блока. Кратко охарактеризовать это можно следующим образом: поэт потерял себя, наступил застой.

    Основная мысль поэмы каждым признавалась по-разному. Кто-то видел в ней поддержку революции, насмешку над символистическими взглядами. Кто-то, напротив, сатирический уклон и издевку над революционными порядками. Однако сам Блок при создании поэмы имел в виду и то и другое. Она противоречива, как и его настроение на тот момент.

    После издания "Двенадцать" все и без того слабые связи с символистами были разорваны. От Блока отвернулись почти все близкие друзья: Мережковский, Вяч, Прищвин, Сологуб, Пяст, Ахматова и другие.

    В Бальмонте к тому времени он разочаровывается сам. Таким образом, Блок остается практически один.

    Послереволюционное творчество

    1. "Возмездие", которое он так и писать.

    Революция прошла, а горечь от разочарования большевистской политики наросла и усилилась. Такой разрез между тем, что было обещано, и тем, что делалось в результате революции, стал для Блока невыносимым. Можно охарактеризовать творчество Блока кратко в этот период: не пишется ничего.

    Как будут писать впоследствии о смерти поэта, "его убили большевики". И это действительно так. Блок не сумел побороть в себе и принять такое расхождение между словом и делом новой власти. Не сумел простить себе поддержку большевиков, свою слепоту и недальновидность.

    Блок переживает сильнейший разлад внутри себя, полностью уходит в свои внутренние переживания и терзания. Следствием этого является болезнь. С апреля 1921 года по начало августа болезнь не отпускает поэта, терзая его все сильнее. Лишь изредка выходя из полузабытья, он пытается утешить свою жену, Любовь Менделееву (Блок). 7 августа Блок скончался.

    Где жил и творил поэт

    Сегодня биография и творчество Блока увлекают и вдохновляет многих. А место, где он жил и сочинял свои стихи и поэмы, превратилось в музей. По фотографиям мы можем судить об обстановке, в которой работал поэт.

    Внешний вид поместья, в котором проводил время поэт, вы можете увидеть на фото слева.

    Комната, в которой поэт провел последние горькие и тяжелые минуты жизни (фото ниже).

    Сегодня творчество поэта любят и изучают, им восхищаются, признают его глубину и целостность, необычность и яркость. Россия в творчестве Блока изучается на школьных занятиях, по этой теме пишут сочинения. Это дает полное право назвать автора великим поэтом. В прошлом символистом, затем революционером и на закате просто глубоко разочаровавшимся в жизни и власти несчастным человеком с горькой, тяжелой судьбой.

    В Санкт-Петербурге установлен памятник, увековечивающий имя автора в истории и отдающий должное уважение его неоспоримому таланту.

Самый известный поэт Серебряного века Александр Александрович Блок

Почему я выбрала именно этого поэта?

Среди поэтов Серебряного века многие получили известность и славу. Но из всех них мне больше запомнился Александр Александрович Блок. Я выбрала его по нескольким причинам.

Во-первых, в его стихах присутствуют таинственные и не каждому понятные образы, которые и заинтересовали меня. Чего только стоят стихотворения «Незнакомка» и «Плачет ребёнок…». Во-вторых, как и многие его соотечественники, он не остался равнодушным к периоду революции, что тоже нельзя не отметить. В-третьих, меня тронуло то чувство, с которым Блок пишет о Родине. Называя свою страну нищей, он все равно признает, что милей России не найти ему лучшей родины.

Творчеством Блока восхищались многие поэты. И, думаю, они восхищались не зря.

Яркие моменты творчества в жизни Блока.

Блок творил на рубеже двух миров. Он оказался последним великим поэтом старой, дооктябрьской России, завершившим своим творчеством поэтические искания всего XIX века, и вместе с тем его именем открывается первая, заглавная страница истории русской советской поэзии.

За двадцать лет, что отделяют первые серьёзные стихи Блока от «Двенадцати» и «Скифов», содержание его поэзии и сама его творческая манера претерпели глубокие изменения. Отрешенный от реальной жизни, казалось бы, целиком погруженный в свои смутные душевные переживания, каким Блок начал свой литературный путь, вырос в истинно великого национального поэта, творчество которого овеяно историческими, социальными, житейскими бурями его грозного, переломного, революционного времени.

Если сравнить юношескую лирику Блока с его зрелыми стихами, на первый взгляд может показаться, что перед нами два разных поэта. Вот, к примеру, характерные для юного Блока стихи, говорящие о переживаниях уединенной души и похожие на торжественные молитвы с затемненным смыслом:

“ Я их хранил в пределе Иоанна,

Недвижный страж, - хранил огонь лампад.

И вот-Она, и к Ней-моя Осанна-

Венец трудов-превыше всех наград…”

А вот как глубоко и вместе просто и отчетливо писал он тринадцать лет спустя, размышляя о судьбах матери-родины:

“ Идут века, шумит война,

Встает мятеж, горят деревни,

А ты все та ж, моя страна,

В красе заплаканной и древней”.

Разительные перемены, происшедшие в творчестве Блока, были продиктованы самой жизнью, самим ходом исторической действительности, определившей направление жизненного и литературного пути поэта. Путь этот был сложным и трудным, исполненным многих и резких противоречий, но прямым и неуклонным. Сам Блок очень верно и точно сказал, что это был «путь среди революций».

В юношеской лирике Блока («Стихи о Прекрасной Даме») всё овеяно атмосферой мистической тайны и совершающегося чуда. Всё в этой лирике робко и темно, зыбко и туманно, подчас неуловимо: только намек весенней песни, только клочок светлого неба, какие-то отблески, какие-то клики.… И всё это-знаки нездешних надежд на вселенское непостижное чудо, на явление Вечной Девы, Прекрасной Дамы, в образе которой для Блока воплощалось некое всеединое божественное начало, долженствующее «спасти мир» и возродить человечество к новой, идеально-совершенной жизни:

“Вхожу я в тёмные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад…”

Эта тема ожидания и предчувствия каких-то чудесных перемен господствовала в юношеской лирике Блока. Поэт уже тогда чувствовал неясную тревогу, ловил её «знаки», уже и тогда замечал, что вокруг него растёт «буря жизни», но ещё страшился этой бури и пытался укрыться от неё в идеальный мир своей мечты и фантазии, где нет ни слёз, ни мук, ни крови, а только музыка, розы, лазурь, улыбки, сказки и сны.

Даже свои «земные», вполне реальные переживания и впечатления юный Блок пытался перетолковать в духе мистической веры, как нечто «сверхреальное». Впрочем, живое чувство истинного поэта подчас сопротивлялось этому и упрямо прорастало сквозь зыбкую оболочку условного, мифологизированного мира, в котором он пребывал. Конкретно-чувственное, эмоциональное, непосредственное ощущение жизни всё более властно проникало в лирику Блока.

Подъём освободительного движения в России не прошел бесследно и для Блока. В обстановке революционных событий 1904-1905 годов прежнее равнодушие его к общественно-политической жизни сменилось жадным интересом к широко развернувшейся народной борьбе за свободу. Революционные события отразились в целом ряде произведений Блока. На его стихах о городе лежат багровые отсветы, символизирующие всё сильнее овладевающую им тревогу. Багрово-красный цвет, которым, в представлении поэта, окрашен внешне нарядный, а внутри подгнивший мир «сытых», воспринимается как символ революции.

Революция 1905 года была глубоко пережита Блоком и сыграла громадную, можно сказать, решающую роль в его жизни и судьбе. Она вывела поэта из состояния уединения и созерцательности, в котором он долго пребывал, показала ему лицо быстро меняющейся жизни, пробудила в нём чувство кровной связи с народом и сознание общественной ответственности за своё писательское дело.

На смену мистическим видениям в таинственных храмах приходят реальные, неприкрашенные картины человеческого горя:

“Мы встретились с тобою в храме

И жили в радостном саду,

Но вот зловонными дворцами

Пошли к проклятью и труду.

Мы миновали все ворота

И в каждом видели окне,

Как тяжело лежит работа

На каждой согнутой спине…”

Внимание Блока всё больше привлекают «новые люди», поднимающиеся на арену истории «из тьмы погребов», - люди-труженики, творцы завтрашнего дня. В поэте просыпается чувство общественной активности. Сам он ищет гражданской отваги, и гневно обличает тех, кто остается слеп и глух к запросам жизни:

“Я вижу: ваши девы слепы,

У юношей безогнен взор,

Назад! Во мглу! В глухие склепы!

Вам нужен бич, а не топор”!

Блок не щадит и самого себя-за то, что ему не хватает отваги, за то, что, искренне скорбя о нищих и бедных, он и хочет и не смеет «убить»:

“ Отомстить малодушным, кто жил без огня,

Кто так унижал мой народ и меня!

Кто запер свободных и сильных в тюрьму,

Кто долго не верил огню моему.

Кто хочет за деньги лишить меня дня,

Собачью покорность купить у меня…”

Обращение поэта к теме родины, её исторического пути, её грядущей судьбы было связано для него с переживанием подъёма и поражения первой русской революции. В июле 1905 года было написано прекрасное стихотворение «Осенняя воля», в котором уже зазвучал основной тон всей патриотической лирики Блока:

“Приюти ты в далях необъятных,

Как и жить и плакать без тебя”! -

Восклицал он, обращаясь к России. Он говорил о родине с бесконечной любовью, с проникновенной нежностью, со щемящей болью и светлой надеждой.

Широкая, многоцветная, полная жизни и движения картина родной земли слагается в стихах Блока. Необъятные русские дали, бесконечные дороги, полноводные реки, серые избы, костры на лугах, буйные вьюги и метелицы, кровавые закаты, пламенные хороводы и лихие гармоники, фабричные трубы и гудки, заводы и города.… Такова блоковская Россия.(1,5-19)

Критика произведений другими поэтами.

МЛ. Волошин: «Поэма “Двенадцать” является одним из прекрасных художественных претворений революционной действительности. Не изменяя ни самому себе, ни своим приёмам, ни формам, Блок написал глубоко реальную и - что удивительно - лирически-объективную вещь. Говорят, что Блок - большевик, что он дружен с большевистскими заправилами, но не думаю, чтобы он мог быть большевиком по программе, по существу, потому что какое дело такому поэту, как Блок, до остервенелой борьбы двух таких далёких ему человеческих классов...».(3,1)

В.В. Маяковский: «Творчество Александра Блока - целая поэтическая эпоха, эпоха недавнего прошлого.

Славнейший мастер-символист Блок оказал огромное влияние на всю современную поэзию. Блок честно и восторженно подошёл к нашей великой революции, но тонким, изящным словам символиста не под силу было выдержать и поднять её тяжёлые реальнейшие, грубейшие образы. В своей знаменитой, переведённой на многие языки поэме “Двенадцать” Блок надорвался».(3,1)

Е.Г. Эткинд: «Сквозь контрастность просвечивает призрачность незнакомки. Это не просто дама в чёрном платье со страусовыми перьями на шляпе.

Это стихотворение - о прозе и поэзии, о противоположности и единстве враждебных и трагически родственных друг другу стихий, о преображающей силе поэтической фантазии, в каком-то высокодуховном смысле близкой преображающему влиянию вина, - но, хотя поэт и кончает стихотворение словами: “Ты, право, пьяное чудовище. / Я знаю: истина в вине”, его опьянение, его “вино” иное, чем то, которым дурманят себя “пьяницы с глазами кроликов”.(5,1) Сила этого поэтического, то есть иносказательного, вина в том, что оно сквозь мёртвую прозу пошлости позволяет видеть поэтическую сущность мира - мира единого, целостного».(3,1)

Иванов-Разумник: «...Снежная буря революции начинается с первых же строк поэмы. И с первых же строк её чёрное небо и белый снег - как бы символы того двойственного, что совершается на свете, что творится в каждой душе.
“Чёрный вечер,
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек...”(4,1)

Чёрный вечер, Белый снег.
Вся поэма в этом. И на этом фоне, сквозь белую снежную пелену поэт рисует чёрными чёткими штрихами картину “революционного Петербурга” конца 1917 года.
И вот на этом фоне, под нависшим чёрным небом, под падающим белым снегом - “идут двенадцать человек”... О, поэт нисколько не “поэтизирует” их! Напротив. “В зубах цигарка, примят картуз, на спину б надо бубновый туз!”»(3,1)

Г.В. Иванов: «…В “Стихах о России” - почти всё совершенно. Как же, спросят нас, ведь это не сплошь новые стихи? Куда же делись промахи и срывы, которые были в ранних стихах Блока? Да, и более всего безукоризненное мастерство поэта сказалось именно в плане книги. Выбор стихов сделан так, что мы иначе и не решаемся определить его как “провидение вкуса”.

В книге двадцать три стихотворения, и почти каждое - новый этап лирического познания России. От первых смутных и горьких откровений до заключительных строк:

“И опять мы к тебе, Россия,
Добрели из чужой земли”.(2,1)

Каким нам запомнился Блок?

А.А. Блок был поистине одним из самых известных поэтов Серебряного века. Интеллигентный, мудрый, душевный, таинственный, революционный и вместе с тем романтичный и нежный, он остался в памяти у миллионов, а, возможно, и большего числа людей. Его произведения могут перенести читателя и на широкие просторы русской земли, и в период революции, и даже погрузить в таинственную и загадочную атмосферу. Работая над своим докладом, я выяснила кое-что новое о Блоке. Раньше я даже подумать не могла, что такой поэт как Блок мог жить в своем придуманном мире мечтаний и фантазий. По сути это была лишь иллюзия, которой он долго и упорно жил. И все же бурные события того времени, перемены в обществе заставили «повзрослеть» поэта и дали толчок новому, совершенно другому этапу его творчества.

Важно ли молодым людям нашего времени читать произведения Блока? Я уверена, что да. Ведь читая его стихотворения, каждый сможет найти для себя какие-то заветные строки, будь то влюбленный юноша или юный мыслитель, узнать события из нашей истории, да и просто расширить свой кругозор. Хотелось бы, чтобы люди не забывали о творчестве великого поэта, а современная молодежь проявляла больше интереса к его произведениям.

Список литературы.

1.Александр Александрович Блок Стихотворения и поэмы: Учеб. пособие для старшего школьного возраста/А. Столова, Н. Ветлугина, Л. Моргунова и др. - М.: Издательство «Литература артистикэ», 1978-183с.

2. http://er3ed.qrz.ru/blok-rodina.htm

3. http://lit-helper.com/p_Tvorchestvo_A_A__Bloka_v_kritike_i_literaturovedenii

4. http://stihi-rus.ru/1/Blok/34.htm

5. http://www.loveparadise.ru/poem-111.html



Последние материалы раздела:

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...