Анализ cтихотворения марины цветаевой «генералам двенадцатого года» - цветаева - анализ стихотворения - каталог статей - учитель словесности. Анализ стихотворения Цветаевой М.И

  1. Каким чувством пронизано стихотворение? Какую роль играют в нем восклицательные пред-ложения? Почему в стихотворении местоимения «все» и «что» выделены логическими ударениями?
  2. Восторг перед героями двенадцатого го-да, многие из которых погибли молоды-ми, звучит в строках стихотворения. Само название звучит обращением, а воскли-цательные предложения, насыщающие текст, подчеркивают торжественность этого обращения. Выделения слов все и что логическими ударениями подчерки-вают значимость слов, к которым они от-носятся. «Вам всё вершины были малы»; «Что так же трогательно-юно» — фразы, которые были особенно важны для поэта и поэтому специально выделены в них слова все и что.

  3. Почему М. Цветаева построила свое стихо-творение как обращение к «генералам двенадца-того года»? Найдите обращения. В чем их осо-бенность? Какие оттенки и характер поэтического переживания вносит употребление поэтессой меж-дометий?
  4. Стихотворение построено как обраще-ние к генералам двенадцатого года преж-де всего потому, что они были для автора воплощением благородства и самопожерт-вования юности в беде, постигшей народ. Восторженное и романтическое изображе-ние молодости, которая совершает под-виг, — вот поэтический пафос стихотворе-ния.

    Цари на каждом бранном поле И на балу. …Вчера Малютки-мальчики, сегодня — Офицера! О, молодые генералы Своих судеб! Вы были дети и герои, Вы всё могли!

    Междометия «о», «ах» усиливают и подчер-кивают эмоциональный характер стихотворения-обращения к ушедшим героям.

  5. Какие эпитеты и определительные прилага-тельные передают неподдельное восхищение по-этессы «молодыми генералами»?
  6. Каково значение антитезы в характеристике героев стихотворения? Какой оттенок сообщают стихотворению устаревшие и традиционно-поэти-ческие слова?
  7. Все стихотворение построено на подчер-кивании резкого контраста юности геро-ев, подлинности и важности их подвига. То, что подвиг — факт истории, подчерки-вается включением в текст слов и реалий того далекого времени. Не менее важны для придания стихотворению возвышен-но-поэтического оттенка и традиционно-поэтические устаревшие слова: гла-за, как бриллианты, бранное поле, длань Господня, великолепный миг, нежный лик, хрупкая фигура, кудри дев, бешеная рать…

  8. Какие строки стихотворения произвели на вас особенно сильное впечатление?
  9. И при первом, и при повторном чтении самое сильное впечатление производит финальная строфа, которая как бы сум-мирует героическую и романтическую па-мять о генералах двенадцатого года. Материал с сайта

  10. Подготовьте выразительное чтение стихо-творения, ключом к которому могут стать слова М. Цветаевой: «А что есть чтение — как не разга-дывание, толкование, извлечение тайного, остав-шегося за строками, за пределом слов… Чтение — прежде всего — сотворчество». Передайте в своем чтении то, что вам близко и дорого в стихотворе-нии.
  11. При подготовке к выразительному чте-нию этого стихотворения важно точно ис-пользовать то, что подсказала нам сама М. Цветаева. Это и логические ударения, которые отмечены в тексте, и те возмож-ные паузы, которые предполагает завер-шение чтения каждой строфы.

    «Разгадывание», которое имеет в виду поэтесса, подсказывает особенно тщатель-ное подчеркивание тех характеристик, которые дают нам эпитеты и сравнения текста, описание действий самой поэтес-сы («И я, поцеловав гравюру, не зна-ла сна…»), повторяющиеся обращения («Вы…», «О, как, мне кажется, могли вы…»). Каждое слово и даже каждый знак препинания уточняют наше чтение вслух.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • м цветаева а что есть чтение как не
  • стихи о генералах
  • каким чувством пронизано стихотворение? какую роль играют в нём восклицательные предложения
  • генералам 12 года цветаева



Сейчас мы будем знакомиться с текстом. Обратите внимание на обращение к адресатам. И попытайтесь выявить различие между обращениями к генералам вообще и к Тучкову-четвертому. Исправьте в тексте строчную букву на прописную там, где вы считаете это необходимым. Поделите стихотворение на смысловые части. Объясните, по какому принципу это произведение делится на композиционные части (1-я часть общий портрет, наиболее типичные черты, 2-я часть обращение к Тучкову-четвертому, 3-я часть снова типизация).


Генералам двенадцатого года Сергею Вы, чьи широкие шинели Напоминали паруса, Чьи шпоры весело звенели И голоса, И чьи сердца, как бриллианты, На сердце оставляли след,- Очаровательные франты Минувших лет! Одним ожесточеньем воли Вы брали сердце и скалу,- Цари на каждом бранном поле И на балу. Вас охраняла длань Господня И сердце матери, - вчера Малютки-мальчики, сегодня- Офицера! Вам все вершины были малы И мягок самый черствый хлеб, О, молодые генералы Своих судеб! Ах, на гравюре полустертой, В один великолепный миг, Я видела, Тучков-четвертый, Ваш нежный лик. И вашу хрупкую фигуру, И золотые ордена… И я, поцеловав гравюру, Не знала сна… О, как мне кажется, могли вы Рукою, полною перстней, И кудри дев ласкать – и гривы Своих коней. В одной невероятной скачке Вы прожили свой краткий век… И ваши кудри, ваши бачки Засыпал снег. Три сотни побеждало – трое! Лишь мертвый не вставал с земли. Вы были дети и герои, Вы все могли! Что также трогательно-юно, Как ваша бешеная рать? Вас златокудрая Фортуна Вела, как мать. Вы побеждали и любили Любовь и сабли острие- И весело переходили В небытие.


Заполните таблицу «Обобщенный портрет генералов» и «Портрет Тучкова-четвертого». В первый столбик детали портрета, во второй поступки героев, в третий авторскую оценку. На что Марина Цветаева обращает внимание? Детали портретаПоступки героевАвторская оценка Обобщенный портрет генералов Широкие шинели напоминали паруса, Шпоры весело звенели, Глаза, как бриллианты, Очаровательные франты Брали сердце и скалу, Все вершины были малы Цари на каждом бранном поле и на балу, Молодые генералы своих судеб Портрет Тучкова- четвертого Нежный лик Хрупкую фигуру, Золотые ордена, рука, полная перстней, ваши кудри, ваши бачки В одной невероятной скачке прожили, побеждали и любили любовь и сабли острие, весело переходили в небытие Вы были дети и герои, вы все могли!




На этот вопрос нам поможет ответить семейная легенда Тучковых. Александр Алексеевич Тучков (), генерал- майор, командовал бригадой 3-й пехотной дивизии Коновицына, входившей в 1- ю армию Барклая-де-Толли. Это был человек, «соединявший с прекрасной наружностью душу пламенную, ум, обогащенный всеми плодами просвещения».


В 1806 году он женился на Маргарите Михайловне, урожденной Нарышкиной. Она «гордилась красотою мужа, которого сравнивали в тогдашнем обществе с Аполлоном, его храбростью, рыцарскою его доблестью». Она сопровождала мужа во время русско-шведской войны годов. «Солдаты старались доставить ей возможные удобства и в свою очередь обращались к ней за помощью всякого рода». С заботливостью сестры милосердия она ухаживала за ранеными, как русскими, так и шведами, попавшими в плен.


Почти за год до войны Маргарита Михайловна увидела напугавший ее сон. Ей приснилось, что ее отец входит в комнату, держа на руках ее маленького сына, и говорит: "Вот все, что у тебя осталось". Она принимает сына и в тот же момент слышит голос откуда-то сверху: "Участь твоя решится в Бородине". Женщина проснулась в слезах и тут же пересказала сон мужу. Тот долго успокаивал ее, объясняя, что все это игра воображения, а в воображении всякая нелепость может произойти. И все же утром генерал вместе с женой долго искали на карте название, напоминающее "Бородино", в окрестностях расположения своей части (полк стоял на западной границе) и, естественно, ничего не нашли.


В августе 1812 года Маргарита Михайловна жила в доме отца. Однажды утром дверь ее спальни распахнулась, и отец с младенцем-внуком на руках вошел, не скрывая слез сказал: "Вот все, что у тебя осталось". Генерал-майор Александр Алексеевич Тучков был самым младшим из четырех братьев, генералов Тучковых. Все братья участвовали в Отечественной войне 1812 г. Судьба Тучковых беспримерна. 3 родных брата, достигнув генеральских чинов и пройдя невредимо многие войны, почти в одно время кончили свое поприще. Один, израненный штыками, полонен близ Смоленска. Старший Николай Алексеевич был смертельно ранен в Бородинском сражении, а младший Александр Алексеевич убит. Он со знаменем в руках вел свою бригаду на атакующих французов. Схватка была невероятно яростной, в ней погибло много наших солдат и солдат противника.


Тучков-четвертый погиб в Бородинском сражении около полудня в бою за Семеновские флеши. Александр Алексеевич, увидев, что его Ревельский полк дрогнул, схватил знамя полка и пошел впереди солдат на французов. По рассказам солдат, ему ядром оторвало обе руки. Когда его пытались вынести из-под огня, новое ядро оторвало обе ноги. Вслед за тем третье ядро поразило тридцатипятилетнего генерала в грудь.


Маргарита Михайловна пыталась найти на поле битвы тело мужа, но его, видимо, сожгли на общем погребальном костре. Маргарита Михайловна жена погибшего генерала первой приложила старания, чтобы Бородинское поле стало общим памятником погибшим героям Она продала имение и построила на месте Бородинского сражения храм. Это был первый памятник героям Бородина.. Впоследствии там же, на Багратионовых флешах, Маргарита Михайловна основала Спасо-Бородинский женский монастырь, где стала настоятельницей. Монастырь строился четыре десятка лет, украсившись Владимирским собором. Немалые средства на этот храм собрали офицеры и солдаты гвардейского и гренадерского корпусов русской армии. Монахини присматривали за полем памяти. Каждый пришедший поклониться могилам героев находил в монастыре кров и пищу.


Но это стихотворение Марина Ивановна посвятила не только генералам двенадцатого года, но и своему мужу Сергею Эфрону. Что сближает образ генералов двенадцатого года и образ мужа? Ответ мы попытаемся найти в письмах Цветаевой. Письмо от 17 марта 1914 года В.В.Розонову: «Он необычайно и благородно красив, он прекрасен внешне и внутренно. Прадед его с отцовской стороны был раввином, дед с материнской великолепным офицером.»



Это стихотворение по праву признается вершиной русской военной лирики Серебряного века.

В ночь с 26 на 27 декабря 1913 года в Феодосии Марина Цветаева написала стихотворение, посвященное Генералам двенадцатого года.

Его особенностью является обращение поэтессы не к офицерам-современникам, что типично для военной лирики, а к героям войны 1812 года, то есть к тем, кто жил за сто лет до поэтессы. Цветаева в новом ракурсе воспроизводит античную идею влюбленности в недостижимый идеал, воплощенный в скульптуре (как в Античности), и в портретах и гравюрах (в современном ей мире).

Отец поэтессы профессор филологии и искусствоведения Иван Владимирович Цветаев, работал директором Румянцевского музея, а в годы, предшествующие написанию стихотворения как раз создавал Музей изящных искусств (сегодня это Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина). Марина с детства воспитывалась среди картин и скульптур, старых книг и гравюр. Восхищение идеализированными образами героев прошлой великой войны было для нее естественным. Другим источником успеха стало ранее знакомство с поэтическим каноном, которое сочеталось с прививаемой отцом свободой творческого самовыражения.

Профессор Иван Цветаев. 1913. Фото Карла Фишера

В тревожной предвоенной атмосфере, которая все явственнее ощущалась с первых же дней нового, 1914 года, стихотворение Цветаевой выразило и восхищение российских женщин своими мужьями, отцами и сыновьями, которым предстояло пойти на фронт, и страх перед неизбежностью потерь и ухода близких и таких замечательных людей в небытие.

В советские годы стихотворение Цветаевой старались не тиражировать, замещая его советской военной лирикой. Новую жизнь и всенародную популярность эти строки обрели после выхода на телеэкраны 1 января 1981 года фильма Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово», в котором Ирина Мазуркевич исполняет романс Андрея Петрова на эти стихи Марины Цветаевой (в романсе звучат несколько четверостиший). Той же зимой романс пели на семейных праздничных застольях и заказывали в ресторанах, звуковую дорожку романса записывали с телевизора на магнитофоны, а стихи Цветаевой переписывали в тетради и блокноты с текстами любимых песен. Матери и жены офицеров и солдат, отправленных служить в Афганистан, считали этот романс своим, но, конечно же, в нем видели и другие смыслы.

Романс Настеньки из т/ф «О бедном гусаре замолвите слово» (1981, реж. Эльдар Рязанов). Муз. Андрея Петрова, стихи Марины Цветаевой, исп. Ирина Мазуркевич.

ГЕНЕРАЛАМ ДВЕНАДЦАТОГО ГОДА

Вы, чьи широкие шинели

Напоминали паруса,

И чьи глаза, как бриллианты,

На сердце вырезали след -

Очаровательные франты

Минувших лет.

Одним ожесточеньем воли

Вы брали сердце и скалу, -

Цари на каждом бранном поле

И на балу.

Вас охраняла длань Господня

И сердце матери. Вчера -

Малютки-мальчики, сегодня -

Вам все вершины были малы

И мягок - самый черствый хлеб,

О молодые генералы

Своих судеб!

Генерал-майор Александр Алексеевич Тучков 4-й. Гравюра Антона Крайла. Генерал-майор А.А. Тучков 4-й родился в 1777 году в Киеве. Воевал с 17-ти лет, проявил храбрость и артиллерийский талант, к 22-м годам произведен в полковники. С подчиненными офицерами и солдатами был строг и требователен, но спал при общем костре и ел из общего котла. Сам заменял в расчете любого выбывшего номера. Отличился тем, что бросился в самое пекло с шашкой против штыков, увидев, что раненый артиллерист оказался среди неприятеля. В 1801-м в 24-летнем возрасте оставил военную службу, “желая усовершенствовать познания свои и ознакомиться с европейскими государствами”. С первого взгляда влюбился в Маргариту Михайловну Нарышкину, и за их блистательным романом, который завершился счастливым браком, следили несколько несколько европейских столиц. Посещал лекции в Геттингенском университете, изучая философию, историю и юриспруденцию. Много самостоятельно читал и вел дневник, в который заносил рассуждения о государстве. Когда война с Наполеоном, которого он видел еще в Париже в 1804 году, стала неизбежной, Тучков вернулся к службе и через некоторое время, не раз отличившиь, получил генеральские погоны. Убит 26 августа 1812 года в Бородинском сражении.

Ах, на гравюре полустертой,

В один великолепный миг,

Я встретила, Тучков-четвертый,

Ваш нежный лик,

И вашу хрупкую фигуру,

И золотые ордена…

И я, поцеловав гравюру,

Не знала сна.

О, как - мне кажется - могли вы

Рукою, полною перстней,

И кудри дев ласкать-и гривы

Своих коней.

В одной невероятной скачке

Вы прожили свой краткий век…

И ваши кудри, ваши бачки

Засыпал снег.

Джордж Доу, с оригинала А. Варнека. Генерал-майор Александр Тучков 4-й. 1813. Галерея героев Отечественной войны 1812 года. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Три сотни побеждало-трое!

Лишь мертвый не вставал с земли.

Вы были дети и герои,

Вы всё могли.

Что так же трогательно-юно,

Как ваша бешеная рать?..

Вас златокудрая Фортуна

Вела, как мать.

Вы побеждали и любили

Любовь и сабли острие -

И весело переходили

В небытие.

Другие стихи, написанные Мариной Цветаевой в 1913 году, можно прочитать .

Стихотворение “Генералам двенадцатого года” (1913) - одно из наиболее восторженных и романтических произведе­ний молодой М. И. Цветаевой. Оно практически все состоит из цепочки деталей, возвышающих адресата послания:

Вы, чьи широкие шинели Напоминают паруса,

И чьи глаза, как бриллианты,

На сердце оставляли след, – Очаровательные франты Минувших лет!

Заявленный в сравнении образ паруса в классической поэзии XIX века, например у М. Ю. Лермонтова, традиционно символи­зирует жизнестойкость, способность противостоять любым на­тискам судьбы. Именно эти черты, по мнению М. И. Цветаевой, являлись определяющими в характерах героев 1812 года, что в конечном итоге и обусловило высокую степень их патриотиче­ского чувства. Обращения “генералы”, “цари” также призваны возвеличить образы офицеров. Они не только герои отечества, но и генералы дамских сердец. В восприятии образов очевидна опо­ра на литературную традицию. В произведении важен не кон­кретный адресат, а образ поколения, обращение “Ваше благоро­дие” к которому

было наполнено глубоким содержательным смыслом. В стихотворении звучит глубокое сожаление об ушед­шем типе мужского идеала той эпохи. Но в еще большей степе­ни, чем рисуемые образы, в стихотворении важен романтический характер самой восторженной лирической героини. Она любует­ся героями 1812 года не только как покоренная их душевным благородством и высокими манерами женщина. В стихотворении заявлена и материнская тема:

Вас охраняла длань господня И сердце матери, - вчера.

Малютки-мальчики сегодня – Офицера!

В восторженных восклицаниях “Ах!”, “О…” и строгом обращении “Вы” усматриваются жанровые особенности сен­тиментального романса. Если в душе мечтательной лириче­ской героини царят две стихии (любовь и творчество), то сердцами генералов 1812 года владеют опять-таки любовь и героика. Только любовь дает им силы побеждать. Именно она питает душевное благородство:

Вы побеждали и любили Любовь и сабли острие – И весело переходили В небытие.

Стихотворение, написанное через столетие после событий Отечественной войны 1812 года, призвано увековечить в па­мяти поколений и опоэтизировать высокий образ русского офицерства.

Отечественная война 1812 года породила в русской поэзии мощную поэтическую традицию, начиная с Г. Державина,

В. Капниста, В. Жуковского, К. Батюшкова, Ф. Глинки, К. Ры­леева, А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Дельвига, Ф. Тютчева, А. Майкова, Е. Баратынского, заканчивая многочисленными народными историческими песнями. Однако в их произведе­ниях важны исторический и патриотический аспекты воспри­ятия событий. Для М. И. Цветаевой герои двенадцатого года важны не только как храбрые воины, но и неотразимые кава­леры. В таком ракурсе до нее никто данную тему не поднимал, кроме, пожалуй, Ф. Глинки (“Партизан Давыдов”), В. Жу­ковского (“Певец в стане русских воинов”), М. Языкова (“Д. В. Давыдову”), которые вспоминали о разгульно-удалых подвигах Д. Давыдова.

Глоссарий:

– генералам двенадцатого года анализ

– Анализ стихотворения Генералам двенадцатого года

– генералам 12 года анализ

– цветаева генералам 12 года анализ

– анализ стихотворения цветаевой генералам двенадцатого года


Другие работы по этой теме:

  1. “Генералам двенадцатого года” Стихотворение “Генералам двенадцатого года” (1913) – одно из наиболее восторженных и романтических произведений молодой М. И. Цветаевой. Оно практически все состоит из...
  2. Каким чувством пронизано стихотворение? Какую роль играют в нем восклицательные пред­ложения? Почему в стихотворении местоимения “все” и “что” выделены логическими ударениями? Восторг перед героями двенадцатого...
  3. Стихотворение М. И. Цветаевой “Никто ничего не отнял…” написано в феврале 1916 года. Основной темой цветаевского ли­рического произведения является тема разлуки. Уже в первых строках...
  4. Стихотворение М. И. Цветаевой “Бабушке” написано в 1914 году. В нем звучит тоска по ушедшему XIX веку - эпо­хе прекрасных дам и галантных кавалеров. Произведение...


































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Вы помните: текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать
Шел мимо нас…
А.С.Пушкин

Да, были люди в наше время
М.Ю.Лермонтов

Цели урока:

  • познакомить учащихся с биографией М.И.Цветаевой;
  • продолжить изучение темы героического прошлого России.

Оборудование : презентация биогрфии М.И.Цветаевой, портреты героев Отечественной войны 1812 года.

Ход урока

1. СЛОВАРНАЯ РАБОТА . (На доске написаны слова.)

РОДИНА – отечество, родная сторона; место рождения, происхождения кого-нибудь или чего-нибудь.

ПАТРИОТИЗМ - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

ЯМБ – двусложный размер, где ударение падает на четные слоги.

2. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Учитель . Добрый день! Я прочитаю вам стихотворение, назовите его автора и название. (Читаю стихотворение М.Цветаевой «Книги в красных переплетах»).

Учащиеся . М.И.Цветаева «Книги в красных переплетах».

Учитель. Сегодняшний урок посвящен стихотворению поэта ХХ века М.И.Цветаевой «Генералам двенадцатого года». (Прочитать стихотворение.) Ребята, на дом было дано задание подготовить биографию М.И.Цветаевой.

Учитель. Показывает презентацию биографии М.И.Цветаевой.

Учащийся. Рассказывает биографию.

Учитель . Мы познакомились с биографией поэта, кто хочет дополнить ответ. Кто желает прочитать наизусть это стихотворение?

Учащийся . Читает стихотворение.

3. РАЗБОР СТИХОТВОРЕНИЯ . (Беседа по вопросам.)

Учитель . Понравилось вам стихотворение? Ответьте, кому оно посвящено?

Учащиеся . Людям, офицерам, погибшим в войне с Наполеоном в 1812 году.

Учитель . Кто расскажет об этой войне.

Учащийся . Рассказывает о событиях Отечественной войны 1812 года.

Учитель . Почему она названа Отечественной?

Учащийся. Потому что против врага поднялся весь народ: и офицер-дворянин и крепостной крестьянин.

Учитель. Стихотворение посвящено событию, которое произошло более двухсот лет назад. Посмотрим на портреты участников этой войны. Что вы можете сказать об этих людях?

Учащиеся . Они молоды, красивы. У них много наград.

Учитель . Ребята, а почему эти люди молоды и уже генералы?

Учащиеся . Из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» мы знаем, что когда в дворянских семьях рождались мальчики, то их приписывали к какому-либо полку, и когда надо было идти служить, то они были уже в офицерских званиях. Именно поэтому они молоды и уже офицеры.

Учитель . Среди блистательной плеяды молодых, дерзких, отважных генералов Отечественной войны 1812 года, Александр Тучков- четвёртый занимает особое место. В 11 лет он был посвящён в офицерский чин. В 22 года уже стал полковником. Генерал-майор Александр Алексеевич Тучков-четвертый погиб в Бородинской битве 26 августа 1812 года, на 35-м году от рождения своего... Его портрет один из наиболее запоминающихся в Военной галерее Зимнего Дворца. Он чужд картинной воинственности. Грустно задумчивое лицо молодого генерала, как бы предчувствующего свою раннюю смерть. Вероятно по желанию М.М. Тучковой, вдовы генерала, живописец изобразил на его мундире медаль за участие в войне 1812 года. Такие медали участники кампании получали только в 1813 году, но Тучков бесспорно заслужил её своей геройской смертью на Бородинском поле. Однако самый лучший памятник Александру Тучкову воздвигла его вдова своей бессмертной и вечной любовью. Храм, выстроенный ею, до сих пор стоит на Бородинском поле. Александр Алексеевич Тучков происходит из старинного дворянского рода.

Учитель. Найдите в стихотворении строчки, в которых говорится о молодости этих людей.

Учащиеся .

…вчера
Малютки-мальчики, сегодня –
Офицера!

Что так же трогательно-юно,
Как ваша бешеная рать?

Учитель . Ребята, стихотворение написано в 1913 году и посвящено офицерам, погибшим в войне 1812 года, об этом говорит и название стихотворения. Это является и его темой. Тема стихотворения – память о людях, защищавших свою родину и отдавших за нее жизнь. Дети, а какова идея стихотворения?

Учащиеся . Через все стихотворение проходит чувство любви и восхищения поэта этими людьми, преклонение перед их мужеством. Марина Ивановна называет их «…молодыми генералами своих судеб». Они сами выбрали свой путь. Путь служения Отечеству.

Учитель. Скажите, а может быть что-нибудь выше этого выбора? Поэтому так и «пропитано» это стихотворение любовью поэта к этим людям.

Учител ь. Стихотворение построено в форме обращения к людям, которые погибли, защищая родину. Найдите в стихотворении строчки с обращением к этим людям.

Учащиеся .

Вы чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса…

И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце оставляли след, -
Очаровательные франты!
Минувших лет!

Учитель. Ребята, какой прием использует Марина Цветаева, создавая образ героев 1812 года? Почему?

Учащиеся. Сравнение. Она сравнивает шинели с парусами, чтобы передать их стремительный бег, вечную скачку, полет, летит на парусах.

Сравнение глаз с бриллиантами. Это глаза не только воина, но и красавца, который побеждает не только врагов, но и сердца женщин не только 19 века, но и сердце поэта.

Я видела, Тучков-Четвертый,
Ваш нежный лик.

И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна…

Этими сравнениями Марина Ивановна показывает их молодость и бесстрашие. Они летели по жизни, стремясь все увидеть, познать, испытать, ни на миг не останавливаясь.

Учитель. Найдите в тексте слова, подтверждающие это.

Учащиеся .

Вам все вершины были малы
И мягок самый черствый хлеб…

В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век…

Учитель . Найдите строчки, рисующие мужество, бесстрашие юных генералов.

Учащиеся .

Цари на каждом бранном поле…

Вам все вершины были малы…

Три сотни побеждали – трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы все могли!

Вы побеждали и любили…

Учитель . Каждое произведение имеет свою композицию, помогающую в раскрытии темы произведения, характеристике героев. Имеет свою композицию и это стихотворение. Она представляет собой неспешный рассказ о «генералах двенадцатого года». Стихотворение состоит из 12 строф. Каждая строфа добавляет новую грань к характеристике героев. Давайте проследим за этим.

Учащиеся . Читают и комментируют.

Учитель . М.Цветаева, создавая образ своих героев, соединяет два понятия: мира и войны. Для них жизнь не делится на военную и мирную. Для них все есть жизнь и в ней они «генералы своих судеб». Найдите в тексте цитаты, подтверждающие это.

Учащиеся.

Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, -
Цари на каждом бранном поле
И на балу.

О, как, мне кажется, могли вы
Рукою полною перстней,
И кудри дев ласкать – и гривы
Своих коней.

Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие.

Учитель . Стихотворение посвящено подвигу молодых людей, отдавших свою жизнь ради спасения отечества, но, несмотря на это, стихотворение не звучит печально.

И весело переходили
В небытие.

Этому помогает и размер стихотворения, определите его?

Учащиеся. Двусложный размер, ямб.

Учитель. Дети, обратите внимание на звукопись стихотворения, передающую скорость летящих на лошадях офицеров, напоминающую звук летящей стрелы или свист ветра. Прослушаем еще раз стихотворение.

Учащийся . Читает стихотворение.

Учитель . А сейчас мы обобщим все сказанное на уроке.

Учащиеся. Ответы.

Учитель . Ребята, тема подвига и служения Отечеству занимает огромное место в русской литературе. Я принесла вам отрывок из фильма В.Мотыля «Звезда пленительного счастья», где звучит романс поэта ХХ века Булата Окуджавы. Обратите внимание, как схоже отношение М.Цветаевой и Б.Окуджавы к людям, посвятившим свою жизнь служению родине, как похожи образы, созданные ими. (Звучит песня.)

Учитель . Закончить этот урок мне хочется отрывком из фильма Э.Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово», в котором звучит стихотворение М.Цветаевой «Генералам двенадцатого года».



Последние материалы раздела:

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...