Анализ лирического произведения деревня а с пушкин. «Деревня», анализ стихотворения Александра Пушкина

Стихотворение «Деревня» Пушкина, анализ которого мы проведем, показательно для понимания того, что лирику трудно разделить по тематическому признаку. Рамки одной темы тесны для этой элегии. В ней найдена новая форма воплощения вольнолюбивых мотивов, но, кроме этого, создана картина сельской природы, а также выражены мысли об истории, литературе, творчестве.

Главным художественным средством в стихотворении «Деревня», по жанровой природе близком элегии (от греч. «печальная песня», жанровая форма в лирике, стихотворение, выражающее сосредоточенное размышление или являющееся эмоциональным монологом, передающим печаль лирического героя от сознания морально-политических несовершенств или от любовных неурядиц), является антитеза. Антитеза (от греч. «противоположение») — это открыто выраженное противопоставление, контраст, который не скрыт за другими соотношениями, а выявлен благодаря художественным особенностям произведения. В «Деревне» развернутая антитеза возникает между двумя частями стихотворения. Первая состоит из трех строф, опубликованных в 1826 г. под названием «Уединение». В них использован вольный ямб. В начальном четверостишии повторяется сочетание трех строчек шестистопного ямба с четырехстопным завершением, которое является постоянным в первой русской элегии, принадлежащей В.А. Жуковскому («Вечер», 1806). Как и в ней, лирическому герою, пребывающему на лоне природы, дороги приметы пейзажа — «мирный шум дубров», «тишина полей». О прохладе темного сада, ароматах цветов и сена, переливах воды в ручьях и озерах идет речь во второй строфе, продолжающей обрисовку сельской гармонии. Мысль о том, что в природе внимательному наблюдателю открывается не только красота, но и равновесие цветов, звуков, запахов, звучала у Жуковского. Оно не бросалось в глаза, было «тихим» («Как тихая твоя гармония приятна!..» — «Вечер»), но умиротворяло душу, заставляя верить в осмысленность бытия.

Взору лирического героя Пушкина во всем видятся «следы довольства»: луг уставлен скирдами сена, на озере белеет парус рыбаря, нивы распаханы, по берегу бродят стада, вращаются крылья мельниц, топятся печи в овинах, где сушится зерно.

Богатство и многообразие человеческого быта дополняют гармоничное сочетание цветов и звуков в природе (темный сад — светлые ручьи, лазурные озера — желтые нивы; тишина полей — шум ручьев). Все движется, переливается, составляет «подвижную картину». Над ней веет ветер, разносящий ароматы цветов и дым, вырывающийся из труб овинов.

«Рассыпанная» («Вдали рассыпанные хаты...») по земле жизнь заставляет лирического героя забывать о заблуждениях, внушенных ему столичным времяпрепровождением. Оно было роскошно, пиры сменялись забавами, его очаровывали великосветские цирцеи (Цирцея, или Кирка, — в греческой мифологи имя волшебницы, удерживавшей на своем острове Одиссея, — Гомер. «Одиссея», X), но там не было места для «трудов и вдохновенья». Душа ожила только в «пустынном уголке», успокоенная тишиной природы. Во внутреннем мире лирического героя воцаряется гармония, поток его дней «льется», он не обращает внимания на время, погрузившись в размышления. Для всех забвение внешнего существования кажется «праздностью», но в действительности интенсивная внутренняя жизнь — это труд, приносящий счастье. В первой строфе элегии не только начинается создание картины природы, которая станет антитезой тому, во что люди превратили мирный уголок, но и привлекается внимание к причинам отказа от суетности и ложных очарований:

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льется дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья.

Я твой — я променял порочный двор цирцей,

Роскошные пиры, забавы, заблужденья

На мирный шум дубров, на тишину полей,

На праздность вольную, подругу размышленья.

В третьей строфе лирический герой возвращается к намеченной в начале художественной цели, обрисовка пейзажа (прототипическими были впечатления от природы, увиденной поэтом в Михайловском, родовом имении, которое он посетил в юности) уступает место лирическому излиянию, характеризующему его интересы. Ощущая себя освобожденным от оков светского многолюдства, от влияния толпы, поклоняющейся злодеям и глупцам, он обретает истинное наслаждение в одиночестве: наедине с собой ищет ответы на свои сомнения в трудах историков и писателей («Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!», оракул — лат. «прорицатель»). Там его нравственное чувство находит отклик, доставляющий радость, блаженство. Его правота подтверждается истинами, открытыми в другие эпохи. Независимо от времени для человека ценными остаются свобода, сочувствие, самостоятельность мышления— те гуманистические идеалы, которые воодушевляют творца: пробуждают душу от «сна угрюмого», «к трудам рождают жар». В них зерно истины, зреющее в нем, чтобы дать прекрасные исходы в творчестве.

Важнейшими для лирического героя представляются просветительские требования: он не просто стремится к пониманию трудов защитников народных интересов и проповедников разумных преобразований в обществе, но учится «закон боготворить», вслушивается в «застенчивую мольбу», готов обличать «величие неправое». Вторая часть стихотворения, из-за появления которой оно не было опубликовано полностью, содержит резкую критику главного порока социальной жизни в России — крепостного права. «Мысль ужасная» о нем омрачает размышления, побуждает забыть и о красотах природы, и о творческих планах. Ни одно из внутренних ощущений не заглушает стонов, доносящихся с «цветущих нив», не заслоняет зрелища «убийственного позора», заметного «везде», в целом «здесь», в России. Долготерпение народа и невежество «барства дикого» — те нравственные пороки, которые отдаляют человечество («друг человечества» — определение, значимое для просветительской характеристики взглядов лирического героя) от «избраннейшего» дня — «прекрасной зари» свободы. В завершающих строчках, как и в стихотворении «К Чаадаеву», звучит реминисценция из радищевской оды «Вольность», на что указывает и шестистопный ямб финала (в тексте элегии такие шестистопные строчки чередуются с четырехстопными, это чередование имеет нерегулярный характер, образуя вольный ямб).

Между первой и второй частями стихотворения «Деревня» (Пушкин), анализ которого нас интересует, существует развернутая антитеза. Ее основой становятся гуманистические идеалы лирического героя, которым противопоставлена картина рабства. Его «застенчивой мольбе» (внимать ей с участьем должен научиться каждый, кто способен освободиться «от суетных оков») необходимо выражение, которое может найти только поэт, кому дан «грозный дар», позволяющий «сердца тревожить». Таким образом, важным моментом в содержании стихотворения становятся размышления о роли художника в общественных схватках. Он не один из тех, кто в открытой борьбе сражается с самовластьем, а сознающий свою исключительность вития (оратор, красноречивый человек), взывающий к народам и царям, повышая действенность нравоучения, благодаря выразительной силе искусства:

Почто в груди моей горит бесплодный жар?

И не дан мне судьбой витийства грозный дар?

В рассказе о приметах крепостной жизни особое значение имеют эпитеты, усиливающие реалистическое по своей достоверности и конкретности изображение действительности. Невежество — «убийственный» порок, ярем неволи «тягостен» для всех, владельцы душ — «дикие», «неумолимые», «бесчувственные»; рабы «измученные», покорные «насильственной лозе», обреченные склоняться «на чуждый плуг», не смеющие «надежд и склонностей в душе питать». Они труженики, «земледельцы», но их «собственность и время» присвоили себе, подобно завоевателям, помещики, превратившие их в рабов. Социальные различия возникли «на пагубу людей», доказательством чего становится представленное полотно. И его детали, и стилистические особенности не оставляют сомнения в том, что лирическому герою важно не только осудить беззаконие, но и выявить бесчувственность «злодеев», поднявших на ближнего «бич», не замечающих слез и стонов, мучающих «дев юных», «младых сыновей», их стареющих родителей. Лирическое излияние акцентирует эмоциональный накал переживания, рассказ превращается в гневное осуждение, независимо от смыслового плана. Оценивая его, Александр I, получивший от автора список элегии, отозвался о стихотворении неожиданно спокойно, как о выражении «добрых чувств». Действительно, в финале элегии лирический герой, ожидающий зари свободы, ее восход связывает с «манией» (действием) царя:

Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Однако можно даже не вспоминать о том, в чем состояла суть «отчизны призыванья» («К Чаадаеву»), обрисованная в других стихах, посвященных вольнолюбивым устремлениям. Достаточно внимательно прислушаться к голосу лирического героя «Деревни», обращающемуся к сердцам, душам друзей человечества («Но мысль ужасная здесь душу омрачает...», «О, если б голос мой умел сердца тревожить!»), чтобы поставить элегию в один ряд с ними, выделив ее как открытый протест против устоев российского общества. Как и в оде «Вольность», главным является бунтарский пафос (непосредственно-эмоциональное отношение автора к реальности, по выражению В.Г. Белинского, «идея — страсть»), который очевиден при анализе художественных особенностей произведения. Его образный ряд, эмоциональное наполнение несут на себе отпечаток «грозных» предчувствий свидетелей векового угнетения народа, превратившегося для пушкинского поколения в оскорбительный архаизм (от греч. «древний»), «убийственный позор», доставшиеся в наследство и требующие немедленного вмешательства. У читателя «Деревни», захваченного тревогой лирического героя, страстностью его разоблачений, невольно должен был возникнуть вопрос, что случится, если молодые не увидят действий власти, устраняющих социальные недостатки. В элегии не дается ответа, как бороться с угнетением народа, ее художественная цель не включает призывов к мятежу. Настроение лирического героя далеко от отвлеченного бунтарства. Наряду с достоверностью детализированной картины сельского быта в стихотворении «Деревня» Пушкина присутствует и психологическая конкретика. Внутренний мир богат и разнообразен, но в нем заметна доминанта (от лат. «господствующий»): следование истине, покой, умиротворенность, величие, блаженство — самые значимые понятия, определяющие счастливое бытие, — недостижимы без освобождения от социальной и духовной неволи; человек должен быть хозяином своей судьбы, выбирая «праздность вольную», следование творческим стремлениям «свободной души» или борьбу за наступление эры «свободы посвященной», согласуясь с движениями своего сердца, прислушиваясь к тому, что «в душевной зреет глубине».

За выражением конкретной эмоциональной настроенности, окрашивающей в неповторимые тона образы каждого из стихотворений, где главной является свободолюбивая тематика, видна характеристика духовного мира их автора. Среди героев его лирических произведений — борцы за социальную справедливость, и в то же время «задумчивые певцы» («Вольность»), мыслители, ищущие истину, мирные ленивцы, погруженные в созерцание природы, забывающие на ее лоне о «роскошных пирах, забавах, заблужденьях» («Деревня»). Каждому из этих состояний автор готов сказать: «Я твой...» (там же), воплощая психологическую конкретику переживаний. Рассматривая его творчество, нельзя забывать ни частности, ни общее. Кроме того, в восприятии мира Пушкиным заметна такая динамика, что без контекста и временной перспективы стихотворение оценить невозможно. Политические аспекты вольнолюбия в начале 1820-х годов отходят на второй план, уступая место романтическому возвышению идеала свободы. Однако уже в 1827 г. появляются стихотворения, в которых дается итоговая оценка вклада своего поколения в исторический процесс.

Когда молодой поэт Александр Пушкин после окончания Лицея становится коллежским секретарем в Петербурге, он и не догадывается, что уже через три года лично сам император Александр I будет готов сослать его в Сибирь или даже на Соловецкие острова. Только благодаря вмешательству близких друзей - Николая Карамзина, Василия Жуковского, Александра Тургенева - приговор был заменен ссылкой на юг России.

За что же так разгневался русский император, победивший Наполеона, царь-освободитель, в честь которого на Дворцовой площади был воздвигнут знаменитый «Александрийский столп»? За вольнолюбивые стихи юного Пушкина. Александр I даже упрекнул тогдашнего директора Лицея Егора Антоновича Энгельгардта в том, что царскосельский выпускник «наводнил Россию возмутительными стихами» .

В этот период Пушкин работал над своей поэмой «Руслан и Людмила», начатой еще во времена обучения в Царскосельском лицее. Однако, вырвавшись на свободу после шестилетнего нахождения в стенах Императорского лицея, Александр стал писать о «вольности святой». Свое первое произведение, оду, он так и назвал - «Вольность». И если основной своей целью поэт ставил «на тронах поразить порок», то есть осудить тиранов, попирающих закон, то в стихотворении «Деревня» , написанном два года спустя (в 1819 году), Пушкин гневно осудил крепостничество.

Стихотворение имеет двухчастную композицию . В первой части, представляющей своеобразную пастораль, герой предстает этаким поэтом-мечтателем: он надеется уединиться на лоне природы, оказаться вдали от «суетных оков»:

Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…

Этот непритязательный деревенский пейзаж гораздо дороже поэту, чем «порочный двор Цирцей» и «роскошные пиры» . Сельский мир рождает в душе героя душевное спокойствие и чувство свободы. В этом «пустынном уголке» он не только от «суетных оков освобожден» , но учится находить блаженство в истине, а также боготворить закон «свободною душой» .

Герой был уверен, когда он уединится в деревне и отдастся творчеству, поэзии, он обретет спокойствие и вдохновение. Но действительность разрушила все эти сладкие мечты: поэт увидел не только мирный и прекрасный пейзаж. Он был потрясен увиденным зрелищем беззакония, рабства и несправедливости. Поэтому вторая часть этого лирического произведения представлена читателю описанием «барства дикого» , которое присваивает себе «и труд, и собственность, и время земледельца» .

Стихотворение построено на контрасте «барства дикого» и «рабства тощего» , но выражено противопоставление и на уровне лексики, и даже на уровне интонации. Если сначала тон повествования размеренный, сосредоточенный, то во второй части созерцание сменяется негодованием. В речи героя появляются ораторские выражения с характерными риторическими восклицаниями и вопросами. Поэт использует оценочную лексику, несущую эмоционально выразительную нагрузку: «тягостный ярем» , «мысль ужасная» , «насильственной лозой» .

Так поэт-мечтатель превращается в истинного гражданина: он выступает уже не просто от частного лица, а от имени всех передовых людей, стремящихся к освобождению народа от крепостного права. Понимая, что в стране все решает царь, поэт надеется, что рабство будет отменено «по манию царя» , зато вслед за этим должна начаться новая эра, ознаменованная «прекрасной зарей» над «отечеством свободы просвещенной» .

Стихотворение полно обличительного пафоса, старославянизмов и античных образов (сказалось влияние классицизма), торжественных и высокопарных оборотов. После публикации первой части стихотворения, которая носила название «Уединение», император Александр I велел поблагодарить Пушкина за добрые чувства, а после распространения второй части этот же царь сослал поэта на юг России.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина
  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина

«И над отечеством Свободы просвещённой / Взойдёт ли наконец прекрасная Заря?». Анализ стихотворения «Деревня».

Вместе с одой «Вольность» и посланием «К Чаадаеву» будущие декабристы переписывали и элегию «Деревня» (1819).

Эта элегия связана с родными местами поэта — сельцом Михайловским, где находилось родовое имение Пушкиных. Через всю жизнь, через всю поэзию, начиная с юношеского стихотворения «Простите, верные дубравы! .. » и кончая глубоким, написанным незадолго до смерти «Вновь я посетил …», пронёс Пушкин любовь к родному Михайловскому — «обители трудов и чистых нег». Здесь пришлось ему пережить и горечь одиночества, и унижение поднадзорного невольника, и восторг любви, и радость творчества, и тепло верной дружбы.

Здесь создано более ста произведений и среди них подлинные шедевры: «Деревня», «Я помню чудное мгновенье … », «К морю», «Борис Годунов», «Граф Нупин» и многие другие.

«Приютом спокойствия, трудов и вдохновенья» называл поэт свою деревеньку — удивительную землю с голубыми озёрами, просторными заливными лугами и светлыми сосновыми рощами.

Взгляните и вы на эту землю.

Какое впечатление производят эти места?

От них веет спокойствием, умиротворением. Мы замираем перед красотой, наш взгляд теряется в бесконечных просторах высокого неба и лугов, озёр, лесов. Вот к этим местам и обращено стихотворение Пушкина «Деревня». Оно создано в 1819 году, когда поэт летом ненадолго приехал в своё родовое имение.
Прочитаем его.
Стихотворение (1-я его часть) звучит на фоне птичьего пения, стрекота кузнечиков (используется фонограмма), это помогает создать ощущение живого простора зелёных лугов и лесов, нагретых солнцем, и благословенного покоя, которым веет от них.

Во 2-й части стихотворения звук убирается: его будто поглощает тишина, полная грустными раздумьями поэта, который перестал слышать природу, потому что его внимание заняли другие картины. Этот приём помогает незаметно заострить внимание учащихся на композиции произведения.

Какое впечатление произвела на вас стихотворение? Какие картины представлялись вам при чтении его?

Стихотворение нравится ребятам. Интересно, что, говоря о своих впечатлениях, они выделяют 1-ю его часть, которая нравится им спокойствием, теплотой, умиротворением.

Ученики рисуют луга со скирдами сена, колосящиеся поля, берега синеющей реки, заросшие камышом, мельницы на пригорках и т. д. Некоторым видится и сам поэт, сидящий под высоким тенистым деревом и созерцающий просторы родной земли.

Но всё это скорее относится к 1-й части стихотворения. А есть ещё и 2-я.

Найдите «границу», которая разделяет произведение на две части.
Это строфа, которая содержит обращение поэта к «оракулам веков» (оракулы — прорицатели).

Ответ на какой вопрос хочет услышать поэт?

… и над отечеством Свободы просвещённой
Взойдёт ли наконец прекрасная Заря?

Почему у него возникает этот вопрос?

Потому что «среди цветущих нив и гор» поэт вдруг замечает «Барство дикое».

Задумаемся, почему Пушкин, приехав в деревню, не сразу увидел его. Какими настроениями он был полон?

Поэт рад приезду в родную деревню, он полон светлых чувств, ему приятно видеть любимые места; после шума и суеты большого города он наслаждается тишиной, неторопливостью жизни, красотой природы; освобождённый «от суетных оков», он учится «в истине блаженство находить». Состояние счастливого блаженства и покоя наполняет его душу.

Попробуем представить, как у него могла появиться мысль о «Барстве диком».
Может быть, наблюдая за крестьянами на полевых работах, поэт вдруг вспоминает, что они трудятся не на себя, и воображение рисует картины подневольного труда, а память восстанавливает страстные обличительные речи его петербургского друга А. И. Тургенева, слышанные в округе истории.

В 1819 году совсем неподалёку от Михайловского помещик забил крестьянина насмерть, на суде свидетелем по этому делу выступал двоюродный дед Пушкина Ганнибал. Как раз в те дни, когда поэт жил в своей деревеньке, в Великолукском уезде Псковской губернии слушалось дело о смерти крепостного человека
помещицы Абрютиной.

Как видим, примеров «Барства дикого» перед глазами молодого поэта было предостаточно.

Перечитаем ещё раз 2-ю часть стихотворения. Какие художественные образы являются в ней ведущими? Как они связаны между собой?

Ведущие образы 2-й части — «Барство дикое» и «Рабство тощее». Они неразрывны: «Рабство тощее» — прямое следствие «Барства дикого» … У каждого из этих ведущих образов есть ряд сопутствующих. Найдите их в стихотворении.

У «Барства дикого» это «насильственная лоза», «бичи», «неумолимый владелец», «бесчувственный злодей», «невежества убийственный позор»; у «рабства тощего» — «чуждый плуг», «тягостный ярем», «дворовые толпы измученных рабов», «слёзы», «стон».

Какие картины складываются в нашем воображении благодаря этим образам? Какое чувство остаётся от этих картин?

Нам видятся истощённые, измученные тяжёлым трудом крестьяне, с утра до ночи работающие в поле; юные девушки, стоящие перед помещиком и с ужасом ожидающие своей участи; маленькие дети, брошенные у края поля, пока их матери жнут пшеницу; наказываемые плетями холопы … Картины эти вызывают чувство тоски, острое ощущение несправедливости и сострадание к крепостным.

Заметьте, у Пушкина в этом стихотворении, как и в оде «Вольность», многие слова написаны с прописной буквы. Найдите их. Как вы думаете, почему он пишет их с прописной буквы?

Это слова: Истина, Закон, Мольба, Невежество, Позор, Судьба, Барство, Рабство, Владелец, Витийство, Заря. Вероятно, для поэта они имеют обобщающее, символическое значение.

Какое слово повторяется чаще всего?
(Закон.)

О каком Законе говорит Пушкин? Что это за Закон, который можно «боготворить»?

Это Закон естественной свободы, данный человечеству свыше, именно поэтому его можно «боготворить».

А в жизни, окружающей поэта, какой Закон господствует? (Закон насилия и рабства.)

О чём мечтает Пушкин? (О том, чтобы в его Отчизне народ стал «неугнетённым и Рабство пало «по манию царя», то есть чтобы сам царь отменил крепостное право.)

Поэт с сожалением восклицает:
О, если б голос мой умел сердца тревожить
Почто в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой Витийства грозный дар?

Витийство — это, по В.Далю, красноречие, искусственное, риторическое; вития — оратор, краснобай, ритор, речистый человек, красноречивый словесник, краснослов.

Почему Пушкин жар своего сердца называет «бесплодным» и сожалеет, что ему не дан «Витийства грозный дар»?

Поэту кажется, что он не умеет быть оратором, не обладает даром красноречия, способного убеждать, призывать, вдохновлять, поэтому его чувства остаются всего лишь «бесплодным жаром».

Красноречиво ли его стихотворение? Убеждает ли оно нас в несправедливости государственного закона, заставляет ли осуждать «Барство дикое» и сочувствовать «Рабству тощему», мечтать о торжестве вечного Закона Свободы?

Ребята считают, что Пушкин несправедлив к себе: стихотворение волнует, задевает, заставляет размышлять, будит воображение, а значит, жар поэта не бесплоден.

Как помогает этому композиция стихотворения? Какой приём лежит в основе её?

Стихотворение состоит из двух частей, которые противопоставлены друг другу, то есть поэт использует приём антитезы. На фоне чудвсных картин при роды страшнее смотрится «Барство дикое», ещё убедительнее звучит призыв дать народу свободу.

Так же думали и декабристы, которые использовали стихотворение «Деревня» как агитационное, но заменяли слова «Рабство, падшее по манию царя» на «рабство падшее и падшего царя».

Как изменяется от этого смысл стихотворения? Соответствует ли он взглядам автора?

Призыв к царю отменить несправедливый закон о крепостном праве становится призывом к революции, а Пушкин был противником любого насилия.

Как поэт называет себя в этом стихотворении? Каким он предстаёт перед нами?

Пушкин называет себя «другом человечества», и таким он предстаёт перед нами в этом стихотворении: он — гуманист, который не может равнодушно смотреть на несправедливость и насилие, он сочувствует страждущим, возмущается «Барством диким», мечтает о счастье своего народа на лоне прекрасной при роды, но сомневается в том, что когда-то увидит «народ неугнетённый и «прекрасную зарю» над родной страной.

Стихотворение «Деревня » было написано Пушкиным в 1819 году, в так называемый «петер­бургский» период его творчества. Для поэта это было временем активного участия в обществен­но-политической жизни страны, посещения тайного союза декабристов, дружбы с Рылеевым, Луниным, Чаадаевым. Наиболее важными для Пушкина вопросами в этот период являлись общественное устройство России, социальная и политическая несвобода многих людей, деспотичность самодержавно-крепостнической системы.

Стихотворение «Деревня» посвящено чрезвычайно актуальной для того времени теме крепостно­го права. Оно имеет двухчастную композицию: первая часть (до слов «...но мысль ужасная...») пред­ставляет собой идиллию, а вторая - политическую декларацию, воззвание к сильным мира сего.

Деревня для лирического героя - это, с одной стороны, некий идеальный мир, где царят тиши­на и гармония. В этом краю, «приюта спокойствия, трудов и вдохновенья», герой обретает духов­ную свободу, предается «творческим думам». Образы первой части стихотворения - «темный сад с его прохладой и цветами», «светлые ручьи», «нивы полосаты» - романтизированы. Это создает идиллическую картину покоя и умиротворения. Но совсем другая сторона жизни в деревне откры­вается во второй части, где поэт безжалостно вскрывает уродство социальных отношений, про­извол помещиков и бесправное положение народа. «Барство дикое» и «рабство тощее» - основ­ные образы этой части. Они воплощают «невежества убийственный позор», всю неправильность и бесчеловечность крепостного права.

Таким образом, первая и вторая части стихотворения являются контрастными, противопостав­ленными друг другу. На фоне прекрасной, гармоничной природы, царства «счастья и забвенья», изображенной в первой части, мир жестокости и насилия второй выглядит особенно безобразно и ущербно. Поэт использует прием контраста, чтобы отчетливей выявить основную идею произве­дения - несправедливость и жестокость крепостного права.

Этой же цели служит и отбор изобразительно-выразительных языковых средств. Интонация речи в первой части стихотворения спокойная, ровная, дружественная. Поэт тщательно подби­рает эпитеты, передавая красоту сельской природы. Они создают романтическую и умиротво­ренную атмосферу: «льется дней моих поток», «мельницы крилаты», «озер лазурные равнины», «мирный шум дубрав», «тишина полей». Во второй части интонация другая. Речь становится взволнованной. Поэт подбирает меткие эпитеты, дает выразительную речевую характеристику: «барство дикое», «на пагубу людей избранное судьбой», «измученные рабы», «неумолимый вла­делец». Кроме того, последние семь строк стихотворения наполнены риторическими вопросами и восклицаниями. Они демонстрируют возмущение лирического героя и его нежелание мириться с несправедливым устройством общества.

Стихотворение «Деревня» вызвало гнев и недовольство правительства. Ведь именно в нем великий русский поэт обличает «барство дикое», которое превратило в «тягостный ярем» жизнь обычных людей. А ведь именно их трудами и строится та прекрасная картина, которая описана в первой части стихотворения.

История создания

Анализ «Деревни» Пушкина школьник может начать с истории создания произведения. Написано оно было в 1819 году. Когда юный поэт после выпуска из лицея получил должность коллежского секретаря в Петербурге, он даже и не подозревал о том, что уже по прошествии трех лет сам Александр I будет рад сослать его в Сибирь, а может, даже на Соловецкие острова. Только лишь благодаря ходатайству близких друзей поэта - В. Жуковского, А. Карамзина, А. Тургенева - приговор было решено заменить ссылкой на юг России.

Недовольство царя

За что же обрушился гнев царя, который победил наполеоновскую армию и в честь которого на Дворцовой площади стоял овеянный славой «Александрийский столп»? Причиной были вольнолюбивые произведения поэта. Царь как-то раз даже упрекнул тогдашнего руководителя лицея Е. А. Энгельгардта за то, что его выпускник «наводнил Россию своими возмутительными произведениями». Пушкин не был членом ни одного тайного общества, которых тогда существовало множество. Ведь для этого у него был слишком непредсказуемый и вспыльчивый характер. Однако получилось так, что всего лишь за одно стихотворение, в котором великий русский поэт свободно выражал свои мысли, он был сослан на юг. Ведь именно это произведение было пропитано надеждами на то, что страну могут ожидать великие реформы.

Что обличал поэт

В то время поэт работал над созданием поэмы «Руслан и Людмила», которую начал еще во время своего обучения в Царскосельском лицее. Но, наконец-то оказавшись на свободе после шести лет обучения, поэт начинает писать о «вольности святой». И свое первое произведение, относящееся к жанру оды, он так и назвал - «Вольность». В нем он осуждал тиранов, которые пренебрегают законами. А в произведении «Деревня», которое было написано по прошествии двух лет, великий русский поэт гневно осуждает крепостное право.

Продолжая анализ «Деревни» Пушкина, можно указать, что это произведение является социально-политическим монологом. Оно затрагивает те социальные проблемы, которые глубоко волновали автора. По своим убеждениям Пушкин был сторонником конституционной монархии, при этом он обличал крепостное право, указывая, что освобождение людей должно было произойти по мановению правителя. При жизни поэта была напечатана лишь первая часть произведения. Вторая распространялась только в списках. Целиком стихотворение было издано Герценом за рубежом в 1856 году, а в России - в 1870-м.

Художественные средства

Делая литературный анализ «Деревни» Пушкина, учащийся для хорошей оценки может описать и те художественные средства, которые использовал поэт. Большую роль в стихотворении играют противопоставления, антонимические образы, например, «барство дикое» - «тягостный ярем». Поэт включает в произведение и восклицания, которые свойственны жанру оды, а также риторические вопросы. Подобные приемы, как правило, используются в публицистическом стиле памфлета. Мы видим, что в «Деревне» Пушкина средства выразительности используются самые разные. Также особое звучание произведению придает его размер - шестистопный ямб. По-другому он называется «александрийским стихом» и часто используется в одах.

Возвышенное и обличительное произведение

Произведение Пушкина полно обличительного пафоса, старославянских терминов, а также античных образов (здесь сказывается влияние классицизма). Немало в нем и торжественных, высокопарных оборотов. После того как была опубликована первая часть произведения, император Александр I велел выразить поэту благодарность, а после распространения второй - сослал великого поэта на юг России. Проводя анализ «Деревни» Пушкина, можно упомянуть и одну из наиболее интересных особенностей стихотворения. Это его композиция - поэт использует прием жанрового смещения. Первая часть больше похожа на сентиментальную пастораль, вторая ближе к политическому памфлету.

Идиллическое место

В начале Стихотворения «Деревня» Пушкина читатель погружается в идиллическую картину деревни. Первые строфы, несомненно, можно отнести к идиллической пейзажной лирике. Здесь картины, которые нарисованы поэтом, дышат красотой и спокойствием. Он пишет, что в этой местности живет совершенно иными нравственными ценностями. И для великого русского поэта в особенности важно то, что в деревне он имеет возможность творить. Большая часть образов, упомянутых в первой части стихотворения «Деревня» Пушкина романтизированы. Это «темный сад», «нивы полосаты».

Деревня для поэта - это место тишины и спокойствия. Здесь он, наконец, обретает духовную свободу. Эпитеты в «Деревне» Пушкина создают картину умиротворения. Этот тихий уголок намного дороже поэту, нежели «порочный двор Цирцей», или, к примеру, «роскошные пиры». Лирический герой уверен, что найдет покой в творчестве в этом идиллическом месте, однако мечты его не осуществились. Интонация первой части произведения - спокойная, дружественная. Поэт тщательно занимается подбором эпитетов, которые использует в большом количестве. Это помогает ему передать картину деревенского пейзажа.

Барский произвол

Иногда в качестве домашнего задания школьнику дается вопрос о том, что и чему противопоставлено в «Деревне» Пушкина. Гуманистические идеалы поэта противопоставляются картине жестокости и рабства. Здесь используется прием антитезы. Действительность разрушила все его думы о спокойствии в деревне. Совершенно другую окраску имеет вторая часть произведения. Она не была пропущена цензурой, и вместо нее поэту пришлось поставить четыре строки многоточия. В ней Александр Сергеевич беспощадно обличает тех, кто оказался властителем людей к их погибели.

Антитеза

Данный композиционный прием - контрастность между первой частью произведения и заключительной - призван оказать большое воздействие на читателя. И с его помощью поэту удается еще больше усилить то впечатление от обличающего изображения тирании, не дающей людям жить свободно, воплощать свои жизненные устремления.

Картины этого произвола ужасают тем, что любой человек мог бы оказаться на месте крепостных, которые в тяжком труде теряют человеческий облик. С помощью своего поэтического дара Пушкин мастерски изображает образы «бар», и делает это опосредованно - читатель видит то, во что превращается жизнь крепостного крестьянина из-за этого произвола. Основные определения, которые даются поэтом во второй части, - это «барство дикое», «барство тощее». С их помощью становится ясной тема «Деревни» Пушкина - несправедливость крепостного ига.

Поэт-гражданин

И поэт-мечтатель превращается таким образом в достойного гражданина - он теперь выступает не от имени частного лица, но от всего передового общества, которое стремится предоставить свободу народу от крепостного ига. Великий русский поэт понимает, что все в стране решает правитель. И он надеется, что когда-нибудь это рабство будет отменено по «манию царя», и в конце концов для российского государства наконец-то наступит кардинально новая эра над «отечеством свободы просвещенной», когда угнетенный человек получит свои права, и больше не будет должен отдавать свою жизнь на алтарь жизненного благоустройства избалованных и жестоких помещиков.

Мы рассмотрели историю создания «Деревни» Пушкина, особенности этого произведения, создавшего столько трудностей для поэта, но послужившего для него способом выразить свое мнение о несправедливости. В произведении поэт не дает ответа, как именно нужно бороться с несправедливостью. Настроение рассказчика нельзя назвать бунтарским. Внутренний мир его богат, однако в нем читатель может увидеть и те понятия, которые являются для лирического героя самыми ценными - это следование истине, покой, свобода, творчество.



Последние материалы раздела:

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...

Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи
Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи

Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:1. ХРАМОВЕДЕНИЕ...

Перемещение Определить величину перемещения тела
Перемещение Определить величину перемещения тела

Когда мы говорим о перемещении, важно помнить, что перемещение зависит от системы отсчета, в которой рассматривается движение. Обратите внимание...