Анализ лирического произведения элегия. Анализ стихотворения элегия некрасова

"Элегия" (Некрасов написал его на закате своей жизни) будет неполным и непоследовательным без осознания того места, которое занимает это произведение в творчестве поэта. А в нём он подводит своеобразный итог всему, что сказал ранее. В образном смысле, это самая высокая нота, которую смог взять поэт в своей песне.

Как создавалась "Элегия"

Когда поэт сочинял строки этого стихотворения, он отчётливо понимал, что времени у него в запасе осталось не так уж много. Непосредственным творческим импульсом было желание ответить своим критикам на предъявляемые ему претензии и задаваемые вопросы. "Элегия" Некрасова - стих о смысле жизни и назначении творчества поэта. Стихотворение эмоционально окрашено фактом неизлечимой болезни автора, вынуждающей его подводить итог своему творчеству. О поэзии Некрасова в определённых кругах принято было отзываться с оттенком лёгкого пренебрежения, как о чём-то, имеющем весьма отдалённое отношение к сфере высокого искусства. Стих Некрасова "Элегия" - это ответ в равной степени и поклонникам творчества, и его недоброжелателям. И первых, и вторых в русском обществе было более чем достаточно. На отсутствие внимания к себе поэт пожаловаться не мог.

В контексте эпохи

Николай Алексеевич Некрасов был одним из первых русских поэтов, центральной темой творчества которых стала жизнь простого народа. А жизнь крепостного крестьянства была наполнена лишениями и страданиями. Многие просвещённые люди своего времени не могли пройти мимо этого молча. Тема стихотворения "Элегия" Некрасова - служение общественным идеалам. Фактически поэт Некрасов был основоположником большого направления в русской литературе, впоследствии получившего определение "некрасовская школа". Но довольно значительной частью образованного общества, чаще всего дворянами-аристократами, подобная "литературная мода" отрицалась. Гражданскую тему в поэзии подобные эстеты считали признаком второсортности. Они признавали только "искусство ради самого искусства". Но именно этот антагонизм двух противоположных эстетических концепций и продвигал вперёд развитие русской литературы на протяжении всей второй половины девятнадцатого века. Без понимания сути этого противоборства невозможен даже простой анализ стихотворения "Элегия". Некрасов постоянно находился в самом центре столкновения общественных мнений. Такова была его судьба в литературе и в жизни.

Элегия или нечто иное?

Иногда возникает вопрос о том, почему автор назвал своё стихотворение именно так, а не иначе. Вполне можно согласиться с теми читателями, которые разглядели в названии этого произведения некоторую иронию. Если исходить из античного понимания этого стихотворного жанра, то публицистическое произведение русского поэта - что угодно, но только не элегия. Некрасов, тема которого была весьма далека от античности, по одной из существующих версий, в названии своего произведения просто пошутил. Тем не менее по своему минорному настроению и стихотворному размеру произведение своему названию вполне соответствует. Это грустное элегическое размышление о безысходности в судьбе русского народа и об отношении поэта ко всему происходящему.

"Я лиру посвятил народу своему..."

Николай Некрасов вполне мог о себе это сказать, не рискуя впасть в фальшивый пафос. Он жил со своим народом единой жизнью. За его спиной остались долгие годы напряжённого труда и существования на грани нищеты. Его путь к успеху был нелёгким. Все силы души были отданы служению русскому народу. Об этом говорит даже простой анализ стихотворения "Элегия". Некрасов, подводя итог прожитой жизни, констатирует: " Но я ему служил и сердцем я спокоен...". Спокойствие поэту внушает тот факт, что он сделал всё что мог и даже больше. Поэт Николай Алексеевич Некрасов был услышан теми, для кого творил. Его слово отзывалось в общественном сознании мощным резонансом и приближало неизбежные изменения в общественном устройстве Российского государства. В есть и заслуга Некрасова.

"Народ освобождён, но счастлив ли народ?"

Это один из главных вопросов, которые задаёт "Элегия" Некрасова. Стих не даёт на него прямого ответа. Многим казалось, что такое грандиозное событие, как отмена многовекового крепостного рабства, должно было быстро и до неузнаваемости изменить существование бывших крепостных крестьян, ставших свободными людьми. Однако в реальности всё обстояло гораздо сложнее. Крепостное рабство осталось в прошлом, но никуда не ушли из жизни крестьян беспросветная нищета и обездоленность. Постреформенные русские деревни средней полосы поражали своим убожеством многих современников поэта. Размышлениям на эту тему посвящена вся вторая часть стихотворения. Поэт остаётся верен своим идеалам и принципам, но выхода из создавшегося положения не находит. На этом можно было бы завершить анализ стихотворения "Элегия". Некрасов понимает, что ему не суждено будет дождаться ответа на поставленные вопросы. И финал оставляет открытым.

После Некрасова

Иногда бывают странные исторические сближения. Как будет сказано примерно через сто лет после Некрасова: "Поэт в России - больше чем поэт". Но к Николаю Алексеевичу Некрасову это утверждение применимо в полной мере. И поэзия его была чем-то большим, чем просто поэзией. Она была составной частью набирающего мощную историческую турбулентность течения русской общественной мысли. Вопросы, задаваемые поэтом в "Элегии", без ответа отнюдь не остались. Только нет ни малейшей уверенности в том, что ответы эти понравились бы тому, кто их задал. Ни счастья, ни благополучия, ни процветания русское крестьянство так и не дождалось. Лишь три с небольшим десятка лет отделяли поэта Некрасова от последовавшей после его кончины эпохи войн, революций, коллективизации и "ликвидации кулачества как класса". И многих других политических завихрений двадцатого века, в тридцатые годы которого неожиданно выяснилось, что пришедшим к власти большевикам совершенно не нужны некрасовские свободные землепашцы на своей земле. А нужны именно безропотные и покорные судьбе Исторический цикл замкнулся.

Анализ стихотворения Н. А. Некрасова “Элегия”
Н. А. Некрасов относится к числу тех русских поэтов, которые всем своим творчеством как бы вели спор с предшествующей литературной традицией и в то же время сами создавали традицию новую, характеризующую то время, в которое они творили. Н. А. Некрасов полностью переосмысливает представление о поэзии, о роли поэта в жизни общества. Но для того чтобы спорить с традицией, надо было установить с ней связь. А потому целый ряд стихотворений Н. А. Некрасова носят явно полемический характер. Таким становится и одно из лучших, на мой взгляд, стихотворений поэта - “Элегия”.
Стихотворение “Элегия” было написано в 1874 году и стало ответом Н. А. Некрасова на высказывания в адрес поэта многих критиков.

Один из них писал: “То, что составляло его (Некрасова) любимую тему - епосредственное описание страданий народа и вообще бедняков, - уже им исчерпано не потому, что подобная тема сама по себе когда-нибудь могла быть вполне исчерпана, а потому, что поэт наш стал как-то повторяться, когда принимается за эту тему”. Другой критик высказал мысль, что после 1861 года сама тема кажется устаревшей и несостоятельной. Именно полемикой с такими высказываниями и можно, на мой взгляд, объяснить начало стихотворения:
Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая - “страдания народа”
И что поэзия забыть ее должна, -
Не верьте, юноши! не стареет она.

Для своего стихотворения Н. А. Некрасов избирает шестистопный ямб с парной ифмовкой, то есть александрийский стих - торжественный размер эпохи классицизма. Это сразу устанавливает ориентацию на высокий уровень стиха и, кроме того, связь с пушкинской “Деревней”. Между двумя стихотворениями существуют и лексические связи. Сравним у Н. А. Некрасова:
…Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам.. . -

и у Пушкина:
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам.. .

Это сравнение призвано лишний раз подчеркнуть важность темы и установить связь вемен.
Насущность обращения к этой теме Н. А. Некрасов доказывает тем, что вводит в “Элегию” описание жизни народа и показывает полнейшую несостоятельность реформы. И потому стихотворение становится своего рода декларацией отношения Н. А. Некрасова к теме поэзии и понимания роли поэта: поэт должен иметь одну цель - служение народу - до тех пор, пока народ не будет счастлив. Некрасов утверждает гражданскую поэзию, поэзию социальную. Не случаен здесь и выбор жанра: элегия - это традиционный лирический жанр, содержание которого - любовные переживания лирического героя. Место возлюбленной у Н. А. Некрасова занимает народ, к нему обращены мысли поэта. Однако эта любовь остается неразделенной, и отсюда возникает трагичность, свойственная звучанию стихотворения:
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил - и сердцем я спокоен.. .

В этих фразах опять проявляется связь с А. С. Пушкиным, на этот раз - со стихотворением “Эхо”:
На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.
Тебе ж нет отзыва.. . Таков и ты, поэт!
Разница лишь в том, что у Н. А. Некрасова эта тема связывается непосредственно с народом, конкретизируется и сам смысл сравнения:
…Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта, -
Увы! не внемлет он - и не дает ответа.. .
“Не дает ответа” - это явная ориентация на лирическое отступление из финальной части поэмы Гоголя “Мертвые души”. Не только народ - но и вся Русь - вот та неизменная возлюбленная Н. А. Некрасова, которой посвящены лучшие произведения поэта.


Стихотворение "Элегия" Н.А. Некрасов написал в 1874 году в ответ на критику со стороны литературных историков. Они считали творчество поэта однообразным и повторяющимся, потому что основная тема Некрасова - изображение жизни русского народа. Но в то время крепостного права уже не было, а значит, многие считали, что крестьяне стали жить счастливо, и что данная проблема не актуальна.

Стихотворение относится к теме народа, как и большинство произведений Некрасова. Но здесь поэт обращается прежде всего к неизвестным оппонентам, утверждая, что проблема счастья простых людей актуальна до сих пор.

Пока народы

Влачатся в нищете, покорствуя бичам,

Как тощие стада по скошенным лугам

Некрасов считает важным "к народу возбуждать вниманье сильных мира", потому что крестьяне, получив свободу, всё также бедствуют. И поэт полностью их понимает, ведь ему самому приходилось жить в полной нищете на улице.

"Я лиру посвятил народу своему", - он спокоен за то, что герои его произведений - крестьяне, а не знатные люди. Ему посчастливилось видеть красный день, когда отменили крепостное право, но в этот момент заговорила Муза, и появился вопрос: "Народ освобождён, но счастлив ли народ?" В поисках ответа поэт обращается к повседневной жизни крестьян, трудящихся на поле и полностью отдающихся своей работе.

Взволнованный, он не находит ответа на "тайные вопросы" о том, пришли ли перемены в народные судьбы, "в напевы сельских дев", или нет.

Завершая "Элегию", Некрасов отмечает, что он не знает, лучше или хуже стало житься русским крестьянам. Он только просит благословения сельским трудам, сулит проклятия народному врагу и молит у небес могущества другу.

Природа внемлет мне,

Но тот, о ком пою в вечерней тишине,

Не внемлет он - и не дает ответа...

Некрасов хотел выразить своё чувство любви и долга к народу, понимание проблем простых людей. Он обратил внимание на проблему счастья и показал, что отмена крепостного права вовсе не означает, что народ стал свободным и счастливым.

Поэт использует лексические и синтаксические средства выразительности: эпитеты («слезы сладкие», «красный день»), метафору («служить им будет муза»), олицетворение («И лес откликнулся…», "природа внемлет мне), анафору («И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы, И лес откликнулся…»), риторический вопрос («Чему достойнее служить могла бы лира?»), а также такой вид звукописи, как аллитерацию («Что тема старая – «страдания народа», «И слезы сладкие я пролил в умиленье…») Все эти стилистические фигуры передают настроение поэта, его волнующую мысль. Стихотворение написано в двухсложном размере - ямбе, используется парная рифмовка, она придаёт тексту ясность, и в то же время выразительность.

Элегия впечатляем своим настроением, простой и в то же время хорошей рифмовкой, выразительностью. Поэт выступает как страстный защитник народных интересов, и даже природа ему "внемлет".

"Важно только одно - любить народ, Родину, служить им сердцем и душой"

Обновлено: 2017-09-25

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.


Цели: продолжить ознакомление с тематикой лирики Н.А. Некрасова; показать значение элегии в творчестве поэта; совершенствовать навыки анализа поэтического текста. Словарная работа: элегия, синекдоха, пауза, эмоциональный тон, эпитет, синонимы, антонимы, сравнения. Методические приемы: групповая работа, сообщения учеников, выразительное чтение.


Некрасов – целое поэтическое государство, живущее по своим законам… Р. Гамзатов План: 1.Своеобразие лирики Н.А. Некрасова. 2. «Самые задушевные и любимые стихи» 3.Композиция стихотворения: а) эмоциональный тон первой части; б)вторая часть элегии; развитие темы поэта и поэзии; в)третья часть; размышления о жизни людей; г)четвертая часть; призыв поэта. 4. Элегия – живой жанр.


Н.А. Некрасов – один из гигантов русской поэзии XIX века. Продолжив традиции своих великих предшественников – А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, Некрасов в то же время открыл новую страницу в истории нашей поэзии. Он прокладывал свои пути в литературе как поэт – новатор. Его поэтические произведения вызывали бурные споры: его стихи называли приближенными к прозе, диссертациями на заданные темы, но, тем не менее, Некрасов сразу же нашел своего читателя.




«Элегия» (1874 год) Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая – «страдания народа» И что поэзия забыть ее должна,- Не верьте, юноши! не стареет она. О, если бы ее смогли состарить годы! Процвел бы божий мир!.. Увы! пока народы Влачатся в нищете, покорствуя бичам, Как тощие стада по скошенным лугам, Оплакивать их рок, служить им будет муза, И в мире нет прочней, прекраснее союза!.. Толпе напоминать, что бедствует народ В то время, как она ликует и поет, К народу возбуждать вниманье сильных мира – Чему достойнее служить могла бы лира?..




Сообщение ученика Александр Николаевич Ераков (1817 – 1886) - инженер, друг Некрасова, муж его сестры. Был инженером – путейцем, человеком отзывчивым и добрым, с большим художественным вкусом. После смерти его первой жены сестра Некрасова – Анна Алексеевна – воспитывала детей Еракова, а позже вышла замуж за него. 29 августа 1874 года Некрасов писал: «Посылаю тебе стихи. Так как это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то посвящаю их тебе, самому дорогому моему другу».




«Словарь – справочник лингвистических терминов» Синекдоха (греч. synekdoche – соподразумевание) – перенос значения с одного явления на другое; употребление названия целого вместо названия части, общего вместо частного и наоборот, единственное число вместо множественного числа. Юноши – молодое поколение в целом. Молодежь -будущее страны.


«Элегия» - полемика с теми, кто считал, что «тема старая – страдания народа». Поэт не случайно употребил кавычки? «Не верьте, юноши! не стареет она» Для чего здесь пауза? «Словарь – справочник лингвистических терминов» Пауза (лат. pausa от греч. pausis – прекращение). Временная остановка звучания, разрывающая поток речи. Пауза – перерыв в звучании, служащий словоразделом.




II. Размышления о жизни людей, о жизни целых народов. …народы Влачатся в нищете, покорствуя бичам, Как тощие стада по скошенным лугам. 1) «Влачатся» - в чем смысл глагола? – I группа. 2) Подберите синоним к эпитету ТОЩИЙ – II группа. «Словарь синонимов» ТОЩИЙ – отощалый, худущий, худой, мощи, одни кости, можно ребра пересчитать, худой, как щепка. ВЫВОД: точность, емкость, неожиданность эпитета – один из показателей мастерства художника.










Вывод: Толпа – действительно скопление людей, но живущих исключительно мелочными заботами, равнодушных ко всему, это не затрагивает их личного благополучия. «Толпа ликует и поет», не обращая внимания на страдания ближних. « Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеей», - писал М.П.Мусоргский Тогда: народ толпа антонимы


II часть элегии Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил – и сердцем я спокоен… Пускай наносит вред врагу не каждый воин, Но каждый в бой иди! А бой решит судьба… Я видел красный день: в России нет раба! И слезы сладкие я пролил в умиленьи… «Довольно ликовать в наивном увлеченьи, - Шепнула муза мне. – Пора идти вперед: Народ освобожден, но счастлив ли народ?...»


Как развивается здесь тема поэта и поэзии? Воин враг поэзия для Некрасова – грозное оружие вред бой Что значит служить народу с точки зрения лирического героя «Элегии»? Пускай наносит вред врагу не каждый воин, Но каждый в бой иди! А бой решит судьба… Вывод: «Элегия» - обращенный к молодежи призыв бороться за подлинное счастье народа.


Как воспринял лирический герой реформу? ликует как и толпа Я видел красный день: в России нет раба! И слезы сладкие я пролил в умиленье.. Когда лирический герой перестал быть человеком толпы? Народ освобожден, но счастлив ли народ? - вопросительное предложение в конце второй части.


III часть элегии Размышление о жизни людей. Свобода, наконец, внесла ли перемену в народные судьбы? Лирический герой должен увидеть все: жизнь крестьянина от младенчества до старости, женскую долю, судьбу мужчин Есть ли в «Элегии» ответ на вопрос, поставленный в стихотворении?


Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою, Старик ли медленный шагает над сохою, Бежит ли по лугу, играя и свистя, С отцовским завтраком довольное дитя, Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы – Ответа я ищу на тайные вопросы, Кипящие в уме: «В последние года Сносней ли стала ты, крестьянская страда? И рабству долгому пришедшая на смену Свобода, наконец, внесла ли перемену В народные судьбы? в напевы сельских дев? Иль так же горестен нестройный их напев?...»


Парадокс «Элегии» Ответ содержится в самом начале стихотворения: Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая- «страдания народа» И что поэзия ее забыть должна, - Не верьте, юноши! не стареет она. О, если бы ее смогли состарить годы! Лирический герой уверен, что тема «страданий народа» не устарела обращено стихотворение к молодежи. Н.А.Некрасову важно было показать, как он пришел к выводу о необходимости продолжения борьбы за народное счастье, важно чтобы ему поверили!


Уж вечер настает. Волнуемый мечтами, По нивам, по лугам, уставленным стогами, Задумчиво брожу в прохладной полутьме, И песнь сама собой слагается в уме, Недавних, тайных дум живое воплощенье: На сельские труды зову благословенье, Народному врагу проклятия сулю, А другу у небес могущества молю, И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы, И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы, И лес откликнулся… Природа внемлет мне, Но тот, о ком пою в вечерней тишине, Кому посвящены мечтания поэта – Увы! не внемлет он – и не дает ответа…


IV часть Призыв поэта не услышан. Поиск ответов на «тайные вопросы» выливается в громкую, широкую песню: …И песнь сама собой слагается в уме …И песнь моя громка!. Услышан ли призыв поэта в последней части? Но! Тот, о ком пою в вечерней тишине Кому посвящены мечтания поэта- Увы! Не внемлет он - и не дает ответа.




Когда перестанет безмолвствовать, «покорствовать бичам», послушным стадом влачиться в нищете То есть перестанет быть толпой! Какой знак стоит в конце стихотворения? Каждая часть «Элегии» заканчивается этим знаком, напоминает отрывок, обозначает, что все еще может измениться. Каков он сам, поэт Н.А.Некрасов в стихотворении «Элегия»? Что можно сказать о поэте, прочитав «Элегию»?


Тезисы ответа Дайте доказательства: Н.А.Некрасов - Он человек, умеющий не обольщаться, смотреть и думать. - Поэт, создающий произведения не ради славы, а ради своей совести. - В главном он, человек и поэт, уверен: жить можно только в служении народу – не себе. Нельзя быть счастливым, пока «народ в беде» -Ему никогда не была безразлична судьба молодежи, ее пути в жизни. Вспомните признаки, присущие элегии, особенности жанра, позволившие автору лучше всего передать его «самые задушевные мысли»


Литература Русская литература 19 века.10класс. Учебник для ОУ в 2 ч. ч.2.(В.И.Коровин, Н.Л.Вершинина и др.),2006 «Просвещение» Русская литература 19 века. 10 класс Практикум. Учебное пособие для учащихся ОУ.(Г.И.Беленький, Э.А.Красновский), «Просвещение» Литература. 10 кл.Учебное пособие для ОУ. В 2 ч. (В.Г.Маранцман, М.А.Мирзоян), «Просвещение» Русская литература 19 века. 10 кл. Учебник для ОУ. В 2 ч. (Ю.В.Лебедев), «Просвещение» Скатов Н.Н. «Я лиру посвятил народу своему»: О творчестве Н.А.Некрасова Словарь – справочник лингвистических терминов. Пособие для учителей. М., «Просвещение» Литература в школе. 1, 2001 В.А.Морар – Стихотворение Н.А.Некрасова «Элегия» Поурочные разработки по литературе 19 в. : 10 класс – М.: ВАКО, 2007г.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...