Анализ ситуаций с точки зрения психодинамического подхода. Методы, используемые в психоанализе

ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОЛОГИИ

Психодинамическое направление в психологии берет начало в работах Зигмунда Фрейда. Идеи, высказанные Фрейдом, вдохновили многочисленных психологов, некоторые из которых следовали им буквально, другие же построили на их основе собственные теории. Термин «психодинамическая психология» охватывает все направления в психологии, которые главное внимание уделяют содержанию бессознательной части нашей психики. Большинство психологов признают, что не все наши переживания и не весь наш опыт представлены в сфере сознательного. Однако фрейдистскую концепцию динамического бессознательного, то есть такого бессознательного, которое управляет нами и подталкивает к определенному поведению, разделяют далеко не все психологи.

Термины «психоанализ» и «психоаналитический» относятся к изначальной концепции человеческого сознания и представлениям о психотерапии, которые были разработаны Фрейдом.

Важное положение психодинамического направления заключается в том, что наш детский опыт и наши детские переживания оказывают значительное влияние на наше поведение во взрослом возрасте. Возьмем, например, такой случай. Майка привлекают самостоятельные, преуспевающие женщины, но когда дело доходит до серьезных отношений с такой женщиной, он теряет к ней интерес и их знакомство заканчивается. Такой образ поведения повторялся неоднократно, так что Майк решил обратиться к психотерапевту. Во время терапии выяснилось, что мать Майка была очень преуспевающей деловой женщиной и на своего ребенка обращала мало внимания. Во взрослом возрасте его привлекали женщины, похожие на мать, но в то же время он боялся, что, подобно матери, они не будут уделять ему внимание и в конце концов бросят.

Психодинамический подход в психологии подразумевает, что ни один наш поступок не является случайным. Все наше поведение мотивировано и имеет определенные цели, хотя сознательно мы можем и не представлять, какие мотивы нами движут.

Психодинамическое направление породило ряд теорий развития личности и различные формы психотерапии.

См. также статьи «Клиническая психология», «Личность», «Психотерапия», «Фрейд, Зигмунд», «Юнг, Карл Густав».

Из книги Энциклопедия безопасности автора Громов В И

1.6.1. Направление его деятельности *Склоненного к сотрудничеству человека можно использовать*:- разово;- по мере необходимости;- постоянно.*Частота использования агента зависит от*:- стремления быть в курсе текущих событий;- оперативной необходимости;- желания

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АВ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (НЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОП) автора БСЭ

Из книги История Беларуси автора Довнар-Запольский Митрофан Викторович

Из книги Как путешествовать автора Шанин Валерий

Из книги Чудеса: Популярная энциклопедия. Том 1 автора Мезенцев Владимир Андреевич

Из книги Практическое руководство аборигена по выживанию при чрезвычайных обстоятельствах и умению полагаться только на себя автора Бигли Джозеф

Из книги Географические открытия автора Хворостухина Светлана Александровна

Как выбрать направление Однажды мне из Казани позвонила девушка (в одном из путеводителей напечатан мой номер телефона): «Очень хочу поехать в Тибет! Объясните, как это сделать!» Как вскоре выяснилось, она нигде, кроме своего родного города, не была, никакого реального

Из книги Психология автора Богачкина Наталия Александровна

Новое научное направление Наука, в том числе и академическая, ныне не отрицает способности и большие возможности экстрасенсов. В июле 1989 года газета «Известия» опубликовала очень интересную статью своего научного обозревателя Б. Коновалова. Вот о чем он

Из книги автора

Обратное направление Принцип, лежащий в основе производства нашей верёвки, - общий принцип для верёвок, шнуров и канатов как промышленного, так и домашнего изготовления. Два или три пучка или вязанки волокон перекручиваются друг с другом в одном направлении, затем две

Из книги автора

Направление на восток Прошло всего лишь три года после того, как Беринг и Чириков нашли и описали американское побережье с сибирской стороны. Именно тогда Евтихий Санников и Емельян Басов поселились на острове Беринга. Они занимались тем, что охотились на котиков. По

Из книги автора

1. Определение психологии как науки, Основные отрасли психологии 1. Психология – это наука которая занимает двойственное положение в ряду других научных дисциплин. Как система научных знаний она знакома лишь узкому кругу специалистов, но в тоже время о ней знает

Динамическая (психодинамическая) психотерапия известна также под названием психоаналитической психотерапии, ориентированной на инсайт терапии, эксплоративной психотерапии. Основой психодинамического направления в психотерапии является достижение понимания динамики психической жизни индивида, основанное на концепции бессознательного.

Любой подход в психоаналитической психотерапии основан на постепенном осознании клиентом ранее неосознаваемых им проблем и конфликтов. Болезненная симптоматика в свою очередь рассматривается как неосознаваемое выражение скрытых конфликтов клиента. Процесс осознания скрытых механизмов развития болезни приводит к глубоким личностным изменениям и постепенно сглаживает болезненную симптоматику. Большинство психодинамических подходов являются долгосрочными.

Психодинамический подход берет начало от классического психоанализа (Фрейд — Freud S.). Наиболее известными являются:

    Аналитическая психология (Юнг — Jung С. G.)

    Индивидуальная психология (Адлер — Adler А.)

    Волевая терапия Ранка (Rank О.)

    Активная аналитическая терапия Штекеля (Stekel W.)

    Интерперсональная психотерапия Салливана (Sullivan Н. S.)

    Интенсивная психотерапия ФроммРайхманн (FrommReichmann F.)

    Характерологический анализ Хорни (Horney К.)

    Гуманистический психоанализ (Фромм — Fromm Е.)

    Эгоанализ Кляйн (Klein М.)

    Чикагская школа (Александер — Alexander F. G., Френч — French Т. М.)

    Секторная терапия Дойча (Deutsch F.), объективная психотерапия по Карпману (Karpman В.)

    Краткосрочная психотерапия (Сифнеос — Sifneos P. Е., Малан — Malan D. Н., Беллак — Bellak A. S.)

    Психобиологическая терапия Майера (Meyer A.)

    Биодинамическая концепция Массермана (Masserman J. Н.)

    Адаптационная психодинамика Радо (Rado S.)

    Гипноанализ (Волберг — Wolberg L. R.)

    и некоторые другие

Согласно психодинамическому подходу, определяющим в понимании природы человека и его болезней является то, что все психические феномены — это результат взаимодействия и борьбы интрапсихических сил . В соответствии с теорией конфликта инстинктов Фрейд описал основные силы в этой борьбе, которые участвуют в происхождении неврозов: “Человек заболевает в результате интрапсихического конфликта между требованиями инстинктивной жизни и сопротивлением им”. Этиологию неврозов он считал сексуальной по природе. Психоаналитический подход включает пять фундаментальных принципов: динамический, экономический, структурный, принцип развития, принцип адаптации.

На этих принципах основывается психоаналитическое наследие, для которого наиболее существенными являются следующие положения:

1. Главное значение имеют человеческие инстинктивные импульсы, их выражение и трансформация и, что наиболее важно, их подавление, посредством которого удается избежать болезненных чувств или переживаний неприятных мыслей, желаний и воздействия сознания

2. Вера, что такое подавление является, по существу, сексуальным, что причиной расстройства является неправильное либидинозное, или психосексуальное, развитие

3. Идея, что корни неправильного психосексуального развития находятся в далеком прошлом, в детских конфликтах или травмах, особенно это касается родительского эдипова комплекса, выраженного в классическом желании противоположного по полу родителя

4. Уверенность в сопротивлении выявлению эдипова комплекса, его быстром восстановлении

5. Мысль о том, что, по существу, мы имеем дело с борьбой между биологическими внутренними импульсами (или инстинктами — Ид) и выступающим в роли защиты по отношению к внешней реальности Эго — в общем контексте моральных правил или стандартов (СуперЭго)

6. Приверженность концепции психического детерминизма, или причинности, согласно которой психические феномены, так же как и поведение, бесспорно, не изменяются случайно, а связаны с событиями, которые предшествуют им, и, если не делаются осознанными, невольно являются основанием для повторения

Терапевтические изменения и лечебный процесс в психодинамической психотерапии своей конечной целью имеют осознание бессознательного (если сформулировать эту задачу в возможно более краткой форме), причем применение этого подхода может быть возможным и полезным для любого человека, не обязательно с какими-либо болезнями.

Психотерапевт ищет способ раскрытия у пациента преимущественно сексуального подавленного содержания и сопротивления этому. Он добивается этого путем медленного, скрупулезного объяснения и разгадывания исторического (прошлый опыта) значения психических явлений и косвенных форм, в которых выражаются закамуфлированные конфликты, лежащие в их основе. Понятно, что поэтому динамическая цель иногда значительно удалена.

Динамический подход реализуется преимущественно средствами вербализации, включающей свободные ассоциации пациента и анализ психотерапевтом реакций переноса и сопротивления. Анализ как задача психотерапевта облегчается четырьмя специфическими процедурами: конфронтацией, прояснением (кларификацией), интерпретацией и прорабатыванием. Методика свободных ассоциаций с самого начала является основным способом взаимодействия психотерапевта с “бесцензурным” содержанием психики пациента. Она служит главной процедурой для выявления “сырого” материала, на котором базируется анализ.

Анализ включает также освещение сновидений, которые Фрейд считал “королевской дорогой к бессознательному”. Конфронтация обращена к распознаванию пациентом специфических психических явлений, подлежащих исследованию; прояснение предполагает помещение явлений в “резкий фокус”, чтобы отделить важные аспекты от незначительных; интерпретация следует за полученным материалом, определяя (в вопросительной форме) основной смысл или причину события; прорабатывание обращено к повторению, постепенному и тщательно разработанному исследованию интерпретаций и сопротивлений до тех пор, пока представленный материал не интегрируется в понимание пациента.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

З.Фрейд

Самосознание человека З.Фрейд сравнивал с вершиной айсберга. Лишь небольшую часть своих поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить. Основная же часть его опыта и личности находится вне сферы сознания, и только специальные процедуры психоанализа позволяют проникнуть в нее.

Структура личности, по Фрейду, имеет три составляющие: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» - это собственно бессознательное, «Я» - сознание, а «Сверх-Я» представлено как на сознательном, так и на подсознательном уровнях. «Оно» действует в соответствии с так называемым принципом удовольствия. «Я» ориентируется на принцип реальности, а «Сверх-Я» руководствуется принятыми в обществе нормами морали и ценностями.

«Оно» является продуктом унаследованного человеком от животных биологического). «Я» - это самосознание человека, восприятие им самим собственной личности и поведения. «Сверх-Я» - это итог воздействия общества (родителей, воспитателей, учителей) на сознание и подсознание человека, принятия им норм и ценностей общественной морали.

Неосознаваемые влечения, идущие от «Оно», чаще всего находятся в состоянии конфликта с социальными и нравственными оценками поведения в «Сверх-Я», поэтому между «Оно» и «Сверх-Я» существуют постоянные и неизбежные противоречия. Они разрешаются с помощью «Я», которое стремится разумно примирить обе конфликтующие стороны таким образом, чтобы влечения «Оно» были в максимальной степени удовлетворены и при этом не были нарушены нормы морали.

Состояния неудовлетворенности собой, тревожности и беспокойства, являются, по Фрейду эмоционально окрашенным отражением в сознании человека борьбы «Оно» и «Сверх-Я». Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний, человек с помощью «Я» вырабатывает у себя так называемые защитные механизмы . Вот некоторые из них:

1. Отрицание. Неприятие, отрицание критики в свой адрес со стороны других людей.

2. Подавление. Блокирование со стороны «Я» внутренних импульсов и угроз, идущих от «Сверх-Я». Чаще всего подавляются те мысли и желания, которые противоречат принятым самим же человеком моральным ценностям и нормам.

3. Рационализация. Способ разумного оправдания любых поступков и действий, противоречащих нравственным нормам и вызывающих беспокойство. Оправдание поступку находится обычно уже после того, как он совершен.

4. Формирование реакции. Скрытие от самих себя мотива собственного поведения за счет его подавления через особо выраженный и сознательно поддерживаемый мотив противоположного типа. Бессознательная неприязнь к ребенку может выражаться в нарочитом внимании к нему.

5. Проекция. Собственные отрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу, причем, как правило, в преувеличенном виде.

6. Интеллектуализация. Попытка уйти из эмоционально угрожающей ситуации путем ее как бы отстраненного обсуждения в абстрактных, интеллектуализированных терминах.

7. Замещение. Частичное удовлетворение неприемлемого мотива нравственно допустимым способом.

Если защитные механизмы не срабатывают, то неудовлетворенные импульсы, исходящие из «Оно», дают о себе знать в закодированной, символической форме, например в сновидениях. Теория личности З.Фрейда и концепции неофрейдистов неоднократно подвергались критике из-за крайней биологизации человека, отождествления мотивов его социального поведения с биологическими потребностями животных и принижения роли сознания в управлении его действиями. К этому следует добавить и то, что теория Фрейда по существу является умозрительной и не доказанной экспериментально. Вместе с тем не следует умалять и действительных заслуг З.Фрейда и неофрейдистов в разработке общепсихологической теории личности. (проблемы бессознательного и роли защитных механизмов)

А.Адлер

Адлер резко выступил против биологизаторской теории Фрейда. Адлер подчеркивал, что основное в человеке - не его природные инстинкты, а «чувство общности». Оно является врожденным, но оно должно быть социально развито. Он выступал против мнения Фрейда, что человек от рождения агрессивен и его развитие детерминируется биологическими потребностями.

Кроме этого Адлер выступил против расчленения личности на три инстанции, о которых говорил Фрейд. По его мнению, структура личности едина, а детерминантой в развитии личности является стремление человека к превосходству, но оно не всегда может быть осуществлено. Так, из-за физического дефекта или из-за неблагоприятных социальных условий развития человек начинает переживать чувство своей неполноценности. Человек стремится компенсировать чувство неполноценности.

Адлер разбирает разные формы компенсации (адекватные, неадекватные) и говорит о возможных ее уровнях. Например, он говорит о возможности выработать гиперкомпенсацию, которая приводит к тому, что физически слабые и безвольные люди начинают совершать мужественные действия. Более того, в гиперкомпенсации Адлер усматривает механизм творчества, активности. В качестве примера он любил ссылаться на личность Наполеона.

Три основные формы проявления компенсации:

1. Успешная компенсация чувства неполноценности в результате совпадения стремления к превосходству с социальным интересом.

2. Сверхкомпенсация, которая означает одностороннее приспособление к жизни в результате чрезмерного развития какой-то одной черты или способности.

3. Уход в болезнь . В этом случае человек не может освободиться от чувства неполноценности и «вырабатывает» симптомы болезни, чтобы оправдать свою неудачу. Возникает невроз.

Адлер попытался социализировать теорию Фрейда.Но чувство неполноценности является врожденным, поэтому ему не удалось полностью избежать биологизации.

К.Юнг

По Юнгу, психика человека включает три уровня: сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное . Определяющую роль в структуре личности человека играет коллективное бессознательное, образующееся из следов памяти, оставленных всем прошлым человечества. Коллективное бессознательное носит всеобщий характер. В свою очередь, коллективное бессознательное тоже состоит из разных уровней. Оно определяется национальным, расовым и общечеловеческим наследием. Самый глубокий уровень складывается из следов дочеловеческого прошлого. Коллективное бессознательное - это разум наших древних предков, способ, которым они думали и чувствовали, способ, которым они постигали жизнь и мир, богов и человеческие существа.

Коллективное бессознательное проявляется у отдельных людей в виде архетипов, которые обнаруживаются не только в сновидениях, но и в реальном творчестве. Это некие общие формы мысленных представлений, включающие в себя значительный элемент эмоциональности и даже перцептивные образы. Например, архетип матери - это всеобщая идея матери с чувственным и образным содержанием собственной матери.

Кроме коллективного бессознательного существует, по мнению Юнга, личное бессознательное, но оно не отделено от сознания. Личное бессознательное состоит из переживаний, бывших когда-то осознанными, а затем забытых или вытесненных из сознания. Они могут становиться осознанными.

Структурные единицы личного бессознательного представляют собой констелляции чувств, мыслей и воспоминаний – комплексы (комплекс власти).

Юнг также ввел понятие «Я». Благодаря ему достигается равновесие между сознательным и бессознательным. «Я» может проявляться по-разному. В зависимости от его проявления людей можно разделить на определенные типы.

В основу классификации личностных типов Юнг положил направленность человека на себя или на объект. Соответственно всех людей можно разделить на экстравертов и интровертов. Кроме этих основных типов Юнг говорит и о существовании дополнительных типов, - интуитивного, мыслительного, эмоционального. Причем тип личности определяется соотношением различных функций, большинствоиз которых врожденные, не связанные с условиями общественной жизни.

Психотерапия – это система лечебного воздействия на психику. Следует отметить, что это не обязательно лечение психически больного человека, это может быть и абсолютно здоровый человек, который пытается решить возникшую проблему.

Известно как минимум, около 450 видов психотерапии, больше половины из которых используется в работе с детьми и подростками, но так или иначе большинство видов психотерапии соотносимо с тремя основными подходами: поведенческий (бихевиоральный), психодинамический и гуманистический (феноменологический).

Можно сказать, что это три ступени психотерапии, воздействующие соответственно на три уровня развития личности:

1) Уровень развития личности «РЕБЕНОК». Личность является не самостоятельной, она находится внутри социального индивида. Мы пока даже не говорим о личности в точном смысле, это человек полностью зависимый от социального окружения. Так пациента воспринимает бихевиоральная психотерапия или терапия поведения. Терапевт – учитель, пациент – ученик. Терапевт проводит коррекцию поведения.

2) Уровень развития личности «ПОДРОСТОК». Подросток в личностном смысле – это человек готовый к самостоятельному решению личностных проблем, но решать их пока не умеет. Так пациента воспринимает динамическая психотерапия или терапия причин. Терапевт помогает пациенту в осознании причин проблемы. Терапевт не может дать совет, он должен только подсказать пациенту причину симптома, создать условия для личностного развития пациента. Решать проблему должен сам пациент.

3) Уровень развития личности «ВЗРОСЛЫЙ». Полностью состоявшаяся личность. Человек готовый и умеющий решать свои личностные проблемы. Так пациента воспринимает гуманистическая психотерапия или терапия процесса. Терапевт – консультант, пациент – клиент, происходит общение двух равных людей. Консультант помогает человеку заметить некоторые существующие проблемы, выявить их, и тогда появляется возможность личностного роста.

Поведенческий (бихевиоральный) подход

Теоретическим источником поведенческой терапии являлась концепция бихевиоризма американского зоопсихолога Д.Уотсон (1913) и его последователей, которые поняли огромное научное значение павловского учения об условных рефлексах, но истолковали и использовали их механистически. Согласно взглядам бихевиористов, психическая деятельность человека должна исследоваться, как и у животных, лишь путем регистрации внешнего поведения независимо от влияния личности.

Поведенческие и эмоциональные проблемы понимаются как закрепленные в результате поощрения и подкрепления дизадаптивных ответов на средовые раздражители.

Д. Вольп (1969) определял поведенческую терапию как «применение экспериментально установленных принципов научения для изменения неадаптивного поведения. Неадаптивные привычки ослабевают и устраняются, адаптивные привычки возникают и усиливаются».

Если психотерапевт подобным образом работает не с поведением человека, а с его мышлением, это называется когнитивно-певеденческий подход. Начало когнитивной терапии связывается с деятельностью Д. Келли (1987). Келли был одним из первых психотерапевтов, которые старались непосредственно изменять мышление пациентов.

Как проводится психотерапия:

1) Психотерапевт проводит детальный анализ поведения пациента, но не вникает в его личность, не стремится проникнуть в истоки конфликта (симптома, проблемы). Цель анализа - получить как можно более подробный сценарий возникновения симптома, описываемый в наблюдаемых и измеряемых понятиях что, когда, где, при каких обстоятельствах, в ответ на что, как часто, как сильно и т. д.

Поведенческий терапевт отвечает на 4 вопроса:
1. Какое поведение является мишенью для изменении и что в наблюдаемом поведении подлежит усилению, ослаблению, поддержке?
2. Какие события поддерживали и поддерживают это поведение?
3. Какие изменения в среде и систематические вмешательства могут изменить это поведение?
4. Как может однажды установившееся поведение быть поддержано и/или распространено на новые ситуации за ограниченное время?

2) Далее идет процесс научения. Поведенческие терапевты учат новым способам поведения, а когнитивные - новым способам мышления. Составляется план по совместной и самостоятельной работе пациента, задаются задания, чтобы тот практиковал за пределами терапевтической среды то, что получил во время сеансов терапии. Происходит излечение.

С этим подходом связан широкий круг методов: рационально-эмотивная терапия А. Эллиса, когнитивная терапия А. Бека и др.

Психодинамический подход

Основой этого подхода является психоанализ З. Фрейда.

Цель психотерапии - понять и разрешить внутренние эмоциональные конфликты, возникшие в наиболее ранних отношениях, определяющие субъективное значение последующего опыта и воспроизводящиеся в последующей жизни.

Терапевтические отношения используются для того, чтобы выявить, объяснить и изменить эти субъективные значения. Отношения "терапевт-пациент" рассматриваются как отражение восходящих к раннему опыту субъективных значений, эмоциональных конфликтов. В ходе терапевтических отношений пациент бессознательно переносит на терапевта сложившиеся в раннем опыте значения и чувства, которые таким образом становятся доступны осознанию. В свою очередь, терапевт может также неосознанно переносить на пациента свои субъективные значения и чувства. Осознавание системы переносов и контрпереносов, возникающих сопротивлений и образует основную ткань психодинамического подхода.

В конечном итоге «Эго» должно понять что хочет «Ид» и победить его.

Как проводится психотерапия:

1) Психотерапевт проводит анализ бессознательного конфликта пациента, путем подробного разбора отношений пациента в прошлом.

Классический психоанализ включает 5 базовых психотехник:
1. Метод свободных ассоциаций, предусматривает порождение непроизвольных, таких, которые случайно приходят в голову, высказываний, содержание которых может отражать любые переживания клиента.
2. Толкования сновидений. Учитывается то, что во время сна ослабляются Эго-защитные механизмы и проявляются скрытые от сознания переживания, а также то, что сновидения - это процесс трансформации переживаний в более приемлемую для восприятия и овладения форму;
3. Интерпретация, т.е. толкования, объяснения, включающий три процедуры: идентификацию (обозначение, разъяснение) собственное толкование и перевод на язык повседневной жизни клиента;
4. Анализ сопротивления, обеспечивает осознание клиентом своих Эго-защитных механизмов и принятие необходимости конфронтации по ним;
5. Анализ переносов. Перенос – психологический феномен, заключающийся в бессознательном переносе ранее пережитых чувств и отношений, проявлявшихся к одному лицу, совсем на другое лицо.

2) Психотерапевт наводит пациента на мысль об этом конфликте и добивается осознания его.

3) Выяснив конфликт, пациент прослеживает как бессознательный конфликт и связанные с ним защитные механизмы создают межличностные проблемы.

С этим подходом связан широкий круг методов: классический психоанализ 3. Фрейда, индивидуальная психотерапия А. Адлера, аналитическая психотерапия К.Г. Юнга, интерперсональная психотерапия С. Салливана, характерологический анализ К. Хорни, и др., а в детской психотерапии - школами А. Фрейд, эго-анализ М. Кляйн, Г. Хак-Хельмут и др. В рамках этого подхода можно рассматривать трансактный анализ Э. Берна, психодраму Дж. Морено и др. методы.

Гуманистический (феноменологический) подход

Берет начало в гуманистической психологии и работах ее основателей - К. Роджерса, А. Маслоу и др.

Согласно этому подходу, каждый человек обладает уникальной способностью по-своему воспринимать и интерпретировать мир. На языке философии психическое переживание окружающего называется феноменом, а изучение того, как человек переживает реальность, - феноменологией.

Сторонники этого подхода убеждены, что не инстинкты, внутренние конфликты или стимулы среды детерминируют поведение человека, а его личное восприятие реальности в каждый данный момент. Как говорил Сартр: «Человек - это его выборы». Люди сами себя контролируют, их поведение детерминировано способностью делать свой выбор - выбирать, как думать, и как поступать. Эти выборы продиктованы уникальным восприятием человеком мира. Например, если вы воспринимаете мир как дружелюбный и принимающий вас, то вы, скорее всего, будете чувствовать себя счастливым и в безопасности. Если же вы воспринимаете мир как враждебный и опасный, то вы, вероятно, будете тревожным и дефензивным (склонным к защитным реакциям).

Фактически феноменологический подход оставляет за пределами своего рассмотрения инстинкты и процессы научения, которые являются общими и для людей, и для животных. Вместо этого феноменологический подход сосредоточивается на таких специфических психических качествах, которые выделяют человека из животного мира: сознание, самосознание, креативность, способность строить планы, принимать решения и ответственность за них. По этой причине феноменологический подход называется также гуманистическим.

К. Роджерс в центр своей психотерапевтической практики поставил личность клиента, которая чувствует свою беспомощность, закрытость для истинного общения и т.п. Основной гипотезой К.Роджерса стало то, что отношения между клиентом и психотерапевтом является катализатором, условием позитивных личностных изменений. Роджерс определяет главную цель психологической помощи как обеспечение условия, благодаря которым человек сам решает свои проблемы.

Как проводится психотерапия:

1) Установление благоприятных отношений между психотерапевтом и клиентом, при которых клиент чувствует безусловное принятие и поддержку.

2) Клиент сам решает, о чем говорить и когда, без направления, оценки или интерпретации со стороны психотерапевта. Терапевт лишь создает правильные условия.

Этапы роджерского подхода следующие:
1. самовыражение, когда клиент в атмосфере принятия начинает понемногу открывать свои проблемы, чувства;
2. развивается самораскрытие и принятие себя клиентом во всей своей сложности и противоречивости, ограниченности и незавершенности;
3. развивается процесс отношения к собственному феноменологическому миру как к своему, т.е. преодолевается отчужденность от собственного «Я» и, как следствие, возрастает потребность быть самим собой;
4. развитие конгруэнтности, самопринятия и ответственности, установление внутренней коммуникации, поведение и самоощущение «Я» становятся органичными, спонтанными. Происходит интегрирование личностного опыта в единое целое;
5. личностные изменения, открытость себе и миру, клиент становится конгруэнтным с миром и собой, открытый собственному опыту.

3) Эти условия способствуют осознанности, самопринятию и выражению пациентами своих чувств. Особенно тех, которые они подавляли и которые блокируют их рост, тем самым вызывая проблему. Это и есть излечение.

С этим подходом связан широкий круг методов: недирективная клиент-центрированная психотерапия К. Роджерса, гештальт-терапия Ф. Перлза, психологическое консультирование Р. Мэй, биоэнергетика В. Райха, сенсорное осознание Ш. Сильвера и Ч. Брукса, структурная интеграция И. Рольфа, психосинтез Р. Ассаджиоли, логотерапия В. Франкла, экзистенциальный анализ Дж. Бугенталя, и др. Сюда же можно отнести арттерапию, поэтическую терапию, терапию творческим самовыражением (М. Е. Бурно), музыкотерапию (П. Нордофф и К. Роббинс) и др.

Психодинамическое направление

Под термином "психодинамика" обычно понимают движение, разворачивание, рост и затухание, взаимодействие и борьба сил внутри психики человека.

К психодинамическому направлению относят виды психотерапии, ориентированные на психоаналитическую концепцию:
- классический психоанализ З. Фрейда (в центре внимания бессознательные психические процессы и мотивации);
- индивидуальную психологию А. Адлера;
- аналитическую психологию К.Г. Юнга;
- эго-психология А. Фрейд;
- психология самости Хайнца Хартманна;
- психоаналитическая теория объектных отношений М. Кляйн, Р. Фэйрнбейрн;
- интерперсональную психология Г.С. Салливана,
- структурный психоанализ Жака Лакана,
- групповой психоанализ А.Адлер, Т.Барроу. Р.Дрейкурс, Э.Лазелл, Дж.Морено, К.Оберндорф, Л.Уэндер, П.Шильдер мн.др.

В основе данного направления - работы 3. Фрейда.
З. Фрейд первый охарактеризовал психику как поле боя между инстинктом, рассудком, сознанием. Термин «психодинамический» указывает именно на эту непрекращающуюся борьбу между различными составляющими личности.
Суть психодинамического направления - рассмотрение личности в ее динамической конфигурации, как результат нескончаемого конфликта внутри нее.
Основные положения психодинамического направления:
1. Теории личности. Зигмунд Фрейд.
Фрейд предложил разделить психику на две части: сознательное и бессознательное. Сознание состоит из ощущений и переживаний, которые человек сознает в данный момент времени. Бессознательное занимает гораздо большую часть человеческой психики и, согласно Фрейду самая глубокая и значимая область разума. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений, эмоций и воспоминаний, которые настолько угрожают сознанию, что были вытеснены в область бессознательного. Согласно Фрейду, такой неосознанный материал во многом определяет наше повседневное функционирование
Понятие динамики применительно к личности предполагает, что поведение человека не является произвольным или случайным. Предполагаемый психодинамическим направлением детерминизм обусловлен бессознательными психическими процессами. Соответственно, в нем подчеркивает важность для разрешения проблемы клиента, осознания им, клиентом, интрапсихических конфликтов, которые являются результатом бессознательной борьбы противоречивых, часто неосознаваемых мотивов внутри личности. Однако неосознанный материал может выразится в замаскированной или символической форме, подобно тому как неосознаваемые инстинктивные побуждения косвенно находят удовлетворение в снах, фантазиях. игре и работе. В бессознательном нет времени, нет порядка, и в момент появления одного из элементов вместе с ним может появиться и другой. Так, во сне, приходят малоосознанные переживания из разных временных промежутков жизни человека. Сон является вместилищем дневного остатка (за 3 прошлых дня) + элементы из значимого прошлого. Иногда в состоянии бодрствования можно отследить, что вместе с информацией (воспоминаниями, необходимой в данный момент, в сознании всплывает материал, который не актуален и который даже не хочется вспоминать.
Бессознательное содержит в себе часть, которая называется предсознанием, но не является частью самостоятельной частью психики.
Область предсознательного включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание, или спонтанно, или в результате минимального усилия. Предсознательное является частью психики, которая переводит вытесненный болезненный материал в символическую речь в сновидениях и является «цензором». Такое представление о взаимоотношениях сознательного и бессознательного является топографической моделью психического аппарата.
2. Структура личности: Ид, Эго, Суперэго. Фрейдом была разработана структурная модель психического аппарата, согласно которой личность человека включает в себя три структурных компонента: Ид, Эго и Супер-Эго.
«Ид» (с лат. Оно), по Фрейду, означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид – нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющиеся правилам. Ид сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Оно выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными). Последние, если они сдерживаются и не находят разрядки, создают напряжение в функционировании личности. Немедленная разрядка напряжения получила название «принцип удовольствия». Ид подчиняется этому принципу, выражая себя в импульсивной, иррациональной и нарциссической манере, невзирая на последствия для других и вопреки самосохранению.
Эго (от лат. «Я») – это компонент психического аппарата, отвечающий за принятие решений. Эго подчиняется принципу реальности, цель которого- сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до момента, когда будет найдена возможность подходящим способом. Принцип реальности дает возможность индивидууму тормозить, переадресовывать или давать выход грубой энергии Ид в рамках социальных ограничений и совести индивидуума.
Для эффективного функционирования в обществе человек должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, которые приняты в его окружении. Все это приобретается посредством формирования «Супер-Эго». Организм человека не рождается с Супер-Эго, а обретает его благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими формирующими фигурами. Фрейд разделил Супер-Эго на две подсистемы: Совесть и Эго-Идеал. Супер-Эго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем. Супер-Эго отвечает за мораль, нравственность и религию, принимаемые личностью, и формируется в результате идентификации с формирующими фигурами.
3. Энергетическая модель психики по Фрейду. У человека есть врожденное биологически детерминированное побуждение к действию. Фрейд выделял два значимых инстинкта: сексуальный с энергией либидо и разрушительный(или инстинкт смерти) с энергией мортидо. Поэтому в каждом человеке изначально существует два стремления, определяющих его поведение в жизни, в зависимости от накопления той или иной энергии.
4. Психологическая защита как понятие было введено З.Фрейдом. Все защитные механизмы обладают общими характеристиками:
а. Они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана.
б. Они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума.
Выделяют несколько основных защитных стратегий: вытеснение, перенос, замещение, отрицание, рационализация, регрессия, сублимация и др.
5. Концепция невроза
В классическом психоанализе Фрейд выделил три типа психоневроза: истерическая конверсия, истерический страх (фобия) и невроз навязчивых состояний. Симптомы этих неврозов можно интерпретировать как конфликт между «Эго» и «Ид». [Психоневроз обратимое психическое расстройство с преобладанием аффективной лабильности, страха, тревоги, явлений навязчивых мыслей на фоне невротического состояния (Никифоров А. С. Неврология. Полный толковый словарь, 2010 г.). Психоневроз обусловлен причинами, относящимися к прошлому, и объясним только в терминах личности и истории жизни].

Фрейд писал: «Человек заболевает в результате интрапсихического конфликта между требованиями инстинктивной жизни и сопротивления им».

Основные положения данного направления:
· главное значение в возникновении проблем имеют инстинктивные импульсы, их выражение, трансформация, подавление;
· развитие проблемы обусловлено борьбой между внутренними импульсами и защитными механизмами.
Конечная цель в психодинамическом направлении видится в осознании бессознательного. Задача психодинамического направления состоит в том, чтобы помочь человеку понять истинную причину его страданий, скрытую в бессознательном, вспомнить забытые травмирующие переживания, сделать их сознательными и как бы пережить заново; это приводит к эффекту катарсиса.[Катарсис (греч. kathatsis - очищение) состояние внутреннего очищения, наступающее после определённых переживаний и потрясений. Человек вспоминает, воспроизводит и переживает заново забытые драматические сцены из своей жизни, послужившие причиной его невротического конфликта. Так клиент словно очищает свою психику].
Практикующий в динамическом направлении специалист ориентирован на поиск и раскрытие у клиента подавленного содержания и сопротивления. «Он добивается этого при помощи медленного, скрупулезного объяснения и разгадывания исторического значения психических явлений и косвенных форм, в которых выражаются закамуфлированные конфликты, лежащие в их основе». Предполагается, что инсайта, как момента осознания, достаточно для начала личностных изменений.

Основные процедуры данного направления:
1. Конфронтация[Сначала аналитик должен показать клиенту, что тот чего-то избегает. Когда клиент это видит и сам различает тот психический феномен, то можно переходить к прояснению];
2. Прояснение [Необходимо поместить анализируемый психический феномен в четкий фокус. Значимые детали должны быть тщательно выделены, обозначены их границы от второстепенных];
3. Интерпретация [Разъяснение неясного или скрытого для клиента смысла некоторых аспектов его переживания и поведения. Необходимо реконструировать ту часть жизни клиента, которая предопределяет появление этого неосознанного психического события. Слишком раннее или слишком позднее проведение интерпретации нежелательно. Если нет полной уверенности в правильности интерпретации, можно придать ей форму предложения, вопроса, гипотезы или намёка];
4. Прорабатывание [Это тщательный комплекс процедур и процессов, имеющих место после (инсайта) внезапного понимания решения проблемы, состояния либо причины этого состояния, которые ранее были непонятны для клиента. Проработка часто относится к сопротивлениям, которые предшествуют тому, чтобы понимание привело к изменению. Из всех процедур тщательная проработка - самая длительная - иногда она затягивается на полгода и более].
Итак:
Конфронтация - распознавание клиентом специфических психических явлений, подлежащих исследованию.
Прояснение - помещение обнаруженных явлений в «резкий фокус» для отделения важных моментов от незначительных.
Интерпретация - определение основного смысла и/или причины события.
Прорабатывание- повторение, тщательное исследование интерпретаций и сопротивлений до тех пор, пока представленный материал не интегрируется в понимании клиента.
В психодинамическом подходе, в основном, используются средства вербализации:
- интерпретации свободных ассоциаций клиента;
- анализ реакций переноса и сопротивления;
- анализ сновидений;
- анализ ошибочных действий (обмолвки, описки).
Требования, предъявляемые к возможным клиентам, которых можно с успехом подвергнуть психоанализу, разнообразны: у них должны быть нормальное психическое состояние, определенная степень природной интеллигентности и этического развития. Резко выраженные черты извращенности характера, дегенеративности вызывают при терапии почти непреодолимое сопротивление. Возраст, приближающийся к 50 годам, создает неблагоприятные условия для психоанализа из-за необходимости обработать массу психического материала, а излечение требует слишком много времени по причине не способности искоренить психические процессы.
Конкретные методы работы зависят от течения внутри данного направления.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...