Анализ стихотворения “Она сидела на полу” Ф. Тютчева

Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.

Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На брошенное тело...

О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!..

Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени,-
И страшно грустно стало мне,
Как от присущей милой тени.

Одно из самых моих любимых стихотворений Ф.И. Тютчева «Она сидела на полу…» было написано в 1858 году.
1850-е годы – время драматических переживаний, связанных с любовью Тютчева к Е. А. Денисьевой, юной воспитаннице Смольного института, где в это время учились две дочери поэта. Их роман, о котором знало общество, продолжался 14 лет и закончился смертью девушки.
Однако поэт посвятил это стихотворение не юной Денисьевой, а своей второй жене – Эрнестине фон Дёрнберг. Женщина знала о романе мужа и, разумеется, испытывала от этого непередаваемую горечь.

Она сидела на полу
И груду писем разбирала…

Я считаю, что главным образом стихотворения является образ этой груды писем. Эти письма как пожелтевшие осенние листья, которые только разбередили душу воспоминаниями о прошлом. Они не более чем «остывшая зола», оставшаяся от пламени прежнего чувства.

Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела…

Лирическая героиня с удивлением перечитывает эти письма. Она помнит, но уже не понимает тех ярких чувств, которые испытывала ранее. Эти письма ее прошлое. Даже не ее, а той молодой женщины, которая смотрит «с высоты» на себя нынешнюю.
Однако отбросить воспоминания героиня не в силах. Да и как? Она любила, страдала. Разве можно оставить это позади? Ведь «сколько жизни было тут,… сколько горестных минут, любви и радости убитой…»
Но, как правильно замечает поэт, все чувства между этими людьми уже невозвратимо пережиты. Лирический герой понимает это. Но он, стоя «молча, в стороне» и наблюдая за этой женщиной, «пасть готов был на колени». Зачем? Для чего? Чтобы попросить прощения? Или чтобы разделить горечь воспоминаний о минувшем? Он готов быть рядом в это мгновение, ей нужно только дать ему знак. Но знака нет, и герой оставляет женщину в одиночестве, позволяя прожить в одиночестве эти минуты.
Для меня стихотворение «Она сидела на полу…» - вершина творческого гения Ф.И. Тютчева. Наверное, кто-то со мной не согласится, но искренность этих строк никого не оставит равнодушным.

В русской литературе Федор Иванович Тютчев известен, прежде всего, как поэт-философ. Но он создал и множество проникновенных, чутких строк о любви, которые читаемы и любимы и по сей день. Любовная и философская поэзия автора взаимосвязаны единством взглядов, схожестью мотивов и трагизмом описываемого.

Особое место в подобной лирике Тютчева отдано циклу, адресованному Елене Денисьевой. В сорока семилетнем возрасте поэт, став государственным чиновником, главой семьи и популярным автором, влюбляется в однокурсницу своей дочки, студентку Смольного института, двадцатичетырехлетнюю Елену. Барышня ответила взаимностью. И между влюбленными начался страстный роман.

Отношения удавалось тщательно скрывать, пока девушка не забеременела, и, будучи скомпрометированной, была отчислена с позором за несколько дней до начала выпускных экзаменов. В городе разразился грандиозный скандал: болезненнее всего его переживала законная супруга Элеонора, которая совершенно не догадывалась об измене и даже часто приглашала Денисьеву к себе домой на чай, как подругу дочери.

Узнав правду, жена почувствовала себя униженной и оскорбленной. В порыве гнева она уничтожила большую часть писем мужа, в которых содержалось много посвященных ей стихотворений. Впоследствии они оказались утраченными безвозвратно. Как раз этому драматическому событию поэт посвятил стихотворение «Она сидела на полу…», написанное в 1858 году.

Если не изучить подоплеки, то может создаться впечатление идеалистической картинки с ноткой грусти: незнакомка, сидя на полу, разбирает стопу писем, берет их в руки, поднимает и бросает.

Тютчев обратился к лирической героине от третьего лица и используя прошедшее время. Он говорит, что она глядит на желтоватую бумагу, на которой сохранилось единство двух сердец, подобно тому, как следят души умерших с небес за оставленным ими телом, то есть потерянно, как бы со стороны.

Женщина будто не видит виновника своих мучений, что тихо стоит в отдалении. Тот хочет уйти, но боится нарушить этот создавшуюся тишину. Герой чувствует свою вину. Тютчев отметил, что смотря на женщину, мужчина готов бы упасть на колени и просить прощения за принесенное горе. Но весь трагизм состоял в том, что все эти слезы и просьбы не принесли бы никакого результата: само чувство к жене исчезло, ничего не возможно поделать. И любое примирение было бы ложью, которая только увеличила страдания обоих. Понимание этого вызвало у лирика необычайную грусть, будто еще одна страничка его судьбы перелистнута и вернуться к ней снова оказывается невозможным, как бы там ни было дальше.

Несмотря на довольно небольшой объем, произведение изобилует изобразительно-выразительными средствами. Главное место среди них занимают эпитеты: «знакомые листы», «невозвратимо пережитая жизнь», «горестные минуты», «убитая любовь» и другие. Они подчеркивают драматизм, невозвратность чувств некогда любящих друг друга людей.

Аллитерация, используемая в стихотворении, придает ему выразительность и некое осознание печальной определенности и ясности. Инверсия «стоял я молча» переносит внимание с дамы на героя, впоследствии делая акцент уже на переживаниях. Неповторимое сравнение груды писем с золой показывает, что истинное чувство может подарить неописуемое счастье, но и уничтожить его.

В данном случае любовь показана как некое судьбоносное чувство. По мнению Тютчева, она становится силой, готовой оторвать человека от земли и заставить парить над проблемами, но в то же время она может и бросить нас на землю, оставив страшные раны. Люди знают на что способна любовь, понимают, что она может разрушить их жизнь, забрать покой, но вновь бросаются в пламя страстей. И так будет всегда.

Основными темами творчества Ф.И. Тютчева стали человеческие чувства и переживания, раздумья над смыслом жизни, изображение красоты русской природы. Стих "Она сидела на полу..." являет собой образец романтической лирики поэта.

Сюжет произведения

Если посмотреть на событийную канву стиха, то можно увидеть, что в нем очень много действий, чего обычно нет в поэтических текстах. В произведении два от лица которого ведется рассказ, и героиня, за которой он наблюдает. Героиня разбирает старые письма, берет их в руки и бросает.

Творческая история

Без исследования творческой истории произведения невозможно сделать его анализ. Стихотворение Тютчева "Она сидела на полу..." посвящено второй супруге поэта, Эрнестине Федоровне.

Оно было создано в конце 1850-х годов. Как раз в это время Тютчев испытывает самое глубокое любовное переживание в своей жизни. Он вступил в незаконные отношения с Еленой Денисьевой. Елена была гораздо младше Тютчева, но между ними вспыхнули настоящие чувства. Однако поэт был женат. Денисьева набралась смелости, чтобы быть с любимым. Ей пришлось разорвать все свои родственные и дружеские связи, ее не признавали в обществе. Она отдала все ради любви к Тютчеву. Поэтому стихотворения этих лет наполнены скорбью, страданием, как показывает "Она сидела на полу..." не является исключением. Правда, в нем большее страдание испытывает, скорее, лирическая героиня, жертва любовного треугольника.

Идея стихотворения

Задачей поэта было показать то, насколько разрушительную силу имеет любовь. Даже почти угасшее чувство причиняет человеку величайшее страдание. Ведь в этом тексте героиня сжигает письма, которые некогда писал ей возлюбленный. Она вспоминает светлые минуты, которые были в их жизни. Но смотрит на письма так, будто это что-то невообразимо далекое и практически забытое.

Средства выразительности

Стихотворение "Она сидела на полу..." Тютчев создал, используя большое количество Благодаря этому оно получилось очень ярким, красивым и чувственным. Основной прием, который использует автор - сравнение. "Как остывшую золу", "как души смотрят с высоты". Конечно, поэт не обошелся без своего любимого синтаксического средства - риторического восклицания. Оно помогает придать тексту большую эмоциональную насыщенность. Наблюдатель поражен тем, как героиня перебирает эти письма. В каждом ее движении чувствуются боль и страдание, душа разрывается, оттого что любовь прошла, она забыта.

Еще одно синтаксическое средство - инверсия. Неправильный порядок слов в предложениях позволяет автору расставить акценты, выделяя отрезки, важные по смыслу. Кроме того, инверсия позволяет создать особую ритмику текста.

Многоточия, которые стоят в конце строк, создают некое ощущение недосказанности. Не все, что сейчас на душе у лирического героя и героини, можно передать словами, что-то остается невыраженным. Это один из главных мотивов в "Невыразимое" впервые появилось в лирике Жуковского, впоследствии данный мотив был развит другими поэтами. Тютчев считал, что молчание порой говорит лучше, чем слова. Более того, слова бывают лживыми, нельзя глубокие человеческие переживания облачить в речевую форму, не исказив при этом смысла. Как показывает Тютчева "Она сидела на полу..." данную мысль подтверждает именно благодаря многоточиям, некой мистификации внутреннего состояния персонажей.

Формальный анализ

Стихотворение написано Оформить его ритм помогают пиррихии и спондей, которые присутствуют в каждой строке. Рифмуются каждые четыре строки. Рифма в строфе - перекрестная. Чередуются мужская и женская рифмы: "на полУ - золУ", "разбирАла - бросАла".

Эмоциональный отклик

Стихотворению "Она сидела на полу..." (год написания 1858) более полутора веков. Но какие же знакомые чувства описывает в нем Тютчев! Идут года и века, но неизменным остается одно: любовь в жизни человека - это самое большое переживание. Каждый стремится к тому, чтобы обрести это чувство, но не всегда оно приносит счастье. По мнению Тютчева, даже наоборот, любовь - это всегда мука и страдание, "борьба неравных двух сердец". Люди, влюбляясь, выносят смертный приговор своей второй половине. Можно разделять это мнение, а можно считать иначе. Но то, что описано в стихотворении, наверное, хотя бы раз в жизни испытывает каждый человек, пусть даже не так сильно. Угасшая любовь причиняет большую боль. Человек вспоминает все хорошие моменты, переживает заново. Порой даже по прошествии многих лет встреча с бывшим возлюбленным - это боль либо щемящее чувство печали о молодости, о пылкости и страсти. В стихотворении "Она сидела на полу..." Тютчев создает такое же ощущение в лирической героине, которое вызывают старые письма. Невольному свидетелю этой сцены передаются те же самые эмоции. В свою очередь, он как автор, от лица которого ведется рассказ, хочет передать их читателю.

Разобраться в настроении стиха позволяет подробный его анализ. Стихотворение Тютчева "Она сидела на полу..." - величайший образец психологической лирики.

Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.

Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело…

О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!..

Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени,-
И страшно грустно стало мне,
Как от присущей милой тени.

Анализ стихотворения «Она сидела на полу» Тютчева

Стихотворение «Она сидела на полу…» (1858 г.) посвящено личной трагедии в жизни Тютчева. Он был женат вторым браком, имел детей, когда познакомился с Е. Денисьевой, подругой своих дочерей. Поэт не мог противостоять внезапно вспыхнувшей страсти. Увлечение переросло в серьезный роман. Некоторое время Тютчеву удавалось скрывать его, но после рождения у Денисьевой ребенка этот роман привел к скандалу. Жена поэта Эрнестина была поражена изменой мужа. В порыве ревности она сожгла большую часть писем, которые Тютчев когда-то написал ей. Этому эпизоду и посвящено стихотворение.

Автор изображает сидящую на полу женщину, которая перебирает «груду писем». Эти письма когда-то имели для нее огромное значение. Они были написаны страстно влюбленным в нее человеком. Его измена превратила письма в «остывшую золу». Она символизирует давно сгоревшие чувства. В стихотворении не сказано прямо о сожжении бумаг, но это вытекает из самого текста. Предательство мужа убило остатки любви и в самой Эрнестине, поэтому ее взгляд на письма Тютчев сравнивает со взглядом души на «брошенное тело».

В свое время Эрнестина произвела на Тютчева огромное впечатление. Он был невероятно счастлив, женившись на ней. Долгое время женщина была для него источником вдохновения. Поэт очень уважал Эрнестину и был благодарен ей за прожитые вместе годы. В письмах к жене была заключена целая жизнь, наполненная любовью и радостью. Тютчеву было бесконечно жаль свою жену, но в то же время он ничего не мог поделать со своим сердцем, которое полюбило другую.

В последней строфе появляется сам лирический герой, который наблюдает за убитой горем женщиной. Он не знает, что можно сказать или сделать в такой безвыходной ситуации. Все нежные и полные любви слова на его глазах превращаются в прах, а извинения бесполезны. Тютчев также испытывает страдания, но понимает, что убитую любовь уже не вернуть. От жалости к жене автор готов встать перед ней на колени, но это ничего не изменит. Сожжение любовных писем можно сравнить с убийством человека, которого, как и прошедшую любовь, невозможно воскресить.

Эрнестину так и не простила Тютчеву измену, но ради детей согласилась не разрывать брак. Поэт еще долгое время жил двойной жизнью, о чем было прекрасно известно в обществе.

Анализ стихотворения “Она сидела на полу” автора Ф. И. Тютчева.

Стихотворение написано в 1858 году; обращено, предположительно, ко второй жене Тютчева Эрнестине Фёдоровне. После первого же прочтения чувствуется грустное настроение, пронизывающее произведение. Как и во всей любовной лирике Тютчева, любовь здесь предстает не как поверхностное увлечение, а как глубокое чувство, способное как подарить человеку величайшее счастье, так и погубить его.

В первой строфе мы видим перед собой женщину. Она молча сидит на полу, но ей и не нужно говорить. Все её внутреннее переживания понятны читателю из её движений. “Она сидела на полу”, – и сидит она не от усталости, а от чувств, которые переполняют ее в данный момент; сейчас она просто не может стоять. Она берет в руки письма и “бросает” их, “как остывшую золу”. Дело в том, что жизнь её кажется ей такой же “остывшей”; огонь погас, а письма эти напоминают ей об этом огне. Потому она не может держать их в руках.

Вторая строфа продолжает мысль, подразумевавшуюся автором в первой. Тютчев вновь использует сравнение в качестве средства выразительности. Женщина смотрит на письма, “как души смотрят с высоты на ими брошенное тело”. Эти письма олицетворяют часть её жизни. Эта часть умерла, её невозможно вернуть, и поэтому она может лишь смотреть на них, вспоминая все, что в них написано.

В третьей строфе видна вся трагичность ситуации лирических героев, которая у Ф. Тютчева всегда не отделима от любви. Здесь проскальзывает и сожаление (“невозвратимо-пережитой”) о том, что эту любовь ждет столь несчастный финал, и понимание, что другого исхода просто быть не может. Любовь и радость “убиты”, а умершие не воскрешают.

В четвертой строфе герой тоже молчит, но это другая сторона, другой участник этой любви. Он готов “пасть на колени”, повиниться, но эта готовность лишь у него внутри, ведь сердцем он понимает, что любовь эта погибла и возвратить её невозможно. “Присущая милая тень”, – автор использует перифразу, чтобы вновь вспомнить о той любви, которую он испытывал, которая всегда будет для него светлым воспоминанием; но которая прошла.

В стихотворении любовь предстаёт как нечто фатальное. Это сила, способная поднять нас от земли, но в то же время и обронить беспощадно на землю. Это трагедия, исход которой предрешен, что, однако, не мешает ей быть величайшем чувством в человеческой жизни.

“Она сидела на полу”

Она сидела на полу
И груду писем разбирала –
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала –

Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела –
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело:

О, сколько жизни было тут;
Невозвратимо-пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!..

Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени, –
И страшно-грустно стало мне,
Как от присущей милой тени.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...