Анализ стихотворения "Осень" Бальмонт. Природа в стихах К

Тема: К. Бальмонт «Осень»

Цель: познакомить учащихся с творчеством К. Д. Бальмонта.

Задачи : способствовать формированию правильного, осознанного и выразительного чтения; расширять читательский кругозор, прививать интерес к чтению произведений различных жанров;

Способствовать развитию логического мышления, творческого воображения, зрительной и слуховой памяти, речи учащихся, умения выражать свои чувства через чтение стихотворения, умение понимать основное настроение лирического произведения, умение рисовать словесные картины через развитие речи;

Способствовать воспитанию эстетических чувств, любви к природе, умение работать в паре, в группе.

Ход урока

    Психологический настрой. Тренинг «Солнце светит на того…»

    Проверка домашнего задания

Какой раздел изучаем?

К какому жанру относятся произведения?

Какой общей темой объединены произведения?

Что готовили дома? (по выбору: выразительное чтение или наизусть стихотворение А. Фет «Ласточки пропали»).

Какое настроение постараетесь передать при чтении?

Оценивание учащимися по разработанным критериям

    Стадия вызова

Сегодня продолжаем пополнять поэтическую копилку и их произведениями. Чтобы узнать тему нашего урока проведём игру «Лишний слог». Ваша задача найти и исключить лишний слог в каждой строчке и прочитать получившееся слово: (слова на карточках):

В группе: (деление учащихся на группы по времени года рождения учащихся).

1 строчка: с,о,в

2 строчка: сень, тень, пень

Предположите, о чём пойдёт речь на уроке?

Где можем познакомиться с этим стихотворением? (в учебнике). Прочитайте, кто автор?

Назовите тему урока. Какие задачи поставим на урок?

4. Стадия осмысления

А) Подготовленный ученик: (на слайде портрет автора) Константин Дмитриевич Бальмонт родился в 1867 году в центре России. Как и многие русские писатели-дворяне, он пронёс через всю жизнь нежную и грустную любовь к своей малой родине. Родители, по признанию самого поэта, оказали на него огромное влияние. Мать Бальмонта, высокообразованная, умная женщина, ввела будущего поэта в мир музыки, словесности, истории, языкознания. С отцом, он проник в красоту лесов, полей, болот и лесных рек. В 1905 году Бальмонт выпустил сборник стихов под названием «Фейные сказки». Книгу он посвятил своей четырёхлетней дочери. В этом сборнике и было помещено стихотворение «Осень».

Б) Первичное восприятие стихотворения учителем:

Сядьте удобнее, можете закрыть глаза. Ваша задача услышать то, о чём говорит автор услышанное. Постарайтесь вслушаться в настроение этого стихотворения.

В) Эмоционально- оценочная беседа

Соответствует ли название стихотворения?

Что представили, слушая стихотворение?

Какое настроение было у вас при восприятии этого стихотворения?

Перечитайте, не мешая, соседу один раз и назовите признаки изображающие осень?

Словарная работа

Встретились ли непонятные слова?

Объясните значения слов, используя словарь С.Ожегова: (слова на слайде)

Благовонье

Разноцветным

Спросонья

Анализ стихотворения

Реальная картина или сказочная?

Какой период осени описывается в стихотворении? (ранняя осень).

Докажите (скоро осень проснётся)

- Обратитесь к стихотворению:

Почему слово осень в стихотворении написано с большой буквы? (поэт одушевляет осень, для него это имя живого существа).

Какой литературный приём он использует? (олицетворение: «солнце реже смеётся», «осень проснётся и заплачет»)

Словесное рисование

Давайте представим себе, что мы с вами художники. Нам надо нарисовать иллюстрацию к стихотворению поэта.

Кто же будет главным героем нашего стихотворения? (осень)

Учитывая то, что поэт одушевил осень, в виде кого её можно изобразить? (девочка плачет)

Почему девочки, девушки?

Какое выражение лица?

От чего оно грустное? (грустное, печальное, заплаканное)

От чего может заплакать девочка- Осень? (от одиночества- покидают птицы, цветы, солнце)

Какое явление природы хотел изобразить Бальмонт? По слезами девочки? (осенний дождик).

Какие краски вы выберите для рисунка?

Найдите слова –подсказки в тексте.

Сравнение с картинами на слайде

Выразительное чтение стихотворения (проба пера)

Какое настроение хотел передать поэт? (тихой грусти и нежности)

Какой же темп чтения нужно выбрать? (неторопливый, медленный, быстрый)

5. Рефлексия

Мы с вами много трудились на уроке. Какая тема вдохновила нас? (осень)

Синквейн «Осень»

С каким настроением вы уходите с урока?

Обратная связь: написать на осенних листочках высказывания об уроке.

6. Домашнее задание

Выразительное чтение стихотворения (наизусть по выбору).

К. Бальмонт считается представителем символизма, однако его стихотворения свидетельствуют о том, что поэт не прочь был поэкспериментировать со стилями. В некоторых стихотворениях он синтезировал черты символизма, романтизма и декадентства. Яркий образец такой лирики – стих «Осень», написаный К. Бальмонтом в 1899 году, в период, когда он пребывал на вершине литературной славы.

Тема стихотворения «Осень» – смена времен года, близость человека и природы. Автор хочет показать, что в природе все закономерно, человеку нужно научиться жить в гармонии с нею, видеть прекрасное в каждом природном явлении.

В анализируемом произведении К. Бальмонта можно выделить два основных образа – лирический герой и Осень. Лирический героя можно узнать уже в первых строках, но действует он на заднем плане: на передний выступает пейзажная зарисовка. Герой наблюдает за угасанием лета, он видит, как поспевает брусника, чувствует, что дни веют холодом. Птицы уже не радуют своим пением, наоборот, они наводят грусть на сердце.

Вторая строфа изображает раннюю осень: улетают птицы, а деревья переоделись в пестрые уборы. Даже солнце поддается грусти, а цветы теряет свой аромат. В последнем куплете появляется образ Осени. Автор интерпретирует его по-своему, немного по-детски: золотая красавица вот-вот должна проснуться и заплакать. Такой интересной метафорой автор намекает на дождливую осеннюю погоду.

Стихотворение К. Бальмонта «Осень» создано при помощи богатой палитры художественных средств. Поэт использует метафоры: «от птичьего крика в сердце стало грустнее», «деревья блистают в разноцветном уборе»; «солнце реже смеется», «… Осень проснется и заплачет спросонья». Среди метафор главную роль играют олицетворения, которые помогают автору приблизить природу к человеческой сущности, показать, что природа может испытывать такие же искренние эмоции, как и люди. В тексте только два эпитета, причем оба цветовые. Этот троп помогает добавить яркости изображаемым пейзажам.

Если толковать стих в духе символизма, то Осень следует воспринимать как зрелый период в человеческой жизни. Уходящее лето и грусть в сердце – предчувствие медленного наступления старости.

Произведение «Осень» отличается очень простой композицией. Оно состоит из трех катренов с перекрестной рифмой. Каждое четверостишие посвящено определенным переменам в природе. Они напоминают ступеньки, которые проводят читателя все дальше и дальше в осеннее царство. Стихотворение написано двухстопным анапестом. Такая ритмическая организация придет тексту осенней меланхолии, умиротворения.

Интонационный рисунок произведения также не нарушает плавности ритма, так как автор не использует ни восклицательные, ни вопросительные, ни оборванные синтаксические конструкции.

Стихотворение К. Бальмонта «Осень» можно толковать через призму символизма или романтизма. Каждое толкование открывает перед читателем неповторимые грани смысла стиха.

4 804 0

Поэт Константин Бальмонт по праву считается одним из первых русских символистов, чье творчество стало образцом для подражания среди литераторов на рубеже 19 и 20 веков. Экспериментируя со стилями, Бальмонт увлекался декадентством и романтизмом, однако именно символам придавал с воем творчестве огромное значение, считая, что лишь с их помощью можно наиболее полно и ярко выразить свои мысли, донести их до будущих поколений читателей.

Стихотворение было написано поэтом в 1899 году, на пике литературной славы. Это короткое и, на первый взгляд, весьма лиричное произведение на самом деле несет в себе достаточно глубокую смысловую нагрузку. Начинается стихотворение с незатейливых фраз о том, что в лесу поспевает брусника, дни становятся короче и крик улетающих на юг птиц навевает грусть. Именно так выглядит осенняя хандра, которая нередко охватывает души впечатлительных и романтичных людей, тонко чувствующих окружающий мир и живущих с ним в гармонии. Однако первое четверостишье призвано настроить читателя на определенный лад, подготовить к восприятию более важной и значимой информации, которую автор собирается до них донести.

Не следует забывать, что это произведение датируется последним годом уходящего 19 века. Смена эпох вызывает у символистов не только легкую грусть, но и вполне объяснимую панику. В каждом событии они видят своего рода предзнаменование того, что очень скоро жизнь изменится. Причем, не в лучшую сторону. Поэтому в стихотворении «Осень» сквозят отчетливые ностальгические нотки, которые сегодня, по прошествии века, можно назвать пророческими. любуется птицами, которые улетают за море, в теплые края, и словно бы предчувствует, что скоро и ему придется покинуть Россию, в которой наступит осень не по времени года, а по ощущению, когда все старое умирает, а новому пока еще не суждено появиться на свет.

Сама осень у поэта ассоциируется со слезами, что также очень символично. И дело не только в дождливой погоде, которая весьма характерна для этого времени года. Пройдет 17 лет, и в точно такой же дождливый осенний день мир будет расколот на два противоборствующих лагеря. Поэтому фразу «скоро осень проснется и заплачет спросонья» можно трактовать, как предчувствие беды, которая также неотвратима, как и смена времен года.

Если рассматривать данное произведение с литературной точки зрения, не пытаясь читать его между строк, то стихотворение «Осень» представляет собой великолепный образец пейзажной лирики. Причем, Константин Бальмонт, слывущий полиглотом и знатоком 15 иностранных языков, не стремится расцветить описание самой унылой поры года яркими эпитетами и сравнениями. Образ природы в этом произведении – второстепенен, равно как и чувства поэта. Поэтому стихотворение не производит на читателей особого впечатления, так как в русской литературе можно найти гораздо более волнующие и запоминающиеся рифмованные строчки, посвященные осени. Однако с точки зрения символизма это стихотворение безупречно. В нем сказано более чем достаточно для тех, кто привык искать в обычных словах потаенный смысл. Это и естественная грусть, связанная со сменой веков, и тайная надежда на то, что, возможно, предчувствия окажутся обманчивыми, и попытки остановить мгновения пока еще беззаботной жизни, запечатлев их в стихах. Но, увы, пророчества великих поэтов, к которым, без сомнений, относится и Константин Бальмонт, имеют обыкновение в точности сбываться. Сам автор в момент написания стихотворения «Осень» об этом лишь смутно догадывается, и вместе с осенью оплакивает не только собственную жизнь, но и судьбу своей страны, в которой грядут фатальные перемены.

К.Д. Бальмонт родился 15 июня 1867 года в селе Гумнищи, Владимирской губернии. Отец и мать поэта были образованные людьми, и помогали сыну развивать свое творчество.

Биография и творчество К. Д. Бальмонта

Первые свои стихи поэт начал писать еще в раннем детстве. К. Д. Бальмонт не получил образования, так как участвовал в антиправительственных акциях, что строго запрещалось в то время. В молодости Бальмонт увлекался этнографией, историей и химии. Он знал около 15 иностранных языков, что дало ему возможность переводить литературные произведения иностранных авторов на русский язык.

За свою жизнь Бальмонт написал множество стихотворений, в которых раскрывал тонкий окружающий мир. Бальмонт очень любил путешествовать: он посетил такие страны как Франция, США, Новая Зеландия, Австралия, Египет, Испания. Именно с этих путешествий он и черпал мотивы для своих произведений. Умер поэт в 1942 году.

Стихотворение «Осень»: анализ

В своем стихотворении «Осень» Константин Дмитриевич Бальмонт делиться со своими читателями той грустью, которую несут в себе осенние дни. Автор описывает наступление холодной осени: в садах спеет брусника, птицы собираются улетать на теплый юг, деревья надели свои оранжевые уборы.

Мы видим, что солнце стало реже светить, но даже когда оно сияет на небосклоне, то совсем не греет. Некоторые цветы еще продолжают цвести, но они уже не издают такого пьянящего аромата как летом. Бальмонт пишет, что когда осень проснется утром, то начнет плакать.

Он имел в виду осенний дождь. Несмотря на всю грусть произведения «Осень» мы все же не можем не заметить всю красоту этого сезона. Деревья, в это время, пестрят своей красной и желтой листвой, уже подсохшие ковры травы украшают бусы осенних ягод, даже осенний дождь по–своему красивый – ведь несет в себе особенную прохладную свежесть.

Осень в глазах поэтов

Осень в своих лирических произведениях описывали многие русские поэты, в частности, Б. Пастернак, К. Бальмонт, Ф. Тютчев. Все они восхищались красотой, загадочностью и величием этого сезона. Однако их стихотворения не лишены доли грусти, ведь осень – это та пора, когда земля окончательно прощается с летом и готовиться к встрече с морозной зимой.

Многие русские поэты изображали в своих стихотворениях осень при помощи метафор. Ярким примером являются строки Бальмонта: «…осень проснется, заплачет…», «…солнце смеется…». Таким образом, поэты старались подчеркнуть то, что природа, словно живое существо также тоскует по веселой летней поре.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...