Анализ стихотворения «Тени сизые смесились…. "Тени сизые смесились" (Тютчев): анализ стихотворения

Ночной мир в лирике Тютчева

3. Анализ стихотворения «Тени сизые смесились…»

Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул, звук уснул -

Жизнь, движенье разрешились

Мотылька полет незримый

Слышен в воздухе ночном…

Час тоски невыразимой!..

Всё во мне, и я во всем!..

Сумрак тихий, сумрак сонный,

Лейся в глубь моей души,

Тихий, томный, благовонный,

Все залей и утиши.

Чувства - мглой самозабвенья

Переполни через край!..

Дай вкусить уничтоженья,

С миром дремлющим смешай!

Одним из шедевров характеризуемой лирики является стихотворение «Тени сизые смесились…». Первоначально оно называлось «Сумерки». Этот ранний заголовок подчеркивает, что в начале произведение мыслилось как пейзажная зарисовка особой, переходной поры суток, где поэт пытается уловить почти неразличимое.

Композиция стихотворения - две строфы - традиционная для Тютчева. Первая строфа - картина наступающей ночи, вторая - страстный монолог-обращение лирического героя к «сумраку».

Изображаемое время суток - сумерки (уже не вечер, но еще и не ночь) не случайно выбрано поэтом: его неизменно волнуют именно промежуточные состояния в жизни природы и человека.

В первой строфе картина сумерек, наступающей ночи дана через восприятие лирического героя. Уловлена сама эта зыбкая грань перехода, когда окружающий мир растворяется в темноте, исчезает из зрительного восприятия человека:

Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул…

Сизый - самый смешанный цвет: «черный с просинью и белесоватым, голубоватым отливом, серо-синий с голубой игрою» (В.Даль)Благой Д.Д. Мир как красота. О «Вечерних огнях» - 50-61с.Смысловая острота эпитета усиленна внутри-строчным созвучием: «сизые смесились». В одном только этом эпитете - сизый - как в зерне, содержится всё стихотворение с его темой космического смешения, слияние всего со всем.

…звук уснул -

Жизнь, движенье разрешились

В сумрак зыбкий, в дальний гул…

Звук, неизменный спутник движения, жизни, уснул. В мире так тихо, что «мотылька полет незримый слышен в воздухе ночном».

Слова «жизнь» и «сумрак» находятся в сильной позиции начала строки, они как бы противопоставлены. Но только «как бы», потому что сумрак зыбкий - жизнь не замерла, а лишь затаилась, задремала, ушла куда-то в глубину («дальний угол»).

Сумрак, тени, тишина - это условие, в которых пробуждаются скрытые душевные силы человека. Его мысли сливаются с «дальним гулом», на смену исчезнувшему, растворившемуся миру приходит иная реальность. Человек остается один на один со всем миром, вбирает его в себя и сам сливается с ним: «Все во мне, и я во всем». Однако странным образом эта причастность к «жизни божеско-всемирной» не вызывает ликования, а определяется как «час тоски не выразимой». В чем же причина этой тоски?

Вся вторая строфа - страстная мольба, нарастающий призыв, обращенный к «сумраку» (в данном случае синониму природы, жизни): лейся, залей, переполни через край и, наконец, смешай.

«Единственная, более энергичное чувство, которое я испытываю, - это невозможность уйти от самого себя» Бухштаб Б.Я. А.А. Фет: очерк жизни и творчества - 16с.(из письма Тютчева жене) Во второй строфе лирический герой отказывается от собственного «я», что присутствовало в конце первой строфы («Все во мне, и я во всем»). Его страстное стремление - раствориться в окружающем мире, слиться с ним, стереть грань меж «я» и «не-я»:

Дай вкусить уничтоженья,

С миром дремлющим смешай!

Композиционное кольцо стихотворения замыкается: совместились первые и последние строки, глаголы смесились и смешай. Слиться с миром природы, раствориться в нем - для человека это редкая возможность «уйти от самого себя». Однако противоречие сознательно-индивидуального («я») и бессознательно-стихийного («жизнь») остается для Тютчева не разрешимым. (Точнее, проблема эта решалась многократно и по-разному.)

Анализ произведений Серафимовича А.С. и Бальмонта К.Д.

Тишина духа, молчание вселенной слишком ужасно и томительно, быть может, сама Вечность лишь ужас безмолвия, нет возврата с высот и ледяных хребтов, а между тем «правда небес» только смутный сон. Итак, должно жить, во что бы то ни стало...

Брюсов. Поэзия интеллекта

Мой верный друг! мой враг коварный! Мой царь! мой раб! родной язык! Мои стихи - как дым алтарный! Как вызов яростный - мой крик! Ты дал мечте безумной крылья, Мечту ты путами обвил, Меня спасал в часы бессилья И сокрушал избытком сил...

Жизнь и творчество С.А. Есенина

Это стихотворение великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, прожившего короткую, но ослепительно яркую жизнь, трагически оборвавшуюся в тридцать лет. Почти все его стихотворения связаны с природой и человеком...

Лирическое стихотворение

Стихотворение написано акцентным стихом, интервал между ударениями достигает 7 слогов, два ударных слога, как правило, разделены цезурой - «слышен лай дворняг; рожь заглушил сорняк». Также, что касается метрического строения стихотворения...

Литература Сибири

Весна в тайге. Ручей до дна смородиной пропах Но есть еще в нем пресный Привкус снега. Через колодник верткая тропа Легко и круто прыгай с разбега Премудрая старушка - Тишина - Следит за ней сторожко из-за Кочки Как в спичечной головке...

Любовная лирика в творчестве Вероники Тушновой

Стихотворение «Сто часов для счастья…» написано Вероникой Тушновой в 1962 году и относится к последнему периоде ее творчества. «Сто часов для счастья…» - мужественное произведение. Вероника Тушнова выливала его из насмерть раненого сердца...

Ночной мир в лирике Тютчева

Часов однообразный бой, Томительная ночи повесть! Язык для всех равно чужой И внятный каждому, как совесть! Кто без тоски внимал из нас, Среди всемирного молчанья, Глухие времени стенанья...

С первых строчек понятно, как поэт относится к своей няне - между ними нет классовых преград, он обращается к ней как к равной по статусу. Сразу же после обращения идет повтор «давно, давно», который звучит как сожаление о долгом молчании...

Образ няни в лирике Ходасевича и Пушкина

Первое четверостишие - очередное ласковое обращение к няне, поэт называет ее «своей старушкой» и говорит о том, что их лачужка «и печальна, и темна» - у них есть свой собственный мир, который в данный момент чем-то опечален...

Образ няни в лирике Ходасевича и Пушкина

«Вновь я посетил» - стихотворение о том, как поэт вновь вернулся в Михайловское, где он прожил в ссылке два года. Так же он говорит о том, что с тех пор прошло десять лет, и многое переменилось в его жизни. Далее он указывает нам на домик...

В стихотворении «Детям ХХ века» Анна Волкова показывает некое «преобладание» машин над людьми, падение души и замыкание в себе. Она призывает людей восхищаться природой, быть отзывчивым, бескорыстным и делающим приятное другому...

Тема войны и любви в творчестве поэтессы Приднестровья Анны Волковой

Стихотворение «Женщина», написанное А. Волковой, как мне кажется, изображает тонкость женской натуры, ранимость ее нежной души и умение скрывать боль. Тема заключается в терпении женщиной душевной боли...

Тема войны и любви в творчестве поэтессы Приднестровья Анны Волковой

В стихотворении «Мужчинам» Анна Волкова призывает сильный пол заботиться о слабом. И чтоб они, мужчины, вспоминали делать женщинам приятное не только 8 марта, но и каждый день жизни. Темой этого стиха является то...

Тема войны и любви в творчестве поэтессы Приднестровья Анны Волковой

Стихотворение «Кара», написанное Анной Волковой, рассказывает о горькой любви, которая заканчивается плачевно для героини. Она испытывает на себе людскую брань, презрение, унижение и отречение любимого. Темой стихотворения является то...

Тема войны и любви в творчестве поэтессы Приднестровья Анны Волковой

Стихотворение Анны Волковой «Навсегда» рассказывает о безнадежности этого слова. О том, что для женщины каждая любовь воспринимается, как последняя и вечная, но когда это всего лишь мечты, а любимый...

  • Ознакомление с особенностями философской лирики Ф.И. Тютчева через организацию ассоциативно-семантического анализа стихотворения «Тени сизые смесились…».
  • Развитие воображения, ассоциативного мышления.
  • Создание условий для социализации обучающихся через организацию работы в парах, группе.

Тип урока: урок применения знаний и умений.

Оборудование и материалы: текст стихотворения «Тени сизые смесились», Толковый словарь В. Даля.

Оформление доски: тема, структура урока, алгоритм анализа поэтического текста .

Структура урока:

I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
III. Сообщение темы, цели, задач урока.
IV. Применение знаний и умений в новых условиях.

анализа стихотворения.
2. Формулирование особенностей поэтики Тютчева.

V. Подведение итогов урока.
VI. Сообщение домашнего задания.

Ход урока

I. Организационный момент

Проверка готовности обучающихся к уроку.

Учитель: Из воспоминаний пианиста Александра Гольденвейзера, навестившего в декабре 1899 года занемогшего Л.Н. Толстого: «Заговорили о Тютчеве. На днях Льву Николаевичу попалось в «Новом времени» его стихотворение «Сумерки». Он достал по этому поводу их все и читал больной. Лев Николаевич сказал мне: «Я всегда говорил, что произведение искусства или так хорошо, что меры для определения его достоинств нет – это истинное искусство; или же оно совсем скверно. Вот я счастлив, что нашел истинное произведение искусства. Я не могу читать его без слез. Я его запомнил. Постойте, я вам сейчас скажу его». Лев Николаевич начал прерывающимся голосом: «Тени сизые смесились…» Я умирать буду, не забуду того впечатления, которое произвел на меня в этот раз Лев Николаевич. Он лежал на спине, судорожно сжимая пальцами край одеяла и тщетно стараясь удержать душившие его слезы. Несколько раз он прерывал чтение и начинал сызнова. Но наконец, когда он произнес конец первой строфы: «Все во мне и я во всем…», – голос его оборвался».

II. Актуализация знаний

Мы продолжаем разговор о творчестве последнего русского романтика, творившего в эпоху реализма – о творчестве Ф. И. Тютчева.

  1. Вспомним, в чем особенность лирики как рода литературы?
  2. Какова задача рода?
  3. Что является предметом изображения в лирическом произведении?
  4. Кто повествует в лирическом произведении?
  5. Каково основное событие переживания в лирическом произведении?
  6. В чем заключается задача читателя лирического произведения?

III. Сообщение темы, цели и задач урока

Предметом нашего внимания станет стихотворение, которое Лев Николаевич Толстой назвал «истинным произведением искусства».

Тема урока: «Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Тени сизые смесились…».

Цель урока: при чтении и интерпретации стихотворения «Тени сизые смесились…», написанного поэтом в 1835 г., мы используем уже известный нам алгоритм ассоциативно-семантического анализа.

Сегодня, читая лирическое произведение и размышляя над его художественными образами, композиционной организацией стиха, мы, во-первых, постараемся увидеть мастерство художника в изображении мира (определим некоторые особенности поэтики Ф.И. Тютчева), во-вторых, через осмысление авторского замысла попробуем понять отношение автора к миру, человеку.

IV. Применение знаний и умений в новых условиях

1. Организация ассоциативно-семантического анализа стихотворения.

У.: Удивительна творческая судьба Тютчева. Поэт, пребывая более 20 лет за пределами России на дипломатической службе, постоянно находясь в иноязычной среде, изъясняясь и в семье, и в обществе преимущественно на французском, сумел не только сохранить любовь к родному языку, но и создать подлинные шедевры русского поэтического искусства. Таким шедевром является и стихотворение «Тени сизые смесились…».

Выразительное чтение стихотворения «Тени сизые смесились…» учителем.

Чтение стихотворения учениками «про себя».

У.: Какие образы вызывают в нас разнонаправленные, противоположные эмоции?

О.: Мы наблюдаем противостояние двух образов «жизнь-сумрак».

У.: Выстроим лексические цепочки, соотносимые с каждым из предложенных вами ключевых образов (коллективная работа).

У.: В чем же «событие переживания» лирического героя?

О.: Перед нами момент перехода мира природы из одного состояния в другое – момент погружения мира, живого, полного звуков, цвета, движения в «сумрак тихий», в «сумрак сонный», когда блекнут краски, замирают звуки, становятся незримыми, невидимыми предметы. «Событие переживания» лирического героя – это кратковременный момент («сумрак зыбкий»), он вызывает у лирического героя ощущение «тоски невыразимой» и желание раствориться в этом сумраке.

У.: О чем это стихотворение?

О.: Это стихотворение о том времени суток, когда день постепенно переходит в ночь («Жизнь, движенье разрешились// В сумрак зыбкий, в дальний гул...»), все затихает, погружается в сумрак, дремоту, сон.

У.: Действительно, образы «жизнь» и «сумрак» вроде бы противопоставлены. «Жизнь» и «сумрак» – образы из мира природы, их противостояние понятно нам как две стороны одного явления. Но обратите внимание, «сумрак зыбкий» – жизнь не замерла, а лишь затаилась, задремала, ушла куда-то в «дальний гул». Попробуем рассмотреть в стихотворении нечто большее, чем то, что очевидно.

Вспомним о философских воззрениях Ф.И. Тютчева.

О.: Тютчеву был дан титул «поэт природы», и он имеет право так именоваться. Но не потому, что превосходит других поэтов числом написанных «пейзажей в стихах», а потому что само восприятие природы у Тютчева особенное: Человек и Природа у Тютчева таинственно соотносятся как микрокосмос – Человек и макрокосмос – Вселенная.

У.: «Слиянность, неразделимость двух миров – природного и человеческого – и есть одна из основных примет поэтики Ф.И. Тютчева и его философии» . Если мы посмотрим на стихотворение с точки зрения мировоззрения поэта, то, обнаружим другую образную пару более важную и характерную для Тютчева, где противопоставлены не природные образы, а образы из мира природы и человека.

Вчитайтесь в текст стихотворения, попробуйте выявить лексические полюса, ключевые образы из мира природы и человека, противоположные по эмоциональному звучанию, назовите их, обосновывая свою точку зрения (коллективная работа, запись учителем на доске предложенных вариантов и коллективный выбор наиболее обоснованной точки зрения).

Вывод: Противопоставлены два образа – «материальный мир» и «духовный мир».

У.: Выпишем лексические ряды, соотносимые по смыслу с каждым из названных нами полюсов. Лексические цепочки помогут нам прояснить первоначальное эмоциональное впечатление и выявят новые оттенки и грани противопоставленных образов (коллективная работа).

У.: Какие ассоциации вызывают в нашем сознании образы, выделенные нами в стихотворении?

Задание: Выстроим ассоциативные образные цепочки, идущие от каждого лексического образа и соотнесенных с образами лексических рядов, располагая материал в таблице (работа в микрогруппах с последующим представлением результатов работы).

Материальный мир Духовный мир
Лексическая цепочка Ассоциации Лексическая цепочка Ассоциации
цвет поблекнул угасает, растворяется душа бессмертие,
Вселенная,
сущность,
божественная суть
звук уснул затихает, исчезает чувства душа, любовь
жизнь, движенье разрешились превратились в нечто иное самозабвенье упоение
мотылька полет незримый//Слышен… как такового мотылька уже нет, остался отзвук, эхо мир дремлющий покой,
неподвижность
уничтожение исчезновение,
незаметный уход
сумрак тихий
сумрак сонный
благовонный ладан,
удовольствие,
сладость

О.: Чтобы показать, что материальный мир конечен, смертен, а духовный мир (картина мироздания) – бесконечен, вечен.

У.: Какой образ сближает два противоположных мира?

О.: «Сумрак зыбкий» – та субстанция, которая в сознании лирического героя сближает эти два противоположных мира и делает возможным проникновение лирического героя в мир духовный. «Все во мне и я во всем!..». Здесь выражено растворение лирического героя «во всем».

У.: Почему же для лирического героя происходящее – «час тоски невыразимой»? В чем причина этой тоски, такой дисгармонии?

О.: Осознание собственного растворения «во всем», ощущение утраты своей индивидуальности вызывает у лирического героя чувство отчаяние и тоски. «Час тоски невыразимой!..» – в этом слышится неприятие картины мироустройства. Модель исчезновения материального мира вызывает страх перед конечностью земного существования.

У.: Но на этом стихотворение не заканчивается. Во второй строфе продолжает жить только духовный мир. И побеждает желание лирического героя познать, что же находиться за гранью, заглянуть за пределы материального мира, слиться со Вселенной.

Как это желание выражено в стихотворении?

О.: «Сумрак тихий, сумрак сонный, // Лейся в глубь моей души», «Все залей и утиши», «Чувства мглой самозабвенья// Переполни через край!..», «С миром дремлющим смешай…»

У.: Тоска по единству человеческой души и природы оборачивается страстным восклицанием: «Дай вкусить уничтоженья».

В чем необычность выражения «вкусить уничтоженья»?

О.: Вкушают обычно удовольствие, сладость. Значит в этом «уничтожении» для лирического героя есть удовольствие. «Уничтожение» мы можем здесь понимать как желанное слияние с миром духовным.

У.: Для того, чтобы точнее сформулировать авторскую позицию анализ образной системы стихотворения мы дополним обращением и композиции стихотворения, художественным деталям, второстепенным элементам текста (работа в микрогруппах с последующей публичной защитой результатов исследований).

Задания для микрогрупп:

  1. Какова композиционная организация стихотворения? Насколько композиция поддерживает ключевые образы, выделенные нами?
  2. Какие художественные средства способствуют созданию ключевых образов, уточнению и расширению их значений?
  3. Почему «тени сизые», а не серые, не темные? Каково значение глагола «смесились»?
  4. В чем особенность звуковой организации стиха и как этот художественный прием помогает в создании образной системы?
  5. Какой поэтический смысл передан повелительным наклонением глаголов во 2 строфе?
  6. Как автор использует ритмический рисунок для усиления эмоционального напряжения? В чем особенности синтаксической организации стихотворения?

У.: Действительно, композиция стихотворения поддерживает ключевые образы, выделены нами. Первая строфа стихотворения – изображение «материального мира», при этом взгляд лирического героя направлен «вокруг себя». Вторая строфа, где взгляд лирического героя обращен «внутрь себя» – «духовный мир».

Первая строфа вызывает негативные эмоции у лирического героя, что подтверждает анализ художественных средств и приемов, выполненный нами.

Во второй строфе мы слышим мотив смирения с картиной мироздания и приятие картины мироустройства.

Ф.И. Тютчев – православный человек. Для него духовные принципы, провозглашенные Иисусом Христом – единственная система ценностей, в которой любовь, добро, сострадание являются сутью человеческого бытия, а «совершенный человек» воплощает в себе полноту Божественного. Стремление к совершенству – для Тютчева смысл земной жизни .

Каково «событие переживания», выраженное в стихотворении?

О.: Ощущение слияния с Макрокосмосом – это осознание лирическим героем единства человеческой души и Вселенной, осмысления себя частицей божественного мира.

1. Формулирование особенностей поэтики Тютчева.

У.: И.С. Аксаков, известный публицист, поэт, общественный деятель 19 века так писал о поэзии Тютчева: «У него не то, что мыслящая поэзия, а поэтическая мысль; не чувство рассуждающее, мыслящее, а мысль чувствующая и живая».

В чем же особенность поэтики Тютчева? (коллективная работа, запись в рабочие тетради выводов)

  1. Особенность художественного мира поэта – философская наполненность его произведений.
  2. Для выражения мира человеческой души Тютчев использует образы из мира природы.
  3. Человек изображается поэтом не на фоне природы, а «внутри» нее, как ее неотъемлемая часть. Обращение к миру природы помогает поэту передать переживания лирического героя, внутренний мир которого неотделим от мира природы.
  4. Поэт побуждает читателя самого «дорисовать» то, что едва намечено в поэтическом образе и угадывается по характерным признакам предметов или явлений.

V. Подведение итогов

1. Беседа:

1. Каков художественный принцип Ф.И. Тютчева.
2. В чем специфика поэтики Ф.И. Тютчева.

2. На следующем уроке мы обратимся к лирике позднего периода творчества поэта и проследим эволюцию образов и настроений.

VI. Сообщение домашнего задания.

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева («Тихой ночью, поздним летом…», «Святая ночь на небосклон взошла…», «Осенний вечер» – по выбору).

Список литературы

  1. Каганович С.Л.
Обучение анализу поэтического текста: методическое пособие для учителей-словесников. [Текст]/ С.Л. Каганович. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006. – 112 с.
  • Роговер Е.С.
  • Русская литература второй половины XIX века: учебное пособие. [Текст]/ Е.С. Роговер. – С-Пб., Москва: САГА: ФОРУМ, 2004.– 352 с.

    МАОУ «СПШ № 33»

    (10-11 класс)

    Подготовила и провела учитель

    русского языка и литературы

    Криводерева Л.В.

    Старый Оскол

    2012

    Тема. Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения "Тени сизые смесились..."

    Цель урока. Знакомство с особенностями философской лирики Тютчева. Освоение навыков анализа философской лирики. Познание мира человека

    Оборудование. Портрет, сборники стихотворений Тютчева, памятки разбора лирического стихотворения

    Тип урока. Урок освоения новых знаний с элементами развития речи

    Метод. Коллективная работа учителя с классом

    Ход урока

      Организационный момент

      Сообщение темы и цели урока

    Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Ф.И.Тютчева, особенностями философской лирики поэта и на примере стихотворения "Тени сизые смесились..." познакомимся с некоторыми элементами анализа лирического произведения.

    Запишите тему урока

    III . Работа на уроке
    L . Слово учителя

    Поэзия Ф.И.Тютчева относится к непреходящим ценностям литературы прошлого, которые и в наши дни обогащают духовную культуру каждого человека. Творчество Тютчева привлекало внимание многих выдающихся писателей, мыслителей, учёных, но до сих пор оно осталось недостаточно изученным и понятым.

    На память приходят слова И.С.Аксакова, одного из его горячих поклонников, он писал: "Трудно принять историческую точку зрения на Тютчева, трудно отнести его творчество к одной определённой эпохе в развитии русской литературы. Для него настала история. Возрастающий для нас смысл его поэзии внушает нам как бы особую, внеисторическую точку зрения на него".

    Каждый должен будет выработать свою точку зрения на творчество Тютчева в контексте эпохи. Но нельзя его поэзию представить без лирики природы.

    2. Вопрос на восприятие ранее изученного

    Учитель. Ребята, в чем, по вашему мнению, особенность изображения природы у Тютчева

    Тютчев воспринимает природу как живое, одухотворённое существо и, пытаясь проникнуть в её тайны, обращается к человеку, ибо в его жизни есть аналогии окружающего мира

    3. Начальное знакомство с особенностями философской лирики Тютчева Учитель. Человек инструмент для постижения природы. Но!! И природа служит Тютчеву инструментом постижения человека. Использование метафор типа "душевная буря " было присуще поэзии, но Тютчев возвёл метафору в метод , наполнив художественный приём философским содержанием

    С произведениями такого метода мы и познакомимся на наших уроках и увидим, как Тютчеву удаётся через природу передать чувства и переживания человека, т.е. его душевного мира.

    Вот как описывал И.С.Тургенев творческий метод Ф.И.Тютчева: "Каждое его стихотворение начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием Глубокова чувства или сильного впечатления: вследствие этого...мысль г.Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлечённую, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им, и сама его проникает нераздельно и неразрывно".

    Давайте запишем эти слова в тетрадь, они являются ключевыми в этом методе и будут эпиграфом к нашему уроку.

    4. Знакомство с основными моментами философских понятий поэта

    Учитель. (Краткая запись в тетради).

      Постижение мира человека путём сопоставления его с миром природы
      нашло своё специфическое выражение в поэзии Тютчевских стихов
      философского характера

      Причем особенность поэтики Ф.Тютчева заключается в вариантности
      оценки: то, что в одном тексте выступает как отрицательное, каком-либо
      другом может получить противоположную оценку.

      Исходя из этого, стихотворения Тютчева можно читать как единое целое.
      Примером являются стихотворения "Проблеск" (1825), "Видение" (1829),
      "Тени сизые смесились...", условно они отнесены к "ночным
      стихотворениям" поэта.

      Человек, по мысли поэта, есть место встречи двух бездн, он граница между
      двумя мирами, он - соединение и объединение этих двух миров - бездн
      (внутреннего и внешнего).

      Истина у него постигается в противопоставлении, в противоборстве.

    Поэтому очень многие стихотворения философского характера имеют двухчастную композицию с чётким разделением содержания по строкам.

    Рассмотрим стихотворение "Тени сизые смесились..." (неписано в 1836 году), где более отчётливо можно увидеть эту особенность лирики Тютчева

    5. Анализ стихотворения "Тени сизые смесились..."

    1) Чтение стихотворения (учителем или учеником)

    Тени сизые смесились,

    Цвет поблекнул, звук уснул -

    Жизнь, движенья разрешились

    В сумрак зыбкий, в дальний гул...

    Мотылька полёт незримый

    Слышен в воздухе ночном...

    Час тоски невыразимой!..

    Всё во мне, и я во всём!..

    Сумрак тихий, сумрак сонный, Сейся в глубь моей души,

    Тихий, темный, благовонный,

    Всё залей и утиши.

    Чувства - мглой самозабвенья Переполни через край!..

    Дай вкусить уничтоженья,

    С миром дремлющим смешай! (1835 год)

    Ф.И.Тютчев

    2) Какое настроение вызывает стихотворение?

    Желание покоя, отречения от дневного мира, грусти, одиночества...
    (По ходу анализа делайте запись рабочего материала).

    Учитель Стихотворение состоит из двух строф.

    3) Анализ I части

    а) Какой образ возникает перед нами в первой строфе?

    Образ реальных сумерек на реальном исходе дня.

    б) Выпишите ключевые образы, создающие мир сумерек.

      тени сизые

      сумрак зыбкий

      гул дальний

      полёт незримый

      тоска невыразимая

    Какой художественный приём использовал автор для создания образа сумерек?

    Эпитеты

    в) Работа с эпитетами

    Нет, их нельзя заменить. Они лучше передают сумерки: точные, единственно возможные

    Рассмотрим каждый из них:

      Тени, действительно, "сизые" (что это значит?) - они переливаются
      множеством оттенков, поэтому сумрак "зыбкий"

      О чём говорит "гул дальний"? (об уходе дневной жизни, внешней
      жизни). Точнее не выразить

    Проанализируем значение глагола "смесились" ("смесились" -
    устаревшая форма глагола "смешиваться")

      не столько механически, сколько слияние
      Учитель Сумерки - это слияние чего? в какое время?

      Слияние дня и ночи на исходе реального дня.

    г) Анализ других художественных средств.

    Учитель Помимо эпитетов, какое художественное средство помогает услышать приближение ночи, тишины, т.е растворение реалий дневного мира?

      олицетворение "звук уснул"

      многосмысловые слова "цвет поблекнул" - т.е. наступление вечера, закат.
      "Мотылька полёт незримый" - темно очень тихо, слышен полёт

    д) Анализ звукового оформления

    Учитель. Какое значение имеет звуковое оформление

    Аллитерация на свистящее "с"

    сизые, сместились, звук уснул, сумрак, час, слышен, тоски, всё во всём

    Создание какого-то неясного, сказанного шёпотом, но вполне ощутимого
    откровения

    Шепотом делятся чем-то откровенным.

    е) Учитель. На фоне сумерек как показано бытие (присутствие, жизнь)
    человека? В каких строчках?

    - "Жизнь, движенье разрешились

    в сумрак зыбкий, в дальний гул..."

    Учитель . Каким становится бытие человека?

    - "зыбким, тоскливым"

    ж) Учитель. Для лучшего понимания связи человека с сумерками
    проанализируем значение глагола "разрешились"

    Разрешиться можно от бремени. Мы знаем, что у Тютчева сквозь одно значение часто "мерцает" другое

    Как вы понимаете в этом стихе значение слова разрешиться -превратиться в сумрак, в дальний гул

    Учитель.

    Так возникает ощущение начала драмы

    з) Учитель. А чем символичен образ "полёта незримого мотылька?"
    Обратите внимание особое на слово "незримый".

    Незримый, но существует, где такое можно найти? - Внутри чего-то.

    В данном случае - в сумерках, в её внутреннеё реальности.

    Он является кульминационным в создании образа сумерек, его внутренней сущности: с одной стороны слух в сумерках утончается так, что трепет крыльев мотылька; с другой - такая тишь говорит о глубоком одиночестве человеческой души.

    Найдите строки, подтверждающие эту мысль

    - "Час тоски невыразимой!.."

    и) Прокомментируем последний стих первой строфы.

      "Всё во мне, и я во всём!.."
      Учитель . Что значит "я во всём!"?

      во всём мире, т.е. Вселенной

    к) Сделаем вывод анализа первой строфы

    ощущение, состояние?

    Хотел показать одиночество, забвение, желание слиться с темнотой. Т.е.
    показать душу в сумерках.

    4) Анализ II части

    Для полного понимания смысла данного стихотворения, проанализируем II

    часть

    Вторая строфа носит характер прямого обращения к сумраку

    Учитель. Какие слова помогают понять это?

    Вся глагольная лексика в повелительном наклонении: "лейся", "залей",
    "утиши", "переполни", "дай".

    Учитель. Как во второй строфе развивается поэтический образ сумрака? О
    чём его просят?

    - "лейся", "залей", "утеши" - сумрак обретает текучую природу

    Учитель. Почему же человек просит об этом, к чему стремится его душа?

    Человеческая душа стремится к покою, тишине.

    Учитель. Призыв звучит не просто "сумраку литься", но "всё" залить. На что
    указывает местоимение "всё", что под ним подразумевается?

    Всё - это мир, Вселенная, а значит мир Вселенной равнозначен миру души.

    Учитель. Сделайте вывод: чего ждёт лирический герой?

    Покоя, тишины - самозабвения

    Учитель. Как заклинанье звучит трагически торжественное

    "Дай вкусить уничтоженье..." Что может вызвать уничтоженье?

    Ужас, страх

    В чём необычность этого стиха? Что, обычно, желают вкусить?

    Вкушают, обычно, блаженство

      Опять возникает тютчевская "вибрация" смыслов: оказывается есть не
      только ужас уничтожения, но и сладость.

      Так в чём же особенность композиции стихотворения?

    Какую роль играет последняя строчка, подводя итог всему размышлению?

    - "С миром дремлющим смешай!"

    Последняя строчка лишь одним словом "смешай" замыкает магическое кольцо стихотворению: сначала тени сизые смесились, а теперь и "я", уничтожаясь, смешивается с ними.

    Происходит смешание души сумерек с душой лирического героя.

    IV . Подведение итогов.

    Вывод. Итак, мы видим соединение внешнего и внутреннего мира -всеобъемлющий мир "сумеречного" состояния Вселенной. Связь мира человека и мира природы

    Учитель . Наследие великого русского поэта неисчерпаемо, охватить его полностью на нескольких уроках школьного анализа невозможно. Все наши попытки - есть лишь подступы к его постижению, лишь прикосновение к тайне

    V . Выставление отметок

    VI . Домашнее задание. Дать письменный анализ стихотворения Тютчева
    "Тени сизые смесились..." (Можно взять другое произведение Ф.И.Тютчева)

    Ночь – это любимая пора многих поэтов-романтиков. Сумерки в их творчестве предстают чем-то мистическим, таинственным и будоражащим воображение. Следует отметить, что именно Федора Ивановича Тютчева называли «самой ночной душой русской поэзии». Стихотворение «Тени сизые смесились…» дает читателю возможность заглянуть во внутренний мир автора, проникнуться его переживаниями и будто самим оказаться среди сумеречного мрака.

    Особенности лирики Тютчева

    Ф. И. Тютчев, родившийся в 1803 году и заставший расцвет романтизма, сам стал одним из ярчайших его представителей. Примечательно то, что поэт никогда не видел себя в качестве профессионального деятеля искусства, куда больше его занимала карьера дипломата. Именно по этой причине творчество лирика не было подвержено модным веяниям, он не следовал каким-либо канонам. Его стихотворения способны передать истинное внутреннее состояние, размышления в них глубоки, а чувства искренни.

    Пейзажную лирику Тютчева можно считать самой выдающейся частью его творческого наследия. В своих стихотворениях поэт размышляет над смыслом человеческого существования как части природы. Произведениям свойственна краткость и поразительная емкость. Поэту удается точно описать самые противоречивые и самые тонкие чувства, заставить читателя полностью окунуться в них, безошибочно понять тот посыл, который оставил автор.


    Федору Ивановичу за свою жизнь довелось узнать многих людей, жить в разных странах, что, несомненно, еще больше расширило кругозор поэта. Вернувшись на родину, он продолжил творить, но его лирика все чаще носила политический характер. В этом не было ничего удивительного, ведь Тютчева волновала судьба страны, ее имидж на международной арене, а также внутренние проблемы. Одновременно поэт занимался активной публицистической деятельностью.

    Возможно, именно дипломатическая работа помогла Тютчеву развить удивительную лаконичность. Он не только мог одним четверостишием выразить ясную, глубокую и законченную мысль, но и использовал настолько емкие эпитеты и метафоры, что любое созданное автором стихотворение приобретало собственную эмоциональную окраску.

    История написания стихотворения


    На создание стихотворения в некоторой мере повлияла трагедия, случившаяся с поэтом в 1835 году. Семья Тютчевых попала в кораблекрушение. Несмотря на то, что всем членам семьи чудом удалось выжить, это событие подорвало здоровье Элеоноры, жены поэта. Она месяцами не вставала с постели, не желала ни с кем общаться. Отчаявшийся Федор Иванович, который всеми силами пытался вернуть свою возлюбленную к полноценной жизни, днем еще мог отвлечься от мрачных мыслей благодаря работе, но когда на землю спускался сумрак, ему становилось все тяжелее продолжать надеяться и переносить то, в каком состоянии находится супруга.

    Ночной мрак стирал все дневные заботы, размывал краски, ночью он мог острее чувствовать все то, что действительно волновало его разум, терзало душу. Именно поэтому поэт так часто в своих стихотворениях размышляет о ночи, приписывает ей человеческие качества.

    В мае 1836 года Тютчев отослал стихотворение «Тени сизые смесились…» князю Григорию Ивановичу Гагарину, своему коллеге по поэтическому и дипломатическому цеху. Опубликовано оно было лишь спустя сорок с лишним лет в журнале «Русский архив», а также в сборнике «Новонайденные стихотворения Ф. И. Тютчева». Тогда произведение носило название «Сумерки».

    Это стихотворение очень полюбилось Льву Николаевичу Толстому. А. Б. Гольденвейзер вспоминает разговор с Толстым. По его словам, писатель считал, что невозможно описать, насколько велики достоинства этого стихотворения. Он был счастлив, что нашел истинное произведение искусства, декламировал его почти шепотом, а в глазах его стояли слезы. Столь велико было впечатление, которое стих произвел на писателя.

    Особенности стихотворения:

    Жанр - философская пейзажная лирика;

    Стиль - романтический;

    Размер - четырехстопный хорей;

    Рифма перекрестная (abab).

    Особенности философии Тютчева

    В первой строфе стихотворения весь окружающий мир погружается в сумеречный мрак. Яркие краски дня блекнут и сменяются мистическим вечерним сумраком, звуки активной дневной жизни затихают, а на смену им приходят ночная тишина и спокойствие. Вместе с дневным светом уходит ясность и определенность, лирический герой погружается в почти незримый мир, чьи очертания уже лишены четкости. Время будто замирает, всюду воцаряется неопределенность и тишина, нарушаемая лишь звуком полета мотылька.

    Один только эпитет «сизый» уже задает тон всему стихотворению. Сизый - это цвет, которому сложно дать четкое определение. В. Даль описывает его так: «черный с просинью и белесоватым, голубоватым отливом, серо-синий с голубой игрою». Благодаря одному этому слову читателю становится понятно на интуитивном уровне, что чувствует лирический герой, а также какая картина разворачивается перед его глазами. Смысловая нагрузка эпитета еще более усиливается аллитерацией: «сизые смесились».

    Стоит обратить внимание на то, что слова «жизнь» и «сумрак» начинают строку, находятся в сильной позиции, при этом можно заметить некое противопоставление. Однако это лишь кажущаяся особенность, ведь жизнь не исчезла, она лишь затихла, замерла на какое-то время.


    Когда опускается сумрак, вокруг сгущаются тени и звенит тишина, пробуждаются скрытые человеческие чувства, появляются новые силы. Когда лирический герой находится в иной реальности, порожденной ночью, он, наконец, может признаться себе в самых смелых, искренних и безрассудных желаниях своего сердца. Когда реальность, созданная днем, постепенно растворяется во мраке, он остается один на один с собой и со всем миром, становится его частью, но все же он остро ощущает тоску.

    В конце строфы лирический герой чувствует, как в него вливается этот сумрак и тишина, он ощущает себя частью ночной природы, чувствует себя неотделимым от нее.

    Тютчев считал, что именно индивидуализм не дает человеку слиться с природой воедино. Все люди слишком заняты своими мелкими переживаниями, их поглощает рутина, а цели зачастую настолько далеки от чего-то поистине великого, что в глобальном смысле люди мало чем отличаемся от маленьких песчинок. Человек не может ощутить себя частью природы в полной мере, ведь природа - это нечто великое и всеобъемлющее, слишком сложное для понимания.
    Здесь же мы видим противоречие. С одной стороны ночь - это «час тоски невыразимой», а с другой - лирический герой жаждет стать ее частью. Лишь так, несмотря на всю боль и печаль, он сможет проникнуть в глубинные тайны природы, познать суть явлений и понять, в чем все-таки смысл его существования.

    Во второй строфе читатель может наблюдать довольно противоречивые чувства лирического героя. Вначале он спокоен и умиротворен, в сумеречном мраке он видит спасение для своей измученной души, конец метаний, достижение гармонии. К концу строфы вся умиротворенность и спокойствие улетучиваются, им на смену приходит энергичность и напористость.

    Читатель видит одновременно созидание и разрушение, покой и страх. Ночь - разрушительница дневной суеты и определенности, она же - целебный эликсир для израненной души. Вся жизнь - это клубок противоречий, как и тютчевская ночь в стихотворении «Тени сизые смесились...». То, чего боится человек, может в итоге принести радость, а счастье со временем превращается в боль. Тихая мольба лирического героя сменяется страстным призывом.

    Первая строфа стихотворения заканчивается словом «смесились», последняя – «смешай». Читатель видит замкнувшийся круг, но у круга нет начала или конца. Жизнь не заканчивается, начинается лишь новый ее цикл. Возможно, это еще одна причина, по которой лирический герой так страстно жаждет раствориться в ночном мраке. Человеческая жизнь коротка, тело недолговечно, а разум хрупок. Лишь став частью чего-то великого и вечного, можно достичь бессмертия и избавиться от того, что гнетет обычного человека.

    Чтобы лучше понять Ф. И. Тютчева, его творчество стоит рассматривать как единое целое, каждое стихотворение само по себе не даст того глубокого понимания, которое возникает при более тщательном анализе наследия поэта. Изучая поэзию Тютчева, можно четко выделить основные образы и ту эмоциональную нагрузку, которую они несут, темы взаимодействия человека и природы, противостояния дня и ночи, космоса и хаоса.

    Стихотворение «Тени сизые смесились…» согласно своей тематике, смысловому и эмоциональному наполнению перекликаются с другими произведениями лирика («День и ночь», «День вечереет, ночь близка…», «Святая ночь на небосклон взошла…»). В них Тютчев передает свое отношение к спокойной и тихой ночи, хранящей свои тайны, навевающей тоску и восторг, приносящей боль и спасение души.



    Последние материалы раздела:

    Изменение вида звездного неба в течение суток
    Изменение вида звездного неба в течение суток

    Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

    Онлайн обучение профессии Программист 1С
    Онлайн обучение профессии Программист 1С

    В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...