Анализ стихотворения Тютчева «Не рассуждай, не хлопочи!» - ЖЖивой Журнал Михаила Жукова.

«Не рассуждай, не хлопочи!»
Фёдор Тютчев

Не рассуждай, не хлопочи!..
Безумство ищет, глупость судит;
Дневные раны сном лечи,
А завтра быть чему, то будет.

Живя, умей все пережить:
Печаль, и радость, и тревогу.
Чего желать? О чём тужить?
День пережит - и слава богу!

Фёдор Тютчев не считал себя истинным христианином, так как был воспитан на западной культуре и традициях Франции, Англии, Германии. Тем не менее, сама судьба заставила поэта обратиться к библейским заповедям и примерить их к собственной жизни. Однажды Тютчев понял. Что череда радостных и печальных событий, которые сменяют друг друга словно в калейдоскопе, не является хаотичной. Словно искусный художник, кто-то свыше прописывает детали каждого нового дня, придавая ему различные оттенки. Противиться этому бесполезно, так как то, что должно произойти, непременно случаться. Остается лишь покориться чужой воле и принять все происходящее с благодарностью.

Именно такими фаталистическими настроениями пропитано стихотворение Тютчева, написанное летом 1850 года. Примечательно, что автограф этого произведения украсил собой обратную сторону пригласительного билета на званый обед к графу Борху, где поэт, по словам очевидцев, не собирался присутствовать. Однако в последний момент он передумал, увидев во всем происходящем знак судьбы, в результате чего и появились на свет знаменитые строки: «Не рассуждай, не хлопочи – безумство ищет – глупость судит». Они в полной мере отвечают библейским заповедям, призывающим человека проявить смирение. К Тютчеву оно приходит лишь с годами, когда внезапная болезнь уносит жизнь его первой супруги, а случайная встреча дарует вторую спутницу жизни, которая к моменту знакомства с поэтом является женой немецкого барона.

Попытки найти логику в этой череде событий Тютчев считает безумством, а собственное желание «разложить все по полочкам» и подчинить логике именует глупостью. Именно поэтому поэт дает самому себе и всем окружающий мудрый совет: «Живя, умей все пережить; печаль, и радость, и тревогу». Только так, по мнению Тютчева, можно сохранить душевное равновесие и стать по-настоящему счастливым, зная, что кто-то свыше позаботится о тебе и проявит свою милость. Ведь даже когда человек испытывает боль, то это дается ему во благо, для очищения души и избавления от пороков. Поэтому Тютчев готов принять все, что уготовано ему судьбой, философски отмечая: «День пережит – и слава Богу!».

Именно подобное философское отношение к жизни не раз спасало Тютчева от отчаяния, когда жизнь из-за потери близких людей утрачивала для него всякий смысл. Однако поэт, открыв для себя однажды секрет внутренней гармонии, сумел применить его на практике, что и посоветовал сделать другим.

Не рассуждай, не хлопочи -

Безумство ищет - глупость судит;

Дневные раны сном лечи,

А завтра быть чему - то будет…

Живя, умей все пережить:

Печаль, и радость, и тревогу -

Чего желать? О чем тужить?

День пережит - и слава Богу!

Другие редакции и варианты

3   [Дневную боль проспи в ночи]

Автограф - РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 28. Л. 6 об.


4   А завтра быть тому, что будет.

        Совр . 1854. Т. XLIV. С. 56 и след. изд.


6   Несчастья, радость и тревогу.

        Москв . 1851. № 22. Кн. 2. С. 220.

КОММЕНТАРИИ:

Автограф - РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 28. Л. 6 об.

Списки - Сушк. тетрадь (с. 47); Альбом Тютчевой (с. 92); Муран. альбом (с. 55).

Первая публикация - Москв. 1851. № 22. Кн. 2. С. 220; затем - Совр. 1854. Т. XLIV. С. 56; Изд. 1854. С. 136; Изд. 1868. С. 160; Изд. СПб., 1886. С. 155; Изд. 1900. С. 174.

Печатается по автографу.

Автограф черновой, с исправлениями. Зачеркнуто: «Дневную боль проспи в ночи», сверху надписан окончательный вариант строки: «Дневные раны сном лечи». Восклицательный знак в конце стихотворения сближается по написанию с вопросительными знаками в 7-й строке, что может объясняться созданием вопросительно-восклицательной интонации или инерцией написания. Энергия движения мысли, собирающая воедино афористично законченные высказывания, передана с помощью тире (в конце 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 6-й, середине 2-й, 4-й (после «чему»), 8-й строк). С прописной буквы написаны «Глупость», «Судит», «Завтра», «Печаль», «Радость», «Тревогу», «Слава Богу». Слово «все» подчеркнуто. Отсутствует деление на строфы, что нашло отражение в ряде изданий: Москв., Совр., Изд. 1854, Изд. 1868.

Текст стихотворения написан на второй странице пригласительного билета на имя Ф. И. Тютчева. Церемониймейстер граф А. М. Борх (1804–1867) и его жена графиня С. И. Борх (1809–1871) просили поэта «оказать им честь отобедать у них в четверг 6 июля в 5 ½ часов» (пер. с фр.: Чулков II. С. 320.). Приглашение было отослано 3 июля 1850 г., что дает возможность для предположительной датировки - начало июля 1850 г.

В Москв. (ценз. пом.: ноября 15 дня 1851 г.) опубликовано под заглавием «Совет» и подписано «Ф. Т.». Вместо «печаль» в 6-й строке поставлено «несчастья». Изменена пунктуация. Тире сохраняется лишь в последней строке (перед «слава Богу!»). Появляется восклицательный знак в конце 1-й строки.

В Совр. печатается в общей подборке стихотворений Тютчева под номером «LXXXIX». Изменен вид 4-й строки: «А завтра быть тому, что будет». Редактор отказывается от восклицательной интонации в 1-й (Москв. ) и последней (автограф) строках. 1-я строка завершается многоточием, 4-я - тютчевским двоеточием, которого не было в Москв. В конце стихотворения поставлена точка. Последующие издания в основном повторяют текст Совр.

В Изд. 1854 помещено в контекст стих.: «Два голоса», «Дума за думой, волна за волной…», «Уж третий год беснуются языки…», «Рассвет», написанных в 1850 г. С указанием даты: «1850» появляется в Изд. СПб., 1886 , здесь же впервые оно разделяется на 2 строфы, что было поддержано поздними изданиями.

Стихотворение часто цитировалось И. С. Тургеневым в письмах к А. А. Фету, Я. П. Полонскому, Ж. А. Полонской, М. Г. Савиной. «…«Не хлопочи», - сказал мудрец Тютчев, - «безумство ищет»… придет час, придет случай, и прекрасно. А метаться навстречу часа, навстречу случая - безумство», - советует Тургенев Фету в письме от 16 июля 1860 г. (Тургенев. Т. 4. С. 109). Особую актуальность для Тургенева приобрело в 1882 г. (время болезни писателя и безотрадного душевного состояния).

Критиками по-разному оценивалось отношение поэта к Богу и миру, высказанное в стихотворении. А. Круковский решил, что «под влиянием близости к природе» в душе поэта развился «своего рода фатализм, слабое доверие к силам и способностям человека». «…Выражением этого бессилия ума и воли, подавляемых внешними силами, является небольшое восьмистишие, которое может быть рассматриваемо как своего рода поэтическое исповедание Тютчева». Вывод стих. «Не рассуждай, не хлопочи…» представлялся критику «безотрадным», но «неизбежным» «для того, кто видит в человеке и его могучей мысли лишь слабое отражение игры «внешних тайных сил…» (А. Круковский. Поэзия Ф. И. Тютчева // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1910. Октябрь. С. 182–183). А. Г. Горнфельдом оно также рассматривается как выражение житейской философии Тютчева, но силой, захватывающей и покоряющей поэта, мыслится здесь «мир мелких человеческих интересов» (Горнфельд. С. 7).

Напротив, священник В. Беседа в работе «Религиозные мотивы в поэзии Тютчева» увидел в этом восьмистишии «урок христианского повседневного настроения»: «Прекрасно стихотворение, в котором выражается истинно Евангельский взгляд на то, в каком настроении должны мы проводить дни своей земной жизни:


Не рассуждай, не хлопочи…


Как это напоминает знаменитое Златоустовское «слава Богу за все», сказанное на вечере его жизни!

Раны дневные лечи сном, забыв в нем все накопившееся днем раздражение против людей и неблагоприятных жизненных обстоятельств и не разжигая в себе духа злобы на всех и все. Предайся на завтра в волю Божию; ничего не желай и ни о чем не тужи, а за прошедшее, хорошо ли оно или худо, благодари Бога. Ведь в этих словах идеал совершенной преданности Божественному Провидению» («Странник. Духовный журнал современной жизни, науки и литературы». Петроград, 1915. Март. С. 391).

Разночтения в трактовке основных выводов стихотворения могут объясняться созвучием последнего не только философии христиан, но и мироощущению античных стоиков.

Тематически произведение Тютчева соотносится с пушкинским «Если жизнь тебя обманет…» (1825). Общими являются вопрос о приятии-неприятии жизни, форма совета, продуктивная для выражения философии поэта. Стихотворения отличаются по тональности. Мягкая проповедь смирения уступает у Тютчева место призыву к мужественному терпению и стойкости (А. М. ).

«Не рассуждай, не хлопочи!» Федор Тютчев

Не рассуждай, не хлопочи!..
Безумство ищет, глупость судит;
Дневные раны сном лечи,
А завтра быть чему, то будет.

Живя, умей все пережить:
Печаль, и радость, и тревогу.
Чего желать? О чем тужить?
День пережит — и слава богу!

Анализ стихотворения Тютчева «Не рассуждай, не хлопочи!»

Федор Тютчев не считал себя истинным христианином, так как был воспитан на западной культуре и традициях Франции, Англии, Германии. Тем не менее, сама судьба заставила поэта обратиться к библейским заповедям и примерить их к собственной жизни. Однажды Тютчев понял. Что череда радостных и печальных событий, которые сменяют друг друга словно в калейдоскопе, не является хаотичной. Словно искусный художник, кто-то свыше прописывает детали каждого нового дня, придавая ему различные оттенки. Противиться этому бесполезно, так как то, что должно произойти, непременно случаться. Остается лишь покориться чужой воле и принять все происходящее с благодарностью.

Именно такими фаталистическими настроениями пропитано стихотворение Тютчева, написанное летом 1850 года. Примечательно, что автограф этого произведения украсил собой обратную сторону пригласительного билета на званый обед к графу Борху, где поэт, по словам очевидцев, не собирался присутствовать. Однако в последний момент он передумал, увидев во всем происходящем знак судьбы, в результате чего и появились на свет знаменитые строки: «Не рассуждай, не хлопочи – безумство ищет – глупость судит». Они в полной мере отвечают библейским заповедям, призывающим человека проявить смирение. К Тютчеву оно приходит лишь с годами, когда внезапная болезнь уносит жизнь его первой супруги, а случайная встреча дарует вторую спутницу жизни, которая к моменту знакомства с поэтом является женой немецкого барона.

Попытки найти логику в этой череде событий Тютчев считает безумством, а собственное желание «разложить все по полочкам» и подчинить логике именует глупостью. Именно поэтому поэт дает самому себе и всем окружающий мудрый совет: «Живя, умей все пережить; печаль, и радость, и тревогу». Только так, по мнению Тютчева, можно сохранить душевное равновесие и стать по-настоящему счастливым, зная, что кто-то свыше позаботится о тебе и проявит свою милость. Ведь даже когда человек испытывает боль, то это дается ему во благо, для очищения души и избавления от пороков . Поэтому Тютчев готов принять все, что уготовано ему судьбой, философски отмечая: «День пережит – и слава Богу!».

Именно подобное философское отношение к жизни не раз спасало Тютчева от отчаяния, когда жизнь из-за потери близких людей утрачивала для него всякий смысл. Однако поэт, открыв для себя однажды секрет внутренней гармонии, сумел применить его на практике, что и посоветовал сделать другим.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...