Аналогия - что такое? Метод аналогии.

Тематический план

1. Общее понятие об аналогии

3. Аналогия свойств и аналогия отношений. Моделирование

4. Строгая и нестрогая аналогия. Ложная аналогия

5. Повышение вероятности выводов по нестрогой аналогии

Умозаключение по аналогии

Популярным способом рассуждения, требующим не только ума, но и богатого воображения, является умозаключение по аналогии. Слово «аналогия» греческого происхождения. Его смысл может быть истолкован как «сходство объектов в каких-то признаках». При этом воображение и фактадия в значительной мере влияют на формирование аналогов-образов, и в этом смысле процесс получения достоверного знания может быть затруднен. С другой стороны, любое познание имеет эвристическую функцию и связано с формированием гипотез разного уровня. В науке и практической деятельности нередко исследуются единичные явления, еще не ставшие предметом обобщения. В этом случае еще неизвестный признак единичного явления уподабливает другому сходному, но известному единичному явлению. Происходит логический перенос признака с одного предмета на другой.

Юридическая сфера деятельности, как никакая иная, связана с исследованием именно таких единичных явлений. Примером может быть проблема прецендента в уголовно – и гражданско-правовой областях.

1. Общее понятие об аналогии

Умозаключение по аналогии - это рассуждение, в котором из сходства двух объектов в некоторых признаках делается заключение об их сходстве в других признаках.

Мир един и поэтому полон аналогий. Каждый предмет представляет собой определенное единство признаков. Признаки предметов сравнимы между собой. Их принадлежность тому или другому предмету обусловлена внутренней организацией его и внешними условиями существования. Поэтому, человек, исследующий мир через собственную деятельность, может сравнить, к примеру, правозащитные функции органов внутренних дел с действием иммунной системы в организме или юридический закон – с прокрустовым ложем и др.

Аналогия часто выступает, как вывод, состоящий в догадке о переносимости некоторого признака (свойства), принадлежащего предметам определенной группы, на предмет, который сходен с предметом этой группы (обладает некоторой общей совокупностью свойств). Например, на основании сравнения химического свойства Солнца и Земли как материальных тел и знания того, что в составе солнечного вещества имеется химический элемент гелий, было высказано предположение, что гелий должен существовать и в земных условиях. Позже этот элемент был открыт.

Аналогия является популярным способом индуктивной аргументации в поддержку оценок.

Общая схема оценочной аналогии:

Предмет А имеет признаки а, в, с, и является позитивно (негативно, нейтрально) ценным.

Предмет В имеет признаки а, в, с.

Значит, предмет В также является, вероятно, позитивно (негативно, нейтрально) ценным.

Например:

«Книга А - антиутопия, написания хорошим языком, имеющая занимательный сюжет, заслуживает похвалы; книга В также является антиутопией, написанной хорошим языком и имеющей занимательный сюжет; значит, книга В также, по-видимому, заслуживает похвалы».

Аналогия с оценочной посылкой может быть представлена в форме:

Предмет А имеет свойства а, в, с и должен быть d;

Предмет В обладает свойствами а, в, с;

Значит, предмет В, вероятно, должен быть d.

Например: В «Дон Кихоте» Сервантеса проводится такая аналогия:

«Странствующий рыцарь без дамы - это все равно, что дерево без листьев, здание без фундамента или же тень без тела, которое ее отображает».

Аналогия зачастую обладает слабой доказательной силой, но зато является излюбленным средством убеждения. В творчестве, особенно художественном, она проявляет себя как метафора.

Метафора – это троп, удачное изменение значения слова или выражения. При этом собственные значения имени переносятся на некоторое другое значение, которое подходит этому имени лишь ввиду того сравнения, которое держится в уме («свернутая аналогия»)

Например: «…старость так относится к жизни, как вечер к дню, поэтому можно назвать вечер « старостью дня»…а старость – «вечером жизни» (Аристотель).

Таким образом, аналогия есть вывод от свойств одного предмета к свойству другого и вывод от группы к отдельному предмету.

Таким образом, два предмета α и β сходны (аналогичны) в некоторых признаках Р1, … Рn, если они оба обладают этими признаками.

Форма умозаключения по аналогии:

Р1 (а), … Рn (а), Q(a)

Р1(β), … Рn(β)

Вероятно, Q (β)

2. Условия состоятельности выводов по аналогии

Умозаключение по аналогии позволяет получить новое знание с большей или меньшей степенью вероятности того, что оно соответствует действительности.

Условия, повышающие степень вероятности:

1. Вывод тем правдоподобен, чем больше сходств между предметами учитывается.

2. В качестве основы необходимо установление сходств предметов в таких признаках Р1…….Р, которые, по крайней мере предположительно, связаны тем или иным образом с переносным признаком Q, т.е. являются существенным для него и его обуславливает.

3. Степень вероятности выводов будет большей, если общие признаки имеют ту же природу, что и переносимый признак. К примеру, объяснение отношений в сообществах людей по аналогии с сообществами животных, как и наоборот, является грубой ошибкой, поскольку здесь перенос общественных отношений осуществляется на основе сходства людей и животных по многим признакам биологической природы.

4. Следует учитывать, наряду со сходством предметов, их различие. К примеру, Земля и Луна имеет множество сходных признаков, но отсутствие у Луны атмосферы делает неправомерный вывод о наличие на ней жизни.

5. Важно, чтобы различие не оказалось существенным. Если различие связано с переносимым признаком внутренней связью, то вывод будет маловероятным, а скорее всего – ложным (чем менее существенно различие, тем выше степень вероятности вывода).

индуктивный аргументация вероятность

3. Аналогия свойств и аналогия отношений. Моделирование

По характеру переносимого признака различают: аналогию свойств и аналогию отношений.

При аналогии свойств исследуемые объекты сравниваются и оцениваются по их свойством. Логической основой переноса признаков здесь выступает сходство уподобляемых предметов в существенных признаках. Аналогия свойств – это умозаключение, в котором объектом уподобления выступают единичные предметы, события или явления, а переносимым признаком – свойства этих предметов.

Схема аналогии свойств:

Предмет А обладает свойствами а, в, с, е, р.

Предмет В обладает свойствами а, в, с, е.

Вероятно, предмет В обладает и свойством р.

Правдоподобность заключения по аналогии будет зависеть:

1) от количества обнаруженных общих свойств у сходных предметов;

2) от того, выбираются ли эти свойства предвзято или непредвзято;

3) от существенности выбираемых свойств.

При аналогии отношений сами предметы могут быть несходны, но отношения, которые им присущи, являются аналогичными, или подобными.

Аналогия отношений – это умозаключение, в котором объектом уподобления выступают отношения между предметами, а переносимым признаком - свойство этих отношений.

Схема аналогии отношений:

Предмет А находится в отношении R к предмету В

Предмет М находится в отношении R 1 к предмету Т

Вероятно, свойства, лежащие в основе отношений А к В, и М к Т, также сходны.

Пример такой аналогии: «Если мы ужесточим меры наказания, мы определённо отпугнём некоторое число людей от совершения соответствующих преступлений, так же как гигантские цены отпугнули бы определенную часть покупателей».

Аналогия отношений базируется не на внешнем сходстве, а - на особого рода внутреннем сходстве, называемом подобием.

Подобие – это равенство некоторых величин, выражающих соотношение свойств, сравниваемых объектов и называющихся критериями подобия.

Критерии подобия – это характеристики определенных качеств системы. Сравнивая по одинаковым критериям подобия разные системы, можно выявить их качественное тождество.

Аналогия отношений лежит в основе моделирования.

Моделирование – метод построения и изучения некоторой модели со следующим переносом добытых знаний на оригинал – исследуемый объект. Сравниваемыми объектами в процессе моделирования выступают два комплекса отношений: система модели и система оригинала.

В основе моделирования лежит подобие (тождество отношений) сравниваемых систем. Возникнув в естествознании и технике, моделирование стало теперь действенным средством организации правоохранительной и законотворческой деятельности.

В конечном итоге, аналогия и моделирование опираются на подобие структур сходных предметов. Если тождественность структур выражается через понятие «изоморфизм», то сходство и подобие – через понятие «гомоморфизм»

4. Строгая и нестрогая аналогия. Ложная аналогия

Деление умозаключений по аналогии на строгую и нестрогую осуществляются на основании различных в характере выводного знания.

Строгая аналогия – умозаключение, основанное на наличии необходимой связи признаков сходства с переносимым признаком.

Схема рассуждений:

Если предмет А обладает признаками Р, К, С, Е,

а предмет В обладает признаками Р, К, С,

и из совокупности признаков Р, К, С с необходимостью следует Е,V,

то предмет В обязательно обладает признаком Е.

Строгая аналогия дает достоверный, а не правдоподобный вывод.

Нестрогая аналогия – умозаключение, в котором зависимость между сходными и переносимыми признаками мыслится как необходимая с большей или меньшей степенью вероятности. Если ложное высказывание обозначить через О, а истину – через 1, то степень вероятности заключений по нестрогой аналогии лежит в интервале от 1 до 0, т.е.1>Р(а)>0, где Р(а) – обозначение вероятности заключения по нестрогой аналогии.

Ложная аналогия – это умозаключение по аналогии, вероятность которого равна 0 (Р(а) ≡ 0).

Ложные аналогии иногда делятся и тогда они являются софистическим приемом, а в других случаях – случайно, в результате незнания правил построения аналогий или отсутствия фактических знаний относительно предметов А и В и их свойства, на основании которых осуществляется аналогии.

Таким образом:

Если Р(а) ≡ 1, то это – строгая аналогия.

Если 1>Р(а) >0, то это- нестрогая аналогия.

Если Р(а) ≡ 0, то это- ложная аналогия.

5. Повышение вероятности выводов по нестрогой аналогии

Вывод по нестрогой аналогии не имеет доказательной силы. Но в развитии догадок о сходстве между явлениями и предметами природы аналогии является чрезвычайно плодотворной формой рассуждения.

Для повышения степени вероятности выводов по нестрогой аналогии следует выполнить ряд условий:

1) число общих признаков должно быть, возможно, большим, но количество сил по себе не обеспечивает надежности вида;

2) общие (сходные) признаки должны быть существенными для сопоставляемых предметов;

3) общее признаки должны быть по возможности более разнородными, т.е. характеризовать сравниваемые предметы с разных сторон;

4) необходимо учитывать количество и существенность пунктов различия;

5) общие признаки должны быть тесно связаны с переносимым признаком;

Выполнение данных требований повышает степень правдоподобия заключения.

Глоссарий

Наименование понятий Его содержание
Аналогия Вывод, характеризующийся переносом признака, присущего одному предмету, на другой, подобный первому, предмет.
Аналогия свойств Вывод, при котором уподобляемые объекты сравниваются и оцениваются по их свойствам.
Аналогия отношений Вывод, при котором предметы (сходные и несходные) уподобляются по присущим им отношениям.
Гомоморфизм (в переводе с греческого - «один и тот же; равный» (уподобление). Перенос знания с одной, более простой системы на другую, но не наоборот. К примеру, знания, извлекаемые из географической карты, переносимы на личность, но не все, что имеется на местности, отображается на карте.
Изоморфизм (в переводе с греческого - «одинаковость»). Свойство систем, когда каждому элементу, свойству или отношению одной системы соответствует единственный элемент свойство или отношение другой системы, и наоборот. Отсюда – взаимный перенос знания (результатов) с одной системы на другую.
Метафора Перенос собственного значения имени на некоторое другое имя с целью изменения значения слова или выражения.
Моделирование Метод построения и изучения некоторой модели со следующим переносом добытых знаний на оригинал – исследуемый объект.
Модель Предмет, признак которого переносится на другой предмет.
Нестрогая аналогия Такое уподобление, когда зависимость между сходными переносимыми признаками как необходимая лишь с большей или меньшей степенью вероятности. Степень вероятности лежит в интервале от 1 до 0, т.е. 1>Р (а)>О, где Р(а) – обозначение вероятности.
Строгая аналогия Умозаключение по аналогии, в котором наличествует необходимая связь признаков сходства с переносимым признаком и дает достоверное знание. Применяется в науке. На строгой аналогии базируется метод моделирования.

Список основнойлитературы

1. Бартон В.И. Логика. – Мн., 2001, с. 262-265.

2. Берков В.Ф., Яскевич Я.С., Павлюкевич В.И., Логика. – Мн., 1997, с.167-171.

3. Войтвилло Е.К., Дегтярев М.Г., Логика.- М., 2001, с.406-414.

4. Логика. – Мн.,1994, с.188-189.

5. Малахов В.П. Логика для юристов. – М., 2002, с. 218-225.

Дополнительная литература

1. Гетманова А.Д. Логика. Словарь и задачник.

2. Гетманова А.Д. Учебник по логике. – М.,1995, с. 164-171.

3. Ивлев Ю.В. Логика. – М.,2001, с. 119-134.

4. Ивин А.А. Практическая логика. – М., 2002, с. 160-191.

5. Логика: задачи и упражнения. – Мн., 2000, с. 123-131.

Многие способы выработки оригинальных мыслей и идей на сегодняшний день востребованы в самых разных сферах жизни. С их помощью руководители крупных организаций повышают эффективность работы в условиях жесткой конкуренции, а творческие группы стимулируют выработку неординарных методов деятельности.

Аналогия - что такое? Один из многих способов реализации необычного подхода к решению задачи. Его особенность в существовании возможности использования нескольких приемов, совокупность которых значительно расширяет границы поиска оригинального ответа на тривиальный вопрос.

Метод аналогии: цель, суть и назначение

Целью данного метода является максимальный «разгон» мышления, вкупе с уменьшением влияния психологической инерции. Это позволит найти оригинальное решение проблемы.

Метод аналогии применяется для поиска нестандартных выводов в разнообразных сферах деятельности человека. Его систематическое применение происходит в области теории подобия, которая часто используется в моделировании.

Применение аналогий - это один из многих универсальных приемов, который мобилизует ресурсы интеллекта с целью решения задач творческого характера и поиска новых идей.

В чем суть этого метода? Аналогия применяется для того, чтобы навести мозг на необычные мысли о чем-либо, но она не дает ответа на вопрос о правильности полученного предположения.

В некоторой мере делает незнакомые вещи знакомыми и с помощью увиденного сходства позволяет решить проблему уже известным способом, и наоборот: делает знакомые вещи незнакомыми, давая возможность посмотреть на проблему с новой стороны, что часто наталкивает на новые и оригинальные решения.

Каков план действий?

Понятие «аналогия» включает в себя четыре фундаментальных вида этого способа решения задач: прямую, символическую, субъективную и фантастическую аналогии, каждая из которых охватывает опыт и мысли людей.

Каждому из этих видов присущи свои правила поиска аналогии.

Они становятся более очевидными, если ввести следующую классификацию:

  • Прямые - реальные.
  • Символические - абстрактные.
  • Субъективные - телесные.
  • Фантастические - нереальные.

Простые аналогии подразумевают вывод, в процессе которого на основании сходства двух предметов в одних признаках заключают об их сходствах и в других. Их используют при классификации ряда предметов. Сложные аналогии - это выводы, которые сделаны на основании совокупности признаков предметов путем различных умозаключений.

Виды аналогий

Итак, аналогия - что такое? синектики. Один из самых распространенных способов активизации творческого потенциала человека, с помощью которого можно преодолеть привычные шаблоны. Этот метод основывается на свойствах мозга устанавливать между предметами, словами, чувствами, эмоциями, понятиями, впечатлениями и мыслями.

Прямая, фантастическая, личная и субъективная аналогия. Что такое? Это основные виды креативного Рассмотрим подробнее каждый из них.

Прямая аналогия

Для работы с этим видом синектики необходимо найти похожие решения задачи в иных областях жизнедеятельности человека: быт, промышленность, природа, наука, бизнес и т.д. Например, в рекламе сварочного оборудования, основная характеристика которого - высокая скорость работы, применялась аналогия со швейной машинкой.

Символическая аналогия

Метод символической аналогии подразумевает сведение всей вашей креативной задачи к короткому символу или выражению, которое отразит суть вашей проблемы. Это может быть некой метафорой, образом, знаком. Самое главное - максимально четко и лаконично выразить суть задачи, нуждающейся в решении. Самый простой пример: мороженное - это сладкий лед.

Фантастическая аналогия

Для применения фантастической аналогии с целью решения творческой задачи необходимо поместить ее в несуществующую, нереальную среду. Можно при этом использовать фантастическую технику, антигероев или героев.

Личная или субъективная аналогия

При применении метода субъективной или личной аналогии необходимо предметом (или его частью) или же элементом решаемой творческой задачи. Суть данного способа поиска новой идеи заключается в том, чтобы почувствовать, как выбранный объект влияет на окружающую среду, а окружающая среда - на объект.

Построение аналогии: тонкости метода синектики

Как правильно применить этот способ креативного решения задачи? Построение аналогии - это достаточно известный метод создания свежих идей, однако, как и у любой техники, у него есть свои характерные особенности, зная которые вы сможете использовать его более эффективно. Синектика служит простой и полезной цели: сдвинуться с мертвой точки и начать генерировать идеи. Она дает толчок, который необходим для того, чтобы преодолеть силу притяжения обыденной реальности и ворваться в бескрайний и чарующий мир возможного.

Приведем самую продуктивную схему решения творческой задачи.

  1. Максимально четко сформулируйте задачу, которую необходимо решить. Работу всегда необходимо начинать именно с этого шага, так как без него в 90% случаев все дальнейшие действия могут быть направлены не в ту сторону. Итак, письменно сформулируйте задачу. Старание, затраченное на фиксацию того, чего вы хотите добиться, в ходе работы многократно окупится.
  2. В отношении развития задачи задайте серию вопросов по типу «Если …, то какой?» на самые простейшие темы. Например: если обувь, то какая? Если занятие, то какое? Если сказка, то какая? Если песня, то какая? Если книга, то какая? Не забудьте ответить на них. Таким образом, можно сгенерировать начальный набор тем для приведения ассоциации.
  3. Следующий шаг, который вы должны сделать - это выбрать две или три аналогии, кажущиеся вам наиболее интересными и связанными с каким-то процессом.
  4. Теперь с каждой из них раскройте процессы, которые лежат в основе исходной задачи. С этой целью разделите лист бумаги на две колонки. Левая колонка будет содержать описание процессов, которые связаны с темой аналогии, а правая - процессы, связанные с вашей проблемой.
  5. Следующий шаг - поиск сходств и параллелей между процессами в левой и правой колонок. Подумайте, как можно использовать полученные сопоставления с целью решения задачи. Все возникающие идеи фиксируйте на бумаге.
  6. Выберите лучшие идеи и займитесь их доработкой.

Вот и весь алгоритм метода аналогии. Успех решения напрямую зависит от начальной подборки тем, удачного выбора ассоциаций, умения увидеть закономерности процессов, вашей раскрепощенности при создании идеи. Чуть-чуть энергии - и полученный результат превзойдет все ваши ожидания.

Метод аналогии можно успешно использовать во всех областях деятельности, где необходим свежий взгляд на обыденные вещи.

Синектика: плюсы и минусы

Аналогия - что такое? Один из самых популярных методов мозгового штурма. Рассмотрим его достоинства и недостатки.

Достоинства синектики заключаются в ее эффективности, универсальности, в сравнении с иными альтернативными способами развития абстрактного мышления. Кроме того, несомненный ее плюс заключается в совершенствовании индивидуальных качеств характера, среди которых воображение и интуиция. Метод аналогий - это хороший способ активизировать мозговую деятельность, который предусматривает критическую оценку при подготовке результата, а это, в свою очередь, повышает качество работы.

Среди недостатков синектики главным, пожалуй, является ее сложность, несмотря на то, что механизмы и инструменты этой техники кажутся достаточно простыми. Организация метода аналогий на уровне профессионала - это достаточно сложное мероприятие.

Аналогия

Анало́гия (др.-греч. ἀναλογία - соответствие, сходство) - подобие , равенство отношений; сходство предметов, явлений, процессов, величин..., в каких-либо свойствах, а также познание путём УРОВНЕВОГО (по горизонтали и по вертикали сравнения (например(абстрактно) :

... -> ... | | V V ...площадь -> объём... | | V V ...количество -> масса... | | V V ... ... ; (получается замечательная ДВУМЕРНАЯ таблица)

сравнения . <=>: Между сравниваемыми вещами должно иметься как различие, так и подобие; то, что является основой сравнения (см. Tertium comparationis), должно быть более знакомым, чем то, что подлежит сравнению. Различие и подобие вещей должны существовать в единстве (метафизическая аналогия) или по крайней мере не должны быть разделяемы (физическая аналогия). В т. н. атрибутивной аналогии то, что является основанием подобия двух вещей, переносится с первого члена аналогии на второй (когда, напр., по аналогии с человеческим телом поступки, поведение человека рассматривают как «здоровые»). В т. н. пропорциональной аналогии каждый из членов аналогии содержит нечто, в чём он в одно и то же время подобен и не подобен другому (см. Analogia entis).

Модели аналогии

Модель аналогии (лат. modus - образец, копия, образ) - предметная, математическая или абстрактная система, имитирующая или отображающая принципы внутренней организации, функционирования, особенностей исследуемого объекта (оригинала), непосредственное изучение которого, по разным причинам, невозможно или усложнено. В процессе познавательного мышления, «модель аналогии» выполняет разнообразные функции, для сжатого объяснения (описания по образу аналогии) произведения, теории, учения, гипотезы, интерпретации и так далее. Модели широко используются в математике, логике, структурной лингвистике, физике, для моделирования человеческого сообщества, истории, в аналитике и других областях знаний. Умозаключения за «модель аналогии», являются гипотетическими - истинность или ошибочность которых, в дальнейшем, обнаруживается (подтверждается или опровергается) в ходе проверки (испытаний).

  • Аналогия в философии , - умозаключение, в котором от внешней подобности предметов за одними признаками, делается вывод про возможность их схожести по другим признакам. К примеру понятие «аналогично» - употребляется при умозаключении по аналогии, знания, полученные при рассмотрении предмета (объекта, модели), переносятся на другой, менее доступный для исследования (созерцания, диалога).
  • Аналогия в квантовой физике - нашла широкое применение, с ее помощью выстраивались обширные абстрактные теории-аналогии, - модели призванные лучше понять природу вещей, спрятанную от человеческого зрения. Модель заменяет этот объект, давая общее представление о нем, или же в процессе целевого изучения оригинала, для получения новой информации о нем. Данные модели применялись при описания атома, или атомарной структуры.
  • Аналогия в математике :
    • «Возможно не существует открытий ни в элементарной, ни в высшей математике, ни даже, пожалуй, в любой другой области, которые могли бы быть сделаны без аналогии». Дьёрдь Пойа .
    • «Математик - это тот, кто умеет находить аналогии между утверждениями, лучший математик - тот, кто устанавливает аналогии доказательств, более сильный математик - тот, кто замечает аналогии теорий; но можно представить себе и такого, кто между аналогиями видит аналогии». Стефан Банах .
  • Аналогия в биологии - сходство каких-либо структур или функций, не имеющих общего происхождения, понятие противоположное гомологии .
  • Аналогия в теологии (аналогия сущего, аналогия бытия, лат. Analogia entis ) - один из основных принципов католической схоластики, обосновывает возможность познания бытия Бога из бытия сотворённого им мира.
  • Аналогия в лингвистике - уподобление одной единицы языка другой в каком-либо-отношении.

См. также

Ссылки

  • //
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Кубрякова Е. С. Аналогия // Лингвистический энциклопедический словарь . - М .: СЭ, 1990. - С. 31-32.

Литература

  • Уемов А.И. Аналогия в практике научного исследования. - М., 1970. – 262 с.
  • Уемов А.И. Логические основы метода моделирования. - М., 1971. – 312 с.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Аналогия" в других словарях:

    - (от греч. analogia соответствие) сходство между предметами, явлениями и т.д. Умозаключение по А. (или просто А.) индуктивное умозаключение, когда на основе сходства двух объектов по каким то одним параметрам делается вывод об их сходстве по др.… … Философская энциклопедия

    - (греч. analogia, от ana по образцу, и logos рассудок). 1) сходство, соответствие или подобие двух предметов в известных отношениях. 2) в логике метод умозаключения, по которому, на основании сходства между предметами в одном отношении, заключают… … Словарь иностранных слов русского языка

    Аналогия - АНАЛОГИЯ (греч.) сближение по сходству, соответствие, соотношение. Встречаются аналогии обычно в научных и философских сочинениях. Существует даже особый аналогический метод исследования, напр., исторических явлений. Этим методом пользуется О … Словарь литературных терминов

    Аналогия - (гр. сәйкестік, ұқсастық) – кейбір белгілері бойынша обьектілердің ұқсастығы. Екі немесе бірнеше нәрселердің қайсы бір белгілері мен қасиеттерінің ұқсастығының негізінде ойқорытынды (умозаключение) жасайтын өйлау формасы. Әлбетте ғылыми емес… … Философиялық терминдердің сөздігі

    Аналогия - Аналогия ♦ Analogie Тождество отношений (например, в математике: a/b = c/d) или функциональная либо позиционная равнозначность (основанная не на равенстве членов, а на месте члена в множестве или выполняемой им функции). Так, когда Платон… … Философский словарь Спонвиля

    В праве разрешение судом какого либо случая, непосредственно не урегулированного законом, путем применения правовой нормы, регулирующей сходные по характеру отношения (аналогия закона) или на основе общих правовых принципов (аналогия права). Как… …

    - (греч. analogia соответствие сходство), сходство предметов (явлений, процессов) в каких либо свойствах. Умозаключение по аналогии знание, полученное из рассмотрения какого либо объекта, переносится на менее изученный, сходный по существенным… … Большой Энциклопедический словарь

    Применение к общественным отношениям, требующим правовогорегулирования, но не предусмотренным прямо законом или подзаконным ак том, правовых норм, регулирующих сходные отношения, а при отсутствии итаких норм общих начал и принципов правового… … Финансовый словарь

    Аналогичность, соответствие, соотношение. Ср. соответствие … Словарь синонимов

    - (греч. analogia соответствие, сходство) сходство предметов (явлений, процессов) в каких либо свойствах. Умозаключение по аналогии знание, полученное из рассмотрения какого либо объекта, переносится на менее изученный, сходный по существенным… … Политология. Словарь.

    аналогия - и ж. analogie f. Сходство, подобие. Сл. 18. Между им <адмиральским дедом> и водовозом аналогия некакая противная имеется: сей бо воду таскает; той же водами обладает. Кантемир Сат. 2 227. Он имеет особливую способность находить сокровенные… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Слово “аналогия” греческого происхождения. Его смысл может быть истолкован как “сходство объектов в каких-то признаках”.

Умозаключением по аналогии называется рассуждение, в котором из сходства двух объектов в некоторых признаках делается заключение об их сходстве в других признаках.

Сравниваемыми объектами могут быть как отдельные предметы, так и системы и неупорядоченные множества предметов. В первом случае переносимым признаком может быть наличие или отсутствие свойства, а во втором - как наличие или отсутствие свойства (если система или множество предметов рассматриваются как нечто целое), так и наличие или отсутствие отношения. В последнем случае имеет место аналогия отношений, а в первых - аналогия свойств. В качестве предметов могут выступать как реально существующие предметы, явления и т.д., так и мыслимые предметы, свойства и отношения реально существующих или мыслимых предметов и т.п.

Схема умозаключения по аналогии:

Объект А характеризуется признаками а, b, с, d.

Объект В характеризуется признаками а, b, с.

Объект В характеризуется признаком d.

П р и м е р: После того как на Солнце при помощи спектрального анализа обнаружили новый химический элемент, рассуждали так. Солнце и Земля сходны во многих признаках: они относятся к одной и той же планетарной системе, имеют сходный химический состав (это опять же установлено с помощью спектрального анализа) и т.д.; следовательно, химический элемент, найденный на Солнце, должен быть и на Земле. Затем этот химический элемент был действительно найден на Земле и назван гелием.

Различают ненаучную (нестрогую) аналогию и научную (строгую) аналогию.

Нестрогая аналогия представляет собой рассуждение указанной формы, возможно, дополненное методологией здравого смысла, включающей в себя следующие принципы: (1) нужно обнаружить как можно большее число общих признаков у сравниваемых предметов; (2) общие признаки должны быть существенными для сопоставляемых предметов; (3) общие признаки должны быть по возможности отличительными для этих предметов, т.е. должны принадлежать только сравниваемым предметам или, по крайней мере, сравниваемым и лишь некоторым другим предметам; (4) названные признаки должны быть как можно более разнородными, т.е. характеризовать сравниваемые предметы с разных сторон; (5) общие признаки должны быть тесно связаны с переносимым признаком. Выполнение перечисленных требований повышает степень правдоподобия заключения, но не намного.

Упражнение 19

Какие из указанных требований не соблюдаются в рассуждении Платона?

“Платон рассуждал приблизительно так: начертите на песке круг. Он несовершенен и полон всяких отклонений от идеального круга. Но ведь так легко, имея перед глазами этот несовершенный круг, представить себе идеальный круг и строить о нем точнейшую науку. Почему же этот простой метод (метод идеальных моделей - Ю.И.) не применить к человеческому обществу? Давайте скажем преступнику, что он преступник, давайте усовестим его. Он тут же перестанет быть преступником, и на первый план выступит его идеальное человеческое поведение. Это невозможно? Но почему же это возможно с кругом, столь несовершенно начерченным на песке? Вот и попробуйте убедить Платона в том, что человеческая жизнь не есть геометрия”.



Строгая аналогия бывает двух типов. В аналогии первого вида в качестве научной методологии используется теория, объясняющая связь признаков а, b, с с переносимым признаком d. Этот вид строгой аналогии сходен с научной индукцией на основе общего. На строгой аналогии первого вида базируется метод моделирования, применяемый как в естествознании, так и в социальном познании.

При научной аналогии второго вида в качестве общей методологии, кроме перечисленных выше методологических принципов здравого смысла, применяются следующие требования: (1) общие признаки а, b, с должны быть в точности одинаковыми у сравниваемых предметов; (2) связь признаков а, b, с с признаком d не должна зависеть от специфики сравниваемых предметов. В социальном познании эти требования дополняются специальной методологией исследования той или иной сферы общественной жизни. Основными функциями аналогии являются:

1) эвристическая - аналогия позволяет открывать новые факты (гелий);

2) объясняющая - аналогия служит средством объяснения явления (планетарная модель атома);

3) доказательная. Доказательная функция у нестрогой аналогии слабая. Иногда даже говорят: “Аналогия - не доказательство”. Однако строгая аналогия (особенно первого вида) может выступать в качестве доказательства или же, по крайней мере, в качестве аргументации, приближающейся к доказательству;

4) гносеологическая - аналогия выступает в качестве средства познания.

В правовом познании умозаключения по аналогии применяются при расследовании преступлений и квалификации деяний.

При расследовании преступлений устанавливают сходство способов совершения преступлений. В одном или нескольких случаях преступление совершено известным лицом (или лицами). Делается вывод о том, что и в рассматриваемом случае преступление совершено тем же лицом (или теми же лицами).

При квалификации деяний в некоторых странах применяется аналогия уголовного закона. Если деяние не предусмотрено уголовным кодексом, но сходно в существенных признаках с предусмотренным законом деянием, то оно может квалифицироваться аналогично. В России допускается лишь аналогия в правовой оценке гражданских правоотношений.

Аналогия лежит в основе моделирования .

Часто, прежде чем строить некоторое сооружение, строят подобную этому сооружению установку. Например, прежде чем построить плотину, строят образец этой плотины, который меньше оригинала, проще оригинала, дешевле в изготовлении. На этом образце проверяют работу будущей плотины. Это модель плотины.

Моделью (от латинского modus - образец) называется объект, который в каком-то отношении сходен с другим объектом - оригиналом, является упрощением последнего и служит целям познания.

Изучение объектов с помощью моделей называется моделированием.

Несмотря на длительное применение моделирования при решении многих технических задач, оно иногда считалось сомнительным методом познания. Классическим примером такой недооценки является случай с английским броненосцем “Кептун”, построенным в 1870 г.

Инженер Рид доказал с помощью модели броненосца, что его конструкция несовершенна. Английское адмиралтейство не поверило этим выводам и отправило корабль в плавание. Он затонул, погибли 523 моряка.

Сомнения в эффективности этого метода являются необоснованными.

Упражнение 20

Проанализируйте следующие рассуждения. Установите, к какому виду они относятся, являются ли в них заключения обоснованными?

1. Американский профессор Карл Саган так обосновывал утверждение о том, что СССР - агрессивная страна. Он писал: “На ваших монетах ваш национальный символ охватывает весь земной шар”. Академик Арбатов ему ответил: “Что касается... советского герба на монетах, то он имеет такое же притязание на земной шар, как полумесяц на турецком флаге к притязаниям Турции на Луну или Созвездие Южного Креста на австралийском флаге к заявке этой страны на часть вселенной”. (Огонек. 1988. № 11)

2. «Маркс мимоходом в “Капитале” воспроизвел мысль Фейербаха, сравнивая, шутя, человека с товаром: “Так как он родился без зеркала в руках и не фихтеанским философом: “Я есмь Я”, то человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку.» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 62) .

Но марксизм пошел далеко вперед от фейербаховской догадки о “я и ты”. Почему только двое? Конечно, переход от “единственого” к паре распахивает двери в мир новых понятий, где отношения между людьми первичнее и важнее, чем сам человек, продукт этих отношений. Но отсюда естественно следовало, что пара - это тоже абстракция. Необходимым следующим шагом явилась разработка марксистского учения об обществе. Робинзон и Пятница, Павел и Петр еще не образуют общества. Так, в развитом товарном производстве каждый отдельный товар в действительности сопоставляется не с другим единичным товаром, хотя бы и золотом, а через его посредство - со всем огромным морем обращающихся в данный момент на рынке товаров. Оказалось, что Павел познает свою натуру через Петра только благодаря тому, что за спиной Петра стоит общество, огромное множество людей, связанных в целое сложной системой отношений.» (Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1979. С. 78-79)

3. “В расшифровке древней письменности различных народов специалисты часто прибегают к сравнению исследуемых текстов с ранее расшифрованными на основании устанавливаемого сходства отдельных элементов текстов, например, в начертании знаков, пользуясь при этом умозаключениями по аналогии. Степень вероятности бывает довольно высокой, если для сравнения используется “билингва” или “трилингва” - два или три параллельных текста, написанных на разных языках.” (Сборник упражнений по логике. Минск, 1981)

4. “Существует легенда о том, что, когда однажды в Древнем Риме взбунтовались плебеи, сенатор Менений Агриппа умиротворял их следующим образом. Каждый из нас знает, - говорил он, - что в организме человека существуют разные части, причем каждая из этих частей выполняет свою определенную роль: ноги переносят человека с одного места на другое, голова думает, руки работают. Государство - это тоже организм, в котором каждая часть предназначена для выполнения своей определенной роли: патриции - это мозг государства, плебеи - это его руки. Что было бы с человеческим организмом, если бы отдельные его части взбунтовались и отказались выполнять предназначенную для них роль? Если бы руки человека отказались работать, голова - думать, тогда человек был бы обречен на гибель. То же самое случится и с государством, если его граждане будут отказываться работать, голова - думать, тогда человек был бы обречен на гибель. То же самое случится и с государством, если его граждане будут отказываться выполнять то, что является их естественной обязанностью.” (Уемов А.И. Задачи и упражнения по логике. М., 1961. С. 237)

Упражнение 21

В каком случае вывод по аналогии будет более достоверным и почему?

1-й случай. При ограблении касс предприятий разоблаченные преступники действовали одним способом. Они нападали на сторожа, обезоруживали его, связывали и взламывали дверь кассы. С помощью ломика и кувалды отжимали дверку сейфа и похищали деньги.

Через несколько лет в этом же городе стали происходить ограбления касс предприятий тем же способом. Было выдвинуто предположение, что в ограблениях участвует один из ранее осужденных, бежавший из мест заключения.

2-й случай. В другом городе тоже стали происходить ограбления касс предприятий. Способ ограбления был сходен с первым с той разницей, что преступники дверь кассы не взламывали, а отпирали замок отмычкой. Предположили, что и в этих ограблениях замешан тот же человек.

Упражнение 22

В какой функции выступает аналогия в следующем рассказе? По дороге шел крестьянин. Он нес барашка. Его остановил прохожий и спросил: “Что несешь?” Крестьянин ответил. Затем второй прохожий задал тот же вопрос. Крестьянин ответил. Когда десятый встречный задал крестьянину тот же вопрос, крестьянин избил его. Крестьянина вызвали в суд. Судья и крестьянин были мусульманами. Войдя в помещение, крестьянин приветствовал судью: “Аллах велик и всемогущ.” Встав, судья ответил: “И Мохаммед его пророк.” Крестьянин повторил приветствие. Судья встал и повторил ответ. Так повторилось и в третий раз, после чего судья сказал крестьянину, что изобьет его, если он будет продолжать. В ответ крестьянин рассказал судье о том, что с ним произошло, и судья оправдал крестьянина.

Аналогия это установление сходства явлений, предметов, процессов по каким-либо признакам путём ассоциации, сравнения, размышления; распространённый метод научных и философских исследований.

Истоки аналогии

Понятие аналогии появилось в Древней Греции и реализовалось в форме пропорции, или количественных отношений . Первоначально аналогия обозначала математический метод и изучалась пифагорейцами как соотношения чисел. В трудах древнегреческих философов (Платон, Аристотель) пропорция использовалась для приравнивания качественных явлений и рассматривалась как риторический приём.

Аристотель внедрил аналогию в логику как умозаключение, вывод о свойствах предмета исходя из его сходства с другим предметом, при котором признаки одного объекта сравнения переносятся на другой. Философ изучал форму умозаключений по аналогии (греческое парадейгма) посредством примера.

Пример аналогии:

«…старость так относится к жизни, как вечер к дню, поэтому можно назвать вечер «старостью дня» (или так, как у Эмпедокла), а старость – «вечером жизни» или «закатом жизни».
(Аристотель)

Аналогия в художественной литературе

В контексте художественного творчества аналогия содержит метафорический смысл и представляет собой яркое образное явление. Распространенными вариантами аналогий в художественной литературе являются:

  • сопоставление персонажей, сюжетов разных произведений и авторов. С помощью аналогии определяется связь, родство героев классической русской литературы. К примеру, тургеневский Рудин, лермонтовский Печорин и пушкинский Евгений Онегин объедены по общему типу «лишний человек» XIX века.
  • идентификация человека с литературным героем. Обнаружение общих личностных характеристик, или проведение параллели, между человеком и литературным персонажем помогают выразить состояние, качества людей через художественный образ, способствуют самопознанию. Яркую аналогию провёл Чарли Чаплин, когда обратился с просьбой о работе к вышестоящему лицу и сравнил себя с героем Чарльза Диккенса: «Я почувствовал себя как Оливер Твист, попросивший добавки».

Обобщающим характером аналогии обусловлено образование нарицательных от имен персонажей классических произведений, образы которых воплощают в себе яркие человеческие черты. Максим Горький отмечал: «Всякого лгуна мы называем – Хлестаков, подхалима – Молчалин, лицемера – Тартюф, ревнивца – Отелло и т. д.». Нахождение подобных соответствий содействует развитию образного мышления читателя, обеспечивает долголетие художественного произведения.

Активизацию аналогий предусматривают иносказательные литературные жанры, построенные на аллегории: мифы, басни, притчи.

Актуальность приёма

В античный период аналогия применялась и осваивалась преимущественно в математике, логике, философии, в Средневековье – в теологических учениях, начиная с эпохи Возрождения регулярно применяется и развивается как средство познания научно-культурных явлений.

Приём аналогии употребляется в исследованиях отраслей современной науки и художественного творчества , как в логическом, так и в метафорическом значении. Вместе с развитием науки формируются новые формы суждений по аналогии (моделирование и др.).

Слово аналогия произошло от греческого analogia, что в переводе означает пропорция, соразмерность, сходство.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...