Анализ зощенко елка. Михаил Зощенко «Ёлка
Однажды заводила Стёпка предложил Лёле и Миньке пойти в кругосветное путешествие. Миньку сначала он не хотел брать с собой, но после того, как тот подарил ему перочинный ножик, взял. Стёпка собрал вещи и нужные, и не очень. Отправились в путешествие они, когда родители уехали в город, а Стёпкина мать ушла на речку полоскать бельё. По дороге Минька и Лёля быстро устали и стали проситься домой. Стёпка сказал им, что кто захочет вернуться домой, того привяжет к дереву и оставит на съедение муравьям. После того, как Тузик съел всё сало, ребятам пришлось перекусить хлебом с сахаром. И тут налетели осы, и покусали Миньку, напрочь отбив у него желание идти дальше. Пройдя ещё немного, они остановились на ночлег. Укладываясь спать на лесной поляне, Стёпка вытянул ноги по направлению движения, чтобы не сбиться с пути, но хитрая Лёля предложила брату повернуть Стёпку ногами к дому, чтобы, когда он проснулся, они пошли обратно. Ребята так и сделали. Проснувшись поутру они пошли обратно в свою деревню Пески, где их ждали родители. А Стёпка по дороге всё удивлялся и говорил, что кругосветное путешествие тем и отличается от других, что всё повторяется, так как Земля круглая.
Очень смешной рассказ! Я думаю, что он для того и написан, чтобы развеселить читателя. Я, например, смеялся от души. Что мне больше всего запомнилось в этом рассказе? Во-первых, то, как Стёпка заставлял всех нести тяжёлый мешок. В конце концов Минька, как самый маленький, вместе с мешком свалился в канаву. А когда ребята хотели приспособить для переноски Тузика, тот "прогрыз мешок и в одно мгновение скушал всё сало". Пришлось путешественникам есть хлеб, посыпанный сахаром. Но тут налетели осы, и одна из них ужалила Миньку прямо в щёку. Но самым смешным показался мне эпизод, в котором спящего Стёпку друзья развернули ногами в обратном направлении. Молодцы ребята, не растерялись, нашли способ вернуться из кругосветки за один день!!!
Вопросы на внимательность:
1. Кто объяснил Миньке, что Земля круглая?
а) папа;
б) Лёля;
в) Стёпка;
г) няня.
2. Куда предложил пойти Стёпка Лёле и Миньке?
а) на озеро;
б) гулять;
в) на курорт;
г) в путешествие.
3. Зачем детям во время похода нужны были деньги? Как это объяснил Стёпка?
а) покупать еду;
б) покупать семечки и конфеты;
в) покупать одежду;
г) на всякий случай.
4. Кто вместе с ребятами ушёл в путешествие?
а) мама;
б) кошка Мурка;
в) собака Тузик;
г) папа.
5. Какое желание было у Миньки и у Лёли в путешествии?
а) вернуться домой;
б) продолжать путь;
в) уйти в лес;
г) украсть Тузика.
6. Где мама заперла Стёпку, когда ребята вернулись домой?
а) в доме;
б) в сарае;
в) в бане;
г) в бочке.
Немного истории...
Что такое путешествие?
ПУТЕШЕСТВИЕ - это странствование. ходьба или езда по чужим местам (из словаря Даля).
Известно, что ещё в древности люди совершали путешествия, посещали разные уголки Земли. Первыми начали поиски новых морских путей в Азию португальские мореплаватели. Васко да Гама открыл морской путь в Индию. С именем Христофора Колумба связано открытие Америки. В результате плавания Магеллана была подтверждена идея шарообразности Земли, доказано, что между Азией и Америкой лежит огромное водное пространство - Тихий океан. В 1768 году английский мореплаватель Джеймс Кук обследовал берега Океании и Австралии. В 1648 году Семён Иванович Дежнёв вышел с Колымы и обошёл полуостров Чукотку, доказав, что Азиатский материк отделен от Америки проливом. Вот такие они - ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ
!
В этом году мне исполнилось, ребята, сорок лет. Значит, выходит, что я сорок раз видел новогоднюю ёлку. Это много!
Ну, первые три года жизни я, наверно, не понимал, что такое ёлка. Наверно, мама выносила меня на ручках. И, наверно, я своими чёрными глазёнками без интереса смотрел на разукрашенное дерево.
А когда мне, дети, ударило пять лет, то я уже отлично понимал, что такое ёлка.
И я с нетерпением ожидал этого весёлого праздника. И даже в щёлочку двери подглядывал, как моя мама украшает ёлку.
А моей сестрёнке Лёле было в то время семь лет. И она была исключительно бойкая девочка.
Она мне однажды сказала:
— Минька, мама ушла на кухню. Давай пойдём в комнату, где стоит ёлка, и поглядим, что там делается.
Вот мы с сестрёнкой Лёлей вошли в комнату. И видим: очень красивая ёлка. А под ёлкой лежат подарки. А на ёлке разноцветные бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки и крымские яблочки.
Моя сестрёнка Лёля говорит:
— Не будем глядеть подарки. А вместо того давай лучше съедим по одной пастилке.
И вот она подходит к ёлке и моментально съедает одну пастилку, висящую на ниточке.
Я говорю:
— Лёля, если ты съела пастилку, то я тоже сейчас что-нибудь съем.
И я подхожу к ёлке и откусываю маленький кусочек яблока.
Лёля говорит:
— Минька, если ты яблоко откусил, то я сейчас другую пастилку съем и вдобавок возьму себе ещё эту конфетку.
А Лёля была очень такая высокая, длинновязая девочка. И она могла высоко достать.
Она встала на цыпочки и своим большим ртом стала поедать вторую пастилку.
А я был удивительно маленького роста. И мне почти что ничего нельзя было достать, кроме одного яблока, которое висело низко.
Я говорю:
— Если ты, Лёлища, съела вторую пастилку, то я ещё раз откушу это яблоко.
И я снова беру руками это яблочко и снова его немножко откусываю.
Лёля говорит:
Если ты второй раз откусил яблоко, то я не буду больше церемониться и сейчас съем третью пастилку и вдобавок возьму себе на память хлопушку и орех.
Тогда я чуть не заревел. Потому что она могла до всего дотянуться, а я нет.
Я ей говорю:
— А я, Лёлища, как поставлю к ёлке стул и как достану себе тоже что-нибудь, кроме яблока.
И вот я стал своими худенькими ручонками тянуть к ёлке стул. Но стул упал на меня. Я хотел поднять стул. Но он снова упал. И прямо на подарки,
Лёля говорит:
— Минька, ты, кажется, разбил куклу. Так и есть. Ты отбил у куклы фарфоровую ручку.
Тут раздались мамины шаги, и мы с Лёлей убежали в другую комнату.
Лёля говорит:
— Вот теперь, Минька, я не ручаюсь, что мама тебя не выдерет.
Я хотел зареветь, но в этот момент пришли гости. Много детей с их родителями.
И тогда наша мама зажгла все свечи на ёлке, открыла дверь и сказала:
— Все входите.
И все дети вошли в комнату, где стояла ёлка.
Наша мама говорит:
— Теперь пусть каждый ребёнок подходит ко мне, и я каждому буду давать игрушку и угощение.
И вот дети стали подходить к нашей маме. И она каждому дарила игрушку. Потом снимала с ёлки яблоко, пастилку и конфету и тоже дарила ребёнку.
И все дети были очень рады. Потом мама взяла в руки то яблоко, которое я откусил, и сказала:
— Лёля и Минька, подойдите сюда. Кто из вас двоих откусил это яблоко?
Лёля сказала:
— Это Минькина работа.
Я дёрнул Лёлю за косичку и сказал:
— Это меня Лёлька научила.
Мама говорит:
— Лёлю я поставлю в угол носом, а тебе я хотела подарить заводной паровозик. Но теперь этот заводной паровозик я подарю тому мальчику, которому я хотела дать откусанное яблоко.
И она взяла паровозик и подарила его одному четырёхлетнему мальчику. И тот моментально стал с ним играть.
И я рассердился на этого мальчика и ударил его по руке игрушкой. И он так отчаянно заревел, что его собственная мама взяла его на ручки и сказала:
— С этих пор я не буду приходить к вам в гости с моим мальчиком.
И я сказал:
— Можете уходить, и тогда паровозик мне останется.
И та мама удивилась моим словам и сказала:
— Наверное, ваш мальчик будет разбойник.
И тогда моя мама взяла меня на ручки и сказала той маме:
— Не смейте так говорить про моего мальчика. Лучше уходите со своим золотушным ребёнком и никогда к нам больше не приходите.
И та мама сказала:
— Я так и сделаю. С вами водиться — что в крапиву садиться.
И тогда ещё одна, третья мама, сказала:
— И я тоже уйду. Моя девочка не заслужила того, чтобы ей дарили куклу с обломанной рукой.
И моя сестрёнка Лёля закричала:
— Можете тоже уходить со своим золотушным ребёнком. И тогда кукла со сломанной ручкой мне останется.
И тогда я, сидя на маминых руках, закричал:
— Вообще можете все уходить, и тогда все игрушки нам останутся.
И тогда все гости стали уходить.
И наша мама удивилась, что мы остались одни.
Но вдруг в комнату вошёл наш папа.
Он сказал:
— Такое воспитание губит моих детей. Я не хочу, чтобы они дрались, ссорились и выгоняли гостей. Им будет трудно жить на свете, и они умрут в одиночестве.
И папа подошёл к ёлке и потушил все свечи. Потом сказал:
— Моментально ложитесь спать. А завтра все игрушки я отдам гостям.
И вот, ребята, прошло с тех пор тридцать пять лет, и я до сих пор хорошо помню эту ёлку.
И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно весёлый и добродушный.
Главные герои рассказа Михаила Зощенко «Елка» — пятилетний мальчик Минька и его семилетняя сестра Леля. Однажды Леля подговорила Миньку тайком взглянуть на новогоднюю елку, которая была наряжена к приходу гостей.
Воспользовавшись тем, что мама ушла на кухню, дети зашли в комнату, где стояла елка. Леля сказала, что подарки они трогать не будут, но она решила съесть одну из пастилок, что висели на елке. Минька не мог дотянуться до пастилок, и он надкусил одно из яблок, висевших на елке.
Увидев это, Леля съела еще одну пастилку и взяла с елки конфету. В ответ Минька еще раз откусил яблоко. Тогда Леля решила съесть третью пастилку и взять с елки хлопушку и орех. Раззадоренный Минька, который мог дотянуться только до яблока, взял стул, чтобы взобраться повыше. Но не справился со стулом и уронил его на подарки, лежавшие под елкой. У фарфоровой куклы от удара отлетела рука. Услышав мамины шаги, брат с сестрой убежали в другую комнату.
В это время пришли гости со своими детьми, и мама Миньки и Лели зажгла на елке свечи, после чего пригласила всех в комнату, где стояла новогодняя елка. Мама стала дарить пришедшим детям подарки и угощала их сладостями и фруктами, снятыми с елки.
Заметив надкушенное яблоко, мама подозвала Миньку и Лелю к себе и спросила, кто надкусил яблоко? Леля сказала, что это сделал Минька, а он ответил, что Леля его на это подговорила. Мама решила наказать своих детей за проступок и отдала игрушку, предназначавшуюся Миньке, одному из мальчиков, пришедшему в гости. Минька рассердился и ударил этого мальчика по руке.
Мать обиженного мальчика начала возмущаться и назвала Миньку разбойником. За Миньку вступилась его мама и между взрослыми началась перепалка. В результате все гости ушли, а в комнату пришел папа Миньки и Лели. Он потушил на елке свечи и сказал, что отдаст все игрушки другим детям. После этого он велел Миньке и Леле идти спать.
С тех пор Минька больше никогда в жизни не брал ничего чужого и никогда не обижал тех, кто слабее его.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Зощенко «Елка» заключается в том, что всегда проще подавить первое желание, чем то, что за ним последует. Леля решила попробовать всего одну пастилку с новогодней елки, а закончилось все ссорой с гостями и суровым отцовским наказанием.
Рассказ учит не поддаваться на чужие уговоры и соблазны, а думать своим умом. Минька, глядя на то, как Леля поедает пастилки, не удержался и тоже попытался достать что-нибудь с елки, сломав при этом фарфоровую куклу. Отсутствие силы воли у Лели и Миньки, их чрезмерное любопытство привели к тому, что на новогоднем празднике случился конфликт.
Какие пословицы подходят к рассказу Зощенко «Елка»?
Живи всяк своим умом.
За чужим погонишься – свое потеряешь.
Ёлка
В этом году мне исполнилось, ребята, сорок лет. Значит, выходит, что я сорок раз видел новогоднюю ёлку. Это много!
Ну, первые три года жизни я, наверно, не понимал, что такое ёлка. Наверно, мама выносила меня на ручках. И, наверно, я своими чёрными глазёнками без интереса смотрел на разукрашенное дерево.
А когда мне, дети, ударило пять лет, то я уже отлично понимал, что такое ёлка.
И я с нетерпением ожидал этого весёлого праздника. И даже в щёлочку двери подглядывал, как моя мама украшает ёлку.
А моей сестрёнке Лёле было в то время семь лет. И она была исключительно бойкая девочка.
Она мне однажды сказала:
— Минька, мама ушла на кухню. Давай пойдём в комнату, где стоит ёлка, и поглядим, что там делается.
Вот мы с сестрёнкой Лёлей вошли в комнату. И видим: очень красивая ёлка. А под ёлкой лежат подарки. А на ёлке разноцветные бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки и крымские яблочки.
Моя сестрёнка Лёля говорит:
— Не будем глядеть подарки. А вместо того давай лучше съедим по одной пастилке.
И вот она подходит к ёлке и моментально съедает одну пастилку, висящую на ниточке.
Я говорю:
— Лёля, если ты съела пастилку, то я тоже сейчас что-нибудь съем.
И я подхожу к ёлке и откусываю маленький кусочек яблока.
Лёля говорит:
— Минька, если ты яблоко откусил, то я сейчас другую пастилку съем и вдобавок возьму себе ещё эту конфетку.
А Лёля была очень такая высокая, длинновязая девочка. И она могла высоко достать.
Она встала на цыпочки и своим большим ртом стала поедать вторую пастилку.
А я был удивительно маленького роста. И мне почти что ничего нельзя было достать, кроме одного яблока, которое висело низко.
Я говорю:
— Если ты, Лёлища, съела вторую пастилку, то я ещё раз откушу это яблоко.
И я снова беру руками это яблочко и снова его немножко откусываю.
Лёля говорит:
Если ты второй раз откусил яблоко, то я не буду больше церемониться и сейчас съем третью пастилку и вдобавок возьму себе на память хлопушку и орех.
Тогда я чуть не заревел. Потому что она могла до всего дотянуться, а я нет.
Я ей говорю:
— А я, Лёлища, как поставлю к ёлке стул и как достану себе тоже что-нибудь, кроме яблока.
И вот я стал своими худенькими ручонками тянуть к ёлке стул. Но стул упал на меня. Я хотел поднять стул. Но он снова упал. И прямо на подарки,
Лёля говорит:
— Минька, ты, кажется, разбил куклу. Так и есть. Ты отбил у куклы фарфоровую ручку.
Тут раздались мамины шаги, и мы с Лёлей убежали в другую комнату.
Лёля говорит:
— Вот теперь, Минька, я не ручаюсь, что мама тебя не выдерет.
Я хотел зареветь, но в этот момент пришли гости. Много детей с их родителями.
И тогда наша мама зажгла все свечи на ёлке, открыла дверь и сказала:
— Все входите.
И все дети вошли в комнату, где стояла ёлка.
Наша мама говорит:
— Теперь пусть каждый ребёнок подходит ко мне, и я каждому буду давать игрушку и угощение.
И вот дети стали подходить к нашей маме. И она каждому дарила игрушку. Потом снимала с ёлки яблоко, пастилку и конфету и тоже дарила ребёнку.
И все дети были очень рады. Потом мама взяла в руки то яблоко, которое я откусил, и сказала:
— Лёля и Минька, подойдите сюда. Кто из вас двоих откусил это яблоко?
Лёля сказала:
— Это Минькина работа.
Я дёрнул Лёлю за косичку и сказал:
— Это меня Лёлька научила.
Мама говорит:
— Лёлю я поставлю в угол носом, а тебе я хотела подарить заводной паровозик. Но теперь этот заводной паровозик я подарю тому мальчику, которому я хотела дать откусанное яблоко.
И она взяла паровозик и подарила его одному четырёхлетнему мальчику. И тот моментально стал с ним играть.
И я рассердился на этого мальчика и ударил его по руке игрушкой. И он так отчаянно заревел, что его собственная мама взяла его на ручки и сказала:
— С этих пор я не буду приходить к вам в гости с моим мальчиком.
И я сказал:
— Можете уходить, и тогда паровозик мне останется.
И та мама удивилась моим словам и сказала:
— Наверное, ваш мальчик будет разбойник.
И тогда моя мама взяла меня на ручки и сказала той маме:
— Не смейте так говорить про моего мальчика. Лучше уходите со своим золотушным ребёнком и никогда к нам больше не приходите.
И та мама сказала:
— Я так и сделаю. С вами водиться — что в крапиву садиться.
И тогда ещё одна, третья мама, сказала:
— И я тоже уйду. Моя девочка не заслужила того, чтобы ей дарили куклу с обломанной рукой.
И моя сестрёнка Лёля закричала:
— Можете тоже уходить со своим золотушным ребёнком. И тогда кукла со сломанной ручкой мне останется.
И тогда я, сидя на маминых руках, закричал:
— Вообще можете все уходить, и тогда все игрушки нам останутся.
И тогда все гости стали уходить.
И наша мама удивилась, что мы остались одни.
Но вдруг в комнату вошёл наш папа.