Апухтин алексей николаевич биография. Апухтин Алексей Николаевич – биография

(1840-1893) русский поэт

Алексей Николаевич Апухтин происходил из старинного дворянского «рода Опухтиных», был человеком высокообразованным, аристократом по рождению и по воспитанию. Он не чуждался и государственной службы, одно время даже служил в чине надворного советника в министерстве внутренних дел. Апухтин был хорошо знаком со многими политиками и общественными деятелями, но их связывали только светские отношения.

Апухтин был своим человеком в свете, любимцем и баловнем светских дам, но у него была и другая, сугубо потаенная жизнь, которая заключалась в его творчестве.

Он с раннего детства писал стихи и свое первое стихотворение опубликовал в 14 лет. Его поэтические произведения хорошо знали И. Тургенев и А. Фет. Они поддерживали молодого поэта и покровительствовали ему. Однако в 20 лет у Апухтина наступил творческий кризис. Поэт продолжал писать стихи, но не публиковал их. Этот перерыв продолжался целых 26 лет. И только в 1886 году, когда поэту исполнилось уже 46 лет, вышел его первый стихотворный сборник тиражом в три тысячи экземпляров, который моментально раскупили. Так Апухтин стал известным поэтом.

Светская жизнь не мешала ему много работать. Кроме стихов, он сочинял и прозу. Среди его литературного наследия остался бытовой роман из жизни Николая I, оригинальная по жанру повесть «Из архива графини Д. » и другие произведения.

Временами Апухтин испытывал приступы тоски и неудовлетворенности, и с годами эти чувства становились все острее. К тому же поэта угнетала болезнь, связанная с полнотой. Он старался иронизировать над своим состоянием, но в то же время стеснялся своей тучности. К тому же он был очень добрым, мягким человеком и умел сострадать другим.

Известный юрист А. Ф. Кони вспоминал, как однажды в компании, где был и Апухтин, он рассказал несколько историй из своей судебной практики и, в частности, про одну женщину с несчастной судьбой, привел еще разные статистические данные о самоубийствах обездоленных людей. Спустя какое-то время, когда они снова встретились с Апухтиным, тот напомнил Кони их разговор и сказал, что он начал писать поэму об этом.

В личной жизни Апухтин был одиноким человеком, что особенно заметно по его лирическим стихам, главными темами которых были любовь и разлука.

Особое чувство поэт испытывал к своей матери, Марии Андреевне, урожденной Желябужской. Он писал, что это была «женщина ума замечательного, одаренная теплым, симпатичным сердцем и самым тонким изящным вкусом. Ей. . . обязан я. . . порывами сердца высказывать свои ощущения».

До самой смерти матери их связывала теплая, нежная дружба. Понимая комплексы своего сына в связи с полнотой, мать, как умела, оберегала и защищала его чувства. Очевидно, он всю жизнь искал женщину, похожую на свою мать, но не нашел и так и оставался неженатым. Конечно, у него были увлечения. Апухтин посвятил целый цикл романсов Александре Панаевой-Карцовой, но эта влюбленность ничем серьезным не закончилась.

Он много занимался переводами и, в частности, обработал вольный перевод с французского текста, ставший знаменитым романсом «Пара гнедых», который сделал Донауров. Легкое перо Апухтина превратило незатейливый текст в настоящее произведение искусства.

Апухтин прожил недолго. Он скончался в 53 года, но оставил после себя значительное литературное наследие, которое сейчас открывается заново. Его романсы на музыку П. И. Чайковского, с которым Апухтин поддерживал самые дружеские отношения, пережили не одну эпоху и передаются из поколения в поколение, например, «Ночи безумные, ночи бессонные. . . », «Я ждал тебя. . . часы ползли уныло. . . », «День ли царит, тишина ли ночная». Их до сих пор любят и поют.

Апухтин, Алексей Николаевич, известный поэт. Родился 15 ноября 1840 или 1841 года (дата 1840 указана в авторитетной биографии Модеста Чайковского, приложенной к "Собранию сочинений А". Эту дату подтверждает пометка "15 ноября 1857", стоящая под стихотворением: "Сегодня мне минуло 17 лет". Но в собственноручной автобиографической заметке, присланной для "Литературного архива" автора настоящей статьи, А. сообщает, что он родился 15 ноября 1841 года), в Болхове, Орловской губернии, в старинной дворянской семье. По достатку и связям отец его, отставной майор, принадлежал к дворянству среднему. Мать очень баловала поразительно рано проявившего свои способности мальчика. Всеобщим баловнем А. остался и в училище правоведения, куда его отдали в 1852 году: на него смотрели здесь как на будущую знаменитость. Покровитель училища, принц П.Г. Ольденбургский, коверкая фамилию А., говаривал: "Если в лицее был Пушкин, то у нас есть Апущин". По хлопотам директора училища, Языкова, в "Русском Инвалиде" 1854 года было напечатано патриотическое стихотворение 14-летнего А. "Эпаминонд", посвященное памяти Корнилова. Через год там же было напечатано "Подражание Арабскому". Ода на рождение великой княжны Веры Константиновны была представлена государю. В 1859 году А. блистательно кончил курс с золотой медалью и поступил на службу в департамент министерства юстиции. В том же 1859 году, омраченном для него смертью матери, А. настоящим образом вступил на литературное поприще, поместив ряд стихотворений в "Современнике". Службой А. совершенно не занимался. Он весь отдался прожиганию жизни в среде аристократической "золотой" молодежи. Известный "цыганский" романс А. "Ночи безумные, ночи бессонные", написанный позднее (1876), является весьма точным автобиографическим отзвуком шумно проведенной молодости. И воспоминания об этих "безумных ночах" навсегда остались дороги для поэта-эпикурейца: "Пусть даже время рукой беспощадною мне указало, что было в вас ложного, все же лечу я к вам памятью жадною, в прошлом ответа ищу невозможного". В самом начале 1860-х годов А. уезжает в деревню, недолго служить чиновником особых поручений при орловском губернаторе, и в 1864 году окончательно поселяется в Петербурге. Номинально причислившись к министерству внутренних дел, А. опять отдается праздной, светской жизни, тщательно оберегая себя от каких бы то ни было обязанностей и серьезных волнений. Даже к литературному творчеству своему, которое до средины 1880-х годов, когда он стал писать повести и большие поэмы, не требовало усидчивости и труда, он относился как к легкой забаве и всегда сам себя рекомендовал как "дилетанта". Прекрасный чтец и тонко-художественный декламатор, остряк, шутки и интимные эпиграммы которого пользовались широкой популярностью в великосветских сферах, А. был желанный гость самых блестящих салонов. На почве литературных интересов он сблизился в 1880-х годах с великим князем Константином Константиновичем; несколько раз читал он в присутствии императора Александра III . Значительную часть вечеров А. отдавал карточной игре, большей частью в английском клубе. Беспечальный образ жизни независимого холостяка, который вел А., был, однако, совершенно испорчен все более и более надвигавшейся тяжелой болезнью. Уже в 1870-х годах у него началось болезненное ожирение, которое в последние десять лет его жизни приняло колоссальные размеры и "довело его до настоящего убожества", хотя особенных страданий не причиняло. Под конец жизни он проводил целые дни на диване, с трудом двигаясь даже несколько шагов. Угнетали поэта-сибарита и денежные затруднения; приходилось прибегать к займам. Какая-то злая "сплетня" и "клевета" тоже очень тяжело действовали на его настроение. Умер А. от водянки 17 августа 1893 года. - Литературная деятельность А. сложилась очень своеобразно. Несмотря на то, что помещенные в "Современнике" 1859 года десять стихотворений А. обратили на себя лестное внимание Тургенева и Некрасова, он уже в самом начале 1860-х годов понял, что его чуждая всякой общественности поэзия была в то время не ко двору, и исчез со страниц журналов на целых 20 лет. Только в 1880-х годах, когда в общественной психологии произошел поворот, А. почувствовал настоящий прилив творчества. В 1885 году А., почти неизвестный большой публике, выступает с поэмой "Год в монастыре", которая настолько заставила говорить о нем, что обеспечила успех собранию его стихотворений, появившемуся через год (СПб., 1886). Успех был прочный и продолжается до сих пор: в 1907 году (СПб.) вышло 7-е издание. А. - поэт исключительно одних только интимных переживаний; он органически чужд всему, что переходит за пределы чисто личной жизни. Он считал себя приверженцем "чистого искусства"; но если он буквально весь век свой пел "ласку милой", то не потому, что намеренно избегал других мотивов, а потому что всем остальным решительно не интересовался. В той же мере, в какой он был чужд общественности, он был чужд и интереса ко всякого рода "проклятым вопросам". Даже в сфере религиозности он сам так определял свою "разбитую жизнью душу": "... и нет в тебе теплого места для веры, и нет для безверия силы в тебе". И в том, что он равнодушен к злобе дня и высшим вопросам бытия, А. не видит ни заслуги, ни проступка, а просто факт, которым не бравирует, но которого и не стыдится. А. выгодно отличается от других поэтов, выступавших в 1880-х годах под флагом "чистого искусства", тем, что в нем нет ничего воинствующего. Он вообще совсем не думает о том, к какому "лагерю" примыкает, и просто дает исход тому, что накопилось у него на душе. И оттого, как ни крошечны размеры поэтических владений А., он сумел и в них дать образчики истинной поэзии. Если вообще к кому-нибудь из dii minores русского Парнаса применимы слова Мюссэ: "Mon verre n"est pas grand, mais je bois dans mon verre", то именно к А. Значительнейшая часть его творчества посвящена изображению любовных чувств светского человека, слегка разочарованного, слегка меланхоличного и уже несколько состарившегося. В этом упорном служении "любви" нет бурной стремительности южанина: в жилах автора "Года в монастыре" течет северная кровь, располагающая к меланхолии и самопожертвованию. Тот поэт, изображение чувств которого проходит через все стихи А., не нуждается даже в разделенном чувстве: "Мне не жаль, что тобою я не был любим: я любви не достоин твоей... Но мне жаль, что когда-то я жил без любви, но мне жаль, что я мало любил!" - В общем, А. можно назвать певцом не удавшейся любви. Трагедий особенных при этом не происходит: ведь место действия - лимфатическая среда "большого света". Но сердце все-таки разбивается и у светских людей - и вот, психологию такого разбитого светского сердца и избрал своей главной специальностью А. Это не могло не наложить отпечатка тихой грусти на весь сборник его стихов. В грусти А. нет ничего, напоминающего заправский пессимизм: он грустит не столько оттого, что мир плохо устроен, сколько оттого, что не всякому удается вкушать сладости бытия. Весьма часто меланхолия А. есть не что иное, как осеннее чувство, сознание того, что жить осталось недолго, молодость прошла и впереди только скучная старость. - Крупнейшее произведение А. - поэма "Год в монастыре". Это чисто светская трагедия, психологически, однако, отразившая настроения всего вообще "чеховского" периода 1880-х годов, с его безвольностью и безличностью. Герой - "израненный боец", бежавший из "вражеского стана" большого света в монастырь залечивать душевные раны. Он поступает послушником к строгому старцу-аскету. Под влиянием монастырской тишины в душе "беглеца" начинает устанавливаться известное равновесие. Но вот к нему стали доходить вести из внешнего мира. Ему все равно, что свет над ним "смеется до упаду", "но мнение одно хотелось бы узнать... Что говорит она?" Раз прорвавшись, воспоминания о ней становятся главным содержанием дневника-поэмы. С ужасом чувствует беглец, что ни постом, ни молитвой не отогнать ему тоски и дум о днях кратковременного счастья. "Я все забыл, простил, одна любовь во мне горит неугасимо! Дай подышать с тобой мне воздухом одним!" Назначен день пострижения, за несколько часов до торжественного обряда герой получает "пять строк всего" от нее: "Она меня зовет" - и этого достаточно, чтобы все пошло насмарку. "О да, безумец я! Что ждет меня? - Позор! Не в силах я обдумывать решенья: ей жизнь моя нужна, к чему же размышленья". И он снова "бежит", но уже по-иному: "... мне дороги мгновенья: скорее в путь! Она меня зовет!" - Симпатичная в своей простоте и безыскусственности, эта поэма дает представление о лучших сторонах таланта А. Стих, плавный и изящный, отмечен истинной красотой - красотой северной, несколько анемичной, которая, однако, северным людям более сродни, чем яркая и пестрая красота юга. Дает поэма выгодное представление и о поэтических приемах А.: он не свободен от изысканности, но изысканности, так сказать, естественной, не принужденной. Несмотря на всю необычайность сюжета, у автора ни разу не вырвалось ни одного напыщенного сравнения или высокопарного образа. И именно потому ему удалось не только так своеобразно закончить поэму, но и дать этим концом очень важный материал для общей характеристики дряблой психологии 1880-х годов. Придумать такой конец невозможно: его может подсказать только живая действительность. Нужно было совершенно отрешиться от погони за мишурными блестками, чтобы разрешить душевное настроение человека с несомненно идеальным складом натуры "подвигом" столь странного рода. Но правдивость подсказала А., что исключительно на такой "подвиг" и способен такой человек, каким является автор дневника-поэмы. - Характеристика А., как певца любви вообще и неудачной в частности, не определяет, однако, всего содержания его поэзии, хотя именно таковы крупнейшие его вещи. Так, образцовая по своей сжатости поэма "С курьерским поездом" заключает в себе меланхолический рассказ о том, как двое влюбленных, которым обстоятельства помешали соединить свою судьбу, когда они были молоды, получают эту возможность через двадцать лет и при свидании чувствуют, что опоэтизированное ими по воспоминаниям чувство, в сущности, испарилось, и что лучше бы им было не свидеться вовсе. "Письмо" составляет pendant к "Году в монастыре" и тоже имеет предметом рабскую преданность любимому существу, без всякой надежды на взаимность. "Старая цыганка" опять-таки трактует о чарах любви. Наконец, небольшие пьесы сборника А. почти все принадлежат к разряду стихотворений, особенно излюбленных композиторами романсов. Но в редкие минуты светского автора "Года в монастыре" занимают и интересы другого порядка. Тогда он пишет пьесы вроде "Недостроенного памятника" (1871), в котором прославляется Екатерина за то, что, свободно отдаваясь порывам сердца, она никогда не забывала из-за них интересов государства. Это стихотворение одно время пользовалось большой популярностью среди актеров-чтецов и нравилось публике: по тому времени в нем была некоторая пикантность прикосновения к темам запретным. Не в таких торжественных вещах сила интимного по преимуществу А., и уже совсем плохи немногие "патриотические" стихи его и некоторые pieces d"occasion, вроде "5 октября 1885 года". Есть у А. хорошие вещи и неинтимные. Так, по теме красивое стихотворение "В убогом рубище, недвижна и мертва" как будто напоминает Некрасова, но стихотворение спасла ничего общего не имеющая с основным "гражданским" мотивом пьесы параллель между найденною в поле мертвою женщиной и обстановкой, среди которой ее настигла смерть: "Был чудный вешний день. По кочкам зеленели побеги свежие рождавшейся травы, и дети бегали, и жаворонки пели"... Из стихотворений по преимуществу элегического характера отметим прекрасные октавы "Венеции". В них определенно сказалось, что меланхолия автора выросла не на философской почве, не на подкладке общественных и иных духовных разочарований, а исключительно на почве личной и на физиологии стареющегося организма. Красиво написана, но не оставляет определенного впечатления большая пьеса: "Из бумаг прокурора" - исповедь великосветского самоубийцы. Пьеса "Перед операцией" написана с обычной простотой А., так сильно напоминающей манеру Коппе. Из юмористических пьесок А. забавна: "Кумушкам". Проза А. очень неровного достоинства. Вяло и скучно огромное начало не оконченной повести без названия, занимающее целую треть тома, в котором уместилось небольшое литературное наследство А. Чувство недоумения вызывает "фантастический рассказ" - "Между смертью и жизнью", более относящийся к области наивного спиритизма, чем к фантастике или мистике. Но с интересом читаются "Дневник Павлика Дольского" и "Архив графини Д***. Повесть в письмах". В некоторых воспоминаниях об А. говорится, что в "Дневнике Павлика Дольского" много автобиографического. Что именно - не указывается, но с точки зрения литературно-автобиографической, т. е. поскольку "Дневник", вместе с "Архивом", является выражением основного настроения А. и центральных типов его, обе повести, несомненно, автобиографичны. Пред нами общеапухтинская психология: неопределенно томящийся пожилой человек, не сдающийся пред надвигающеюся старостью, любящий бесстрастною любовью, без притязаний на взаимность, безвольный, рабски покорный владычице сердца, исполняющий все, что ему прикажут. Много в "Дневнике" и особенно в "Архиве" и чисто описательного; местами зло и метко изображены разные грешки великосветские, амурные по преимуществу. Но это именно только грешки, а не грехи: А. не был способен к серьезному обличению родной ему среды. В общем он представляет собою редкий в истории русской литературы пример талантливого писателя, насквозь проникнутого великосветскостью. Все наши крупные писатели так или иначе прикосновенны к большому свету. Не всеми, конечно, владело лермонтовское желание бросить "пустому сборищу железный стих, облитый горечью и злостью"; но почти все выше суеты и пустоты этого "сборища". Про А. этого никак нельзя сказать. Он не только по своим вкусам, но по всему своему душевному складу нимало не возвышался над уровнем обычной светской психологии. - Ср. Арсеньев, "Критические этюды", т. II; Бороздин, "А." ("Исторический Вестник", 1895, № 5); Венгеров, "Критико-биографический словарь", т. I, и "Источники словаря русских писателей", т. I; Говоров, "Современные поэты" (СПб., 1889); Жиркевич, "Исторический Вестник", 1906, № 11; Кони, "Вестник Европы", 1908, № 5; Коробка, "Очерки литературных настроений" (СПб., 1903); кн. В. Мещерский, в "Гражданине" 1893 г, 20 августа; Перцов, "Философское течение русской поэзии" (СПб., 1896); Протопопов, в "Русском Богатстве" 1896 год, № 2; А. Р., "Исторический Вестник", 1907, № 2; Скабичевский в "Русской Мысли", 1895 год, № 5. Переводы стихотворений А. на немецкий язык Ф. Фидлера в "St. Petersburger Herold" (1910). С. Венгеров.

Родился в небогатой дворянской семье с древними корнями, восходящими к Франции. Детство прошло в родовом имении отца - деревне Павлодар. По мироощущению близок М. Ю. Лермонтову. Был весьма мнителен, легко раним, «поэт милостью божией», вместе с тем имел репутацию шутника, остроумного и блестящего импровизатора. Его монологи в стихах, романсы, альбомные посвящения, пародии, эпиграммы и экспромты входили в репертуар модных чтецов-декламаторов. Некоторые произведения Алексея Николаевича положены на музыку П. И. Чайковским («Ночи безумные» и др.), А. С. Аренским («Разбитая ваза»).

В 1859 году окончил Училище правоведения, где подружился (в том числе на почве общих гомосексуальных склонностей ) с П. И. Чайковским. В Училище Апухтин был самым блестящим учеником в классе и имел только отличные оценки по всем предметам, также был одним из редакторов журнала «Училищный вестник». По окончании Училища служил в министерстве юстиции (в одном департаменте с Чайковским), службой не увлекался, вёл жизнь «золотой молодёжи»; в 1862 году Апухтин, Чайковский и ряд других правоведов попали в сексуальный скандал в ресторане «Шотан» и были «ославлены на весь город». С 1862 года жил в родовом имении в Орловской губернии; в 1863-1865 годах числился старшим чиновником особых поручений при губернаторе; затем в Петербурге числился чиновником министерства внутренних дел. По служебным надобностям несколько раз выезжал за границу. Уже в 1870-х годах у него началось болезненное ожирение, которое в последние десять лет его жизни приняло колоссальные размеры. За два года до смерти Апухтин заболел также водянкой. Конец жизни он провёл практически дома, с трудом двигаясь.

[править]

Апухтин и Пётр Ильич Чайковский

Чайковский и поэт и после окончания училища правоведения долго поддерживали тесные дружеские отношения. Пётр Ильич гостил у него в имении Павлодар Козельского уезда Калужской губернии в 1863 году, в 1865 году жил в петербургской квартире Апухтина. Вместе совершили совместное путешествие на Валаам в 1866 году. По приезде в Москву Апухтин останавливался у Чайковского. Алексей Николаевич посвятил композитору стихотворение «К отъезду музыканта-друга» (1880-е годы).

В декабре 1877 года Апухтин также посвятил П. И. Чайковскому следующее стихотворение:

П. Чайковскому

Ты помнишь, как, забившись в "музыкальной",

Забыв училище и мир,

Мечтали мы о славе идеальной...

Искусство было наш кумир,

И жизнь для нас была обвеяна мечтами.

Увы, прошли года, и с ужасом в груди

Мы сознаем, что все уже за нами,

Что холод смерти впереди.

Мечты твои сбылись. Презрев тропой избитой,

Ты новый путь себе настойчиво пробил,

Ты с бою славу взял и жадно пил

Из этой чаши ядовитой.

О, знаю, знаю я, как жестко и давно

Тебе за это мстил какой-то рок суровый

И сколько в твой венец лавровый

Колючих терний вплетено.

Но туча разошлась. Душе твоей послушны,

Воскресли звуки дней былых,

И злобы лепет малодушный

Пред ними замер и затих.

А я, кончая путь «непризнанным» поэтом,

Горжусь, что угадал я искру божества

В тебе, тогда мерцавшую едва,

Горящую теперь таким могучим светом.

По поводу этого стихотворения Чайковский писал своему брату Анатолию из Сан-Ремо 21 декабря 1877 года: «Получил сегодня письмо от Лёли с чудным стихотворением, заставившим меня пролить много слёз».

Получив известие о кончине поэта, Чайковский в письме к своему племяннику В. Л. Давыдову писал: «В ту минуту, как я пишу это, Лёлю Апухтина отпевают!!! Хоть и не неожиданна его смерть, а всё жутко и больно. Когда-то это был мой ближайший приятель».

Всего Чайковский написал шесть романсов на стихи Апухтина:

«Кто идёт» (1860, не сохранился)

«Забыть так скоро» (1870)

«Он так меня любил» (1875)

«Ни отзыва, ни слова, ни привета» (1875)

«День ли царит» (1880)

«Ночи безумные» (1886)

[править]

Романс «Ночи безумные»

«Ночи безумные» являются классическим образцом русского романса.

Ночи безумные, ночи бессонные,

Речи несвязные, взоры усталые…

Ночи, последним огнём озарённые,

Осени мёртвой цветы запоздалые!

Пусть даже время рукой беспощадною

Мне указало, что было в вас ложного,

Все же лечу я к вам памятью жадною,

В прошлом ответа ищу невозможного…

Вкрадчивым шёпотом вы заглушаете

Звуки дневные, несносные, шумные…

В тихую ночь вы мой сон отгоняете,

Ночи бессонные, ночи безумные!

[править]

Творчество

1854 - первые юношеские стихотворные опыты Апухтина («Эпаминонд», «Подражание арабскому») появились в «Русском Инвалиде» (1854-55 гг.).

1858 - 61 гг. стихотворения Алексея Николаевича («Деревенские очерки» и др.) печатаются в «Современнике», затем в течение 7 лет поэтическая деятельность Апухтина прерывается, но с 1868 г. появляется в рукописных экземплярах ряд стихотворений («Ниобея», «Реквием», «Год в монастыре», «Ночи безумные», «Моление о чаше», «Старая любовь» и др.).

1860 - 62 гг. публиковался в журналах демократического толка («Искра», «Гудок»), частенько давал пародии и эпиграммы под псевдонимом Сысой Сысоев.

1865 - выступил в Орле с двумя лекциями о жизни и творчестве А. С. Пушкина, что обозначило окончательно удаление Апухтина от какой-бы то ни было политической борьбы.

1872 - в «Гражданине» без подписи напечатано стихотворение «Недостроенный памятник».

1884 - Апухтин стал помещать свои произведения в «Вестнике Европы», «Русской мысли» и «Северном Вестнике». К этому времени относятся поэмы («Письмо», «Старая цыганка», «С курьерским поездом») и лучшие его лирические произведения («Венеция», «В убогом рубище» и др.), многие из которых переложены на музыку.

1886 - вышел первый сборник стихотворений Апухтина

В последние годы жизни Алексеем Николаевичем написаны несколько повестей: «Дневник Павлика Дольского», «Из Архива графини Д.», фантастический рассказ «Между жизнью и смертью», драматическая сцена «Князь Таврический». Все эти произведения вышли в свет только после его смерти. Проза Апухтина высоко ценилась Михаилом Булгаковым.

Русский лирический поэт Алексей Николаевич Апухтин – биография, стихи, интересные факты из жизни.

Апухтин Алексей Николаевич – биография

В автобиографической заметке: «Литературного архива» Алексей Апухтин отмечает, что родился 15 ноября 1841 года , хотя в поздних биографиях, в подписях стихов, в том числе знаменитого «Сегодня мне минуло 17 лет», фигурирует другая дата 15 ноября 1857 года.

Одно из биографии остается неизменным – история семьи, в которой родился Алексей Николаевич. Апухтин происходил из древнего дворянского рода среднего сословия.

Отец, Николай Федорович, отставной майор.

Мать, Мария Андреевна (Желябужская в девичестве), не работала.

Детство Апухтин провел на домашнем обучении. Мать любила и баловала своего первенца, привила тягу к поэзии. Отец развивал исконно мужские черты в мальчике, поэтому отдал сына в училище правоведения в 1852 году. Мальчика рано заметили. Принц П. Ольденбургский, покровитель директора училища, часто называл поэта «Апущин» проводя параллели с Пушкины:

«Если бы в лицее был Пушкин, то у нас есть Апущин».

Первое стихотворение Алексея Апухтина была издано в «Русском Инвалиде» в 1854 года. Тематика патриотическая. Позднее написана ода «Подражание Арабскому». Училище Апухтин окончил с золотой медалью, применив специализацию в департаменте Министерства юстиции.

В 1859 году умирает любая мать Алексея Николаевича Апухтина. Поэт выливает переживания в новые стихи, оформляется первый сборник, работы из которого печатаются в «Современнике». В этом же году завязалась крепкая дружба и творческий союз с П. Чайковским, на чью музыку била положены многие романсы Апухтина.

Золотой медалист и отличник пустился во все тяжкие . Жизнь Апухтина на волне успеха – настоящий пример «Золотой молодежи», но 19 века. Ночная жизнь, игры, деньги на ветер нашли отражение в романсе «Ночи безумные, ночи бессонные» 1876 года. Литературы называют работу автобиографической.

В 60-е года переезжает в деревню, меняя шумную жизнь на должность мелкого чиновника Орловской губернии. Через 4 года обосновывается в Петербурге, продолжая свою карьеру в министерстве внутренних дел. Большой город вновь рождает соблазны в эпикурейской душе Апухтина, и поэт вспоминает вкус интимных темных и разгульных ночей.

Об Апухтине

В 1880 году слава шла впереди поэта . Хоть сам Апухтин называл себя «дилетантом», критики и публика считали поэта тонким остряком и отличным декламатором. Его приглашали на литературные вечера, салонные выступления при дворе. В этом же году состоялось знакомство с князем Константином Константиновичем, императором Александром III.

Апухтин вел беспорядочную и не здоровую жизнь. В 70-х годах над здоровьем поэта возобладало болезненное ожирение. Дела подпортили и многочисленные займы. Без денег в кармане, Апухтин оставался один на один со своими стихами, которые снискали популярность у Чайковского, Некрасова, Тургенева , но говорить о поэте, как о народном любимце, начали лишь в 1885 году.

Личная жизнь А. Н. Апухтина

Успех Апухтина Алексея Николаевича продолжался до 1907 года – печаталось уже 7-е издание сборника стихотворений. Сам поэт называл себя «чистым художником», решающим «проклятые вопросы». Классическое искусство Апухтина вполне соответствовало душевной или, лучше сказать, сердечной организации поэта. Из работы И. Кона «Научный взгляд на однополую любовь» узнаем, что Апухтин был гомосексуалистом. Н. Берберова при изучении биографии Чайковского, отмечает, что наш герой развратил композитора.

Последние годы жизни были плодотворными: появилась поэма «Год в монастыре», многочисленные стихотворения и романсы, этюды, рассказы в стихах. Неудачи личной жизни фигурируют в «Дневниках Павликах Дольского», «Неконченая повесть».

Умер Алексей Апухтин 17 августа 1893 года, в Петербурге (Российская империя). Похоронен в селе Фадеево.

«Ты помнишь, как забившись в «музыкальной»,

Забыв училище и мир,

Мечтали мы о славе идеальной…

Искусство было наш кумир»

Посвящено П. Чайковскому, декабрь 1877 года.

(Пока оценок нету)

) - русский поэт.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    Апухтин А. - Стихи о любви

Субтитры

Биография

Апухтин и Пётр Чайковский

Чайковский гостил у Апухтина в имении Павлодар Козельского уезда Калужской губернии в 1863 году, в 1865 году жил в петербургской квартире Апухтина. Вместе совершили путешествие на Валаам в 1866 году. По приезде в Москву Апухтин останавливался у Чайковского. Алексей Николаевич посвятил композитору стихотворения «К отъезду музыканта-друга» (1880-е годы) и «Послание» (1857). Последнее было задумано как ответ на письмо Чайковского, отправленное без обратного адреса. К Чайковскому обращено и написанное в 1856 году стихотворение «Дорóгой».

В декабре 1877 года Апухтин также посвятил П. И. Чайковскому следующее стихотворение:

П. Чайковскому

Ты помнишь, как, забившись в «музыкальной»,
Забыв училище и мир,
Мечтали мы о славе идеальной...
Искусство было наш кумир,
И жизнь для нас была обвеяна мечтами.
Увы, прошли года, и с ужасом в груди
Мы сознаём, что всё уже за нами,
Что холод смерти впереди.
Мечты твои сбылись. Презрев тропой избитой,
Ты новый путь себе настойчиво пробил,
Ты с бою славу взял и жадно пил
Из этой чаши ядовитой.
О, знаю, знаю я, как жёстко и давно
Тебе за это мстил какой-то рок суровый
И сколько в твой венец лавровый
Колючих терний вплетено.
Но туча разошлась. Душе твоей послушны,
Воскресли звуки дней былых,
И злобы лепет малодушный
Пред ними замер и затих.
А я, кончая путь «непризнанным» поэтом,
Горжусь, что угадал я искру Божества
В тебе, тогда мерцавшую едва,
Горящую теперь таким могучим светом.

По поводу этого стихотворения Чайковский писал своему брату Анатолию из Сан-Ремо 21 декабря 1877 года: «Получил сегодня письмо от Лёли с чудным стихотворением, заставившим меня пролить много слёз».

Получив известие о кончине поэта, Чайковский в письме к своему племяннику В. Л. Давыдову писал: «В ту минуту, как я пишу это, Лёлю Апухтина отпевают!!! Хоть и не неожиданна его смерть, а всё жутко и больно. Когда-то это был мой ближайший приятель» .

Всего Чайковский написал шесть романсов на стихи Апухтина:

  • «Кто идёт» (1860, не сохранился)
  • «Забыть так скоро» (1870)
  • «Он так меня любил» (1875)
  • «Ни отзыва, ни слова, ни привета» (1875)
  • «День ли царит» (1880)
  • «Ночи безумные» (1886)

Романс «Ночи безумные»

«Ночи безумные» являются классическим образцом русского романса.

Ночи безумные, ночи бессонные,
Речи несвязные, взоры усталые…
Ночи, последним огнём озарённые,
Осени мёртвой цветы запоздалые!

Пусть даже время рукой беспощадною
Мне указало, что было в вас ложного,
Всё же лечу я к вам памятью жадною,
В прошлом ответа ищу невозможного…

Вкрадчивым шёпотом вы заглушаете
Звуки дневные, несносные, шумные…
В тихую ночь вы мой сон отгоняете,
Ночи бессонные, ночи безумные!

Творчество

Первые юношеские стихотворные опыты Апухтина («Эпаминонд», «Подражание арабскому») появились в «Русском Инвалиде » (1854-55 гг.).

61 гг.: стихотворения Алексея Николаевича («Деревенские очерки» и др.) печатаются в «Современнике », затем в течение семи лет поэтическая деятельность Апухтина прерывается, но с 1868 г. появляется в рукописных экземплярах ряд стихотворений («Ниобея», «Реквием», «Год в монастыре», «Ночи безумные», «Моление о чаше», «Старая любовь» и др.).

62 гг.: публиковался в журналах демократического толка («Гудок»), частенько давал пародии и эпиграммы под псевдонимом Сысой Сысоев .

Выступил в Орле с двумя лекциями о жизни и творчестве А. С. Пушкина , что обозначило окончательно удаление Апухтина от какой бы то ни было политической борьбы.

В «Гражданине» без подписи напечатано стихотворение «Недостроенный памятник».

Апухтин стал помещать свои произведения в «Вестнике Европы», «Русской мысли » и «Северном Вестнике». К этому времени относятся поэмы («Письмо», «Старая цыганка», «С курьерским поездом») и лучшие его лирические произведения («Венеция», «В убогом рубище» и др.), многие из которых переложены на музыку.

Вышел первый сборник стихотворений Апухтина.

В «Вестнике Европы» опубликовано стихотворение «Сумасшедший ». Часть стихотворения со слов «Да, васильки, васильки …» была положена на музыку Н. В. Киршбаумом и легла в основу широко известной русской народной песни.

Апухтин Алексей Николаевич - это известный поэт, который родился 15 ноября в 1840 или 1841 году (1840 год был указан в авторитетном описании жизни Модеста Чайковского, что был приложен к "Собранию сочинений А". Подтверждением даты служит пометка "15 ноября 1857", что стоит после стихотворения "Сегодня мне минуло 17 лет". В собственноручной же автобиографической заметке, которая была прислана для "Литературного архива" автора данной статьи, Апухтиным было сообщено, что родился он именно в 1841 году. Произошло это в Орловской губернии, в Болхове, в знатном дворянском роду. Если судить по достатку и связям его отца, майора в отставке относили к среднему дворянству.

Мать баловала своего мальчика, который в поразительно раннем возрасте проявил свои таланты. Остался всеобщим баловнем будущий поэт и в правоведческом училище, куда его отдали на учёбу на период 1852 года: здесь к нему относились, как у будущей знаменитости. Принц П.Г. Ольденбургский (покровитель учебного заведения), коверкал фамилию Апухтина и говорил, что в случае лицея был Пушкин, а у них есть - Апущин. Директор училища Языков похлопотал и в 1854 году в "Русском Инвалиде" напечатали стихотворение патриотического характера 14-летнего А. "Эпаминонд", что посвящалось памяти Корнилова. Уже через год в нём же напечатали и "Подражание Арабскому". Ода, посвящённая рождению великой княжны Веры Константиновны, была представлена самому государю.

В 1859 году Апухтин с успехом закончил курс с золотой медалью, после чего поступил в департамент министерства юстиции на службу. В этом же 1859 году, что был омрачён для него смертью матери, будущий поэт в буквальном смысле вступил на поприще литературы, после того, как поместил целый ряд своих работ в "Современнике".

Службой он не занимался вовсе, параллельно с тем отдаваясь прожиганию своей жизни в кругу "золотой" молодежи аристократов. Известные работы, вроде "цыганского" романса или "Ночи безумные, ночи бессонные", что были написаны временем позже (в 1876) - это точные автобиографические отзвуки шумной и яркой молодости. К слову, яркие впечатления о таких "безумных ночах" навсегда остались дорогими воспоминаниями для поэта. Он писал: "Пусть даже время беспощадной рукой мне указало, что было ложное в вас, всё же моя память жадно стремится к вам, ища в прошлом ответы на невозможное ".

В начале 1860-ых годов Апухтин отправляется в деревню служить чиновником для особых поручений при губернаторе Орлова, и в 1864 году окончательно переезжает в Петербург. Номинально он причислился к министерству внутренних дел, и теперь вновь отдался он жизни светской и праздной, оберегая себя при этом от любого рода обязанностей и серьезных волнений. Даже к своему литературному творчеству он относился, как к забаве (это при том, что до 1880-ых годов он стал писать повести и поэмы большого объёма, а это не требовало особенного труда и усидчивости). Постепенно он стал рекомендовать себя в роли "дилетанта". Прекрасный чтец и тонкий художественный декламатор, остряк, чьи шутки и интимные эпиграммы получили широкую популярность в сферах великого света, Апухтин стал желанным гостем блестящих салонов.

На почве интересов в области литературы, он, в 1880-ых годах, значительно сблизился с князем Константином Константиновичем. Несколько раз он читал и в присутствии самого императора (Александра III). Значительную часть вечеров поэт проводил за карточной игрой, часто - в английском клубе. Весёлый образ жизни свободного холостяка, что вел Апухтин, был полностью испорчен все более скоро надвигающейся тяжелой болезнью. Уже в 1870-ом году у него наблюдалось нездоровое ожирение, что в последние лет десять жизни поэта приняло большие масштабы и, по его словам, привело к настоящему убожеству (при этом, не причиняя особенных страданий).

В конце своей жизни поэт целыми днями лежал на диване, с большим трудом выполняя даже пару движений или шагов. Угнетали поэта и затруднения с материальными средствами (он всё чаще занимал деньги у знакомых). Некая злая сила действовала на его настроение.

Умер Апухтин от водянки в день 17 августа 1893 года. Его литературную деятельность можно смело назвать своеобразной. Не глядя на то, что Некрасов и Тургенев с интересом отнеслись к помещенным в "Современнике" 1859 года десяти стихотворениям, он уже в 1860-ых годах осознал, что его поэзия, чужда общественности и приходилась «не по двору», почему и не печатался на страницах в течение 20 лет. Лишь в 1880-х годах (общественная психология пережила настоящий переворот) Апухтин почувствовал сильный прилив вдохновения, которое и выразил в своих работах.

В 1885 году он, практически неизвестный в большой публике, представляет свою поэму "Год в монастыре". Она не просто заставила буквально каждого говорить о нём, но и обеспечила популярность сразу целому собранию его стихотворений, которое появилось через год (в Петербурге в 1886 году). Успех был настолько прочным, что продолжается до настоящих дней. В 1907 году (в Петербурге) вышло седьмое издание.

Апухтин - это поэт исключительно интимных переживаний; он изначально чужой всему, что заходит за пределы исключительно личной жизни. Он всегда называл себя приверженцем и представителем "чистого искусства"; но в случае, если он буквально в течение всего века пел "ласку милой", то это случалось не из-за того, что он специально обходил иные мотивы, а лишь потому, что не интересовался иным решительно. В такой же мере, как он был чужд общественности, был он чужд и интереса к "проклятым вопросам". К слову, даже в религиозной сфере он определял свою душу, как душу, в которой нет тёплого места для веры, да и для безверия силы также отсутствуют. В своём равнодушии к злобе и вечным вопросам бытия Апухтин не видел ни проступка, ни заслуги, лишь голый факт, коим не бравирует, но и стыда от которого не испытывает.

Выгодно отличался и отличается он от иных деятелей тем, что в нем полностью отсутствует что-либо воинствующее. Он в принципе лишён мыслей о том, к какому "лагерю" примыкает. Апухтин исключительно предоставляет исход всему тому, что нашло своё пристанище в его душе. Оттого, какими бы крошечными ни были размеры подробных поэтических владений автора, он смог дать в них источники настоящей поэзии. Если вообще к кому-то из dii minores Парнаса можно применить слова Мюссэ: "Mon verre n"est pas grand, mais je bois dans mon verre", то именно это можно сделать именно к Апухтину.

Большая часть его творчества посвящается искусному описанию чувства любви у человека светского, разочарованного и меланхоличного. В подобном служении нет ни бурного стремления южанина: в крови автора "Года в монастыре" ведь течёт кровь северная, что располагает к самопожертвованию и некоторой меланхолии. Тот поэт, который изображает чувства посредством всех стихов и не нуждается в разделении эмоций.

В целом, Апухтина можно смело назвать певцом несчастной любви. При этом не происходит особенных трагедий, ведь место, где разворачиваются действия - сфера "большого света". Но, в конце концов, разбивается сердце и у светских людей - в этом моменте подобную психологию разбитого сердца и избрал своей основной специальностью автор. Не могло это не наложить определённого отпечатка грусти на весь его стихотворный сборник. В печали Апухтина нет ничего, что могло бы напомнить заправский пессимизм: грустит он не оттого, что мир устроен плохо, но и от того, что не каждому удаётся вкусить всю сладость бытия. Довольно часто меланхолическое настроение поэта - не более чем осеннее чувство, когда жить становится недолго, а молодость прекратило своё существование, уступив место однообразной старости.

Наиболее крупное произведение Апухтина - поэма "Год в монастыре". Это исключительно светская трагедия, однако, психологическая и отразившая общие настроения, так называемого, "чеховского" периода (1880-е годы) с отсутствием в нём воли и отдельных личностей. Героем является "раненный боец", который решил бежать от "вражеского стана" к большому монастырскому свету. Он выступает в качестве послушника строгого старца-аскета. Под влиянием тишины монастыря, в душе "беглеца" устанавливается приятное равновесие. Но вот начали доходить к нему новости из внешнего мира. Для него не имеет значения, что над ним до упада смеётся мир, но одно мнение узнать бы хотелось... Что говорит она? Прорвавшись однажды, воспоминания о ней вновь - главное содержание дневника-поэмы. Беглец чувствует страх, что он не в силах ни постясь, ни читая молитвы отогнать тоску и мысли о времени столь краткого, но всё же счастья. Он пишет, что забыл всё, простил, но лишь любовь горит негасимым пламенем. Позволь подышать с тобой одним воздухом!" В то время как назначена дата пострижения, всего за несколько часов до этого обряда герою приходят те самые пять строк всего: поскольку она меня зовёт, то этого достаточно, чтобы все пустилось насмарку. "Да, я безумец, и ждёт меня позор. Не в моих силах думать о решении: ей нужна моя жизнь и размышления не имеют места быть". И "бежит" он вновь, однако по-другому: "... мне дорого каждое мгновение. Она меня зовёт - скорее в путь! "- поэма привлекательна в своей простоте и лишена искусственности, она даёт представление о самых хороших сторонах таланта Апухина. Отмечен плавный и изящный стих своей истинной красотой - северной, анемичной, что своему северному населению более родная, нежели южная яркость и пестрота.

Благодаря поэме можно получить и исчерпывающее представление о тех поэтических приёмах, что использует автор: зависимость от некоторой изысканности, но в то же время изысканности естественной и не принужденной. Несмотря на необычайный сюжет, у автора ни разу нельзя было заметить образа крайне напыщенного в сравнении или высокопарного. Именно потому удалось ему не только закончить поэму с долей исключительной своеобразности, но и дать подобным концом необходимый материал для обобщённой характеристики дряблости той психологии, что существовала в 1880-х годах. Невозможно придумать такой конец, ведь его может лишь подсказать живая действительность. Следовало полностью отрешиться от любого рода погони за мишурой и блестками, для того, чтобы разрушить настроение души человека с идеальным складом натуры "подвигом" подобного странного рода.

Лишь правдивость дала Апухину подсказку, что лишь на такой подвиг способен человек, коим является автор поэмы-дневника. Характеристика поэта, к слову, как певца в общем любви, так и в частности безответной, не определяется исключительно содержанием его работ, пусть и самые крупные из них таковы. Так, образец своей сжатости - поэма "С курьерским поездом". При этом в ней заключено меланхолическое повествование о том, как два влюблённых человека, которым не удалось соединить судьбу в виду обстоятельств в молодом возрасте, получают эту возможность спустя двадцать лет... И во время свидания чувствуют, что те эмоции, что были воспеты в поэзии прошлого, испарились и лучше им было не встречаться вовсе. "Письмо", составленное педантом к "Году в монастыре", также имеет предметом преданность рабскую к любимому существу, без любого намёка на взаимность со стороны. "Старая цыганка" - трактат о любовных чарах. Небольшие же пьесы из сборника Апухина принадлежат, скорее, к стихотворениям, в особенности так полюбившимся композиторам романсов.

В редкие же минуты светского автора "Года в монастыре" привлекают и иные интересы. В такие минуты он занят написанием пьес, вроде "Недостроенного памятника" (1871 год), где прославляет Екатерину за то, что она, отдаваясь сердечным порывам, не забывала и интересов государства. Определённое время это стихотворение пользовалось огромным интересом среди чтецов и актёров, нравилось массовой публике. Причина в том, что в то время творение содержало в себе некоторое пикантное затрагивание интимных тем. Менее торжественными вещами, тем более интимными, являются стихи патриотического характера, как, например "5 октября 1885 года".

Есть у Апухина и не менее хорошие вещи не интимного характера. Так, по своей тематике, прекрасное стихотворение "В убогом рубище, недвижна и мертва", словно напоминает Некрасова. Творение спасло то, что оно ничего общего не имело с основным (гражданским) мотивом пьесы, где была проведена параллель между обнаруженной в поле мертвой женщиной и той обстановкой, где она и повстречала свою смерть: день был чудесен и вешен, по кочкам зеленели молодые травы, да и дети бегали, радовались жизни поющие жаворонки...

Из стихотворений преимущественно элегического характера, стоит обратить свой взор на неповторимые по красоте октавы "Венеции". Здесь сказалось то, что меланхолическое настроение автора получило основу не на почву философии, не на разочарованиях общества и духовных разочарованиях, а в исключении своём на основе как личной, так и на физиологии постепенно стареющего тела. При всей красоте написания, всё же оставляет сильное впечатление пьеса большого размера под названием: "Из бумаг прокурора" (исповедь самоубийцы из великого света).

Что касается работы "Перед операцией", то она написана с традиционной для Апухина простотой, что так сильно напоминает манеру письма Коппе. Из юмористических пьес поэта стоит отметить забавную: "Кумушкам". Его проза не имеет ровного достоинство. Чувство недоумения у большинства читателей вызывает рассказ из жанра фантастики «Между смертью и жизнь». Здесь можно встретить вялое начало огромных размеров, при этом повесть не закончена и не имеет названия, занимает третью часть тома, где уместилось небольшое наследство всего, что написал автор за свою жизнь. К слову, этот рассказ можно смело отнести к наивному спиритизму, нежели к фантастике, мистике.

С большим интересом можно прочесть "Дневник Павлика Дольского" или "Архив графини Д***" (повесть в письмах). По некоторым упоминаниям об Апухине, в "Дневнике Павлика Дольского" большая доля - автобиографическая. Не указывается что именно, но с точки зрения литературной и автобиографической (поскольку "Дневник" и "Архив" - выражения основного настроения Апухтина и его центральных типов), как одна, так и другая повести являются автобиографичными. Перед нами общая психология писателя: неопределенный пожилой человек в томлении, который не боится надвигающейся старости, который бесстрастной любовью проявляет свои чувства (при этом не требует взаимности) он - безвольный и покорный сердечной владычице, тот, кто исполняет все сделанные ему приказания.

Как в "Дневнике", так и в "Архиве" в особенности, очень много описаний; время от времени зло и с большой меткостью изображаются разные грешки человечества, в преимуществе любовные. Важно заметить: не грехи, а именно грешки: Апухтин никогда не относился с серьёзностью к тому, чтобы на полном серьёзе обличать родную себе среду. В целом, он представляет собой тот редкий в истории русской литературы талант, который сочетает в себе не просто писательское мастерство, но и проникновенную великосветскость. Так или иначе, самые известные писатели тесно связаны с этим самым великим светом. Конечно, не всеми руководило, так называемое, «лермонтовское» желание кинуть «пустому сборищу железный стих, что облит горестью и злобой»; но практически все находятся выше этого сборища, пустоты. Про Апухтина так сказать невозможно, ведь он, по складу своей души, ни на сколько не становился выше уровня простой светской психологии.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Апухтина Алексея Николаевича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.



Последние материалы раздела:

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...