Арабский халифат прекратил свое существование после. Исторические предпосылки возникновения

После смерти Мухаммеда арабами управляли халифы. - наследники Пророка. При первых четырех халифах, его ближайших сподвижниках и родственниках, арабы вышли за пределы Аравийского.полуострова и обрушились на Византию и Иран. Главной силой их войска была конница. Арабы завоевали богатейшие византийские провинции - Сирию, Палестину, Египет и огромное Иранское царство. В начале VIII в. в Северной "Африке они подчинили племена берберов и обратили их в ислам. В 711 г. арабы переправились в Европу, на Пиренейский полуостров, и завоевали почти полностью королевство вестготов; Но в дальнейшем, при столкновения с франками (732), арабы были отброшены на юг. На востоке они подчинили народы Закавказья и Средней Азии, сломив их упорное сопротивление. Завоевав затем Восточный Иран и Афганистан, арабы проникли в Северо-Западную Индию.

Так в течение VII - первой половины VIII в. возникло огромное государство - Арабский халифат, простиравшееся от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая. Его столицей стал Дамаск.
В середине VII в. при халифе Али, двоюродном брате Мухаммеда, в стране вспыхнули междоусобицы, приведшие к расколу мусульман на суннитов и шиитов.

Сунниты признают священными книгами не только Коран, но и Сунну - собрание рассказов из жизни Мухаммеда, а также считают, что халиф должен быть главой мусульманской церкви. Шииты отвергают Сунну как священную книгу и требуют, чтобы верующими руководили имамы - духовные наставники из рода Али.

После убийства Али власть захватили халифы из династии Омеиядов, опиравшиеся на суннитов. Шиитское восстание против Омеиядов началось в Средней Азии и перекинулось на Иран и Ирак, чем и воспользовались Аббасиды - потомки дяди Мухаммеда, Аббаса. Войска халифа потерпели поражение, сам халиф бежал в Сирию, а потом в Египет, где и был убит восставшими. Почти все Омейяды были истреблены (один из бежавших Омеиядов создал в Испании самостоятельное арабское государство - Кардовский эмират, с Х в. - Кордовский халифат). В 750 г. власть в халифате перешла к династии Аббасидов. Иранские землевладельцы, поддержавшие Аббасидов, получили высокие должности в государстве. Они могли занимать даже пост везира - высшего чиновника, помощника халифа.
Вся земля в государстве была собственностью халифа. Эмиры (наместники) из числа его ближайших родственников собирали в провинциях налоги, содержали за счет этого войско, руководили завоевательными походами. Послабления в уплате налогов для мусульман заставляли многих жителей завоеванных стран переходить в ислам. В итоге ее временем ислам приняло большинство населения Сирии, Египта, значительной части Африки, Ирана, Ирака, Афганистана, части Индостана и Индонезии.

При Аббасидах завоевания арабов почти прекратились: были присоединены лишь острова Сицилия, Кипр, Крит и часть юга "Италии. На пересечении торговых путей на реке Тигр была основана новая столица - Багдад, давшая название государству арабов при Аббасйдах - Багдадский халифат. Время его расцвета пришлось на годы правления легендарного Харуна ар-Рашида (766-809), современника Карла Великого.
В VIII-IX вв. по халифату прокатился ряд восстаний. Особенно значительным было движение карматов (одна из ветвей шиитов), которым даже удалось создать свое государство, просуществовавшее около полутора веков.

Огромный халифат недолго оставался единым. Все большую власть в нем приобретали гвардия, набранная из пленных тюрок (выходцев из Средней Азии), и наместники-эмиры, становившиеся независимыми правителями. В IX в. от Багдадского халифата отделились Египет и другие провинции в Северной Африке, Средняя Азия, Иран и Афганистан. Под властью халифа находилась лишь Месопотамия, но халиф оставался главою мусульман-суннитов.
В середине XI в. турки-сельджуки (названы так по имени их предводителя Сельджука), захватившие, к тому времени часть Средней Азии, завоевали большую часть владений арабов на Ближнем Востоке. В 1055 г. они захватили Багдад. Халиф короновал правителя турок-сельджуков и даровал ему титул султана.

В VII—VIII вв. в результате завоеваний сложилось огромное государство — Арабский халифат , кото-рый позже распался на отдельные государства. В странах Халифата была создана богатая культу-ра, связавшая воедино достижения разных наро-дов. Арабы внесли огромный вклад в развитие науки, литературы, искусства.

Арабские завоевания (возникновение Арабского Халифата)

После смерти Мухамма-да власть в государстве, объединившем всех арабов, унаследовали ближайшие сподвижни-ки пророка, избираемые на собраниях наибо-лее уважаемых мусульман. Эти правители именовались халифами — «заместителями» пророка, а государство, которое они возглав-ляли, — Халифатом . Объединив арабов, ислам поставил перед ними общую цель — подчи-нить «неверных» новой религии. Первое сто-летие Халифата прошло под знаком завоева-ний. В 636 г. арабы разбили византийцев на реке Ярмук к северу от Иерусалима и за не-сколько лет захватили восточные провинции Византии: Сирию, Палестину и Египет, затем Иран, а позже и всё средиземноморское побе-режье Африки. В 711—714 гг. они подчинили Вестготское королевство в Испании, перешли Пиренеи и только в 732 г. были остановлены франками при Пуатье. На востоке они вышли к реке Инд, захватили Среднюю Азию и в 751 г. при Таласе нанесли поражение китайскому войску, но дальше не пошли.

Арабское судно. Миниатюра XIII в.

Каждая новая победа усиливала уверен-ность мусульман во всемогуществе Аллаха, избравшего арабов орудием выполнения своей воли. Но были и другие причины их удиви-тельных успехов. Бывшие кочевники оказа-лись прекрасными воинами, их конница ата-ковала стремительно, а религиозное рвение удваивало силы. В то же время противостоя-щие им державы — Иран, Византия, вестгот-ская Испания — были ослаблены внутренними распрями или взаимной враждой. Их населе-ние, уставшее от войн и тяжёлых налогов, час-то готово было покориться без боя. Этому спо-собствовала и терпимость арабов по отношению к «людям Писания» — так они называли хрис-тиан и иудеев, резко отличая их от язычни-ков. В то же время освобождение от некоторых важных налогов побуждало покорённое насе-ление переходить в ислам, тем более что в новой вере узнавались черты иудаизма и хрис-тианства. Принять такую веру было легче.

В середине VIII в. арабские завоевания в основном закончились. Арабы создали самую огромную державу, какую к тому времени знала история.

Арабские путешественники. Миниатюра XIII в.

Арабские завоевания

Расцвет и распад Халифата

Арабские завое-вания разворачивались на фоне жестокой борьбы за власть халифа. В ходе этой борьбы мусульмане разделились на шиитов (от слова «аш-шиа» — сторонники) и суннитов (от сло-ва «сунна», что означает «предание»).

Сунниты и шииты ожесточённо спорили о том, кто должен быть имамом, т. е. религиозным главой всех мусульман, и о многом дру-гом. Те и другие считали себя сто-ронниками истинного учения Мухаммада, которое было искаже-но их противниками. Позже оба направления распались на множе-ство течений и сект, однако в целом деление мусульман на суннитов и шиитов сохранилось до наших дней.

На рубеже VIII-IX вв. Арабский халифат выглядел, как никогда, прочным. Столичный Багдад был одним из самых больших городов мира, двор халифов утопал в роскоши. Материал с сайта

Память о могуществе Халифата сохрани-лась в сказках «Тысяча и одна ночь», но расцвет Халифата оказался недолговечным. Во-первых, покорённые народы далеко не всегда желали мириться с завоевателями. Уже в VIII-IX вв. по Халифату прокатилась волна мятежей и народных волнений. Во-вторых, под властью халифов оказалась слишком большая территория. Наместники отдельных областей — эмиры — чувствовали себя в своих владениях полными хозяевами.

Интерьер кордовской мечети. VIII-X вв.

Сначала отделилась Испания, затем отдели-лись Марокко, Египет, Средняя Азия. Вско-ре халифы потеряли реальную власть, а в XIII в. монголы завоевали Багдад.

§ 9. Завоевания арабов и создание Арабского халифата

Начало завоевательных походов арабов

Смерть Мухаммеда привела к восстаниям противников исламского государства, вспыхнувшим в разных концах Аравии. Однако эти выступления были быстро подавлены, и мусульмане приступили к завоеванию других стран. Главными противниками арабов оказались Византийская империя и Иран.

Арабский воин

Ещё Мухаммед направил византийскому императору послание с призывом принять ислам. В нём говорилось: «Покорись (прими ислам), и ты спасёшься. Аллах воздаст тебе двойную награду. О люди Писания! Объединяйтесь вокруг общего для нас и вас Слова!» Константинопольский владыка не счёл нужным ответить пророку, но вскоре он ощутил силу оружия мусульман. Византийское войско не смогло противостоять натиску арабской конницы, окрылённой новой религией. Мусульмане с радостью принимали смерть, надеясь вкусить райское блаженство, обещанное пророком.

Военные успехи мусульман

В ходе завоевательных походов войско арабов во главе с халифами подчинило себе богатейшие страны Ближнего Востока. Сирия, Палестина, Междуречье были отняты им у византийцев. Арабы овладели крупнейшим городом Сирии Дамаском и священным городом христиан и иудеев Иерусалимом. После нескольких поражений перестала существовать Иранская держава. В Африке арабы захватили Египет. Византийская армия и здесь не смогла противостоять завоевателям. Крупнейший город Египта Александрия без боя сдался мусульманам, которые обещали за богатый выкуп не трогать христианские храмы. Из своих восточных владений византийские императоры сумели сохранить лишь Малую Азию. Арабы не раз осаждали Константинополь, но взять его не смогли.

Мусульмане штурмуют крепость в Сирии. Средневековый рисунок

Подчинив себе Северную Африку, арабы в начале VIII века переправились через Гибралтарский пролив и высадились в Испании. Небольшое войско арабов разгромило армию вестготского короля. Несмотря на упорное сопротивление, города вестготов пали один за другим. К 718 году вся Испания, кроме небольшой области на севере страны, оказалась в руках арабов. Затем они вторглись в пределы Франкского королевства и были остановлены только Карлом Мартеллом в битве при Пуатье.

Вспомните, в какую эпоху и кем был основан город Александрия.

К середине VIII века в результате завоеваний возникло огромное мусульманское государство – Арабский халифат. В его состав вошли земли с плодородными почвами – Египет и Междуречье, которые раньше были житницами Древнего Рима и Византии. Арабы захватили все известные в то время месторождения золота. Они поставили под свой контроль морские и сухопутные торговые пути, соединявшие рынки Средиземноморья со странами Дальнего Востока, Центральной Азии, внутренними районами Африки. Всё это сделало халифат богатейшим государством мира.

Походы и завоевания арабов. Арабский халифат

Первые халифы и раскол в исламе

Первые халифы по своему образу жизни мало чем отличались от простых мусульман. Как и пророк Мухаммед, они обладали светской и духовной властью. В период завоеваний халифы должны были быть и военачальниками. Талантом полководца прославился халиф Омар (634–644). Он слыл суровым, но справедливым правителем, который не стремился к личному обогащению, хотя арабское войско овладело огромными сокровищами.

Мечеть Омара в Иерусалиме

После смерти Омара халифом был избран Осман (644–656). Новый халиф происходил из рода, первоначально враждебного Мухаммеду, но затем принявшего ислам. При распределении богатств, захваченных во время походов, и назначении на важные должности Осман отдавал предпочтение своим родственникам. Наместники завоёванных областей, обладавшие реальной военной силой, всё меньше прислушивались к халифу, жившему в Медине. Мусульманская знать организовала против Османа заговор, и халиф был убит на пороге собственного дома. При этом кровь правителя попала на список Корана, который он держал в руках.

Ещё более драматичные события развернулись при халифе Али (656–661). Междоусобная война и последовавшее за ней убийство Али привели к расколу мусульман на враждующие группировки – суннитов и шиитов. После гибели Али в 661 году халифом объявил себя наместник Сирии. Он не поехал ни в Мекку, ни в Медину, а остался в Дамаске, основав династию Омейядов.

Внутренняя жизнь Арабского халифата

В конце VII века халифы из «заместителей» пророка Мухаммеда превратились в неограниченных правителей, а их власть из выборной стала наследственной. В руках халифов сосредоточились несметные богатства, стекавшиеся из завоёванных стран. Ежегодно в их столицу в виде дани поступали тонны серебра и золота. Ими правители могли распоряжаться по своему усмотрению. Большое влияние на дела государства оказывала мусульманская знать, состоявшая не только из арабов, но и из представителей других народов, населявших халифат. Знатные мусульмане – полководцы и наместники провинций быстро забыли призывы пророка Мухаммеда презирать богатство и делиться своим имуществом с бедными. Подражая вельможам захваченных стран, они возводили великолепные дворцы, наполненные сокровищами.

Торговля на мусульманском базаре. Средневековый рисунок

Завоёванные арабами земли были объявлены собственностью всей мусульманской общины. Люди, жившие на этих землях, должны были платить поземельный налог или принять ислам. На завоёванных землях арабы сначала насильно не принуждали местное население становиться мусульманами. «Людям Писания» – христианам и иудеям, признававшим единого Бога, разрешалось жить по законам их веры, но они должны были платить особую подушную подать. К язычникам мусульмане относились нетерпимо: под страхом истребления им предлагалось принять ислам. Населению завоёванных стран было выгодно переходить в новую веру, так как оно сразу освобождалось от налогов. Мусульмане платили только милостыню в пользу бедных.

Почему мусульмане терпимо относились к вере христиан и иудеев?

Однако через несколько десятилетий отношение мусульман к людям других религий изменилось, и начались их притеснения. Один из халифов издал указ, в котором приказывал христианам и иудеям «носить отныне платье жёлтое; не носить белого платья, дабы не походить на мусульман; разрушить заново построенные храмы, удвоить поголовную подать; не позволять им входить в мусульманские бани… не брать себе мусульман для личных услуг…». Христианин, посмевший ударить мусульманина, подвергался смертной казни.

Халиф Гарун аль-Рашид со своими приближёнными. Средневековая миниатюра

Что изменилось в отношении мусульман к представителям других религий?

Распад Арабского халифата

Правление Омейядов вызвало недовольство в народе, которым воспользовались противники халифов. В 750 году власть Омейядов была свергнута, а сами они истреблены. Новыми правителями мусульманского государства стали Аббасиды, сделавшие столицей халифата город Багдад на реке Тигр в Междуречье. В VIII–IX веках Арабский халифат достиг вершины своего могущества. Однако закат этой державы был уже близок. На землях халифата проживало около 80 миллионов человек. Большинство населения составляли завоёванные народы, принявшие ислам. Управлять таким большим государством было сложно, и халифы сохраняли свою власть только силой оружия. То тут, то там вспыхивали мятежи и восстания, которые расшатывали исламское государство. Его силу подрывала также непрекращающаяся вражда между суннитами и шиитами. Наместники отдалённых провинций отказывались подчиняться власти багдадского халифа и не посылали ему положенной дани. Постепенно они создавали собственные независимые государства.

Мусульманские воины. Арабская миниатюра

Постепенно к X веку халифат лишился большинства владений, сохранив под своей властью только земли вокруг Багдада. Став простой игрушкой в руках своей армии, халифы потеряли светскую власть, сохранив авторитет только в делах религии. На месте огромной державы возникло множество мусульманских государств, в которых говорили на арабском языке. Несмотря на распад Арабского халифата, вера пророка Мухаммеда распространилась далеко за пределы Аравии. В страны Азии, Африки, Европы её несли не только воины, но и купцы и проповедники.

Пользуясь картой, перечислите страны и народы, завоёванные арабами. Назовите места важнейших побед и крупнейших поражений арабов.

Мусульманская культура

Культура Арабского халифата и государств, образовавшихся на его месте, была тесно связана с мусульманской религией.

Обучение в медресе. Арабский рисунок

Обучение чтению, письму и арифметике считалось необходимым для понимания и усвоения Корана. Его текст заучивали наизусть, стремясь применять мудрость этой книги во всех жизненных ситуациях. Для обучения детей 5-10 лет создавались начальные школы.

Государство заботилось об образовании своих подданных. По приказу халифов создавались медресе, где подростки и взрослые продолжали образование.

Мусульманская библиотека. Средневековый рисунок

Они собирались вокруг учителя, который зачитывал древние тексты и труды учёных, объясняя непонятные места. В медресе изучали историю и основы ислама, математику, медицину, геометрию и другие науки.

Страницы из арабской рукописи по медицине

Уважение к знаниям, которое проявляли мусульмане, сочеталось с нетерпимостью ко всему, что, по их мнению, противоречило исламу. Нередко во время завоеваний мусульмане разрушали и уничтожали то, что считали чуждым своей вере. При дворе халифов в Багдаде и в других крупных городах возникали «Дома мудрости» – своеобразные академии наук. Здесь учёные занимались переводами на арабский язык сочинений авторов разных стран и эпох, в том числе известных мудрецов древности: Платона, Аристотеля, Архимеда. С некоторыми из этих трудов средневековых европейцев познакомили именно арабы.

Вспомните, чем были знамениты Платон, Аристотель, Архимед.

Торговля и путешествия сделали арабов знатоками географии. На составленных ими картах и в географических трудах содержалось описание всех областей тогдашнего мусульманского мира от Испании до Индии. Знали мусульмане о Китае, Корее, Сибири. В сочинениях «Чудеса стран», «Диковинки Земли», в «Книге путей и государств», а также в «Книге картины Земли» содержались подробные сведения о природе, народах, городах, занятиях жителей самых различных земель.

Миниатюра из арабской книги

Из далёкой Индии арабские учёные заимствовали удобную десятичную систему счёта, переняв у индийцев цифры, которые мы и сейчас именуем арабскими. Наука алгебра, появившаяся также в Индии, стала известна в Европе именно под арабским названием «ал-джебр».

Большая мечеть в Дамаске. VIII век

Далеко за пределами мусульманского мира было известно имя жившего в конце X – начале XI века учёного Ибн Сины (в Европе его звали Авиценна). Его перу принадлежали медицинские труды «Книга исцеления» и «Канон врачебной науки».

Слияние различных культурных потоков привело к возникновению мусульманской поэзии. Она прославляла победы в боях, возвышенные чувства любви, радости жизни.

Арабы любили слушать и рассказывать сказки. Бродячие сказители собирали, сочиняли и приносили в разные концы мусульманского мира фантастические рассказы. Постепенно они составили огромный сборник, получивший название «Тысяча и одна ночь». В него вошли сказки не только арабов, но также греков, персов, индийцев и других народов. Наиболее известны повествования об отважном багдадском купце Синдбаде-мореходе, совершавшем свои рискованные путешествия в дальние страны.

Вид города Алеппо в Сирии. Средневековый рисунок

Законы мусульманской религии запрещают изображать Бога. Поэтому на стенах зданий, в книгах можно видеть лишь замысловатые узоры и орнаменты, составленные из арабских букв, складывающихся в слова. Нередко это были цитаты из Корана или высказывания пророка Мухаммеда. На мусульманском Востоке широкое распространение получила каллиграфия. Арабский язык и арабская письменность были известны во всех странах, жители которых исповедовали ислам.

Подведём итоги

Арабские завоевания привели к возникновению огромного Арабского халифата. В странах, вошедших в его состав, жизнь людей была организована в соответствии с требованиями исламской религии. Арабы-мусульмане стремились расширить свои знания об окружающем мире. Они создали особый мир культуры, которая была тесно связана с мусульманской религией. Многое из достижений учёных Арабского халифата превосходило уровень науки европейских стран того времени.

Сунниты – сторонники одной из группировок в исламе, почитающие не только Коран, но и устное предание о деяниях и высказываниях Мухаммеда – Сунну.

Шииты – сторонники одной из группировок в исламе, признающие Коран единственной священной книгой, считающие законным халифом только Али и его потомков.

Медресе – учебное заведение в исламских странах.

Каллиграфия – искусство красивого и чёткого письма.

661 год. Начало правления династии Омейядов.

750 год. Свержение Омейядов, начало правления династии Аббасидов.

«Все знания в конечном счёте связаны с религией и обретаются во имя Аллаха».

Пророк Мухаммед

1*. Расскажите о ходе арабских завоеваний. Почему арабам-мусульманам удалось быстро завоевать многие страны Востока?

2. Каково было отношение арабов к завоёванным народам? Как оно изменялось? Почему?

3. Какой властью обладали халифы?

4. Какие изменения произошли в Арабском государстве к Х веку по сравнению со временем первых халифов?

5. Назовите причины распада Арабского халифата.

6. Какое влияние оказал ислам на культуру Арабского халифата?

7. Какие знания больше всего ценили мусульманские учёные? Как вы думаете, почему?

8. Что из научных знаний европейцы восприняли у мусульман?

1. В знаменитой книге сказок «Тысяча и одна ночь» рассказывается о разговоре халифа и учёной девушки. «О Таваддуд, какие науки ты хорошо знаешь?» – спросил халиф. Девушка отвечала: «Я знаю грамматику, поэзию, законоведение, толкование Корана и лексику, знакома с музыкой и наукой о долях наследства, и счётом, и делением, и землемерием, и сказаниями первых людей… я изучала науки точные, и геометрию, и философию, и врачевание, и логику, и риторику, и изъяснение и запомнила многое из богословия. Я была привержена к поэзии и играла на лютне, узнала, где на ней места звуков, и знаю, как ударять по струнам, чтобы были они в движении или в покое… Говоря кратко, я дошла до того, что знают лишь люди, утвердившиеся в науке».

Назовите науки, которые были знакомы арабской девушке. Какие из них считаются науками и сегодня?

2. Пользуясь текстом параграфа и иллюстрациями, составьте рассказ о жизни в средневековом мусульманском городе, используя слова: халиф, дворец, мечеть, минарет, медресе, базар.

Из книги История. Всеобщая история. 10 класс. Базовый и углублённый уровни автора Волобуев Олег Владимирович

§ 10. Арабские завоевания и создание Арабского халифата Возникновение ислама. Самая молодая из мировых религий – ислам – зародилась на Аравийском полуострове. Большинство его жителей, арабов, занималось скотоводством и вело кочевой образ жизни. Несмотря на это, здесь

Из книги Русь арийская [Наследие предков. Забытые боги славян] автора Белов Александр Иванович

Как дракон превратился в арабского царя Весьма интересно, что Атар, получивший в последующей авестийской трактовке образ смертного воина-богатыря, борется не с кем-нибудь, а с драконом. Борьба между драконоборцем и трехглавым драконом идет за обладание символом

автора Коллектив авторов

ЗАВОЕВАНИЯ АРАБОВ И ОБРАЗОВАНИЕ ХАЛИФАТА

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

ОТ АРАБСКОГО ГОСУДАРСТВА К МУСУЛЬМАНСКОЙ ИМПЕРИИ Переход власти от Омейядов к Аббасидам не просто знаменовал смену правящей династии, он сопровождался радикальными социально-политическими изменениями, в результате которых Халифат превратился из империи арабов в

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

ЗАВОЕВАНИЯ АРАБОВ И ОБРАЗОВАНИЕ ХАЛИФАТА. ХАЛИФАТ АББАСИДОВ И РАСЦВЕТ АРАБСКОЙ КУЛЬТУРЫ Бартольд В.В. Сочинения. М., 1966. Т. VI: Работы по истории ислама и Арабского Халифата.Белл R, Уотт УМ. Коранистика: Введение: Пер. с англ. СПб., 2005.Бертельс Е.Э. Избранные труды. М., 1965. Т. 3:

Из книги История Византийской империи. Т.1 автора

Завоевания арабов до начала VIII века. Константин IV и осада арабами Константинополя После смерти Мухаммеда (632) в качестве главы мусульман был избран его родственник Абу-Бекр, с титулом халифа, т.е. «наместника». Следующие три халифа, Омар, Осман и Али, также были избираемы, но

Из книги Семь столпов мудрости автора Лоуренс Томас Эдвард

Книга II. Начало арабского наступления Мои начальники были изумлены такими благоприятными новостями, но пообещали помощь, а пока что послали меня, во многом против моей воли, назад в Аравию. Я достиг лагеря Фейсала в тот самый день, когда турки прорвали оборону

Из книги Очерк о золоте автора Максимов Михаил Маркович

Страны Арабского халифата Золотые маураведины, или динары, чеканились во многих странах Арабского халифата, включавшего территории юга Испании и юга Франции на западе, Средиземноморского побережья Африки, Среднего Востока и современной Средней Азии на востоке. На этой

Из книги История Византийской империи. Время до крестовых походов до 1081 г. автора Васильев Александр Александрович

Завоевания арабов до начала VIII века. Константин IV и осада арабами Константинополя После смерти Мухаммеда (632) в качестве главы мусульман был избран его родственник Абу-Бекр, с титулом халифа, т. е. «наместника». Следующие три халифа. Омар, Осман и Али, также были избираемы,

Из книги Калиф Иван автора Носовский Глеб Владимирович

7.2. Итог Великого = «Монгольского» завоевания XIV века - создание Великой Русской Средневековой Империи Согласно нашей реконструкции, в итоге великого = «монгольского» завоевания мира, вышедшего в начале XIV века н. э. из Руси-Орды, большая часть восточных и

Из книги Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока автора Нефедов Сергей Александрович

9.9. РАСПАД АРАБСКОГО ХАЛИФАТА Вернемся теперь к истории Ближнего Востока. Как отмечалось выше, в 810-830-х гг. Арабский халифат был охвачен тяжелым кризисом, который проявлялся в династических распрях, в восстаниях простого народа и в гражданских войнах. В ходе этих войн

Из книги Тайны Русского каганата автора Галкина Елена Сергеевна

Ученые Арабского халифата о географии Восточной Европы Очевидно, что Балтика и земли ильменских славян и кривичей из сферы поиска территории русов должны быть исключены. Другой интересующий нас ориентир в арабо-персидской географии, весьма легко поддающийся

Из книги Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX века. 10 класс. Базовый уровень автора Волобуев Олег Владимирович

§ 10. Арабские завоевания и создание Арабского халифата Возникновение исламаСамая молодая из мировых религий – ислам – зародилась на Аравийском полуострове. Большинство его жителей, арабов, занималось скотоводством и вело кочевой образ жизни. Несмотря на это, здесь

Из книги 500 великих путешествий автора Низовский Андрей Юрьевич

Путешественники арабского Востока

Из книги Всеобщая история. История средних веков. 6 класс автора Абрамов Андрей Вячеславович

§ 10. Завоевания арабов и создание Арабского халифата Начало завоевательных походов арабовСмерть Мухаммеда привела к восстаниям противников исламского государства, вспыхнувшим в разных концах Аравии. Однако эти выступления были быстро подавлены, и мусульмане

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

Транслитерация с арабского языка Транслитерация, обозначенная в таблице как «Английский», обычно используется в англоязычных научных публикациях. В эту систему включены несколько диграфов (например, th или sh). В некоторых публикациях эти диграфы объединяются чертой,

Является ислам, рождение которого относится к VII веку и связано с именем пророка Мухаммеда, исповедовавшего единобожие. Под его влиянием в Хаджизе — на территории Западной Аравии — была образована община единоверцев. Дальнейшие завоевания мусульманами Аравийского полуострова, Ирака, Ирана и ряда других государств обусловили возникновение арабского халифата — мощного азиатского государства. Оно включило в себя целый ряд покорённых земель.

Халифат: что это такое?

Само слово «халифат» в переводе с арабского имеет два значения. Это и наименование того огромного государства, созданного после смерти Мухаммеда его последователями, и титул верховного правителя под властью которого находились страны халифата. Период существования этого государственного образования, отмеченный высоким уровнем развития науки и культуры, вошёл в историю, как Золотой век ислама. Условно принято считать его границами 632-1258 гг.

После смерти халифата насчитывает три основных периода. Первый из них, начавшийся в 632 году, обусловлен созданием Праведного халифата, во главе которого поочерёдно стояли четыре халифа, праведность которых дала название управляемому ими государству. Годы их правления отмечены рядом крупных завоеваний, таких как захват Аравийского полуострова, Кавказа, Леванта и значительной части Северной Африки.

Религиозные споры и территориальные завоевания

Возникновение халифата тесно связано с начавшимися после смерти пророка Мухаммеда спорами о его преемнике. В результате многочисленных дебатов верховным правителем и религиозным лидером стал близкий друг основателя ислама — Абу Бакр ас-Саддик. Он начал своё правление с войны против вероотступников, отошедших от учения пророка Мухаммеда сразу же после его смерти и ставших последователями лжепророка Мусайлимы. Их сорокатысячная армия была разбита в битве при Аркабе.

Последующие продолжили завоевания и расширение подвластных им территорий. Последний из них — Али ибн Абу Талиб — стал жертвой взбунтовавшихся отступников от основной линии ислама — хариджитов. Это положило конец выборности верховных правителей, так как силой захвативший власть и ставший халифом Муавия I в конце жизни назначил преемником своего сына, и таким образом в государстве установилась наследственная монархия ― так называемый Омейядский халифат. Что это такое?

Новая, вторая форма халифата

Своему названию данный период в истории арабского мира обязан династии Омейядов, выходцем из которой был Муавия I. Его сын, унаследовавший от отца верховную власть, ещё больше раздвинул границы халифата, одерживая громкие военные победы в Афганистане, Северной Индии и на Кавказе. Его войска захватили даже часть Испании и Франции.

Только византийский император Лев Исавр и болгарский хан Тервел смогли остановить его победоносное наступление и положить предел территориальным экспансиям. Европа же своим спасением от арабских завоевателей обязана прежде всего выдающемуся полководцу VIII века Карлу Мартелю. Возглавляемая им армия франков разгромила полчища захватчиков в знаменитой битве при Пуатье.

Перестройка сознания воинов на мирный лад

Начало периода, связанного с Омейядским халифатом, характерно тем, что положение самих арабов на оккупированных ими территориях было незавидным: жизнь напоминала обстановку в военном лагере, находящемся в состоянии непрерывной боевой готовности. Причиной тому послужило крайне религиозное рвение одного из правителей тех лет Умара I. Благодаря ему ислам приобрел черты воинствующей церкви.

Возникновение арабского халифата породило многочисленную социальную группу профессиональных воинов — людей, единственным занятием которых стало участие в захватнических походах. Чтобы их сознание не перестраивалось на мирный лад, им было запрещено вступать во владение земельными участками и обретать оседлость. К концу же правления династии картина во многом изменилась. Запрет был отменён, и, став землевладельцами, многие вчерашние воины ислама предпочли жизнь мирных помещиков.

Халифат династии Аббасидов

Справедливо отметить, что если в годы Праведного халифата для всех его правителей политическая власть по своему значению уступала место религиозному влиянию, то теперь она заняла главенствующую позицию. По своему политическому величию и культурному расцвету наибольшую славу в истории Востока заслуженно приобрёл Аббасидский халифат.

Что это такое — знает в наши дни большинство мусульман. Воспоминания о нём доныне укрепляют их дух. Аббасиды — династия правителей, подарившая своему народу целую плеяду блестящих государственных мужей. Среди них были и полководцы, и финансисты, и истинные ценители и покровители искусства.

Халиф — покровитель поэтов и учёных

Считается, что арабский халифат при Харуне ар Рашиде — одном и наиболее ярких представителей правящей династии — достиг наивысшей точки своего расцвета. Этот государственный деятель вошёл в историю как покровитель учёных, поэтов и литераторов. Однако, посвятив всего себя духовному развитию возглавляемого им государства, халиф оказался плохим администратором и уж совсем никудышным полководцем. Кстати, именно его образ увековечен в пережившем века собрании восточных сказок «Тысяча и одна ночь».

«Золотой век арабской культуры» — эпитет, который в наибольшей степени заслужил именно возглавляемый Харун ар Рашидом халифат. Что это такое, можно в полной мере понять, лишь ознакомившись с тем наслоением староперсидской, индийской, ассирийской, вавилонской и отчасти греческой культур, что способствовало развитию ученой мысли в период правления этого просветителя Востока. Всё лучшее, что создано было творческим умом древнего мира, он сумел объединить, сделав для этого базовой основой арабский язык. Именно поэтому в наш обиход вошли выражения: «арабская культура», «арабское искусство» и так далее.

Развитие торговли

В обширном и вместе с тем упорядоченном государстве, коим являлся Аббасидский халифат, значительно увеличился спрос на продукцию сопредельных государств. Это явилось следствием повышения общего уровня жизни населения. Мирные на тот период отношения с соседями позволили развить с ними меновую торговлю. Постепенно круг экономических контактов расширялся, и в него стали входить даже страны, находящиеся на значительном удалении. Всё это дало толчок к дальнейшему развитию ремёсел, искусства и мореплавания.

Во второй половине IX века, уже после смерти Харун ар Рашида, в политической жизни халифата обозначились процессы, которые в итоге привели к его распаду. Ещё в 833 году находившийся у власти правитель Мутасим сформировал преторианскую тюркскую гвардию. С годами она сделалась настолько мощной политической силой, что правящие халифы попали к ней в зависимость и практически утратили право на принятие самостоятельных решений.

К этому же периоду относится и рост национального самосознания у подвластных халифату персов, что послужило причиной их сепаратистских настроений, ставших впоследствии причиной откола Ирана. Общий распад халифата ускорился и за счёт отделения от него на западе Египта и Сирии. Ослабление централизованной власти дало возможность заявить свои претензии на независимость и ряд других прежде подконтрольных территорий.

Усиление религиозного давления

Потерявшие свою прежнюю власть халифы попытались заручиться поддержкой у правоверного духовенства и воспользоваться его влиянием на массы. Правители, начиная с Аль-Мутаваккиля (847 год), своей главной политической линией сделали борьбу со всеми проявлениями вольнодумства.

В государстве, ослабленном подрывом авторитета власти, началось активное религиозное гонение на философию и все отрасли науки, включая математику. Страна неуклонно погружалась в пучину мракобесия. Арабский халифат и его распад явились наглядным примером того, сколь благотворно влияние науки и свободной мысли на развитие государства, и сколь губительно их преследование.

Конец эпохи арабских халифатов

В X веке влияние тюркских военачальников и эмиров Месопотамии настолько усилилось, что могущественные прежде халифы Аббасидской династии превратились в мелких багдадских князьков, единственным утешением которых сделались оставшиеся от прежних времён титулы. Дошло до того, что возвысившаяся в Западной Персии шиитская династия Буидов, собрав достаточное войско, захватила Багдад и фактически правила в нём на протяжении ста лет, тогда как номинальными властителями оставались представители Аббасидов. Большего унижения для их гордости не могло быть.

В 1036 году для всей Азии наступил очень тяжёлый период — турки-сельджуки начали беспримерный по тем временам захватнический поход, ставший причиной уничтожения во многих странах мусульманской цивилизации. В 1055 году они выбили из Багдада правивших там Буидов и установили своё господство. Но и их власти пришёл конец, когда в начале XIII века вся территория некогда мощного арабского халифата была захвачена бесчисленными полчищами Чингисхана. Монголы окончательно уничтожили всё, что было достигнуто восточной культурой за предшествующие века. Арабский халифат и его распад отныне стали лишь страницами истории.

После смерти Мухаммеда арабами правили халифы – военные вожди, выбиравшиеся всей общиной. Первые четыре халифа были выходцами из ближайшего окружения самого пророка. При них арабы впервые вышли за пределы своих исконных земель. Халиф Омар, наиболее удачливый военачальник, распространил влияние ислама практически на весь Ближний Восток. При нем были завоеваны Сирия, Египте, Палестина – земли, ранее принадлежавшие христианскому миру. Ближайшим противником арабов в борьбе за земли оказалась Византия, переживавшая тяжелые времена. Длительная война с персами и многочисленные внутренние проблемы подорвали мощь византийцев, и арабам не составило труда отобрать у империи ряд территорий и разбить византийское войско в нескольких сражениях.

В каком-то смысле арабы были “обречены на успех” в своих походах. Во-первых, превосходная легкая конница обеспечивала арабской армии мобильность и перевес над пехотой и тяжелой кавалерией. Во-вторых, арабы, захватив страну, вели себя в ней в соответствии с заповедями ислама. Имущества лишались только богачи, бедноту завоеватели не трогали, и это не могло не вызывать симпатии к ним. В отличие от христиан, нередко принуждавших местное население принимать новую веру, арабы допускали религиозную свободу. Пропаганда ислама на новых землях носила скорее экономический характер. Происходило это следующим образом. Покорив себе местное население, арабы облагали его налогами. Тот, кто переходил в ислам, освобождался от значительной части этих налогов. Христиане и евреи, издавна жившие во многих ближневосточных странах, не подвергались гонениям со стороны арабов – им просто приходилось платить налог на свою веру.

Население в большинстве покоренных стран воспринимало арабов как освободителей, тем более что те сохраняли за покоренным народом определенную политическую самостоятельность. В новых землях арабы основывали полувоенные поселения и жили своим замкнутым, патриархально-родовым миром. Но такое положение дел длилось недолго. В богатых сирийских городах, славящихся своей роскошью, в Египте с его многовековыми культурными традициями, знатные арабы все больше проникались привычками местных богачей и знати. Впервые в арабском обществе произошел раскол – приверженцы патриархальных устоев не могли смириться с поведением тех, кто отказывался от обычая отцов. Оплотом традиционалистов стала Медина и месопотамские поселения. Их противники – не только в вопросе устоев, но и в политическом плане – жили преимущественно в Сирии.

В 661 году произошел раскол между двумя политическими группировками арабской знати. Халиф Али, зять пророка Мухаммеда, старался примирить традиционалистов и сторонников нового уклада. Однако эти попытки ни к чему не привели. Али был убит заговорщиками из секты традиционалистов, а его место занял эмир Муавия, глава арабской общины в Сирии. Муавия решительно порвал со сторонниками военной демократии раннего ислама. Столица халифата была перенесена в Дамаск, древнюю столицу Сирии. В эпоху Дамасского халифата арабский мир решительно раздвинул свои границы.

К VIII веку арабы подчинили себе всю Северную Африку, а в 711 году начали наступление на европейские земли. О том, какую серьезную силу представляло собой арабское войско, можно судить хотя бы по тому факту, что всего за три года арабы полностью овладели Пиренейским полуостровом.

Муавия и его наследники – халифы династии Омейядов – за короткий срок создали государство, равных которому история еще не знала. Ни владения Александра Македонского, ни даже Римская империя в пору своего расцвета не простирались так широко, как халифат Омейядов. Владения халифов раскинулись от Атлантического океана до Индии и Китая. Арабам принадлежала почти вся Средняя Азия, весь Афганистан, северо-западные территории Индии. На Кавказе арабы покорили Армянское и Грузинское царства, превзойдя тем самым древних владык Ассирии.

При Омейядах арабское государство окончательно утратило черты прежнего патриархально-родового строя. В годы зарождения ислама халифа – религиозного главу общины – выбирали общим голосованием. Муавия же сделал этот титул наследственным. Формально халиф оставался духовным владыкой, однако в основном занимался светскими делами.

Сторонники развитой системы управления, созданной по ближневосточным образцам победили в споре с приверженцами старых обычаев. Халифат все более начинал походить на восточную деспотию древних времен. Многочисленные чиновники, подчиняющиеся халифу, следили за уплатой налогов во всех землях халифата. Если при первых халифах мусульмане были освобождены от налогов (за исключением «десятины» на содержание бедных, заповеданной самим пророком), то во времена Омейядов было введено три главных налога. Десятина, уходившая прежде в доход общины, теперь поступала в казну халифа. Кроме нее, все жители халифата должны были платить налог на землю и подушный налог-джизию, тот самый, который раньше взимали только с немусульман, живущих на мусульманской земле.

Халифы династии Омейядов заботились о том, чтобы сделать халифат подлинно единым государством. Для этой цели они ввели в качестве государственного языка на всех подвластных им территориях арабский. Важную роль в становлении арабского государства сыграл в этот период Коран – священная книга ислама. Коран представлял собой собрание изречений Пророка, записанное его первыми учениками. Уже после смерти Мухаммеда было создано несколько текстов-добавлений, составивших книгу Сунны. На основе Корана и Сунны чиновники халифа вели суд, Коран определял все важнейшие вопросы жизни арабов. Но если Коран все мусульмане признавали безоговорочно – ведь это были изречения, продиктованные самим Аллахом, — то к Сунне религиозные общины относились по-разному. Именно по этой линии в арабском обществе произошел религиозный раскол.

Суннитами арабы называли тех, кто признавал Сунну в качестве священной книги наряду с Кораном. Суннитское течение в исламе считалось официальным, поскольку его поддерживал халиф. Те же, кто соглашался считать священной книгой только Коран, составили секту шиитов (раскольников).

И сунниты, и шииты были весьма многочисленными группировками. Разумеется, раскол не ограничился только религиозными разногласиями. Шиитиская знать была близка к семейству Пророка, руководили шиитами родственники убитого халифа Али. Кроме шиитов, халифам противостояла и еще одна, чисто политическая секта – хариджиты, ратовавшие за возврат к исконному родовому патриархату и дружинным порядкам, при которых халифа выбирали все воины общины, а земли делились поровну между всеми.

Династия Омейядов продержалась у власти девяносто лет. В 750 году военачальник Абул-Аббас, отдаленный родственник пророка Мухаммеда, сверг последнего халифа и уничтожил всех его наследников, объявив халифом себя. Новая династия – Аббасиды – оказалась гораздо более прочной, чем предыдущая, и просуществовала вплоть до 1055 года. Аббас, в отличие от Омейядов, был выходцем из Месопотамии, оплота шиитского течения в исламе. Не желая иметь ничего общего с сирийскими владыками, новый правитель перенес столицу в Месопотамию. В 762 году был основан город Багдад, ставший на несколько сотен лет столицей арабского мира.

Структура нового государства оказалась во многом схожа с персидскими деспотиями. При халифе состоял первый министр – визирь, вся страна делилась на провинции, в которых правили назначенные халифом эмиры. Вся полнота власти была сосредоточена во дворце халифа. Многочисленные дворцовые чиновники являлись, по существу, министрами, отвечавшими каждый за свою сферу. При Аббасидах количество ведомств резко возросло, что поначалу помогало управлять обширной страной.

Почтовая служба отвечала не только за организацию курьерской службы (впервые созданной еще ассирийским владыками во II тысячелетии до н.э.). В обязанности министра почты входило и поддержание государственных дорог в приличном состоянии, и обеспечение гостиниц вдоль этих дорог. Месопотамское влияние проявилось в одной из важнейших отраслей хозяйственной жизни – земледелии. Ирригационное земледелие, с глубокой древности практиковавшееся в Месопотамии, при Аббасидах было распространено повсеместно. Чиновники из специального ведомства следили за постройкой каналов и дамб, за состоянием всей ирригационной системы.

При Аббасидах военная мощь халифата резко возросла. Регулярное войско состояло теперь из ста пятидесяти тысяч воинов, среди которых было много наемников из варварских племен. В распоряжении халифа находилась также его личная гвардия, воинов для которой готовили с раннего детства.

Халиф Аббас к концу своего правления заслужил титул «Кровавого» за жестокие меры по наведению порядка на покоренных арабами землях. Впрочем, именно благодаря его жестокости халифат Аббасидов на длительный срок превратился в процветающую страну с высокоразвитой экономикой.

В первую очередь, процветало сельское хозяйство. Развитию его способствовала продуманная и последовательная политика правителей в этом отношении. Редкостное разнообразие климатических условий в различных провинциях позволяло халифату полностью обеспечивать себя всеми необходимыми продуктами. Именно в это время арабы стали придавать большое значение садоводству и цветоводству. Предметы роскоши и парфюмерные изделия, произведенные в государстве Аббасидов, были важными предметами внешней торговли.

Именно при Аббасидах начинается расцвет арабского мира как одного из главных промышленных центров в эпоху Средневековья. Завоевав множество стран с богатыми и давними ремесленными традициями, арабы обогатили и развили эти традиции. При Аббасидах Восток начинает торговать сталью высочайшего качества, равной которой Европа не знала. Клинки из дамасской стали ценились на Западе необычайно высоко.

Арабы не только воевали, но и торговали с христианским миром. Небольшие караваны или отважные купцы-одиночки проникали далеко на север и на запад от границ своей страны. Предметы, изготовленные в халифате Аббасидов в IX – X веках, находили даже в районе Балтийского моря, на территориях германских и славянских племен. Борьба с Византией, которую мусульманские владыки вели почти непрестанно, была вызвана не только стремлением захватить новые земли. Византия, имевшая давно налаженные торговые связи и пути по всему известном в ту эпоху миру, была основным конкурентом арабских купцов. Товары из стран Востока, Индии и Китая, ранее попадавшие на Запад через византийских купцов, шли и через арабов. Как бы плохо ни относились к арабам христиане на европейском Западе, но Восток для Европы уже в эпоху Темных веков стал основным источником предметов роскоши.

Халифат Аббасидов имел немало общих черт и с европейскими королевствами своей эпохи, и с древневосточными деспотиями. Халифы, в отличие от европейских правителей, сумели не допустить чрезмерной самостоятельности эмиров и других высокопоставленных чиновников. Если в Европе земля, предоставлявшаяся местной знати за королевскую службу, почти всегда оставалась в наследственной собственности, то арабское государство в этом плане было ближе к древнеегипетским порядкам. По законам халифата, вся земля в государстве принадлежала халифу. Он наделял за службу своих приближенных и подданных, но после их смерти наделы и все имущество возвращались в казну. Только халиф имел право решать, оставить земли покойного его наследникам, или нет. Вспомним, что причиной распада большинства европейских королевств в период Раннего Средневековья была именно власть, которую забирали в свои руки бароны и графы на землях, пожалованных им королем в наследственное владение. Королевская власть распространялась только на земли, принадлежавшие лично королю, а иные из его графов владели гораздо более обширными территориями.

Но полного спокойствия в халифате Аббасидов не было никогда. Жители покоренных арабами стран постоянно стремились вернуть независимость, поднимая бунты против единоверцев-захватчиков. Эмиры в провинциях также не желали мириться со своей зависимостью от благосклонности верховного правителя. Распад халифата начался практически сразу после его образования. Первыми отделились мавры – североафриканские арабы, завоевавшие Пиренеи. Независимый Кордовский эмират в середине Х века стал халифатом, закрепив суверенитет на государственном уровне. Мавры на Пиренеях сохраняли независимость дольше многих других исламских народов. Несмотря на постоянные войны против европейцев, несмотря на мощный натиск Реконкисты, когда почти вся Испания вернулась к христианам, до середины XV века на Пиренеях существовало мавританское государство, сжавшееся в конце концов до размеров Гранадского халифата – небольшой области вокруг испанского города Гранады, жемчужины арабского мира, потрясавшей своей красотой соседей-европейцев. Знаменитый мавританский стиль пришел в европейскую архитектуру именно через Гранаду, окончательно завоеванную Испанией лишь в 1492 году.

Начиная с середины IX века распад государства Аббасидов стал необратимым. Одна за другой отделялись североафриканские провинции, за ними – Средняя Азия. В самом сердце арабского мира еще резче обострилось противостояние между суннитами и шиитами. В середине X века шииты захватили Багдад и долгое время управляли остатками некогда могучего халифата – Аравией и небольшими территориями в Месопотамии. В 1055 году халифат был завоеван турками-сельджуками. С этого момента мир ислама окончательно утратил единство. Сарацины, утвердившиеся на Ближнем Востоке, не оставляли попытки завладеть западноевропейскими землями. В IX веке они захватили Сицилию, откуда позднее были вытеснены норманнами. В Крестовых походах XII – XIII веков европейские рыцари-крестоносцы сражались с сарацинскими войсками.

Турки же со своих малоазиатских территорий двинулись на земли Византии. За несколько сот лет они покорили себе весь Балканский полуостров, жестоко притесняя прежних его обитателей – славянские народы. А в 1453 году Османская империя окончательно завоевала Византию. Город был переименован в Стамбул и стал столицей Османской империи.

Интересные сведения:

  • Халиф – духовный и светский глава мусульманской общины и мусульманского теократического государства (халифата).
  • Омейяды – династия халифов, правившая в 661 – 750 гг.
  • Джизия (джизья) – подушный налог на немусульман в странах средневекового арабского мира. Джизию платили только взрослые мужчины. Женщины, дети, старики, монахи, рабы и нищие были освобождены от ее уплаты.
  • Коран (от ар. «кур’ан» – чтение) – собрание проповедей, молитв, притч, заповедей и других речей, произнесенных Мухаммедом и составивших основу ислама.
  • Сунна (от ар. «образ действий») – священное предание в исламе, сборник рассказов о поступках, заповедях и изречениях пророка Мухаммеда. Представляет собой пояснение и допаолнение к Корану. Составлена в VII – IX вв.
  • Аббасиды – династия арабских халифов, правившая в 750 – 1258 гг.
  • Эмир – феодальный правитель в арабском мире, титул, соответствующий европейскому князю. Обладал светской и духовной властью, Поначалу эмиров назначали на пост халифы, позднее этот титул стал наследственным.


Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...