Аристофан — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация. Аристофан биография

Аристофан - древнегреческий драматург, комедиограф, за которым закрепился статус «отца комедии», появился на свет в Аттике. Точная дата его появления на свет, равно как и дата смерти, неизвестна и указывается приблизительно - 444 г. до н. э. (в ряде источников указывается 448 г. до н. э.). Биография Аристофана довольно скудна, но зато он является единственным представителем аттической комедии, чьи произведения, хоть и далеко не все, дошли до нашего времени целиком, а не только в виде отрывков. Их семья была довольно обеспеченной; ее главе, отцу Аристофана Филиппу, принадлежал на правах колониста земельный участок на о. Эгина. Именно этим обстоятельством объяснялся отказ многих современников драматурга считать его гражданином Афин, несмотря на то, что его род брал свое начало в афинском деме Кидафина. В этом же городе будущий отец комедии получал образование.

Способности к творчеству проявились рано: 17-летним юношей он уже сочинял стихи и музыку. В молодом возрасте начался и его путь комедиографа: первая комедия, «Пирующие», была написана в 427 г. до н. э., затем последовали «Вавилоняне» (426) и «Ахарняне» (425). Эти пьесы были подписаны именем его друга Каллистрата: сам Аристофан был слишком молод и безвестен, и кроме того, у него не было денег на хор. Из-за сатирического содержания представленных на Великих Дионисиях «Вавилонян», осмеяния героя, в котором явственно угадывался влиятельный демагог Клеон, был привлечен последним к суду. Детали судебного заседания затерялись в толще веков, однако известно, что серьезных последствий для обвиняемого не было. Более того - в очередной комедии, «Всадники» (424), образ героя, для которого Клеон послужил прототипом, был выписан настолько критически, что Аристофану пришлось играть его самому: актеры отказались, опасаясь мести влиятельного политика.

Таким же смелым, беспощадным, бескомпромиссным, язвительным драматург оставался практически во всех своих произведениях, и особенно в относящихся к периоду раннего творчества. Считается, что всего его перу принадлежит 44 комедий, из которых до нашего времени сохранилось в полном виде лишь 11, среди которых «Ахарняне», «Всадники», «Облака», «Осы», «Женщины на празднике Фесмофорий», «Лисистрата», «Лягушки» и др. Сохранилось и примерно 900 отрывков из других произведений, дающих представление о его творчестве.

Постепенно Аристофан отводил политике, изобличению пороков сильных мира сего все меньше и меньше места, но его комедии не переставали приниматься на ура публикой, которая называла его Комиком (как Гомера – Поэтом). Они служили отражением взглядов состоятельных крестьян, страдающих от затяжных военных действий (в то время шла долгая Пелопонесская война) и политики правящих кругов, с уважением относившихся к старым традициям, с настороженностью – ко всему новому, модным веяниям, не терпевшим пустой болтовни вместо конкретных дел. Именно с подачи Аристофана слово «демагог», означавшее нейтральное «предводитель народа», приобрело значение, в котором мы употребляем его сейчас.

Известно, что у Аристофана было как минимум два сына – Арар и Филипп, также избравшие поприще сочинения комических произведений. Именно Арар под своим именем представил публике две последние комедии отца - «Эолосикон» и «Кокал», который приблизительно в 386 г. до н. э. скончался в Афинах. Во втором произведении были использованы сюжетные линии, положившие начало комедии нового образца.

Сегодня сложно по достоинству оценить творчество отца комедии, блистательность его сатиры, поскольку многие параллели, намеки, описания были понятны только современникам. Читателей более позднего времени смущали неблагопристойность, фривольность, грубость языка комедий Аристофана, но это всего лишь отражение нравов эпохи. Однако публицистического запала его произведений, полета фантазии, живого юмора, стройности художественной формы хватило для того, чтобы до сих пор не сходить с европейских театральных подмостков. Такие признанные мастера слова, как Рабле, Расин , Гейне , Филдинг , Шелли, Гёте , Фейхтвангер , Маяковский , испытали на себе влияние творчества древнегреческого драматурга.

Аристофан (444 до н. э. - между 387 и 380 гг., Афины) - древнегреческий комедиограф, прозванный «отцом комедии».

Первую свою комедию Аристофан поставил в 427, но ещё под чужим именем. Когда год спустя (426) он осмеял в своих «Вавилонянах» могущественного демагога, кожевника Клеона, последний обвинил его перед советом в том, что он в присутствии уполномоченных от союзных государств порицал и выставил в смешном виде политику Афин. Позднее Клеон поднял против него довольно обычное в Афинах обвинение в незаконном присвоении звания афинского гражданина. Аристофан, как говорят, защищался перед судом стихами Гомера:

Аристофан отомстил Клеону, жестоко напав на него в комедии «Всадники». Влияние этого демагога было столь велико, что никто не согласился делать маску для Пафлагонца, напоминающую Клеона, а образ Пафлагонца был рисован настолько отталкивающим, что эту роль вынужден был играть сам Аристофан. Нападки на Клеона появляются и в последующих комедиях. Вот почти всё, что известно о жизни Аристофана; древние называли его попросту Комиком, подобно тому, как Гомер был известен у них под именем Поэта.

Все эти комедии, несомненно, принадлежат к лучшим произведениям античной сцены. Но, чтобы понять их, нужно быть близко знакомым с жизнью и событиями того времени. Только такой читатель в состоянии будет достойно оценить остроумные намёки, тонкий сарказм, мастерство и глубину замысла и исполнения, равно как другие красоты формы, доставившие Аристофану великую славу художника слова. Его остроумие и шутливость столько же неиссякаемы, сколько безгранична его смелость. Греки были очарованы прелестью и обаятельностью его пьес. Приписываемая Платону эпиграмма говорит, что «музы устроили себе в нём приют». Гёте отзывается о нём несколько иначе, он называет его «неблаговоспитанным любимцем муз», и с точки зрения европейского читателя это совершенно верно. Остроты Аристофана часто казались читателям Нового времени грубыми и неблагопристойными, его выражения слишком обнажены и нечистоплотны, чтобы образованные люди некоторых последующих эпох, с их чувством изящного и не подкупленные красотою языка, могли находить в них художественное наслаждение. Правда, эта грубость принадлежала не лично Аристофану, а всей тогдашней эпохе, привыкшей называть вещи их настоящим именем, ничем не стесняясь. Но зато комедии Аристофана дают неоценимый материал для изучения современной ему жизни.

По политическим и нравственным убеждениям Аристофан был приверженцем старины, суровым защитником старых верований, старых обычаев, науки и искусства. Отсюда его язвительные насмешки над Сократом или, вернее, над умствованиями софистов в «Облаках», его беспощадные нападки на Еврипида в «Лягушках» и других комедиях. Свобода древней комедии давала широкий простор личной сатире, а смелость и фантазия Аристофана сделала такое безграничное применение из этой свободы, что он ни перед чем не останавливался, если предмет заслуживал осмеяния. Он не щадил даже афинский демос, смело бросал ему в лицо обвинения в малодушии, легкомыслии, в падкости до льстивых речей, глупой доверчивости, заставляющей его вечно питать надежды и вечно разочаровываться. Эта безграничная свобода слова составляла вообще характеристическую черту древней комедии, в которой долгое время видели один из оплотов демократии; но уже во время Пелопоннесской войны на неё были наложены некоторые стеснения. Около 415 г. был проведён закон, несколько ограничивавший необузданную свободу осмеяния личности. Драматические произведения Аристофана служат верным зеркалом внутреннего быта тогдашней Аттики, хотя выводимые в них фигуры и положения часто представлены в извращённом, карикатурном виде. В первом периоде своей деятельности он преимущественно изображал общественную жизнь и её представителей, тогда как в более поздних его комедиях политика отступает на задний план. Под конец жизни он поставил (под именем своего сына) пьесу «Кокалос» (???????), в которой молодой человек соблазняет девушку, но затем женится на ней, узнав кто она родом. Этой пьесой, как признавали уже древние, Аристофан положил начало новой комедии. Как во всём, что касалось формы, Аристофан был мастером также в стихосложении; его именем назван особый вид анапеста (каталектический тетраметр, metrum Aristophanium ). Этот стих употребляется в страстной, возбуждённой речи.

В 5 веке до н.э., когда ещё не существовало телевидения, радио и газет, их функции в Греции выполнял театр. В Афинах устраивали театральные соревнования Дионисий. Они проходили раз в год, на протяжении трёх дней, от восхода до заката.

Каждое утро, прихватив с собой «тормозок» и подушку для сидения, практически все Афины, собирались на представлениях. Амфитеатр вмещал 30 000 тысяч зрителей.

До полудня народ сострадал героям трагедий, а ближе к вечеру покатывался со смеху, от представлений комедийных персонажей.

Из всех произведений древних комедиографов, до наших дней дошли только произведения Аристофана. Его величают античным основателем комедии и одним из первых литературных критиков. Также именуют неблаговоспитанным любимцем муз, ибо реплики персонажей его произведений были порой чересчур резкими. Аристофан использовал любые средства, чтобы вызвать у публики смех. Однако, за едкими комментариями и грубыми шутками поэта в комедиях проглядывается искреннее желание помочь людям стать лучше. Ненавистных — он ненавидит душой, неправдивых — он не боится.

Точная дата рождения Аристофана, как и дата смерти, неизвестна. Вероятно, он появился на свет в 445 году до н.э. И ещё есть предположения, что у него было, толи двое, толи трое, толи четверо сыновей (толи 48 с половиной). Скорее всего они писали стихи, а может и комедии в стихах, продолжая дело своего знаменитого отца. Уверенно можно сказать только то, что сам поэт сообщил в одной из своих комедий: «Он был лысым». Аристофан начал писать ещё не достигнув 20 лет. По афинским меркам это было довольно рано. В начале, с юношеским максимализмом он высмеивал соотечественников. Их малодушие, легкомыслие и доходящую до абсурда доверчивость. Не стесняясь в выражениях нападал и на могущественных политиков.

Плутарх писал, что при постановке комедии «Всадники» все актёры отказались играть роль, сатирически отображавшею важного политического деятеля Афин, Клеона. Аристофан сам вышел на сцену в маске могущественного и мстительного политика. Все Афины услышали из его уст признание: «Крал я, а ты что ли нет?». Оскорблённый Клеон в отместку обвинил поэта в том, что он незаконно носит звание афинского гражданина. На суде Аристофан в своё оправдание привёл цитату из Гомера: «Моя мать уверяет меня, что этот человек, мой отец. Но могу ли я утверждать тоже, если сам не видел, кто меня произвёл на свет?». Аристофан выиграл тяжбу. Афиняне признали за ним право на критику, поскольку считали, что свобода слова это опора демократии.

Самые знаменитые комедии Аристофана сохранившиеся до наших дней это «Птицы», «Лисистрата» и «Лягушки». Возмужав, Аристофан старался больше не вмешиваться в политику и обращал свой критический взгляд на деятелей науки и искусства. Он не жалел даже великих трагиков: Эсхила, Софокла и особенно Еврипида.

Кстати, с лёгкой руки комедиографа многие до сих пор считают, что Еврипид закончил свои дни растерзанный женщиной. Хотя это была лишь едкая шутка, доведённая Аристофаном до абсурда. А в комедии «Облака» он не побоялся критиковать самого Сократа. Хотя поэт не отличался жестокостью, его комедия «Облака» стала одной из причин трагической смерти известного философа Сократа. В 399 году до н.э. народное собрание Афин обвинило Сократа в поклонении новым божествам, развращении молодёжи, и приговорило к смерти.

На склоне лет Аристофан стал ещё осторожней и обратился к мелодраме. Элементы сюжетов его последних комедий напоминают современные слезливые телесериалы. До конца жизни Аристофан неизменно следовал одному принципу: «Поэт — это учитель граждан». В комедии «Лягушки» он утверждал, что:

«Поэтов ценят за правдивые речи, за добрый совет, и за то, что разумней и лучше, они делают граждан родимой земли».

С течением времени у Аристофана становится все больше и больше последователей. На помощь древней комедии пришли телевиденье, радио и газеты.

Аристофан (рис. 6 ) родился примерно в 445 году до н. э. Родители его были свободными людьми, но не очень зажиточными. Свои творческие способности юноша проявил очень рано. Уже в 12-13 лет он начал писать пьесы. Первое его произведение было поставлено в 427 году до н. э. и сразу же получило вторую награду.

Рис. 6. Аристофан

Написал Аристофан всего около 40 произведений. До наших дней дошло только 11 комедий, в которых автор ставил самые разные жизненные вопросы. В пьесах «Ахарняне» и «Мир» он ратовал за прекращение Пелопоннесской войны и заключение мира со Спартой. В пьесах «Осы» и «Всадники» критиковал деятельность государственных учреждений, укоряя бесчестных демагогов, которые обманывали народ. Аристофан в своих произведениях критиковал философию софистов и методы воспитания молодежи («Облака»).

Творчество Аристофана пользовалось заслуженным успехом у его современников. Публика валом валила на его представления. Такое положение вещей можно объяснить тем, что в греческом обществе назрел кризис рабовладельческой демократии. В эшелонах власти процветали взяточничество и продажность чиновников, казнокрадство и наушничество. Сатирическое отображение этих пороков в пьесах находило самый живой отклик в сердцах афинян.

Но в комедиях Аристофана есть и положительный герой. Им является мелкий землевладелец, обрабатывающий землю при помощи двух-трех рабов. Драматург восхищался его трудолюбием и здравым смыслом, который проявлялся как в домашних, так и в государственных делах. Аристофан был ярым противником войны и выступал за мир. Например, в комедии «Лисистрата» он высказал мысль о том, что Пелопоннесская война, в которой эллины убивают друг друга, ослабляет Грецию перед угрозой со стороны Персии.

В пьесах Аристофана резко заметен элемент буффонады. В связи с этим актерское исполнение также должно было включать в себя пародию, шарж и буффонаду. Все эти приемы вызывали буйное веселье и смех зрителей. Кроме этого, Аристофан ставил персонажей в смешные положения. Примером может служить комедия «Облака», в которой Сократ приказал подвесить себя высоко в корзине, чтобы легче было размышлять о возвышенном. Эта и подобные ей сцены были весьма выразительными и с чисто театральной стороны.

Так же как и трагедия, комедия начиналась прологом с завязкой действия. За ним шла вступительная песня хора, когда он выходил на орхестру. Хор, как правило, состоял из 24 человек и делился на два полухория по 12 человек в каждом. За вступительной песней хора следовали эписодии, которые отделялись друг от друга песнями. В эписодиях диалог сочетался с хоровым пением. В них всегда был агон – словесный поединок. В агоне противники отстаивали чаще всего противоположные мнения, иногда он заканчивался дракой персонажей друг с другом.

В хоровых партиях присутствовала парабаза, во время которой хор снимал маски, делал несколько шагов вперед и обращался непосредственно к зрителям. Обычно парабаза не была связана с основной темой пьесы.

Последняя часть комедии, так же как и трагедии, называлась эксодом, в это время хор покидал орхестру. Эксод всегда сопровождался веселыми, задорными танцами.

Примером самой яркой политической сатиры может служить комедия «Всадники». Аристофан дал ей такое название потому, что главным действующим лицом был хор всадников, составлявших аристократическую часть афинского войска. Главным героем комедии Аристофан сделал лидера левого крыла демократии Клеона. Он назвал его Кожевником и представил наглым, лживым человеком, который думает только о собственном обогащении. Под видом старика Демоса в комедии выступает афинский народ. Демос очень стар, беспомощен, часто впадает в детство и поэтому во всем слушает Кожевника. Но, как говорится, вор у вора коня увел. Демос передает власть другому мошеннику – Колбаснику, который побеждает Кожевника.

В конце комедии Колбасник отваривает Демоса в котле, после чего к тому возвращается молодость, разум и политическая мудрость. Теперь уже Демос ни за что не станет плясать под дудку бессовестных демагогов. Да и сам Колбасник впоследствии становится добрым гражданином, который трудится на благо своей родины и народа. По сюжету пьесы оказывается, что Колбасник просто притворялся, чтобы одержать верх над Кожевником.

Во время великих дионисий 421 года до н. э., в период мирных переговоров Афин со Спартой, Аристофан написал и поставил комедию «Мир». Современники драматурга допускали возможность, что это представление могло оказать свое положительное влияние на ход переговоров, которые завершились успешно в этом же году.

Главным героем пьесы стал земледелец по имени Тригей, т. е. «собиратель» плодов. Беспрерывная война мешает ему мирно и счастливо жить, обрабатывать землю и кормить свою семью. На громадном навозном жуке Тригей решил подняться в небо, чтобы спросить у Зевса, как он намерен поступить с эллинами. Если только Зевс не примет какого-либо решения, то Тригей скажет ему, что он предатель Эллады.

Поднявшись на небо, земледелец узнал, что богов на Олимпе больше нет. Зевс переселил их всех на самую высокую точку небесного свода, потому что разгневался на людей за то, что они никак не могли закончить войну. В большом дворце, который стоял на Олимпе, Зевс оставил демона войны Полемоса, предоставив ему право делать с людьми все, что захочется. Полемос схватил богиню мира и заточил ее в глубокой пещере, а вход завалил камнями.

Тригей позвал на помощь Гермеса, и, пока не было Полемоса, они освободили богиню мира. Сразу после этого прекратились все войны, люди возвратились к мирному созидательному труду и началась новая, счастливая жизнь.

Аристофан провел красной нитью через весь сюжет комедии мысль о том, что всем грекам следует забыть вражду, объединиться и жить счастливо. Таким образом, со сцены впервые прозвучало утверждение, адресованное всем греческим племенам, о том, что общего между ними намного больше, чем отличий. Кроме этого, была высказана мысль об объединении всех племен и общности их интересов. Комедиограф написал еще два произведения, которые были протестом против Пелопоннесской войны. Это комедии «Ахарняне» и «Лисистрата».

В 405 году до н. э. Аристофан создал пьесу «Лягушки». В этом произведении он критиковал трагедии Еврипида. В качестве примера достойных трагедий он называл пьесы Эсхила, которому всегда симпатизировал. В комедии «Лягушки» в самом начале действия на орхестру выходит Дионис со своим слугой Ксанфием. Дионис объявляет всем, что собирается спуститься в подземное царство, чтобы вывести на землю Еврипида, потому что после его смерти не осталось ни одного хорошего поэта. Публика после этих слов заливалась смехом: всем было известно критическое отношение Аристофана к произведениям Еврипида.

Стержнем пьесы является спор между Эсхилом и Еврипидом, происходящий в подземном царстве. Актеры, изображающие драматургов, появляются на орхестре, как бы продолжая спор, начатый за пределами площадки. Еврипид критикует искусство Эсхила, считает, что у него было слишком мало действия на сцене, что, выведя на площадку героя или героиню, Эсхил покрывал их плащом и оставлял сидеть молча. Далее Еврипид говорит, что когда пьеса переваливала за свою вторую половину, то Эсхил добавлял еще «слов ходульных, гривастых и нахмуренных, страшилищ невозможных, неведомых и зрителю». Таким образом, Еврипид порицал высокопарный и неудобоваримый язык, которым Эсхил писал свои произведения. Про себя же Еврипид говорит, что он показывал в своих пьесах повседневный быт и учил людей простым житейским делам.

Такое реалистичное изображение повседневной жизни простых людей и вызывало критику Аристофана. Устами Эсхила он обличает Еврипида и говорит ему, что тот испортил людей: «Теперь везде базарные зеваки, плуты, коварные злодеи». Далее Эсхил продолжает, что он, в отличие от Еврипида, создал такие произведения, которые зовут народ к победе.

Их состязание заканчивается тем, что происходит взвешивание стихов обоих поэтов. На сцене появляются большие весы, Дионис предлагает драматургам по очереди бросать на разные чаши весов стихи из своих трагедий. В результате стихи Эсхила перевесили, он стал победителем, и его Дионис должен вывести на землю. Провожая Эсхила, Плутон наказывает ему охранять Афины, как он говорит, «добрыми мыслями» и «перевоспитывать безумцев, каких в Афинах много». Поскольку Эсхил возвращается на землю, то просит на время его отсутствия в подземном царстве передать трон трагика Софоклу.

Умер Аристофан в 385 году до н. э.

С точки зрения идейного содержания, а также зрелищности комедии Аристофана – это феноменальное явление. По словам историков, Аристофан является одновременно вершиной древней аттической комедии и ее завершением. В IV веке до н. э., когда в Греции изменилась социально-политическая обстановка, комедия уже не обладала такой силой воздействия на публику, как раньше. В связи с этим В. Г. Белинский назвал Аристофана последним великим поэтом Греции.

АРИСТОФАН (‘Αριστοφ?νης) (около 446 - около 385 до н.э.), древнегреческий драматург-комедиограф. Биографические сведения об Аристофане скудны; известно, что он был афин-ским гражданином и происходил из дема Кидафин. Свою первую комедию («Пирующие» - «Δαιταλε?ς») поставил в 427 году. Написал не менее 40 комедий, из них полностью сохранились 11: «Ахарняне» («?χαρνε?ς», 425), «Всадники» («‘Ιππε?ς», 424), «Облака» («Νεφ?λαι», 423), «Осы» («Σφ?κες», 422), «Мир» («Ειρ?νη», 421), «Птицы» (« Ορνιθες», 414), «Лисистрата» («Λυσιστρ?τη»), «Женщины на празднике Фесмофорий» («Θεσμοφορι?ζουσαι», обе 411), «Ля-гушки» («Β?τραχοι», 405), «Женщины в народном собрании» («?κκλεσι?ζου- σαι», 392), «Плутос» («Πλο?τος», 388). От остальных сохранилось около 1000 фраг-ментов.

Произведения Аристофана с большой политической остротой отражают нарастание кризисных явлений в государственном строе и мировоззрении афинской демократии (первые 9 из 11 комедий поставлены в годы Пелопоннесской войны). Уже ранние комедии (427-421) показывают, что Аристофан выражал взгляды консервативно настроенного аттичного крестьянства, которое охотно принимало блага, предоставляемые ему демократией, но выступало против её крайних проявлений, особенно в отношении к войне. В «Ахарнянах» Аристофан протестует против войны; во «Всадниках» обличает самого влиятельного из вождей демократии, выступавшего за войну, - стратега Клеона, выводя его под маской Пафлагонца, раба одряхлевшего афинского демоса (народа). Во многом благодаря Аристофану древнегреческое слово «демагог», обозначавшее «предводителя народа», приобрело в дальнейшем одиозное значение. Критику демагогов, наживающихся на судебных процессах, Аристофан продолжает в «Осах». Комедия «Мир», поставленная накануне заключения мира между Афинами и Спартой, полна ликования по этому поводу, хотя и здесь Аристофан не упускает возможности посмеяться над сторонниками войны.

Элемент фантастики и социальной утопии, занимающий значительное место уже в раннем творчестве Аристофана, в наибольшей степени проявился в комедиях Аристофана последующего десятилетия. В «Птицах» торжествует откровенно сказочный колорит: два афинских гражданина, уставшие от бесконечных судебных процессов, основывают с помощью птиц идеальное царство между небом и землёй, чтобы получать свою долю от жертв, приносимых богам. В «Лисистрате» действие переносится на землю, но также имеет фантастический характер: женщины со всей Греции, удручённые войной, захватывают афинский Акрополь, где хранится государственная казна, и решают на время войны отказать своим мужьям в исполнении супружеских обязанностей, не желая рожать сыновей, которым придётся сражаться за чужие интересы. Если в «Лисистрате» женский заговор ведёт к примирению воюющих сторон, то в комедии «Женщины в народном собрании», где женщины снова захватывают власть в Афинах для установления всеобщего благоденствия с обобществлением имущества и жён, идеалы уравнительного коммунизма терпят крах: бездельники пользуются трудами честных работников. Утопический идеал всеобщего счастья изображён в «Плутосе», где прозревший бог богатства наделяет честных бедняков сказочными благами, а всех доносчиков и приживал делает нищими.

Особая тема в комедиях Аристофана - критика тех явлений в духовной жизни Афин, которые, по его мнению, подрывали прочность афинской демократии. Это и философия софистов (в «Облаках» её носителем становится Сократ), и драматургия Еврипида, который остаётся объектом комического обличения от «Ахарнян» до «Лягушек». В «Лягушках» Аристофан переносит действие в подземное царство и заставляет уже умершего Еврипида отстаивать своё превосходство над «старомодным» Эсхилом, которого бог Дионис в типичном для Аристофана фантастико-утопическом финале выводит на землю для возрождения афинской драмы.

Композиционная структура комедий Аристофана отличается постоянством: к развитому экспозиционному прологу с участием нескольких действующих лиц примыкает парод хора. В дальнейшем действие протекает в чередовании речевых партий (эписодиев) с хоровыми, из которых выделяется парабаса - партия хора, выступающего обычно от лица поэта. Особое место занимает агон, где противопоставляются позиции спорящих сторон; победу одерживает та из них, чья точка зрения, в конце концов, торжествует. Следующие затем эписодии должны либо подкрепить правоту победителя (как в большинстве комедий), либо доказать её иллюзорность в противопоставлении реальному ходу вещей (как в комедии «Женщины в народном собрании»). В более поздних комедиях наблюдается отход от традиционной структуры: парабаса может быть включена в развитие действия («Лисистрата»), сильно сокращается и роль хора. Характерен при этом принцип комической типизации, используемый Аристофаном: облик реально существующего человека вырастает до гиперболически обобщённого образа. Не имеющие реальных прототипов герои Аристофана также являются воплощением какой-то одной маски («простака», «бахвала», «доносчика»), поданной с плакатной броскостью, подчас - с гротескным преувеличением.

В целом комедии Аристофана представляют собой неповторимый сплав фантастики с реальностью, сказочной стихии с безудержной инвективой, публичной речи с яркой метафоричностью. Эти разнородные элементы находят выражение в языке Аристофана, с одной стороны, спускающемся к повседневности, включая брань и обсценные намёки, а с другой - поднимающемся до высот проникновенной лирики.

Мотивы произведений Аристофана, получившего славу «отца комедии», использовались в литературе Нового времени: к ним обращались Ж. Расин («Сутяги», 1668, - переделка «Ос»), И. В. Гёте (обработка «Птиц» для Веймарского театра, 1780) и многие другие.

Соч.: Комедии: В 2 т. М., 1983; Комедии. Фрагменты. М., 2000.

Лит.: Giardini G. Aristofane, la vita, il teatro, la fortuna. Milano, 1979; Harriott R. М. Aristophanes, poet and dramatist. L., 1986; Гусейнов Г. Аристофан. М., 1988; MacDowell D.М. Aristophanes and Athens: an introduction to the plays. Oxf.; N. Y., 1995; Соболевский С. И. Аристофан и его время. 2-е изд. М., 2000; Möllendorff Р. von. Aristophanes. Hildesheim, 2002.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...