Арт-терапия для родителей. Этот курс создан для

Миссия искусства в человеческой жизни – соединять мысли, душу и плоть. Искусство – посредник среди людей, помогающий понимать друг друга и собственную жизнь и сближающий меж собой и с природой. Искусство – это выражение чувств и передача индивидуального взгляда на созерцаемые вещи посредством пластики, речи и/или музыки. Искусство многогранно, оно может быть боевым и фито, арт и спортивным. Искусство в архитектуре, скульптуре, музыке, поэзии, литературе, живописи, кинематографии, фотографии… Дома, на работе, на улице… – везде. Могущество искусства – в воздействии на людей.

С середины ХХ века психологи и психотерапевты усиленно изучают исцеляющие возможности терапии искусством. Драма-, танцедвигательная, музыко-, художественная, цвето-, смехо-, природо- терапия. Все перечисленные занятия искусством объединяются одним термином – арт-терапия.

Как лечат арт-терапией, или Что взять на заметку у практикующих арт-терапевтов?

При использовании арт-терапии психологами (арт-терапевтами) воздействие на мозг происходит на 3 уровнях: духовном, вибрационном и эмоциональном. Психотерапевты, практикующие арт-терапевты, используют разные подходы к пациенту и придерживаются разных точек зрения на исцеление искусством:

1) с помощью арт-терапии устанавливают с клиентом более тесный контакт и получают доступ к его переживаниям;

2) эффект творчества используют для отвлечения мыслей пациента от наболевшего и создания у него положительного настроя;

3) считают, что арт-терапия сама помогает человеку сублимировать чувства, дает выход деструктивным эмоциям, изменяет эмоциональное состояние.

Что такое эмоция? Слово «эмоция» произошло в ХVII веке от французского слова «mouvior», что значит «приводить в движение». А латинское слово «emovere» означает «колеблю», «волную». Таким образом, видна смысловая связь слов «эмоция» и «движение». Ученый Д. Стюарт назвал позитивные эмоции «энергетическим источником жизни», а негативные – «кризисными аффектами», которые нужны для выживания и трансформируются в позитивные посредством игры. Эмоции базируются на эмоциональном тоне ощущений, которые сопровождают впечатления (например, вкусовые, температурные, болевые и другие), в том числе это эмоциональный отклик на произведения искусства.

Именно принцип воздействия на тон ощущений и лежит в основе науки арт-терапии. В нашей современной культуре и жизни мы относимся к эмоциям, чувствам и телу как к чему-то неосознанному. Социальное окружение вынуждает человека подавлять или маскировать свои эмоции, и тогда они начинают выражаться в психосоматических заболеваниях (п.з. – результат таких эмоциональных состояний, как гнев, тревога, депрессия, чувство вины). Как говорил один ученый об эмоциях – каждая из них имеет свою ценность в выживании, но та же эмоция, которая подавляется, может исказить тело.

Когда наступает время для арт-терапии? Когда наступает тяжелый момент в жизни, будь то накопившаяся усталость или стресс, человек начинает искать то, что сможет отвлечь его мысли от негатива. Часто за положительными эмоциями обращаются к искусству или спорту, даже к экстремальному спорту. Например, прыжок с парашютом в депрессивных ситуациях хороший помощник, поскольку вызываемые данным действием чувства – страх, восхищение – намного сильнее существующего негатива, а большие чувства (эмоции) поглощают меньшие. Но это не исцеляет мозг и душевное состояние, а наносит большую травму – убивает нервные клетки, подавляет.

Арт-терапия – метод релаксации, отвлечение от искусственно созданной реальности, помощь в самовыражении, в решении существующих проблем, в концентрации на важных задачах.

К ней и стоит обратиться в стрессовых ситуациях и истеричных состояниях. (Однако если состояние очень критично, лучше не практиковать самим, а обратиться к специалистам – врачам и психологам.)

Где в жизни встречается арт-воздествие? Чтобы успокоиться, снять психическое напряжение, сосредоточиться, неосознанно (часто – разговаривая по телефону) вы берете ручку и на клочке бумаге начинаете рисовать или штриховать геометрические фигуры. Мать убаюкивает своего ребенка колыбельной песней. Ученые сравнивают это по силе воздействия со снотворным, в то же время целебным. В оздоровительных санаториях, на занятиях лечебной физкультурой уроки проходят с музыкальным сопровождением – это позволяет усилить эффект процедуры. В акушерской практике музыка применяется на определенных этапах родовспоможения – это расслабляет роженицу и благотворно влияет на плод.

Почему родителям следует овладеть приемами арт-терапии? Безусловно, овладеть арт-терапией профессионально, прочитав одну статью, невозможно, но воспользоваться некоторыми ее приемами родителям стоит. Первый раз в сад, первый раз в школу, период экзаменов – все это стрессовые ситуации для неокрепшего организма ребенка. Чтобы воспитать в ребенке устойчивость к стрессовым ситуациям, любовь к прекрасному и к работе, а также развить мозг (так как работа пальцами развивает умственные способности), можно воспользоваться такими приемами арт-терапии перед стрессовой ситуацией и после нее:

Сказкотерапия и игротерапия: а) придумать сказку; б) прочитать начало незнакомой сказки, придумать окончание; дочитать сказку; обсудить.

Терапия изобразительным искусством:

а) взяв много разноцветных фломастеров, рисовать все что угодно, не думая; найти сходства с предметами и объектами;

б) нарисовать свой портрет; затем рисовать всё, о чём вы думаете.

Природотерапия:

а) наблюдать и слушать птиц; фантазировать, что они хотят сказать; дома рисовать увиденных птиц;

б) описывать, на что или на кого похожи облака;

в) после пикника на природе перед сном говорить с ребенком о том, что ему понравилось.

При сеансе арт-терапии важно:

1) перед началом совместного творчества закрыть глаза и расслабиться;

2) работать совместно, но каждый над своим делом;

3) часто смотреть в глаза;

4) помогать;

5) не отвлекаться от работы;

6) сохранять спокойствие всегда;

7) создать приятную атмосферу (хорошо включить тихую музыку или голоса природы как цветной фон вашего творчества);

8) обсуждать процесс (сеанс) по его окончании.

Как правильно выбрать искусство для «лечения»? Чтобы определить, какой вид арт-терапии будет иметь большее воздействие, ответьте на следующие вопросы:

1. К какому виду искусства имеется склонность?

2. Что приносит большее удовольствие?

3. Зевает ли человек во время сеанса (в том числе домашнего)?

4. Охотно ли приступает к затеваемой вами «игре»?

От правильно подобранного вида искусства зависит «выздоровление» личности, укрепляется волевой и эмоциональный фон. В процессе творчества тренируется умение самовыражаться, происходит самоутверждение, удовольствие от полученного результата вызывает положительные эмоции. Большее количество положительных эмоций за день формирует оптимистичный настрой личности в жизни. Сколько же еще пользы приносит искусство? Родители, работая с ребенком (например, рисуя с ним), снимают психологическое напряжение, избавляются от отрицательных эмоций, налаживают близкий контакт, укрепляют родственные связи. С помощью арт-терапии чувства (эмоции), которые с возрастом ослабели и огрубели, – освежаются. Можно не только любоваться произведениями искусства, но и лечиться в процессе их создания!

Уважаемые Родители! Для некоторых из вас арт – терапия еще безызвестная область, про которую вы мало слышали и слабо доверяете, может быть некоторые из вас, уже знакомы с арт – терапией, ее методами и особенностями, и, возможно, Вас уже захватил спонтанный, творческий, несущий радость переживаний дух данного метода. Безусловно, кроме творчества у данного метода масса преимуществ – и мы еще раз подчеркнем их.

Арт – терапия:

Помогает развивать эмоциональную сферу ребенка, закрепляя доверие к миру;

Помогает легче прожить период адаптации – снимает негативные стрессовые состояния – гнев, тревогу, обиду, резкий уход матери на некоторый промежуток времени и т.д.;

Развивает сенсорные способности ребенка – ощущения, восприятие, интеллект, мелкую моторику, речь, воображение, творческие способности; обогащает социальный опыт ребенка, развивает коммуникабельность ребенка;

Арт – терапия помогает познавать мир, исследовать его, развивать опытную и экспериментальную деятельность;

Помогает развить гармоничную, духовно развитую личность;

Вскрыть проблемы и недостатки в развитии и воспитания ребенка, его переживания и состояния, отношения с миром.

Занимаясь с малышом, помните, что руки малыша еще недостаточно развиты, они неловкие и неуклюжие. Дети еще не умеют регулировать силу, точность, направление движений. Часто отсутствие иди несформированность этих умений сердит и расстраивает малыша, подскажите, помогите малышу – как нужно правильно выполнять определенное действие, но ни в коем случае не критикуйте.

Мы уверены в том, что для каждого из вас важна жизнь, эмоции, ощущения, взгляд на мир вашего ребенка, предлагаем использовать вам в общении с вашими детьми следующие игры, которые содержат в себе направления арт – терапии.

Рисование на мокрой бумаге

Окуните лист белой бумаги в воду, затем удалите лишнюю воду при помощи губки. Нанесите любой цвет на бумагу, пусть малыш обратит внимание как краска «расползается» по листу, как появляются нежные, размытые полутона. Дайте возможность малышу самому поэкспериментировать. Когда рисунок высохнет подумайте вместе с малышом, что это может быть - дом, лес в тумане, вечерний закат или еще что-нибудь.

Отпечатки на бумаге

Отпечатывать на бумаге – можно разными способами – половинкой картофеля, поролоном, сжатым кусочком скотча, смятым кусочком бумаги, комочком шерстяных ниток, осенними листочками, нанося на эти материалы краску.

Игра «Следы невиданных зверей»

Вы можете нарисовать или приклеить изображение любого животного на лист белой бумаги (можно даже выдумать несуществующее животное и его нарисовать) и предложить ребенку проставить следы этого животного, кусочком мятой бумаги можно дорисовать падающий снег, а кусочком картофеля – «отпечаток» солнца. Фантазия здесь может быть безгранична, помните важен не продукт – а сам процесс.

Техника монотипии

Игра «Зимняя сказка»

Возьмите чистый лист бумаги и небольшой кусочек нитки тонкой или полушерстяной смочите ее в краске и рисуйте ею разнообразные узоры, проводя по бумаге.

Разбрызгивание краски, случайные мазки, кляксография

Игры «Новогодний салют», «Дружные цвета», «Лопнул пузырь», «Падает снег».

На чистый лист бумаги ударяйте пальчиком на смоченную кисточку в краске под углом 90 градусом. В результате нанесения разноцветных брызг можно получить новогодний салют.

Штриховка. Каракули. Графика

Игра «Помоги ежику собрать овощи»

С помощью мелков, карандашей учите малыша проводить прямые линии – строя дорожку для ежика, которому нужно найти нарисованное яблочко, шишку, грибок (нарисованный вами) в конце листа.

Использование пальчиковых красок

Игры «Дорисуй котику усы», «Нарисуй колеса машине», «Нарисуй ежику иголки».

Игры с пластилином

Игра «Пластилиновые узоры»

Научите отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого, лепите шарики, затем нажимайте на них, получая пластилиновое «пятнышко». А если нажимать на шарик и тянуть пальцем вниз – получится пластилиновая линия.

Игра «Пластилиновая мозаика», «Укрась пирог», «Выложи дорожку из камушков».

Нанесите на пластиковую дощечку или картон пластилин тонким слоем толщиной 5 мм. При помощи ножечка определите контур рисунка (пирог, дорожка, курочка Ряба и т.д.). Предложите крупы ребенку – горох, фасоль, зерна кофе, маленькие ракушки, камушки, бусины и т.д. Используя прием вдавливания, покажите ребенку, как можно оформить картину.

Приемы тесто пластики

Игра «Печем пирожки», «Разноцветные бабочки»

Проводя время на кухне за приготовлением пищи, вы можете изготовить соленое тесто, добавить в него пищевые красители (сок свеклы, моркови). Таким образом, получится цветное тесто. Пусть малыш лепит по своему желанию, помогите малыша слепить то, что он хочет. Потом поставьте полученный продукт в духовку и запеките. Полученные фигурки при определенной обработке можно будет использовать как брелоки, талисманы или магниты на холодильник. Во всяком случае, для ребенка важен сам процесс творчества.

Игра «Ямки»

Слепите с малышом комочки и теста, надавливая пальцем на комочки образуйте ямки - в них спрячьте изюминки (кусочек ягоды, фасоль, горох). Это можно сделать и с обычным тестом, запечь и предложить малышу попробовать.

Игры с песком

Прежде чем приступать к работе с песком – учтите, что песок должен быть безопасен – просеян, промыт и высушен, проколот в печи, а также он не должен содержать крупных, колких предметов, мусора, стекла, камней, которые бы могли повредить кожу малыша.

Учите пересыпать песок по стаканчикам различного размера, из одного стаканчика в другой. Если в доме нет песка, можно использовать мелкую крупу, допустим манку. И крупнозерновая крупа также имеет свои преимущества.

Игра «Спрячь ручки»

Предложите малышу спрятать ручки в песке, емкостях, наполненных разными крупами от мелких до крупных.

Игра «Пересыпь крупу»

Предложите ребенку с помощью маленькой лопатки, совка или воронки (можно и руками) пересыпать песок или крупу из одной емкости в другую. «Жила – была на свете мышка – норушка. Она была очень запасливая. У нее в норке хранились разные семена и крупы. Давайте поможем мышке разложить зернышки в баночки, коробочки, пакеты. Теперь запасы хорошо сохранятся ».

Игра «Гора песка»

Предложите ребенку построить из песка гору. Научите его загребать песок лопаткой или ладонью. «Вот какая высокая гора получилась!». Затем укрепите на вершине горы веточку или цветочек. «А на самой вершине вырос цветочек! Давай польем его из лейки, чтобы вырос!»

Игра «Прятки»

Спрячьте в песке маленькие фигурки животных, людей, игрушки (киндер – сюрпризы). «Помоги мне пожалуйста найти непослушные игрушки, они спрятались от меня и не хотят выходить. Мы с ними играем в прятки!»

Игры с водой

Игра «Кораблики»

Наполните пластиковую коробку водой, опустите туда бумажные кораблики, попросите ребенка изобразить морской ветер, дуя на кораблики. Можно устроить соревнование кто сильнее.

Игра «Переливаем водичку»

Предложите малышу переливать водичку из стаканчика в стаканчик, пусть малыш слушает звук переливающейся воды и тренирует мышцы кистей рук.

Игра «Поймай рыбку»

В емкости наполненной водой разместите картинки – «рыбки» из плотной бумаги, можно из пластика, предложите детям взять прищепку и поймать рыбок. Пусть ребенок сложит пойманный улов в ведерко.

Игра «Цветная вода»

Возьмите несколько пластиковых, прозрачных стаканчиков. Нанесите на кисточку краску и опустите в воду. Покажите, как краска с кисточки в воде быстро растворяется. Разведите несколько цветов, пусть малыш сам попробует разводить краску.

Приведенные игры занимают детей, они не требуют дорогостоящих материалов и затрат на них, но требуют вашего времени, внимания и участия, вашей похвалы и одобрения. Будьте щедры на свои положительные эмоции. Ваша похвала и одобрение бесценны для ребенка, дайте возможность малышу быть свободным в своем воображении, мыслях, речи, творчестве, ведь это придает ему уверенность, доверие к окружающему миру. Регулярно устраивайте выставку работ вашего малыша, демонстрируйте их гостям и близким, постоянно ее обновляйте.

Гармонично развитая личность ребенка, с присущей ей любовью к красоте сейчас в ваших руках. И от того, как вы построите модель своего поведения, общения с малышом сейчас, не откладывая на долгий срок, зависит его дальнейшая жизнь и судьба.

Желаем Вам удачи!

), специально для проекта "Жизнь без преград"

Дети с редкими генетическими нарушениями иммунитета часто и подолгу находятся в больницах. В благотворительном фонде "Подсолнух" уверены: мало поставить диагноз, даже редкий, необходимо научить человека с этим диагнозом жить. Поэтому фонд открыл в детских клиниках обучающую программу "Яркий мир", которая призвана сделать больницы не местами вынужденного заключения, а территорией опережающего развития. Дефицит иммунитета не должен приводить к дефициту уверенности в себе и проблемам с творческой реализацией ребенка, считает один из специалистов программы, арт-терапевт Александр Рунов, — и родители могут помочь ему в этом.

Каково психологическое состояние родителя, у которого ребенок болен редким заболеванием и который часто вынужден ложиться с ним в больницу?

— Психологическое состояние, как у всех людей, в разное время бывает разным. Есть общие тенденции, связанные с болезнью ребенка, есть абсолютно ситуативные вещи, связанные с нахождением в больнице. Бывает так, что родители приходят на занятия в сложном состоянии, причем похожем. Постепенно выясняется, что это общий гнев или злость, или напряжение, тревога. Эти состояния в отделении больницы, где много людей и сложно изолироваться, быстро распространяются. Один нервничающий переживающий родитель может потянуть за собой очень многих. Бывает, что в отделении вместо большого количества отдельных родителей появляется один Общий Родитель, большой, сердитый иногда, иногда контролирующий. Одна из моих задач — попробовать вытащить людей из этого Общего Родителя, сделать их обратно взрослыми мужчинами и женщинами, не только родителями.

- Как начинается работа и в чем она заключается?

— Для начала мы пытаемся просто физически разделить детей и родителей: они и так большую часть времени проводят вместе в одной палате. С большим трудом детей оставили в коридоре, садимся. Начинаем что-то делать руками, просто рядом друг с другом чем-то заниматься. У родителей очень большой опыт разговоров о состоянии своих детей. Мы пытаемся лепить, чтобы выключить разговор, заставить голову отдохнуть, делаем простые формы. Мягкий детский пластилин способствует: кто-то им мажет по листу, кто-то катает шарики, червячков, но каждый занят чем-то своим.

- Несмотря на то, что дверь то и дело открывается, и рвутся дети…

— Да, для детей непривычная ситуация, когда родителей забрал кто-то, и не к врачу, не на разговор об их состоянии. Они хихикают: а что, родители, у вас рисуют? Хаха! У детей есть свои отдельные групповые занятия, есть и совместные семейные, но сейчас речь только об отдельных группах для взрослых. Еще бывает, что родителю сложно на занятии, и он впускает ребенка под видом того, что "он без меня не может", занятие останавливается, можно уйти с ребенком, можно остаться, но точно без ребенка. Случается так, что уходят, но редко, так как все-таки в больнице этого нахождения без детей, такого отдельного "взрослого времени" не хватает.

- Родители как-то по-особенному относятся к болеющему ребенку? Дети это понимают?

— У каждой конкретной семьи все очень индивидуально. Но представьте себе ситуацию, когда родитель только узнает о диагнозе, осознает, что это на всю жизнь, что надо ездить в больницу, что нужен постоянный контроль со стороны врачей, что многое в жизни придется изменить. Стрессовое состояние. И тут миллион разных сценариев, но мне часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда ребенок считывает родительский дискомфорт и ощущает чувство вины за свою болезнь, за свою особенность.

Родитель, в свою очередь, может пытаться компенсировать ребенку все то, чего, по его мнению, теперь лишается ребенок, может начать сам делать его особенным. Например, пытаться сделать жизнь ребенка самой безопасной или лучше, чем у всех остальных. Иногда для этого запрещается общение со сверстниками, школа, хождение без маски. Хотя медицинских показаний для этого всего может и не быть. Ребенок привыкает к этому своему особенному статусу, учится так жить. Но это только один из возможных сценариев.

Вообще, надо сказать, что дети в принципе лучше взрослых адаптируются ко всему и часто чувствуют себя куда менее несчастными, чем это кажется взрослым. "Салочки" с капельницей наперевес и маска, которую используют, чтобы незаметно показывать язык, я видел своими глазами. Им гораздо проще справиться с пониманием того, что "особенность" это не про "хуже" или "лучше". Это, кстати, очень важный и большой пласт — отношение к детям с редкими заболеваниями у нас в культуре и в обществе. Часто больничное отделение становится единственным местом для полноценного общения детей и родителей, где все все понимают, где можно не бояться осуждения, где все стабильно.

Информированность людей о редких заболеваниях низкая, предрассудков много, желание разбираться в том, почему ребенок ходит в маске, есть далеко не у всех. И это обоюдный процесс. Ребенок может не хотеть ничего объяснять своим сверстникам, а родитель — своим. Может хотеть особого отношения и понимания, а делать первый шаг и рассказывать про необходимость этого особого отношения бывает тяжело. Есть семьи, которые каждый раз с радостью едут в больницу, потому что это возможность побыть в обществе. Сюда же присоединяется абсолютно материальная история, когда находиться в хорошей современной больнице физически удобнее и безопаснее, чем дома, поскольку государство далеко не всегда обеспечивает этих людей тем, что им положено по закону. Больница становится более желанной, чем дом, но иногда на другое не хватает сил. И мы пытаемся эти силы родителям вернуть, разобраться с тем, чем нахождение вне больницы может быть лучше или как его сделать таковым.

- А что с этим делать? Мы же не сделаем больницу хуже?

— Человек, в том числе и в процессе занятий, должен понять, как свою жизнь вне больницы сделать такой же комфортной, приятной и удобной, где взять общение, например. Необходимо разбираться с тем, что действительно связано с болезнью, лечением, необходимостью, а что скорее является стереотипом, удобной моделью поведения. Есть люди с болеющими детьми, которые живут полноценной жизнью, которые просто живут и учат детей этому.

- В итоге какую модель поведения родители транслируют своим детям?

— Это очень важный вопрос. Какую модель родители болеющего ребенка хотят дать. Как жить? Ребенок болеет. Бросить все силы на болезнь и жить болезнью или жить жизнью? Ребенок во многом ориентируется на родителей, но он может оказаться крутым и самостоятельным: отделится от родителя, и начнет бороться с этим представлением о том, что он какой-то особенный, с этой установкой родителя, что ребенок с редким заболеванием должен жить редкой жизнью, не как у всех. Таких случаев немного, но они есть. В мои задачи входит, чтобы этих историй было больше.

- Как к тому, что родители делают их особенными, относятся дети?

Интересно, что рядом с таким контролем за жизнью ребенка может существовать абсолютное наплевательство на собственную жизнь. Специфика заболеваний, с которыми работает фонд "Подсолнух", такова, что в любой момент можно уехать в больницу на неопределенный срок, ну и вообще все может поменяться в состоянии ребенка. Сложно строить планы, сложно что-то загадывать. И некоторые родители начинают просто плыть по течению, не проявляя инициативы и очень туманно представляя будущее ребенка после совершеннолетия. Плохо, когда такая же модель воспринимается ребенком, поскольку в ней совсем нет перспективы. Но преемственность не 100%, к счастью. У нас есть девочка, которая, несмотря на то, что у ее мамы нет никаких планов на жизнь для дочери и скептическое отношение к ее активности в будущем, уже многое спланировала для своей интересной жизни. У нее есть прекрасное понимание того, чего она может добиться, кем стать, чему учиться и чем заниматься.

- Как не сделать ребенка особенным?

— В том случае, если вы вдруг осознаете, что вместо вашей жизни, персональной, личной вдруг случилась ваша совместная жизнь с ребенком и постепенно осталась только она, когда вы начинаете все больше и больше использовать слово "мы" вместо "я и мой ребенок", нужно насторожиться. Деформация происходит там, где должно быть разделение взрослого и ребенка. Вспомните о том, кем вы были до рождения ребенка, до постановки диагноза, соотнесите свои цели, желания с тем, что есть сейчас. Цели и желания могли поменяться, это абсолютно нормально. Подумайте о том, в какой степени это связано с тем, что ребенок болеет, а в какой — нет. Должны ли они все быть связаны с ребенком?

Болезнь ребенка может сопровождаться психологическими сложностями у родителя. Человек не способен с этим взять и справиться одномоментно. Не стоит стесняться обращаться к специалисту. С этой ситуацией необязательно справляться самому. Может требоваться поддержка. Родители сами переживают, и им тяжело, это можно и нужно признать и работать с этим, не пытаясь заниматься исключительно тем, чтобы ребенку было хорошо. Хотя бы потому, что состояние родителей серьезно влияет на ребенка.

- Помогают ли людям занятия в рамках программы "Яркий мир"? Становится ли их мир таким же ярким, как у детей?

— Наши занятия в состоянии избавить родителей от части стресса, дать силы самостоятельно что-то делать. Появляется взгляд со стороны от людей, которые прошли похожую ситуацию и могут сказать, как там впереди, — это тоже много дает. Зачастую можно посмотреть и на детей со стороны. Они многое могут делать самостоятельно. На семейных занятиях мы именно на это стараемся обращать внимание. Родители уезжают домой и потом сообщают, что они вынесли для себя. Кто-то дал себе и ребенку чуть больше свободы. Кто-то научился строить планы, пусть маленькие, и осуществлять их. Кто-то стал тратить полчаса в день, час в неделю, один день в месяц, чтобы заняться тем, что ему интересно. Для кого-то этим стало творчество как продолжение того, что происходило на занятиях. Кто-то выяснил для себя, что это спортзал, прогулка. Они сами учатся находить силы и поддержку, и говорят, что после этого становится легче. Все это потом переносится в общение с ребенком. Меньше желания контролировать, больше личной свободы, понимание своих и детских границ. Похоже на спокойную жизнь рядом друг с другом, которая хороша и без редких генетических заболеваний.

Открытое мероприятие

Тренинг с элементами арт-терапии, как одна из форм взаимодействия с родителями

«Счастливая семья»

Подготовила и провела: педагог-психолог Юдина Е.С. МАОУ СОШ № 7 г.Усть-Катав

Цель: формирование доброго отношения в семье.

Задачи:

- создание в семьях доверительных отношений между родителями и ребенком;

- обучение родителей позитивным способам общения с ребенком;

- выработка навыков сотрудничества с ребенком.

- создание «герба Семьи».

Оборудование: макет сердца из бумаги, ручки, цветная бумага, клей, ножницы, прозрачная ваза, музыка, проектор, анкеты, слова песни.

Ход занятия.

Вводная часть.

Просмотр видеоролика «Притча о счастливой семье»

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашей встрече?

(о семье, о взаимоотношениях в семье)

Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любить, заботиться и уважать других людей. Сегодня я предлагаю вам сделать один шаг к познанию своего ребенка.

Существует китайская поговорка: «Расскажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь»

Надеюсь, что сегодняшняя встреча поможет кому – то из вас понять что-то и чему-то научиться.

Основная часть.

Упражнение «Ладошки» (звучит красивая, спокойная музыка)

Музыка 1.

Закройте глаза, положите руки перед собой ладошками вверх. Вспомните самые нежные, самые ласковые и добрые слова. Мысленно пошлите их самым родным на свете людям - своим детям. Улыбнитесь и пошлите эту улыбку своему ребенку.

Педагог подходит к любому родителю, кладет свои ладони на его ладони. Потом переходит к другому (подойти к 3-4 родителям).

Чему может научить нас это упражнение?

Вывод: Для детей очень важно почувствовать прикосновения близких людей, ощутить внимание к себе со стороны взрослых. Когда ладошки одного человека прикасаются к ладошкам другого, происходит контакт 2 людей, и третьего нет. Никто не может вмешаться в контакт родителя с ребенком: ни второй родитель, ни бабушка, ни другие дети.

Сегодня мы с вами должны понять, что родительская любовь принесет
ребенку гораздо больше счастья, если он будет постоянно видеть и чувствовать ее. Наша задача - научиться проявлять любовь к ребенку, согревать его своей душевной добротой.

Упражнение «Ребенок в лучах солнца» (с элементами арт-терапии)
(Раздаются белые листы, цветные карандаши).

    В центре листа нарисуйте круг и напишите имя вашего ребенка.

    Нарисуйте лучики. Напишите на лучиках, какой ваш ребенок, его черты характера.(звучит спокойная музыка, родители работают)

А сейчас попробуем проанализировать, что у нас получилось. Кто желает рассказать о своем ребенке? (слушаем всех, кто хочет рассказать)
- А теперь каждый посмотрите на свой рисунок, это ваш ребенок, ваше солнышко. И каждый из вас должен его любить просто за то, что он есть, безусловной любовью.

Сейчас мы с вами разделимся на 3 группы, каждая группа получит свое задание и 5 минут времени на его выполнение.

Упражнения в группах. Все группы получают свое задание, выполняют, потом идет совместное обсуждение. Время работы 5 минут. Звучит спокойная музыка.

Задание для 1 группы . З авершите предложения:

Добрые поступки – это …

Добро - это...

Добро ассоциируется с...

Добрый человек похож на...

Вывод: Мы служим примером для детей. Делая добрые поступки сами, мы этому учим детей. Делайте хорошие поступки вместе. Пусть ребенок увидит, что кому-то помогать – это здорово, это приятно, это поднимает настроение.

Задание для 2 группы.

Определите «помощников» и «врагов» душевных качеств человека . Составьте ассоциативный ряд.

«Помощники» - это….

«Враги» - это ….

(«Помощники» - щедрость, помощь, благодарность, понимание...

«Враги» - жадность, зависть, злость, безразличие...)

Вопросы родителям:

Какие душевные качества вы цените в людях?

Каких качеств больше у наших современных детей? Почему?

«Помощники душевных качеств» - душевная теплота, взаимопонимание, доверие – все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

«Враги» – безразличие членов семьи друг к другу, равнодушное отношение делают ребенка жестокими, агрессивными, тревожными и т.д.

Вывод: в каждой семье ребенок должен видеть тепло, любовь и уважение.

Что же делает ребенка добрым, душевным, благородным, щедрым мы узнаем от 3 группы, которые создавали «Добрые советы – помощники в воспитании ребенка»

Задание для 3 группы.

Создайте несколько «Добрых советов – помощников в воспитании ребенка».

Вести себя так, чтобы другим было приятно с вами.

Помогать слабым, больным, старым, а также тем, кто попал в беду и т.д.

Упражнение «Душа ребенка».

На листе цветной бумаги нарисуйте сердечко и вырежьте его.

Напишите на нем качество, которым вы хотите наделить вашего ребёнка, и поместите его в чашу.

Вывод: Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! И такими же должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, не потускнела, а стала еще богаче?

Заключительная часть.

А сейчас мы с вами вместе будем создавать герб семьи.

На листе цветной бумаги обведите свою ладошку и вырежьте ее.

Напишите на ладошке ответ на вопрос:

«Что Я делаю для того, чтобы мой ребенок стал СЧАСТЛИВЫМ?»

Подписанные ладошки прикрепите к нашему родительскому сердцу (нарисовано на плакате ) Время работы 3 минуты.

Давайте взглянем на наши результаты! Посмотрите, какое наше родительское сердце большое, доброе, яркое! Оно щедро дарит нашим детям свое тепло, ласку, любовь, не выбирая время и место для этого. А наши ладошки – это руки, которые мы протягиваем нашим детям, чтобы поддержать их, помочь им или просто обнять. И очень хочется, чтобы такое сердце было в каждом доме и в каждой семье.

Зажечь свечу.

- Существует древняя притча:

«Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусочек.

Что еще тебе слепить? - спросил Бог.

Слепи мне счастье, - попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины».

Всё в наших руках. И счастье наших детей тоже в наших руках.

Я хочу, что бы пламя этой свечи уничтожило все ваши печали и невзгоды, тепло этой свечи согрело ваши сердца и души, её свет озарил ваши лица улыбкой и любовью.

А кусочек этого большого родительского сердца был в вашем доме всегда (раздать каждому родителю маленькое сердечко-магнит, как напоминание о встрече).

Давайте возьмемся за руки и мысленно поблагодарим друг друга за нашу работу, которая помогла нам вспомнить самые простые вещи, но которые так необходимы нашим детям: доброта, любовь, внимание, понимание, уважение.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

«Какая хорошая Ваша семья!».

Мы с вами создали герб семьи, а существует еще и гимн семьи. И слова этой песни вам тоже знакомы (раздать слова песни, можно подпевать).

Просмотр видеоролика «Гимн семьи»

Каждая семья уникальна. Каждая семья имеет свои ценности и законы. В каждой семье воспитывают детей по – разному. Но каждая семья хочет вырастить достойного ребенка.

Анкета «Стиль воспитания в семье».

Сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы анкеты (раздать бланки анкеты) и выяснить, какой стиль воспитания ребенка характерен для вашей семьи.

Время работы 5 минут.

Анкета для родителей

«Стиль воспитания в семье»

Перед вами 10 обыденных и часто встречающихся ситуаций, которые могут происходить с вашим ребенком. Решение вами этих ситуаций и определяет стиль воспитания ребенка в вашей семье. Дайте свой вариант ответа и подсчитайте очки.

1. Ваш ребенок любит пошалить, хлопот с ним бывает достаточно – то вернется домой с синяком, то в испорченной одежде. Вы…

а) расспрашиваете, что случилось, зашиваете штаны, прикладываете, если нужно, компресс – 3 балла;

б) оказываете помощь ребенку, но при этом постоянно внушаете ему, что это может плохо кончиться – 0 баллов;

в) делаете вид, что ничего не произошло, даете возможность ребенку самому справляться со случившимся – 5 баллов.

2. У вашего ребенка есть друзья, но они не слушаются своих родителей и, по вашему мнению, они плохо воспитаны. Вы…

а) беседуете с родителями друзей и просите их обратить внимание на поведение своих детей – 2 балла;

б) приглашаете этих детей к себе в дом, стараетесь положительно повлиять на них – 5 баллов;

в) объясняете своему ребенку, что эти друзья ему не пара – 0 баллов.

3. Ваш ребенок хочет быть лидером в общественных делах и играх и, если ему это не удается, он обижается и пытается бунтовать. Вы…

а) считаете, что умение проигрывать пойдет ему на пользу – 0 баллов;

б) стараетесь ему объяснить, в чем истинная причина поражения – 3 балла;

в) стараетесь ему подыграть, чтобы он непременно выиграл и не испытывал поражения – 5 баллов.

4. Вашего ребенка трудно вечером отправить спать. Вы…

а) постоянно объясняете, как важен для ребенка сон – 3 балла;

б) позволяете ребенку не соблюдать режим, но поднимаете его всегда в одно и то же время – 5 баллов;

в) всегда укладываете ребенка в одно и то же время, не принимая никаких возражений с его стороны – 0 баллов.

5. Ваш ребенок обожает телевизор. Вы…

а) разрешаете смотреть телевизор столько, сколько он захочет, без ограничений, так как считаете, что, несмотря на запреты, он все равно будет его смотреть – 0 баллов;

б) говорите своему ребенку, что ему можно смотреть и что нельзя – 2 балла;

в) вместе определяете круг передач, которые ребенок может смотреть – 5 баллов.

6. Ваш ребенок с раннего детства за словом в карман не лезет. Вы…

а) объясняете, что такое поведение неприлично – 5 баллов;

б) запрещаете своему ребенку вести себя подобным образом – 0 баллов;

7. Ваш ребенок, который еще, по вашему мнению, так мал, уже интересуется противоположным полом. Вы…

а) пытаетесь пресечь интерес любой ценой – 0 баллов;

б) оставляете все как есть, считая, что все встанет на свои места само собой – 3 балла;

в) поощряете своего ребенка за приличное поведение – 3 балла.

8. Вашему ребенку иногда достается от сверстников. Вы…

а) учите своего ребенка давать сдачи обидчикам – 5 баллов;

б) проводите профилактическую беседу с родителями таких учеников – 3 балла;

в) советуете своему ребенку избегать контактов с такими детьми и просите педагога помочь в этом – 0 баллов.

9. Ваш старший ребенок достаточно часто обижает младшего. Вы…

а) не вмешиваетесь в их взаимоотношения, надеясь на то, что старший ребенок поймет свои ошибки без подсказки – 0 баллов;

б) наказываете старшего ребенка за это в присутствии младшего – 5 баллов;

в) стараетесь уделить больше внимания младшему ребенку независимо от их взаимоотношений со старшим – 3 балла.

10. Ваш ребенок грубит, дерется с другими детьми, становится злым и бессердечным. Вы…

а) тоже ведете себя по отношению к нему подобным образом, чтобы он на себе почувствовал, как плохо он себя ведет – 0 баллов;

б) стараетесь влиять на него добром и лаской – 5 баллов;

в) ищите причины такой реакции ребенка в окружающих людях и мире: жестокие фильмы, окружение ребенка во дворе и классе и т.д. - 2 балла.

Анализ результатов теста

0-18 баллов . Вы считаете необходимым воспитывать собственного ребенка по своему образу и подобию. Но ребенок должен развиваться и формировать в себе такие качества, как самостоятельность, независимость, уверенность в себе, способность к творчеству во всех его проявлениях. Если вы над этим не задумываетесь, это может привести к тому, что сын или дочка, столкнувшись со взрослым миром, могут в нем просто потеряться и не найти себя. Вы считаете, что опекать ребенка просто необходимо. Ваши методы требуют осмысления и коррекции.

19-35 баллов. В вопросах воспитания вы стараетесь идти в ногу со временем. Считаете, что ребенок должен многое постигать на собственном опыте методом проб и ошибок. Однако в своих методах вы не всегда последовательны: доверяя своему ребенку решать самостоятельно некоторые проблемы и принимать какие-то решения, вы иногда как бы спохватываетесь и пытаетесь взять бразды правления в свои руки, что вызывает недоумение сына или дочки и может привести очень скоро к конфликтам и ссорам. Помните, что, однажды приняв решение, надо последовательно идти к его реализации.

36-50 баллов. Вы осознаете, что ребенок не может проживать свою жизнь вашим умом, и создаете условия для того, чтобы он мог научиться развивать собственную инициативу, логическое мышление, способность к анализу событий и явлений. Вы не отстраняетесь от воспитания своего ребенка, а идете рядом с ним, наблюдая за тем, как он строит свои отношения с близкими людьми, одноклассниками и педагогами. Вы не только учите сына или дочку осознавать свои ошибки, но и подводите к самостоятельному их исправлению. Вам нравится видеть рядом подрастающего умного человека, который старается мыслить самостоятельно и ответственно.

Рефлексия

Что интересного и полезного вы сегодня заберете с собой с нашей встречи?

Год издания и номер журнала:

Детско-родительская диадическая арт-терапия предоставляет клиентам возможность получения творческого, имажинативного и визуального опыта, основанного на невербальной и символической экспрессии. Арт терапевтический процесс при этом протекает в контексте психотерапевтических отношений, а создание образов выступает в качестве основного средства общения. Арт-терапевт создает условия для невербального выражения осознаваемых и неосознаваемых чувств и представлений, помогая детям и родителям общаться друг с другом. Арт-терапия выступает здесь средством выражения и разрешения внутрипсихических конфликтов как родителей, так и детей. Рабочий процесс имеет клиническое, психологическое и арт-терапевтическое обоснование.

В своей работе я учитываю описанные в литературе приемы работы с детьми и родителями. Так, Гарви и Келли (Harvey, Kelly, 1993), специалисты в области танцедвигательной, драма- и игровой терапии, работали с маленькими детьми и их родителями, обращая особое внимание на качество их взаимодействия, проявлявшееся в их двигательных реакциях, позах, жестах, мимике и вербальной экспрессии. Гонник и Голд (Gonnick, Gold, 1992), специалисты по танцедвигательной терапии и арт-терапии, работали с детьми, родители которых были лишены родительских прав. Эти авторы обращали особое внимание на то, как их клиенты выражали травматичный материал.

Викс (Wix, 1997) описывает свою работу с девочкой девяти лет. В течение семи месяцев она занималась как с самой девочкой, так и с ее родителями, реализуя арт-терапевтический подход. Лэхман, Кон-Станз и Джонс (Lachman, Con-Stunz, Johnes, 1975) описали две арт-терапевтические сессии с матерью и ее двумя сыновьями (семи и полутора лет). Одной из задач этой работы было прояснение отношений матери и ее детей.


Рис. 1 и 2.
Мальчик 28 месяцев и его мать рисовали вместе. Мать следовала за ребенком, благодаря чему им удалось создать композицию из отпечатков рук ребенка и взрослого

Пролкс и Минде (Proulx, Minde, 1995) описали групповую работу с отцами и их трехлетними детьми. Благодаря детско-родительской арт терапии, игровой терапии и обсуждениям отцы смогли лучше понять потребности своих детей и стать более сензитивными по отношению к ним.

Рубин (Rubin, 1976) приходит к выводу, что проведение сессий с матерями и детьми предоставляет богатые возможности для диагностики и психотерапии. Она также отмечает, что благодаря совместной работе матери и дети смогли прийти к новым формам взаимодействия.

Теория привязанностей и отношений

Создатели теории привязанностей и отношений подчеркивают, что отношения между детьми и родителями характеризуются определенным набором ожиданий и поведенческих стратегий, проявляющихся невербально. При этом аффективно-заряженные темы определяют способы выражения детьми чувств, связанных с близостью и эмоциональной привязанностью. Авторы отмечают, что определенные паттерны поведения постепенно интериоризуются и приобретают генерализованный характер (Waters, 1999; Bowlby, 1988; Stern, 1995). Креймер (Cramer, 1985) считает детско-родительскую психотерапию наилучшей формой терапевтического вмешательства при нарушенных отношениях. Такие пионеры в этой области, как Винникотт (Winnicott, 1951) и Малер (Mahler, 1975), также предлагали проводить психотерапевтические консультации с матерями и их детьми. Фрейберг (Fraiberg, 1980) показывает огромный психотерапевтический потенциал совместной работы с детьми и матерями.

Гринспэн отмечает, что "диагностика и лечение нарушений эмоциональной сферы и развития маленьких детей требует от клинициста учета всех аспектов детского опыта. Поэтому необходимо иметь определенную модель, позволяющую рассматривать паттерны отношений ребенка с близкими ему людьми, характерные для различных фаз его психического развития" (Greenspan, 1992, р. 3).

Гринспэн описывает четыре стадии развития коммуникативной сферы ребенка, характеризующиеся определенным набором коммуникативных паттернов: 1) вовлечение; 2) двусторонняя коммуникация; 3) разделенные значения и 4) эмоциональное мышление. Выделение этих стадий позволяет психотерапевту анализировать особенности детско-родительских отношений. Гринспэн также разработал метод под названием "время на полу" в качестве средства работы с детьми, имеющими эмоциональные проблемы и нарушения в развитии. Родителя просили расположиться на полу вместе с ребенком и следовать за его игрой, не пытаясь руководить им. Данный метод лег в основу разработанной нами детско-родительской диадической арт-терапии.

Теория арт-терапии

Э. Крамер отмечает, что для каждой стадии эмоционального развития ребенка характерны свои особенности изобразительной экспрессии. Она пишет, что "изобразительная деятельность и творческий процесс предполагают развитие комплекса умений, включающих овладение изобразительными материалами таким образом, что они начинают выступать в качестве символического эквивалента человеческого опыта и психических процессов" (Kramer, 1979, р. XXVIII). Она описывает пять способов обращения с изобразительными материалами: 1) "предвестники" изо-деятельности, такие, как создание каракулей, размазывание краски, исследование физических свойств материалов; 2) хаотическое выражение чувств - разбрызгивание, размазывание краски, удары кистью; 3) стереотипии - копирование, создание линий и простейших стереотипных форм; 4) пиктограммы, выступающие в качестве средства графической коммуникации, замещающего или дополняющего слова; 5) оформленная экспрессия - создание символических образов, обеспечивающих успешное самовыражение и коммуникацию.


Рис. 3.
Отец нарисовал детскую кроватку, а ребенок 30 месяцев -фигуру "головонога"

В своей работе с детьми я учитываю, что арт-терапия обеспечивает удерживание, благодаря чему ребенок и родитель могут безопасно взаимодействовать друг с другом и получать при этом удовлетворение, располагаясь рядом на детских стульчиках. Предлагая изобразительные материалы, соответствующие возрасту ребенка, и используя недирективные варианты работы, арт-терапевт побуждает родителя следовать за ребенком, воздерживаться от поучений и вмешательства в его игру. Создание изобразительной продукции дополняется установлением отношений, взаимодействием и наблюдением. При этом используются адекватные возрасту ребенка терапевтические вмешательства. Данная модель работы позволяет арт-терапевту оценить диадические отношения, особенности эмоциональной экспрессии родителя и уровень развития ребенка. Затем арт терапевт предоставляет ребенку и родителю такие материалы и организованные виды совместной деятельности, которые способствуют развитию их отношений.


Рис. 4 и 5.
Создав вместе с матерью на алюминиевой фольге каракули пальчиковыми красками, девочка двух с половиной лет нарисовала, как ее кошка упала в пруд, и затем добавила, что испытывает грусть и страх за ее жизнь

Детско-родительская диадическая арт-терапия

Целью использования арт-терапии в интерактивной детско-родительской группе было воздействие на чувство привязанности посредством невербальной экспрессии. Опираясь на родителей как партнеров в детской психотерапии, арт-терапевт может стимулировать эмоциональное развитие ребенка. Он стремится к тому, чтобы родители общались на одном уровне с ребенком. Арт-терапия применяется также для развития коммуникации между ребенком и родителем путем использования ранних детско-родительских механизмов взаимодействия, активизирующихся при совместных занятиях изобразительной деятельностью. При этом симбиотическая стадия символически отражается в совместном создании каракулей и размывании краски по бумаге. Создаваемые детьми и родителями красочные отпечатки ладоней и разных предметов символизируют разделенный опыт, коллажи - привязанность. Родители нередко говорят о своей части совместной работы, в частности о том, какое значение она для них имеет. Свободная игра в детско-родительской группе также стимулирует взаимодействие между родителями и обмен мнениями по поводу подходов к воспитанию, а также облегчает параллельное взаимодействие между детьми, в то время как родители находятся рядом. Работа в группе способствует развитию взаимного доверия и навыков участия в совместной деятельности, соблюдению очередности действий, развитию близости и взаимной привязанности, а также получению опыта сепарации, т.е. эмоционального отделения детей от родителей.


Рис. 6.
Коллаж на повернутой клейкой стороной вверх самоклеящейся бумаге; при создании коллажа использовались разные пластические материалы

Формат групповой работы

Детско-родительская интерактивная группа включала максимум шесть детско-родительских пар. В ходе сессий использовался в основном английский язык, хотя он не был единственным. Зачастую первым языком родителей был французский. Нередко родители иностранного происхождения, испытывая затруднения в общении на английском или французском языках, общались друг с другом на своем родном языке. Приветствовалось участие в группе как матерей, так и отцов. У детей могли быть различные клинические симптомы, влияющие на их отношения с родителями. Для анализа взаимоотношений ребенка и родителя использовалась оценочная процедура Кроуэла (Crowell, Feldman, 1988). Также проводились регулярные консультации с родителями. Для диагностики и коррекции специфических проблем привлекались соответствующие специалисты, хотя нередко эти проблемы успешно решались в условиях детско-родительской интерактивной группы.

Курс лечения включал от восьми до десяти еженедельных занятий продолжительностью по полтора часа. Время сессий распределялось следующим образом:

10.30 - приветствие и арт-терапевтические занятия за столом;

11.00 - свободная игра и обсуждение среди родителей;

11.30 - пение, чтение книг, двигательные упражнения;

11.45 - закуски, завершение сессии.

В кабинете имелось большое количество игрушек и разного оборудования - костюмы, кухня и "кукольный дом", песочница, кубики для строительства, мольберты. На отдельном столе были разложены соответствующие возрасту детей паззлы. Часто включались записи знакомых детям простых песен. Использовались интерактивные книги, а также гамак, в котором дети могли качать кукол. При достаточном доверии друг к другу они могли качать в гамаке других детей. Завершая сессию, участники группы вместе пели колыбельную песню, после чего дети и родители садились за круглый стол с закусками и соком и затем прощались друг с другом.

Материал и методы

Арт-терапия проводилась одним арт-терапевтом и одним ассистентом максимум с шестью детско-родительскими парами. Арт-терапевт использовал привычные, безопасные для детей изобразительные материалы, такие, как кукурузный крахмал, мука и желатин с целью воссоздания символического взаимодействия матери и ребенка. Кукурузный крахмал символизировал для родителей опыт пеленания. Некоторые отмечали, что крахмал напоминает им детскую присыпку - нежный по консистенции, гладкий материал - а также кожу ребенка. Работа с этими материалами была очень приятна. Мука, пищевые красители и игровое тесто напоминали о ситуациях, связанных с кормлением ребенка. Желатин и красители могли навевать родителям воспоминания о приготовлении пищи для детей либо о том, как их собственные родители готовили для них, когда они сами были маленькими. Все эти материалы присутствовали в разных видах деятельности наряду с традиционными изобразительными средствами.


Рис. 7.
На столе прочно закреплены листы бумаги, а акварельные краски и вода расположены таким образом, чтобы избежать их опрокидывания и сбрасывания со стола

Используемые в арт-терапии материалы подбирались с учетом уровня развития ребенка и применялись для усиления коммуникации. Ограничения касались в основном проявлений контролирующего поведения со стороны родителей и небрежного обращения с изобразительными средствами, ведущего к значительному загрязнению окружающего пространства; они были направлены на то, чтобы способствовать положительному настрою участников занятий. Ритуалы начала и завершения сессий, наряду с использованием одной и той же музыки, книг и движений, делали ситуацию более предсказуемой, безопасной и способствующей проявлению чувства привязанности.

Символы и ритуалы выступали в качестве основы разработанной мною модели работы. Поясню смысл понятий символа и ритуала: "Символизм - направление в искусстве, связанное с использованием символов, когда вещи наделяются условным значением либо когда невидимое или неуловимое передается посредством видимого и чувственно воспринимаемого. Примером символизма в изобразительном искусстве может быть передача чего-то нематериального или идеального либо недоступного для восприятия". "Ритуал - любой формализованный и привычно повторяемый акт или серия актов" (Mariam Webster Ninth New College Dictionary).


Рис. 8.
Использование картонных подносов способствует удержанию чувств

Детско-родительские пары создавали визуальные образы на листах бумаги, прочно закрепленных на столе. Когда ребенок и родитель заканчивали рисовать, они закрепляли свою работу на стене, откуда ее хорошо было видно при выполнении иных видов деятельности. После угощения, покидая вместе с родителями кабинет, дети могли взять свои рисунки домой, хотя обычно в рамках арт-терапевтического процесса созданные клиентом работы остаются у психотерапевта.

Иногда арт-терапевтическое вмешательство предполагало использование тактильных материалов, когда ребенок и родитель вместе погружали руки в круглый контейнер для того, чтобы помять тесто. Кроме того, в целях сплочения группы участникам иногда предлагалось рисовать на круглом листе бумаги, покрывающем всю поверхность стола.

Стадии группового процесса

Групповой процесс включал следующие стадии:

1. Стадия разделенного внимания и вовлеченности. На этой стадии арт-терапевт зачастую наблюдал, как матери имитировали восклицания и улыбки ребенка. Тем самым они становились своеобразным "зеркалом" ребенка. Благодаря этому ребенок и родитель вовлекались во взаимодействие.

2. Стадия двусторонней коммуникации и предвестников изодеятельности.

На данной стадии работа часто была направлена на то, чтобы удержать родителей на функциональном уровне ребенка. Первая сессия этой стадии могла предполагать конструирование коллажа. При работе с маленькими детьми вместо коллажа создавались каракули. Этот вид деятельности позволял организовать условия, в которых ребенок и родитель могли совместно участвовать в изобразительной работе без излишних ограничений, при этом их работа соответствовала уровню развития ребенка. Для того чтобы стимулировать взаимодействие, арт-терапевт предлагал им привлекательные материалы. Родителей просили следовать за инициативой детей, комментировать их рисунки и вербально отражать их действия, а также по возможности вмешиваться в их активность. В одном случае ребенок рисовал на приклеенном к картону листе бумаги. Лист картона был, в свою очередь, приклеен к столу. Дополнительная бумага и другие изобразительные материалы были расположены поблизости (дети, однако, не пользовались ножницами и клеем).


Рис. 9.
На этом коллаже к клейкой стороне самоклеящейся бумаги прикреплены разные материалы. Видно, что часть материалов выходит за пределы бумаги, что может указывать на проблемы привязанности

Если ребенок начинал отвлекаться, психотерапевт показывал ему солонку с сухим желатином и корицей для того, чтобы привлечь его внимание. Это иногда также благоприятно влияло на детей с задержкой моторного развития - ребенок начинал ее "исследовать" и трясти. В конце занятия родителей просили написать на работе свое имя и имя ребенка, после чего родители и дети вместе прикрепляли свои рисунки к стене для их краткого экспонирования. Когда время сессии истекало, рисунки забирались домой. Прямоугольная форма бумаги ассоциировалась с границами. Совместное закрепление рисунков на стене можно рассматривать как выражение чувства привязанности. Эта процедура предшествовала "отделению" ребенка от родителя, поскольку затем дети переходили в ту часть кабинета, которая предназначалась для свободной игры.

3. Стадия разделенных значений и стереотипий.

На стадии разделенных значений ребенок и родитель обычно вместе создают сценарии или используют созданные ими образы для сочинения историй. Так, например, используя рисунки или изделия из теста, они могли создавать истории про змея или чудовище. Этот процесс предполагал согласование содержания образов, благодаря чему ребенок 18 ти или 24 месячного возраста учился использовать образы для понимания мира. Гринспэн (Greenspan, 1992) поясняет, что те дети, которые успешно усваивают разделенные значения, вовлекаются в совместную деятельность и, используя вербальную и жестовую коммуникацию, общаются с другими.

Из-за живого воображения у них, однако, временами могут появляться страхи, например, они начинают бояться чудовищ. Страхи могут отмечаться и у их родителей. Мы часто видели изображения радуг или иные стереотипные образы, которые Крамер (Kramer, 1979) назвала "образами, служащими для защиты". Поэтому предлагаемые детям материалы должны быть им знакомы и не должны пугать их. Матери и дети, например, вместе смешивали ингредиенты для создания игрового теста, что оказывало успокаивающий эффект и способствовало взаимодействию. Во время третьей сессии мы давали группе тампоны разных размеров и лощеную бумагу для рисования пальчиковыми красками. Мы просили взрослых показать детям, как можно создавать отпечатки тампонами или пальцами, а также делать мазки.

Благодаря совместной работе детей и родителей создавались различные сенсомоторные игры. Когда ребенок и родитель видели, что тампон может свободно скользить по бумаге, они нередко находили новые способы взаимодействия. В результате появлялись интересные работы (рисунок 10).


Рис. 10.
Образец "точечной живописи". Работа создана в результате нанесения на бумагу множества точечных мазков. Из раскрашенной таким образом бумаги затем могла быть вырезана форма, что вызывало у ребенка удивление. Данная техника иногда использовалась для создания праздничных украшений

4. Стадия эмоционального мышления и оформленной экспрессии.

Эмоционально-мыслительная стадия характеризуется появлением дифференцированных образов. Ребенок начинает понимать связь между элементами изображения и образами. Данная способность очень важна для организации поведения ребенка и контроля над его импульсами. У ребенка на этой стадии начинают появляться определенные представления о пространстве, расстоянии и о том, что к нему относится, а что нет: "Когда ребенок учится пользоваться речью и формирует устойчивый внутренний образ матери, он может опираться на слова и образы для передачи чувств и фантазий" (Greenspan, 1992, p. 10). У ребенка, таким образом, появляется несколько средств коммуникации. Как отмечает Крамер (Kramer, 1979), изобразительная продукция ребенка становится оформленной, что хорошо видно по изделиям из теста и рисункам.

Примеры из практики

Представленные здесь примеры отражают различные ситуации, отношения и проблемы, возникающие в ходе детско-родительского группового вмешательства. Описания позволяют лучше понять процесс работы с маленькими детьми.

Карл (возраст - 18 месяцев)

Карл был боязливым, замкнутым мальчиком, с самого рождения он страдал нарушениями сна. Он и его мать входили в группу, состоявшую из шести детей и шести взрослых. Карлу были свойственны протестные реакции. Он производил впечатление беспомощного ребенка. Его мать хотела, чтобы он стал более самостоятельным и смог посещать центр дневного пребывания, поскольку она собиралась вскоре снова выйти на работу.

Придя в группу, Карл отказался сам надевать фартук. Он сидел за столом и ждал, когда кто-нибудь ему его наденет. Его мать с готовностью взяла лист самоклеящейся бумаги и закрепила ее перед Карлом. Между нею и Карлом не было ни контакта взглядов, ни улыбок, ни разговоров. Он продолжал сидеть и выглядел обиженным.

Тем временем мать Карла продолжала приклеивать все новые и новые листы бумаги, даже не пытаясь контактировать с ним. Психотерапевт вмешалась, взяв яркий лист цветной бумаги и погремушку. Когда психотерапевт увидела, что мальчик заинтересовался бумагой, она отдала лист матери, которая попыталась повторить ее действия.

Карл присоединился к матери и попытался найти для листа место на клейкой картонке, чтобы его закрепить. Психотерапевт показала матери, что следует потереть бумагу (для того, чтобы она лучше приклеилась), и когда мать это сделала, Карл повторил ее действия.

Когда психотерапевт заметила, что другие дети в группе шалят, она показала им солонки с желатином, корицей и рисом, поскольку маленькие дети любят играть с сыпучими материалами. Родители обратили внимание на приятный аромат. Будучи пассивным, но довольно наблюдательным мальчиком, Карл показал на одну из солонок. Мать откликнулась на его жест и стала вместе с ним трясти солонку и вдыхать аромат корицы. Позже Карл с матерью сняли бумагу с клейкой основы и, выбрав место на стене, приклеили лист туда. Затем мальчик отошел от матери и переместился к песочнице. При этом психотерапевт принесла матери стул, чтобы та смогла сесть рядом с Карлом и в любой момент присоединиться к его игре. Мать обменивалась впечатлениями с другими родителями и в то же время следила за действиями своего сына.

Обычно я стараюсь стимулировать двустороннее вербальное и невербальное взаимодействие между ребенком и родителем, понимая, что жесты и слова родителя должны быть ясными и понятными ребенку. В ходе сессий мы обращаем особое внимание на коммуникацию посредством жестов, в частности для того, чтобы ребенок смог осознать границы допустимого поведения. Это помогает родителю, неспособному обозначить границы, избежать импульсивного, бесконтрольного, деструктивного выражения чувств. Границы нередко задаются самим характером предлагаемой ребенку деятельности, позволяющей избежать вербальных директив родителей.

При работе с детьми, склонными к беспокойному поведению, мы обеспечиваем их материалами в небольшом количестве, что позволяет ребенку справиться с ними самостоятельно. С целью удерживания беспокойства и раздражения мы также нередко используем подносы. Это позволяет ребенку осознать границы и предупреждает рисование на столе. Чтобы избежать выплескивания воды и краски, мы иногда помещаем под стаканчики пластиковые крышки для банок.

Сэлли (возраст - 22 месяца)

Сэлли еще не говорила по-английски, а ее мать только начала его учить, когда они были направлены к нам на арт-терапию. Девочка была агрессивна, для нее были характерны выраженные протестные реакции. Она часто устраивала бурные сцены и с трудом переключалась с одного вида деятельности на другой. Сэлли была направлена к клиницисту сотрудниками центром дневного пребывания, где с ней не могли справиться. Психотерапевт полагала, что занятия матери Сэлли в группе с другими родителями помогут ей избавиться от чувства одиночества.

Я предложила участникам группы игру с тестом. Эта игра началась с высыпания муки в большой круглый контейнер. Муку надо было доставать из резервуара двумя небольшими совками. Сэлли никак не удавалось набирать муку по очереди с матерью, она пыталась использовать оба совка, и ее мать была в явном замешательстве. Психотерапевт взяла щепотку муки, высыпала ее перед Сэлли и сделала на муке несколько отпечатков своими пальцами. Это отвлекло Сэлли, и она оставила один совок. Затем мать начала вместе с дочерью делать отпечатки на муке. Таким образом нам удалось избежать конфронтации и помочь взаимодействию девочки и матери.

Резервуар с мукой передавался по кругу, при этом каждый участник брал из него определенное количество муки. После этого по кругу стали передавать другой резервуар, с солью, из которого ее надо было извлекать с помощью двух ложечек меньшего размера. Сэлли некоторое время наблюдала за действиями других, а затем позволила матери взять соль из резервуара. После того, как психотерапевт раздала пищевые красители, все занялись приготовлением смеси. Тесто разминалось и затем разрезалось на кусочки родителями и детьми. Многие родители активно участвовали в разминании теста, поскольку эта процедура была им хорошо знакома и вызывала у них приятные воспоминания. Родителям советовали вместе с детьми играть с тестом, разрывая его на кусочки, скатывая из него "колбаски" или расплющивая его. Были приготовлены скалки и формочки для печенья.

В конце сессии дети помогли родителям собрать тесто в пластиковые пакетики, на которых были написаны их имена. Сэлли оставила свой пакетик на столе и перешла в зону для игр, где стала играть с игрушечной кухней. Ее мать при этом сидела рядом, чтобы в случае необходимости предупредить агрессивные реакции девочки, при этом беседуя с другой участницей, которая, как оказалось, говорила на ее родном языке. И мать, и девочка выглядели непринужденно; психотерапевт видела, что между ними существует взаимодействие.

Джоэнн (возраст - 28 месяцев)

Мы нередко встречаемся с детьми, имеющими хорошие речевые навыки и богатый словарный запас, которые, тем не менее, отказываются общаться. Джоэнн не хотела говорить, хотя она хорошо владела родным языком своей матери и понимала английскую речь. У нее были черты негативизма, она плохо спала, то и дело устраивала бурные сцены. Мать была удручена тем, что ей никак не удается справиться с дочерью. Поскольку мать была беременна, группу вместе с девочкой посещал ее отец.

Джоэнн уклонялась от изобразительной работы и все время держалась рядом с отцом. Она не любила пачкать руки и очень плохо контактировала с другими детьми, пользуясь исключительно средствами невербальной коммуникации. Она смотрела, как рисуют другие дети и как ее отец, следуя примеру других родителей, с помощью тампонов создает отпечатки краски.

Спустя некоторое время Джоэнн взяла в обе руки тампоны и также начала делать отпечатки. Она гордо помогала своему отцу покрывать лист отпечатками и позднее - прикрепить его к стене.

В отведенное для игр время она не проявляла к игрушкам интереса и очень редко включалась в игры с другими детьми. Она брала только те игрушки, которые предлагал ей отец. В то же время она спокойно относилась к тому, что рядом с ней играют другие дети. Джоэнн не участвовала ни в совместном пении, ни в чтении книг, но, к всеобщему удивлению, без слов дала нам понять, что ей нравится, когда ее укачивают в гамаке.

Когда предлагались угощения, она ела печенья и запивала их небольшим количеством сока. Она не сопротивлялась, когда ее одевали перед уходом домой, и с гордым видом уносила созданные ими с отцом рисунки.

После продолжительных рождественских каникул, во время которых стояла очень плохая погода, Джоэнн вернулась в группу и посетила еще восемь сессий. Поначалу она была такой же скованной, как и на первом занятии, проявляла негативизм и все время цеплялась за отца. Однако она так или иначе участвовала во всех видах работы и через несколько недель начала односложно заявлять о своих потребностях. Ее поведение дома стало более спокойным и непринужденным.

Дана (возраст - 30 месяцев)

Я заметила, что далеко не все посещающие группу дети в возрасте 18-30 месяцев находятся на эмоционально-мыслительном уровне коммуникации, однако среди них все-таки были дети и такого уровня. В ходе одной из сессий мы показали детям и родителям круглые алюминиевые тарелки с находящимися в них тремя красками основных цветов, а также черным и белам цветами. К краскам давались две кисти (для ребенка и родителя) и одна дополнительная кисть для тех детей, которые хотели рисовать сразу двумя кистями из-за того, что у них еще не оформилась доминантность какой-либо из рук. Рисовать предлагалось на белой бумаге, прикрепленной к поверхности стола.

Родителей просили повторять действия детей и по возможности вместе с ними описывать словами изобразительную продукцию. Готовая продукция, как обычно, вывешивалась на стену, и дети шли играть.

У Дана были расстройства сна и аппетита, а также поведенческие нарушения. Это был обсессивный, "застревавший" на деталях ребенок. После того как он убедился, что все предметы находятся на своих местах, он приступил к рисованию вместе со своим отцом. Вскоре он увлекся рисованием, хорошо взаимодействовал при этом с отцом и время от времени комментировал свои действия. Когда он закончил рисовать, он стал эмоционально описывать рисунок отцу.

Дана использовал всего один цвет и попросил отца делать то же самое. Он проводил широкие мазки. Указав на линию небесно-голубого цвета, он произнес: "Бабушка". Отец пояснил психотерапевту, что бабушка уехала утром и что Дана по ней очень скучает. В конце сессии Дана взял с собой рисунок для того, чтобы подарить его бабушке. На следующей сессии отец сказал, что Дана часто рисует, когда скучает по бабушке.

Дирвин (возраст - 24 месяца)

Дирвин страдал синдромом дефицита внимания и не говорил. Он также проявлял повышенную агрессию - дрался и кусался. Во время первой сессии ему поначалу было трудно усидеть за столом, но затем он заинтересовался разноцветной бумагой и стал вместе со своей матерью делать коллаж. Во время игр он брал то одну, то другую игрушку, а чтение книги вслух не привлекло его внимания. Когда стали петь песню, он устроил "истерику". Однако спустя несколько минут он стал укачивать куклу, положив ее на лист бумаги.


Рис. 11.
Во время сессий мать Дирвина часто рисовала на одной из сторон листа отдельно от сына

Во время второй сессии он охотно сел за стол и занялся лепкой из теста, хотя позже, во время чтения книги и пения, вел себя беспокойно. Дирвин посетил подряд несколько курсов групповой арт-терапии, каждый из которых был рассчитан на десять сессий. Благодаря этому он привык к распорядку сессий, начал с большим интересом включаться в разные виды деятельности и внимательнее слушать психотерапевта, когда тот читал книгу. Он также стал спокойнее сидеть на коленях у родителя во время пения песен. В конце лечения Дирвин начал произносить отдельные слова, стал менее агрессивен и смог более длительное время удерживать внимание на деятельности.

Когда во время сессии он начинал беспокоиться, его мать просила психотерапевта разрешить Дирвину делать то, что мальчику хочется. Ей было явно трудно его ограничивать. Психотерапевт, однако, проявляла строгость и настаивала на том, чтобы Дирвин подчинялся установленному распорядку.

Заключение

Полученный нами опыт позволяет заключить, что детско-родительская интерактивная группа является уникальным методом работы с маленькими детьми и их родителями, основанным на теориях развития и методах арт-терапии. Знание психологических теорий развития и учет особенностей разворачивания изобразительной экспрессии ребенка позволяет психотерапевту лучше оценить специфику взаимодействия детей и родителей, а также создать условия для коррекции нарушенных психических функций ребенка.

Литература:

  • Bowlby J. A secure base: Parent-child attachment and healthy human development. New York: Basic Books, 1988.
  • Cramer B., Robert-Tissot C., Stern D., et al. Outcome evaluation in brief mother-infant psychotherapy: A preliminary report // Infant Mental Health Journal. 1985. 11. P. 28-300.
  • Crowell J., Feldman S. The effects of mother"s internal working models of relationships and choldren"s behavioral and developmental status on mother-child interactions // Child Development. 1988. 59. P. 1273-1285.
  • Greenspan S.I. Infancy and early childhood: The practice of clinical assessment and emotional developmental challenges. Madison, Connecticut: International Universities Press, 1992.
  • Fraiberg S. Ghosts in the nursery: A psychoanalytic approach to the problems of impaired infant-mother relationships // Clinical studies in infant mental health. The first year of life. New York: Basic Books, 1980.
  • Gonnick R.S., Gold M. Fragile attachments: Expressive arts therapy with children in foster care // Arts in Psychotherapy. 1992. 18. P. 433-440.
  • Harvey S., Kelly C. The evaluation of the quality of parent-child relationships: A longitudinal case study // Arts in Psychotherapy. 1993. 20. P. 387-395.
  • Kramer E. Childhood and art therapy Notes on theory and application. In cooperation with Laurie Wilson. New York: Schocken Books, 1979.
  • Lachman M., Cohn-Stuntz E., Jones N. Art therapy in psychotherapy of a mother and her son // American Journal of Art Therapy. 1975. 14. P. 105-116.
  • Landgarten H. Family art psychotherapy // A clinical guide and case-book. New York: Brunner/ Mazel, 1987.
  • Mahler M.S., Pine F., Bergman A. The psychological birth of the human infant. Symbiosis and individuation. New York: Basic Books, 1975.
  • Proulx L., Minde K. Une experience de groupe pour peres et infants // Psychiatrie, Recherche et Intervention en Sante Mentale de l"Enfant. 1995. 5 (2-3). P. 191-200.
  • Robbins A. Expressive therapy: A creative arts approach to depth oriented treatment. New York: Human Science Press, 1986.
  • Rubin J.A. Children, art and growing. In diagnosis, therapy and education. PhD dissertation. University of Pittsburg, Pennsylvania, 1976.
  • Stern D.N. The motherhood constellation. New York: Basic Books, 1995.
  • Waters E., Crowell J. Paper presented at the McGill Infant Mental Health Group, 7th Annual Teaching Day. Montreal, 1999.
  • Winnicott D.W. Transitional objects and transitional phenomena in D. W. Winnicott: Collected papers. New York: Basic Books, 1951.
  • Wix L. Picturing relationship: An image focused case study of a daughter and her mother // American Journal of Art Therapy. 1997. 35. P. 74-82.


Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...