Арт-терапия для родителей «редких» детей: как преодолеть стресс. Рисуем с дошколятами

Это может проявляться в очевидных вещах: родители, которые чувствуют себя несчастными, недовольными жизнью, вряд ли смогут создать своему ребёнку условия для счастливого детства и гармоничного развития. Кроме того, дети наследуют наш образ мысли, модели поведения, эмоциональный набор. Приведу пример: мама, будучи несчастливой женой, с самого детства говорит дочери: «Женская доля тяжела, надо быть сильной, на мужчин никакой надежды». Девочка вырастает с подобными установками, стремится быть сильной, независимой, подсознательно боится мужчин, зачастую соревнуется с ними, доказывая своё превосходство. Выйдя замуж (хотя при таком раскладе, этого может и не произойти) девушка продолжает вести себя подобным образом. Через некоторое время мы будем иметь ту же несчастную жену, имеющую доказательство того, что на мужчин никакой надежды. И так из поколения в поколение…

Соглашусь, что в некотором плане картина печальная: в каждой семье накоплен свой багаж нерешённых задач. Так не пришло ли время ими заняться? Сегодня существует огромное количество вариантов, как решать подобные вопросы: книги, семинары, тренинги, психологи… Иногда для ребёнка бывает целительно хотя бы то, что мама на полчаса вынырнула из своих забот, сделала что-то для души, а потом вернулась к нему же с тёплыми, любящими (а не усталыми и печальными) глазами. Вкладываясь в своё развитие, здоровье, счастье, мы становимся способны дать своим детям гораздо больше. Несколько простых и приятных арт-терапевтических упражнений для работы над собой я привела в конце этой статьи.

Родители – самые главные люди для ребёнка. Так давайте окружим своих детей счастливыми довольными здоровыми людьми! Начнём с себя прямо сегодня?

Мандала

Это упражнение направлено на нормализацию эмоционального состояния, на успокоение и соединение с внутренней силой. Рекомендую поработать с мандалами беременным женщинам и кормящим мамам. При этом данная техника подходит для людей любого пола и практически любого возраста (с 5 лет). Для мандалы потребуются лист А4, карандаши, фломастеры и любые другие изобразительные средства. Прежде всего, на бумаге рисуем окружность, сопоставимую по размерам с головой человека (можно обвести тарелку). До того, как приступить к мандале, желательно посидеть пару минут, прислушаться к себе и своему состоянию. Возможно, у вас появится какая-то тема для работы, но это совсем не обязательно. Начинаем с того, что выбираем карандаш самого приятного для себя цвета и рисуем в центре окружности точку. Далее работаем без правил: можно заходить за границы, можно использовать любые цвета и материалы. Ближе к концу стоит задать себе вопрос: «Всё ли нравится? Или что-то хочется изменить?» Если что-то не нравится – обязательно дорисовываем или перерисовываем. Важный критерий окончания работы – чувство, что мандала нравится. Повертите мандалу, рассмотрите с разных сторон: возможно, вас ждут открытия. Итоговый рисунок можно повесить на видное место и любоваться им.

Страна моей мечты

Это очень приятное и полезное упражнение предназначено, в первую очередь, для тех, кто давно не мечтал. Его можно делать в одиночку, можно вместе с друзьями. Для создания страны вашей мечты потребуется большой лист бумаги (можно старые обои), стопка журналов, клей, ножницы, маркеры и карандаши разных цветов. Вырезаем из журналов картинки того, о чём мы мечтаем. Это может быть что-то конкретное или абстрактное (возможно, какая-то картинка приглянется вам своим настроением). Потом вырезанное приклеиваем на лист бумаги в любом порядке. Что-то, чего не нашлось в журналах, дорисовываем или дописываем. Также, по желанию, можно приклеить на коллаж своё фото. Главный критерий – чтобы в итоге всё нравилось, вдохновляло, давало сил! Готовый коллаж также желательно повесить на видное место. Между прочим, удивительным образом подобная работа ускоряет осуществление желаний.

Что мне сегодня хочется?

Это упражнение рекомендуется людям, которые совсем забыли про себя, забегались и засуетились. Подобное часто встречается среди матерей, особенно многодетных. Упражнение займёт немного времени, а эффект даст большой. Время от времени записывайте в блокнот или просто на бумагу то, что вам сейчас хочется. Осознание своих желаний – это первый шаг к себе, который уже сам по себе принесёт больше сил и вдохновения в вашу жизнь. Очень здорово, если каждый день найдётся хотя бы одно маленькое желание, которое удалось осуществить.

Счастья вам, радости и вдохновения!

Здравствуйте, дорогие читатели сайта «Мамочка и Ребенок»! В силу разных обстоятельств я долгое время ничего не писала и не обновляла сайт. Это время не прошло зря, сейчас я полна сил, энергии и вдохновения для новой работы с Вами и для Вас, мои дорогие будущие и настоящие родители.

Сегодня я поделюсь с вами информацией об арт-терапии для детей. Но и родители не останутся в стороне .

Что такое Арт-терапия?

Арт-терапия – это, прежде всего творчество, высвобождение творческого потенциала, применяющийся как терапевтический (лечебный) инструмент.

Основной прием арт-терапии – это рисование, именно этот метод лечения искусством мы сегодня рассмотрим.

В чем ценность арт-терапии для детей?

  • Раскрытие творческого потенциала ребенка, развитие его фантазии и креативности.
  • Развития нестандартного подхода к жизненным вопросам и ситуациям, способствует более легкой адаптации к новым жизненным условиям.
  • Возможность раскрыться в своем уникальном самовыражении.
  • Повышение самооценки и уверенности в себе.
  • С помощью такой терапии можно выявить бессознательные страхи ребенка и легко справиться с ними.
  • Посмотреть на жизненную ситуацию с новой необычной стороны, увидеть ее в новом ракурсе и найти нестандартные решения.
  • Возможность прожить и пережить свои негативные эмоции (злость, гнев, обиду) на бумаге, и не идти с этим дальше по жизни.
  • Арт-терапия для детей и родителей позволит сблизиться и получить удивительный, уникальный совместный опыт.

Для родителей

И да, дорогие мои читатели, я предлагаю также и вам воспользоваться этим прекрасным расслабляющим методом. И я уверенна, что вам это очень нужно! Ведь это прекрасная возможность сбросить свои эмоции на лист бумаги и не держать ничего внутри.

И аргументы: «Я не умею рисовать», «Я кисточку в руках держала последний раз в пятом классе» и т.п. не принимаются. Ведь это СОВЕРШЕННО не важно! Важен процесс, ваш интимный процесс, ваши чувства и эмоции – позвольте себе расслабиться и «излиться» на бумаге.

Дети очень быстро поймут, чем вы занимаетесь и что пытаетесь им донести, тогда по жизни будет намного легче освобождаться от «эмоционального мусора», быстрее будут приходить интересные идеи. В любом случае возможность уникального творческого самовыражения убирает многие блоки и расширяет границы мышления.

Вы можете устраивать арт-терапевтические занятия всей семьей. Может это даже станет вашей воскресной традицией! Ведь папе после рабочей недели творческий вечер пойдет только на пользу.

Приступаем к процессу творения

  1. Итак, для творчества необходимо время. И как пойдет процесс арт-терапии неизвестно, поэтому хорошо выбрать время с запасом, чтоб не пришлось прерывать процесс, потому что пора идти обедать, купаться или спать.
  2. Заранее подготовьте все необходимое для творчества. Большой ватман, альбомные листы, карандаши, краски, кисточки, салфетки, фломастеры и т.п. Я обычно предлагаю сыну, а он выбирает, на чём и чем он будет творить.
  3. Выберите место для рисования. Пусть вашему творчеству с ребенком ни что не мешает: застелите пол, накройте диван, чтоб случайно уроненная кисточка не стала причиной для раздражения или недовольства. Если размеры вашей ванной комнаты позволяют, то это может быть идеальные вариант для рисования с ребенком.
  4. Если вы видите, что ребенка что-то тревожит, беспокоит, он подавлен или его поведение не такое как всегда – предложите ему порисовать. В процессе его творчества будьте рядом, или возьмите и для себя лист бумаги — начинайте рисовать. А дальше уже чувствуйте ситуацию и своего ребенка, возможно малыш не будет знать, что нарисовать, предложите ему нарисовать свои чувства. В зависимости от возраста ребенка, он может рассказать вам о своих переживаниях, например, он чего-то испугался и этот страх еще остался. Пусть нарисует свой страх! Пусть хорошенько его прорисует и не важно это будет размазня или четко прорисованная картинка, главное дать выразить эту эмоцию, прожить ее и справиться с ней. Например, можно этот страх посадить в клетку, можно нарисовать большое солнце, которое растопит этот страх, или если вы рисовали карандашом просто стереть его ластиком.

Пробуйте, экспериментируйте, творите – я думаю, вам понравится такое времяпровождение, такая ненавязчивая терапия. В процессе таких арт-терапевтических курсов вы еще больше сблизитесь с вашим ребенком, лучше узнаете о его мыслях и чувствах! Я уверенна и для вас это принесет неоценимую пользу. Попробуйте. Делитесь своими ощущениями, вопросами, результатами в комментариях.

Я желаю Вам счастья!

С уважением, Ирина Котульская

Почему полезно заниматься творчеством, и как с его помощью укрепить отношения с ребенком?

Творческие ресурсы человека раскрываются в таком объемном методе, как арт-терапия. Метод арт-терапии охватывает разные области: сказки, музыку, рисование, взаимодействие с различными природными материалами, театрализованные постановки, создание творческих продуктов, таких как фотографии, коллажи и прочее. Однако объединяет все эти проявления то, что человек, участвуя в процессе, использует свой ресурс, который находится внутри него, о котором он зачастую даже не подозревал.

Часто, находясь в состоянии стресса, усталости, в нагромождении повседневных забот, мы забываем о том, что способны мыслить творчески, находить нестандартные решения в ответ на те или иные ситуации. И тем более, забываем о том, что можем заново переоценить происходящее, извлечь новые выводы для себя самого. В суете мы часто забываем слушать свою душу.

Поэтому обращение к арт-терапевтическим упражнениям так полезно. Во время арт-терапевтического занятия мы иногда просто впадаем в забытье, окунаясь с головой в те эмоции и ту радость, которую испытывали в детстве, когда занимались подобными вещами. Иногда нас посещают открытия, (с человеком происходит инстайт или ага-эффект): он как бы заново открывает глаза на то, что давно уже знал.

В разрезе детско-родительских отношений метод арт-терапии может использоваться и как диагностический, и как коррекционный, и как развивающий.

Развивать свои творческие способности вместе с ребенком через создание поделок, рисунков, с помощью совместной игры - отличный способ укрепить ваши отношения.

С чего начать?

Здесь я хотела бы привести несколько примеров, как вы можете заниматься рисованием вместе со своим ребенком у себя дома, используя метод арт-терапии.

1) Рисование пальчиками.
2) Рисование на стекле любыми красками.
3) Рисование кистью (мягким материалом).
4) Рисование карандашами, фломастерами (твердым материалом).

Как применять арт-терапевтические техники?

Нарисуйте свое настроение кистью или пальцами. Расскажите, на что оно похоже. Пофантазируйте с ребенком. Пусть он нарисует вам свое настроение сам.

Нарисуйте рисунок на стекле. Подумайте, на что он похож? Может, в голову придет забавная история о том, кто живет в этом стеклышке? Сочините вместе эту историю.

Попробуйте нарисовать рисунок кистью необычным способом: рисунок одной кистью на двоих, держа ее вместе; рисунок кистью, которую вы держите необычным способом (зубами, другой рукой); рисунок с закрытыми глазами.

Нарисуйте рисунок, прикасаясь точечно, кончиками пальцев.

На мой взгляд, здесь важна свобода выбора ребенка (чем именно хотел бы заняться ребенок) и доброжелательное отношение взрослого, его поддержка, его интерес. Что-то не получается? Убедите малыша, что обязательно получится, если попробовать еще раз. Здесь можно отступать от правил, если только это не вредит здоровью. Разумеется, процесс должен доставлять удовольствие всем его участникам. То есть и вам тоже. Подарите друг другу улыбку, включите приятную музыку - и за дело.

Когда же можно начинать заниматься рисованием вместе с малышом?

Современные психологи считают, что заниматься рисованием совместно с ребенком можно начиная с 6-7 месяцев. Познавательная активность малышей в этом возрасте еще пока не связана с изобразительным искусством, зато дети получают новые знания о мире - и им это очень нравится. Все, что касается тактильного познания мира развивает интеллект ребенка, потому что кончики пальцев связаны с отделами головного мозга, отвечающего за развитие интеллекта. В таком случае полезно попробовать порисовать с ребенком вместе и попробовать узнать, как он видит этот красочный мир.

Любите своих детей и дарите им радость!

Тренинг для родителей (первая младшая группа)

Тема: «Место арт-терапии в практике родителей»

Подготовила воспитатель 1-ой квалификационной

Цель: помочь родителям использовать арт- терапию как решения психологических проблем и процесса раскрытия творческого потенциала.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с арт -терапией, как способом самовыражения, развития и гармонизации.
  2. Способствовать сплочению коллектива родителей с воспитателями.
  3. Приобщить родителей к использованию арт - терапии, как развитие коммуникации между ребенком и родителем (домашнее задание).

1. Основная часть.

Уважаемы родители! Сегодня мы поговорим об арт - терапии. Как вы понимаете это слово?

Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.

Арт-терапия имеет две главные, основополагающие цели. С точки зрения искусства главное получать удовольствие от процесса, раскрыть творческий потенциал. С позиции психологии данная терапия призвана оказывать терапевтические действие, решать внутренние психологические проблемы, конфликты.

Виды арт-терапии:

Выделяют собственно изо-терапию, музыкотерапию, танцевальную терапию, драмотерапию, сказкотерапию, библиотерапию, игротерапию, цветотерапию, фототерапию, куклотерапию, оригами и тому подобное. Но акцентируем внимание на рисовании,то-есть « изо- терапии».

Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в школе, в общении и наедине с самими собой. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь арт-терапия. Ведь помимо всего прочего, арт-терапия - прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства. Другими словами, это - лечение творчеством.

Как уже говорилось, одно из направлений арт-терапии является изо-терапия - выражение своих чувств и эмоций с помощью рисунка. Необходимо только выбрать какие материалы и инструменты нужны для того, чтобы выразить свои эмоции и чувства с помощью рисунка.

Изобразительная деятельность позволяет человеку передать не только то, что он видит в окружающей его жизни, но и свои фантазии, дать волю воображению, осознать и изменить свое отношение к тем или иным явлениям или событиям, прорисовывая их. Она способствует культурному развитию личности, важна для эмоционального и интеллектуального развития человека, формирования его личностной зрелости (Т.С. Комарова).

Кроме того, арт-терапия - это замечательный способ самораскрытия, самовыражения, развития и гармонизации личности. Человек по своей натуре творец и само по себе творчество приносит ему огромное удовольствие. Кроме того, творя, человек получает море возможностей высказаться, выразить свои чувства и эмоции, проявить уникальность своей неповторимой натуры.

Арт-терапия так же включает в себя хромо-терапию и изо-терапию. Хромо-терапия изучает свойства цвета. Издавна было замечено, что цвет оказывает благотворное или отрицательное влияние на человека, так как зрение является самым важным из всех видов чувств. Все цвета определенным образом действуют на нашу жизнь. Вы ведь наверняка замечали, что в одной обстановке хочется радоваться и ликовать, а в другой - молча сесть и думать о высоком. Конечно, такое может быть, ведь каждый оттенок направляет нас в определенное жизненное русло. Он может как поднять нам настроение, так и ухудшить его или подавить агрессию или раздражительность. Доказано, что, меняя цветовой режим, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы, эндокринные железы и другие органы и процессы в организме. Еще сильнее цвета действуют на наших малышей.

Хромо-терапия - это лечение цветом. Такая методика не имеет противопоказаний. Каждый цвет имеет свою целебную силу или негативно влияет на поведение детей:

Что означает каждый цвет?

Например, красный цвет пробуждает волю к жизни, повышает работоспособность и физическую силу, способствует устранению депрессии, воспалительных процессов, вирусных инфекций, и различных хронических иммунодефицитных заболеваний.

Оранжевый цвет по праву считается самым радостным. Он помогает преодолеть депрессию и нервные срывы, благотворно влияет на мышечную систему, способствует избавлению от страхов и неврозов, снимает спазмы, уменьшает проявление астматических явлений и повышает аппетит. Данный цвет, кстати согревает и бодрит организм.

Желтый - создает веселое настроение, повышает умственные способности, нормализует деятельность желудочно-кишечного тракта, печени. Также именно этот цвет способствует выздоровлению при анемии, хроническом бронхите и различных заболеваниях кожи.

Зеленый цвет признан наиболее полезным. Он вызывает внутреннюю гармонию. Цвет повышает остроту зрения, благотворно влияет на сон, дарит спокойствие, а также помогает контролировать состояние раздражительности при нервных расстройствах.

Голубой цвет приведет к состоянию альтруизма и покоя. Он способствует устранению стрессов, неврозов, воспалительных процессов органов дыхания и переутомления. С точки зрения психотерапевтов данный цвет оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении. По утверждению специалистов, у него есть свойство создавать ощущение прохлады.

Фиолетовый цвет повышает творческую активность, иммунитет, помогает преодолеть нервные и психические расстройства, бессонницу, лечить головные боли, невралгию.

Розовый - тонизирует при подавленном состоянии.

Коричневый - вызывает чувство вины.

Черный - оказывает угнетающее действие, вызывает страх.

Синий является «цветом здоровья»: успокаивает нервную систему, помогает умиротворению, что немаловажно для комфорта и сохранения психического здоровья детей, а также оказывает положительное воздействие на органы дыхания.

Родителям необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в воспитательно-образовательном процессе и коррекции.

И владея информацией о цвете с лёгкостью можно прочитать по рисунку, душевное состояние ребёнка, а зная о проблемах на ранней стадии, можно оказать быструю и квалифицированную помощь в любой, создавшейся ситуации.

Ребёнок и его рисунки

Посмотрите на рисунки Вашего ребёнка! Что Вы видите?

Какие цвета использует Ваш ребёнок в своих рисунках?

Если листы изрисованы резкими чёрными или красными линиями, местами прорваны - пора бить тревогу, Ваш малыш живёт в состоянии глубокого стресса.

Частое использование чёрного цвета предупреждает о появлении «зоны мрака» в душе Вашего малыша, такие зоны могут скрывать ужасающие секреты, не пропускайте это мимо своего внимания.

Использование коричневого и серого цвета говорит о надвигающейся депрессии.

Красный в больших количествах говорит о склонности к агрессии.

Оранжевый цвет очень позитивен, явный признак большого запаса энергии.

Жёлтый - цвет лёгкого веселья, радости.

Синий, голубой - цвета спокойного комфортного состояния души.

Зелёный - цвет развития, роста, его наличие в рисунке не может не радовать.

Наличие в живописи сцен насилия также должны Вас привести в боевую готовность.

Предложите малышу нарисовать человечка. Посмотрите, как исполнен рисунок. Если он состоит из робких прерывистых линий - это верный признак застарелых навязчивых страхов. Если рисунок выполнен резкими, глубоко врезающимися линиями - это верный признак агрессии. Если на рисунке много острых углов, направленных вверх - агрессия испытывается к вышестоящим персонам. Если на рисунке больше углов направленных вниз - налицо агрессия к более слабым. Большие округлённые глаза с ярко выделенными зрачками, говорят о глубинных страхах.

2. Практическая часть

Как уже говорилось, существует огромное количество видов данной терапии. Наиболее популярным и доступным из них является рисование. Рисование обладает особенным психотерапевтическим эффектом, и позволит прекрасно расслабиться и набраться сил.

И поэтому уважаемые родители, хочется с вами провести Арт-терапию, предлагаем вам расслабиться и нарисовать что-нибудь красивое для своего ребенка. (На столе приготовлены краски, фломастеры, карандаши, листы для рисования),(звучит классическая музыка)

(Акцент ставится на сам процесс, а не на результате работы, ведь главная цель это благоприятный настрой родителей на дальнейшую совместную работу)

Вашими рисунками мы украсим нашу группу, а так же они будут радовать ваших детей и мотивировать к творчеству.

И еще раз хочется подчеркнуть, что арт-терапия может стимулировать эмоциональное развитие ребенка. Он стремится к тому, чтобы родители общались на одном уровне с ребенком. Арт-терапия применяется также для развития коммуникации между ребенком и родителем путем использования ранних детско-родительских механизмов взаимодействия, активизирующихся при совместных занятиях изобразительной деятельностью

3.Итог

Использование арт-терапии совместно «родитель-ребенок» это воздействие на чувство привязанности посредством невербальности(общение через рисунок).Опираясь на родителей как на партнеров можно стимулировать эмоциональное развитие ребенка. Он стремится к тому, чтобы родители общались на одном уровне с ребенком. Арт-терапия применяется также для развития коммуникации между ребенком и родителем путем использования ранних детско-родительских механизмов взаимодействия, активизирующихся при совместных занятиях изобразительной деятельностью. При этом начальная стадия отражается в совместном создании каракулей и размывании краски по бумаге. Создаваемые детьми и родителями красочные отпечатки ладоней и разных предметов символизируют разделенный опыт, коллажи - привязанность. Родители нередко говорят о своей части совместной работы, в частности о том, какое значение она для них имеет. Свободная игра в детско-родительской группе также стимулирует взаимодействие между родителями и обмен мнениями по поводу подходов к воспитанию, а также облегчает параллельное взаимодействие между детьми, в то время как родители находятся рядом. Совместная работа способствует развитию взаимного доверия и навыков участия в совместной деятельности, соблюдению очередности действий, развитию близости и взаимной привязанности, а также получению эмоционального отделения детей от родителей.

И все мы родом из детства… А значит и этот «язык» творчества для нас не чужой - так давайте попробуем вместе с нашими детьми отправиться в это творческое путешествие: вновь пофантазируем, порисуем, полепим. Разделим с нашими детьми то, что для них так значимо! (родителям предлагается домашнее задание: изготовить поделку совместно с ребенком)

Юлия Градинарова
Консультация для родителей «Чудеса арт-терапии!»

Чудеса арт- терапии !

Консультация для родителей .

Целительная сила искусства известна с незапамятных времён. Во всех древних обрядах, ритуалах проявляется магия искусства. И в определенном смысле, сакральное искусство, нередко используемое с лечебной целью, и является прототипом арт-терапии .

Впервые термин «арт-терапия » ввел в употребление художник Адриан Хилл в 1938 году.

Понятие «арт-терапия » , прежде всего, связано со значением слова «арт» , пришедшего с запада (лат. – ars, англ. и франц. – art, итал. – arte, которое переводится на русский язык как «искусство» . Вместе с тем в иностранной литературе в использовании этого слова существуют различные варианты, к примеру, в Великобритании «art» обозначает визуальные виды искусства – живопись, скульптуру, графику и пр., в то время как в большинстве других стран оно включает также музыку, драму, танец и литературу.

Каждый человек, как утверждали выдающиеся психологи А. Маслоу, Р. Мэй и К. Роджерс, обладает рядом непроявившихся способностей, скрытым потенциалом, которые можно освободить, мобилизовать для облегчения самореализации личности. И задачу арт-терапии они видели не в том , чтобы сделать всех людей художниками или скульпторами, а пробуждении активности, направленной на реализацию творческого потенциала человека. Такая позиция была обусловлена тем, что творческий процесс снижает нервное напряжение, помогает справиться с внутренними конфликтами, позволяет увидеть новые возможности роста и способствует общей гармонизации личности.

Арт-терапия основана на механизме сублимации. Сублимация – это подсознательный психический процесс, который открыл еще З. Фрейд в 1900г. Он заключается в перенаправлении психической энергии от травмирующего переживания к социально приемлемому выходу, чаще всего – творчеству.

Выделяют основные направления арт-терапии .

Изотерапия

лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности. Терапия рисованием позволяет понять и ощутить самого себя, научиться свободно, выражать свои мысли и чувства. Методика мягко помогает избавиться от груза прошлого, развивает чувственно-двигательную координацию

Музыкотерапия

Вид арт-терапии , где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Музыкотерапия – метод психокоррекционного воздействия на человека, основанный на возможностях воздействовать музыкой на эмоциональное, волевое интеллектуальное и личностное развитие.

Игровая терапия

Метод коррекции посредством игры. Посредством игры между участниками возникают близкие отношения, снижается напряженность и повышается самооценка. Ребенок становится более уверенным в различных ситуациях общения. Игровую терапию можно охарактеризовать как чувства, мысли и желания человека, проецируемые на игрушки и прочие предметы. Это своеобразный способ исследования прошлого опыта с возможностью держать безопасную дистанцию с реальностью.

Сказкотерапия

Воздействие чтением, вызывающим положительные эмоции (чтение сказок) . Сказки способны вызвать эмоциональный резонанс не только у детей, но и у взрослых. Они помогают воспринимать мир как целостное явление, дают возможность мечтать и тем самым расширять сознание, улучшая взаимодействие с окружающей действительностью. Данная методика активизирует творческий потенциал и позволяет «достучаться» до каждого участника.

Песочная терапия

Сочетание невербальной формы психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка (композиции из фигурок) и вербальной (рассказ о готовой работе) . Основная цель – помощь в достижении эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого самовыражения. Этот метод помогает упорядочить внутренний душевный хаос, проработать психотравмирующие ситуации на символическом уровне, изменить отношение ребенка к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему.

Как это работает?

Например, ребенок боится темноты. Ему кажется, что под его кроватью прячутся монстры и хотят схватить его за ноги (мой личный детский страх) . Вы объясняете, что никаких монстров не бывает и даже если бывают, то дома их точно нет. Вы включаете свет и вместе лезете под кровать. Но ничего не помогает – всё равно страшно!

И вот это чудище перед вами на бумаге наверняка оно действительно очень-очень страшное! Теперь арт-терапия работает в обратную сторону : вы предлагаете изменить этого монстра так, чтобы он стал добрым и смешным. Творческая энергия преобразует внутренний страх в какое-то новое отношение к темноте. Например, малыш решает сделать его добрым и пушистым – пусть теперь он охраняет его ночью, а не пугает.

Основные средства арт-терапии

Простой карандаш (или ручка) и бумага

Стёрка (ластик, резинка)

Цветные карандаши и фломастеры

Акварель и гуашь

Пластилин

Пастель или восковые мелки

Дополнительные средства арт-терапии

Доска с маркерами или мелками

Акварельные карандаши

Пальчиковые краски

Флуоресцентные краски (светящиеся в темноте)

Тесто для лепки (вода + мука + соль)

Тянучка (клей ПВА + жидкий крахмал + пищевой краситель)

Цветная бумага

Любые подручные материалы, из которых можно что-нибудь соорудить

Мое настроение

Инструкция для упражнения "Моё настроение": нарисуйте свое настроение - такое, какое оно есть прямо сейчас. Может быть, оно будет похоже на погоду, или на пейзаж, или это будет абстрактный рисунок. Дорисуйте образ до конца - чтобы он полностью отражал Ваше состояние.

Опишите своё настроение словами - какое оно? Грустное или веселое? От чего такое? Это ожидание чего-то или про прошедшие события? А какое настроение бы хотелось?

Теперь измените этот рисунок так, чтобы он изображал то настроение, которое вы хотите для себя. Изменить нужно именно этот рисунок, не надо рисовать новый. Можно дорисовать новые детали или зарисовать его полностью, покрутить лист и увидеть с нового ракурса другую картину. Можно порезать и переклеить части в другом порядке, меняйте свое настроение любым способом! Главное - чтобы в итоге получилось именно такое настроение, которое бы вы хотели сохранить на долгое время (например, спокойное или радостное, нежное, или влюбленное.)

Спасибо за внимание!



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...