Арт терапия в работе с родителями. Арт-терапия для родителей "редких" детей: как преодолеть стресс

Почему полезно заниматься творчеством, и как с его помощью укрепить отношения с ребенком?

Творческие ресурсы человека раскрываются в таком объемном методе, как арт-терапия. Метод арт-терапии охватывает разные области: сказки, музыку, рисование, взаимодействие с различными природными материалами, театрализованные постановки, создание творческих продуктов, таких как фотографии, коллажи и прочее. Однако объединяет все эти проявления то, что человек, участвуя в процессе, использует свой ресурс, который находится внутри него, о котором он зачастую даже не подозревал.

Часто, находясь в состоянии стресса, усталости, в нагромождении повседневных забот, мы забываем о том, что способны мыслить творчески, находить нестандартные решения в ответ на те или иные ситуации. И тем более, забываем о том, что можем заново переоценить происходящее, извлечь новые выводы для себя самого. В суете мы часто забываем слушать свою душу.

Поэтому обращение к арт-терапевтическим упражнениям так полезно. Во время арт-терапевтического занятия мы иногда просто впадаем в забытье, окунаясь с головой в те эмоции и ту радость, которую испытывали в детстве, когда занимались подобными вещами. Иногда нас посещают открытия, (с человеком происходит инстайт или ага-эффект): он как бы заново открывает глаза на то, что давно уже знал.

В разрезе детско-родительских отношений метод арт-терапии может использоваться и как диагностический, и как коррекционный, и как развивающий.

Развивать свои творческие способности вместе с ребенком через создание поделок, рисунков, с помощью совместной игры - отличный способ укрепить ваши отношения.

С чего начать?

Здесь я хотела бы привести несколько примеров, как вы можете заниматься рисованием вместе со своим ребенком у себя дома, используя метод арт-терапии.

1) Рисование пальчиками.
2) Рисование на стекле любыми красками.
3) Рисование кистью (мягким материалом).
4) Рисование карандашами, фломастерами (твердым материалом).

Как применять арт-терапевтические техники?

Нарисуйте свое настроение кистью или пальцами. Расскажите, на что оно похоже. Пофантазируйте с ребенком. Пусть он нарисует вам свое настроение сам.

Нарисуйте рисунок на стекле. Подумайте, на что он похож? Может, в голову придет забавная история о том, кто живет в этом стеклышке? Сочините вместе эту историю.

Попробуйте нарисовать рисунок кистью необычным способом: рисунок одной кистью на двоих, держа ее вместе; рисунок кистью, которую вы держите необычным способом (зубами, другой рукой); рисунок с закрытыми глазами.

Нарисуйте рисунок, прикасаясь точечно, кончиками пальцев.

На мой взгляд, здесь важна свобода выбора ребенка (чем именно хотел бы заняться ребенок) и доброжелательное отношение взрослого, его поддержка, его интерес. Что-то не получается? Убедите малыша, что обязательно получится, если попробовать еще раз. Здесь можно отступать от правил, если только это не вредит здоровью. Разумеется, процесс должен доставлять удовольствие всем его участникам. То есть и вам тоже. Подарите друг другу улыбку, включите приятную музыку - и за дело.

Когда же можно начинать заниматься рисованием вместе с малышом?

Современные психологи считают, что заниматься рисованием совместно с ребенком можно начиная с 6-7 месяцев. Познавательная активность малышей в этом возрасте еще пока не связана с изобразительным искусством, зато дети получают новые знания о мире - и им это очень нравится. Все, что касается тактильного познания мира развивает интеллект ребенка, потому что кончики пальцев связаны с отделами головного мозга, отвечающего за развитие интеллекта. В таком случае полезно попробовать порисовать с ребенком вместе и попробовать узнать, как он видит этот красочный мир.

Любите своих детей и дарите им радость!

Дорогие родители, наконец свершилось! На блоге “Расти умным!” совсем скоро стартует он-лайн курс, который будет всецело посвящён творчеству: с детьми, для детей и для родителей. Это замечательный уникальный проект, который разработан опытным психологом, Монтессори-педагогом и арт-терапевтом. Основная цель этого проекта – научить родителей помогать своим малышам справляться с его переживаниями, проблемами, налаживать с ними качественные доверительные отношения, прорабатывать эмоции.

Как вы наверняка уже заметили, я очень люблю всевозможные виды творчества, люблю создавать с детьми разные поделки, поэтому я радуюсь, как ребёнок, что мы начинаем этот замечательный проект. Я уверена, что после прохождения курса Вы овладеете новым удивительным способом общения с ребёнком и будете поражаться, как Вы жили без этого раньше;)

“Арт-терапия – это единственный психологический прием, для работы с детьми, которым могут овладеть все, который не может навредить психике ребенка, и который способен творить чудеса”.

Этот курс создан для:

  • родителей детей от 0 до 10 лет,
  • педагогов, психологов,
  • логопедов, дефектологов,
  • всех-всех кто работает и живет рядом с детьми.

Вы научитесь:

  • чудесно понимать детей разного возраста,
  • помогать детям, преодолевать эмоциональные трудности,
  • подбирать ключи, для решения поведенческих проблем,
  • проводить время с детьми с радостью для себя и пользой для них,
  • эффективно взаимодействовать с малышом.

Он-лайн курс «Воспитание творчеством, или Арт-терапия – это просто!» даст Вам возможность:

  • изучить арт- терапию,
  • создать креативную среду для Вашего малыша,
  • научиться диагностировать проблемы ребенка и оказывать ему помощь,
  • познакомиться с различными направлениями арт-терапии и научиться их применять,
  • каждое занятие осваивать различные приемы арт-терапии,
  • открыть творческое начало в Вашем ребенке,
  • освоить чудесный инструмент взаимопонимания,
  • повысить свою родительскую компетентность.

Курс состоит из 13 занятий:

  • 1 занятие. Основы арт-терапии. Создание творческого пространства.
  • 2 занятие. ИЗО терапия. Диагностика, помощь и развитие с помощью рисования. Многообразие форм рисования.
  • 3 занятие. ИЗО терапия. Диагностика, помощь и развитие с помощью лепки. Различные способы лепки.
  • 4 занятие. ИЗО терапия. Многообразие форм работы. Создание новых техник.
  • 5 занятие. Сказкотерапия. Возможности метода и способы применения в повседневной жизни. Способы написания терапевтических сказок. Индивидуальная и групповая работа.
  • 6 занятие. Игровая терапия. Игра в жизни ребенка. Развитие креативности через игру.
  • 7 занятие. Песочная терапия. Организация песочницы дома. Различные техники песочной терапии.
  • 8 занятие. Фототерапия. Путь к познанию мира и самого себя.
  • 9 занятие. Библиотерапия. Литература в жизни ребенка и ее безопасное использование. Организация литературного пространства ребенка.
  • 10 занятие. Кинотерапия. Правильное использование возможностей мультипликации и кинематографа для воспитания детей. Самостоятельное творение.
  • 11 занятие. Терапия тканью. Применение возможностей ткани в общении с малышом. Техники тканетерапии.
  • 12 занятие. Куклотерапия. Создание кукол для ребенка и с ребенком.
  • 13 занятие. Вопрос-ответ.

Ведущая семинара: Шевченко Юлия, психолог, психотерапевт, арт-терапевт, Монтессори-педагог, ведущая программ для родителей, мама двух чудесных сыновей.

Продолжительность:

  • 13 занятий по 2 часа

Даты и время проведения:

  • вебинар состоялся, вы можете купить запись, оформив заявку внизу страницы

Стоимость:

  • каждое занятие отдельно: 250 грн / 800 руб
  • полный курс: 3000 грн / 9600 руб

Скидка 20%:

  • слушателям полного курса Монтессори дома
  • слушателям курса Академия родительского мастерства (одной полной ступени)
  • слушателям всех мастер-классов конференции “Развитие и воспитание малыша от А до Я”

Внимание! Все занятия будут записываться, а записи рассылаться участникам он-лайн курса на следующий день после занятия, поэтому вы можете не переживать, если опоздаете к началу занятия или не сможете в нём участвовать.

После регистрации на Вебинар Вам придут способы оплаты как каждого занятия отдельно, так и курса полностью!

Купить видеозаписи вебинара

Ваше имя и фамилия

Ваш город и страна

Ваш e-mail

Укажите номер занятий, которые вы хотите посетить
Все 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Дети с редкими генетическими нарушениями иммунитета часто и подолгу находятся в больницах. В благотворительном фонде «Подсолнух» уверены: мало поставить диагноз, даже редкий, необходимо научить человека с этим диагнозом жить. Поэтому фонд открыл в детских клиниках обучающую программу «Яркий мир», которая призвана сделать больницы не местами вынужденного заключения, а территорией опережающего развития. Дефицит иммунитета не должен приводить к дефициту уверенности в себе и проблемам с творческой реализацией ребенка, считает один из специалистов программы, арт-терапевт Александр Рунов, - и родители могут помочь ему в этом.

— Каково психологическое состояние родителя, у которого ребенок болен редким заболеванием и который часто вынужден ложиться с ним в больницу?

Психологическое состояние, как у всех людей, в разное время бывает разным. Есть общие тенденции, связанные с болезнью ребенка, есть абсолютно ситуативные вещи, связанные с нахождением в больнице. Бывает так, что родители приходят на занятия в сложном состоянии, причем похожем. Постепенно выясняется, что это общий гнев или злость, или напряжение, тревога. Эти состояния в отделении больницы, где много людей и сложно изолироваться, быстро распространяются. Один нервничающий переживающий родитель может потянуть за собой очень многих. Бывает, что в отделении вместо большого количества отдельных родителей появляется один Общий Родитель, большой, сердитый иногда, иногда контролирующий. Одна из моих задач - попробовать вытащить людей из этого Общего Родителя, сделать их обратно взрослыми мужчинами и женщинами, не только родителями.

— Как начинается работа и в чем она заключается?

Для начала мы пытаемся просто физически разделить детей и родителей: они и так большую часть времени проводят вместе в одной палате. С большим трудом детей оставили в коридоре, садимся. Начинаем что-то делать руками, просто рядом друг с другом чем-то заниматься. У родителей очень большой опыт разговоров о состоянии своих детей. Мы пытаемся лепить, чтобы выключить разговор, заставить голову отдохнуть, делаем простые формы. Мягкий детский пластилин способствует: кто-то им мажет по листу, кто-то катает шарики, червячков, но каждый занят чем-то своим.

— Несмотря на то, что дверь то и дело открывается, и рвутся дети…

Да, для детей непривычная ситуация, когда родителей забрал кто-то, и не к врачу, не на разговор об их состоянии. Они хихикают: а что, родители, у вас рисуют? Хаха! У детей есть свои отдельные групповые занятия, есть и совместные семейные, но сейчас речь только об отдельных группах для взрослых. Еще бывает, что родителю сложно на занятии, и он впускает ребенка под видом того, что «он без меня не может», занятие останавливается, можно уйти с ребенком, можно остаться, но точно без ребенка. Случается так, что уходят, но редко, так как все-таки в больнице этого нахождения без детей, такого отдельного «взрослого времени» не хватает.

— Родители как-то по-особенному относятся к болеющему ребенку? Дети это понимают?

У каждой конкретной семьи все очень индивидуально. Но представьте себе ситуацию, когда родитель только узнает о диагнозе, осознает, что это на всю жизнь, что надо ездить в больницу, что нужен постоянный контроль со стороны врачей, что многое в жизни придется изменить. Стрессовое состояние. И тут миллион разных сценариев, но мне часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда ребенок считывает родительский дискомфорт и ощущает чувство вины за свою болезнь, за свою особенность.

Родитель, в свою очередь, может пытаться компенсировать ребенку все то, чего, по его мнению, теперь лишается ребенок, может начать сам делать его особенным. Например, пытаться сделать жизнь ребенка самой безопасной или лучше, чем у всех остальных. Иногда для этого запрещается общение со сверстниками, школа, хождение без маски. Хотя медицинских показаний для этого всего может и не быть. Ребенок привыкает к этому своему особенному статусу, учится так жить. Но это только один из возможных сценариев.

Вообще, надо сказать, что дети в принципе лучше взрослых адаптируются ко всему и часто чувствуют себя куда менее несчастными, чем это кажется взрослым. «Салочки» с капельницей наперевес и маска, которую используют, чтобы незаметно показывать язык, я видел своими глазами. Им гораздо проще справиться с пониманием того, что «особенность» это не про «хуже» или «лучше». Это, кстати, очень важный и большой пласт - отношение к детям с редкими заболеваниями у нас в культуре и в обществе. Часто больничное отделение становится единственным местом для полноценного общения детей и родителей, где все все понимают, где можно не бояться осуждения, где все стабильно.

Информированность людей о редких заболеваниях низкая, предрассудков много, желание разбираться в том, почему ребенок ходит в маске, есть далеко не у всех. И это обоюдный процесс. Ребенок может не хотеть ничего объяснять своим сверстникам, а родитель - своим. Может хотеть особого отношения и понимания, а делать первый шаг и рассказывать про необходимость этого особого отношения бывает тяжело. Есть семьи, которые каждый раз с радостью едут в больницу, потому что это возможность побыть в обществе. Сюда же присоединяется абсолютно материальная история, когда находиться в хорошей современной больнице физически удобнее и безопаснее, чем дома, поскольку государство далеко не всегда обеспечивает этих людей тем, что им положено по закону. Больница становится более желанной, чем дом, но иногда на другое не хватает сил. И мы пытаемся эти силы родителям вернуть, разобраться с тем, чем нахождение вне больницы может быть лучше или как его сделать таковым.

— А что с этим делать? Мы же не сделаем больницу хуже?

Человек, в том числе и в процессе занятий, должен понять, как свою жизнь вне больницы сделать такой же комфортной, приятной и удобной, где взять общение, например. Необходимо разбираться с тем, что действительно связано с болезнью, лечением, необходимостью, а что скорее является стереотипом, удобной моделью поведения. Есть люди с болеющими детьми, которые живут полноценной жизнью, которые просто живут и учат детей этому.

— В итоге какую модель поведения родители транслируют своим детям?

Это очень важный вопрос. Какую модель родители болеющего ребенка хотят дать. Как жить? Ребенок болеет. Бросить все силы на болезнь и жить болезнью или жить жизнью? Ребенок во многом ориентируется на родителей, но он может оказаться крутым и самостоятельным: отделится от родителя, и начнет бороться с этим представлением о том, что он какой-то особенный, с этой установкой родителя, что ребенок с редким заболеванием должен жить редкой жизнью, не как у всех. Таких случаев немного, но они есть. В мои задачи входит, чтобы этих историй было больше.

— Как к тому, что родители делают их особенными, относятся дети?

Интересно, что рядом с таким контролем за жизнью ребенка может существовать абсолютное наплевательство на собственную жизнь. Специфика заболеваний, с которыми работает фонд «Подсолнух», такова, что в любой момент можно уехать в больницу на неопределенный срок, ну и вообще все может поменяться в состоянии ребенка. Сложно строить планы, сложно что-то загадывать. И некоторые родители начинают просто плыть по течению, не проявляя инициативы и очень туманно представляя будущее ребенка после совершеннолетия. Плохо, когда такая же модель воспринимается ребенком, поскольку в ней совсем нет перспективы. Но преемственность не 100%, к счастью. У нас есть девочка, которая, несмотря на то, что у ее мамы нет никаких планов на жизнь для дочери и скептическое отношение к ее активности в будущем, уже многое спланировала для своей интересной жизни. У нее есть прекрасное понимание того, чего она может добиться, кем стать, чему учиться и чем заниматься.

— Как не сделать ребенка особенным?

В том случае, если вы вдруг осознаете, что вместо вашей жизни, персональной, личной вдруг случилась ваша совместная жизнь с ребенком и постепенно осталась только она, когда вы начинаете все больше и больше использовать слово «мы» вместо «я и мой ребенок», нужно насторожиться. Деформация происходит там, где должно быть разделение взрослого и ребенка. Вспомните о том, кем вы были до рождения ребенка, до постановки диагноза, соотнесите свои цели, желания с тем, что есть сейчас. Цели и желания могли поменяться, это абсолютно нормально. Подумайте о том, в какой степени это связано с тем, что ребенок болеет, а в какой - нет. Должны ли они все быть связаны с ребенком?

Болезнь ребенка может сопровождаться психологическими сложностями у родителя. Человек не способен с этим взять и справиться одномоментно. Не стоит стесняться обращаться к специалисту. С этой ситуацией необязательно справляться самому. Может требоваться поддержка. Родители сами переживают, и им тяжело, это можно и нужно признать и работать с этим, не пытаясь заниматься исключительно тем, чтобы ребенку было хорошо. Хотя бы потому, что состояние родителей серьезно влияет на ребенка.

— Помогают ли людям занятия в рамках программы «Яркий мир»? Становится ли их мир таким же ярким, как у детей?

Наши занятия в состоянии избавить родителей от части стресса, дать силы самостоятельно что-то делать. Появляется взгляд со стороны от людей, которые прошли похожую ситуацию и могут сказать, как там впереди, - это тоже много дает. Зачастую можно посмотреть и на детей со стороны. Они многое могут делать самостоятельно. На семейных занятиях мы именно на это стараемся обращать внимание. Родители уезжают домой и потом сообщают, что они вынесли для себя. Кто-то дал себе и ребенку чуть больше свободы. Кто-то научился строить планы, пусть маленькие, и осуществлять их. Кто-то стал тратить полчаса в день, час в неделю, один день в месяц, чтобы заняться тем, что ему интересно. Для кого-то этим стало творчество как продолжение того, что происходило на занятиях. Кто-то выяснил для себя, что это спортзал, прогулка. Они сами учатся находить силы и поддержку, и говорят, что после этого становится легче. Все это потом переносится в общение с ребенком. Меньше желания контролировать, больше личной свободы, понимание своих и детских границ. Похоже на спокойную жизнь рядом друг с другом, которая хороша и без редких генетических заболеваний.

<\> код для сайта или блога

Здравствуйте, дорогие читатели сайта «Мамочка и Ребенок»! В силу разных обстоятельств я долгое время ничего не писала и не обновляла сайт. Это время не прошло зря, сейчас я полна сил, энергии и вдохновения для новой работы с Вами и для Вас, мои дорогие будущие и настоящие родители.

Сегодня я поделюсь с вами информацией об арт-терапии для детей. Но и родители не останутся в стороне .

Что такое Арт-терапия?

Арт-терапия – это, прежде всего творчество, высвобождение творческого потенциала, применяющийся как терапевтический (лечебный) инструмент.

Основной прием арт-терапии – это рисование, именно этот метод лечения искусством мы сегодня рассмотрим.

В чем ценность арт-терапии для детей?

  • Раскрытие творческого потенциала ребенка, развитие его фантазии и креативности.
  • Развития нестандартного подхода к жизненным вопросам и ситуациям, способствует более легкой адаптации к новым жизненным условиям.
  • Возможность раскрыться в своем уникальном самовыражении.
  • Повышение самооценки и уверенности в себе.
  • С помощью такой терапии можно выявить бессознательные страхи ребенка и легко справиться с ними.
  • Посмотреть на жизненную ситуацию с новой необычной стороны, увидеть ее в новом ракурсе и найти нестандартные решения.
  • Возможность прожить и пережить свои негативные эмоции (злость, гнев, обиду) на бумаге, и не идти с этим дальше по жизни.
  • Арт-терапия для детей и родителей позволит сблизиться и получить удивительный, уникальный совместный опыт.

Для родителей

И да, дорогие мои читатели, я предлагаю также и вам воспользоваться этим прекрасным расслабляющим методом. И я уверенна, что вам это очень нужно! Ведь это прекрасная возможность сбросить свои эмоции на лист бумаги и не держать ничего внутри.

И аргументы: «Я не умею рисовать», «Я кисточку в руках держала последний раз в пятом классе» и т.п. не принимаются. Ведь это СОВЕРШЕННО не важно! Важен процесс, ваш интимный процесс, ваши чувства и эмоции – позвольте себе расслабиться и «излиться» на бумаге.

Дети очень быстро поймут, чем вы занимаетесь и что пытаетесь им донести, тогда по жизни будет намного легче освобождаться от «эмоционального мусора», быстрее будут приходить интересные идеи. В любом случае возможность уникального творческого самовыражения убирает многие блоки и расширяет границы мышления.

Вы можете устраивать арт-терапевтические занятия всей семьей. Может это даже станет вашей воскресной традицией! Ведь папе после рабочей недели творческий вечер пойдет только на пользу.

Приступаем к процессу творения

  1. Итак, для творчества необходимо время. И как пойдет процесс арт-терапии неизвестно, поэтому хорошо выбрать время с запасом, чтоб не пришлось прерывать процесс, потому что пора идти обедать, купаться или спать.
  2. Заранее подготовьте все необходимое для творчества. Большой ватман, альбомные листы, карандаши, краски, кисточки, салфетки, фломастеры и т.п. Я обычно предлагаю сыну, а он выбирает, на чём и чем он будет творить.
  3. Выберите место для рисования. Пусть вашему творчеству с ребенком ни что не мешает: застелите пол, накройте диван, чтоб случайно уроненная кисточка не стала причиной для раздражения или недовольства. Если размеры вашей ванной комнаты позволяют, то это может быть идеальные вариант для рисования с ребенком.
  4. Если вы видите, что ребенка что-то тревожит, беспокоит, он подавлен или его поведение не такое как всегда – предложите ему порисовать. В процессе его творчества будьте рядом, или возьмите и для себя лист бумаги — начинайте рисовать. А дальше уже чувствуйте ситуацию и своего ребенка, возможно малыш не будет знать, что нарисовать, предложите ему нарисовать свои чувства. В зависимости от возраста ребенка, он может рассказать вам о своих переживаниях, например, он чего-то испугался и этот страх еще остался. Пусть нарисует свой страх! Пусть хорошенько его прорисует и не важно это будет размазня или четко прорисованная картинка, главное дать выразить эту эмоцию, прожить ее и справиться с ней. Например, можно этот страх посадить в клетку, можно нарисовать большое солнце, которое растопит этот страх, или если вы рисовали карандашом просто стереть его ластиком.

Пробуйте, экспериментируйте, творите – я думаю, вам понравится такое времяпровождение, такая ненавязчивая терапия. В процессе таких арт-терапевтических курсов вы еще больше сблизитесь с вашим ребенком, лучше узнаете о его мыслях и чувствах! Я уверенна и для вас это принесет неоценимую пользу. Попробуйте. Делитесь своими ощущениями, вопросами, результатами в комментариях.

Я желаю Вам счастья!

С уважением, Ирина Котульская

Открытое мероприятие

Тренинг с элементами арт-терапии, как одна из форм взаимодействия с родителями

«Счастливая семья»

Подготовила и провела: педагог-психолог Юдина Е.С. МАОУ СОШ № 7 г.Усть-Катав

Цель: формирование доброго отношения в семье.

Задачи:

- создание в семьях доверительных отношений между родителями и ребенком;

- обучение родителей позитивным способам общения с ребенком;

- выработка навыков сотрудничества с ребенком.

- создание «герба Семьи».

Оборудование: макет сердца из бумаги, ручки, цветная бумага, клей, ножницы, прозрачная ваза, музыка, проектор, анкеты, слова песни.

Ход занятия.

Вводная часть.

Просмотр видеоролика «Притча о счастливой семье»

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашей встрече?

(о семье, о взаимоотношениях в семье)

Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любить, заботиться и уважать других людей. Сегодня я предлагаю вам сделать один шаг к познанию своего ребенка.

Существует китайская поговорка: «Расскажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь»

Надеюсь, что сегодняшняя встреча поможет кому – то из вас понять что-то и чему-то научиться.

Основная часть.

Упражнение «Ладошки» (звучит красивая, спокойная музыка)

Музыка 1.

Закройте глаза, положите руки перед собой ладошками вверх. Вспомните самые нежные, самые ласковые и добрые слова. Мысленно пошлите их самым родным на свете людям - своим детям. Улыбнитесь и пошлите эту улыбку своему ребенку.

Педагог подходит к любому родителю, кладет свои ладони на его ладони. Потом переходит к другому (подойти к 3-4 родителям).

Чему может научить нас это упражнение?

Вывод: Для детей очень важно почувствовать прикосновения близких людей, ощутить внимание к себе со стороны взрослых. Когда ладошки одного человека прикасаются к ладошкам другого, происходит контакт 2 людей, и третьего нет. Никто не может вмешаться в контакт родителя с ребенком: ни второй родитель, ни бабушка, ни другие дети.

Сегодня мы с вами должны понять, что родительская любовь принесет
ребенку гораздо больше счастья, если он будет постоянно видеть и чувствовать ее. Наша задача - научиться проявлять любовь к ребенку, согревать его своей душевной добротой.

Упражнение «Ребенок в лучах солнца» (с элементами арт-терапии)
(Раздаются белые листы, цветные карандаши).

    В центре листа нарисуйте круг и напишите имя вашего ребенка.

    Нарисуйте лучики. Напишите на лучиках, какой ваш ребенок, его черты характера.(звучит спокойная музыка, родители работают)

А сейчас попробуем проанализировать, что у нас получилось. Кто желает рассказать о своем ребенке? (слушаем всех, кто хочет рассказать)
- А теперь каждый посмотрите на свой рисунок, это ваш ребенок, ваше солнышко. И каждый из вас должен его любить просто за то, что он есть, безусловной любовью.

Сейчас мы с вами разделимся на 3 группы, каждая группа получит свое задание и 5 минут времени на его выполнение.

Упражнения в группах. Все группы получают свое задание, выполняют, потом идет совместное обсуждение. Время работы 5 минут. Звучит спокойная музыка.

Задание для 1 группы . З авершите предложения:

Добрые поступки – это …

Добро - это...

Добро ассоциируется с...

Добрый человек похож на...

Вывод: Мы служим примером для детей. Делая добрые поступки сами, мы этому учим детей. Делайте хорошие поступки вместе. Пусть ребенок увидит, что кому-то помогать – это здорово, это приятно, это поднимает настроение.

Задание для 2 группы.

Определите «помощников» и «врагов» душевных качеств человека . Составьте ассоциативный ряд.

«Помощники» - это….

«Враги» - это ….

(«Помощники» - щедрость, помощь, благодарность, понимание...

«Враги» - жадность, зависть, злость, безразличие...)

Вопросы родителям:

Какие душевные качества вы цените в людях?

Каких качеств больше у наших современных детей? Почему?

«Помощники душевных качеств» - душевная теплота, взаимопонимание, доверие – все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

«Враги» – безразличие членов семьи друг к другу, равнодушное отношение делают ребенка жестокими, агрессивными, тревожными и т.д.

Вывод: в каждой семье ребенок должен видеть тепло, любовь и уважение.

Что же делает ребенка добрым, душевным, благородным, щедрым мы узнаем от 3 группы, которые создавали «Добрые советы – помощники в воспитании ребенка»

Задание для 3 группы.

Создайте несколько «Добрых советов – помощников в воспитании ребенка».

Вести себя так, чтобы другим было приятно с вами.

Помогать слабым, больным, старым, а также тем, кто попал в беду и т.д.

Упражнение «Душа ребенка».

На листе цветной бумаги нарисуйте сердечко и вырежьте его.

Напишите на нем качество, которым вы хотите наделить вашего ребёнка, и поместите его в чашу.

Вывод: Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! И такими же должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, не потускнела, а стала еще богаче?

Заключительная часть.

А сейчас мы с вами вместе будем создавать герб семьи.

На листе цветной бумаги обведите свою ладошку и вырежьте ее.

Напишите на ладошке ответ на вопрос:

«Что Я делаю для того, чтобы мой ребенок стал СЧАСТЛИВЫМ?»

Подписанные ладошки прикрепите к нашему родительскому сердцу (нарисовано на плакате ) Время работы 3 минуты.

Давайте взглянем на наши результаты! Посмотрите, какое наше родительское сердце большое, доброе, яркое! Оно щедро дарит нашим детям свое тепло, ласку, любовь, не выбирая время и место для этого. А наши ладошки – это руки, которые мы протягиваем нашим детям, чтобы поддержать их, помочь им или просто обнять. И очень хочется, чтобы такое сердце было в каждом доме и в каждой семье.

Зажечь свечу.

- Существует древняя притча:

«Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусочек.

Что еще тебе слепить? - спросил Бог.

Слепи мне счастье, - попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины».

Всё в наших руках. И счастье наших детей тоже в наших руках.

Я хочу, что бы пламя этой свечи уничтожило все ваши печали и невзгоды, тепло этой свечи согрело ваши сердца и души, её свет озарил ваши лица улыбкой и любовью.

А кусочек этого большого родительского сердца был в вашем доме всегда (раздать каждому родителю маленькое сердечко-магнит, как напоминание о встрече).

Давайте возьмемся за руки и мысленно поблагодарим друг друга за нашу работу, которая помогла нам вспомнить самые простые вещи, но которые так необходимы нашим детям: доброта, любовь, внимание, понимание, уважение.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

«Какая хорошая Ваша семья!».

Мы с вами создали герб семьи, а существует еще и гимн семьи. И слова этой песни вам тоже знакомы (раздать слова песни, можно подпевать).

Просмотр видеоролика «Гимн семьи»

Каждая семья уникальна. Каждая семья имеет свои ценности и законы. В каждой семье воспитывают детей по – разному. Но каждая семья хочет вырастить достойного ребенка.

Анкета «Стиль воспитания в семье».

Сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы анкеты (раздать бланки анкеты) и выяснить, какой стиль воспитания ребенка характерен для вашей семьи.

Время работы 5 минут.

Анкета для родителей

«Стиль воспитания в семье»

Перед вами 10 обыденных и часто встречающихся ситуаций, которые могут происходить с вашим ребенком. Решение вами этих ситуаций и определяет стиль воспитания ребенка в вашей семье. Дайте свой вариант ответа и подсчитайте очки.

1. Ваш ребенок любит пошалить, хлопот с ним бывает достаточно – то вернется домой с синяком, то в испорченной одежде. Вы…

а) расспрашиваете, что случилось, зашиваете штаны, прикладываете, если нужно, компресс – 3 балла;

б) оказываете помощь ребенку, но при этом постоянно внушаете ему, что это может плохо кончиться – 0 баллов;

в) делаете вид, что ничего не произошло, даете возможность ребенку самому справляться со случившимся – 5 баллов.

2. У вашего ребенка есть друзья, но они не слушаются своих родителей и, по вашему мнению, они плохо воспитаны. Вы…

а) беседуете с родителями друзей и просите их обратить внимание на поведение своих детей – 2 балла;

б) приглашаете этих детей к себе в дом, стараетесь положительно повлиять на них – 5 баллов;

в) объясняете своему ребенку, что эти друзья ему не пара – 0 баллов.

3. Ваш ребенок хочет быть лидером в общественных делах и играх и, если ему это не удается, он обижается и пытается бунтовать. Вы…

а) считаете, что умение проигрывать пойдет ему на пользу – 0 баллов;

б) стараетесь ему объяснить, в чем истинная причина поражения – 3 балла;

в) стараетесь ему подыграть, чтобы он непременно выиграл и не испытывал поражения – 5 баллов.

4. Вашего ребенка трудно вечером отправить спать. Вы…

а) постоянно объясняете, как важен для ребенка сон – 3 балла;

б) позволяете ребенку не соблюдать режим, но поднимаете его всегда в одно и то же время – 5 баллов;

в) всегда укладываете ребенка в одно и то же время, не принимая никаких возражений с его стороны – 0 баллов.

5. Ваш ребенок обожает телевизор. Вы…

а) разрешаете смотреть телевизор столько, сколько он захочет, без ограничений, так как считаете, что, несмотря на запреты, он все равно будет его смотреть – 0 баллов;

б) говорите своему ребенку, что ему можно смотреть и что нельзя – 2 балла;

в) вместе определяете круг передач, которые ребенок может смотреть – 5 баллов.

6. Ваш ребенок с раннего детства за словом в карман не лезет. Вы…

а) объясняете, что такое поведение неприлично – 5 баллов;

б) запрещаете своему ребенку вести себя подобным образом – 0 баллов;

7. Ваш ребенок, который еще, по вашему мнению, так мал, уже интересуется противоположным полом. Вы…

а) пытаетесь пресечь интерес любой ценой – 0 баллов;

б) оставляете все как есть, считая, что все встанет на свои места само собой – 3 балла;

в) поощряете своего ребенка за приличное поведение – 3 балла.

8. Вашему ребенку иногда достается от сверстников. Вы…

а) учите своего ребенка давать сдачи обидчикам – 5 баллов;

б) проводите профилактическую беседу с родителями таких учеников – 3 балла;

в) советуете своему ребенку избегать контактов с такими детьми и просите педагога помочь в этом – 0 баллов.

9. Ваш старший ребенок достаточно часто обижает младшего. Вы…

а) не вмешиваетесь в их взаимоотношения, надеясь на то, что старший ребенок поймет свои ошибки без подсказки – 0 баллов;

б) наказываете старшего ребенка за это в присутствии младшего – 5 баллов;

в) стараетесь уделить больше внимания младшему ребенку независимо от их взаимоотношений со старшим – 3 балла.

10. Ваш ребенок грубит, дерется с другими детьми, становится злым и бессердечным. Вы…

а) тоже ведете себя по отношению к нему подобным образом, чтобы он на себе почувствовал, как плохо он себя ведет – 0 баллов;

б) стараетесь влиять на него добром и лаской – 5 баллов;

в) ищите причины такой реакции ребенка в окружающих людях и мире: жестокие фильмы, окружение ребенка во дворе и классе и т.д. - 2 балла.

Анализ результатов теста

0-18 баллов . Вы считаете необходимым воспитывать собственного ребенка по своему образу и подобию. Но ребенок должен развиваться и формировать в себе такие качества, как самостоятельность, независимость, уверенность в себе, способность к творчеству во всех его проявлениях. Если вы над этим не задумываетесь, это может привести к тому, что сын или дочка, столкнувшись со взрослым миром, могут в нем просто потеряться и не найти себя. Вы считаете, что опекать ребенка просто необходимо. Ваши методы требуют осмысления и коррекции.

19-35 баллов. В вопросах воспитания вы стараетесь идти в ногу со временем. Считаете, что ребенок должен многое постигать на собственном опыте методом проб и ошибок. Однако в своих методах вы не всегда последовательны: доверяя своему ребенку решать самостоятельно некоторые проблемы и принимать какие-то решения, вы иногда как бы спохватываетесь и пытаетесь взять бразды правления в свои руки, что вызывает недоумение сына или дочки и может привести очень скоро к конфликтам и ссорам. Помните, что, однажды приняв решение, надо последовательно идти к его реализации.

36-50 баллов. Вы осознаете, что ребенок не может проживать свою жизнь вашим умом, и создаете условия для того, чтобы он мог научиться развивать собственную инициативу, логическое мышление, способность к анализу событий и явлений. Вы не отстраняетесь от воспитания своего ребенка, а идете рядом с ним, наблюдая за тем, как он строит свои отношения с близкими людьми, одноклассниками и педагогами. Вы не только учите сына или дочку осознавать свои ошибки, но и подводите к самостоятельному их исправлению. Вам нравится видеть рядом подрастающего умного человека, который старается мыслить самостоятельно и ответственно.

Рефлексия

Что интересного и полезного вы сегодня заберете с собой с нашей встречи?



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...