Асеев Н. Н

Николай Николаевич Асеев (наст. фам. — Штальба́ум ; 1889—1963) — русский советский поэт, сценарист, деятель русского футуризма . Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). Был другом В. В. Маяковского, Б. Л. Пастернака.

Н. Н. Асеев родился 28 июня (10 июля) 1889 года в городе Льгове (ныне Курской области) в семье страхового агента Николая Николаевича Штальбаума. Мать поэта Елена Николаевна, урождённая Пинская, умерла молодой, когда мальчику ещё не было 8 лет. Отец вскоре женился вторично. Детские годы провёл в доме у деда, Николая Павловича Пинского, заядлого охотника и рыболова, любителя народных песен и сказок и замечательного рассказчика. Бабка Варвара Степановна Пинская была в молодости крепостной, выкуплена из неволи дедом, влюбившимся в неё во время одного из своих охотничьих скитаний. Она много помнила из быта старой деревни.

Мальчик был отдан в Курское реальное училище, которое окончил в 1909 году. Затем учился на экономическом отделении в Московском коммерческом институте (1909—1912) и на филологических факультетах Московского и Харьковского университетов. В 1915 году призван в армию и попадает на австрийский фронт. В сентябре 1917 года он избран в полковой Совет солдатских депутатов и вместе с эшелоном раненых сибиряков отправляется в Иркутск. Во время Гражданской войны оказался на Дальнем Востоке. Заведовал биржей труда, затем работал в местной газете, сначала выпускающим, позже в качестве фельетониста.

В 1920 году вызван в Москву телеграммой А. В. Луначарского. Участник группы «Творчество» вместе сС. М. Третьяковым, Д. Д. Бурлюком, Н. Ф. Чужаком. В 1922 году приехал в Москву. С 1931 года и до своей кончины жил в «Доме писательского кооператива» в Камергерском переулке, о чём напоминает установленная на здании мемориальная доска. В годы войны, как невоеннобязанный по возрасту, находился в эвакуации в Чистополе.

Активно помогал выдвижению молодых поэтов в период хрущёвской «оттепели». Сохранились его письма Виктору Сосноре, написанные незадолго до смерти. Письма полны живого участия в творческой карьере молодого поэта.

Н. Н. Асеев умер 16 июля 1963 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 6).

В своём письме Б. Л. Пастернаку в 1956 г. дочь М. И. Цветаевой А. С. Эфрон называет его убийцей своей матери («Для меня Асеев — не поэт, не человек, не враг, не предатель — он убийца, а это убийство — похуже Дантесова»). Получив отказ на просьбы о помощи, — даже в предоставлении места посудомойки в писательской столовой, — и непосредственно после разговора с Асеевым , Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством.

В честь поэта названа улица Асеева в Москве. Курская областная научная библиотека и одна из улиц Курска носят имя Асеева . В городе Льгове действует литературно-мемориальный музей поэта, его именем названа улица.

Начал печататься в 1909 года. С 1914 года Асеев вместе с С. П. Бобровым и Б. Л. Пастернаком являлся одним из ведущих представителей кружка «Лирика», затем группы «Центрифуга », исповедовавшей футуризм. Первый сборник поэта «Ночная флейта» (1914) носил следы влияния символистской поэзии. Знакомство с произведениями В. В. Хлебникова, увлечение древнеславянским фольклором сказались в сборниках «Зор» (1914), «Леторей» (1915). Творческое общение с В. В. Маяковским (с 1913) помогло формированию таланта Асеева . В его поэзии усиливаются революционные мотивы. Сборник «Бомба» (1921) был сожжён интервентами вместе с разгромленной типографией. «Марш Буденного» из поэмы «Буденный» (1922) стал популярной песней (музыка А. А. Давиденко). С 1923 участвовал в литературной группе «ЛЕФ ». Поэма «Лирическое отступление» (1924) вызвала бурные дискуссии. Здесь Асеев сокрушается по поводу уступок в идеологической сфере и критически изображает искажение революционной идеи в новой политической обстановке НЭПа.

Революционно-романтическим пафосом проникнуты поэмы «Свердловская буря» (1924), «Семен Проскаков» (1928), стихи о революционерах («Синие гусары», 1926, «Чернышевский», 1929), «Поэма о двадцати шести бакинских комиссарах» (1925 — типичный пример агитационной лирики в стиле Маяковского). Поэма «Маяковский начинается» (1940).

Переводил стихи Мао Цзэдуна.

Жена — Ксения Михайловна (урожд. Синякова) (1900—1985)

Награды и премии

  • Сталинская премия первой степени (1941) — за поэму «Маяковский начинается»
  • орден Ленина(1939)
  • орден Трудового Красного Знамени

Книги Н. Асеева

  • Николай Асеев. Ночная флейта: Стихи. / Предисл. и обл. С. Боброва. — М.: Лирика, 1914. — 32 с.
  • Николай Асеев. Зор. / Обл. М. Синяковой. — М.: Лирень, 1914. — 16 с.
  • Николай Асеев, Григорий Петников . Леторей: Кн. стихов / Обл. М. Синяковой. — М.: Лирень, 1915. — 32 с.
  • Николай Асеев. Ой конин дан окейн! Четвёртая кн. стихов. — М.: Лирень, 1916. — 14 с.
  • Николай Асеев. Оксана. — М.: Центрифуга, 1916. — 88 с.
  • Николай Асеев. Бомба. — Владивосток: Вост. трибуна, 1921. — 64 с.
  • Николай Асеев. Сибирская бась. — Чита, 1922
  • Николай Асеев. Софрон на фронте. — М., 1922
  • Николай Асеев. Аржаной декрет. — М.: Гиз, 1922. — 20 с.
  • Совет ветров. — М., ГИЗ, 1923. — 56 с.
  • Стальной соловей. — М., Вхутемас, 1922. — 26 с.
  • Николай Асеев. Октябрьские песни., М., Мол. гвардия, 1925. — 32 с.
  • Николай Асеев. За рядом ряд. М., 1925 — 32 с.
  • Николай Асеев. Расстрелянная земля (рассказы). М., Огонёк, 1925. — 44 с.
  • Николай Асеев. Зачем и кому нужна поэзия. 1961. — 315 с.

Сценарии

  • Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков, 1924.
  • Броненосец «Потёмкин», 1925, совместно с Ниной Агаджановой.
  • Федькина правда, 1925, совместно с Александром Перегудой.

Николай Николаевич Асеев (1889-1963) родился в городе Льгове, Курской губернии, в семье страхового агента. Мать поэта Елена Николаевна, урождённая Пинская, умерла молодой, когда мальчику ещё не было 8 лет. Отец вскоре женился вторично. Детские годы провел в доме у деда, Николая Павловича Пинского, заядлого охотника и рыболова, любителя народных песен и сказок и замечательного рассказчика.
В 1909 году окончил курское реальное училище. Дальнейшее образование получил в Коммерческом институте в Москве, одновременно слушал лекции на филологическом факультете в университете. Начальный сборник стихов Асеева («Ночная флейта») вышел в 1914 году.
Раннее творчество Асеева испытало влияние модернистских школ (символизма, футуризма). Сам поэт позже отмечал значение для него поэзии А. К. Толстого, творчества Н. В. Гоголя.
Лучшие произведения раннего Асеева - это стихи, написанные на темы русской истории, развивающие мотивы славянской мифологии. Это сближает его с В. Хлебниковым. Есть у раннего Асеева и «экспериментаторские» излишества, особенно в области словотворчества и в преклонении перед «Госпожой Большой Метафорой». Важнейшую роль в творческой биографии поэта сыграла его дружба с В. Маяковским.
В годы гражданской войны Асеев находился на Дальнем Востоке. Первый послеоктябрьский сборник стихов «Бомба» вышел во Владивостоке (1921). В 20-30-е годы Асеев активно и плодотворно работает в жанре поэмы («Двадцать шесть», 1924; «Лирическое отступление», 1924; «Семен Проскаков», 1927-1928; «Маяковский начинается», 1939, 1950). Поэмы Асеева этого периода проникнуты революционно-романтическим пафосом.
Пятидесятилетний литературный путь Асеева был завершен блестящим лирическим сборником «Лад».
Асеев - автор многих работ по вопросам теории русского стиха, проблемам традиции и новаторства. За свою жизнь он опубликовал более 70 стихотворных сборников.
В своём письме Б. Пастернаку в 1956 г. дочь М. И. Цветаевой А. С. Эфрон называет его убийцей своей матери («Для меня Асеев - не поэт, не человек, не враг, не предатель - он убийца, а это убийство - похуже Дантесова»). Дело в том, что, получив отказ на просьбы о помощи, - даже в предоставлении места посудомойки в писательской столовой, - и непосредственно после разговора с Н. Асеевым, Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством.

Смена общественного строя и его кардинальные трансформации стали для одних русских писателей мощным стимулом в творчестве, для других — началом кризиса. Слишком впечатляющим оказалось превращение революционной свободы творчества в строгую идеологическую организованность сталинской пролетарской литературы.

Николай Асеев - один из тех, кто мучительно пережил это. Некоторые исследователи творчества поэта отмечают, что официальное признание потребовало от него жертв, размер которых оказался слишком велик.

Родом из глубинки

Он родился 28 июня 1889 года в Курской губернии, в маленьком провинциальном Льгове, в небогатой дворянской семье. Его отец - то ли страховой агент, то ли агроном. Некоторые источники указывают фамилию отца поэта как Штальбаум, другие утверждают, что его фамилия писалась как Ассеев. Большее влияние на будущего литератора оказал дед по материнской линии - Николай Павлович Пинский, у которого жил юный Николай Асеев после ранней потери матери и вторичной женитьбы отца.

Дед обладал талантом замечательного рассказчика, знал много народных сказок и песен. Он любил природу, охотно приобщал внука к рыбалке и охоте, без которых не представлял жизни. Увлекательной была история его женитьбы — он выкупил будущую бабку поэта из крепостной неволи, влюбившись в молодую крестьянку, встреченную им во время охоты. Рассказы о прежних временах очень любил слушать будущий литератор Николай Асеев — биография бабки Варвары Степановны увлекала его романтическим сюжетом.

В Москву

В 1907 году Николай окончил реальное училище в губернском Курске и вскоре уехал в Москву, чтобы продолжить образование в столичном университете. К тому времени он уже осознал, что занятия писательством - это то, чему он хотел бы посвятить жизнь. Став вольнослушателем на историко-филологическом факультете Московского университета, Николай Асеев окунулся в бурную литературную жизнь Первопрестольной. Его творения печатаются в журналах и альманахах, которые во множестве появлялись в Москве: «Проталинка», «Весна», «Заветы», «Первоцвет».

Как поэт, Николай Асеев прошел периоды увлечения символизмом, став одним из учредителей творческих групп «Лирика» и «Лирень». В Москве и в Харькове, где он продолжал образование, молодой человек сблизился с поэтами и писателями, исповедующими различные новые формы словотворчества: В. Брюсовым, В. Ивановым, В. Хлебниковым, Б. Пастернаком. В стихах Асеева того периода явственно ощущается интерес к национально-архаическим традициям, к словотворчеству футуристического характера.

Бурное время революции

С момента начала Первой мировой Николай Асеев на себе испытал масштаб общественных катаклизмов. Он был призван в действующую армию, где оказался в самой гуще революционных событий. Был выбран в Совет солдатских депутатов и принимал участие в массовом братании с противником, в оставлении ненавистных окопов. Асеев оказался на Дальнем Востоке, где продолжал участвовать в творческом процессе, создав литературно-художественное объединение футуристического толка «Балаганчик».

В текстах Асеева — от предреволюционных до постоктябрьских — виден весь путь трансформации его поэтического языка. В первой книге, которую опубликовал Николай Асеев («Ночная флейта»,1914 г.), — изысканность символов и эпатажность футуризма, в сборниках «Зор» (1914), «Леторей» (1915) — новаторство словотворчества, в книгах «Бомба» (1921), «Стальной соловей» (1922), «Совет ветров» (1923) — острые ожидания социальных изменений и оптимизм романтических революционных надежд.

«Маяковский начинается»

С 1922 года Николай Николаевич Асеев, биография которого с 1914 года - череда переездов по всей стране — от Харькова до Владивостока, — окончательно поселяется в Москве. Он был вызван с Дальнего Востока по личному указанию Наркома просвещения А. В. Луначарского. В столице Асеев вместе с Маяковским и составляет ядро «Левого фронта искусств» (ЛЕФ) — творческого объединения, считавшего себя единственным достойным представителем нового искусства.

Творческое взаимодействие и личная дружба с Владимиром Маяковским - важнейшее событие в жизни Асеева. Впитывая революционный накал стихов Маяковского, поэт создал несколько произведений крупного формата и отчетливой идейной направленности. К ним относятся поэмы «Свердловская буря» (1924), «Семен Проскаков» (1928) и сделавшая его по-настоящему знаменитым «Поэма о двадцати шести бакинских комиссарах» (1925).

Высоко оценили читатели и коллеги поэтические воспоминания о друге и наставнике, написанные Асеевым через 10 лет после трагической гибели Владимира Владимировича, в 1940 году — «Маяковский начинается». Это манифест верности убеждениям молодости, дань уважения великому современнику.

За и против, плюс и минус

Всего поэт выпустил около 80 поэтических сборников, стал лауреатом многочисленных премий и официальных наград. Асеев прожил внешне безмятежную жизнь. Но при внимательном рассмотрении его творчества можно обнаружить некую двойственность, которой нельзя было избежать любому, кто занимался таким важным в идеологическом смысле делом, как советская литература.

В советских учебниках присутствовал поэт-классик, апологет соцреализма, переводивший стихи Мао-Цзе Дуна, - Николай Асеев. «Простые строки» - стихи тонкого лирика, которому не чужды формалистические поиски, — тоже Асеев. Маститый советский литератор, верный линии партии, которого дочь Марины Цветаевой — Ариадна Эфрон — прямо обвиняла в равнодушии, приведшим её мать к самоубийству, - сталинский лауреат Асеев. Человек, бросившийся хлопотать о московской прописке для сына Цветаевой, бесстрашно защищавший перед Хрущевым молодых поэтов, - это тоже Асеев.

Расставлять знаки, выносить оценки - личное дело каждого, дело истории...

Биография

Николай Асеев родился 28 июня (10 июля) 1889 в Льгове Курской губ. Сын страхового агента (по др. сведениям, агронома). Окончил Курское реальное училище (1907), учился в Московском коммерческом институте (1908−1910), был вольнослушателем Московского университета (историко-филологический факультет). С 1908 регулярно печатался в журналах «Весна», «Заветы», «Проталинка», альманахе «Первоцвет» и др. изданиях; некоторое время работал секретарем в журнале «Русский архив».

Начал как символист, в Москве сблизился с В. Я. Брюсовым, Вяч.И.Ивановым, с писателем, критиком, переводчиком и художником С. П. Бобровым; в 1913 вошел в организованную им литературную группу «Лирика», став одним из учредителей одноименного издательства, из которого в 1914 выделилась группа поэтов с отчетливо футуристической ориентацией «Центрифуга» (Асеев, Бобров, Б.Л.Пастернак). В том же году в Харькове Асеев - один из организаторов литературной группы «Лирень», прокламировавшей национально-архаическую традицию русского футуризма «хлебниковского» толка, с ее увлечением примитивизмом и словотворчеством. Сблизился с В. В. Хлебниковым, Д. Д. Бурлюком и особенно с В. В. Маяковским (некоторое время поэты жили в одной квартире). После призыва (1915) на военную службу и работы на Дальнем Востоке по инициативе Асеева во Владивостоке было создано литературно-художественное общество «Балаганчик», ставшее основой возникшей в 1920 футуристической группы «Творчество», куда входили, в числе прочих, Бурлюк и С. М. Третьяков. С 1922 постоянно жил в Москве; в 1923 вступил в ЛЕФ.

Символистская изысканность и футуристическая эпатажность (первая книга Ночная флейта, 1914), интерес к русской народной речи (сб. Зор, 1914), переросший в культ звукописи (книга Леторей, 1915, совместно с Г. Петниковым; позднее оценена самим Асеевым как «беспредметное новаторство»), решающее влияние - в поэтике и антибуржуазном мировидении - Маяковского, высоко ценившего Асеева («Этот может, хватка у него моя» - в стихотворении Юбилейное) и написавшего в соавторстве с ним множество агитационных стихов, проявились в сборниках Асеева Ой кониндан окейн (Люблю твои глаза), 1915; Оксана, 1916; острота социальной проблематики, восторженный оптимизм революционно-романтических надежд и трагизм их несопряжения с ожидаемым - в сборниках Бомба, 1921 (выпущенный во Владивостоке тираж почти полностью уничтожен), Стальной соловей, 1922; Совет ветров, 1923; Изморозь, 1927, включающем известное стихотворение Синие гусары; Запеваем!, 1930; Пламя победы, 1946; Разнолетье, 1950; Раздумья, 1955; Лад, 1961, Ленинская премия, 1962; Самые мои стихи, 1962, - в совокупности создавших впечатляюще яркий, стилистически многообразный мир лирики Асеева, органично сочетающей гражданственный пафос и интимную камерность, новаторскую дерзость и верность традициям, «индустриализованные» неологизмы и просторечие, - и, в основном векторе своего развития, идущей от усложненной образности к прозрачной ясности стиха (что отразилось также в поэмах Асеева Буденный, 1923; Лирическое отступление, Электриада, Двадцать шесть, посвященная расстрелянным бакинским комиссарам, все 1924; Свердловская буря, 1925; Семен Проскаков, 1928; Маяковский начинается, 1936−1939, отд. изд. 1970, Государственная премия СССР, 1941; дополнительные главы - 1950).

Заинтересованно страстный разговор о судьбе поэта в революции продолжен Асеевым в статьях о литературе (книги Дневник поэта, Работа над стихом, обе 1929; Проза поэта, 1930; Зачем и кому нужна поэзия, 1961), в мемуарах и путевых записках (Разгримированная красавица, 1928). Асеев - автор также стихов для детей, переводов, статей по вопросам истории русского стиха и т. п.

Николай Асеев родился в Льгове Курской губернии 28 июня 1889. Был сыном страхового агента. В 1907 г. стал выпускником Курского училища, с 1908 по 1910 г. учился в Коммерческом институте г. Москва и в Московском университете на историко-филологическом факультете. С 1908 начинает регулярно издавать свои произведения; некоторый период времени работает секретарем.

Начал свой творческий путь как символист, сдружился с В.Я. Брюсовым, В.И. Ивановым, С.П. Бобровым.

В 1913 создал литературную группу «Лирика», вместе с Бобровым и Пастернаком был организатором издательства, из которого в 1914 году родилась группа писателей "Центрифуга", исповедовавшая футуризм. В 1914 г. Асеев организовал литературную группу «Лирень» в Харькове. Дружил с В.В. Хлебниковым, Д.Д. Бурлюкоми. На протяжении некоторого промежутка времени Асеев жил вместе с В.В.Маяковским в одной квартире.

В 1915 г. призван в армию, во время войны оказался на Дальнем Востоке. Основал во Владивостоке литературное общество «Балаганчик», которое, собственно стало фундаментом для группы "Творчество", которую Асеев организовал с Третьяковым в 1920 г. С 1922 Асеев живет в Москве; а в 1923 вступает в Левый фронт искусств.

Первая книга Асеева - "Ночная флейта" - 1914 г. - символ изысканности и эпатажности, в сборнике "Зор" - 1914 г. - ярко выражен интерес к русской речи, а в книге "Леторей" - 1915 г., он вообще переходит в культ звукописи. Творческая дружба с Маяковским полностью сформировала талант Николая Асеева. В его творчестве усиливается революционный мотив. Вместе с Маяковским было написано много агитационных стихотворений, которые проявились в сборниках Асеева «Люблю твои глаза» - 1915, "Оксана" - 1916; Сборник "Бомба" - 1921 г., в котором ярко выражена острота социальной проблемы, был сожжен весь тираж интервентами. Революционным пафосом проникнуты поэмы "Буденный" - 1923; "Лирическое отступление", "Двадцать шесть" - которую Асеев посвятил расстрелянным бакинским комиссарам, - 1924. Также Асеев писал для детей, занимался переводами и статьями.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...