Астафьев ангел хранитель анализ произведения. В.Астафьев

В 1933 году в деревне, где рос Витя, настигла нужда. Исчезли птицы, замолкли псы и веселые ребятишки.

У мальчика в семье главная - это бабушка. Своих родных – Витю, деда и сына – прозвала «мужиками». Немного спустя, у них появился «мужик», Алеша – двоюродный брат Вити. Мама Алеши начала работать на заводе, но вскоре оказалось, что ее дохода не хватает на содержании семьи и тогда в дело пошел бабушкин сундук и все его содержимое. А еще спустя немного времени, дом опустел. В семье наступил голод.

Витя – вялый ребенок, очень часто сильно болеет. От чего совсем ослабели ноги. А после того как наелся ледяного картофель, чуть не помер. Бабушка не сдержалась, и пошла на крайние меры, решив сдать сережки – единственное, что осталось от Витиной мамы, потонувшей в воде. Отнести серьги в город согласился Кольче-пладший. Он укоряет себя в смерти сестры, и потому старается помогать мальчику, чем может.

Вернувшись из города, Кольче-младший принес муки, бутылочку масла и деньжат, после чего пошел на заработки в зажиточные деревни, а дедушка устроился рубить дрова. Но и это не принесло дохода. И тогда бабушка решила сходить в город купить хлеба. Каравай оказался несъедобным. Бабушка с расстройства выкинула щенка из дома, помирать на холоде.

Пес оказался счастливым. В этот же день с доходами и продуктами вернулся Кольча-младший, что помогло семье дожить до весны, а там он снова решил жениться. Дела стали налаживаться. Корова отелилась, Алексей мама забрала, она смогла найти хорошую работу. И ее доходов хватало даже на «мужиков».

Со щенком бабушка так и не смогла найти компромисс. Он все время шкодит. Но, не смотря на это, бабушка его воспринимает как своего ангела – хранителя.

Данный рассказ нас учит не унывать, и даже в том, ком ты не видишь пользы, может принести тебе удачу в жизни.

Картинка или рисунок Ангел хранитель

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание По щучьему велению (Русская народна сказка)

    В обычной русской семье у отца было трое сыновей, младший из которых Емеля отличался нежеланием работать, ленью, постоянно полеживая не печке.

  • Краткое содержание Богач, бедняк Ирвин Шоу

    Произведение начинается с описания семьи Джордахов, проживающей в Порт - Филиппе. В этом семействе взаимная ненависть. Отцу не нравится его работа, жена считает выполнение своих обязанностей кошмаром

  • Краткое содержание Последнее дело Холмса Дойла

    Женившись, доктор Ватсон стал реже видеться со своим другом. В один прекрасный вечер Шерлок Холмс навестил товарища и поведал ему о гении криминального мира

  • Краткое содержание Белое платье Золушки Булычева

    При посещении Луны, молодой, подающий большие перспективы космический доктор Павлышев, чисто случайно попадает на празднество. Он там сталкивается и знакомится с весьма молоденькой, интересной и очень странной особой Мариной

  • Краткое содержание Соловьиный сад Блока

    Главный герой поэмы тяжело работает на берегу моря, он добывает камень, который возит на осле к железной дороге. По пути он идет поблизости от приятного и прохладного сада с цветами и «соловьиным напевом».

содержимое:

Село, в котором жил мальчик Витя, в 1933 году придавило голодом. Исчезли голуби, притихли ватаги мальчишек и собаки. Люди добывали себе пищу, как могли. Охотники отправились в тайгу, чтобы ловить зверя. Однако тот ушел в глубину леса, подальше от голода. Лишь самые опытные и умелые охотники возвращались с добычей. Мясо они делили на всю деревню. Люди отправились в город, чтобы сдать в «Торгсин» свои вещи и золото.

Семья Вити

Витиной семьей руководила бабушка. Она была предприимчивой в делах и изворотливой в хозяйстве. Бабушка называла мужиками своих домочадцев – дедушку, Витю и сына Кольчу-младшего. Вскоре к этой компании присоединился двоюродный брат Вити Алешка. Его мать, тетка Августа, перешла работать с лесозаготовок на Усть-Манский сплавной участок. Здесь женщине обещали выделить паек. Однако вскоре выяснилось, что этот паек не сможет прокормить семью. Содержимое старого сундука бабушки пошло в ход. Из всего богатства, которое было в доме, спустя некоторое время осталась только швейная машинка «Зингер». Ее никто не захотел купить. Семья была вынуждена питаться мякиной, картофельными очистками и прочей дрянью.

Тяжелыми испытаниями продолжается рассказ Виктора Петровича (краткое содержание). Астафьев («Ангел-хранитель») показывает нам, что его герои не сдаются даже тогда, когда смерть подступает к их дому.

Болезнь Вити и продажа маминых сережек

Мальчик Витя был слабым. Он переболел ревматизмом и лихорадкой. Вскоре ноги Вити совсем перестали держать его. Наевшись мерзлой картошки, он едва не умер. Тогда бабушка решила продать золотые сережки. Они были единственной памятью, оставшейся от Витиной мамы, которая утонула около года назад. Кольче-младшему поручили отнести это сокровище в «Торгсин». Он винил себя в гибели своей сестры, так как именно он управлял лодкой в тот день, когда она погибла. Поэтому Кольча-младший старался баловать Витю. Вернувшись из города, он принес бутыль конопляного масла, пуд муки и немного денег.

Мужики отправляются на заработки, фальшивый... хлеб

Кольча-младший решил отправиться в богатые села на заработки. Они находились в верховьях Енисея. Нашел себе работу и дедушка – он нанялся пилить дрова в сельсовет. Однако еда в скором времени снова кончилась. Взяв деньги, заработанные дедушкой, ослабевшим от голода, бабушка Вити отправилась в город. Она принесла оттуда огромный каравай, который оказался фальшивым — сделанным из мякины. Бабушка голосила и причитала, а затем достала маленького щенка из-за пазухи – его оставили умирать на морозе.

Щенок Шарик и улучшение положения

Этого щенка назвали Шариком. Он принес семье Вити удачу, как отмечает Астафьев В. П. («Ангел-хранитель»). В этот же вечер с гостинцами и деньгами вернулся Кольча-младший. Так семья дотянула до весны. Правда, бабушке пришлось продать швейную машинку, чтобы купить для посева мешок картошки. Кольча-младший весной женился во второй раз. Он работал вместе со своей супругой, хохотуньей Нюрой, на посевной. За это они получали немного жита. Благополучно отелилась бабушкина корова. Алешку забрала мать, вышедшая в ударники. От ее увеличенного пайка теперь перепадало и бабушке с мужиками. Постепенно материальное положение в семье становится не таким тяжелым, что показывает нам Виктор Астафьев.

Ангел-хранитель семьи

Бабушка находилась в постоянной конфронтации с Шариком – щенок начал мочиться на веник, пить кошачье молоко и гоняться за курами. Несмотря на проказы Шарика, она всегда называла щенка ангелом-хранителем семьи.

На этом закончим этого произведения краткое содержание. Астафьев («Ангел-хранитель») на примере одной семьи показал тяжелую жизнь людей, вынужденных бороться с голодом. Его герои не сдаются, несмотря ни на что. Они пытаются справиться со всеми проблемами и не унывают.

Надеемся, вам захотелось познакомиться с оригиналом, прочитав краткое содержание. Астафьев («Ангел-хранитель») осветил проблему физического и духовного выживания людей, оказавшихся в условиях страшной действительности. Эта тема, безусловно, является очень важной. Ее поднимали в своих произведениях многие авторы, в том числе и Астафьев («Ангел-хранитель»). Главные герои с честью выдерживают все испытания и заслуживают награду. Ею оказываются не только еда и деньги, но и «ангел-хранитель» семьи.

Эссе по повести В.П. Астафьева «Ангел-хранитель».

Учитель: Семина Ольга Леонидовна

В.П.Астафьев написал много повестей и рассказов для взрослых и детей. Но больше всего он любил писать для детей, потому что сам ещё ребенком пережил много событий. Они оставили в его памяти глубокий след, связанный с его детством, которое он провел с бабушкой.

Многие произведения посвящены теме жизни людей в деревне в довоенные времена

Мое самое любимое произведение Виктора Петровича- это повесть «Ангел-хранитель», потому что в этой повести описывается жизнь людей в тяжелое время, там на примере одной семьи показано,что люди, несмотря ни на что, пытаются справиться с проблемами, настигшими их в ту пору.

По моему мнению, Астафьев пытался передать свои чувства в этой повести. Мальчик Алешка, от лица которого ведется рассказ, похож на самого писателя в детские годы. У этого мальчика умирает мать, и он остается жить с бабушкой, которая любит его больше всех.

Астафьев поставил в этом произведении проблему духовного и физического выживания людей в страшных условиях той действительности.

Героиня- бабушка, которая за свою долгую жизнь пережила много испытаний, но с её боевым характером она была главная в семье и со всеми делами справлялась самостоятельно: «Наша семья, ведомая бабушкой, изворотливой в хозяйстве, предприимчивой в делах, не раз голодавшей и бедовавшей за свою жизнь, мало-мало перебивалась. Бабушка усохла. Кость на ней выступила, характер её, крутой и шумный, заметно смягчился». Больше всех бабушка любила своего внука Алешку, который стал для нее частью её жизни, и, если бы с ним что-либо случилось, то она бы умерла: «А он пропадет-и я не жилец на этом свете».То есть, она пыталась помочь внуку и решилась ради его спасения продать сережки её дочери, которая умерла, утонув в реке. Она считала, что наступил черный день, когда Алешка заболел, и чтобы ему помочь, она решилась на продажу сережек. Бабушка каждый день молилась перед иконой, прося помощи.

Говоря о мальчике Алешке, рассказывающем о событиях своей жизни, я могу его пожалеть и проявить сострадание. За период детства на мальчика свалилось много испытаний. Одним из главных является смерть матери. Можно сказать, что мальчик остался сиротой. Если бы не бабушка, которая поддерживала его в сложной ситуации, то Алешка мог бы и не пережить такую трагедию, случившуюся с его матерью. Когда он сильно заболел, то пытался не показывать свою боль, но ему всегда отводилось особое положение в семье. Алешка любил больше всех бабушку, она ставила его на ноги, чтобы он совсем не свалился от свой болезни. По эмоциям главного героя можно сказать, что он тоже много переживал, особенно когда заболел и ему в голову взбрело, что его хотят отдать в семью Зыряновых. Мальчик показал, что такого он не переживет и научится любому делу, даже картошку мерзлую будет есть. Мальчик по жизни был жизнерадостным и веселым, и для него стало большим потрясением то, что в один прекрасный момент может все поменяться. Для него счастьем было, что рядом находятся родные, которые всегда будут любить его.

Ангелом-хранителем в повести является щенок по кличке Шарик, которого принесла бабушка из города. Она пожалела его во время того, когда в доме не было еды. Она смогла прокормить его и вырастить из него большого пса. Для нее он был ангелом-хранителем, потому что он помог преодолеть ее страдания. Этот на вид маленький щенок принес в дом счастье, бабушка считала, что если она поможет щеночку, то взамен получит награду в виде спасения дорогого человека.

«Мы вот Шарика отогрели, покормили, множко ему надо-то? А в дому сразу легше сделалось». Для нее он был знаком от Всевышнего. Этот щенок и правда принес счастье. Он стал талисманом для их семьи. Когда наступила весна, то Кольча-младший женился и каждый день привозил еды бабушке и Алешке, а также его встречал сам Шарик. Алешке щенок сильно нравился и мальчик вместе с ним забывал про все свои проблемы и несчастия.. Прочитав это произведение, я поняла, что в один прекрасный момент может измениться судьба, и это зависит от поступков самого человека.

Это нравственная установка этой повести. В.П.Астафьев в этом произведении передал свое восприятие поступков близких людей и свое отношение к произошедшему с ним в детстве с позиции уже взрослого человека.

Произведение: рассказ “Ангел-хранитель

Вид: урок получения новых знаний и умений.

Тип: урок-исследование.

Тема урока: “Живой любовью согретый” мир души ребенка.

Бабушка, бабушка!
Виноватый перед тобою, я пытаюсь воскресить
Тебя в памяти, рассказать о тебе людям.

В. П. Астафьев.

Цели урока:

Обучающая:

  • сделать идейно-художественный анализ рассказа В. П. Астафьева, формируя навыки работы с эпическим текстом, языком писателя.

Развивающая:

  • развивать читательские интересы учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала,
  • стимулировать развитие интеллектуальных навыков анализа, синтеза, обобщения,
  • развивать речь.

Воспитывающая:

  • способствовать процессу духовного развития, формированию устойчивых ценностных ориентаций, воспитывать любовь и уважение к малой родине, родному языку.

Методические задачи:

  • применение исследовательского метода в групповой работе
  • организация работы по проблемным вопросам в группе,
  • формирование коммуникативных навыков у учащихся.

Методы и формы учебной деятельности

1 Оргмомент 1 Слово учителя. Работа с презентацией
2 Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний 2 Фронтальная форма познавательной работы. Реализация домашнего задания
3 Организация групповой работы 3 Выразительное чтение по ролям. Рефлексия
4 Усвоение новых знаний. Реализация

полученных знаний

4 Составлению лингвистического словаря произведения
5 Закрепление и обобщение новых знаний 5 Работа в группе по созданию образовательного продукта
6 Информирование учащихся о домашнем задании 6 Мотивационное домашнее задание. Демонстрация видеофильма

План урока:

Подготовка к уроку:

Учащиеся:

  1. Прочтение текста рассказа в. П. Астафьева “ангел-хранитель”.
  2. Написание отзыва о рассказе в читательском дневнике.
  3. Написание сочинения по воспоминаниям дедушек или бабушек о жизни сибиряков перед войной.
  4. Составление лингвистического словаря произведения.
  5. Подготовка выразительного чтения по ролям фрагментов рассказа.
  1. Создание компьютерной презентации “Рожденный Сибирью”.
  2. Отбор видеоматериала и музыкального сопровождения.
  3. Распределение учащихся по творческим группам: “лингвисты”, “аналитики”, “чтецы”, “эксперты”, “теоретики”.
  4. Подготовка раздаточного материала для творческих групп.
  5. Собрание лингвистических словарей красноярского края.

Оформление доски:

  1. Портрет писателя в. П. Астафьева.
  2. Тема урока, эпиграф.
  3. Экран и проектор.
  4. Магнитофон.
  5. Рисунки учащихся к произведению.

Ход урока.

1.Оргмомент

2.Мотивационное начало урока.

Слово учителя. Демонстрация презентации “Рожденный Сибирью”.

Современная литература богата любимыми именами, но для нас, сибиряков, имя Виктора Петровича Астафьева особенно дорого.

Интерес к Астафьеву – личный интерес огромного числа наших современников. Каждое его произведение делалось общественным событием, его произведения изучают в школе. Трудно найти язык, на который не были бы переведены его произведения. Они издаются большими тиражами и в нашей стране и во многих других странах. И тем не менее книги Астафьева не залеживаются в магазинах, а книги о нем – вообще невозможно достать.

Лично мне кажется, что ни у одного писателя современности не найти такого яркого и ясного, как у Астафьева, понимания национальных, моральных норм, которые никогда не устаревая, входят в нашу душу, формируют ее, учат ценить абсолютные ценности. И любим мы Астафьева за те добрые чувства, которые будит он в нас, за ту несравненную художественную радость, которую получаем, читая его, за то, что он входит в нашу жизнь, как необходимость, как грусть, как счастье, как негодование, как слезы

И ты стараешься строже жить. Задумываешься над словом, над совершенным поступком. Откуда в нем это? Из детства. “Все мы родом из детства” , – сказал классик. И это так.

В произведениях Астафьева отразилась почти вся биография писателя. “Я родился при свете лампы в деревенской бане. Об этом мне рассказывала бабушка”, – напишет Астафьев в “Звездопаде”.

Ему не было еще и семи лет, когда он потерял мать. Она утонула в Енисее. С той поры река отметиной пройдет по всем его произведениям, он проведет на реке свои лучшие часы, дни, о которых напишет книги, и в каждой из них он помянет свою мать. Она останется в его жизни светлой тенью, воспоминанием, прикосновением…

В одном из очерков Астафьев написал: “Если бы мне было дано повторить жизнь,– я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями, победами, поражениями, восторгами и горестями утрат…. И лишь одно я бы попросил у своей судьбы – оставить со мною маму. Ее мне не хватало всю жизнь, и особенно остро не хватает сейчас…”

Не будь сиротства, Астафьев бы и “Последний поклон” не так написал. Но он собрал в этой книге как в большущей сибирской избе всю свою родню. Всех земляков, чтобы согреться возле них и согреть нас, его читателей, воспоминаниями о своем детстве.

Давайте вглядимся в лица дорогих и близких сердцу писателя людей, к которым он сохранил благодарную память на всю жизнь

3. Организация групповой работы “Лингвистов”, “Аналитиков”, “Теоретиков”, “Чтецов”, “Экспертов”.

Выдача раздаточного материала. Постановка задач группам.

Время для самостоятельной работы -10-15минут.

Реализация творческого задания групп.

Слово учителя.

Рассказ, о котором мы сегодня будем говорить, вошел в сборник “Последний поклон”, который создавался в течение долгих 20 лет. Это рассказ “Ангел-хранитель”. Он имеет ярко выраженный автобиографический характер.

Вопрос “Теоретикам :

– Как вы понимаете выражение “автобиографический рассказ”?

– Понравился ли вам этот рассказ?

– Что запомнилось больше всего?

– Как вы определите тему рассказа?

– На какие части вы бы разделили рассказ? Как называется этот ряд событий?

4.Творческое задание группе “Аналитиков”:

– Какие слова в рассказе показались трудными для понимания?

5. Реализация творческого задания группы “Лингвистов”:

лингвистический словарь рассказа Астафьева “Ангел-хранитель”.

В произведениях Астафьева слово устное и письменное приближены. Народная русская речь как современная, так и старинная, делает рассказ исторически достоверным источником знаний о деревенском прошлом. “Прошлое, – писал Гейне,– родина души человека”.

– Какое время описано в рассказе?

– Чем запомнился селянам этот год?

– Каким это время запомнилось жителям Красноярска?

– Что нового вы узнали о Красноярске и красноярцах перед войной?

6. Реализация домашнего задания: сочинение-воспоминание бабушек и дедушек учащихся о их жизни в 30-е гг прошлого века.

– Как изменилась жизнь семьи Потылицыных в голодный 1933 год, описанная В. П. Астафьевым?

– Что предприняла бабушка, чтобы преодолеть голод?

– Почему именно Кольче-младшему поручила бабушка пойти в город и продать золотые сережки?

– Как бабушка переживала расставание с золотыми серёжками, памятью о дочери?

Но вот закончилась мука из “Торгсина”. И вот новое испытание выпадает на долю семьи Потылицыных.

7.Реализация творческого задания группы “Чтецы”.

Чтение по ролям фрагмента со слов “Дед стоял с ножом в руке…” до слов “Только хотела я как лучше…” Рефлексия.

– Как семья пережила этот обман?

– Какую “чуду” бог послал бабушке?

Чтение по ролям фрагмента от “Тащусь я это у домов отдыха…” до слов “Ангел-спаситель явился…” Рефлексия.

– Что изменилось в жизни мальчика с появлением Шарика?

– Какие смешные истории вы можете рассказать о Шарике?

– На чем основан комизм этих эпизодов?

Чтение по ролям фрагмента со слов “Между Шариком и бабушкой шла постоянная затяжная борьба…” до слов “Он всё равно улавливал свой момент…” Рефлексия.

– Кто и почему назвал Шарика “Ангелом-спасителем”, “знамением”?

– Кто, на ваш взгляд, на самом деле Ангел-хранитель в рассказе? Почему?

– Как вы думаете, что может означать выражение “Ангел – хранитель”?

Живой, любовью согретый и любовью одаривающий образ бабушки Катерины Петровны проходит через весь рассказ. Давайте послушаем связный рассказ о бабушке, подготовленный творческой группой.

8. Реализация творческого задания группы “Аналитиков”.

Задание группе “Аналитиков”:

Составьте связный рассказ о бабушке Катерине Петровне, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы.

Перед читателем в рассказе встает правдивый образ старой деревенской женщины, смело, решительно ведущей большое и не очень складное семейство, через жизненные невзгоды. Память писателя воскрешает и внешний облик, и отчетливо звучащий голос бабушки – то ласковый, то бранчливый, то песенный.

– Так какая на ваш взгляд главная мысль в рассказе?

9.Слово учителя.

Лучшие страницы своей книги “Последний поклон”, куда и вошел рассказ “Ангел – хранитель”, Астафьев посвятил тому, кто с детства формировал его мировоззрение, – Екатерине Петровне Потылицыной. Запало в душу Витьке бабушкино умение в тяжелый час поворачиваться к свету. Голодно в деревне, самим есть нечего, а она несет в дом брошенного щенка, обманул ее внук, но пряничного коня с розовой гривой она ему все же купила.

Через бабушку, дедушку, дядьев и теток своих постигал Астафьев в буднях, в работе, в заботах общинную русскую традицию, здоровые земные корни, красоту и суровость родной сибирской земли.

Доброта, взаимопомощь, любовь, жертвенность – вот то светоносное начало, которое дает жизнь душе ребенка.

Долг свой перед бабушкой (“Рассказать о тебе людям…”) писатель Астафьев выполнил. Его согревала надежда на то, “что люди, которым я рассказывал о тебе, в своих бабушках и дедушках, в своих близких и любимых людях отыщут тебя…”.

10. Домашнее задание:

написать сочинение о своих бабушках или дедушках.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...