Аул в котором родился алтынсарин. Ибрай Алтынсарин, выдающийся просветитель: биография, труды

, Николаевский уезд , Тургайская область , Российская империя - 17 июля (29 июля) ) - казахский педагог -просветитель , писатель , фольклорист , общественный деятель, учёный-этнограф. Автор казахских учебников: «Казахская хрестоматия» (1879; 2 изд., 1906) и «Начальное руководство к обучению казахов русскому языку» (1879), автор басен и рассказов, а также переводов Л. Н. Толстого , И. А. Крылова .

Биография

Рано лишившись отца, воспитывался в семье деда, известного бия , Балгожи Жанбуршина.

В 1850 году был определён в школу - интернат при Оренбургской пограничной комиссии. Окончил её в 1857 году с золотой медалью. Затем в течение трёх лет работал писарем у своего деда Балгожи - управляющего узунским родом племени кипчаков , войскового старшины Оренбургской комиссии.

Некоторое время Алтынсарин работал переводчиком в Оренбургском областном правлении, где познакомился с Ильминским Н. И.

Алтынсарину было присвоен чин статского советника . Некоторое время И. Алтынсарин работал также в Тургайском уездном управлении в качестве делопроизводителя , исполнял обязанности старшего помощника уездного начальника, временно - уездного судьи.

Умер 17 июля (29 июля) 1889 года , похоронен недалеко от своего дома на берегу Тобола рядом с могилой отца.

Память

  • В СССР имя было присвоено .
  • В СССР имя было присвоено Убаганской средней школе Алтынсаринского района.
  • В честь Алтынсарина назван Алтынсаринский район Костанайской области.
  • В честь Алтынсарина названа Областная библиотека для детей и юношества в Костанае .
  • В честь Алтынсарина названа Южно-Казахстанская областная детская библиотека в Шымкенте .
  • В честь Алтынсарина назван Рудненский социально-гуманитарный колледж в Костанайской области .
  • В честь выдающегося педагога в 2007 году Министерством образования и науки Республики Казахстан была учреждена ведомственная награда - Нагрудный знак «Ибрай Алтынсарин» .
  • В его честь в городе Алматы назван проспект .
  • В городе Капшагай есть средняя школа № 1 имени Алтынсарина.
  • Алматинская гимназия № 159 носит имя Алтынсарина.
  • В его честь в 1952 году был назван ледник Алтынсарина в Джунгарском Алатау .
  • Памятник Ибраю Алтынсарину в Кентау , открыт в мае 2013 года.

Напишите отзыв о статье "Ибрай Алтынсарин"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Ибрай Алтынсарин

– Ну что, пойдёмте? – спросила я.
– Ты же не знаешь, как меня зовут – пробормотал он.
– Об этом вы должны были подумать ещё в начале, – ответила я.
Тут вдруг у меня в памяти как будто открылась какая-то дверца – я вспомнила, что я знала об этих соседях…
Это был довольно-таки «известный» своими странностями (в которые верила во всей нашей округе, по-моему, только я одна) дом. Среди соседей ходили слухи, что хозяйка видимо не совсем нормальная, так как она постоянно рассказывала какие-то «дикие» истории с летающими в воздухе предметами, самопишущими ручками, привидениями, и т.д. и т.п.... (очень хорошо похожие вещи показаны в фильме «Привидение», который я увидела уже много лет спустя).
Соседка была очень приятной женщиной лет сорока пяти, у которой и вправду около десяти лет назад умер муж. И вот с тех пор у неё в доме и начались все эти невероятные чудеса. Я бывала у неё несколько раз, горя желанием узнать, что же там такое у неё происходит, но разговорить мою замкнутую соседку мне, к сожалению, так и не удалось. Поэтому сейчас я полностью разделяла нетерпение её странного мужа и спешила поскорее войти, заранее предвкушая то, что должно было, по моим понятиям, там произойти.
– Меня зовут Влад – прохрипел мой бывший сосед.
Я с удивлением на него взглянула, и поняла, что он, оказывается, очень боится… Но я решила не обращать на это внимания и вошла в дом. Соседка сидела у камина и вышивала подушку. Я поздоровалась и уже собиралась объяснить, зачем я сюда пришла, как она неожиданно быстро проговорила:
– Пожалуйста, милая, уходи поскорее! Здесь может быть опасно.
Бедная женщина была напугана до полусмерти, и я вдруг поняла, чего она так боится… Она, видимо, всегда чувствовала присутствие своего мужа, когда он к ней приходил!.. И все у неё случавшиеся раньше проявления полтергейста видимо происходили по его вине. Поэтому, опять почувствовав его присутствие, бедная женщина хотела меня всего лишь «уберечь» от возможного шока… Я ласково взяла её за руки и как можно мягче сказала:
– Я знаю, чего вы боитесь. Пожалуйста, послушайте, что я хочу вам сказать, и всё это кончится навсегда.
Я попыталась ей объяснить, как могла, о приходящих ко мне душах и о том, как я пытаюсь им всем помочь. Я видела, что она мне верит, но почему-то боится мне это показать.
– Со мной ваш муж, Миля, и если хотите, можете поговорить с ним, – осторожно сказала я.
К моему удивлению, она долго молчала, а потом тихо произнесла:
– Оставь меня в покое, Влад, ты меня мучил достаточно долго. Уходи.
Меня совершенно потрясло то, сколько муки было в голосе этой женщины!.. И, как оказалось, это потрясло не только меня, ответ ошарашил и её странного мужа, но только уже по-другому. Я почувствовала рядом с собой дикий вихрь чужой энергии, который буквально разрывал всё вокруг. Книги, цветы, чайная чашка – всё, что лежало на столе, с грохотом полетело в низ. Соседка побледнела, как полотно и поспешно начала выталкивать меня наружу. Но такими «эффектами», как швыряние чашек, меня уже очень давно было не испугать. Поэтому, я мягко отстранила бедную трясущуюся женщину и твёрдо сказала:
– Если вы не прекращаете так гнусно пугать свою жену – я ухожу, и ищите себе кого-нибудь другого ещё столько же лет...
Но мужчина не обращал на меня никакого внимания. Видимо все эти долгие годы он только и ждал, что кого-то всё-таки когда-нибудь найдёт, кто мог бы помочь ему «достать» его бедную жену и его десятилетняя «жертва» не пройдёт даром. И вот теперь, когда это наконец-то реально произошло – он полностью потерял над собой контроль...
– Миля, Миленка, я так давно хотел сказать… пойдём со мной, родная... пойдём. Я один не могу... без тебя не могу столько лет... пойдём со мной.
Он бессвязно лопотал что-то, повторяя всё время те же самые слова. И тут только до меня дошло, что по-настоящему хотел этот человек!!! Он просил свою живую красавицу жену уйти с ним в месте, что значило, просто – умереть… Тут я уже больше выдержать не могла.
– Послушайте вы! Да вы ведь просто сумасшедший! – мысленно закричала я. – Я не буду говорить ей этих подлых слов! Убирайтесь туда, где вы давно уже должны были быть!.. Это как раз ваше место.
Меня просто выворачивало от возмущения!.. Неужели такое вправду может произойти?!. Я ещё не знала, что буду делать, но одно знала наверняка – ни за что на свете я ему эту женщину не отдам.

Крупный казахский просветитель Ибрай Алтынсарин широко известен в истории общественной мысли, культуры и литературы казахского народа как выдающийся педагог- новатор и организатор новых школ, этнограф, фольклорист, поэт, прозаик и переводчик произведений русских классиков, в частности, басен Крылова.

Ибрай (Ибрагим) Алтынсарин родился 20 октября (по старому стилю) 1841 года в ауле Жанбурчи Аркарагайской волости (Кустанайская область). Он происходил из семьи рода «кипчак» (средний жуз). Отец его Алтынсары Балгожин умер, когда Ибраю не исполнилось и четырех лет. Мальчик воспитывался в доме своего деда, известного бия Балгожи Жанбурчина, войскового старшины Оренбургской пограничной комиссии.

В 1850 году, когда Ибраю исполнилось 9 лет, в Оренбурге – административном центре Тургайской области открылась первая особая школа для казахских детей. Но еще в 1846 году, когда только предполагалось создать такую школу, дальновидный Балгожа зачислил своего внука в кандидаты, и таким образом Ибрай вошел в первый состав ее учеников.

Задача школы состояла в том, чтобы готовить из числа способной казахской молодежи чиновников пограничного управления, переводчиков, письмоводителей при султанах – правителях и дистаночных начальниках в Орде и т.д.

Эта задача исходила из проекта нового положения царского правительства по управлению степным краем, которое было принято специальным законом в 1868 году.

В школу принимались дети казахов, родители которых оказывали услуги царскому правительству или были известны своими особыми заслугами, преданностью царю.

Казахская знать стремилась посылать своих сыновей в эту школу, чтобы, приспособившись к новым условиям, занять руководящие посты в крае, поднять свой «авторитет», усилить давление на простой народ. Такими соображениями руководствовался и Балгожа – бий, определивший своего девятилетнего внука Ибрая в оренбургскую школу.

Главное управление наметило и осуществило ряд положительных мероприятий, которые бы расположили казахское население к школе и особенно родителей ее воспитанников. Прежде всего здесь царили чистота и порядок. Детям, которые у себя в степи понятия не имели о мыле, еженедельно устраивалась баня, дважды в неделю менялось постельное носильное белье.

«Примерная опрятность и щеголеватая простота бросились мне с первого взгляда в глаза, - пишет посетивший в то время эту школу художник А. Ф. Чернышев».

В учебную программу школы были включены русский язык, чистописание, арифметика, татарский язык, мусульманское вероучение и составление деловых бумаг на русском языке. Ученики должны были воспитываться в духе проводников политики царизма в Казахстане. Алтынсарин самостоятельно изучал произведение классиков мировой литературы – Шекспира, Гете, Байрона, Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Фардоуси, Низами, Навои и др.

Великий поэт А. С Пушкин пользовался любовью казахской интелегенции. Алтынсарин общался с известным впоследствии востоковедом В. Григорьевым, служившим в Пограничной комиссии. Он часто посещал дом В. Григорьева, пользовался его библиотекой.

В 1857 голу Ибрай Алтынсарин окончил школу и как первый ученик получил похвальный отзыв. При распределении он был оставлен при Оренбургском областном начальнике В. В. Григорьеве в качестве переводчика.

«Оренбургская казахская школа, - пишет профессор А. Ф. Эфиров, - воспитала у своих питомцев любовь к своему языку, к своему народу, любовь к русскому языку, к русскому народу. Она воспитала значительного человека и выдающегося педагога казахского народа Ибрая Алтынсарина». Школа и в самом деле оказала самое положительное влияние на И. Алтынсарина. Она научила его высоко ценить знания, развила его любознательность, воспитала в нем глубокое уважение к культуре. Вместе с тем, она не оторвала его от родного народа, а, напротив, заставила глубже задуматься над тем, как улучшить положение казахских тружеников, приобщить их к передовой культуре России и народов Средней Азии. Слова А. И. Герцена: «Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге»- стали повседневной жизненной формулой Ибрая.

Настойчиво овладевал знаниями, Алтынсарин одновременно изучал историю родного народа, которой он всегда интересовался.

После окончания школы Алтынсарин около 3-х лет (1857-1860гг.) работал писарем у своего деда, а затем в Оренбургском правление поручило ему открыть начальную школу для казахских детей в оренбургском укреплении (Тургай) и назначило учителем русского языка. Воодушевленный просветительскими идеями, он разъезжал по аулам, разъясняя населению значение светского образования, агитировал за выделение средств. Собрав у казахского населения средства, он приступил к строительству школьного помещения. 8 января 1864 гола состоялось торжественное открытие школы. На учебу записалось 16 мальчиков. При школе был создан интернат.

В 1869 году Алтынсарин поступил на службу в Тургайское уездное управление в качестве делопроизводителя, затем исполняя обязанности уездного судьи. По долгу службы он часто бывал в аулах, участвовал в выборах волостного управителя и аульных старшин.

При выборах он пытался практически повлиять на успех справедливого решения, не давать ходу подкупам, взяточничеству и злоупотреблениям. Недовольные баи подавали на него жалобы в областное управление, военному губернатору и далее министру внутренних дел, обвиняя его в нарушении правил выборов, предусмотренных Временным положением 1868 г. Они добивались отстранения Алтынсарина от службы в уездном управлении. Например, в 1883г. при выборах управителя Аракауагайской волости Николаевского уезда Алтынсарин добился избрания третьего лица вместо выдвигавшихся двух баев. В одной из жалоб на Алтынсарина его называют «социалистом», и по этому делу было проведено расследование.

Алтынсарин выступал в интересах народа. В письме от 14 апреля 1864 г. он, например, писал: «По долгу службы я имею честные столкновения с киргизами, из числа коих есть здесь» родные мои. Знаю о них очень много и очень многих от души ненавижу. В тайной немилости моей находятся должностные лица в Орде. Они бесчеловечно, бессовестно грабят и обирают киргиз – бедных, беззащитных…». Алтынсарин зачастую выступал против политики царизма. Об этом свидетельствует его выступление в 1880 году на страницах газеты «Оренбургский листок».

В 1879 г. Алтынсарин получил назначение на должность инспектора школ Тургайской области. Административным центром Тургайская область в то время охватывала всю территорию нынешней Костанайской, большую часть Актюбинской и часть Оренбургской областей.

«Школы – это главные пружины образования казахов, - писал Ибрай Алтынсарин еще в 1871 году, -… на них и в особенности на них надежда, в них же будущность казахского народа».

Чтобы претворить в жизнь свои намерения, Алтынсарину пришлось преодолеть огромные трудности, так как создавать школы ему пришлось, по его выражению, на «гладком месте». Но его поддерживали, помимо сознания в правильности избранного пути, вера в способности казахского народа, жадно тянувшегося к знанию, и та отзывчивость, которую он встретил со стороны народа.

По инициативе Алтынсарина и непосредственном его участии была создана в Казахстане сеть народных светских школ. Алтынсарин последние годы жил в уездном городе Николаевске (Костанай). На берегу небольшого озера Алтынсарин на свои личные средства построил одноэтажный деревянный дом с усадьбой, где скромно прожил до дня своей смерти в 1889 году.

Работа Алтынсарина в школе была оценена. Начальник Оренбургского укрепления, переименованного в последствии в г. Тургай, 22 января 1864г. сообщал оренбургскому и самарскому генерал- губернатору, что «открытия школы ордынцами встречено с непритворной радостью и благодарностью». Об учителе этой школы И. Алтынсарин: «Училище по заботливости и примерному усердию смотрителя зауряд- хорунжего Алтынсарина содержится весьма хорошо и чисто… Быстрые успехи киргизских воспитанников, в самое короткое время, подают верную надежду, что столь благодатное Тургайское заведение в короткое время принесет желаемые плоды и оправдает себя». Сам Алтынсарин писал 16 марта 1864 года: «Как голодный волк за барана, взялся я горячо за учение детей; и, к крайнему моему удовольствию, мальчики эти в течение каких- нибудь трех месяцев выучились читать и даже писать по- русски и по- татарски… Словом, надеюсь, что эти молодцы в течение 4-х лет, по окончании курса, будут говорить порядочно и узнают кое- что. Стараюсь всеми силами, чтобы подействовать еще на их нравственность, чтобы они впоследствии не были взяточниками».

Так же, как и Ч. Валиханов, И. Алтынсарин был последовательным сторонником идей просвещения. И это было далеко не случайно. Получив по преимуществу русское образование, он, конечно, не мог не заметить той колоссальной разницы и тех несомненных преимуществ, которое имеет светское знание перед религиозным, особенно перед ее мусульманским проявлением. Но главное не в этом. Блестящие знание русского языка и литературы, того значения, которое играло просветительство в общественной жизни России и других развитых стран Европы, укрепило его интерес к этому передовому, для своего времени, идейно- политическому течению. Вся его практическая деятельность, направленная на организацию народного образования в Казахской степи, неопровержимо свидетельствует о том, что он блестяще усвоил основополагающие идеи просвещения и настойчиво стремился внедрить их в жизнь. При этом он исходил из того, что под просвещение следует понимать такие знания, которые всецело основаны на науке. Только они способны служить делу исторического прогресса. Но их нельзя получить иначе, как проучившись положенное время в светской школе. Они должны решительно противостоять религиозному «образованию» и религиозной вере. Вот почему просветитель настойчиво призывает молодое поколение учиться не в религиозных мектебах и медресе, а именно в школах.

Знаний увидев свет,

Дети в школу идите!

Прочитанное сохраните.

Дело пойдет успешно,

Радости будет – вдвойне…

Знайте: неграмотный бродит,

Словно слепой, в темноте.


Светское образование, согласно его глубоким убеждениям, дороже всякого богатства.

Стада – богатство степное –

Сметает суровый джут,

Богатство ученных иное-

Растущее, вечно живое-

Вьюги не заметут…

Мать и отец постареют,

А в старости, может быть,

Придет к ним внезапно бедность…

Как им ее пережить?

Тогда –то учение ваше

Даст им желанный покой.

Вы бедность от них отведете

Уверенною рукой

Невежество и отсутствие знаний делают человека беспомощным перед судьбой, считал он. И только тот, кто без устали стремится овладеть наукой и знаниями, может быть спокоен за свою жизнь.

Как добры конь не устанет,

Так знание не подведет.

Темному человеку

Счастья жизнь не дает

Он однозначно считал, что просвещение лежит в основе прогресса всех сторон общественной жизни. Именно знание позволяет просвещенным народам создавать жизненные блага, строить процветающее общество.

Строить дивные дворцы

Умный, знающий народ.

Сильный знание своим

Он уверенно живет.

Такими простыми и понятными для людей, и особенно для детей, стихами И. Алтынсарин пытался довести до их сознания идею необходимости образования, приобретения истинных знаний путем обучения в светских школах, дающих полезные для жизни уроки, а не забивающих головы учеников школу не нужной схоластической ерундой. Что же касается невежества и так называемого религиозного образования, то они не могут дать нечего, кроме застоя, средневековой отсталости и даже попятного движения.

Вступив в должность инспектора школ Тургайской области, Алтынсарин открыл по одному двухклассному русско- киргизскому училищу в Иргиском, Николаевском, Турнгайском и Илецком уездах и укомплектовал эти училища учениками и учителями. Алтынсарин особое значение придавал оборудованию этих училищ. Много внимания он уделял созданию библиотек при каждой школе. «При училищах Тургайской области, - писал он, - я намеревался учредить библиотеки учительские и ученические, на что я и собрал уже 600 руб. Цель этих библиотек заключается не только в том, чтобы книгами из них пользовались одни учащиеся и учителя; но чтобы и окончившие курс (ученики), грамотные вообще люди, имели в степи места, откуда есть возможность брать полезные книги и руководства к дальнейшему их самообразованию». Алтынсарин потратил много сил и энергии на открытие ремесленных и сельско -хозяйственных училищ, придавал исключительное значение подготовке из среды коренного населения специалистов, необходимых для экономического развития Казахстана.

Много труда вложил Алтынсарин в начало организации женского образования в Казахстане, при его поддержке открылась такая школа в Иргизе. Позднее женские училища с интернатом открылась в Тургае в 1891. в Кустанае – в 1893г. в Актобе- в 1896г. В целом, Алтынсарину удалось открыть четыре двуклассных центральных «русско – киргизских» училища, одно ремесленное училище, одно женское училище, пять волостных училищ, два училища для русских детей. В качестве учебно впомогательных пособий Алтынсарин рекомендовал учителям русско – казахских школ труды и учебники русских педагогов и писателей: «Детский мир» Ушинского «Азбука и книга для чтения в школе и дома» Бунакова, «Басни» Крылова, «Грамматика» Кирпичникова, «Элементарный курс грамматики. Правописание» Тихомирова, «Арифметика» Евтушевского, «Краткая русская история» Острогорского. Он сам написал для учащихся русско – казахских школ два учебных пособия, которые начал незадолго до назначения на должность инспектора школ Тургайской области, и закончил в 1869 г: «Киргизская хрестоматия» и «Начальное руководство в обучение киргизов русскому языку». В своих переводах из русских классиков в оригинальных произведениях на казахском языке пропагандировал идеалы демократического просветительства. Он плодотворно трудился для развития национальной культуры и литературы, в области формирования казахского литературного языка. Об этом свидетельствует «Киргизская хрестоматия», составленная им на русском алфавите. Будучи человеком и деятелем определенной эпохи, Алтынсарин не мог избежать некоторых противоречий в свеем мировоззрении. Как и все просветители, он зачастую переоценивал социальную и преобразующую роль просвещения.

Алтынсарин был разносторонне образованным человеком. Его научный интерес включал и занятия этнографией. В марте 1868 г. Алтынсарин выступал на заседании Оренбургского отдела РГО с чтением своего «Очерка обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства».

Статья получила всеобщее одобрение и вскоре была опубликована. Статья Алтынсарина интересна не только точно зафиксированными бытовыми подробностями, богатым этнографическим материалом, но и злободневным осуждением некоторых архаичных устаревших казахских свадебных обычаев, бытовавших в то время. Значительное место в творчестве казахского просветителя занимает его эпистолярное наследие, его активная и долговременная переписка с Н. Н. Ильминским, В. В. Григорьевым, А. Мазохиным, В. В. Катаринским, Ф. Ф. Соколовым и др. Литературные и научные труды просветителя, вся его кипучая деятельность были проникнуты духом народности.

И. Алтынсарин умер в 1889 г., всего лишь в 48 лет отроду.

Но сделанное им за эти короткие годы навсегда увековечило его имя. В его творчестве отразился дух времени, события из истории казахской общественной жизни, оставившие неизгладимый след в памяти потомков. Практически именно в его время завершился процесс присоединения Казахстана к России, который внес бесконечное множество изменений в жизнь казахского народа. Естественно, они не могли получить однозначной оценки среди представителей различных слоев общества как в Казахстане, так и в самой России. В многоголосии споров о том в каком направлении следует двигаться казахскому обществу в сложившейся далеко не простой исторической ситуации, просветитель занял свою особую идейно- политическую позицию, которой он старался последовательно придерживаться в своей многогранной практической деятельности.



Никто так не меняет мир, как люди, страстно увлеченные своим делом. Именно страсть и убеждения заставляют их преодолевать невероятные трудности. Один из таких - Ибрай Алтынсарин (каз. Ыбырай Алтынсарин). Его вклад в просвещение казахского народа неоценим. Своими силами он открыл множество школ и подготовил основу для дальнейшего развития образования на территории Казахстана. Через что ему пришлось пройти ради этого? Подробности в биографии Ибрая Алтынсарина.

Детство Ибрая было непримечательным. Родившись 1 ноября 1841 года, мальчик рано стал сиротой. На воспитание его взял дед Балгожи Жанбуршин. Когда внуку исполнилось девять лет, он отправил его получать образование.

Школа-интернат предназначалась для воспитания чиновников низшего звена из местного населения, которые бы владели русским языком и были приверженцами царизма. Сюда пытались пристроить своих детей главы различных родов, чтобы в будущем через них усилить влияние и власть.

Такую же цель ставил перед собой дед Ибрая, который так же был известным бием. Своего внука он записал в список претендентов еще до строительства школы, поэтому девятилетний Алтынсарин попал в первую волну учащихся.

Однако образование не сделало из Ибрая слугу царя, а напротив, приблизило к собственному народу и проблемам его будущего. Уже тогда он видел, какие цели преследуют колонизаторы - насильно навязать оседлый образ жизни и отобрать более или менее плодородные земли.

Он разделял мнение, что кочевой уклад не ведет к развитию народа, однако при этом Алтынсарин отстаивал право казахов на занятие земледелием и скотоводством. Переход к оседлой жизни он видел только путем повышения образованности нации, чем и занимался всю жизнь.

Школу Ибрай Алтынсарин окончил с отличием. Преподаватели отмечали его небывалую тягу к знаниям. Мальчик с упоением читал мировых и российский классиков литературы: Пушкина, Шекспира, Лермонтова, Байрона, Гоголя, Гете и прочих. Вероятно, это сформировало незаурядные поэтические способности.

После школы Ибрая направляют на работу переводчиком в Оренбургское правление, где начальником был известный востоковед В. Григорьев, с которым он познакомился еще во время учебы. Тогда же Алтынсарин обзавелся знакомством с другим видным ученым Николаем Ивановичем Ильминским.

В отзыве Оренбургской казахской школы, где Ибрай какое-то время преподавал после учебы, выражается благодарность интернату за то, что воспитал настолько значительного человека, который всем сердцем любит свой народ, его культуру и традиции.

Ни много ни мало, но ему поручили основать школу в Тургае для местных детей, где он должен стать учителем русского языка. Трудно представить, насколько обрадовался Ибрай, ведь не каждому в девятнадцать лет оказывают такое доверие.

Однако в этой бочке меда была огромная капля, можно сказать половник, дегтя. Единственная помощь Оренбургского правления в открытии школы - это полномочия. Грубо говоря, Ибраю просто не мешали. Финансирование, организация строительства, подбор кадров, создание учебных материалов и просветительская работа - все это легло на плечи парня.

Но, как мы теперь знаем, у него была страсть, и Ибраю ее хватило, чтобы преодолеть сопротивление самих казахов. Изначально люди не понимали, зачем им школа, если в любой момент они могут перебраться в другое место.

Поэтому Алтынсарин четыре года ездил по аулам и объяснял жителям, что образование обеспечит будущее их детей и внуков. С горем пополам ему удалось собрать средства, которые жертвовали обычные люди, и в 1864 году свои двери открыла первая школа в регионе. В первый класс пошли шестнадцать мальчиков.

Ибрай Алтынсарин был приверженцем светского образования и считал, что оно имеет огромное преимущество перед религиозным. Он настаивал, что просвещение должно основываться исключительно на научных знаниях. Однако при этом педагог не отвергал веру: в школе преподавали ислам, но в его либеральной интерпретации.

Через пять лет Ибрай сменил место работы. Он стал делопроизводителем в Тургайском правлении, а также некоторое время исполнял обязанности судьи. На этой должности Алтынсарин проявил свои лучшие моральные качества.

В его обязанности входило организация и проведение выборов в местные советы и правления. Он был как кость в горле у взяточников и неблагочестивых чиновников. Ибрай пресекал подкупы и злоупотребления полномочиями, стараясь сделать выборы максимально честными.

Естественно, кроме народа, такое поведение мало кто поддерживал. На Ибрая неоднократно писали жалобы. Мелкие и вороватые чинуши старались всеми силами убрать Алтынсарина с пути. В одном из доносов его обвинили в пропаганде социализма, по этому делу даже провели расследование.

Нет сомнений, что Ибрай выступал за интересы тружеников. Об этом свидетельствует письмо от 1864 года. В нем он писал, что работа вынуждает сталкиваться с чиновниками, которые ему противны. Он многое о них знает, о том, как они без зазрения совести грабят и без того нищих казахов.

В 1879 году Ибрай вернулся в образовательную сферу. Его назначили инспектором по школам Тургайской области. На этой должности он создал сеть народных школ, открыл и укомплектовал учебниками два училища и одну женскую школу. В то время катастрофически не хватало кадров, поэтому Алтынсарин основал школу для подготовки учителей.

Кроме начального образования, Ибрай уделял внимание подготовке узких специалистов. Под его руководством в области открыли несколько ремесленных и сельскохозяйственных учебных заведений.

К 1883 году Ибрай Алтынсарин скопил достаточно средств, чтобы обзавестись собственным домом. В Николаевском уезде, близ реки Тобол, он построил небольшую деревянную усадьбу. Там Алтынсарин трудился всю оставшуюся жизнь. К сожалению, «костлявая» пришла за ним рано, за четыре месяца до его 49-летия.

Ибрай Алтынсарин: произведения

Когда Ибраю поручили открыть первую школу, он столкнулся не только с отсутствием средств, но и недостатком учебников. Имея отличное образование, педагог решил подготовить учебный материал самостоятельно. Это открыло в нем недюжинный писательский талант.

Ибрай Алтынсарин для обучения детей создал вариант казахской азбуки, основанной на русском алфавите. Также данная наработка использовалась для написания текстов на казахском языке.

Еще во время работы на должности делопроизводителя ученый написал два учебника - «Казахскую хрестоматию» и «Начальное руководство для изучения русского языка». Обе книги издали в 1879 году, аккурат перед его назначением на пост инспектора.

Ради казахских детей он занимался переводами российских литературных произведений. Кроме того, Алтынсарина знают как автора многочисленных басен, сказок и рассказов:

  • «Каракылыш»;
  • «Кара-батыр»;
  • «Золотой чуб»;
  • «Чистый источник»;
  • «Счастливый человек»;
  • «Сын бая и сын бедняка»;
  • «Кипчак Сейткул».

Ибрай доносил до учеников важность образования с помощью стихов. В них он описывал знания как высшее богатство и единственный способ достичь благополучия и отдельному человеку, и всему народу:

…Строит дивные дворцы

Умный знающий народ.

Сильным знанием своим

Он уверенно живет.

Произведения Ибрая Алтынсарина значительно повлияли на развитие светского образования как при царской, так и советской России. Его работы легли в основу многих современных учебников по изучению русского языка.

Ибрай Алтынсарин - это выдающаяся личность Казахстана. За сравнительно короткую жизнь он успел вписать свое имя в историю мирового образования. Алтынсарин дал людям знания и надежду на будущее, выступал защитником справедливости и боролся за права обычных людей. Не слава мотивировала его, а жгучее желание помочь своему народу. К сожалению, таких людей все меньше, особенно среди чиновников. Вечная память великому Ибраю Алтынсарину!

Ибрай Алтынсарин Просветитель, педагог, писатель, этнограф, фольклорист, общественный деятель. Ибрай (Ибрагим) Алтынсарин (1841 - 1889) - выдающийся казахский просветитель, педагог-новатор и организатор новых школ, этнограф, фольклорист, поэт, прозаик, переводчик. Родился в Кустанайской области. Рано потеряв отца, воспитывался у деда - бия Балгожы Жанбурчина, войскового старшины Оренбургской пограничной комиссии. В 1851 г. отдан в школу, открывшуюся для казахских детей при Пограничной комиссии. Во время учебы в школе самостоятельно изучал произведения классиков мировой литературы - Шекспира, Гёте, Байрона, Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Фирдоуси, Низами, Навои и др. Общался с известным впоследствии востоковедом В. Григорьевым, служившим в Пограничной комиссии. Часто посещал дом В. Григорьева, пользовался его библиотекой. После окончания школы около 3 лет (1857 - 1860) работал писарем у своего деда, а затем в Оренбургском правлении в качестве переводчика. В 1860 г. областное правление поручило ему открыть начальную школу для казахских детей в Оренбургском укреплении (Тургай) и назначило учителем русского языка. На средства меценатов он приступил к строительству школьного помещения, которое в 8 января 1864 году торжественно было открыто. На учебу записалось 16 мальчиков. При школе был создан интернат. Работа Алтынсарина в школе была оценена. Начальник Оренбургского укрепления, переименованного впоследствии в г. Тургай, 22 января 1864 г. сообщал оренбургскому и самарскому генерал-губернатору, что «открытие школы ордынцами встречено с непритворной радостью и благодарностью». Об учителе этой школы И. Алтынсарине: «Училище по заботливости и примерному усердию смотрителя зауряд-хорунжего Алтынсарина содержится весьма хорошо и чисто… Быстрые успехи киргизских воспитанников, в самое короткое время, подают верную надежду, что столь благодатное Тургайское заведение в короткое время принесет желаемые плоды и оправдает себя». Сам Алтынсарин писал 16 марта 1864 года: «Как голодный волк за барана, взялся я горячо за учение детей; и, к крайнему моему удовольствию, мальчики эти в течение каких-нибудь трех месяцев выучились читать и даже писать по-русски и по-татарски… Словом, надеюсь, что эти молодцы в течение 4-х лет, по окончании курса, будут говорить порядочно и узнают кое-что. Стараюсь всеми силами, чтобы подействовать еще на их нравственность, чтобы они впоследствии не были взяточниками». Перу Алтынсарина принадлежат два учебных пособия, увидевших свет в 1869 г.: «Киргизская хрестоматия» и «Начальное руководство в обучении киргизов русскому языку». В 1869 году поступил на службу в Тургайское уездное управление в качестве делопроизводителя, затем исполнял обязанности старшего помощника уездного начальника и временно исполнял обязанности уездного судьи. По долгу службы бывал в аулах, участвовал в выборах волостного управителя и аульных старшин. При выборах Алтынсарин пытался практически повлиять на успех справедливого решения, не давать ходу подкупам, взяточничеству и злоупотреблениям. Недовольные баи подавали на него жалобы в областное правление, военному губернатору и далее министру внутренних дел, обвиняя его в нарушении правил выборов, предусмотренных «Временным Положением» 1868 г. Они добивались отстранения Алтынсарина от службы в уездном управлении. Например, в 1883 г. при выборах управителя Араказагайской волости Николаевского уезда Алтынсарин добился избрания третьего лица вместо выдвигавшихся 2 баев. В одной из жалоб на Алтынсарина его называют «социалистом», и по этому делу было проведено расследование. Выступал против политики царизма. Об этом свидетельствует его статья в 1880 году на страницах газеты «Оренбургский листок». В 1879 г. получает назначение на должность инспектора школ Тургайской области. Вступив в должность инспектора школ Тургайской области, Алтынсарин открыл по одному двухклассному русско-киргизскому училищу в Иргизском, Николаевском, Тургайском и Илецком уездах и укомплектовал эти училища учениками и учителями. Особое значение придавал оборудованию этих училищ. Много внимания уделял созданию библиотек при каждой школе, «При училищах Тургайской области, - писал Алтынсарин, - я намеревался учредить библиотеки учительские и ученические, на что я и собрал уже 600 руб. Цель этих библиотек заключается не только в том, чтобы книгами из них пользовались одни учащиеся и учителя; но чтобы и окончившие курс (ученики), грамотные вообще люди, имели в степи места, откуда есть возможность брать полезные книги и руководства к дальнейшему их самообразованию». Алтынсарин потратил много сил и энергии на открытие ремесленных и сельскохозяйственных училищ, придавал исключительное значение подготовке из среды коренного населения специалистов, необходимых для экономического развития Казахстана. На склоне лет свое состояние завещал на строительство сельско-хозяйственого училища в Костанае. Много труда вложил в начало организации женского образования. При его поддержке открылась женская школа в Иргизе. Позднее женские училища с интернатом открылись в Тургае в 1891 году, в Кустанае - в 1893 г., в Актюбинске (Актобе) - в 1896 г. В целом, Алтынсарину удалось открыть четыре двухклассные центральные русско-киргизские училища, одно ремесленное училище, одно женское училище, пять волостных училищ, два училища для русских детей. В своих переводах из русских классиков и в оригинальных произведениях на казахском языке пропагандировал идеалы демократического просветительства. Плодотворно трудился для развития национальной литературы и культуры, в области формирования казахского литературного языка. Перевел на казахский язык произведения Л. Толстого, К. Ушинского, И. Крылова, И. Паульсона и др. Его перу принадлежат рассказы и новеллы «Қыпшақ Сейiт» («Кыпчак Сейит»), «Киiз үй мен, ағаш үй» («Кибитка и дом»), «Асыл шөп» («Драгоценная трава»), «Шеше мен бала» («Мать и сын»), «Бай мен жарлы баласы» («Сын бая и сын бедняка»), «Таза бұлақ" («Чистый родник»). Алтынсарин не мог избежать некоторых противоречий в своем мировоззрении. Как и все просветители, он зачастую переоценивал социально преобразующую роль просвещения. Алтынсарин был разносторонне образованным человеком. Его научный интерес включал и занятие этнографией. В марте 1868 г. выступал на заседании Оренбургского отдела ИРГО (Императорское Русское географическое общество) с чтением своего «Очерка обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства». Статья получила всеобщее одобрение и вскоре была опубликована. Она интересна не только точно зафиксированными бытовыми подробностями, богатым этнографическим материалом, но и злободневным осуждением некоторых архаичных устаревших казахских свадебных обычаев, распространенных в то время. Последние годы жил в уездном городе Николаевске (Кустанай). На берегу небольшого озера на свои личные средства построил одноэтажный деревянный дом с усадьбой, где скромно прожил до дня своей смерти в 1889 году. В 1989 г. отмечалось 150-летие со дня рождения Алтынсарина. Изданы научные, исторические, педагогические труды, посвященные его жизни и творчеству. В городе Аркалык открыт музей Алтынсарину, на берегу Тобыла установлен куполообразный надгробный памятник. Литература История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В 5 томах. Т. 3. - Алматы «Атамұра» 2010, - 768 с., илл., карты - С. 532–535. Казахстан. Национальная энциклопедия, т.1. / Гл. ред. Б. Аяган. - Алматы: Главная редакция: «Қазақ энциклопедиясы», 2004 - 560 стр. - С. 199 - 200. Акмола: Энциклопедия - Алматы: Атамұра, 1995, - 400 с. - С. 288 - 289.

БИЛЕТ №11

Вопрос 1 «Причины и начало интервенции и гражданской войны в

Казахстане. Образование фронтов в крае».

Гражданская война – наиболее острая форма борьбы граждан одной

Страны за власть. Поводом для начала Гражданской войны в Казахстане

Послужил мятеж чехословацкого корпуса в мае 1918 года. На территории

Советской республики высаживаются войска интервентов.

Капиталистические страны, опасаясь революционных вспышек в своих

Ибрай Алтынсарин (каз. Ыбырай Алтынсарин) (20 октября (1 ноября) 1841, Аракарагайская волость, Николаевский уезд, Тургайская область, Российская империя - 17 июля (29 июля) 1889) - казахский педагог-просветитель, писатель, фольклорист, общественный деятель, учёный-этнограф. Автор казахских учебников: «Казахская хрестоматия» (1879; 2 изд., 1906) и «Начальное руководство к обучению казахов русскому языку» (1879), автор басен и рассказов, а также переводов Л. Н. Толстого, И. А. Крылова.

Создавал варианты алфавита на основе русской графики для записи казахских текстов.

Алтынсарин положил начало светскому образованию казахского народа. Открыл четыре двухклассных центральных русско-казахских училища, одно ремесленное училище, одно женское училище, пять волостных школ, два училища для детей русских поселян. А также учительскую школу в Троицке, немного позже она была переведена в Оренбург.ибрай

Биография

Родился 20 октября (1 ноября, по новому стилю) 1841 года в Аракарагайской области Николаевского уезда Тургайской области.

Рано лишившись отца, воспитывался в семье деда, известного бия, Балгожи Жанбуршина.

В 1850 году был определён в школу - интернат при Оренбургской пограничной комиссии. Окончил её в 1857 году с золотой медалью. Затем в течение трёх лет работал писарем у своего деда Балгожи - управляющего узунским родом племени кипчаков, войскового старшины Оренбургской комиссии.

Некоторое время Алтынсарин работал переводчиком в Оренбургском областном правлении, где познакомился с Ильминским Н. И.

В 1860 году областное правление поручило ему открыть школу для казахских детей в городе Тургай, в которой он назначался учителем русского языка.

В 1861 году он получил должность учителя Тургайской школы.

В 1864 открыл первую народную школу.

Алтынсарину было присвоен чин статского советника. Некоторое время И. Алтынсарин работал также в Тургайском уездном управлении в качестве делопроизводителя, исполнял обязанности старшего помощника уездного начальника, временно - уездного судьи.

С 1879 и до конца жизни - инспектор казахских школ в Тургайской области.

В 1883 году Алтынсарин переехал в Николаевский (Кустанайский) уезд. Он построил дом в трёх километрах от города Кустаная, на сгибе реки Тобол, на островке, где имелось небольшое озеро, получившее впоследствии название «Инспекторское». Там Ибрай Алтынсарин жил и работал до самой смерти.

Алтынсарину было присвоено звание статского советника.

Умер 17 июля (29 июля) 1889 года, похоронен недалеко от своего дома на берегу Тобола рядом с могилой отца.

Память

  • В СССР имя было присвоено Аркалыкскому педагогическому институту.
  • После обретения Независимости имя было присвоено Убаганской средней школе Алтынсаринского района.
  • В честь Алтынсарина назван Алтынсаринский район Костанайской области.
  • В честь Алтынсарина названа Областная библиотека для детей и юношества в Костанае.
  • В честь Алтынсарина названа Южно-Казахстанская областная детская библиотека в Шымкенте.
  • В честь Алтынсарина назван Рудненский социально-гуманитарный колледж в Костанайской области.
  • В честь выдающегося педагога в 2007 году Министерством образования и науки Республики Казахстан была учреждена ведомственная награда - Нагрудный знак «Ибрай Алтынсарин».
  • В его честь в городе Алматы назван проспект.
  • В честь Ибрая Алтынсарина названа одна из центральных улиц г. Костанай.
  • В городе Капшагай есть средняя школа № 1 имени Алтынсарина.
  • Алматинская гимназия № 159 носит имя Алтынсарина.
  • В его честь в 1952 году был назван ледник Алтынсарина в Джунгарском Алатау.
  • Памятник Ибраю Алтынсарину в Кентау, открыт в мае 2013 года.


Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...