Авиаконструкторы — Прокофьев-северский Александр Николаевич. Прокофьев - северский александр николаевич

March 14th, 2016

Оригинал взят у chapleeng в Господин инженер.

Глава 1. Русский след.

Когда вспоминаем о авиаконструкторах, которых потеряла Россия после событий 1917-го и последующих годов, то в первую, а иногда в последнюю и единственную очередь говорим о Игоре Ивановиче Сикорском.
Нисколько не умаляя гений этого выдающегося человека, я хочу рассказать Вам, о других, подзабытых, а может для кого-то и вовсе неизвестных в современной России авиаконструкторах, покинувших Родину.



Во время боевого вылета он был тяжело ранен. Ему ампутировали правую ногу. Тем не менее он решил вернуться в строй и упорно учился ходить сначала на костылях, а затем с протезом. Получив разрешение летать, он стал одним из самых известных лётчиков-асов в России. Защищая русское небо он налетал 1600 часов, участвовал в 57 воздушных боях, одержал 13 побед, имел множество боевых наград.
Никого не напоминает?
Отрывок из известного романа Бориса Полевого: «…Это была статейка о русских летчиках времен первой мировой войны...
…- Читай, читай, прямо для тебя, - настаивал Комиссар. Мересьев прочел. Повествовалось в статье о русском военном летчике, поручике Валерьяне Аркадьевиче Карповиче. Летая над вражескими позициями, поручик Карпович был ранен в ногу немецкой разрывной пулей "дум-дум". С раздробленной ногой он сумел на своем "Фармане" перетянуть через линию фронта и сесть у своих. Ступню ему отняли, но молодой офицер не пожелал увольняться из армии. Он изобрел протез собственной конструкции. Он долго и упорно занимался гимнастикой, тренировался и благодаря этому к концу войны вернулся в армию. Он служил инспектором в школе военных пилотов и даже, как говорилось в заметке, "порой рисковал подниматься в воздух на своем аэроплане". Он был награжден офицерским "Георгием" и успешно служил в русской военной авиации, пока не погиб в результате катастрофы…»

Нет, речь пойдет не о Герое Советского Союза Алексее Петровиче Мересьеве, и не о В.А. Карповиче, следов существования которого я не нашел, хотя скорее всего имя было изменено Б.Полевым (позже Вы поймете почему)..
Наш герой это - Александр Николаевич Прокофьев-Северский, он же Alexander de Seversky.

Он не погиб в катастрофе, его жизненный путь оказался богат событиями.
Среди его наград к 1917 году были также, почётное Золотое оружие и орден Св. Георгия 4-й степени. А летать ему разрешил сам царь и было это так - чтобы доказать, что он может летать, однажды во время показательных полётов без разрешения заменил недостающего лётчика. Узнав об этом случае, Николай II захотел сам увидеть прославившегося офицера. И вот высокий стройный морской офицер, показав прекрасную строевую выправку, предстает перед императором. Тот осторожно спрашивает о протезе. Получив утвердительный ответ, царь без колебаний разрешает Александру летать.

12 октября 1917 года «за отличие в делах против неприятеля» произведен в чин поручика. Был награждён специальной наградой за ценные изобретения в области морской авиации. Занимал должность командующего истребительной авиацией Балтийского флота и технического консультанта при Адмиралтействе.
В начале 1918 года эмигрировал в США.
У него был небольшой опыт в самолётостроении - в начале 1916 года он был на службе на петербургском заводе 1-го Российского товарищества воздухоплавания в качестве наблюдателя за постройкой и испытанием гидросамолетов, предназначенных для авиации Балтийского флота. Еще тогда он предложил схему, чертежи конструкции и технологию перехода летающих лодок с поплавков на лыжи, что позволило авиации флота действовать зимой.


В 1922 году основал фирму «Seversky Aero Corp». Фирма работала успешно, было разработано несколько технических новинок, однако во время Великой депрессии разорилась.
В 1927 году получил американское гражданство, и ему было присвоено звание майора ВВС США в запасе.

В феврале 1931 года Северский основал новую фирму «Seversky Aircraft Corp.», где являлся одновременно президентом, конструктором и лётчиком-испытателем.


В Июне 1941 года, когда фашисты напали на СССР, Александр Николаевич выступил в американских газетах с заявлениями, которые по своему духу очень напоминали хорошо известные заявления Черчилля. Суть их сводилась к следующему, большевистский режим преступен, но на сегодня главная задача Америки - помочь России. "Никогда не покорится народ, давший миру Ивана Павлова и Дмитрия Менделеева, Льва Толстого и Федора Достоевского".
Как Вы, считаете, после объявления режима большевиков преступным, в повести Б.Полевого могло появится настоящее имя героя, если там даже комиссар упоминается с большой буквы - Комиссар?

Мысли Северского давно заняты беспокойством о недостаточном использовании командованием ВВС армии США боевых возможностей самолётов, хотя Северский очень верил в боевой потенциал близкой ему авиации. И сводки с фронтов только подтверждали его мысли. Он мог их читать и между строк потому, что сочетал в себе опыт боевого лётчика и знания главного конструктора самолётов.
Внезапные и массированные бомбардировки аэродромов, морских портов, городов и центров управления войсками противника, выброска десантов при вторжении - всё это свидетельствовало о новом проявлении несравненно более высокой боевой эффективности авиации.
Анализируя стратегию и тактику воздушных операций, Северский убеждается в необходимости коренного пересмотра концепции боевого применения авиации США и разрабатывает конкретные рекомендации. Он пытается достучаться до хозяев высоких кабинетов, но наталкивается на стену непонимания.

Вышедшая в 1942 году книга Северского "Воздушная мощь - путь к победе" разошлась полумиллионным тиражом и с тех пор стала одним из основных трудов по стратегии воздушной войны. В 1943 году книга была экранизирована студией Уолта Диснея. Фильм продемонстрировали Рузвельту и Черчиллю на конференции в Квебеке, и, судя по всему, увиденное произвело на них большое впечатление, поскольку именно после этого просмотра союзники приступили к тотальным бомбардировкам Германии и Японии.
После войны Сиверский служит еще и аналитиком ВВС США и выполняет миссии по заданию американского правительства, которые в ряде случаев были довольно необычными. Многое остается секретным и поныне.

Так, 9 Мая 1945 года вместе с генералами Спааком и Ванденбергом он присутствовал на первом допросе Геринга. Бывший командующий Люфтваффе поначалу разговаривал только с двумя Генералами, но, услышав профессиональные вопросы от неизвестного ему майора, снисходительно поинтересовался: Кто это такой? Северский назвал своё имя, и с Геринга мгновенно слетела вся спесь.
Он с интересом спросил, не тот ли это Северский, имя которого он помнит с Первой Мировой войны. Услышав подтверждение, Геринг вздохнул и высказал сожаление, что встреча двух знаменитых асов проходит в столь непрезентабельных условиях.

Через 4 месяца, в качестве консультанта правительства США, де Северский посетил Хиросиму и Нагасаки с заданием изучить результаты использования атомного оружия.

Майор Северский в эпицентре взрыва в Нагасаки.


Свой отчёт по Японии и о результатах испытаний атомных бомб, Северский отправил военному секретарю правительства США Петтерсону 11 февраля 1946 года, а через четыре дня предстал перед специальным комитетом сената по атомной энергии.
Президент Гарри Трумэн подписал 18 декабря 1946 года награждение Александра Северского высшим знаком отличия в США для гражданских лиц - медалью "За заслуги".
Вручение состоялось 6 февраля 1947 года в присутствии Эвелин, командующего ВВС армии Карла Шпааца и других деятелей авиации..
В наградном листе было написано:
"АЛЕКСАНДРУ П. де СЕВЕРСКОМУ, за исключительные заслуги в выполнении выдающейся службы Соединённым Штатам. Мистер де Северский в качестве специального консультанта военного секретаря служил советником по авиации и содействовал своими публикациями формированию правильного общественного мнения средствами массовой информации с сентября 1939-го по сентябрь 1946…. Авиационные знания мистера де Северского, его целеустремлённость и энергичное отстаивание его идей оказали большую помощь в успешном ведении войны".
Эта медаль Северского находится в авиационном музее в Вашингтоне.

Скончался Александр Николаевич де Северский 24 Мая 1974 года от рака, не дожив ровно 2-х недель до своего 80-летия, и был похоронен в Нью-Йорке - городе, где прошла большая часть его жизни.

Вместо послесловия.
Авиастроительная компания Seversky Aircraft Company, в 1939 году была реорганизована и получила новое название — Republic Aviation Corporation.

Продукция Seversky Aircraft Company / Republic Aviation Corporation:
Seversky SEV-3 (1933)
Seversky P-35 (1935)
Seversky 2PA (1937)
Seversky XP-41 (1939)
Republic P-43 Lancer (1940)
Republic P-44 Rocket (1941)
Republic P-47 Thunderbolt (1941) — самый массовый американский истребитель Второй мировой войны (построено 15686 самолётов)
Republic XP-69 (1943) — разработан, но не построен
Republic XP-72 (1944) — модернизация P-47, построено два прототипа
Republic-Ford JB-2 (1944) — управляемая ракета с ПуВРД, копия немецкой Фау-1
Republic F-84 Thunderjet (1946) — истребитель использовался в войне в Корее
Republic XF-12 Rainbow (1946)
Republic RC-3 Seabee (1946)
Republic XF-91 Thunderceptor (1949)
Republic F-84F Thunderstreak (1950)
Republic XF-103 Thunderwarrior (1950-е) — разработан, но не построен
Republic RF-84F Thunderflash (1952) самолёт-разведчик на базе F-84F
Republic XF-84H Thunderscreech (1955) — экспериментальный турбовинтовой истребитель-бомбардировщик
Republic F-105 Thunderchief (1955) — истребитель использовался в войне во Вьетнаме

to be continued…


Posts from This Journal by “Самолеты” Tag


  • Еще одно дроно-такси с оригинальным дизайном

    Italdesign и Airbus предлагают довольно оригинальный вариант транспорта 21 века. Pop.Up - гибрид автомобиля и дрона (самоуправляемый, без прямого…


  • Ничего себе самолетик!

    M-02J:OpenSky - самолет сделанный по мотивам японской фантастики...

Годы жизни: 1894-1974

Александр Прокофьев — Северский прибыл в США в Марте 1918 года и поступил на службу в русское посольство в гор. Вашингтоне. Тогда же он изменил свою труднопроизносимую для иностранцев двойную фамилию и стал просто Александром Северским. Должность помощника военно — морского атташе по вопросам авиации предоставила ему возможность познакомиться со многими американскими авиационными деятелями, что очень пригодилось в дальнейшем. Но дипломатическая деятельность оказалась недолгой: после заключения российским правительством сепаратного мира с Германией посольство было закрыто.

Оставшись не у дел, Северский стал подыскивать себе новую работу. Вскоре состоялась его встреча с генералом У.Митчеллом — убежденным сторонником развития бомбардировочной авиации, «крестным отцом» американских стратегических ВВС, и Северский поделился с ним своими соображениями по техническому усовершенствованию самолетов. Идеи молодого русского летчика заинтересовали генерала и он предложил ему место инженера — консультанта при Военном департаменте в Вашингтоне.

Для развития и коммерческого использования своих идей в 1922 году Северский основал фирму «Seversky Aero Corр.». Фирма начала с создания новой модели бомбардировочного прицела. Это устройство автоматически определяло угол прицеливания, «подсказывало» летчику нужный курс и в нужный момент автоматически осуществляло сброс бомб. После успешных испытаний правительство США в 1925 году купило у Северского права на данное изобретение за 50 тысяч долларов.

Крупная по тем временам сумма позволила фирме расширить масштабы изобретательской деятельности. Совместно с Л. Сперри, создателем первых автопилотов, Северский разработал автомат контроля за сносом самолета ветром, который мог применяться в условиях полета вне видимости земли и являлся важным дополнением к устройству для автоматического управления самолетом. К изобретениям этого периода относятся также роликовое лыжное шасси, позволявшее самолету взлетать и садиться на неприспособленные площадки, например, на вспаханное поле, и даже преодолевать канавы, механизм заправки горючим в полете и целый ряд других технических усовершенствований.

В Ноябре 1927 года Северский получил американское гражданство, а в следующем году ему было присвоено звание Майора ВВС США в запасе. Успешное развитие дел было нарушено тяжелейшим экономическим кризисом, разразившимся в США в конце 1920-х годов. Среди тысяч обанкротившихся предприятий оказалась и фирма Северского. В очередной раз все пришлось начинать заново. К началу 1930-х годов Северский разработал проект самолета — амфибии. Для реализации этого замысла он собрал вокруг себя несколько единомышленников и, в Феврале 1931 года, в Лонг-Айленде (штат Нью-Йорк) появилась новая самолетостроительная фирма «Seversky Aircraft Corp.»

Северский являлся одновременно президентом, конструктором и летчиком — испытателем; главным инженером был его соотечественник — талантливый авиационный специалист Александр Картвелли. Самолет — амфибия SEV-3, рассчитанный на 3-х человек, был готов к лету 1933 года. Это была подлинно новаторская машина. Самолет представлял собой цельнометаллический моноплан с низкорасположенным свободнонесущим крылом с работающей обшивкой. В отличие от других металлических самолетов того времени гофрированная обшивка крыла была покрыта сверху гладкими металлическими листами.

Все это, наряду с хорошо обтекаемым фюзеляжем овальной формы, позволило заметно уменьшить аэродинамическое сопротивление. В результате, по показателям максимальной скорости (305 км/час) амфибия, несмотря на большие подкрыльевые поплавки, не уступала самолетам с обычным колесным шасси. Внутренняя полость крыла представляла собой топливный бак, что также являлось новшеством. Закрылки и аэродинамические тормоза оригинальной конструкции способствовали улучшению посадочных характеристик. При взлете с воды колеса с помощью гидравлической системы могли убираться внутрь поплавков, уменьшая тем самым гидродинамическое сопротивление при разбеге. На самолете был установлен двигатель воздушного охлаждения Райт J-6 мощностью 420 л.с.

Первый полет SEV-3 состоялся 18 Июня 1933 года. Северский сам поднял в воздух свое детище. Испытания показали отличные скоростные качества машины: 9 Октября Северский установил мировой рекорд скорости для самолетов — амфибий (290 км/час); 15 Сентября 1935 года, после замены двигателя новым (модификация SEV-3 М, мощность 750 л.с.), был достигнут новый результат — 371 км/час. Эта скорость оставалась рекордной для самолетов — амфибий с поршневым двигателем многие годы (в 1935 году 6 машин SEV-3M были проданы в Колумбию).

Вариант машины SEV-3 с обычным колесным шасси, появившийся в 1934 году, послужил прототипом для нового учебно — тренировочного самолета АТ-8 (фото слева). Цельнометаллический, со свободнонесущим моноплановым крылом и закрытой 2-местной кабиной — АТ-8 коренным образом отличался от применявшихся тогда для подготовки пилотов устаревших тихоходных самолетов — бипланов. Двигатель мощностью 400 л.с. позволял достигать скорость почти в 300 км/час. Шасси было не убираемым, с обтекателями, но в кабине, имитирующей кабину самых современных боевых самолетов, для обучения летчиков был предусмотрен тумблер уборки и выпуска колес. Все это делало ненужным переучивание при переходе с учебных на военные самолеты и ускоряло тем самым подготовку летчиков. АТ-8 явился родоначальником учебно — тренировочных самолетов нового поколения. В 1935 году, после того как новый самолет Северского получил первый приз на конкурсе учебно — тренировочных самолетов в США, управление ВВС заказало 30 АТ-8. Они использовались для обучения пилотов до 1939 года.

В середине 1930-х годов ведомство ВВС США объявило конкурс на создание самолета для замены истребителя Боинг Р-26. На конкурс фирма Северского представила созданный на основе самолета SEV-3 одноместный истребитель Р-35. В конструкции самолета были воплощены новейшие достижения авиационной науки и техники: убирающиеся шасси, тормозные колеса, закрытая кабина пилота, посадочная механизация крыла, гидроскопические навигационные приборы, новый двигатель Райт R-1820, 3-лопастный пропеллер изменяемого в полете шага.

Правительственный заказ на 77 самолетов Р-35 дал возможность для дальнейшего роста фирмы, которая в 1937 году вытеснила расположенную по соседству фирму «Грумман» и заняла ее производственные корпуса. Теперь «Seversky Aircraft Corp." представляла собой крупную самолетостроительную компанию. На спортивных вариантах Р-35 был установлен ряд рекордов скорости и дальности: в 1937 и 1939 годах летчик Франк Фуллер выиграл в США состязания в гонках на приз Бендикса; американская летчица Жаклин Кокран на самолете SEV-IXP установила 2 национальных женских рекорда (в 1937 и 1940 гг. превысила скорость 500 км/час); 3 Декабря 1937 года Северский совершил беспосадочный перелет из Нью — Йорка в Гавану за 5 часов 3 минуты; в тот же день Ж.Кокран выполнила рекордный перелет из Нью-Йорка в Майями со средней скоростью 483 км/час. Истребитель Р-35 использовался Военно — Воздушными Силами США и Швеции (60 машин) вплоть до 1941 года.

Другим направлением в деятельности «Seversky Aircraft Corp." стало создание 2-местного истребителя 2РА (1938 год). Самолет предназначался для охраны бомбардировщиков от вражеских самолетов. Хорошие аэродинамические формы и большая емкость топливных баков, занимавших весь внутренний объем крыла, обеспечивали ему необычно большую для истребителя дальность — более 5000 км. В зависимости от желания заказчика самолет мог устанавливаться на поплавки, к моторам могли крепиться звездообразные двигатели различной мощности — от 400 до 1200 л.с., за счет замены законцовок крыла могла быть изменена площадь несущей поверхности.

Большинство указанных конструктивных изменений можно было осуществить в полевых условиях. В результате, помимо основного назначения — истребитель сопровождения, самолет мог быть быстро модифицирован в легкий бомбардировщик, дальний разведчик или тренировочный самолет. Американское военное руководство не проявило интереса к новому самолету Северского, поскольку с появлением скоростных бомбардировщиков считало, что они смогут выполнять боевые задачи без прикрытия истребителей, т. к. их скорость являлась гарантом их безопасности. Несколько лет спустя жизнь показала ошибочность этой точки зрения — при налетах американских бомбардировщиков на Германию без охраны их истребителями потери американской стороны были так велики, что от подобных операций пришлось отказаться.

1930-е годы были для Северского периодом активной изобретательской работы. Среди изобретений, сделанных им в эти годы, следует отметить оригинальную конструкцию убираемого шасси для самолетов — верхнепланов; воздушный тормоз и щеловой закрылок нового типа; складывающееся металлическое монопланное крыло; двойную телескопическую стойку шасси для самолетов палубного базирования; автоматическое якорное устройство и расщепляющийся подводный киль для гидросамолетов; противоштопорный парашют; регулируемое сидение пилота; новый способ балансировки органов управления. Многие его изобретения находили применение не только в авиации, но и в других областях техники, в частности, в автомобилестроении, на фирме «Крайслер».

Проектирование новых самолетов и изобретательская деятельность, к сожалению, не давали средств, необходимых для успешного роста фирмы, а новых заказов от американского правительства не было. Поэтому Северский сделал ставку на экспорт своих самолетов. Первый зарубежный заказ поступил, неожиданно для конструктора, из Советского Союза. В 1938 году советское торговое представительство «Амторг» обратилось к Северскому с предложением продать 2 самолета 2РА: амфибию и самолет с обычным колесным шасси, а также продать лицензию на производство этих самолетов в СССР. За это «Seversky Aircraft Corp." получила почти 1 миллион долларов (оба самолета были испытаны в ЛИИ в 1939 году, ведущий по испытаниям — летчик Ю. К. Станкевич).

С целью получения новых заказов Северский в начале 1939 года предпринял турне по Европе. Его самолеты демонстрировались во Франции, Англии, Бельгии, Швейцарии, Швеции. Конструктор сам выполнял на них показательные полеты, установил целый ряд новых рекордов скорости во время перелетов между европейскими столицами. За время пребывания в Европе Северский получил возможность детально ознакомиться с достижениями европейской авиации. По приглашению правительств Франции, Англии, Германии и Италии он посетил авиационные заводы и военно — воздушные центры этих стран и даже летал на некоторых новейших военных самолетах. В частности, он был первым американским летчиком, кому позволили опробовать знаменитый английский истребитель Супермарин «Спитфайр».

В Апреле 1939 года, когда Северский находился в Париже, он получил телеграмму из США, в которой уведомлялся, что Совет директоров «Seversky Aircraft Corp." снял его с поста президента фирмы. Причин смещения было несколько. Во-первых, было недовольство финансовой политикой предприятия: Северского обвиняли в том, что он тратил слишком много денег на экспериментальные разработки, тогда как доходы фирмы из года в год снижались. Во-вторых, — скандал в связи с нелегальной продажей 20 истребителей 2РА Японии, являвшейся потенциальным противником США (официально все это было оформлено как продажа самолетов Сиаму. В Японии машины, получившие обозначение А8V-1, были размещены на базах военно — морской авиации на побережье оккупированной части Китая).

Свою роль сыграло и отрицательное отношение многих высокопоставленных военных к Северскому, которого считали ставленником попавшего в опалу генерала Митчелла. К тому же Северский часто нелестно отзывался о действиях военного руководства США. Северский срочно вернулся в Нью — Йорк. Попытки доказать руководству фирмы, что экспериментальные работы необходимы и только они в конце концов могут принести компании успех и процветание, оказались тщетными. Он был вынужден покинуть созданное им предприятие. В Сентябре 1939 года фирма «Seversky Aircraft Corp." получила новое имя — «Republic».

Северский был глубоко уязвлен случившимся. Даже почетный приз Хармана, врученный ему в 1940 году президентом США Ф.Рузвельтом за заслуги в области авиации, не заглушили чувство обиды. Он решил навсегда отойти от конструкторской работы. Однако деятельная натура не позволила Северскому сидеть без дела. Он начал заниматься прогнозами развития военной авиации в период мировой войны. Так, с 1939 года начался новый этап в его жизни, в котором он проявил себя как незаурядный аналитик и военный стратег. Его прогнозы были поразительно точными: 6 Июля 1939 года он предсказал, что Гитлер начнет войну в Сентябре этого года. Тогда же он заявил, что через несколько лет скорость самолетов достигнет 800 км/час.

Год спустя Северский выступил с критикой распространенного в США мнения, что английская авиация не продержится против немецких ВВС и несколько недель (как известно, англичане выиграли «битву над Британией»). Позднее Северский предсказал провал немецкого плана «молниеносной войны» против СССР. Все это было не простым совпадением или каким-то чудесным даром предвидения. Высказывания Северского основывались на прекрасных аналитических способностях и знании реального потенциала американской и европейской авиации.

Всеобщую известность Северскому принесла книга «Воздушная мощь — путь к победе», опубликованная в 1942 году и быстро ставшая бестселлером. В этой книге он показал близорукость политики Военного департамента США в области авиации, долгое время не понимавшего, что без завоевания господства в воздухе и разрушения промышленного потенциала противника путем массированных бомбардировок победа в современной войне недостижима.

К концу Второй Мировой войны Северский был уже признанным авторитетом в делах военной стратегии и имел должность консультанта по военным делам при правительстве США. В 1945 году он был награжден медалью «За заслуги» — самой почетной наградой США, присуждаемой гражданским лицам. В специальном послании президента Трумена, врученном Северскому вместе с медалью, высоко оценивались его усилия, направленные на повышение боевой мощи американской авиации в годы войны.

До конца своей жизни Северский оставался консультантом ВВС США и лектором Авиационного университета, где обучались будущие командиры военно — воздушных подразделений. Он много ездил по стране, читал лекции, выступал в прессе, участвовал в конференциях. Северский опубликовал 2 книги, в которых призывал к развитию военно — воздушной и ракетной мощи США, указывая, на этот раз, на опасность агрессии со стороны Советского Союза.

Северский был членом 17 научных и общественных организаций: Академии наук, Общества американских военных инженеров, Американского Легиона, Ассоциации пилотов — спортсменов, Клуба искателей приключений и других, имел степень почетного доктора наук. Он продолжал пилотировать самолеты и к концу 1950-х годов имел более 13 тысяч часов налета.

В конце жизни Северский увлекся проблемами экологии. Для разработки изобретений в этой области он организовал фирму «Seversky Electronatom Corp." Одним из его изобретений был электростатический фильтр, предназначенный для поглощения грязного воздуха и очистки промышленных отходов. Северский был также автором проекта экологически чистого летательного аппарата «Ionocraft» (1964 год). Этот необычный аппарат вертикального взлета и посадки должен был поддерживать себя в воздухе, благодаря вертикальному движению ионизированных частиц воздуха, отбрасываемых вниз под действием тока высокого напряжения. Электрическую энергию предполагалось передавать с земли в виде микроволн, излучаемых лазером.

Александр Северский скончался 24 Августа 1974 года в Мемориальном госпитале в Нью — Йорке, в возрасте 80 лет. Несколько раз судьба обрушивала на него тяжелые удары, и каждый раз он находил в себе силы начать все сначала и вновь добиться успеха. В историю мировой авиации он навсегда вошел как известный летчик — ас Первой Мировой войны, талантливый изобретатель и авиаконструктор, выдающийся аналитик и прогнозист.

Имя лётчика Алексея Маресьева хорошо известно не только в нашей стране, но и во всём мире. Судьба этого сильного духом и не сломленного обстоятельствами офицера, удостоенного звания Героя Советского Союза, легла в основу книги Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».

Одним из ключевых моментов того бессмертного произведения была сцена в госпитальной палате, когда впавшему в депрессию после ампутации ног Алексею полковой комиссар Семён Воробьёв даёт прочитать статью в дореволюционном журнале, рассказывающую о лётчике Валериане Карповиче, потерявшем в Первую мировую войну ступню, но добившемся права летать с деревянным протезом. Именно его пример и помог Маресьеву переломить злую судьбу.

Был ли на самом деле такой русский пилот или это вымысел талантливого автора?

Оказывается, был! Только звали его Александр Прокофьев-Северский. После смуты 1917 года он эмигрировал из Советской России, поэтому лауреат Сталинской премии Борис Полевой не мог впрямую назвать его имени.

А между тем удивительная судьба этого человека достойна отдельной книги…

Он родился в 1894 году, когда о воздушных полётах в России только мечтали. Но уже через пятнадцать лет целая плеяда первых русских лётчиков - Уточкин, Нестеров, Ефимов, Сикорский и другие - вовсю штурмовала Пятый океан, а их имена не сходили с уст соотечественников и газетных страниц.

Увлёкся авиацией и отец нашего героя Николай Георгиевич Прокофьев, известный в то время артист оперетты и исполнитель цыганских романсов, выступавший под псевдонимом Северский (позднее псевдоним станет его второй фамилией). О полётах стали грезить и его сыновья. Первым поднялся в небо старший, Георгий. Младший, Александр, к тому времени уже был морским офицером на Балтике, но мечты о полётах тоже полностью завладели им. Брат Георгий с разрешения начальства стал давать ему уроки управления аэропланом.

Вскоре они очень пригодились: грянула Первая мировая - и в феврале 1915 года Александр становится курсантом морской авиационной школы. В первый день июля, успешно сдав выпускные экзамены, он получает диплом пилота. Лётная служба началась на базе гидросамолётов Балтийского флота, расположенной у входа в Рижский залив, на острове Эзель. Увы, длилась она всего четыре дня…

6 июля 1915 года воздушные разведчики доложили, что в одной из бухт обнаружена немецкая подводная лодка. Экипаж мичмана Прокофьева-Северского получил задачу уничтожить вражескую субмарину. Однако из-за ухудшившейся погоды найти лодку не удалось, и Александр решил возвращаться на базу. На подвеске гидроплана находились приведённые в боевое состояние две 10-фунтовые бомбы.

Начав снижение, пилот отдал распоряжение бортмеханику вывернуть из них взрыватели. Тот вылез на крыло и приступил к выполнению рискованной операции. И тут либо у Александра дрогнула рука, и он резко дёрнул скользящий у самых волн самолёт, либо механик неаккуратно коснулся взрывателя, но под днищем летающей лодки прогремел взрыв, разорвавший машину на части.

Взрывная волна выбросила мичмана из кабины в море. Его напарник погиб на месте. Трагедия произошла на глазах у сослуживцев Александра, ожидавших на берегу возвращавшийся с боевого задания экипаж. Не прошло и получаса, как Прокофьева подобрал дежурный катер. Лётчик был жив, но его правая нога ниже колена представляла сплошное кровавое месиво. Хирургам Кронштадтского морского госпиталя, куда спешно доставили пилота, ничего не оставалось, как произвести ампутацию. Они и так сделали всё возможное, чтобы сохранить молодому человеку коленный сустав.

Для 21-летнего мичмана это был тяжелейший удар. Как вспоминал писатель Алексей Куприн, близко знакомый с семейством Прокофьевых-Северских и навещавший Александра в госпитале, юноша постоянно поглаживал искалеченную ногу и задавал только один вопрос: «Неужели мне больше не летать?»

Но воля и сильный характер взяли своё. Едва петербургские мастера изготовили для него протез, Александр сразу приступил к упорным тренировкам: несмотря на периодически сочившуюся из культи кровь, много ходил, потом начал плавать. С наступлением зимы в скверах Кронштадта залили катки, и мичман… встал на коньки!

В конце зимы 1916 года Александр Николаевич вернулся в авиацию. Правда, в небо его не выпускали - определили инспектором по приёмке строящихся гидропланов на завод Первого российского товарищества воздухоплавания в Петрограде. В этот период начал пробуждаться конструкторский талант Прокофьева, стремившегося улучшить боевые качества гидросамолётов. Он трудился над усилением вооружения, разработал подвижную систему установки пулемётов, предложил использовать бронелисты для защиты экипажа. И всё это время не оставлял мечты вновь оказаться за штурвалом самолёта и поднять его в небо.

Как-то в мае при приёмке партии новых летающих лодок комиссия была восхищена мастерством пилота, безукоризненно выполнившего полёт и ювелирно посадившего машину. Но когда лётчик покинул кабину, все увидели, что гидропланом управлял одноногий мичман. Восхищение высокопоставленных чиновников сменилось ужасом: калека самовольно, никого не поставив в известность, поднялся в воздух, рискуя не только своей непутёвой головой, но и дорогостоящей техникой!

Офицера отдали под суд, который вынес вердикт о разжаловании Прокофьева и об увольнении из армии. По законам того времени столь серьёзное решение в отношении офицера должен был утвердить государь. Монарху же принадлежало право смягчить приговор. И Николай II этим правом воспользовался в полной мере. «Сей поступок может служить ярким примером любви к Отечеству, так необходимым в военное время. Разрешаю и далее служить в боевой авиации» - такова была резолюция императора, начертанная на приговоре.

* * *

Война была в самом разгаре, и Прокофьев с головой окунулся в боевую работу. Вскоре после возвращения к полётам ему довелось участвовать в первом для себя воздушном бою, во время которого Александр выручил командира авиаотряда, прикрыв его гидроплан от атак вражеских самолётов. При этом сам Прокофьев опять оказался на волосок от гибели: пули, прошившие его летающую лодку, расщепили протез. Машина, потерявшая управление, сорвалась в пике. Мичман, действуя одной ногой, чудом сумел выровнять свой гидроплан и… продолжил бой. Более того, ему даже удалось сбить одного из противников!

Александру заменили протез, и он опять стал подниматься в небо, регулярно вылетать на боевые задания и участвовать в воздушных боях. В конце концов летающие лодки Балтфлота так допекли немцев, что они решили покончить с ними разом, совершив массированный налёт на аэродром, который предварили огнём с моря два прорвавшихся к берегу миноносца.

На фото: Александр Прокофьев-Северский (слева) встречается с 33-м президентом США Гарри Трумэном. На базе русских гидросамолётов творился настоящий ад. Лишь трём пилотам удалось среди разрывов поднять свои машины в воздух. Одним из них был мичман Прокофьев-Северский. Однако в небе мотор его гидроплана, повреждённый осколком, начал давать сбои. Пришлось экстренно садиться на берегу, на территории, контролируемой немцами. Приземлившись, Александр снял с самолёта пулемёт и целые сутки тащил его на себе, пока не перешёл линию фронта…

К концу лета 1917 года безногий лётчик совершил 60 боевых вылетов, записав на свой счёт 13 сбитых самолётов противника, и стал одним из первых русских асов! За свои подвиги он был награждён Георгиевским оружием, орденом Святого Георгия 4-й степени и произведён в лейтенанты.

В августе 1917 года двадцатитрёхлетний лейтенант стал командиром морского истребительного отряда, а чуть позже - техническим консультантом при Адмиралтействе. К этому времени он уже был широко известен как в своей стране, так и за рубежом. И Временное правительство предложило Прокофьеву должность помощника военно-морского атташе при посольстве России в США.

В Европе продолжала бушевать война, поэтому в Америку был один путь: сначала поездом до Владивостока, а затем пароходом через Тихий океан. Однако и он не был безопасным: вдоль железных дорог орудовали банды как прикрывавшихся революционными лозунгами солдат и матросов, так и абсолютно безыдейных дезертиров. Под Читой поезд, в котором ехал Александр Николаевич, был остановлен ватагой анархистов. Состав разграбили, а всех находившихся в нем офицеров повели в тайгу - на расстрел.

И опять Прокофьева спасло счастливое стечение обстоятельств: среди анархистов оказалось несколько бывших балтийских матросов, и они узнали в прихрамывающем лейтенанте прославленного лётчика, с которым судьба сводила их раньше в Кронштадте. Мужество и отвага оказались в чести даже у таких отпетых отморозков, какими были сибирские анархисты: пилоту не только сохранили жизнь, но и посадили в следующий поезд, выдав мандат на беспрепятственное следование до Владивостока.

Далее до Америки он добрался без проблем. Однако дипломатическая служба Прокофьева-Северского длилась недолго: вскоре после заключения Советской Россией сепаратного мира с Германией российское посольство в США было закрыто. Перед Александром Николаевичем встал вопрос: что делать дальше?

Он решил остаться на чужбине, полностью посвятив себя авиации. В 1922 году Северскому (под такой фамилией русский офицер получил американское гражданство) удалось организовать собственную фирму, занимавшуюся разработкой летающих лодок. В 1930-х им были сконструированы самолёты-амфибии 5ЕУ-3, АТГ-8, Р-35 и некоторые другие. На этих гидропланах лётчики Франк Фуллер и Жаклин Кокран поставили несколько мировых рекордов.

В 1938 году самолёты 2РА конструкции Северского и лицензия на их производство были приобретены Советским Союзом. Во время Второй мировой в СССР было отправлено 196 истребителей Р-47 «Тандерболт», созданных по чертежам Александра Николаевича и обладавших высокими боевыми характеристиками.

С начала 1940-х годов и до конца жизни Северский был консультантом правительства Соединённых Штатов Америки по вопросам развития авиации и лектором Авиационного университета, где обучались будущие командиры американских военно-воздушных частей. В 1946 году он был удостоен медали «За заслуги» - самой высокой награды США для гражданских лиц. Наряду с этим Александр Николаевич был членом 17 научных и общественных организаций, таких как Общество американских военных инженеров, Американский воздушный легион, Ассоциация пилотов-спортсменов, Клуб искателей приключений, имел степень почётного доктора наук. И многие годы продолжал пилотировать самолёты, налетав к концу пятидесятых более 13 тысяч часов!

Этот человек удивительной судьбы ушёл из жизни в 1974 году.

Лётные лики

А.Н. Прокофьев-Северский - русский и американский лётчик, изобретатель, авиаконструктор.

Родился 24 мая/7 июня 1894-го в семье потомственных дворян. Его предки Прокофьевы были военными, а отец, Николай Георгиевич Прокофьев, стал известным в Петербурге певцом, режиссёром и владельцем театра (его сценический псевдоним - Северский).

Учился в Морском кадетском корпусе, который окончил в декабре 1914-го в чине мичмана. К моменту поступления в корпус он уже умел летать - отец был одним из первых самолётовладельцев в России. В 1914-1915-х в России при Военно-морском флоте начали создавать авиагруппы, предназначенные для морской разведки и совместных действий с кораблями. Среди молодых моряков, направленных в Севастопольскую авиашколу для подготовки летчиков морской авиации, был и мичман Прокофьев-Северский. 2 июля 1915-го он сдал экзамен и получил звание морского лётчика.

Летом 1915-го во время боевого вылета подорвался на собственной бомбе и был тяжело ранен. Ему ампутировали правую ногу. Тем не менее он решил вернуться в строй и упорно учился ходить сначала на костылях, а затем с протезом (вспомним о советском Маресьеве).

В начале 1916-го приступил к службе на петербургском заводе 1-го Российского товарищества воздухоплавания в качестве наблюдателя за постройкой и испытанием гидросамолётов, предназначенных для авиации Балтийского флота. В это время начал работать в качестве конструктора. Предложил схему, чертежи конструкции и технологию перехода летающих лодок с поплавков на лыжи, что позволило авиации флота действовать зимой. Чтобы доказать, что может летать, однажды во время показательных полётов без разрешения заменил недостающего лётчика. Узнав об этом случае, Николай II захотел сам увидеть прославившегося офицера. И вот высокий стройный морской офицер, показав прекрасную строевую выправку, предстает перед императором. Тот осторожно спрашивает о протезе. Получив утвердительный ответ, царь без колебаний разрешает Александру летать.

Вскоре молодой авиатор показал себя как выдающийся боевой лётчик и 3 февраля 1917-го он был произведён «за отличие» в старшие лейтенанты.
Весной 1917-го Александр ехал по улицам Петрограда на мотоцикле. Неожиданно его сбил грузовик, раздробил протез и сильно ушиб здоровую ногу.

Но после лечения он вновь вернулся на фронт, служил в составе истребительной морской авиации, летая на Ньюпоре. В одном из воздушных боёв его ранило в руку, но он продолжал атаковать и сбил немецкий "Альбатрос".

К октябрю 1917-го года лейтенант Прокофьев-Северский был одним из самых известных лётчиков-асов в России. Он налетал 1600 часов, участвовал в 57 воздушных боях, принудил к посадке три самолёта противников, имел множество боевых наград, в том числе почётное Золотое оружие и орден Св. Георгия 4-й степени, вручённый лично главой Временного правительства 12 октября «за отличие в делах против неприятеля» произведен в чин старшего лейтенанта. Был награждён специальной наградой за ценные изобретения в области морской авиации. Занимал должность командующего истребительной авиацией Балтийского флота и технического консультанта при Адмиралтействе.

В начале 1918-го эмигрировал в США. Оставшись не у дел, Прокофьев-Северский стал подыскивать себе новую работу. Вскоре состоялась его встреча с известным генералом Билли Митчеллом - убеждённым сторонником развития бомбардировочной авиации, будущим «крестным отцом» американских военно-воздушных сил. Прокофьев-Северский поделился с ним своими соображениями по техническому усовершенствованию самолётов. Идеи молодого русского лётчика заинтересовали генерала, и он предложил ему место инженера-консультанта при Военном министерстве в Вашингтоне. В 1927-м получил американское гражданство, и ему было присвоено звание майора ВВС США в запасе.

Для развития и коммерческого использования своих идей в 1922 году основал фирму «Seversky Aero Corp». Фирма работала успешно, было разработано несколько технических новинок, однако во время Великой депрессии разорилась.
В феврале 1931-го Северский основал новую фирму «Seversky Aircraft Corp.», где являлся одновременно президентом, конструктором и лётчиком-испытателем; главным инженером стал его земляк, талантливый грузинский авиаконструктор Александр Картвели.

Среди их разработок такие самолёты как лёгкий самолёт-амфибия SEV-3, истребитель P-35 и 2PA.

Одним из самых массовых истребителей времён второй мировой войны стал P-47 Thunderbolt. Являясь авиаконструктором и владельцем фирмы, Северский продолжал сам испытывать и пилотировать самолёты. Например он был первым среди американцев, кто пилотировал новейший (на то время) английский истребитель Supermarine Spitfire .

Фирма разработала несколько новых моделей самолётов, но не была коммерчески успешной, и в 1939 году Северского без его ведома и в его отсутствие сняли с поста президента, а саму фирму преобразовали и переименовали вRepublic Aviation Company.

Благодаря своему умению выступать на публике, Северский стал знаменитостью и постоянно находился в центре внимания прессы. Даже его переезд на новую квартиру в 1942 году удостоился заметки в The New York Times.

Всеобщую известность Северскому принесла книга Victory Through Air Power («Воздушная мощь - путь к победе»), опубликованная в 1942-м и быстро ставшая бестселлером. В этой книге Северский аргументированно утверждает, что США могут и должны стать державой, лидирующей в воздухе, заняв тем самым военное лидерство в мире.

По этой книге компания Уолта Диснея сняла пропагандистский фильм, в котором, в промежутках между рисованными анимированными сценами, выступал сам Александр Северский. Этот фильм Рузвельт и Черчилль просматривали совместно.

К концу второй мировой войны Прокофьев-Северский был признанным авторитетом в делах военной стратегии и имел должность консультанта по военным делам при правительстве США. В 1945 он был награждён медалью «За заслуги» - самой почётной наградой США, присуждаемой гражданским лицам.

До конца своей жизни Прокофьев-Северский оставался консультантом ВВС США и лектором Авиационного университета, где обучались будущие командиры военно-воздушных подразделений. Он много ездил по стране, читал лекции, выступал в прессе, участвовал в конференциях.

Александр Прокофьев - герой рассказа А.И. Куприна «Сашка и Яшка». Ему посвящены страницы в романе В.С. Пикуля «Моонзунд».

Александр Северский умер в 1974 году в мемориальном госпитале в Нью-Йорке, и был похоронен в кладбище Вудлон в Бронксе.

Александр Прокофьев-Северский родился 24 мая 1894 года в Тифлисе (Грузия), в семье потомственных дворян. Предки его были военными, и только отец изменил этой традиции, посвятив свою жизнь искусству и став известным в Петербурге певцом оперетты, режиссером и владельцем театра (Северский — его сценический псевдоним). Сыну он решил дать военное образование. Александр был зачислен в Морской кадетский корпус. После в звании юнкера, во 2-м Балтийском экипаже, плавал на канонерской лодке «Бобр». В декабре 1914 года получил чин мичмана.

Но карьера моряка молодого человека мало интересовала. Он мечтал стать военным лётчиком. Интерес к авиации пробудился в нем с юношеских лет под влиянием отца, который к тому же являлся одним из первых лётчиков — любителей. Вскоре Александру представилась возможность осуществить мечту. В 1914 — 1915 годах в России при Военно-Морском флоте начали создавать авиационные группы, предназначенные для морской разведки и совместных действий с кораблями. Среди молодых моряков, направленных в авиационную школу для подготовки лётчиков морской авиации был и мичман Северский.

Летать он учился в офицерской школе авиации Отдела воздушного флота в Севастополе на биплане «Фарман-4». Всего после 6,5 минут полётов с инструктором, 1 мая 1915 года Александр совершил свой первый самостоятельный полёт. Однако характер он имел горячий и свободолюбивый. И вот за умышленное неисполнение приказания был отчислен…

Доучивался уже на Балтике, на станциях морской авиации. 2 июля 1915 года сдал экзамен и получил звание «Морской лётчик» (пилотский диплом №337). Лётная служба Александра началась на базе гидросамолётов Кильконда (остров Эзель у входа в Рижский залив, командир отряда — лейтенант В. Литвинов). Выполнял разведывательные полёты на двухместной летающей лодке FBA французского производства. 6 июля 1915 года при посадке самолёта, на котором Прокофьев-Северский летал на разведку и бомбардировку немецких кораблей, внезапно взорвалась имевшаяся на борту 10-фунтовая бомба. Лётчик был тяжело ранен, а механик самолёта Блинов (который держал на коленях ту самую бомбу), погиб. Опасаясь гангрены, врачи хотели почти полностью ампутировать Александру изувеченную взрывом правую ногу, но, вняв просьбам лётчика, не желавшего расставаться с мыслью о полётах, решили пойти на риск и ограничились ампутацией ноги чуть ниже колена.

После операции он начал усиленно тренироваться ходить сначала на костылях, а потом без костылей, с деревянным протезом ноги. Сильная воля, вера в себя и хорошая спортивная подготовка сделали чудо: со временем он смог не только отлично летать, но и научился играть в гольф, бадминтон, кататься на коньках, танцевать, плавать на большие расстояния.

В начале 1916 года Северский приступил к службе на петербургском заводе 1-го Российского товарищества воздухоплавания в качестве наблюдателя за постройкой и испытанием гидросамолётов, предназначенных для авиации Балтийского моря. В этот период начал пробуждаться его конструкторский талант. Первые технические идеи были направлены на улучшение боевых качеств гидросамолётов. Он предлагал усилить вооружение «летающих лодок», высказывался за подвижную установку пулемётов, применение бронеплит для защиты экипажа.

Но изобретательская деятельность не давала ему полного удовлетворения. Северский был убеждён, что, несмотря на протез, он может и должен летать. Чтобы доказать это, он без разрешения выполнил полет на новом типе самолёта. Причём, это был не просто полёт: среди бела дня, при честном народе, мичман Прокофьев на летающей лодке М-9 пролетел под самой серединой Николаевского моста… При этом он сумел не только вписаться между водой, настилом и опорами, но и успел счастливо разминуться — буквально в нескольких дюймах! — со встречным речным трамваем. К счастью, его пассажиры отделались лишь лёгким испугом…

Налицо был факт вопиющего безобразия, но… начальник Воздушных сил Балтфлота контр-адмирал А. И. Непенин решил не губить карьеру талантливого пилота. Он отправил соответствующий доклад на Высочайшее имя, в котором особо подчеркнул необычайные мужество и силу воли Александра Прокофьева. Большой абзац посвятил его выдающимся лётным талантам и в конце с деликатной настойчивостью воспросил: а нельзя ли дать сему мичману Высочайшее разрешение на боевые полёты? Доклад вернулся с резолюцией царя: «Читал. Восхищён. Пусть летает. НИКОЛАЙ».

В знак восхищения перед отвагой и волей пилота-инвалида царь Николай II специальным решением простил дисциплинарный проступок и разрешил Северскому вернуться к лётной службе. И уже весной 1916 года, в составе большой группы «летающих лодок», Александр отправился из Петрограда на фронт. Впервые машины ушли туда своим ходом прямо с завода. Северского назначили на 2-ю станцию авиации Балтийского моря.

Первого своего немца Прокофьев «завалил» в августе 1916 года, когда на М-9 он участвовал в ночном налете на базу немецкой гидроавиации (озеро Ангерн в районе Риги). На обратном пути тройку «девяток» атаковали немцы. Бой продолжался более часа. Два самолёта противника были подбиты. На базу Александр привёз 28 пулевых пробоин и окрепшую вепу в свои силы. Следующую победу Прокофьев поделил с лейтенантом Дитерихсом, а третьего «жука» (так они называли немецкие самолёты «Альбатрос», поставленные на поплавки) прикончил самостоятельно осенью 1916 года — внезапным ударом со стороны солнца, когда немец уже «повис» на хвосте лейтенанта Левицкого (у которого заклинило пулемёт).

За спасение командира в бою Прокофьев был произведён в лейтенанты и получил от командующего флотом Балтийского моря почётное Георгиевское оружие — золотой корик с надписью «За храбрость».

Александр долго хранил потом раскрашенную фотографию: в центре кадра лейтенант Прокофьев с рукой на чёрной касынке (лёгкое ранение). Рядом — Яшка: (плюшевая обезьянка — его талисман, подаренный невестой) потрёпанный во многих полётах и чуть облысевший. На груди обезьянки — картонная медаль на георгиевской оранжево-чёрной ленте, а левая лапка тоже на косыночке. На обороте карточки было написано: «Мы воюем»…

С началом активной лётной работы тяга к конструкторской деятельности не угасла. В перерывах между полётами Александр занимался усовершенствованием самолёта, стараясь сделать его максимально удобным для пилотирования. Чтобы уменьшить нагрузку на протез при управлении он разработал конструкцию балансирного руля направления, а затем и балансирных элеронов, сконструировал регулируемые педали, позволявшие изменять расстояние между сидением лётчика и блоком управления в кабине. Большой заслугой Северского явилось создание им зимой 1916 — 1917 годов лыжного шасси для «летающих лодок» Григоровича, что позволило использовать гидроавиацию на Балтике и в зимние месяцы, когда вода покрывалась льдом.

Осенью 1916 года Лейтенант Прокофьев получил под начальство всю истребительную авиацию Балтийского флота — 6 (целых шесть!) аппаратов типа «Ньюпор», которые базировались на «воздушной станции» Кильконд острова Эзель. За зиму Александр и его товарищи спустили с неда ещё несколько «жуков». А в феврале 1917 года грянула «великая и бескровная», которая за считанные недели превратила великую армию в митингующую толпу, к боевым действиям уже не прегодну… Но «Ньюпоры» Прокофьева по — прежнему висели над Рижским заливом, обеспечивая флоту воздушную «крышу».

Весной 1917 года Александр ехал по улицам Петрограда на мотоцикле. Неожиданно его сбил грузовик, раздробил протез и сильно ушиб здоровую ногу. Но после лечения он вновь вернулся на фронт, служил в составе истребительной морской авиации, летая на «Ньюпоре». В одном из воздушных боёв его ранило в руку, но он продолжал атаковать и сбил немецкий «Альбатрос».

29 сентября 1917 года немецкий флот двинулся в теснины Моонзундских проливов, имея целью проломиться к Петрограду… «Фоккеры» с «Альбатросами» густо сыпали бомбы на батареи полуострова Сворбе. Русские гидросамолёты спешно перебазировались в Аренсбург, за ними готовился лететь и Прокофьев со своими «Ньюпорами»… Но тут по телефонному проводу с полуострова Сворбе донесло не просьбу — молитву:

— Прокофьев! Саша! Не улетай. А то ведь нас тут совсем заклюют…

Начальник Воздушной дивизии телефонировал Александру: «Приказать не могу. Но если хочешь сам — останься…»

Прокофьев остался. С ним остался (ещё, кажется, никогда в жизни не брившийся). Моторы «Гном» разбрасывали копоть и горячую касторку, внешностью пилоты походили на негров, лишь защитные очки сохраняли вокруг глаз светлые круги. Стартовали между разбитых ангаров, между сгорающих свечками офицерских коттеджей… Лицо Сафонова перекашивал нервный тик, но сам он был бодр и даже весел.

— Во, «гансы» — то налетели… Только сшибай!

— Вот и сшибай, — говорил ему Прокофьев.

Каждый день офицеры вгоняли в землю «жука» или «Фоккера». Бывало, что и двух. А то и трёх! Лейтенант Прокофьев атаковал неприятеля стремительным ударом сверху — сзади, целя точно по германскому пилоту.

— Так экономнее, — говорил он. — Расход патронов минимальный.

А немецкие радисты уже стучали в эфир: «Внимание! Над Эзелем — русские асы»… Кстати, об асах. По сложившейся у союзников традиции асом считался пилот, уничтоживший не менее 5 неприятельских аппаратов. За время моонзундских боёв Лейтенант Прокофьев и мичман Сафонов перевалили эту норму…

— Если я вижу неприятеля, — говорил Прокофьев, — то ему меня уже не сбить… А первым я его увижу всегда.

Прокофьева не сбили. Он упал сам. Вечером 1 октября, когда снаряды с немецких кораблей стали рваться на аэродроме, Александр с напарником сумели под градом осколков подняться в воздух и взяли курс на материк. Внезапно на машине Северского отказал мотор, пилот приземлился на занятой противником территории. Он уничтожил самолёт, сняв с него вооружение. С пулемётом, пешком (!) отправился к своим.

Может ли инвалид на протезе пройти самостоятельно более 30 вёрст? И не по гладкой дороге, а по запутанным эзельским тропкам и просёлкам?.. Оказывается, может! Вечером на Ориссарской дамбе матросы увидели человека более чем странного: на голове — чёрный вязанный шлем, лицо — серое от непомерной усталости, на плече «Льюис», а из — за отворота кожанной куртки выглядывает плюшевая обезьянка.

— Это что за зверь у тебя? — полюбопытствовал моряк с эмблемой «батальона смерти».

— Это мой талисман. Зовут его Яшка, — был ответ.

Значит ты Лейтенант Прокофьев… Эй, братва! Пропусти нашего лётчика.

С острова Моон Александра подхватил дозорный эсминец, к утру он был уже в Ревеле, там опробовал новый аэроплан… А в середине дня сбил над Эзелем очередного немца… К исходу боёв за Моонзунд Александр Николаевич Прокофьев был уже старшим лейтенантом и кавалером ордена Святого Георгия 4-й степени…

К моменту Октябрьской революции 1917 года Александр Прокофьев-Северский стал одним из самых известных лётчиков-асов в России. Он налетал 1600 часов, участвовал в 57 воздушных боях, одержал 13 побед, имел множество боевых наград, в том числе почётное Золотое оружие и орден Святого Георгия, вручённый лично главой Временного правительства — А. Керенским. Был награждён специальной наградой за ценные изобретения в области морской авиации. Он обладал званием командующего истребительной авиацией Балтийского флота, имел должность технического консультанта при Адмиралтействе. А было ему, в ту пору, всего — то 23 года!

В сентябре 1917 года Северскому предложили место помощника атташе по делам Военно-морского флота в русском посольстве в США. Тогда он отказался от этого предложения, оставшись, по просьбе командования, на фронте. Но после захвата власти большевиками, и последовавшего за тем разложения в авиации и на флоте решил воспользоваться этой возможностью, чтобы навсегда покинуть страну. Одной из причин, побудивших его к эмиграции, была невозможность продолжать сражаться с немцами.

Заручившись мандатом с подписью В. И. Ленина, по железной дороге он отправился через Сибирь в США. Однажды поезд был остановлен отрядом красноармейцев, командир которых приказал расстрелять Прокофьева-Северского и несколько других пассажиров как представителей высшего сословия. Но один из моряков отряда заметил сквозь прорванную штанину протез и узнал одноногого лётчика. Он рассказал, что во время войны служил на Балтике, а Северский однажды спас ему жизнь — отогнал немецкий бомбардировщик, атаковавший их корабль. Александра отпустили. Протез сослужил ему службу еще и как тайник, в котором он вывез из России деньги и большинство своих наград…



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...