Балтийское море какой город порт. санкции возродили морские порты россии и уничтожили прибалтийские - госновости
, Хорошо для дела
Балтийский курс. Новости и аналитика
Среда, 27.03.2019, 22:11
Рижский порт занимает 4 место по грузообороту среди всех портов Балтийского моря
Знаете ли вы сколько морских портов расположено на берегах Балтийского моря? Как минимум 52, в том числе 15 крупных, с годовым грузооборотом более 10 млн. тонн. Общий грузооборот портов 9 стран Балтики составил в 2014 году 870,9 млн. тонн. Почетное четвертое место по грузообороту занимает Рижский свободный порт, переваливший в 2014 году 41,1 млн. тонн.
Настоящее и будущее рынка портов Балтики обсуждали 3-4 сентября в столице Латвии представители морского транспорта и логистики членов Организации Балтийских портов (BPO - Baltic Ports Organization), ставшей устроителем Конференции Балтийских портов. Конференция проходила в Управлении Рижского свободного порта в парке Кронвальда.
Самая богатая на порты - большие, средние и малые - Швеция. Там находятся 40 портов, в том числе 3 с годовым грузооборотом более 10 млн. тонн (Гетеборг, Мальме, Треллеборг).
На втором месте Дания: 30 портов в т. ч. один крупный (Копенгаген). Третье место за Финляндией: 22 порта, в т.ч.4 крупных (Хельсинки, Хамина, Котка и Сколдвик).
Далее в порядке убывания Эстония - 16, в т.ч.1 крупный (Таллинн); Латвия - 10, в т.ч. 2 крупных (Рига и Вентспилс); Германия - 7, в т.ч. 2 крупных (Любек и Росток); Россия - 6? в т.ч. 4 крупных (Санкт-Петербург, Усть-Луга, Приморск, Калининград); Литва - 2, в. т.ч. 1 крупный (Клайпеда).
Грузооборот портов на Балтике за 10 лет вырос на 14,3%
Maciej Matczak , асс. профессор Морского университета (Гдыня, Польша) привел цифры и факты рынка Балтийских портов. Общий грузооборот портов 9 стран Балтики составил в 2014 году 870,9 млн. тонн (рост за 10 лет 14,3%). (см. таблицу 1).
Таблица 1 Общий грузооборот портов Балтийского моря, млн. т
2005 |
2013 |
2014 |
2005/2014,% |
2013/2014,% |
|
Россия |
141,4 |
215,7 |
223,5 |
58,1 |
|
Швеция |
178,1 |
161,6 |
166,8 |
||
Финляндия |
100,3 |
106,1 |
104,7 |
||
Дания |
100,2 |
88,3 |
92,4 |
||
Латвия |
60,0 |
70,5 |
74,2 |
23,7 |
|
Польша |
54,8 |
64,3 |
68,9 |
25,7 |
|
Германия |
52,4 |
51,9 |
53,1 |
||
Литва |
27,8 |
42,4 |
43,7 |
57,2 |
|
Эстония |
47,1 |
42,9 |
43,6 |
||
ВСЕГО |
762,1 |
843,7 |
870,9 |
+14,3 |
+3,2 |
Источник : Baltic port market. Baltic Port Yearbook 2014/2015. BalticTransport journal. P.29.
ТОП 10 крупнейших портов Балтики по грузообороту в 2014 году открывают 3 российских порта - Усть-Луга (75,7 млн.т), Санкт-Петербург (61,2 млн. т) и Приморск (53,7 млн. т).
В десятку крупнейших входят и 4 порта стран Балтии. Почетное 4 место отдано Риге (41,1 млн. т). Далее Клайпеда (6 место, 36,4 млн. т); Таллинн (8 место, 28,3 млн. т); Вентспилс (9 место, 26,3 млн. т).
Прогнозируется дальнейший рост контейнерного трафика
Еще несколько цифр. В предыдущие 34 года (с 1980 по 2014 гг.) мировой ВВП ежегодно увеличивался на 2%, население в мире - на 1,5%, фактор урбанизации - 2,4%. В тоже время товары, перевозимые морским путем росли на 2,1%, мощности морских судов - на 2,7%.
Если же говорить о морских грузах, то наибольший рост с 1980 года демонстрируют контейнерные грузы (+8,3%), а с 2009 по 2014 гг. - прирост 7,6%. Рост контейнерного трафика прогнозируется и в последующие годы, но несколько меньшими темпами, чем до 2009 года.
В ТОПе 10 по контейнерному грузообороту первое место в 2014 году занял Санкт-Петербург (2,37 млн. TEU), второе и третье - Гданьск (1,21TEU) и Гдыня (849 тыс. TEU). В десятку попали и два порта из стран Балтии: шестое место досталось Клайпеде (450,4 тыс. TEU), восьмое место - Риге (367,5 тыс. TEU). Однако экспертные оценки на 2015 год говорят о значительном сокращении контейнерного оборота почти во всех портах Балтийского моря.
Интересны и прогнозы роста ВВП в странах Балтии. Наибольший ежегодный рост до 2020 года прогнозируется в Латвии (+3,95%). Далее идут Литва (+3,73%), Польша (+3,63%), Эстония (+3,38), Швеция (+2,32%), Дания (+2,22%), Финляндия (+1,76%), Россия (+1,5%), Германия (+1,26%).
Общий вывод эксперта таков: экономический рост и торговля в странах Балтийского моря - главный фактор развития морских портов. Будущее портов зависит от развития российской экономики, стабилизации геополитической и экономической ситуации в ЕС, Восточной Европе и в глобальном масштабе.
РИГА, 4 сентября. Рижский порт занимает 4-е место по грузообороту среди всех портов Балтийского моря. Такие данные прозвучали в ходе конференции Балтийских портов, которая прошла в латвийской столице 3-4 сентября.
Мероприятие собрало представителей морского транспорта и логистики членов Организации Балтийских портов (BPO). В ходе конференции, которая прошла в Управлении Рижского свободного порта, обсуждались настоящее и будущее рынка портов Балтики.
В настоящее время на берегах Балтийского моря расположены 52 морских порта, в том числе 15 крупных, с годовым грузооборотом более 10 млн тонн. Общий грузооборот портов 9 стран Балтики составил в 2014 году 870,9 млн тонн. При этом почетное четвертое место по грузообороту занимает Рижский свободный порт, переваливший в 2014 году 41,1 млн тонн.
Самая богатая на порты - большие, средние и малые - Швеция. Там находятся 40 портов, в том числе 3 с годовым грузооборотом более 10 млн тонн (Гетеборг, Мальме, Треллеборг).
На втором месте Дания - 30 портов, в том числе один крупный (Копенгаген). Третье место - за Финляндией: 22 порта, в том числе 4 крупных (Хельсинки, Хамина, Котка и Сколдвик).
Далее в порядке убывания Эстония — 16, в т.ч.1 крупный (Таллинн); Латвия — 10, в т.ч. 2 крупных (Рига и Вентспилс); Германия — 7, в том числе 2 крупных (Любек и Росток); Россия — 6, из них 4 крупных (Санкт-Петербург, Усть-Луга, Приморск, Калининград); Литва — 2, в том числе 1 крупный (Клайпеда).
Грузооборот портов на Балтике за последние 10 лет увеличился на 14,3%. Общий грузооборот портов 9 стран Балтики составил в 2014 году 870,9 млн тонн (рост за 10 лет - 14,3%).
Топ-10 крупнейших портов Балтики по грузообороту в 2014 году открывают 3 российских порта — Усть-Луга (75,7 млн тонн), Санкт-Петербург (61,2 млн тонн) и Приморск (53,7 млн тонн).
В десятку крупнейших входят и 4 порта стран Балтии. Так, 4-е место отдано Риге (41,1 млн тонн). Далее следуют Клайпеда (6-е место, 36,4 млн тонн); Таллин (8-е место, 28,3 млн тонн); Вентспилс (9-е место, 26,3 млн тонн).
Как следует из материалов конференции, в предыдущие 34 года (с 1980-го по 2014 год) мировой ВВП ежегодно увеличивался на 2%, население в мире — на 1,5%, фактор урбанизации — 2,4%. В тоже время товары, перевозимые морским путем росли на 2,1%, мощности морских судов — на 2,7%.
Если же говорить о морских грузах, то наибольший рост с 1980 года демонстрируют контейнерные грузы (плюс 8,3%), а с 2009-го по 2014 год - прирост 7,6%. Рост контейнерного трафика прогнозируется и в последующие годы, но несколько меньшими темпами, чем до 2009 года.
В Топе-10 по контейнерному грузообороту первое место в 2014 году занял Санкт-Петербург (2,37 млн TEU), второе и третье — Гданьск (1,21 TEU) и Гдыня (849 тыс. TEU). В десятку попали и 2 порта из стран Балтии: шестое место досталось Клайпеде (450,4 тыс. TEU), восьмое - Риге (367,5 тыс. TEU). Однако экспертные оценки на 2015 год говорят о значительном сокращении контейнерного оборота почти во всех портах Балтийского моря.
Интересны и прогнозы роста ВВП в странах Балтии. Наибольший ежегодный рост до 2020 года прогнозируется в Латвии (плюс 3,95%). Далее идут Литва (плюс 3,73%), Польша (плюс 3,63%), Эстония (плюс 3,38), Швеция (плюс 2,32%), Дания (плюс 2,22%), Финляндия (плюс 1,76%), Россия (плюс 1,5%), Германия (плюс 1,26%).
Общий вывод эксперта таков: экономический рост и торговля в странах Балтийского моря - главный фактор развития морских портов. Будущее портов зависит от развития российской экономики, стабилизации геополитической и экономической ситуации в ЕС, Восточной Европе и в глобальном масштабе.
список морских портов российские фильмы 2018, список морских портов российский флаг
Перейти к: навигация, поиск
В реестр морских портов России включены 63 порта, которые входят в пять морских бассейнов и расположены на берегах 12 морей трёх океанов и Каспийского моря. Общий грузооборот российских морских портов в 2012 году составил 565,5 млн т, основную долю грузов составляют нефть (34,8 %), нефтепродукты (20,2 %) и уголь (15,8 %). 2006 году грузооборот морского транспорта составил 48 млрд т-км, пассажирооборот - 30 млн пасс-км, зарегистрировано 173 тыс. грузовых и 6 тыс. пассажирских и грузопассажирских морских судов.
Главная роль морского транспорта России заключается в осуществлении экспортно-импортных перевозок грузов, развиваются малый и большой каботаж. Основная проблема морского транспорта России - нехватка портов в целом и крупных портов с большим грузооборотом в частности, а также мелководность 60 % российских портов.
Наибольший грузооборот приходится на порты Черноморского бассейна , где в структуре экспорта преобладают нефть и нефтепродукты, уголь, металлы, лес, строительные материалы, а в структуре импорта - зерно, сахар, машины и оборудования, трубы для трубопроводов, продукты питания. Наличие курортов определяет значительное развитие пассажирских перевозок в бассейне (до 30 млн человек в год). Через Балтийский бассейн из России вывозят нефть, лес, металлы, а ввозят - машины, промышленные и продовольственные товары. Географическое положение и хорошая обеспеченность транспортными путями определили ведущую роль внешней торговли (90 % грузооборота). Каспийском бассейне преобладают каботажные перевозки, где преобладают нефть и нефтепродукты, соль, зерно, хлопок, шерсть, рыба. Дальневосточный бассейн осуществляет каботажные и экспортно-импортные перевозки. Через порты Дальнего Востока вывозят рыбу, лес, уголь, нефть, продовольствие, ввозят машины, оборудование, металлы. бассейне действует морская железнодорожная переправа Ванино - Холмск. Северный бассейн - район быстрого роста морских перевозок, где важную роль играет Северный морской путь. структуре экспорта преобладают уголь, лес, нефтепродукты, руды цветных металлов, оборудование, в структуре импорта - продовольствие.
- 1 Список портов по бассейнам
- 1.1 Черноморский бассейн
- 1.2 Балтийский бассейн
- 1.3 Каспийский бассейн
- 1.4 Тихоокеанский бассейн
- 1.5 Северный бассейн
- 2 Карта
- 3 Грузооборот портов
- 4 См. также
- 5 Примечания
- 6 Литература
- 7 Ссылки
Список портов по бассейнам
Ниже представлен список портов Российской Федерации с их основными характеристиками. Голубым цветом в таблице выделены незамерзающие порты, зелёным - порты Северного морского пути.
Черноморский бассейн
Порт | Расположение | Координаты | Площадь (акв + терр), км² |
Грузооборот, тыс. тонн (2011) |
Габариты судов (дл / шир / осад), м |
Кол-во причалов (протяжённость) |
Кол-во стивидоров |
Изображение | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Атлантический океан | |||||||||
Азовское море | |||||||||
Азов | гор. Азов Ростовская область |
47°07′05″ с. ш. 39°25"21" в. д. (G) | 11 + 1,34 | 4 756,8 | 150 / 18 / 3,7 | 27 ед. (3 909,5 м) | 10 | ||
Ейск | гор. Ейск Краснодарский край |
46°43′31″ с. ш. 38°16"33" в. д. (G) | 0,87 + 0,69 | 3 998,2 | 142 / 18 / 4,5 | 15 ед. (2 649 м) | 9 | ||
Ростов-на-Дону | гор. Ростов-на-Дону Ростовская область |
47°12′10″ с. ш. 39°41"26" в. д. (G) | 12,84 + 2,84 | 10 366,6 | 140 / 16,7 / 3,5 | 54 ед. (8 978,9 м) | 24 | ||
Таганрог | гор. Таганрог Ростовская область |
47°12′21″ с. ш. 38°57"07" в. д. (G) | 9,76 + 0,54 | 3 467,5 | 149 / 18 / 4,7 | 9 ед. (1 765,7 м) | 3 | ||
Темрюк | гор. Темрюк Краснодарский край |
45°19′33″ с. ш. 37°22"40" в. д. (G) | 22,68 + 2,29 | 2 347,9 | 140 / 17,5 / 4,8 | 10 ед. (1 394,8 м) | 5 | ||
Чёрное море | |||||||||
Анапа | гор. Анапа Краснодарский край |
44°53′52″ с. ш. 37°18"25" в. д. (G) | 2,09 + 0,02 | 0 | 114 / 16 / 3,7 | 5 ед. (589 м) | 1 | ||
Геленджик | гор. Геленджик Краснодарский край |
44°34′26″ с. ш. 38°01"34" в. д. (G) | 10,7 + 0,07 | 382,6 | 114 / 14 / 3,8 | 9 ед. (795,8 м) | 3 | ||
Кавказ | Темрюкский район Краснодарский край |
45°20′28″ с. ш. 36°40"22" в. д. (G) | 23,24 + 0,46 | 8 304,2 | 150 / 21 / 5 | 8 ед. (988 м) | 4 | ||
Новороссийск | гор. Новороссийск Краснодарский край |
44°43′49″ с. ш. 37°46"51" в. д. (G) | 344 + 2,38 | 116 139,5 | 295 / 45 / 13,1 | 88 ед. (15 287,7 м) | 9 | ||
Сочи | гор. Сочи Краснодарский край |
43°24′36″ с. ш. 39°55"58" в. д. (G) | 17,72 + 0,38 | 2 446,1 | 190 / 27 / 8 | 20 ед. (2 390,0 м) | 2 | ||
Тамань | с. Волна Темрюкский район Краснодарский край |
45°07′39″ с. ш. 36°41"13" в. д. (G) | 89,51 + 0,36 | 1 235,0 | 225 / 32,3 / 11,4 | 4 ед. (937,0 м) | 2 | ||
Туапсе | гор. Туапсе Краснодарский край |
44°05′34″ с. ш. 39°04"37" в. д. (G) | 25,18 + 0,38 | 19 404,7 | 250 / 44 / 12 | 31 ед. (5 025,4 м) | 7 |
Балтийский бассейн
Порт | Расположение | Координаты | Площадь (акв + терр), км² |
Грузооборот, тыс. тонн (2011) |
Габариты судов (дл / шир / осад), м |
Кол-во причалов (протяжённость) |
Кол-во стивидоров |
Изображение | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Атлантический океан | |||||||||
Балтийское море | |||||||||
Выборг | гор. Выборг Ленинградская область |
60°42′43″ с. ш. 28°43"46" в. д. (G) | 2,87 + 0,17 | 1 103,6 | 135 / 24 / 6,5 | 9 ед. (1 327,0 м) | 2 | ||
Высоцк | гор. Высоцк Выборгский район Ленинградская область |
60°37′06″ с. ш. 28°33"39" в. д. (G) | 1,26 + 1,44 | 13 422,0 | 250 / 44 / 13,2 | 8 ед. (1 595,7 м) | 2 | ||
Калининград | гор. Калининград Калининградская область |
54°40′08″ с. ш. 20°24"14" в. д. (G) | 17,73 + 8,32 | 13 352,2 | 200 / 30 / 9,5 | 101 ед. (14 100,0 м) | 30 | ||
Приморск | гор. Приморск Выборгский район Ленинградская область |
60°21′28″ с. ш. 28°37"08" в. д. (G) | 31,36 + 2,47 | 75 124,9 | 307 / 55 / 15,85 | 10 ед. (2 788,4 м) | 3 | ||
Санкт-Петербург (Большой порт) | гор. Санкт-Петербург | 59°52′50″ с. ш. 30°11"57" в. д. (G) | 628,9 + 5,29 | 59 989,6 | 320 / 42 / 11 | 145 ед. (22 364,2 м) | 29 | ||
Санкт-Петербург (Пассажирский порт) | гор. Санкт-Петербург | 59°55′34″ с. ш. 30°14"07" в. д. (G) | 3,04 + 0,33 | 0 | 311 / 42 / 8,8 | 7 ед. (2 171,0 м) | 1 | ||
Усть-Луга | Кингисеппский район Ленинградская область |
59°40′29″ с. ш. 28°24"37" в. д. (G) | 67,56 + 10,56 | 22 692,9 | 285,4 / 50 / 14,8 | 19 ед. (4 061,7 м) | 9 |
Каспийский бассейн
Порт | Расположение | Координаты | Площадь (акв + терр), км² |
Грузооборот, тыс. тонн (2011) |
Габариты судов (дл / шир / осад), м |
Кол-во причалов (протяжённость) |
Кол-во стивидоров |
Изображение | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Каспийское море | |||||||||
Астрахань | гор. Астрахань Астраханская область |
46°19′00″ с. ш. 47°59"40" в. д. (G) | 54,96 + 2,0 | 4 655,5 | 150 / 20 / 4,2 | 33 ед. (4 510,0 м) | 20 | ||
Махачкала | гор. Махачкала Республика Дагестан |
42°59′23″ с. ш. 47°30"16" в. д. (G) | 5,58 + 0,59 | 5 371,1 | 150 / 20 / 6,5 | 20 ед. (2 113,0 м) | 2 | ||
Оля | с. Оля Лиманский район Астраханская область |
45°46′51″ с. ш. 47°33"09" в. д. (G) | 53,12 + 3,25 | 557,7 | 135 /16,2 / 4,5 | 4 ед. (688,2 м) | 1 |
Тихоокеанский бассейн
Порт | Расположение | Координаты | Площадь (акв + терр), км² |
Грузооборот, тыс. тонн (2011) |
Габариты судов (дл / шир / осад), м |
Кол-во причалов (протяжённость) |
Кол-во стивидоров |
Изображение | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Тихий океан | |||||||||
Петропавловск-Камчатский | гор. Петропавловск-Камчатский Камчатский край |
53°00′06″ с. ш. 158°39"25" в. д. (G) | 1792,16 + 1,37 | 2 411,0 | 200 / 25 / 9 | 56 ед. (6 089,1 м) | 8 | ||
Охотское море | |||||||||
Корсаков | гор. Корсаков Сахалинская область |
46°37′26″ с. ш. 142°46"02" в. д. (G) | 65,50 + 0,33 | 1 431,6 | 300 / б/о / 17,5 | 30 ед. (2 737,3 м) | 8 | ||
Магадан | гор. Магадан Магаданская область |
59°32′03″ с. ш. 150°46"01" в. д. (G) | 17,38 + 0,33 | 1 222,2 | 162,1 / 22,9 / 9,9 | 10 ед. (1 707,6 м) | 6 | ||
Москальво | с. Москальво Охинский район Сахалинская область |
53°32′50″ с. ш. 142°31"09" в. д. (G) | 52,3 + 0,18 | 32,8 | 150 / 40 / 6 | 6 ед. (657 м) | 2 | ||
Мыс Лазарева | пгт Лазарев Николаевский район Хабаровский край |
52°14′14″ с. ш. 141°30"42" в. д. (G) | 0,07 + 0,02 | 0 | 120 / 14 / 0,9 | 4 ед. (582 м) | 0 | ||
Николаевск-на-Амуре | гор. Николаевск-на-Амуре Хабаровский край |
53°08′08″ с. ш. 140°42"45" в. д. (G) | 6,93 + 0,17 | 129,9 | 140 / 18 / 4,5 | 8 ед. (791,6 м) | 2 | ||
Охотск | пгт Охотск Хабаровский край |
59°21′38″ с. ш. 143°14"29" в. д. (G) | нет данных | 105,9 | 105 / 15 / 3,8 | 9 ед. (615 м) | 2 | ||
Поронайск | гор. Поронайск Сахалинская область |
49°13′49″ с. ш. 143°07"03" в. д. (G) | 12,50 + 0,04 | 0 | 37 / 7 / 1,9 | 6 ед. (386,7 м) | 0 | ||
Пригородное | Корсаковский район Сахалинская область |
46°37′29″ с. ш. 142°54"25" в. д. (G) | 57,80 + 0,20 | 16 328,4 | 300 / б/о / 17,5 | 4 ед. (951,3 м) | 1 | ||
Японское море | |||||||||
Александровск-Сахалинский | гор. Александровск-Сахалинский Сахалинская область |
50°53′47″ с. ш. 142°07"50" в. д. (G) | 3,69 + 0,04 | 0 | 34 / 7,2 / 2,4 | 4 ед. (442,1 м) | 1 | ||
Ванино | пгт Ванино Хабаровский край |
49°05′16″ с. ш. 140°16"18" в. д. (G) | 16 + 4,58 | 19 066,0 | 292 / 45 / 18 | 21 ед. (3 382 м) | 3 | ||
Владивосток | гор. Владивосток Приморский край |
43°06′48″ с. ш. 131°53"08" в. д. (G) | 131,06 + 2,26 | 11 836,2 | 290 / 35 / 13 | 57 ед. (12 315,7 м) | 24 | ||
Восточный | гор. Находка Приморский край |
42°44′03″ с. ш. 133°04"44" в. д. (G) | 62,66 + 3,86 | 38 356,8 | 290 / 45 / 16 | 25 ед. (5 497,2 м) | 8 | ||
Де-Кастри | с. Де-Кастри Ульчский район Хабаровский край |
51°27′59″ с. ш. 140°46"58" в. д. (G) | 68,48 + 0,03 | 8 056,4 | 250 / 50 / 15 | 4 ед. (361 м) | 2 | ||
Зарубино | пгт Зарубино Хасанский район Приморский край |
42°38′40″ с. ш. 131°04"58" в. д. (G) | 27,0 + 0,39 | 117,1 | 130 / 18 / 7,5 | 7 ед. (841 м) | 2 | ||
Находка | гор. Находка Приморский край |
42°48′23″ с. ш. 132°52"48" в. д. (G) | 127,45 + 2,84 | 14 986,6 | 245 / 44 / 11,5 | 108 ед. (16 810,4 м) | 27 | ||
Невельск | гор. Невельск Сахалинская область |
46°40′06″ с. ш. 141°51"11" в. д. (G) | 2,25 + 0,85 | 107,6 | 120 / 16 / 5,5 | 26 ед. (2 701 м) | 13 | ||
Ольга | пгт Ольга Приморский край |
43°44′25″ с. ш. 135°16"52" в. д. (G) | 57,36 + 0,43 | 1 631,5 | 200 / 18 / 8 | 11 ед. (1 566,2 м) | 5 | ||
Посьет | пгт Посьет Хасанский район Приморский край |
42°39′05″ с. ш. 130°48"27" в. д. (G) | 22,5 + 0,88 | 5 317,4 | 183 / 32 / 9 | 16 ед. (2 467,2 м) | 5 | ||
Советская Гавань | гор. Советская Гавань Хабаровский край |
48°57′27″ с. ш. 140°15"55" в. д. (G) | 24 + 1,36 | 524,7 | 180 / 25 / 10 | 18 ед. (2 974 м) | 11 | ||
Холмск | гор. Холмск Сахалинская область |
47°02′48″ с. ш. 142°02"29" в. д. (G) | 15,62 + 0,49 | 2 192,4 | 130 / 22 / 8 | 27 ед. (2 469,4 м) | 6 | ||
Шахтёрск | гор. Шахтёрск Углегорский район Сахалинская область |
49°09′44″ с. ш. 142°03"17" в. д. (G) | 12,42 + 0,14 | 1 566,5 | 150 / 20 / 4,6 | 28 ед. (2 113 м) | 4 |
Северный бассейн
Порт | Расположение | Координаты | Площадь (акв + терр), км² |
Грузооборот, тыс. тонн (2011) |
Гарбариты судов (дл / шир / осад), м |
Кол-во причалов (протяжённость) |
Кол-во стивидоров |
Изображение | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Северный Ледовитый океан | |||||||||
Баренцево море | |||||||||
Варандей | с. Варандей Заполярный район Ненецкий АО |
68°49′28″ с. ш. 58°04"08" в. д. (G) | 24,98 + 0,02 | 4 010,6 | 120 / 15 / 3,5 | 2 ед. (199,9 м) | 2 | ||
Мурманск | гор. Мурманск Мурманская область |
68°58′25″ с. ш. 33°03"33" в. д. (G) | 53,70 + 6,46 | 25 687,2 | без ограничений | 97 ед. (11 525,8 м) | 20 | ||
Нарьян-Мар | гор. Нарьян-Мар Ненецкий АО |
67°38′48″ с. ш. 52°59"39" в. д. (G) | 5,62 + 0,22 | 103,8 | 114 / 14 / 3,6 | 4 ед. (384,6 м) | 1 | ||
Белое море | |||||||||
Архангельск | гор. Архангельск Архангельская область |
64°32′04″ с. ш. 40°30"48" в. д. (G) | 112 + 2,12 | 4 264,3 | 190 / 30 / 9,2 | 61 ед. (7 454,3 м) | 19 | ||
Витино | с. Белое Море Кандалакшский район Мурманская область |
67°04′46″ с. ш. 32°19"28" в. д. (G) | 11,59 + 0,19 | 4 153,1 | 230 / 32,2 / 11,1 | 4 ед. (512 м) | 1 | ||
Кандалакша | гор. Кандалакша Мурманская область |
67°09′14″ с. ш. 32°23"24" в. д. (G) | 5,09 + 0,26 | 916,7 | 200 / 30 / 9,8 | 5 ед. (584,5 м) | 2 | ||
Мезень | гор. Мезень Архангельская область |
65°52′01″ с. ш. 44°12"21" в. д. (G) | нет данных | 14,6 | нет данных | 2 ед. (220 м) | 3 | ||
Онега | гор. Онега Архангельская область |
63°55′50″ с. ш. 38°01"57" в. д. (G) | 845,59 + 0,03 | 71,0 | 242 / 32,4 / 13,6 | 7 ед. (880 м) | 4 | ||
Восточно-Сибирское море | |||||||||
Певек | гор. Певек Чукотский АО |
69°41′41″ с. ш. 170°15"32" в. д. (G) | 8,9 + 0,19 | 189,0 | 172,2 / 24,6 / 9 | 3 ед. (500 м) | 1 | ||
Карское море | |||||||||
Амдерма | с. Амдерма Ненецкий АО |
69°45′21″ с. ш. 61°39"08" в. д. (G) | нет данных | 0 | нет данных | 5 ед. (445 м) | 0 | ||
Диксон | пгт Диксон Таймырский район Красноярский край |
73°30′14″ с. ш. 80°29"59" в. д. (G) | нет данных | 0 | нет данных | 2 ед. (200 м) | 0 | ||
Дудинка | гор. Дудинка Красноярский край |
69°24′32″ с. ш. 86°09"19" в. д. (G) | 30,22 + 0,25 | 1 102,1 | 260,3 / 32,2 / 11,8 | 9 ед. (1 795,6 м) | 2 | ||
Игарка | гор. Игарка Туруханский район Красноярский край |
67°27′42″ с. ш. 86°33"19" в. д. (G) | нет данных | 2,5 | нет данных | 16 ед. (2 380 м) | 1 | ||
Море Лаптевых | |||||||||
Тикси | пгт Тикси Республика Якутия |
71°37′59″ с. ш. 128°53"22" в. д. (G) | 96,78 + 0,07 | 55,5 | 129,5 / 15,8 / 3,9 | 2 ед. (315,0 м) | 1 | ||
Хатанга | с. Хатанга Таймырский район Красноярский край |
71°58′49″ с. ш. 102°27"24" в. д. (G) | нет данных | 0 | нет данных | 2 ед. (700 м) | 1 | ||
Тихий океан | |||||||||
Берингово море | |||||||||
Анадырь | гор. Анадырь Чукотский АО |
64°44′11″ с. ш. 177°30"51" в. д. (G) | 45,33 + 0,12 | 215,6 | 177 / 25 / 7 | 6 ед. (686 м) | 1 | ||
Беринговский | пгт Беринговский Анадырский район Чукотский АО |
63°03′47″ с. ш. 179°21"20" в. д. (G) | 4318 + 0,22 | 48,8 | 34 / 7 / 2 | 5 ед. (269 м) | 1 | ||
Провидения | пгт Провидения Чукотский АО |
64°26′08″ с. ш. 173°13"03" з. д. (G) | нет данных | 22,5 | ? / ? / 9 | 6 ед. (524 м) | 1 | ||
Эгвекинот | пгт Эгвекинот Чукотский АО |
66°14′44″ с. ш. 179°05"03" з. д. (G) | 5,75 + 0,07 | 128,4 | 177 / 25 / 12 | 3 ед. (565,3 м) | 1 |
Карта
Величина грузооборота крупнейших портов за 2011 год:
- - от 1 млн до 10 млн т
- - от 10 млн до 20 млн т
- - от 20 млн до 50 млн т
- - от 50 млн до 100 млн т
- - свыше 100 млн т
Грузооборот портов
Ниже представлен алфавитный список морских портов России и величина их грузооборота (в тыс. т) за 2003-2011 годы.
Порт | Населённый пункт |
Бассейн | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Азов | Азов | Черноморский | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 4684 | 4273 | 4757 |
Александровск-Сахалинский | Александровск-Сахалинский | Тихоокеанский | 144 | 92 | 120 | 95 | 162 | 100 | 113 | 98 | 0 |
Амдерма | Амдерма | Северный | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Анадырь | Анадырь | Северный | 280 | 132 | 271 | 283 | 307 | 223 | 269 | 224 | 216 |
Анапа | Анапа | Черноморский | 0 | 0 | 0 | 5 | 0 | 0 | 4 | 0 | 0 |
Архангельск | Архангельск | Северный | 3124 | 5500 | 6470 | 5293 | 5307 | 4680 | 3256 | 3667 | 4264 |
Астрахань | Астрахань | Каспийский | 3760 | 5495 | 5128 | 4518 | 5756 | 2568 | 3928 | 5014 | 4656 |
Беринговский | Беринговский | Северный | 114 | 96 | 216 | 209 | 203 | 133 | 44 | 47 | 49 |
Большой порт Санкт-Петербург | Санкт-Петербург | Балтийский | 42039 | 51266 | 57573 | 54247 | 59519 | 60008 | 50405 | 58048 | 59990 |
Ванино | Ванино | Тихоокеанский | 7397 | 7040 | 8727 | 9497 | 9967 | 10261 | 14516 | 17304 | 19066 |
Варандей | Варандей | Северный | 0 | 0 | 593 | 501 | 576 | 1901 | 7380 | 7510 | 4011 |
Витино | Белое Море | Северный | 5715 | 3704 | 1626 | 4758 | 3942 | 4394 | 4359 | 4376 | 4153 |
Владивосток | Владивосток | Тихоокеанский | 11263 | 11559 | 10156 | 7811 | 8528 | 9561 | 9976 | 11185 | 11836 |
Восточный | Находка | Тихоокеанский | 15754 | 20815 | 20231 | 20499 | 21685 | 20573 | 18902 | 35638 | 38357 |
Выборг | Выборг | Балтийский | 1078 | 1357 | 901 | 1253 | 1111 | 1300 | 1184 | 1100 | 1104 |
Высоцк | Высоцк | Балтийский | 2405 | 5200 | 10416 | 13811 | 16527 | 16015 | 17318 | 14843 | 13422 |
Геленджик | Геленджик | Черноморский | 63 | 36 | 77 | 127 | 256 | 239 | 267 | 331 | 383 |
Де-Кастри | Де-Кастри | Тихоокеанский | 1685 | 1767 | 1944 | 3487 | 11618 | 9771 | 8441 | 7373 | 8056 |
Диксон | Диксон | Северный | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Дудинка | Дудинка | Северный | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2876 | 1065 | 1093 | 1102 |
Ейск | Ейск | Черноморский | 0 | 0 | 2792 | 3331 | 4345 | 3849 | 4262 | 3554 | 3998 |
Зарубино | Зарубино | Тихоокеанский | 0 | 235 | 220 | 210 | 224 | 252 | 93 | 128 | 117 |
Игарка | Игарка | Северный | 56 | 0 | 49 | 37 | 59 | 59 | 0 | 0 | 3 |
Кавказ | Порт Кавказ | Черноморский | 6869 | 9198 | 7115 | 7182 | 6382 | 7760 | 8609 | 10055 | 8304 |
Калининград | Калининград | Балтийский | 12722 | 13808 | 14571 | 15150 | 15625 | 15369 | 12363 | 13809 | 13352 |
Кандалакша | Кандалакша | Северный | 1020 | 342 | 339 | 248 | 655 | 963 | 1060 | 863 | 917 |
Корсаков | Корсаков | Тихоокеанский | 2351 | 2683 | 2832 | 3716 | 2818 | 2169 | 1033 | 1106 | 1432 |
Магадан | Магадан | Тихоокеанский | 1006 | 997 | 1066 | 1108 | 1075 | 1093 | 989 | 1128 | 1222 |
Махачкала | Махачкала | Каспийский | 3548 | 5838 | 5056 | 5488 | 6260 | 6392 | 5274 | 4863 | 5371 |
Мезень | Мезень | Северный | 12 | 14 | 33 | 45 | 24 | 24 | 22 | 23 | 15 |
Москальво | Москальво | Тихоокеанский | 4 | 70 | 80 | 55 | 0 | 37 | 29 | 29 | 33 |
Мурманск | Мурманск | Северный | 14838 | 24759 | 28070 | 26294 | 24609 | 24832 | 35276 | 32809 | 25687 |
Мыс Лазарева | Лазарев | Тихоокеанский | 183 | 63 | 72 | 88 | 76 | 26 | 0 | 0 | 0 |
Нарьян-Мар | Нарьян-Мар | Северный | 112 | 67 | 194 | 291 | 84 | 125 | 61 | 103 | 104 |
Находка | Находка | Тихоокеанский | 14025 | 16671 | 14097 | 13430 | 13462 | 15178 | 15761 | 15365 | 14987 |
Невельск | Невельск | Тихоокеанский | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 90 | 108 |
Николаевск-на-Амуре | Николаевск-на-Амуре | Тихоокеанский | 735 | 129 | 290 | 359 | 208 | 251 | 172 | 164 | 130 |
Новороссийск | Новороссийск | Черноморский | 85483 | 97767 | 113061 | 113148 | 113489 | 112607 | 122865 | 117079 | 116140 |
Ольга | Ольга | Тихоокеанский | 1324 | 1268 | 1471 | 1500 | 1503 | 1221 | 1107 | 1438 | 1632 |
Оля | Оля | Каспийский | 70 | 135 | 167 | 290 | 636 | 866 | 775 | 1050 | 558 |
Онега | Онега | Северный | 784 | 232 | 100 | 104 | 101 | 109 | 74 | 65 | 71 |
Охотск | Охотск | Тихоокеанский | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 59 | 41 | 106 |
Пассажирский порт Санкт-Петербург | Санкт-Петербург | Балтийский | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Певек | Певек | Северный | 137 | 88 | 98 | 108 | 140 | 61 | 55 | 142 | 189 |
Петропавловск-Камчатский | Петропавловск-Камчатский | Тихоокеанский | 1536 | 1499 | 1805 | 1909 | 1849 | 1984 | 2485 | 2266 | 2411 |
Поронайск | Поронайск | Тихоокеанский | 26 | 3 | 12 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Посьет | Посьет | Тихоокеанский | 1332 | 1815 | 2260 | 2002 | 2528 | 3907 | 4535 | 4650 | 5317 |
Пригородное | Пригородное | Тихоокеанский | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 199 | 10697 | 16102 | 16328 |
Приморск | Приморск | Балтийский | 17685 | 44565 | 57337 | 65956 | 74230 | 75582 | 79157 | 77640 | 75125 |
Провидения | Провидения | Северный | 88 | 32 | 35 | 70 | 30 | 33 | 21 | 27 | 23 |
Ростов-на-Дону | Ростов-на-Дону | Черноморский | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 6166 | 7713 | 10367 |
Советская Гавань | Советская Гавань | Тихоокеанский | 483 | 451 | 530 | 566 | 475 | 358 | 359 | 408 | 525 |
Сочи | Сочи | Черноморский | 220 | 166 | 200 | 406 | 517 | 529 | 408 | 2690 | 2446 |
Таганрог | Таганрог | Черноморский | 2057 | 2850 | 3043 | 2451 | 3264 | 2630 | 3026 | 2895 | 3468 |
Тамань | Волна | Черноморский | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 10 | 86 | 200 | 1235 |
Темрюк | Темрюк | Черноморский | 1004 | 646 | 1003 | 1155 | 1349 | 2305 | 2119 | 1940 | 2348 |
Тикси | Тикси | Северный | 12 | 0 | 0 | 0 | 20 | 0 | 39 | 40 | 56 |
Туапсе | Туапсе | Черноморский | 17712 | 20226 | 21381 | 21292 | 19634 | 19435 | 18445 | 18611 | 19405 |
Усть-Луга | Усть-Луга | Балтийский | 442 | 801 | 708 | 3766 | 7143 | 6763 | 10358 | 11776 | 22693 |
Хатанга | Хатанга | Северный | 16 | 0 | 62 | 5 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Холмск | Холмск | Тихоокеанский | 2342 | 1996 | 2181 | 2169 | 2097 | 2017 | 1635 | 1870 | 2192 |
Шахтёрск | Шахтёрск | Тихоокеанский | 714 | 537 | 706 | 527 | 702 | 892 | 785 | 1069 | 1567 |
Эгвекинот | Эгвекинот | Северный | 118 | 248 | 134 | 153 | 112 | 105 | 119 | 135 | 128 |
См. также
- Список портов по контейнерному грузообороту
- Список речных портов России
Примечания
- 1 2 Морские порты России. ЕСИМО. Проверено 5 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 14 февраля 2013.
- Реестр морских портов Российской Федерации. Министерство транспорта Российской Федерации. Проверено 5 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 14 февраля 2013.
- Грузооборот морских портов России за 2012 год. Ассоциация морских торговых портов. Проверено 8 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 14 февраля 2013.
- 1 2 Винокуров, 2008, с. 242-243
- Видяпин, 2010, с. 258-263
- Лобжанидзе, 2008, с. 502-503
- Севморпуть. Министерство транспорта Российской Федерации. Проверено 8 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 14 февраля 2013.
- гарбариты судов для внутренней акватории; внешний рейд позволяет принимать суда с гарбаритами 260 / 46 / 16
- гарбариты судов для внутренней акватории; внешний рейд позволяет принимать суда с осадкой до 19 м, выносные причалы - суда с длиной 324 м и шириной 58 м
- 1 2 без ограничений
- гарбариты судов для внутренней акватории; внешний рейд позволяет принимать суда с гарбаритами 140 / 14 / 4,5
- гарбариты судов смешанного типа; гарбариты для морских судов - 90 / 16 / 3,6
- гарбариты судов для внутренней акватории; внешний рейд позволяет принимать суда с гарбаритами 162,1 / 22,8 / 9,9
Литература
- Видяпин В. И., Степанов М. В. Экономическая география России. - Москва: ИНФРА-М, 2010. - 567 с. - 3 000 экз.
- Винокуров А. А., Глушкова В. Г., Плисецкий Е. Л., Симагин Ю. А. Введение в экономическую географию и региональную экономику России. - Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2008. - 550 с. - 7 000 экз.
- Неклюкова Н. П., Душина И. В., Раковская Э. М., Кузнецов А. П., Лобжанидзе А. А., Берлянт А. М. Справочник по географии. - Москва, 2008. - 656 с. - 8 000 экз.
Ссылки
- Морские порты России
- Реестр морских портов Российской Федерации
- Росморпорт
- Грузооборот морских портов России за 2012 год
Морские порты России | ||
---|---|---|
Азовского моря | Азов Ейск Кавказ Ростов-на-Дону Таганрог Темрюк | |
Балтийского моря | Выборг Высоцк Калининград Санкт-Петербург (Большой порт и Пассажирский порт) Приморск Усть-Луга | |
Баренцева моря | Варандей Мурманск Нарьян-Мар | |
Белого моря | Архангельск Беломорск Витино Кандалакша Кемь Мезень Онега Северодвинск | |
Берингова моря | Анадырь Беринговский Провидения Эгвекинот | |
Восточно-Сибирского моря | Певек Черский | |
Карского моря | Амдерма Диксон Дудинка Игарка | |
Каспийского моря ¹ | Астрахань Махачкала Оля | |
Моря Лаптевых | Тикси Хатанга | |
Охотского моря | Корсаков Магадан Москальво Мыс Лазарев Николаевск-на-Амуре Охотск Поронайск Пригородное | |
Тихоокеанского побережья Камчатки и Курильских островов |
Петропавловск-Камчатский | |
Чёрного моря | Анапа Геленджик Евпатория4 Керчь (торговый рыбный)4 Новороссийск Севастополь (рыбный торговый)4 Сочи (торгово-пассажирский грузовой) Тамань ² Туапсе Феодосия4 Черноморск4 Ялта4 | |
Чукотского моря | Мыс Шмидта ³ | |
Японского моря | Александровск-Сахалинский Бошняково Ванино Владивосток Восточный Де-Кастри Дунай Зарубино Находка Невельск Ольга Пластун Посьет Преображение Рудная Пристань Светлая Славянка Советская Гавань Углегорск Холмск Шахтёрск | |
¹ Каспийское море фактически является озером. ² Порт Тамань строится, но уже открыт для сообщения. ³ Порт Мыс Шмидта с 2006 г. входит в состав порта Певек. 4 Находится на территории, являющейся объектом территориального спора между Россией и Украиной. |
список морских портов российские детективы, список морских портов российские фильмы 2018, список морских портов российский флаг, список морских портов российское кино
Список морских портов России Информацию О
Балтика исторически занимает одну из наиболее значимых позиций во внешней торговле России: через балтийские морские ворота осуществляется традиционный экспорт нефтепродуктов, угля, газа, металлов, леса и минеральных удобрений на европейский рынок. В акватории Балтийского моря расположено шесть российских грузовых морских портов, общий грузооборот которых в 2016 году составил 236,6 тыс. тонн: Большой порт Санкт-Петербург, Высоцк, Приморск, Выборг, Калининград и торговый порт Усть-Луга. Наиболее крупными объектами балтийского анклава являются три порта побережья Финского залива: универсальные порты Большой порт Санкт-Петербург и Усть-Луга и нефтеналивной порт Приморск, которые в последние годы демонстрируют стабильную динамику увеличения объемов перевалки грузов, согласно своей мультиспециализации.
В торговом порту Усть-Луга , лидирующем в рейтинге российских портов балтийского анклава по результатам прошлого года, перевалка наливных (нефть, нефтепродукты, сжиженный газ) и навалочных (руда, уголь, кокс, минеральные удобрения и пр.) грузов составляет 97% от всего оборота порта. В 2016 году МТП Усть-Луга осуществил наибольший среди российских портов Балтики грузооборот - 93 362 тыс. тонн.
Перевалка навалочных грузов по отношению к 2015 году выросла на 10% (27,7 тыс. тонн), что составило 30% от общего грузооборота. В данной категории грузов, помимо угольной продукции, наблюдалось увеличение объемов перевалки минеральных удобрений (68%) и руды (96%): порт перевез на 1,2 млн тонн минеральных удобрений и на 120 тыс. тонн руды больше, чем в прошлом году.
Общее количество обработанных наливных грузов также возросло на 6% - почти 62,5 тыс. тонн, половина из которых относится к нефтепродуктам. В 2016 году морской торговый порт Усть-Луга осуществил 40% российских грузоперевозок в балтийском бассейне, в том числе перевалив 63% всего угля, руды и кокса, перевезенных через российские порты данного региона.
В работе Большого порта Санкт-Петербург наиболее заметно направление контейнерных перевозок, доля которых составила 43% от общего объема перевозок через порт, а также 92% от общего количества контейнерообработок среди морских торговых портов Балтики - 20 811 тонн (1 745 182 TEU), что на 5% выше прошлого года: 20,8 тыс. против 19,8 тыс. тонн. Почти 60% приходится в основном на перевалку генеральных, наливных и навалочных грузов.
Объем генеральных грузов, к которым относятся черные и цветные металлы, металлолом, тарно-штучные и рефгрузы, в Большом порту СПб достиг в прошлом году показателя в 12 тыс. тонн, что на 2% больше объемов аналогичных грузов, обработанных в 2015 году, и составляет 84% от общей доли переваленных балтийскими портами грузов данной категории. Грузооборот наливных грузов, проходящих через Большой порт, продолжает снижаться: в 2016 году было перевезено 6,5 тыс. тонн, что на 32% ниже показателей 2015 года. Подобная ситуация наблюдается и в области перевозки навалочных грузов, объемы которых упали на 12%,- исключением является руда, грузооборот которой вырос на 3%.
Узкоспециализированный нефтеналивной порт Приморск демонстрирует рост грузооборота: +8% по сравнению с данными за 2015 год. В процентной доле общего объема перевозимых через Приморск грузов 79% приходится на нефть, что составляет 62% от российского нефтяного грузооборота Балтики, причем данный показатель в 2016 году вырос на 2%. Перевозка нефтепродуктов, напротив, снизилась на 700 тонн (5%).
Порт Высоцк , выполняющий грузоперевалку угля, кокса и нефтепродуктов, в среднем снизил свои показатели на 2%: объемы наливных грузов уменьшились на 849 тонн, но оборот навалочных стабильно увеличивается - +8%. Грузооборот порта в 2016 году составил 7% (17 101 тонну) от общего объема грузов, перевезенных через российские порты в Балтике.
В порту Выборг отмечается значительное снижение показателей - на 11%. По всем направлениям, за исключением превалирующих навалочных и отдельно тарно-штучных генеральных грузов, объемы упали: наливные - на 13%, лесные - на 48%, насыпные вовсе в 2016 году через данный порт не перевозились. Говоря о категориях, в которых отмечен рост, стоит сказать о 14-процентном увеличении объемов угольной продукции, составляющей 45% от общего грузооборота Выборга .
Через порт Калининград в 2016 году стали больше перевозить навалочных и насыпных грузов: +8% и +5% соответственно. На данные показатели повлияла увеличившаяся перевалка угля (+38%) и сахара (65 тонн в сравнении с 16 тоннами в прошлом году). Категория продуктовых товаров (зерно, сахар и прочие насыпные грузы) является преобладающим направлением порта Калининград, составляя более трети от всего грузооборота, снизившегося в 2016 году на 8%. За прошлый год порт перевез 5% от всех грузов, прошедших через отечественные порты в Балтийском бассейне.
Одной из косвенных причин высоких показателей грузооборота, осуществляемого российской тройкой ведущих портов Балтийского бассейна, можно назвать изменение транспортной политики России в отношении транзита российских грузов через порты других государств. В 1990-е и 2000-е годы перевалка российских грузов по Балтийскому бассейну велась в основном транзитом через крупнейшие порты Латвии, Литвы и Эстонии - Лиепаю, Клайпеду, Таллин и другие. Но в 2015 году, в связи с введением Россией торговых санкций по отношению к ряду европейских стран и США, а также в рамках «Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года», исполняемой ФГУП «Росморпортом» с ноября 2010 года, начала осуществляться переориентация транзита на отечественные порты.
Стратегия включает в себя ряд мер, направленных на «формирование конкурентоспособной на международном уровне инфраструктуры морских портов и оказание комплекса портовых услуг, полностью отвечающих потребностям российской экономики в торговле и транспорте». В число потребностей входит наращивание мощностей и их эффективности, решение социальных задач (обеспечение занятости, повышение уровня жизни портовых работников, проведение природоохранных мероприятий). Кроме того, проводится пересмотр тарифной политики грузоперевозок посредством железнодорожного транспорта, что также способствовало динамике отечественных грузоперевозок.
Говоря о ближайших перспективах развития балтийских портов России, стоит дополнительно отметить государственный план, опубликованный 17 июня 2017 года на официальном сайте правительства России, в котором сообщается, что до 2020 года будет реализовано распоряжение Министерства транспорта РФ по налаживанию паромного сообщения между портами Калининград и Усть-Луга. Железнодорожная паромная линия будет реорганизована и оснащена тремя новыми паромами.
По данным издания gudok.ru : «Согласно плану, в июле Министерство экономического развития РФ и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) должны подготовить директиву Правительства РФ об определении позиции для голосования представителей Российской Федерации в совете директоров ОАО “Российские железные дороги” (ОАО “РЖД”) по вопросу участия в специальной проектной компании для реализации проекта строительства и эксплуатации паромов. В августе совет директоров ОАО “РЖД” рассмотрит проект решения об участии общества в проектной компании с долевым участием в размере не менее 25% плюс одна акция. Не позже чем в сентябре специальная проектная компания должна быть создана, о чем должно быть сообщено Правительству РФ. Ответственными исполнителями этого пункта плана правительство определило Минтранс РФ, ОАО “РЖД” и ООО “Пола Менеджмент”. Строительство и эксплуатация паромов будут осуществляться на основании концессионного соглашения».
Данные меры, по прогнозам экспертов, обеспечат увеличение оборота грузов различных категорий на направлении Усть-Луга - Балтийск, а также приведут к расширению линейки грузов и переоборудованию обоих портов, в частности, к закупке новой техники в соответствии с характером обрабатываемой продукции.
В целом, перевалка грузов через российские порты Балтийского бассейна в 2016 году выросла на 3% в сравнении с результатами 2015 года, когда сложная экономическая ситуация, нехватка инвестиций и усиление санкционных мер комплексно замедляли наращивание объемов оборота сухих и наливных грузов.
Прибалтийские порты, традиционно «живущие» за счет перевалки российских грузов, подводят итоги еще одного кризисного года в отношениях со своим восточным соседом. В каждой из стран Балтии морские гавани по-разному смогли перенести это непростое время: в одних портах наблюдается значительное падение грузооборота, другие, напротив, демонстрируют некоторый рост. Но, несмотря на то, что уходящий год был для портов Латвии и Литвы относительно благоприятным, будущее морской инфраструктуры этих стран представляется весьма проблемным.
За прошедший год российский транзит через порты стран Балтии в целом снизился на 15–20%. Однако падение грузооборота распределилось между латвийскими, литовскими и эстонскими морскими гаванями крайне неравномерно. Портал сайт решил подвести итоги уходящего года и посмотреть, каким из прибалтийских портов удавалось наиболее успешно поддерживать свое существование в столь сложный для отрасли год.
Рижский порт: падение транзита угля из России
Крупнейший латвийский порт, расположенный на обоих берегах устья Даугавы (Западная Двина - прим. RuBalticRu ), заканчивает год с отрицательными показателями. За 11 месяцев 2015 года грузооборот Рижского свободного порта составил 36,49 млн тонн, что на 2,1% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Наиболее драматичное падение объемов продемонстрировали такие позиции, как обработка руды (-41,9%), перевалка металлолома (-34,4%), перевозка пассажиров (29,7%).
Отрицательные показатели, с которыми порт подходит к завершению года, связаны со снижением транзита из стран СНГ, в первую очередь из России. Так, по словам вице-мера латвийской столицы и председателя правления Рижского свободного порта Андриса Америкса, можно предположить, что годовые объемы перевалки угля снизятся на 10–15%.
А ведь именно угольные грузы и являлись специализацией морской гавани латвийской столицы: объем перевалок угля традиционно составляет порядка трети всего грузооборота Рижского свободного порта.
Вентспилский порт: потеря нефтетранзита
Наихудшие показатели среди латвийских гаваней в этом году демонстрирует Вентспилсский порт: за 11 месяцев грузооборот морских ворот, расположившихся в устье реки Вента, снизился на 15,1%.
Наиболее сильное сокращение показали российский уголь и белорусские калийные удобрения. Ожидаемо снизились объемы нефтетранзита. Ведь еще в декабре прошлого года «Транснефть» предупреждала латвийские власти о намерении переориентировать экспорт «черного золота» из Вентспилса на российские порты.
Лиепайский порт: рост за счет нефтепродуктов и леса
За десять месяцев уходящего года грузооборот третьего по величине порта в Латвии – Лиепайского – вырос на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рост был обусловлен главным образом увеличением перевалки нефтепродуктов (+29,5%) и лесных грузов (+16,3%). При этом объемы перевалки сырой нефти через Лиепайский порт упали на 61,5%.
Кроме этого, снизилось и число перевезенных пассажиров (-4%). На 3% сократился контейнерооборот.
Уменьшился судопарк порта: количество судоходов в Лиепае сократилось на 3% и в данный момент их численность составляет 1108 единиц.
Клайпедский порт: рост за счет латвийских соседей
Наилучшие результаты в 2015 году среди портов Прибалтики демонстрировал самый северный незамерзающий порт Балтийского моря, находящийся в Клайпеде. Объем грузоперевалок литовской морской гавани за январь–ноябрь 2015 года вырос на 5,1% и составил 35,13 млн тонн.
Половина всего грузооборота порта Клайпеда приходится на минеральные удобрения. Видимо, за счет снижения объемов этих групп грузов в Вентспилсе Клайпедский порт по завершении года и смог продемонстрировать столь хорошие результаты: литовцы попросту оказались конкурентоспособнее, чем их латвийские соседи.
Таллинский порт: рекордсмен падения грузооборота
С наихудшими показателями среди прибалтийских портов уходящий год завершает порт Таллина. За 11 месяцев морские ворота эстонской столицы «просели» на 19,7% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Контейнерооборот порта снизился на 21,2%, объем перевалки наливных грузов - на 30,8%.
Такое падение грузоперевалок связано в первую очередь с развитием Россией своей портовой инфраструктуры Ленинградской области: Таллинский порт располагается в непосредственной близости от Усть-Луги и Приморска.
В итоге прибалтийские морские гавани заканчивают 2015 год относительно неплохо. Несмотря на то, что в целом порты Латвии, Литвы и Эстонии в этом году «просели» примерно на 3%, говорить о ярко выраженной тенденции сокращения грузопотока пока не приходится. И если эстонские морские ворота демонстрируют отрицательные показатели уже на протяжении двух лет, то латвийские и литовские гавани показывают совершенно разные результаты в зависимости от квартала.
Парадоксально, но несмотря на критику со стороны прибалтов российских действий в контексте украинского кризиса, именно эти действия позволяют портам отдельных стран Балтии до сих пор оставаться на плаву. Так, Россия и Беларусь были вынуждены перенаправить часть своих грузов, ранее идущих через Украину, в латвийские гавани, что позволило Рижскому и Лиепайскому портам достаточно сносно пережить уходящий год.
Перспективы прибалтийских морских ворот, однако, безрадостные. Ведь основное снижение российского транзита через порты стран Балтии в 2015 году было связано даже не с политикой санкций и проблемами в экономке. Причина тому - стратегия Москвы по развитию собственных портов на Балтике (Усть-Луга, Приморск, Высоцк). Такие грузы, как каменный уголь, железная руда, нефтепродукты, т.е. те позиции, по которым порты Латвии, Эстонии и Литвы демонстрируют наибольшее сокращение, начинают активно перенаправляться в российские гавани. Поэтому в будущем российский транзит через морские ворота прибалтийских республик будет только сокращаться.