Батюшков визитная карточка. Батюшков Константин - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

Поэт, прозаик

1797-1802 - получив прекрасное домашнее воспитание, Батюшков учится в петербургских пансионах, в совершенстве овладевает французским, итальянским и латинским языками.

1802-1807 - служит чиновником в министерстве народного просвещения.

1805 - дебютирует в печати сатирой «Послание к стихам моим».

1807 - Батюшков записывается в народное ополчение и отправляется в Прусский поход, во время которого получает тяжелое ранение (пуля задела спинной мозг, что стало причиной последующих физических страданий).

1809 - выходит в отставку. Живя в имении, полгода проводит в разнообразных литературных занятиях, впервые ощущая себя поэтом, способным творить вполне самостоятельно. Поэтически самоопределяясь, пишет литературную сатиру «Видение на берегах Леты», в которой «топит» в реке забвенья многих современных поэтов, оставив «бессмертными» лишь произведения И.А.Крылова. Распространяясь в списках, «Видение» делает имя Батюшкова известным в литературных кругах обеих столиц. Приехав в Москву, Батюшков входит в круг московских литераторов, особенно сближаясь с В.А.Жуковским, П.А.Вяземским, знакомится с Н.М.Карамзиным.

Вскоре Батюшков становится главой так называемой «лёгкой поэзии», требовавшей, по его мнению, «возможного совершенства, чистоты выражения, стройности в слоге, гибкости, плавности». Воспевание радостей земной жизни, дружбы, любви сочетается в его дружеских посланиях с утверждением внутренней свободы поэта, его независимости. Программным произведением этого рода становится послание «Мои Пенаты» (1811-1812).

1812 - Батюшков переезжает в Петербург, где получает место помощника хранителя манускриптов в Публичной библиотеке. Здесь его сослуживцами становятся И.А.Крылов, Н.И.Гнедич.

Под влиянием впечатлений Отечественной войны 1812 года Батюшков создает произведения, проникнутые патриотическим чувством («К Дашкову»,1813). Однако события войны, захват и разрушение Москвы и личные потрясения становятся причиной духовного кризиса Батюшкова. Он разочаровывается в идеях просветительской философии. Его поэзия окрашивается во всё более печальные тона (элегии «Разлука», 1812-13, «Тень друга», 1814 и др.).

1813-1814 - Батюшков участвует в заграничном походе русской армии против Наполеона. Свои впечатления о войне Батюшков отразил в стихотворениях «Пленный», «На-развалинах замка в Швеции», «Переход через Рейн» и в очерках в прозе «Воспоминание мест, сражений и путешествий», «Путешествие в замок Сирей».

1814-1817 - к Батюшкову приходит литературный успех и слава «первого поэта» России. Он отказывается от сатир и эпиграмм. В его творчестве появляются философские и религиозные размышления («К другу», «Надежда», 1815), мотивы трагической любви («Пробуждение», «Элегия», 1815) и вечного разлада художника-творца с действительностью («Гезиод и Омир, соперники», «Умирающий Тасс», 1817).

1815 - основывается литературный кружок «Арзамас», участниками которого становятся В.А.Жуковский, П.А.Вяземский, А.С.Пушкин и др. Батюшков заочно избирается членом кружка, получив в качестве арзамасского имени прежнее свое прозвище Ахилл (данное друзьями по контрасту с маленьким ростом). Ритуал приёма в «Арзамас» (пародия приёма во Французскую академию) совершился в присутствии Батюшкова на заседании 27 августа 1817г.

1817 - выходит сборник Батюшкова «Опыты в стихах и прозе», имевший большой успех у читателя. В первом, прозаическом томе собраны очерки, переводы, морально-философские статьи, литературно-теоретические рассуждения, исследования о писателях прошлого, первый в русской литературе искусствоведческий очерк. Во втором томе объединены стихи, сгруппированные по жанровому признаку.

1819 - Батюшков выезжает в Италию, где он участвует в русской дипломатической миссии.

1822 - Батюшков начинает ощущать признаки мании преследования, ставшей неизлечимой болезнью. Несмотря на заботу друзей, на лечение в лучших клиниках, вернуться к нормальной жизни Батюшкову не удается. Эта болезнь длится 33 года. Последние годы живет у родственников в Вологде.

Основные произведения:

«Привидение. Из Парни» (1810)

«Надежда» (1815)

«Мой гений» (1815)

«Таврида» (1815)

«К другу» (1815)

«Элегия» (1815)

«Беседка муз» (1817)

«Есть наслаждение и в дикости лесов» (1819)

Послания:

«Мои Пенаты» (1811 —12, опубл. 1814)

«К Дашкову» (1813)

Циклы антологических стихов:

«Из греческой антологии» (1817—18)

«Подражания древним» (1821)

Философская лирика:

«Ты знаешь, что изрек», 1821?

Стихотворная сказка «Странствователь и домосед» (1814—15)

«Видение на берегах Леты» (1809, опубл. 1841)

Очерки и статьи:

«Прогулка по Москве» (1811 —12, опубл. 1869)

Батюшков Константин Николаевич (18.05.1787- 7.07.1855), русский поэт, родился в городе Вологда. Принадлежал к старинному дворянскому роду. Воспитывался в Санкт-Петербурге, в частных иностранных пансионах. Кроме французского языка, в совершенстве владел итальянским, позднее латинским языками. Служил на военной (был участником трех войн, в т. ч. заграничного похода 1814) и мелкой чиновничьей службе, позднее - в русской дипломатической миссии в Италии. В 1822 заболел издавна подкрадывавшейся к нему наследственной душевной болезнью. С 1802 года поселился в доме писателя М. Н. Муравьева, своего родственника; тогда же начал писать стихи. Вступил в члены Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Стихотворной сатирой «Видение на берегах Леты» (1809), получившей широкое распространение в списках, Батюшков принял активное участие в полемике с «Беседой любителей русского слова».

В начале 1807 года Батюшков, записался в народное ополчение и отправился в Прусский поход (в качестве сотенного начальника милиционного батальона). 29 мая 1807 года в сражении под Гейльсбергом он был тяжело ранен (пуля задела спинной мозг, что стало причиной последующих физических страданий). Батюшков, однако, остался в армии и в 1808-1809 годах участвовал в войне со Швецией; лишь после полугодовой жизни на зимних квартирах в Финляндии он вышел в отставку. С этого времени формируется своеобразный жизненный облик Батюшкова - "странствователя", "первого онегинского типа русской литературы" (Д. Д. Благой). "Онегинство" Батюшкова проявляется как внутренне - в постоянной душевной неуспокоенности, так и внешне -- в острых приступах "хандры", "охоты к перемене мест". Батюшков почти не жил на одном месте более полугода. С 1808 года (после вторичной женитьбы отца и раздела имения) "единственным верным приютом" для Батюшкова становится имение матери в с. Хантоново Череповского уезда Новгородской губернии (ныне Череповецкий р-н Вологодской области). Однако в деревне Батюшков тяготился одиночеством, стремился к друзьям, а попадая в столицы, рвался к деревенскому уединению.

Во время Отечественной войны Батюшков, не ушедший в действующую армию (из-за болезни и из-за необходимости вывозить из Москвы вдову М. Н. Муравьева с детьми), испытал на себе "все ужасы войны" (разрушение "прекраснейшей из столиц", "переселение целых губерний", "нищету, отчаяние, пожары, голод")

Батюшковым впервые было употреблено получившее позднее широкое употребление слово «славянофил ». Батюшков вступил в противостоявший «Беседе» литературный кружок «Арзамас», куда входили представители новых литературных течений - от В. А. Жуковского и Д. В. Давыдова до юного Пушкина , могучее дарование которого Батюшков сразу высоко оценил. Сблизился с кружком А. Н. Оленина, где процветал культ античности. Произведения Батюшкова, печатавшиеся в журналах, в 1817 году вышли отдельным изданием - «Опыты в стихах и прозе» (в 2-х частях).

Батюшков стал главой так называемой «легкой поэзии», восходящей к традиции анакреонтики XVIII в., наиболее выдающимися представителями которой были Г.Р. Державин и В.В. Капнист («образец в слоге», как назвал его Батюшков). Воспевание радостей земной жизни - дружбы, любви - сочеталось в интимных дружеских посланиях Батюшкова с утверждением внутренней свободы поэта, независимости его от «рабства и цепей» феодально-абсолютистского общественного строя, чьим пасынком он остро себя ощущал. Программным произведением этого рода явилось послание «Мои Пенаты» (1811-12, опубл. 1814); по словам Пушкина, оно «…дышит каким-то упоеньем роскоши, юности и наслаждения - слог так и трепещет, так и льется - гармония очаровательна». Образцом «легкой поэзии» является стихотворение «Вакханка» (опубл. 1817).

Патриотическое воодушевление, охватившее Батюшкова в связи с войной 1812, вывело его за пределы «камерной» лирики (послание «К Дашкову», 1813, историческая элегия «Переход через Рейн», 1814, и др.). Под влиянием тягостных впечатлений войны, разрушения Москвы и личных потрясений Батюшков переживает духовный кризис. Его поэзия все сильнее окрашивается в печальные тона (элегия «Разлука», 1812-13; «Тень друга», 1814; «Пробуждение», 1815; «К другу», 1815 и др.), доходя порой до крайнего пессимизма («Изречение Мельхиседека», 1821).

К числу лучших элегий Батюшкова принадлежат «Мой гений» (1815) и «Таврида» (1817). Существенным вкладом в развитие русской поэзии явился глубокий лиризм Батюшкова, сочетавшийся с небывалой до тех пор художественностью формы. Развивая традицию Державина, он требовал от поэта: «Живи, как пишешь, и пиши, как живешь». Многие стихи представляют собой как бы страницы поэтизированной автобиографии Батюшкова, в личности которого уже сквозят черты разочарованного, рано состарившегося, скучающего «героя времени», нашедшие позднее художественное выражение в образах Онегина и Печорина.

В отношении поэтического мастерства образцами для Батюшкова были произведения античных и итальянских поэтов. Он переводил элегии Тибулла, стихи Т. Тассо, Э. Парни и др. Одно из наиболее прославленных сочинений Батюшкова элегия «Умирающий Тасс» (1817) посвящена трагической судьбе поэта - тема, настойчиво привлекавшая внимание Батюшкова.

Жанры «легкой поэзии», по мнению Батюшкова, требуют «возможного совершенства, чистоты выражения, стройности в слоге, гибкости, плавности» и потому являются лучшим средством для «образования» и «усовершенствования» стихотворного языка («Речь о влиянии легкой поэзии на язык», 1816). Писал Батюшков и в прозе, полагая, что это также является важной школой для поэта (преимущественно очерки, статьи по вопросам литературы и искусства; наиболее значительны из них «Вечер у Кантемира», «Прогулка в Академию художеств»).

Стих Батюшкова достиг высокого художественного совершенства. Современники восхищались его «пластикой», «скульптурностью», Пушкин - «итальянской» певучестью («Звуки италианские! Что за чудотворец этот Батюшков»). Своими переводами «Из греческой антологии» (1817-18) и «Подражаниями древним» (1821) Батюшков подготовил антологические стихи Пушкина. Батюшков тяготился узостью тем и мотивов, однообразием жанров своей поэзии. Он задумывал ряд монументальных произведений, исполненных содержания «полезного обществу, достойного себя и народа», увлекался творчеством Байрона (перевод на русский язык из «Странствований Чайльд-Гарольда»).

19 ноября 1819 года Батюшков выехал из России к новому месту службы: в Италию, чиновником при неаполитанской миссии. Там он общается С русскими художниками (С. Ф. Щедриным, О. А. Кипренским, Ф. М. Матвеевым и другими), занимается переводами (в том числе из "Странствований Чайльд-Гарольда" Байрона), описанием "неаполитанских древностей" и т.д. Однако наследственная склонность к душевному заболеванию, служебные неприятности и внутреннее чувство "раздвоенности" привели к тяжелым последствиям: в 1821 году поэт начал ощущать признаки мании преследования, ставшей неизлечимой психической болезнью. Несмотря на заботу родных и друзей (Муравьевых, Жуковского, Вяземского и других), на лечение в лучших клиниках, вернуть Батюшкова к нормальной жизни не удалось. А.С. Пушкин возражая против нападок критики на Батюшкова сказал: "Что касается до Батюшкова, уважим в нем несчастия и не созревшие надежды. Прощай, поэт".

Последние годы Батюшков жил у родственников в Вологде; умер от тифозной горячки; похоронен в Спасо-Прилуцком монастыре вблизи города.

Поэт с горечью замечал: «Что говорить о стихах моих! Я похож на человека, который не дошел до цели своей, а нес он на голове красивый сосуд, чем-то наполненный. Сосуд сорвался с головы, упал и разбился вдребезги, поди узнай теперь, что в нем было». Батюшков сыграл значительную роль в развитии русской поэзии: наряду с Жуковским он явился непосредственным предшественником и литературным учителем Пушкина, осуществившего многое из того, что было начато Батюшковым.

Батюшков Константин Николаевич (1787-1855), поэт.

Детство поэта было омрачено психической болезнью и ранней смертью матери. Воспитание он получил в итальянском пансионе в Петербурге.

Первые известные стихотворения Батюшкова («Бог», «Мечта») относятся примерно к 1803-1804 гг., а печататься он начал с 1805 г.

В 1807 г. Батюшков приступил к грандиозному труду - переводу поэмы итальянского поэта XVI в. Торквато Тассо «Освобождённый Иерусалим». В 1812 г. он отправился на войну с Наполеоном I, где был тяжело ранен. Впоследствии Батюшков то вновь поступал на военную службу (участвовал в Финской кампании 1809 г., заграничных походах русской армии 1813-1814 гг.), то служил в Петербургской Публичной библиотеке, то жил в отставке в деревне.

В 1809 г. он подружился с В. А. Жуковским и П. А. Вяземским. В 1810-1812 гг. написаны стихотворения «Привидение», «Ложный страх», «Вакханка» и «Мои Пенаты. Послание Жуковскому и Вяземскому». Современникам они казались исполненными радости, прославляющими безмятежное наслаждение жизнью.

Столкновение с трагической реальностью Отечественной войны 1812 г. произвело в сознании поэта полный переворот. «Ужасные поступки… французов в Москве и в её окрестностях… вовсе расстроили мою маленькую философию и поссорили меня с человечеством», - признавался он в одном из писем.

Цикл батюшковских элегий 1815 г. открывается горькой жалобой: «Я чувствую, мой дар в поэзии погас…»; «Нет, нет! мне бремя жизнь! Что в ней без упованья?..» («Воспоминания»). Поэт то безнадёжно скорбит об утрате своей возлюбленной («Пробуждение»), то вызывает в памяти её облик («Мой гений»), то мечтает, как он мог бы укрыться с ней в идиллическом уединении («Таврида»).

Вместе с тем он ищет утешения в вере, полагая, что за гробом его непременно ожидает «мир лучший» («Надежда», «К другу»). Эта уверенность, однако, не снимала тревоги. Судьбу всякого поэта Батюшков теперь воспринимает как трагическую.

Батюшкова мучили болезни (последствия старых ран), из рук вон плохо шли хозяйственные дела. В 1819 г., после долгих хлопот, поэт получил назначение на дипломатическую службу в Неаполь. Он надеялся, что климат Италии пойдёт ему на пользу, а впечатления от любимой с детства страны навеют вдохновение. Ничто из этого не сбылось. Климат оказался вреден для Батюшкова, поэт в Италии писал мало и почти всё написанное уничтожил.

С конца 1820 г. стало проявляться тяжёлое нервное расстройство. Батюшков лечился в Германии, затем вернулся в Россию, но и это не помогло: нервная болезнь перешла в психическую. Попытки лечения ничего не дали. В 1824 г. поэт впал в полное беспамятство и провёл в нём около 30 лет. К концу жизни его состояние несколько улучшилось, но здравый рассудок так и не вернулся.


Биография К.Н. Батюшкова

Русский поэт. Константин Николаевич Батюшков родился 29 мая (по старому стилю - 18 мая) 1787 года в Вологде, в обедневшей дворянской семье. Происходил из старинного, но незнатного дворянского рода. Двоюродный дед его был душевнобольной, отец, Николай Львович, был неуравновешенный, а мать (урожденная Бердяева) вскоре после рождения будущего поэта сошла с ума и была разлучена с семьей (умерла в 1795 году); таким образом, Константин Батюшков носил в крови предрасположенность к психозу. Детство провел в родовом селе Даниловском, Бежецкого уезда, Новгородской губернии. В 10 лет (по другим сведениям в 14 лет) был определен в петербургский французский пансион Жакино, где провел четыре года, а потом два года учился в пансионе итальянца Триполи. Здесь он получил самые элементарные общенаучные сведения и практическое знание французского, немецкого и итальянского языков (Константин Батюшков был одним из первых наших поэтов, хорошо знавшим итальянский язык). Как натура пассивная и аполитическая, к жизни и к литературе относился эстетически. В 1802 году было написано первое из известных стихотворений Батюшкова - "Мечта".

В конце 1802 года поступил на службу в управление министерства народного просвещения, где служил под началом своего родственника М.Н. Муравьева, поэта и мыслителя, оказавшего на него глубокое влияние. В 1805-1806 годах публикацией ряда стихов в журналах Вольного общества любителей словесности, наук и художеств начинается литературная деятельность Батюшкова. Одновременно он сближается с литераторами и художниками, группировавшимися вокруг А.Н. Оленина (Н.И. Гнедич, И.А. Крылов , О.А. Кипренский).

Общее патриотическое движение, возникшее после аустерлицкого сражения, где Россия потерпела жестокое поражение, увлекло Батюшкова, и в 1807 году, когда началась вторая война с Наполеоном, он поступил на военную службу, участвовал в прусском походе, а 29 мая 1807 года был ранен под Гейльсбергом. К этому времени относится его первое любовное увлечение (к рижской немке Мюгель, дочери хозяина дома, где поместили раненого поэта). Вернушись через несколько месяцев на военную службу, участвовал в шведской войне, был в финляндском походе. В 1809 году Батюшков вышел в отставку и поселился в Хантоново - имении матери в Череповецком уезде Новгородской губернии, находившемся в совместном владении его и старших сестер. В 1810 году поселился в Москве и сблизился с князем П.А. Вяземским , И.М. Муравьевым-Апостолом, В.Л. Пушкиным. Возвратившись в начале 1812 года в Петербург, поступил в Публичную Библиотеку, где тогда служил И.А. Крылов , но в следующем году снова поступил на военную службу. Поход 1813-1814 годов совершил в должности адъютанта генерала Н.Н. Раевского. Побывал в Германии, Франции, Англии и Швеции.

Вернувшись в Петербург, Батюшков полюбил жившую у Оленина А.Ф. Фурман, но, по вине его собственной нерешительности и пассивности, роман внезапно оборвался; к этой неудаче прибавился неуспех по службе, и поэт, которого уже несколько лет назад преследовали галлюцинации, окончательно погрузился в тяжелую и унылую апатию. В январе 1816 года Батюшков вышел в отставку и поселился в Москве, изредка наезжая в Петербург, где был принят в литературное общество "Арзамас" (под псевдонимом "Ахилл"). Мечтая об Италии, в 1818 году выхлопотал назначение на дипломатическую службу в Неаполь, в состав Русской миссии (по другим сведениям этого назначения добились для Батюшкова Жуковский и А.И. Тургенев). В конце 1820 года добился перевода в Рим. В апреле 1821 года получил бессрочный отпуск и вернулся в Россию. В конце 1821 года у Батюшкова появляются симптомы наследственной душевной болезни. В 1822 году он едет в Крым, на Кавказ, где болезнь обостряется: в припадках безумия он уничтожает рукописи новых стихов. После нескольких покушений на самоубийство его помещают в психиатрическую больницу в немецком городе Зоннештейне, но в 1828 году выписывают в связи с полной неизлечимостью. В 1828-1833 годах Батюшков живет в Москве, потом в Вологде, под надзором своего племянника Г.А. Гревенса. Умственно он ранее всех своих сверстников выбыл из строя, но физически пережил почти всех их: Константин Николаевич Батюшков скончался от тифа, в родной Вологде 19 июля (по старому стилю 7 июля) 1855 года.

Среди произведений Константина Николаевича Батюшкова - статьи, стихи: "Опыты" (1 том в прозе, 2 том в стихах)

Источники информации:

  • "Поэты пушкинского круга". Биографические очерки В.В. Кунина. М. Правда, 1983
  • "Русский биографический словарь" rulex.ru
  • Проект "Россия поздравляет!"



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...