Безударные гласные в корне слова.

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

ст..рожевой

пап..ротник

распол..жение

к..лыхаясь

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание:

стОрожевой-ПГ

папОротник-НГ

располОжение-ЧГ

плОвец-ЧГ

кОлыхаясь-НГ

Слово с проверяемой гласной сторожевой можно проверить словом сторож .

Ответ: сторожевой.

Ответ: сторожевой

Актуальность: Используется в 2015-2017 году

Сложность: обычная

Раздел кодификатора: Правописание корней

Правило: Безударные гласные в корнях слов. задание 9.

ЗАДАНИЕ 9 ЕГЭ. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ. ОБОБЩЕНИЕ.

Общее понятие о корне как части слова

Корень - это главная значимая часть слова, которая выражает основное значение данного слова и общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Именно общее значение, а не внешний вид корня (или его части) позволяет отнести то или иное слово к родственным (или однокоренным) словам. В русском языке немало корней, которые пишутся одинаково, но имеют совершенно разные значения. Например, буквосочетание ГОР встречается в тысячах слов, является корнем в словах ГОРЕТЬ, ГОРЕ, ГОРА и однокоренных к ним. Но это не один и тот же корень, а разные, ведь по смыслу слова ГОРЕТЬ, ГОРЕВАТЬ, ГОРА не имеют ничего общего. Этот факт играет огромную роль в написании корней с безударной гласной. Так, в приведённом ряду слов для каждого слова свой отдельный способ проверки: гор еть (корень с чередованием), гор евать (проверочное слово гО́ре), гор а (гО́рный).

В задании 8 встречаются:

Для успешного выполнения задания необходимо:

Уметь определять тип корня;

Применять правила, регулирующие написания того или иного типа корня.

В зависимости от типа корня существуют различные правила написания безударных гласных в корнях слов.

8.1. Безударные гласные, проверяемые ударением

ПГ

В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением, например: ле са (ле с), ли са (ли́ сы), ; хо ло дильник (хо́ лод, холо́ дный), прине сти (принё с), выпо лнять (по лный). Это правило отрабатывается на протяжении всего школьного курса русского языка, а начиналось изучение в начальной школе. Все помнят правило:

Но вот то ли ударения ставить не умеем, то ли запас слов настолько мал, что не удаётся подобрать проверочное слово, то ли не понимаем, где слова родственные, а где нет, но традиционно процент успешного выполнения этого задания низок. Самая распространённая ошибка состоит в том, что проверочное слово подбирается исходя только из внешнего сходства корней, без учёта значения. Общее значение - вот что важно. Именно поэтому слова лилия и лиловый ; бежать и бежевый ; кофта и кафтан , ветеран и ветер и многие другие не могут быть проверочными друг для друга

    ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Безударные гласные корня в словах, близких по звучанию, но разных по значению пишутся по-разному: зале зать (в карман) – зали зать (раны), отва рить (картофель) – отво рить (дверь), пола скать (кошку) – поло скать (рот), разре дить (всходы) – разря дить (ружье), ума лять (значение) – умо лять (о пощаде), приме рять е́ ра) костюм – прими рять и р) соседей; разве вается е́ ять) флаг – разви вается (разви́ тие) промышленность. Слово, стоящее в скобках, помогает понять смысл слова с пропущенной буквой.
  2. Гласную о в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на –ывать (–ивать), например: опо здать (по здний, хотя опа здыва ть), раскро ить (кро йка, хотя раскра ива ть).
  3. Если в корне пишется ё, то в безударном положении в однокорневых словах следует писать е: испещрённый (пёстрый), звездопад (звёзды), весенний (вёсны), гнездиться (гнёзда)
  4. Безударные а - о в корнях с неполногласными сочетаниями ра, ла (брадобрей, прекратить, влачить, облако ) нельзя проверять соответствующими полногласными сочетаниями в корне оро, оло (борода, укоротить, волоку, оболочка ). Неполногласные сочетания характерны для старославянских корней, и в них всегда пишется а .
  5. Не стоит слепо проверять иностранные слова друг другом. В некоторых словах иноязычного происхождения с выделяемым только этимологически суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные входят в состав суффиксов различного происхождения, например: абонемент (-емент восходит к французскому суффиксу), хотя абонировать (-ировать восходит к немецкому суффиксу); аккомпанемент , хотя аккомпанировать . Сравните также также аналогичное явление в составе иноязычного корня дезинфиц ировать , хотя дезинфек ция . Сохраняется гласная корня в словах инъекция - инъецировать, проекция -проецировать и некоторых других. Желание проверить слово президент словом президиум также сомнительно, так как эти слова родственны лишь в языке−источнике, а в русском языке НЕТ (или пока нет) ни одного словаря, где бы эти слова трактовались как родственные.
  6. Недопустимо проверять иноязычные слова сокращёнными словами, возникшими в разговорной речи. Так, слово компьютер нельзя проверить словом комп (нет такого слова в гнезде родственных слов, да и в словарях его нет; нельзя проверить слово интеллигент словом интел (слова «интел» не существует).

8.2. Безударные гласные, не проверяемые ударением

Краткое обозначение в пояснении НГ

Наряду со словами, которые можно проверить однокоренными словами или путём изменения его формы, существует целый ряд слов, написание которых не подчинятся никаким правилам с точки зрения современного языка. Было бы замечательно, если бы существовал единый список слов, обязательных для запоминания, и он публиковался в учебниках и пособиях для подготовки к ЕГЭ. Но такого списка нет, во всяком случае, пока. В этом ряду есть и исконно русские слова, и заимствованные, и их количество продолжает расти за счёт слов иностранного происхождения. Здесь совет только один: не пытайтесь проверять непроверяемое. Как правило, в заданиях ЕГЭ проверяемые слова находятся быстро, их проверить ЛЕГКО. Написание слов с непроверяемой гласной в корне проверяется только по орфографическому словарю.

8.3. Безударные гласные в корнях с чередованием

Краткое обозначение в пояснении ЧГ

Помимо корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, и тех, которые проверить нельзя, существуют корни с различными чередованиями гласных. Написание букв на месте безударных гласных подчиняется традиции. Проверять слова с чередующейся гласной ударением (путём подбора родственных слов) − грубая ошибка.

Все чередующиеся корни следует выучить наизусть. . Поделим их на типы.

8.3.1.Чередование гласных и/е в корне
Перед суффиксом А Нет суффикса А Исключения Похожие корни

1 собирать – би р(а) –

2 запирать – пи р(а) –

3 обдирать – ди р(а) –

4 обтирать – ти р(а) –

5 замирать – ми р(а) –

6 выжигать – жи г(а) –

8 расстилать – сти л(а) –

9 блистать – бли ст(а)

1 бер – собе рет

2 пер – запе реть

3 дер – обде рет

4 тер – обте реть

5 мер – заме реть

6 жег – выже г

7 чет – выче т

8 стел – рассте лить

9 блест – бле стеть

7 сочетание, сочетать

4 потерять, потерпеть

5 мир, мера

Обратите внимание:

противопоставление е/и в корнях глаголов, как правило, соответствует противопоставлению совершенного и несовершенного вида: умереть (сов. вид) – умирать (несов. вид), затереть(сов. вид) – затирать (несов. вид), выжечь (сов. вид) – выжигать (несов. вид), расстелить (сов. вид) – расстилать (несов. вид), обдеру(сов. вид) – обдираю (несов. вид).

Как видно из таблицы, корней, в которых и чередуется с е , всего девять . В этих корнях пишется буква И перед суффиксом А , но пишется буква Е , если нет суффикса А

Корни с чередующимися гласными надо выучить, чтобы не возникало соблазна в противоречащих друг другу проверках. Например, слово затираю , казалось бы, можно проверить словами протер и протирка , а слово стелить стелет и подстилка . Какой же образец выбрать для проверки? Никакой!

Обратите внимание на корень с чередованием МЕР/МИР , в этом ряду слов всего несколько: умереть, замереть/ умирать, замирать. Омонимичные корни (то есть похожие, но совершенно с другим значением) МИР и МЕР не являются корнями с чередованием. Поэтому слова мирный, примириться, перемирие; мировой, мировоззрение, мироощущение; примерять (платье), примерочная, измерение не относятся к словам с чередованием в корне .

8.3.2.Правописание корней с чередованием ИМ/ИН с А/Я

Ударное А или Я в безударном положении чередуется с ИМ или ИН:

нача ть - начин ать; приня ть - приним ать, поня ть - поним ать, сня ть - сним ать, сжа ть - сжим ать. При этом правописание им, ин , как видно из примеров, связано с последующим суффиксом а . Это пары глаголов совершенного и несовершенного вида, как и глаголы из предыдущей таблицы.

8.3.3.Чередование гласных а/о в корне

В зависимости от условий существует несколько типов.

1. Правописание корня зависит от ударения . В тех гласных, которые стоят под ударением, ошибиться невозможно. Поэтому следует запоминать только безударные корни.

Под ударением Без ударения Исключения Похожие корни
гар/гор
Только а : загАр, огАрок Только о : загОрелый, угОрел выга рки, изга рь, прига рь горе, гора, горячий, горький
клан/клон
Пишется и а , и о : клАняться и поклОн Только о : склОнение, наклОнить нет исключений клонировать
твар/твор
Пишется и а , и о : твАрь, твОрчество Пишется только о : вытвОрять, сотвОрить утварь творог
зар/зор
Пишется и а , и о : зАрево, зОри Пишется только а : зАря, зАрянка зоревать прозорливый
плав/плов/плыв
Пишется а и ы : плАвать, плАвание, заплЫв

Пишется а : поплАвок

Пишется ы : плывучий, плывун

пловец, пловчиха

расплавленный

2. Правописание корня зависит от последующей буквы.

Условие Примеры Исключения Похожие корни
раст/ращ/рос
Перед СТ только а : рАсти, подрАстать, рАстение росто́к, ростово́й, ростовщи́к, вы́рост,

подростко́вый, Ростов, Ростислав

Перед Щ только а : вырАщивать, отрАщивать нет вращение, превращение
Перед С только о : вырОсли, отрасль
Обратите внимание: под ударением перед с (с последующим т и без него) - только о, например: ро́ст, наро́ст, отро́сток, подро́сток, переро́сток; ро́с, заро́с, подро́сший, ро́слый, дикоро́сы.
лаг/лож
Перед Г всегда а : прилАгать, предлАгать, слАгаемое нет
Перед Ж всегда о : прилОжение, предлОжение, слОжить полог сложноватый, наслаждение
кас/кос
Перед А всегда а : касаться, касание нет косичка, косой, косить
Нет А всегда о : прикОснуться нет
скак/скоч
Перед К обычно а : прискАкать раскачаться
Перед Ч обычно о : заскочить скачок, скачу (и в формах этого слова: скачете, скачут, в которых гласная в корне стоит под ударением)

3. Написание гласной буквы в корне зависит от того, какое слово имеет значение.

Пишется А Пишется О Исключения Похожие корни
равн/ровн
корень со значением «одинаковый, равный, сходный»: подрАвняться, урАвнение корень со значением «гладкий, ровный, прямой»: подрОвнять, урОвень. поровну, ровесник, равняться, равнина
Распознавать корни -равн-/-ровн- бывает трудно, поскольку их значения часто близки. Исторически они означали одно и то же, но корень -ровн- исконно русский, а -равн- по происхождению старославянский. Наиболее частотные слова с этими корнями следует просто выучить.
мак/моч
корень со значением «погружать, опускать в жидкость»: макАть в чай, обмАкнуть в краску корень со значением «впитывать, пропускать жидкость»: вымОкнуть под дождем, промОкнуть салфеткой

Укажите вариант, включающий все слова с проверяемой гласной в корне.
А) Старик, наколоть, бахрома.
В) Ветчина, калач, увядать.
С) Лотерея, степной, облокотился.
D) Испарение, зеленоватый, удивлённый.
Е) Варить, скрипеть, бакалея.
Правильный ответ: D

Укажите строку с проверяемыми безударными гласными в корне.
А) Бригада, декада.
В) Легенда, тревога.
С) Крапива, корова.
D) Ходьба, держать.
Е) Система, реформа.
Правильный ответ: D


А) Футбол.
В) Кобура.
С) Лимит.
D) Преподаватель.
Е) Ярмарка.
Правильный ответ: D

Укажите слово с проверяемой безударной гласной в корне.
А) Регулярно.
В) Организация.
С) Комплимент.
D) Приглашение.
Е) Координация.
Правильный ответ: D

В слове можно проверить безударную гласную в корне ударением
А) Разр…дить ружьё.
В) Заг…релые лица.
С) Сж…гать мусор.
D) Имя прил…гательное.
Е) Проб…раться в зарослях.
Правильный ответ: А

Укажите слово с проверяемой безударной гласной в корне.
А) Теория.
В) Дисциплина.
С) Витрина.
D) Молитва.
Е) Мораль.

Укажите, в каком слове можно проверить гласную корня ударением.
А) Разр…дить ружьё.
В) Заг…релые лица.
С) Сж…гать мусор.
D) К…снуться стены.
Е) Заст…лить кровать.
Правильный ответ: А

Укажите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением
A) Аф…ризм.
B) Изв…нение.
C) Б…лтать.
D) Исп…лин.
E) Нав…ждение.
Правильный ответ: B

Укажите слово с безударной гласной, не проверяемой ударением
A) Ед…нение.
B) Вып…лоть (сорняки).
C) М…литва.
D) П…риметр.
E) Прогл…тить.
Правильный ответ: D

Укажите слово, в корне которого нужно поставить букву-О-
A) Ск…чок.
B) Пор…сль.
C) Прик…саться.
D) Изл…гать.
E) З…рницы.
Правильный ответ: B

Укажите слово, в корне которого нужно поставить букву -А-
A) Выск…чка.
B) Несг…раемый.
C) Обл...жка.
D) Пл…вник.
E) Пл...вчиха.
Правильный ответ: D


A) Кур…ер, бур…ян, кров… .
B) Из…ять, фельд…егерь, ад…ютант.
C) П...еса, свад…ба, рез…ба.
D) Почтал…он, шин…он, медал…он.
E) Компан…он, интер…ер, интерв…ю.
Правильный ответ: B

Укажите вариант написания слов с буквой -Е-.
A) Ало…, кано…, ду…ль.
B) Пюр…, котт…дж, т…ннис.
C) Ду...т, поли…тилен, по…ма.
D) По…зия, …питет, …скимо.
E) Силу…т, с…кономить, фа…тон.
Правильный ответ: B


A) Имени…ик, пле…ик.
B) Моше…ик, ко…ица.
C) Варе…ик, гости…ая.
D) Изгна…ик, таможе...ик.
E) Язве…ик, оси…ик.
Правильный ответ: C

Укажите вариант написания слов с чередованием в корне с буквой -Е-.
A) Изб…рательный, заж…гательный.
B) Уд...рать, ум…рать.
C) Отт...реть, расст…лить.
D) Сд…рать, выб…рать.
E) Бл…стать, выт…рать.
Правильный ответ: C

Укажите слово с безударной гласной в корне, непроверяемой ударением.
A) Скр…пя (сердце).
B) Скр…пя (зубами)
C) Прив…легия.
D) Сп…ши (выйти).
E) Сп…ши (задачку).
Правильный ответ: C

Укажите слово, в корне которого нужно поставить букву -А-.
A) Прик…сновение.
B) Сл...гаемой.
C) Прил…жение.
D) Р...стовщик.
E) Пл...вчиха.
Правильный ответ: B

Укажите слово, в корне которого нужно поставить букву -О-.
A) Отр…сль.
B) Ск…кун.
C) К...сательная.
D) Оз…ренный.
E) Заск…чить.
Правильный ответ: E

Укажите вариант написания слов с Ъ.
A) Бул…он, интерв…ю.
B) Интер…ер, гил…отина.
C) Ад...ютант, кон…юнктура, меж…ярусный.
D) Бан...ка, воз…ми, контр…удар.
E) Пис…мо, сен…ор., шин…он.
Правильный ответ: C

Укажите вариант написания слов с буквой -Э-.
A) Котт...дж, т…мп, пюр... .
B) Пюр…, варьет…, галиф… .
C) Куп…, мод…ль, тир... .
D) Стату…тка, ало…, кано… .
E) Т…ннис, портмон..., каф... .
Правильный ответ: D

Укажите вариант написания существительных с одной -Н-.
A) Бесприда...ица, дружи...ик.
B) Масле...ица, гости...ица.
C) Моше...ик, посла...ик.
D) Язве...ик, племя...ик.
E) Жема...ица, зво...ица.
Правильный ответ: B

Укажите вариант написания слов с чередованием в корне с буквой -И-.
A) Заж...гать, бл...стеть.
B) Выб...ру, изб...рательный.
C) Ум...рать, отд...рать.
D) Отт...реть, расст...лать.
E) Пост...лить, бл...стательный.
Правильный ответ: C


A) Об…яние.
B) Обн…жать.
C) Эксп…нат.
D) К…бура.
E) Возр…жать.
Правильный ответ: B

Укажите вариант с чередующейся гласной в корне -О-.
A) Возр…стной, уг…р, к…сание.
B) Оз…рение, пл…вать, пол…гать.
C) Подск…чить, изл…жить, недор…сль.
D) Прик…саюсь, изл…гаю, попл…вок.
E) Ск…кун, р…стение, отр…сль.
Правильный ответ: C

Укажите вариант с чередующейся гласной в корне -И-.
A) Отт…реть, бл…стеть.
B) Бл…стательный, заж…гательный.
C) Уб…ру, отд…ру.
D) Расст…лить, выт…реть.
E) Забл…стеть, ум…реть.
Правильный ответ: B

Укажите слова с буквой -E-.
A) Галиф…, тир…, паци…нт.
B) Кано…, ду…т, …ффект.
C) …питет, …пиграф, …пиграмма.
D) Стату…тка, …кспресс, …скимо.
E) Поли…тилен, ало…, …тикет.
Правильный ответ: A

Укажите слово с буквой -Ь-.
A) Ад…ютант.
B) Компан…он.
C) Фельд…егерь.
D) Четрех…ярусный.
E) Кон…юнктура.
Правильный ответ: B

Укажите слово с -О- после шипящих в корне.
A) Беч…вка.
B) Деш...вый.
C) Анч…ус.
D) Кош…лка.
E) Чеч…тка.
Правильный ответ: С

Укажите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
A) Ар…мат.
B) Аф…ризм.
C) П…литра.
D) П…нтеон.
E) Нагр…мождение.
Правильный ответ: E


A) Некр…лог.
B) Дисп…нсер.
C) П…левод.
D) Б…рдовый.
E) К…рзина.
Правильный ответ: В


A) С…мафор.
B) Ор...ентация.
C) Р…туал.
D) С…туация.
E) С…луэт.
Правильный ответ: A

Укажите слово, в корне которого нужно вставить букву -О-.
A) П…лисадник.
B) Свет…фор.
C) К…литка.
D) К...рьер.
E) К…значей.
Правильный ответ: B

Укажите слово, в корне которого нужно вставить букву -Е-.
A) Б…ография.
B) Б...рюзовый.
C) В...теран.
D) Дисц...плина.
E) Г…рлянда.
Правильный ответ: C

Укажите слово, в корне которого нужно вставить букву -А-.
A) К…питан.
B) К...рзина.
C) К...лонна.
D) К...нвейер.
E) Б...рдовый.
Правильный ответ: A

Укажите слово с непроверяемой безударной гласной корня.
А) Садовничать.
В) Выкопать.
С) Делегировать.
D) Закольцевать.
Е) Гримасничать.
Правильный ответ: С

Выберите строку слов с непроверяемыми безударными гласными в
корне слова.
А) Земляной, бригада.
В) Канава, земля.
С) Водяной, лесной.
D) Секунда, времена.
Е) Тревога, баррикада.
Правильный ответ: Е


А) Смотритель.
В) Босой.
С) Делегат.
D) Увядание.
Е) Смягчение.
Правильный ответ: С

Укажите слово с непроверяемой гласной в корне.
А) Объединение.
В) Утверждение.
С) Стилистика.
D) Ресурсы.
Е) Гостиная.
Правильный ответ: D

Укажите слово с непроверяемой безударной гласной в корне.
А) Потерять.
В) Правительство.
С) Удивление.
D) Привилегия.
Е) Подчинение.
Правильный ответ: D

Выберите строку с непроверяемыми безударными гласными в корне
слов.
А) Озеро, билет.
В) Бокал, боковой.
С) Санаторий, берега.
D) Тревога, гармония.
Е) Площадь, четверть.
Правильный ответ: D

Укажите слово с непроверяемой безударной гласной в корне.
А) Направление.
В) Доказательство.
С) Пропагандист.
D) Преподаватель.
Е) Современник.
Правильный ответ: С

Укажите слово с непроверяемой безударной гласной в корне.
А) Традиция.
В) Творение.
С) Граница.
D) Держава.
Е) Опоздание.
Правильный ответ: А


А) Гастр…ном.
В) Бахр…ма.
С) Об…няние.
D) Апл…дировать.
Е) Т…бун.
Правильный ответ: Е.

Укажите слово с пропущенной буквой О.
А) К…рниз.
В) В…тага.
С) Гр…ница.
D) Нав…ждение.
Е) Оп…здать.
Правильный ответ: Е

Определите слово с пропущенной гласной -о-.
А) Прил…гательное
В) К…снуться
С) Прор…стать
D) Выр…щивать
Е) На ск…ку
Правильный ответ: В

Определите слово с пропущенной гласной -о- :
А) Пл…вец
В) Ск…чок
С) Ср…внить
D) Отр…сль
Е) Попл…вок
Правильный ответ: А


А) Многолетнее р…стение
В) Зар…сли шиповника
С) Вск…чить с места
D) Отважный пл…вец
Е) Можно уг…реть
Правильный ответ: А

Определите слово с пропущенной гласной -а-.
А) Ск…кать по степи
В) Странное пол…жение
С) Выск…чить из-за угла
D) Прик…снуться к тайне
Е) Заг…реться идеей
Правильный ответ: А

Укажите слово с пропущенной буквой А.
А) Р…стислав.
В) Р…стовщик.
С) Р…стов.
D) Р…стение.
Е) Пор…сль.
Правильный ответ: D

Укажите глагол с буквой И в корне.
А) Прот…реть.
В) Подт…реть.
С) Соб…рёшь.
D) Зап…реть.
Е) Перест…лать.
Правильный ответ: Е

Укажите строку с буквой О в корне.
А) Выр…стание, возр…ст.
В) Разр…стание, ср…стись.
С) Прир…щение, подр…сти.
D) Взр…слеть, недор…сль.
Е) Нар…щение, дор…сти.
Правильный ответ: D

Укажите слово с пропущенной буквой А.
А) Выр…щенный.
В) Пол…житься.
С) Пл…вчиха.
D) Дол…жить.
Е) Доск…чить.
Правильный ответ: А

Выберите строку с буквой А в корне.
А) Дол…жить, подл…жить.
В) Перел…жить, пол…жение.
С) Изл…жение, зал…жить.
D) К…саясь, изл…гать.
Е) К…снуться, к…снувшись.
Правильный ответ: D


А) Тв…рение.
В) Подск…чить.
С) Ск…кать.
D) Заг…релый.
Е) Накл…нение.
Правильный ответ: С

Укажите строку с буквой А в корне.
А) Заг…реть, вск…чить.
В) Прог…реть, покл…ниться.
С) Ск…калка, оз…рение.
D) Тв…рить, накл…ниться.
Е) Сл…жение, пол…жительный.
Правильный ответ: С

Укажите слово, где в корне пишется А.
А) Отр…сль.
В) Р…стислав.
С) Р…стовщик.
D) Р…сток.
Е) Р…стов.
Правильный ответ: А

Укажите слово, в котором пропущена буква О.
А) Заг…р.
В) Р…внина.
С) Ср…внение.
D) Прик…саться.
Е) Предпол…жение.
Правильный ответ: Е

Укажите слово с буквой А в корне.
А) Уг…рел.
В) Пл…вец.
С) Заг…рать.
D) Оз…ряло.
Е) Накл…ниться.
Правильный ответ: D

Укажите слово с буквой О в корне.
А) Прик…саясь.
В) Распол…жилась.
С) Попл…вок.
D) Отр…сль.
Е) Ср…внить.
Правильный ответ: В

Укажите слово с буквой А в корне.
А) Скл…нившись.
В) Разг…реться.
С) Уг…рел.
D) Проск…кать.
Е) Зар…сли.
Правильный ответ: D


А) Расст…латься.
В) Выт…раться.
С) Бл…снуло.
D) Приж…гали.
Е) Проб…рается.
Правильный ответ: С


А) Зап…реть.
В) Соб…рётся.
С) Подб…рала.
D) Забл…стела.
Е) Подст…лить.
Правильный ответ: С

Укажите слово с буквой А в корне.
А) Заг…рать.
В) Пол…жить.
С) Пл…вчиха.
D) Накл…няться.
Е) Пол…гать.
Правильный ответ: Е

Укажите слово с буквой И в корне.
А) Отп…рать.
В) Выб…рут.
С) Соч…тание.
D) Забл…стеть.
Е) Раст…реть.
Правильный ответ: А

Укажите слово с буквой Е в корне.
А) Прокл…нать.
В) Раст…рать.
С) Прим…нать.
D) Отп…реть.
Е) Нач…нание.
Правильный ответ: D

Укажите слово с буквой Е в корне.
А) Вып…рали.
В) Соч…тал.
С) Зан…мала.
D) Заст…лали.
Е)Бл…стать.
Правильный ответ: В

Укажите слово с буквой И в корне.
А) Заст…лил.
В) Бл…стела.
С) Выч…тание.
D) Соч..тание.
Е) Выб…рется.

Цель: обобщать знания детей о проверяемой безударной гласной в корне слова.

  • формировать умения детей в написании слов с безударной гласной в корне слова.
  • уточнить представление детей о способе проверки безударных гласных в корне слова путём подбора родственных слов с сильной позицией гласного в корне;
  • развивать и обобщать словарный запас учащихся через восприятие текста;
  • содействовать формированию культуры общения, воспитание бережного отношения к хлебу.

Ход урока

1. Чистописание: Хх хб хе хл хлеб

2. Словарная работа:

а) Игра: "Сильный - слабый" (у доски 3 ученика ставят в словах ударение)

б) Класс выполняет работу в парах по уровням:

Каждая пара выбирает себе уровень:

1 уровень: Отгадай, запиши отгадку - проверь орфограмму:

В землю тёплую уйду
К солнцу колосом взойду,
В нём тогда таких, как я.
Будет целая семья: (зерно-зёрна)

Он на солнышке стоит
И усами шевелит
Разомни его в ладони-
Золотым зерном набит. (колос-колосья)

2 уровень:

а) Найди и запиши три отгадки:

В поле выросла, под жерновом была,
Из печки на стол, караваем пришла. (пшеница - мука - хлеб)

б). Вставь пропущенные буквы, проверь их:

Прил(е-и)тели к нам с(и-е)нички,
С(и-е)дят прямо на окне.

3 уровень: Вставь пропущенные буквы, проверь их:

Кто п(а-о)хал не ленился
У того и хлеб ур(о-а)дился.

б) Подбери родственные слова, подчеркни проверочные:

Корм - кормить, кормушка, покормил, закормил, прикормил, подкормка.

Проверка словарной работы по группам.

В каких словах гласная находится в слабой позиции?

Какие гласные требуют проверки? (о-а, е-и, я)

Ребята, кто дагадался, какая тема сегодня на уроке?

(Ответы детей)

3. Тема урока: "Учимся проверять слова с безударной гласной о - а, е - и, я, в слабой позиции".

Какие цели вы можете поставить перед собой?

(На столе у детей карточки с текстом:)

1). Вот и хлеба созрели. С утра ползёт по хлебному полю комбайн. Он косит рожь. Весь день пылят по дороге грузовики. Они до бортов полны зерном.

Не верится, что весь хлеб висел и качался в поле на тонких стебельках:

Эти предложения можно назвать текстом? Почему?

Как можно озаглавить данный текст?

Какова основная мысль текста?

Учитель читает на слайде:

Хлеб - это самый главный и самый дорогой
Плод матери-земли и
Рук человеческих.

Как вы понимаете это выражение? (хлеб растёт на полях, трудится человек)

Как вы думаете, могут ли расти булки на дереве?

Хлеб может вырасти без труда человека?

Вы, ребята, ещё маленькие, но можете помочь взрослым беречь хлеб, но как?

Для чего можно использовать крошки хлеба?

2) -Какое правило о бережном отношении к Хлебу нужно помнить ежедневно дома и приходя в школьную столовую? (Дети сочиняют правила, работая в группах, зачитывают составленные правила)

Зачитаем правила на слайдах:

3) Что такое ХЛЕБ?

а) -Посмотрите в словаре значение этого слова.

"Хлеб - пищевой продукт, выпекаемый из муки".

б) Подберите родственные слова к слову "Хлеб", запишите.

Хлеб - хлебушко, хлебцы, хлебный. хлебница, хлебовозка, хлебопёк, хлебопекарня, хлебороб, хлебопашец, хлебозавод:

4. Работа по уровням:

Мы с вами поможем сберечь хлеб, если найдём все слова из этого текста на нашу тему и сумеем проверить их:

а) 1 уровень: найти из текста 2 слова и проверь их;

б) 2 уровень: найти 3 слова.

в) 3 уровень: найти по 5 слов и составить предложения, которые продолжат этот текст.

г) Проверка найденных слов с безударной гласной.

д) Стих читает ученик:

Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущий зовёт
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!"
В поле, в доме, в державе!

(читают дети хором на слайде выделенные слова)

Когда так говорят: "Золотые слова?"

В каком значении употребляется слово - "золотые"?

5. Запись слова и проверка безударных гласных.

Золотые-золото, позолоченный.

Как ещё можно назвать эти слова? (однокоренные)

6. Физминутка.

Найди и хлопни в Ладоши, когда услышишь слова с гласной в сильной позиции:

Д..леко, даль, п..левой, поле, хлебный, хл..бопёк, п..карня, пекарь, з..мля, земли.

7. Игра "Поединок" (вызываются 4 ученика, они подбирают слова в слабой позиции:)

б). Класс работает по группам:

1 группа: игра "Подобрать как можно больше слов с тремя гласными "о"

2 группа: игра "Подобрать как можно больше слов с тремя гласными "а".

(барабан, баранка, ватага, забава, загадка, задача, закладка, закалка, замазка, каравай:)

3 группа: работает на компьютере по программе "Фраза" по теме "Безударная гласная в корне слова"

8. Ребята послушайте, как во время Великой Отечественной войны относились к хлебным семенам: (текст читает учитель)

Хлебным семенам нет цены. Во времена общих бед и катастроф люди в первую очередь спасали семена. В голодном блокадном Ленинграде люди сумели сохранить семена лучших сортов ржи и пшеницы. Они совершили научный подвиг в годы войны:

Что нового вы узнали из текста?

Как можно закончить этот рассказ? (Текст на столе у каждого ученика)

9. Самостоятельная работа: спишите, вставляя пропущенные буквы:

Кто п(а-о)хал не л(е-и)нился
У того и хлеб ур(о-а)дился.

Проверка в парах. Оценивание.

10. Рефлексия: (стих читает учитель)

Положил в котомку-сыр, печенье
Для роскоши миндаль
Хлеб не взял - ведь это же мученье
Волочиться с ним в такую даль
Всё же бабка сунула краюху-
Положив его на самый свет
"Ты сынок послушайся старуху-
Хлеб родимый сам себя несёт"

Почему так бабушка сказала?

б) Соберите пословицы о хлебе. (У детей на столе конвертики с разрезанными пословицами)

Хлеб всему голова.

Хлеб и соль кушай, а добрых людей слушай.

Без соли, без хлеба худая беседа.

Без хлеба нет обеда.

Хлеба ни куска в горнице тоска.

11. Сегодня на уроке:

Что было сложно на уроке?

Что хорошо умеете делать сами?

Я - узнал:

Я - научился:

Я - смогу:

Я - могу похвалить себя и своих товарищей:

Спасибо, ребята, за урок, вы были МОЛОДЦЫ.

Как правильно писать: халодный или холодный, корабль или карабль, выростет или вырастет? Данные вопросы возникают у большинства людей, давно окончивших общеобразовательное учреждение, и у тех, кто еще в процессе обучения. Как правило, такая путаница связана с тем, что на гласную букву в корне названных слов не падает ударение.

Безударные гласные - это верный путь к ошибочному написанию письма. Но если изучить все необходимые правила, то можно легко создать грамотный текст.

В чем заключается сложность?

В русском языке существует довольно много выражений, при написании которых возникают разные вопросы касательно их «правильности». Так, все слова, имеющие в корне безударную гласную, можно разделить на 3 группы:

  • безударная гласная в корне, проверяемая ударением слова;
  • слова, у которых имеются буквы в корне;
  • слова, имеющие непроверяемую безударную гласную в корне.

Чтобы правильно написать письмо, следует знать, как именно пишется безударная гласная в корне. Правило для таких слов существует не одно, а несколько (для каждого случая отдельное). Рассмотрим их более подробно.

ударением слова

В корне которого стоит безударная гласная? Ответим на этот вопрос прямо сейчас. К нему необходимо подобрать однокоренное проверочное слово, где на ту же самую букву будет падать ударение. После такой проверки в неударном слоге корня можно смело ставить такую же гласную, что стоит в ударном слоге.

Примеры слов

Чтобы стало более понятно, как осуществляется проверка безударных гласных в корне на практике, приведем несколько примеров:

  • Как написать правильно слово «ух...дить». Для начала следует подобрать проверочные слова. В качестве них могут выступать «ход» или «уход». Как вы успели заметить, в этих словах ударение падает на «о». Именно поэтому сомнений в том, как пишется безударный слог, не должно возникать («ухОдить»).
  • Как написать правильно слово «аргум...нтировать»? Для него так же необходимо подобрать проверочное слово. Например, «аргумент». Ударение в нем падает на «е». Следовательно, правильно будет «аргумЕнтировать».

Особенности правила

Безударная гласная в корне, проверяемая ударением слова, - это самое простое правило в орфографии. Однако во время такой проверки могут возникнуть трудности. Ведь очень важно подобрать правильные в противном случае можно легко допустить ошибку.

Итак, рассмотрим слова «посв...щение» и «просв...щение». Проверочным словом для «посвящение» является «святость», поэтому его следует писать через букву «я». Проверочным словом для «просв...щение» является «свет». В связи с этим его необходимо писать через букву «е».

Рассмотрев эти примеры, можно смело сделать вывод о том, что используемые проверочные слова должно быть однокоренным (то есть максимально близкими по смыслу).

Какие трудности могут возникнуть?

Несмотря на то что правило «Безударная гласная в корне, проверяемая ударением слова», довольно простое, при его использовании все же могут возникнуть трудности. С чем они связаны? Дело в том, что при написании некоторых слов возникает сложность в том, чтобы подобрать для них подходящие проверочные слова.

Рассмотрим несколько из них:

  • покорять — покорный;
  • образцовый — образчик;
  • постигать — постигнуть;
  • извинение — невинный;
  • пастух — подпасок или пас;
  • неиссякаемый — иссякнуть;
  • поглощать — глотка;
  • нагромождать — громоздкий;
  • обнажать — наг;
  • разлиновать — линия.

Примечание

Гласные «а» и «о» в корнях глаголов совершенного вида ни в коем случае нельзя проверять глаголами несовершенного вида.

Приведем примеры:

  • Проглотить - глотка. Использовать слово «проглатывать» нельзя.
  • Опоздать - поздно. Использовать слово «опаздывать» нельзя.
  • Затопить - затопит. Использовать слово «затапливать» нельзя.
  • Раздвоить - двое. Использовать слово «раздвоить» нельзя.

Используя это правило на практике и обращая внимание на его особенности, вы сможете грамотно составить любой текст или письмо.

Слова, у которых имеются чередующиеся гласные буквы в корне

В русском языке имеется огромное количество корней, в которых чередуются. Таким образом, в одних словах данные корни пишутся с одной гласной, а в других - с другой. Следует особо отметить, что подобные выражения можно довольно легко принять за те, которые необходимо проверять при помощи ударного слога. В связи с этим список таких корней необходимо запомнить. При этом выбор той или иной гласной может зависеть от наличия в словах суффикса -а- , от значения корня, а также от ударения или буквы, следующей за ней. Приведем в пример несколько таких корней:

  • -лож- — -лаг-;
  • -кос- — -кас-;
  • -бер- — -бир-;
  • -ня- — -нима-;
  • -чет- — -чит-;
  • -мер- — -мир-;
  • -мя- — -мина-;
  • -мак- — -мок-;
  • -дер- — -дир-;
  • -блест- — -блист-;
  • -жа- — -жима-;
  • пер- — -пир-;
  • -стел- — -стил-;
  • -рос- — -раст-, -ращ-;
  • -жег- — -жиг-;
  • -ча- — -чина-;
  • -равн- — -ровн-;
  • -тер- — -тир- и проч.

Слова, имеющие непроверяемую безударную гласную в корне

В некоторых случаях правописание безударных гласных в корне не поддается ни одному из представленных правил. В таких ситуациях учителя и преподаватели требуют их просто запомнить. Однако их настолько много, что заучить данные слова проблематично. В связи с этим рекомендуется записать их на отдельном листочке и использовать его тогда, когда у вас возникают сложности во время грамотного написания письма.

Представим неполный список слов, написание которых требуется знать наизусть:

  • авангард, авантюра, агроном, альманах, апельсиновый, апелляция;
  • баллон, багровый, беседующий, берлога, беспрецедентный;
  • вакцина, великолепный, вариант, вакансия, великий, вестибюль, винегрет, виртуоз, ветеран, восхищение, витраж;
  • гениальность, гербарий, гимназист, гипотеза, гипноз, горячий, горизонт;
  • диагноз, директор, дорогие, документ, дорожный;
  • железнодорожный, желать;
  • заинтересовать, завтрашний;
  • иждивенец, игнорировать, информационный, интерес, инцидент, информация;
  • календарь, карьерист, колыхать, комментарий, коммуникабельный, компаньон;
  • лелеять, лазурь, лингвистический, лиловый;
  • мандариновый, метафора, механика, миниатюра, молоко;
  • наваждение, неохотно, наречие;
  • озабоченный, околдовать, оригинальный, ошеломлённый;
  • панорама, пейзаж, поролон, президент, привилегия, прогреметь;
  • реальный, режим, рецензия, решить;
  • симпатия, собака, сражаться, стереотип, стипендия;
  • торопливый, торжественный, традиционный;
  • утрамбовать, удостоен, уничтожать;
  • филармония, философия, фразеологизм;
  • характер, характеристика;
  • церемония;
  • человек;
  • шедевр;
  • экспозиция, элемент, эксперимент, этикетка.

Когда ударение падает на звук, то этот звук проверять не нужно, и такая позиция звука в ударном слоге называется сильной. Безударные же гласные звуки при произношении слышно неотчетливо. Такие звуки нужно либо проверять, либо запомнить. В нашем случае нужно записать такие слова, к которым можно подобрать проверочные.

  1. Побежали;
  2. Бродяга;
  3. Способы;
  4. Дождливый;
  5. Молоко;
  6. Безболезненный;
  7. Золотой;
  8. Блестит;
  9. Деревья;
  10. Медовый.

Подберем проверочные слова к словам с безударными гласными

Безударные гласные корня проверяются чаще всего ударением. Если слово нельзя проверить ударением, то скорее всего оно является словарным. То есть нам нужно подобрать такие однокоренные слова, в которых безударная гласная из первого слова будет ударной.

  1. Побежали. Безударный гласный "е" в корне. Нужно подобрать такое слово, где "е" будет под ударением. Например, бег или бегать.
  2. Бродяга. Безударный "о" в корне. В слове бродит эта буква под ударением. Тем самым, бродит - проверочное слово.
  3. Способы. Безударный гласный "о" в корне. Проверочное слово - способный. В слове способный "о" ударный звук.
  4. Дождливый. Безударный "о" в корне слова. В слове дождь "о" под ударением. Следовательно, дождь - проверочное слово.
  5. Молоко. Здесь оба звука в корне безударные. Первый звук проверить нельзя, а второй можно. Проверочное слово - молочный.
  6. Безболезненный. Безударный гласный в корне "о". Проверочное слово - боль. Звук "о" под ударением.
  7. Золотой. Оба звука безударные. Второй звук нужно запомнить, а к первому можно подобрать проверочное слово. Золото - звук "о" под ударением.
  8. Блестит. Безударный "е" в корне слова. Нужно подобрать слово, в котором "е" стоит под ударением. Таким словом является слово - блеск.
  9. Деревья. Безударный гласный "е" в корне. Проверочное слово - дерево. В слове дерево "е" стоит в ударной позиции.
  10. Медовый. Безударный "е" в корне слова. Подберем проверочное слово. Это слово - мед. Несмотря на то, что в слове мед стоит буква "ё", это слово является проверочным к слову медовый.


Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...