Биографическая справка. Имам Шамиль

Памяти имама Дагестана и Чечни Шамиля…

4 февраля исполняется 146 лет с тех пор, как Унцукульский район, Дагестан, весь Кавказ и мусульманский мир потерял выдающегося предводителя, шейха, ученого-богослова, политика, идеала для подражания и национального героя, Имама Шамиля. О том, что личность Шамиля была легендарной, великой, не один десяток лет рассказывают историки, политики, богословы и простые люди. Сегодня, в преддверие этой печальной даты, мы хотим напомнить некоторые моменты из биографии Имама Шамиля, а также рассказать о примерах мужества, героизма, и полной самоотдачи легендарной личности 19 века, и интересных фактах, связанных с его личностью при жизни и после его смерти.

История рождения Али

Имам Шамиль родился июньским днем 1797 года в семье простого рабочего Денгава из селения Гимры Унцукульского района. Отец Денгав Магомед и мать Баху-Меседу были несказанно рады появлению сына, и назвали его Али. Однако с раннего детства ребенок начал часто болеть, был слабым, хилым, и угасал с каждым днем.

По рассказам, однажды гимринцы увидели над домом Денгава большого орла с белоснежными крыльями. Орел кружил над домом, кружил, будто высматривая что-то и вдруг бросился к земле и снова взлетел в небо. Тут все увидели, что добычей орла стала большая змея. Для многих это событие стало своего рода знаком, символом, что жизнь семьи изменится в лучшую сторону. Родители Али решили сменить мальчику имя, как было принято в горах в случаях частых болезней детей. Мальчик получил имя Шамиль.

Шамиль…

С тех пор, как мальчика стали звать Шамиль, он начал крепнуть, и вскоре обогнал своих сверстников по росту, развитию и состоянию здоровья. Он был силен в учебе, спорте, борьбе, стрельбе, скачках. Шамиль очень любил учиться и прилагал все усилия к получению знаний. Воспитание Шамиля было в духе горских обычаев: мальчику прививали уважение к старшим, трудолюбие, смелость, выдержанность. С 6 лет Шамиль читал Коран. Потом учился и другим наукам. Однажды школьный учитель даже вызвал отца Шамиля в школу и сказал, что ему больше нечему учить его сына. Шамиль решил отправиться по соседним аулам в поисках знаний.

В поисках знаний

В путь Шамиль отправился со своим старшим товарищем Гази-Мухаммадом. Им посчастливилось обучаться и общаться с лучшими представителями духовенства того времени: Магомед Ярагский, Джамалудин Казикумухский, Саид Араканский, Гази-Магомед Гимринский, Абдурахман Согратлинский.

Серьезным учением Шамиль занялся в Унцукуле с наставником Джемаль Эддинном, славившимся своей ученостью. К 12 годам он окончил курс грамматики, логики, риторики, арабского языка и начал слушать курсы высшей философии и законоведения. Получение такого образования помогло Шамилю раскрыть свои ораторские способности, развить широкий интеллект и большую нравственную силу.

Вернувшись после долгих поисков знаний, Шамиль и Гази-Мухаммад уже не хотели жить по-прежнему. В них горел огонь справедливости, который призывал изменить уклад жизни горцев, сделав ее достойной. Надо отметить, что в быту Шамиль был очень скромным человеком, тщательно выполнявшим все свои религиозные обязанности.

Помощник Гази-Мухаммада

В 1829 году, на съезде представителей народов Дагестана, Гази-Мухаммаду присваивается почетное звание имама. Шамиль становится его правой рукой во всех делах. Кавказская война к тому времени шла уже полным ходом, поэтому товарищам приходилось решать вопросы обустройства сел в перерывах, между ожесточенными боями.

Всего два года пробыл на своем посту Гази-Мухаммад. В одном из боев, он, Шамиль и несколько мюридов оказываются окруженными в гимринской башне. Сдаваться никто не собирался, но уйти живыми шансов не было никаких. Гази-Мухаммад распахнул ворота башни, выходя к своей смерти от пуль царской армии с гордо поднятой головой.

Шамиль, взобравшись наверх башни, спрыгнул оттуда вниз. Так как башня находилась на небольшом пригорке, ему удалось таким образом перескочить своих врагов, приземляясь уже позади них. Началась погоня. Однако, путем жесткого сопротивления, ему удалось отбиться от своих преследователей.

Обессиленный Шамиль лежал на поляне. Он не верил, что ранения позволят ему выжить, он просто ждал часа смерти. И тут он вновь увидел в небе того же самого орла, который в детстве прилетал к ним во двор. Это вселило надежду и придало сил. Ему удалось добраться до лекаря Абдул-Азиза, который был другом его отца. А встав на ноги, после долгих месяцев лечения, он женится на дочке Абдул-Азиза.

Нелегкий пост имама

После гибели Гази-Мухаммада люди захотели видеть на должности Имама и предводителя именно Шамиля. Однако Шамиль отказался от такого почетного звания, сказав, что пока еще не готов к этому посту. Имамом был избран Гамзат-Бек, которому так же, как и Гази-Мухаммаду, был уготован очень короткий срок правления. Через два года Гамзат-Бек был предательски убит в мечети, куда он пришел на молитву.

В 1834 году в ауле Ашильта, единогласным решением, имамом назначают Шамиля. Имамат, созданный им, был разделен на несколько округов, которые назывались «наибства». В каждом округе был назначен наиб, который строго следил за исполнением всех указаний имама.

При Шамиле был создан Верховный совет, казна, некое подобие армии и военные чины. Шамиль запретил кровную месть и ввел законы и штрафы, о чем раньше здесь никто не мог и подумать. Через шесть лет Шамиля признал имамом и чеченский народ.

Ахульго


Ахульго, ставший сегодня символом примирения, сплочения народов, общей памяти и скорби, в те далекие и сложные годы стал столицей имамата. У его стен произошла одна из самых кровопролитных битв Кавказской войны, унесшая жизни тысячи людей. В 1836 году осада Ахульго царской армией, под командованием генерала Граббе, продолжалась несколько месяцев. Горцы не сдавались. Гибли не только мужчины, но и женщины с детьми. Несмотря на полную блокаду, сдаваться никто не соглашался.

Граббе предложил Шамилю сдаться вместе со своим восьмилетним сыном Джамалуддином, тем самым гарантирируя прекращение осады. Шамиль ответил отказом. Штурм возобновился с новой силой. Уже практически не осталось мужчин, которые могли бы сдерживать атаки. Зная, что Джамалуддину не причинят зла, Шамиль был вынужден отдать своего сына в заложники, спасая оставшихся сельчан. Сам он, с небольшим отрядом, сумел прорваться в соседнюю Чечню.

Встреча с Джамалуддином

Джамалуддин был увезен в Россию и определен в кадетский императорский корпус для сирот. Были у имама еще три сына и две дочери, но все последующие 15 лет его душа болела за ребенка, который воспитывался теперь чужими людьми. Случай помог Шамилю снова увидеть своего ребенка. Его отряд захватил поместье армянского князя Чавчавадзе, пленив княгиню и ее сестру. Княгинь было решено обменять на сына Шамиля. Пока ожидался ответ от царя Николая Первого, их поселили в доме Шамиля. Позже, графиня Чавчавадзе отзывалась о Шамиле, как об образованном и обаятельном человеке.

Джемал-Эддин Шамиль – так звали Джамалуддина русские, к этому времени уже имел звание корнета, был доволен своей службой и любил Россию. Перед возвращением на Родину, он был приглашен во дворец, где Николай Первый просил его передать отцу, что он хочет мира.

Отвыкший от горного климата и горской жизни, 26-летний Джамалуддин заболел чахоткой и умер, до последнего дня прося отца примириться с Россией.

Жены имама Шамиля

В 1840 году Шамиль женится во второй раз. Его избранницей становится дочь зажиточного купца из Моздока Анна Улуханова, попавшая в плен к горскому отряду. Однако, полюбив имама всей душой, она согласилась принять ислам и стать женой Шамиля. До конца жизни Шамиль был влюблен в свою Анну, которая оставалась всегда любящей и преданной супругой, взяла себе мусульманское имя Шуайнат и родила ему пятерых детей. В некоторых источниках упоминаются имена гимринок Хадисат, которая являлась первой женой Шамиля. И Патимат, на которой Имам женился после развода с Хадисат. Как упоминают другие источники, именно Патимат родила ему троих сыновей Джамалудина, Газимагомеда и Магомедшафи и двух дочерей Написат и Патимат. А любимая жена Шуайнат родила единственную дочь Сапият, которая скончалась в возрасте 17 лет в Аравии.

Также упоминаются имена других жен Имама. Джавгарат, которая погибла при штурме Ахульго с сыном Саидом на руках. Заидат – дочь Казикумухского шейха Джамалудина, родившая двух дочерей Нажабат, Баху-Меседу и сына Магомедкамиля. Упоминается в источниках и имя кистинки Аминат, которой Имам дал развод незадолго до окончания войны, по причине отсутствия детей.

Почетный пленник

После вступления на престол императора Александра Второго Кавказская война начала свою завершающую фазу. Князем Барятинским, который был другом детства нового царя, подкупались самые ключевые фигуры на Кавказе. Это и сломило имамат Шамиля. Процветала разрозненность и повсеместное предательство имама.

Шамиль рассчитывал продержаться на вершине горы Гуниб, отбиваясь от царских отрядов. Но силы были не равны. Чтобы спасти тех, кто остался, и принимая предложение о заключении перемирия, Шамиль принимает решение сдаться.

25 августа 1859 года произошла историческая встреча имама с князем Барятинским у подножия Гуниба. Барятинский встретил Шамиля, ничем не задев его достоинство, а наоборот, проявив все возможное уважение. А уже в середине сентября Александр Второй встретился с Шамилем и даже вручил ему золотую саблю, поблагодарив его за сделанный шаг к созданию мира.

Мир с Россией

Шамиль побывал в нескольких российских городах, не переставая удивляться красоте и величию России. А особенно он поражался тому, как его встречают люди. Он считал, что они обязаны его ненавидеть, но его встречали везде как героя, называя Кавказским Наполеоном.

Поселили Шамиля в Калуге. Ему с семьей был выделен красивый трехэтажный дом. Шамиль часто выезжал, знакомился с бытом людей, посещал госпитали, где лежали раненые солдаты царской армии, следил за театральной жизнью. Словом, это не была жизнь пленника, это была жизнь почетного гостя.

В 1861 году Шамиль обращается к императору с просьбой о поездке к мусульманским святыням в Мекку. Пригласив Шамиля и его старшего сына Гази-Магомеда в Царское село, Александр пообещал отпустить его, но только позже. Пока, он считал это нецелесообразным, так как в горах еще не все было замирено.

Сын Шамиля Магомед-Шапи поступил на службу к Александру в Кавказский эскадрон. Третья жена Шамиля Загидат подарила имаму сына Магомеда-Камиля уже в Калуге. Здесь же, Шамиль принимает присягу на верность императору.

Годы брали свое, Калужский климат перестал подходить имаму, и было принято решение о переезде в Киев. Перед отъездом, Шамиль сходил на кладбище, попрощаться с семнадцатью родственными могилами, которые он оставлял здесь.

Сидя на берегу Днепра в Киеве, Шамиль понимал, что настало время отправляться в свой последний поход. Он снова попросил императора о поездке в Мекку, обещая, что сыновья его останутся. И вот, разрешение было получено. 16 февраля 1869 года Александр Второй дает свое согласие. Сбылась самая заветная мечта имама Шамиля.

Смерть имама

Скончался имам Шамиль 4 февраля 1871 года, после завершения своего паломничества, в Медине. Там же он и был похоронен на кладбище Аль-Бакия, где покоятся еще очень многие досточтимые люди мусульманского мира.

В 2007 году были раскрыты некоторые интересные факты из последних мгновений жизни имама. На 137-й годовщине смерти имама, на вечере памяти было зачитано письмо Абдурахмана Ат-Телетль, ставшего свидетелем смерти Шамиля. В письме сообщается:

«…В Мекку к нему [Шамилю] пришли большие алимы, мударисы, имамы, проповедники, шейхи. Они пришли к нему в качестве паломников, чтобы увидеть его лицо. Эмир Мекки издал указ, чтобы его почитали. Однажды, когда имам возвращался с вечернего намаза, у ворот, именуемых Бабу-Али, встретился с ним пророк Хизри (мир ему). Иногда, чтобы люди не узнавали его [имама], когда шел на намаз, он переодевался. О его встрече с пророком Хизри (мир ему) ведомо Мухаммад-Амину из Гонода (бывший наиб Шамиля). Когда увидел купол мечети Пророка (мир ему и благословение) (имеется ввиду мазар на могиле в форме купола), имам помолился: «Всевышний Аллах, Ты меня соседом этого Твоего Пророка [Мухаммада] умертви». Много раз ходил имам на могилу Пророка (мир ему и благословение). К нему он обращался: «Пророк Аллаха, если Ты доволен мною, сделай так, чтобы я увидел Твое лицо». В один прекрасный день, когда он так сидел возле могилы Пророка (мир ему и благословение), ему явился Пророк (мир ему и благословение). Оттуда имам возвратился домой дрожащим. После этого его тело стало слабеть. Он умер влюбленным в Аллаха. В это время в Медине жил шейх по имени Сайгид Хусейн. Имам умер, положив голову на его колени. Имам Шамиль был человеком достигшим больших уровней в познании Всевышнего. В тот день, когда он умер, проявилось его чудотворство. В момент, когда его тело опускали в могилу на кладбище Бакия, он заговорил: «Ты будь садом, оберегающим меня, не дающим мне скучать». На похороны имама Шамиля пришли большие алимы и другие известные люди города Медины. И джаназа-намаз (погребальный намаз) совершили в Равза, в мечети Пророка (мир ему и благословение). Много людей оплакивало его. Женщины, дети, поднявшись на крыши домов, провожали имама, говорили, что смерть эмира людей газавата большая беда. Перед тем, как отнести тело на кладбище, собралось много народу. Было много желающих, готовых отнести тело Шамиля на кладбище Бакия, ибо от этого хотели получить воздаяние Аллаха. И я есть Абдурахман из Телетля. 1871 год»

Исторические выводы


История Имама Шамиля лишний раз подтверждает то, что никогда не поздно переосмыслить свои взгляды и найти общий язык даже с самым сильным противником. Шамиль, воевавших с царской армией долгие годы, все-таки выбрал путь примирения и призывал всех потомков жить в мире с Россией. Мемориальный комплекс «Ахульго» был задуман именно с целью увековечивания такого примирения. Ахульго – символ общей памяти и скорби, общей исторической судьбы и общего будущего.

P . S . История нужна нам для того, чтобы делать выводы и никогда не повторять ошибок прошлого. Чтобы учиться у достойных, мудрых и самых лучших сынов и дочерей прошлых лет. Пусть никогда не будет войн, кровопролитий, раздоров и разногласий. Пусть нигде на земле не страдают, не гибнут мирные, простые, ни в чем неповинные люди. Мира во всем мире. Амин!

По указанию Шамиля был составлен список всех потомков Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) – сайидов, проживающих в то время в Дагестане. В этот почётный список входили двести человек. Этим людям имам выделил долю из казны и вручил доверительную грамоту такого содержания: «Мне стало ясно, что эти люди являются потомками святой семьи. Вы всегда проявляйте уважение к ним и к их детям. Выделите положенную им пятую часть (хумс). Они из людей, избранных Всевышним Аллахом. Потому среди моих подвластных нет людей лучше них».

* * *

Жители Тушетии, жившие по соседству с имаматом, ежегодно платили Шамилю по три рубля с хозяйства за то, что их защищали от набегов горцев. Такую дань грузины издревле платили аварским ханам. Имам никогда не тратил деньги из казны ни на себя, ни на свою семью.

* * *

Одним из ближайших к имаму людей был его писарь и крупный учёный Мухаммадтахир Карахский. Однажды он отказался принять подарок от имама. Шамиль спросил: «Почему ты не принимаешь мой подарок? Может быть, ты считаешь, что это из общественной казны?» Мухаммадтахир ответил: «Нет, имам, ты преподнёс мне этот подарок как праведному человеку. А если я не окажусь праведным, то мне будет недозволенным то, что ты даёшь мне».

* * *

Имама Шамиля, посетившего высокие и красивые петербургские здания, спросили, видел ли он крыши выше и красивее этих. Без раздумий имам ответил: «Небеса над нашими горами выше и красивее».

***

В 1842 году главнокомандующим войсками на Кавказе царь назначил генерала Нейгардта. По прибытии в Дагестан генерал заявил, что тому, кто принесёт ему голову Шамиля, он даст золото, равное весу головы. Услышав об этом, Шамиль ответил: «А за его голову я не дал бы даже соломинки».

* * *

Когда до имама доходила весть о том, что войска приближаются к границе имамата, он спешно отправлял письма дагестанским и чеченским наибам, чтобы они со своими отрядами прибыли в назначенный срок в условленное место. Невзирая на зимние морозы или летнюю жару, днём и ночью спешили отряды наибов выполнить приказ имама, и объединённое войско собиралось в указанном месте. Мюриды, находившиеся в Ведено, седлали коней и, громко воспевая «Ла иляха иляллах», собирались у резиденции имама. Туда же приходили старики, алимы и дети, которые, провожая, целовали имаму правую руку.

По приказу имама казначей раздавал бедным и нищим деньги и ткани. Имам говорил провожающим: «Вы помолитесь за нас, чтобы в газавате нам сопутствовала удача, читайте зикр и раздавайте милостыню. Может, Всевышний Аллах проявит к нам милость и поможет нам одержать победу над врагом». Когда войско Шамиля проходило по улицам Ведено, слова зикра неслись до небес. «Ла иляха иляллах» звучало до тех пор, пока войско не выходило за пределы аула.

Шамиль всегда отправлял в Ведено гонца сообщить о результате боёв и дате возвращения в столицу. И весь джамаат аула Ведено выходил встречать имама, возвращающегося с газавата. 

* * *

Одни клеветники донесли имаму, что некий чабан не совершает намаз. Они хотели, чтобы имам казнил его, и овцы из его отары достались им. Имам вызвал к себе чабана и спросил: «Почему ты не совершаешь намаз?» Чабан ответил: «Достопочтенный имам, я не пропускаю ни одного намаза. Вся беда в том, что мои овцы не умеют совершать намаз».

* * *

Когда обсуждались важные вопросы на диване (совете) и его участники не могли придти к единому решению, Шамиль говорил собравшимся: «Давайте вынесение решения перенесём на завтра. Сегодня ночью мы вместе совершим намаз-истихар и завтра вынесем решение». Затем, как и говорил имам, совершали намаз-истихар и, исходя из этого выносили решение.

* * *

«По канонам вашей религии положено молиться только пять раз в сутки. А ты подряд совершаешь несколько намазов. Что это значит?» – спросили Шамиля русские офицеры. Имам ответил: «Это похоже на то, когда вы в одной комнате зажигаете множество ламп».

* * *

В Харькове Шамиля пригласили посетить цирк и аристократический бал. Увидев знаменитого горца, танцевавшие на балу нарядные дамы с полуобнажёнными телами подходили к имаму засвидетельствовать своё почтение. Когда они слишком приближались к нему, Шамиль отстранялся, произнося: «Вала хавла вала куввата иллабиллах!» Затем имам спросил офицеров, стоявших рядом: «Скажите, им не холодно?» Позже, когда имама Шамиля спросили, понравились ли ему бальные танцы, он ответил: «Вы на том свете не попадёте в рай!» «Почему?» – задали ему вопрос. «Вам рай дан на этом свете», – ответил Шамиль.

* * *

Цикл статей: «Имам Шамиль и Кавказская война »
По материалам книги Магомеда Гамзаева «Имам Шамиль »

Шамиль (авар. Шамил; 26 июня 1797, Гимры, ныне Унцукульский район, [Западный Дагестан] - 4 февраля 1871, Медина [ныне Саудовская Аравия]) - предводитель кавказских горцев, в 1834 признанный имамом теократического государства - Северо-Кавказский имамат, в котором объединил горцев Западного Дагестана, Чечни и Черкесии. Национальный герой народов Кавказа.

Первые годы

Происхождение

Происходил Шамиль из аварцев. Сын аварского узденя кузнеца Денгав-Магомеда и дочери аварского бека Пир-Будаха - Баху-Меседы. Предки Шамиля по отцовской линии были кумыки (дед - Али, прапрадед - Амирхан). По сообщению М. Н. Чичаговой, его прапрадед «Кумык-Амир-Хан» был «человек известный на Кавказе». Однако ряд источников, относительно его этнической принадлежности, традиционно называет его аварцем.

Родился Шамиль в селении Гимры (Генуб) общества Хиндалал Аварии (Аваристан; ныне Унцукульский район, западный Дагестан) 26 июня (7 июля) 1797 года, по мусульманскому календарю первого числа месяца мухаррам, то есть в первый день Нового года. Имя ему дано было в честь деда Али. В детстве много болел, и родители согласно поверьям дали ему новое имя Шамиль (Шамуил «Услышанный богом»), в честь дяди (брата матери).

Духовное становление

Мальчику в честь деда дали имя Али. Ребёнком он был худ, слаб и часто болел. По народному поверью горцев в подобных случаях предписывалось переименовать ребёнка. Ему решили дать имя «Шамиль» в честь дяди, брата его матери. Маленький Шамиль начал поправляться и впоследствии сделался крепким, здоровым юношей, изумлявшим всех своей силой.

В детстве отличался живостью характера и резвостью; был шаловлив, но ни одна шалость его не была направлена кому-нибудь во вред. Гимринские старики рассказывали, что Шамиль в молодости отличался угрюмой наружностью, непреклонной волей, любознательностью, гордостью и властолюбивым нравом. Страстно любил гимнастику, он был необыкновенно силён и отважен. Никто не мог догнать его на бегу. Пристрастился и к фехтованию, кинжал и шашка не выходили из его рук. Летом и зимой, во всякую погоду, он ходил с босыми ногами и с открытой грудью.

Первым учителем Шамиля был друг его детства Адиль-Мухаммад (Гази-Мухаммад), родом из Гимры. Учитель и ученик были неразлучны. Серьёзным учением Шамиль занялся с 12 лет в Унцукуле, со своим наставником шейхом Джамалуддином Казикумухским. В 20 лет он окончил курсы грамматики, логики, риторики, арабского языка и начал курсы высшей философии и законоведения.

Имам Шамиль

Война с Российской империей

Проповеди Гази-Мухаммада, первого имама и проповедника «священной войны» - оторвали Шамиля от книг. Новое мусульманское учение Гази-Мухаммада; «Мюридизм», распространялось быстро. «Мюрид» значит ищущий путь к спасению. Мюридизм не отличался от классического ислама ни в обрядах, ни в учении.

Осаждённый вместе с имамом Гази-Мухаммадом в 1832 году войсками под начальством генерала Вельяминова в башне близ родного селения Гимры, Шамиль успел, хотя и страшно израненный, пробиться сквозь ряды осаждающих, тогда как имам Гази-Мухаммад, первым бросившийся в атаку, погиб. Много позже, сам Шамиль, находясь в Калуге так описал это сражение:

Кази-Магомед сказал Шамилю: «Здесь нас всех перебьют и мы погибнем, не сделав вреда неверным, лучше выйдем и умрём, пробиваясь». С этими словами он, надвинув на глаза папаху, бросился из дверей. Только что он выбежал из башни, как солдат ударил его в затылок камнем. Кази-Магомед упал и тут-же был заколот штыками. Шамиль, видя, что против дверей стояли два солдата с прицеленными ружьями, в одно мгновение прыгнул из дверей и очутился сзади обоих. Солдаты тотчас повернулись к нему, но Шамиль изрубил их. Третий солдат побежал от него, но он догнал и убил его. В это время четвёртый солдат воткнул ему в грудь штык, так что конец вошёл ему в спину. Шамиль схватив правою рукою дуло ружья, левою изрубил солдата (он был левша), выдернул штык и, зажав рану, начал рубить в обе стороны, но никого не убил, потому что солдаты от него отбегали, поражённые его отвагой, а стрелять боялись, чтобы не ранить своих, окружавших Шамиля.

Личность имама Шамиля окутана множеством мифов и легенд. Любое его упоминание в сети интернет вызывает бурю жарких споров. Для одних он западный агент, для других безжалостный тиран, а кто-то считает его предателем и трусом. Последнее обвинение, пожалуй, самое распространённое, из которых я встречал. В этих обвинениях можно встретить и такое утверждение, что Шамиль якобы без боя сдал своё последнее убежище – аул Гуниб, а всю оставшуюся жизнь прожил на пенсию царя.
На самом же деле всё обстояло иначе.
В 1859 году Шамиль был окружён в Гунибе и взят в тройное кольцо 40-тысячной армией. Сам Шамиль, при этом, имел в распоряжении около 400 человек, причём большая их часть – жители Гуниба. До начала боя, русское командование предложило Шамилю сложить оружие в обмен на личную безопасность. Шамиль отказался: «Сабля наточена и рука готова!» Такой был его ответ. Тогда начался штурм. В ходе ожесточённого боя царские войска заняли село. Шамиль, с остатками мюридов, оказался запертым в мечети. А что происходило дальше лучше расскажет очевидец тех событий, аварский учёный позапрошлого столетия, Хайдарбек Геничутлинский:

Что касается имама Шамиля, то он находился тогда в гунибской мечети. Затянув пояс смерти, он готовился там к мученической гибели за божье дело. Человек умирает, однако, лишь с разрешения Аллаха!
В это самое время к Шамилю прибыли вдруг посланники салдара с предложением заключить мир и обещанием пощады. Имам хотел, было отказаться от предложенного, да попросили женщины и дети. Ради них только он и смягчился.
Шамиль, таким образом, принял предложение о мире. Условием сдачи имама было при этом то, что враги оставят его самого и его семью в стране ислама, (т. е. в Дагестане); отметим, что на Гунибе мучениками за веру пало к тому времени уже большое количество благородных, набожных людей – и мужчин, и женщин.
После того, однако, как повелитель правоверных Шамиль оказался в руках у многобожников, их проклятый салдар допустил вероломный обман. Изменив уговору, он отправил Шамиля вместе с его семьёй в Петербург.
Есть правда и русские источники, которые говорят о добровольной сдаче Шамиля, но доверять им я бы не торопился. В России того времени существовала жёсткая цензура, и, я думаю, власти бы просто не допустили, чтобы всплыла неугодная им правда. Прецеденты были. Например, работа другого очевидца этой войны, личного секретаря Шамиля, Мухаммада Тахира, была изъята властями и сильно урезана. Как итог – о гунибских событиях там ни слова. Хайдарбек цензуры избежал – его рукопись впервые нашли только после распада империи.
В источниках также говорится, что после пленения Шамиля, в народе распространились слухи, что 10-тысячная горская армия собирается атаковать царский конвой и вернуть Шамиля. Возникает вопрос: зачем горцам было возвращать имама, если он предал их и добровольно сдался в плен? По моему здесь нет логики.
Даже если мы допустим, что Шамиль всё таки сдался в плен, возникает другой вопрос: кого же он предал? Кого он предал, если с ним, в самый тяжёлый момент, находилась лишь небольшая горстка людей? Где же были те, кого он предал? Куда делись все его многочисленные наибы, которые ещё недавно клялись ему в верности? Кто-то может возразить и сказать, что с ним был его наиб Байсангур. Однако это такой же миф как и все остальные мифы про него. Нет никаких ведений о его присутствии на Гунибе, ни в русских, ни в мусульманских источниках. Напротив, Мухаммад Тахир пишет, что последнего чеченца Шамиль отпустил незадолго до гунибских событий, по причине того, что у него было много детей. Можно конечно предположить, что это был тот самый Байсангур, но ясно одно: на Гунибе его не было.
Закончить статью я хочу выдержкой из работы всё того же Хайдарбека:
В результате (имеется в виду после пленения Шамиля) затмилось в Дагестане солнце ислама, народ объяла тьма. Мусульмане растерялись. Они уподобились людям, пришедшим в состояние как бы опьянения при виде того, что наступил день Страшного суда. Сабли борцов за веру скрылись в ножнах. Шариатская система начала разваливаться. Герои-воители за веру впали в состояние депрессии. Мунапики же и ренегаты подняли головы. Они повели себя так, словно бы овладели Вселенной. Удивительно, удивительно все это было видеть! О, верующие братья!


Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...