Биология как наука. Методы научного познания

На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий.

  • Часть 1 содержит 36 заданий (А1-А36). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, только один из которых верный.
  • Часть 2 содержит 8 заданий (B1-B8): 3 - с выбором трёх верных ответов из шести, 4 - на соответствие, 1 - на установление последовательности биологических процессов, явлений, объектов.
  • Часть 3 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом (С1-С6).

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек. При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание, что записи в черновике не будут учитываться при оценке работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (A1-A36) поставьте знак «×» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1 Генеалогический метод используют для

1) получения генных и геномных мутаций
2) изучения влияния воспитания на онтогенез человека
3) исследования наследственности и изменчивости человека
4) изучения этапов эволюции органического мира

А2 Вывод о родстве растений и животных можно сделать на основании

1) хромосомной теории
2) закона сцепленного наследования
3) теории гена
4) клеточной теории

А3 Какой органоид обеспечивает транспорт веществ в клетке?

1) хлоропласт
2) митохондрия
3) рибосома
4) эндоплазматическая сеть

А4 Что характерно для соматических клеток позвоночных животных?

1) имеют диплоидный набор хромосом
2) при слиянии образуют зиготу
3) участвуют в половом размножении
4) имеют одинаковую форму

А5 К неклеточным формам жизни относятся

1) бактериофаги
2) цианобактерии
3) простейшие
4) лишайники

А6 Изображённый на рисунке организм размножается

1) делением надвое
2) с помощью гамет
3) почкованием
4) спорами

А7 Промежуточный характер наследования признака проявляется при

1) сцеплении генов
2) неполном доминировании
3) независимом расщеплении
4) множественном действии генов

А8 Каково соотношение фенотипов в F1 при скрещивании двух желтозёрных растений гороха (Аа)?

1) 1: 1
2) 3: 1
3) 1: 1: 1: 1
4) 9: 3: 3: 1

А9 Причиной какого вида изменчивости является случайное сочетание хромосом при оплодотворении?

1) определённой
2) фенотипической
3) мутационной
4) комбинативной

А10 Какой признак у грибов и растений является сходным?

1) наличие хитина в клеточной стенке
2) автотрофное питание
3) неограниченный рост
4) наличие плодового тела

А11 Побег - вегетативный орган, образованный

1) стеблем с листьями и почками
2) верхушкой стебля
3) междоузлиями и узлами
4) зачаточными листьями

А12 Почему папоротники относят к высшим растениям?

1) они обитают в наземно-воздушной среде
2) их организм состоит из тканей и органов
3) их организм - скопление клеток - слоевище
4) в их цикле развития бесполое поколение сменяется половым

А13 Пресноводную гидру относят к типу Кишечнополостные, так как она

1) питается плавающими животными
2) имеет два слоя клеток: эктодерму и энтодерму
3) обитает в пресном водоёме
4) реагирует на действие раздражителей

А14 Особенность внешнего покрова пресмыкающихся - наличие

1) однослойного эпидермиса
2) роговых чешуй
3) хитинового покрова
4) кожных желез

А15 Функцию всасывания питательных веществ в пищеварительной системе человека выполняют

1) мышечные клетки
2) эпителиальные клетки
3) железы желудка
4) кровеносные сосуды

А16 Цифрой 4 обозначена на рисунке суставная

1) впадина
2) сумка
3) головка
4) прослойка хряща

А17 Препараты, приготовленные из ослабленных микробов или их ядов, -

1) лечебные сыворотки
2) антитела
3) вакцины
4) антибиотики

А18 Гуморальная функция поджелудочной железы проявляется в выделении в кровь

1) глюкозы
2) инсулина
3) адреналина
4) тироксина

А19 Одна из причин близорукости -

1) нарушение в зрительной зоне коры больших полушарий
2) повреждение зрительного нерва
3) помутнение хрусталика
4) уменьшение способности хрусталика изменять кривизну

А20 Совокупность факторов внешней среды, в которой обитают особи вида, - критерий

1) экологический
2) географический
3) физиологический
4) морфологический

А21 Генетическую неоднородность особей в популяции усиливает

1) мутационная изменчивость
2) географическая изоляция
3) борьба за существование
4) искусственный отбор

А22 Развитие многоклеточных организмов из зиготы служит доказательством

1) происхождения многоклеточных организмов от одноклеточных
2) приспособленности организмов к среде обитания
3) индивидуального развития растений и животных
4) влияния окружающей среды на развитие организмов

А23 К атавизмам человека относят появление

1) хвостовых позвонков
2) диафрагмы
3) дифференцированных зубов
4) шестипалой конечности

А24 Определите организмы, вступающие в конкурентные взаимоотношения.

1) гриб и водоросль в лишайнике
2) культурные и сорные растения
3) хищник и жертва
4) плотоядные и растительноядные животные

А25 Какой способ уничтожения вредителей сельского и лесного хозяйства принадлежит к группе биологических методов борьбы?

А26 Глобальной экологической проблемой считают расширение озоновых дыр, так как

1) происходит убыль веществ из биосферы
2) повышается температура земной поверхности
3) изменяется газовый состав атмосферы
4) в биосферу поступает больше ультрафиолетовых лучей

А27 В каких органоидах клетки сосредоточено большое разнообразие ферментов, участвующих в расщеплении биополимеров до мономеров?

1) в лизосомах
2) в рибосомах
3) в митохондриях
4) в хлоропластах

А28 В молекуле ДНК количество нуклеотидов с тимином составляет 20% от общего числа. Какой процент нуклеотидов с цитозином в этой молекуле?

1) 30%
2) 40%
3) 60%
4) 80%

А29 Благодаря оплодотворению и мейозу

1) поддерживается постоянное число хромосом в поколениях
2) снижается вероятность проявления мутаций в потомстве
3) изменяется число хромосом из поколения в поколение
4) сохраняется фенотип особей в популяциях вида

А30 Частота нарушения сцепления между генами зависит от

1) структуры хромосомы
2) расстояния между ними
3) числа групп сцепления
4) доминантности или рецессивности генов

А31 Межлинейная гибридизация в селекции растений способствует

1) получению чистой линии
2) проявлению эффекта гетерозиса
3) получению полиплоидов
4) проявлениию мутантных генов

А32 Сколько видов растений в приведённом списке: покрытосеменные, клевер красный, клевер ползучий, двудольные, бобовые, крестоцветные, сурепка обыкновенная, редька дикая, берёза, ландыш?

1) 7
2) 2
3) 6
4) 4

А33 Сходство нервной и мышечной тканей состоит в том, что они обладают свойством

1) сократимости
2) проводимости
3) возбудимости
4) раздражимости

А34 Часть зрительного анализатора, преобразующая световые раздражения в нервные импульсы, - это

1) белочная оболочка
2) палочки и колбочки
3) зрительная зона коры
4) стекловидное тело

А35 Наибольшая концентрация живого вещества наблюдается

1) в верхних слоях атмосферы
2) в глубинах океанов
3) в верхних слоях литосферы
4) на границах трёх сред обитания

А36 Верны ли следующие суждения о доказательствах эволюции?

А. У человека на определённом этапе развития формируются хвостовой отдел и жаберные щели, что служит палеонтологическими доказательствами эволюции.
Б. Находки в Центральной Африке примитивных орудий труда и останков скелета человека служат палеонтологическими доказательствами эволюции.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Часть 2

Ответом к заданиям этой части (B1-B8) является последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

В заданиях B1-B3 выберите три верных ответа из шести. Обведите выбранные цифры и запишите их в таблицу.

В1 Какие процессы происходят в профазе первого деления мейоза?

1) образование двух ядер
2) расхождение гомологичных хромосом
3) образование метафазной пластинки
4) сближение гомологичных хромосом
5) обмен участками гомологичных хромосом
6) спирализация хромосом

B3 Какие примеры иллюстрируют достижение биологического прогресса у растений путем ароморфозов?

1) наличие двойного оплодотворения у цветковых растений
2) образование корней у папоротникообразных
3) снижение испарения путём образования воскового налёта на листьях
4) усиление опушенности листьев у покрытосеменных растений
5) защита семян в плодах у покрытосеменных растений
6) сокращение срока вегетации у растений, произрастающих в суровом климате

При выполнении заданий B4-B7 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и каких-либо символов.

В4 Установите соответствие между признаком растений и отделом, к которому их относят.

А Б В Г Д Е

В7 Установите соответствие между характеристикой организмов и функциональной группой, к которой их относят.

А Б В Г Д Е

В задании B8 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите в таблицу соответствующие им цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и каких-либо дополнительных символов.

В8 Укажите последовательность процессов географического видообразования.

1) распространение признака в популяции
2) появление мутаций в новых условиях жизни
3) пространственная изоляция популяций
4) отбор особей с полезными изменениями
5) образование нового вида

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.

Часть 3

Для ответов на задания этой части (C1-C6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задания С2-С6 - полный развёрнутый ответ.

С1 В чём состоит роль бактерий в круговороте веществ?

С2

С3

С4

С5

С6

Система оценивания экзаменационной работы по биологии

Часть 1

За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл.
Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует - 0 баллов.

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ


Часть 2

Правильно выполненные задания В1-В8 оцениваются следующим образом: 2 балла - нет ошибок; 1 балл - допущена одна ошибка; 0 баллов -допущены две и более ошибки или ответ отсутствует.

№ задания

Ответ


Часть 3

КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ

C1 В чём состоит роль бактерий в круговороте веществ?

Баллы

Элементы ответа:

1) бактерии-гетеротрофы - редуценты разлагают органические вещества до минеральных, которые усваиваются растениями;

2) бактерии-автотрофы (фото, хемотрофы) - продуценты
синтезируют органические вещества из неорганических,
обеспечивая круговорот кислорода, углерода, азота и др.

Ответ включает 1 из названных выше элементов, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

Ответ неправильный

Максимальный балл


C2
Пользуясь рисунком, определите, какую форму отбора он иллюстрирует и при каких условиях жизни этот отбор будет проявляться. Изменится ли размер ушей у зайцев в процессе эволюции при действии этой формы естественного отбора? Ответ обоснуйте.

Баллы

Элементы ответа:

1) стабилизирующая форма отбора, так как на графике видно, что
давление отбора направлено на гибель особей с минимальным
или максимальным значением признака;

2) стабилизирующий отбор проявляется при относительно
постоянных условиях жизни;

3) изменения размера ушей у зайцев в процессе эволюции не
произойдёт, так как эта форма отбора сохраняет среднее
значение признака

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит

биологических ошибок

Ответ включает все названные выше элементы, не содержитбиологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит
биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше
элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит
биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных
выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3

С3 В чём заключается нервно-гуморальная регуляция работы сердца в организме человека, каково её значение в жизнедеятельности организма?

Баллы

Элементы ответа:

1) нервная регуляция осуществляется за счёт вегетативной нервной
системы (парасимпатическая система замедляет и ослабляет сокращение сердца, а симпатическая усиливает и учащает сокращение сердца);

2) гуморальная регуляция осуществляется через кровь: адреналин,
соли кальция усиливают и учащают сердечные сокращения, а
соли калия оказывают противоположное действие;

3) нервная и эндокринная системы обеспечивают саморегуляцию
всех физиологических процессов в организме

Ответ включает все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок

ИЛИ

ИЛИ

1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3

С4 Почему экосистему смешанного леса считают более устойчивой, чем экосистему елового леса?

Баллы

Элементы ответа:

1) в смешанном лесу больше видов, чем в еловом;
2) в смешанном лесу цепи питания более длинные и разветвлённые, чем в еловом;
3) в смешанном лесу ярусов больше, чем в еловом.

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

Ответ неправильный

Максимальный балл


C5
Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша и эндосперма семени, листьев цветкового растения. Объясните результат в каждом случае.

Баллы

1) в клетках зародыша семени диплоидный набор хромосом - 2n,
так как зародыш развивается из зиготы - оплодотворённой
яйцеклетки;
2) в клетках эндосперма семени триплоидный набор хромосом -
3n, так как образуется при слиянии двух ядер центральной
клетки семязачатка (2n) и одного спермия (n);
3) клетки листьев цветкового растения имеют диплоидный набор
хромосом - 2n, так как взрослое растение развивается из
зародыша

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

Ответ неправильный

Максимальный балл

C6 При скрещивании растения гороха с гладкими семенами и усиками с растением с морщинистыми семенами без усиков все поколение было единообразно и имело гладкие семена и усики. При скрещивании другой пары растений с такими же фенотипами (гороха с гладкими семенами и усиками и гороха с морщинистыми семенами без усиков) в потомстве получили половину растений с гладкими семенами и усиками и половину растений с морщинистыми семенами без усиков. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Объясните полученные результаты. Как определяются доминантные признаки в данном случае?

Баллы

Схема решения задачи включает:

1) 1-е скрещивание:

Р. ААВВ ааbb
G AB ab
F 1 AaBb
семена гладкие и усики;

2) 2-е скрещивание:

семена гладкие и усики х морщинистые и без усиков

Р. АаBb ааbb
G АB ,аb аb
F 1 АаBb, ааbb
семена гладкие и усики; семена морщинистые без усиков;

3) Гены, определяющие гладкие семена и наличие усиков, являются
доминантными, так как при 1-м скрещивании всё поколение
растений было одинаковым и имело гладкие семена и усики. Гены,
определяющие гладкие семена и наличие усиков (А, В),
локализованы в одной хромосоме и наследуются сцеплено, так как
при 2-м скрещивании произошло расщепление по двум парам
признаков в соотношении 1:1

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

Ответ неправильный

Максимальный балл

Итоговый тест по биологии

10 класс

Вариант 1

А1. Генеалогический метод используют для

1) получения генных и геномных мутаций

2) изучения влияния воспитания на онтогенез человека

3) исследования наследственности и изменчивости человека

4) изучения этапов эволюции органического мира

А2. Вывод о родстве растений и животных можно сделать на основании

1) хромосомной теории 2) закона сцепленного наследования

3) теории гена 4) клеточной теории

А3. Какой органоид обеспечивает транспорт веществ в клетке ?

1) хлоропласт

2) митохондрия

3) рибосома

4) эндоплазматическая сеть

А4. Что характерно для соматических клеток позвоночных животных?

1) имеют диплоидный набор хромосом 2) при слиянии образуют зиготу

3) участвуют в половом размножении 4) имеют одинаковую форму

А5. К неклеточным формам жизни относятся

1) бактериофаги 2) цианобактерии 3) простейшие 4) лишайники

А6. Промежуточный характер наследования признака проявляется при

1) сцеплении генов 2) неполном доминировании

3) независимом расщеплении 4) множественном действии генов

А7.Каково соотношение фенотипов в F1 при скрещивании двух желтозёрных

растений гороха (Аа)?

1) 1: 1; 2) 3: 1 3) 1: 1: 1: 1 4) 9: 3: 3: 1

А8.Причиной какого вида изменчивости является случайное сочетание

хромосом при оплодотворении?

1) определённой 2) фенотипической 3) мутационной 4) комбинативной

А9. В каких органоидах клетки сосредоточено большое разнообразие ферментов,

участвующих в расщеплении биополимеров до мономеров?

1) в лизосомах 2) в рибосомах 3) в митохондриях 4) в хлоропластах

А10. В молекуле ДНК количество нуклеотидов с тимином составляет 20% от

общего числа. Какой процент нуклеотидов с цитозином в этой молекуле ?

1) 30% 2) 40% 3) 60% 4) 80%

А11. Благодаря оплодотворению и мейозу

1) поддерживается постоянное число хромосом в поколениях

2) снижается вероятность проявления мутаций в потомстве

3) изменяется число хромосом из поколения в поколение

4) сохраняется фенотип особей в популяциях вида

А12. Частота нарушения сцепления между генами зависит от

1) структуры хромосомы 2) расстояния между ними

3) числа групп сцепления 4) доминантности или рецессивности генов

Часть В Выберите три правильных ответа из шести .

В1. Соотнесите особенности спермато- и овогенеза, проставив около каждой цифры соответствующую букву.

Особенности Процесс

а) протекает в семенниках 1). Сперматогенез

б) протекает в яичниках 2) Овогенез

в) начинается у эмбриона

г) в результате образуется 4 гаметы

д) начинается в подростковом возрасте

е) завершается образованием 1 гаметы

В2. Какие процессы происходят в профазе первого деления мейоза?

1) образование двух ядер

2) расхождение гомологичных хромосом

3) образование метафазной пластинки

4) сближение гомологичных хромосом

5) обмен участками гомологичных хромосом

Часть С .

С1.У отца четвертая группа крови и отрицательный резус, у матери – первая

группа.Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные группы крови. Какой закон наследственности проявится в этом случае?

Часть А

1. 3

2. 4

3. 4

4. 1

5. 1

6. 2

7. 2

8. 4

9. 1

10. 1

11. 1

12. 2

Часть В

456

Часть С

3. Схема решения задачи:

1) генотипы родителей: матери – 00 , отца – AА

(гаметы ОA,);



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...