Бой крейсера эдинбург с немецкими эсминцами. Тайная миссия крейсера «Эдинбург

Слитки крейсера «Эдинбург»

28 апреля 1942 года из порта Мурманск в открытое море вышел грузовой конвой британских военных кораблей, которые возглавлял крейсер «Эдинбург». На его борту находился сверхсекретный груз — 465 слитков советского золота по 11-12 кг каждый. Крейсеру предстояло выполнить секретную миссию: доставить золото в США в счет оплаты военных поставок Советскому Союзу по ленд-лизу.

Но до американского порта назначения крейсер не дошел. 30 апреля две немецкие подводные лодки выстрелили в него торпедами. Две попали в середину корпуса. Крейсер остановился, на нем начался пожар, он накренился, части команды удалось спастись. Но немцы, выследившие солидную добычу, жаждали добить британца. На подмогу подводным лодкам прибыли два фашистских эсминца. И снова две торпеды попали в корпус. Однако завершили гибель корабля свои, англичане. Они не хотели, чтобы крейсер достался врагу, и сами торпедировали его. «Эдинбург» вместе с ценным грузом ушел на дно Баренцева моря.

Это была большая потеря и для Советского Союза, и для его союзников. И хотя ценный груз успели застраховать с обеих сторон и выплаты состоялись в валюте, тем не менее золото самой высокой пробы объемом свыше 5,5 т оставалось лежать на дне Баренцева моря. И никто не помышлял о его подъеме. Казалось, оно пропало навсегда. После окончания войны Британия объявила место затопления крейсера «Эдинбург» «военной могилой». divnomorskoe.ru цены на проживание дивиноморск на конец августа начало сентября Это означало, что любые попытки спуститься к кораблю будут пресекаться по закону, а проникнувшие в его трюмы станут преступниками.

И все же разговоры о необходимости поиска судна и попытки поднять хотя бы часть золота начались в начале 1950-х годов. Британцы опасались, что Советы могут опередить их. Опыты с проведением глубоководных работ активно проводились и той и другой стороной. Все указывало на то, что недалек день, когда одна из сторон объявит о начале операции. Надо было что- то предпринимать. Британцы неоднократно выходили в море, спускали водолазов, но техника тех лет, суровые погодные условия в Баренцевом море, холодная вода и значительная глубина залегания судна — около 250 м — не позволяли проникнуть в трюм судна.

Идеей опуститься к «Эдинбургу» в конце 1970-х годов загорелся профессиональный водолаз, который работал на морских буровых площадках, Кейт Джессоп. Это с его подачи в глубоководные скафандры стали подавать обогащенную смесь гелия с кислородом. Теперь водолазы могли долгое время спокойно работать на большой глубине.

В 1979 году Кейт Джессоп вместе с одной норвежской фирмой приступил к поискам затонувшего судна. В результате они довольно четко определили его местонахождение. Теперь оставалось официально объявить о цели своей подводной экспедиции британскому правительству, найти соответствующих спонсоров и подходящее судно с водолазным оборудованием.

Через год Джессоп создал собственную фирму, к которой подключилась британская и западногерманская компании. Таким образом, в распоряжении Джессопа оказалось современное судно и специальное водолазное и поисковое оборудование. Спуски начались в мае 1981 года. В первый же день водолазы обнаружили судно и сняли небольшой видеофильм, который как документ предъявили правительствам Великобритании и СССР.

С этого момента между Москвой и Лондоном начались официальные переговоры. Стороны договорились, что все затраты по подъему слитков несет фирма Джессопа. Audi q5 купить бу - ЛДФ , официальный дилер. Автосалон в Москве. В случае неудачи никакой компенсации она не получит. В случае же удачи его фирме полагается 45 % от найденного золота, а 55 % в пропорции 2:1 делят между собой Москва и Лондон.

Основные подъемные работы проводились в сентябре того же года. Десять водолазов вели работы на глубине 250 м, все они жаловались на недомогание. После нахождения первого слитка золота работы активизировались. За три недели на поверхность подняли 431 слиток общим весом 5129 кг. За всеми работами вели наблюдение представители британской и советской сторон. На «Эдинбурге» оставалось еще 34 слитка. Но погода ухудшилась, водолазы вымотались, и было принято решение прекратить работы. Общая сумма поднятого драгоценного металла составила 81 миллион долларов. Личная доля Кейта Джессопа составила более трех с половиной миллионов долларов.

Спустя пять лет, в 1986 году, британцам удалось поднять еще 29 слитков. Но Джессоп в этой операции уже не участвовал. Оставшиеся 5 слитков искать не стали.

В сентябре 1986 года английское водолазное судно «Дипвотер-2» пришло в Баренцево море и встало в точке над затонувшим на глубине 260 метров британским крейсером «Эдинбург». После пятилетнего перерыва была продолжена глубоководная операция по спасению золотого груза. Экспедиция 1981 года из-за начавшихся осенних штормов не смогла довести до конца спасательные работы: из предполагаемых 465 золотых слитков весом 11—13 килограммов каждый с борта крейсера был поднят 431.

В конце апреля 1942 года «Эдинбург» во главе конвоя судов вышел из Мурманска в Англию. Крейсер был построен незадолго до войны. Его водоизмещение - 10 тысяч тонн, длина 174 метра, толщина бортовой брони до 8 сантиметров; он был вооружен трех-, четырех- и шестидюймовыми орудиями, торпедными аппаратами. На борту крейсера находилось, по имеющимся сведениям, около пяти с половиной тонн золота - для большей безопасности драгоценный груз поместили в артиллерийский погреб. Золото предназначалось для уплаты за военные поставки нашим союзникам по антигитлеровской коалиции.

30 апреля крейсер «Эдинбург», оторвавшийся от кораблей противолодочной обороны, был торпедирован фашистской подводной лодкой. По свидетельству очевидцев, первый удар был нанесен в борт, второй - в корму, был поврежден винторулевой комплекс, в результате чего «Эдинбург» потерял ход, но еще оставался на плаву.

Из охраны конвоя на помощь крейсеру поспешили два английских и два советских эсминца - «Гремящий» и «Сокрушительный», а также буксир и посыльное судно. Создалась благоприятная обстановка для отбуксировки в Кольский залив. Но второго мая возле неуправляемого крейсера появились три эсминца и самолеты-торпедоносцы противника и открыли по нему шквальный огонь. К этому моменту наши военные корабли, израсходовав запасы топлива, ушли бункероваться на базу, и в бой вступили английские эсминцы, которые вели непрерывный обстрел вражеских кораблей, искусно маневрировали, ставили дымовые завесы, не давая наносить торпедные удары по «Эдинбургу». Буксир и посыльное судно, сделав несколько выстрелов, вышли из боя, чтобы не мешать маневрам эсминцев.

К исходу сражения противник сумел послать третью торпеду в корму крейсера, после чего «Эдинбург» еще больше накренился. Фашисты тоже понесли потери. Один эсминец был уничтожен, второй сильно поврежден и под прикрытием третьего ушел из района боя.

Дополнительные подробности этих событий недавно сообщил Евгений Александрович Радугин - командир отделения сигнальщиков сторожевого корабля «Рубин», направленного штабом флота в район боевых действий (к этому времени экипаж «Рубина» имел на своем боевом счету сбитые самолеты и потопленную подводную лодку противника). Во время морского сражения обстановка непрерывно менялась, видимость была плохая, поэтому Радугин сообщает лишь некоторые штрихи боя - как они ему запомнились.

«30 апреля 1942 года,- пишет Радугин,- сторожевой корабль вышел из Полярного и взял курс на север с задачей: найти и вступить в охранение английского крейсера «Эдинбург», торпедированного немецкой подводной лодкой в точке, лежащей в 250 милях к северу от Кольского залива. В штабе сообщили: около крейсера находятся два английских эсминца (видимо, как раз в это время наши эсминцы ушли бункероваться.-В. М.), крейсер сильно поврежден, но все-таки имеет ход около шести узлов и движется к нашим берегам; из Кольского залива к нему на помощь вышли пять английских тральщиков и один советский буксир; по данным разведки, с фашистских баз на норвежском побережье вышли в море несколько эсминцев и подводных лодок.

Баренцево море было сравнительно спокойным (4-5 баллов), но непрерывные снежные заряды ограничивали видимость порой до нуля. Выйти в этих условиях точно на крейсер (при отсутствии радиолокатора) было непросто. Но «Рубин» вышел - 1 мая в 17 часов 30 минут мы обменялись с крейсером опознавательными сигналами и вступили в его охранение от подводных лодок. С крейсера запросили наши координаты. Мы их тут же сообщили.

Как выглядел «Эдинбург»? Укороченным. Взрывом торпед у него оторвало корму вместе с нижней трехорудийной башней главного калибра. Листы палубного настила загнулись кверху и почти закрывали верхнюю башню... Стоял он на ровном киле. Тральщики и буксир, вышедшие на четыре часа раньше нас, появились около 23 часов 1 мая, причем не с юга, как мы, а с северо-запада. С этого момента началась буксировка «Эдинбурга». При этом не все ладилось, так как буксир был маломощным. Тогда утром 2 мая два тральщика встали по бортам, а буксир - впереди, и вот в такой упряжке дело сразу пошло на лад - скорость заметно увеличилась. Но в начале девятого появились немецкие эсминцы, о чем возвестил орудийный выстрел по левому борту крейсера. Буксир сразу отошел на юго-запад, а все тральщики и оба эсминца переместились на левый борт. Мы оказались с правого борта, помня о том, что на поиски «Эдинбурга» вышли и подводные лодки противника. Бой разгорался, но снежные заряды скрывали от нас не только немцев, но и англичан. Сколько было немецких эсминцев и как они расположились, можно было только гадать по выстрелам.

Зная, что со стороны англичан в бою участвуют семь боевых кораблей, мы все внимание уделили поверхности моря, ожидая появления перископа или рубки подлодки. И когда вдруг из снежной пелены появился эсминец, нам оставалось только гадать - чей он? - так как силуэты английских и немецких кораблей схожи. Дальше события развивались очень быстро. Эсминец, повернув на 90° влево, поднял на мачтах фашистские флаги, дал залп по нашему кораблю и на самом полном ходу устремился к крейсеру. Обогнув его с кормы, он лег на параллельный курс и выпустил торпеды. Ему навстречу спешил английский эсминец. Н о было поздно: в тот момент, когда оба эсминца, чуть не протаранив друг друга, отвернули от крейсера -- один влево, другой вправо - раздался мощный взрыв - торпеда попала в борт крейсера, и он стал крениться. Эсминцы удалялись, но расстояние между ними не превышало 50 метров. Первым дал залп из орудий английский эсминец - и промахнулся. Ответный залп немцев достиг цели - снаряд попал в машинное отделение, поднялся столб пара, и английский эсминец встал. А по уходящему эсминцу фашистов крейсер дал залп из носовой башни. Но дальше мы не могли ничего видеть - снег опять накрыл корабли...»

Команда «Эдинбурга» и возвращавшиеся в Англию моряки с погибших в предыдущих конвоях судов - всего 750 человек - перебрались на подошедшие вскоре корабли сопровождения и были отправлены в советский порт Полярный на Кольском полуострове, откуда со временем вернулись домой.

Чтобы «Эдинбург», все еще остававшийся на плаву, и золотой груз не достались врагу, крейсер по приказу командира конвоя английского контр-адмирала Бонэма-Картера был потоплен тремя торпедными выстрелами. А вместе с ним в морские глубины ушел и груз золота.

Около сорока лет пролежал «Эдинбург» на дне Баренцева моря. За это время появились глубоководная техника, радионавигационное оборудование и водолазное снаряжение, позволившие приступить к поиску и спасению золотого груза. Накопился также опыт длительного пребывания человека под водой и последующей декомпрессии.

По инициативе нашей страны в 1981 году было заключено советско-английское соглашение и подписан контракт с фирмой «Джессоп марин рикавериз лимитед» на условиях «без спасения нет вознаграждения». Все расходы по проведению поисковых и спасательных работ до благополучной выгрузки золота в согласованных портах несла фирма. По контракту извлеченный драгоценный груз делился между Великобританией и Советским Союзом в пропорции одна треть - две трети.

Выбор партнера для выполнения этой операции был обусловлен прежде всего тем, что «Эдинбург», затонувший вместе с частью экипажа, считается английским военным захоронением, и наша страна полностью признает этот статус - неприкосновенность братской могилы - и вытекающие из него соответствующие права Великобритании. Компания являлась головной фирмой-координатором, с которой сотрудничали три фирмы, располагающие соответствующими судами, радионавигационным и глубоководным оборудованием и имеющие опыт работы на буровых установках в глубинах Северного моря.

Поиски затонувших сокровищ предпринимались в мире и раньше. Только во время первой и второй мировых войн были потоплены тысячи военных кораблей, транспортных и пассажирских судов. Вместе с ними ушли на дно грузы золота, серебра, бронзы... Об этом уже писалось, а одна из книг называлась «600 миллиардов под водой». Эта цифра является, конечно, плодом воображения автора, Гарри Ризберга, но стоимость погребенных на морском дне сокровищ действительно очень велика.

Успешными были следующие, например, операции. Пароход «Египет» потерпел крушение и затонул 20 мая 1922 года вблизи острова Уэссан на глубине 120 метров. На борту находилось пять тонн золота и десять тонн серебра в слитках и монетах. Найден итальянской компанией «Сорима» в 1930 году, которая в течение четырех лет подняла 95 процентов драгоценного металла.

Грузовое судно «Эмпайр Мэнор» погибло в январе 1944 года в районе острова Ньюфаундленд на глубине 90 метров. На расколовшемся пополам судне находился ящик с семьюдесятью золотыми слитками общим весом немногим более тонны. Шестьдесят два из них были подняты в 1973 году английской компанией «Рисдон-Бизли».

Долгое время, до 1981 года, попытки обнаружить место гибели «Эдинбурга» оставались безрезультатными.

1 мая 1981 года английское поисковое судно «Даммтор» вышло в рейс. На побережье Норвегии были установлены радионавигационные передатчики для определения местонахождения экспедиционного судна с точностью до 30 метров, что обеспечило точный выход его на промерные галсы. На дно был опущен специальный маневренный аппарат (так называемое «око»), который по команде с борта мог плавно обходить затонувшие объекты и с помощью телекамер производить их дистанционный обзор. Цветное изображение передавалось наверх, на монитор, и одновременно шла видеомагнитофонная запись. Поиски увенчались успехом. В середине мая в судовом журнале появилась запись: «Эдинбург» обнаружен».

Было установлено, что крейсер лежит на глубине 260 метров с креном 90 градусов в наиболее благоприятном положении для спасательных работ - кверху пробоиной в правом борту. Казалось бы, через эту пробоину, величиной пять на пять метров, будет легко проникнуть внутрь, к расположенному неподалеку золотому грузу. Кстати, варианты спасательной операции отрабатывались на однотипном крейсере «Белфаст», превращенном в плавучий музей, который стоит сейчас на Темзе, в центре Лондона. Но золото, как известно, находилось в артиллерийском погребе, рядом с боеприпасами. Хотя, по мнению специалистов, они не могли взорваться, но все же сохранили свои боевые качества. Поэтому операция, естественно, представлялась опасной. Для ее выполнения отобрали группу самых опытных водолазов-глубинников из разных стран, возглавляемую Майклом Стюартом.

Затем, уже осенью, на смену поисковому судну в точке над затонувшим крейсером встало спасательное судно «Стефанитурм», которое обычно работает в Северном море, обслуживая буровые вышки на морских нефтепромыслах. На его борту имелись барокамеры, колокол для подводных спусков и другое специальное оборудование для работ на больших глубинах.

Операция началась.

Первый раз на глубину ушли три водолаза, но колокол оказался тесен для троих, и в дальнейшем стали погружаться по двое. Впоследствии это обстоятельство учли и во второй экспедиции использовали колокол, рассчитанный для погружения втроем.

Итак, первоначально предполагалось пробраться к золоту через пробоину в борту. Но там обнаружили груду искореженного металла. Тогда, чтобы добраться до переборки артиллерийского погреба, прорезали отверстие в том же правом борту. Но промежуточное помещение - топливный танк - тоже оказалось загроможденным обломками рухнувшей палубы и других конструкций. А когда вскрыли переборку, обнаружили целые завалы из песчаных наносов, водорослей, мазута, обломков труб. Пришлось расчищать, работая зачастую в сплошной темноте, на ощупь, в облаке ила, который отсасывали специальным устройством. Но полностью рассеять это облако, не пробиваемое даже самым ярким светом, не удавалось.

Так продолжалось до 16 сентября. Только через пятнадцать суток после начала работ по расчистке проходов к артиллерийскому погребу Джон Россье, двадцативосьмилетний водолаз из Зимбабве, нашел первый слиток под номером КР0620. Каждый на судне подержал его в руках...

Сначала слитки поднимали в сварной металлической корзине - по сорок штук, но корзина застревала в загроможденном обломками трюме, и тогда решили применить капроновый мешок на двадцать слитков.

На борту «Стефанитурма» было двадцать пять специалистов-подводников (а всего шестьдесят членов экипажа), из них пятнадцать непосредственно участвовали в глубоководных спусках - работали в три смены по два человека. Находились они на судне в жилых барокамерах, а на крейсер их доставляли в своеобразном подводном лифте - водолазном колоколе.

Наступило время осенних штормов. Сильные ветровые течения сносили судно с точки, да и водолазы устали: ведь на такой большой глубине до них еще никто не работал.

В день окончания глубоководных работ на воду был спущен венок и состоялась церемония в память погибших моряков крейсера «Эдинбург». Тогда во время морского сражения было убито шестьдесят английских военных моряков. Сохранившиеся чудом останки подняли на борт спасательного судна, накрыли государственным флагом Великобритании, с тем чтобы отдать почести погибшим...

Когда во время первой экспедиции я прибыл на борт «Стефанитурма», 431 слиток - стоимостью более сорока миллионов фунтов стерлингов - находился в так называемой золотой комнате, а попросту в обычной боцманской кладовой, под тремя замками, три разных ключа от которых порознь хранились у представителей министерства торговли Великобритании, компании, судовладельца. Кстати, один из слитков купила английская газета «Санди таймс» и разыграла его в лотерею.

Через иллюминатор барокамеры я увидел шестерых водолазов, которые ужинали, смотрели телевизор, во что-то играли, в общем, вели себя вполне обычно, хотя приборы на пульте управления показывали давление, соответствующее глубине 120 метров - декомпрессия началась с отметки 260 метров и продолжалась уже несколько дней. Я видел их лица крупным планом и не мог не заметить выражения глубокой усталости... В подсобном помещении висели перемазанные мазутом костюмы, в которых водолазы работали.

С приходом в Мурманск участники спасательной экспедиции возложили цветы к памятнику защитникам Заполярья и к мемориалу в честь союзников по борьбе с фашизмом...

Тогда же в Мурманске генеральный директор компании «Джессоп марин рикавериз лимитед» Кейт Джессоп сказал, что следующей весной экспедиция будет продолжена. Но только через пять лет в точке над затонувшим крейсером «Эдинбург» встало спасательное судно «Дипвотер-2». По новому советско-английскому соглашению право ведения глубоководных работ было передано английской фирме «Вартон Вильяме», которая участвовала в качестве фирмы-партнера в предыдущей экспедиции.

Еще до прихода в точку водолазы вошли в барокамеры, как бы начав постепенный спуск на глубину. Первое погружение, произведенное 4 сентября, установило, что за прошедшие после первой экспедиции годы в рабочих отсеках крейсера скопилось много наносов - их пришлось удалять, используя специальную аппаратуру. 7 сентября, когда подняли пять золотых слитков, спасательные работы были приостановлены: даже самая совершенная техника не позволила продолжить глубоководные спуски во время шторма.

Участников экспедиции, кстати, волновала версия, основанная на архивных и литературных источниках, по которой количество погруженного в 1942 году на «Эдинбург» золота удваивается. К примеру, адмирал А. Г. Головко - он во время войны командовал Северным флотом - в книге своих воспоминаний «Вместе с флотом» пишет: «Крейсер был добит английскими кораблями и пошел на дно вместе с грузом золота, составлявшим около десяти тонн».

Водолазами, спускавшимися с «Дипвотер-2», был вскрыт и тщательно обследован соседний с артиллерийским погребом отсек, куда, вероятнее всего, могла быть погружена предполагаемая вторая партия золотого груза. Все это помещение было заставлено ящиками с пиротехникой, на обследование и перестановку которых ушло полтора суток. Но золота там не оказалось.

Двадцать три погружения совершили с «Дипвотер-2» двенадцать водолазов-глубинников. На судне они находились в трех барокамерах с последующим периодом декомпрессии двенадцать суток. На глубину 215 метров отправлялись в водолазном колоколе, который оборудован специальным устройством - оно компенсирует при волнении раскачку колокола и обеспечивает нормальное погружение. Далее - до крейсера - водолазы погружались самостоятельно, по двое, неся за собой целую систему жизнеобеспечения из трубопроводов и кабелей; с их помощью подавались дыхательная смесь и вода для обогрева, велись связь, телевизионный осмотр, освещение объекта и другие работы. Применялись эластичные водолазные костюмы мокрого типа с водяным обогревом до 75 градусов. Дело в том, что когда человек дышит гелио-кислородной смесью под соответствующим глубине давлением - в данном случае 23,5 атмосферы,- он начинает мерзнуть даже при 35 градусах. К тому же в придонных слоях низкие температуры. При ведении работ третий водолаз для страховки находился в колоколе.

Как известно, в море судно дрейфует под воздействием ветра, волн, течений. Чтобы удержать корабль без якоря в нужной точке, на борту «Дипвотер-2» была установлена система динамического позиционирования, которая по сигналам двух гидроакустических буев, опущенных на глубину, определяла отклонение судна от крейсера. Обработав эти данные, ЭВМ давала команду подруливающим устройствам, удерживающим «Дипвотер-2» в заданной позиции. И все же при сильном шторме, когда скорость ветра достигала 22 метров в секунду, погружаться было нельзя.

По документам, после первой операции на крейсере оставалось 34 золотых слитка, без учета предполагаемой второй партии золота,- рассказал принимавший участие в спасательной экспедиции представитель Министерства морского флота СССР Игорь Николаевич Ильин.- Во время второй операции обнаружено и поднято 29.

Остальные пять, находившиеся в носовой части артиллерийского погреба, разнесенной снарядом во время боя, бесследно исчезли среди искореженного металла. Это подтвердил и телевизионный осмотр объекта.

Расположенные в непосредственной близости от золотого груза боезапасы - снаряды различного калибра, мины, гранаты, патроны - к счастью, не помешали работам.

От мазута, вытекшего из топливных танков, поднятые слитки отмывали керосином, возвращая им благородный блеск. Общий вес спасенного во второй экспедиции золота составляет 345 килограммов. Оно оценивается примерно в три миллиона фунтов стерлингов.

В ходе двух экспедиций, названных в зарубежной прессе «операцией века», с крейсера «Эдинбург» на поверхность извлечено девяносто девять процентов от примерно пяти с половиной тонн драгоценного металла. За последнее время это наиболее удачная крупномасштабная операция по поиску и спасению затонувших сокровищ. С учетом всех обстоятельств можно сказать, что такие сложные глубоководные работы выполнялись свободно плавающими водолазами впервые.

После успешного завершения операции спасенный золотой груз был разделен на борту «Дипвотер-2» между Советским Союзом и Великобританией в оговоренной пропорции; обе стороны должны отчислить по 45 процентов своей доли в пользу фирмы, поднявшей со дна моря драгоценный груз.

Десять слитков на борту «Дипвотер-2» отправились в Англию. Девятнадцать были перегружены в Баренцевом море - с помощью телескопической стрелы двумя партиями (для уменьшения риска) - на советское судно.

Вряд ли когда еще придется подержать в руках слиток золота весом свыше 12 килограммов, пролежавший на дне Баренцева моря почти сорок пять лет. На благородном металле изображены серп и молот, выбито «СССР, Москва». И проба - 999,9.

Баренцево море - Мурманск - Москва

Эдинбург (крейсер)

История
Класс: лёгкий крейсер
Тип: Модифицированный Town / Edinburgh
Флаг: Великобритания
Постройка: Swan Hunter
Заказан:
Заложен: 30 декабря 1936 года
Спущен на воду: 31 марта 1938 года
Наречён:
Принят на вооружение: 6 июня 1939 года
Флаг спущен:
Снят с вооружения:
Конец: Затонул в Баренцевом море
Тактико-технические характеристики
Водоизмещение: 10000 брутто-регистровых тонн
Длина: 190,17 м наибольшая
187,88 м по ватерлинии
179,65 м между перпендикулярами
Ширина: 19,32 м
Силовая установка: 4 трубозубчатых агрегата Парсонса, 4 трёхколлекторных котла Адмиралтейского типа
проектная мощность 82,500 л.с. (60 МВт)
Движитель:
Скорость: 32,5 узла при стандартном водоизмещении
31 узел при стандартном водоизмещении
Запас хода: 10100 морских миль при 12 узлах
Экипаж: 730 человек
Вооружение
Артиллерийское вооружение: 4×3 6"/50 (152-мм) орудий Mk-XXIII в башенных установках MK-XXIII
Зенитное вооружение: 6×2 4"/45 (102-мм) спаренных орудий Mk-XIX
Мелкокалиберные орудия: 2×8 2-фн 40-мм пушек «пом-пом»
Торпедное вооружение: 2 трёхтрубных торпедных аппарата TR-4 21" (533 мм) торпедных аппаратов
Прочее
Девиз:

HMS Edinburgh (C16) - британский лёгкий крейсер , типа «Таун» (подтип «Белфаст»), один из 9 крейсеров этого типа в составе Королевского военно-морского флота во время Второй мировой войны .

В последнем походе сопровождал конвой QP-11 (28.04.1942 Мурманск - 7.05.1942 Рейкъявик). Имел на борту около 5,5 тонн золота - платеж за ленд-лиз . 2 мая года потоплен в Баренцевом море субмариной U-456 (капитан Макс-Мартин Тайхерт).

История постройки

В первой половине XX века крейсер стал важным инструментом проведения колониальной политики, служащим как для охраны собственных торговых путей, так и для атаки вражеских коммуникаций, а также для поддержки действий кораблей других классов. Британская империя , будучи колониальной империей особенно нуждалась в кораблях такого класса.

Лондонское соглашение об ограничении и сокращении морских вооружений, подписанное 22 апреля 1930 года по итогам конференции, проводимой в столице Великобритании установило чёткие параметры крейсеров. Согласно Части III, Статье 15 «Крейсера - это надводные корабли, кроме линейных кораблей и авианосцев, стандартное водоизмещение которых превышает 1850 брутто-регистровых тонн и вооружённых артиллерией калибром свыше 5,1 дюйма (130 мм). Крейсера делятся на два подкласса:

  • a) с артиллерией калибром свыше 6,1 дюйма (155 мм)
  • b) с артиллерией калибром менее 5,1 дюйма (155 мм)»

Статья 16 налагала ограничение как на суммарный тоннаж (146800 брутто-регистровых тонн) и количество (15) тяжёлых крейсеров Британской империи, так и на суммарный тоннаж (192200 брутто-регистровых тонн) лёгких крейсеров.

Конструкция и характеристики

Участие в военных действиях

Последний поход «Эдинбурга»

В мае 1942 года «Эдинбург» с золотым грузом при загадочных обстоятельствах был потоплен в Баренцевом море в трёх днях пути от Мурманска. Крейсер затонул на большой глубине. Найти разгадку гибели крейсера и исчезновения золотого груза долгие годы считалось технически невозможным. Одна из самых секретных операций времён второй мировой войны с годами превратилась в одну из легенд о подводных сокровищах. Успешным оказался подъём 5,5 т золотых слитков с британского крейсера «Эдинбург», затонувшего в мае 1942 г. после атак по нему немецких подводных лодок и эсминцев. Крейсер с золотом пролежал почти 40 лет на дне Баренцева моря на глубине 260 м, когда в мае 1981 г. английское поисковое судно «Даммтор» вышло в рейс для поиска затонувшего крейсера.

HMS Edinburgh (C16) - британский лёгкий крейсер типа «Таун» (подтип «Белфаст»), один из 9 крейсеров этого типа в составе Королевского военно-морского флота во время Второй мировой войны. Назван (31 марта 1938 года) в честь Эдинбурга - столицы Шотландии.

В последнем походе сопровождал конвой QP-11 (28.04.1942 Мурманск - 7.05.1942 Рейкьявик).
Имел на борту около 5,5 тонн золота - частично оплата советских закупок в Великобритании и США, произведенных сверх программы ленд-лиза (поставки по ленд-лизу не подлежали оплате до окончания войны), частично - «обратный ленд-лиз»: поставлялось сырье для производства средств связи для СССР, которое использовалось для золочения контактов всего телефонного, радио- и навигационного оборудования производимого для советской армии, авиации и флота. 2 мая 1942 года потоплен в Баренцевом море субмариной U-456 (капитан Макс-Мартин Тайхерт).

Основные характеристики:

Длина 190,17 м наибольшая, 187,88 м по ватерлинии, 179,65 м между перпендикулярами.
Ширина 19,32 м.
Двигатели 4 турбозубчатых агрегата Парсонса, 4 трёхколлекторных котла Адмиралтейского типа.
Мощность 82 500 л. с. (60 МВт) - проектная.
Скорость хода 32,5 узла при стандартном водоизмещении, 31 узел - при полном водоизмещении.
Дальность плавания 10 100 морских миль на скорости 12 узлов.
Экипаж 730 человек.

Вооружение:

Артиллерия 4 × 3 - 152-мм/50 орудий Mk-XXIII в башенных установках MK-XXIII.
Зенитная артиллерия 6 × 2 - 102-мм/45 Mk-XIX, 2 × 8 - 40-мм «пом-помов».
Минно-торпедное вооружение 2 трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата TR-4.

Последний поход «Эдинбурга»

В конце апреля 1942 года «Эдинбург» во главе конвоя судов вышел из Мурманска в Англию. На борт крейсера в Мурманске было погружено, согласно сохранившимся документам, 93 деревянных ящика, в которых содержалось 465 слитков золота весом 5534603,9 граммов (195548 унций).
30 апреля (по другим сведениям 1 мая) в 187 милях к северу от Мурманска «Эдинбург» был торпедирован немецкой подводной лодкой U-456 (командир - Тейхерт). Крейсер получил две торпеды: одна попала в левый борт, вторая - в корму. «Эдинбург» потерял ход, но остался на плаву. На помощь подошли два британских эсминца и под их охранением крейсер попытался вернуться в Мурманск, однако, вскоре подошли три немецких эсминца под командованием фрегаттен-капитана Шульце-Гинрикса. Они открыли по «Эдинбургу» артиллерийский огонь и выпустили торпеды. Одна из торпед попала в корму крейсера, после чего он еще больше накренился на левый борт.
В ходе боя был потоплен немецкий эсминец «Герман Шёман». Остальные два немецких эсминца сняли с него экипаж и отошли. Контр-­адмирал Картер, руководивший операцией, отдал приказ английским эсминцам снять с «Эдинбурга» экипаж и добить крейсер торпедами. Британский эсминец торпедировал крейсер «Эдинбург» двумя торпедами в левый борт. Корабль затонул вместе с золотом на глубине примерно 900 футов (около 260 м). Все члены экипажа - 750 человек, были доставлены в Мурманск.

Золото, находившееся на борту «Эдинбурга», было застраховано в Госстрахе СССР. 1/3 золота была перестрахована английским Комитетом по страхованию военных рисков.

Поднятие золота с крейсера «Эдинбург»

Идея поднятия золота с затонувшего крейсера возникла сразу же как только появились технические возможности осуществления этой операции.

Попытки поднятия золота осуществлялись неоднократно.

Норвежская фирма «Столт-Нилсен Редери» обращалась 1979 г в советское посольство с уведомлением о поиске судов, пропавших во время Второй мировой войны в Баренцевом море.

Переговоры с этой фирмой завершились безрезультатно, несмотря на то, что она потратила около миллиона долларов на подготовку операции по подъёму золота.

Позднее в 1981 году было достигнуто соглашение и подписан трёхсторонний контракт по поиску и подъёму затонувшего золота. Сторонами по контракту выступали Министерство торговли Великобритании, Министерство финансов СССР и британская компания «Джессон Марин Рикавериз», которая должна была осуществлять операцию по поиску и подъёму золота.
Подготовка к операции по подъёму золота проводилась также на борту аналогичного «Эдинбургу» крейсера «Белфаст», стоящего на Темзе в Лондоне, напротив Тауэра.

Работы начались 9 мая 1981 года. Спасательное судно «Дамматор» 14 мая 1981 года обнаружило судно на глубине 250 м, лежащим на дне на левом борту.
Вторая стадия работ началась в сентябре 1981 года с использованием второго, более приспособленного для такой операции судна «Стефанитурм».

Работы по подъёму золота осуществлялись круглосуточно. Ящики после долгого нахождения в воде развалились, всё было покрыто толстым слоем ила и мазута. Водолазы с использованием грунтонасоса с трудом, временами наощупь, находили слитки золота и грузили их в сетку, с помощью которой поднималось золото на борт судна.
На борту судна постоянно дежурили представители ИНГОССТРАХА, фиксируя количество поднимаемых слитков. Всего был поднят 431 слиток золота общим весом 5129,3 кг. Из-за усталости водолазов и ухудшения погоды 5 октября было принято решение прервать работу по подъёму груза. 9 октября 1981 г. судно «Стефанитурм» пришло в порт Мурманск с поднятым золотом.

Распределение золота было осуществлено согласно достигнутой договорённости и прав собственности на груз в соответствии с действующими правилами следующим образом: 1/3 - Великобритании, 2/3 - СССР. Спасатели получили в качестве оплаты за спасение 45 % спасённого золота.

Оставшуюся часть золота поднимали через пять лет, в сентябре 1986 года. Контракт на спасение груза был подписан с той же фирмой «Джессон Марин Рикавериз». Для подъёма золота использовалось судно «Диипвотер-2». Было поднято 29 слитков весом 345,3 кг. Пять слитков золота весом 60 кг остались лежать на дне Баренцева моря.


HMS Edinburgh

HMS Southampton (1936)

HMS Edinburgh

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Однотипные корабли

HMS Edinburgh (рус. «Эдинбург» ) - британский лёгкий крейсер типа Town (подтип Edinburgh ), один из сильнейших лёгких крейсеров ВМС Великобритании . Принимал активное участие в боевых действиях Второй мировой войны . Участвовал в операции по уничтожению немецкого линкора Bismarck , а также эскортировал полярные конвои. Погиб 2 мая 1942 года при проводке конвоя QP-11. Крейсер затонул вместе с грузом золота, предназначенным для оплаты военных поставок СССР.

История создания

Крейсер HMS Edinburgh был заложен на верфи Swan Hunter 30 декабря 1936 года, спущен на воду 31 марта 1938 года и введён в строй 6 июля 1939 года.

Конструкция

Корпус

Основное отличие от строившихся до него крейсеров типа Town заключалось в смещении машинно-котельных отделений в корму и размещении перед ними погребов боезапаса 102-мм орудий. Вследствие этого силуэты новых крейсеров приобрели характерные очертания с дымовыми трубами, далеко отставленными от носовой надстройки. Корпус крейсера был круглоскулым, с явно выраженным скуловым изломом в носовой части. Он разделялся на 15 отсеков поперечными водонепроницаемыми переборками . Двойное дно имелось на всём протяжении корпуса , а в районе артиллерийских погребов оно было тройным.

Лёгкий крейсер HMS Edinburgh

Бронирование

HMS Edinburgh имел броневой пояс толщиной 114 мм, который прикрывал корпус между 26-м и 238-м шпангоутами . Пояс опускался на 91 см ниже ватерлинии и поднимался до уровня главной палубы (в районе машинно-котельных отделений до верхней палубы). Пояс замыкался поперечными траверзами толщиной 63 мм. Горизонтальная защита представляла собой броневую палубу толщиной 51 мм. В районе погребов боезапаса башен главного калибра толщина броневой палубы возрастала до 76 мм. Рулевой привод был прикрыт с боков внутренними продольными и поперечными экранами толщиной 25 мм. Сверху он прикрывался броневой палубой толщиной 51 мм.

Вооружение

Основным оружием HMS Edinburgh были 12 152-мм орудий Мк-XXIII. Орудия Мк-XXIII, имевшие конструкцию со скреплённым стволом и поршневым затвором, располагались в трёхорудийных башенных установках Мк-XXIII. Основным зенитным вооружением HMS Edinburgh были 12 102-мм пушек Mk-XVI в спаренных палубных установках Mk-XIX. В первоначальное вооружение крейсера также входили два 8-ствольных 40-мм автомата "Виккерс" Mk-IVA «пом-пом». На крейсере также были установлены два трёхтрубных торпедных аппарата TR-IV калибра 533 мм. Противолодочное вооружение крейсера состояло из глубинных бомб Mk-VII. Также на HMS Edinburgh постоянно базировались три гидросамолёта Supermarine Walrus .

Силовая установка

Гибель

30 апреля HMS Edinburgh был обнаружен подводной лодкой U-456 (командир – капитан-лейтенант Тайхерт). К этому времени крейсер по приказу контр-адмирала Бонэма-Картера, опасавшегося следовать со скоростью транспортов, шёл в голове каравана широким противолодочным зигзагом на скорости 18-19 узлов.

После многочасового маневрирования для поиска оптимальной позиции для атаки, в 16.10 U-456 дала трёхторпедный залп по крейсеру. Две из трёх торпед попали в правый борт HMS Edinburgh : первая в центральную часть корпуса в район 80-го шпангоута, вторая в корму в район 253-го шпангоута. Оба взрыва прогремели практически одновременно. Корабль сильно тряхнуло, тотчас погас свет. Кормовую оконечность вместе с рулём и двумя винтами оторвало от крейсера, металлическая палуба позади последней башни главного калибра изогнулась вверх. HMS Edinburgh потерял ход и управление.

Но, несмотря на тяжёлое положение, экипажу удалось локализовать повреждения. Поступление воды остановили, крен на правый борт выровняли контрзатоплением отсеков противоположного бота и даже перетаскиванием тяжёлых предметов. К 18.30 к повреждённому крейсеру подошли эсминцы HMS Foresight , HMS Forester , «Гремящий» и «Сокрушительный» . Тем временем U-456 попыталась произвести повторную атаку, но была отогнана эсминцем HMS Forester , едва не протаранившим её форштевнем.

Последние минуты HMS Edinburgh

Попытки эсминцев буксировать HMS Edinburgh оказались безуспешными, но крейсеру удалось запустить носовые турбины. При помощи передней пары винтов удалось дать ход около трёх узлов. В качестве рулевого управления использовали буксиры, поданные на эсминцы. Крейсер направился в Мурманск, до которого было около 250 миль, для преодоления которых требовалось 4 дня.

Утром 1 мая «Гремящий» и «Сокрушительный», у которых было на исходе топливо, ушли на заправку в Ваенгу. А после полудня крейсер атаковали торпедоносцы. Немецким лётчикам не удалось причинить какого-либо вреда кораблям, но всё же эсминцам пришлось отдать буксиры и заняться противовоздушной обороной крейсера. Лишь после подхода советского сторожевого корабля «Рубин» и английских тральщиков около 18.00 удалось возобновить движение крейсера. К этому времени удалось поднять давление пара в котлах, и скорость HMS Edinburgh возросла до 8 узлов.

Но немцы не собирались упускать добычу. Около 14.00 суда конвоя QP-11 (к этому времени в охранении остались 4 устаревших эсминца и 4 корвета) подверглись нападению немецких эсминцев Hermann Schoemann (Z-7 ) , Z-24 и Z-25 , имевших ощутимое огневое превосходство над кораблями охранения. После 4-часового жаркого боя (один только Hermann Schoemann выпустил 380 снарядов), в ходе которого немцам удалось потопить советский пароход «Циолковский», они оставили конвой в покое и отправились искать повреждённый крейсер.

В 16.17 с Hermann Schoemann заметили тральщик HMS Harrier и открыли по нему огонь. Перестрелка при низкой видимости была безрезультатна, но помогла HMS Edinburgh подготовиться к бою. Как только немецкий эсминец оказался замечен с крейсера, по нему незамедлительно был открыт огонь. По эсминцу могла вести огонь только вторая башня («В»). Кормовая башня была заклинена, а наводчики первой и третьей башни не видели противника. Система управления огнём была выведена из строя. Но, несмотря на это, первый же залп лёг близко от цели. Hermann Schoemann резко увеличил скорость и начал ставить дымозавесу, но второй залп HMS Edinburgh был точен. В эсминец попали два снаряда, пронзив оба машинных отделения, корабль окутало дымом, управление всеми системами вышло из строя. Торпеда, выпущенная их носового аппарата, в крейсер не попала.

Повреждения кормовой части после попадания торпед.

В 06.48 2 мая в атаку на HMS Edinburgh вышли Z-24 и Z-25 . Крейсер отстреливался из 152-мм и 102-мм орудий, но в этот раз неудачно. Эсминцам удалось выпустить по нему 7 торпед, и одна из них попала в цель. Попадание пришлось в левый борт в районе 86-108 шпангоутов, напротив пробоины по правому борту. Многочисленные помещения (в том числе носовое котельное отделение и погреба боезапаса третьей башни) оказались затопленными водой и нефтью из повреждённых резервуаров. Крейсер был вынужден застопорить турбины.

К крейсеру подошли тральщики HMS Harrier и HMS Gossamer и начали снимать экипаж с крейсера, а третий тральщик - HMS Hussar прикрывал их дымовой завесой. Эсминцы HMS Foresight и HMS Forester ввязались в бой с Z-24 и Z-25 , и, несмотря на полученные тяжёлые повреждения, отогнали их. Немцы отошли к тонущему Hermann Schoemann , сняли с него экипаж и подорвали его глубинными бомбами. Hermann Schoemann затонул в 8.30.

Но HMS Edinburgh ненадолго пережил своего противника. Крен продолжал увеличиваться и адмирал Бонем-Картер приказал снимать с корабля экипаж. Экипаж перешёл на тральщики, которые оказались сильно перегруженными. Для того, чтобы скорее продолжить путь, HMS Edinburgh было решено добить. Это сделал эсминец HMS Foresight выпустив по нему торпеду. В 8.52 крейсер исчез под водой. На крейсере погибло 57 человек и ещё 23 были ранены.

Командиры

Корабль с сокровищами

Информация о том, что на борту HMS Edinburgh находилось золото, очень скоро просочилась в английскую прессу. А в 50-е годы появились предложения о поиске крейсера и находящегося на его борту золота. Но поиск HMS Edinburgh был сопряжён с определёнными трудностями. Во-первых, корабль затонул на глубине в четверть километра; во-вторых, крейсер был объявлен военным захоронением (ведь на нём покоилось 57 моряков), вследствие чего он получил полную неприкосновенность.

Тем не менее, англичанин Кейт Джессоп, в течение 10 лет изучавший всевозможную информацию о последнем походе HMS Edinburgh , решился организовать поисковую экспедицию. В 1979 году он, заручившись поддержкой норвежской фирмы «Столт-Нильсен», провёл поиски в Баренцевом море. Хотя корабль найден не был, район поиска довольно чётко удалось обозначить. Это оказалось возможным, в основном, благодаря свидетельству капитана одного из траулеров, в сети которого попали обломки с HMS Edinburgh .

В 1980 году предприимчивый англичанин организовал собственную фирму «Джессоп мэрин Рикавериз». В проекте Джессопа согласились участвовать известные корпорации: «Ракал-Декка», предоставившая электронное и гидроакустическое оборудование и OSA, предоставившая поисковое судно Demptor . В мае 1981 года Demptor отправился в поисковую экспедицию, оказавшуюся удачной. HMS Edinburgh был обнаружен в первый же день поисков. Он лежал на левом борту на глубине 250 метров. С помощью видеокамеры был отснят небольшой фильм.

Кейт Джессоп сразу же начал переговоры с советской и британской сторонами, в результате чего появилось советско-британское соглашение, подписанное 5 мая. Согласно нему фирма Джессопа несла все затраты по подъёму золота, а в случае неудачи не получала никакой компенсации. В случае же успеха Джессоп получал 45% поднятого золота, а остальное должно быть поделено между СССР и Великобританией в соотношении 2:1, так как СССР в годы войны уже получил страховку в размере 32,32% от стоимости золота, выплаченную Британским бюро страхования от военных рисков.

Для того, чтобы не беспокоить останки погибших моряков, подъём золота предполагалось осуществить через торпедную пробоину в правом борту. В августе к месту гибели HMS Edinburgh прибыло судно Stefaniturm , предоставленное фирмой OSA и оснащённое по последнему слову техники, в том числе, глубоководным колоколом и мощными лебёдками. Попытки проникнуть в артиллерийский погреб с золотом через торпедную пробоину была безуспешной. Мешали покорёженные конструкции и большое количество снарядов. Был прорезан дополнительный лаз, и проложен путь через топливные танки. Условия работы были чрезвычайно трудными, ведь работы на такой глубине проводились впервые в истории, и многие водолазы жаловались на недомогание.

16 сентября 1981 года поиски увенчались успехом. Был найден первый золотой слиток весом 11,5 кг. За следующие три недели был поднят 431 слиток золота общим весом около 5,13 тонн. Чрезвычайная усталость водолазов, а также ухудшение погоды заставили прекратить работы, и 7 октября Stefaniturm отправился в Мурманск. Общая стоимость поднятого золота составила более 40 млн. фн. ст., что является абсолютным рекордом в истории поиска морских сокровищ.

После этого Джессоп продал советско-британский контракт своим конкурентам - фирме «Уорлтон-Уильямс», которая организовала новую экспедицию к HMS Edinburgh . 28 августа 1986 года поисковое судно Deepwater-2 отправилось к месту гибели крейсера. В течение двух недель было найдено и поднято на поверхность ещё 29 слитков. На HMS Edinburgh оставалось ещё 5 слитков золота, но отыскать их среди покорёженного металла и разбросанных повсюду боеприпасов оказалось нереальным. 18 сентября Deepwater-2

Литература и источники информации

  • С.А. Балакин Крейсер "Белфаст" . - Москва: 1997. - (Морская коллекция №1/97).
  • С.В. Патянин, А.В. Дашьян, К.С. Балакин, М.С. Барабанов, К.В. Егоров Крейсера Второй мировой. Охотники и защитникию . - Москва: Коллеция, Яуза, ЭКСМО, 2007. - (Арсенал Коллекция). - ISBN 5-699-19130-5

Галерея изображений



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...