Большая сухаревская. Колхозная площадь

Со второй половины XIX века улица застраивалась доходными домами и особняками, многие из которых сохранились до наших дней, а вот главная достопримечательность Мещанской слободы - Сухарева башня - стала препятствием для расширения Садового кольца и была уничтожена в 1934 году. Сухарева башня построена по инициативе Петра I в 1692-1695 годах на месте старых деревянных Сретенских ворот, в ней размещалась морская «навигацкая» школа, затем московская контора Адмиралтейской коллегии, а в XIX веке башня стала фактически гигантской цистерной - элементом Екатерининского водопровода, поставлявшего питьевую воду из Мытищ в Москву.

Защитить здание со столь богатой историей попытались академики Алексей Щусев, Иван Жолтовский, Иван Фомин и другие не менее компетентные эксперты, но Иосиф Сталин, вероятно, лучше них разбирался в архитектуре и так ответил авторам коллективного письма: «Лично считаю это решение (о сносе) правильным, полагая, что советские люди сумеют создать более величественные и достопамятные образцы архитектурного творчества, чем Сухарева башня...»

Большая Сухаревская площадь получила новое название - Большая Колхозная «в честь 1-го Всесоюзного съезда колхозников-ударников».


Колхозная площадь. 1935 год: https://pastvu.com/p/67424


Кадр из кинофильма «Старик Хоттабыч». 1956 год: https://pastvu.com/p/9803

Станцию московского метрополитена, открывшуюся в 1972 году в составе участка «Проспект Мира»-«Китай-город», тоже назвали «Колхозной». Массивные пилоны станционного зала стилизованы под перевязанные снопы, а путевые стены украшены чеканкой с изображениями колосьев, кукурузных початков и деталей сельхозтехники. После распада СССР городские власти вернули площади историческое название и заодно переименовали станцию метро в «Сухаревскую».


На фото: профилактические ремонтные работы и уборка станции


Колхозная площадь. 1946-1949 гг.: https://pastvu.com/p/73821

Первая Мещанская улица вела к Всесоюзной сельскохозяйственной выставке и факт открытия ВСХВ был отмечен сооружением двух башен (1938, архитектор М.Рубин) с лепниной и годом открытия сельхозвыставки - 1939. В первоначальном варианте башни были украшены гербами СССР, под датой нанесена надпись «Всесоюзная сельскохозяйственная выставка», а венчали их вазоны с флагштоками. До войны ВСХВ проработала недолго, возобновила работу в 1954 году и на башнях старая дата была заменена на актуальную. Увы, сохранилась лишь одна башня по чётной стороне проспекта.


Колхозная площадь. 1986 год: https://pastvu.com/p/78800


Проспект Мира, № 1 - бывший трактир Романова, построенный на фундаменте XVIII века


Проспект Мира, № 2 - здание Товарищества «Павла Малютина Сыновья»


Вид на 1-ю Мещанскую улицу с Сухаревой башни. 1914 год: https://pastvu.com/p/454


Сухарева башня. 1931-1934 гг.: https://pastvu.com/p/37080 На снимке видно, что башня не только занимала значительную часть Садового кольца, но и «запирала» 1-ю Мещанскую, - вероятно, она была обречена на снос если не при Сталине, так при Хрущёве или Брежневе.


Проспект Мира, № 3, корпус 1 - доходный дом братьев Фирсановых, изначально построен для купца В.Камзолкина (1893, архитектор В.Загорский, стилизация под раннее французское барокко). Кариатиды на эркерах выполнены учеником Училища живописи, ваяния и зодчества, будущим знаменитым скульптором Сергеем Конёнковым.


Проспект Мира, № 4. 1972-1976 гг.: https://pastvu.com/p/459401


Проспект Мира, № 4 - владения Е.Асикритовой (1816, перестройка и надворные постройки 1909 года - архитектор С.Кулагин)


Проспект Мира, № 8. 1987-1989 гг.: https://pastvu.com/p/105578


Дом снесён


Проспект Мира, № 10с1


Проспект Мира, № 5к1


1-я Мещанская улица. Магазин и склад чаев фирмы Перловых. 1893-1917 гг.: https://pastvu.com/p/623715


Проспект Мира, № 5 - дом чаеторговцев Перловых (1893, архитектор Р.Клейн)


Проспект Мира, № 7с1 и № 9с1 - жилые дома 1940 года


Проспект Мира, № 11 - жилой дом Наркомата связи (1937-1946, архитектор Д.Булгаков). Нарядная отделка боковой стены дома объясняется тем, что согласно Генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года 1-ю Мещанскую улицу должна была пересечь новая магистраль, связывающая Белорусский вокзал с Комсомольской площадью.


Рядом со сталинкой сейчас небольшой скверик, а до 1936 года на этом месте стояла построенная в конце XVII века церковь мучеников Адриана и Наталии. 1882 год: https://pastvu.com/p/20059


Проспект Мира, № 12, стр. 2 - дом основателя купеческой династии Ивана Исаева, который в 1675 году скупил несколько дворов в Мещанской слободе. Владение переходило из рук в руки, прирастая каменными служебными корпусами, а в начале XIX века купчиха Наталья Лобкова распорядилась разбить позади дома сад с беседками и вишневой аллеей.


Каретный сарай. 1920 год: https://pastvu.com/p/33521


Проспект Мира, № 12с9, каретный сарай XVIII века


Проспект Мира, № 14, стр. 1 - каменные палаты XVIII века, жилой дом с лавками А.Шамардина-Л.Гуревич (1860-е)


Дом 14. 1920-1927 гг.: https://pastvu.com/p/85731


Проспект Мира, № 14, стр. 10 - дом конца XVIII века, в нём размещается экспозиция Музея «Садовое кольцо»


Проспект Мира, № 16


Проспект Мира, № 16, стр. 2 - жилой флигель усадьбы Долговых (1770, авторство первоначального здания приписывается Василию Баженову). Сгоревший во время московского пожара 1812 года дом перестроен в 1838 году. В 1973-м в особняке открылся ЗАГС Дзержинского района г. Москвы.


Проспект Мира, № 18 - здание Райкома КПСС и Райисполкома Дзержинского района (1983), сейчас - Префектура Северо-Восточного административного округа Москвы


Проспект Мира, № 20 - главный дом городской усадьбы Долговых, особняк симбирского купца Василия Арацкого (XIX век, перестройка 1909 - архитекторы П.Висневский, Александр и Виктор Веснины). Но ещё раньше, в 1863 году, дом приобрёл Григорий Захарьин, знаменитый московский врач с большой практикой и высокими гонорарами. Захарьин был крупнейшим учёным и славился необычайно точным определением диагноза - по легенде, он якобы с первого взгляда на больного распознавал любую болезнь. Врач жертвовал крупные суммы деревенским школам, нуждающимся студентам, а всё своё состояние завещал на благотворительные цели.


Часовня Серафима Саровского. 1912 год: https://pastvu.com/p/549587


Проспект Мира, № 20к2 - часовня Серафима Саровского при подворье Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря (1913, архитектор П.Харко) была пристроена к двухэтажному дому. Несколькими годами ранее участок был приобретён Почётным гражданином города Москвы Федором Долгинцевым и передан в дар монастырю. Часовня была выстроена в новорусском архитектурном стиле, увенчана продолговатыми главками на тонких барабанах. У входа в часовню в стену вмонтировали кусок серого гранита, на котором тысячу дней и ночей молился преподобный Серафим Саровский. Паломники приходили поклониться этой святыне.

После революции из церкви были изъяты ценности, а в 1929 году здание отдали под мастерские Института слепых. В 2011 году часовня вновь открылась для верующих, но не на прежнем месте, а чуть севернее.

Вскоре было принято решение о строительстве в Останкино комплекса Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и 1-й Мещанской отводилась роль главной трассы, ведущей из центра к ВСХВ. Разработку плана реконструкции осуществлял руководитель 4-й архитектурно-планировочной мастерской Моссовета Г.Бархин, ориентировавшийся на подготовленный в 1933-1934 годах проект. Вслед за Сухаревой башней предполагалось снести 102 из 172 старых домов и выстроить на их месте ряды жилых семиэтажек.

В разработке проекта принимали участие архитекторы Д.Булгаков, К.Джус-Даниленко, Е.Егоров, В.Колпакова, М.Жиров, С.Андриевский, В.Минков, П.Нестеров и другие, причём за каждым был закреплён свой участок и в итоге единый ансамбль не складывался. Лишь после войны началось возведение парадных сталинок на участке магистрали от Крестовского моста в направлении ВСХВ, а 1-я Мещанская улица (проспект Мира) сохранилась до наших дней с минимальными изменениями.


Приют для слепых детей. 1912 год: https://pastvu.com/p/519168


Проспект Мира, № 13 - приют Московского общества призрения, воспитания и обучения слепых детей с церковью Святой Марии Магдалины (1911-1912, архитектор Г.Гельрих). В конце XVIII века участок приобрёл владелец скипидарной и канифольной фабрики А.Евреинов, а в советские годы здание использовалось под школу. Следующий дом - № 15 - жилой дом Управления милиции (1938, архитектор К.Джус-Даниленко), ныне - административное здание.


Проспект Мира, № 19 - доходный дом А.Чулкова, гимназия Самгиной (1903, архитектор Н.Матвеев)

На площади и в примыкающих к ней переулках был знаменитый Сухаревский рынок - в московском просторечье и рынок, и площадь называли Сухаревка. При возвращении исторического названия поначалу обе Колхозные площади были объединены под единым названием Сухаревская, но это требовало перенумерации зданий, особо недопустимой в данном случае (менялся адрес Института скорой помощи им. Склифосовского). Поэтому в результате оставили старое деление Сухаревской площади на Большую и Малую.

, CC BY-SA 3.0

Первоначальные названия возвращены площадям в 1994 году.

Примечательные здания и сооружения

По нечётной стороне:

  • № ½ - Жилой дом (1891, архитектор Г. П. Воронин), сейчас - «Медицинская газета»;
  • № 3 - (1792-1810 гг., архитекторы Е. С. Назаров, Д. Кваренги (В. И. Баженов?), А.Миронов, Г. Дикушин; горельефы в интерьерах скульпторов Г. Замараева и Т. Тимофеева. Живопись в куполе церкви художник Д. Скотти), объект культурного наследия федерального значения. Ныне - Московский городской научно-исследовательский институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского.

NVO , GNU 1.2
  • № 3, стр. 1 - Главный корпус. Центральный корпус Шереметьевской больницы.
  • № 3, стр. 6 - Российское научно-медицинское общество терапевтов;
  • № 3, стр. 7 - Московский городской центр острых отравлений при НИИ скорой помощи им. Склифосовского;
  • № 3, стр. 9 - Судебно-медицинский морг № 3;
  • № 5 - Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Москве ФГУ филиал № 48;
  • № 9 - Жилой дом (конец XVIII в.), объект культурного наследия федерального значения.

По чётной стороне:

  • № 12 - Доходный дом М. Н. Миансаровой (1908-1911, 1913, архитектор С. К. Родионов)
  • № 14/7 - Жилой дом «Заводстроя» (Наркомтяжпрома) (нач. XX в., перевоначальный проект - архитектор Г. Ремеле; 1934-1936 - реконструкция и завершение строительства по проекту архитектора Д. Д. Булгакова). Ныне в здании размещаются Мособлспецстрой, кафе «Виллаж».
  • № 16/18, стр. 1 - Жилой дом. Здесь жил кинооператор и режиссёр Александр Гинцбург. Ранее на этом месте стоял доходный дом В. И. Канановой (1894, архитектор А. Ф. Мейснер).
  • № 16/18, стр. 2 - Жилой дом. В здании находится Стромынское отделение Сбербанка РФ № 5281/08.

Основан: в XVIII веке.

Полезная информация

Больша́я Су́харевская площадь
С 1939 - по 1994 год - Большая Колхозная площадь «в честь 1-го Всесоюзного съезда колхозников-ударников» (в 1934-1939 годах - Колхозная площадь, вместе с бывшей Малой Колхозной, ныне Малой Сухаревской площадью).

Расположение

Большая Сухаревская площадь расположена на Садовом кольце между Малой Сухаревской площадью и Садовой-Спасской улицей. Начинается от пересечения Садового кольца со Сретенкой и проспектом Мира, проходит на восток, направо от неё отходит Панкратьевский переулок, затем Ананьевский переулок (справа) и 1-й Коптельский переулок (слева), заканчивается на пересечении Садового кольца с Большой Спасской улицей и дальше продолжается как Садовая-Спасская. Северную сторону площади занимает Странноприимный дом, где расположен Институт скорой помощи.

Движение транспорта

Автомобильное движение по площади - двустороннее 8-полосное на каждой стороне, на внешнем кольце перед Институтом скорой помощи есть дополнительная территория для выезда автомобилей скорой помощи.

Сухаревская площадь

О. А. Кадоль. Шереметевская больница. Литография 1830-х гг.

За палатками гудит Садовое кольцо. Плотным, рычащим, дымящим, разноцветным потоком, заполняя его во всю ширину, от тротуара до тротуара, по мертвому серому асфальту мчатся машины.

Мы обычно не обращаем внимания на значение и смысл примелькавшихся городских названий. Но если задуматься над тем, что эта улица называется Садовым кольцом , то нельзя не признать, что название звучит по крайней мере насмешкой над здравым смыслом.

Когда оно возникло, улица действительно была вся в садах. И это было в общем-то сравнительно недавно; о садах на Садовом кольце рассказывают не только предания, их можно увидеть на фотографиях и кинокадрах, их помнят москвичи старшего поколения.

Сады и палисадники на Садовом кольце были уничтожены по Генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года в 1936–1937 годах.

Однако раз уж речь зашла о названии Садового кольца, то представляется удобный случай поговорить о том, почему Садовое и почему кольцо. Как и все истинно московские названия, это название представляет собой иероглиф, заключающий в себе содержание целой книги.

Садовое кольцо образовалось после сноса четвертого кольца старинных оборонительных укреплений Москвы конца XVI века, так называемого Земляного города, состоявшего из мощного земляного вала и возведенных на нем деревянных крепостных стен и башен. Земляной город окольцовывал весь город, то есть и ту часть, что находилась на левом берегу Москвы-реки, и Замоскворечье. Напротив Сретенки стояла проездная башня Земляного города, которая, как это было принято, называлась по подходившей к ней улице Сретенскими воротами. В конце XVII века деревянные Сретенские ворота были заменены каменными. Новопостроенные каменные Сретенские ворота до середины XVIII века официально продолжали называться Сретенскими, но еще в начале того же XVIII века в народе они получили другое название - Сухарева башня, и это народное название в конце концов совершенно вытеснило официальное. К середине XVIII века стены и башни Земляного города утратили свое оборонительное значение, их не ремонтировали, и к началу XIX века укрепления разрушились, рвы были засыпаны, вал срыт, образовался широкий проезд. Но каменную Сухареву башню сохранили. Вокруг нее образовалась площадь, по башне называвшаяся Сухаревской.

В 1816 году император Александр I подписал указ о восстановлении и благоустройстве Москвы после сожжения и разорения ее в 1812 году войсками Наполеона. В плане восстановления был специальный пункт, касающийся Земляного вала.

«Места из-под Земляного вала, - было написано в указе, - раздать владельцам, кои по обеим сторонам оного имеют свои домы, каждому в длину по мере места, а в ширину, как ограничится назначением посредине улицы, которая предполагается шириною в 12 сажен, с тем, чтобы сии прибавочные места были огорожены порядочными невысокими решетными заборами, у коих бы тумбы были совершенно одинаковой высоты, толщины и фигуры; а решетка между тумбами по выбору владельцев из рисунков Комиссии; и чтобы в сих присоединенных к каждому двору местах хозяева оных старались разводить садики во всю длину мест своих перед домами на валу, дабы со временем весь проезд вокруг Земляного города с обеих сторон был между садами».

Москвичи всю улицу, образовавшуюся по линии снесенных укреплений Земляного города, называли Валом. Но очень скоро из-за ее длины, а это более 15 километров, отдельные части Вала получили свои названия. В Замоскворечье появились Валовая улица, Коровий вал, на левом берегу Москвы-реки - Земляной вал, Новинский вал (в XIX веке - Новинский бульвар), а также протяженнейшая Садовая улица, отрезки которой со временем обзавелись уточняющими их местоположение указаниями, образовав двойные названия: Садовая-Кудринская, Садовая-Самотечная, Садовая-Сухаревская и так далее. Сейчас на Садовом кольце восемь Садовых улиц.

К 1824 году Садовая уже вызывала у москвичей восхищение: «Нельзя не упомянуть о прекрасной Садовой, - читаем мы в „Путеводителе по Москве“ этого года издания. - По ширине и болотистому кряжу трудно было мостить сию улицу. Благодетельное правительство уволило (то есть обязало своею волею. - В. М. ) владельцев смежных домов, чтобы каждый из них развел у дома сад, красиво огороженный. Таким образом составился обширный и приятный сад».

В 1870-е годы по Садовым проложили линию конно-железной дороги, которую сразу стали называть по-московски ласково и неофициально конкой . В 1908 году конку сменил трамвай. С 1912 года кольцевому маршруту трамвая по Садовым было присвоено название «линия Б». Москвичи сразу же назвали его «Букашкой» (от старославянского названия буквы Б - «буки»), а улица получила еще одно название - «Кольцо Б».

В начале XX века, как и в начале XIX, вдоль Кольца зеленели сады. Лишь на некоторых участках, в основном на площадях, по необходимости, как, например, на Сухаревской, когда Сухаревский рынок уже не вмещался в отведенные ему границы, насаждения убирали. Но как только надобность миновала - когда рынок в 1924 году закрыли, - на его месте тотчас устроили, как писал современник, «несколько образцовых скверов - с деревьями, клумбами, газонами…»

В начале XX века П. Д. Боборыкин, да и не он один, считал вид Садового кольца провинциальным и утверждал, что оно «сохраняет до сих пор всего более помещическо-обывательский характер Москвы». Впрочем, за зеленью садов уже вставали и высокие доходные дома, и особняки в стиле модерн. С начала 1930-х годов начали практически осуществляться проекты реконструкции Москвы, в основание которых была положена политическая идея превращения столицы из капиталистического в социалистический город.

Среди частных вопросов реконструкции Москвы - строительства жилья, обеспечения водоснабжением и других - была поставлена чуть ли не на главное место проблема транспорта. Работниками Института Генплана Москвы - главного мозгового центра реконструкции - эта проблема решалась (и решается сейчас) элементарно простым способом: по мере увеличения количества транспорта в городе следует расширять улицы и пробивать новые проезды, разрушая «мешающие свободному движению транспорта» городские строения.

В условиях исторического города, а Москва входит в их число, подобная практика неминуемо чревата столь значительными разрушениями, что непременно ведет к уничтожению его исторического облика. Жертвами такого решения транспортной проблемы стали многие выдающиеся памятники архитектуры и даже целые районы Москвы. В их числе оказалось и Садовое кольцо, и каменная Сухарева башня, к тому времени признанная архитектурным памятником мирового значения и несмотря на это снесенная в 1934 году.

Градостроители из Института Генплана Москвы сочли необходимым Садовое кольцо превратить в автомобильную дорогу, утверждая, что она примет на себя излишек транспорта в исторической части города и тем самым решит проблему. Мировая градостроительная наука еще до того, как Институт Генплана Москвы задумал превратить Садовое кольцо в автомобильную дорогу, сделала обоснованный вывод, что в историческом городе строительство подобных кольцевых транспортных артерий не только бессмысленно, но и усугубляет проблему.

Панорама Сухаревой площади в левую сторону от Сретенки. Фотография ХХ в.

В 1935 году снесли на Садовых заборчики, отделявшие сады от тротуаров, и прорубили проходы по самим садам, а в 1937 году все деревья и кустарники вырубили подчистую. Репортеры писали о Садовом кольце как о «преображенной магистрали», «ставшей украшением столицы». На ней начали строить престижные дома для начальства. Но с течением времени это «украшение» с полным правом стали называть «душегубкой».

Москвичи, здраво рассуждая, не могли поверить, что Садовое кольцо «реконструировалось» ради решения транспортной проблемы. По Москве ходили упорные слухи, что объяснения градостроителей-транспортников являются всего лишь выдумкой, маскирующей действительные цели проекта. В предвоенные годы в Москве потихоньку, но широко говорили, что-де превращение улиц Садового кольца в асфальтовый трек для автогонок имеет стратегическое значение: в случае войны с него будут взлетать и на него приземляться военные самолеты. Однако, кажется, транспортники Генплана действительно были уверены в разумности своего проекта и имели в виду именно разрешение транспортной проблемы, а не что-то иное, потому что одновременно они предполагали таким же образом реконструировать и Бульварное кольцо.

Глядя на современное Садовое кольцо, мы можем наглядно представить, во что превратились бы Чистые пруды, Тверской и другие бульвары, если бы этим «транспортникам» удалось осуществить свой варварский проект. К сожалению, они и сейчас время от времени возвращаются к идее устроить из бульваров транспортную артерию.

Сухарева башня стояла прямо против Сретенки. До ее сноса от угла Сретенки и Садового кольца была видна лишь небольшая часть Сухаревской площади перед башней, сейчас же с этого места открывается широкий вид на Садовое кольцо. Прямо против Сретенки, на другой стороне кольца, начинается проспект Мира, бывшая Первая Мещанская. Слева от линии Сретенка - проспект Мира - часть Садового кольца, спускающаяся к Самотеке, называется Малой Сухаревской площадью, справа - Большой Сухаревской. Раньше их разделяла Сухарева башня. После ее сноса это деление лишилось смысла, и они фактически слились в единую Сухаревскую площадь, но формально такое разделение осталось.

На Малой Сухаревской площади ни одно из зданий не обращает на себя внимания: два стандартных многоэтажных жилых дома постройки 1940-х годов (в доме 1 жил известный актер и певец М. Н. Бернес, на доме установлена мемориальная доска) и несколько надстроенных третьими этажами лавок прошлого века.

На Большой Сухаревской глаз сразу останавливается на здании Странноприимного дома, более известного в Москве до революции под названием Шереметевская больница, а после революции - Институт Склифосовского, или просто Склиф.

Пятьдесят лет назад П. В. Сытин в книге «Из истории московских улиц» писал: «Самым замечательным зданием на площади в настоящее время является здание больницы скорой помощи и института имени Склифосовского, построенное в 1802 году графом Шереметевым для Странноприимного дома (богадельни)». Сегодня можно лишь повторить эти слова. «Странноприимный дом графа Шереметева в Москве» - под таким названием этот выдающийся памятник русского зодчества вошел в историю - действительно замечательное здание, и не только среди построек Сухаревской площади, но и вообще одно из самых интересных архитектурных сооружений Москвы.

Его величественное дворцовое здание расположено в глубине двора. Сквозь невысокую чугунную ограду с чугунными узорными воротами, по сторонам которых установлены две гранитные двухколонные пилоны-беседки, за разросшимися деревьями и кустами видны центральная часть дома и парадный вход.

Постройки Странноприимного дома величественным полукругом охватывают весь двор, а его флигеля выходят торцами на Садовое кольцо. Фасад главного корпуса украшен мощной двойной колоннадой, над которой возвышаются треугольник фронтона и шлемовидный большой купол, завершающийся церковной главкой - знаком того, что под ней находится домовая церковь.

Сухарева башня и фасад флигеля Странноприимного дома. Фотография 1880-х гг.

Странноприимный дом Шереметева - памятник архитектуры русского классицизма. Его строили два архитектора: Е. С. Назаров - ученик В. И. Баженова, и Джакомо Кваренги - знаменитый и модный в то время петербургский зодчий. Кроме того, некоторые искусствоведы высказывали мнение, что в создании проекта принимал участие и сам великий Баженов, их догадки, хотя и не подкреплены прямо документами, достаточно убедительны. С самого начала здание предназначалось под небольшую богадельню для престарелых слуг Шереметева. Но в процессе строительства проект менялся. Эти изменения вызывались не только архитектурными соображениями, но и в большей степени тем, какой смысл на разных этапах вкладывал граф Н. П. Шереметев в дело создания дома.

Предание утверждает, что граф Николай Петрович построил Странноприимный дом в память умершей жены Прасковьи Ивановны - бывшей крепостной актрисы, выступавшей на сцене под именем Параши Жемчуговой. Их любовь, тайный брак и ранняя смерть Параши, горе овдовевшего графа, искавшего душевного успокоения в делах благотворительности, - все выстраивалось в логичную и красивую легенду. Тем более что вскоре после смерти Параши по всей России запели песню о чудесном превращении простой крестьянки в сиятельную графиню. Песня рассказывала о том, как однажды под вечер крепостная крестьянка гнала из лесу коров и на лужку у ручейка повстречала возвращавшегося с охоты барина - «две собачки впереди, два лакея позади». Барин спросил ее: «Ты откудова, красотка, из которого села?» - «Вашей милости крестьянка», - ответила она. Барин припомнил, что утром староста просил разрешения женить своего сына, и поинтересовался, не к ней ли тот сватался. Красавица ответила, что к ней. На что барин решительно заявил: «Он тебя совсем не стоит, не к тому ты рождена. Ты родилася крестьянкой, завтра будешь госпожа».

Эта песня - русская вариация вечно привлекательной и волнующей истории о Золушке - была одной из наиболее популярных народных песен в XIX веке, хорошо известна она и сейчас. Предание утверждает, что песню сочинила сама графиня Прасковья Ивановна Шереметева. Прасковья Ивановна имеет прямое отношение к созданию Странноприимного дома, но не ее смерть, вопреки легенде, послужила причиной к началу его строительства.

П. И. Шереметева скончалась 23 февраля 1803 года. Строительство же Странноприимного дома было начато за одиннадцать лет до этого печального события, неопровержимым свидетельством чего является найденная в 1954 году при проведении реставрационных работ закладная медная доска с надписью: «1792 года июня 28 дня соорудитель сего граф Николай Шереметев».

В России XVIII века считалось обычным делом, когда крепостные актрисы были также наложницами помещика - владельца театра. Это не вызывало осуждения ни у господ, ни у актрис, как правило, смирявшихся со своим положением, поскольку оно вписывалось в мораль и обычаи общества, основанного на крепостном праве. Однако и в тогдашнем крепостническом обществе вопреки господствовавшим обычаям и морали появлялись отдельные личности, не приемлющие рабскую нравственность и мораль. Их были единицы, но благодаря им складывались необычные, неординарные жизненные ситуации. Именно такого рода личностью была Параша Жемчугова.

Ее связь с графом Шереметевым стала (а может быть, была с самого начала) соединением полюбивших друг друга людей. Но соединившись с любимым, Параша не была счастлива. Глубоко религиозная, она не могла избавиться от мысли, что ввела в грех самого дорогого ей человека и поэтому он неминуемо должен подвергнуться небесной каре. Она молила Бога, чтобы все страдания - и за ее, и за его грех - были ниспосланы ей одной. В любви Параши и графа счастье и страдание соединились в душевной муке. Настроение любимой женщины не могло не передаться и графу. Шереметев и Параша пытались смягчить укоры совести благотворительностью. Тогда-то и было задумано строительство богадельни. Оба знали, что по-настоящему они могут быть счастливы, только освятив свою связь церковным браком. Но для этого граф должен был и преодолеть собственные аристократические предрассудки, и пренебречь общественным мнением. Прошло более десяти лет, прежде чем он смог на это решиться. Но и решившись, не отважился действовать открыто.

Для осуществления своего плана граф Н. П. Шереметев прибег к обману. Он поручил своему крепостному стряпчему Никите Сворочаеву найти документы о «благородном происхождении» Прасковьи Ивановны. Тот исполнил поручение графа. Параша была дочерью и внучкой крепостных крестьян-кузнецов Шереметевых из деревни Березиной Ярославской губернии, и по своему ремеслу они имели прозвище Ковалевы. Стряпчий нашел в архиве Шереметевых сведения о том, что в 1667 году в русский плен попал польский дворянин Якуб Ковалевский. На этом основании стряпчий составил бумагу, из которой следовало, что его потомки оказались в числе слуг Шереметевых и поэтому Параша «неопровержимо имеет благородное начало».

В 1798 году граф Н. П. Шереметев подписал Параше вольную, освобождающую ее и всех ее родных от крепостной зависимости, и в 1801 году обвенчался с ней церковным браком. Но к этому времени здоровье Прасковьи Ивановны было уже подорвано. Полтора года спустя она скончалась после родов, оставив трехнедельного сына…

В эти дни печали Николай Петрович написал письмо-завещание - «сыну моему графу Дмитрию о его рождении». Рассказав о происхождении его матери, Шереметев писал: «Я питал к ней чувствования самые нежные, самые страстные. Долгое время наблюдал свойства и качества ее и нашел украшенный добродетелью разум, искренность и человеколюбие, постоянство и верность, нашел в ней привязанность ко святой вере и усерднейшее богопочитание. Сии качества пленили меня больше, нежели красота ее, ибо они сильнее всех прелестей и чрезвычайно редки…»

После смерти Прасковьи Ивановны Странноприимный дом строился уже действительно в память о ней. Проект дома был изменен на более величественное здание. Завершение строительства Странноприимного дома и его освящение произошло в 1810 году, спустя полтора года после смерти графа Н. П. Шереметева. Странноприимный дом состоял из богадельни и больницы, куда принимались, как сказано в его Уставе, «совершенно бесплатно лица обоего пола и всякого звания, неимущие и увечные». Но с оговоркой: «кроме крепостных». Крепостных принимали только из дворни Шереметевых. До 1917 года Странноприимный дом содержался на доходы с имений Шереметевых.

В 1919 году Шереметевская больница была преобразована в Московскую городскую станцию скорой медицинской помощи. Сейчас это всемирно известный НИИ имени Н. В. Склифосовского. На его территории выстроено несколько больших корпусов, оборудованных современной аппаратурой. А в старом шереметевском здании размещаются Научно-исследовательский центр и Медицинский музей.

На здании Странноприимного дома помещены три мемориальные доски. На одной написано: «В этом здании Владимир Ильич Ленин в марте 1906 года участвовал в конспиративном заседании Замоскворецкого райкома РСДРП». Заседание проходило во флигеле, в квартире фельдшерицы, имя Ленина при участниках заседания не было названо, его представили как «товарищ из Питера». Речь шла о Советах рабочих депутатов и их взаимоотношениях с партийными органами. Доска установлена в 1965 году, скульпторы О. К. Комов и Ю. Л. Чернов.

Вторая доска установлена в 1966 году: «В этом здании с первых дней Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. размещался госпиталь для раненых воинов Советской Армии».

И последняя: «Здесь работал с 1928 года по 1954 год выдающийся хирург Сергей Сергеевич Юдин». (Скульптор М. П. Оленин. Доска открыта в 1967 году.) Во флигеле института в квартире № 20 он и жил. Отсюда 23 декабря 1948 году Юдин был увезен на Лубянку. В одиночках на Лубянке и в Лефортове он просидел более трех лет, затем был отправлен в ссылку в Новосибирскую область. Следователи добивались от него признания, что он шпион. В 1953 году, 5 июля, он был реабилитирован и вернулся в Москву, в свою квартиру. Менее чем через год, 12 июня 1954 года, Юдин умер. В Медицинском музее Странноприимного дома открыта мемориальная комната С. С. Юдина.

Сухаревская площадь всегда была большой, в начале XX века она, как пишет В. А. Гиляровский, «занимала огромное пространство в пять тысяч квадратных метров». Гиляровский описывает внешний вид площади: «А кругом, кроме Шереметевской больницы, во всех домах были трактиры, пивные, магазины, всякие оптовые торговли и лавки - сапожные и с готовым платьем, куда покупателя затаскивали чуть ли не силой».

Многие из домов, о которых говорит Гиляровский, сохранились. Слева от Странноприимного дома, напротив Сретенки, по углам начинающегося проспекта Мира, прежней Первой Мещанской, дома как раз из их числа. Трехэтажный дом, в котором находится книжный магазин и который примыкает к Странноприимному дому, построен в 1891 году. Угловой дом на другой стороне проспекта - дом № 7 по Малой Сухаревской площади и дом № 1 по проспекту Мира - постройки конца XVIII века, в пожар 1812 года он горел, при восстановлении был надстроен третьим этажом. Перед революцией в нем находился трактир Романова, в 1917 году помещались районные Военно-революционный комитет и штаб Красной гвардии.

Правее Странноприимного дома - несколько двух-, трехэтажных домиков (третий этаж надстроен), стоящие здесь с начала XIX века, ими заканчивается Большая Сухаревская площадь. Следующий дом - старинная усадьба XVIII века, принадлежавшая графу И. С. Гендрикову. Ее главное трехэтажное здание строилось по проекту В. И. Баженова. В конце XVIII века недолгое время здесь помещалась типография Н. И. Новикова. В 1798 году здание, перешедшее в казну, было переоборудовано под военные казармы, вдоль улицы построены новые корпуса. По соседней церкви Спаса Преображения (ныне снесенной) этот отрезок Садового кольца получит название Садовая-Спасская, а казармы назывались Спасскими. В этих казармах находилась подземная тюрьма, в которой сидел А. И. Полежаев.

Типичная застройка вокруг Сухаревой башни. Фотография начала ХХ в.

После революции, оставаясь казармами, они были переименованы в Красноперекопские, с 1926 года в них размещалась 1-я Пролетарская дивизия, осенью 1941 года под Нарофоминском преградившая путь наступлению немецких войск. В послевоенные годы бывшие Спасские казармы переданы гражданским учреждениям.

Правая четная сторона Сухаревских площадей (нумерация Садового кольца идет по солнцу - слева направо), как Малой, так и Большой, подверглась почти полному сносу.

На Малой Сухаревской сохранились два старых дома постройки середины XIX века. В одном из них, в доме № 6, в 1900-е годы жил в дешевых номерах молодой гравер И. Н. Павлов, в будущем получивший известность своими работами, посвященными старой Москве.

Первые дома (2–12) четной стороны Большой Сухаревской площади - характерные для нее двух-, трехэтажные здания середины прошлого века, с лавками и трактирами, были снесены, и после их сноса открылся вид на Панкратьевский переулок и на странно выглядящие на московской улице типичные для немецкого пейзажа дома с мансардами, оформленные по фасаду четко обрисованными квадратами, очерчивающими формы конструктивных деталей. Их в начале 1930-х годов построили немецкие инженеры. Эти жилые дома предназначались для работников ВСНХ.

Также открылся вид на яркий, сверкающий разноцветной керамической плиткой доходный дом, построенный архитектором С. К. Родионовым в 1900 году. Этот дом представляет собой фантазию на темы русских хором XVII века. Его крыша сделана в виде двух перпендикулярных друг к другу четырехскатных коробов с узорной решеткой по коньку, кроме того, на одном из углов крыши установлена башенка с флюгером. Главные конструктивные вертикальные и горизонтальные элементы дома имеют белый цвет, и вставленные между ними цветные изразцы напоминают бело-красный декор, принятый в парадных постройках XVII века, только вместо красного цвета здесь главенствует ярко-зеленый. Этот дом своей необычностью и раньше обращал на себя всеобщее внимание, но прежде он выходил на Сухаревскую площадь боковым фасадом, теперь же открыт главный фасад, обращенный в Панкратьевский переулок.

Следующее здание - дом № 14 - построено в 1936 году. Это конструктивистский унылый с очень маленькими окнами жилой дом для работников Наркомтяжпрома. «Имея в виду жильцов дома - командиров бурно развивающейся в те годы тяжелой индустрии, архитектор Д. Д. Булгаков намеренно придал дому сходство с индустриальным сооружением», - объясняет его художественно-архитектурный образ Ю. А. Федосюк.

Последние, относящиеся к площади, - далее уже начинается Садовая Спасская улица дома № 16–18 - типичные капитальные доходные дома, построенные в 1910-е годы, в 1953 году надстроенные тремя этажами. (Первоначальный проект архитектора А. Ф. Мейснера.)

В. И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» определяет понятие «площадь в городах или селениях» как «незастроенный простор, шире улиц». В общем таково же и современное представление о площади. Если руководствоваться этими соображениями, Сухаревскую площадь вообще-то назвать площадью нельзя. Ширина ее - ширина Садового кольца, ясных зримых границ длины вообще нет. Когда по Садовому кольцу едут машины, ее можно назвать улицей, шоссе, проспектом, ни у кого даже мысли не возникает, что это - площадь. Но все же это - площадь. Площадь по своему происхождению и архитектурному оформлению. Как многие исторические классические площади мировых столиц, она в течение двух с половиной веков имела организующий центр, который и делал площадь площадью, вокруг которого шло движение. Этим организующим центром была знаменитая Сухарева башня, построенная в XVII веке и снесенная в XX. Без нее площадь фактически стала простым уличным перекрестком, но…

Большой знаток Москвы и вообще народного русского быта, романист, поэт (некоторые его стихотворения стали народными песнями, среди них известнейшая и любимейшая песня «По диким степям Забайкалья», а также известный народный романс «Очаровательные глазки», Иван Кузьмич Кондратьев писал в своей книге «Седая старина Москвы» (1893 год): «Кому из русских, даже не бывших в Москве, неизвестно название Сухаревой башни? Надо при этом заметить, что во внутренних, особенно же отдаленных, губерниях России Сухарева башня вместе с Иваном Великим пользуются какою-то особенною славою: про нее знают, что это превысокая, громадная башня, и что ее видно отовсюду в Москве, как и Храм Христа Спасителя. Поэтому-то почти всякий приезжающий в Москву считает непременным долгом прежде всего побывать в Кремле, помолиться в Храме Спасителя, а потом хоть проехать подле Сухаревой башни, которая притом же прославилась какими-то бывшими на ней чудесами…»

Семь десятков лет, прошедшие со сноса Сухаревой башни, оказались не в силах повлиять ни на ее известность, ни на ее славу. Сейчас в Москве о снесенной Сухаревой башне знают и говорят больше, чем о многих благополучно стоящих на улицах города также достойных внимания и уважения произведениях зодчества.

Сухарева башня - московский миф. И делающие разворот на Сухаревской площади машины, объезжая остающийся пустым ее центр, словно движутся вокруг невидимой, но продолжающей стоять на своем месте легендарной башни.

В этом тайна Сухаревской площади, и поэтому она никогда не станет просто перекрестком.

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Там, где Крюков канал... автора Зуев Георгий Иванович

ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ Театральная площадь по праву считается одним из старейших градостроительных объектов Петербурга. Возникновение ее относится к тридцатым годам XVIII века. С постройки Большого театра, открытого в 1783 году, начал складываться классицистический облик

автора Робб Грэм

24. Площадь Сен-Жермен-де-Пре Две ЖЕНЩИНЫ неопределенного возраста, одетые в траур, несут сумки; у них возмущенный вид.ДЖУЛЬЕТТА и две ее ПОДРУЖКИ стоят перед баром; все одеты в мужские пиджаки с широкими плечами и брюки с закатанными штанинами. Джульетта начинает

Из книги Парижане. История приключений в Париже. автора Робб Грэм

37. Площадь Сен-Жермен-де-Пре ДЖУЛЬЕТТА и ДЭВИС. Его рука обнимает ее плечи – его высокое тело повернуто к камере, лицо в профиль, он целует ДЖУЛЬЕТТУ. Ее лицо тоже в профиль, голова откинута назад, тело изогнуто, как музыкальный инструмент. (Скопировать позу с фотографии

Из книги Парижане. История приключений в Париже. автора Робб Грэм

38. Площадь Сен-Жермен-де-Пре …теперь появляется в цвете.(Все финальные сцены сняты в цвете.)Длинный кадр, переносная камера. Издали: жизнь на площади – люди, машины, велосипеды.Темный экран.Титры: «Прошло пять

Из книги Парижане. История приключений в Париже. автора Робб Грэм

42. Площадь Сен-Жермен-де-Пре Во время этой сцены появляются участники съемок фильма.На площади стоит съемочная группа. ДЖУЛЬЕТТА в пальто от Диора; в остальном все то же самое, как и в предыдущей сцене. АКТЕРЫ в габардиновых пальто и мягких фетровых шляпах стоят вокруг,

Из книги Книга Перемен. Судьбы петербургской топонимики в городском фольклоре. автора Синдаловский Наум Александрович

Мужества, площадь 1960. К середине XX века на границе Лесного и Большой Кушелевки сформировалась площадь, которую в народе называли Муринской. По одной версии, это название повелось от протекавшего неподалеку одноименного ручья, по другой – от 2-го Муринского проспекта,

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Дворцовая площадь Классицизм – искусство Нового времени, пришедшее в Россию с Запада, но вполне прижившееся на русской почве, особенно в архитектуре. Уже в конце XVIII в. и начале XIX в. во многих городах Российской империи начинают появляться сооружения, по красоте ничем не

Из книги Стамбул. История. Легенды. Предания автора Ионина Надежда

Площадь Августейон После невольничьего рынка Меса приводила к площади Августейон (Августея), называвшейся по имени Августы Елены (матери императора Константина Великого). Это был обширный четырехугольный форум, со всех сторон окруженный великолепными колоннами. В числе

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк В.В. Правдиной Садовая-Сухаревская, № 5 (1908) Этот красивый двухэтажный особняк на Садовой-Сухаревской сегодня известен в основном по культовому фильму «Место встречи изменить нельзя» – именно здесь Глеб Жеглов заставил Кирпича открыть тугую дверь 17-го отделения

Из книги Владивосток автора Хисамутдинов Амир Александрович

Из книги Полдень: Дело о демонстрации 25 августа 1968 года на Красной площади автора Горбаневская Наталья

Вместо послесловия «Можешь выйти на площадь, смеешь выйти на площадь» («Русская мысль» №3479, 25 августа 1983)Пятнадцать лет спустя – что нового могла бы я рассказать о демонстрации? Даже для того, чтобы сейчас восстановить ее точную картину, мне пришлось бы обратиться к мною

Из книги Москва акунинская автора Беседина Мария Борисовна

Сухаревская площадь Что такое Сухаревская площадь и ее знаменитый рынок, знают практически все. Но, пожалуй, самое емкое определение истории этой грандиозной толкучки дал Гиляровский: «Сухаревка - дочь войны… После войны 1812 года, как только стали возвращаться в Москву


Сухаревская площадь.

В районе современной Сухаревской площади и одноименной станции метро — там, где кончается улица Сретенка, — располагалась стрелецкая слобода. Ранее это были две площади — Большая и Малая Сухаревские, которым в период с 1936 по 1990 год суждено было носить названия Большая Колхозная и Малая Колхозная. Чтобы найти связь топонима Сухаревская площадь с поселениями московских стрельцов, обратимся не только к истории московской топонимии и стрелецкого войска, но и к трагической истории уникального московского архитектурного памятника, бывшего вместе с Кремлем, храмами Василия Блаженного и Христа Спасителя своеобразным символом столицы, — знаменитой Сухаревой башни.

Поначалу в конце Сретенки стояла деревянная башня, возведенная в 1591-1592 годах как часть укреплений Скородома. Эта московская крепость сгорела в 1611 году. Вместо нее в конце 30-х годов XVII века был насыпан высокий земляной вал. Через два десятка лет — в 1659 году — на валу была выстроена деревянная ограда с проездными башнями. В самом конце XVII века (в 1692-1695 годах) молодой царь Петр I заменил деревянную башню и ворота при выезде со Сретенки на Троицкую дорогу новым каменным зданием — двухэтажными палатами со сквозным проездом и трехъярусной башней над ними.

С 1698 по 1701 год здание это достраивалось — был возведен третий этаж, а башня увеличилась на два яруса. Постройка стала самым крупным светским зданием в России — высота этого величественного и неповторимого по очертаниям памятника архитектуры, который отчасти напоминал здание ратуши в западноевропейских городах (не зря башня достраивалась именно после поездки Петра Алексеевича за границу), составляла 60 метров!

Жители Москвы стали называть здание Сухаревой башней, поскольку сторожевую службу в этом районе Москвы нес стрелецкий полк под командованием полковника Лаврентия Панкратьевича Сухарева. Этот стрелецкий командир навсегда вошел в российскую историю, ибо в тяжелом для Петра августе 1689 года, ставшем месяцем противостояния молодого царя и его сводной сестры — тогдашней правительницы Софьи — именно полк Сухарева (единственный из девяти стрелецких полков, расквартированных тогда в Москве) остался верным царю Петру и пришел ему на защиту. Тогда все могло закончиться гибельно для Петра, вынужденного бежать ночью от восставших стрельцов в Троице-Сергиеву лавру.

Традиционно принято считать, что Сухарева башня была возведена Петром в благодарность за верную службу полковнику и его стрельцам. Однако справедливости ради следует сказать, что ныне это мнение разделяется не всеми московедами. Первые сомнения появились у П. В. Сытина, первоначально придерживавшегося традиционной версии. Однако затем он изменил свою точку зрения и уже в книге «История планировки и застройки Москвы» подчеркнул, что Сухарева башня не могла быть построена в честь или в память полковника Сухарева, поскольку это не следует из памятной надписи. П. В. Сытин упомянул и о том, что Сухарев был награжден Петром за Троицкий поход гораздо более скромно по сравнению с другими.

В наше время известный исследователь истории Москвы и ее памятников С. К. Романюк в своей книге «Москва. Утраты», изданной в 1992 году, также обращает внимание читателей на то, что никаких документальных свидетельств в пользу версии о возведении царем Сухаревой башни в благодарность полковнику Сухареву на самом деле нет. Действительно, на двух памятных досках, помещенных еще в петровские времена на стенах Сухаревой башни, мы не находим прямого свидетельства этому «Построены во второмъ Стрелецкомъ полку по Земляному городу Сретенскiя ворота, а над теми воротами палаты и шатры с часами, а подле воротъ по обе стороны малыя палаты, да казенный амбаръ, а позади воротъ къ новой Мещанской слободе часовня съ кельями къ Николаевскому монастырю, что на Перерве.

А начато то строенiе строить въ лето 7200 (1692), а совершено 7203 (1695), а в то время будущаго у того полка стольника и полковника Лаврентiя Панкратьева Сухарева«. Но в любом случае здание Сухаревой башни стало одним из архитектурных символов Москвы. Ее название тесно связано с именами многих окрестных объектов (часть из которых не сохранилась) Большая и Малая Сухаревские площади, Садово-Сухаревская улица, Большой и Малый Сухаревский переулки, знаменитый Сухаревский рынок. Московский поэт Михаил Дмитриев посвятил башне такие строки, написанные 30 июля 1845 года.

Что за чудная, право, — это зеленая башня!
Высокая и тонкая; а под ней, как подножье, огромный;
Дом в три жилья, и примкнулось к нему, на откосе, под крышей,
Длинное сбоку крыльцо, как у птицы крыло на отлете!
Кажется, им вот сейчас и взмахнет! — Да нет! тяжеленька!
Сухарев строил ту башню, полковник стрелецкой! — Во время
Бунта стрельцов на юных царей Петра с Иоанном.
Верен с своим он полком двум братьям-царям оставался.
Именем верного, в память ему, Петр и прозвал ту башню...
... Тут прадеды ваши учились,
Как по морскому пути громоносные править громады!
Тот же народ простодушный любит веселую шутку!
Есть у него поговорка, что будто Иван наш Великой
Хочет жениться, и слышно, берет за себя он ту башню!

В Сухаревой башне в обширных палатах Петр устроил впервые в России математическую и навигацкую школы (где помимо заморских учителей преподавал и автор первого русского учебника арифметики Леонтий Магницкий), астрономическую обсерваторию и библиотеку. В советское время в 1926 году в Сухаревой башне был открыт знаменитый Московский Коммунальный музей, директором которого стал выдающийся историк Москвы Петр Васильевич Сытин, инициатор этого нового этапа в биографии Сухаревой башни. Но и этому памятнику московской архитектуры и культуры было суждено стать жертвой нового политического режима.

Несмотря на официальные протесты даже таких известных людей, как И. Э. Грабарь, И. В. Жолтовский, А. В. Щусев, К. Ф. Юон, А. М. Эфрос, и других, высшее советское руководство приняло решение о демонтаже, а попросту — об уничтожении Сухаревой башни. Лишь недавно стали доступными документы, свидетельствующие, что в принятии решения о сносе Сухаревой башни непосредственно участвовал И. В. Сталин. В частности, в сентябре 1933 года он писал Л. М. Кагановичу «Мы изучили вопрос о Сухаревой башне и пришли к выводу, что ее надо обязательно снести. Предлагаем снести Сухареву башню и расширить движение. Архитекторы, возражающие против сноса, — слепы и бесперспективны».

В июне 1934 года замысел властей свершился — Сухарева башня перестала существовать. Вот что писал о тех днях В. А. Гиляровский в письме, адресованном дочери «Ее ломают. Первым делом с нее сняли часы и воспользуются ими для какой-нибудь другой башни, а потом обломали крыльцо, свалили шпиль, разобрали по кирпичам верхние этажи и не сегодня-завтра доломают ее стройную розовую фигуру. Все еще розовую, как она была! Вчера был солнечный вечер, яркий закат со стороны Триумфальных ворот золотил Садовую снизу и рассыпался в умирающих останках заревом». Это описание В. А. Гиляровский дополнил собственными стихотворными строками

Жуткое что-то! Багровая, красная,
Солнца закатным лучом освещенная,
В груду развалин живых превращенная,
Все еще вижу ее я вчерашнею -
Гордой красавицей, розовой башнею...

Благодаря действиям нынешних московских властей, направленным на возрождение исторической памяти, запечатленной в старомосковских топонимах, на карте столицы и в нашем речевом обиходе вновь существует название Сухаревская площадь. За последние несколько лет в Москве были восстановлены архитектурные памятники, служившие украшением столицы и теснейшим образом связанные с самим понятием «Москва», — храм Христа Спасителя, Казанский собор на Красной площади, Воскресенские ворота Китай-города с Иверской часовней, Красное крыльцо в Кремле.

Колхозная площадь находится между 3-й Мещанской и Большой Спасской улицами. Названа так потому, что на площади, против больницы имени Склифосовского, в 1934 году была поставлена «Доска почета», на которую заносились имена лучших колхозов Московской области. Но позднее доска была перенесена на Самотечную площадь, а название площади — «Колхозная» — осталось.

До 1925 года на площади раскидывался, главным образом по воскресеньям, обширный Сухаревский рынок. Здесь, наряду с постоянной продажей съестных припасов, одежды, обуви, мебели, посуды и пр., большое значение имел торг антикварными предметами: редкими картинами, книгами, скульптурой и ювелирными изделиями. Как всякий рынок старого времени, торг здесь сопровождался обманом простаков, желавших, по сухаревскому выражению, купить «на грош пятаков». Медные брошки, кольца, часы с искусно подделанной пробой проливались за золотые, подделанные копии — за картины знаменитых художников и т. п. Но знатоки, завсегдатаи «Сухаревки», находили здесь иногда замечательные вещи. Организатор Театрального музея в Москве А. А, Бахрушин многие экспонаты приобрел на «Сухаревке», о чем сам интересно рассказывал. Ее посещал также И. Е. Забелин и другие любители старины.

На рынке продавались и краденые вещи, и пострадавшие москвичи первым долгом бежали искать их на «Сухаревке». Интересную картинку, как московские миллионеры покупали на «Сухаревке» у антиквариев предметы для своих коллекций, рисует в своих «Записках москвича» Л. М. Ежов 1:

««Сухаревка» собиралась по воскресеньям с 5 часов утра до 5 часов вечера.

Из московских коллекционеров тут всех чаще ходил покойный Л, П. Бахрушин, человек толщины и скупости невероятной. Раз я рассматривал витрину с миниатюрами. Мне очень понравился митрополит Филарет, артистически нарисованный. Я спросил о цене — двадцать пять рублей. Для меня это было несколько дорого, и я положил вещичку обратно. Вдруг я увидел круглую, как маленький аэростат, фигуру Л. П. Бахрушина, медленно шагающую в нашу сторону.

— Вот, — сказал я торговцу, — вот кому предложите.
У него музей редкостей и масса миниатюр...
— Это Бахрушин-то? — с явным пренебрежением спросил, поглядев, торговец. — Я ему и показывать ничего не стану.
— Почему же?
— Дело известное. Ему надо па грош пятаков купить. Он у меня этого митрополита Филарета года два торгует. С полтинника начал и теперь до десяти рублей дошел. Да еще старается меня в ловушку поймать. «Это, — говорит,— не настоящая миниатюра — подписи нет»...»

Когда зародилась «Сухаревка»? Писатель В.А. Гиляровский относит ее начало к 1812 году, когда главнокомандующий Москвы граф Ф. В. Ростопчин после изгнания французов разрешил продавать здесь всякие вещи...

На самом деле рынок здесь был гораздо раньше...

У деревянной башни — «Сретенских ворот Земляного города», в 1613 году встречали москвичи избранного на царство Михаила Федоровича. С 1683 по 1722 год Земляной вал был таможенной границей, и в воротах его нес до 1699 года дозорную службу расположенный по Сретенке и в переулках стрелецкий полк полковника Л. П. Сухарева, от которого вся местность и называлась «в Сухареве».

В 1692—1695 годах Петр I построил здесь, вместо дере¬вянных, каменные ворота-башню по голландскому образцу, как главные въездные ворота в город на шедшей от Архангельска большой торговой дороге. По обеим сторонам ворот были каменные караульни, а над ними — второй этаж «палат», с середины которого поднимался еще трехъярусный каменный столб с государственным гербом.

В 1698—1701 годах, возвратясь из-за границы и распустив стрелецкое войско, Петр надстроил башню третьим этажом, а ее столб — еще двумя ярусами. В 1701—1715 годах здесь была расположена «школа навигацких и математических наук» — первое в России высшее светское специальное учебное заведение, давшее стране первых ученых мореплавателей, инженеров, архитекторов, геодезистов, учителей и пр. В башне, столб которой поднимался над уровнем реки Москвы на 100 метров, в это же время работала под руководством известного Брюса астрономическая обсерватория. В 1706 году в ней наблюдалось впервые солнечное затмение.

«Сухаревой» башня стала называться не ранее 1730-х годов — по урочищу, где она находилась.

В 1715 году «школа навигацких и математических наук» была переведена в Петербург и из нее позднее возникла Мор¬ская академия. В Москве же в XVIII веке находились подготовительные училища — «цифирные школы». После башня использовалась Адмиралтейством как складочное помещение. Когда же в 1828 году в ней были устроены чугунные резервуары Мытищинского водопровода, она до 1893 года служила его водонапорной башней, дававшей воду в городские фонтаны.

В XVIII веке возле башни, за Земляным валом, была площадь, на которой крестьяне продавали свои продукты.

Сюда же в 1789 году были переведены со Сретенки мясные ряды, и этот год надо считать началом постоянного здесь рынка, на котором скоро стали продавать и разные старые вещи. Л. Н. Толстой в «Войне и мире» указывает, что Пьер Безухов в 1812 году купил себе на этом рынке пистолет.

В 1880-х годах площадь была уже недостаточна для рын¬ка, и в 1881—1887 годах была расширена за счет сноса палисадников перед домами до Большой Спасской улицы. Теснота здесь с каждым годом увеличивалась, так что конки, а с 1904 года — заменивший их трамвай, буквально ползли по площади, все время гремя предупредительными звонками.

В 1925 году, в интересах городского движения и санитарии, рынок был переведен с площади в «Гефсиманское подворье» — большой пустырь в квартале на южной стороне площади, между Сретенкой и Трубной улицами. Через несколько лет он был и здесь ликвидирован.

Сухарева башня в 1920—1925 годах была отремонтирована, и в ней разместился Московский коммунальный музей. Но в 1930-х годах она стала мешать усилившемуся через площадь движению и в 1934 году была снесена.

Переименование площади в Колхозную уничтожило и самую память о старой «Сухаревке».

1. «Исторический вестник» № 10, 1909 г.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...