Бояре во второй половине XVI - первой половине XVII века.

Бояре и дворяне – представители привилегированных сословий, которые возникли на Руси в период княжеского правления. Они входили в ближайшее окружение князя и составляли основу его дружины, но обладали разными полномочиями и имели разное положение в феодальном обществе. По мнению историков, сословие бояр сформировалось к началу XI века и сохраняло лидерство в течение шести веков. Первые сведения о дворянах зафиксированы в Лаврентьевском летописном своде; более подробные – в берестяных грамотах XII – XIII века.

Кто такие бояре и дворяне
Сравнение бояр и дворян
Отличие боярина от дворянина

Кто такие бояре и дворяне

Бояре – приближенные князя, высший слой феодалов в древней Руси. До конца XII века боярское звание было жалованным, позже предавалось по наследству. Из бояр состояла старшая княжеская дружина, управлявшая войском и распоряжавшаяся землями, которые переходили в княжеское владение в результате военных захватов.

Дворяне – взятые на службу при дворе князя выходцы из младшей дружины, выполнявшие военные, хозяйственные и денежные поручения за право пользоваться земельным наделом вместе с закрепленными за ним крестьянами. С XV века дворянство стало передаваться по наследству, как и земля, жалованная дворянину князем за личные заслуги и воинскую доблесть.
к содержанию;
Сравнение бояр и дворян

В чем же разница между боярином и дворянином?

Бояре были потомками родоплеменной знати, имели собственные земли, а нередко и свою дружину, что в условиях феодальной раздробленности позволяло им соперничать с княжеской властью. Наиболее богатые и влиятельные бояре принимали участие в княжеской думе на правах советников князя; от их мнения часто зависело решение важных государственных и судебных вопросов, а также урегулирование междоусобных конфликтов.

При дворе князя служили принятые в избранный круг, введенные бояре, которые управляли делами князя и его дворцовым хозяйством. В зависимости от обязанностей, они получали должность дворецкого, стольника, казначея, конюха или сокольничего, что считалось особо почетным и приносило боярину немалые доходы. Плата за такую службу называлась «в кормление», поскольку выдавалась на содержание семьи боярина и его обслуги.

Отличие боярина от дворянина

Бояре, распоряжавшиеся от имени князя его отдаленными землями и контролировавшие сборы податей, именовались путными. Из княжеской казны они получали средства «в путь», предназначенные для дорожных расходов и поощрения боярского усердия.

Введенные и путные бояре были главными распорядителями княжеского двора и относились к верхушке в феодальной иерархии. Их называли старшими боярами, выделяя из тех, кто входил в младшую княжескую дружину, но не отличался родовитостью и богатством.

Кроме выполнения службы, в обязанности бояр входило создание ополчения в случае военных действий и его полное содержание за свой счет. Это распространялось не только на введенных и путных бояр, но и на оседлых, не служивших при княжеском дворе земских бояр.

Боярская служба была добровольной. Служилые бояре из старшей дружины имели право перейти к другому князю.

С усилением влияния боярства на государственное управление уже в XII веке при княжеских дворах из числа младшей дружины стали набирать для военной службы и выполнения личных распоряжений князя наиболее преданных мелких бояр и боярских детей. От слова двор произошло название нового сословия, игравшего на протяжении нескольких веков важную роль в судьбе Российского государства – дворянства.

В княжеских грамотах XIII-XIV веков содержатся первые упоминания о служилых людях, состоящих при дворе князя и жалованных за труды земельными наделами и золотой казной. Земля давалась дворянину во временное пользование, но оставалась собственностью князя. Только в XV веке дворяне получили право передавать землю по наследству или в приданое.

В XVII веке в период правления Петра I за дворянами утвердилась важнейшая привилегия – владение наследным имуществом независимо от службы. Сословие бояр было упразднено, а права дворян официально провозглашены 18 февраля 1762 года манифестом Петра III. Окончательно они закреплены жалованной грамотой Екатерины II в 1785 году.
к содержанию;
Отличие боярина от дворянина

Бояре – представители высшего служилого сословия, сложившегося из крупных феодалов, владевших собственными землями. Дворяне состояли на службе у князя или старшего боярина. До XV века они не могли предавать по наследству жалованные земли.
Бояре имели право голоса в княжеской думе. В допетровский период влияние дворян на государственное управление было не таким ощутимым.
Бояре могли перейти на службу к другому князю. Дворяне, принятые на службу, не имели права оставить ее без разрешения князя.
В феодальной иерархии, сложившейся на Руси, бояре занимали главенствующее положение с X по начало XVII века. Позиции дворянства окончательно утвердились в период государственных реформ, начатых Петром I. Подробнее:
тапы формирования дворянского сословия на Руси

Появление дворянства

Историк Буганов считает, что истоки дворянства нужно искать ещё в эпохе военной демократии, когда у восточных славян сложились - при племенных, родовых старейшинах, потом князьях, военных предводителях - группы приближенных к ним людей: дружинников старших и младших, наиболее храбрых, исполнительных, а постепенно и более богатых за счет военной добычи и княжеских пожалований.

Они относились к князю как к товарищу, были его советниками и потому делили с ним власть. Но «в отношении князя дружина была крайне непостоянна. Дружинники переходили от князя к князю, исчезали, появлялись новые. Не было никакой связи между дружинником с князем и земскими боярами, не зависимыми от князя».

Так как в древнее время государственная служба ничем не отличалась от личного служения князю, то этим объясняется что самые разные категории населения, входили в состав слуг князя, в том числе и дружинников. Целый ряд слуг-дружинников помогал князю в разных сферах его деятельности. Наряду со свободными людьми князю служили и холопы, которых было даже в большинстве. Таковы тиуны, ключники, казначеи, посельские. Они, как несвободные, не могут оставить службу или отказаться от того или иного поручения. Вследствие того они тесно связаны со своим князем, который ценил верность своих слуг, доверяя им больше, чем свободным слугам. Такое различное отношение с усилением княжеской власти, привело к тому, что служба вольная стала постепенно перестраиваться по типу невольной.

Другое их название - дворовые люди. Из сказанного выше понятно, что с первого момента возникновения этого термина дворяне были как и вольные слуги, так и холопы. Сначала их положение было невысоким. Они воюют, судят, собирают пошлины, но дальше этого их полномочия не распространяются. Близость к князю привлекала в придворный штат и людей знатных. Дети бояр начинали свою карьеру при княжеском дворе в составе младшей дружины, так как жить близ князя значило жить «близ милости». В числе детских и отроков могли быть также молодые люди боярского происхождения, а также дети бояр. От XIII в., например, имеются прямые указания, что в разряде дворных слуг были дети боярские.

Помимо дружинников, на местах выделялась своя землевладельческая знать. Киевская Русь уже знает князей великих, просто князей, сидевших не в Киеве, а в менее значительных центрах: затем - бояр княжеских и земских (примерно с ХII в. они сливаются в единое сословие), «больших» и «меньших». Они и составляют служилую верхушку народившегося сословия феодалов, потомков родо-племенной знати.

Все эти князья, великие, «светлые», «большие» и «меньшие», бояре тоже с соответствующими градациями, - это дворяне, точнее, высший их слой, нобилитет. Представители этой служилой верхушки, по сообщениям летописей, «Русской Правды» и других источников, выступают в роли княжих мужей - старших дружинников, высших должностных лиц княжеской администрации. Они составляют его высший совет, Боярскую думу, получают от него часть даней и прочих сборов, земли и смердов, имеют право отъезда от одного сюзерена к другому.

Ниже по служебной иерархической лестнице располагались свободные и несвободные, обслуживавшие двор князя и его хозяйство, как домениальное, так и общегосударственное. Это отроки - младшие дружинники, княжеские чиновники; детские, большие и меньшие; слуги (тоже младшие дружинники, личные слуги князей, исполнители их хозяйственных поручений). Все они - люди вольные, независимые. Самую нижнюю ступень занимают собственно дворовые люди, или дворяне, люди и вольные и зависимые, среди них- и холопы, и младшие отроки.

Первые упоминания о собственно дворянах относятся к последней четверти XIII- XIII века. В Лаврентьевской летописи под 1174 г. о них говорится в связи с убийством великого князя Владимирского Андрея Боголюбского: с ним расправились собственные «милостьники». Новгородская летопись тоже называет их: «свои милостьници». Этот термин, по М. Н. Тихомирову, подразумевает «особый разряд княжеских слуг занятых непосредственно в дворцовом хозяйстве».

Термин «дворянин» появляется в летописях последней четверти XIII в.: в Лаврентьевской, Новгородской I; в новгородских актах 1264, 1270 годов. Так что к XIII в. слово «милостник» было заменено на «дворянин».

Таким образом, появился первый составной элемент будущего служилого сословия - дружина. Она помогала князю в государственной, хозяйственной деятельности и заведовала его домашним хозяйством. Они были свободными людьми, особо приближенными к князю-монарху.

В те времена пока ещё не было различия в социальном статусе приближённых к князю людей. Можно даже сказать, что само понятие службы, как неизменного долга и верности, зародилось и воспиталось в холопской среде.

Дворяне являются членами государственного административного аппарата, держатели, владельцы земель и населявших их людей. Так что можно говорить о существовании в ХIII-XIV вв. дворян как сословной категории.
Дворянство в допетровской Руси

В XIII в. монголы покорили Россию. Они обложили всех податью и внесли всех в перепись, не различая дружинников и земцев. Образовавшись ранее, несколько великих княжеств приобрели большую автономию, в них княжили постоянно одни и те же княжеские роды, так что дружина князя скоро растворились в земщине, даже название дружинника исчезло. Вместе с земским боярством дружинники составили высший класс в народе - боярский. Вместо прежних дружинников около князей стали собираться служилые люди.

Из всех великих княжеств только Московскому удалось усилиться за счет других, стать во главе их. Уделы понемногу исчезли, присоединившись к Москве, все служилое сословие бросилось на службу к московскому великому князю, даже удельные князья поступали к нему на службу, находясь с ним сначала в договорных отношениях, а потом становясь его подданными. Когда московские великие князья усилились достаточно и имели уже на своей службе множество служилых людей, они смело могли выступить на борьбу с боярами, стремясь уничтожить их права, ограничивавшие княжескую власть. Уничтожено было право отъезда служилых людей от князя: всякий переход считался уже изменою и наказывался. Этим бояре были закреплены на службе; отъехать им было уже невозможно, делать нечего - нужно было служить своему князю. Василий Темный старших служилых людей назвал боярскими детьми, низших - дворянами, а слово «боярин» сделалось саном, который нужно было выслуживать. Таким образом, служба князю была поставлена выше происхождения от древних бояр. Теперь прежние бояре должны были добиваться при дворе князя служебного значения, а их родовое значение теперь ничего не значило.

По мере усиления Московского государства и расширения его границ прилив знати в состав придворного штата московских государей все более усиливается. Численность придворного штата значительно возрастает со второй половины XV в., по мере присоединения к Москве других княжений и с причислением дворовых слуг прежних княжений к московскому двору.

Около этого времени в распоряжении государя состоит такое число дворных слуг или дворян, что жить им всем при дворе становится слишком тесно. К тому же, при обязательной службе они должны были иметь средства отбывать ее. Отсюда - поместная система: дворяне были испомещены на государевой земле, участки которой передавались им в пользование под условием службы. Так появились дворяне-помещики.

В этом новом качестве дворяне еще продолжают стоять ниже бояр и детей боярских, которые в награду за службу получают кормление или земли в вотчину. Продолжает существовать и различие между обязательной службой дворян и вольной службой бояр и детей боярских. Но московские князья очень рано начали бороться с невыгодами вольной службы, главным образом со свободой отъезда. Признавая эту свободу в многочисленных междукняжеских договорах, на практике они борются с ней всеми способами, применяя различные «санкции» к «отъездчикам»: отбирают у них вотчины, понижают их служилую честь и иные меры наказания, вплоть до смертной казни. В предупреждение отъезда московское правительство берет с подозреваемых записи о «неотъезде», гарантируя такие записи порукой и денежными залогами. Когда к началу XVI века почти все прочие княжества были присоединены к Москве, то и отъезжать стало некуда, кроме Литвы, а отъезд в чужеземное государство был, с точки зрения правительства, изменой. Это воззрение проникает и в служилую среду: раскаявшиеся отъездчики просят государя снять с их имени - «мерзячку», - какая тяготела над ними со времени отъезда.

В XVI веке свободы отъезда уже не существует, а вместе с тем утратила значение и вольная служба: для вольных слуг возникла обязанность служить и, по типу службы, между дворянами и боярами начинают исчезать различия. Другое различие, в общественном положении, также постепенно сгладилось в течение XVI в. Бояре и дети боярские уже с конца XV в. получают поместья, сначала, правда, только в исключительных случаях. Иоанн III конфисковал вотчины у новгородских бояр в 1484 и 1489 и наделил их поместьями в московском и других уездах. Конфискованные же вотчины роздал в поместье московским детям боярским. Иоанн IV в 1550 г. приказал поместить в московском уезде 1000 детей боярских и наделить поместьями бояр, у которых в этом районе не оказалось вотчин и поместий.

Иван Грозный еще выше поставил служебное значение над родовым. Высший класс служилых людей был назван именем прежних низших служилых людей, дворянами, чтобы показать, что все у служилого человека зависело от его службы царю, и изгладить память о его от древних всесильных бояр. Низшие же служилые люди, как бы в «унижение» новых дворян, были названы боярскими детьми, хотя они от бояр.

В первой половине XVI в. в официальных актах дети боярские стоят всегда выше дворян, хотя на деле они юридически уравнялись, а фактически положение детей боярских, вынуждало их нередко даже поступать в холопы. Со второй половины XVI в. дети боярские уже называются дворянами, а когда оба эти термина встречаются рядом, то дворяне нередко ставятся выше детей боярских. В XVII в. это уже обычный порядок.

Торжество одного термина над другим знаменует окончательную победу придворной службы дворян над некогда свободной службой детей боярских.

Но теперь лишь на долю немногих дворян выпадал жребий служить при государевом дворе или хотя бы вблизи двора: большинство дворян несло эту службу по городам. Эта дворянская служба была военной и стала обязательной. В 1556 г. Иоанн IV «с вотчин и поместий уложенную службу учинил»: со 100 четвертей земли должен быть выставлен вооруженный человек на коне. Договариваться о службе теперь нельзя: она определена указом. Всем служилым людям начинают вестись списки: прежде, с середины XV в., лишь для более важных придворных чинов (боярские книги), а с середины XVI в. - и для всех прочих (списки дворян и детей боярских по городам). Цель этих списков - приведение в известность военных сил. Поэтому в дворянских списках обозначалось о каждом служилом человеке, «каков он будет на государеве службе конен и оружен и люден», и сверх того показывались поместные оклады и размеры денежного жалования. Для составления таких списков производились периодические смотры или разборы дворян по городам. По каждому городу из среды дворян выбирались окладчики, которые и составляли о каждом служилом человеке сведения о его имуществе, прежней службы и той службы, какую он может отбывать. На основании этих данных и происходил разбор дворян. Различие между ними в том, что первые отбывали службу в качестве сотенных и полковых, а вторые несли рядовую службу.

Древнейшие указания о таких верстаниях относятся к 30-м годам XVI в. Вместе с введением дворянских списков постепенно становится нормой, что в число городовых дворян могут заноситься только дворянские дети, а в XVI в имеются уже предписания, чтобы «холопей боярских и неслужилых никаких чинов отцов детей и братью и племянников и пашенных мужиков отнюдь никого детьми боярскими у верстанья не называли и поместными и денежными оклады их не верстали». Этим положено было начало дворянской сословности. Если в среде городовых дворян замечаются качественные различия, то тем большая разница существовала между ними и дворянами, записанными по московскому списку. Московские дворяне стоят значительно выше дворян городовых, и для каждого из последних всегда была цель попасть в список московских дворян. Преимущества московских дворян сводились к тому, что служба их проходила на глазах государя, и из среды их комплектовались все высшие придворные и думные чины. Начало этой категории дворян было положено Иоанном IV, который в 1550 г. приказал испоместить вблизи Москвы тысячу детей боярских и лучших слуг. Позднее состав этой московской гвардии пополнялся как потомками этих выборных слуг, так и некоторыми из выборных городовых дворян. Дети самых крупных московских вельмож начинали службу московскими дворянами, а затем, смотря по родовитости, получали назначения в те или другие придворные чины, начиная со стряпчего и кончая высшими думными чинами. Иные из московских дворян прямо жаловались в бояре. Кроме московских дворян, при царском дворе состоял обширный штат придворных. С XVII в. многие из них обратились в простое придворное звание, в которое возводились московские дворяне в виде отличия.

Таким образом, звание московского дворянина являлось основным и для высших чинов.

Контингент дворян XVII вв. представлял очень пеструю картину. В составе его оказались потомки княжеских фамилий, старых бояр, детей боярских и простых дворян, предки которых нередко всю жизнь были в холопах. Поэтому люди родословные среди дворянства, сохранившие за собой место в высшем правящем классе с таким же презрением смотрели на дворян неродовитых и захудавших, как и на прочие разряды низшего населения, и в местничества выработали даже особый порядок защиты своего общественного и служебного положения от сопоставления и сближения с худородными и захудавшими дворянами.

Подытоживая развитие дворянского сословия в допетровский период, можно заключить, что монгольское иго сблизило дружину с земскими боярами и уничтожило их самостоятельность, что и послужило причиной их превращения в служилое сословие, наряду с дружиной, занимавшее в то время ключевые посты в управлении страной.

Потом, вследствие введения поместной системы, наряду с дворянами-помещиками появились помещики-бояре и дети боярские. Так что для дворян не существовало более никаких юридических преград перейти в разряд вотчинников.

Царь опирается на дворян в борьбе против боярства в это время. Поэтому он становится в некотором роде зависимым от них.

В конце XVII в. между такими различными элементами как родословные и худородные дворяне не могло существовать ничего общего, их ничего не объединяло, поэтому в те времена внутри служилого сословия было очень много противоречий.

До Петра I московское правительство вело усиленную законодательную и административную разработку сословных повинностей для дворян, для отбывания которых им предоставлялись известные льготы или выгоды, которые впоследствии превратились в их сословные права

Кто такие бояре? Это высшее сословие, которое существовало на Руси с 10 по 17 век. К привилегированному классу относились также великие и удельные князья.

Возникновение боярства

В иерархической лестнице бояре занимали ведущую роль сразу после великого князя, участвовали наряду с ним в управлении государством.

Данное сословие выделилось в 9 веке, когда началось становление Древнерусского государства. Среди них в течение 10-11 веков отдельно существовали княжеские и земские бояре. Первых еще называли княжими мужами, а вторых - градскими старцами. Именно последние являлись потомками родоплеменной знати. Когда в 11 веке княжих мужей наделили землей, они слились с земскими боярами, став единым сословием.

Князья и бояре в делах государственных в 12-15 веках

Так как бояре являлись вассалами князя, в их обязанности входила служба в его войске. Но было у них и много привилегий: имели право на отъезд к другому князю; и господство на территории своих вотчин; своих вассалов.

Раздробленность Руси, происходившая в 12-15 веках, повлекла за собой ослабление княжеской власти. При этом произошло усиление экономической мощи боярского сословия, рост его политического влияния.

Например, на территории Галицко-Волынского княжества и на Новгородских землях в 13 веке бояре взяли в свои руки решение государственных дел, которое осуществлялось на так называемых советах. Из-за сильного влияния данного сословия Черниговское, Полоцко-Минское, Муромо-Рязанское княжества не имели могущественной княжеской власти.

Соперничество князей с боярами-вотчинниками

Чтобы ослабить влияние бояр-вотчинников, князья прибегали к помощи служилых бояр и дворян.

Когда начиная со второй половины великокняжеская власть стала вновь усиливаться, появились так называемые путные бояре. В их полномочия входило управление отраслями дворцового хозяйства.

Кто такие бояре путные? Это конюший, сокольничий, чашничий и т.д. Также к ним относились воеводы, в управлении которых находились отдельные территории, отошедшие им в кормление.

Образование повлекло за собой ограничение прав бояр, которое заключалось в сужении рамок иммунитета, стеснении и отмене к концу 15 столетия права отъезда к другому князю. Социальный статус сословия изменился.

Распределение власти в 15-17 веках

Кто такие бояре начиная с 15 века? Теперь это высший чин среди служилых людей по отечеству. Наличие такого звания означало то, что человек мог участвовать в деятельности это давало право считаться высшим думным чином. Бояре, как правило, теперь находились на главных административных, судебных и военных должностях, стояли во главе приказов.

Бояре-вотчинники, продолжавшие сопротивляться режиму образовавшегося централизованного государства, лишились многих социально-экономических и политических привилегий. Всяческие протесты и выступления незамедлительно подавлялись. Боярская аристократия сильно пострадала от опричнины Ивана IV.

С приходом на престол Романовых распределение влияния среди сословий сильно изменилось. Теперь экономически окрепли служилые бояре и дворяне 17 века, тогда как многие знатные династии пресеклись. Именно по этим причинам постепенно стало наблюдаться исчезновение сословных различий между боярством и дворянством. А когда поместное и вотчинное землевладение, согласно приказу 1714 года, объединилось, их и вовсе негласно объединили в понятие «помещики». Позднее этот термин модифицировался в слово «баре», или «барин».

В 1682 году местничество отменили, и теперь бояре все меньше участвовали в государственных делах. А в начале 18 века Петр I и вовсе отменил звание боярина.

Жизнь бояр и дворян

Дворяне и бояре 17 века в России, как уже упоминалось ранее, стали объединяться в одно сословие.

Если говорить о быте, то по оставшимся артефактам тех времен можно сделать вывод, что в дворянских и боярских усадьбах было много оружия и серебряных вещей, дорогостоящих украшений и предметов интерьера. К 17 веку многие усадьбы превратились в феодальные замки, в которых могло жить от 60 до 80 человек.

Появление первых поистине шикарных по тем временам поместий относится к 10-11 векам. Постепенно часть из них в процессе различных реформ разорялась. Хозяева запускали свои усадьбы. Но представители предприимчивых родов, сумевших сохранить богатство и территории, к 16-17 векам обнесли свои поместья высокими стенами, превратив их в настоящие замки.

Быт бояр и дворян в 17 веке

Постепенное проникновение европейской модели жизни в материально обеспеченные сословия привело к повышенной заботе о комфорте жизни. А как иначе понять, кто такие бояре и дворяне? Высшие материально обеспеченные сословия показывали это, как только могли: стали на столах появляться разнообразные столовые приборы и салфетки, индивидуальная посуда и скатерти. Теперь каждый член семьи имел отдельную комнату. Особенно богатые династии использовали посуду из фаянса, олова и меди.

Представители известных фамилий того времени (Голицыны, Нарышкины, Одоевские, Морозовы и др.) украшали свои большие каменные дома по последнему слову европейской моды: на стенах дорогие обои, ковры и кожа; зеркала и картины; большое количество источников света, в частности люстры и декоративные свечи.

Как хозяева, так и слуги одеваться стали на европейский манер: легкие дорогие ткани, свободный покрой, украшения из золотого и серебряного шитья и драгоценных камней. Несмотря на то что европейские платья были скорее исключением, нежели постоянным явлением в России 17 века, привилегированные сословия во многом стали следовать веяниям западной моды.

Еще одним новым элементом жизни обеспеченных бояр и дворян стали хобби. Игра в шахматы, посещение концертов и другие развлечения стали неотъемлемой частью жизни богачей. Они передвигались на легких экипажах с рессорами и слугами на запятках, носили парики, а мужчины стали брить лицо.

Посадская верхушка жила скромнее. Представители ее одевались в суконное платье, мебель и посуда не были такими дорогими. Но и в их жизни налицо было стремление к комфорту. В комнатах можно было увидеть картины, часы, зеркала. Прием гостей осуществлялся в специальных парадных залах.

Дворяне старались копировать царские покои, конечно, не с царским лоском, но все же. В их хоромах появились окна со слюдой, мебель, изготовленная из резного дерева, ковры на полах.

Кто такие бояре в Валахии и Молдавии?

На территории Валахии и Молдавии этот феодальный класс сложился в 14 веке. Внутри него наблюдалась определенная классификация. Родовые бояре были владельцами баштин (вотчин), а поместные - жалованных поместий. С течением времени различия между ними стали стираться. В составе бояр независимой Румынии 19 века появились выходцы из крупных купцов и чиновников. На этих территориях ликвидация бояр как класса произошла только 22 марта 1945 года в процессе реализации закона об аграрной реформе.

Термины "бояре" и "дворяне" в учебнике истории

Кто такие бояре и дворяне? Определение по истории дает четкий и краткий ответ на этот вопрос.

Дворяне — представители привилегированного сословия, возникшего в феодальном обществе.

Бояре — представители высшего слоя существовавшего с 10 по 17 веках на территории Киевской Руси, Московского княжества, Болгарии, Молдавского княжества, Валахии, с XIV века в Румынии.

Боярин — в узком смысле высший слой феодального общества в X–XVII вв. в Киевской Руси, Галицко-Волынском государстве, Московском княжестве, Великом Княжестве Литовском.

Феодосия Прокопьевна Морозова и Глеб Иванович Морозов в исполнении Ю.Мельниковой и В.Мадянова. Киносериал "Раскол". Режиссёр Н.Н.Досталь. К/к "Мосфильм" 2011 г.

Бояре возникли при разложении родового строя, однако, в киевский период (IX—XII вв.) сначала в зоне полюдья, а с устроением княгиней Ольгой системы погостов — и на русском Севере воинская служба не являлась условием землевладения, местная знать не составляла исключения при обложении данью.


«Первые укреплённые усадьбы, обособленные от окружающих их простых жилищ и иногда возвышающиеся над ними на холме, относятся ещё к VIII-IX векам. По скудным следам древней жизни археологам удаётся установить, что обитатели усадеб жили несколько иной жизнью, чем их односельчане: в усадьбах чаще встречаются оружие и серебряные украшения...Здесь могло проживать 20-30 человек... Именно в такой форме должны были рождаться первые феодальные замки, именно так должны были выделять себя из среды земледельцев первые бояре, «лучшие мужи» славянских племён... тысячи таких дворов-хором стихийно возникали в VIII-IX веках по всей Руси». Рыбаков Б. А... Киевская Русь и русские княжества XII — XIII вв.

С другой стороны, задачи сбора полюдья, обеспечения экспорта его результатов, управления княжеским хозяйством и командования киевским войском, способным решать свои задачи вне зависимости от участия периферийных сил, требовали наличия мощного административного аппарата, и под боярами в киевский период понимались ближайшие сподвижники князя, старшая дружина.


Боярин с боярыней
в Вербное воскресенье

Пресняков А.Е. связывал возникновение боярства с переходом к назначению сотников (или «старцев градских») князем к началу XI в. и указывал на первое проявление самостоятельной позиции боярства в предложении Борису Владимировичу изгнать из Киева его брата Святополка и захватить престол (во время похода на печенегов в 1015 году).

Старшая дружина стала самой влиятельной составляющей веча. Таким образом, бояре киевского периода служили князю не в качестве землевладельцев с количеством воинов в зависимости от размера земельного владения (хотя могли иметь земельные владения, источником которых являлось в том числе и княжеское дарение), а лично в качестве дружинников, и имели право влиять на княжеский порядок наследования.

Бояре владели наследственными уделами земли — вотчинами, в которых обладали абсолютной властью, однако, главным источником феодальных повинностей крестьянства в пользу бояр было не крепостное право, а долговая зависимость, к тому же существенно ограниченная Владимиром Мономахом в начале XII в.

До установления централизованного государства в XVI в. бояре являлись вассалами князя и были обязаны служить в княжеском войске. С другой стороны, они имели право сменить сюзерена.

После усиления власти великих князей начиная со второй половины XIV века стало усиливаться сословие служилых феодалов — дворян, служащих бояр. Малоземельные князья также стали именоваться боярами. Возникли так называемые путные бояре , которые занимали отдельные хозяйственные должности при княжеском дворе, отдававшимися им в кормление (например, конюший, сокольничий, чашничий, постельничий, окольничий, оружничий и др.).

Боярские чины:

  • Боярин и слуга . Татищев сравнивает этот чин с первым Министром. По мнению князя Щербатова чин «Боярин и слуга» впервые появился в 1562 году. Первым боярином и слугой был князь Михаил Иванович Воротынский. По мнению Г. П. Успенского первым боярином и слугой был князь Коркординов Иван Юрьевич, выехавший из Польши на службу Ивану IV. Иван Забелин в книге «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях» сообщает, что звание слуга было высшей наградой за службу. Древнее выражение страдать за Русскую землю было заменено на служить государю .
  • Боярин и оружейничий ведал царским оружием и оружейной комнатой, а также приданными ей мастерами и художниками. Вначале должность называлась оружейничий . С 1677 года на эту должность начали назначать бояр, и она стала называться Боярин и оружейничий. Первый боярин и оружейничий был Григорий Гаврилович Пушкин. В 1690 году должность отменили. Последним боярином и оружейничим был Пётр Васильевич Шереметев.
  • Боярин и конюший . Боярином и конюшим был Борис Годунов, поэтому иностранные писатели ошибочно считали должность боярин и конюший высшей должностью для бояр. В ведении боярина и конюшего состояли все царские конюшни и заводы. К некоторым конным заводам были приписаны волости. По сведениям английского посланника Флетчера годовой доход Бориса Годунова на должности конюшего составлял 12 тысяч рублей в год, хотя доход обычного боярина составлял не более 700 рублей в год. Первым боярином и конюшим был назначен в 1496 году Андрей Фёдорович Чиляднин. Последним — Александр Никитич Романов. После него должность стала называться конюший .
  • Боярин и дворецкий . Первым боярином и дворецким был Михаил Фёдорович Сабуров, который умер в 1465 году. Последним — Богдан Хитрой. В подчинении боярина и дворецкого состояли все придворные служители. Боярин и дворецкий управлял Приказом Большого Дворца , был главным судьёй, имел право выбирать себе подчинённых. Боярин и дворецкий распоряжался землями, с которых Большой дворец получал доходы. В удельных княжествах были свои бояре и дворецкие. Иван IV подчинил их московскому боярину и дворецкому. Их должности писались по названию княжества, например, Новгородский боярин и дворецкий. Эти должности существовали до Михаила Фёдоровича . При нём княжеские дворцы были объединены с Московским Большим Дворцом. При Алексее Михайловиче Московский Большой Дворец был ликвидирован, должность боярина и дворецкого заменена на кравчего .

В XIV—XV веках с появлением централизованного государства имущественные и политические права бояр существенно ограничивались; так, к концу XV в. было отменено право отъезда вассалов от сюзерена.

С XVI в. возникает звание боярина — высший чин среди «служилых людей по отечеству». Это звание давало право участвовать в заседаниях Боярской думы — совещательного органа при великом князе, позже при царе.

Одновременно происходили существенные изменения в составе боярства: царская власть подавляла выступления бояр, сопротивлявшихся централизации, особенно сильный удар по боярам нанесла опричнина Ивана IV.

К концу XVII в. многие знатные боярские роды вымерли, другие экономически ослабли, большое значение приобрели нетитулованные бояре (например, Скряба Травин, Тимофей Григорьевич, Салтык-Травин, Иван Иванович) и дворянство. Поэтому в XVII в. стирались различия между боярами и дворянами, в частности, между наследственным (вотчинным) и поместным землевладением, формально отменённое в 1714 г.

Отмена в 1682 г. местничества окончательно подорвала влияние бояр. Звание боярин формально не было отменено Петром I, с начала XVIII в. зафиксировано 4 случая пожалования этого звания П.М. Апраксину, Ю.Ф. Шаховскому, П.И. Бутурлину.

Последним русским боярином был С.П. Нелединский-Мелецкий, пожалованный в 1725 г. Екатериной I. Последним долгожителем, обладавшим боярским званием, был И.Ю. Трубецкой, который умер 27 января 1750 г.

Сани в старину являлись более почетным видом транспорта, чем езда на колесах. Сани не только древнейший экипаж, но и имеющий сакральное значение. По форме они напоминали ладью с загнутыми спереди и сзади краями. Катались на Масленицу на выходных и потешных санях (а были также крестовые — для перевозки икон, покоевые — для перевозки постели, панихидные). Покрывали сани медвежьей шкурой, сверху войлоком или сукном, с наружной стороны они обивались бархатом или атласом, на спинки вешали ковры. Сани также обивали кожами, которые расписывали яркими или золотой красками. На столбах саней и по нижней части делали резьбу по дереву. Перед саней был настолько высок, что седок видел только голову кучера, сидевшего верхом на лошади, впряженной в сани. Мужские сани предназначались только на одного седока, козел для кучера не было (они появились в 20-30-е гг. XVII в.). Чуть позже стали делать запятки. Когда боярин садился и сани начинали движение, так как скорость передвижения была небольшой, то около саней могли бежать скороходы, а сзади мальчик.


А. Г. Убиган. Карета на санях

С. Маскевич. Из «Дневника»
«Боярин, выезжая из дому, садится в сани, запряженные в одну рослую, по большей части белую, лошадь, с сороком соболей на хомуте. Правит ею конюх, сидя верхом, без седла. Сани выстилаются внутри медведем, у богатых - белым, у других - черным. О коврах - не спрашивай! Санные передки обыкновенно делаются для защиты, от грязи так высоки, что из-за саней едва можно видеть голову конюха, сидящего на лошади. Множество слуг и рабов провожают боярина: одни стоят на передках, другие посередине, боком к нему, а некоторые сзади, прицепившись к саням. Ночью же или по захождении солнца челядинец, стоящий впереди, держит большой фонарь с горящею свечою, не столько для освещения дороги, сколько для личной безопасности; там каждый едущий или идущий ночью без огня считается или вором или лазутчиком».

Боярская каптана

Лошади для езды должны были быть крепкими, выносливыми и быстроходными по снегу. Особенно ценились лошади белой масти для выездов. Долгое время позволялось в сани впрягать только одну лошадь. Только к концу XVII в. бояре получили право впрягать в сани две или четыре лошади и ездить цугом. Женские сани — каптаны — были гораздо просторнее, чем мужские, они напоминали целые дома на полозьях. Они обивались красным сукном и червчатым бархатом, по бокам они имели занавески из шелка или сукна, а позже — слюдяные оконца. Кучер либо садился верхом, либо шел пешком, помахивая арапником из заячьей кожи с набалдашником из сайгачьего рога. Рядом по бокам саней бежали скороходы. Женские экипажи имели не только комфортабельные сани, но и более нарядно украшенных лошадей.


Из рода в род передавали бояре богатые уборы лошадей: седла с драгоценными камнями, золотые стремена, попоны, шитые золотом и серебром, расписные дуги из редких пород дерева. Особенно следили за украшением конной сбруи боярыни. Плоское деревянное седло для кучера обтягивалось бархатом или сафьяном с золотыми узорами. Поводья делали из серебра или вызолоченных колечек, ниже поводьев подвешивали «гремячие» цепочки, а над копытами лошадей прикрепляли бубенчики, которые вместе с цепочками позванивали при быстром движении коня. У седла привешивали литавры — два полушария, обтянутые кожей, которые при движении ударялись друг о друга. В гриву лошадей вплетали разноцветные ленты и бумажные цветы. Сами гривы заплетали в косички. На спины лошадей клали парчовые, бархатные и золототканые попоны с бахромой и кистями. Простые люди довольствовались дровнями и лубяными санями, их лошади были гораздо скромнее убраны.

О происхождении слов боярин и барин.


Боярин . Слово боярин происходит от слияния двух слов: бо и
Боярские списки конца XVI - начала XVII века как исторический источник Боярские списки являются важнейшим источником для изучения истории, состава и структуры государева двора - верхушки русского феодального дворянства. Они составлялись и использовались в Разрядном приказе со второй половины XVI века до 1713 года. До настоящего времени был известен лишь один список (1577 г.), созданный до «смуты» 1 . Н. П. Лихачев, обративший внимание на отсутствие боярских списков ранее 1668 года (список 1577 года тогда еще не был издан), высказал предположение, что «в столбцах найдутся отрывки черновых списков и более ранних годов» 2 . В недатированных столбцах Московского стола Разрядного приказа в ЦГАДА нами были обследованы еще три боярских списка конца XVI - начала XVII века. Их первоначальное описание и датировка - цель настоящей работы.

Среди просмотренных материалов наибольший интерес представляет боярский список 1588-1589 годов 3 , который сохранился лучше других списков, составленных до «большого» московского пожара 1626 года. Он написан несколькими почерками, скорописью, на 81 листе. Склейки списка не имеют дьяческих скреп (это относится и к другим упоминаемым в статье спискам) и сильно перепутаны, что, вероятно, и явилось причиной того, что он еще не введен в научный оборот 4 . Водяные знаки: на лл. 2 и 5 - двуглавый орел (на лл. 7,9 - а, 12 и 23, по-видимому, нижняя часть этой же филиграни), имеет сходство с № 331 (1582 г.) и № 339 (1585 г.) у Брике; на остальных листах рукописи - одноручный кувшинчик под короной с литерами точно соответствует № 12740 (1588 г.) у Брике, очень близок также к № 3349 (февраль 1588 г.) у Лихачева.

Рукопись не имеет заголовка и даты, однако время ее составления можно довольно точно определить по водяным знакам и многочисленным пометам. Самые поздние из них («з государем», «срок в Новегороде Рождество», «в Новгород») относятся к подготовке зимнего шведского похода, начавшегося 14 декабря 1589 года 5 , последующие же назначения в списке не отражены. Внесенный в боярский список первоначально печатником Р. В. Алферьев зачеркнут, над ним помета - «на Переволоке, написан в дворянех» (л. 1), с пометой «на Переволоке» он приписан ниже к дворянам более светлыми чернилами (л. 54). Старый опричник попал в немилость весной 1589 года, верным признаком чего была его посылка 15 апреля вторым воеводой в Царицын «на Переволоку» 6 . Здесь он умер в 1589/90 году 7 . Следовательно, Р. В. Алферьев был записан печатником в боярском списке до весенней опалы 1589 года, а изменения в список внесены уже после нее, но до его смерти.

Над именем дворянина Г. Н. Борисова в боярском списке зачеркнута помета «в Путивле» (л. 54). Известно, что из Путивля он был «отпущен» 1 марта 1589 года 8 , тогда и была вычеркнута помета, сделанная ранее этого времени. Выборный по Медыни И. Ф. Мишурин (л. 75, помета «в Крым» зачеркнута) был послан в Крым в ноябре 1588 года и возвратился в Москву 11 августа 1589 года. Помета была внесена, очевидно, осенью 1588 года и зачеркнута не ранее августа 1589 года. Некоторые пометы были вписаны в самом конце 1589 года: выборный по Лихвину М. Б. Зыбин (л. 61, пометы - «нет» и «провожать крымского гонца»), отпущен с гонцом из Москвы 29 ноября 1589 года и «провожал» его до конца января 1590 года 9 .

Наконец, более тридцати помет в списке датированы. Даты указывают на время отставки, смерти или перемещения дворовых по службе. Три таких пометы относятся к 7096 году, 22 пометы - к 7097 и 8 - к 7098 годам. Полагаем, что немногочисленные пометы, датированные 7096 годом, были сделаны в Разрядном приказе в следующем 7097 году: в разрядах не удается найти ни одного назначения 7096 года, получившего отражение в пометах боярского списка. Так, в боярском списке нет сведений о пребывании Е. Ф. Коробова (л. 37, пометы: «у книг» - зачеркнута и «в Новгород») в Чернигове, откуда он был отозван в Москву 20 мая 1588 года, и князя М. Ф. Кашина (л. 28, помета «во Мценске» зачеркнута) в Новосиле, вызванного из Новосиля в Москву в июле 1588 года и назначенного в 1589 году воеводой во Мценск 10 .

Таким образом, изучаемый боярский список был составлен, вероятно, в первой половине 7097 (1588/1589) года и перестал использоваться в делопроизводстве Разрядного приказа незадолго до выступления царской армии из Москвы 14 декабря 1598 года.

Боярский список 1588-1589 годов - ценный источник для изучения двора времени царствования Федора Ивановича. В него вошли 1162 человека 11 думные и дворцовые чины, дьяки, стольники, стряпчие, жильцы, князья служилые, князья ярославские, ростовские и другие, московские дворяне и, наконец, дворяне выборные по 47 уездам. Состав городов в боярском списке близок к Дворовой тетради 12 , по сравнению с которой в нем отсутствуют лишь Белоозеро, Серпухов и Тверь и появляются Лихвин, Перемышль, Алексин, Волхов, Брянск, Серпейск, Верея и выведенцы из Новгорода. Сопоставление боярского списка 1588-1589 годов с Дворовой тетрадью середины XVI века и боярским списком 1577 года должно дать широкую и достоверную в общих чертах картину земельных перемещений служилых людей в результате опричных и «удельных» переборов Ивана IV.

Большая часть боярского списка 1598-1599 годов (19 листов) сохранилась в столбце № 1092 (столпик 6) Московского стола фонда Разрядного приказа. Водяной знак - одноручный кувшинчик, увенчанный четырехлистником, с литерами - соответствует № 12794 у Брике (1591-1594 годы). Текст документа (помимо помет и нескольких вставок) написан двумя почерками (первый - лл. 1-2, второй - лл. 3-19), скорописью XVI века. Первые листы боярского списка не сохранились, он начинается с середины перечня стряпчих, после которых следуют дьяки, бараши, дворяне и «выбор» из 35 городов. Порядок расположения городового выбора в списке совпадает со списком 1588-1589 годов, но по сравнению с ним появляется один новый город - Тверь.

Упоминание на л. 3 царицы Марьи («У государыни царицы и великие княгини Марьи дьяки») указывает на то, что список был составлен в царствование Бориса Федоровича. Василий Петрович Морозов, получивший окольничество не позднее ноября 1601 года 13 , в боярском списке (л. 4) показан еще дворянином. Среди дворян написан также Петр Васильевич Годунов, смерть которого по синодикам Троице-Сергиевого монастыря можно отнести к концу 1599 - началу 1600 года 14 .

Более точно установить время использования списка в делопроизводстве Разрядного приказа позволяют пометы, как и в других боярских списках, расположенные над строкой. Над именами дьяков П. Дмитриева, И. Максимова и дворянина В. Б. Сукина пометы - «в посоль[стве]» и «В послы» (лл. 1, 2 и 7). Известно, что В. Б. Сукин и П. Дмитриев были отправлены с посольством в Швецию в декабре 1598 года. Те же послы вели переговоры в Стокгольме с 26 ноября по 21 декабря 1599 года 15 . И. Максимов вместе с думным дворянином М. И. Татищевым в феврале 1599 года выехал из Москвы в Литву, где находился еще в апреле 1599 года 16 . Весьма распространенная в боярском списке помета «в Сибирь» стоит над именами дворян И. Г. Волынского и В. Р. Алферьева (лл. 7-8), которые были назначены в Березов и Тобольск в апреле 1599 года, помета «отослан» (л. 5) - над именем дворянина М. Б. Сабурова, посланного тогда же в Рязань 17 . Летом 1599 года боярский список, возможно, уже не использовался: над именем дворянина С. Р. Алферьева (л. 8), 24 июня 1599 года получившего назначение в крепость Царев-Борисов 18 , соответствующей пометы нет. В боярском списке только одна помета «умре» (над именем Г. А. Чиркова, л. 14), что также свидетельствует о недолговременности использования этого документа в Разрядном приказе.

Прежде чем перейти к вопросу о характере боярского списка и к окончательной его датировке, отметим, что помимо 19 листов столбца № 1092 к нему относится, по нашему предположению, еще один лист из столбца № 1132 19 , написанный тем же почерком, что и первые два листа основного текста анализируемого боярского списка. На обороте этого листа поздняя помета: «Боярския сп[иски], а которых год[ов] и годов неведомо для того, что началов у тех списков нет». Водяной знак по краю листа обрезан, сохранилось лишь основание кувшинчика, похожее на соответствующую часть водяного знака на склейках боярского списка в столбце № 1092. Текст на листе представляет начало перечня стольников с заголовком («Стольники»), но без даты. Стольниками записаны, в частности, П. Ф. Басманов и князь А. А. Телятевский, получившие думные чины в начале 1600 года 20 . В то же время среди стольников, как показывает сопоставление с боярским списком 1588-1589 годов, нет тех, кто вошел в думу после венчания Б. Ф. Годунова на царство в сентябре 1598 года (М. Н. Романова, С. Н. Годунова и других). Таким образом, фрагмент перечня стольников из недатированного боярского списка в столбце № 1132 был составлен между сентябрем 1598 года и началом 1600 года и, следовательно, датируется тем же приблизительно временем, что и боярский список в столбце № 1092, частью которого он, очевидно, является.

Судя по структуре боярского списка 1588-1589 годов и составу Утвержденной грамоты 1598 года об избрании Б. Ф. Годунова, между началом перечня стольников в столбце № 1132 и текстом боярского списка в столбце № 1092 не сохранились две - три склейки - конец перечня стольников и начало перечня стряпчих. Не найдены пока и первые склейки документа. Всего в двух сохранившихся частях боярского списка перечислен 261 человек. Между тем, двор государя в конце XVI - начале XVII века состоял более чем из тысячи столичных и выборных дворян. В изучаемом списке в «выборе» по таким городам, как Вязьма, Ржев и другие, записано всего по несколько человек, в то время как в других боярских списках - по несколько десятков. Настоящий список представляет собой, по всей вероятности, выборку из полного боярского списка, в которую вошли не все, а лишь некоторые дворовые люди. Попытаемся показать, по какому принципу эта выборка была составлена.

Обратим внимание на следующую разрядную запись 1598 года: «В Белеве городе воеводы князь Михайло Ноздроватой да князь Ондрей Волконской. И 107-го сентября с 14 числа воеводам князю Михаилу и князю Ондрею велено ехать к Москве. А на их место велено быти в Белеве городе воеводам князю Григорью Ромодановскому да князю Григорью Волконскому» 21 . В боярском списке среди дворян, перечень которых сохранился полностью, названы М. В. Ноздроватый и А. Р. Волконский (лл. 6 и 8), вызванные 14 сентября 1598 года из Белева в Москву, но отсутствуют Г. К. Волконский и Г. П. Ромодановский, выехавшие тогда же из столицы в Белев. В списке нет также дворян И. А. Нащокина, А. П. Вельяминова и князя В. И. Бахтеярова-Ростовского, находившихся осенью 1598 года соответственно в Астрахани, Новгороде Северском и Тюмени, но в нем значится А. Я. Измайлов, отозванный в Москву из Чернигова после венчания Б. Ф. Годунова 22 . Итак, в боярский список вошли только лица, служившие в Москве в конце 1598 года. Составлен он был после 14 сентября 1598 года, пометы в список вносились, по крайней мере, до апреля следующего года.

Боярский список 1598-1599 годов является важным источником для изучения двора времени царя Бориса Федоровича Годунова. Необычайная близость по структуре и времени к перечню участников собора в Утвержденной грамоте делает его также одним из основных источников для анализа состава земского собора 1598 года 23 .

Боярский список 1602-1603 годов сохранился в столбце № 1132 (столпик 1) Московского стола. Его основной текст, за исключением отдельных вставок, написан одним или двумя похожими почерками, скорописью, на 84 листах 24 . Водяные знаки: небольшой двуручный кувшинчик с украшением в форме грозди винограда и литерами (лл. 3-6 и др.), точно совпадает с № 4246 (апрель 1603 г.) у Лихачева; одноручный кувшинчик, украшенный четырехлистником, с литерами NB (лл. 7, 10 и др.), близок к №№ 418-419 и 423 (1600 г.) у Гераклитова.

Значительная часть боярского списка не сохранилась: он начинается с жильцов (начало списка жильцов вместе с заголовком «жильцы» отсутствует) 25 и оканчивается списком «выбора» по 51 уезду. Всего в дошедшей части перечислено 82 жильца и 822 выборных дворянина. Помимо начала (отсутствуют боярская дума, дворцовые чины, дьяки, стольники, стряпчие, дворяне и большинство жильцов) в источнике утрачено еще несколько склеек: самый конец перечня жильцов и почти весь «выбор» по Владимиру между лл. 27 и 28, конец «выбора» по Лихвину и начало «выбора» по Белеву между лл. 2 и 54, конец «выбора» по Дорогобужу и «выбор» по Клину и Белой - в конце рукописи. Можно предположить также, что не уцелели склейки с «выбором» по Тарусе, вероятно, между лл. 11 и 8, и Звенигороду - между лл. 73 и 74. К такому выводу приводит сопоставление боярских списков 1588-1589 и 1602-1603 годов, последовательность городов в которых совпадает, хотя в списке 1602-1603 годов и появляется несколько новых городов (Мещера, Нижний Новгород, Арзамас, Лух, Карачев, Орел и Стародуб).

Датировка боярского списка затрудняется тем, что службы жильцов и выборных дворян, вошедших в него, почти не отразились в разрядных книгах того времени. Всего в источнике 23 датированных пометы: одна - 7109 года, три - 7110 и 19 - 7111 года. В трех случаях в пометах указан месяц: в декабре 1602 года в «выбор» были записаны В. А. Петров и Т. В. Козлов-Морозов (лл. 10 и 14), а 8 июня 1603 года получил придачу к поместному окладу Я. Л. Лодыженский (л. 3). Боярский список был составлен, по-видимому, в начале 7111, то есть в конце 1602 года (четыре более ранних пометы 7109 и 7110 годов, как и в списке 1588-1589 годов, были, очевидно, проставлены с опозданием), и действовал в приказе на протяжении первой половины 1603 года.

Боярский список 1602-1603 годов, фиксируя состав царского двора непосредственно перед «смутой» начала XVII века, позволяет лучше судить о служебном положении многих активных деятелей этой бурной эпохи: П. П. Ляпунова, братьев Хрипуновых, бежавших в Польшу и поддержавших там «царевича», Петра Тургенева, обличавшего самозванца и казненного им, родного дяди Лжедмитрия С. З. Отрепьева и других.

Боярские списки конца XVI - начала XVII века заполняют пробел в источниках по истории государева двора между Дворовой тетрадью середины XVI века и боярскими списками XVII века, изданными В. Н. Сторожевым 26 . Значение описанных выше документов тем более велико, что во второй половине XVI - начале XVII века двор быстро рос, структура его менялась, происходило формирование столичных чинов, оформление городового «выбора» и т. д. Эти процессы с большой полнотой отражены в боярских списках. Самостоятельный интерес в боярских списках представляют пометы 27 : они дают более широкую картину служебных назначений дворовых людей, чем разрядные книги или какой-либо иной источник.

Текст публикуемого ниже боярского списка 1598-1599 годов передается в соответствии с правилами издания исторических документов XVI века. Утраченные части текста восстанавливаются в квадратных скобках или обозначаются тремя точками и оговариваются под строкой. В квадратных скобках восстанавливаются также сокращения в пометах: «Бол[ен]», «Отос[лан] из Помес[тного]» и т. д. Пометы внесены в основной текст после фамилий, к которым они относятся, и выделена курсивом. При внесении помет в середину фразы отделение их от основного текста производится посредством тире. Фамилии, над которыми или против которых на полях стоит знак (или знаки) « + », отмечаются звездочками.

Публикацию подготовили кандидат исторических наук С. П. Мордовина и А. Л. Станиславский.

БОЯРЕ, представители высшего слоя общества в Древнерусском государстве, русских княжествах и землях, Русском государстве, России в 10 - начале 18 века; высший чин в Боярской думе с 15 века. Этимология слова «бояре» и история бояр периода 10 - начала 13 века остаются спорными, преобладает мнение о заимствовании слова «бояре» из тюркского дунайско-болгарского языка через старославянский язык в форме «болярин» со значением «знатный, богатый человек». В нарративах 11-12 века, по преимуществу переводных (в том числе в текстах по библейской и византийской истории), доминирует форма «болярин» с дополнительным значением - «властель», представитель власти. Эти бояре составляли окружение носителей верховной власти - «старозаветных» царей и византийских императоров. Такое понимание слова «бояре» закрепилось в древнерусском обществе и внедрилось в систему понятий, обозначавших его социальную иерархию. С рубежа 11-12 века в летописных памятниках бояре упоминаются как в синхронных сообщениях, так и в известиях о более ранних событиях на Руси, относившихся к концу 10 века. Со 2-й четверти 12 века и особенно в 13 веке слово «болярин» довольно широко использовалось в летописях и других нарративах, светских и церковных законодательных текстах, в документах (актах) при описании норм права и событий в Древнерусском государстве. С 13 века в источниках преобладает форма «боярин».

В современной российской историографии сложились две основные точки зрения в отношении бояр 10 - начала 13 века. Сторонники первой (И. Я. Фроянов и др.) видят в них родоплеменную знать, противостоявшую князю и старшей дружине («княжим мужам») и являвшуюся социально-политическим ядром «городов-государств», вступавших с князьями в договорные отношения. Бояре возглавляли государственно-политические институты «городов-государств», занимая должности посадников (по крайней мере, в ряде подобных городов) и тысяцких.

Согласно второй точке зрения, бояре были связаны с княжеской властью, составляя с «княжими мужами» старшую дружину и высший, привилегированный слой судей-управителей, обязанных князю военной и другими службами. При этом одни исследователи (А. А. Горский и др.), представляющие вторую точку зрения, датируют интеграцию бояр в систему связей с князем-сувереном рубежом 10-11 века и утверждают, что должности посадников и тысяцких первоначально замещались боярами путём княжеских назначений, а территориально-владельческие связи бояр были совместимы с их включением в окружение князя. Другие учёные (М. Б. Свердлов и др.) относят интеграцию бояр (родоплеменной знати) с «княжими мужами» в одну сословную группу бояр ко 2-й трети 12 - 1-й трети 13 века. И те и другие видят основы такой интеграции в развитии земельной, «феодальной» собственности (вотчин) на селе, преуменьшая (а порой, не принимая во внимание) значение вотчинной собственности бояр в городах. Но изначально именно городского дворовладения бояре определяли их территориально-сословную сплочённость (тема разработана В. Л. Яниным и его школой применительно к Новгороду).

Раздробление древнерусского государства со 2-й трети 12 века на ряд княжеств (и их последующее дробление на более мелкие княжества) и земель способствовало росту региональных особенностей в положении бояр. В Новгородской земле (с 1136 года Новгородской республике) с рубежа 11-12 веков бояре контролировали институт посадничества, которое в 13-15 веках непрерывно реформировалось под воздействием борьбы между кланами бояр, противоречий между городскими концами, частых восстаний, а также под влиянием взаимодействия с великокняжеской властью. Во 2-й трети 12 века бояре стали главной общественной силой, в том числе в отношениях с князьями. К концу 13 века в Новгороде оформился совет господ, куда входили бояре. Не позднее 2-й трети 14 века под контроль бояр перешёл также институт тысяцких. Реформы начала 15 века превратили социальный и государственно-политический строй Новгородской республики в олигархию бояр. В Галицко-Волынском княжестве 13 века бояре являлись влиятельной политической силой при относительно сильной княжеской власти и сохранили свой статус после 1239-40 годов. Тогда и позднее под боярами здесь понимали не только элитные группы нетитулованной знати, но и более широкий круг привилегированных земельных собственников, обязанных нести военную службу. Сходной была эволюция бояр в других русских княжествах, аннексированных в конце 13 - начале 15 века Великим княжеством Литовским. Не позднее 2-й трети 15 века название «бояре» закрепилось там за средними и мелкими землевладельцами, обладавшими некоторыми привилегиями и обязанными государству военной службой. В Северо-Восточной Руси на эволюцию отношений бояр с князьями (великими и удельными) повлияла совокупность факторов. В результате политической борьбы 1174-75 и 1212-18 годов произошло ослабление бояр старых политических центров (Ростов, Суздаль) и относительное усиление власти великого князя владимирского. Установление зависимости русских княжеств и земель от Золотой Орды, ордынские набеги 13-15 веков (в особенности до 1430-х годов), а также пандемии привели к физическому уничтожению большинства старых боярских родов (в 16-17 веках родословная очень немногих фамилий восходила к домонгольскому времени и даже к концу 13 века; одно из исключений - Шимоновичи-Воронцовы-Вельяминовы). Во 2-й половине 14-15 века пополнение бояр шло за счёт низких слоёв «свободных» вотчинников, попадавших на княжескую службу. Имелись различия в положении «старых» и «новых» бояр не только по происхождению, но и по местоположению их вотчин. Уже с 14 века под боярами в Северо-Восточной Руси понимали не только элитную группу нетитулованной знати (выходцы из неё входили в совет при князе, занимали высшие посты в системе управления и княжеского хозяйства, смотри Кормление), но и более широкие слои привилегированных, обязанных военной службой вотчинников, соучаствовавших в управлении податным людом в качестве мелких кормленщиков. И тех и других бояр сближали право (обязанность) несения военной службы и соучастия в управлении, право на свободный отъезд к другому князю (постепенно сужавшееся к концу 15 века), характер вотчинного землевладения (существовала «боярская земля» наряду с княжеской, церковной и другими землями), наличие, хотя и в разном объёме, судебного и финансового иммунитета, принципы выделения отдельных бояр в элитарные или локальные микрогруппы (выделялись лица, именовавшиеся с отчеством на «-вич» и обладавшие семейным статусом, т. е. состоявшие в браке или вдовцы).

Ликвидация института тысяцких с конца 14 века в большинстве княжеств означала устранение прежних элементов организации бояр. Новые способы организации реализовались в структурах Государева двора. Он вобрал в себя служилое боярство и менее статусные слои. Со 2-й трети 15 века совокупность сословных групп двора описывалась в источниках как «бояре и дети боярские» (в 12-13 веках как «бояре и дворяне», в конце 13 - начале 15 века как «бояре и слуги вольные»). Облагораживание малостатусных слоёв (что и зафиксировали изменения в терминологии) означало также постепенное закрепление термина «бояре» за высшими слоями элиты.

С середины 15 века под боярами понимали почти исключительно членов Боярской думы, а также лиц, принадлежавших к элитарным группам нетитулованной, а позднее и титулованной знати, вошедшей в состав двора великого князя московского Ивана III Васильевича в большом количестве в качестве территориально-клановых сословных групп служилых князей. С конца 15 века бояре - лица, пожалованные чином «боярин», а также лица, обладавшие правом боярского суда по должности, занимаемой ими в центральных органах власти, в княжеском хозяйстве или местном самоуправлении (наместники). Чин «боярин» не был наследственным. В 16-17 веках бояре являлись высшим правящим слоем в Русском государстве, составляли вместе с другими думными чинами и рядом высокостатусных групп двора «политическое сословие» при великих князьях московских, а затем царях. Они обладали значительной земельной собственностью и дворами-резиденциями в Москве и других городах, имели самое высокое материальное и денежное обеспечение, занимали высшие посты в государственном управлении, при военных и дипломатических назначениях, были необходимой, естественной средой дворцовой жизни царей. До конца 17 века соперничество разных кланово-родовых «дворцовых партий» бояр, занимавших различные позиции в вопросах престолонаследия (конец 15 века, середина и конец 16 века), внешней и внутренней политики, являлось одной из ключевых составляющих политической борьбы в Русском государстве.

В более широком плане в историографии под боярами понимают совокупность титулованных и нетитулованных фамилий, члены которых традиционно входили в состав Боярской думы в качестве бояр или окольничих. В 16 веке было свыше 75 подобных фамилий (из них около 50 - титулованные княжеские роды). В 17 веке при значительном обновлении генеалогического состава и увеличении численности бояр и окольничих число этих фамилий сократилось до 45-50 (на долю титулованных родов пришлось свыше половины).

Бояре, как и сословная иерархия 16-17 века, перестали существовать в годы реформ царя Петра I. Последнее пожалование в чин «боярина» состоялось в 1712 году.

В 16-17 веках крестьяне и холопы называли боярами помещиков и вотчинников. Слова «барин», «баре», произошедшие от слова «бояре», имели широкое хождение в 18-19 веках, употребляются и поныне.

Боярами называлась также привилегированная сословная группа землевладельцев в Молдавском и Валашском княжествах, а затем в Румынии (румынский boerii), сложившаяся в 13-14 веках. В Средневековье она разделялась на родовых, владевших баштанами (отчинами), и поместных, владевших мошиями (поместьями). Ликвидирована в ходе аграрной реформы 1945 года.

Лит.: Веселовский С. Б. Феодальное землевладение в северо-восточной Руси. М.; Л., 1947. Т. 1; он же. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969; Львов А. С. Лексика «Повести временных лет». М., 1975; Назаров В. Д. «Двор» и «дворяне» по данным новгородского и северо-восточного летописания (XII-XIV в.) // Восточная Европа в древности и средневековье. М., 1978; Янин В. Л. Новгородская феодальная вотчина: (Историко-генеалогическое исследование). М., 1981; он же. Новгородские посадники. 2-е изд. М., 2003; Crumey R. О. Aristocrats and servitors: the boyar elite in Russia, 1613-1689. Princeton, 1983; Завадская С. В. «Болярин» - «боярин» в древнерусских письменных источниках // Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1985 год. М., 1986; Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России во второй половина XV - первой трети XVI в. М., 1988; Павлов А. П. Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове (1584-1605 годы). СПб., 1992; Фроянов И. Я. Древняя Русь: Опыт исследования истории социальной и политической борьбы. М.; СПб., 1995; Свердлов М. Б. Домонгольская Русь. Князь и княжеская власть на Руси VI - первой трети XIII в. СПб., 2003; Горский А. А. Русь: От славянского расселения до Московского царства. М., 2004.



Последние материалы раздела:

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...

Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи
Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи

Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:1. ХРАМОВЕДЕНИЕ...

Перемещение Определить величину перемещения тела
Перемещение Определить величину перемещения тела

Когда мы говорим о перемещении, важно помнить, что перемещение зависит от системы отсчета, в которой рассматривается движение. Обратите внимание...